Режиссер райхельгауз биография. Иосиф Райхельгауз. Мой театральный роман. Звания и награды

Главный режиссер театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз - человек талантливый и веселый. Недаром родом он из Одессы. Первая служба - электросварщик. Как-то в телепередаче на вопрос: "А вам не трудно жить с такой фамилией?" - он столь же серьезно ответил, что это его псевдоним, а настоящая фамилия - Алексеев (напомню - это подлинная фамилия Станиславского). Пишет стихи и прозу. Ставил в лучших театрах Москвы, по всей России и во многих странах мира. А фамилия ему досталась от отца, фронтовика-танкиста, кавалера двух орденов Славы, оставившего автограф на рейхстаге...

Режиссер актеру друг, товарищ и... начальник

- Как вашему театру удается процветать, а не выживать?

Мы держимся на том, что у нас очень мобильная экономическая модель. Вся дотация Министерства культуры идет людям, среди которых нет лишних. У нас очень высокие цены на билеты и аншлаги. Оплачивается каждый выход на сцену каждого человека, и люди точно знают, ради чего они работают. Всего в театре 150 человек. Труппа - 13. Когда в труппе 100 - это катастрофа, поскольку зритель ходит на десятерых актеров максимум. У нас бывает по два спектакля на разных сценах, каждый месяц гастроли здесь и в среднем каждые два месяца приглашения за рубеж. Плюс репетиции. Два осветителя вместо пятерых, 4 монтировщика вместо 12. Уже в 10 утра команда на местах, и до поздней ночи.

- Работают у вас в театре, как я поняла, много. А как отдыхают?

У нас традиция - летом обязательный двухмесячный отпуск. Потом, по мхатовской традиции, мы обязательно в июле выезжаем к морю, в Сочи, Одессу, Ялту - актеры, цеха, администрация, многие с детьми и родными. Я уверен, что, когда есть выбор между возможностью заработать и поощрить людей, нужно поощрять.

- Ваши актеры много играют "на стороне", в антрепризах...

Для меня сегодняшняя антреприза - синоним пошлости, халтуры, однодневки. Конечно, я огорчаюсь, когда актеры нашей труппы играют в антрепризе, но прекрасно понимаю, что за три дня таких выступлений они получают столько, сколько у нас за месяц. Антрепризный спектакль на трех актеров стоит минимум 3 тыс. долл. Вот они и шарашат по провинции, причем доходы принимающих сторон во много превышают их заработки, и это абсолютно бандитские доходы. И никакой театр на государственной дотации никогда таких заработков нашим звездам, которые ничуть не хуже голливудских или бродвейских, обеспечить не сможет. Так что я с их антрепризными заработками мирюсь, все равно на первом месте у них наш театр, и они вкалывают здесь, как нигде.

Сборная Москвы по театру

- Ваш театр, можно сказать, "имени современной пьесы". Но вот некоторые считают, что их-то как раз и очень мало или даже вовсе нет - имеется в виду достойных.

Я так не считаю. Пьес много, они попадают к нам в театр ежедневно и в большом количестве. Есть, наконец, такое явление, как Гришковец, человек, который смог предложить театру и актерам новые технологические задачи. У нас идут почти все его пьесы. В литчасти читают в среднем две пьесы в день, я - в среднем две пьесы в неделю. Да вот, смотрите, это Эдуард Тополь мне принес две свои пьесы, Анатолий Гребнев написал очень интересную пьесу. Те, кто говорит, что пьес нет, попросту ленивы и нелюбопытны. Русская драматургия в полном порядке. Мы вообще великая театральная страна. Я часто бываю в Америке - и ставлю, и преподаю, бываю и в Европе - в театрах ничего даже близко стоящего к нам нет! На всех фестивалях самое интересное - это русский театр. Если собрать сборные по режиссуре, то возьмем Германию - Петер Штайн, Францию - Мнушкина, Англию - Брук, Доннеланн, а дальше? А мы сегодня можем выставить такую сборную Москвы по режиссуре! Васильев, Фоменко, Любимов, Гинкас, Яновская, Фокин, Арцибашев, молодежь... А Петербург с Додиным?

- Вы хотели бы, чтобы ваши дочери стали актрисами?

Моя старшая дочь художница, студентка. А младшая пока школьница. И я очень не хочу, чтобы то, о чем вы спросили, произошло. Потому что театр - дело безнравственное. Профессия требует постоянной провокации самых разных чувств, как добрых, положительных, так и недобрых, злых. И поскольку "инструмент" (нервы, память, психика) и исполнитель совмещены, то "инструмент" начинает сильно влиять на автора. Причем это как раз сильнее, если ты настоящий актер, талант, профессионал, если ты играешь не текстом, а нервами, страстями. "Мотать" собственные чувства, страсти - это как прививать себе оспу или чуму...

