Обломов характеристика образа ильинской ольги сергеевны. Характеристика ольги ильинской в романе "обломов" - описание образа и интересные факты Обломов и ольга сравнительная характеристика в таблице

Ольга Сергеевна Ильинская

Агафья Матвеевна Пшеницына

Черты характера

неотразимая, добрая, не такая как все, амбициозна

Добрая, общительная, работящая, легко шла на контакт, милая, воспитанная, аккуратна и самостоятельна

Внешний облик

была высокого роста, у неё было светлое, чистое лицо, утонченная шея и серо-голубые глаза, широкие брови и длинные волосы, тоненькие губы

У нее были серые глаза и красивое лицо, пышные формы, светлая кожа

была сиротой, еще в маленьком возрасте потеряла родителей, жила с тётей, и несмотря на тяжелое детство была очень воспитана

Была замужем за Пшеницыным, но тот умер и женщина осталась вдовой; была матерью двух детей

Поведение

отличалась малой разговорчивостью, не раскидывалась словами, говорила по делу, не вспыльчивая, спокойная, с искренним смехом

Активна, постоянно чем-то занята; была хитра, но это всё шло на пользу Обломову

Как познакомилась с Обломовым

Штольц свел их в доме Ильинских. Нового знакомого очаровал необычный голос девушки

Познакомились благодаря Терентьеву, вскоре после этого Обломов приходит к Агафье снимать жилье, после этого он больше узнает девушку

Как относилась к Обломову

её умиляли рассказы об Обломове, а так же чистое и искреннее сердце Ильи. Вскоре девушка влюбилась в Илью и хотела увидеть в нём изменения. Но увы разочаровалась в нём, хотя позже поняла, что он необычный человек

Очень трепетно к нему относится, молится за него, кого тот болеет, тщательно следит за его здоровьем и пытается вылечить. Так и влюбляется в Обломова, боготворит его и считает необыкновенным

Как относился Обломов

Ольга была для него идеалом, благодаря ей он понял, что такое светлые чувства. Их отношения начались весной, но к осени уже закончились

С Агафьей Обломову спокойней, он чувствует уют и заботу. Через некоторое время он признается ей в чувствах и решается поцеловать

Жизненная цель

изменить Обломова, и научится понимать окружающих

Умеет всё делать, любит работать, но слегка глупа. Она не думает о будущем, а просто пускает жизнь по течению. Хотела во всем сделать уют, а особенно в жизни с Обломовым

Как развивалась судьба

С возрастом стала умнее и мудрее, её мужем стал Штольц, от которого она родила детей

Прожили с Обломовым они 7 лет, после чего Агафья потеряла мужа, и одним утешением остается сын-Андрей

Любимое занятие

любила петь и ходить в театр, заниматься музыкой и читать

Хорошая хозяйка, трудолюбивая, любила готовить и следить за хозяйством; занималась рукоделием

Схожие черты

простые девушки, верные, домашние, добрые

Сочинение Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

Любовь является одной из ключевых проблем в произведении великого Симбирского писателя Гончарова "Обломов". Илья Ильич Обломов является центром двух любовных историй. В его жизни было две женщины, абсолютно разные, непохожие друг на друга. Они обе внесли огромный вклад в его жизнь, но каждая свой. Давайте сравним этих двух, без сомнения, великих женщин в жизни героя, их характеры и вклад в образ и характер главного героя.

Ольга Ильинская - утонченная дама с невероятно тонкой душевной организацией. Встреча Ильи Ильича с ней была для него подарком судьбы. Ему несказанно повезло в день их встречи и знакомства. Его жизнь была бы не такой насыщенной без ней, пусть и такой недолгий срок.

Ольга была творческой девушкой, она любила литературу, театр, имела великий музыкальный талант. Именно это и привнесло жизнь в пассивное существование героя. Благодаря ее неудержимо у желанию развиваться, Обломов все-таки смог ненадолго встать с своего дивана, снять халат и начать действовать. Ольга начала водить его в оперу, в театр. Именно благодаря ей герой начал хоть что-то чувствовать. Что-то будто перевернулось в его душе с ее появлением.

