Музыкальная деятельность детей подготовительной группы Тема: «Знакомство с музыкальными инструментами. План - конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию для детей логопедической подгот

Тема: «Ранняя весна».

Цель: Формирование у детей интереса к художественно - творческой деятельности.

Задачи:

1.Учить самостоятельно, придумывать простейшие музыкальные мелодии и играть их на детских музыкальных инструментах.

2.Учить придумывать движения, отражающие музыкальное произведение, выразительно действовать с воображаемыми предметами.

3.Учить оценивать себя.

4.Формировать умение исполнять «канон» хорошо знакомых песенок и попевок.

5.Развивать коммуникативные навыки.

6.Развивать потребность в самовыражении.

7.Воспитывать чувство взаимопомощи.

Словарная работа: пополнить словарь детей названиями жителей подводного царства.

Предварительная работа:

1.Разучивание танца «Привет».

2.Музыкально-дидактическая игра «Всяк играет и поет», «Альматина».

3.Знакомство с разными музыкальными инструментами и игра на них в шумовых оркестрах.

4.Разучивание попевки «Божья коровка» (детский фольклор).

5.Слушание музыкальных произведений «Капелька» (Орфоркестр), «Аквариум» К. Сен-Санса.

6.Разучивание стихотворения «Подводное царство» Т. Коти.

Ход деятельности:

Звучит песня «Солнечная капель», дети под нее входят в зал и останавливаются в кругу, здороваются с гостями песенкой.

(Слайд 1. На экране появляется Весна)

Педагог: Ребята, обратите внимание на картину, как вы думаете, какое время года изображено на ней?

Дети: Весна!

Педагог: По каким признакам вы догадались, что это Весна? (дети говорят)

А какое стихотворение подходит к этой картине? (чтение стихотворения)

К нам Весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами.

Темные проталинки по полям видны,

Видно очень теплые ноги у Весны.

(в зал входит Капелька под звук колокольчика, она плачет)

Педагог: Посмотрите, Капелька плачет, наверное, у нее что-то случилось?

Капелька: Я отстала от своих подружек и теперь не знаю, как мне найти дорогу к своей семье, к другим капелькам.

Педагог: Ребята, а вы хотите помочь Капельке? Дети: Хотим!

Капелька: Здорово! Спасибо вам, дети! Тогда превращаемся в капелек. И отправляемся в путь!

(звучит музыка превращения, дети надевают на себя капельки – медальки)

Педагог: Слушайте первое задание-

Придумать к танцу «Привет» новое весеннее приветствие. Например, вместо слова «Привет» спеть песню весенней капели. Сегодня вы зашли на наше занятие под песню «Солнечная капель», какую песенку там пели капельки?

Дети: Динь-дон!

Педагог: А как еще могут спеть капельки!

Дети придумывают (кап-кап, тук-тук, бум-бум и т.д.)

Педагог: Итак, танцуем 3 проведения танца:

1-й раз поем «Динь-динь».

2-й раз поем (дети предлагают) «Бум-бум»,

3-й раз поем (например) «Кап-кап».

Танец «Привет» (3 проведения) (капелька хлопает в ладошки)

Педагог: Капелька рада, что мы справились с первым заданием, и мы идем дальше. Весной появляется много звуков, давайте и мы «позвучим», а поможет нам в этом игра «Всяк играет и поет».

Музыкально-дидактическая игра «Всяк играет и поет»

(Дети подходят к столикам и выбирают любой музыкальный шумовой инструмент из предложенных и садятся на ковер, на колени)

Дети поют песенку, ведущий ходит между ними и к окончанию песни останавливается лицом к любому из детей, все пропевают его имя и он на своем инструменте исполняет «соло», по окончании придуманной им мелодии меняются с ведущим местами и сам становится ведущим. (Играем 5-6 раз и в заключение игры исполняем песенку еще раз и все играют вместе на своих инструментах).

Всяк играет и поет, всюду музыка живет!

Всяк играет и поет всюду музыка живет!

….(имя)… пусть теперь начнет!

(капелька хлопает в ладоши и слышен звон колокольчика)

Педагог: Капелька рада, что мы вместе справились и с этим заданием, идем дальше. Весной просыпается вся природа: и деревья, и животные, и насекомые.

Давайте вспомним нашу песенку про божью коровку.

Попевка «Божья коровка»

1.В общем кругу со звучащими жестами.

2. «Канон» в 2 кругах.

3. «Канон» в 4 кругах.

4. Каждый кружок придумывает новые, свои звучащие жесты к этой песенке и по очереди исполняет их.

(капелька опять хлопает в ладошки)

Капелька: Молодцы! Здорово справились!

(звучит фрагмент музыки «Капелька» в исполнении Орфоркестра)

Педагог: Ребята, вы слышите, что это за музыка звучит?

Дети: Музыка называется «Капелька», ее придумали музыканты из Орфоркестра.

Педагог: Здорово, ведь она нам укажет дорогу к подругам Капельки и если мы, пройдем путь вместе с этой музыкой, то мы, конечно же, найдем где они.

Садитесь подружней, и будем вспоминать «Историю Капельки». Итак. Пришла Весна, пригрело солнышко, снег начал таять. (Ребенок продолжает) появилась Капелька и спрыгнула с крыши, а рядом спрыгнули с крыши еще много-много капелек и появился ручеек и побежал по дорожке. (Продолжает другой ребенок). По пути к ручейку присоединялось все больше и больше капелек, он становился все больше и шире и прибежал ручеек в большую реку. Долго капельки плыли вместе с большой рекой и наконец, доплыли до широкого и просторного моря и стали качаться на волнах и веселиться. Они были дома.

