Волковское кладбище какие литературные мостки захоронены. Литераторские мостки. Как доехать и часы работы кладбища «Литераторские мостки» СПб


Свою историю некрополь, расположенный между Расстанной улицей и Монастыркой, ведет от небольшого кладбища при церкви Иоанна Предтечи, которое когда-то располагалось в Московской Ямской слободе. Это кладбище было основано в 1719 году и упразднено в середине 18 века по распоряжению самой императрицы, которая любила бывать на народных гуляньях в Ямской, но не любила в праздничный день лицезреть располагавшееся там кладбище, навевающее грустные мысли.
Современное Волковское кладбище было учреждено по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1759 году. Свое название кладбище получило от деревни Волковка, существовавшей задолго до основания не только самого кладбища, но и Санкт-Петербурга. Упоминание об этой деревне встречается в писцовых книгах Ижорской земли 1640 года. Финское название деревни - Сутиила или Сютила - значит примерно то же самое, что русское название, и указывает на то, что в этой местности до строительства города было много волков. Согласно историческим документам, даже в 18 веке стаи голодных волков нередко нападали зимой на скот и жителей деревни.

Волковское кладбище было бедным и доходов практически не приносило, но с каждым годом на нем хоронили все больше и больше людей, у родственников которых не было денег на дорогие погребальные обряды. Поскольку на содержание Волковского кладбища денег почти не выделялось, кладбищенские земли не осушали и не благоустраивали, а захоронения большей частью имели стихийный характер. Места для могил выбирали родственники, и поэтому копали могилы не рядами, по прямой линии, а без порядка, следуя принципу "там, где захотелось". Этим объясняется современный вид старинной части кладбища, которое больше напоминает дикий парк, чем упорядоченный некрополь. На Волковском кладбище всего несколько дорожек, и те, кстати, были устроены гораздо позже, при реконструкции кладбища.

В конце 18-начале 19 века на Волковском кладбище было построено несколько церквей. Первой была сооружена деревянная церковь Спаса Нерукотворного в 1759 году. А в 1777 году была воздвигнута деревянная церковь "в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме", которая через пять лет сгорела от пожара. В 1782-1785 годах была построена новая каменная Воскресенская церковь, автором проекта которой стал замечательный архитектор И. Е. Старов. До революции в этой церкви хранился целый ряд произведений искусства и дорогая церковная утварь.


Второй по времени возведения каменный храм - церковь Спаса Нерукотворного. Первоначально проект храма разрабатывал архитектор В. И. Беретти, но затем строительство было передано зодчему Ф. И. Руска, который значительно переработал и упростил первоначальный замысел.
На деньги купца П. И. Пономарева на Волковском кладбище была построена третья каменная церковь, которую в народе называли просто Пономаревской. Автором ее также стал Ф. И. Руска, который, по сути, в архитектуре новой церкви повторил в малых размерах свою предшествующую работу. Изначально церковь хотели осветить во имя Успения Божьей Матери, так чтобы она с двумя другими храмами составила "тройственный символ Христовых надежд: смерть, или успение, воскресение и Спас - спасение". Но потом решено было освятить церковь во имя Всех Святых, для того чтобы "ангелы всех усопших призываемы были на месте их погребения".


Четвертым каменным храмом стала церковь Святого Иова, построенная на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа. Проект церкви разработал молодой архитектор И. А. Аристархов, который скончался во время строительства. Архитектор был похоронен в одном из приделов церкви.

В 18-19 веках Волковское кладбище было одним из крупнейших в Петербурге. По причине вечной сырости и грязи кладбищенские дорожки мостили досками - так называемыми "мостками". Во второй половине 19 века северо-восточная часть кладбища стала традиционным местом погребения выдающихся деятелей литературы и искусства и потому была названа "Литераторскими мостками".

В 1920-1930 годах территория кладбища значительно сократилась. Были уничтожены многие надгробия и памятники, часть захоронений, представляющих определенный исторический и художественный интерес, (захоронения И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина) была перенесена на Литераторские мостки.

