Римские нравы, быт и повседневная жизнь. Шокирующие факты из жизни и быта древних римлян

Рассказывают произведения литературы, скульптуры, прикладного искусства, о них можно судить на основании сохранившихся деловых и дружеских писем, трудов историков и философов.

Сила Древнего Рима ассоциируется с важными идеалами и принципами, которые воспитывались в каждом свободном гражданине с раннего детства:

  1. Верность государству;
  2. Служение обществу;
  3. Гармония духа и тела;
  4. Идеалы красоты и любви и др.

Один из принципов жизни – верность дружбе , которая выступала как основа взаимоотношений. Общение с друзьями занимало большое количество времени: встречи, беседы, семейные и дружеские торжества, взаимные услуги и помощь в деловой, воинской сфере. Дружба связывалась с понятиями благородства, взаимовыручки, доброты, сердечной привязанности.

Античный мир ассоциируется и с умением развлекаться. Если для низших слоев населения лучшими развлечениями были народные праздники и гуляния, посещение кабачков и трактиров, где можно было выпить, закусить и посплетничать, то высшие интеллектуальные слои населения предпочитали другие развлечения:

  • Модные в эпоху расцвета чтения стихов и трактатов;
  • Философские беседы;
  • Спортивные соревнования (состязания на колесницах, в гребле, беге и др.).

Если говорить о периоде упадка Рима, придется констатировать и всеобщий нравственный упадок.

Упадок

Роскошь и богатство высших слоев в период усиления империи привели к исчезновению скромности и бережливости, появлению разнузданности и высокомерия. Праздность и безделье, осознание власти и силы при отсутствии внешней угрозы создавали иллюзию безграничного могущества и вседозволенности. Принципами жизни стали нажива, богатство, увеличение владений, доходов за счет использования служебного положения.

Строит себе большие богато обставленные виллы, которые ломились от количества золотых вещей, дорогой одежды, женских украшений, диковинных заморских животных и др. Все меньше ценится семья, римляне не хотят иметь детей, думая только о собственных утехах и считая семью ненужной обузой.

У бедных слоев населения семья тоже перестает быть ценностью и опорой. В период упадка империи распространенным явлением становится подкидывание и продажа детей.

Обжорство

Если в прежние времена римляне ели вместе со слугами одну и туже простую пищу, то теперь господа трапезничают отдельно. Для них готовятся изысканные и . Среди слуг растет количество поваров, пекарей, кондитеров.

Пищу принимали лежа, раздевшись до пояса, чтобы «больше влезло», ели руками. Если пища переставала помещаться в желудке, ее извергали обратно и ели снова.

Перед пирующими выступали фокусники, танцовщицы, обжирающимся олигархам прислуживали женщины легкого поведения. На пирах присутствовали жены и дети, на равных с мужчинами участвовавшие в обжорстве, пьянстве и разврате.

Зрелища и кровь

Большое количество средств: и государственных, и личных средств крупных чиновников – тратилась на организацию развлечений для народа, знаменитых зрелищ. Количество выходных дней составило более трети дней в году. Развлечения для большей части толпы были бесплатными, платили только богатые за VIP места.

От развлечений ждали изощренной жестокости. Битвы гладиаторов в ценились тем выше, чем больше крови людей и животных на них приливалось. Если же развлечение не нравилось, жестоко истязали и убивали его организатора.

Вино и женщины

Излюбленными развлечениями богатых людей становятся не книги и философские беседы, а вино и женщины. Вместо семьи заводятся многочисленные эротические связи, которые не требовали проявления ответственности и заботы. Сладострастие удовлетворялось связями с несовершеннолетними, извращенными связями между полами, обычными становятся кровосмесительные связи. Чтобы продлить наслаждения, знатные семьи отказывались иметь потомство, женщины шли на любые меры, чтобы беременность не обезобразила их фигуры, а материнство не лишило свободы и праздности.

Нормальные отношения между мужем и женой становятся редкостью и многими высмеиваются. Результатом стал не только нравственный, но и генетический упадок нации. Венерические болезни и импотенция как следствие беспорядочных связей и излишеств становятся обычными вещами.
Разврат и цинизм проникают в литературу, театр, отражаются в произведениях декоративно-прикладного искусства.

В погоню за удовольствиями бросились не только мужчины, но и женщины из знатных семей. Стало модно иметь публичный дом, заниматься проституцией. Это ремесло не было позорным, существовало совершенно открыто.

Всенародные праздники посвящались богам Приапу, Венере, Изиде, в них принимали участие представители высших и низших классов, жрецы, мужчины, женщины и дети совершенно открыто и на равных.

В городах насчитывалось несколько публичных домов, популярностью пользовались и свободные куртизанки, приглашавшие к себе домой или зазывавшие клиентов на улицах, у храмов, в общественных местах.

Для занятий проституцией женщине низшего или среднего класса требовалась регистрация и уплата налога. Этот бизнес обслуживали зазывалы, акушерки, прислужницы, массажисты, лекари, изготавливавшие специальные составы для поддержания возбуждения. А богатые куртизанки вели себя открыто и нагло, хвастаясь драгоценностями, рабами и знатными поклонниками.

Местом, где процветал всеобщий разврат, были городские бани – . В период упадка Рима они были общими для мужчин, женщин и детей, хорошо освещались, а непристойное действо разворачивалось в больших бассейнах и около них.

Одним из направлений привычного разврата была мужская проституция, почти такая же популярная, как женская.

