Удивительные факты о самолетах и авиации. Интересные факты о полётах на самолёте, которые вы могли не знать

А Вы это знали?


Какова вероятность авиакатастрофы? Одна стотысячная процента:)

Каждый день летают 25000 самолетов.


Открыть дверь самолета нельзя, когда самолет летит. Ведь в замок двери встроено так называемое барометрическое реле. Замок просто блокируется.

Черный ящик на самом деле не имеет форму ящика. Он выглядит как шар. И он вовсе не черный. Обычно он красного или оранжевого цвета, чтобы его было лучше найти при аварии.


Оказывается, что скорость реактивного самолета равна скорости волны цунами.

Слово самолет появилось очень давно. Как ни странно, но тогда еще не было никаких самолетов. Оказывается, так называли самоходный паром, который "сам плыл" под силой речной струи.

С 1990 года авиация выросла на целых 90 процентов!


Некоторые самолеты вовремя полетов нагреваются настолько, что могут растягивать аж на 30 сантиметров!

Сливайте воду в туалете самолета, только когда встаете с унитаза, иначе Вас может присосать.

Среди обеспеченных людей в последнее время стало модно летать на боевых реактивных истребитеях! Причём услуга эта оказывается официально. Например получасовой полёт на высоту 22 км (в стратосферу) обходится в 17.000$. Хотя можно и просто прокатится на истребителе МИГ-29 за 8.000$


Самый большой самолет создан в Украине - Антонов Ан-225 . Он может перевозить 250 тонн и лететь со скоростью 800километров в час.

В 1914 году состоялся первый в истории пассажирский (коммерческий) авиарейс, уже через 5 лет (в 1919 году) появился самолет, осуществляющий пассажирские рейсы с ванной комнатой на борту.

После второй мировой войны на островах Тихого океана распространился культ карго. Аборигены строят из дерева и соломы точные копии взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа верят в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго).


За последние 20 лет из-за столкновений самолетов с птицами в мире погибло менее 200 человек. Абсолютное большинство случаев с человеческими жертвами приходится на малую и супермалую авиацию.

В 1960-70-х годах в СССР разрабатывалась авиационно-космическая система «Спираль», состоящая из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. Для испытаний был сконструирован аналог орбитального самолёта, оборудованный шасси с лыжно-тарельчатыми опорами. Однажды во время испытаний тяги двигателей было недостаточно, чтобы сдвинуть с места эти лыжи по грунтовой полосе. Было решено пригнать два грузовика с арбузами, которые равномерно разбили на протяжении 70 метров. Это обеспечило необходимое скольжение и самолёт сумел тронуться с места и разогнаться.


По статистике, три человека из ста страдают аэрофобией - паническим страхом летать на самолетах. Обидно, ведь без этого способа передвижения невозможно побывать в очень многих уголках земного шара.


Самый большой экраноплан (самолет-корабль летающий над водой) это в 1964 году созданный русский KM,который назвали монстром Каспийского моря. Его грузоемкость 500 тонн. Максимальная скорость 600km/h. После нескольких крушений проект этого "летающего грузовика" был полностью остановлен.

В 1970 году были введены самолеты ЯК-40 в эксплуатацию. За все время в Советском Союзе выпущено 1011 таких самолетов, 125 проданы за рубеж. За все это время (с 1970г.) с самолетами ЯК-40 произошло 123 катастрофы, из-за которых погибло 780 человек.


В азиатском высокогорном государстве Бутан всего один аэропорт с бетонированным покрытием взлётной полосы — Паро. Он находится на высоте 2235 метров в окружении гор-пятитысячников и считается одним из самых сложных в мире. Только восемь пилотов во всём мире сертифицированы для совершения посадок в этом аэропорте.

Вероятность погибнуть в автокатастрофе по дороге в аэропорт выше вероятности погибнуть при крушении самолета, а риск быть просто убитым на улице в три раза превышает вероятность оказаться в падающем самолете.


