Культурология древний рим. Культура и религия древнего рима

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д. Глинки.

Кафедра истории Отечества

Контрольная работа

по культурологии на тему:

Культура Древнего Рима

Выполнила: студентка-заочница

1 курса экономического факультета

Иванова Наталия Николаевна

Воронеж - 2010

Введение

Архитектура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима

Живопись Древнего Рима

Литература Древнего Рима

Религия Древнего Рима

Заключение

Список литературы

Введение

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.

На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь "Одиссеи" обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-III вв. до н.э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Древний Рим подарил миру величайшие творения скульптуры, архитектуры, живописи, литературы

Архитектура Древнего Рима

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить "типовые" города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит "вечному городу" и поныне.

Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.

При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.

В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н.э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако, он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох.

Скульптура Древнего Рима

Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.

Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.

При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.

Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.

Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе "доблестной Республики", "простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против "разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.

    Особенности культуры и искусства древнего Рима.

Особенности культуры Древнего Рима: принципы периодизации, хронологические рамки. Неолитическая архаика - культура этрусков. Особенности культуры древнего Рима. Мифоритуальное единство культуры, представления о высших силах и место человека в мироздании. Абсолютизация волевого начала в культуре. Идеал согласия, римские государственность и право. Культурные предпосылки римских завоеваний. Вторичность и синтетизм культурных форм и искусства. Греческие культурные заимствования и судьба римских идеалов. Государство и человек. Право в культуре римлян. Имперский культурный проект. Художественные особенности римской культуры, памятники искусств, их культурный смысл.

Культура Древнего Рима

Государства, возникшие на поздней, эллинистической стадии истории Древней Греции, просуществовали недолго. Во II-I вв. до н. э. большинство из них было завоевано Римом . С тех пор центром античной культуры становится Апеннинский полуостров (где расположена современная Италия). Общая же протяженность римского государства была превосходящей воображение. В эпоху империи в ее состав входили Северная Африка (включая Египет и современный Тунис), острова Средиземноморья, на Востоке - территории современных Греции, Македонии, Болгарии, Турции, частично Ирака, Сирии, Ирана, Азербайджана, Армении, Грузии. Севернее и западнее Италии, Риму принадлежали современные Франция, Испания (лат. - удаленная), Англия (Альбион). Известно также, что греческие поселения (перешедшие к Риму) находились на территории нашей Кубани (Горгиппия) и Крыма (Херсонес, Понтикапей). К берегам Колхиды (нынешней Грузии) плыли за золотым руном легендарные аргонавты . Эти земли, разделенные на 50 провинций, «поместий римского народа», управлялись наместниками императора, платя налоги, устанавливаемые на 15-летний срок.

Унаследовав (точнее захватив) и расширив территорию Древней Греции, Рим унаследовал также ее культуру, вместе с тем значительно преобразив ее.

Первыми, кто на Апеннинах испытал влияние греков, были этруски , народ, чье происхождение не слишком ясно до сих пор. Не расшифрован и их язык. Светловолосые, голубоглазые, слегка горбоносые, не похожие ни на итальянцев, ни на североевропейцев, потомки этрусков и сейчас изредка встречаются в Италии, словно сойдя с древних ваз. В I тысячелетии до н. э. уже этруски создали федерацию городов-государств. Их города, с каменными зданиями и стенами, также отличались четкой планировкой улиц, перпендикулярных друг другу и ориентированных по сторонам света. Этруски первыми стали возводить купольные своды, опирающиеся на клиновидные балки. Именно этруски прославились портретом , который известен сегодня под названием римского . Этруски же передали римлянам цифры, опять же известные как римские. Переняв многие черты греческой культуры, включая мифологию и религию, этруски передали ее италийским городам.

История Рима , крупнейшего из них, отсчитывается с 753 г. до н. э. По преданию, основателей города Ромула и Рема вскормила капитолийская волчица , особо почитаемая среди других животных. Предание говорит также о том, что Рим возник благодаря беглецам из разрушенной ахейцами Трои, которые «сожгли свои корабли», чтобы поселиться на семи холмах рядом с этрусками, латинами и сабинами. Сохранились сведения, что из семи царей, правивших в Риме, три последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация , построен первый гладиаторский цирк .