Размышляя о причинах падения Древнего Рима, можно с уверенностью сказать, что одна из веских причин – это постепенное падение нравов, утрата высоких идеалов, веры в государство, красоту, семью.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Национальные лингвистические традиции - « способы представления знаний о языке, сформировавшиеся в пределах тех или иных цивилизаций <…> Отдельные национальные лингвистические традиции представляют собой первый этап развития науки о языке. На этом этапе еще не существовало единой мировой науки, и изучение языков происходило изолированно в рамках отдельных цивилизаций (что, однако, отнюдь не исключало возможных влияний одних традиций на другие), причем в большинстве случаев такое изучение было непосредственно обусловлено решением тех или иных практических задач и не отделялось от них» .

«Античная языковедческая традиция (греко-латииская традиция, средиземноморская традиция) - традиция описания и исследования языка, сложившаяся и существовавшая в греко-латинском культурном ареале в 7 в. до н. э. - 6 в. н. э. Античная языковая традиция зарождается в средиземиоморском ареале в эпоху становления древне-греческой философии. Античных ученых, с одной стороны, интересовала природа языка (связь между ‘‘именем’‘ и ‘‘вещью’‘, происхождение языка), с другой стороны, они занимались изучением письменных знаков в целях обучения чтению и письму (грамматическое искусство). Эти две области в той или иной степени определяют становление и развитие языкознания во всем древнем мире <…> основоположником А. я. т., сформировавшим ее структуру и основные направления, является Аристотель <…> Вершиной развития А. я. т. можно считать александрийскую школу. Языкознание в Древнем Риме до сер. 2 в. до н. э. ограничивалось постижением основ письменной культуры; позже начинается интенсивное изучение греческого языка, литературы, поэтики и риторики греков. В этот период многие греческие ученые-филологи начинают работать в Риме. Крупнейшие представители древнеримской филологии: Варрон, автор многочисл. трактатов о языке, Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь. Трактат Цезаря ‘‘Об аналогии’‘ (54 до н. э.) представляет собой попытку разработки принципов грамматического описания и нормирования языка, являясь одновременно свидетельством актуальности проблем ‘‘правильности’‘ латинской речи и государственного нормирования языка. В 4 в. создано ‘‘Грамматическое руководство’‘ Элия Доната, более тысячи лет служившее основным учебником латинского языка в Европе. По образцу грамматики Элия Доната были созданы грамматики многих других языков, как канонических, так и ‘‘вульгарных’‘ (‘‘новых’‘ европейских лит. языков на нар. основе). Само имя Элия Доната (Донату-са) на мн. века стало синонимом слова ‘‘грамматика’‘ в европейской традиции. А. я. т. после падения Рима в 476 еще продолжает свое существование и развитие в ряде сохранившихся центров греко-латинской учености, в частности в столице Вост. Римской империи - Константинополе.<…> А. я. т. возникла в процессе рассмотрения одной из основных философских проблем древнегреческого мировоззрения - проблемы соотношения между ‘‘вещью’‘, ‘‘словом’‘ и ‘‘мыслью’‘. В этот период еще нет понятия о языке как о некой сущности, отдельной от мысли. Разум и речь понимаются в единстве как единый logos. Учение о слове - ‘‘логосе’‘ является основой древнегреческого учения о языке в единстве его типологического, логического и собственно грамматического свойств. Грамматика как наука о строении языка началась с изучением письменной речи, а т. к. опорным знаком греческого письма была буква, то это учение строилось как иерархия ‘‘складывания’‘ из букв слогов, из слогов - слов, из слов - предложений. Был развит фонетический анализ звуков-букв (‘‘элемеитов’‘) <…> В отличие от древнеиндийской традиции, объявившей санскрит сакральным языком ‘‘божественного происхождения’‘, греко-латинская традиция искала источники ‘‘правильности’‘ речи в самом языке и в логике познания мира через язык. На базе этих поисков возник античный ‘‘спор об аналогии и аномалии’‘, в котором особенно отчетливо проявились расхождения между ‘‘стоическим’‘ и ‘‘александрийским’‘ направлениями. В итоге сложилась традиция описания языка как системы аналогических форм: выведение одних форм из других по аналогии в виде правил, снабжение их примерами из литературных текстов, разделение примеров на подтверждающие правила и на подтверждающие исключения (‘‘аномалии’‘). В обсуждении проблемы о «происхождении имен’‘ спор шел между сторонниками ‘‘природной’‘ связи между ‘‘именем’‘ и ‘‘вещью’‘ (т. наз. теория physei) и сторонниками связи ‘‘по положению’‘, ‘‘по установлению’‘ (т. наз. теория thesei) <…> Античная грамматическая традиция описания языка по частям речи и грамматическим категориям (‘‘акциденциям’‘) легла в основу не только европейского языкознания, но и ряда традиций средневекового Востока. Античные риторики и поэтики, в частности труды Трасимаха Халкидонского, Горгия и Сократа, трактаты Аристотеля ‘‘Поэтнка’‘ и ‘‘Риторика’‘, а позднее трактаты Дионисия Галикарнасского ‘‘О соединении слов’‘, ‘‘Письмо к Помпею’‘, Деметрия Хлора ‘‘О стиле’‘, Цицерона ‘‘Об ораторе’‘ и ‘‘Оратор’‘, ‘‘Поэтика’‘ Горация, анонимная ‘‘Риторика к Гереинию’‘, сочинения Квинтилиана и Гермогена, внесли значит, вклад в изучение синтаксиса и стилистики; разработанные в них учения о поэзии и прозе, о тропах и фигурах, о качествах речи, о сочетании слов, о типах, или стилях, речи легли в основу европ. теорий стиля. А. я. т. сложилась на материале описания двух языков - греческого и латыни, но ориентация на изучение реализации в языке логических категорий придала ей потенциально универсальный диапазон. Созданный ею концептуальный строй и понятийный аппарат науки о языке оказался в целом пригодным для описания как различных языков, так и наиболее общих свойств языка как особого явления» .

