Отцы и дети начало действия. Роман отцы и дети и его время. Естественно-научные и философские взгляды Базарова

«Отцы и дети» Тургенева – это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Действие романа происходит в 1859 году

Роман "Отцы и дети» создавался Тургеневым в горячее для России время. Рост крестьянских восстаний и кризис крепостнической системы вынудили правительство в 1861 году отменить крепостное право. В России необходимо было произвести крестьянскую реформу. Общество раскололось на два лагеря: в одном были революционеры-демократы, идеологи крестьянских масс, в другом - либеральное дворянство, стоявшее за реформаторский путь. Либеральное дворянство не мирилось с крепостничеством, но опасалось крестьянской революции.

Великий русский писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет роман построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений. В романе поднимаются и другие вопросы: как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне.

Уже в названии отражена одна из таких проблем - взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы; к «бесполезной» природе. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров.

Тургенев написал роман «Отцы и дети» в прошлом веке, но проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время. Что выбрать: созерцание или действие? Как относиться к искусству, к любви? Право ли поколение отцов? Эти вопросы приходится решать каждому новому поколению. И, может быть, именно невозможность решить их раз и навсегда и движет жизнь.

13.Обломов и Обломовка .

Роман Гончарова «Обломов» стал частью решения человечеством проблем нравственного содержания. Уже в начале романа автор обратил внимание на главную черту своего героя: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук».

И действительно – Обломов духовно богатая натура. Благородных кровей дворянин, красив, чистоплотен. Он умён, хотя в нём «дороже всякого ума: честное, верное сердце!» Многих героев романа он одарил своим благородством. Но, мне кажется, трагическое значение романа в том и состоит, что, пробудив к сознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской обломовщиной.

Первый раз об обломовщине мы узнаём из сна, который видит Обломов в очередной раз, заснув на своём диване. «Сон Обломова» – это великолепный эпизод, который останется в моей памяти надолго. Он опоэтизировал облик героя, в этом отношении, «Сон» сам по себе имеет несомненные достоинства как самостоятельное художественное произведение. Очень хорошо видно, что роман без «Сна» был бы произведением неоконченным. «Сон» многое разъяснил в образе главного героя, со многим примирил нас. Онисим Суслов, на крыльцо которого можно было попасть не иначе, как ухватясь одной рукой за траву, а другою за кровлю избы, сразу же становился мил сердцу читателя. А заспанный челядинец, дующий спросонья на квас, в котором сильно шевелятся мухи, и собака, признанная бешеной лишь за то, что бросилась бежать от людей, угрожавших ей вилами и топорами. Няня, засыпающая после жирного обеда с предчувствием, что Илюша пойдёт дразнить козла и лазить на галерею, и много других обворожительных подробностей.

Маленький Илюша всё время стремился на волю, погулять на улице, поиграть в снежки с ребятами. Но никогда это ему не удаётся, потому что весь «штат и свита» дома Обломовых тут же подхватывали его, начинали осыпать заботами, ласками. День в Обломовке проходил бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. Но главной заботою дня была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. После обеда всё и все погружались в спячку.
Вот именно эта жизнь сделала Обломова таким, каков он есть. Если бы не обломовщина, то может быть, он вырос нормальным человеком, имел цель в жизни и был бы полноценным человеком. Но в конце своего пути Обломов на вопрос своей избранницы: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…» – отвечает: «Есть – обломовщина!»

Так сам герой определил исключительную злободневность и важность своей нравственной проблемы. Вложив в уста героя это признание, Гончаров не ошибся. Он нашёл одну из самых болезненных точек современного ему общества – обломовщину. В те же годы русские критики оценили роман Гончарова, как произведение, которому предстоит долгая жизнь. И я уверен, что интерес к этому произведению не ослабеет до тех пор, пока человек будет стремиться к нравственному совершенству, а до него, увы, ещё далеко.