Конец этрусской истории Рима относят к 510 г. до н. э., когда был свергнут народным восстанием последний из его царей, Тарквиний Гордый (534/533-510/509). После этого Рим становится республикой с весьма жесткой формой рабовладения, начав широкую экспансию на соседние регионы.

Вскоре последовал захват греческих городов Южной Италии, а затем и вовсе превращение Греции и Македонии в римские провинции. Победой закончилась и затяжная война Рима с Карфагеном. Подчинив себе греков, римляне подчинились их культуре, значительно более высокой. Правда, римские боги, сохранив все от греческих, получили новые имена. Зевс стал Юпитером , Посейдон - Нептуном , Аид - Плутоном , Арес - Марсом , Гера - Юноной , Афина - Минервой , Гефест - Вулканом , Гермес - Меркурием , Артемида - Дианой . Не нашлось преемника Аполлону, культ которого был перенят гораздо раньше, в V в. до н. э. Зато появилось новое, весьма почитаемое в Риме божество - двуликий Янус , одно лицо которого было доброжелательным и открытым, второе - грозным и темным, одно обращено в прошлое, другое - в будущее. Янус был божеством входов и выходов, изображаясь с ключами от Нового года, который он отпирал рукой с 365 пальцами. Появилось и множество богов с узкими функциями: Веруактор (ведающий пропашкой), Репаратор - обновитель, Иппорциатор - создающий борозды и т. д. Были также бог первого детского крика, первого произнесенного слова, отнятия младенца от груди…

Римляне возводили храмы Победе (Виктории), Удаче (Фортуне), Страху (Pavor ), богиням силы (Valentia ), Справедливости (Justitia ), Верности (Fides ), Согласия (Concordia ) . Необычную роль в римском пантеоне богов выполнял Гений , символизирующий вдохновение и стремления.

Под сильным влиянием Греции развивалась и римская литература . Первыми книгами на латинском языке оказались переводы с греческого, первым римским поэтом стал вольноотпущенный греческий раб Ливий Андроник , создавший поэтические переводы «Одиссеи», греческих трагедий и комедий. Он же писал музыку и руководил хором. В Риме хоровое пение постепенно уступило место сольному.

Подлинно римским писателем может считаться Плавт (сер. III в. - 184 до н. э.), автор 130 комедий на сочном латинском языке и с сочным простоватым римским юмором. В них герои с греческими именами переносят в греческие по названиям города римские реалии. Большой популярностью пользовались также комедии Теренция (ок. 195-159).

К I в. до н. э. относится возникновение римской поэзии . Мастером лирической поэзии был Катулл (ок. 87-ок. 54). Особое место принадлежит изложенному в поэтической форме философскому произведению «О природе вещей », в которой Тит Лукреций Кар (1-я пол. I в. до н. э.) излагает учение Эпикура, дает новые обоснования атомистической теории. «Только в луче солнечного света нам становятся видимы многочисленные мельчайшие пылинки, подобно этому свет разума высвечивает атомы», - говорится в поэме Лукреция.

Славу римской литературе принесли поэты Вергилий (70-19 гг. до н. э.) - поэмой «Энеиды», Гораций (65 г. до н. э. - 8 н. э.), Овидий Назон (43 г. до н. э. - 18 н. э.), автор «Метаморфоз », Апулей (р. 124 г. н. э.), автор «Золотого осла», Петроний (?-66 г. н. э.), Лукиан (120-190 гг.).

Первое прозаическое произведение на латыни - труд Катона Старшего (243-149) «О сельском хозяйстве». Он же затем написал «Историю Рима». «Историю Рима от основания города» проследил Тит Ливий (59 до н. э. - 17 н. э.). Здесь, в частности, описывается, как первые римляне для пополнения женского населения города захватывали сабинянок, которые, как оказалось, не слишком этому противились. Их именами были названы 30 курий (родовых политических объединений Рима), а сыны их стали именоваться патрициями , то есть имеющими отцов. Рожденные же позже были уже плебеями - безотцовщиной. В Риме же возникло понятие пролетариат (от proles - обладающие только потомством). Борьба патрициев и плебеев длительное время определяла историю Рима.