Педагог: Молодцы! А теперь мы должны весь этот путь показать капельке движениями и привести ее к морю. Давайте посоветуемся, как мы будем двигаться и еще ведь надо, чтобы все наши движения соответствовали музыке.

Вот, к примеру, в самом начале, как двигаются капельки?

Дети: Прыгают!

Педагог: Они сразу все прыгают?

Дети: Нет, сначала по очереди, а потом уже все вместе.

Педагог: А теперь попробуем это сделать и для удобства сядем на стульчики. Одна капелька спрыгнула с крыши - Прыг! (ребенок подпрыгивает со стульчика и так по очереди все дети, в заключении все капельки прыгают). Ребята, а как же нам изобразить, показать движение ручейка? (выслушиваем предложения детей, изображаем ручеек) Предлагайте, как нам изобразить широкую реку? (слушаем предложения детей и проделываем движения). А как же нам показать море? (опять слушаем все предложения и выполняем).

Присаживайтесь ребята. Сейчас артисты исполнят спектакль «История капельки». (Звучит музыка «Капелька»)

Спектакль «История Капельки»

(Слайд 2. На фоне моря прыгает капелька со своими подружками)

Капелька: Ура! Я нашла свою семью и встретилась со своими подружками. Я хочу поблагодарить вас за помощь. Хотите побывать на морском дне. Хотите? Тогда ныряем! (делают движение пловца)

Игра «Подводное Царство » музыка К. Сен-Санса, Стихи Т. Коти.

Подводный лес качается,

Как будто на ветру. (показывают

Здесь сумрачно, таинственно водоросли)

И в холод и в жару.

Перламутровые струйки,

Разноцветные чешуйки, (показывают рыбок)

Рыбки-бабочки порхают,

Словно звездочки сверкают.

Несказанной красоты

В море выросли цветы, (показывают Анемоны)

Но цветы те не простые-

Лепестки у них живые.

Мурена, барракуда

Куда плывут, откуда? (показывают хищных рыб)

Смешная каракатица

По дну тихонько катится. (идут задом - наперед)

Звезды в небе высоко, (показ вверх)

Звезды в море глубоко. (показ в пол, растягивая фразы)

Там сияют, здесь сверкают, (показ вверх, вниз)

А достать их нелегко. (движение отрицания) (2 последние строки повторить 2 раза)

Подводный лес качается

Как будто на ветру, (показывают водоросли)

Здесь сумрачно, таинственно

И в холод, и в жару.

Капелька: Я дарю вам на память фигурки морских животных, но обратите внимание - они разного цвета. Прошу вас выбрать: красную - если вы все задания выполняли правильно, синюю - если не все получилось, желтую - если совсем ничего не получалось. (Дети выбирают фигурки).

Педагог: Катя, почему ты выбрала красную фигурку?

Педагог: Алеша, почему ты взял синюю фигурку?

Педагог: Пришла пора проститься!

До свидания, Капелька!

(звучит музыка превращения и дети снимают медальки-капельки)

Педагог: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Посмотрите у нас еще много подарков Капельки, давайте мы их вручим нашим гостям на память о нашей встрече. (Дети раздают сувениры, прощаются песенкой и покидают зал под песню «Солнечная капель»).

Литература:

1.«Играем в музыку» Е.В.Бояркова «Музыкальный руководитель» №4, 2009 г.

2.«Интеграция в творчестве» Т. Доронова «Обруч» №3, 2011г.

3.«Радость приобщения к творчеству» Н.А. Горяева

4.«Музыкальный руководитель»№ 5, 2007 г.

5.«Голубая мечта» Т.Э.Тютюнникова. Москва. 2015 г.

6.«Сундучок с бирюльками» Т.Э.Тютюнникова (музыкальные игры)

7.«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва. 2009г.

8.Музыкальные диски семинара Т.Э. «Учусь творить» №1, 2,3

Основные задачи:

— развить интерес к музыке как виду искусства;

— развить музыкальные способности детей;

— научить детей самовыражаться через музыку, другие виды искусства;

— сформировать эстетический вкус.

Игровой персонаж: веселая нотка, сделанная из картона или объемная.

УТРО

Сюрпризный момент

Цели: вызвать интерес к деятельности, привлечь внимание; поупражнять в чистом интонировании звука; закрепить знание названий музыкальных нот.

Педагог обращает внимание детей на необычное убранство группы: нотный стан на доске, музыкальный уголок, набор колокольчиков, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, элементы костюмов, декораций и пр.

Помощник воспитателя незаметно включает магнитофон. Педагог удивляется. Делает предположение, что кто-то пришел к детям в гости раньше их. Предлагает детям подумать, куда же гость хочет пригласить детей. После музыкального фрагмента начинает звучать звуковое письмо от Феи музыки, которая посылает к детям свою дочку, чтобы она привела их в Страну музыки. Но появится дочка только после того, как дети отгадают загадку: «Семь ласточек сидят на четырех проводах, каждая на своем месте». (Ноты.)

Педагог предлагает детям позвать нотку. «Только какую звать? Их ведь семь.» Предлагает позвать по очереди, начиная с первой. Педагог использует металлофон, чтобы дети чисто интонировали.

Нотка отвечает на звук «ля». Дети ее находят за магнитофоном (в музыкальном уголке, прикрепленной высоко на шторе и т.п.).

Беседа с детьми

Цель : выяснить музыкальные предпочтения детей, любимые виды деятельности на музыкальных занятиях.

Веселая нотка хочет узнать, что дети слышали о Стране музыки, какая музыка им больше нравится, что им больше нравится — слушать музыку, петь песни, танцевать под музыку, играть в музыкальные игры?

Музыкально-дидактическая игра «Спойте как вас зовут»

Цели: развить песенные навыки детей; научить пропевать фразу мелодично, протяжно.

