Зайчик ю матвеев. Рабочая учебная программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду. Н. Преображенской, с
Слушание: «Колыбельная», муз. А. Гречанинова; «Марш», муз. Л. Шульгина, «Ах ты, береза», рус. нар. песня; «Осенняя песенка», муз. Д. Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева; «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока; «Мамины лас- ки», муз. А. Гречанинова; «Музыкальный ящик» (из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова); «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. Чайковского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Ко- тик заболел», «Котик выздоровел», муз. А. Гречанинова; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия; «Мама», муз. П. Чайковского; «Веснянка», укр. нар. песня, обраб. Г. Лобачева, сл. О. Высотской; «Бабочка», муз. Э. Грига; «Смелый наездник» (из «Альбома для юношества» Р. Шумана); «Жаво- ронок», муз. М. Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Новая кукла», «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Пьеска» (из «Альбома для юношества» Р. Шумана); а также любимые произведения детей, которые они слушали в течение года.
Пение: Упражнения на развитие слуха и голоса. «Две тетери», муз. М. Щег- лова, сл. народные; «Жук», муз. Н. Потоловского, сл. народные; «Ко- лыбельная зайчонка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Птенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Путаница», песня-шутка; муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Чуковского; «Кукушечка», рус. нар. песня, обраб. И. Арсеева; «Паучок» и «Кисонька-мурысонька», рус. нар. песни; заклич- ки: «Ой, кулики! Весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите!»; «Где был, Иванушка», рус. нар. песня; «Гуси», рус. нар. песня; «Пастушок», муз. Н. Преображенской, сл. народные. Песни. «Осень», муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина; «Баю-бай», муз. М. Красина, сл. М. Черной; «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной; «Осенью», рус. нар. мелодия, обраб. И. Кишко, сл. И. Плакиды; «Кошеч- ка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова, сл. В. Антоновой; «Санки», муз. М. Красева, сл. О. Вы- сотской; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Подарок маме», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; колядки: «Здравствуйте», «С Новым годом»; «Воробей», муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова; «Веснян- ка», укр. нар. песня; «Дождик», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Зай- чик», муз. М. Старокадомского, сл. М. Клоковой; «Лошадка», муз. Т. Ло- мовой, сл. М. Ивенсен; «Паровоз», муз. З. Компанейца, сл. О. Высотской. Песни из детских мультфильмов. «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского (мультфильм «Крошка Енот»); «Песенка про кузне- чика», муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова (мультфильм «Приключения Кузнечика»); «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского (мультфильм «День рождения кота Леопольда»); а также любимые песни, выученные ранее.
Музыкально-ритмические движения. Игровые упражнения: «Пружинки» под рус. нар. мелодию; ходьба под «Марш», муз. И. Беркович; «Веселые мячики» (подпрыгивание и бег), муз. М. Сатулиной; «Качание рук с лентами», польск. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкарева; прыжки под англ. нар. мелодию «Полли»; легкий бег под латв. «Польку», муз. А. Жилинского; «Марш», муз. Е. Тиличеевой; «Лиса и зайцы» под муз. А. Майкапара «В садике»; «Ходит медведь» под муз. «Этюд» К. Черни; подскоки под музыку «Полька», муз. М. Глинки; «Всадники», муз. В. Витлина; потопаем, покружимся под рус. нар. мело- дии. «Петух», муз. Т. Ломовой; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Уп- ражнения с цветами» под муз. «Вальса» А. Жилина; «Жуки», венг. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкарева. Этюды-драматизации. «Барабанщик», муз. М. Красева; «Танец осен- них листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой; «Барабанщи- ки», муз. Д. Кабалевского и С. Левидова; «Считалка», «Катилось яблоко», муз. В. Агафонникова; «Сапожки скачут по дорожке», муз. А. Филиппен- ко, сл. Т. Волгиной; «Веселая прогулка», муз. П. Чайковского; «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой; «Горячий конь», муз. Т. Ломовой; «Подснежник» из цикла «Времена года» П. Чайковс- кого «Апрель»; «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик; «Сбор ягод» под рус. нар. песню «Ах ты, береза»; «Кукушка танцует», муз. Э. Сигмейстера; «Наседка и цыплята», муз. Т. Ломовой. Хороводы и пляски. «Пляска парами», латыш. нар. мелодия; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Ломовой; «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова-Метнер, сл. Е. Каргановой; «Покажи ладошки», лат. нар. ме- лодия «Танец с ложками» под рус. нар. мелодию; «Танец с платочками», рус. нар. мелодия; «Приглашение», укр. нар. мелодия, обраб. Г. Теплицко- го; «Пляска с султанчиками», укр. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; «Кто у нас хороший?», муз. Ан. Александрова; «Покажи ладошку», ла- тыш. нар. мелодия; пляска «До свидания», чеш. нар. мелодия; «Плато- чек», рус. нар. мелодия в обраб. Л. Ревуцкого; «Дудочка-дуда», муз. Ю. Слонова, сл. народные; «Хлоп-хлоп-хлоп», эст. нар. мелодия, обраб. А. Роомере; новогодние хороводы по выбору музыкального руководителя. Характерные танцы. «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метло- ва; «Пляска Петрушек», муз. А. Серова из оперы «Рогнеда» (отрывок); «Танец зайчат» из «Польки» И. Штрауса; «Снежинки», муз. Т. Ломовой; «Бусинки» из «Галопа» И. Дунаевского; повторение танцев, выученных в течение года, а также к инсценировкам и музыкальным играм: «Котята- поварята», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Коза-дереза», сл. народ- ные, муз. М. Магиденко. Музыкальные игры Игры. «Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Жмурки», муз. Ф. Фло- това; «Медведь и заяц», муз. В. Ребикова; «Самолеты», муз. М. Магиденко; «Игра Деда Мороза со снежками», муз. П. Чайковского (из балета «Спя- щая красавица»); «Жмурки», муз. Ф. Флотова; «Веселые мячики», муз. М. Сатулина; «Найди себе пару», муз. Т. Ломовой; «Займи домик», муз. М. Магиденко; «Кто скорее возьмет игрушку?», латв. нар. мелодия; «Веселая карусель», рус. нар. мелодия, обраб. Е. Тиличеевой; «Ловишки», рус. нар. мелодия, обраб. А. Сидельникова; игры, выученные в течение года. Игры с пением. «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой; «Кукла», муз. Старокадомского, сл. О. Высотской; «Дед Мороз и дети», муз. И. Кишко, сл. М. Ивенсен; «Заинька», муз. М. Кра- сева, сл. Л. Некрасова; «Заинька, выходи», «Гуси, лебеди и волк», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппен- ко, сл. Н. Кукловской; «Рыбка», муз. М. Красева; «Платочек», укр. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Веселая девочка Таня», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской и Р. Борисовой.
Песенное творчество : «Как тебя зовут?»; «Что ты хочешь, кошечка?»; «Марш», муз. Н. Бо- гословского; «Мишка», «Бычок», «Лошадка», муз. А. Гречанинова, сл. А. Барто; «Наша песенка простая», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивен- сен; «Курочка-рябушечка», муз. Г. Лобачева, сл. народные; «Котенька-ко- ток», рус. нар. песня. Развитие танцевально-игрового творчества «Лошадка», муз. Н. Потоловского; «Зайчики», «Наседка и цыплята», «Воробей», муз. Т. Ломовой; «Ой, хмель мой, хмелек», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Скачут по до- рожке», муз. А. Филиппенко; придумай пляску Петрушек под музыку «Петрушка» И. Брамса; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.
