Рождественские традиции европейских стран. Как празднуют пасху в разных странах европы

Свадьбу стараются сделать пышной, но элегантной, без вульгарностей и ненужной суеты. Многие европейские свадебные традиции перенимаются другими странами, чтобы сделать торжество таким же изящным и стильным.

Многие красивые свадебные традиции были заимствованы из европейских стран. Для людей в Англии, Германии, Франции, Испании и других государствах бракосочетание – это трепетное и романтическое событие, которое оплетается множеством обычаев и памятных моментов.

Суть обрядов

У народов с богатой историей накопился целый кладезь разных традиций, примет и суеверий, некоторые из которых относятся конкретно к свадьбе. Какой бы ни была культура страны, бракосочетанию отводится особая роль, и с давних времен существуют особые порядки его подготовки и проведения.

Многие из свадебных традиций в Европе были забыты, другие видоизменились, и лишь небольшая часть дошла до наших дней в исходном состоянии. С приходом христианства обособленные черты народов стали забываться, и в обычаях разных культур стали проявляться общие закономерности. Это не значит, что люди потеряли индивидуальность – они лишь интерпретировали одну и ту же веру.

Сейчас даже те свадебные обряды в Европе, что сохранились с давних времен, редко можно встретить на праздниках. В том числе и консервативные европейцы стали отдавать предпочтение проведения торжества.

Старые обычаи можно встретить лишь в тех случаях, когда жених и невеста хотят отдать дань предкам, и даже тогда подобные обряды являются лишь формальностью и не несут в себе сакрального смысла.

Чаще всего соблюдение свадебных традиций можно встретить, если будущие молодожены решили организовать свое бракосочетание в конкретном стиле. Например, популярны , французская, и .

Какие и где существуют

Среди всех европейских стран наиболее богаты на обычаи, связанны с бракосочетанием, Англия, Греция, Германия, Франция, Италия, Испания, Ирландия и Швеция. Чаще всего стилизованные свадьбы устраиваются именно в соответствии с этими концепциями.

В Англии, например, невеста должна надеть на свадьбу четыре обязательные вещи – что-то новое (само платье, нижнее белье), что-то старое (семейное украшение, туфли), что-то заимствованное у подруги или родственницы (клатч, браслет) и что-то голубое (подвязку, заколку). Считается, что в этом случае девушка притянет к себе удачу и благосклонность высших сил. По еще одной английской традиции маленькая девочка из числа приглашенных на свадьбу идет впереди невесты и усыпает ее путь лепестками роз.

В Греции есть замечательный обычай преподносить гостям подарки, причем закупаются они на деньги семьи жениха. Еще одной свадебной традицией в Европе является венчание, которое проходит в воскресенье, а в пятницу пекут хлеб, осыпая при этом мукой всех желающих получить немного счастья и удачи. Малышам, приглашенным на торжество, отводится особая роль – им разрешается попрыгать на кровати молодоженов, чтобы у них появилось много крепких и здоровых детей.

В Германии существует прекрасный обычай: когда молодожены обвенчались, они вместе выпивают бокал вина. Сначала отпивает жених, а затем невеста, после чего она бросает бокал за спину. Если он разобьется, супругов ожидает долгая и счастливая жизнь. По еще одной традиции виновницу торжества может попытаться «украсть» во время банкета любой из гостей мужского пола. Если ему это удастся, ему положено целых три танца с невестой.

Свадебный распорядитель

Чтобы создать на бракосочетании необычную и яркую атмосферу, помимо внешнего сходства со стилем, можно перенять и некоторые свадебные традиции европейских стран.

Елена Соколова

Читательница

Большинство европейских традиций направлены на то, чтобы привлечь в супружескую жизнь молодых счастье, удачу, финансовое благополучие и здоровых детей.

Карина


Во Франции очень трепетно относятся к предсвадебной подготовке. Буквально каждая деталь нарядов молодоженов, включая даже пояс или галстук, шьется вручную по индивидуальным меркам, а свадебных салонов в этой стране практически нет. Вся свадьба у французов делится на три этапа: венчание в церкви, коктейльная вечеринка и основной банкет. Не все гости приглашаются на каждое из этих мероприятий, указания об этом кладутся в конверт с приглашением.

Многие итальянские обычаи соблюдаются и по сей день. Например, обычай переносить невесту через порог семейного дома на руках зародился именно в этой стране. Название медовому месяцу тоже придумали итальянцы – еще в Древнем Риме молодожены 30 дней после свадьбы употребляли мед, чтобы сделать совместную жизнь сладкой и приятной.

Интересно! Итальянский жених просит руки своей возлюбленной у ее матери, а не у отца. Если у вас планируется европейская свадьба, традицию можно соблюсти.

В Испании, несмотря на пылкость натуры ее жителей, к молодым людям, решившим пожениться, относились строго. После помолвки за женихом и невестой велось неусыпное наблюдение, максимум, что им было дозволено, это подержаться за руки, и то не на людях.

Испанцы создавали свои мужские и женские общины, можно сказать, по интересам. Затем такие группы пересекались друг с другом, и девушки могли познакомиться с юношами, причем главным критерием выбора второй половины и с той, и с другой стороны была хозяйственность.

Ирландцы привыкли справлять свадьбу с королевским размахом. Примечательно, что сватовство в большинстве случаев проходит в начале января, поскольку влюбленные стараются пожениться до масленицы. Потом начинается великий пост, и играть свадьбу по законам этой страны нельзя.

Интересной традицией Ирландии считается обряд «Айтин гусак». В назначенный день жених приходит в дом родителей невесты, где юношу угощают запеченным гусем. На вечеринку приглашаются все, кто имеет отношение к организации свадьбы, вплоть до священника, и все вместе обсуждают насущные вопросы по подготовке торжества.

В Швеции довольно свободные свадебные традиции. Девушки и юноши знакомились на танцах по выходным, после чего последние провожали своих избранниц до дома и не стеснялись остаться на ночь. Из-за этого нередко свадьбы случались, когда невеста была уже беременной, или даже после рождения ребенка. Интересно, что общество это не осуждало, а, напротив, поддерживало, ведь это служило доказательством того, что девушка здорова и способна подарить мужу наследников.

Интересно! Узнайте, какие есть . Такое может присниться в страшном сне…

Другие страны

Существуют не менее интересные и забавные традиции в остальных странах Европы. При желании такие обычаи можно соблюсти и на собственной свадьбе, чтобы удивить гостей и сделать торжество индивидуальным.

Например, существуют следующие традиции, связанные с бракосочетанием.

Ничего плохого такие обычаи не несут, поэтому, если хочется воплотить их в жизнь, можно смело экспериментировать.

Пересечения с русскими обычаями

В каждой культуре свадьба обрастет новыми подробностями и обычаями, заимствованными у других народов. Самым ярким подтверждением этому является Считается, что та незамужняя девушка, которая его поймает, следующей выйдет замуж.

Раньше на Руси такой традиции не было, хоть и была похожая по смыслу. Все девушки, которые еще не обзавелись семьей, водили хоровод вокруг новобрачной, а та закрывала глаза и кружилась в обратную сторону. На кого она покажет, когда остановится, та и выйдет замуж следующей. А букет, кстати, русские девушки вообще никому не отдавали, сохраняя в семье на удачу.