Значительные труды в области историографии создали также Плиний Старший, Иосиф Флавий, Тацит (ок. 58 - ок. 117). В равной мере греческим и римским историком считается Плутарх (род. в 40-х гг. I в. н. э. - ум. в промежутке 140-150 гг.), автор «Сравнительных жизнеописаний » Александра и Цезаря, Демосфена и Цицерона, «Наставлений» - «В государственных делах», «Супругам», «О болтливости», «О сребролюбии», «О любопытстве». Автором своеобразной историко-географически-религиозной энциклопедии, «Древности дел божеских и человеческих» был Варрон (116-27 гг. до н. э.).

Римская философия в наибольшей степени унаследовала эпикуреизм и стоицизм . Основными представителями последнего были Сенека (ок 4 до н. э. - 65 н. э.), автор «Нравственных писем к Луцилию» и «Естественно-научных вопросов», и император-философ Марк Аврелий (121-180), автор знаменитых «Размышлений». К философам в полной мере может быть отнесен и живший раньше них Цицерон (106-43), выдающийся государственный деятель, юрист, писатель, знаменитый оратор.

Следует заметить, что римская философия, даже в наиболее выдающихся своих образцах в лучшем случае следовала древнегреческой, в какой-то степени продолжала или возрождала некоторые ее идеи (атомизма, гуманизма), не создав, однако, ничего действительно нового. Объяснение этому следует искать прежде всего в отчетливо практической направленности римской культуры, подчеркнутым образом отмежевывающейся от греческой созерцательности, абстрактной утонченности греческого мышления. В этом смысле вполне характерна та метаморфоза, которую претерпели в Риме «Семь свободных искусств». Если в I в. сохранились все семь, с добавлением архитектуры и медицины, то затем стали беспощадно исключаться изящные искусства, «побуждающие скорее мечтать, чем действовать». Девизом образования стала «польза», причем скорее в узко-практическом смысле - обеспечения военной и политической карьеры. К V веку даже медицина и архитектура были исключены из списка основных дисциплин. Риторические диспуты, внешне сохраняя форму греческих, могли сделать темой прославление… мухи. Основной подготовкой становилась военная, проводимая в легионах. Ремесло педагога стало считаться даже унизительным.

К этому Рим пришел уже в эпоху неминуемого кризиса, в период же расцвета империи большое значение придавалось государственной системе образования, обосновывалась идея высшего образования.

Выдающимся достижением римской культуры явилось право . Древнейший письменный свод римского права - «Законы 12 таблиц» возник уже в V в. до н. э. (451-450 гг.). Плита с их текстом была уничтожена при нападении галлов на Рим в 387 г. до н. э. Тем не менее уже во II в. до н. э. появились серьезные исследования в области юриспруденции, в I в. до н. э. существовала в значительном количестве юридическая литература. В VI в. нашей эры римское право окончательно оформилось в виде «Свода гражданского права » (Corpus juris civilis), созданного при византийском императоре Юстиниане I . Этот универсальный и тщательно разработанный свод и сейчас лежит в основе наиболее развитых правовых систем.

Практицизм римской культуры нашел выражение в интенсивном развитии науки и техники . Центрами науки были Рим, Афины, Александрия, Карфаген. Появились серьезные трактаты-исследования в области географии (Страбона , Птолемея ), сводом знаний в географии, ботаники, зоологии, минералографии была «Естественная история » Плиния Старшего (23/24-79). Знаменитым врачом был Гален (130-200), производивший опыты по изучению дыхания, деятельности головного и спинного мозга. Непререкаемый авторитет на века приобрела геоцентрическая система Птолемея .

Исключительные успехи были достигнуты в градостроении . Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, широко применяя столбы, арки и своды, уже во II-I вв. до н. э. стал применяться бетон . Римские мосты и дороги сохранились по сей день во многих странах мира. Поэт не преувеличивал, когда писал, что «в наши дни вошел водопровод, сработанный рабами Рима». По технически совершенной системе акведуков чистейшая вода самотеком поступала в Рим. Рим и сегодня - один из немногих городов мира, где воду (холодную и вкусную) можно пить прямо из фонтанчиков, повсеместно установленных в городе. Дно фонтана Треви постоянно усеяно монетками туристов, которые хотят верить, что они вновь приведут их в этот удивительный город. В Риме действовали общественные бани - термы .