Музыкально-дидактические игры.Развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», «Качели». Развитие ритмического слуха. «Петушок, курочка и цыпленок», «Кто как идет?», «Веселые дудочки», «Сыграй, как я». Развитие тембрового и динамического слуха. «Громко - тихо», «Узнай свой инструмент»; «Угадай, на чем играю». Определение жанра и развитие памяти. «Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по картинке», «Музыкальный магазин». Игра на детских музыкальных инструментах. «Мы идем с флажками», «Гармошка», «Небо синее», «Андрей-воробей», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Сорока-сорока», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко; «Кап-кап-кап…», румын. нар. песня, обр. Т. Попатенко; «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. В. Попова; подыгрывание рус. нар. мелодий.
4.5. Требования к уровню подготовки воспитанников:
Конспект музыкального тематического занятия в младшей группе на тему: Зайчик
Цель и задачи : развивать музыкальный слух у детей; активизировать представления детей о зайчике; учить отображать чувства, настроения при прослушивании, пении, пляске, игре в слуховом синтезе музыкальных композиций, в воплощении сюжетов, разнохарактерной музыкальной выразительности; учить петь некрикливо, слаженно, правильно исполняя мелодии песен и попевок, четко проговаривать текст, развивать воображение при исполнении музыкальных образов зайчика.
Ход занятия
Дети входят в зал под «Марш» Парлова.
Музыкальный руководитель.
Дети, к нам пришел заинька,
Заинька маленький,
Длинные ушки
Торчат на макушке!
Рассматривают игрушку - Зайчика.
Музыкальный руководитель . Зайка скачет по дорожке, разминает ножки!
Упражнение «Зайчик» (русская народная мелодия).
Музыкальный руководитель.
Скачут зайки, ушками шевелят,
Ножки веселые у наших ребят.
А теперь все отдохнем
И на стульчики пойдем!
Сели на места.
Музыкальный руководитель . Понравилось зайчику у ребят, только что-то грустный взгляд.
Слушание песни Ю. Матвеевой «Зайчик».
Музыкальный руководитель.
Хмурая, дождливая наступила осень,
Всю капустку сняли, нечего украсть,
Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку серому попасть.
Плачет зайчик, а почему он плачет?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель . А какая музыка в этой песенке?
Дети. Грустная, печальная.
Музыкальный руководитель . Пожалеем зайчика.
Дети гладят его по головке.
Музыкальный руководитель . Да споем ему песенку. Она ему должна обязательно понравиться, а если вы постараетесь, будете петь все вместе, хорошо открывать ротики и четко произносить слова, зайчик сразу повеселеет.
Пение песни-попевки «Заинька-зайка», русская народная мелодия.
Музыкальный руководител ь. А теперь ритм этой песенки изобразим на деревянных ложках.
Заинька обрадовался, заплясал под русскую народную песню «Ах, вы, сени», дети хлопают в ладоши.
Музыкальный руководитель. Весело зайчику стало, и позвал он своих друзей в детский сад.
Зайки весело спляшите,
Да ребят повеселите!
«Танец с зайчиками» Шутенко.
На каждую часть пляски дети с зайчиками меняют движение.
Очень весело плясали
И совсем мы не устали,
Ну-ка, зайка, догони
И ребят повесели!
Игра «Догонялки» (русская народная мелодия).
Музыкальный руководитель.
Ну, а теперь скажем зайкам «пока»,
Шагает в группу весело наша детвора!
Дети под «Марш» выходят из зала.
Татьяна Туманина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей среднего дошкольного возраста «К нам зайчик пришел»
Цель : развитие музыкальности детей через музыкально-игровую деятельность
Задачи образовательной области «Музыка » :
1. Развивать умение слушать музыкальное произведение до конца
2. Продолжать обучать выполнять движения с предметами
3. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувтво ритма, отрабатывать певческие навыки
Задачи интегрируемых образовательных областей :
«Здоровье» - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
«Коммуникация» - развитие свободного общение со взрослыми и детьми (помогать детям выражать свою точку зрения)
«Познание» - расширение кругозора в области средств выразительности музыки
«Художественное творчество» - продолжать развивать образные представления , воображение .
