Музей истории религии. Государственный музей религии СПб: обзор, описание, история и интересные факты

В пятнадцатую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции 15 ноября 1932 года в бывшем Казанском соборе был торжественно открыт Музей истории религии и атеизма Академии наук СССР.

Решение об учреждении музея было принято президиумом Академии наук СССР 7 сентября 1930 года и утверждено Секретариатом ЦИК СССР 26 апреля 1931 года на основании ходатайства Академии наук СССР от 14 февраля того же года.

Инициатором создания музея была группа ленинградских ученых во главе с известным этнографом профессором Владимиром Германовичем Богоразом.

Основной базой, на которой образовался музей, явилась большая выставка по истории религии, созданная на материалах Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР, Государственного Эрмитажа и Русского музея. Подготовка этой выставки началась еще в 1928 году. О ее задачах В. Г. Богораз писал: «Мы выявим на музейном материале, что такое религия, проследим эволюцию святынь от амулетов и идолов к иконам и статуям, от простого мольбища к церкви, от колдунов к шаманам, жрецам и священникам».

Общее собрание Академии наук СССР 6 октября 1931 года утвердило «Положение Музея истории религии АН СССР».

В соответствии с Положением музей должен был изучать религию с точки зрения диалектического материализма, чтобы показать развитие религии от ее зарождения до современного состояния, выявляя в экспозиции ее социальную роль и несовместимость с научным мировоззрением.

Выполняя эту задачу, музей вел большую собирательскую, научно-исследовательскую и экспозиционную работу по следующим разделам:

1. Происхождение и развитие религиозных верований.

2. Возникновение и развитие синкретических религий в их непосредственной связи, с одной стороны, с древнейшими формами религиозных верований, а с другой стороны, с современными явлениями классовой борьбы.

3. Современное состояние религии в связи с классовой борьбой.

4. История атеизма и антирелигиозного движения. Первый период деятельности музея (1932-1936) был периодом организации, определения задач и целей, собирания экспонатов, поисков форм и методов экспозиции и художественного оформления. В тот период были созданы пять отделов - «Религия первобытного общества», «Религия древнего мира», «Религия феодального общества на Западе и Востоке», «Религия в эпоху капитализма», «Религия и атеизм в России и в СССР».

Музей вызвал большой интерес среди населения. В первые годы деятельности музея его посещали 70 тысяч человек в год. Как видно из отзывов посетителей, музей играл видную роль в антирелигиозном воспитании трудящихся.

Однако экспозиции музея представляли скорее пропагандистские выставки, чем историко-религиозные и историко-атеистические экспозиции. Среди экспонатов преобладали репродукции, фотографии, плакаты и тексты. В фондах было мало подлинных экспонатов. Собирательская работа только началась.

Во второй период своей деятельности (1937-1941) музей перешел от пропагандистских выставок к созданию научной экспозиции по истории религии и атеизма. Под руководством Ю. П. Францева (впоследствии ставшего академиком) сотрудники музея начали вести не только экспозиционную, но и научно-исследовательскую работу.

В 1935-1940 годах были опубликованы крупные труды научных сотрудников музея: профессора В. Г. Богораза - «Религия чукчей», профессора С. Г. Лозинского - «История папства», доктора исторических наук Ю. П. Францева - «Фетишизм и проблемы происхождения религии», М. И. Шахновича - «Русская церковь в борьбе с наукой».

Эти труды были основой, на которой строилась новая экспозиция. Кроме этого, музей организовывал временные и передвижные тематические выставки у себя и в других музеях, Дворцах культуры, клубах, цехах заводов и фабрик.

Когда началась Великая Отечественная война, несколько сотрудников музея - Ю. П. Францев, В. М. Францева, С. Г. Рутенбург, А. И. Полякова, В. О. Биссикорский, - оставшихся в блокированном городе, сохранили от гибели ценные экспонаты, богатые музейные фонды и библиотеку. Используя материалы, связанные с именем великого русского полководца М. И. Кутузова, сотрудники музея создали ряд выставок о героическом прошлом русского народа, вели большую пропагандистскую патриотическую работу. В 1946 году во главе музея стал видный деятель Коммунистической партии и Советского государства, один из ближайших сотрудников В. И. Ленина, доктор исторических наук В. Д. Бонч-Бруевич, а через год музей получил от закрывшегося в Москве Центрального антирелигиозного музея все его фонды.

С 1951 года начался капитальный ремонт здания, и постепенно развертывались основные экспозиционные отделы, которые строились заново на основе коллекций уже двух музеев силами вновь создавшегося научного коллектива специалистов.

В 1955 году музей состоял из шести отделов - «Естествознание и религия», «Религия Древнего Египта», «Религия и атеизм Древней Греции», «Происхождение христианства», «История православия и русского атеизма», «История папства и инквизиции».

Музей широко развернул массово-просветительную работу. Одновременно усиливалась научно-исследовательская работа. В 1954-1957 годах были изданы брошюры: «Происхождение христианских таинств», «Происхождение креста», «Приметы в свете науки», «Наука видит будущее», «Современный Ватикан», «Советская наука против религиозных суеверий», «О преодолении религиозных пережитков», «Как возникла религия», «Труд и религия», «Религия и законы общественного развития» и другие. При музее была организована аспирантура.

Музей выпустил несколько фотовыставок, альбомов, диафильмов, наборов открыток и т. д. Было создано несколько справочников-путеводителей по отделам музея.

После смерти В. Д. Бонч-Бруевича в 1955 году музей возглавил крупный советский историк С. И. Ковалев.

С 1957 года начал выходить «Ежегодник музея истории религии и атеизма» - сборник научных трудов, рассчитанный на научных работников, преподавателей, аспирантов, пропагандистов научного атеизма. В «Ежегоднике» публиковались исследования по вопросам происхождения религии, теории научного атеизма и политики Коммунистической партии по отношению к религии и церкви, освещались состояние и деятельность религиозных организаций в СССР, социалистических странах, а также деятельность церкви и клерикальных организаций в капиталистических странах. Публиковалась библиография советской научно-атеистической литературы. Всего вышло 7 выпусков «Ежегодника».

В ноябре 1961 года музей перешел из системы АН СССР в ведение Министерства культуры РСФСР. К тому времени в музее были открыты для обозрения отделы: «Наука и религия», «Происхождение религии», «Религия и атеизм античного мира», «Религия Востока», «Происхождение христианства», «История православия и русского атеизма» и другие.

Успешное строительство развитого социалистического общества, развитие атеистической науки и музейного дела, накопленный экспозиционный материал и опыт сделали необходимым коренную перестройку экспозиции музея. При этом следовало учитывать изменение политической ориентации церкви и тенденции к модернизации религиозной идеологии и церковных структур. Начиная с 1970-х годов коллектив музея создавал новую экспозицию, отвечающую требованиям ЦК КПСС к идеологической работе на современном этапе. Она явилась результатом творческого сотрудничества научных работников музея с большой группой ленинградских художников.

Главная задача экспозиции в том, чтобы, исходя из материалистического понимания истории, на основе научных данных музейными средствами показать место, роль и функции, с одной стороны, религии и церкви, а с другой стороны, свободомыслия, антиклерикализма и атеизма в культурно-историческом развитии человечества.