Поразительна и архитектура Вечного города. Рим совсем не похож на другие итальянские города - больше всего потому, что его архитектура изначально была призвана подавлять человека, подчеркивать его ничтожество. Даже сейчас становится не по себе на арене и трибунах развалившегося и растасканного по камням Колизея . Можно представить, что испытывали рабы, бившиеся насмерть на его арене, и какие дикие страсти кипели на его трибунах. «Хлеба и зрелищ » - вот что нужно было плебсу, как это заметил Цицерон. Колизей, между тем, вмещал 50 тысяч зрителей, намного меньше 185 тысяч не сохранившегося вовсе Большого Цирка (Circus Maximus). Гладиаторские бои стали практиковаться в Риме с 264 г. до н. э. как подражание этрусским похоронным обрядам с обязательными жертвоприношениями, и лишь позже превратились в дикое развлечение.

Одновременно с Колизеем (I-II вв. н. э.) был построен также грандиозный Пантеон , Храм Всех богов, купол которого имеет в диаметре 43,5 м. Большого размаха достигло возведение триумфальных арок и колонн , впечатляющих даже своими руинами. Их строительство преследовало прежде всего политические цели, подчеркивая могущество Рима. Так, 30-метровая колонна императора Траяна дополнялась спиралевидным фризом длиной в 200 (!) метров с изображением его подвигов. Характерно, что архитектуру в подобном духе пытался возродить в ХХ в. главарь итальянских фашистов Б. Муссолини.

Победителям в военных походах сенатом назначался «триумф » (если уничтожено было более 5 тысяч солдат противника). Императора Тита Флавия Веспассиана (39-81), покорителя Иудеи и разрушителя Иерусалима, встречала 100-тысячная толпа восторженных римлян, триумфа удостоился и Юлий Цезарь . Триумфальные шествия направлялись к Капитолию - стоящему на холме культовому центру Рима с храмом трех богов. Вслед за сенаторами везли военные трофеи триумфатора, а уже за ними следовал на колеснице одетый в пурпур с золотом, с лавровым венком на голове сам герой. Менее впечатляющие победы отмечались «малым триумфом » - овацией .

Даже скульптура и портрет , где римское искусство достигло подлинных художественных высот, в наибольшей степени были направлены на прославление Рима и его выдающихся граждан -полководцев, правителей, философов. Превосходны в этом роде бюсты Цезаря и Цицерона, скульптурные портреты «Брут», «Оратор». Достоянием мировой культуры являются образцы римской живописи и мозаики, сохранившиеся под многометровым слоем пепла в городах Помпея, Геркуланум, Стабия , погибших при извержении Везувия в 76 г. н. э.

Государство, делающее упор на завоевания, обречено на разрушение. В конце II века н. э. в Риме начинается всеохватывающий и непреодолимый кризис . Бурный технологический рост сопровождался столь же стремительным нравственным упадком. Неистовые оргии составляли образ жизни не только извращенных деспотов-правителей - Калигулы, Нерона, Суллы , но и большинства патрициев. Пошатнулось и военное, и политическое могущество Рима. После смерти императора Феодосия в 395 году произошел распад Рима на Западную (павшую уже в 476 г.) и Восточную , Византийскую империю, просуществовавшую до захвата Константинополя турками в 1453 г. Наследницей первой из них провозгласила себя, уже в 962 г., так называемая Священная Римская империя, во главе с германским королем Отоном I. В большей степени преемницей античной культурной традиции стала Византия, сумевшая привить ее к христианской религии .

Искусство эллинизма ярко отражало идеи, волновавшие людей той бурной эпохи, а художественная культура стала основой развития многих видов искусства в различных областях Средиземноморья. С угасанием эллинистических государств с конца 1 века до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике колоссальной Римской державы.

В античный антропоцентризм греков римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежит в основе их художественной культуры, далекой от возвышенной поэтики мифотворчества греков.

Культура Рима входит в наше сознание со школьных лет загадочной легендой о Ромуле, Реме и их приемной матери-волчице. Рим- это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим - это Юлий Цезарь, который на берегу Рубикона говорит «Жребий брошен» и начинает гражданскую войну, а потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!» Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них - Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставляет мраморным. Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня, Клавдий с его императрицей Мессалиной, имя которой стало синонимом неистового разврата, Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои, Веспасиан с его циничными словами «Деньги не пахнут», и благородный Тит, который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день» (Гаспа-ров М. Л. Предисловие //Гай Светоний Транквила. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988. С. 5).

Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский орден, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. Но основным было все-таки влияние греческого искусства. Говоря словами Горация, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила».

Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Прекрасное, «надлежащая мера во всем», было для грека и идеалом и принципом культуры. Греки как уже отмечалось, признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались - социальная установка была совсем другая. Отсюда и формула исследователей римской культуры: «великие деяния были совершены римлянами, но среди них не было великих людей» - великих художников, архитекторов, скульпторов. Уточним - не было равных по значимости гениям античной Греции. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохи мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Они переработали принципы греческой архитектуры и прежде всего ордерной системы.

Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основы греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений, и рядом - нищие лачуги бедняков, тесные кривые улочки и городские трущобы.

В области монументальной скульптуры римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторические рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.

Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он прослеживался с начала 1 века до н. э. Римляне явились авторами нового понимания этого жанра. Они, в отличие от греческих скульпторов, пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Идеалом эпохи был мудрый и волевой римлянин Катон - человек практического склада ума, хранитель строгих нравов. Примером подобного образа служит остро индивидуальный портрет римлянина с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и скептической улыбкой. Гражданские идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост - статуях Тогатуса («Облаченный в тогу»), обычно изображенного стоящим прямо, в позе оратора. Известная статуя «Оратор» (начало 1 века до н. э.), изображает римского или этрусского магистра в момент обращения с речью к согражданам.

В конце 1 века до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемы «римский мир» - время затишья классовой борьбы в период правления Августа (27 г. до н. э.-24 г. н. э.) стимулировал высокий расцвет искусства. Античные историки характеризуют этот период как «золотой век» Римского государства. С ним связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация.

Конец 1 и начало II вв. н. э. - время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха. Рядом с древним республиканским Форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы императоров. Строились многоэтажные дома - они определили облик Рима и других городов империи. Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы.

Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - Колизей, место грандиозных зрелищ и гладиаторских боев. Строители должны были удобно разместить в его огромной каменной чаше 50 тыс. зрителей. Мощные стены Колизея разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. Спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон, пленяющий свободной гармонией. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет классический образ центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. В дальнейшем крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения. Античное чувство меры осталось недосягаемым.

Художественные идеалы римского искусства 111-IV вв. н. э. отражали сложный характер эпохи: распад древнеантичного уклада жизни и миропонимания сопровождался новыми исканиями в искусстве. Грандиозные масштабы некоторых памятников в Риме и в его провинциях напоминает архитектуру Древнего Востока.

В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный Алтарь мира (13-9 гг. н. э.) по случаю победы Августа в Испании и Галии. Верхняя часть алтаря завершается рельефом, изображающим торжественное шествие к алтарю Августа, его семьи и римских патрициев, наделенных точными портретными характеристиками. Мастерство исполнения, свободный рисунок свидетельствуют о греческом влиянии.

Ведущее место в римской скульптуре по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название «августовский классицизм». В век Августа резко изменился характер образа - в нем отразился идеал строгой классической красоты, это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились парадные придворные портреты в рост, исполненные сдержанности и величия.

Позднее создаются произведения жизненные и убедительные, и портрет достигает одной из вершин своего развития. Стремление к индивидуализации образа порою доходило в своей выразительности до гротеска. В портрете Нерона, с низким лбом, тяжелым подозрительным взглядом из-под припухших век и зловещей улыбкой чувственного рта, раскрывается холодная жестокость деспота, человека низменных, необузданных страстей.

В пору кризиса античного мировоззрения (II в. н. э.) в портрете фиксируется индивидуализм и одухотворенность, самоуглубление и вместе с тем утонченность и усталость, характеризующие период упадка. Тончайшая светотень и блестящая полировка поверхности лица заставляли светиться мрамор изнутри, уничтожали резкость линий контура; живописные массы беспокойно льющихся волос, оттеняли своей матовой фактурой прозрачность черт. Таков портрет «Сириянки», облагороженный тончайшими переживаниями. В изменившемся от освещения выражении лица сквозит еле заметная ироническая улыбка. При изменении точки зрения улыбка исчезает - выступает оттенок грусти и усталости.

К этой эпохе относится монументальная бронзовая конная статуя Марка Аврелия, вновь установленная в XVI в. по проекту Микеланджело на площади Капитолия в Риме. Образ императора - воплощение гражданственного идеала и гуманности. Широким умиротворяющим жестом обращается он к народу. Это образ философа, автора «Размышлений наедине с собой», безразличного к славе и богатству. Складки одежды сливают его с могучим корпусом великолепно отлитого медленно идущего коня. «Прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия, - писал немецкий историк Винкельман, - нельзя найти в природе».