Истинным желанием Ольги было изменить героя, оживить его, заставить его чувствовать. Она не желала мириться с его существом, а стремилась разрушить его привычки, заставив жить,а не существовать. Так и поступает решительная, смелая девушка, готовая на все ради любви.

Однако, герой был не готов к таким резким переменам. Он не хотел навсегда откладывать свой любимый халат ради каких-то любовных приключений, которые лишь утомляли его. Он разбил Ольге сердце. Однако они навсегда остались самой яркой любовью друг у друга. Ведь более страстной любви в его жизни больше и не было.

Второй и последней женщиной в жизни Ильи Ильича стала Агафья Пшеницына. Ее характер радикально отличался от характера Ольги. Ее вовсе не тянуло менять Илью. Он устраивал ее таким, какой он был. С открытой на одной и той же странице книжкой, с халатом,на мягком диване. Она лишь способствовала его регрессу, деградации его, как личности. Агафья всячески прислуживала ему, приносила еду, убиралась.

Их жизнь была абсолютно синонимична жизни в Обломовке. Именно такой жизни и жаждал Илья. Ему было намного комфортнее жить с Агафьей, с ее размеренным характером.

Такая жизнь не могла привести ни к чему хорошему, но Агафья не понимала этого. Ей было достаточно того, что им просто было удобно жить друг с другом. Такая пассивная, лишённая движений и эмоций, жизнь и привела не только к гибели Обломова как личности, но и как человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что две эти разные женщины изменили жизнь героя, они привнесли любовь в его жизнь, только истории оказались противоположны. Одна история - наполняющая эмоциями, страстная, яркая. А другая - медленная, размеренная, спокойная. Герой сделал свой выбор и,впоследствии, поплатился за него.

Мы не можем винить его в этом выборе, ведь каждый человек родом из детства, и изменить его бывает крайне сложно, как сильно бы этого ни хотел другой человек.

Несколько интересных сочинений

    Одиночество человека.Человек по своей сути живое существо, которое должно жить в коллективе. Не зря развитие человечества ускорило свои темпы только когда люди начали жить в коллективе, где каждый имел свою роль и назначение.

  • Сочинение по картине Гаврилова Последние васильки 6 класс

    Крупным планом на деревянном столе без скатерти, в обычной белой эмалированной кастрюле стоит букет васильков. Видно, не нашлось в этом доме вазы для шикарного букета полевых цветов

  • Характеристика и образ Чичикова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер героя и его окружение. Сам Гоголь не был уверен, что Чичиков понравится читателям

  • Художественные особенности русских былин сочинение по русской литературе 7 класс

    Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.

  • Сочинение Лирический герой стихотворения Море Жуковского

    Стихотворение «Море» Жуковский посвятил своей двоюродной племяннице Маше Протасовой. Связать свою жизнь с её он не мог – родители девушки были против. Слишком близкое родство, браки между ближайшими родственниками не одобрялись в то время.

Ольга Сергеевна Ильинская — из серии женских портретов Гончарова, натура яркая и запоминающаяся. Сближая Ольгу с Обломовым, Гончаров поставил себе две задачи, каждая из которых важна сама по себе. Во-первых, автор в своем произведении стремился показать те ощущения, которые пробуждает присутствие молодой, симпатичной женщины. Во-вторых, он хотел представить в возможно полном очерке саму женскую личность, способную к нравственному пересозданию мужчины

Падшего, обессиленного, но еще сохранившего в себе многие человеческие чувства.

Благотворное влияние Ольги скоро сказалось на Обломове: в первый же день знакомства Обломов возненавидел и ужасный беспорядок, царивший в его комнате, и сонное лежание на диване, на которое он облек себя. Мало-помалу, вдаваясь в новую жизнь, указанную Ольгой, Обломов покорился вполне любимой женщине, угадавшей в нем чистое сердце, ясный, хотя и бездеятельный ум и стремившейся пробудить его душевные силы. Он стал не только перечитывать книги, прежде валявшиеся без всякого внимания, но и передавать вкратце их содержание любознательной Ольге.