На Волковском кладбище сохранилось много старинных мемориальных памятников и семейных склепов. Но поскольку за Волковским кладбищем сохраняется статус действующего, с каждым годом старинных захоронений становится все меньше, а на их месте появляются современные строгие надгробия из серого гранита и черного мрамора.
На Волковском православном кладбище похоронены: поэты В. С. и Н. С. Курочкины, архитектор К. А. Тон, композитор и скрипач Н. Я. Афанасьев, книготорговец И. В. Сленин, хирург Н. А. Вельяминов, историк и филолог А. А. Шахматов, биохимик и физиолог В. Я. Словцов и другие.

В 18-19 веках мифология Волковского кладбища была связана главным образом с волками. Поговаривали, что каждую ночь на кладбище собираются стаи волков, чтобы полакомиться трупами тех, кого бедные или жадные родственники оставили на кладбище не погребенными.
В современной же мифологии Волковского кладбища большое место отведено вождю мирового пролетариата, чьи родственники были похоронены на Литераторских мостках. В начале 1990-х годов начали активно обсуждать предложения о выносе тела Ленина из мавзолея в Москве и его дальнейшем захоронении. Место лучше Литераторских мостков в Петербурге трудно представить.
20 января 1992 года поздно вечером телепрограмма "Вести" сообщила, что в ту же ночь тело Ленина будет вынесено из Мавзолея в Москве и перевезено в Петербург для перезахоронения на Литераторских мостках. Эта ошеломительная новость так взбудоражила пенсионеров-коммунистов, что многие из них, несмотря на поздний час, быстро собрались и поехали на Волковское кладбище. Там уже находились журналисты, нетерпеливо прохаживавшиеся вдоль могил в предвкушении сенсации. Само собой разумеется, что информация оказалось ложной. Но для того чтобы взволнованные люди разошлись по домам, администрации пришлось продемонстрировать, что в некрополе семьи Ульяновых нет свежевырытой могилы.

-Литературные мостки

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Апухтин Алексей Николаевич (1840-1893) Русский поэт-лирик. Основные мотивы лирики Апухтина - грусть, разочарование, недовольство жизнью. На его стихи написаны романсы: "Пара гнедых", "Ночи безумные", "Когда так радостно в объятиях твоих...", "Волшебные слова любви и упоенья...", "Ни отзыва, ни слова, ни привета", "День ли царит" и др. В 1890 г. Апухтин обратился к прозе - "Неоконченная повесть", "Архив графини Д.", "Дневник Павлика Дольского". Известно, что А. Апухтина связывала долгая дружба с П.И. Чайковским, написавшим на его стихи несколько романсов. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) Русский писатель, литературный критик, публицист. Сотрудничал в журнале "Телескоп" (1833-36), "Отечественные записки" (1839-46) и "Современник" (1847-48). В статьях 1840-х гг. в условиях цензурного гнёта в завуалированной форме доказывал необходимость глубоких социально-политических преобразований, уничтожения крепостничества и самодержавия. Наиболее ярко эти идеи отразились в письме к Н. В. Гоголю (июль 1847), которое широко распространялось в списках (впервые опубликовано А. И. Герценом в "Полярной звезде", 1855). /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Дмитриев Иван Петрович (1915 - 2003)