Третий век - эпоха расцвета римского портрета, все более освобождающегося от традиционных идеалов, художественных приемов и типов и обнажившего самую сущность портретируемого. Этот расцвет совершился в сложных противоречивых условиях упадка, разложения Римского государства и его культуры, изживания форм высокого античного искусства, но вместе с тем и зарождения в недрах античного общества нового общественного феодального порядка, новых могучих творческих тенденций. Усиление роли провинций, приток варваров, часто стоявших во главе империи, вливали свежие силы в увядающее римское искусство, определяли новый облик позднеримской культуры. В нем намечались черты, получившие развитие в средневековье на Западе и Востоке, в искусстве эпохи Возрождения. В портрете появились образы людей, исполненные чрезвычайной энергии, самоутверждения, эгоцентризма, властолюбия, грубой силы, рожденные жестокой и трагической борьбой, захватившие в то время общество.

Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией. Таким образом в римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для средневекового искусства. Образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.

Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Разрушенный, разграбленный варварами в IV-VII вв. Рим опустел, среди его руин вырастали новые селения, но традиции римского искусства продолжали жить. Художественные образы Древнего Рима вдохновляли мастеров Возрождения.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Культура древнего Рима кратко показывает, что старания греков не прошли даром.

Религия римлян была не столько сложной, сколько безалаберной. Множество богов, духов-защитников, идолов не всегда соответствовали своим функциям, а потом и вовсе перестали их выполнять, оставив лишь привычный нам пантеон. С возникновением и популяризацией христианства римская религия приобрела более стройные очертания, а боги уже давно стали мифологией. Религии Древнего Рима брали начало в тотемизме (легенда об основателях Рима – Ромуле и Реме). Пантеон богов Рима, как и обрядность большей частью заимствован у греков. Зевс – Юпитер, Гера – Юнона, Деметра – Церера и т.д. Культ Юпитера (храм на Капитолийском холме). Римляне почитали такие божества как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость, которые не обладами чертами живых личностей. В честь таких богов строились храмы, приносились жертвы. Мифология не получила развития.

Известны римляне и своей философией, которая дала миру столпов этой науки. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высоко уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории – Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе – Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется все Европа. И это не зря, ведь законы двенадцати таблиц были написаны именно в Риме.

Более привычным для обывателей остатком римской роскоши стал цирк, в котором проводились гладиаторские бои. Многие кинофильмы поражают нас животрепещущими сценами боев, но для римлян это был лишь один из способов, как провести свободное время.

Особое место всегда отводилось римскому вкладу в строительство и архитектуру. Культура древнего Рима кратно не опишет и половины того, что строилось в тогдашнем городе-государстве.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения – акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики.

Но как могли римляне из простых зданий сделать произведения искусства, это для всех остается загадкой. Плюс к этому можно добавить бурный расцвет портретов, изображенных в камне – греки не знали такого расцвета в этой сфере.

Согласно античным преданиям, Рим был образован в середине 8 века до н. э. Культура которая считалась одной из самых влиятельных в период античности, оказала огромное влияние на европейскую цивилизацию. И это несмотря на то, что живопись и скульптура Древнего Рима основаны на греческих мотивах, а театр и музыка неразрывно связаны с этрусскими древними традициями.

Характеристика древнеримского искусства

В отличие от других античных стран, римляне не присваивали искусству воспитательных или нравственных задач. Напротив, изобразительное искусство Древнего Рима несло больше утилитарный характер, так как считалось всего лишь способом рационально организовать жизненное пространство. Именно поэтому важное место в жизни населения этой античной страны занимала архитектура. Цивилизация Древнего Рима до сих пор напоминает о себе монументальными строениями: храмами, аренами и дворцами.

Кроме великолепных памятников архитектуры, о культуре Рима в эпоху античности можно судить и по многочисленным скульптурам, которые являлись портретами тех, кто жил в то время. Жизнь в Древнем Риме была всегда подчинена строгим правилам, и в некоторые периоды скульптурные портреты создавались исключительно для того, чтобы увековечить в памяти лица правителей или знаменитых людей. Лишь спустя какое-то время римские скульпторы стали наделять свои статуи характерами или особенными чертами. Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов.

