Музыкальный слух: мифы и реальность. У меня нет «музыкального слуха»! Что это значит и как с этим быть? Относительный музыкальный слух

Музыкальный слух уникален не только тем, что в отличие от простого слуха является результатом работы мышления и памяти человека. Он, к тому же, представляет собой целую совокупность граней и подвидов, из которых самыми значимыми являются абсолютный, относительный и внутренний музыкальный слух. Но мало кто знает, что к нему также относятся еще восемь категорий.

Абсолютный музыкальный слух

Когда говорят о развитом музыкальном слухе, важном для композиторов, музыкантов и вокалистов, то почему-то думают, что речь идет именно об абсолютном слухе. Однако это не так. Ведь абсолютный музыкальный слух – это идеальная память человека на высоту и тембр услышанных звуков. Человек, обладающий этим видом слуха, имеет его от природы. Для него услышать ноты – это все равно, что любому другому услышать алфавит.

Как показывает практика, наличие абсолютного слуха не гарантирует наличие хороших вокальных данных и предрасположенности к карьере музыканта. А иногда даже вредит, так как человек, обладающий таким талантом, расслабляется и забывает про развитие относительного музыкального слуха.

Относительный музыкальный слух

Именно этот вид слуха так важен музыкантам и вокалистам. Он, в отличие от абсолютного слуха, проявляется не как особенность памяти человека, а как особенное мышление, которое развивается со временем и которым обладают в той или иной мере все профессиональные музыканты.

Относительный или интервальный музыкальный слух позволяет услышать в произведении или его части звуковые отношения, а не только ноту, и определить их. Единственным недостатком этого вида слуха является именно его относительность, которая выражается лишь в приблизительном определении услышанного звука и высоты его звучания.

«Специализированные» виды музыкального слуха

Если относительный слух – это умение, которое развивается у каждого музыканта, то есть и те грани слуха, которые могут как получить свое постепенное развитие, так никогда и не быть освоенными на должном уровне. С интервальным слухом их роднит то, что их идентификация также относится к процессам мышления. И это еще восемь граней музыкального слуха:

  • ладовый,
  • ритмический,
  • интонационный,
  • гармонический,
  • полифонический,
  • тембральный,
  • фактурный,
  • архитектонический.

Кроме того, многие из них часто являются и самостоятельным талантом. Например, человек, который никогда не учился музыке, но который от природы одарен ритмическим слухом, легко может воспроизвести услышанный ритм.

Эти виды музыкального слуха между собой объединяет то, что часто они нужны для определенной узконаправленной музыкальной деятельности. Так, умение слышать и определять полифонию и ритм очень помогает композиторам. Хотя и в общей музыкальной практике все эти грани слуха также приносят много пользы.

Внутренний музыкальный слух

Посмотреть бегло на лист бумаги, испещренный нотами и напеть «увиденную» музыку может каждый, кто развивал в себе музыкальные таланты и хорошо знаком со звучанием нот. Однако возможности внутреннего музыкально слуха базируются не только на памяти, но и на воображении. Именно благодаря воображению музыкант может «услышать» новые переходы, узнать, как будет звучать та же мелодия, но сыгранная в другом ритме или на другом инструменте, не прибегая при этом к проигрыванию мелодии в живую.

Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление ис­ключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учереждение дополнительного образования

Муниципального образования город Ирбит

«Ирбитская музыкальная школа»

Методическое сообщение на тему:

Музыкальный слух –

направления и методы его развития

Разработчик: Головкина В.А.,

преподаватель фортепиано

Ирбит 2016

Музыкальный слух –

направления и методы его развития.

«Антислуховая» педагогика – это движения по наименьшему сопротивлению, используя память рук и глаз».

Б.Теплов

Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха. Хорошо развитый слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможность чтения с листа, ускоряет заучивание на память, повышает самоконтроль над исполнением музыки (при пении или при игре на инструменте). Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, а возможности его развития практически безграничны. Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина - сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.
Успешное развитие слуха зависит от многих факторов, но особенно - от своевременного, как можно более раннего, погружения в мир музыки. Создатель всемирной фирмы «Sony» Масара Ибука в своей книге «После трёх уже поздно» говорит о необходимости правильного воспитания с самого раннего детства. Он предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что, то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи.

Опыт педагога-теоретика из Тамбова М.В. Кушнира также подтверждает опыт японского исследователя. Своего ребёнка он начал учить музыкальному языку с грудного возраста. С первых дней его сын имел возможность слушать классическую музыку, через тактильные ощущения воспринимал ритм. Через несколько лет он мог спеть ту музыку, которую слышал в грудном возрасте. М.В. Кушнир убеждён, что у каждого ребёнка музыкальный багаж должен накапливаться с самого раннего детства, как это было в любой дворянской семье (пение колыбельных, музицирование). М.В. Кушнир создал в своём классе музыкальный багаж искусственно.

Свойства и виды музыкального слуха.

Музыкальный слух - это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Различают 2 разновидности музыкального слуха:

  1. Способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух;
  2. Способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки - внутренний музыкальный слух или внутреннее слуховое представление.