Интересно, что во многих Европейских странах и в России существует похожий Родители молодоженов приносят из своего дома огонь, чтобы помочь зажечь новоиспеченным супругам их собственный. В современной интерпретации очаг заменяется обычными свечками, поскольку даже камин есть далеко не у всех.

Если организуется европейская свадьба, традиции и обычаи позволяют сделать торжество элегантным и романтичным. Многие пары стремятся спланировать свое бракосочетание именно на западный манер, избегая вульгарного выкупа, пошлых конкурсов и прочих неуместных мероприятий. Такие обычаи позволят не только разнообразить празднование, но и сделать его запоминающимся для гостей.

Семинар 1.

Искусство и религия античного мира

(2 часа)

1. Искусство Крито-микенского периода.

2. Искусство Гомеровского периода.

3. Искусство классической Греции.

4. Эллинистическое искусство.

5. Искусство Древнего Рима. Республика и империя.

Семинар 2.

Искусство средневековой западной цивилизации

(2 часа)

1. Раннесредневековое искусство (V – X вв.).

2. Искусство романского периода (XI – первая половина XII вв.). Романский стиль (1050-1150 гг.); рейнско-романский стиль (1200-1250 гг.); поздний рейнско-романский стиль (1250-1300 гг.).

3. Готика (вторая половина XII вв. – XV вв.). Ранняя готика (1223-1314 гг.); высокая готика (1314-1422 гг.); поздняя («пламенеющая») готика (1422-1453 гг.).

Семинар 3.

Культура и искусство Востока

(2 часа)

1. Древний и средневековый Китай. Культура, искусство, религия.

2. Древняя и средневековая Япония. Культура, искусство, религия.

3. Древняя и средневековая Индия. Культура, искусство, религия.

Семинар 4.

Французский Ренессанс и северное Возрождение

(2 часа)

1. Нидерландское Возрождение. Гумберт и Ян ван Эйки. Гуго ванн дер Гус. Ганс Мамлинг. Босх. Питер Брейгель Старший.

2. Немецкое Возрождение. Альбрехт Дюрер. Ганс Гольбейн Младший.

3. Французское Возрождение. Жан Фуке. Жан и Франсуа Клуэ. Жан Гужон. Жермен Пилон.

Семинар 5.

Музыка в истории западноевропейской цивилизации

(2 часа)

1. Музыкальное искусство Европы эпохи Ренессанса и церковь. Джованни Пьерлуиджи де Палестрина.

2. Музыка эпохи барокко. Джироламо Фрескобальди. Жан Батист Люлли. Антонио Вивальди. Георг Фридрих Гендель. Иоганн Себастьян Бах.

3. Классическая музыка Европы второй половины XVIII века. Вольфганг Амадей Моцарт. Людвиг ван Бетховен.

4. Классическая музыка Европы XIX века. Ференц Лист. Иоганн Штраус.

5. Оперное искусство Европы. Композиторы. Оперы. Исполнители. Либретисты. Джоакино Россини. Рихард Вагнер. Жорж Бизе. Джузеппе Верди. Джакомо Пуччини.

Семинар 6-7.

Театр и кино в европейской культуре XVII-ХХ вв.



(4 часа)

1. Европейский театр XVII-XVIII вв.: пьесы, авторы, актеры. Театральная традиция и драматургия. Изменения в театре Европы XIX в. Демократизация театра.

2. Зарождение кинематографа в Европе – от искусства к индустрии (1896-1918).

Братья Огюст и Луи Люмьеры. Первые киностудии Франции и Германии. Жорж Мельес и новаторство в кино.

3. Киноискусство Европы в межвоенный и военный периоды (1918-1945).

4. Современный кинематограф Европы: жанры, студии, актеры, режиссеры. Кинофестивали Европы и их роль в киноиндустрии.

Просмотр кинофильма.

Семинар 8.

История костюма и его роль в истории европейской цивилизации (2 часа)

1. Изменение костюма аристократии от средневековья к новому времени.

2. Внешний облик простонародья в средние века и новое время.

3. История профессионального костюма. Духовенство, военные, медики и др.

4. История костюма европейцев в буржуазную эпоху. XIX – начало ХХ вв. Влияние промышленной революции на изменения в костюме европейцев.

5. История домов моды XIX –ХХ в.

6. Изменения внешнего облика европейцев в ХХ в.

Семинар 9.

Национальные традиции и праздники европейских народов

(2 часа)

1. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники стран Западной Европы: возникновение, изменение, региональные и конфессиональные особенности (Англия, Франция, Германия, Испания, Италия).

2. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники стран Востока: возникновение, изменение, региональные и конфессиональные особенности (Индия, Китай, Япония и др.).

3. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники народов Америки (северо-американские, мезо-американские, южно-американские – исторические и современные).

Список литературы:

История мировых цивилизаций:

Бобров И.В., Галкин В.Т., Дрябина Л.А., Еманов А.Г., Кондратьев С.В. История мировых цивилизаций: В 2-х ч. Тюмень, 2001.

Древние цивилизации / Под.ред. Г.М. Бонгард – Левина: В 2-х т. М.: Мысль, 1989.

Еманов А.Г., Галкин В.Т., Дрябина Л.А., История мировых цивилизаций: (Доиндустриальная эпоха). Тюмень, 2002.

Моисеева Л.А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону, 2000.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. М., 1998.

Макарова Е.И., Малышева Е.М., Петрунина О.Е. История мировых цивилизаций: Учеб. пособ. для семинар. занятий. М.: Унив. гуманит. лицей, 2000.

Матюшин Г.Н. Тайны цивилизаций: История Древнего мира. М., 2002.

Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995.

Островский А.В. История цивилизации: Учеб. М.: Михайлов, 2000.

Очерки по истории мировых цивилизаций: Учеб. пособ. Сургут, 2000. Ч. 1.

Панова И.А., Столяров А.А. Исторический мир цивилизаций: Учеб. пособ. Уфа: Вост. ун-т, 2000.

Панова И.А., Столяров А.А. Цивилизации: Исторические судьбы: Учеб. пособ. М., 2001.

Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учеб. пособ. Брянск: Курсив, 1998.

Сенилов Г.Н. История цивилизации: Краткий справ. М.: Монолит, 1998.

Современные теории цивилизаций: Реф. сб. / Отв. ред. М.М.Наринский. М.: ИВИ РАН,1995.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

Тойнби А.Дж. Цивилизации перед судом истории. М.: Прогресс,1995.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс,1996.

Фергюссон А. Опыт истории гражданского общества. М.,2000.

Хоцей А. Теория общества: В 3-х т. Казань,2000.

Цивилизации: В 2-х вып. М.: ИВИ РАН,1992.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект-Пресс,1999.

Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

Культура и искусство:

Абеляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Пьер. История моих бедствий. – М., 1992.

Авеста в русских переводах (1861 – 1966). – Спб., 1997.

Авеста / Пер. И. Стеблин-Каменского. – М., 1992.

Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. – М., 1993.

Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. – М., 1979.

Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. – М., 1998.

Античная литература / Под ред. П.А. Тахо-Годи. – М., 1986.

Античная лирика. – М., 1968.

Аврелий Августин. Исповедь. – М., 1991.

Аммиан Марцеллин. Римская история. – СПб., 1996.

Античная культура: Словарь-справочник. – М., 1995.

Апулей. Золотой осел. – М., 1956.

Аполлодор. – Мифологическая библиотека. – М., 1993.

Аретино П. Комедия о придворных нравах // Комедии итальянского Возрождения / Пер. с итал. – М., 1965.

Аристенет. Любовные письма // Византийская любовная проза: Аристенет «Любовные письма». Евматий Макремволит «Повесть об Исминии и Исмине». – М.; Л., 1965.

Атлас чудес света: Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов. – М., 1995.

Ашвагхоша. Жизнь Будды // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. – М., 1976.

Бадж Уоллис. Египетская религия. Египетская магия. – М., 1995.

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. – М., 1995.

Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения. – М., 1990.

Бидерманн Г. Энциклопедия символов / Пер. с нем. – М., 1996.

Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980.

Белянский А.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. – М., 1970.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб., 1995.

Боккаччо Дж. Декамерон. Жизнь Данте // Боккаччо Джованни. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. / Пер. с итал. – М., 1996.

Брант. Корабль дураков. Эразм. Похвала глупости. Разговоры запросто. Письма темных людей. Гуттен. Диалоги / Пер. с нем. и лат. – М., 1971.

Бурхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М., 1996.

Брук К. Возрождение XII в. // Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. – М., 1988.

Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992.

Боннар А. Культура Древнего Рима. – М., 1985. Т. 1.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 2000.

Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. СПб., 2001.

Бонгард-Левин Г. Калидаса и его судьба в России // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Буддизм: Словарь. – М., 1992.

Брагинский И.С. Иранская литература // Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973.

Ванслов В.В. Эстетика романтизма. – М., 1968.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. / Пер. А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. – М., 1994.

Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. – М., 1993.

Васильев А.А. История средних веков. – М., 1994.

Васильев Л.С. Древний Китай. – М., 2000.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 2001.

Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. Книга VI. – М., 2001.

Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. – М., 1979.

Вергилий. Энеида // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1971.

Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. – М., 1981.

Виноградова Н.А, Каптерева П., Стародуб Т.X. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. / Под ред. Т.X. Стародуб. – М., 1997.

Геродот. История. Л., 1972.

Гомер. Илиада. Одиссея. Изд. Любое.

Грейвс Р. – Мифы древней Греции. – М., 1992.

Григулевич И.Р. История инквизиции (ХШ – ХХ вв.). – М., 1970.

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. В 4 ч. – Тверь, 1993.

Грин Р.Л. Приключения короля Артура и рыцарей Круглого Стола. – М., 1981.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. – СПб., 1995.

Данте А. Божественная Комедия. – М., 1968.

Дао Дэ Цзин. – Дубна, 1994.

Дао Дэ Цзин // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.

Древний Египет. Сказания. Притчи. – М., 2000.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1996.

Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск, 1994.

Дройзен И. История эллинизма. В 3-х т. – Ростов-на-Дону, 1995.

Еврипид. – Медея. // Еврипид. Трагедии: В 2 т. – М., 1980.

Евангелие детства// Апокрифы древних христиан. – М., 1989.

Евангелие от Матфея // Библия. – М., 1990.

Европейская поэзия XVII века. – М., 1997.

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995,

Замаровский В. Их величества пирамиды. – М., 1986.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.

Ибн Араби. Геммы мудрости // Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. – М., 1993.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1979.

История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. – М., 2001.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузишина. – М., 1979.

История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. – М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. – М., 1981.

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. – М., 1999.

Идрис Шах. Суфии. Харьков, 1993.

Ирмияева Т.Ю История мусульманского мира от халифата до блистательной Порты. – Пермь, 2000.

Ислам. Краткий справочник. – 2-е изд. – М., 1986.

История и культура Китая. – М., 1976.

Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лифшиц Н.А., Зернов Б.А., Воронихияа Л.Н., Некрасова Е/Л. Искусство XVIII века. – М., 1977.

Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. – М., 1989.

Калидаса. Шакунтала // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Книга тысячи и одной ночи: В 8 т. Т. 5. – М., 1959.

Керрам К. Боги. Гробницы. Ученые. – СПб., 1994.

Карсавин Л.П. – Монашество в средние века. – М., 1992.

Кенигсбергер Г. Средневековая Европа 400 – 1500 годы. – М., 2001.

Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. – М., 1982.

Кремер С.Н. История начинается в Шумере. – М., 1965.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. – Спб., 1999.

Ксенофан. Насмешливая поэма // Хрестоматия по античной литературе. – М., 1965.

Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М., 1993.

Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. – 2-е изд. – М., 1986.

Культура Византии. – М., 1984.

Культура Византии: вторая половина VII-XII в. – М., 1989.

Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура. – М., 1978.

Кузнецова И.А. Французская живопись XVI – первая половина XIX века. – М., 1992.

Кун Н.А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. – М., 1992.

Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазановой. – М., 1996.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

Лилли С. Люди, машины, история / Пер. с англ. В.А. Алексеева. – М., 1970.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

Луньюй // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Лонг. Дафнис и Хлоя // Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний.

Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М., 1971.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.

Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Никколо. Избранные сочинения / Пер. с итал. – М., 1982.

Маннеринг Д. Рембрандт. – М., 1997.

Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / Сост., автор вступ. ст. и коммент. О.Ф. Кудрявцев. – М., 1996.

Мец А. – Мусульманский Ренессанс. – М., 1996.

Монтескье Ш.Л. О духе законов // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Муратов П.П. Образы Италии. В 3-х т. – М., 1993.

Мобянь // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1. – М., 1969.

Мо-цзы // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Низами. Пять поэм. – М., 1968.

Никулин Н. Немецкая и австрийская живопись XV – XVIII веков. СПб., 1992.

Немировский А.И. – Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.

Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. – М., 1990.

Овидий. Любовные элегии // Овидий. Любовные элегии. – Метаморфозы. Скорбные элегии. – М., 1983.

Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М., 1969.

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. – М., 1990.

Петроний Арбитр. Сатирикон. – М.; Л., 1924.

Петрарка Фр. Сонеты, избранные канцоны, секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. – М., 1984.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М., 1991.

Плиний Старший. Естествознание // Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. – М., 1994.

Платон. Пир // Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 2. – М., 1970.

Плутарх. Ликург // Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. Т.1. – М., 1987.

Плутарх. Исида и Осирис. Киев, 1996.

Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973.

Поэзия вагантов. – М., 1975.

Популярная история живописи. Западня Европа / Авт.-сост. Г.В. Дятлева, С.А. Хворостухина, О.В. Семенова. – М., 2001.

Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. – М., 1986.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. – М., 1974.

Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. – М., 1975.

Радхакришнан С. Индийская философия. – М., 1993.

Руа Ж.Ж. История рыцарства. – М., 1996.

Ревалд Дж. История импрессионизма. – М., 1994.

Ригведа: Мандалы I – VI / Пер. Т.Я. Елизаренковой. – М., 1989.

Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. – СПб., 1997.

Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о происхождении и основания неравенства между людьми // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – Л., 1976.

Сатирикон. Апулей. Золотой осел. – М., 1969.

Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. – М., 1988.

Сенека. Эдип // Сенека. Письма к Луцилию. Трагедии. – М., 1986.

Сидихменов В.Я. Китай: Страницы прошлого. – Смоленск, 2000.

Снорри Стурлусон. Сага об Олаве Трюггвасоне // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1. – М., 1961.

Секреты живописи старых мастеров. – М., 1989.

Словарь искусств / Пер. с англ. – М., 1996.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). – М., 1972.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. – Мифы древней Индии. – М., 1982.

Теренций. Комедии. – М., 1985.

Тит Ливии. История Рима от основания города. – М., 1989.

Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. – М., 1981.

Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство Средних веков: Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь. Украина и Белоруссия. – М., 1975.

Томмазо Кампанелла. Город-Солнце // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1976.

Турчин В.В. Эпоха романтизма. – М., 1978.

Фукидид. История. – М., 1993.

Хайям Омар Рубаи. – Ташкент, 1982.

Хрестоматия по исламу. – М., 1994.

Шекспир У. Гамлет // Шекспир У. Трагедии / Пер. с англ. – М. Лозинского. – Ереван, 1986.

Шмитт. Г. Рембрандт. – М., 1991.

Шпренгер Я., Г. Инститорис. – Молот ведьм / Пер. с лат. Н. Цветкова. – М., 1990.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993.

Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1966.

Хук С. Г. – Мифология Ближнего Востока. – М., 1991.

Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. – М., 1988.

Хрестоматия по античной литературе / Сост. Н.Ф. Дератани, Н.А. Лимофеева. – М., 1965.

Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2 / Ред. кол. С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М., 1995.

Удальцова Э. В. Византийская культура. – М., 1988.

Упанишады. В 3 т. / Пер. А.Я. Сыркина. – М., 1992.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.

Юань Кэ. – Мифы древнего Китая. – М., 1987.

Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяолинь. Китайская культура. – Пекин, 2004.

Музыка:

100 опер. История создания. Сюжет. Музыка. издание 8-е. Л., 1987.

Всеобщая история искусств. Т.2. М., 1960.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998.

Друскин М.С. История зарубежной музыки. М.. 1963.

Зубарева Л.А. История развития музыки. М.. 2006.

История зарубежной музыки. М., 2005.

Коротков С.А. История современной музыки. М., 1996.

Ливанова Т. История западно-европейской музыки. В 2-х т. М., 1982.

Театр:

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.. 1967.

Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: эпоха Романтизма. М., 1980.

Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М.. 1988.

Брехт Б. Об экспериментальном театре. «Малый Органон» для театра. Собр. соч. в 5-ти т. М., 1965.

Гольдони К. Мемуары. М., 1933.

Золя Э. Натурализм в театре. Собр. соч. в 26-ти т. Т. 26. М., 1966.

История западноевропейского театра. В 8-ми т. М., 1956-1988.

Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

Коклен-старший. Искусство актера. Л., 1937.

Молодцова М.М. Комедия дель арте. История и современная судьба. Л., 1990.

Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-ХХ вв. М., 1974.

Театральная энциклопедия в5-ти т. М., 1961-1967.

Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2-х т. М.. 1955.

Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.

Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Сб. научных трудов. Л., 1991.

Кинематограф:

Абрамов Н. Экспрессионизм в киноискусстве/ В сб. “Экспрессионизм”. – М., 1966.
Божович В.И. О “Новой волне” во французском кино/ Вопросы киноискусства, в.8. – М., 1964.
Божович В. Современные западные кинорежиссеры. – М.: Наука, 1972.

Власов М. Виды и жанры киноискусства. М., 1976.

Добротворский С. Кино на ощупь. СПб., 2001.
Жанкола Ж.-П. Кино Франции (1958-1978).Пятая республика. – М.,1984.
Звезды немого кино. – М.: Искусство, 1968.
История зарубежного кино (1945-2000). – М.: Прогресс-Традиция.
Карцева Е. Вестерн: эволюция жанра. – М., 1975.
Кино Великобритании/Сборник статей. – М.: Искусство, 1970. – 358с., 32 л. ил.
Кино Италии: Неореализм/ Пер. с итал., сост. и комм. Г.Д. Богемского. – М.: Искусство, 1989.
Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. / Пер. с фр. Т.В.Ивановой и Л.М. Завьяловой; предисловие С.И.Юткевича. – М.: Прогресс, 1981.
Колодяжная И., Трутко И. История зарубежного кино. 1929-1945гг. – М.: Искусство, 1970.
Комаров С.История зарубежного кино. Немое кино. – М.:Искусство, 1965.
Комики мирового экрана/ Общ.ред. Р.Юренева. – М., 1966.
Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера / Пер. с англ. – М.: Искусство, 1977.
Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. – Л.: Искусство, 1975.
Маркулан Я. Киномелодрама. Фильм ужасов. – Л.: Искусство, 1978.

Митта А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому. М., ЭКСМО-Пресс, 2002.

Садуль Ж. Всеобщая история кино: В 6 –ти т. М.. 1959-1980.

Режиссерская энциклопедия кино Европы. – М.: Материк, НИИ киноискусства, 2002.

Теплиц Е. История киноискусства. В 4-т. М.. 1968-1974.

Повседневная жизнь:

Учебные пособия:

Чикалов Р.А., Чикалова И.Р. Новая история стран Европы и США. 1815-1918 гг. М., 2005.

Художественная литература:

Бальзак О. де. Собрание сочинений.

Бронте Ш. Джейн Эйр.

Гарди Т. Сочинения.

Гольдони К. Комедии.

Готье Т. Сочинения.

Дидро Д. Сочинения.

Диккенс Ч. Собрание сочинений.

Дэфо Д. Радости и горести знаменитой Молль Флендерс.

Золя Э. Собрание сочинений.

Кальдерон П. Сочинения.

Конан Дойль А. Приключения Шерлока Холмса.

Ларошфуко Ш. Афоризмы.

Лакло, Ш. де. Опасные связи.

Лесаж А.-Р. Хромой бес. Жиль Блас.

Лопе де Вега. Пьесы.

Манн Т. Будденброки. История гибели одного семейства.

Мольер Ж.-Б. Пьесы.

Монтескье Ш.-Л. Сочинения.

Моэм С. Театр. Пироги и пиво. Сочинения.

Тирсо де Молина. Пьесы.

Теккерей У. Ярмарка тщеславия.

Остен Дж. Собрание сочинений.

Санд Ж. Собрание сочинений.

Сталь Ж. де. Сочинения.

Стендаль. Пармская обитель. Красное и черное. Сочинения.

Уальд О. Портрет Дриана Грея.

Шамфор. Афоризмы и анекдоты.

Флобер Г. Сочинения.

Эллиот Д. Сочинения.

И другие…

Историография:

Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789-1918. М., 2011

Айзенштат М. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. Х1Х века. М., 1998.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Бадентер Р. Свободные и равные: эмансипация евреев во времена французской революции. 1789-1791. М., 1997.

Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959.

Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. М., 2001.

Бовуар С. Второй пол. М, 1997.

Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001.

Брион М. Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта. М., 2004.

Бродель Ф. Что такое Франция? Т. 1-2. М., 1994.

Бродель Ф. Материальная цивилизация. М., 1989.

Брун Р. История костюма: от древности до нового времени. М., 1995.

Будур Н. История костюма. М., 2002.

Васильченко А.В. Мода и фашизм. 1933-1945. М., 2009.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2000

Вейс Г. История цивилизации. Архитектура. Вооружение. Одежда. Утварь М., 1998.

Глаголева Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. М., 2014.

Григорьева Т.С. Культура повседневности. Т. 2. Частная жизнь и нравы от средневековья до наших дней. М., 2006.

Гордин Я. А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 1996.

Гордиенко М.П., Смирнов П.М. От повозки до автомобиля. Алма-Ата, 1990.

Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. М., 2000.

Декруазетт Ф. Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони. М., 2004.

Дефурно М. Повседневная жизнь Испании золотого века. М., 2004.

Диттрич Т. Повседневная жизнь викторианской Англии. М., 2004.

Европейское искусство XIX в. М., 1975.

Европейские монархи в прошлом и настоящем. М., 2001

Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972.

Ермилова Д.Ю. История домов моды. М., 2003.

Женщина в обществе: мифы и реалии. М., 2001.

Заблудовский П.Е. История медицины. М., 1953.

Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности //Известия Уральского государственного университета. 2005, № 35. С. 28.

Зелдин Т. Все о французах. ХХ век. М., 1989.

Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М., 1997.

Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И, Феминология и гендерная политика. М., 2007

Зюмтор М. Повседневная жизнь Нидерландов при Рембрандте. М., 2003.

Иванов А.Ю. Повседневная жизнь французов при Наполеоне. М., 2013.

История медицины. М., 1981.

История зарубежной музыки. М., 1989.

Карпова Е.С. Медицина в республике Святого Марка в XVIII в. По материалам Венецианской прессы //Новая и новейшая история. 2003. №1. С.210.

Келли К. Королевская семья Англии. Т.1-2. М., 1999.

Кертман Л.И. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М., 1987.

Комбо И. История Парижа. М., 2002.

Комиссаржевский В.П. История костюма. М., 1997.

Коути Е. Женщины викторианской Англии. М., 2013

Коути Е. Недобрая старая Англия. М., 2012.

Кузьмин М.К. История медицины. М., 1978.

Клаут Х. История Лондона. М., 2002.

Королева Т.В. Женское движение в годы Великой Французской революции. //Метаморфозы истории. Псков, 1999.

Которн Н. Интимная жизнь английских королей и королев: откровенное и нелицеприятное изложение фактов и жизни монархов от Генриха VIII до наших дней. М., 1999.

Крейг Г. Немцы. М., 1999.

Креспель Ж.- П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. 1900-1910. М., 2000.

Креспель Ж. – П. Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху. 1905 – 1930. М., 2000.

Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII в. М., 2003.

Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1990.

Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. М., 2003.

Ленотр Ж. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции. М.. 2012.

Ливен Д. Аристократия в Европе 1815-1914. СПб., 2000.

Любарт М.Г. Семья во французском обществе XVIII- начала ХХ века. М., 2005

Мартен – Фюжье А. Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж». 1815-1848. М., 1998.

Матвеев В.А. Страсть власти власть страсти: историческое повествование о нравах королевского двора Англии XVI-XX вв. М., 1997.

Мировая художественная культура. М., 2001.

Митфорд Н. Придворная жизнь в эпоху абсолютизма. Смоленск, 2003.

Мишель Д. Ватель и рождение гастрономии. М., 2002.

Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М., 2003.

Монтанари М. Голод и изобилие. История питания в Европе. М., 2009.

Нанн Дж. История костюма. 1200-2000. М., 2003.

Нобилитет в истории Старой Европы. СПб., 2009.

Носик Б.М. Прогулки вокруг Парижа, или Французский остров сокровищ. М., 2003.

Оггер Г. Магнаты. М., 1991.

Оливова В. Люди и игры: у истоков современного спорта. М., 1984.

Павлов Н.В. История современной Германии. М., 2003.

Паке Д. История красоты. М., 2003

Пархоменко И.Т. , Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. М., 2002.

Павловская А.В. Англия и англичане. М., 2004.

Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А. История костюма. Стили и направления. М., 2004.

Пикард. Л. Викторианский Лондон. М., 2007.

Полторацкая Н.И. Большое приключение благовоспитанной девицы: книги воспоминаний Симоны де Бовуар. СПБ., 1992.

Попов Н.В. Династические браки и «брачная дипломатия» в Западной Европе XVII - XVIII вв. //Новая и новейшая история. 1998. №6; 2000. №2,3; 2001. №6.

Религия и культура. СПб., 2000.

Репина П.П. Женщины и мужчины в истории. Новая картина европейского прошлого. М., 2002.

Соболев Д.А. История самолетов: начальный период. М., 1995.

Соболев Д.А. Рождение самолета: первые проекты и конструкции. М., 1998.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика.

Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989.

Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории. М., 1959.

Трессидер Дж. Словарь символов. М., 2001.

Трунский Ю.Г. Французская деревня XIX-XX вв. М., 1986.

Уилсон К. Чай с Джейн Остин. М.. 2013.

Уоллер М. Лондон. 1700. Смоленск, 2003.

Урланис Б.Ц. История военных потерь. Войны и народонаселение Европы 17-ХХ вв. СПб., 1994.

Успенская В.И. Женские салоны в Европе XVII – XVIII вв. //Женщины. История. Общество. М., 2003. С. 171.

Федорова Е.В. Париж. Века и люди от основания города до Эйфелевой башни. М., 2000.

Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.

«Философия и жизнь», № 1, 4, 11. 1991.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха ренессанса. М., 1993.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1994.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

Хобсбаум Э. Век революций. 1789-1848. Ростов-на-Дону, 1999.

Хобсбаум Э. Век капитала. 1848-1875. Ростов-на-Дону, 1999.

Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914. Ростов-на-Дону, 1999.

Хэрольд Р. Костюмы народов мира. М., 2002.

Шоу Б. О музыке. М., 2000.

Чернов С. Бейкер-стрит и окрестности. М., 2013.

Чхартишвили Г. Кладбищенские истории. М., 2004.

Шерр И. Германия: История цивилизации за 2000 лет. Минск, 2005.

Шиферер Б. Женщины Вены в европейской культуре (1750-1950). СПб., 1996.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. М., 2005.

Шоню П. Цивилизация Просвещения. М., 2008.

Элиас Н. Придворное общество. Исследования по социологии короля и придворной аристократии. М., 2002

Янсон Х.В. Основы истории искусств. СПб., 1996.

Энциклопедии:

Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб., 1997.

Энциклопедия карточных игр. М., 1995.

Энциклопедия смерти. М., 1993.

В результате проведенных исследований было установлено, что в данное время на территории современной Европы проживает 87 народов, из них 33 являются основной нацией для своих государств, 54 - этническое меньшинство в странах, где они проживают, их количество составляет 106 миллионов человек.

