Поэтапное рисование семьи для детей. Тема "семья"

Беседы с психологом

Тест «РИСУНОК СЕМЬИ»
(тест «Моя семья»)

Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих? С 4-5 лет Вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».

Суть теста
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, стерку лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным… После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.

Прежде, чем приступать к рисованию

  • Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
  • Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
  • Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)
  • Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.
  • Чтобы получить более точную информацию, проведите тест 3-4 раза с промежутком в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке.
  • При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.
Интерпретация

В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания. Вот несколько примеров творений детей.

Рисунок 1.
На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама – глава семьи, у нее все большое – глаза, нос, а особенно рот. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто, рук нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (в восприятии ребенка) намного меньше мамы. По сторонам от мамы выписаны 12-летний брат с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но застегнутый на все пуговки сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого даже ушки есть, а вот у детей стойкое нежелание слышать родителей.

Рисунок 2.
На этом рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю...» Постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Цветовая гамма тоже грустная: преобладает серый цвет и немного зеленого на машине (это папа иногда его катает). А огромные «руки» – антенны на крыше напоминают стоящих над ребенком родителей, которые подавляют чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги. Видя такой рисунок, сразу понимаешь, что ребенку плохо, ему необходима помощь.

Рисунок 3.
А здесь все здорово! Семья в сборе, улыбки на лицах, все протягивают руки друг к другу, поддерживая и помогая. Ребенок любит всех и себя в том числе, много мелких деталей, яркие цвета. От рисунка веет радостью и свободой.

ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто чем занимается.
Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

  • Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
  • Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
  • Трудности в отношениях с близкими: « Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье»
  • Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

    3. На рисунке – вымышленный член семьи. Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

    4. Размер изображенных персонажей
    показывает их значимость для ребенка (см. рисунок 4).
    Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.

    5. Размер ребенка на листе.
    Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей (см. рисунок 5).

    6. Место расположения ребенка на рисунке
    отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

    7. Расстояние между изображенными
    свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов (мебель, вазы, ...), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

    8. Последовательность изображения членов семьи. Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

    9. Расположение фигур на листе.
    Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи (см. рисунок 6).

    10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность. Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

    11. Части тела.

    12. Цветовая гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

    13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в угу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя , чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

    13.Солнце на рисунке – символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом (см. рисунок 12).

    14. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается.

  • Анастасия Герасимова

    В нашем детском саду проводятся всевозможные выставки детских рисунков , поделок,фотовыставки . Воспитанники всех возрастных групп принимают в них самое активное участие.

    Ответственными за проведение выставки рисунков "Я и моя семья " довелось быть нам с напарницей Чужайкиной Е. Ю.

    В группах воспитатели объявили о том, что нужно нарисовать рисунок своей семьи . В назначенный день было собрано много работ. Активное участие в выставке приняли дети и родители старшей и подготовительной группы. Не остались в стороне и наши воспитанники (1(2) младшая группа).

    Семья Гориновых 1 (2) мл. группа



    Семья Князевых 1 (2) мл. группа



    Семья Шикиных старшая группа



    Семья Логвиных старшая группа



    Семья Барашкиных подготовит. группа



    Семья Герасимовых подготвит. группа



    И много других хороших и интересных работ.

    Публикации по теме:

    Здравствуйте, гости моей странички. Хочу вам показать какие мы научились делать красивые гвоздики. Полоски гофрированной бумаги складываем.

    Кто же лучше всех на свете? Мамочка моя! Милая, родная Я люблю тебя! Нарисую ей подарок, И на праздник подарю. Милая, родная Я тебя люблю.

    Летнее мероприятие. Выставка детских рисунков "Мы любим лето".В июне этого года мы решили устроить выставку детских рисунков на улице..

    Наступила осень. Чарующее время года. Яркие красоты природы. Особенно прекрасен период золотой осени,когда особенно хочется подчеркнуть утонченность.

    "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. " А. С. Пушкин 9 мая вся наша огромная.

    Осенняя пора. Осенняя пора удивительное время года. Деревья одеваются в свои разноцветные наряды. Заходишь в лес, и тебе открывается разнообразная.

    Положение о выставке рисунков «Если хочешь быть здоров» Положение о выставке детских рисунков «Если хочешь быть здоров» 1. Общее положения. Выставка проводится в соответствии с годовым планом по.


    Семья - это самое важное, что есть в нашей жизни. Это целый мир, со своими событиями, отношениями, правилами. Мир, пропитанный взаимной любовью и поддержкой!