Я преподаю двадцать пять лет, и, если ко мне приходит умный, образованный мальчик или романтическая, наивная девочка, я умоляю их не заниматься актерской профессией, прошу даже позвать родителей или внятно стараюсь объяснить, куда они идут, потому что молодые этого не понимают.

- Как тогда вы берете в театр молодых артистов?

Из своих студентов. Но вот сейчас я ищу героя и героиню, чувственных, поющих, пластичных. Так что если кто-то в этом смысле в себе уверен - жду.

Народный артист России (2000). С 1988 - художественный руководитель, режиссер театра «Школа современной пьесы» (Москва), ориентирующегося на современную драматургию

Райхельгауз, Иосиф Леонидович

Биография

Режиссер, педагог, автор инсценировок и статей. Народный артист Российской Федерации (1999), заслуженный деятель искусств (1993), профессор Рочестерского университета (США), профессор Всероссийского Государственного института Кинематографии им. С.А. Герасимова (1998).

В 1964 году поступил по конкурсу артистом вспомогательного состава в Одессикий ТЮЗ. С 1965 по 1968 года жил в Ленинграде, где учился в различных ВУЗах и работал рабочим сцены БДТ. Свои первые режиссерские работы Райхельгауз поставил на сцене Студенческого театра Ленинградского Университета. В 1973 году окончил ГИТИС (курс А.А. Попова и М.О. Кнебель). В тот же период Иосиф Райхельгауз совместно с Анатолием Васильевым руководил театром-студией на Мытной улице v Второй Арбузовской студией, где родилась Lновыя волна¦ современной драматургии. Райхельгауз одним из первых в Москве поставил пьесы С. Злотникова, Л. Петрушевской, В. Славкина, А. Ремиза и других.

С 1973 по 1979 и с 1985 по 1989 годы - режиссер театра LСовременник¦. В спектаклях Райхельгауза были заняты В. Гафт, О. Даль, М. Неелова, Л. Добржанская, А. Мягков, К. Райкин, Ю. Богатырев, О. Табаков, Г. Волчек, П. Щербаков и другие артисты.

Иосиф Райхельгауз неоднократно становился автором не только спектаклей, но и литературного материала к ним. Его пьесы по произведениям современных писателей были поставлены в десятках театров СССР и зарубежных стран. Первый спектакль в театре Современник Из записок Лопатина (1975) - И. Райхельгауз - поставил по собственной инсценировке повести Константина Симонова.

В 1976 году совместно с Г.Б. Волчек Райхельгауз создал спектакль Эшелон по пьесе М.Рощина. Позднее Райхельгауз написал пьесу по рассказам В. Шукшина А поутру они проснулись и осуществил ее постановку в 1977 году.

С 1977 Райхельгауз v режиссерvпостановщик и член режиссерской коллегии театра им. Станиславского. Время, когда А. Васильев, И. Райхельгауз и Б. Морозов руководили театром, сегодня изучается, как знаменательный эпизод в истории советского театра. По признанию самих режиссеров, в тот период они поставили лучшие свои спектакли. Для Иосифа Райхельгауза это Автопортрет А. Ремеза.

Всего Райхельгауз поставил около 70-ти спектаклей, в том числе во многих Московских театрах. 1973 г. Мой бедный Марат Арбузова в Одесском Академическом театре Октябрьской революции. 1973 г. И не сказав ни единого слова Г. Белля в театре Советской Армии. 1981 г. спектакль Пришел мужчина к женщине С. Злотникова в театре им. Пушкина. 1982 г. спектакль Триптих для двоих С. Злотникова и композиция Предложение. Свадьба. Любовь. по мотивам произведений А.П. Чехова, М. Зощенко, А. Вампилова в театре Эрмитаж. 1982 г. Пролетарская мельница счастья В. Мережко в театре v студии О. Табакова. 1985 г. Сцены у фонтана С. Злотникова в театре драмы и комедии на Таганке. 1989 г. Привидения Г. Ибсена в театре Современник.

Райхельгауз много работал в провинциальных театрах России. Среди постановок: 1984 г. Госпожа министерша по пьесе Нушича в Омском Академическом театре драмы. 1986 г. - Вечер поздней осенью Ф. Дюренматта в Липецком Академическом драматическом театре им. Л.Н. Толстого. 1987 г. v спектакль-опера по собственному либретто Время любить и время ненавидеть, музыку к которому написал А. Васильев в Липецком Академическом драматическом театре им. Л.Н. Толстого.