В настоящее время коллектив научных сотрудников музея укомплектован высококвалифицированными кадрами атеистов. Среди них 4 доктора наук, 15 кандидатов наук. Коллектив музея ведет большую научно-исследовательскую, экспозиционную, методическую, собирательскую и просветительную работу. Музей издает сборники трудов: «Социально-философские аспекты критики религии», «Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма», «Музеи в атеистическом воспитании», «Социально-психологические аспекты критики религиозной морали», «Атеизм, религия, современность» и многие тематические сборники. Главными проблемами, которые исследуются научными сотрудниками музея, являются вопросы истории религии и атеизма.

Сотрудники музея оказывают теоретическую и практическую помощь многим учреждениям, работающим в области научного атеизма, а также музеям, Домам атеизма, Домам культуры, школам. Она заключается в проведении всесоюзных и республиканских совещаний-семинаров работников исторических и краеведческих музеев, стажировках музейных работников, чтении методических лекций, письменных и устных методических консультациях, высылке экспонатов из фондов, посылке образцов экспозиционных планов, литературы, фотографий и т. п. Практикуются выезды сотрудников на места.

Сотрудники музея ведут большую внемузейную работу как в Ленинграде и Ленинградской области, так и в других областях РСФСР и в союзных республиках, выступая с лекциями, участвуя в тематических вечерах, вечерах вопросов и ответов и т. п. Они принимают активное участие в подготовке атеистических фильмов, диафильмов, серий диапозитивов, радио- и телепередачах.

Музей организует много передвижных выставок, с которыми знакомятся не только жители Ленинграда и области, но и других городов.

Практикуются коллективные выезды научных сотрудников на крупные предприятия Ленинграда и области для чтения лекций. Опыт работы, музея используется не только в СССР, но и в социалистических странах. Из ГДР, Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии, МНР и других социалветическвх стран в музей приезжают специальные делегации представителей ми­нистерств культуры и музейных управлений, а также ЦК Коммунистических партий, чтобы всесторонне ознакомиться с научной, экспозиционной и организационной работой музея и использовать его опыт для подготовки аналогичных музеев в своих странах.

Некоторые органы иностранной печати - прогрессивные и реакционные - следят за деятельностью музея, особо отмечая, что вопросы теории и практики атеизма разрабатываются в Советском Союзе на научной основе. В нескольких зарубежных изданиях были опубликованы информации о работе музея, перепечатывались статьи научных сотрудников.

Увеличилось посещение музея иностранными туристами.

Музей располагает огромными фондами, в которых собрано более 150 тысяч разнообразных экспонатов.

С первых же дней создания музея сотрудники собирали экспонаты, рукописи, книги. Собирательская работа, продолжающаяся и в настоящее время, осуществлялась различными путями. Экспонаты привозили из экспедиций сотрудники музея, их закупали или принимали как подарки от частных лиц. Случалось, в музей передавались предметы культа из некоторых церквей, молитвенных домов, монастырей, которые вследствие массового отхода трудящихся от религии опустели и прекратили свою деятельность. Поступали интересные материалы и из зарубежных стран: Китая, Японки, Индии, Польши и других.

Коллекции музея отражают историю зарождения первобытных верований, различных современных религий; большое место занимают коллекции по истории формирования атеистического мировоззрения и его развития у разных народов, а также по истории борьбы науки и религии с древнейших времен до наших дней.

В фондах имеется большое количество картин, скульптур, графических материалов, и рукописных документов, предметов культа; есть нумизматические, археологические и этнографические коллекции, египетская мумия, образцы оружия XVI века, с помощью которого крестьяне боролись с феодалами, и т. п.

В фондах музея хранится большое количество православных икон (среди которых около 150 мстерского и палехского письма) и культовых тканей. Эти предметы из-за недостаточности экспозиционных площадей в настоящее время не экспонируются, а в будущем, по мере развития музея, займут свое место в экспозиции, так как они знакомят с историей русской иконописи, как части русской художественной культуры.

Имеется большое количество исторической, религиозной, портретной, жанровой живописи и скульптуры известных русских художников: И. К. Айвазовского, В. Л. Боровиковского, В. М. Васнецова, А. И. Иванова, Н. А. Касаткина, А. И. Корзухина, В. А. Кузнецова, В. Е. и К. Е. Маковских, С. Д. Милорадовича, Г. Г. Мясоедова, М. В. Нестерова, В, В. Пукирева, Л. И. Соломаткина, В. И. Сурикова, Г. И. Угрюмова, М. М. Антокольского, Ф. И. Шубина и других. Многие их произведения очень важны для раскрытия - социальных корней религии, характеристики социально-экономических условий, на базе которых развивалась религия.

Среди произведений живописи - серия антиклерикальных картин, а также произведений, характеризующих деятельность церкви, способствовавшей укреплению самодержавия, и способы воспитания среди трудящихся масс идей покорности и смирения.

Кроме того, в фондах много произведений живописи западноевропейских художников XVI-XIX веков - итальянских, французских, немецких и других. Эти материалы иллюстрируют средневековый быт, борьбу крестьян и городских низов против светских и духовных феодалов, преследование католическим и протестантским духовенством ученых. Имеется серия офортов и автолитографий Кете Кольвиц, офортов Гойи, гравюр Хоггарта. Многие произведения западноевропейских художников уникальны.

Все эти произведения займут место в экспозиции, посвященной истории религии (католицизм и протестантизм) и атеизма на Западе, которая откроется в другом помещении.

К редким коллекциям можно отнести культовые предметы осетин, адыгейцев, чукчей, эскимосов и других народов, собранные в различное время крупнейшими учеными и научными сотрудниками музея, характеризующие первобытные верования.

В фондах музея богато представлены материалы, характеризующие восточные религии - буддизм, ламаизм, даосизм и другие. В этом фонде имеются специальные коллекции: около 1000 лубочных картин, приобретенных академиком В. М. Алексеевым в Китае в 1906-1907 годах, скульптура из коллекции А. М. Горького, собрание буддийских ламаистских икон, буддийский край - многофигурная композиция, привезенная экспедицией АН СССР в 1940 году из Бурят-Монголии, собрание даосского пантеона, насчитывающее 227 рисунков, и пр. В восточных фондах - 16 тысяч экспонатов. Часть из них представлена на выставке открытого хранения фондов. В будущем музей планирует создание экспозиции, посвященной истории религии и свободомыслия народов Востока.

При музее имеется специализированная библиотека, которая является одним из крупнейших в СССР книжных собраний по вопросам религии и атеизма. В фонде библиотеки - литература классиков марксизма-ленинизма, общественно-политическая, историко-философская, научно-атеистическая, о происхождении религии, о религии древнего мира, происхождении христианства, по истории православия, католицизма, протестантизма, христианских сект, ислама, религии Китая, литература по вопросам искусства, связанная с историей религии, литература о строительстве церквей, истории строительства Казанского собора и литература об архитекторе А. Н. Воронихине. В библиотеке имеются редкие и церковнославянские книги XV-XVIII веков.

Важное значение для научно-исследовательской, научно-экспозиционной и пропагандистской работы по проблемам религии и атеизма имеют также существую­щий в музее рукописный отдел, неготека и фонотека.