Американский самолёт-разведчик SR-71 Blackbird при обычной температуре имеет в своей обшивке зазоры. В полёте обшивка разогревается из-за трения о воздух, и зазоры исчезают, а охлаждает обшивку топливо. Но в обычном состоянии на земле самолёт теряет, пусть и в небольших количествах, топливо через эти щели. По этой причине (а также для уменьшения взлётной скорости путём экономии массы) сначала в самолёт заправляется только небольшое количество горючего, и уже в воздухе происходит дозаправка.

В самолёте Боинг 767 - около 3 миллионов Ста тысяч деталей. Кстати делают детали во всём мире: части фюзеляжа изготавливаются в Японии, центральные части крыльев - в Южной Калифорнии, закрылки - в Италии.


Самый перегруженный аэропорт это Хартсфилд-Джексон международный аэропорт Атланты. В этом аэропорту 5 взлетных полос. Самая длинная взлетная полоса 3,6км длинной. С 2009 года,перевозя 88,032,086 пассажиров уже 10лет держится в позиции самого нагруженного аэропорта в мире.

В год вылетает свыше 10 миллионов рейсов.


Длина полета (самого их первого) братьев Райт меньше чем размах крыльев самолета Боинг – 747.

Во время Второй Мировой войны пилотам союзников, летавшим над регионами проживания первобытных племён, рекомендовали брать с собой верёвочку на случай вынужденной посадки. Веревочку, как бы невзначай, нужно было достать при приближении аборигенов и делать из неё фигуры типа «колыбели для кошки». Несколько раз лётчикам это действительно помогло.

85% авиакатастроф приходится на страны «третьего» мира. Наиболее неблагополучными регионами остаются Африка, некоторые страны Азии (Индонезия) и Латинская Америка. Ряд авиакомпаний из этих стран включены в «черный список» ЕС, и им запрещено осуществлять перевозки в воздушном пространстве стран Евросоюза.


В немецком бомбардировщике времён Второй Мировой войны Юнкерс Ю-87 была предусмотрена сирена, которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха. Она громко выла во время пикирования и предназначалась для психологического воздействия на противника.

Однажды во время полёта в салоне Boeingа увидели... мышь. Из-за серого грызуна экипажу пришлось совершить экстренную посадку и высадить всех пассажиров. Была опасность, что мышь перегрызёт какой-нибудь кабель. В результате 200 пассажиров провели ночь в отеле аэропорта, а экипаж всю ночь ловил мышь с сыром и мышеловками. Но им ничего не удалось сделать! Тогда привезли несколько кошек, которые легко справились с мышью.


Большие Jumbo-Jet авиолайнеры во время одного межконтинентального рейся используют больше горючего, чем Формула 1 за весь сезон.

Язык, на котором разговаривают и себя идентифицируют все пилоты (любой национальности и странно принадлежности), совершающие международные полеты, является английский язык.

Шведская компания SAAB была основана в 1937 году и сначала производила только военные самолёты. Только двое из инженеров SAAB имели водительские права.


Рекордный размах крыльев — 98 метров — принадлежал американскому самолёту Хьюз H-4 Геркулес. Точнее, это была деревянная летающая лодка для транспорта грузов. Она была построена в ходе Второй Мировой войны, однако совершила всего один полёт на высоте 21 метр, после чего её отправили в музей.

Наибольшая высота, на которую поднялся самолет -37 650 м. В 77 году ее достиг советский летчик на самолете КБ Микояна.

Каждый день хотя бы в один самолет попадает молния. Со времен пятидесятых годов прошлого века самолеты снабжены громоотводом.


Самое большое число пассажиров, перевезенных на гражданском самолете за один рейс -1087 человек. Это случилось в "Боинге 747" при эвакуации беженцев из Эфиопии в 91 году. При поднятых подлокотниках на четырех креслах умещалось по 6 человек. Кстати, за время полета на борту родилось 3 младенца.

Советский сверхзвуковой бомбардировщик Т-4 разрабатывался как эффективное оружие против американских авианосцев. При полёте на высоте до 24 км он мог развивать скорость 3000 км/ч, чтобы радиолокационные станции противника не успевали навести на самолёт зенитную ракету. Такие технические требования потребовали от конструкторов нескольких неординарных решений, среди которых — отклоняемая носовая часть. На предельных высотах и скоростях носовая часть поднималась для уменьшения сопротивления, и пилот мог управлять самолётом только по приборам, но при взлёте и посадке нос отклонялся и предоставлял обзор. А на случай аварийного отказа носовой части Т-4 был снабжён выдвигающимся вверх над кабиной пилота перископом.