Рассмотрим подробнее римскую лингвистическую традицию.

Следует упомянуть, что латинское письмо появляется в 7 в. до н.э. под влиянием греков, издавна имевших в Италии свои колонии. Собственно латинский алфавит сложился в 4-3 вв. до н.э. Грамотность была широко распространена в римском обществе. Латинское письмо послужило источником письменностей на многих новых европейских языках (преимущественно в странах, где проводником христианской религии была римская церковь).

Рано начались опыты этимологического толкования слов (поэт Гней Невий, историк Фабий Пиктор, юрист Секст Элий).

Грамматика как самостоятельная наука возникает в Риме в середине 2 в. до н.э. в связи с назревшей необходимостью критических изданий и комментирования множества текстов художественного, юридического, исторического, религиозного характера. Значительное влияние на формирование римской грамматики оказали хорошее знакомство с греческой наукой, культурой, литературой, риторикой и философией, знание многими римлянами греческого языка, лекции и беседы теоретика пергамской школы Кратета Малосского. На рубеже 2 и 1 вв. до н.э. грамматика выдвинулась на одно из первых мест по своему общественному престижу, а также по уровню развития. Большой вклад в её развитие внесли выдающиеся грамматики Элий Стилон, Аврелий Опилл, Стаберий Эрот, Антоний Гнифон, Атей Претекстат, особенно Марк Теренций Варрон и Нигидий Фигул.

В Рим были перенесены из эллинистической Греции дискуссии об аномалии и аналогии, о происхождении языка, о "природной" или "условной" связи слов и обозначаемых ими предметов.

Особое место в римском языкознании занимает крупнейший учёный Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.). Ему принадлежат трактаты "О латинском языке", "О латинской речи", "О сходстве слов", "О пользе речи", "О происхождении латинского языка", "О древности букв", грамматический том девятитомного энциклопедического труда "Наука", лингвистические вкрапления в труды по литературе, истории, философии и даже по сельскому хозяйству. В своём главном лингвистическом труде - трактате "О латинском языке" он выражает убеждение в "трёхчастном" строении речи и необходимости её последовательного описания в трёх науках - этимологии, морфологии и синтаксисе. Изложению основ этих наук и посвящён трактат.

Варрон опирается в своих этимологических исканиях на взгляды стоиков ("природная" связь слова с предметом). Он различает четыре класса вещей и четыре класса слов, подлежащих анализу. Отмечаются изменения в составе лексики, в их звуковой оболочке и в их значениях, наличие заимствований и частые ошибки создателей слов как факторы, затрудняющие этимологический анализ. Этим мотивируются предостережения Варрона в адрес любителей этимологических фантазий. В этимологических целях он привлекает и диалектный материал.

Морфологические явления описываются с позиций участника дискуссии между аномалистами и аналогистами. Склонение (declinatio) понимается как единство словоизменения и словообразования. Варрон убеждён в необходимости и "полезности" склонения для любого языка. Он различает склонение естественное (словоизменение), опирающееся на "общее согласие" и на закон аналогии, и произвольное (словообразование), где преобладает воля отдельных людей и царит аномалия.

Впервые выделяются исходная форма имени (именительный падеж) и исходная форма глагола (первое лицо единственного числа настоящего времени в изъявительном наклонении действительного залога). Различаются слова склоняемые (изменяемые) и несклоняемые (неизменяемые). С опорой на морфологические признаки выделяются четыре части речи: имена, глаголы, причастия, наречия. Варрон делает тонкие замечания в адрес аномалистов по поводу соотношения грамматического рода и биологического пола, числа грамматического и числа предметов. Он доказывает наличие в латинском языке отложительного падежа (ablativus) и устанавливает роль его показателя в определении типа склонения существительных и прилагательных. Подчёркивается возможность определить тип спряжения глагола по окончанию второго лица единственного числа настоящего времени. Варрон настаивает на необходимости исправления аномалий в словоизменении при их санкционировании в области словообразования.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определя­емое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наи­более развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее вли­яние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и со­здали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные метал­лурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этрус­ки плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя куль­турные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градост­роительства, ремесленную технику, технологию изготовле­ния железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некото­рые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по леген­де, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высо­кого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, се­верное побережье Африки и часть Азии.

Хронология

В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

    монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;

    республика - 509 - 29 гг. до н. э.;

    империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Особенности мировоззрения

Древнее население Италии жило родами в территориаль­ных общинах - пагах , в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, воена­чальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республи­канское правление сохранялось до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из не­большого города в столицу огромной державы Средиземно­морья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Даль­нюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсив­ному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, про­никновение состоятельных людей в новоприобретенные про­винции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые мате­риальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после ази­атских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Воль- сона. Быстро распространилась мода на атталические (пер- гамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, ин­крустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция пленен­ная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях инозем­ная образованность сочеталась со староримскими традиция­ми и патриотическим гонором.

Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослежи­вается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Греци­ей с этой поры являет тайное преклонение римлян перед гре­ческой культурой, стремление достичь ее совершенства, до­ходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое со­держание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для рим­лян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония гре­ческого искусства, поэтическая одухотворенность его обра­зов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусло­вили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхища­ясь мастерством греков, достичь их пластического равнове­сия и удивительной обобщенности замысла.

