Отто Дикс - выдающийся немецкий художник XX века. «Война» Отто Дикса Отто дикс автопортрет с музой

«Изображать страшные и спорные вещи само по себе есть знак инстинкта воли и величия художника, он не должен бояться этого. Нет такой вещи как пессимистическое искусство. Искусство - утверждает». Фридрих Ницше, германский мракобес*

Это последние десятилетия Отто Дикс (1891-1969) знаменит на весь мир и его именем называют не имеющие к нему отношения вещи**, а до этого-то он был сильно подзабыт. Хотя, казалось бы – ХХ век, Дикс - один из лидеров немецкого авангардизма 20-30 гг. И жил не в совке, хоть бы и немецком. Это у нас десятилетиями существовали насильно забытые герои авангарда, и люди, вдруг прочитав где-нибудь на последней странице газеты маленький стыдливый некролог, удивлялись – как, он(а) до сих пор был(а) жив(а): Татлин (умер в 53-м), Куприн (умер в 60-м), Удальцова (умерла в 61-м), Фальк (умер в 58-м), Рождественский (умер в 63-м). Для публики-то они все закончились в начале 30-х. А тут – ФРГ. Но вот так вышло.

Ну, ладно, пойдем по порядку. Дикс родился в семье рабочего-металлиста, учился в дрезденской Академии художеств и испытывал влияние самого мощного немецкого авангардистского течения – экспрессионизма . Потом началась Первая мировая война. Дикс взял с собой Библию и том Ницше и добровольно ушел воевать француза/англичанина/русского – он провоевал пулеметчиком всю войну и был на обоих фронтах. Был несколько раз ранен, дослужился до ст. сержанта и получил Железный Крест. «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь, как от страха кладут себе в штаны. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие бездонные глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно». В общем, все у Дикса получилось удачно – все, что он хотел увидеть и испытать, он увидел и испытал. Возможностей для этого было удивительно много. Он участвовал в принципиальных бойнях во Фландрии, на Сомме и в Шампани. И всю войну рисовал. Когда его длительная ознакомительная командировка в ад закончилась, у него оказалось около 600 рисунков, из которых он сделал 50 листов графической серии «Война».


Из серии «Война»

Серия произвела фурор. Все-таки до Дикса мало кто так показывал это, казалось бы, всем известное и распространенное явление. Пожалуй, только Калло


Жак Калло. Ужасы войны. Повешенные


Франсиско Гойя. Бедствия войны. «Какое геройство! Против мертвых»

Особенно были недовольны ветеранские организации. По странному совпадению, в любой стране эти организации почти всегда в той или иной степени ортодоксальны, мягко говоря. А уж в стране, проигравшей войну, просто мракобесны. Это недовольство тем более удивительно, что члены этих организаций сами нахлебались всего того, что показывал Дикс, сверх меры, и ничего тут необычного для них не было. А вот не надо это показывать. Пусть мы будем героические, смелые и победоносные. И не в слякоти этой, пожалуйста, а со знаменем. Ранение можно, но аккуратное. Смерть - красивую. И больше пафоса.

Через несколько лет Дикс высказался на эту, видимо, вечную тему огромным (центральная часть – 2х2 м) полиптихом.


Война

Я не знаю другого произведения о войне, которое бы так било по организму. Даже «Герника» моего любимого Пикассо , благодаря своим условностям и довольно отстраненной символике, такого впечатления не производит. Здесь же все наглядно и доходчиво. Вот люди идут, вот они что-то делают, вот они уже лежат. И вот то, что они сделали. Благодаря композиционным хитростям глаз все время ходит по кругу и в голове параллельно тоже крутится вопрос – зачем все это?

Кроме своего антимилитаристского пафоса, полиптих имеет и другие достоинства. Ну, во-первых, потому что он – полиптих. Эта форма была очень популярна на севере Европы в средневековом и ренессансном искусстве, но, ко временам Дикса, не то что полиптихов, диптихов-то почти никто не делал. Так что Дикс это дело возрождал, тем более что его полиптих в самых что ни на есть традициях написан на дереве. Во-вторых, это уже не экспрессионизм, а новая вещественность.


Продавец спичек

Но это довольно ранняя его вещь, написанная сразу после войны. Позже Дикс говорил: «Для меня новаторство в живописи заключается в расширении ее содержания, в интенсификации средств ее выражения, т.е. всего того, что уже присутствовало в творчестве старых мастеров. "Что" для меня важнее чем "как"». Об интенсификации средств я уже поговорил, да и о расширении содержания кое-что сказал, но еще не все.