Всего в Европе проживает около 827 миллионов человек, эта цифра каждый год неуклонно растет за счет эмигрантов из стран Ближнего Востока и приезжающих сюда на работу и учебу большого количества людей изо всех уголков нашей планеты. Наиболее многочисленными европейскими народами считаются русская нация (130 миллионов человек), немецкая (82 миллиона), французская (65 миллионов), британская (58 миллионов), итальянская (59 миллионов), испанская (46 миллионов), польская (47 миллионов), украинская (45 миллионов). Также жителями Европы являются такие еврейские группы как караимы, ашкенази, роминиоты, мизрахим, сефарды, общая их численность - около 2-х миллионов человек, цыгане - 5 миллионов человек, ениши («белые цыгане») - 2,5 тысячи человек.

Несмотря на то, что страны Европы имеют пестрый этнический состав, можно скзать что они в принципе прошли единый путь исторического развития и их традиции и обычаи сформировались в едином культурном пространстве. Большинство стран было создано на обломках некогда великой Римской империи, простиравшейся от владений германских племен на западе, до границ на востоке, где жили галлы, от берегов Британии на севере и южных границ на Севере Африки.

Культура и традиции народов Северной Европы

Согласно данным ООН к странам Северной Европы относятся такие государства как Великобритания, Ирландия, Исландия, Дания, Литва, Латвия, Эстония, Норвегия, Финляндия, Швеция. Наиболее многочисленными народами, проживающими на территории этих стран и составляющие более 90 % населения, являются англичане, ирландцы, датчане, шведы, норвежцы и финны. В своем большинстве народы Северной Европы являются представителями северной группы европеоидной расы. Это люди со светлой кожей и волосами, глаза у них чаще всего серые или голубые. Религия - протестанство. Жители североевропейского региона принадлежат к двум языковым группам: индоевропейской и уральской (финно-угорская и германская группа)

(Английские школьники начальных классов )

Англичане живут в стране под названием Великобритания или как её еще называют Туманный Альбион, их культура и традиции имеют многовековую историю. Их принято считать немного чопорными, сдержанными и холоднокровными, на самом деле они очень дружелюбны и покладисты, просто они очень ценят свое личное пространство и для них них неприемлемы поцелуи и объятия при встрече, как например у французов. Они очень уважают спорт (футбол, гольф, крикет, тенис), свято чтут «файв о клок» (пять-шесть часов вечера - время пить традиционный английский чай, желательно с молоком), на завтрак предпочитают овсянку и поговорка «мой дом - моя крепость» как раз про таких «отчаянных» домоседов, какими они и являются. Англичане весьма консервативны и не очень приветствуют перемены, поэтому с большим уважением относятся к правящей королеве Елизавете II и другим членам королевской семьи.

(Ирландец со своей игрушкой )

Ирландцы известны широкой общественности рыжим цветом волос и бороды, изумрудной зеленью национального цвета, празднованием Дня Святого Патрика, верой в мифического гнома Лепрекона, исполняющего желания, вспыльчивым характером и завораживающей красоте ирландских народных танцев, исполняющихся под джигу, рил и хорнпайп.

(Принц Федерик и принцесса Мэри, Дания )

Датчане отличаются особым гостеприимством и верностью к старинным обычаям и традициям. Главная особенность их менталитета - умение отстраняться от внешних проблем и забот и полностью погружаться в домашний уют и покой. От других северных народов, имеющих спокойный и меланхоличный нрав, их отличает большая темпераментность. Они как никто другой ценят свободу и права личности. Один из самых популярных праздников - День святого Ханса (у нас Ивана-Купала), на острове Зеландия ежегодно проходит популярный Фестиваль викингов.

(Шведский стол на Дне Рождения )

По характеру шведы в основном сдержанные, молчаливые люди, очень законопослушные, скромные, бережливые и замкнутые люди. Еще они очень любят природу, отличаются гостеприимством и толерантностью. Большинство их обычаев связано со сменой времен года, зимой они встречают Святую Люсию, летом отмечают на лоне природы Мидсоммар (языческий праздник солнцеворота).

(Представительница коренного Саами в Норвегии )

Предками норвежцев были храбрые и гордые викинги, тяжела жизнь которых была полностью посвящена борьбе за выживание в суровых условиях северного климата и в окружении других диких племен. Именно поэтому культура норвежцев пропитана духом здорового образа жизни, они приветствуют спорт на природе, ценят трудолюбие, честность, простоту в быту и порядочность в человеческих отношениях. Их любимые праздники - Рождество, День святого Канута, День летнего солнцестояния.

(Финны и их гордость - олень )

Финны отличаются весьма консервативными взглядами и очень чтят свои традиции и обычаи, их считают очень сдержанными, совершенно лишенными эмоций и очень медлительными, а для них молчаливость и обстоятельность - признак аристократизма и хорошего вкуса. Они очень вежливы, корректны и ценят пунктуальность, любят природу и собак, рыбалку, лыжи и париться в финских саунах, где они восстанавливают физические и моральные силы.

Культура и традиции народов Западной Европы

В странах Западной Европы наиболее многочисленными народностями, здесь проживающими, являются немцы, французы, итальянцы и испанцы.

(Во французском кафе )

Французы отличаются сдержанностью и вежливым обращением, они очень воспитаны и правила этикета для них не пустой звук. Опаздывать для них - норма жизни, французы - большие гурманы и знатоки хороших вин, которые там пьют даже дети.

(Немцы на празднике-фестивале )

Немцы отличаются особой пунктуальностью, аккуратностью и педантичностью, они редко бурно выражают на людях эмоции и чувства, зато в глубине души очень сентиментальны и романтичны. Большинство немцев - ревностные католики и отмечают праздник Первого причастия, имеющий для них очень большое значение. Германия знаменита своими пивными фестивалями, например такими как Мюнхенский октоуберфест, на котором ежегодно туристы выпивают миллионы галлонов знаменитого пенного напитка и съедают тысячи жареных сосисок.

Итальянцы и сдержанность - два несовместимых понятия, они эмоциональны, веселы и открыты, они обожают бурные любовные страсти, пылкие ухаживания, серенады под окнами и пышные свадебные торжества (по итальянски матримоньо). Итальянцы исповедуют католичество, почти каждый поселок и деревня имеет своего собственного святого покровителя, в домах обязательно наличие распятия.

(Оживленный уличный буфет Испании )

Коренные испанцы постоянно громко и быстро разговаривают, жестикулируют и проявляют бурные эмоции. Они обладают горячим темпераментом, их везде «много», они шумны, доброжелательны и открыты для общения. Их культура пронизана чувствами и эмоциями, танцы и музыка страстны и чувственны. Испанцы любят погулять, отдохнуть во время летней двухчасовой сисесты, поболеть за тореадоров на корриде, покидаться помидорами на ежегодной Битве томатов на празднике Томатина. Испанцы очень религиозны и религиозные праздники у них проходят очень пышно и помпезно.

Культура и традиции народов Восточной Европы

На территории Восточной Европы проживают предки восточных славян, наиболее многочисленными этническими группами являются русские, украинцы и белорусы.