Каким же образом удалось Ольге произвести в Обломове такой переворот? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к характеристике Ольги.

Что за человек была Ольга Ильинская? Прежде всего, необходимо отметить самостоятельность ее натуры и незаурядность ее ума, явившиеся следствием того, что рано потеряв родителей, она шла своей твердой дорогой. На этой почве развилась и пытливость Ольги, поражавшая тех людей, с которыми сталкивала ее судьба. Охваченная жгучей потребностью знать как можно больше, Ольга осознает поверхностность своего образования и с горечью говорит о том, что женщинам не дают образования. В этих ее словах чувствуется уже женщина нового времени, стремящаяся сравняться с мужчинами по уровню образования.

Идейность натуры роднит Ольгу с тургеневскими женскими персонажами. Жизнь для Ольги – это обязанность и долг. На почве такого отношения к жизни выросла и ее любовь к Обломову, которого, не без влияния Штольца, она задалась целью спасти от перспективы умственно опуститься и погрузиться в тину недалекого существования. Идейным является и ее разрыв с Обломовым, на который она решилась только тогда, когда убедилась, что Обломова уже не возродить никогда. Точно также и неудовлетворенность, временами охватывающая душу Ольги после выхода ее замуж, вытекает из того же светлого источника: это ни что иное, как тоска по идейному делу, которого не мог ей дать благоразумный и рассудительный Штольц.

Но разочарованность никогда не приведет Ольгу к лени и апатии. Для этого она обладает достаточно сильной волей. Ольге свойственна решительность, которая позволяет не считаться ни с какими преградами, чтобы возродить любимого человека к новой жизни. И та же сила воли пришла к ней на помощь, когда она увидела, что ей не возродить Обломова. Она решила порвать с Обломовым и справилась со своим сердцем, как дорого ни стоило ей это, как ни трудно было вырвать любовь из сердца.

Как было уже сказано ранее, Ольга – женщина нового времени. Гончаров вполне ясно выразил существовавшую в то время потребность в подобном типе женщин.

План статьи «Характеристика Ольги Ильинской»

Основная часть. Характер Ольги
а) Ум:
— самостоятельность,
— вдумчивость,
— любознательность,
— идейность,
— возвышенный взгляд на жизнь.

б) Сердце:
— любовь к Обломову,
— разрыв с ним,
— неудовлетворенность,
— разочарованность.

в) Воля:
— решительность,
— твердость.

Заключение. Ольга, как тип новой женщины.

Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына
Качества характера Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём.
Внешность Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. Сероглазая; славное лицо; упитанная; круглые ноги; высокая грудь; светлые, но жёсткие ручки; постоянно работающие локти.
Социальное положение Потеряла родителей в детстве – сирота, проживает с тётей, девушка безупречного воспитания. Вдова с небольшим состоянием; умерший муж – коллежский секретарь Пшеницын; хорошего происхождения; у неё два ребенка.
Поведение Мало говорила, но прямо и конкретно; спокойная; не жантильная; искренне смеялась. Вечно в движении, по хозяйству делает всё правильно; хитрит, но на пользу Обломову.
Знакомство с Обломовым Познакомил их Штольц в доме у Ильинских. Илья Ильич был поражён её дивным голосом. Познакомил их кум Агафьи Терентьев. Затем Обломов снимает жильё у вдовы. Замечает в ней что-то особенное (на момент встречи ещё влюблён в Ольгу).
Отношение к Обломову Любила слушать рассказы Штольца об Обломове, затем её начало умилять чистое и доброе сердце Ильи Ильича. Ольга влюбилась и ждала изменений в Илье Ильиче. Но позже разочаровывается и понимает, что любила выдуманного Обломова. Однако на протяжении жизни она понимает, что он неповторимый человек. Боготворит его, во время болезни заботится о нём и лелеет, молиться за его здоровье. Сама того не замечая бескорыстно влюбляется. Обломов является первой любовью, она принимает его таким ленивым и тихим барином. Считает его удивительным человеком.
Отношение Обломова Считал Ольгу идеалом для «обломовской» жизни, она пробудила в нём светлые чувства, он безумно влюбился, очнулся, пробудился после глубокого сна, но ненадолго. Их отношения начались весной и осенью уже закончились. Эти чувства отличаются от предыдущих. С Пшеницыной Илье Ильичу очень уютно и спокойно, жизнь у неё напоминает Обломовку. Он решается признаться, затем целует.
Жизненная позиция Девушка энергичная и живая, с сильным характером, чёткие взгляды на жизнь, она во всём понимает смысл. Всё делает по дому, но глуповата. Она не рассуждает о жизни, а просто плывёт по течению.
Цели Понять всех окружающих; оживить, пробудить Обломова. Огородить Обломова от работы; создать комфорт.
Дальнейшая судьба Повзрослела, стала намного мудренее; вышла замуж за Андрея Штольца и родила детей. После 7 лет совестной жизни Обломов умирает, и жизнь Агафьи теряет смысл, одно утешение это сын — Андрей Обломов.
Занятия Любит петь и посещает театры, хорошо играет на фортепиано, часто берет в руки газеты и книги. Замечательная хозяйка; хорошо готовит, особенно вкусно печёт и варит кофе; разводит огород и живность; шьёт сама одежду.
Общие черты персонажей

Простота и открытость; верность, преданность; хозяйственность; добродушие; любят рукоделие

    • Обломов Штольц происхождение из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка воспитание родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а […]
    • Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” - именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить, и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию. Мне казалось, что скука, однообразие, лень, […]
    • Вступление. Некоторые люди находят роман Гончарова “Обломов” скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа. Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут […]
    • Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой. Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад. Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь. Судьбу Ильи Ильича Обломова можно назвать «обыкновенной историей», типичной для помещиков, безмятежно живших за счет труда крепостных крестьян. Среда и воспитание сделали из них безвольных, апатичных людей, не […]
    • Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа – полные противоположности друг другу, их […]
    • Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто […]
    • В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа. Илья Ильич Обломов - типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: “Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, […]
    • Роман И.А Гончарова весь пронизан разными противоположностями. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше понять характер героев, авторский замысел. Обломов и Штольц – две совершенно не похожие друг на друга личности, но, как говорится, противоположности сходятся. Их связывает детство и школа, узнать о которых можно в главе “Сон Обломова”. Из него становится ясно, что маленького Илью все любили, ласкали, не давали ничего делать самому, хотя вначале он рвался сделать все сам, но тут прибегали его […]
    • Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом […]
    • Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой‑то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно это и составляло задачу Ольги Ильинской – разбудить Обломова, заставить его проявить себя как человека деятельного. Девушка считала, что любовь подвигнет его на великие свершения. Но она глубоко ошибалась. Невозможно разбудить в человеке то, чего у него нет. Из‑за этого недоразумения разбились сердца людей, герои страдали и тяжело […]
    • В романе «Обломов» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова «одним из великанов русской литературы», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича – все это способствовало тому, что роман «Обломов» занял достойное место в ряду шедевров […]
    • К середине XIX в. под влиянием реалистической школы Пушкина и Гоголя выросло и сформировалось новое замечательное поколение русских писателей. Гениальный критик Белинский уже в 40-х годах отметил появление целой группы талантливых молодых авторов: Тургенева, Островского, Некрасова, Герцена, Достоевского, Григоровича, Огарёва и др. В ряду этих многообещающих писателей стоял и Гончаров, будущий автор «Обломова», первый роман которого «Обыкновенная история» вызвал высокую оценку Белинского. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И. […]
    • Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону...»); раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»); неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
    • Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
    • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]
  • Коллекция сочинений: Обломов и Ольга Ильинская

    И в то же время за русским типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "подсовывает" Обломову Ольгу Ильинскую. Еще до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого "розыгрыша". Перед Ольгой ставится задача - поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет. Если чувства Обломова к Ольге искренни и безыскусственны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: "ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем". Выходит, Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а свое собственное отражение. Для нее Обломов - "какая-то Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом". Но что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц: "...Избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить - все это ты должен и сможешь сделать". Этот минимум для Штольца и воспитанной им Ольги - максимум. Не потому ли, ярко вспыхнув, быстро увядает любовь Обломова и Ольги?