Все больше людей предпочитают самолеты другим видам транспорта. Многие знают, что полет - это очень комфортно, быстро и увлекательно. Но есть множество неизвестных интересных фактов про самолеты, о которых мало кто знает.
Более 80% населения Земли страдают акрофобией – боязнью высоты и, как следствие, они панически боятся летать (аэрофобия). У некоторых этот страх настолько велик, что они боятся даже стать на стул, другие же испытывают дрожь в коленях и потливость рук, находясь в многоэтажном доме.
Воспользовалось услугами авиации в общей сложности не более 5% населения планеты. Среди них, в основном, - люди из развитых стран.
Оказывается, в самолетах есть одно несменное правило: пилоты кушают разные блюда. Один из них ест то же, что и пассажиры бизнес-класса и первого, а второй пилот кушает другую пищу. Таким образом, авиакомпания беспокоится о том, чтобы оба пилота вдруг не отравились одинаковой едой.

Каждый двигатель наиболее распространенного самолета Боинг 747 весит около 4 тонн и стоит больше восьми миллионов долларов, а весь самолет состоит из шести миллионов деталей. Удивительно, но команда опытных пилотов способна управлять каждой из этих деталей. Эта железная «королева небес» способна лететь с умопомрачительной скоростью, превышающей 900 км/час.
Однако самым быстрым принято считать реактивный самолет LockheedSR-71 Blacbird. Эта «черная птица» способна летать на скорости около 3530 км/час
Самым загруженным аэропортом, который осуществляет коммерческие рейсы, является аэропорт Хартсфилд-Джексон в городе Атланта (США). Было подсчитано, что с 1998 года каждый день он обслуживает около 250 тысяч пассажиров. А с 2005 года в год насчитывается около миллиона взлетов и посадок. В одном только 2012 году было перевезено более 90 миллионов человек. Во многих крупных городах на высоком уровне находится деловая авиация . Это способствует продвижению бизнеса, торговли и решению многих важных вопросов.

Том Стакер, 59-летний консультант по продажам – это человек, который является настоящим рекордсменом по совершенным перелетам. Он чаще всего пользуется услугами компании UnitedAirlines, и в одном только 2012 году пролетел более полутора миллионов километров в данных самолетах, будучи пассажиром первого класса. Таким образом, он преодолел более 20 миллионов километров, по большей части – работая.
Возраст самолета исчисляется не годами, а циклами герметизации (переменам давлению). В среднем самолет, который используется для длительных перелетов, может прослужить около 20 лет, во время которых его фюзеляж испытает порядком 75 тысяч циклов герметизации.

Самолёты Lockheed SR-71 Blackbird, введённые в эксплуатацию в 1966 году, более чем на 90% состояли из титана. Соединённые Штаты в то время не имели достаточных запасов титановых руд для постройки этих машин и организовали их закупку в СССР через сеть подставных фирм в странах третьего мира.

Примечательно, что значительная часть разведывательных полётов SR-71 проходила над территорией Советского Союза на Кольском полуострове.

Бумажная или тканевая салфетка, помещаемая на верхнюю часть кресел самолётов, поездов и автобусов, имеет название - антимакасар. Оно происходит от масла макасар на основе пальмового или кокосового масла, которым мужчины в викторианской Англии укладывали причёски. По мере распространения моды на эту мазь хозяйки домов стали накрывать кресла и диваны кусками моющейся ткани, чтобы не маралась обивка мебели. Вскоре антимакасары появились в театрах, а затем и в общественном транспорте.

В 1956 году пилот американского сверхзвукового истребителя F-11 «Тайгер» Том Этридж отправился в испытательный полёт. Его заданием было набрать высоту 6 км и начать снижение, затем дать залп из орудий на отметке 4 км и повторить залп на высоте 2 км. Спустя несколько секунд после второго выстрела Этридж ощутил удар, ещё через некоторое время двигатели отключились, однако пилот уже подлетал к аэродрому и сумел совершить аварийную посадку и выжить. Расследование инцидента выявило, что в самолёт попали его же пули, выпущенные в первом залпе.