В 1989 году Райхельгауз основал Московский театр Школа современной пьесы и является его художественным руководителем. В первом спектакле театра были заняты артисты Альберт Филозов и Любовь Полищук. Позднее в Школу пришли А. Петренко, Л. Гурченко, М. Миронова, М. Глузский, Т. Васильева, Л. Дуров, С. Юрский, И. Алферова, Э. Виторган, А. Филиппенко, В. Качан, В. Стеклов.

За время существования театра на его сцене было сыграно более 25 премьер. В том числе: LПришел мужчина к женщине¦ (1989), LВсе будет хорошо, как Вы хотели¦ (1993) и LУходил старик от старухи¦ (1995) v все по пьесам Злотникова, LБез зеркал¦ (1994) Н. Климонтовича, LА чой-то ты во фракеN¦ по LПредложению¦ Чехова (1992) и LЧайка¦ Чехова (1998), L-С приветом, Дон- Кихот!¦ - композиция Райхельгауза по М. Сервантесу, Л. Минкусу, М.А. Булгакову и др. (1997), LЗаписки русского путешественника¦ Е. Гришковца (1999), LПрекрасное лекарство от тоски¦ С. Злотникова (2001), LБорис Акунин. Чайка¦ Б. Акунина (2001) и др.

В настоящее время репетируется спектакль LГород¦ по пьесе Е. Гришковца. Иосиф Райхельгауз поставил множество спектаклей в зарубежных театрах, в том числе в Израильском Национальном театре LГабима¦, LЛа-Мама¦ в Нью-Йорке, в театре города Рочестер (США), LКентер¦ в Турции и др. Спектакли Райхельгауза неоднократно представляли Российский театр на многих сценах мира и удостаивались престижных Российских и зарубежных премий. В июне 2000 года спектакль Иосифа Райхельгауза LЗаписки русского путешественника¦ открывал самый представительный в Европе смотр современной пьесы v Боннский биенале, а спектакль LЧайка¦ участвовал в VI Международном фестиваль искусств им. Сахарова.

Райхельгауз снял более десяти телевизионных фильмов: LДва сюжета для мужчин¦, L1945¦ (1986), LИз записок Лопатина¦, LЭшелон¦ (1985), LКартина¦ (1987), LПришел мужчина к женщине¦, LВсе будет хорошо, как Вы хотели¦ и другие.

В 1997 году Райхельгауз был автором и ведущим цикла телевизионных передач LТеатральная лавочка¦. В 1997 году Иосиф Райхельгауз получил благодарность Президента РФ за участие в подготовке президентского послания. В 1999 году v благодарность мэра Москвы за выдающиеся услуги в области театрального искусства.

С1974 по 1989 годы Райхельгауз преподавал в ГИТИСе. В 1994 году читал спецкурс LДраматургия Чехова¦ в университете г. Рочестера (США). С 1990 года и по сей день руководит мастерской LАктеров театра и кино¦ во ВГИКе. С 2000 года читает курс лекций LИстория и теория режиссуры¦ в Российском Государственном Гуманитарном Университете (РГГУ) и регулярно проводит семинары в Центральном Доме Актера. Райхельгауз является автором художественных, мемуарных и публицистических произведений, которые регулярно публикуются в газетах и журналах v LСовременная драматургия¦, LОгонек¦, LНезависимая газета¦ и во многих печатных изданиях Санкт- Петербурга, Киева, Липецка, Израиля, Швеции, Румынии, Венгрии. В издательстве LЦентрПолиграф¦ готовится к выходу художественно-публицистическая книга Райхельгауза - LНе верю¦.

Источник - Википедия

Райхельгауз, Иосиф Леонидович (род. 12 июня 1947, Одесса) - советский и российский театральный режиссёр, педагог; Народный артист России (2000), профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС), Создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы».

Иосиф Райхельгауз родился и вырос в Одессе ; в 1962-1964 годах работал электрогазосварщиком на автобазе. В 1964 году поступил в Харьковский театральный институт на режиссёрский факультет, но уже через неделю был отчислен с формулировкой: «Профессиональная непригодность».
В 1965 году Райхельгауз стал артистом вспомогательного состава Одесского ТЮЗа. В 1966 году приехал в Ленинград и поступил на режиссёрский факультет ЛГИТМиК. И вновь, в том же году, был отчислен за профнепригодность. В 1965-1966 годах был рабочим сцены в Ленинградском БДТ им. Горького. В 1966 году поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета, где смог наконец заняться режиссурой: стал руководителем студенческого театра ЛГУ.