Русский народ отличает широта и глубина души, щедрость, гостеприимство и уважение к родной культуре, имеющей многовековые корни. Его праздники, обычаи и традиции тесно связаны как с православием, так и с язычеством. Его главные праздники Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Ивана Купала, Покрова и т.д.

(Украинский хлопец с дивчиной )

Украинцы дорожат семейными ценностями, чтут и уважают обычаи и традиции своих предков, которые очень красочны и ярки, верят в значение и силу оберегов (специально изготовленных предметов, защищающих от злых духов) и используют их в различных сферах своей жизни. Это трудолюбивый народ с самобытной культурой, в его обычаях смешано православие и язычество, что делает их очень интересными и красочными.

Белорусы - гостеприимная и открытая нация, любящая свою уникальную природу и уважающая свои традиции, для них важно вежливое отношение к людям, уважение к страшим. В традициях и обычаях белорусов также как у всех потомков восточных славян наблюдается смесь православия и христианства, самые известные из них - Каляды, Деды, Дожинки, Гуканне вясны.

Культура и традиции народов Центральной Европы

К народам, проживающим на территории Центральной Европы, относятся поляки, чехи, венгры, словаки, молдаване, румыне, сербы, хорваты и т.д.

(Поляки на национальном празднике )

Поляки очень религиозны и консервативны, вместе с тем открыты для общения и гостеприимны. Они отличаются веселым нравом, приветливостью и имеют собственную точку зрения на любой вопрос. Все возрастные категории поляков каждый день посещают костел и превыше всего почитают Деву Марию. Религиозные праздники отмечают с особым размахом и торжеством.

(Праздник пятилепестковой розы в Чехии )

Чехи гостеприимны и доброжелательны, они всегда приветливы, улыбчивы и вежливы, чтят свои традиции и обычаи, хранят и любят народный фольклор, любят национальные танцы и музыку. Национальный чешский напиток - пиво, ему посвящено много традиций и обрядов.

(Венгерские танцы )

Характер венгров отличается значительной долей практичности и жизнелюбия, сочетающегося с глубокой духовностью и романтическими порывами. Они очень любят танцы и музыку, устраивают пышные народные празднества и ярмарки с богатой сувенирной продукцией, бережно хранят свои традиции, обычаи и праздники (Рождество, Пасху, День Святого Иштвана и День Венгерской революции).

Многие отечественные путешественники и туристы, собираясь на отдых в страны Европы, даже не представляют себе, насколько обычаи и традиции европейцев отличаются от принятых в России. В каждой стране, на протяжении долгого времени, формировались свои собственные правила поведения, нормы этикета, и способы выражения чувств, привязанностей или эмоций. Один и тот же жест, или выражение в разных странах может истолковываться противоположно, что, порой, заставляет краснеть и туриста, и жителя страны, в которую прибыл путешественник. Чтобы этого не произошло, любой человек, отправляющийся зарубеж, должен непременно ознакомиться с основными традициями и обычаями, принятыми в той, или иной стране. Данная статья посвящена правилам и нормам поведения в различных сферах деятельности человека, с которыми можно встретиться в странах Старого света.

Европейский этикет и его особенности

Слово «этикет» вошло в широкое употребление еще в 17 веке, в то время, когда во Франции правил король Людовик 14. Однажды, на большом светском приеме, все гости получили особые карточки, на которых было указано, как именно себя подобает вести на данном конкретном приеме. С этого времени, понятие «этикет» стало быстро распространяться за пределы французского государства, сначала – в Европе, а затем и во всех странах мира. В Западной Европе этикет был тесно связан с обычаями и традициями, присущими каждой стране, влияние на общепринятое поведение, оказывали религиозные обряды, суеверия, бытовые привычки людей. По мнению многих современных историков, этикет, существующий в данный момент, вобрал в себя все самое лучшее, при этом основываясь именно на тех традициях, которые из поколения в поколение передавались в европейских государствах. Отдельные нормы дошли до нас в первоначальном виде, другие, под воздействием времени, значительно изменились. В любом случае, необходимо помнить, что почти все требования этикета достаточно условны, и зависят от многих факторов, таких как место, время, и обстоятельства, при которых они могут быть применимы.

Как вы думаете, почему принято, чтобы женщина, прогуливаясь, держала мужчину под правую руку?

С той поры, когда мужчины начали носить колюще-режущее оружие: шпагу, саблю или кинжал, было принято носить их слева. Поэтому спутница могла идти рядом только с правой стороны. В настоящее время этих помех нет (если только мужчина в семье – не военный), но традиция идти справа от мужчины, до сих пор сохраняется.

Глобализация современного мира позволила объединить и перемешать многие традиции и обычаи европейцев. Особенно это заметно при проведении такого торжества как свадьба. Многие европейские традиции, связанные со свадьбой или венчанием, довольно хорошо известны и в России, а некоторые удивят своей уникальностью.


Венгерская невеста обязательно ставит посредине комнаты свои туфли, в которые каждый желающий с ней потанцевать должен положить монетку. Тот же обычай существует и в Португалии.


В Румынии принято перед входом в дом молодых посыпать лепестками роз, пшеном и орехами.


Свадебные традиции Словакии

Для долгой и благополучной жизни в Словакии невеста дарит своему будущему мужу кольцо и нарядную рубашку из шелка, расшитую золотом. В ответ, жених дарит своей будущей жене пояс верности, меховую шапку, четки и серебряное кольцо.

Норвежские молодожены обязательно сажают две ели, а швейцарские – одну сосну.


Перед церемонией бракосочетания, в германии близкие родственники и друзья молодых, бьют много посуды. Новобрачные из Франции закрепляют свой союз тем, что пьют вино из одного кубка.


Свадебные традиции в Нидерландах

В Нидерландах принято устраивать банкет до, а не после свадьбы.


В Англии невесты закалывают в свадебное платье булавку, или маленькую подкову – на счастье.

Финские невесты выходят замуж с короной на голове.


В Швеции невеста получает от родителей две монеты: золотую – от матери, серебряную – от отца. Эти монеты невеста кладет в свадебные туфли.


Совет

Только на первый взгляд кажется, что европейские свадебные традиции со временем соблюдаются все реже. На самом деле, даже в крупных городах, невесты и женихи стараются провести свадебное мероприятие с учетом общепринятых норм и традиций.



Европейские свадьбы

Кулинарные традиции Старого Света

Европейские традиции, касающиеся приготовления и употребления пищи, считаются одними из самых древних в мире. Кухня народов Европы очень разнообразна, при этом достаточно сложна и изысканна. Каждая страна Старого Света может похвастаться своими национальными особенностями в приготовлении пищи, своими традициями в ее употреблении, а также разнообразием продуктов и специй.


Южно-европейская кухня характеризуется добавлением вина во многие блюда. Восточно-европейская кухня представлена блюдами кочевников – простыми и сытными. Центральноевропейская кухня – это, как правило, блюда Венгрии и Польши, а в Западной Европе любят сложную французскую кухню, и добротную немецкую – с картофелем, мясом, и пивом.