3 июля 1988 года американский ракетный крейсер «Vincennes» сбил иранский пассажирский лайнер Airbus, когда тот летел над Персидским заливом в территориальных водах Ирана. Все 290 человек на борту погибли. Правительство США позже заявило, что экипаж крейсера ошибочно распознал самолёт как военный истребитель, который к тому же не отвечал на запросы, и не извинилось за инцидент. Джордж Буш-старший, бывший тогда вице-президентом и баллотировавшийся на пост президента, неоднократно говорил на встречах с избирателями: «Я никогда не буду извиняться за Соединённые Штаты Америки, несмотря ни на какие факты».

Британский самолёт Sea Harrier, в настоящее время уже снятый с вооружения армии Соединённого Королевства, обладал возможностью вертикального взлёта и посадки. В 1983 году это свойство помогло пилоту Иану Ватсону в критической ситуации. Во время учебного полёта Ватсон потерял связь с авианосцем, однако обнаружил с помощью радара другое судно. Им оказался испанский грузовой корабль, и пилот, видя почти полное исчерпание запасов горючего, удачно приземлился на контейнеры.

Вступив во Вторую Мировую войну, американцы столкнулись с проблемой тренировки пилотов для боевых действий на Тихом океане. Отрабатывать взлёт и посадку на авианосцы в открытом океане было опасно из-за угрозы со стороны немецких подлодок, поэтому лётчиков было решено тренировать на Великих озёрах, для чего военные переоборудовали два парохода. В общей сложности подготовку получили около 18 000 пилотов, однако в ходе учений до 300 самолётов было потеряно из-за аварий. Почти все они до сих пор лежат на дне Великих озёр.

На бортовых самописцах, более известных как «чёрные ящики», обычно размещена надпись: «Flight Recorder; Do Not Open» («Бортовой самописец; Не открывать»). Когда в 2010 году умер австралиец Дэвид Уоррен, изобретатель этого устройства, к его гробу прикрепили табличку: «Flight Recorder Inventor; Do Not Open».

В 2010 в Демократической Республике Конго разбился самолёт Let L-410 чешского производства, 20 человек погибли. Единственный оставшийся в живых человек рассказал причину катастрофы: один из пассажиров решил провезти в большой сумке крокодила, который выбрался из неё вскоре после взлёта. Все пассажиры вместе со стюардессой в панике устремились по направлению к кабине пилота, в результате чего самолёт потерял баланс и рухнул на землю. Виновнику аварии крокодилу удалось выжить.

Когда немцы стали массово атаковать Англию крылатыми ракетами Фау-1, британская авиация пыталась активно противодействовать новому оружию. Немало ракет было сбито выстрелами истребителей, но некоторые лётчики применяли альтернативный метод, которому дали название «coup de wing». Пилот подлетал вплотную к летящей ракете и помещал крыло своего самолёта под короткое крыло Фау-1 и ловким движением переворачивал ракету, отчего та теряла стабильность полёта и падала вниз. Этот манёвр совершали над морем или безлюдной местностью, таким образом, взрыв ракеты не причинял никакого вреда.

В 1940 году в небе над Австралией столкнулись два патрульных самолёта Avro Anson. Авария не привела к взрыву - самолёты просто сцепились друг с другом. Пилот и двое штурманов нижнего Ансона сразу выпрыгнули с парашютами, однако пилот верхнего Леонард Фуллер обнаружил, что по-прежнему может управлять машиной даже с таким балластом, тем более что двигатель нижнего самолёта продолжал работать. В результате пилот совершил успешную аварийную посадку в поле, причём оба Ансона впоследствии были отремонтированы и вернулись на вооружение.

Недалеко от входа в аэропорт Стокгольм-Арланда расположен хостел, который является ничем иным, как списанным лайнером Boeing-747. На борту Jumbohostel оборудованы 27 комнат по 3 кровати в каждом с удобствами «на этаже», а также более дорогой номер в бывшей кабине пилотов с удобствами внутри номера.