14.Споры вокруг романа «Обломов»

Хорошо известно резкое высказывание Н.А. Добролюбова о романе "Обломов": "Сущность характера Обломова - в его совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете, в полной оторванности от жизни, в безволии, приводящей к тому, что он становится рабом каждой женщины, каждого мошенника, который пожелает взять над ним верх". Чтобы понять накал споров вокруг романа, обратим внимание на противоположную по тональности и сути реплику критика А.В. Дружинина: "Невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко... Обломов любе зен всем нам и стоит беспредельной любви... Сам творец его беспредельно предан Обломову... "Сон Обломова" не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя". Где таятся корни этого столь противоречивого образа? Первая часть романа завершается вопросом Обломова: "Отчего я такой?" Ответ на него дан в чудном "Сне Обломова". В нем сам автор в живой картине жизни Обломовки объяснил происхождение обломовского характера. Вообще, первая глава необыкновенно совершенна. Ее чрезвы чайная и непринужденная насыщенность такова, что двенадцать страничек, в сущности, предвосхищают и исчерпывают все содержание объемистой книги.

С первых строк портрет Ильи Ильича выражает не только идею романа, но и все ее оттенки. "Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности". Глубоким поэтическим чувством отличается "Сон Обломова ", несмотря на то что отрицательное отношение автора к укладу жизни и нравам обломовщины несомненно. В чем причина такого "противоречия"? Конечно, прежде всего в том, что повествование на этих страницах ведется под углом зрения Обломова: это в его воображении возникают картины столь милого ему прошлого, это он оценивает дорогих ему людей. Трудно не согласиться с мнением критика А.В. Дружинина, современника Гончарова, о том, что в "Сне Обломова " отразились воспоминания детства писателя, которые он пронес через всю жизнь. Сам Гончаров, рассказывая о прототипах романа, говорил о том сладостном чувстве, которое охватило его в молодости по приезде домой, в Симбирск, из Москвы: "Дом у нас был, что называется, полная чаша Свои лошади, корова, даже козы и бараны, куры и утки - все это населяло оба двора. Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня". И еще: "и по приезде до мой, по окончании университетского курса, меня обдало той же "обломовщиной", которую я наблюдал в детстве". "Сон" - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица "сонного царства", безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича... "Сонное царство" Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет прямое отношение к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как известно, одно из архаи ческих значений слова "обло"-круг, окружность.

Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает другое значение, и его, на наш взгляд, и имел в первую очередь в виду автор. Это значение обломка. В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватывающей жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый чудом уцелевший "блаженный уголок" - обломок райского сада Эдема? Главную причину столь любовного отношения писателя к изображаемой жизни следует видеть в творческой натуре писателя, в его понимании литературы. Он передал Обломову некоторые собственные черты ("Мне, например, прежде всего бросился ленивый образ Обломова в себе и в других"). Однако главное, по мнению Гончарова, в том, что в создании искусства обязательно присутствует сердце художника: он должен испытать любовь к тому пласту жизни, который изображает. "Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича слабости и недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, малоизвиняемые и неизвиняемые. В целокупном образе органично сочетались с ними и многие благие задатки, милые и симпатичные свойства, также присущие всякому человеку. И потому Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека". В этих словах современного критика Ю. Лощица - ключ к пониманию непреходящего значения образа Обломова.

"Сном Обломова" завершается первая часть романа. В том, как он написан, мы видим глубокую связь Гончарова с принципами натуральной школы. Полная отчужденность от интересов большого мира, "первобытная лень", консерватизм- таково обломовское бытие. "Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке", - подчеркивает писатель. Отрыв от реальной жизни, власть сказки, чуда и воображения в фантастическом замысле, восприятие жизни как вечного праздника-таков внутренний мир обломовцев. Гончаров подчеркивает, что обломовцы не знали реальных забот, "многотрудной жизни", не знали, "зачем дана жизнь". Их идеал жизни-"покой и бездействие". Труд они "сносили... как наказание". Весь пафос их существования сосредоточился в трех актах жизни (рождение - свадьба - похороны), а в промежутках между ними они погружались в обычную апатию. Всякие иные заботы - перемены и новшества - обломовцы встречали со стоической неподвижностью. И поэтому ничто не могло нарушить однообразия их жизни, всесильной власти над ними традиционных норм жизни, обрядов и обычаев, от другого житья-бытья они с ужасом отвернулись бы. В этой атмосфере мальчик превратился в лелеянный, тепличный "экзотический цветок", и "так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая ". Романист постоянно показывает, как "пытливое внимание " одаренного мальчика не пропускает "ни одной мелочи, ни одной черты" в картине домашнего быта. Они "неизгладимо врезываются" в его душу. "Его мягкий ум" напитывается "живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни его окружающей".