Нотка хочет познакомиться с детьми, узнать, как их зовут. Только имя надо не назвать, а пропеть: «Меня зовут Маша».

Дети передают по кругу нотку из рук в руки и пропевают свое имя (девочки высокими голосками, мальчики — низкими). Нотка предлагает в Стране музыки не разговаривать, а петь. Приводит пример: «Анна Васильевна, что у нас сегодня на завтрак?» (пропевает). Педагог: «Сегодня на завтрак манная каша» (пропевает).

Нотка предлагает детям попробовать.

Утренняя гимнастика под музыку с танцевальными элементами

Цели: научить сочетать движения с музыкой; повысить двигательную активность, эмоциональный фон.

Нотка предлагает детям подвигаться под музыку, чтобы стать бодрыми и на весь день зарядиться энергией.

ДЕНЬ

Комплексное занятие «Волшебница-музыка»

Цели : развить музыкальный слух, воображение, изобразительные навыки, пантомимическую выразительность, умение импровизировать; сформировать эстетический вкус; закрепить знание основных эмоций и эмоционально окрашенных чувств.

Нотка приглашает детей в волшебную Страну музыки, где все необычно, загадочно. Содержание:

— прослушивание классических произведений (соответствующих возрасту детей), наполненных эмоциями радости, грусти, печали, страха и т.п., беседа о настроении, вызванном музыкой; изображение настроения акварелью способом «по мокрому листу»;

— музыкально-пластическая импровизация типа «Мы — перышки», «Мы — кленовые листья», «Мы — бабочки» и т.п., в которой дети под музыку и сопроводительное слово педагога в пантомимике, движениях воплощают образ, каждый по-своему.

Двигательно-пластическое упражнение «Веселый оркестр»

Дружно наш оркестр играет, Дети ритмично изображают движения дирижера.

Все о музыке он знает.

Нежно скрипочка играет, Имитируют игру на скрипке.

За собой она зовет.

Трубы громко затрубили, Имитируют кулачками игру на трубе.

И тарелки в такт забили. Делают хлопки открытыми ладонями.

Следом дудочка дудит, Имитируют пальцами игру на дудочке.

И струна гитар звенит. Имитируют игру на гитаре.

Барабан вступил, как гром, Имитируют игру палочками на барабане.

Всех перекрывает он. Совершают покрывающие движения руками ладонями вниз.

Игра «Подвижные орнаменты»

Под музыку дети, перестраиваясь, формируют композиции: «Круг», «Змейка», «Квадрат», — одной величины.

Игра с пением без музыкального сопровождения

Дети стоят в кругу, педагог — в центре с мячом. Он поет вопрос, затем кидает мяч любому ребенку, который должен ответить, поймав мяч и вернув его назад. Условие: сохранять единый темп от начала до конца игры.

Вопросы-ответы

Кто сочиняет музыку? (Композитор.)

Кто главный в оркестре? (Дирижер.)

Кто играет на скрипке? (Скрипач.)

Кто исполняет музыку? (Музыкант.)

Как называется спектакль, где все время поют? (Опера.)

Танцевальные игры «Делай так», «Не делай так»

Цель: научить согласовывать движения с музыкой и выразительно показывать действия в одном ритме с ведущим.

Нотка предлагает детям немного пошалить и поиграть в интересную игру.

«Делай так»

Если весело живется, делай так... (показывает).

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется, делай так... (показывает).

Жесты и движения могут быть такими:

— два хлопка в ладоши перед грудью;

— два щелчка пальцами;

— два удара кулачком в грудь;

— два показа «носа Буратино»;

— оттягивание ушей;

— движения языком вправо-влево;

— поглаживание живота;

— руки в стороны;

— движение у виска;

— два шлепка по попе.

«Не делай так»

Если друг к тебе пришел, не делай так... (показывает).

Если друг к тебе пришел, это очень хорошо!

Если друг к тебе пришел, не делай так... (показывает).

Примерные жесты:

— угроза кулаком;

— высунуть язык;

— «остался с носом»;

— повертеть пальцем у виска;

— поковыряться в носу;

— позевать;

— показать кукиш.

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Цели: научить чисто интонировать закличку в игре; развить умение бегать, прыгать; вызвать интерес к народным играм.

Нотка спрашивает у детей, знают ли они подвижные игры, в которых нужно петь. Напоминает некоторые. Предлагает поиграть в интересную народную игру, в которую играли еще бабушки.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цели: развить умение вести игровой диалог, действия; научить придумывать сюжет игры, развить его; включить на правах равного игрового партнера сюжеты «Музыкальное занятие», «Музыкальное развлечение».

ВЕЧЕР

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Цель : развить детское творчество.

Нотка напоминает детям, что они показывали сегодня оркестр в стихотворении, а можно составить лягушачий или звериный хор, сочинить свою мелодию и сыграть ее на детских музыкальных инструментах или изобразить голосом.

Сочинение сказки «Путешествие веселой нотки»

Цели: развить воображение, умение сочинять по предложенной схеме; развить образную речь, умение творить вместе, запоминать мысль товарища, часть сюжета.

Педагог предлагает детям в подарок нотке сочинить про нее сказку, записать, зарисовать ее.

Косинова Наталья Васильевна,

Музыкальный руководитель

«В музыкальном королевстве…»

Цели и задачи:

1.Через синтез искусств (музыка, живопись, поэзия) прививать детям любовь к классической музыке.

2. Способствовать формированию музыкальной культуры дошкольника через обогащение их музыкальных впечатлений и музыкального словаря.

3. Развивать музыкальные способности детей: музыкальный слух, чувство ритма, голосовой аппарат, музыкальную память.

4. Познакомить с новым инструментом – с.

5.Способствовать активному восприятию музыки, через самостоятельную творческую деятельность.