Советский актёр театра и кино,родился в городе Вышний Волчок. С 1936, после окончания Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского, - актер Ленинградского театра Комедии, с 1940 - театра Краснознаменного Балтфлота, с 1948 - актер Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской, с 1973 - академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Народный артист СССР (1980). /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Янсонс Арвид Кришевич (1914-1984) Дирижер.Играл в оркестре Рижской оперы. Параллельно брал уроки дирижирования у Лео Блеха и в 1944 впервые встал за дирижёрский пульт. Вскоре Янсонс получил место дирижёра в Латвийской опере, а после завоевания второй премии на Всесоюзном конкурсе дирижёров в 1946 возглавил симфонический оркестр Латвийского радио, с которым работал в течение шести лет. В 1952 стал одним из дирижёров симфонического оркестра Ленинградской филармонии, с которым выступал не только в СССР, но и за границей. Нередко Янсонса приглашали дирижировать зарубежными коллективами, в частности, Токийским симфоническим оркестром. С 1965 активно занимался также педагогической деятельностью, давая мастер-классы в Германии, Финляндии и Швеции, в 1972—1984 заведовал кафедрой оперно-симфонического дирижирования в Ленинградской консерватории. Умер от сердечного приступа во время концерта, дирижируя оркестром Халле.
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Шварц Исаак Иосифович (1923 - 2009)

Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), народный артист России (1996),лауреат Государственной премии России. Автор симфонических произведений, а также музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

Б.Т.Штоколов - Народный артист СССР (1966), Народный артист России (1962), Заслуженный артист РСФСР (1958), лауреат Государственной премии, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени, почетный академик Славянской и Петровской академий.

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Чапыгин Алексей Павлович (1870-1937) Русский писатель, автор исторических романов, рассказов о крестьянском быте, об охоте. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Бенуа Леонтий Николаевич (1856-1928)Архитектор, педагог. Академик архитектуры (1885) и действительный член (1893) петербургской Академии художеств. Сын Н.Л. Бенуа, брат А.Н. Бенуа. Строил в Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве и др. городах. В 1910-1913 г. вместе с М.М. Перетятковичем, Ф.Е. Енакиевым, Н.Е. Лансере, создал проект преобразования Петербурга (не реализован). По его проектам построены: церковь Св. Георгия в Гусь-Хрустальном (1892-1901); русская капелла в Дармштадте (1897—1899); собор Александра Невского в Варшаве; доходный дом 1-го Российского страхового общества в Москве (1905-1906) - соместно с А.О. Гунстом; Дворец выставок - западный корпус Русского музея в Санкт-Петербурге (1914-1919) - совместно с С.О. Овсянниковым; ряд банков на Невском проспекте; Зал заседаний Гос. совета в Мариинском дворце (1907-1908); Клинический институт акушерства и гинекологии Д.О. Отта; и др. Руководил строительством Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1896-1908, по проекту Д.И. Гримма). Л.Н. Бенуа преподавал в Академии художеств (профессор с 1892; в 1903-1906 и 1911-1917 г. также ректор Высшего художественного училища при Академии художеств), Свободных художественных мастерских (профессор с 1918), в Рисовальной школе ОПХ (1879-1884) и Институте гражданских инженеров (1884-1892, 1920-1927) /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
Берггольц Ольга Федоровна Берггольц Ольга Федоровна(1910-1975) Писательница, поэтесса. Окончила в 1930 г. филологический факультет Ленинградского университета, работала корреспондентом казахской газеты «Советская степь», редактором «комсомольской страницы» газеты ленинградского завода «Электросила». Писала лирические стихи, повести, пьесы, рассказы для детей и юношества. В декабре 1938 году была арестована и 149 дней провела в тюрьме. В годы блокады 1941-1944 г. Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде, работала на Ленинградском радио, где читала свои стихи, поддерживая дух блокадников. Именно тогда прозвучали её поэмы "Февральский дневник" и "Ленинградская". Слова О. Берггольц "Никто не забыт и ничто не забыто" высечены на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища. Произведения О. Берггольц: "Углич" (1932; повесть), "Глубинка" (1932; сборник очерков, написанных в Казахстане), "Стихотворения" (1934; сборник лирики), "Журналисты" (1934; повесть), "Ночь в "Новом мире" (1935; сборник рассказов), "Зерна" (1935; повесть), "Книга песен" (1936; сборник), "Февральский дневник" (1942; поэма), "Ленинградская поэма" (1942), "Ленинградская тетрадь" (1942; сборник), "Памяти защитников" (1944), "Они жили в Ленинграде" (1944; пьеса; написана совместно с Г. Макогоненко), "Твой путь" (1945), "Ленинградская симфония" (1945; киносценарий; совместно с Г. Макогоненко), "Говорит Ленинград" (1946 сборник выступлений по радио в блокадном Ленинграде), "У нас на земле" (1947; пьеса), "Первороссийск" (1950; поэма), "Верность" (1954; поэма о Севастопольской обороне 1941-1942) и др. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) Русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, морфолог. В 1878 г. окончил Медико-хирургическую академию. Заведуя кафедрой психиатрии Казанского университета, создал в 1885 г. первую в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике. С 1893 г. - профессор Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, где заведовал кафедрой нервных и душевных болезней, с 1897 г. - женского медицинского института. В 1908 г. основал в Петербурге Психоневрологический институт. С 1918 г. - директор Института по изучению мозга в Петрограде. Основал журнал "Неврологический вестник" (1893). Начиная с 10-х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией. Открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д. Для описания сложных форм рефлекторной деятельности предложил термин "сочетательно-двигательный рефлекс". Описал ряд физиологических и патологических рефлексов, симптомов и синдромов. Скончался 24 декабря 1927 г. в Москве. В некоторых публикациях высказывается предположение, что учёного отравили. Тело В.М. Бехтерева кремировали. Первоначально прах был погребен в здании Психоневрологического института в Ленинграде, но позднее его перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища.