Как же Гончаров достигает подобной поэтичности и обобщающей широты в изображении "Сна"? Он мастер точного и пластического воспроизведения предметов домашнего быта, всякого рода деталей, поз, взгляда, жеста, обстановки. Он погружает свои сюжеты в густую ткань вещей, мелочных житейских привычек, поступков и помыслов. При всей этой связанности с будничными деталями жизни он остается неизменно одухотворенным поэтом, умеющим в мелочах открывать общий смысл жизни, находить выражение в них характера героя и целого общественного уклада. Каждая мелочь в описании "Сна" становится поэтически ощутимой. Она гармонически входит в ткань его романа, служит раскрытию идеи и характеров.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Эпилог преступления и наказания. Его связь с общей проблематикой романа

Раскольников и свидригайлов.. раскольников и соня мармеладова.. раскольников и лужин раскольников и поРФирий петрович..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Раскольников и Свидригайлов
Многое перекликается с Раскольниковым и в образе Свидригайлова. Достоевский разными средствами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит параллели между ними. Раскольник

Раскольников и Соня Мармеладова
Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеа

Раскольников и Лужин
Родион Раскольников,главный герой романа, - молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия сред

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов
Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия - важная отличительная черта Тургенева-писателя. Павел Петрович Кирсанов - сын боевого генерала, принимавше

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
Великий русский писатель И. С. Тургенев тонко чувствовал все происходящее в общественной жизни России. В романе “Отцы и дети” он затрагивает животрепещущую для шестидесятых годов прошлого столетия

Отец и сын Кирсановы
“Отцы и дети” - одно из центральных произведений И. С. Тургенева. Он писал этот роман в тревожный и, пожалуй, самый драматический период жизни. Принято считать, что название романа содержи

Евгений Базаров перед лицом любви и смерти
Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисход

Что утверждает и что отрицает Евгений Базаров
В романе “Отцы и дети” Тургенев показал главный общественный конфликт 60-х годов XIX века - конфликт между дворянами-либералами и разночинцами-демократами. Итак, в романе Тургенева “Отцы и

Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская
Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному. Обломов родился в Обломовке - “благословенном” уголке зем

Стихи Ф.И Тютчева о любви
В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта с

Особенности стихов Тютчева
Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художест

Лирика А.А Фета
В основном в лирике Фета встречаются стихи о красоте природы, ее совершенстве, о том, что человек должен стремиться к той внутренней гармонии, которая присутствует в природе. Наиболее близки мне ст

Особенности лирики Фета
А.А. Фет - один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он открыл нам поразительный мир красоты, гармонии, совершенства, Фета можно назвать певцом природы Приближение весны и осеннее увядание, душис

Особенности лирики Некрасова
Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Своеобразие лирического героя в стихах Некрасова
Для лирики, самого субъективного рода литературы, главное - состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные непосредственно через образ лирического героя, выс

Стихи Некрасова о любви
Николай Алексеевич Некрасов почти никогда не воспринимается, как поэт творивший в русле любовной поэзии. Его исконными и привычными произведениями считаются "Крестьянские дети", "Жен

Влюбленному
Как вести о дороге трудной, Когда-то пройденной самим, Внимаю речи безрассудной, Надеждам розовым твоим. Любви безумными мечтами И я по-

Город калинов и его обитатели
Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях

Кабанихи и Дикой
А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и

Катерина среди обитателей города
А.Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна категория- угнетатели, представители «темного царства», другая - униженные и забитые ими люди. Представители первой групп

Сцена свидания в драме гроза
В драме Островского "Гроза" главная героиня - Катерина. В драме рассказывается о трагической судьбе девушки, которая не смогла сражаться за свою любовь. Из "любви и

Добролюбов и Писарев о Катерине
После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось множество откликов в периодической печати, но наибольшее внимание привлекли статьи Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д.

Как доктор Старцев превратился в Ионыча
Кто виноват в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? В начале рассказа Чехов показывает Дмитрия Старцева молодым, обеспеченным, полным сил. Как и все

Особенности драматургии Чехова
Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор

Две семьи в романе война и мир Курагины и Болконские
В Центре романа "Война и мир" три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его

Наташа Ростова
Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрез

Мой любимый эпизод в романе война и мир
В произведение «Война и Мир» самый главный эпизод, по моему мнению, - это эпизод совета, где решается судьба Москвы – судьба России. Действие происходит в лучшей избе мужика Андрея Савостьянова

Война на страницах романа Война и мир
Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ста

Пространство, в которое погружается действие художественного произведения, во многом уже предполагает развитие определенных тем и построение сюжетных конструкций. Подобное можно четко проследить на примере такого романа как «Отцы и дети».