Работой музея руководит ученый совет музея, в который входят видные ученые-атеисты страны. Ученый совет определяет общее направление деятельности музея, рассматривает и утверждает к печати труды научных сотрудников, а также экспозиционные планы.

Экспозиция музея состоит из семи отделов - «Религия первобытного общества», «Религия и свободомыслие древнего мира», «Происхождение христианства», «Основные этапы истории атеизма», «Ислам и свободомыслие народов Востока», «Христианское сектантство в СССР», «Русское православие и атеизм в СССР».

Государственный музей истории религии (ГМИР) является единственным учреждением в России, да и по всему миру подобных мест мало. Собираемая годами коллекция до сих пор пополняется со всех уголков мира. В одном заведении собрано более 200 тысяч экспонатов.

Музей истории религии Санкт-Петербурга

Основание музея истории религии и атеизма в Санкт-Петербурге условно разделяется на два этапа: заложение основ и традиций научной, просветительной, экспозиционной и исследовательской работ и восстановление фонда после войны.

История основания

Президиум Академии наук СССР 7 сентября 1930 года выдвинул инициативу об открытии подобного заведения. Уже 26 апреля 1931 года идею поддержала Центральная избирательная комиссия СССР. Первым директором и учредителем музея религии был известный этнограф и историк тех времен - Владимир Германович Тан-Богораз.

Все свое время существования (до 2000 года) музей религии находился в Казанском соборе на Невском проспекте. Первая коллекция была создана из экспонатов других музеев, в частности, Эрмитажа и Кунсткамеры.

Учреждение задумывалось как площадка для изучения и анализа религий. Первые сотрудники проводили серьезную научную работу, а не только хранили экспонаты.

К началу войны была собрана богатейшая экспозиция, состоящая из ценных и редких реликвий основных ветвей религии и отдельных направлений внутри них. Хранилась там и внушительная коллекция книг по религиоведению и соответствующей истории. Во время войны сотрудники заботились о сохранности экспонатов, у них даже получалось организовать несколько выставок.

В послевоенные годы шло восстановление и пополнение музея, он стал известен и за пределами СССР. В то время активно создавались экспозиции по религиям отдельных стран. Много энергии и сил в укрепление позиций учреждения вложил его тогдашний директор, выдающийся знаток истории религиозных движений и общественный деятель - В.Д. Бонч-Бруевич, проживавший в Москве и руководивший музеем прямо оттуда.


Современное положение

В 2000 году ГМИР переехал на новое место. В России впервые после почти векового перерыва комплекс разместился в специально оборудованном и приспособленном для музейных нужд здании. Сотрудники по-прежнему изучают памятники культурного наследия и ведут экспозиционно-выставочную деятельность.

Новыми направлениями их работы стали:

  1. Создание просветительских и музейно-педагогических программ.
  2. Создание актуального музейно-туристического продукта, адресованного разным группам посетителей.
  3. Участие в решении социально-культурных проблем Северо-западного региона.

Проблематика достаточно сложна, но в нейтральном пространстве музея профессиональная работа сотрудников позволяет знакомиться с религией на доступном языке. Основная задача специалистов - научить уважать историю и культуру различных народов, воспитать осознанную толерантность по отношению к разным конфессиям и этническим группам.


Музейные экспозиции

ГМИР с самого начала своей истории постоянно пополнял свою коллекцию. Многие экспонаты хранятся с самого открытия, но часть из них составляют экспозиции, созданные буквально несколько лет назад.

Постоянные

Сегодня в музее религии открыты для посещения следующие разделы постоянной экспозиции:

  • история русского православия;
  • католицизм;
  • протестантизм;
  • религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм;
  • ислам;
  • архаические верования и обряды;
  • религии Древнего мира: политеизм;
  • религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма;
  • возникновение христианства.


Детский отдел

Отдел «Начало начал» - это комплексное интерактивное экспозиционное пространство, дополняющее постоянную экспозицию музея религии. Использование только копий и муляжей предметов является его важной особенностью. Таким образом, детям спокойно разрешают брать все вещи в руки, рассматривать их и исследовать.

Сочетаются обозреваемый контент программы и интерактивная форма подачи материла с помощью мультимедийной системы и игровых технологий. В ноябре 2011 года отдел «Начало начал» стал победителем Всероссийского конкурса детских музейных программ. В настоящее время представлены две интерактивные программы: «Андрокл и лев» и «Собака по имени Тигр».


Фонды экспонатов

Экспозиции разделены на пятнадцать фондов, объединяющих в себе более узкие комплексы.

Архаические и традиционные верования

Вещественные и изобразительные памятники, которые характеризуют архаические и традиционные верования народов России, ближнего зарубежья, коренного населения Америки, Африки, Азии, Океании.

Коллекции традиционных верований и входящие в них экспонаты:

  1. Коренных народов Сибири и Дальнего Востока: различные атрибуты обрядов и сибирского шаманства.
  2. Народов Поволжья: ритуальная утварь и музыкальные инструменты, жреческие одеяния, приношения духам, амулеты.
  3. Народов Кавказа: жреческие костюмы, жертвоприношения из святилищ, материалы обрядности новогоднего праздника, амулеты, ритуальное печенье.
  4. Русских и белорусов: святочные маски, ритуальное печенье, купальские венки, куклы-кукушки, птицы-гулюшки, материалы по погребально-поминальной и свадебной обрядности.
  5. Народов Индонезии и Меланезии: сумки для священного риса, жезлы и жреческие гадательные книги, меланезийские скульптурные изображения предков, корабль мертвых.
  6. Индейцев Америки: шаманские маски и наголовья, шумящие танцевальные браслеты.
  7. Народов Африки: маски, скульптуры, вооружение.
  8. Археологические раскопки средневекового Пятницкого могильника города Мурома (IX–XI века). Включает бронзовые украшения и железное оружие.


Религии ранних цивилизаций

Разделы собрания фонда соответствуют их делению по исторической, культурной и религиозной принадлежностям.

  1. Нумизматическая (VI-V вв. до н. э. - IV в. н. э.).
  2. Археологическая (VI в. до н. э. - XIII в. н. э.).
  3. Скульптура.
  4. Отдельный комплекс экспонатов составляет гипсовая скульптура XIX-XX вв., переданная в 1950-х годах из Академии художеств и Государственного Эрмитажа.
  5. Графика.
  6. Произведения западноевропейских мастеров XVIII-XIX вв. на античные сюжеты.


Православие

Основная часть собрания - памятники XVII-XX веков, специфику определяет многообразие иконографического материала.

Коллекции и комплексы экспонатов:

  1. Иконы конца XVII — начала XVIII вв.
  2. Иконы мастерского письма конца XIX — начала XX вв.
  3. Масляная живопись.
  4. Печатная графика.
  5. Гравированные и литографированные лубки.
  6. Оригинальная графика.
  7. Акварельные старообрядческие рисунки XVIII-XIX вв.
  8. Советские плакаты и карикатуры 1920—1940-х гг.


Ислам

Собрание фонда включает предметы культа, графику, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства. Они представляют догматику, обряды, культуру и образ жизни народов, исповедующих ислам. Основная часть экспонатов датируется XVIII-XXI вв.