Помимо темы военных безумий Дикс разрабатывал, может, не самую новую тему – городскую – но в новых интерпретациях. Что-то вроде - «Эхо войны», «Контрасты большого города», «Дно». Жизнь-то в Веймарской республике шла веселая. То правые путчи, то левые. С одной стороны – нищие ветераны и инвалиды вроде того же продавца спичек, с другой – биржевые махинации и безумные деньги из воздуха. Жуткая инфляция. Повышенная, так свойственная послевоенной обстановке, чувственность, легко переходящая в банальный разврат.


Большой город

При этом – никакого морализаторства у Дикса нет, как, кстати, и в военных работах. Он стремился, как сам говорил, к беспристрастному натурализму в духе Грюневальда, Босха и Брейгеля. Он не выдавал оценок, он делал портрет эпохи, к которому очень подходит определение «беспощадный». Не все это хорошо понимали, многие понимали просто плохо, поэтому в 1923 году над Диксом нависло обвинение в порнографии. Спасло его вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана, что весьма странно – Либерман был из доавангардистских художников, старым поздним импрессионистом с примесью молодого модерна.


Салон

А так, если не считать таких отдельных инцидентов, карьера Дикса развивалась прекрасно. Он считался одним из крупнейших художников в стране, его прекрасно знали за ее рубежами. В 1927 году он стал профессором Дрезденской академии, в 1931 его избирали в члены Прусской академии в Берлине. А еще через два года пришел Гитлер.


Семь смертных грехов

Поначалу положение Дикса было двойственно. С одной стороны – авангардист, да еще с непреодолимой тягой к показу язв жизни и непатриотичному изображению подвига германского народа в войне. С другой – его обращение к национальным корням немецкого искусства частично совпадало с официальной мифологией «почвы и крови». Либерально настроенные нацисты надеялись Дикса слегка подправить и сделать своим. Поскольку уже начались гонения на мастеров культуры, эти доброжелатели написали рекомендательное письмо премьер-министру Саксонии, в которой жил Дикс. Премьер отозвался резолюцией: «Эта свинья еще жива?». В результате, уже в апреле 1933 года его изгоняют из Дрезденской академии с формулировкой: «Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации». Как же все уродские режимы озабочены моралью нации. Посмотреть хоть на нас. Ну, ладно. Короче, Дикс прошел тот же самый путь, что и все лучшие немецкие художники – изъятие работ из госсобраний, выставка «Дегенеративное искусство», уничтожение работ – 260 его картин были сожжены. Его еще и арестовывали, ненадолго, правда. Почти весь период Третьего рейха Дикс прожил в добровольной ссылке в глуши. Там он втихаря продолжал работать и нашел еще одну тему – аллегорические и религиозные сюжеты.


Триумф смерти


Святой Христофор

Но в 1945 году он опять понадобился родине как солдат – его призвали в фольксштурм. В этот раз он решил не воевать – не стоило оно того – и быстро сдался французам.


Автопортрет в образе военнопленного

После войны каких-либо важных событий в жизни и творчестве Дикса не происходило. Сначала фигуративное искусство в Германии воспринималось как тоталитарное наследие – совсем как у нас в перестройку. Потом Европа и Америка поддались очарованию абстрактного экспрессионизма , а еще потом – поп-арта . Искусство Дикса в эти направления никак не вписывалось. Его стали забывать.

Вспомнили его в 1971 году – в Штутгарте прошла его огромная юбилейная выставка. Потом она переехала во Францию, где поимела мировую славу. А еще через некоторое время на фасаде дома, в котором он жил и умер, появилась доска со словами: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было». Ну, 50 – это многовато, 40 – в самый раз. Но все равно много.

* В 1920-х гг. у нас был выпущен словарь «В помощь читающим газеты». Там были всякие интересные дефиниции – «Гидра – мифологическое животное, например, гидра контрреволюции». Хитом было такое определение – «Серен Кьеркегор – датский мракобес». Вполне достаточно ведь, чтобы правильно читать советские газеты.

** Например, Otto Dix – российская дарквэйв рок-группа с элементами пост-индастриала.

Отто Дикс — немецкий художник-экспрессионист и график, автор эмоционально напряженных, способных шокировать картин.



The War Art of Otto Dix

  • В статье были такие слова:

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны…«

Ваши чувства могут быть оскорблены!