    Как писал русский поэт начала XX века И. Ф. , "Ольга - миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга... Миссия у нее скромная - разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относился к ней так послушно и так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь. Но Ольга - девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли, главное. Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его разрывает. Один критик зло посмеялся и над Ольгой, и над концом романа: хороша, мол, любовь, которая лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался в приказ. Мне конец этот представляется весьма естественным. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения в Casta diva, в сиреневой ветке; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную, внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза, когда Обломова посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами, и он, кряхтя, несет иго романа. Нужен был какой-нибудь вздор, чтобы оборвать эти совсем утончившиеся нити".

    Головной, рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение.

    Достоинство Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает свое душевное падение: "Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье... Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его... да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас".

    Когда Ольга в сцене последнего свидания заявляет Обломову, что она любила в нем то, на что указал ей Штольц, и упрекает Илью Ильича в голубиной кроткости и нежности, у Обломова подкашиваются ноги. "Он в ответ улыбнулся как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно говорил: "Да, я скуден, жалок, нищ... бейте, бейте меня!.."

    "Отчего его пассивность не производит на нас ни впечатления горечи, ни впечатления стыда? - задавал вопрос тонко чувствовавший Обломова И. Ф. Анненский и отвечал на него так.- Посмотрите, что противопоставляется обломовской лени: карьера, светская суета, мелкое сутяжничество или культурно-коммерческая деятельность Штольца. Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток разрешить вопрос о жизни?"

    В финале романа угасает не только Обломов. Окруженная мещанским комфортом, Ольга начинает все чаще испытывать острые приступы грусти и тоски. Ее тревожат вечные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. И что же говорит ей в ответ на все тревоги бескрылый Штольц? "Мы не титаны с тобой... мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту..." Перед нами, в сущности, самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и самодовольная.

    Урок литературы

    по роману

    И. А. Гончарова «Обломов»

    «Испытание любовью:

    Ольга Ильинская

    Илья Ильич Обломов»

    10 класс

    Карпенко Наталия Александровна

    Учитель русского языка и литературы

    ГБОУ СОШ №1970

    г. Москвы

    Цель урока:

    доказать, что любовь развивает души и сердца главных героев, раскрывает их характеры, показывает героев в их развитии.

    Задачи урока:

    раскрыть характеры и идеалы Обломова и Ольги Ильинской;

    воссоздать историю взаимоотношений Ольги с Ильей Ильичом;

    развивать умение анализировать эпизоды, образы-персонажи, высказывать свое отношение к героям.

    Слово учителя.

    Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ещё с античных времён воспевалось это чистое и прекрасное чувство - любовь. Как вы думаете, почему многие писатели и поэты этой теме уделяли особое внимание?

    Если возводить пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте будут романтические отношения Ромео и Джульетты. Это самая красивая история, которая увековечила её автора - Шекспира. Ромео и Джульетта полюбили друг друга с первого взгляда, с первых слов. Двое влюблённых идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта готова умереть, лишь бы быть верной Ромео. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга. Жизнь одного теряет смысл без другого.

    Хоть эта история и трагична, но на любовь Ромео и Джульетты всегда и везде, в любые времена будут равняться все влюблённые.

    Но любовь бывает разная: любовь-страсть и любовь-привычка. Кто-то любит всем сердцем и готов на все ради любимого, а кто-то любит головой, зная наперед, что ему нужно. Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

    Иннокентий Анненский писал:

    «Любовь - это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».

    Как вы понимаете слова русского писателя Анненского?

    В начале романа мы застаем главного героя, лежащим на диване и совершенно не интересующимся общественными делами.