Коллекции:

  1. Предметы культового назначения.
  2. Произведения декоративно-прикладного искусства и предметов быта.
  3. Религиозные настенные хромолитографии, изданные в Казани в конце XIX — начале XX вв.
  4. Религиозные плакаты и «народные картинки» из стран зарубежного Востока.
  5. Амулеты и обереги.
  6. Женские украшения с религиозными символами.
  7. Живописные и графические произведения русских и советских художников.
  8. Гравюры к русскому переводу книги Д′Оссона «Полная картина Оттоманской империи».


Иудаизм

Различная ритуальная утварь и графика, в том числе из действующих синагог. Хронологические рамки фонда: XVIII — начало XX в.

Комплексы:

  1. Свитки Торы.
  2. Предметы, составляющие неотъемлемую часть облачения сефер Торы, и праздничная ритуальная утварь из металла.
  3. Деревянные футляры для мезузы.
  4. Тфилины.
  5. Еврейские почтовые открытки.
  6. Графики.


Религии Востока

В собрании представлены памятники истории и культуры буддизма, синтоизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Хронологические рамки собрания: II-XXI вв.

Комплексы:

  1. Археологические раскопки буддийского культового центра Кара-Тепе II-IV вв. н. э.
  2. Японские свитки XVII-XIX вв. с изображениями буддийских персонажей.
  3. Индуистские и буддийские ритуальные маски мистерии Цам.
  4. Буддийские танки (иконы) XVIII-XX вв.
  5. Буддийские скульптуры XVIII-XX вв.
  6. Буддийская ритуальная утварь XVIII-XX вв.
  7. Музыкальные инструменты, используемые в буддийских ритуалах.
  8. Многофигурная композиция «Сукхавати - чистая земля Будды Амитабхи».
  9. Китайские народные картины (лубки) XVIII-XIX вв. академика В. М. Алексеева.
  10. Китайские скульптуры XIX в. из капы.
  11. Хромолитографии конца XIX — начала XX вв. с изображением персонажей индуистского пантеона.
  12. Индуистские скульптуры XVIII-XIX вв. из собрания Ф. М. Плюшкина.
  13. Ритуальные предметы XX-XXI вв., полученные в дар от Международного научного общества «Синто» (Япония).
  14. Японские домашние киоты XVIII-XIX вв.


Религии Запада

Включает в себя живопись, скульптуры, графику, а также церковную утварь и детали облачения священнослужителей стран Западной Европы.

Комплексы:

  1. Итальянская живопись.
  2. Испанская живопись XV-XX вв.
  3. Живопись Северной Европы (Германии, Нидерландов, Фландрии и Голландии).
  4. Немецкие и французские скульптуры XIV-XVI вв.
  5. Скульптуры XVII-XX вв.
  6. Графика.
  7. Декоративно-прикладное искусство.
  8. Нумизматика (от Средних веков до XX в.).
  9. Медали.
  10. Западноевропейские витражи (XVI — конец XIX в.).


Другие фонды

Все фонды представлены захватывающими экспозициями в стенах музея. Само здание разделено на секторы, поэтому посетители постепенно передвигаются от залов, посвященных первобытным религиям, к более поздним направлениям. Оформление помещений также перекликается и соответствует коллекциям. В некоторых комнатах играет музыка (часто церковная) той эпохи, с которой знакомятся в данный момент гости.

Остальные фонды:

  1. Драгоценные металлы (изделия для религиозных целей, в основном из серебра).
  2. Научно-исторический архив (различные печатные материалы, исторические документы и сборники).
  3. Декоративно-прикладное искусство в православии (в основном предметы, составляющие убранство православных церквей и храмов).
  4. Изобразительное искусство в православии (графика и живопись Русской православной церкви).
  5. Редкие книги (в основном богословского содержания).
  6. Ткани (одежда и ткани для религиозных обрядов и другой текстиль).
  7. Филателия (почтовые марки почти из всех стран, изображения в религиозной тематике разных эпох).
  8. Фонотека-мультимедиа (музыка и видеозаписи).
  9. Фототека (фотографии за последние 150 лет с изображением различных святилищ, предметов для осуществления религиозных обрядов, образа жизни народов разных вероисповеданий и т. д.).


Библиотека музея

Отдел книжных фондов был создан в 1932 году. В настоящее время библиотека насчитывает около 192 000 единиц хранения. Это одно из крупнейших книжных собраний по вопросам атеизма и религии, единственная в России библиотека светского характера, где в столь полном объеме представлена литература по различным конфессиям и наукам (история, философия, этнография и т.д.).

Коллекции книг

Основу собрания составляют книги, переданные следующими организациями и частными лицами:

  1. Запасной фонд Библиотеки Академии наук СССР.
  2. Фонд общевузовской библиотеки (бывшей Университетской).
  3. Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Москве.
  4. Рабочий антирелигиозный университет (Ленинград).
  5. Политехнический институт.
  6. Институт истории.
  7. Синодальная библиотека.
  8. Исаакиевский собор.
  9. Экспедиции, закупки, дары частных лиц.
  10. Церкви, монастыри, прекратившие свое существование.
  11. Часть книжного фонда Императорского православного палестинского общества.
  12. Книги из личных библиотек В.Д. Бонч-Бруевича, Б.Я. Рамма, А.Н. Никольского, протоиерея И.Н. Четверухина и др.

Систематический каталог ведется с тридцатых годов и развивается вместе с библиотекой. Он составлен на высоком профессиональном уровне, что дает возможность быстрого составления библиографии по всем профильным темам.

Библиотека хранит следующие типы и виды изданий:

  • книги (священные тексты, справочные издания, монографии, сборники статей);
  • брошюры;
  • альбомы;
  • каталоги выставок;
  • периодические издания на разных языках.

Книжное собрание фонда включает в себя издания XVII -XXI вв.

Коллекции Научной библиотеки:

  • издания Библии Всемирного и Российского Библейских обществ;
  • масонская литература;
  • богословская дореволюционная периодика;
  • собрания Трудов Духовных семинарий и Академий;
  • религиозно-философские издания второй половины XIX – начала XX в.;
  • старообрядческая литература;
  • антирелигиозная литература 1920—1930-х гг.;
  • труды сотрудников музея;
  • книги на европейских языках «Rossica».


Возможности посещения

Библиотека музея религии начала экспонировать тематические книжные выставки, раскрывающие богатство и разнообразие наших фондов. Запись производится на основании письма-заявки, которое должно быть завизировано руководством организации, где работает/учится потенциальный читатель.

Библиотека музея религии является уникальным специализированным книжным собранием и обслуживает следующие категории людей:

  • специалистов (научных и музейных сотрудников, преподавателей, журналистов и др.);
  • студентов и аспирантов ВУЗов;
  • представителей различных религиозных организаций и конфессий.

При нахождении в ГМИР следует проявить уважение и соблюдать некоторые правила, чтобы избежать поломки или полного разрушения экспонатов.

Как добраться

Фактический адрес учреждения: 190000 Санкт-Петербург, улица Почтамтская, 14/5. Это рядом с Исаакиевским собором в Адмиралтейском районе.

Добраться в городе можно следующими способами:

  1. Станции метро: Невский проспект, Гостиный двор, Спасская, Садовая, Сенная площадь, Адмиралтейская.
  2. Автобусы: № 3, 6, 22, 27.
  3. Троллейбусы: № 5, 22.
  4. Маршрутные такси: № 169, 306, № 6, 62, 350.