Идеологию римлянина прежде всего определял патрио­тизм - представление о Риме как о высшей ценности, о дол­ге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме по­читались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свой­ственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские за­нятия. Достойными же гражданина Рима делами в его пред­ставлении были лишь войны, политика, право, историогра­фия и земледелие.

Социальное устройство и экономика.

Римское общество было рабовладельческим. К римлянам относились:

    патриции, знать происходившая от основателей Рима. Это было городское население, сосредоточившее в своих ру­ках всю власть;

    клиенты, бедные латиняне, жившие в сельской местнос­ти и обрабатывавшие земли патрициев;

    плебеи, потомки покоренных народов, самый многочис­ленный класс, поэтому долгое время остававшиеся бес­правными;

    рабы, полностью бесправные, их ряды пополнялись во­еннопленными.

Рим был экономически очень мощным государством, его экономика развивалась за счет нескольких отраслей:

    сельское хозяйство;

    промышленное производство (оружие, стекло, керами­ка);

    торговля;

    военные трофеи и дань, которую выплачивали завоеван­ные народы.

Религия и мифология.

Религия первоначально основыва­лась на смешении обрядов и верований. Мифология и рели­гиозные представления древних римлян просты и безыскус­ны. Двуликий бог Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода. Жрецом Януса был сам царь. Главные божества: Маны - духи предков и Пенаты - по­кровители семьи. Покровителями общин и их земель счита­лись Лары - божества домашнего очага. Поклонялись воде, огню, а из древнейших богов - Юпитеру, Юноне, Минерве, Марсу, Квирину, Диане, Венере. По мере сближения с гре­ческим миром римские боги отождествлялись с греческими: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Диана - Артемида, Вене­ра - Афродита, Виктория - Ника, Марс - Арес, Мерку­рий - Гермеси др. Приспосабливалисьи греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлонаи пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские - культ Исиды, Осириса, Кибелы. В начале но­вой эры все большее распространение получает христиан­ство.

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало ми­ровой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рож­дества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по сво­ему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мес­сией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Кон­стантину оно стало государственной религией Римской импе­рии, принеся с собой в его культуру не только новое мировоз­зрение, но и новое искусство.

Зрелища и праздники.

Всей античной культуре присущ дух борьбы, состязания, испытания. Римляне, как и греки, обо­жали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраива­лись во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды кон­ницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, вы­ступления редкостных зверей. Большую популярность име­ли сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора: комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах.

Научные и технические достижения

Пренебрежение к занятиям искусством и науками отнюдь не означало, что римлянин оставался недоучкой. В просве­щенных домах учили не только греческому языку, но и пра­вильной, изящной латыни.

Уже в республиканский период в Риме складываются са­мобытное, оригинальное искусство, философия, наука, фор­мируется свой метод творчества. Их главная черта - психо­логический реализм и подлинно римский индивидуализм.

Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в событие полиса и космоса, как у греков. Собы­тийная модель римлянина упростилась до двух событий: со­бытие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи. Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида.

Грек видел мир через всеобъемлющую гармоничную модель мира, через величественную и героическую мифологическую систему, которая придавала модели мира законченность. Для римлянина мир предельно упростился, миф перестал быть мировоззрением и превратился в сказку. Вследствие этого явления воспринимались более отчетливо, познавать их ста­ло значительно легче, но было утеряно нечто невосполни­мое - исчезло ощущение цельности бытия. Именно поэтому римляне не могли приблизиться к греческому идеалу: была утеряна естественная модель мира - основа и тайна древне­греческого величия.

Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей рас­тущей Римской империи. Математика, география, естествоз­нание и прочие науки у римлян носили узко прикладной харак­тер. Заметный след в науке оставили труды Менелая Алек­сандрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея (оба были греками по происхождению) Были написаны труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1 600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален славился своим мастерством и сложнейшими операциями, заложил основы санитарии, вплотную по­дошел к открытию значения нервов для двигательных реф­лексов и кровообращения.

Римляне были прекрасными строителями. Их строительная техни­ка, позволившая создать Колизей Флавиев в Риме и другие амфитеатры, мост через Дунай при Траяне длинной 1,5 км и т. п. Усовершен­ствовались механика, использовались грузоподъемные меха­низмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» (для граждан Рима ими в основном и были завоёванные ученые и изобретатели) каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для на­гревания помещений (в завоеванной Англии в римских домах имелось паровое отопление), особую полировку мрамора, зеркаль­ные черепицы для отражения солнечных лучей.

Большой популярностью пользовалась астрология, кото­рой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые изучали и комментировали греков. Особое место в культуре древних римлян занимали философия и юриспру­денция. В древнеримской философии эклектически (эклектика – смешение) сочетают­ся принципы различных учений греческих мыслителей, осо­бенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное зна­чение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм .

Представитель стоицизма Сенека видел смысл жизни в до­стижении абсолютного душевного спокойствия, преодоления страха перед смертью. Огромную часть своих усилий, счита­ет Сенека, человек должен посвящать собственному совер­шенствованию.

Эпикуреизм - единственная материалистическая фило­софия в античном Риме. Наиболее яркий ее представитель - Тит Лукреций Кар - известен своей философской поэмой «О природе вещей».

Характерным для римского менталитета явилось увлечение скептицизмом . Основоположник скептицизма Секст-эмпирик построил свое учение на критической переоценке современ­ных знаний. Острие скептицизма было направлено против понятий философии, математики, риторики, астрономии и грамматики. Скептицизм стал специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества.