Грузовая компания FedEx Express оперирует самым большим в мире парком грузовых самолётов - на сегодняшний день их более 650. Чтобы оперативно реагировать на возникающие сверхнормативные потребности в транспортировке, FedEx постоянно держит в воздухе несколько пустых самолётов.

4 июля 1989 года 19-летний бельгиец Вим Деларе погиб после того, как на его ферму посреди белого дня упал советский истребитель. МиГ-23 взлетел с аэродрома в Польше, вскоре на борту произошла внештатная ситуация, которую лётчик воспринял как отключение двигателя и катапультировался. Сразу после этого двигатель снова начал набирать обороты, самолёт прекратил снижение, улетев в сторону ГДР и упав только в Бельгии из-за того, что закончилось топливо.

Советский сверхзвуковой бомбардировщик Т-4 разрабатывался как эффективное оружие против американских авианосцев. При полёте на высоте до 24 км он мог развивать скорость 3000 км/ч, чтобы радиолокационные станции противника не успевали навести на самолёт зенитную ракету. Такие технические требования потребовали от конструкторов нескольких неординарных решений, среди которых - отклоняемая носовая часть. На предельных высотах и скоростях носовая часть поднималась для уменьшения сопротивления, и пилот мог управлять самолётом только по приборам, но при взлёте и посадке нос отклонялся и предоставлял обзор. А на случай аварийного отказа носовой части Т-4 был снабжён выдвигающимся вверх над кабиной пилота перископом.

В 1930-х в Советском Союзе существовал проект создания летающей подводной лодки, который не был завершён. Американцы в 1960-х годах продвинулись дальше: был построен реально работающий самолёт, способный сначала сесть на воду, а затем погрузиться в неё. Скорость его полёта в воздухе составляла 130 км/ч, скорость хода под водой - 8 узлов. Правда, в конструкции не была предусмотрена возможность снова взлетать из подводного положения. По задумке военных, такие аппараты могли пригодиться в ходе возможной войны против СССР, неожиданно атакуя корабли в акваториях Чёрного, Азовского и Каспийского морей.

Авианосцы - это не только надводные морские суда. Существовали проекты авианосцев-субмарин, особенно преуспели в их создании японцы во время Второй Мировой войны - взлёт самолётов происходил из надводного положения судна. Именно с одной из таких субмарин японцы произвели единственную за время войны бомбардировку континентальной части США. Другой необычный тип - это воздушный авианосец, то есть самолёт, несущий другие самолёты. Они использовались в Первой Мировой войне немцами, во Второй Мировой - советскими и японскими войсками (у последних несомые самолёты доставляли к цели камикадзе). Кроме того, у американцев в 1930-е годы было два авианесущих дирижабля. Воздушные авианосцы утратили актуальность по мере развития самолётов-дозаправщиков.

Характерный щелчок после взмаха кнутом обусловлен тем, что его кончик движется со сверхзвуковой скоростью. Аналогичный эффект происходит, когда со скоростью больше скорости звука летит самолёт: от созданной им ударной волны наблюдатель может услышать громкий звук, похожий на взрыв. Однако именно кнут можно признать первым изобретением человека, преодолевшим звуковой барьер.

После военного конфликта 1982 года между Англией и Аргентиной появилась история о пингвинах Фолклендских островов, которые падают на спину от задирания головы на летящие низко самолёты или вертолёты и не в силах подняться обратно на ноги. С течением времени слух обрастал деталями, включая появление новой профессии под названием «переворачиватель пингвинов» - специального военнослужащего, который спасает опрокинутых птиц от умирания. Опасения общественности стали настолько высоки, что в 2001 году группа британских учёных провела долговременное исследование в Антарктиде, в течение которого не зафиксировала ни одного случая падения пингвинов при приближении вертолёта.

Главный герой фильма «Человек дождя» сказал, что полетел бы только на самолётах австралийской компании Qantas, так как они ни разу не разбились. Это частично верно: аварии у этого перевозчика случались только до 1951 года и только на бипланах, а пассажирские лайнеры в аварии, которые повлекли бы смерть пассажиров, не попадали. Все авиакомпании, кроме Qantas, вырезали данную сцену из версии фильма для показа во время полёта.