Поскольку описываемое пространство в художественном произведении – это всегда своеобразная авторская концепция мироздания, то оно (автоматически) наделяется автором обобщающим характером.

Как и во всяком другом крупном произведении Тургенева основным местом действия в романе «Отцы и дети» становятся помещичьи усадьбы. Здесь это, разумеется, усадьба Кирсановых и усадьба Одинцовой – пространства, с которыми связаны главные сюжетные и смысловые линии, получающие разрешение во взаимоотношениях Базарова с Павлом Петровичем и Одинцовой.

Внешнее действие

Усадьба Кирсановых важна сценами «столкновений» Базарова с Павлом Петровичем, их идеологическими спорами. Усадьба Одинцовой – развитием любовной интриги между ней и Базаровым. Но все-таки и в первом, и во втором случае читатель видит пространства застывшие, статичные и внести жизнь в них способен только Базаров. Так Павел Петрович заметно оживляется после приезда Базарова, сменяет свой облик скучающего господина на яростного защитника либеральных ценностей и прочее. Одинцова, погруженная в ленивое, бесцельное, по ее словам «спокойное» состояние, почти готова ответить на чувства Базарова, однако привычка побеждает в этой схватке. Таким образом, Базарову не удается расшевелить устоявшуюся жизнь, а ведь именно в этом его функция как революционера.

Внутреннее действие

Кроме того, действие может быть не только внешним, но и внутренним. И такое действие играет достаточно важную роль в романе. Это, конечно, «эволюция» Базарова, которая и начало свое берет и заканчивается собственно на глазах читателя. Базаров, отвергая, идеалистическое миросозерцание, придерживается материалистических взглядов, что и демонстрирует постоянно, однако трещина в его броне разума появляется после знакомства с Одинцовой и развития к ней любовного чувства. Так внутренне действие берет в свои руки ход сюжета. В конце же романа почти что при смерти Базаров говорит совершенно неожиданные (для читателя) практически поэтические (во всяком случае, от Базарова, с которым читатель знакомится на первых страницах, подобных слов невозможно было бы ожидать) слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», что говорит о некоей внутренней трансформации героя (не радикальной, конечно, потому что от взглядов своих он не отказывается, но все же изменения, произошедшие в нем, налицо). И таким образом одним из мест развития действия становится внутренний мир героя, его душа.

Анализ общественного фона, на котором происходит действие романа

Обратить внимание на даты в I главе, на пейзаж в III главе, разговор Аркадия с Николаем Петровичем (там же), вечерняя беседа по приезде друзей в Марьино (глава IV) и описание фермы Николая Петровича.

Учитель

Сегодня мы поговорим с вами о том, на фоне каких исторических событий разворачивается действие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Обратимся к тексту. Прочитаем самые первые строки: «Что, Петр? Не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года… барин лет сорока…».

Вопрос

Почему Тургеневу нужно указать точно не только год, но и месяц и даже число, когда начинается действие?

Ответ

Тургенев стремился к исторической точности в передаче событий. Но почему именно эти, а не другие числа взяты автором? 1859 года – не случайная дата. В 1859 году полностью обозначился идейный разрыв между общественными классами и в отношении к крестьянскому вопросу выделились две точки зрения – революционная и реформистская.

Добролюбов в статьях 1859 года «Литературные мелочи прошлого года» (NB! Заканчивались в IV, т.е. апрельской книге «Современника») и «Что такое обломовщина?» (кн. V, «Современник», т.е. майская; она выходила в конце месяца, отсюда и двадцатые числа) противопоставил людям старого поколения, дворянскому лагерю, молодое действующее поколение, и решительно отверг дворянскую культуру, вынеся за одну скобку Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина, Обломова. Петербургские студенты Базаров и Кирсанов приезжают в Марьино, зная эти статьи «властителя дум» молодежи, точнее их прочитали реальные собратья Базарова и Кирсанова в жизни.

Таким образом, взяв конец мая 1859 года, Тургенев ориентировал читателей на то, что в романе показано время борьбы и окончательного разрыва общественных тенденций: либеральной и революционной. Время было бурное, каждый день приносил что-то новое в борьбе, потому-то Тургенев так точен в датах.