В 1968 году Иосиф Райхельгауз покинул университет и поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа , в мастерскую М. О. Кнебель и А. А. Попова. Одновременно работал в качестве режиссёра в знаменитом студенческом театре МГУ , в 1970 году руководил концертными студенческими бригадами по обслуживанию строителей сибирских ГЭС. В 1971 году проходил режиссёрскую практику в Центральном театре Советской Армии, но спектакль «И не сказал не единого слова» по повести Г. Бёлля, не был допущен к показу. Свой преддипломный спектакль, «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова, в 1972 году поставил в родной Одессе.
По окончании ГИТИСа в 1973 году Райхельгауз был принят на должность режиссёра-постановщика в Московский театр «Современник» . Первым успехом стала постановка спектакля «Погода на завтра», за который Иосиф Райхельгауз был удостоен премии «Московская театральная весна»; среди поставленных в театре спектаклей - «Из записок Лопатина» по К. Симонову, «А по утру они проснулись…» В. Шукшина, «1945» (автор пьесы - И. Райхельгауз), «Привидения» Г. Ибсена. С 1974 года преподавал актёрское мастерство в первой студии Олега Табакова.
С 1975 года Райхельгауз вместе с Анатолием Васильевым руководил Театром на Мытной; в 1977 году был принят в качестве режиссёра-постановщика в Театр им. Станиславского, входил в состав режиссёрской коллегии театра, выпустил спектакль «Автопортрет», начал репетировать «Взрослую дочь молодого человека», но в 1978 году от занимаемой должности был освобождён из-за отсутствия московской прописки.
С 1979 года - режиссёр Московского театра им. А. С. Пушкина; с 1980 года работал также в Московском театре Миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»). В течение 1980-1982 годов ставил спектакли в разных городах: Липецке, Омске, Минске, Хабаровске и др. В 1983-1985 годах был режиссёром-постановщиком Театра драмы и комедии на Таганке , поставил спектакль «Сцены у фонтана». В 1985 году вернулся в «Современник», где работал до 1989 года.

В 1988 году Иосиф Райхельгауз стал инициатором создания Московского театра «Школа современной пьесы», открывшегося 27 марта 1989 года его спектаклем «Пришел мужчина к женщине» по пьесе Семена Злотникова. С 1989 года является художественным руководителем театра, на сцене которого поставил более 20 спектаклей.
Одновременно Райхельгауз ставил спектакли в других театрах, в том числе за рубежом: в театрах «Коруж» (Щвейцария), «Кентер» (Турция), «Ла-Мама» (США), национальном театре «Габима» (Израиль); много работает на телевидении, где поставил, в частности, «Эшелон» М. Рощина и «Картину» В. Славкина.
Рейхельгауз является автором книг «Не верю», «Мы попали в запандю», «Прогулки по бездорожью», «Одесская книжка», членом редколлегии журнала «Современная драматургия».
В 1993 году режиссёру было присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации»; с 2000 года - Народный артист России.

С 1976 года Иосиф Райхельгауз преподавал мастерство актёра в ГИТИС им. Луначарского, с 2003 года руководит режиссёрской и актёрской мастерской на кафедре режиссуры в ГИТИСе. С 2004 года - профессор.

Спектакли
1977 - «Автопортрет» А. Ремиза (Театр им. Станиславского)
1984 - «Сцены у фонтана» (Московский театр драмы и комеди на Таганке)
Тетр «Современник»
1973 - «Погода на завтра» М. Шатрова (совместно с Г. Волчек и В. Фокиным)
1975 - «Из записок Лопатина» К. Симонова
1977 - «А поутру они проснулись» В. Шукшина
1985 - «1945», композиция Райхельгауза
1986 - «Дилетанты»
1986 - «Два сюжета для мужчин» В. Славкина по Ф. Дюрренматту
«Школа современной пьесы»
1989 - «Пришел мужчина к женщине» Семена Злотникова
1990 - «Все будет хорошо, как вы хотели» С. Злотникова
1992 - «А чой-то ты во фраке?» по А. П. Чехову
1994 - «Уходил старик от старухи» С. Злотникова
1994 - «Без зеркал» Н. Климонтовича
1996 - «По поводу обещанного масла» по песням Сергея Никитина
1997 - «…С приветом, Дон-Кихот!», сочинение для сцены Виктора Коркия, Александра Лаврина, Иосифа Райхельгауза, Валерия Березина
1998 - «Антон Чехов. Чайка»
1998 - «Любовь Карловны» О. Мухиной
1999 - «Записки русского путешественника» Е. Гришковца
2001 - «Прекрасное лекарство от тоски» С. Злотникова
2001 - «Борис Акунин. Чайка»
2002 - «Город» Е. Гришковца
2004 - «Чайка. Настоящая оперетка» по пьесе А. П. Чехова
2006 - «Своими словами»
2007 - «Русское варенье» Л. Улицкой
2008 - «Пришел мужчина к женщине. Новая версия» С. Злотникова
2009 - «Дом» Е. Гришковца
2009 - «Звездная болезнь»
2010 - «Русское горе» по мотивам комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
2011 - «Медведь» Дмитрия Быкова
2012 - «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» Е. Гришковца, И. Райхельгауза