Многие пассажиры самолётов вкус привычной еды воспринимают совершенно по-другому. Причиной этому служит шум полёта. При высоком уровне шума еда кажется менее солёной и сладкой, но при этом более хрустящей.

Рекордный размах крыльев - 98 метров - принадлежал американскому самолёту Хьюз H-4 Геркулес. Точнее, это была деревянная летающая лодка для транспорта грузов. Она была построена в ходе Второй Мировой войны, однако совершила всего один полёт на высоте 21 метр, после чего её отправили в музей.

Прозвище в честь легендарного корабля-призрака «Летучий голландец» получили многие нидерландские авиаконструкторы, спортсмены, музыканты. Но известен и «нелетучий голландец» - так прозвали футболиста Денниса Бергкампа из-за его аэрофобии. Выступая за «Арсенал», он наотрез отказывался летать на самолётах, из-за чего вынужденно пропускал важные еврокубковые матчи в континентальной части Европы.

В немецком бомбардировщике времён Второй Мировой войны Юнкерс Ю-87 была предусмотрена сирена, которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха. Она громко выла во время пикирования и предназначалась для психологического воздействия на противника, а также для определения скорости пикирования по тону звука без необходимости смотреть на приборы.

Слово «самолёт» существовало задолго до появлении авиации. Например, словарь Брокгауза и Ефрона 1903-го года выпуска так описывает взятие войсками Петра I крепости Нотебург: «... флотилия блокировала её со стороны Ладожского озера; на самолёте устроена связь между обоими берегами Невы». Здесь под словом самолёт имеется ввиду самоходный паром, движимый силой речной струи. В этой же энциклопедии есть другое толкование: самолёт - ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока. Наконец, так называли волшебные летающие предметы из сказок, например, ковёр-самолёт.

В 1960-70-х годах в СССР разрабатывалась авиационно-космическая система «Спираль», состоящая из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. Для испытаний был сконструирован аналог орбитального самолёта, оборудованный шасси с лыжно-тарельчатыми опорами. Однажды во время испытаний тяги двигателей было недостаточно, чтобы сдвинуть с места эти лыжи по грунтовой полосе. Было решено пригнать два грузовика с арбузами, которые равномерно разбили на протяжении 70 метров. Это обеспечило необходимое скольжение и самолёт сумел тронуться с места и разогнаться.

Интересный факт №1: Самолет – самое безопасное средство передвижения.

Интересный факт №2: Самой старой авиакомпанией в мире считается голландская KLM, которая была основана седьмого октября 1919 года.

Интересный факт №3: Первой стюардессой на борту самолета стала американка Эллен Черч. Девушка была по образованию медсестрой и имела лицензию на управление самолетом. Когда в 1930-м году она подала заявление о приеме на работу в авиакомпанию «Boeing Air Transit», там с радостью откликнулись. Девушка, кроме прямых обязанностей, заправляла баки топливом, носила багаж, заводила часы в кабине пилота, била мух и т.д.

Интересный факт №4: До этого, два года в самолетах работали только мужчины-бортпроводники (стюарды), причем, только на немецких самолетах.

Интересный факт №5: Более полувека тому назад, стоимость авиабилета была минимум на порядок выше, чем сейчас. То есть, переведя в реальное время, например, авиабилеты Москва-Рим обошлись бы вам не в 6 тысяч рублей, а минимум все шестьдесят.

Интересный факт №6: Каждый аэропорт, согласно правилам системы международной авиации, имеет трехбуквенный код на латинице. В России этот код на кириллице. Уфа – единственный аэропорт, чье название и в международной и в российской системах звучит одинаково: УФА – UFA.

Интересный факт №7: Первый коммерческий пассажирский авиарейс состоялся 99 лет тому назад. Конечно, тогда купить авиабилеты еще не было всем доступной опцией и право лететь решалось закулисно.

Интересный факт №8: Более забавная история с Копенгагеном и Саранском. У этих двух аэропортов одинаковые буквы кода. Только у Копенгагена они на латинице, а у Саранска на кириллице – СРН.