- «ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ», место погребения многих писателей, общественных деятелей, ученых на Волковом кладбище в Санкт Петербурге (см. САНКТ ПЕТЕРБУРГ). Включает церковь Воскресения (1782 1885). Возникли в 1861, когда рядом с могилой В. Г.… … Энциклопедический словарь

- (Расстанная улица, 30), музей некрополь, филиал Музея городской скульптуры (с 1935). Расположен в северо восточной части Волковского православного кладбища. Включает многочисленные исторические захоронения и перезахоронения, а также бывшую… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Место погребения многих писателей, общественных деятелей, ученых на Волковом кладбище в Санкт Петербурге. Возникли в 1861, когда рядом с могилой В.Г. Белинского был похоронен Н.А. Добролюбов. Здесь похоронены И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков Щедрин … Современная энциклопедия

Литераторские мостки - Музей некрополь Литераторские мостки. Музей некрополь Литераторские мостки. Могилы В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова. Санкт Петербург. Литераторские мостки (Расстанная улица, 30), музей некрополь, филиал Музея городской скульптуры (с 1935).… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- («Литераторские мостки») место погребения многих русских и советских писателей, революционно общественных деятелей, учёных на Волковом кладбище в Ленинграде. В 1861 рядом с могилой В. Г. Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов. С этого… … Большая советская энциклопедия

Литераторские мостки - совр. часть Волкова кладбища в Петербурге, ставшая мемориальной в сов. время. Здесь, в бедной части кладбища, у церкви и рядом с деревянной дорожкой (мостки), возле могил В. Белинского (1848), Н. Добролюбова (1861) с 1870 х гг. возникла… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Место погребения многих писателей, общественных деятелей, учёных на Волковом кладбище в Санкт Петербурге. Возникли в 1861, когда рядом с могилой В. Г. Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов. Здесь похоронены И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков… … Энциклопедический словарь

Литераторские мостки - Литер аторские мостк и (на Волковом кладбище в Петербурге) … Русский орфографический словарь

Литераторские мостки - (на Волковом кладбище в Петербурге) … Орфографический словарь русского языка