Выход на остановке «Почтамтский переулок», далее нужно перейти дорогу и следовать прямо вдоль желтого здания. Вход расположен слева от знаменитой арки почтамта.


Режим работы и стоимость билетов

При ознакомлении с расписанием обратите внимание, что касса закрывается на час раньше закрытия музея.

Режим работы:

  • часы работы - с 10:00 до 18:00;
  • постоянная экспозиция - с 10:00 до 17:30;
  • временные выставки - с 10:00 до 17:30;
  • касса - с 10:00 до 17:00;
  • выходной день - среда;
  • первый понедельник месяца - социальный день (бесплатный вход для всех категорий посетителей).

Стоимость билетов варьируется в зависимости от гражданства и статуса (в рублях):

  • для иностранцев - 300;
  • для россиян и жителей СНГ - 150;
  • для студентов очной формы обучения зарубежных вузов - 200;
  • студентам зарубежных вузов при предъявлении международных студенческих удостоверений (ISICили IYTC) - 100;
  • студентам России и СНГ - 50;
  • билет для иностранного школьника - бесплатно;
  • школьникам России и СНГ - бесплатно;
  • пенсионерам - 50.

Указанные категории билетов дают право однократного посещения постоянной экспозиции и временных выставок музея религии. Билет действителен для одноразового посещения музея в течение одного дня. Возврат неиспользованного билета возможен только в день его приобретения и при наличии самого билета. Срок действия электронного входного билета (для всех категорий посетителей, без экскурсионного обслуживания), приобретенного через Интернет-сайт музея, действителен 30 дней со дня выбранной даты.

Правом бесплатного посещения музея пользуются следующие категории граждан (при предъявлении соответствующего документа):

  1. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан.
  2. Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  3. Воины-интернационалисты, военнослужащие срочной службы.
  4. Неработающие инвалиды I и II групп.
  5. Дети дошкольного возраста.
  6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  7. Воспитанники детских домов и школ-интернатов.
  8. Многодетные матери и несовершеннолетние члены семьи.
  9. Сотрудники музеев РФ.
  10. Члены ICOM.

Для получения скидки необходимо предъявить документ, подтверждающий право на льготу (студенческий билет, паспорт гражданина РФ, пенсионное удостоверение и т. п.). В противном случае работник кассы вправе отказать в льготе и продать билет по полной стоимости.

Стоимость групповых посещений (в рублях):

  1. Группы от 6 человек доплата - 80, для англоговорящих - 100.
  2. Группа до 5 человек стоимость на всю группу - 1 200 для русского языка, для английского - 2 300.

К дополнительным услугам относится разрешение на фотосъемку и прокат аудиогида (100 рублей на 4 часа и залог 1 000). В стоимость билета разрешение на использование фотоаппарата и видеокамеры не входит - за это требуется доплатить еще 200 рублей. Съемка на мобильные телефоны также оплачивается заранее. Одиночные посетители за дополнительную плату могут пройти по музею с экскурсоводом.


Видео

В данном ролике представлен один из репортажей, посвященный музею.

Десять лет назад Казанский собор в Петербурге начал действовать в статусе кафедрального. В годы советской власти, там был Музей истории религии и атеизма.

Разумеется, это воспринималось верующими как надругательство. Однако некоторые считают, что именно это обстоятельство спасло от уничтожения многие святыни, а возможно, и сам храм, которому в этом году исполняется 200 лет.

Некоторые утверждают, что именно благодаря музею удалось сохранить многие святыни. Конечно, неизвестно, уцелел бы вообще собор, если бы в 1932 году в нем не открыли музей

Кто в храме хозяин?

Шестьдесят лет в стенах храма велась атеистическая пропаганда. И хотя в 1992 году богослужения в соборе возобновились, работники музея чувствовали себя хозяевами. Именно как хозяева они встретили в 1996 году и протоиерея Павла Красноцветова, назначенного новым настоятелем. Директор музея объяснил священнику, что литургия в соборе совершается только по воскресеньям и ее необходимо закончить до одиннадцати часов - потом начинаются экскурсии. «Извините, но это собор, и мы будем служить литургию, как положено в соборе, каждый день. С десяти примерно до двенадцати, но можем и позже закончить. Пожалуйста, водите экскурсии, а мы будем служить». Настоятель сразу дал понять, кто здесь хозяин, а кто - в гостях.

Так они и сосуществовали в одних стенах - музей и православный приход, и нередко можно было наблюдать, как в храме идет атеистическая экскурсия, а в другом его конце служится Божественная литургия. Только в 2001 году музей окончательно покинул стены храма, переехав в выделенное ему помещение на Почтамтской улице.

Забытые мощи

А в 1990-х, когда изменилось отношение государства к Церкви, здесь были обретены мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского. Но если многие иконы в годы воинствующего безбожия действительно были спасены стараниями сотрудников художественных музеев, то в Казанском соборе что-то сохранилось скорее благодаря беспорядку.

Когда в соборе открылся музей, ему передали многие святыни, изъятые из храмов и монастырей. Но трудно сказать, сколько из них было здесь украдено или уничтожено. Отец Павел вспоминает, как в одном из помещений, где сидела сотрудница, он увидел на полу больше десятка разорванных напрестольных Евангелий. Так же небрежно относились в музее и к другим православным святыням. Как ни странно, это и спасло мощи соловецких святых и Серафима Саровского - о них просто забыли. Об обретении мощей преподобного Серафима покойный Патриарх Алексий II впоследствии рассказывал: «Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены… Мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году. В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо».

А мощи святителя Иоасафа Белгородского сохранились благодаря рабочим музея. В 1956 году в Астрахани была эпидемия сибирской язвы. В связи с этим всем музеям приказали мощи из экспозиций убрать и по возможности уничтожить. Директор, не задумываясь, приказал сжечь мощи святителя Иоасафа в печке. Двое рабочих, которым он это поручил, видимо, были людьми верующими. Они завернули тело в оберточную бумагу, потом в штору и еще в черную бумагу, все это перевязали и закопали на чердаке, где был большой слой шлака. В 1990 году один из них перед смертью рассказал об этом своей дочери и попросил сообщить в епархию. Епархия прислала в музей комиссию, в которую входил и отец Павел Красноцветов. «Мы нашли на чердаке большой сверток, отнесли его вниз, развернули. Мощи сохранились без какого-либо тления», - вспоминает батюшка. Приехала экспертная группа из Москвы, по описи и документам сверили и определили, что это мощи святителя Иоасафа Белгородского.

За пропажи никто не отвечает

До сих пор точно неизвестно, сколько мощей, привезенных в музей, пропало. «Масса предметов церковного обихода лежала здесь без всякого учета. Привезли в тридцатые годы из Москвы, свалили в угол, и все», - вздыхает отец Павел. Исчез, например, ковчег с частицей мощей священномученика Гермогена, с 1919 года хранившийся в соборе.

В 1813 году в соборе был погребен фельдмаршал Кутузов. Привезли в собор и знамена, отбитые у французов, и ключи от многих городов, взятых русскими войсками. Казанский почти с самого начала был храмом воинской славы. Не случайно в 1837 году на площади перед собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли.