Стоит заметить, что особенности заключаются практически в полном отсутствии таких явлений, как театр - в привычном для нас понимании, а также собственная мифология. Используя созданные греками образы для многих великолепных римляне или искажали события в угоду своим властям, или вовсе не придавали им большого значения. Происходило это прежде всего потому, что изобразительное искусство Древнего Рима развивалось под влиянием господствующей идеологии, которой были чужды отвлечённо-философские начала и художественный вымысел.

Отличительные черты искусства Древнего Рима

Несмотря на доказанное существование Рима как отдельной цивилизации, историки долгое время не могли отделить древнегреческое искусство от римского. Однако благодаря тому, что многие произведения художественного и архитектурного наследия Древнего Рима были сохранены до наших дней, удалось определить основные черты, присущие исключительно древнеримским произведениям. Итак, какие достижения и изобретения Древнего Рима в области изобразительного искусства характеризуют его как самостоятельное явление?

  1. Архитектурным достижением римлян стало сочетание в постройках пространственного восприятия и художественных форм. Римские зодчие предпочитали возводить отдельные здания и ансамбли в естественных низинах, а если таковых не было, обносили сооружения небольшими стенами.
  2. В противовес греческим пластичным образам римское искусство ставило аллегорию, символику и иллюзорность пространства. Эти изобретения Древнего Рима в отношении скульптурного и художественного изображения позволяли наделять характером не только скульптурные портреты, но и мозаичные или фресочные изображения.
  3. Древнеримские художники развили зародившуюся в Греции станковую живопись, которая на своей исторической родине практически не была распространена.

Несмотря на обилие тонких и едва заметных глазу обывателя особенностей, существует фактор, который позволяет даже неспециалисту определить принадлежность скульптурного или архитектурного объекта к древнеримской культуре. Это его размер. Цивилизация Древнего Рима известна всему миру своими грандиозными зданиями и скульптурами. Их величина в несколько раз превышает аналоги из Древней Греции и других стран.

Периодизация

Изобразительное искусство Древнего Рима развивалось в несколько этапов, которые соответствовали периодам исторического становления самого государства. Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии. Обусловлено такое явление тем, что социально-экономические и идеологические факторы играли основополагающую роль в изменении стилистически-художественных форм.

Этапами эволюции искусства в Риме принято считать период римского царства (7-5 века до н. э.), республиканский (5-1 века до н. э.) и период Римской империи (1-2 века н. э.). Настоящий расцвет всех видов искусств, в том числе скульптуры, театра, музыки и художественного и прикладного творчества, наступил в конце 1 века до н. э. и продолжался вплоть до

Искусство царского периода

Становление древнеримского искусства берёт своё начало в 8 веке до н. э., когда основными мотивами в зодчестве становятся этрусские способы планировки строений, каменной кладки и использования строительных материалов. Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями. Лишь к середине 7 века до н. э., когда римляне колонизировали Грецию, они познакомились с художественными приёмами греков. Стоит заметить, что древнеримские художники уже тогда стремились создавать свои произведения максимально приближенными к оригиналам. Историки связывают это с традицией изготавливать посмертные восковые маски, которые в точности повторяли черты лица человека. Боги Древнего Рима, статуи которых были выполнены в период римского царства, изображались так же, как обычные люди.

Искусство республиканского периода

Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница). В городах распространяется жилая застройка из многоэтажных домов, в то время как обеспеченные слои населения строят загородные террасные дома, украшенные фресками и скульптурными композициями. В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты.

Изобразительное искусство основывалось на портретной скульптуре: официальной и частной. Первая служила цели увековечить государственных деятелей, а вторая существовала благодаря заказам на изготовление статуй и бюстов для домов и гробниц. Общественные здания украшались барельефами с изображением исторических сцен или картин повседневной жизни государства. В храмах же чаще всего можно было увидеть картины (в том числе мозаики и фрески), на которых были изображены боги Древнего Рима.

Римская империя: конечный период развития искусства

Период считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства. В архитектуре доминируют арка, свод и купола. Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором. Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами. Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения. При изготовлении скульптурных портретов меньше внимания уделяется индивидуальным чертам, которые порой выглядят несколько схематично. В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д.). Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом.