Виды деятельности : игровая, музыкально-художественная , познавательная, коммуникативная
Формы организации совместной деятельности : слушание, исполнение, подвижные игры (с музыкальным сопровождением )
Материал к НОД : игрушка «Зайчик » , корзинка, музыкальные инструменты – деревянные ложки, ленты.
Последовательность непосредственной образовательной деятельности
М. Р. Здравствуйте ребята.
Дети : Здравствуйте.
М. Р. Сегодня мы с вами встретим очень хорошего и маленького гостя. Смотрите не приходит к нам гость. Как вы думаете что нужно сделать, чтобы он быстрее пришел .
Ответы детей .
М. Р. Ну как же мы его позовем? Мы даже не знаем кто он : человек или зверек какой?
Я предлагаю выполнить несложное упражнение с лентами. Наш гость услышит музыку , увидит разноцветные ленты и тут же нас найдет.
Перестроение в круг.
Исполнение этюда-драматизации «Качание рук с лентами» обр. Л. Вишкарева
М. Р. Вот как весело плясали
И немножечко устали.
Мы на стульчики пройдем
Сядем тихо отдохнем.
Ребята, а сейчас я сыграю музыку и вы по ней определите, кто же нам придет.
Исполнение «Зайчик » муз. Ю. Матвеева
А как вы думаете, какая музыка веселая или грустная? Быстрая или медленная? Кого изображает музыка .
Дети : зайчика
Воспитатель показывает зайчика .
М. Р. Здравствуй зайчик . Зайчик стесняется и хочет что-то мне на ушко сказать. Он поздоровался с вами. Ребята, у зайчика есть любимая песенка, да вот только беда, он её забыл. А давайте мы ему поможем. А как мы можем помочь? (Правильно напомнить, спеть ему песенку)
М. Р. А прежде чем спеть мы сделаем гимнастику для нашего ротика, чтобы он хорошо пропевал все звуки.
Делают гимнастику
М. Р. Молодцы какие. Ребята, а какие вы песенки знаете?
(Ответы детей )
М. Р. Я вам сейчас сыграю вступление песни, а вы мне скажите как она называется.
М. Р. Правильно молодцы. Она называется «Колыбельная зайчонку » . Давайте мы с вами её исполним.
Исполняют песню «Колыбельная зайчонку »
М. Р. А давайте мы послушаем как поет эту песенку и качает зайчонка Никита
Вызывается несколько детей , они качают зайку.
М. Р. Вот наш заинька уснул. А мы пока сделаем пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика «кролик»
М. Р. Ой зайка проснулся! А у него для нас сюрприз есть. (Достает корзину с музыкальными инструментами ) .
М. Р. Ой, а что это такое? Правильно это музыкальные инструменты - ложки
Игра на музыкальных инструментах .
М. Р. Зайке очень понравилось, как вы играете? Он спрашивает, что вы умеете делать?
(Ответы детей , что мы еще хорошо танцуем)
Танец «Покажи ладошки »
М. Р. Молодцы. Скажите, а что мы сегодня с вами выполняли? А что вам понравилось больше всего?
Ответы детей .
М. Р. А нашему зайке все сегодня понравилось и как вы поете и как вы играете на музыкальных инструментах . А сейчас нам надо с вами прощаться, до свидания ребята.
Дети под музыку уходят
^ Песенное творчество
Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша.
^
Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный).
^ Развитие танцевально-игрового творчества
Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица). Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей.
^ Игра на детских музыкальных инструментах
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
^ Музыкальные занятия состоят из трёх частей:
1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить детей на занятие и развивать навыки основных танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребёнка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель-развивать вокальные задатки ребёнка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе,а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. Песенное творчество. Цель - побуждать ребёнка к самостоятельному сочинению мелодии колыбельной и формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель-доставить эмоциональное наслаждение ребёнку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учётом возможностей и особенностей каждого ребёнка.