Награды и премии
2004 год - премия города Москвы в области литературы и искусства за спектакль «Город» по пьесе Евгения Гришковца
Премия «Московская театральная весна»
1973 год - «Погода на завтра» («Современник»)
1975 год - «Из записок Лопатина» («Современник»)
1976 год - «А поутру они проснулись» («Современник»)
Премия Московского комсомола
1975 год - «Из записок Лопатина»

Иосиф Леонидович Райхельгауз родился 12 июня 1947 года в Одессе. В интервью одному известному журналу режиссер рассказал, что был назван в честь деда. В годы войны его мать Фаина Иосифовна работала санитаркой в госпитале в Оренбурге, а отец Леонид Миронович воевал в танковых войсках и дошел до Берлина. У Иосифа Райхельгауза есть также сестра Ольга.

В мирное время мать режиссера работала секретарем-машинисткой, отец занимался грузоперевозками. В школе, где учился Иосиф Леонидович, преподавание велось на украинском языке. Окончив восемь классов, он решил продолжить обучение в школе рабочей молодежи, поскольку ему тяжело давались точные науки. Свою трудовую деятельность начал с профессии электрогазосварщика на автобазе, куда юного Иосифа устроил отец.

Однако будущего режиссера продолжала манить творческая деятельность. Он не упускал возможности поучаствовать в массовке на Одесской киностудии. И по окончании учебы решил поступать в Харьковский театральный институт на специальность «режиссер украинской драмы». Иосиф Райхельгауз успешно прошел вступительные испытания, педагоги заметили его талант. Однако в Министерстве культуры УССР аннулировали результаты экзаменов из-за национального вопроса. Ведь среди зачисленных были трое русских, трое евреев и только один украинец.

Вернувшись в родную Одессу, Иосиф Райхельгауз пошел работать актером в Одесский ТЮЗ. Спустя год отправился покорять Москву, благодаря общим знакомым его приютил писатель Юлий Даниэль. Но вскоре он был арестован за творческую деятельность, порочащую советский строй.

Тогда Иосиф Райхельгауз вновь сменил место жительства, перебравшись в Ленинград. В 1966 году поступил в ЛГИТМиК на режиссерский факультет, но из-за разногласий с педагогом - Борисом Вульфовичем Зоном вновь был отчислен. Устроился рабочим сцены в знаменитый БДТ Товстоногова и параллельно учился в Ленинградском государственном университете на факультете журналистики. В ЛГУ Иосиф Райхельгауз начал ставить спектакли в студенческом театре.

Творческая деятельность

В 1968 году он снова отправляется в Москву, чтобы поступить в ГИТИС на курс Анатолия Эфроса, но в результате учился у Андрея Алексеевича Попова. Дипломный спектакль «Мой бедный Марат» в 1972 году Райхельгауз ставил в Одесском Академическом театре.

На четвертом курсе Иосиф Леонидович проходил практику в Театре Советской армии, где занялся постановкой спектакля «И не сказал ни единого слова» по роману Г. Белля. Его заметила Галина Волчек и предложила стать штатным режиссером театра «Современник».

Первым проектом на новом месте была постановка по мотивам повести К. Симонова «Двадцать дней без войны». На главную роль Райхельгауз пригласил Валентина Гафта. За спектакль «Погода на завтра» в 1973 году был удостоен премии «Московская театральная весна».

В 1977 году вслед за своим педагогом Поповым ушел на должность режиссера-постановщика в Театр имени Станиславского. Поставил спектакль «Автопортрет», который пришелся не по вкусу властям. В результате Райхельгауза уволили из театра, он лишился московской прописки и не мог никуда устроиться на работу. Начались проблемы со здоровьем, режиссер перенес инфаркт.

Его спасло приглашение поработать в Хабаровском драмтеатре. В начале 80-х Иосиф Райхельгауз занялся постановкой спектаклей в разных городах Советского Союза - Одессе, Владимире, Минске, Омске, Липецке.

В 1983-1985 годах работал в Театре на Таганке, но его спектакль «Сцены у фонтана» из-за отъезда Юрия Любимова так и не был выпущен. Тогда Райхельгауз вновь вернулся в «Современник».