6. Учить слушать живую музыку в исполнении детей детской музыкальной школы.

Методы и приемы активизации детей

  • Добиваться, чтобы ребенок сам определял характер музыки.
  • Реагировал на изменения в настроении, темпе, через самостоятельную творческую деятельность.

Метод умственного поиска:

  • Вслушайся, вдумайся, оцени, выскажись.
  • Запомни мелодию, определи характер произведения
  • Выбери музыкальный инструмент
  • Нарисуй то, что услышал и представил
  • Выбери соответствующие атрибуты и танцевальные движения на импровизацию.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку «Сказочный бал» Гладкова.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята (пропеваю мелодично)

Дети: Здравствуйте.

Музыкальный руководитель: Ребята вы догадались, куда мы с вами попали? - Какая музыка звучала, когда вы зашли в зал? (сказочная музыка)

Музыкальный руководитель: Сегодня мы побываем с вами в гостях у Феи музыки.

Ребята, а где же она? Наверное, не смогла приехать к нам. Но ничего, у меня в волшебном сундучке есть как раз подходящий наряд (достает и надевает). Вот такая нарядная накидка и корона и впрямь как у Феи Музыки.

Ну как я вам? Кажется неплохо! Но чего- то не хватает. Давайте подумаем.

Музыкальный руководитель: Музыка из чего состоит? (ответы детей).

Правильно, из звуков, нот, музыкальных инструментов.

А давайте украсим мой наряд вашими рисунками, которые вы приготовили для Феи Музыки (дети соглашаются и наряжают Фею).

Музыкальный руководитель: Ну, что похожа я на Фею музыки? Тогда в путь! Нас ждет с вами удивительный мир музыки. И попасть в музыкальное королевство поможет колокольчик (показывает и звенит)

Музыкальный руководитель: Закройте глаза и представьте, что мы в сказочном королевстве (звучит музыка).

Музыкальный руководитель: Вот мы и очутились в Музыкальном королевстве

(дети присаживаются).

Музыкальный руководитель: Вы слышите, звучит музыка. А пока она звучит я вам расскажу одну историю.

Сегодня, ранним утром мимо замка Музыкального королевства проезжал прекрасный принц. И вдруг он услышал чудесную музыку, которая лилась из окон замка. Кто-то легко и нежно играл на незнакомом инструменте, а прекрасная мелодия мягко обволакивала душу и сердце принца.

Ребята, вы узнали эту музыку? Опишите, какая музыка?

(ответы детей: музыка легкая, нежная, воздушная как цветы).

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята это

  • «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».

Музыкальный руководитель: Принц был просто очарован, ему очень хотелось узнать, что это за музыка, а главное что это за инструмент, который издает такие чудесные звуки. Он подъехал к замку, где его встретил старый слуга и проводил в королевский зал. Принц увидел красивую девушку, она сидела в центре зала и играла на небольшом, красивом инструменте и водила по струнам какой – то волшебной палочкой, которая извлекала волшебные певучие звуки.

Вы, наверное, догадались, на чем играла принцесса Офелия? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Правильно, на скрипке.

Музыкальный руководитель: «Что это? Как называется этот удивительный инструмент?»- воскликнул принц!. «Скрипка! «- ответила застенчивая принцесса.

Движенья плавные смычка

Приводит в трепет струны

Мотив журчит из далека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив

В них радость и улыбка

Звучит мечтательный мотив,

Ее названье …скрипка!

(показ иллюстрации скрипки)

  • Видио - рассказ о скрипке (программа «Энциклопедия классической музыки»)

Музыкальный руководитель: Вот какой это удивительный инструмент. А наша сказка продолжается.

Принц, слушая принцессу все время смотрел на нее и влюбился с первого взгляда. Он тут же попросил руки принцессы у короля. Но король сказал, что в их королевстве все очень любят музыку, многое о ней знают и умеют играть на музыкальных инструментах. Принцу прежде предстоит пройти музыкальные испытания, и если он с ним справится, то получит в жены принцессу Офелию. Но одному принцу с этими заданиями не справиться.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотели бы помочь принцу пройти испытания? (ответы детей). Замечательно!

Вот первое задание.

Король пригласил в тронный зал всех обитателей своего замка и предложил создать большой королевский оркестр. Принц и все придворные выбрали себе музыкальные инструменты. Офелия повела смычком по своей скрипке и зазвучала чудесная музыка вальса.

Ребята, а вы хотите попробовать себя в роли придворных музыкантов? (ответы детей). Тогда давайте, и мы создадим королевский оркестр. Выбирайте музыкальные инструменты и становитесь в полукруг. Поможем принцу исполнить просьбу короля.

  • Дети исполняют «Вальс – шутку» Д.Шостаковича

Задание второе. (садятся на стульчики у фор –но)

Как рассказал король: Принцесса Офелия очень любила гулять в королевском саду, где росло много красивых цветов. Но особенно она полюбила один колокольчик за его прекрасную песенку. На фортепиано исполняется мелодия «песни колокольчика» из 7 звуков. Но однажды сильный ветер с дождем налетел на сад и бушевал всю ночь, а к утру все успокоилось. Девочка долго не могла найти свой колокольчик. Она подходила то к одному, то к другому колокольчику, до нее доносились разные песенки наконец нашла свой любимый цветок.

  • Музыкальный руководитель: А вы ребята сможете угадать «песенку любимого колокольчика» принцессы?

(дети прослушивают 3 разные мелодии и определить «песенку колокольчика» принцессы.)

Задание третье.

В королевском дворце жил шут Добряк. Он был самый веселый и добрый во дворце, но у него очень часто менялось настроение и музыку он любил слушать такую же (показываю плоскостного гнома (шута). И этот шут желает загадать музыкальную загадку и нам. Определить, что за произведение звучит и меняется ли настроение в нем. А мы должны вот этими карточками показать, где и когда звучит грустная и веселая мелодия.