^ К концу года дети могут:
Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер, выражать свои чувства словами, рисунком, движением;
Узнавать песни по мелодии;
Различать звуки по высоте (петь в пределах септимы)
Петь протяжно, чётко произносить слова, вместе начинать и заканчивать пение.
Тема | Музыкальный материал | Период |
День знаний | ^ Сл: «Скакалка» А.Хачатуряна; « Марш» муз. И. Дунаевского Пение: «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой; «Барабанщик» муз. М. Красева, Гимн детского сада. МРД: «Марш» Ф.Яруллин, «Котенька-коток», рус. нар. колыбельная песня; «Марш», муз. Н. Богословского; сл. А Барто. «Догадайся, кто поёт?» Е.Тиличеева; «Узнай по голосу»; «Громко - тихо», «Марш » муз. Т.Ломовой,«Туп-туп-тупыбыз»Л.Шигабетдинова муз., «Пружинки» рус.нар.мел. Биюлэр: Парлы бию т.х.к Л.Шихабетдинова эшк. «Пляска парами» латв. нар.мел.обр.Г.Теплицкого. | 15 августа-10 сентября |
Осень | ^ Сл: «Янгыр» И.Якубов;«Лошадка» Т.Ломовой» Пение: «Осень наступила» С.Насауленко, «Коз» Р.Еникеев, «Вот какие листики!» С.Насауленко, «Капельки» В.Павленко. МРД:
«Марш» И.Шэмсетдинов, «Барабанщики» Э.Парлова («Марш»); «Колыбельная» (фрагмент), С.Левидова,«Барабанщики» Д.Кабалевского, «Дождик» обр.Т.Попатенко; «Куянкай» Б-Болгари муз., «Пляска парами» латыш, нар.м. обр.Т.Попатенко; «Петушок» М. Матвеева; «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой; «Угадай, на чем играю»; | 11-30 сентября |
Я в мире человек | ^ Сл: «Шуточка» В.Семёнова; «Плач куклы» Т.Попатенко; Пение: «Листопад-листопад» Т.Попатенко, «Огородная-хороводная» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой; МРД: « Плясовая» муз. Е.Семёновой; «Ну-ка угадай – ка» муз. Е.Тиличеевой; «Танец с зонтиками» (м.р. к-ция); «Танец грибочков» (м.р.к.); «Марш» Е.Тиличеевой; «Пружинки» р.н.м. обр.Т.Туманян «Нам весело» укр.нар.мел. ^
Развитие звуковысотного слуха:
. «Птицы и птенчики»; « Узнай по голосу» муз. Е.Тиличеевой.
| 1-15 октября |
Мой город,моя страна. | ^ Сл: «Наша Родина – Россия» муз. С. Насауленко, « Ах, ты береза» рус.нар.мелодия. Пение: «Осень», муз.И.Кишко; « Кружатся листочки» муз.С.Насауленко, « Осень» муз. Ю. Чичкова. МРД:
«Строим дом» М.Красева; «Поезд» муз. Е.Тиличеевой; «Балалар ярдэм итэ» З.Хабибуллин; «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Марш», муз. А Гречанинова, «Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Узнай свой инструмент», «Пьеса» В.Ребикова; «Экоссез»
И.Гуммеля; «Пружинки» под рус. нар. мелодию «Посеяли девки лен»;
| 16 октября-15 ноября |
Новогодний праздник | ^ Сл: «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковски й, «Музыкальный ящик» муз. Г.Свиридова Пение: «Елочка-проказница» С.Насауленко, «Чыршы янында» И.Шэмсетдинов муз. С.Урайский сузл., «Елочка-елка», С.Насауленко, « В гости к елке мы пришли» С.Насауленко, «Дед Мороз» В.Витлина. МРД:
«Серенькая кошечка» В.Витлина; «Танец гномов» (м.р.к.); «Зайцы и медведь »(муз. Н. Р-корсакова «Зайцы». В Ребикова «Медведь»)«Игра Деда Мороза со снежками», муз. П. Чайковского, «Снежинки» муз. О.Берта, « Пляска петрушек» муз.Серова, «Хлоп – хлоп – хлоп» эст.нар.мел. обр. А.Роомера. | 15 ноября-31 декабря |