Биография Отто Дикса

1915 Autoportrait en infirmier

Авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гроссом Дикс был представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистскиемотивы, мучительные духовные искания.

Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.

В нацистской Германии Отто Дикс был отнесен к представителям т.н. «дегенеративного искусства». Уехал в деревню, где тайно писал пейзажи.

В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван в фольксштурм.

В конце войны он был взят в плен французскими войсками; в феврале 1946 года он был освобождён.

Отто Дикс жил в годы, когда Германия представляла собой два государства: ФРГ (Федеративную Республику Германия) и ГДР (Германскую Демократическую Республику). Как в ФРГ, так и в ГДР к художнику относились с большим уважением. Хотя он жил преимущественно в ФРГ, но в ГДР бывал неоднократно, а в Дрездене у него была мастерская по адресу Кессельсдорфер-Штрассе 11.

Творчество художника

Учился в дрезденской (1910-22; преподавал там же в 1927-33) и дюссельдорфской (1922-25) АХ, был членом ряда прогрессивных объединений. Несправедливость буржуазного общества пробуждала в Диксе чувство неистового гнева, глубокого беспокойства и потрясения. В 20-х гг. идущие отэкспрессионизма, дадаизма, «новой вещественности» гротескная фантастика, жёсткая точность деталей и беспощадность характеристик соединяются в произведениях Дикса с трагическую изломанностью форм и образов, придающих им острый социально-критический пафос («Мать с ребёнком», 1921,триптих «Война», 1929-30, — все в Картинной галерее, Дрезден).

Преследовался при фашистском режиме. В 30-х гг. Дикс широко использовал символику, сюжеты и стилистические приёмы немецкой и нидерландской живописи XV-XVI вв., а со второй половины 40-х гг. частично вернулся к традициям экспрессионизма, работал в свободной живописной манере. Духом непримиримого протеста проникнуты антивоенные произведения Дикса, впитавшие в себя страшный опыт обеих мировых войн, участником которых он был (антифашистские аллегории «Се человек», 1949, и др.; фреска «Война и мир», 1960, ратуша в Зингене). Дикс — мастер островыразительного, подчас резкого по характеристике портрета («Марианна Фогельзанг», 1931, Национальная галерея, Берлин).

Интересные факты из жизни художника Дикса

  • Предисловие к одному из изданий цикла написал писатель-коммунист Анри Барбюс.
    В статье были такие слова:

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны…«

  • В 1923 году художнику было предъявлено обвинение в порнографии, и только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.
  • «Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ) — это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.

  • Его могила находится в Hemmenhofen.
  • «Я стану либо известным, либо печально известным«, — однажды сказал еще молодой Отто Дикс. Он стал и тем и другим.Сегодня творчество Отто Дикса признается во всем мире. К Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное. После войны о нем практически забыли. Такова была судьба этого художника: одно десятилетие успеха и славы и долгие годы безвестности.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org , art-drawing.ru .









Portrait of the Dancer Anita Berber, 1925


1925 veil














































Moon Woman, 1919.

























Отто Дикс "Город". Триптих

«Как-то давно в Берлине я был на большой выставке
Отто Дикса. В рамах просто висел Крик...
С тех пор, если я слышу слово экспрессионизм, сознание
звякает как треснувшая чашка – Отто Дикс».
Из высказываний о художнике

Ни один другой немецкий художник не изобразил в своих произведениях столь точно, эмоционально и беспощадно «апокалипсический ад войны», смерть, насилие и нищету, как это было сделано Отто Диксом.
Внимательно вглядитесь в его работу и вам, наверняка, захочется побольше узнать об этом удивительном художнике.

Отто Дикс родился в семье рабочего литейщика в 1891 году в саксонском городке Унтерхауз неподалеку от Геры. Уже в школьные годы он проявил незаурядные способности к рисованию. Потом Отто учился на художника-оформителя, а в 1909 году становится стипендиатом Школы прикладных искусств в Дрездене.
Кроме искусства Дикс также активно интересовался философией Фридриха Ницше.

Первыми работами художника были пейзажи в духе постимпрессионистов, потом в манере Оскара Кокошки и итальянских футуристов.
Другое его увлечение - старые итальянские мастера. Таков «Автопортрет с гвоздикой» (1912 г., Детройт). Художник предстает внимательно всматривающимся в окружающий мир. Тогда он ещё не знал, что через два года разразится большая война, и ему придется столкнуться с её самыми страшными проявлениями.