    Нарисуйте свою семью! Мамы, папы, сестры, братья, дедушки и бабушки станут объектами вашего творчества. Принимаются работы как сделанные вручную, так и на компьютере. Этот конкурс для детей и подростков.

    На конкурс детского рисунка "Моя семья" принимаются работы в любых жанрах и техниках.

    Вы можете нарисовать все семью или отдельных ее членов. Портреты или сценки из жизни.

    В описании к работе, расскажите немного о своей семье!

    Внимание! Разрешается отправить на конкурс только одну работу! Поэтому тщательно выбирайте рисунок, который отправите на конкурс.

    Аудитория конкурса: Дети (до 10 лет), Подростки (11-17 лет).

    Дипломы и сертификаты: Победители и призеры получат такие дипломы и сертификаты (электронные или бумажные в зависимости от варианта участия).





    Варианты участия: Бесплатное и платное

    Особенности бесплатного участия

    1. Будут выбраны победители (1-е, 2-е, 3-е место) + приз зрительских симпатий в нескольких возрастных номинациях.
    2. Победители и призеры получат поощрительные призы.
    3. Победители получат электронные дипломы в личное портфолио на сайт
    4. Комментирование работы экспертами не гарантируется.

    Особенности платного участия (250 руб., оплатить можно любым удобным способом при публикации работы)

    1. Больше призовых мест и отдельных номинаций, меньше участников.
    2. Больше призов и больше призовой фонд.
    3. Победители и призеры получат реальные бумажные дипломы по почте и электронные дипломы в личное портфолио на сайт
    4. Все участники получат электронный диплом участника с возможностью последующей печати.
    5. Гарантируется комментирование работы экспертами и советы от них.
    6. Ваши деньги идут на развитие проекта и создание новых мультфильмов!


    Председатель жюри:

    Педагог и методист по изобразительному искусству, кандидат философских наук. Член Творческого Союза Художников России.

    Внимание! Информация для родителей, которые хотят опубликовать работы детей на наши конкурсы.

    Вы можете зарегистрировать ребенка на свой email и выставлять его рисунки сами, но нужно будет далее указать реальное имя и дату рождения ребенка, чтобы можно было участвовать в конкурсе и чтобы начало формироваться художественное портфолио для школы. Вместо фотографии ребенка, если вы не хотите ее публиковать, можно загружать любую картинку. Ваши контактные данные не будут отображаться для других пользователей и гостей. Ваши данные находятся в зашифрованном виде и не могут быть получены, а также переданы третьим лицам.

    СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
    У моей прабабушки была традиция - каждый день в шесть часов вечера садиться пить чай.
    И не важно, что творилось за окном: зима или лето, дождь или снег, путч или похороны очередного партийного лидера. Шестичасовой чай на одной отдельно взятой кухне - это святое.
    Из-за этого каждый вечер превращался в небольшой праздник, которого можно было радостно ждать, как лис в "Маленьком принце" Экзюпери:
    " Лучше приходи всегда в один, и тот же час, - попросил лис Маленького принца. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью. А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды."

    Психологи утверждают, что традиции сплачивают семью. Если это, конечно, полезные традиции, а не вредные:)

    А какие традиции есть в вашей семье?






    Демонстрационный материал "Моя семья" с множеством заданий
    Замечательная сказка "Солёные ножки"
    Как пересочинить сказку, например "Красную шапочку"
    Как устроить выставку семейных портретов дома

    содержание лексической темы
    серия конспектов занятий
    Игры с матрёшками для малышей
    дид. игра "Семья"
    пазлы "Папа, мама и малыш"
    пазлы "Семья"
    книжка "Зайкин день" про День рождения

    Семейная игра "К СОЖАЛЕНИЮ - К СЧАСТЬЮ.."
    Кто-то начинает историю, а потом она может длиться до бесконечности:
    "Однажды семья отправилась в поход. К сожалению... начался дождь.
    К счастью... младшая дочка захватила с собой зонтик.
    К сожалению... зонтик сломался, а дождь всё сильнее.
    К счастью... её брат умел чинить зонтики.
    К сожалению... он оставил дома все необходимые инструменты.
    К счастью... и т.д."
    По очереди предлагайте различные выдуманные проблемы и ищите возможности их решения. В эту игру можно играть всей семьёй. Она особенно к месту во время долгих поездок.

    грамматический практикум"Моя семья":

    Цель: - Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин -;

    Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

    Мамина помощница


    Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки. В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными.«А что же ты свои вещи не убрала?» - спросила мама.«Я уже очень устала» - ответила мамина помощница.

    Вопросы к тексту:

    Кто решил навести порядок?

    Чью кружку вымыла Маша?