Зима | ^ Сл: «Первый вальс» муз.Д.Кабалевского; «Грустное настроение» А.Штейнвиль, «Зайчик» муз.Ю.Матвеева. Пение: «Санки» муз. М. Красева, «Снежинки» муз. О.Берта, «Серенькая кошечка» В.Витлин, «Зимушка – Зима» муз. С.Насауленко. МРД: «Лиса и зайцы» А.Майкапара. «Полька» М.Глинка, «Ходит медведь» К.Черни,.«Заинька, выходи»Е.Тиличеева;«Снежинки» муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова; «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой. МДИ:
«Эхо», «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова, (развитие звуковысотного слуха) | 1-31 января |
День защитника Отечества | ^ Сл: «Туган тел» т.х.к. Г.Тукай сузл., «Смелый наездник» муз.Р.Шумана, «Ребята - молодцы» Л.Вахрушевой. Пение: «Паровоз» З.Компанейца; «Барабанщик»М.Красева; « Буденовец» муз. В.Расульской. МРД: «Барабанщики» («Марш»Т.Парлов, «Колыбельная» С.Левидов,»Барабанщики Д.Кабалевский), «Полька», муз. А. Жилинского; «Марш», муз. И. Беркович, «Гата» Н.Бакиева М.Жиганшина эшк.(барабан);«Мы идем с флажками», «Серенькая кошечка» В.Витлин, «Ун чыпчык» А.Ключарёв муз.;«Танец с ложками» р.н.м.; МДИ
: «Тише-громче в бубен бей» (динамическое восприятие), « Угадай, на чем играю»(тембровое восприятие) | 1-23 февраля |
8 марта | ^ Сл: «Колокольчики звенят » В.Моцарта; «Яз килде» С.Сэйдэшев муз. Р.Еникэй сузл., «Мама» муз.П.Чайковского. Пение: « Золотая мама» С. Насауленко; «Про бабушку» С.Насауленко, «Очень я мамочку люблю» Л.Старченко. «Подарки для мам» муз.И.Смирнова. МРД:
«Васька -кот» Г.Лобачёва;«Танец с платочками», рус. нар. мелодия; «Танец с цветами»; | 24февраля-8 марта |
Знакомство с народной культурой и традициями. | ^ Сл: « Мы по городу идём» муз. А.Островского; Пение: «Бегал заяц по болоту»; «Дэу энием» Э.Бакиров, «Булэгем» Ф.Шэймарданова, «Яз килэ» Л.Хэйретдинов. «Яз килде» С.Сэйдэшев муз. Р.Еникэй сузл., « Воробей» муз. В.Герчик. МРД: «Вальс» А.Жилина,« Туган тел» т.х.к. Г.Тукай сузл., «Если добрый ты» Б.Савельева, «Энисэ» т.х.к. М.Мозаффаров эшк.;«Серенькая кошечка» В.Витлина;«Считалка», муз. В. Герчик; «Эпипэ» т.х.к.(татарча бию); МДИ:
«Узнай инструмент»; «Музыкальные молоточки» муз.Е.Тиличеевой (развитие звуковысотного слуха) | 9-31марта |
Весна | ^ Сл: « Веснянка» укр. нар.песня обр. Г.Лобачева, «Пьеска» муз. Р.Шумана. Пение: « Зима прошла» муз. Н. Метлова; «Сорока-сорока», рус. нар. прибаутка, «Воробушки» муз. М.Красева, «Тает снег»А.Филиппенко, «Весна» С.Насауленко,.«Дождик» р.н.п. обр.Т.Попатенко; заклички: «Ой, кулики! Весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите»; МРД: « Зилем-зилэйлэ» т.х.ж.; «Помощницы» (м.р.к.); «Займи домик»; «Кто как идет?»;«Кукла», муз. М. Старокадомского; «Скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко; «Тышта яз» Л.Шигабетдинова муз., Попатенко; «Кап-кап…», рум. нар. песня, обр. Т. Попатенко; | 1-15 апреля |
День Победы | ^ Сл: «Победа придет» М, Сидорова Пение: «Буденовец» Р.Расульской; «Бескозырка белая» муз. С Киселева, «Ребята-молодцы» Л.Вахрушевой МРД:
«Потанцуй со мной, дружок»; «Веселые мячики», муз. М. Сатулина; «Самолеты», муз. М. Магиденко; «Полька» Р.Хамитов-сикерешле атлам, «Пильщики» О.Боромыковой «Танец с платочками» укр.нар.мел.обр.Г.Теплицкого «Танец с ложками» рус.нар.мел,«Парлы бию» т.х.к. Л.Шигабетдинов, «Ловишки» рус.нар.мел. обр. А.Сидельникова. | 16апреля-9мая |