В 1914 г. Дикс пошел добровольцем на фронт. С собой он взял две книги: томик Ницше и Библию. Четыре года провел на Западном фронте. Прошел жестокие сражения (Фландрия, Сомма, Шампань). Был ранен и награжден Железным крестом. Впоследствии он объяснял такое свое «нестандартное» для художников его поколения отношение к войне: «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно».

Война крепко запала в душу художника – она становится темой более чем сотни работ Дикса. В этих картинах, написанных в стиле экспрессионизма, война представлялась не столько деянием рук человека, сколько одним из условий жизни человечества, стихией, космическим катаклизмом. В них Дикс следовал заветам своего духовного учителя
Ф. Ницше: «Изображать страшные и спорные вещи есть инстинкт воли и величия художника, он не должен бояться этого».
Откровенность первого графического «военного» цикла на 50-и листах вызвала шок в обществе.
Но подлинное лицо войны явилось Отто Диксу в послевоенной Германии, на улицах Дрездена, Дюссельдорфа и Берлина, среди толп инвалидов, нищих, проституток, рахитичных детей. Таковы «Торговец спичками»(1920), «Пражская улица»(1920).

Живопись художника приблизилась к драматическому реализму, показывая контрасты послевоенной жизни. Сам Отто Дикс записал тогда в своем дневнике: «Наша задача создать лицо времени, а как ещё мы можем достичь этого, если не с помощью форм реального мира».
В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Через год женится на Марте Кох.
В Дюссельдорфе Дикс создает множество картин, в том числе - портретов современников.

Главным достижением становится его работа «Полевые окопы» (1923). Позднее, во времена правления нацистов, она бесследно исчезла.
Сохранившееся описание этой картины потрясает. На ней был изображен покинутый солдатами окоп. Это смесь раскисшей глинистой грязи, разбитых бревен и вооружения с гниющими кусками разорванных тел.
Здесь уже Дикс выступает совершенно зрелым мастером.
Самым «антиобщественным» считался ныне знаменитый триптих художника «Большой город» (1927-28 гг., Галерея города Штутгарта). Благодаря многочисленным репродукциям, он стал широко известным во всей Европе.

В 1922 г. Дикс занял пост профессора Дрезденской художественной академии,
а в 1931 г. его избирают в члены Прусской академии в Берлине.
Таким образом, репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии окончательно утвердилась.
Однако приход к власти Гитлера кладет конец блестящей карьере Отто Дикса.
Вначале нацисты посчитали, что творчество художника частично укладывается в рамки официальной эстетики национал-социализма, но в 1933 г. Диксу сообщают об исключении из Дрезденской академии.
В документе говорится: «Ваши картины являются угрозой нормального возрождения нации».
Последовало запрещение выставлять работы Дикса как «вырожденческие». В 1937 г. 260 картин Отто Дикса из немецких собраний были сожжены в Берлине.

Сам Дикс с женой и детьми отправляется в добровольную ссылку в провинцию на юг Германии. Он поселился под городом Зингеном. Здесь художник создает одно из своих знаменитых полотен - «Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ).
Это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма.
Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.
Дикс вел замкнутый образ жизни. Но он всегда был под «прицелом» властей.
В 1939 г. художник был даже арестован, правда, не надолго, в числе «неблагонадежных лиц». В этот период Дикс в основном писал ландшафты в Хемменхофене (зарисовки на берегу Боденского озера) и картины–аллегории религиозной тематики.

Незадолго до окончания войны в 1945 г., несмотря на возраст (53 года), художник был всё-таки призван в «Фольксштурм» и буквально через несколько дней оказался в плену у французов.
В 1946 г. Дикс вернулся из плена в Хемменхофен и в том же году уже участвовал в коллективных выставках в Германии.

Последний период жизни Отто Дикса был нелегким в творческом плане, ибо в Западной Германии почти безраздельно господствовало абстрактное искусство, а фигуративная живопись воспринималась как продолжение эстетики Третьего Рейха.
Техника старых мастеров в работах Дикса сменилась экспрессивной живописью в основном на библейские темы («Осмеяние», 1948 г.; «Ecce Homo», 1949 г.).
75-летие Отто Дикса в 1966 г. широко отмечалось в обеих частях Германии его персональными выставками.
25 июля 1969 года Отто Дикс скончался в возрасте 77лет.
В 1971 г. в Штутгарте состоялась большая ретроспективная выставка работ Отто Дикса. Позднее эта выставка переехала в Париж в Музей современного искусства, где имела всемирный успех. Тогда к Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное.