    А чью чашку?

    Чьи очки она протёрла?

    Чей был зонтик?

    Чей фартук Маша повесила на кухне?

    Чьи были газеты?

    Чью обувь она поставила в ряд?

    Чьи игрушки остались не убранными?



    «Дедушка сапожник» подвижная игра.

    Цель: развивать внимание.

    Дети стоят в кругу, в центре «дедушка сапожник». После каждого слова дети на шаг подходят к водящему.

    Дети: Дедушка сапожник, сшей нам сапоги. Дед: Подождите, дети, потерял очки! Дети: Дедушка сапожник, сколько с нас возьмешь? Дед: Два рубля с полтиной, пятачок и грош. Дети: Дедушка сапожник, ты с ума сошел? Дед: Подождите, дети, я очки нашел! Дед догоняет детей, кого поймает, то и водит.

    «Дедушка Мазай» подвижная игра.

    Цель: развивать воображение, смекалку.

    Дети идут в хороводе, водящий в центре.

    Дети: Здравствуйте, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Мазай: Здравствуйте, дети, где вы были, что делали? Дети: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!

    Дети показывают действия, Мазай должен отгадать их.
    Игра «Бабушка, распутай нас!»
    Эта игра рассчитана не только на подвижность, но и на смекалку. Интересней она становится тогда, когда в ней принимает участие как можно больше детей. Условие: Все становятся в круг, взявшись за руки, и пока судья (в игре – бабушка) отворачивается, все участники должны переплестись между собой так, чтобы их сложно было распутать, но по правилам руки расцеплять нельзя. Если бабушке удается распутать всех детей так, чтобы вновь образовался круг в первозданном своем виде, то игра считается завершенной.

    "Бабушка Маланья"
    Задачи: учить становиться в круг, выполнять движения в соответствии с текстом, показом. Описание игры: дети берутся за руки, образуют круг, взрослый произносит слова:

    У Маланьи, у старушки


    Жили в маленькой избушке


    Семь сыновей, все без бровей,


    Вот с такими глазами,


    Вот с такими ушами,


    Вот с такими носами,


    С такой головой,


    С такой бородой…


    Ничего не ели,


    Целый день сидели,


    На неё глядели,


    Делали вот так…


    Под эти слова дети сначала идут в одну сторону по кругу, держась за руки. Потом останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «Круглые глаза». «Большой нос», большую голову, бороду и т.п. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. В конце они повторяют за ведущим любое движение: сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, покружиться, поклониться, покачаться из стороны в сторону и т.д.

    Игра: «Чья это вещь?»

    Для этой игры Вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?»

    Аналогично можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.

    Игра с мячом: «Назови ласково»

    Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает назвать ласково все членов семьи.

    Мама – мамочка

    Папа – папочка

    Бабушка – бабулечка

    Дедушка – дедулечка

    Брат – братишка

    Сестра – сестричка

    (Можно рассмотреть семейный альбом, называя ласково членов семьи.)

    Подвижная игра «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья»
    Цель: Научить детей бегу, держась за руки, точно повторяя движения водящего. Развивать ловкость, быстроту, координацию движений.
    подвижная игра "Дедушка- рожок"
    подвижная игра "Раю-раю"
    супер идея для семейной игры

    Пальчиковые гимнастики:
    "Моя семья " (Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

    Этот пальчик ДЕДУШКА.
    (загибает /разгибает/ большой пальчик)
    Этот пальчик БАБУШКА.
    (загибает /разгибает/ указательный пальчик)
    Этот пальчик ПАПОЧКА.
    (загибает /разгибает/ средний пальчик)
    Этот пальчик МАМОЧКА.
    (загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
    Этот пальчик Я.
    (загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
    Вот и вся моя семья .
    (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

    "Мальчик-пальчик"
    (Пальцы сжаты в кулачок)
    - Мальчик-пальчик,
    Где ты был?
    (разгибается большой палец)
    - С этим братцем в лес ходил,
    (разгибается указательный)
    С этим братцем щи варил,
    (разгибается средний)
    С этим братцем кашу ел,
    (разгибается безымянный)
    С этим братцем песни пел.
    (разгибается мизинец)

    «Как у нас семья большая»

    «Неделька»

    В понедельник мы стирали,
    А во вторник — подметали.
    В среду мы пекли калач,
    А в четверг играли в мяч.
    В пятницу полы мы мыли,
    А в субботу торт купили.
    В воскресенье, в воскресенье
    Мы пойдём на день рожденья.





    2 коллекция идей
    варианты семейного дерева:









    error: Content is protected !!