Давайте сначала определим, что это за произведение.

Слушание: «Клоуны» Д.Кабалевского .

(Затем дети с помощью карточек синих и красных определяют грустную и веселую части.

Музыкальный руководитель: Ребята, а, сколько частей в этом произведении?)

Дети: Три.

Задание четвертое

Музыкальный руководитель: Ребята, придворный танцмейстер (человек, который обучал всех танцам) очень хотел бы посмотреть знает ли принц движения в танце полька?

Ну что ж поможем принцу?

  • Танец «Полька»

Задание пятое

Нянюшка Фаина рассказала принцу одну историю, которая произошла с принцессой, когда она была маленькой девочкой. «Крошка Офелия очень рано потеряла свою мать Королеву Аделину. Она умерла, когда принцессе было 4 года. Но в ее маленькой голове затаилась мелодия, которую мама пела ей на ночь, но, сейчас став взрослой она никак не может вспомнить ее слова. Может вы, услышав первые звуки мелодии, вспомните и споете ее?

(Музыкальный руководитель играет мелодию песни «Мама».)

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята, вы легко справились с загадкой. Но прежде чем мы начнем петь мы прогуляемся по ступенькам сказочного королевства.

  • Распевка «Лесенка»
  • Дети исполняют песню «Мама»

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Принц благодаря вашей помощи выполнил все музыкальные задания, а на следующий день в замке была пышная свадьба. В большом зале собрались все жители королевства. Они поздравили жениха и невесту, веселились и танцевали, звучало очень много музыки.

Звучит вновь «Вальс цветов» П.И.Чайковского .

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте тоже повеселимся, возьмем вот эти ленты, шарфики и цветочки и закружимся в легком вальсе.

· Танцевальная импровизация детей

Музыкальный руководитель: Вот мы с вами побывали в музыкальном королевстве, помогли выполнить все задания. А о каком музыкальном инструменте вы сегодня узнали? (ответы детей).

Музыкальный руководитель: Ребята, я вас попрошу в группе или дома нарисовать рисунки к этой истории, а завтра мы все вместе их рассмотрим.

До свидания (пропевают).

В копилку музыкального руководителя

Во время музыкальных занятий давать правильную установку на пение. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: Нужно сесть прямо, руки положить на колени, ноги упираются в пол.

Использовать при этом художественное слово:

1.Если хочешь сидя петь,

Не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Раз! Вдох! И запел,

Птицей в воздух полетел.

Руки, плечи – все свободно.

Петь приятно и удобно.

Если же приходится петь стоя, то плечи должны быть опущены, спина прямая.

2.Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

Раз! Вдох! И запел,

Птицей звук полетел.

Руки, плечи – все свободно,

Петь приятно и удобно.


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в области музыки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально - эстетический вкус средствами музыки, интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на инструментах, беречь их. Развивать артикуляционный аппарат, умение взаимодействовать друг с другом, навыки коммуникации.

Познавательное развитие

Используя разные виды деятельности, закрепить знания о музыкальных инструментах, об оркестре и дирижере. Развивать умение различать тембры инструментов. Закреплять знание о жанрах в музыке. Расширять кругозор детей. Развивать познавательную активность через использование ИКТ.

Речевое развитие

Развивать речь, как средство общения и культуры. Активизировать словарный запас по теме. Формировать навыки четкого произношения слов песен. Обогащать активный словарь словами: «перепелочка», «по просторам». Отрабатывать дикцию, правильно произносить слова: «заполощется», «рощица», «дощечка», «счастливую», «дождинка». Работать над артикуляцией. Автоматизировать произношение буквы «А» от низкого звука к высокому; слогов «гу» (низким голосом), «шур», «динь» (высоким голосом), «дзинь» (высоким голосом).

Физическое развитие

Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, используя здоровьесберегающие технологии (игра с оздоровительным массажем; пальчиковая гимнастика). Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой, развивать чувство ритма, мелкую моторику рук, координацию движений. Совершенствовать основные виды движений: ходьба с высоким подъемом колена и на носках, исполнение шага-поскока, легкого бега по кругу.

Художественно-эстетическое развитие

Ввести ребенка в мир искусства через творчество. Воспитывать желание заниматься различной музыкальной и художественной деятельностью. Обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт. Развивать эмоциональную отзывчивость, слух, воображение, навыки в нетрадиционной технике рисования. Способствовать развитию детского творчества.

Предварительная работа:

  • знакомство с музыкальными инструментами, их классификацией;
  • знакомство с «Вальсом» Г. Свиридова;
  • разучивание песни;
  • знакомство с музыкально – дидактической игрой «Песня – танец – марш»;
  • Индивидуальная работа с детьми.

Методы и приемы:

  • практические: игра с оздоровительным массажем; пальчиковая гимнастика, создание художественного продукта;
  • наглядные: рассматривание, показ;
  • словесные: рассказ и вопросы музыкального руководителя, ситуативный разговор.

Музыкальный репертуар:

Слушание: «Вальс» Г. Свиридова;

Валеологическая распевка: «Здравствуй, солнце золотое» О. Арсеневской;

Пение: «Вместе весело шагать» В. Шаинского;

Двигательное упражнение: «По дорожке» под муз. Е Тиличеевой, Т. Ломовой;

Музыкально – дидактическая игра: «Песня – танец - марш»: «Колыбельная» В. Моцарта, «Марш» Г. Свиридова, «Полька» С. Рахманинова;

Игра на детских музыкальных инструментах: озвучивание стихотворения «В лесу».