Свеча жизни Дикса давно догорела, но тайна творчества художника, ставшего «отзвуком эпохи», до сих пор продолжает волновать зрителей.

Надпись на памятной табличке на доме, где родился Отто Дикс, печально констатирует: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было».

Ярко выраженный авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гросом являлся представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистские мотивы, осмысление общечеловеческих ценностей.

Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.

В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван на военную службу в ряды фольксштурма. В конце войны Дикс был пленён французскими войсками и в феврале 1946 года отпущен на свободу.

Сначала Дикс учился у художника-декоратора (1905-1909), а потом в Дрезденской школе прикладного искусства (1910-1914). В своих ранних произведениях он следовал традиции немецкой живописи XV-XVI вв., позже испытал влияние группы и футуризма (в 1914-1919). Как и другие художники того поколения, Дикс глубоко переживал трагедию войны, на темы которой он исполнил около 600 рисунков, акварелей и гуашей. В 1914- 1919 он служил на русском и французском фронтах. Картины, написанные в 1920, отражают политический климат в Германии после окончания войны. Для них характерна удивительная смесь дадаистской техники(коллажи; в 1920 Дикс принял участие в большой выставке дала в Берлине) и двухмерности экспрессионизма (и - не сохранились; , Штутгарт, Гос.гал.; , там же).

Тогда же Дикс создал стиль, ставший особенно характерным для его творчества, - графический в своей основе, он окрашен холодными и пронзительными тонами в соответствии с экспрессивной традицией XVI в.(Бальдунг Грин, Дюрер, Кранах, Грюневальд), которую он сочетает с современными сюжетами: фантастический ужас в картине (1920-1923, погибла после 1938), портреты, создающие эффект присутствия (, 1921, Кельн, музей Вальраф-Рихарт; , 1926, Париж, Нац.музей современного искусства, Центр Помпиду; , 1924, Ганновер, музей); сатиры на современный город (, 1927, Штутгарт, Гос. гал.), прямое наблюдение откровенных человеческих ситуаций (, 1930-1931).

Его ксилографии (самая ранняя датируется 1913; в 1919 была исполнена прекрасная серия) и офорты 1920-х (и, 1922, и особенно 50 офортов из серии, 1923-1924, изданы в Берлине в 1924, полностью собраны в 1961) поражают своей правдивостью и жизненной силой. Дикс работал в старой темперной технике с лессировками, он рисовал серебряным карандашом (этюды новорожденного сына, Урсуса, 1927; растения, очень напоминающие листы Дюрера, обнаженные, пейзажи).

Дикс был провозглашен лидером группы (первая выставка в Маннгейме в 1925), но после 1930 художник отошел от этого направления в сторону более мягкой живописи (что проявилось даже в новых работах на тему войны - 4 панно, 1929-1932, Дрезден, Картинная гал.), заимствуя сюжеты своих картин у старых мастеров (тема искушения св. Антония, св. Христофор, тема бренности жизни), где обнаженные фигуры отмечены странной поэтичностью образов Кранаха и особенно замечательны пейзажи, в частности, графические (, 1934, Ахен, частное собрание). Около 1946 Дикс увлекся приемами позднего экспрессионизма, более тонкого и живописного.

Профессор Дрезденской Академии в 1927-1933, в 1936, изгнанный нацистами, он переехал в Хемменхофен на Боденском озере. Видение Дикса, одновременно беспристрастное, не ангажированное, и исключительно правдивое, было лучше оценено в 1945-1960, в момент фигуративистской реакции на субъективизм абстракции; знаменательно, что Дикс, как и поздний Бэкон, часто обращался к философии Ницше.

Работы художника представлены в немецких музеях, а также в Нью-Йорке (Музей современного искусства).

В 1914 г., когда началась Первая мировая война, немецкий художник-авангардист Отто Дикс, 23 лет от роду, решил пойти добровольцем. Защищать Родину типа. Родина предоставила ему такую возможность: пулеметчик Дикс попал на Западный фронт, во Францию. Там шла "окопная война". После первых успехов немцы уперлись в непреодолимую оборону - французы и англичане зарылись в землю, обложились колючкой и минными полями. Все попытки любой из сторон перейти в наступление превращались в многомесячную бойню без особого успеха.

Отто Дикс. "Автопортрет на войне". 1914 г.
Эту картину Дикс написал на листке бумаги, как только попал в армию, еще до фронта.