Задание

Противоречия были в основном по крестьянскому вопросу. Что же представляла собой все еще крепостническая Русь, о которой спорили «отцы» и «дети»? Найдите в тексте описание поместья братьев Кирсановых (гл. III). Прочитайте и докажите, что перед нами миниатюрная энциклопедия крестьянской жизни. Обратите внимание на описание пейзажа.

«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей - и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»

Вопрос

На что вы обратили внимание? Как вы думаете, что хочет подчеркнуть автор? Почему до половины разметаны «крыши», что значат «опустелые гумна», почему Тургеневу важно отметить овраги на крестьянских полях?

Возможный ответ

Дано описание имения русских помещиков. Мы видим разруху и запустение.

Комментарий учителя

Благодаря нескольким деталям Тургеневу удается показать многое. Это признак большого и своеобразного таланта. Вы уже встречались с подобным умением у Пушкина и Гоголя. Тургенев, их ученик, воспринял и по-своему претворил их традиции. Лаконизм и максимальная смысловая насыщенность деталей картины – первая особенность тургеневского стиля.

Вопрос

Есть ли в тексте примеры того, что не только в пейзаже чувствуется какое-то запустение, но и привычный мир социальных отношений рушится?

Отвечают ученики

В романе есть описание «фермы» Николая Петровича Кирсанова. (Гл. XXII)

«А между тем жизнь не слишком красиво складывалась в Марьине, и бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем - хлопоты безотрадные, бестолковые. Возня с наемными работниками становилась невыносимою. Одни требовали расчета или прибавки, другие уходили, забравши задаток; лошади заболевали; сбруя горела как на огне; работы исполнялись небрежно; выписанная из Москвы молотильная машина оказалась негодною по своей тяжести; другую с первого разу испортили; половина скотного двора сгорела, оттого что слепая старуха из дворовых в ветреную погоду пошла с головешкой окуривать свою корову... правда, по уверению той же старухи, вся беда произошла оттого, что барину вздумалось заводить какие-то небывалые сыры и молочные скопы.

Управляющий вдруг обленился и даже начал толстеть, как толстеет всякий русский человек, попавший на «вольные хлеба». Завидя издали Николая Петровича, он, чтобы заявить свое рвение, бросал щепкой в пробегавшего мимо поросенка или грозился полунагому мальчишке, а впрочем, больше все спал. Посаженные на оброк мужики не взносили денег в срок, крали лес; почти каждую ночь сторожа ловили, а иногда с бою забирали крестьянских лошадей на лугах «фермы». Николай Петрович определил было денежный штраф за потраву, но дело обыкновенно кончалось тем, что, постояв день или два на господском корме, лошади возвращались к своим владельцам. К довершению всего, мужики начали между собою ссориться: братья требовали раздела, жены их не могли ужиться в одном доме; внезапно закипала драка, и все вдруг поднималось на ноги, как по команде, все сбегалось перед крылечко конторы, лезло к барину, часто с избитыми рожами, в пьяном виде, и требовало суда и расправы; возникал шум, вопль, бабий хныкающий визг вперемежку с мужскою бранью. Нужно было разбирать враждующие стороны, кричать самому до хрипоты, зная наперед, что к правильному решению все-таки прийти невозможно. Не хватало рук для жатвы: соседний однодворец, с самым благообразным лицом, порядился доставить жнецов по два рубля с десятины и надул самым бессовестным образом; свои бабы заламывали цены неслыханные, а хлеб между тем осыпался, а тут с косьбой не совладели, а тут Опекунский совет грозится и требует немедленной и безнедоимочной уплаты процентов...

Сил моих нет! - не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович. - Самому драться невозможно, посылать за становым - не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь!»

Например, в главе IV написано: «Толпа дворовых не высыпала встречать господ...». Издавна было принято встречать господ поклонами и хлебом-солью. То что помещиков никто не встретил – нехороший знак. Не преувеличены сетования Николая Петровича о неприятностях с крестьянами, не обманывается Аркадий насчет напряженности момента – воочию наблюдают приехавшие равнодушие дворовых.

Задание

Приведите примеры новых веяний Николая Петровича.