Близкие к стоическим идеалы отречения от материальных благ, жизни в согласии с природой провозглашали тогда так­же киники , обращавшиеся к городским низам на понятном им языке. Популярными были фи­лософские моралистические трактаты Плутарха из Херонеи. Его произведения отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.

Золотому веку римской науки присуще не столько умноже­ние знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась це­лая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных уче­ных. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов гречес­ких и римских авторов составил энциклопедическую «Есте­ственную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны и флоры, от описания стран и народов до минералогии.

Важнейшие культурные новации римской античности свя­заны с развитием политики и права . Древний Рим - родина юриспруденции.

Если в небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосред­ственного волеизъявления правящей верхушки или всеобще­го собрания граждан, то управление огромной Римской дер­жавой потребовало создания детально разработанной систе­мы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регули­рующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулиру­ющий уголовные, финансовые, торговые отношения. Посто­янное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного пра­ва, регулирующего отношения между латинянами и покорен­ными народами, живущими в провинциях.

Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал и совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно зало­жили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности многочислен­ныхбюрократических учреждений и чиновников - сената, консулов, префектов, прокураторов, цензоров и др. не устраняли напряженности политической борьбы. К своей борьбе за место в системе власти нобилитет (знать) подключает широкие слои населения, стремясь получить от них поддержку. Лозунги и призывы различных партий и группировок на общем фоне патриотических речей, воспевающих Римскую империю и императора, формируют общественное сознание граждан и заполняют их духовный мир. На службу политическим и идеологическим целям ставятся литература, искусство, даже городское строительство и архитектура. И хотя художественное творчество и действительности далеко не полностью подчиняется этим целям, они все же весьма существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни римского общества. От­сюда вытекает одна из главных черт римской культуры - по­литизированность.

Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высо­кому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Ци­церон, Юлий Цезарь) и логики . Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его выступления на судеб­ных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы. Риторика оказала большое влияние и на философию, и на литературу, и на историографию. Искусство красноречия преподавалось в публичных школах, где учителя получали жалованье от го­сударства. Квинтилиан, написавший большой трактат «Воспитание ора­тора» в 12 книгах.

Великий римский историк Тацит, один из лучших историков Рима, в своих произведениях «История» и «Анналы» показывает трагедию общества, со­стоящую в несовместимости императорской власти и свобо­ды граждан. Ещё один известный историк - Тит Ливий.

Литература

С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литерато­ры писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала иг­рать немаловажную роль в древнеримской культуре.

Император Август привлекал к себе лучших писателей сво­его времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Самыми прославленными поэтами были Верги­лий, Гораций , входившие в кружок Мецената - приближен­ного Августа - покровителя талантов, а также Овидий . Общеизвестным, знаменитым творением Вергилия стала поэма «Энеида», посвященная странствиям Энея, в ко­торой соединились воедино любовь автора к древним преда­ниям, греческие философские воззрения на строение Космо­са, греческие представления о мировой душе и посмертной судьбе; мысли о награде тем, кто верно служит отечеству, и о каре предавших его. «Эне­ида» является самым популярным памятником римской ли­тературы.

Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал поро­ки римского общества. Это его перу принадлежит знамени­тое стихотворение «Памятник», которое так мастерски пере­водили Ломоносов, Державин, Пушкин.

Овидий знаменит своими любовными элегиями, но особен­но поэмой «Метаморфозы» - мифологическим эпосом, в ко­тором повествуется о превращениях людей в растения и жи­вотных. Поэма завершается легендой о том, как Юлий Цезарь превращается в звезду.

Художественная культура

Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей игра­ли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали мно­гочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племен­ного сознания. Греки и римляне полагали, что отсутствие по­лисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города.

Многочисленные города на обширных просторах Римской империи создавались по одному плану: две крестообразно пересекающиеся магистрали - одна с севера на юг, другая - с востока на запад. На их пересечении - площадь с базиликой, рынком, Капитолийским храмом и хра­мом императора, вблизи от нее - место для зрелищ (амфи­театр или цирк). Вокруг города располагалась территория, где расположены земельные участки граждан. Считалось, что иначе люди жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в городе, участвовать в обще­ственной жизни. Именно поэтому римская архитектура изо­билует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим.

Художественная культура Рима отличалась большим раз­нообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопро­никновения самобытного искусства местных италийских пле­мен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, инженерные сооружения, гробницы, жилые дома, дороги и др.), настенной монумен­тальной живописью, скульптурным и живописным портре­том, отличающимся острым восприятием натуры и характе­ра. С этрусской традицией связан специфический италийс­кий тип жилого дома, композиционным центром которого яв­лялся атриум - обширное помещение типа зала с прямоу­гольным отверстием в центре перекрытия. Но основным было все-таки влияние греческого искусства.

Основные принципы художественной культуры двух наро­дов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого госу­дарства и единого географического пространства, а лишь кон­гломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был еди­ным государством, империей, простиравшейся на тысячи ки­лометров. Отсюда - совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римс­кой жизни определялся этой великой мощью. Личные талан­ты не выдвигались и не культивировались - социальная ус­тановка была совсем другая. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве, а значит, в архитектуре, ко­торая играла ведущую роль в римском искусстве.

Архитектура и строительство. Основные принципы древ­неримской архитектуры, как и древнеримского искусства, сформировались ко времени республики (IV-I вв. до н. э.).

Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоря­ют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе ми­рового зодчества, в котором основное место принадлежало со­оружениям общественным, рассчитанным на огромные коли­чества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробни­цы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию ти­пов сооружений, богатству композиционных форм, масшта­бу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как ар­хитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пей­заж, применили новые строительные материалы (бетон) и конструк­ции (арки, купола и др.). Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тя­готевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Всемирную известность приобрели римские дороги, не по­терявшие своего значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по стоимости и степени значимости): военные или го­сударственные, стоявшие в ведении центральной власти, ма­лые, принадлежащие общинным магистратам, частные и по­левые.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Гре­цией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строи­тельства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и по­лучают широчайшее распространение принципиально новые конструкции - кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и - что особенно важно - ограничить при­менение квалифицированных мастеров, переместив строи­тельные процессы на плечи малоквалифицированных и не­квалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолит­ных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-за­полнителя. Был получен искусственный монолит путем сме­шивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка - пуццолана (по названию местности, откуда он выво­зился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполня­лась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Рим­ляне знали все преимущества обожженной глины, изготав­ливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор.

Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости чис­ловых закономерностей, они знали различные виды чертежей с применением циркуля и линейки.

По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон - храм всех богов, построенный в 118-125 гг. Патеон не име­ет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчан­ного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9 м).


Культура античного Рима, доставшаяся нам в наследство, интересна не только величественными каменными руинами, несущими на себе отпечаток былого могущества Империи, но и живыми традициями, отчасти видоизмененными, а во многом поразительно узнаваемыми. Полезно иногда обратить свой взор вглубь столетий, чтобы оценить: так ли уж отличались от нас представители человечества, жившие на заре новой эры?

Две тысячи лет назад, как и сегодня, семья была не только ячейкой, но и основой общества. Брачные церемонии и все, связанные с этим событием, праздники составляли неотъемлемую часть римской жизни. Стоит, например, попробовать провести параллель между брачными обычаями наших предков и современными празднованиями в честь бога Гименея, чтобы обнаружить в собственных свадебных ритуалах крепкие античные корни. Так воздадим же славу богу Гименею!

В отличие от новобрачных XX-XXI вв., юные римляне практически не имели возможности выбирать спутника жизни по своему усмотрению, этой привилегией пользовались их родители. Браки по расчету, особенно в ранний период Империи, составляли почти стопроцентное большинство. Разница заключалась лишь в том, какую цель преследовали главы семей: политические, экономические или социальные.

Римлянин, будь то патриций или плебей, мог иметь только одну жену, но разводы и повторные браки законом не возбранялись. Учитывая, что продолжительность жизни в античном обществе была вдвое короче нашей, молодые люди долго не засиживались в отчем доме. Так, официально девочку могли выдать замуж в 12 лет, но, как правило, родители придерживали будущую невесту подле себя до 14 лет. К этому же времени старались окончательно определиться с кандидатурой будущего мужа и хозяина.

Итак, невеста созрела, жених определен, родители согласны - теперь самое время заключить брачный договор. Люди попроще делали это на словах, но наиболее практичные отцы семейств предпочитали закрепить условия союза на бумаге и, желательно, в присутствии юриста, чтобы потом зря не сетовать на строптивость невесты или жениха, вздумавших пойти против воли родителей.

Существовало несколько типов брачного договора, но суть их сводилась, в основном, к тому: был ли брак «полноправный» или «неполноправный». Первый вариант союза был возможен только между гражданами Римского государства, а второй - уделом беднейших плебеев и бесправных рабов. В случае с представителями «низов общества» молодой человек покупал себе жену в собственность, пусть даже выкуп составлял всего один асс (1). Церемония бракосочетания у плебса упрощалась до минимума, хотя и были сохранены основные ритуалы.

При «полноправном» браке допускались две формы: «cum manu», когда жена перешла во власть мужа и получила право назваться «матрона» (2) и «sine manu», тогда она по-прежнему оставалась во власти отца и называлась только «уксор» (3). Римлянка, решившаяся стать «матерью семейства», становилась собственностью супруга или свекра, если отец суженного был еще жив, но, при этом, имела право наследовать мужу и разделить с детьми любое имущество. Со временем женщины из знатных семей стали предпочитать второй вариант, сохраняя собственную независимость, и теряя, при этом, все права на наследство мужа. «Двенадцать таблиц» - первый писанный закон Рима гласил, что «жена автоматически попадает под власть своего мужа, если живет в его доме постоянно не менее года». Но так ли уж трудно было обойти это предписание? Стоило провести всего несколько ночей в родительском доме или у подруги, и женщина оставалась фактически свободной.

Предположим, что заключение договора так или иначе состоялось, и продолжим следить за серией брачных церемоний. Теперь новобрачным предстояла помолвка. Бог брака Гименей здесь становился главным действующим лицом. Его надлежало всячески задобрить, чтобы потом, на свадьбу собрались и другие духи необходимые в семейном деле. День помолвки, а тем более, свадьбы выбирался особенно тщательно. Были времена, когда невеста в сопровождении матери отправлялись к оракулу, чтобы определить дату, угодную богам. Затем обычай стал неприличным, но при подготовке к этому радостному событию продолжали обращаться к религиозному календарю, дабы не искушать небожителей. Чаще всего свадьбы игрались в мае или во второй половине июня - в период, считавшийся особенно счастливым и благоприятным.