Интересный факт №9: В большинстве пассажирских самолетов западных авиакомпаний отсутствует тринадцатый ряд.

Интересный факт №10: Часть акций авиакомпании «British Airways» принадлежит Англиканской церкви.

Интересный факт №11: Ученые утверждают, что шум двигателей самолетов изменяет вкусовые ощущения от еды. Она кажется более хрустящей, но менее соленой и сладкой.

Интересный факт №12: В аэропорту южнокорейского города Инчхон вы не найдете 4, 13 и 44 выхода. С числом 13 все понятно, а 4 созвучно слову смерть.

Интересный факт №13: По итогам опроса более чем 70 тысяч респондентов в мае прошлого года, выяснилось, что авиакомпания «Scandinavian Airlines» является наиболее предпочтительной среди геев и лесбиянок.

Интересный факт №14: По статистике, для того, чтобы практически гарантированно попасть на самолет, который потерпит крушение, человеку необходимо в течение 13 лет ежедневно летать, при этом, шанс остаться в живых составляет 10 к одному. То есть, лишь один из десяти станет трагическим.

Интересный факт №15: Каждый тридцать третий пассажир страдает аэрофобией.

Интересный факт №16: Самым раздражающим фактором во время полета для пассажиров является стук соседа сзади по спинке кресла.

Интересный факт №17: Пилоты, летающие на международных авиарейсах, общаются с диспетчерами только на английском языке.

Интересный факт №18: Наибольшее количество аэропортов расположено на территории США – более 14 с половиной тысяч.

Авиатранспорт – один из самых интересных, захватывающих и в то же время ненавистных многими средств передвижения. На высоте примерно в 10 км многие испытывают панический страх, другие же получают незабываемое удовольствие. Что же таят внутри себя самолеты, и какие вещи нужно знать, прежде чем начинать трястись в конвульсиях от предстоящего полета?

Над пропастью небес

Вокруг безопасности авиаперелетов постоянно возникают ожесточенные споры и дискуссии, и эту атмосферу очень часто подогревают СМИ, которые привыкли мусолить каждую авиакатастрофу. Да, ни одно техническое изобретение, будь то самолет или автомобиль, не застраховано от всякого рода неполадок и проблем, однако стоит признать, что авиатранспорт – самый безопасный транспорт в мире ! Различные журналы и исследовательские центры собирали множество данных, и все в один голос заявляют, что риск разбиться на самолете настолько низок, что гораздо опасней будет, например, отправиться на работу пешком или на метро. Если говорить более конкретно, то вероятность того, что самолет попадет в авиакатастрофу, составляет около 0,00001%.

Атмосфера страха перед воздушным транспортом подогревается тем, что когда случаются различные авиакатастрофы, количество жертв за один раз может быть довольно большим. Опять же, стоит задуматься – сколько автомобильных аварий и других трагедий случается ежедневно, а сколько раз в год происходят действительно страшные авиакатастрофы?

Пробки в воздухе

Убедиться также в безопасности самолетов могут специальные сервисы, которые сканируют воздушное пространство в реальном времени. Такие порталы, как, например, flightradar 24 , показывают, что каждый день в воздухе одновременно находится несколько тысяч самолетов, а количество совершаемых авиарейсов (гражданских) в день переваливает за 30 тысяч. Примитивные расчеты показывают, что в год таких рейсов совершается около 20 миллионов . Каждый год случается примерно 10 авиакатастроф , половина из которых, к сожалению, приводит к большому количеству жертв. Но стоит сказать, что большинство из этих трагедий происходит в странах третьего мира, где эксплуатируются самолеты с очень большим налетом, а халатность и безразличие некоторых работников приводит именно к таким последствиям. То есть, дело не в самом транспорте, а в человеческом факторе.

Бывают ситуации, когда новые, только вышедшие с конвейера самолеты престижных авиакомпаний попадают в авиакатастрофу в силу технического брака, но таких случаев – раз и обчелся.