Материал и оборудование:

Ноутбук, проектор, интерактивная доска, фонограммы произведений;

видеопрезентация «Музыкальные загадки»; пособие «Веселые ладошки»; детские музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, маракасы, дудочки, треугольники, барабаны.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Музыкальная 1. Слушание музыкальный пьесы Г. Свиридова «Вальс».

Цель : Развивать умение эмоционально откликаться на музыку, словесно выражать свое отношение к ней, умение поддержать беседу, отвечать на вопросы, подбирать точные слова для определения характера музыки. Различать и называть жанр музыкального произведения, различать звучание музыкальных инструментов, исполняющих пьесу и называть их.

2. Исполнение песни «Вместе весело шагать» В. Шаинского.

Цель : Формировать вокально-хоровые навыки, выразительность исполнения; отрабатывать дикцию, пополнять словарный запас. Петь коллективно и индивидуально.

3. Игра на детских музыкальных инструментах: озвучивание стихотворения «В лесу».

Цель: Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Двигательная 1. Двигательное упражнение «По дорожке».

Цель : Развивать двигательную активность, совершенствовать основные виды движений: ходьба с высоким подъемом колена и на носках, исполнение шага-поскока, легкого бега по кругу.

2. Игровой массаж «Погреем друг друга».

Цель: Развивать тактильное восприятие, координацию речи с движением.

Игровая

1. Пальчиковая гимнастика «Музыканты».

Цель : Развивать координацию речи с движением, эмоциональную выразительность речи, двигательную активность; физические качества – крупную и мелкую моторики.

2. Музыкально – дидактическая игра «Песня-танец-марш».

Цель : Развивать представления об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец и марш.

Коммуникативная

1. Валеологическая распевка по принципу «эхо».

Цель : Развивать воображение, общие речевые навыки, четкое и правильное произношение слов.

2. Проговаривание стихотворения «В лесу».

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, умение взаимодействовать друг с другом. Отрабатывать произношение буквы «А» от низкого звука к высокому;

Восприятие художественной литературы и фольклора 1. Загадка о музыкальных инструментах.

Цель : Пополнять литературный багаж загадками.

Изобразительная 1. Рисование в нетрадиционной технике любого музыкального инструмента по желанию.

Цель : Способствовать развитию детского творчества, развивать навыки в нетрадиционной технике рисования.

Логика образовательной деятельности

Деятельность музыкального руководителя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Встречает детей в музыкальном зале.

Приветствие по принципу «эхо» валеологической распевкой:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям,

Очень, очень рады вам!

Заходят в музыкальный зал,

встают полукругом, здороваются, повторяя за музыкальным руководителем построчно слова валеологической распевки.

Повышена мотивация к содержанию НОД.

Развито воображение, общие речевые навыки, четкое и правильное произношение слов.

2.

Введение в игровую ситуацию. Двигательное упражнение «По дорожке»

Сегодня я вам предлагаю отправиться в волшебную страну музыкальных инструментов. Путь туда очень длинный и трудный. Под музыку мы с вами будем преодолевать различные препятствия. Ну, что готовы?

Друг за другом мы идем, ножки поднимаем,

И в страну волшебную весело шагаем.

Вдруг тропинка узкая, встанем на носочки,

Аккуратно мы пойдем, не задев цветочки.

Вдруг поднялся сильный ветер, он деревья крутит.

Он сбивает нас с пути: «Хватит ветер, не шуми».

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке мы, легко весело бежали.

Вот страна волшебная, мы тебя узнали!

Встают по кругу, выполняют движения по тексту:

идут, высоко поднимая колени;

идут на носочках;

вращение туловищем вправо и влево;

скачут на правой ноге;

скачут на левой ноге;

бегут по кругу;

бегут и машут руками над головой.

Садятся на места.

Развита двигательная активность, умение двигаться в соответствии с музыкой, чувство ритма, координация движений. Совершенствуются основные виды движений: ходьба с высоким подъемом колена и на носках, исполнение шага-поскока, легкого бега по кругу.
3.

Беседа о музыкальных инструментах с презентацией

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело, и уютно в нем.

У собаки - конура, у лисы - нора,

А у птичек дом - гнездо, у совы - дупло.

Отгадай загадку, маленький мой друг,

Где живет, по-твоему, музыкальный звук?

Где же, ребята живет музыкальный звук?

- Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах, и звучать музыкальные инструменты начинают тогда, когда на них заиграют музыканты. А сейчас давайте вспомним, какие группы музыкальных инструментов мы с вами знаем.

Ответы детей сопровождает показом слайдов.

Слушают, отвечают на вопросы, рассматривают слайды презентации. Закреплены знания о музыкальных инструментах. Развита познавательная активность через использование ИКТ.
4.

Музыкальные загадки с презентацией

Ребята, у меня есть волшебные загадки про музыкальные инструменты. Хотите их отгадать?

Я загадываю загадку, если вы ее отгадываете, то на экране появится картинка и вы услышите, как звучит этот инструмент.

Загадывает загадки:

  1. Ох, на нём не сосчитать

Черно-белых клавиш!

А научишься играть –

Ты себя прославишь.

Отнесись к нему серьезно –

Скоро станешь виртуозом.

  1. Назовите без ошибки

Инструмент чуть больше скрипки.

Он ее ближайший друг,

Но немного ниже звук.

Есть и струны, и смычок,

В музыке не новичок!

  1. Скрипке он как старший брат,

Ей помочь в оркестре рад.

Он и альту верный друг,

У него басовый звук.

Он смычковый исполин,

Крупный важный господин.

  1. Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она - любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет «трень» да «брень».

  1. Очень древний и простой

Инструмент, внутри пустой.

Палочки упруго бьют,

Ритм ансамблю задают.

Он всегда бывает рад

За собой вести парад.