Ответ

Новые веяния чувствовались везде. Николай Петрович перевел крестьян с барщины на оброк, размежевался с ними, завел ферму, различные сельскохозяйственные машины, ввел наемный труд и на ферме и даже у себя в доме. Камердинер Петр «il est libre, en effet», приказчику из мещан Николай Петрович платит 250 рублей в год. Капитализм входит в деревню, расшатывая устои крепостничества. Николай Петрович толкует о предстоящих правительственных мерах, о комитетах, депутатах… Жизнь ставит помещиков перед необходимостью изменять способ управления и хозяйствования. Ожидая реформы, Николай Петрович сводит и продает лес, растущий на земле, которая отойдет крестьянам. Такое «приспосабливание» к новой обстановке мы видим даже у доброго и почти «красного» барина.

Вопрос

Приводят ли новые веяния к ожидаемому результату?

Ученики приводят примеры из текста

Крепостные не платят оброка, наемными работниками Николай Петрович тоже недоволен («подбивают их, вот что беда; ну, и настоящего старания все еще нету. Сбрую портят»).

Недовольство крестьян и ощущение ими перемен, ослабление их вечного страха перед господами проявляется и в том, что «толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ», и в том, что Петр, слуга «новейшего, усовершенствованного» типа, приказание Николая Петровича выполняет «снисходительно» (гл. I), к руке молодого барина не подходит, а только кланяется ему (гл. II).

Задание

Обратите внимание, как ведет себя старый слуга по отношению к помещикам?

Ответ

Дворовый Прокофьич и отвечает почтительно, и хозяев приветствует по форме: «Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину» (глава IV).

Возможный комментарий учителя

Оказывается, «отцы» и «дети» есть и среди слуг. Настойчивое подчеркивание того, что «новейшие воззрения» распространились и на слуг, пусть в карикатурном виде, еще раз говорит об изменениях в общественной жизни страны.

Для записи в тетрадях

Лето 1859 года – конкретная историческая дата, когда всем стало понятно, что «низы» не хотят, а «верхи» не могут жить по-старому, и поэтому в обществе заговорили о скором проведении реформ. Непосредственно к вопросу о нищете крестьянства примыкает вопрос о взаимоотношениях крестьян и барина перед реформой, кратко, но выразительно поставленный Тургеневым в тех же первых главах. «Преобразования необходимы» – такой вывод звучит во всех деталях романа.

Домашнее задание

Подобрать материал о братьях Кирсановых.

Повторить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» для чтения наизусть. Подумать, как оно соотносится с персонажами романа И.С. Тургенева.

Литература

Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Н.И. Якушин. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 1998

Л.М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 120 – 160

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Действия в романе происходят летом 1859 года , то есть накануне крестьянской реформы 1861 года .

    Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город *** . Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи - Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, возвращаются в Марьино. Базаров живёт некоторое время в Марьине. Нахлынувший порыв страсти выплескивается в поцелуй с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское. Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови , случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе. Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович - на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

    Главные герои

    • Евгений Васильевич Базаров - нигилист , студент, учится на лекаря. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер -демократ, разночинец . К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нем живет явный романтик - он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.
    • Николай Петрович Кирсанов - помещик , либерал, отец Аркадия, вдовец . Любит музыку и поэзию . Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве . В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
    • Павел Петрович Кирсанов - старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ , гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль , на которой получает лёгкое ранение в бедро.
    • Аркадий Николаевич Кирсанов - сын первой жены Николая Петровича - Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
    • Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург . Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
    • Арина Власьевна - мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 15 душ крепостных крестьян . Набожная последовательница православия . Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
    • Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.
    • Катерина (Екатерина Сергеевна Локтева ) - сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах . С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

    Другие герои

    • Виктор Ситников - знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма. Принадлежит к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Он толком ничего не знает и не умеет, однако в своем «нигилизме» оставляет далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Базаров Ситникова откровенно презирает.
    • Евдоксия Кукшина - знакомая Ситникова, которая, как и он, является псевдоприверженцем нигилизма.
    • Фенечка (Федосья Николаевна) - дочь экономки Николая Петровича - Арины Савишны. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребенка. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, так как Базаров, застав Фенечку одну, крепко целует её, а случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого», он особенно негодует ещё и потому, что и сам не вполне равнодушен к возлюбленной брата. В конце Фенечка стала женой Николая Петровича Кирсанова.
    • Дуняша - служанка при Фенечке.
    • Петр - слуга Кирсановых.
    • Княгиня Р. (Нелли) - возлюбленная Павла Петровича Кирсанова.
    • Матвей Ильич Колязин - чиновник в Городе ***.
    • Сергей Николаевич Локтев - отец Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины. Известный аферист и игрок , после 15 лет жизни в Москве и Петербурге, «проигрался в прах» и вынужден был поселиться в деревне.
    • Княжна Авдотья Степановна - тётка Анны Сергеевны Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
    • Тимофеич - приказчик Василия Ивановича Базарова, бывший дядька Евгения Базарова. Потёртый и проворный старичок с выцветшими жёлтыми волосами.