Место погребения многих писателей, общественных деятелей, ученых на Волковом кладбище в Санкт Петербурге. Возникли в 1861, когда рядом с могилой В. Г. Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов. Здесь похоронены И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Жанета (изд. 2011 г.) , А. И. Куприн , Куприн Александр Иванович. Происходил из небогатой дворянской семьи, окончил Александровское военное училище в Москве. D 1890 1894 служил в полку, расположенном в Подольской губернии. Как… Категория: Худ. на английском языке Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Жанета , А. И. Куприн , Куприн Александр Иванович. Происходил из небогатой дворянской семьи, окончил Александровское военное училище в Москве. D 1890–1894 служил в полку, расположенном в Подольской губернии. Как… Категория: Художественная литература и сопутствующая тематика Серия: Издатель:

В тот же самый день, когда я дошел до станции Волковская, я ещё успел до наступления темноты посетить самую интересную часть Волковского кладбища, под названием "Литераторские мостки".
Времени до наступления полных сумерек было действительно в обрез и я очень торопился, идя пешком от жд станции до этого места.
А вообще нравится чем-то мне эта местность под названием - Волково. Вроде и центр недалеко, но как-то всегда тут малолюдно и загадочный дух обитает в этих местах. Старые кладбища, которые расположены фактически в лесу и речушка создают ощущение, что ты находишься где-то на самой захолустной окраине Питера.
Кстати чем-то мой родной киевский Сырец, где я вырос, напоминает мне Волково.

"Литераторские мостки" - участок на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, музей-некрополь, где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, архитекторы, учёные и общественные деятели.
1. Главные ворота, построенные в 19 веке.

2. Связанная с этим некрополем традиция восходит к 1802 году, когда здесь, возле церкви Воскресения Словущего похоронили А. Радищева (эта могила не сохранилась). В 1848 году здесь был захоронен публицист В. Г. Белинский. В 1861 году рядом с могилой Белинского был похоронен ещё один критик левого толка, Н. А. Добролюбов. (Из Викимапии).

На полный обзор кладбища не претендую, но кое-что удалось сфотографировать. Правда снимки в связи со временем года и дня вышли совсем неважные.

3. Церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище. Нынешний свой вид после многочисленных перестроек приобрела в 30-е годы 19 века.

4. В 1935 году "Литераторские мостки" были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останки литераторов с кладбищ, которые предназначались к уничтожению. В отдельных случаях переносили только надгробия, но не сами останки. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность.

5. Изобретатель первого русского (советского) тепловоза Я.М.Гаккель.

7. На некоторых памятниках с трудом что-то можно прочесть.

11. Могила видного русского историка Н.И. Костомарова. Автор многотомного издания "Русская история в жизнеописаниях её деятелей", исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины.

14. Муж сестры Ленина Анны Ильиничны - Елизаров. Видный большевистский деятель. Умер в 1919 году.

15. Мать семейства Ульяновых. Ильича-Мария Александровна Ульянова-Бланк (1835-1916).
Для тех кто из молодых не знает, это мама Ленина (Ульянова) Владимира Ильича.

16. Две сестры Ленина. Ольга Ильинична, умершая от тифа совсем молодой. И Анна Ильинична Ульянова -Елизарова. (1864-1935). Анна прожила достаточно долго по меркам той эпохи.

Мемориал Ульяновым возвели в начале 50-х годов прошлого века по заказу Совета министров.

17. Крестовский Всеволод Владимирович (1840—1895) поэт и прозаик, литературный критик.

19. Балерина Ваганова (1879—1951)

20. Легендарная Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц, тоже похоронена тут. (1910—1975)

21. Лесков Николай Семёнович (1831—1895) писатель. Недавно могилу полностью отреставрировали и немного перестроили.

23. Современное захоронение.

25. Гаршин Всеволод Михайлович (1855—1888) писатель.

26. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826—1889) писатель.

27. Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918) теоретик и пропагандист марксизма.

28. Белинский Виссарион Григорьевич (1811—1848) литературный критик, публицист.

29. Добролюбов Николай Александрович (1836—1861) литературный критик.

30. Гончаров Иван Александрович (1812—1891) писатель.

32. Перечислены известные кинофильмы, музыку к которым сочинил Андрей Петров.

33. Это фото не нуждается в комментариях.