27 марта 1989 года представил публике спектакль «Пришел мужчина к женщине». Главные роли исполняли Альберт Филозов и Любовь Полищук. Эта премьера ознаменовала открытие театра «Школа современной пьесы», в котором Иосиф Райхельгауз занял пост художественного руководителя. За тридцатилетнюю историю театра он поставил на его сцене порядка 30-ти спектаклей, вот некоторые из них:

  • «А чой-то ты во фраке?» по А. П. Чехову (1992);
  • «Уходил старик от старухи» С. Злотникова (1994);
  • «Записки русского путешественника» Е. Гришковца (1999);
  • «Борис Акунин. Чайка» (2001);
  • «Русское варенье» Л. Улицкой (2007);
  • «Медведь» Д. Быкова (2011);
  • «Последний ацтек» В. Шендеровича (2014);
  • «Часовщик» И. Зубкова (2015).

Иосиф Райхельгауз также ставил спектакли в США, Израиле, Турции.

По мотивам многих своих спектаклей режиссер снял телевизионные фильмы: «Эшелон», «Картина», «1945», «Пришел мужчина к женщине», «Из записок Лопатина», «Два сюжета для мужчин». В 1997 году выпустил цикл передач «Театральная лавочка».

Педагогической деятельностью начал заниматься в 1974 в ГИТИСе, с 2003 года возглавляет там режиссерскую мастерскую. С 2000 года Райхельгауз читает лекции по истории и теории режиссуры в РГГУ. В университете Рочестера (США) в 1994 году читал курс «Драматургия Чехова».

Личная жизнь

Иосиф Райхельгауз женат на актрисе театра «Современник» Марине Хазовой. Будущая жена была его студенткой. Режиссер признается, что по-настоящему оценил ее, когда попал в больницу после скандального увольнения из Театра имени Станиславского. В отличие от многих, Марина не отвернулась от него и всячески поддерживала. Своей жене Райхельгауз посвятил книгу «Не верю».

У супругов две взрослые дочери - Мария и Александра. Старшая, Мария, работает сценографом. За первую же самостоятельную работу получила премию «Золотая маска». Вторая дочь, Александра, окончила филологический факультет МГУ, выполняет административные функции в «Школе драматического искусства».

Старшая дочь подарила режиссеру внучку Соню. В беседе с журналистом Райхельгауз признался, что хотел бы проводить с ней больше времени, но даже на восьмом десятке по-прежнему пропадает в театре.

Звания и награды:

  • Заслуженный деятель искусств РФ (1993);
  • Народный артист РФ (1999);
  • Благодарность мэра Москвы (1999, 2004);
  • Орден Дружбы (2007);
  • Орден Почета (2014).

Одессит - это не национальность, не профессия, это стиль жизни, если хотите, диагноз. И раз уж ты родился и вырос в Одессе, то ты непременно знаешь толк в хорошей шутке, стряпне и настоящем искусстве. Наш герой в детские годы бегал играть в массовке в Одесском ТЮЗе, но уже тогда он знал, что будет не просто режиссером, а известным режиссером, точнее, очень известным режиссером.

Иосиф Райхельгауз – режиссер с мировым именем, создатель и бессменный руководитель театра «Школа современной пьесы».

Вот уже двадцать лет на сцене его театра играют самые выдающиеся актеры: Татьяна Васильева, Сергей Юрский, Ирина Алферова, Альберт Филозов. На этой сцене выступал Булат Окуджва, в легендарном спектакле «Уходил старик от старухи» играли Мария Владимировна Миронова и Михаил Андреевич Глузский. Иосиф Леонидович ставит пьесы только современных авторов – Злотникова, Гришковца, Акунина, и театр свой он задумывал именно таким, чтобы в нем игрались пьесы, написанные только что и не игранные еще нигде.

Но, кроме театра, у известного режиссера есть еще и надежный тыл – его семья: жена, ведущая актриса «Современника» Марина Хазова, и дети. Старшая дочка Маша дебютировала как театральный художник в спектакле «Записки русского путешественника». Сейчас Маша Трегубова – главный художник Лаборатории Дмитрия Крымова и за оформление премьерного спектакля «Оpus №7» была удостоена премии «Золотая маска». Маша уже выросла и вышла замуж, но все равно, как раньше, семья любит собираться вместе в загородном доме и по вечерам за длительными чаепитиями неспешно беседовать. Периодически в беседу на правах членов семьи «встревают» лабрадор Билл и кошка Мика, им постоянно требуется ласка, то за ушком почесать, то животик погладить.

Микино счастье

Мике очень нравится быть хозяйкой большого дома. Она любит рано поутру спуститься бесшумно со второго этажа и пройтись по всем комнатам внизу, как бы проверяя, все ли в порядке. А потом обожает лежать на парапете балкончика между первым и вторым этажом и с высоты надменно поглядывать на всех обитателями дома, помахивая кончиком пушистого хвоста.