Вскоре ему станет не до рисования. Несколько лет он проведет в траншеях. Грязь, обстрелы, газовые атаки, бойня на Сомме в 1916 г., бойня во Фландрии в 1918 - все по полной программе. Он будет несколько раз ранен, заработает Железный крест 2-го класса и... стойкую неприязнь к войне.

Отто Дикс. "Траншея". 1923 г.
Дикс написал эту картину по памяти уже после войны. Это немецкий окоп после артобстрела, взгляд изнутри. Кровавое месиво. Куски тел, перемешанные с землей, оторванные головы, кишки, обгоревшие колья с колючкой. И солдат в противогазе как инопланетянин бродит посреди этого.

В правой части картины - немец, разорванный на куски, пол-туловища нет, и пол-лица тоже:

Рядом - его товарищ вверх ногами, а по ногам, торчащим из окопа, еще и прошлись из пулемета, похоже.

Жутковато, конечно, но это Отто Дикс еще под Ленинградом не воевал, в Синявинских болотах в 1941-43 гг. Там зимой окоченевшие трупы, которыми была усеяна линия фронта, намеренно втыкали головой в снег и использовали как "дорожные знаки" в сети траншей: вот у этого фрица (или ивана) - поворот направо, у этого - налево.

Картина "Траншея", как только её показали публике (её купил городской музей в Кёльне), вызвала скандал. Художника обвинили в чрезмерном натурализме в изображении войны. Мэр Кёльна (а это был Конрад Аденауэр, будущий канцлер ФРГ в 1949-63 гг.) настоял на изъятии картины из музея и аннулировал сделку покупки.

Однако не только либерал Аденауэр возмутился. Крайне правые (партия Гитлера и другие) обвинили художника в оскорблении "памяти павших" за Германский рейх. Когда Гитлер придет к власти, нацисты конфискуют "Траншею" и она пропадет бесследно. По одной версии они сожгли её вместе с другими картинами "дегенеративного искусства" (под которое подпадал авангард, импрессионизм и т.д.). По другой - картина пропала во время "огненного шторма" в Дрездене во время налётов 1945 г.

Что касается Дикса, он настаивал на своем - он просто рисовал то, что видел на фронте. Не нравятся кишки и трупы - не начинайте войн.

Отто Дикс."Череп" (серия рисунков "Война"). 1924 г.

Но все это - творческие перипетии художника после войны. А в 1915-18 гг., сидя в окопах, пулеметчик Дикс не рассуждал, он косил из траншеи наступавших англичан и французов. В 1916-м ему особенно "повезло" - он попал в самое пекло, принял участие в битве на Сомме. Сомма это был адов кошмар: 4 месяца англичане и французы наступали волна за волной, но в итоге продвинулись лишь на 10 (десять!) километров, положив 150 тыс. чел. Немцев погибло примерно столько же. Среди этих гор трупов под ураганным огнем держал оборону Отто Дикс и его товарищи.

Отто Дикс. "Раненный солдат (Бапом, август 1916)". 1924 г.
Бапом это городок во Франции, важная точка в битве на Сомме. Он был целью наступления англичан, но они так и не смогли прорваться туда. Бои за Бапом шли еще два года, он несколько раз переходил из рук в руки. По размерам бойни это аналог Ржева или Синявинского выступа в годы ВОВ.

В отличие от многих Отто Дикс выжил на Сомме в 1916-м. А в 1917 его ждали новые приключения. Дикса ненадолго перебросили на Восточный фронт, в Россию. Правда, покосить русских из пулемета ему особо не удалось: в России полным ходом шла революция и фронт развалился сам собой. Воевать стало не с кем. Был заключен Брестский мир и весной 1918 г. все освободившиеся войска немцы перебросили на Запад. Началось последнее, самое отчаянное немецкое наступление с целью переломить ход войны.

Отто Дикс. "Штурмовые группы идут вперед под прикрытием газов". 1924 г.

Эти события вошли в историю как "наступление Людендорфа" (по имени генерала, которым им командовал). Когда-то, летом 1914, Людендорф наголову разгромил царские войска в Вост. Пруссии. Но тут, во Франции он обломился. За 4 месяца немцы потеряли 700 000 человек убитыми и раненными, продвинувшись вперед на 60 км. Людендорф был тот еще мясник, он готов был класть хоть еще по 700 000 каждые 60 км до Парижа, но... Но у Германии кончились рекруты.

Идея "бабы еще нарожают" все-таки имеет свой предел. И он наступил. Англичане и французы устояли и вскоре (с участием американцев) нанесли мощнейший контрудар. Дикс сам едва не погиб в этих последних боях мировой войны. В августе 1918 во Фландрии (Бельгия) он получил тяжелейшее ранение в шею, но врачам удалось остановить кровотечение и довезти его до госпиталя.