В 1914 году большинство флагов с могилы Кутузова увезли в Москву, в исторический музей. Часть ключей исчезла. Саму могилу при советской власти несколько раз вскрывали. Висевшую над ней Смоленскую икону Божией Матери, которую фельдмаршал всегда брал с собой в военные походы, заменили на Смоленскую икону XX века. Сейчас кутузовская икона находится в музее истории религии. Вместо золоченого голубя, держащего в клюве лампаду, над изголовьем полководца теперь висит орел французского или польского образца. Никто не знает, когда произошла замена.

Его купол отливал серебром

Само здание после музейной эксплуатации сохранилось не в лучшем виде. «Руководство музея знало, что рано или поздно им придется отсюда уехать, поэтому в технический ремонт не вкладывали ни копейки, - говорит главный инженер собора Евгений Данилевский, начавший работать здесь еще при музее, в начале 1990-х годов. - Даже горячую воду не считали нужным провести. Зимой иногда помещение прогревалось только до пяти градусов. Здесь же окна очень большие, необычные для русского храма. Через них уходит много тепла. А ничего не работало, воздуховоды давно продырявились». Полковник в отставке, Евгений Иванович - человек нецерковный. «У меня другое воспитание, я вырос в семье советского офицера и сам 36 лет прослужил в армии», - говорит главный инженер. Несмотря на свою нецерковность, он очень любит собор, досконально изучил его историю и может рассказывать о нем часами. «Все привыкли, что купол зеленый, а ведь по старым фотографиям видно, что раньше он играл серебром. Изначально его покрыли луженым железом, но во время войны в купол попало две бомбы. Пришлось менять, и после войны покрыли медью. А медь зеленеет. Жаль, что пока замены покрытия даже в планах нет. Совсем по-другому смотрелся бы собор с блестящим куполом, отливающим серебром», - сокрушается Евгений Данилевский. Переживает он и за кровлю, на которую в этом году не выделили ни копейки. Не начаты работы по фасадам. Раньше на них были черные доски с выбитыми цитатами из Евангелия. Буквы все содрали, многие доски тоже исчезли. Возможно, что-то хранится в музее, но его работники, по словам Евгения Ивановича, сами толком не знают, что у них есть.

Что осталось от собора

Храм, переданный Музею истории религии и атеизма в 1932 году, некогда был великолепен. Построенный по образцу собора Святого Петра в Риме, он выглядел очень необычно. Сколько недоумения вызывала одна только колоннада - 126 колонн высотой 14 метров. Сам Павел I, по приказу которого был возведен храм, видел в этих колоннах руки Христа, обнимающие каждого, приходящего сюда. Но и сегодня не все считают такую архитектурную новацию удачной. Например, известный церковный архитектор Андрей Анисимов называет колоннаду гениальным художественным решением с точки зрения организации площади и привлечения внимания людей, но убежден, что для собора она лишняя, так как эти колонны не несут духовного смысла, а потому не имеют отношения к церковной архитектуре.

Другой архитектор, Михаил Филиппов, напротив, убежден, что Казанский собор, как и сотни других русских храмов, построенных в синодальный период под влиянием западных традиций, органично влился в православную культуру, обогатив церковную архитектуру.

Внутреннее убранство собора когда-то поражало своей роскошью. На один только иконостас пошло 1800 килограммов серебра. Разумеется, после кампании по изъятию церковных ценностей от этого богатства ничего не осталось. В 1930 году иконостас был окончательно разрушен, а его четыре яшмовые колонны вскоре передали в Москву в Академию наук. Пришлось все восстанавливать по крупицам. В музее Университета железнодорожного транспорта чудом нашлась папка «Проекты Казанского собора». По чертежам иконостас восстановили. Правда, сделать новые колонны из яшмы было невозможно. Пришлось подобрать искусственный материал под этот камень. И вместо листового серебра новый иконостас покрыли сусальным.

Прежний иконостас расписывали известные художники - Боровиковский, Андрей Иванов (отец Александра Иванова - автора «Явления Христа народу»), Тюрин, Уржумов. Сегодня эти росписи находятся в Русском музее. Для иконостаса были сделаны копии.

Впрочем, эти недостатки, видные специалисту, вряд ли заметит простой экскурсант. К 200-летию собора от большевистского поругания не осталось и следа.

Есть несколько причин посетить Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге. Во-первых, его богатейшая музейная коллекция насчитывает порядка 200 тысяч экспонатов, среди которых присутствуют уникальные археологические находки, датированные VI веком до н.э.

Во-вторых, наряду с иконами и предметами культового назначения здесь представлены произведения изобразительного и декоративного искусства, редкие книги, образцы нумизматики и медалей разных эпох, стран и народов. Зарождение, развитие и особенности основных религиозных мировоззрений рассматриваются, таким образом, в контексте мировой науки, истории и культуры.

В-третьих, что немаловажно, в построении экспозиции присутствует хронология, логика и современные интерактивные средства подачи материала. И, конечно же, самое главное, — это отсутствие навязывания предпочтений, толерантность к представителям различных религиозных конфессий.

В итоге, все это делает музейно-туристический продукт актуальным для широкого круга посетителей, а расположение в центре города – удобным для посещения.

Историческая справка

Первый в мире музей истории религии был открыт в городе на Неве, и произошло это в стране, где государственной идеологией был атеизм.

В апреле 1930 года в залах Зимнего дворца прошла антирелигиозная выставка, организованная Институтом этнографии. Здесь были представлены культовые предметы и тематические произведения искусства со всего мира. В те времена общественную мысль будоражили идеи о несовместимости науки и религии. Они нашли свое выражение в огромном успехе экспозиции и вдохновили на создание музея истории религии и атеизма в системе Академии наук СССР, который был учрежден 26.04.1931 года.

Инициатором и первым его директором явился выдающийся российский ученый, историк и этнограф В. Г. Богораз-Тан. В основу собрания музея, кроме выставочной коллекции, легли экспонаты, поступившие из , и Библиотеки Академии наук. Расположился музей в , где и состоялось его торжественное открытие 15 ноября 1932 года.

То, что музей изначально формировался в научной академической структуре, отличало его от других подобных музеев, в том числе его предшественника — Ленинградского антирелигиозного музея (1929-1932). Сотрудники не просто собирали, хранили и экспонировали памятники религиозной культуры, а занялись изучением такого сложного феномена общественной истории, каким является религия, научно-исследовательской работой и просветительской деятельностью.

Уже на первом этапе становления музея (с 1932 по 1944 год) собранные коллекции отображали многообразие и эволюцию верований и культовых традиций разных народов, — они рассматривались с точки зрения места религии в жизни различных эпох, в аспектах духовности, психологии, общественных движений, искусства.

Восстановление музея после войны в 1944-1960 годы и создание широкой экспозиции, посвященной истории мировых религий, принесло широкую известность в своей стране и за рубежом. Этому способствовали многочисленные передвижные фотовыставки, печатание монографий и публикация периодического издания «Ежегодник МИР».

В 1961 году музей переходит в подчинение Министерства культуры. Наступает период, когда научная деятельность сворачивается и ей на смену приходит пропаганда атеистических идей.

В начале 1990-х годов музей получает свое нынешнее название и здание в центре города, куда въезжает после проведения реконструкции в 2000 году. За годы советской власти стало привычным расположение музеев религии и атеизма в культовых сооружениях. Государственному музею истории религии в Санкт-Петербурге впервые выделяется светская постройка, которая была специально оборудована под музей. Здание имеет свою историю.