Вывод:

Обычаи и традиции народов Европы во многом отличаются от тех, к каким привыкли мы. Особенности этикета европейцев касаются всех сфер жизни – от свадьбы, и до кулинарных пристрастий. На сегодняшний день соблюдение традиций стало не только олицетворением богатой культуры и истории страны, но и важным принципом для сохранения ее государственности, и формирования массовой культуры. Уже с середины прошлого века, массовая культура Старого Света стала набирать обороты, оказывая влияние на все сферы деятельности – от производства, и до быта рядового европейца. Более всего прониклась массовой культурой молодежь, которая стала выражать это в одежде, музыке, образе жизни, и способах проведения досуга. Быстрота распространения культуры в массы обуславливается высокой скорости развития информационных технологий, появлением большого количества СМИ, а также повышения уровня образования.


Праздничные европейские традиции

Говорить о современных нормах секса не так интересно – мир охвачен глобализацией, границы между народами размываются благодаря интернету и труду переводчиков-локализаторов.

Все меньше молодежи узнает о сексе от родителей, предпочитая доверять увиденному в порно и прочитанному на форумах в сети.

Но если перенестись во времена, когда не было ни интернета, ни телевидения, а знания о сексе и всем, что с ним связано, передавалось из уст в уста – мы можем открыть для себя целый мир странных ритуалов, шокирующих мифов и непонятных современному человеку обрядов.

Здравствуй, Европа!

Источник: iStock

Начнем с нашей территории – Восточной Европы.

Разные источники приписывают к этой географической зоне разные страны, но наиболее распространенное обозначение говорит о Чехии, Украине, Словакии, Румынии, России, Польше, Молдавии, Венгрии, Болгарии, Беларуси.

Также очень часто к этому перечню добавляют Сербию, Албанию, Словению и Черногорию.

Источник: 35photo.ru

Но давайте на этом покончим с географической неразберихой и напомним, что самыми численными в Восточной Европе считались поселения славян.

Изначально славяне являли собой разрозненные языческие племена, которые позже были объединены в Киевскую Русь. Лишь после принятия христианства она смогла занять достойное место на мировой политической арене.

Сексуальные традиции славян

Источник: liveinternet.ru

Новая религия диктовала жителям Киевской Руси свои правила: начиная от праздников, и заканчивая отменой прежних сексуальных традиций.

Так, христианские миссионеры были поражены распутной жизнью народа Киевской Руси. До нас дошли записи от VI века византийского историка Маврикия Стратега, которого возмутили традиции праздника Купало, который ныне известен как Ивана Купала.

Источник: GIPHY

Множество не связанных брачными узами девушек и парней в этот день отдавались свободным сексуальным, и даже групповым(!) утехам на речных отмелях и в озерах. Подобные оргии происходили и во время других дохристианских праздников.

В те времена никто не задумывался о хранении девственности до брака, а знакомое нам слово «блуд» имело вовсе другое значение, которое сохранилось в русском «блуждать» и украинском «блукати».

Блудные славянские девицы

Источник: blogspot.com

«Блуд» не имел никакого негативного подтекста, он означал поиск, а именно подбор подходящего партнера для создания семьи.

И в лучших традициях дохристианской Руси – поиск велся в довольно откровенной, «блудливой» манере. Естественно, что для соблюдающего догмы Маврикия все это казалось недопустимым.

Времена менялись, и уже в 953 году Княгиня Ольга сделала первые шаги в борьбе с «сексуальным варварством», она ввела компенсацию на отсутствие девственности у молодой невесты.

Источник: GIPHY

Если оказывалось, что мужчина женился на «не чистой» женщине, он должен был уплатить за нее своеобразный налог государству. Правда, о методах проверки девственности невест история умалчивает.

Спустя 14 лет Киевский князь Святослав вслед за матерью ввел новый указ, запрещавший девушкам лишаться девственности с волхвами.

Сейчас это кажется дикостью, но перед брачной ночью многие невесты шли к мудрецам, чтобы во время секса с мужем чувствовать себя более уверенно и защищенно.

Источник: mensby.com

Стоит заметить, что подобные традиции были распространены и во всем остальном мире, особенно это отразилось в истории Греции и Древнего Рима.

Славянский народ с трудом воспринимал все нововведения, но уже к XIV-XV веку считал классический «блуд» за нечто аморальное и устаревшее. Само собой, никаких оргий и группового секса на Ивана Купала больше не было.

Христианство оставило за собой лишь самые приемлемые остатки язычества. Например, до наших дней дошли веселые традиции Масленицы и прыжки через костер на Ивана Купала.

Балканский эротический эпос

Именно так называется нашумевшая работа югославской мастерицы перфоманса Марины Абрамович. В ней автор рассказывает о привычных для Сербии и Балкан традициях, которые сейчас походят на бред сумасшедшего.

Мы не будем здесь размещать сам видеоматериал, но перечислим все самые интересные и шокирующие традиции народов Балкан.

Источник: realist.online

«С помощью эротики человек пытается сделать себя равным богам. В балканском фольклоре мужчины и женщины стараются сохранить неразрушимую энергию, используя эротику. Они верили, что эротическая энергия была чем-то нечеловеческим, что могло прийти к человеку только от высших сил».

Марина Абрамович

1. В случае, когда лошадь или бык выглядели слабо и не могли справиться с предоставленной для них работой – мужчина запускал руку в штаны, тер свою промежность и прикасался к животному. Считалось, что это поможет излечить усталость.

2. Балканские женщины имели свой рецепт зелья верности. Для его приготовления необходимо было взять маленькую рыбку, которая перед этим провела сутки в женском влагалище, перемолоть ее в порошок и перемешать с кофе. Если мужчина выпьет этот «напиток», то уже никогда не уйдет от своей возлюбленной.

3. Если у женщины были проблемы во время родов, муж доставал член и перекрещивал им грудь своей жены. Считалось, что это намного облегчит процесс рождения ребенка

4. Для повышения плодовитости земли, а с ней и улучшения урожая – мужчина выкапывал ямку в земле и с ее помощью мастурбировал. Кроме Балкан, эта традиция встречается еще во многих народах мира, в том числе и африканских.

Источник: Balcan Erotic Epic (2006)

5. Для отвлечения противника во время боя, балканские девушки раздевались и вели себя максимально откровенно в отношении воинов врага.

6. Сейчас для защиты от сглаза мы используем красную нить или закрываем на фото лицо ребенка. В древние времена на Балканах поступали «немного» иначе.

Когда сын покидал родной дом и уходил во взрослую жизнь, мать проводила рукой по своей промежности и гладила сына по лицу, веря, что это убережет его от сглаза.

Источник: Balcan Erotic Epic (2006)

7. Традиция лечения болезней с помощью пчел сохранилась на Балканах до самого XIX века. Но местные жители не просто сажали на больное место пчелу. Они садились оголенной пятой точкой на целый улик, зачастую не ограничиваясь лишь одним или двумя.

8. Чтобы уберечь себя от импотенции, пред свадьбой мужчина шел к мосту, проделывал в нем три дырки и совокуплялся с каждой, приговаривая «Как я вставляю в дырку этого моста, точно так же я буду вставлять своей жене». Практически все мужчины свято верили в эффективность этого метода

Все мы равны в своем прошлом

error: Content is protected !!