Лето | ^ Сл: « Бабочка» муз. Э.Григ. «Жаворонок» М.Глинка. Пение: «Дружба» В.Шаинского, «Сабан туе» Л.Батыр-Булгари муз. Г.Зэйнэшева сузл. « Улыбка» муз. В.Шаинский, «Медвежата» муз.М.Красева; МРД:
« Марш»Л.Хэйретдинов (бердэм атлау), «Курочка и петушок» Г.Фрида,«Найди себе пару» Т.Ломовой, «Дудочка-дуда» Ю.Слонова«Чебурашка» (А.Бурениной), «Весёлые путешественники» (А.Бурениной); | 10-31 мая |
^ Культурно досуговая деятельность в средней группе
Развлечения.
Задачи: создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истоками русской культуры. Вовлекать детей в процесс подготовки разных видов развлечений; формировать желание участвовать в кукольном спектакле, музыкальных и литературных композициях, концертах. Организовывать спортивные и игровые соревнования и т. д. В процессе организации и проведения развлечений заботиться о формировании потребности заниматься интересным и содержательным делом.
Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым. Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание, приобщать к художественной культуре, эстетико- эмоциональному творчеству.
Праздники
Задачи: продолжать приобщать детей к праздничной культуре народа Татарстана. Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Формировать чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране. Воспитывать любовь к близким людям, Родине. Организовывать утренники, посвященные Новому году, 8 Марта, праздникам народного календаря, осени и весне.
Творчество
Задачи:
привлекать детей к творческой деятельности, развивать интерес и желание посещать студии эстетического воспитания и развития в детском саду или в центрах творчества. Содействовать развитию индивидуальных творческих способностей и художественных наклонностей ребенка.
^
Образовательная область «Музыка» в старшей группе.
Пояснительная записка
Задачи:
продолжать развивать эстетическое воспитание, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах
Слушание
Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкального инструмента (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка)
Пение
Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус.
^ Песенное творчество
Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Формировать умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
^ Музыкально-ритмические движения
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед). Формировать танцевальное творчество.
Продолжать развивать навыки инсценирования песен: учить импровизировать образы сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях. Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
Ки», муз. А. Гречанинова; «Музыкальный ящик» (из «Альбома пьес для
Детей» Г. Свиридова); «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»,
Муз. П. Чайковского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Ко-
Тик заболел», «Котик выздоровел», муз. А. Гречанинова; «Как у наших у
Ворот», рус. нар. мелодия; «Мама», муз. П. Чайковского; «Веснянка», укр.
нар. песня, обраб. Г. Лобачева, сл. О. Высотской; «Бабочка», муз. Э. Грига;
«Смелый наездник» (из «Альбома для юношества» Р. Шумана); «Жаво-
Ронок», муз. М. Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Новая кукла»,
«Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Пьеска» (из
«Альбома для юношества» Р. Шумана); а также любимые произведения
Детей, которые они слушали в течение года.