В 1934-36 гг. Дикс напишет картину "Фландрия" по мотивам романа "Огонь" Анри Барбюса. Барбюс - французский писатель, который воевал в Первую мировую с другой стороны (тоже доброволец, и тоже ранения, наградные кресты и т.д.). Придя с фронта он написал антивоенный роман "Огонь". Там есть эпизод, как во Фландрии сильный дождь вызвал наводнение, которое затопило траншеи и французов, и немцев.

Всю ночь барахтались они в воде в своих окопах, превратившихся в реки и озера. Многие утонули, цепляясь за оползающую землю. И в какой-то момент им стало не до войны. На рассвете выжившие в потопе выглядели с обоих сторон одинаково - по уши в грязи, промокшие, едва живые, среди трупов, плавающих в траншеях.

Отто Дикс. "Фландрия". 1934-36 гг.
Довольно смелая картина для Германии1934-36 гг., если учесть, что Анри Барбюс был коммунист и автор лозунга "Сталин - это Ленин сегодня!".

После ранения во Фландрии Дикс уже не вернулся на фронт. Осенью 1918 г. война на измор Западе подошла к финалу. Немцы сломались и покатились обратно к границам Германии. Начались волнения в тылу: восстали матросы в Киле, потом гарнизон в Берлине, потом началась общая революция. 11 ноября 1918 г. Германия капитулировала. Дикс встретил это известие на больничной койке.

Война на измор - не просто слова. Хотя Германия сдалась еще до того, как союзники вторглись на её территорию, страна была полностью разорена. Бывшие фронтовики, возвращаясь домой, были шокированы - народ в тылу просто голодал к концу войны. В России в 1917 г. хлеб по карточкам давали из расчета 400 г (русский фунт) в день. В Германии в 1918 давали около 200 г в день, причем это был эрзац-хлеб (муки не хватало и её разбавляли картофельным порошком).

Отто Дикс. "Мать и дитя". 1921 г.
Это не СССР времен Голодомора 1930-х гг. Это Германия после Первой мировой. А ведь в 1914 там все бурно радовались началу войны, мечтали переделить Британскую империю, грезили о Прибалтике, Украине.

Отто Дикс. "Мать и дитя". 1923 г.
Не, это не Россия и она не алкоголичка (как некоторые думают). Просто художник хотел изобразить, насколько придавлены нуждой были немцы в начале 1920 х гг. Версальский мир, репарации, крах валюты, гиперинфляция в тысячи процентов.

Проблемы послевоенной Германии усугублялись тем, что многие немцы (особенно бывшие фронтовики) не сделали правильных выводов из поражения своей страны. Им казалось, что не надо было капитулировать. Надо было драться на своей территории, до конца (что они и сделают в 1945). Им казалось, что Германская империя рухнула не потому, что была объективно слабее западных союзников, а из-за предательства в тылу, "удара в спину". А удар нанесли евреи, масоны, социал-демократы, гнилая интеллигенция и т.п.

Все эти идеи пропагандировал Гитлер. Тоже ветеран-фронтовик, художник, доброволец. Тоже был ранен. В боях на р.Ипр попал под газовую атаку (ипритом), лишился зрения на несколько месяцев. Но все равно не навоевался. В партию к Гитлеру вступил и генерал Людендорф, командовавший всей этой бойней. Он тоже не навоевался. И таких было много.

В принципе, германская ситуация 1920-х гг. - знакома. Примерно так же многие русские не сделали правильных выводов из краха СССР в 1991 г. СССР проиграл холодную войну Западу, т.к. по многим причинам был объективно слабее США. Был слабее, но пыжился показать обратное: "Без штанов, но в космос летаем". Долетался, до очередей за туалетной бумагой и продовольственных карточек в мирное время. Однако некоторым казалось (и кажется), что все дело было в субъективном факторе - в Горбачеве, "агентах влияния" Запада, происках ЦРУ и т.п. Сон разума рождает теории заговора.

Возвращаясь к Отто Диксу, он в отличие от Гитлера и Людендорфа был сыт войной по горло. Отныне и до конца своих дней он стал противником немецкого великодержавного шовинизма. Ушел на войну воинственным патриотом - пришел пацифистом.