34. И пожалуй это тоже. Поколение выросшее в СССР прекрасно знает этого актёра.

Тут я фотоаппарат переключил на другой режим и вроде стало получаться немного лучше, потому что сумерки стремительно наступали.

36. Соловьёв-Седой Василий Павлович (1907—1979) композитор

37. Копелян Ефим Захарович (1912—1975) актёр. Я думаю все помнят его голос за кадром в культовом сериале "Семнадцать мгновений весны".

39. А вот могила этого скульптора меня сильно озадачила. И вы уже наверно поняли почему. Впрочем он умер в 1992 году, на заре украинской самостийности и тогда этот символ ещё не ассоциировался у подавляющего большинства русских людей с чем-то плохим.

40. С другой стороны герб Санкт-Петербурга.

42. Знаменитый академик Павлов. Нобелевский лауреат, физиолог.

43. Выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог.

44. Эта могила тоже не нуждается в комментариях.

45. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939) художник.

Итак, в предыдущий раз мы побывали на Пискарёвском мемориальном кладбище.
А теперь посетим так называемый Некрополь - "Литераторские мостки". Это, попросту говоря, отдельный особый участок Волковского кладбища. Само Волковское кладбище как таковое - ничем особенным не примечательно и мы его тут рассматривать не будем. А вот "Литераторские мостки" - это нечто особенное. Здесь похоронены разные знаменитости. Раньше, несколько лет назад, сюда даже вход был платный, как в настоящий музей. Но сейчас, увы - это просто полузаброшенное кладбище, местами чудовищно неухоженное и подтопленное. Брать деньги за посещение старого погоста на болоте - нынче уже никому в голову не приходит...


2)

3) Статский советник Михаил Викентьевич Манакин

4)

5) Есть здесь и церковь небольшая - очень симпатичная, с доброжелательным персоналом.

6) Семён Живаго - профессор академии художеств

7)

8)

9) Константин Николаевич Державин

10) Купец Михаил Егоров

11) Академик Крачковский (с супругой).

12)

13)

14) Профессор Константин Дерюгин

15) Академик Франц Левинсон-Лессинг

16) Академик Алексей Крылов

17)

18) Академик Владимир Бехтерев.

19)

20) Подпоручик Павел Белостоцкий

21) Геолог Николай Софронов - создатель геохимических методов поисков рудных месторождений.

22)

23)

24) Геолог Юрий Билибин (с супругой Татьяной Билибиной). На Чукотке есть город Билибино (там находится атомная электростанция и крупное месторождение золота) названный в честь этого геолога.

25)

26)

27) Апухтин

28)

29) Писательница Маргарита Алтаева-Ямщикова

30) Артист императорских театров Владимир Рокотов

31) Профессор Владислав Маневич

32)

33) Михаил Маневич

34)

35) Владимир Зайцев - директор национальной библиотеки.

36) Я понимаю что климат в Питере влажный. Но в этом городе и вообще в нашей стране, людям давным-давно известно такое понятие как дренаж. Во всяком случае на других кладбищах я такого позорища не наблюдал. То же самое Волковское кладбище, но только другая его часть, где похоронены "обычные" люди - поддерживается в приличном состоянии.

37) Конечно, есть определённый шарм в картине некоторой заброшенности старого погоста. Но в ЭТОМ городе и на ТАКОМ кладбище - подобное выглядит диковато...
Профессор Михаил Кондратьев.

38)Теодор Шумовский - востоковед и поэт.

39)

40) Адмирал Михаил Лермонтов

41) Артистка Нина Коваленская

42) Артистка и профессор Елизавета Тиме-Качалова

43) Качалов - "родоначальник" отечественной оптики, создатель отечественного оптического стекла.

44)

45)

46)

47) Профессор Евгений Ганике

48) Иван Петрович Павлов.

49) Академик Заварзин.

50)

51)

52) Всеволод Гаршин

На фото: Церковь святого праведного Иова на Волковском кладбище Петербурга.