    Экранизации романа

    • 1915г - Отцы и дети (реж.

    Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

    Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

    1.В каком году был напечатан роман «Отцы и дети»?

    а) 1859

    б) 1862

    в) 1965

    г) 1840

    2.Кому был посвящён роман?

    а) В.Г. Белинскому

    б) Н.А. Добролюбову

    в) Н.Г. Чернышевскому

    г) Н.А. Некрасову

    3.Какой конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?

    а) между помещиками и крепостными крестьянами

    б) между разночинцами-демократами и либеральными дворянами

    в) между Базаровым и Одинцовой

    г) между Николаем Петровичем и Аркадием Кирсановыми

    4.Сколько времени длится действие романа до эпилога?

    а) полгода

    б) 1 месяц

    в) 1 год

    г) 4 месяца

    5.Укажите, какой тип композиции использован автором в романе «Отцы и дети»:

    а) параллельная

    б) циклическая

    в) последовательная

    г) зеркальная

    6.Сословие, к которому принадлежал Базаров:

    а) крестьянство

    б) дворянство

    в) мещанство

    г) разночинцы

    7.Будущая специальность Базарова:

    а) врач

    б) учитель

    в) инженер

    г) военный

    8. С какой целью Аркадий Кирсанов рассказывает Базарову историю жизни Павла Петровича?

    а) Аркадий рассчитывает расположить Базарова к Павлу Петровичу

    б) Аркадий хочет занять скучающего друга

    в) Аркадий удовлетворяет любопытство друга

    г) Аркадий пытается оправдать снобизм дяди

    9.Какое слово в лексиконе Базарова можно отнести к «ругательным»?

    а) романтизм

    б) «принсипы»

    в) либерализм

    г) прогресс

    10.С какой целью И.С.Тургенев поставил рядом с демократом Базаровым одного из лучших представителей дворянства Павла Петровича Кирсанова?

    а) чтобы подчеркнуть аристократизм П.П. Кирсанова

    б) чтобы унизить демократа Базарова

    в) чтобы показать несостоятельность взглядов Базарова

    г) чтобы показать несостоятельность дворянского класса и моральное превосходство демократа над аристократом

    11.Базаров и Павел Петрович противопоставлены друг другу образом жизни, мыслей, внешним видом. Есть ли в их характерах общие черты? Укажите черту сходства этих героев:

    а) «сатанинская гордость»

    б) низкое происхождение

    в) цинизм

    г) прагматизм

    12.Что понимает под «нигилизмом» И.С. Тургенев?

    а) естественно - научные теории

    б) революционно – демократическое мировоззрение

    в) отрицание политической системы, государственного строя

    г) полное отрицание знаний, накопленных человечеством

    13.Почему Анна Сергеевна Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?

    а) она испытывала к Базарову простое любопытство

    б) она не любила Базарова

    в) её смущало низкое происхождение Евгения Васильевича

    г) она испугалась любви Базарова и выбрала спокойствие

    14.Какую роль играют женские образы в романе?

    а) введены для развития сюжета

    б) они противопоставлены главному герою

    в) с их помощью проверяются личностные качества героя

    г) они вдохновляют героев-мужчин на поступки

    15.Какой герой романа является пародией на Базарова?

    а) Николай Петрович Кирсанов

    б) Аркадий Кирсанов

    в) Виктор Ситников

    16.Чем закончилась дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем?

    а) смертью Базарова

    б) смертью Кирсанова

    в) никто не пострадал

    г) Павел Петрович был ранен

    17. Какова судьба Павла Петровича Кирсанова после дуэли и смерти Базарова?

    а) остался в имении брата

    б) уехал за границу

    в) приобрёл себе поместье и занялся его благоустройством

    г) вернулся к светской жизни в Петербурге

    а) по мнению Тургенева, люди, подобные Базарову, бесполезны

    б) Тургенев считал, что время «базаровых» ещё не пришло

    г) Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, уникальны, нетипичны для России

    19.Какому критику принадлежат следующие слова о Базарове: «Умереть так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг».

    а) В.Г. Белинскому

error: Content is protected !!