    Почему Обломов прячется от общества? От чего он бежит? Стр. 189-190

    Запись:

    Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, потому что не находит там никаких интересов, видит там одних "мертвецов". Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

    В беседе со Штольцем Обломов делится своей мечтой о счастье так, как ему это видится. Что говорил Обломов Штольцу о своем понимании идеала, «нормы жизни» для человека? (он увлеченно рисовал картины семейного счастья, в которых была и музыка, и поэзия, и любовь). Стр. 192-193

    Не напомните ли, что составило бы счастье нашего героя? (ч.2 гл.4) стр. 194-197

    Запись:

    Идеальная жизнь для Обломова:

    1. Деревня

    2. Жена

    3. Новый, покойно выстроенный дом

    4. Добрые соседи-приятели

    5. Музыка

    6. Поэзия

    7. Любовь.

    О какой жене мечтает Обломов?

    Запись:

    Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

    Согласен ли Штольц с таким пониманием счастья? Почему? Что значит жить для Штольца? Стр. 200

    Запись:

    Для Штольца «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни».

    Как такую жизнь называет Штольц? (Обломовщина)

    Всегда ли такой был Обломов? О чем они мечтали? Стр. 198

    Что произошло с Обломовым? Куда делись все эти мечты? Сколько лет «спит» Обломов? 12 лет

    Почему? (Нет силы и воли). Стр.200

    Куда зовет Штольц Обломова и зачем? (Штольц зовет друга за границу, хочет помочь ему избавиться от обломовщины.)

    Сначала Обломов верит в то, что Андрей может ему помочь и даже готов идти за ним куда угодно. Начинает даже строить планы. Какие? Стр. 204

    Собираясь за границу, Обломов даже «заказал себе дорожное платье, …» Продолжите действия Обломова. Стр.205

    Так уехал Обломов за границу или нет? Почему? Каковы причины? Стр. 206

    И вот на горизонте жизни появляется та, которая (гипотетически) может составить счастье.

    Но сперва давайте вспомним, о какой жене мечтает Обломов? (см. запись)

    Кто же эта женщина, которая должна была составить счастье Обломова? Когда и от кого слышим первое упоминание о ней? (из разговора Штольца с Обломовым)

    Как произошло знакомство Обломова с Ольгой?

    Какой увидели вы, читатели, эту героиню? Поделитесь письменно своими впечатлениями (несколько минут учащиеся работают самостоятельно)

    В тетрадях запись примерного содержания:

    Ольга. Проста, мягка, музыкально образованна, иронична, внимательна, энергична, жаждет деятельности, полна мечтами о ней, уверенная в себе; хороший психолог, «тонкая натура», «естественное проявление мысли, чувства, воли», «недюжинная девушка» и т. д.

    Почему Штольц говорил только с Ольгой? Чем она отличалась от других девушек? Стр. 208

    Каким видим нашего героя при первой встрече с Ольгой? (рассеянным, неуклюжим)

    Почему?

    Почему в этой сцене так мало об Илье Ильиче?

    Какую роль сыграл Штольц?

    (Штольц не только познакомил их, но и успел рассказать Ольге и о халате, и о диване, и о том, что Захар одевает барина.

    А главное: «Штольц.уезжая, завещал Обломова ей, просил приглядывать за ним, мешать ему сидеть дома».

    Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

    У ней развился уже…план, как она отучит Обломова спать после обеда…, она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц: потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, - словом, она укажет ему цель…

    Запись:

    План возрождения Обломова:

    Отучить спать после обеда

    Заставить писать в деревню письма

    Заставить дописать план устройства имения

    Заставить приготовиться ехать за границу

    Зачем ей все это надо?

    Чтобы удивился Штольц её способностям («И Штольц не узнает его, воротясь».)

    Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею.(« Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её».)

    Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. (« Возвратить человека к жизни – сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..»)

    Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? Стр.206

    («Встает он в семь часов. Читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем… Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе…Он весел, напевает…отчего же это?» )

    Обратите внимание: сначала говорится о том, как изменился Обломов, его даже нельзя узнать, а уже потом автор сообщает нам, почему это произошло (произошло это под влиянием большого чувства , которое нахлынуло на этого «большого ребенка» и захватило его полностью).

    Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает история двух главных героев?

    Запись:

    Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

    Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

    В письме Обломов выразил и свою любовь, и боязнь оказаться не тем человеком, кого сможет полюбить такая девушка, как Ольга. Он глубоко понимает Ольгу, как, может быть, она сама не понимает себя: « Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом…» - пишет он в своем послании.

    Почему Обломов не говорит об этом прямо Ольге, а пишет письмо?

    (Гончаров здесь выступает тонким психологом. Когда человеку трудно принять какое-то решение, выразить свою боль, легче довериться листу бумаги и на нем излить свою душу. Не случайно, написав письмо, Обломов почувствовал, что ему стало не так тяжело. «Я почти счастлив…Отчего это? Должно быть, оттого, что я сбыл груз души в письмо».

    Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?

    Индивидуальное задание. Выступление учеников: инсценирование эпизода «Объяснение в любви Ольге Ильинской после написания письма».

    Как проявляется герой в любви?

    Запись:
    - Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…;
    - в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.

    Изменилась ли жизнь Ольги? (просьба Штольца растормошить Обломова привела к внутренним изменениям и того и другого)

    С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?

    Окрыленная своей мечтой, которая заключается в “оживлении” Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она “перерастает” Илью Ильича.

    Запись:

    Ольга берет на себя роль “путеводной звезды”. Ольга пытается “поставить Обломова на ноги”, научить действию, вывести из покоя и лености.

    Обломову же новое чувство незнакомо. Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Его душа пробуждается, потому что живая. Он черпает что-то из Ольги, и сердце его начинает биться, а мозг работать. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя иногда еще в него вползает “червь неуверенности и лености” и опять хочется спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет, опять работает, опять самостоятельно пытается решать. Ольга всегда на “страже”, всегда поможет, всегда научит.

    Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?

    Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина. В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов - все ту же идиллическую картинку.

    Что же постепенно понимает Обломов?

    Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из “радужной” в “требующую”.

    Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?

    Обломов начинает чаще обедать дома,

    ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги,

    Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: “Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика... Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу...”

    Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров.

    Как вы думаете, было ли будущее у этих отношений, и если да, то сулило бы оно счастье обоим ?

    Инсценирование эпизода «Объяснение в любви»

    Кто виноват в причине разрыва их отношений?

    С одной стороны, их отношения сошли на нет из-за идиллического воспитания Ильи Ильича, его вечной тяги к покою и тишине, а с другой стороны, по его собственной вине. Обломов "сам виноват. Он не оценил, не понял, что Ольга - девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли. Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его разрывает. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза.

    Обломов понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время – это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: «я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду».
    Ольга Ильинская все время заставляет героя что-то делать, по крайней мере, пытается заставить. Обломов не хочет ломать свой образ жизни. Он не столько сопротивляется, сколько для него не характерен образ жизни Ольги и Штольца. Он выбрал другой путь. Ольга все время чего-то требует от него, пытаясь повлиять на его личность, переделать его, перевоспитать… И Обломов понимает, оттягивая объяснение в любви, что она «не его идеал».

    И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: “...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!..”

    Какой след в жизни Обломова оставит Ольга?

    Для Обломова эта любовь навсегда останется в сердце. И он будет вспоминать ее как что-то светлое, ясное, чистое. Это была духовная любовь. Эта любовь была лучом света, она пыталась пробудить душу и развить ее. И Обломов понимает причину разрыва. "Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер", - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: "Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу..." "Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!"

    Но у него нет сил сопротивляться ей. И Илья Ильич вскоре засыпает духовно, а потом и физически.

    Композиция романа

    Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй-третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.

    Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью , т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.

    Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

    История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая "Обломова" словами: "И он рассказал ему, что здесь написано". Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

    Домашнее задание: подготовить образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.


    error: Content is protected !!