Боже, хоть бы мы долетели…

У некоторых групп людей боязнь перелетов перерастает в настоящую болезнь, которая известна всем под названием «аэрофобия» . Врачи-психологи организовывают даже специальные курсы, которые направлены на помощь людям, страдающим от страха летать. Но, к сожалению, некоторым даже профессиональная помощь не в силах помочь. Многие настолько бояться садиться в замкнутое пространство огромного лайнера, что эти люди готовы несколько дней трястись в вагонах поездов или даже на кораблях, если дело касается переездов через океан. Сразу вспоминается пример футболиста Дениса Бергкампа из английского футбольного клуба «Арсенал». Пока все игроки летали на матчи на клубном самолете, футболист заранее брал билет на поезд и добирался до пункта назначения по рельсам.


Другие же люди, которые понимают неотвратимость путешествия по воздуху, прибегают к другим вещам – к алкоголю. Некоторым пара бокалов вина действительно помогает расслабиться, но большинство начинают испытывать еще больший страх, употребив алкоголь перед вылетом. А коктейль из алкоголя и повышенной нервной активности приводит в конечном счете к проблемам со здоровьем, так как специфическое усваивание алкоголя в воздухе гораздо вредней , чем на земле.

А что если?..

Опять же, ни одна машина, будь-то автомобиль или самолет, не застрахована от неполадок. Да, у самолета может отказать двигатель (или даже взорваться), сломаться шасси и еще много других систем, которые помогают самолету набирать высоту, держать курс, снижаться. Но стоит отметить, что во всех современных самолетах на каждую техническую позицию приходится дублирующая система. Например, если у самолета отказал один двигатель, лайнер спокойно сможет продолжать полет, причем даже без значительной потери скорости и комфорта. Если вдруг отключился автопилот, капитан воздушного судна может взять управление на себя. Если в конечном итоге капитану воздушного судна вдруг станет плохо, то управление принимает второй пилот, который также хорошо разбирается в системах управления самолетом.


Даже если представить, что случится серьезная неполадка, а именно отключение шасси, есть высокие шансы на благополучное приземление. Не секрет, что пилоты, обучаясь искусству пилотирования самолетом, часами отрабатывают на специальных имитаторах всевозможные экстренные ситуации . А многие примеры из жизни показывают, что посадить самолет без шасси хоть и трудно, но вполне реально.

На кочках облаков…

Одно из самых «страшных» в понимании аэрофобов явлений – турбулентность . Когда на высоте в несколько километров самолет начинает трястись, многие пассажиры начинают чувствовать себя некомфортно. Различные потоки воздуха, а также облака начинают трясти самолет, однако факт остается фактом – турбулентность в воздухе сравнима с кочками и вмятинами на шоссе. Да, ощущения от тряски совершенно другое, чем в автомобиле, но принцип идентичен. Самолет рассчитан на самые экстремальные погоды и самые сильные порывы ветра. Турбулентность никогда не приводила к авиакатастрофам ! Однако сильная тряска может нанести пассажирам различные травмы – порой даже тяжелые. Поэтому никогда не нужно проявлять равнодушие к оповещению о турбулентности, а лучше заранее пристегнуть ремень безопасности.


Авиатранспорт – сложный механизм, который подчас непонятен обывателю из-за различных предубеждений, которые навязывают СМИ. Но статистика не врет, поэтому лучше лишний раз ознакомиться с особенностями работы самолета, с его поведением в воздухе, чтобы сделать свой перелет максимально комфортным.

Еще несколько интересных фактов о самолетах:

  • Молния, попавшая в самолет, вряд ли способна нанести какой-либо значительный урон лайнеру, на котором стоит громоотвод. Статистика показывают, что за день в самолет как минимум 1 раз попадает молния.
  • Самая безопасная авиакомпания в мире – австралийская Qantas Airlines.
  • Многие не любят лететь в хвосте самолета, потому что там больше трясет. Статистика же говорит, что если самолет попал в авиакатастрофу, наибольшие шансы выжить как раз у пассажиров, сидящих в хвостовой части.
  • Один из самых длинных рейсов – из Европы в Австралию. Две пересадки и около 30 часов в пути.
  • Нынешнее поколение первым застанет новую эру гражданской авиации. Многие производители самолетов уже работают над созданием самолетов будущего, скорость которых будет в 3-4 раза превышать нынешнюю.
error: Content is protected !!