Но не так давно участь Мики была совсем не завидна. Мика родилась в подвале. Но это был не простой подвал, а Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Одна добрая женщина, смотритель Египетского зала музея, подкармливала ее маму, самую обычную беспризорную кошку, а когда у той родились котята, решила поучаствовать в их дальнейшей судьбе. Как-то зять Иосифа Леонидовича художник Алексей Трегубов работал в одном из залов музея, копировал живопись, разговорился со смотрителем о кошках, мол, жена Маша мечтает о котенке британской породы. Слово за слово, и концу рабочего дня, рядом с Алексеем каким-то непонятным образом очутилась коробка с крохотным рыжим пищащим комочком. Как настоящий мужчина, он не смог оставить беззащитное существо на произвол судьбы и принес его домой.

Маша вечером, увидев приемыша, сильно расстроилась. Котенок был такой страшненький, такой худой и жалкий, что даже и отдаленно не мог напоминать британца. Он вообще был никакой. Хвост тощий-тощий, шейка тоненькая, шерстка редкая. Тогда Маша даже и не обратила внимания на необычный ярко рыжий окрас котенка. Ну что делать? Взяли – надо растить, не нести же назад…

Мика быстро набирала вес, и вскоре превратилась в пушистый круглый очаровательный комочек с зеленовато-желтыми глазами, а к году стала совершенной красавицей.

Пока Мика росла, была пуглива и осторожна, сказывалось, видимо, на генетическом уровне, что ее предки никогда не жили в семье. Но по натуре своей она всегда была ласкова и совершенно не шкодлива. Не портила мебель, не гадила где попало, как это часто бывает с дворовыми кошками, взятыми в дом, не воровала со стола, не дергала шторы на окнах, с ней вообще не было никаких проблем.

Как-то Маша и Леша уезжали на фестиваль, и пришлось отвезти Мику в загородный дом к Машиным родителям. Так Мика оказалась полноправной хозяйкой дома и сердца Иосифа Райхельгауза.

Уроки естества

– Иосиф Леонидович, Армен Джигарханян говорит, что он у своего легендарного кота Фила учился натуральности, как бы брал уроки актерского мастерства. Как, по-Вашему, у кошки действительно можно чему-то научиться?
– Это известная истина. Еще Константин Сергеевич Станиславский учил своих артистов: «Посмотрите, если на песке лежит человек и рядом кошка, то от человека останется бесформенная ямка, а от кошки абсолютный рисунок ее тела. А почему? Потому что кошка расслаблена, она естественна и природна, она отдыхает на песке». Мне кажется, что люди, у которых дома есть кошки и собаки, тоже становятся под их влиянием ближе к природному, к естественному.

– Говорят, мы не можем до конца понимать кошек. Вы согласны с этим?
– Да, потому что пытаемся все время навязать им свою извращенную психологию, какие-то свои хитрости, вторые планы. А кошка буквальна. Если она хочет есть, она ест. Если хочет спать, спит, а если не хочет с тобой играть – повернется и уйдет. У нее, к счастью, нет правил поведения и представлений о том, что прилично или неприлично в обществе. И, скорее кошка дрессирует своего хозяина, а не наоборот.

– Как случилось, что Мика поменяла место жительства?
– В крохотной городской квартирке ей было не очень удобно. А как только ее привезли к нам на дачу, она сразу показала всем своим видом, что тут ей лучше. Конечно, она очень скучает по Маше и Леше, ведь именно его она считает своим настоящим хозяином, так как он принес ее домой. Любопытно наблюдать, как Мика утром терпеливо караулит, когда Маша проснется. И как только почует, что она сейчас откроет глаза, тут же прыгает на постель и, обняв лапками за шею, укладывается у нее на груди.
– И целых полчаса надо ее гладить и чесать за ушком, – подтверждает с улыбкой Маша.

– И кошку даже не смутило присутствие лабрадора Била?
– Бил поначалу на нее бросался, запрещал ходить по дому. Он ведь привык быть хозяином, но Мика сумела установить с ним хорошие отношения. Она садилась на лестницу, которая ведет на второй этаж (а Билу туда нельзя заходить), и подолгу на него сверху смотрела. Потом спускалась на одну ступеньку ниже и снова долго и внимательно смотрела на него. Она приучала его к себе. И так она спускалась все ниже, ниже. А теперь они рядом лежат и спят. Мы никогда не думали, что кошка сможет приручить Била – он дикий, невоспитанный. Но он так привязан к Мике, что если ее увозят в Москву, скучает и ждет возвращения.