В отличие от предыдущего периода, становится более сложной из-за внедрения пейзажных и архитектурных фонов. Краски, используемые для фресок, более яркие, а сочетания цветов - более контрастные. Помимо цветной мозаики, широко распространяется чёрно-белая.

Самые известные скульптурные портреты

Римские портреты государственных деятелей, богов и героев представлены бюстами или полноразмерными статуями. Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута. В нем чувствуется большое влияние греческого искусства, однако типичные для римлян черты лица и небольшая асимметрия позволяют ещё раз убедиться в том, что древнеримские скульпторы уже тогда, в 3 веке до н. э., придавали своим произведениям максимум реалистичности. Несмотря на отсутствие современных технологий обработки металлов мелкие детали бюста прекрасно выполнены. Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос.

Наиболее реалистичным всё же принято считать скульптурный портрет Веспасиана, римского императора. Мастер не только в мельчайших деталях передал его образ, но и наделил бюст характерными чертами. Особое внимание привлекают глаза: глубоко посаженные и небольшие они излучают природную хитрость и остроумие императора. Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. Не менее выразительным получился у скульпторов и бюст ростовщика Луция Цецилия Юкунда, жадные глаза и засаленные волосы которого изображены с поразительной точностью.

Великие памятники архитектуры древнеримской эпохи

На сегодняшний день полностью не сохранилось ни одно из зданий, построенных в эпоху Древнего Рима. Самым известным и знаменитым из них считается Колизей - арена, на которой проходили бои гладиаторов и выступления государственных деятелей разного уровня, в том числе и императоров. Не менее яркой историей обладает и храм Сатурна, который неоднократно разрушался и отстраивался вновь. Его в отличие от Колизея увидеть нельзя, так как от великолепного строения осталось лишь несколько колонн. Зато удалось сохранить знаменитый Пантеон, или храм всех богов, который представляет собой достаточно большое здание, увенчанное куполом.

Поэты Древнего Рима и их произведения

Несмотря на позаимствованную у греков мифологию, древние римляне также имели и свои таланты в сфере сложения стихов, песен и басен. Самые известные поэты Рима - Вергилий и Гораций. Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера. Несмотря на менее выразительную поэтическую и художественную составляющую, эта поэма до сих пор считается эталоном исконного латинского языка. Гораций же, напротив, великолепно владел художественным словом, благодаря чему стал придворным поэтом, а строки из его стихов и песен до сих пор появляются в произведениях многих писателей.

Театральное искусство

Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым. Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов. Лишь иногда древнеримские ценители искусства могли насладиться игрой актёров в сопровождении большого хора. Нередко зрителям демонстрировались цирковые номера, театральная пантомима и сольные или групповые танцы. Отличительной особенностью древнеримского театрального представления являлась многочисленность труппы. По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров.

Стоит заметить, что костюмам и гриму тогда не уделяли особого внимания. Лишь иногда, играя роль императора или значимого в государстве человека, актёры одевались в более пышные одежды красного цвета. Репертуар состоял в основном из произведений римских поэтов: Горация, Вергилия и Овидия. Нередко неспешные повествования и песнопения в театрах сменяли кровавые бои гладиаторов, на которые зрители шли с не меньшим удовольствием.

Музыка и музыкальные инструменты

Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой. При проведении массовых мероприятий и представлений наибольшей популярностью пользовались музыкальные инструменты, способные производить очень громкий звук: трубы, рога и тому подобное. Однако чаще всего во время исполнения предпочитали литавры, арфы, кифары. Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров. Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре. Особой популярностью и любовью римского народа в ту эпоху пользовались певцы и кифареды Апеллес, Терпний, Диодор, Анаксенор, Тигеллий и Месомед. Музыка Древнего Рима жива до сих пор, так как сохранены не только основные мотивы, но и музыкальные инструменты.

Влияние древнеримского искусства на современность

О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде. Конечно, характеристика Древнего Рима, а точнее сказать той его области, которая относится к искусству, до сих пор не представлена в полном объёме. Тем не менее уже сейчас можно утверждать то, что архитектура, скульптура и изобразительное искусство древнеримской эпохи напрямую повлияли на культурную составляющую практически всех европейских государств. Особенно это заметно в архитектуре, когда гармония и величественность зданий заключена в чёткую симметричную форму.

error: Content is protected !!