От в сторону отходит Литовский, по которому доберемся до Волковского кладбища в Санкт-Петербурге , где обрели вечный покой многие творцы русской литературы периода ее расцвета.

Волковское кладбище


Волковское кладбище , или, как его иногда называют, Волково. Его площадь превышает 26 гектаров, оно разделено речкой Волковкой на две части — православное и лютеранское.

Православная часть Волковского кладбища была устроена в 1756 году по указу Сената. Изначально это место предназначалось для захоронения бедных и не отличалось особой благоустроенностью. Дорожек никто не делал, могилы буквально лепились друг к другу... Лишь в 1780-е годы кладбище начали приводить в порядок. К этому времени одна из двух стоящих здесь деревянных церквей сгорела, другая пришла в ветхость. Новый каменный храм Воскресения Словущего на месте уничтоженного огнем возвели по проекту архитектора И.Е. Старова в 1785 году. Десять лет спустя разобрали обветшавшую церковь Спаса Нерукотворного. К концу XIX столетия здесь было уже четыре церкви — вышеупомянутая Воскресенская, Спаса Нерукотворного на месте прежней деревянной (1837-1842, архитекторы Ф. И. Руска и В. И. Беретти), Всехсвятская (в народе — «Пономаревская», по фамилии жертвователя, 1850—1852, архитектор Ф. И. Руска) и святого праведного Иова (1885-1887, архитектор И. А. Аристархов). В начале прошлого века появился и пятый храм — Успенский, выстроенный по проекту А. П. Аплаксина.

Две из пяти кладбищенских церквей — Успенская и Всехсвятская — погибли в советские годы. Храм Спаса Нерукотворного — представительный, с могучим пятиглавием — исказили до неузнаваемости, передав под цех завода художественного литья «Монументскульптура». Воскресенский — закрыли, так закрытым он и простоял 2006 года, когда его вернули верующим. И только в церкви святого праведного Иова никогда не прекращались богослужения.

«Литераторские мостки»


После революции досталось и некрополю — как и многие другие кладбища по всей России, он не раз подвергался налетам вандалов и гробокопателей. Но уже в 1935 году часть некрополя, ввиду ее высочайшей исторической ценности, превратили в подразделение Государственного музея городской скульптуры — музей «Литераторские мостки ».

Почему мостки? Во-первых, мостки — в самом прямом смысле этого слова. Грунтовые дорожки в сырую погоду, частую для Петербурга, превращались в непролазную грязь, и, чтобы по ним можно было ходить, эти дорожки накрывали дощатыми настилами — мостками.

Ну а происхождение слова «литераторские» в названии кладбища, скорее всего, вопросов не вызовет. Здесь хоронили русских литераторов. Первым был А. Н. Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» (умер Александр Николаевич в 1802 году, могила его не сохранилась). Памятниками истории числятся захоронения М.Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, А. И. Куприна, И. А. Гончарова, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. А. Блока.

Впрочем, не только писатели нашли последний приют на «Литераторских мостках», но и другие знаменитые деятели русской культуры. В том числе и советской эпохи. Назовем химика Д.И. Менделеева, путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая, балерину А. Я. Ваганову, актера Е. 3. Копеляна, художника К. С. Петрова-Водкина. Всех не перечислить... Если к некрополям вообще применимо словосочетание «историческое сокровище», то «Литераторские мостки» — как раз оно и есть.

Хотя... Надо полагать, музеефикации в советское время поспособствовали не столько великие литераторы, сколько великие, по меркам историографии тех лет, революционеры. На Волковском погребены В. И. Засулич, Г. В. Плеханов, мать В. И. Ленина М. А. Ульянова и его сестры Анна и Ольга.

Всего на территории музеефицированного некрополя находится около полутысячи надгробных памятников. По сей день на «Литераторских мостках» хоронят выдающихся петербуржцев — деятелей науки и искусства.

error: Content is protected !!