  1. Заливается трехрядка,

И народ идет вприсядку!

А трехрядка неплоха –

Есть и кнопки, и меха.

И веселые старушки

Под нее поют частушки!

  1. Расскажу тебе, дружок:

В древние века

Дунул тихий ветерок

В трубку тростника.

Человек услышал вдруг

Нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный инструмент.

  1. Угадай с одной попытки,

Ну-ка, время не тяни!

Я похожа на улитку,

Медным трубам я сродни.

Инструмент я духовой,

И, бывает, полковой.

Слушают, отвечают на вопросы, отгадывают музыкальные загадки, слушают звучание музыкальных инструментов. Обогащены музыкальные впечатления. Закреплены знания о музыкальных инструментах. Развито умение различать тембры инструментов. Расширен кругозор детей. Пополнен литературный багаж загадками. Развита познавательная активность через использование ИКТ.
5.

Слушание пьесы Г. Свиридова «Вальс»

- Ребята, скажите, как одним словом называется: «Группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах одно музыкальное произведение?» Правильно! Оркестр. А кто главный человек оркестра? Конечно, дирижер!

Показывает слайды.

Давайте послушаем, как звучит симфонический оркестр, послушаем с вами знакомую пьесу.

Скажите. Что за музыка прозвучала?

Правильно. Это «Вальс» композитора Г. Свиридова «Вальс».

Скажите. Что означает слово «Вальс»?

Правильно, «Вальс» - означает «кружение». А какой характер у этого вальса? Давайте охарактеризуем, подберем слова.

Кто какие инструменты услышал?

Отвечают на вопросы об оркестре и дирижере. Прослушивают, узнают и называют музыкальную пьесу Г. Свиридова «Вальс», подбирают слова для определения характера произведения, называют музыкальные инструменты, исполняющие его. Закреплены знания об оркестре и дирижере, о жанрах в музыке. Развито умение эмоционально откликаться на музыку, словесно выражать свое отношение к ней, умение поддержать беседу, отвечать на вопросы, подбирать точные слова для определения характера музыки, умение различать звучание музыкальных инструментов, исполняющих пьесу и называть их.
6.

Пальчиковая гимнастика «Музыканты»

- А сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем спальчиками.

Балалайка, балалайка

Нам сегодня поиграй - ка.

Разверни бока баян.

Барабань наш барабан.

Ты рояль, сыграй нам песни,

Чтобы стало интересней.

Бубен звонкий и тугой,

Ты звени, стучи и пой.

Заиграй-ка скрипка в лад,

Всех развесели ребят!

Показывают движения в соответствии с текстом. Развита координация речи с движением, эмоциональная выразительность речи, двигательная активность, мелкая моторика.
7.

Пение песни «Вместе весело шагать» В. Шаинского

А скажите мне, какой музыкальный инструмент есть у человека? Правильно - это наш голос. И я предлагаю вам извлечь из вашего инструмента звуки, то есть мы сейчас с вами, что будем делать?

Правильно! Мы будем петь. Давайте вспомним «Вместе весело шагать» композитора В. Шаинского. Я пою, а вы за мной повторяете.

Исполняет песню. Работает над дикцией и артикуляцией.

Ребята, когда я пела одна, кем я была?

Правильно солистом, а вы были?

Совершенно верно, хор. А кто из вас хочет стать солистом?

Песня повторяется с солистами - детьми.

Отвечают на вопрос.

Отрабатывают дикцию, правильно произносят слова: «заполощется», «рощица», «дощечка», «счастливую», «дождинка». Выразительно исполняют песню с солистами и хором.

Сформированы вокально-хоровые навыки, умение выразительного исполнения коллективно и индивидуально; отработана дикция, обогащен активный словарь словами: «перепелочка», «по просторам».
8.

Музыкально – дидактическая игра «Песня-танец-марш»

- Теперь я предлагаю вспомнить три кита в музыке.

Это правильно песня, танец и марш. Вот у вас на столе лежат «Веселые ладошки». Одевайте их на ручки и слушайте задание. Когда я буду играть марш вы маршируете, если заиграет танцевальная музыка, то и ваши ладошки будут танцевать. А если я запою песню, то ладошки должны лечь спать, потому, что я буду петь какую песню? Правильно, колыбельную.

Проводит игру.

Называют музыкальные жанры (три кита в музыке),

надевают «Веселые ладошки» и сопровождают прослушивание музыки соответствующими движениями ладошек.

Развиты эмоциональная отзывчивость, слух, представления об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец и марш.

Игра на музыкальных инструментах: озвучивание стихотворения «В лесу»

Сейчас мы с вами поиграем на музыкальных инструментах.

Раздает музыкальные инструменты: маракасы, металлофоны, бубны, барабаны, дудочки, треугольники.

Ранним утром на рассвете:

«Шур – шур - шур,

Шур – шур - шур».

То ли аист, то ли ветер:

«Шур – шур - шур,

Шур – шур - шур».

Пролетел среди берез:

«А - а, А - а!»

Новость свежую принес:

«А - а, А - а!»

И по лесу слухи, слухи:

«Дзынь, дзынь, дзынь, дзынь!»

Полетели словно мухи:

«Дзынь, дзынь, дзынь, дзынь!»

Покатился лесом гул:

«Гу – гу - гу,

Гу – гу - гу!»

То спросонок лес вздохнул,

То спросонок лес вздохнул,

И посыпалась роса:

«Динь-динь-динь,

Проговаривают все стихотворение, отдельно буквы и слоги, а потом озвучивают музыкальными инструментами:

Шуршать ладошками в ритме «ти-ти-та».

10.

Рисование в нетрадиционной технике

Положите музыкальные инструменты и садитесь за столы. И сейчас я предлагаю вам нарисовать любой музыкальный инструмент по вашему желанию.