Ночью накануне помолвки невеста приносила в жертву богам свои детские игрушки, т.е., сжигала их на домашнем жертвеннике. В те далекие времена присутствие священнослужителя на церемонии обручения не требовалось, хотя и не возбранялось. Римляне, как и современные молодожены, скрепляли будущий союз кольцами. Жених дарил своей суженой простое железное кольцо без камней как залог заключаемого брачного договора. Невеста принимала дар и в знак признательности одевала его на предпоследний палец левой руки, т.к. считалось, что именно там находится особый нерв, соединяющий руку с сердцем. Затем молодые давали друг другу незамысловатую клятву «Ubi Gaius, ego Gaia» (лат. «Там, где ты - Гай, я - Гайя») и скрепляли свой союз…, но не поцелуем, а пожатием рук.

В день свадьбы дом отца невесты украшали цветочными гирляндами и накрывали праздничный стол. Молодую одевали в белую тунику. Когда жених, украшенный венком, прибывал в дом новобрачной, одна из замужних женщин (сваха) выводила девушку ему навстречу и соединяла их руки. После чего молодожены в присутствии гостей подписывали, заранее составленный, свадебный договор, скрепляя его словесными обещаниями. После этого вновь наступала очередь богов. Жрец три раза обходил алтарь по часовой стрелке, произнося молитву, жених и невеста следовали за ним рука в руку. Затем новоиспеченных супругов усаживали в кресло с двойным сиденьем, покрытое шкурой животного, приносимого в жертву, а к подножию алтаря бросали его печень. Воздаяния совершались в честь разных богов, покровительствующих домашнему очагу, плодородию, здоровью, но более остальных старались воздать почести богине Юноне - покровительницу брака - ее ублажали с помощью вина с медом и молока. Уважающая себя невеста приносила на жертвенный алтарь пшеничный хлеб, что означало ее готовность подчиняться мужу беспрекословно. Впрочем, если молодая предпочла остаться под надзором отца, то она этого могла и не делать. Когда священный ритуал заканчивался, гости праздника поздравляли супругов, высказывая свои пожелания, и время от времени выкрикивали «Feliciter» - «Счастливо!». Вслед за этим начиналось свадебное пиршество, длившееся до самой ночи.

По окончание праздничного ужина, все участники и гости под звуки флейты направлялись в дом жениха. Впереди всех шли шесть факелоносцев, за ними следовали молодожены в сопровождении матери девушки. Во время шествия, по традиции, друзья молодого мужа имитировали попытку похищения невесты. Естественно, им это сделать не удавалось, тогда они принимались окуривать новобрачную факелами из боярышника, дабы предохранить ее от дурного глаза и порчи. Здесь же были и слуги, несущие в дом молодоженов символическое приданное: прялку с пряжей, веретено и ивовую корзину с принадлежностями женского рукоделия. Уличные мальчишки, вприпрыжку сопровождавшие процессию, распевали неприличные песни, смысл которых, в основном, сводился к тому, что героине праздника вскоре придется узнать все стороны семейной жизни - это считалось своеобразным сексуальным просвещением девицы.

Перед входом в семейное гнездо, жених бросал на землю горсть орехов, в знак того, что он не будет мелочным и жадным со своей женой. Невесте давали воду и зажженный сосновый факел. Новобрачная прикрепляла к дверям шерстяные повязки - утверждая таким образом, что она будет хорошей пряхой, - и мазала косяк свиным и волчьим салом" (4). После этого нехитрого обряда невесту на руках вносили в новый дом, т.к. считалось дурным знаком, если ноги молодой жены касались порога.

Новую хозяйку приглашали в атриум (5), вручали ей ключ, а жених преподносил несколько золотых монет - в знак того, что полностью доверяет новоиспеченной подруге жизни. Затем они вместе зажигали огонь в очаге - так начиналась совместная жизнь двух римлян, вступающих в семейную жизнь.

На следующий день молодая хозяйка устраивала небольшой пир, на котором впервые выступала как хозяйка.

1 Асс - Медная римская разменная монета.

2 Матрона (лат. Matrona) - почтенная замужняя женщина, мать семейства.

3 Уксор (лат. Uxor) - супруга, жена.

4 Дезобри. «Рим во времена Августа».

5 Атриум - внутренний двор римского жилого дома.

Интерьер римского здания

Римский дом. Реконструкция. Релендера.

Интерьер римского дома. Реконструкция.

Римский пир

Мозаичный пол виллы Адриана в Тиволи.

Атриум дома Веттиев в Помпеях.

Обед в римском доме. Стол окружали три ложа, и римляне принимали пищу лежа, опираясь на левую руку.

Интерьер римской виллы. Английский художник Лоуренс Альма-Тадема

Гипокауст – отопительная система в домах Древнего Рима

Термы Каракаллы. Внутренний вид. Реконструкция.

Банные принадлежности.

Освещение в домах римлян: 1 – серебряные подсвечники; 2 – бронзовый светильник; 3 – керамические лампы; 4 – подвесная лампа

Жаровни

Серебряная посуда из Боскореале

Серебряный сосуд из Хильдесхаймского клада.

Продукты, подаваемые на стол в Древнем Риме. Мозаика.

Напольная мозаика из триклиния с изображением остатков пищи.

Изображение из гробницы Вестория Приска в Помпеях. «Когда римлянина навещал какой-нибудь друг, правила хорошего тона требовали, чтобы хозя

Изображение из
гробницы
Вестория Приска в
Помпеях. «Когда
римлянина
навещал какойнибудь друг,
правила хорошего
тона требовали,
чтобы хозяин дома
показывал ему
самые красивые
вещи из своей
серебряной
посуды».

Сцена пира. Фреска из Геркуланума.