В начале XVIII века на близлежащих землях располагалась усадьба графа П. Ягужинского. Трехэтажный усадебный дом в дальнейшем приобрел известность благодаря своему театру, в котором давались цирковые представления и демонстрировался частный зверинец.

В 1786 году Почтовый департамент выкупил дом, ушедший с молотка за долги отпрыска благородного рода. Этот дом стоял напротив почтового ведомства, в нем стали проживать служащие почты. Через Почтамтскую улицу между двумя зданиями была перекинута арка, имевшая внутренний переход. По нему чиновники попадали из дома на работу, не выходя на улицу. Сейчас переход закрыт.

В 1859-1861 годы архитектор А. К. Кавос достраивает 4-й этаж и изменяет фасады здания в модном тогда стиле эклектики, гармонично смешав в отделке элементы классицизма, барокко и ренессанса. Довольно символично было расположить музей, где также смешались самые противоречивые религиозные направления, в подобном доме.

Открытие музея в новом здании состоялось 8 июня 2001 года. Известно, что после переезда исчезли экспозиции с пугающими обрядами, — например, демонстрирующие орудия пыток инквизиции, хотя это достаточно важный аспект в понимании жизни средневековой Европы. Раздел атеизма вообще скрылся в архивах, унося с собой из залов музея часть нашей истории. Не получили места и различные секты. Например, баптизм, чрезвычайно популярный в США, никак не представлен. Впрочем, эти замечания не умаляют значимости музея, а лишь подчеркивают необъятность поднятой им темы.

Экспозиция музея

сэр Уинстон Черчилль

Красочные экспозиции представлены таким образом, что, переходя из одного зала в другой, посетители совершают путешествие во времени, постепенно передвигаясь от первобытных верований к современным религиозным течениям. Соответствующее музыкальное оформление и антураж создают особую атмосферу, а интерактивные экраны, аудио и видео файлы, пользование аудиогидом дают возможность неспешного самостоятельного осмотра и полного погружения в эпоху, с которой Вы знакомитесь в данный момент.

При первом посещении рекомендуется все же принять участие в обзорной экскурсии. Опытный гид за 1,5 часа сумеет дать общее целостное впечатление о музее. Вся коллекция распределена на фонды, их всего 15, и даже беглое знакомство требует достаточного времени. Есть опасность потеряться на несколько часов!

Красиво выглядит вестибюль. Его украшает гипсовая скульптура, переданная из Эрмитажа и еще в 1950-х годах. Отсюда начинается путь, ведущий из глубины веков к современности, выстроенный в хронологическом порядке и с удивительной логической последовательностью представляющий периоды:

  • Архаические верования и обряды;
  • Религии Древнего мира;
  • Иудаизм;
  • Христианство;
  • Православие;
  • Католицизм, протестантизм;
  • Религии Востока;
  • Ислам;
  • Буддизм;
  • Религии Китая, Японии, Индии.

Первые залы переносят нас в эпоху палеолита, когда зарождаются погребальные обряды. Акустика и наскальные рисунки передают пещерную атмосферу. Экспонаты свидетельствуют о первых попытках наших далеких предков понять основы мироздания и место человека в нем.

Далее следует переходный период от первобытной эпохи к цивилизации. Мы попадаем в мир Древнего Египта и Месопотамии, Древней Греции и Рима, оказываемся среди ритуальных предметов, египетских саркофагов, увидим древнегреческие сосуды и погребальные маски.

Следующий этап – возникновение монотеизма. Здесь музей предлагает познакомиться с религией иудеев, причем с разных точек зрения: как с библейским периодом, в ракурсе веры в единого бога или взглянуть на историю глазами евреев. В залах мы сможем увидеть, как выглядит Тора, узнать, что такое свиток Торы, капорет и парахет.

Обширная экспозиция посвящена христианству, зарождению и первым пророчествам, его отдельным периодам и ветвям. В зале раннего христианства стоит обратить внимание на иконы, написанные Н. С. Емельяновым — ведь это по его эскизам были выполнены наружные мозаики !

Интересные экспонаты, связанные с отечественной историей, представлены в разделе «Церковь и государство». Среди них: блюдо, изготовленное к 300-летию дома Романовых, живопись М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, И. К. Айвазовского и других не менее знаменитых художников, — например, старинная картина «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны» или современное полотно Ю. А. Рыбакова «Мираж».

Многообразие религий Востока отображают экспозиции, посвященные странам Восточной, Южной и Центральной Азии. Особенной популярностью пользуется зал, где представлен Буддийский рай – это макет, выполненный в 1904-1905 годах монахами Бурятских монастырей под названием «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи». Многие поклонники буддизма приходят в музей с исключительной целью медитировать в этом зале.

В разделе «Ислам» есть еще один макет (поменьше). Это копия Соборной Мечети Санкт-Петербурга (оригинал находится на Кронверкском проспекте, 7, возле метро «Горьковская»).

Верхний этаж отведен под временные выставки. Музей участвует в мероприятии «Ночь музеев», организует экскурсии, в том числе по городу и за городом, занятия с детьми и курс лекций для взрослых. Специальные залы могут быть предоставлены под проведение концертов, конференций, презентаций.

Выходной день в музее – среда, каждый первый понедельник – вход свободный для всех желающих.

Где находится и как добраться

Буквально в двух шагах от , напротив Главпочтамта, слева от его знаменитой арки находится Музей истории религии, расположенный в здании по улице Почтамтской, 14 / Почтамтский переулок, 5.

Сюда можно дойти пешком от станций метро «Адмиралтейская» и «Сенная» или доехать от метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» на троллейбусе №5, №22, автобусе №3, №22, №27 или маршрутном такси №169, №306.

Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге – часть обязательной программы многих экскурсионных туров по Северной столице. Одна из богатейших музейных коллекций города не оставит равнодушными ценителей религии. Такое учреждение лишь одно в России, но и в мире подобных мест не так много. Собираемая годами и всё ещё пополняемая коллекция со всех уголков мира насчитывает более двухсот тысяч экспонатов и собрана в одном заведении для индивидуального или группового осмотра.

Музей расположен недалеко от Исаакиевского собора в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга напротив Главпочтамта. Адрес учреждения: ул. Почтамтская 15/4. Добраться можно пешком от станции метро «Адмиралтейская» примерно за 20 минут. От Сенной площади (станции «Сенная», «Садовая» и «Спасская») путь займёт около получаса.

От станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» мимо «Адмиралтейской» ходят автобусы (№ 3, 22 и 27) и троллейбусы (№5 и 22). Дорога без пробок займёт около десяти минут. Выход на остановке «Почтамтский переулок», далее перейти дорогу и следовать прямо вдоль жёлтого здания. Вход в музей расположен слева от знаменитой арки почтамта.

История музея

07.09.1930 г Президиум Академии наук СССР выдвинул инициативу об открытии подобного музея, которая 26 апреля 1931 года была поддержана Центральной избирательной комиссией СССР. Учредителем и первым директором музея был известный историк и этнограф тех времён Владимир Германович Тан-Богораз. Точная дата создания музея – 15 ноября 1932 года, когда он распахнул свои двери для посетителей.