Отто Дикс. "Пражская улица". 1920 г.
Прагер Штрассе - это такой квартал красных фонарей в Дрездене, где Дикс поселился после войны. Проститутки (на заднем плане) стоят на улице, ждут клиентов. На тротуаре - инвалиды войны. Один (без руки и без ступней) просит милостыню. Другой, вообще безногий - катит куда-то на тележечке. На улице валяется газета с заголовком "Juden Raus" (Евреи - вон!). В общем, послевоенная Германия (картина написана в 1920 г.).

Отто Дикс, хоть и пришел с войны пацифистом, в послевоенной политике не участвовал, в партиях не состоял. Он погрузился в частную жизнь, зарабатывал портретами (они пользовались спросом), а также писал картины и графику о войне, рисовал обнаженную натуру, а также различные сатирические вещи (на околосексуальные темы, как правило).

Отто Дикс. "Автопортрет с Музой". 1924 г.

Музой художника в реальности была женщина по имени Марта Кох. Он познакомился с ней в 1921 г., когда рисовал портрет её мужа, доктора Ганса Коха. От мужа она ушла к нему. При этом муж (уже бывший) сохранил с художником приятельские отношения. И вскоре женился еще раз - на сестре Марты. Короче, все - и Ганс, и Отто, и Марта с сестрой стали родственниками и зажили счастливо.

Отто Дикс. "Доктор Ганс Кох". 1921 г.

Отто Дикс."Фрау доктор Ганс Кох". 1921 г.
Шикарный портрет. Первоначальное название картины ("Frau Doctor Hans Koch" ) потом изменили. Она стала называться "Frau Dix" (т.к. художник женился на фрау Марте).

Еще один известный портрет кисти Отто Дикса:

Отто Дикс. "Портрет адвоката Хуго Симонса". 1925 г.
Еврей Хуго Симонс был адвокатом и однажды помог Диксу выиграть какую-то судебную тяжбу. В благодарность Дикс нарисовал этот портрет и подарил ему. При Гитлере с выходом Нюрнбергских расовых законов 1935 г. Симонс был лишен немецкого гражданства и возможности заниматься адвокатской практикой. Он уехал в Канаду и увез свой подарок. Ныне этот портрет висит в Монреальском музее изящных искусств.

Художник много рисовал и обнаженную натуру.

Отто Дикс. "Автопортрет с обнаженной моделью". 1923 г.

Отто Дикс. "Портрет полуобнаженной". 1926 г.
Это видимо, та же модель, что и на картине выше, но у неё что-то с лицом. Наверное, опять нужда и Версальский договор.

Если говорить о сатирических картинах Дикса, то большую известность получила его серия картин о проститутках и борделях, написанная в начале 1920-х гг. Там некая смесь сатиры с сочувствием (прежде всего к клиентам). Ну, чтоб вы понимали:

Отто Дикс. "Бельгийский бордель". 1923 г.

Или вот:

Отто Дикс."Матрос и девушка". 1926 г.
Пожалуй, одна из сильнейших картин про любовь в мировой живописи.

Отто Дикс. "Девушка перед зеркалом". 1922 г.
Бельё рваное или такой фасон?

Крупный план девушки. В руке, оказывается, сигарета.

Или вот еще. Это не про бордель, но из той же сатирической линии:

Отто Дикс."Престарелые любовники". 1923 г.
Тетка на Валентину Матвиенко смахивает, из Совета Федерации.

Пик творчества художника пришелся на 1920-е гг. Львиная доля картина написана именно в этот период. В 1933 к власти пришел Гитлер и Дикса записали в "дегенеративное искусство" (вместе с Ван Гогом, Пикассо, Шагалом и многими другими).

И пока у власти были нацисты, Дикс рисовал очень мало, в основном, пейзажи. Он ушел во "внутреннюю эмиграцию", занимаясь своей семьей (к тому времени у них с Мартой было уже трое детей). В 1939 г. его схватило гестапо по ложному обвинению в подготовке покушения на Гитлера. Но доказательств не нашли и Дикса вскоре выпустили на свободу.

В 1945, когда ему было уже за 50, его забрали в Фольксштурм, но прежний лихой пулеметчик Дикс - давно умер. Художник сдался в плен французам. По выходе из лагеря военнопленных он жил в Западной Германии до самой смерти в 1969 г. К нему пришло признание, престижные премии (причем как в ФРГ, так и в ГДР). В 1959 г. ему вручили высшую награду ФРГ - большой крест за заслуги. И было за что, я считаю.

Художник Отто Дикс в форме Германской императорской армии.

error: Content is protected !!