– Как Мика любит проводить время?
– Мика равнодушна к игрушкам. Чего только Маша ей не покупала: и дразнилки, и мышки, и мячики – не интересно. А вот украсть чьи-нибудь носки и таскать их в зубах как добычу, рыча и урча – это самое любимое занятие. Правда, сейчас Мике не до игр, теперь все ее время занимают дети. Она у нас, видите ли, удачно вышла замуж...
Мика недавно родила котят. Соседи по Большому каретному переулку, где Маша с Алексеем жили, поинтересовались однажды, не хотят ли они выдать свою кошку за их кота, поскольку у кота было огромное желание завести себе подругу.
– Поначалу меня это даже испугало, – рассказывает Маша, – и я ответила: «Что вы, что вы, она у нас еще молоденькая и замуж не хочет». Но когда мы увидели кота – интеллигентного британца, устоять не смогли.
– Мы с Машей несколько расходимся во мнениях насчет происхождения котят, – добавляет с лукавой улыбкой Иосиф Леонидович. – Маша дважды возила Мику на «свидание» с британцем, и думает, что котята от него. Но к нам ведь ходил рыжий кот с соседней дачи. И у меня такое ощущение, что это его дети. Уж очень они рыжие получились.

– А рыжий-то продолжает приходить?
– Регулярно.

– Отвлекает мать от детей?
– Мика – преданная мать. Покормив котят, не стремится убежать по своим делам, а долго их вылизывает, мурлыча. Когда у нее хорошее настроение, любит лежать на боку и перебирать лапками в такт своему мурлыканию.
– Как бы на гуслях играет, – смеется Маша. – И когда котят кормит, тоже от удовольствия лапками перебирает, и мы шутим, что она играет им классическую музыку, чтобы котята культурными росли.
Новорожденных котят поместили в большой коробке, но Мике там не понравилось, и она тайком перетащила помет в шкаф в Машиной спальне. Ее не стали тревожить. И пока котята были слепые, она так жила с ними в шкафу.

«Все нормально, жизнь сюжетна»

– Иосиф Леонидович, кем-то было подмечено однажды, что мужчины больше привязаны к кошкам, чем к собакам, это правда?
– Я люблю и тех и других одинаково. Но вот что любопытно: мне кажется, что Мика меня ждет по вечерам. Хоть о кошках и говорят, что они непредсказуемы, гуляют сами по себе, однако Мика неизменно встречает меня, когда я поздно вечером возвращаюсь из театра. Все спят уже, все, кроме Мики, которая ждет и всегда составляет мне компанию за чашкой чая. Она любит посидеть рядом, поласкаться, помурлыкать. С ней отдыхаешь. Кошка – более домашнее животное, чем собака.

– Судя по тому, как вы умело ладите с Микой, это не первая кошка в Вашей жизни?
– У нас всегда, всю жизнь были кошки. Когда я еще жил в Одессе, у нас был огромный потрясающий кот. Мой дед был председателем колхоза, Героем Социалистического труда, известным человеком. Последние годы жизни он жил с нами в Одессе. И кот был особенно к нему привязан. Когда дед умер – ему было 90 с лишним лет – кот ушел из дома и больше мы его не видели. И здесь, в Москве, на этой даче был у нас потрясающий кот черный с белым воротником. Он очень любил моего отца, героя Великой Отечественной войны. И когда папы не стало, повторилась та же история: кот исчез...

Конечно, можно долго разговаривать с таким интересным человеком о театре, об актерах, о творческих планах, об успехах, так как кажется, что Иосиф Леонидович был всегда известным режиссером. Однако свою книгу воспоминаний «Не верю» Иосиф Райхельгауз предваряет такими словами: «После того, как в двадцать с небольшим лет я стал самым молодым режиссером-постановщиком Москвы, выпустил в «Современнике» пару нашумевших спектаклей, снимал на телевидении, преподавал в ГИТИСе и получал от этого, как тогда говорили, «глубокое удовлетворение», жизнь едва не выкинула меня за борт. В один прекрасный день, отовсюду уволенный, лишенный прописки, без какой-либо перспективы вернуться в нормальную московскую жизнь, я лежал на диване и смотрел в окно… Думалось только об одном: кем лучше быть – водителем такси или грузчиком?» С тех пор Иосиф Леонидович живет под девизом: «Все нормально, жизнь сюжетна!»

СПРАВКА:

Иосиф Райхельгауз. Художественный руководитель и главный режиссер театра «Школа современной пьесы» родился в Одессе в 1947 году. Окончив ГИТИС, режиссерское отделение, ставил спектакли в лучших театрах страны, в Москве и за рубежом. Более двадцати лет руководит своим театром, где идет эксклюзивный репертуар. Лауреат многих престижных премий.

Мария Трегубова. Его дочь. Родилась в Москве. Главный художник Лаборатории Дмитрия Крымова и актриса. За спектакль «OPUS№7» удостоена театральной премии «Ника».

error: Content is protected !!