Положение женщин

Глава семьи назывался домовладыка: в его власти находились дети, жена и другие
родственники (в семьях высшего класса к семье также относились рабы и
прислуга). Власть отца заключалась в том, что он мог выдать по своему желанию
дочь замуж или развести, продать детей в рабство, он мог также признать или не
признать своего ребёнка. Patria potestas также распространялась на взрослых
сыновей и их семью, со смертью отца сыновья становились полноправными
гражданами и главами своих семейств.
Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми,
руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями.
Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14летнего.
Женщина после замужества оставалась членом старой фамилии, при этом
претендовала на наследство семьи. Этот случай не был основным и больше походил
на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла
покинуть своего мужа и вернуться домой.
Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на
торжественных приёмах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не
полагалось присутствовать на собраниях народа.
Важно отметить, что римляне заботились и о том, чтобы женщины получили
образование в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор
семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки
учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили,
что она образованная девушка. Этот момент необходимо рассмотреть более
подробно

Женские портреты из Фаюма.

Прически знатных римлянок. Справа - Ливия, жена Августа.

Женские украшения.

Женские аксесуары: корзина для шитья, веретено, ваза, тазик, туалетный столик, игольник, ларец.

Золотой браслет из Помпей.

Ювелирные украшения

украшения

Женские сандалии и сумочка.

Женщины-гимнастки

Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему художественному и конструктивному решению отличались от греческого хи

Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему
художественному и конструктивному решению отличались от греческого
хитона и гиматия, хотя имели общие черты.

Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит лекий плащ, напоминающий греческую хламиду, которая скреплялась не на плече,

Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит лекий плащ,
напоминающий греческую хламиду, которая скреплялась не на плече, как у греков, а на
середине груди под шеей. Носили также лацерну – плащ похожий на хламиду, но из более
дорогих тканей, затканных золотыми и серебряными нитями.

Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу

Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и
со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу которой пришивалась пурпурная
лента или оборка (лат. instita).

Одежда Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированны

Одежда
Быт римлян в
республиканский период
оставался еще довольно
строгим. Римский костюм
походил на греческий, он
также был драпированным,
но эстетическим идеалом
древних римлян было не
прекрасное человеческое
тело, а суровые мужественные
воины и величественные
женщины. Поэтому сложный
римский костюм, который
первоначально изготовлялся
из шерсти, а позже и из
льняного полотна, придавал
фигуре статичность,
величественность, некую
театральность. В
императорский период
одежды становятся богаче и
пышнее. Появляются
привозные шелковые ткани.

Одежда римских патрициев: На мужчине - туника с вышивкой, тога, обувь - кальцеус. На женщине - стола и пеплум. Причёска с начёсом и накладными

Одежда римских
патрициев:
На мужчине туника с вышивкой,
тога, обувь кальцеус.
На женщине - стола
и пеплум. Причёска
с начёсом и
накладными
локонами.

На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

Основные римские элементы орнаментики - это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, ма

Основные римские элементы орнаментики - это листья аканта, дуба, лавра,
вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски,
черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные
трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму.
Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался
символом высшего небесного божества, орел - символом Юпитера и т. д.
Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне - из любви к
роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные
влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры,
ставшей преемницей античности.

В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии

В период расцвета Римского
государства его границы очень
расширились, включив
территорию современной
Англии, Франции, Испании,
Голландии и других стран. Рим
стал огромной мировой
державой, которая вела
бесконечные войны и обширную
торговлю. Награбленное
богатство, множество рабов,
выполнявших всю работу, вели к
роскоши даже в обыденной
жизни. Все это отразилось и в
характере древнеримского
костюма.
Римляне одевались в одежды
ярких цветов: красные,
пурпурные, фиолетовые, желтые,
коричневые. Костюм белого
цвета считался парадным, его
надевали для торжественных
выходов.

Настенная живопись в Помпеях. Женщина одета в столу голубого цвета, которая на плече скреплена фибулой.

обувь

Калиги. Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и прежде всего солдатами. Калига состояла из толстой подошвы (около 8 мм.) с 80-90 ос

Калиги. Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и
прежде всего солдатами. Калига состояла из толстой подошвы (около
8 мм.) с 80-90 острыми железными гвоздями; к подошве пришивался
кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг
пятки и ступни: пальцы оставались открытыми

Сандалии. Состояли из подошвы, которая закреплялась на ноге мягкими ремешками, при этом большая часть ступни оставалась открытой. Сандали

Сандалии. Состояли
из подошвы, которая
закреплялась на ноге
мягкими
ремешками, при
этом большая часть
ступни оставалась
открытой. Сандалии
были разных цветов,
подошва разной
высоты, в зимнее
время также с
шерстью. Их носили
как домашнюю обувь.
ношение сандалий в
общественных местах
считалось нарушением
хорошего тона.
Садившиеся за стол
снимали сандалии или
им их снимал раб.

Головные уборы. Прически

Идеал красоты. Римский идеал красоты весьма отличен от греческого. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населе

Идеал красоты. Римский идеал красоты весьма отличен от греческого. Захватническая
политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима создал очень
определённый идеал мужчины: сурового, выносливого, крепкого, спортивного
телосложения. Женщина считалась красивой, если была дородной, величавой, имела
плавную, полную достоинства, походку. Небольшая грудь и широкие бёдра были
идеальными признаками её будущего многодетного материнсва. Черты лица римской
красавицы не должны были быть мелкими: большие глаза с крупными веками,
правильной миндалевидной формы, высокая переносица, прихотливой формы рот,
напоминающий охотничий лук.
error: Content is protected !!