С самого открытия и до 2000 года музей располагался в Казанском соборе на Невском проспекте. Его первая коллекция была создана с помощью экспонатов других музеев города – Эрмитажа, Кунсткамеры (музей антропологии и этнографии), Библиотеки Академии наук и Русского музея. Несмотря на то что в советские годы религия не поощрялась, музей задумывался как площадка для изучения и анализа этого сложного феномена. Первые сотрудники музея не только хранили экспонаты, но и делали серьёзную научную работу.

К 1941 году музей собрал богатейшую экспозицию, состоящую из редких и ценных экспонатов как и про основные ветви религии (христианство, буддизм, иудаизм, индуизм и ислам), так и про отдельные направления внутри них. Также там хранилась большая коллекция книг по истории религии и религиоведению. Во время войны оставшиеся в городе сотрудники поддерживали музей, пеклись о сохранности коллекции и даже организовали несколько выставок.

В послевоенные годы восстановление музея и пополнение коллекции сделало его известным и за пределами СССР. Создаются экспозиции по религиям отдельных стран, например «Религия Древнего Египта». Музей известен многим жителям страны, и его рекомендуют к посещению всем, кто приезжает в Ленинград. Интересное название музей получил в 1954 году: «Государственный музей истории религии и атеизма Академии наук СССР».

Своё прежнее название музей вернул только к девяностым годам, и по сей день он известен как «Государственный музей истории религии». Тогда же было принято решение о переводе в отдельное здание и об открытии Казанского собора как действующего храма. В 2000 году музей переехал в специально подготовленное для него помещение, где и пребывает по сей день.

Сейчас сотрудники по-прежнему ведут научную работу, а также разрабатывают различные образовательные и просветительские программы, позволяющие привлекать всё больше людей. Музей приглашает посетителей не только для осмотра экспозиций, но и для специально подготовленных лекций на разную тематику по истории религии, для участия в дискуссионных клубах, а педагогов и экскурсоводов – для курса повышения квалификации.

Коллекция музея

Коллекция музея разделена на фонды, которые объединяют в себе более узкие комплексы.

Всего фондов 15:

  • Архаические и традиционные верования (собрано множество экспонатов России и других стран мира со всех континентов);
  • Драгоценные металлы (изделия для религиозных целей из драгоценных металлов и сплавов, в основном из серебра);
  • Ислам (живопись, графика и предметы культа, относящиеся к исламу);
  • Иудаизм (также графика и различная ритуальная утварь, в том числе из действующих синагог);
  • Научно-исторический архив (различные печатные материалы, исторические сборники и документы);
  • Православие. Декоративно-прикладное искусство (в основном предметы, образующие убранство православных церквей и храмов: кресты, иконы, скульптура);
  • Православие. Изобразительное искусство (живопись и графика, относящаяся к Русской православной церкви);
  • Религии ранних цивилизаций (экспонаты о религии Древнего Рима, Древнего Востока, Северного Причерноморья и Древней Греции);
  • Религии Востока (конфуцианство, синтоизм, буддизм, индуизм, даосизм);
  • Религии Запада (религиозное и светское искусство стран Западной Европы);
  • Редкие книги (около тысячи редких книг, часто богословского содержания);
  • Ткани (одежда и ткани для религиозных обрядов, а также другой текстиль);
  • Филателия (почтовые марки почти из всех стран мира с разными святыми и другой религиозной тематикой разных эпох);
  • Фонотека-мультимедиа (один из самых новых фондов, сформированный из музыкальных и видеозаписей);
  • Фототека (фотографии за последние 150 лет, на которых запечатлены различные святилища, образ жизни народов разных вероисповеданий, предметы для осуществления религиозных обрядов и т. д.).

Все фонды представлены увлекательными экспозициями в стенах музея, с которыми и знакомятся посетители. Сам музей разделён на секторы, поэтому гости постепенно передвигаются от залов с экспонатами первобытных религий к более поздним направлениям. Оформление помещений также перекликается с представленными коллекциями. В некоторых помещениях играет соответствующая музыка (часто церковная) той эпохи, с которой знакомятся в данный момент посетители.

Особенности музея

Посетители отмечают, что музей носит сугубо научный характер. Передвигаясь от зала к залу, гости сравнивают, как меняется отношение к Богу у людей того или иного вероисповедания, но при этом по завершении экскурсии вопрос, есть ли Бог или его всё-таки нет, так и остаётся открытым. Также известно, что после перевода музея в новое здание исчезли и экспозиции с различными обрядами, которые способны напугать посетителей, например орудия пыток святой инквизиции, что является важным аспектом понимания развития Европы в средние века.

Тема атеизма так же важна, как и тема религии, но сейчас отдельного зала для этого нет – всё скрыто в архивах музея. То же самое касается различных сект. К примеру, баптизм, который довольно популярен в Соединённых Штатах, о котором даже часто говорят в разных американских фильмах не как о секте, а как об обычном направлении христианства, так и не получил своё место в музее.

Режим работы и стоимость билетов

Музей истории религии работает с 10.00 до 18.00. Помните, что касса закрывается на час раньше, поэтому в музей можно попасть только до 17.00. Выходной по средам, а каждый первый понедельник месяца – бесплатный вход для всех желающих.

Стоимость билетов варьируется в зависимости от гражданства и статуса:

  • билет для иностранца обойдётся в 300 руб.;
  • для россиян и жителей СНГ – 150 руб.;
  • для студентов очной формы обучения зарубежных вузов вход 200 рублей;
  • студентам зарубежных вузов при предъявлении международных студенческих удостоверений (ISICили IYTC) – 100 руб.;
  • студентам России и СНГ – 50 руб.;
  • билет для иностранного школьника – 100 рублей;
  • школьникам России и СНГ – 45 рублей;
  • пенсионерам – 50 руб.

Бесплатно посещать музей могут участники Великой Отечественной войны, солдаты срочной службы, инвалиды 1 и 2 групп, дети дошкольного возраста, сотрудники музеев России, многодетные матери и их несовершеннолетние дети.

Одиночные посетители за дополнительную плату могут пройти по музею с экскурсоводом. При формировании группы от 6 человек доплата составит 80 рублей на человека, если группа англоговорящая, то 100 рублей. Если соберётся группа до 5 человек, стоимость услуг экскурсовода на всю группу составит 1 200 для русского языка и 2 300 – для английского.

Для больших экскурсионных групп (от 10 до 30 человек) надо договориться заранее. Цены на услуги экскурсовода для разных категорий граждан (взрослые, школьники, пенсионеры и т. п.) также варьируются. Точные цены лучше узнать, позвонив в музей заранее по телефону отдела экскурсий 8–812–314–58-38.

К дополнительным услугам относится прокат аудиогида (100 рублей на 4 часа и залог 1 000 рублей) и разрешение на фотосъёмку. В стоимость билета разрешение на использование фотоаппарата и видеокамеры не входит – за это требуется доплатить ещё 200 рублей. Съёмка на мобильные телефоны также оплачивается заранее.

Для получения скидки на входной билет необходимо предъявить документ, подтверждающий право на льготу (паспорт гражданина Российской Федерации, студенческий билет, пенсионное удостоверение и т. п.). Без этого работник кассы вправе отказать в льготе и продать билет по полной стоимости в 300 рублей.

error: Content is protected !!