Проводится рисование в нетрадиционной технике.

Давайте посмотрим на ваши рисунки.

Рисуют любой музыкальный инструмент по своему желанию.

Показывают свои рисунки.

Воспитано желание заниматься художественной деятельностью. Развито детское творчество, навыки в нетрадиционной технике рисования.
11.

Игровой массаж «Погреем друг друга»

А сейчас, в завершении нашего занятия давайте сделаем игровой массаж. Выходите на коврик и вставайте друг за другом.

Идет по спинке холодок -

Дует зимний ветерок -

Сделаю тебе массаж -

К какому жанру оно относится?

А какие еще жанры в музыке вы знаете?

Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями. Развито умение поддерживать диалог, отвечать на вопросы.

Создан фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД.

Музыкальная образовательная деятельность в подготовительной группе «Контрасты в музыке»

ср., 11.10.2017

Музыкальный руководитель

МАДОУ Боровский

детский сад "Журавушка"

Сказка Л.П.

Цель:

Ознакомление детей с музыкальными контрастами, способствующими музыкальной2 выразительности.

Задачи:

1.Упражнять детей в плавном спокойном кружении, в пластичном движении рук.

2.Учить различать жанр и характер музыкального произведения

3.Учить детей слышать начало и окончание музыки, смену контрастов, запомнить правила игры.

Ход занятия:

(В зале появляется Фея Музыки .)

Фея Музыки

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Музыкальному городу. Нотка Ми нам укажет дорогу, если вы правильно назовёте музыкальный жанр пьесы, который сейчас прозвучит.

« Вальс» Н.Леви (ответы детей)

Правильно, это танец – вальс.

Ах, как чудесно танцуется вальс, 1-2-3, 1-2-3-раз!

Звуки летят, как с деревьев листва,

Раз-два-три, раз-два-три, два!

Звёзды и те закружились, смотри!

Раз-два-три, раз-два-три, три!

(упражнение « Вальс» Н.Леви)

Музыкальный руководитель

Давайте посмотрим, куда привела нас нотка Ми вместе с музыкой.

(прикрепляет на макет нотку Ми) и названия Бульвар Контрастов, улицы Темп, Лад, Высота, переулки Быстрый, Медленный, Высокий, Низкий, Громкий, Тихий, проезды Короткий, Долгий)

Что же такое контраст? Это сравнение противоположных по значению признаков- определений у предметов, явлений, настроений, людей, погоды. Контрасты бывают разные. В Музыкальном городе мы будем искать и определять музыкальные контрасты. Чтобы музыка нам могла о чём- то рассказывать, она должна быть выразительной, звучать громко и тихо, быстро и медленно, высоко и низко. Давайте учиться различать муызкальные звуки. Ведь если они будут звучать всегда одинаково, будут как близнецы похожи друг на друга, то мы не сможем понять о чём говорит музыка, какое у неё настроение, характер.

Вот послушайте музыкальную пьесу и скажите: всегда ли она звучит одинаково? Что вам очень ярко, контрастно удаётся в ней выделить?

(«Боковой галоп» муз. А.Жилина, ответы детей)

Да, правильно. Музыка звучит тихо и громко. В этом отражается её контраст. Разное по силе звучание музыки поможет вам выполнить боковой галоп.

(Выполнение упражнения « Боковой галоп» А.Жилин)

Посмотрите на портрет, вспомните фамилию этого композитора. Правильно, это Д.Б.Кабалевский. Вы уже знакомы с его творчеством. Какую пьесу этого композитора мы недавно слушали.

(ответы детей) Да, вы слушали « Походный марш». Сейчас прозвучит новая пьеса этого композитора. Постарайтесь определить, что это – песня, танец или марш.

(Звучит « Вальс» Д.Б.Кабалевского, ответы детей)

Правильно – это вальс. В переводе с французского это слово переводится «кружиться». Слушаешь его и чувствуешь чередование трёх звуков, с ударением на первом: раз- два-три…

Первый звук звучит громче чем второй и третий.

Послушайте ещё раз этот вальс и скажите, какое настроение передаёт эта музыка?(ответы)

Правильно, эта музыка ласковая, спокойная, задумчивая, ласковая.

Музыкальный руководитель

Фея, послушай. Ребята хотят исполнить для тебя песню « Листопад». На какую улицу Музыкального города нам надо попасть,чтобы эта песня зазвучала правильно?

Отправимся на Ладовую улицу, здесь есть два переулка: Весёлый и грустный. В Весёлом переулке звучит весёлый колокольчик (звучит мажорное трезвучие). А в Грустном переулке звучит грустный колокольчик «минор». Останьтесь в этом грустном переулке и колокольчик вам поможет исполнить вашу грустную песенку.

(песня « Листопад» Т.Потапенко)

У вас получилось правильно! Послушайте новую песню « Гуси» А.Филиппенко и скажите в каком переулке живёт эта песенка?

(Слушание песни « Гуси» А.Филиппенко). Правильно, в Грустном переулке.

Для определения весёлого и грустного звучания есть определённые термины- обозначения. Мажор- весело, минор- грустно. Послушайте пьесу и выберите правильный термин.

(Слушание «Весёлые скачки» Б.Можжевелов)

Правильно, это мажор. Музыка зазвучала весело. А ещё как? Быстро. Музыкальные звуки быстро чередовались. Можно по- другому сказать - в быстром темпе. Темп определяет в музыке характер движений. Как будете двигаться? Правильно - быстро!

(Выполнение упражнения « Будь ловким» Н.Ладухин).

Фея Музыки

Первая прогулка по Бульвару Контрастов заканчивается. Пора прощаться, до новых встреч!

Музыкальное прощание.

error: Content is protected !!