Пение
Лова, сл. народные; «Жук», муз. Н. Потоловского, сл. народные; «Ко-
Лыбельная зайчонка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Птенчики»,
Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Путаница», песня-шутка; муз.
Е. Тиличеевой, сл. К. Чуковского; «Кукушечка», рус. нар. песня, обраб.
И. Арсеева; «Паучок» и «Кисонька-мурысонька», рус. нар. песни; заклич-
ки: «Ой, кулики! Весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите!»; «Где был,
Иванушка», рус. нар. песня; «Гуси», рус. нар. песня; «Пастушок», муз.
Н. Преображенской, сл. народные.
Песни. «Осень», муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина; «Баю-бай», муз.
М. Красина, сл. М. Черной; «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной;
«Осенью», рус. нар. мелодия, обраб. И. Кишко, сл. И. Плакиды; «Кошеч-
Ка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Снежинки», муз. О. Берта,
Обраб. Н. Метлова, сл. В. Антоновой; «Санки», муз. М. Красева, сл. О. Вы-
Сотской; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Подарок
Маме», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; колядки: «Здравствуйте»,
«С Новым годом»; «Воробей», муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова; «Веснян-
Ка», укр. нар. песня; «Дождик», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Зай-
Чик», муз. М. Старокадомского, сл. М. Клоковой; «Лошадка», муз. Т. Ло-
Мовой, сл. М. Ивенсен; «Паровоз», муз. З. Компанейца, сл. О. Высотской.
Песни из детских мультфильмов. «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл.
М. Пляцковского (мультфильм «Крошка Енот»); «Песенка про кузне-
Чика», муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова (мультфильм «Приключения
Кузнечика»); «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского
(мультфильм «День рождения кота Леопольда»); а также любимые песни,
Выученные ранее.
Музыкально-ритмические движения
Игровые упражнения. «Пружинки» под рус. нар. мелодию; ходьба
Под «Марш», муз. И. Беркович; «Веселые мячики» (подпрыгивание и
Бег), муз. М. Сатулиной; «Качание рук с лентами», польск. нар. мелодия,
Обраб. Л. Вишкарева; прыжки под англ. нар. мелодию «Полли»; легкий
бег под латв. «Польку», муз. А. Жилинского; «Марш», муз. Е. Тиличеевой;
«Лиса и зайцы» под муз. А. Майкапара «В садике»; «Ходит медведь» под
муз. «Этюд» К. Черни; подскоки под музыку «Полька», муз. М. Глинки;
«Всадники», муз. В. Витлина; потопаем, покружимся под рус. нар. мело-
Дии. «Петух», муз. Т. Ломовой; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Уп-
Ражнения с цветами» под муз. «Вальса» А. Жилина; «Жуки», венг. нар.
Мелодия, обраб. Л. Вишкарева.
Этюды-драматизации. «Барабанщик», муз. М. Красева; «Танец осен-
Них листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой; «Барабанщи-
Ки», муз. Д. Кабалевского и С. Левидова; «Считалка», «Катилось яблоко»,
Муз. В. Агафонникова; «Сапожки скачут по дорожке», муз. А. Филиппен-
Ко, сл. Т. Волгиной; «Веселая прогулка», муз. П. Чайковского; «Что ты
Хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой; «Горячий конь»,
Муз. Т. Ломовой; «Подснежник» из цикла «Времена года» П. Чайковс-
Кого «Апрель»; «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик; «Сбор ягод» под
рус. нар. песню «Ах ты, береза»; «Кукушка танцует», муз. Э. Сигмейстера;
«Наседка и цыплята», муз. Т. Ломовой.
Хороводы и пляски. «Пляска парами», латыш. нар. мелодия; «По
Улице мостовой», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Ломовой; «Топ и хлоп», муз.
Т. Назарова-Метнер, сл. Е. Каргановой; «Покажи ладошки», лат. нар. ме-