Деление музыкального слуха на внешний (как восприятие) и внутренний (как представление музыкального материала) соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей, а именно - восприятию явлений и предметов и представление их.

Музыкальный слух включает в себя несколько видов:

  • звуковысотный,
  • мелодический,
  • полифонический,
  • гармонический,
  • тембро -динамический.
  • внутренний (музыкально-слуховые представления).

Безусловно, если один из видов развит недостаточно, это в процессе обучения можно сразу почувствовать. Мелодический, гармонический, темброво-динамический слух надо воспитывать и развивать. Существует ещё и вокальный слух, то есть способность правильно интонировать, но его несовершенство может компенсироваться внутренним слухом.

Звуковысотный слух

По словам Теплова, «не может быть музыкальности без слышания музыкальной высоты».

Звуковысотный слух развивается в процессе занятий, работы над произведением. В значительной степени влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой. При правильном подходе к начальному обучению можно воспитать и довести звуковысотный слух до совершенства.

Условия развития:

  • Настроенный инструмент даёт чувство стройности.
  • Вокал даёт чувство высоты (действенное средство). Подпевание - форма проявления слуховых представлений. Как метод самонаблюдения при выраженном сопении, гудении.

Методы:

  • унисон с инструментом;
  • дублирование голосом играемой мелодии во время игры (Щапов);
  • пропевание одного из 2-х, 3-х, 4-х голосов (Бах). Профессор Санкети развил свой слух до абсолютного;
  • небыстрое чтение с листа с одновременным определением на слух

интервалов, аккордов;

  • чередование пения и игры по фразам (Нейгауз);
  • пропевание целиком основных тем и мотивов до непосредственного воплощения на клавиатуре.

Мелодический слух.

Мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Хотя чистота интонирования, точность воспроизведения и восприятия звуковысоты музыкальной мысли необходима.

  1. Интонация - это осмысление звучания. Мелодический слух находится в прямой зависимости от художественного качества. «Интонация - ядро музыкального образа, как средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения» (К.Н. Игумнов).
  2. «Интервал - наименьший интонационный комплекс» (Б.В. Асафьев). Мелодический интервал - это та или иная степень напряжения.
  3. Мелодический рисунок должен быть пережит. Он воспринимается через ощущение его и упругости, сопротивляемости, психологической весомости.

а) близкий или далёкий;

б) консонанс или диссонанс;

в) в пределах лада или «вне его» (Савшинский).

Слышание продольных (горизонтальных) интонационно-интервальных строений, т.е. «музыкальных слов» (мотивов) - один из важных аспектов развития мелодического слуха

  1. Восприятие мелодического целого.

Фортепиано требует сильного, яркого, воссоздающего слухового воображения. Поэтому мыслить и действовать надо так, «чтобы малое вбиралось большим, большее – еще более значимым, чтобы частные задачи подчинялись центральным» (Баренбойм). «Продольное слышание – горизонтальное мышление» (К.Игумнов).

Вот как рассказывает Майкапар об игре А.Рубинштейна: «Огромное построение фраз, при всей ясности входящих в его состав мотивов, мелодий, частей, объединялись у него в одно неразрывное целое, как одна фраза колоссального объема».

Л.Оборин ценил в игре «напряжение от звука к звуку, рельеф контура мотива, искренность, но не вседозволенность».

Творческое начало – одно из национальных черт русской фортепианной школы. Я.Флиер рекомендовал петь не только мелодию, но и другие детали фактуры, приближая их к звучанию человеческого голоса.

Методы и приёмы:

а) Проигрывание мелодии без сопровождения.

б) Восприятие мелодии на более простом сопровождении (Гольденвейзер).

в) Исполнение на фортепиано аккомпанемента и пропевание мелодии, желательно «про себя».

г) Рельефное, укрупненное по звуку проигрывание мелодии на РР в аккомпанементе (Н. Метнер).

Д.Асафьев требовал от слуха ежеминутного осознания логики развертывания звучащего потока, через интонацию, смысл, живую речь.

Полифонический слух.

Лишь тогда, когда каждый голо, в своих повышениях понижениях, поет самостоятельно, самостоятельно делает свои акценты, самостоятельно декламирует музыкальную мысль – лишь «тогда начинает светиться душа рояля» (Мартинсен).

Полифоническое ухо необходимо всюду, т. к. умение воспринимать и оперировать несколькими музыкальными линиями требуется в любой форме или жанре. Важен объём слухового внимания, его устойчивость и распределяемость.

Одни из главных заповедей:

  1. Умение оттенить, высветить отдельные элементы звуковых конструкций.
  2. Не дать «слипнуться», спутаться нитям музыкальной ткани.

«Звуковая перспектива» по Флиеру и Игумнову, как у художников: передний план, фон, линия горизонта не только в полифонии, но и в гомофонии.

Методы и приёмы:

г) Исполнение вокальным ансамблем полифонических произведений.

Все фуги пелись в классе Н. Метнера.

д) Проигрывание целиком с показом насыщенно одного из голосов, другие затушёвывая.

Гармонический слух.

Музыкальное развитие детей, их слуховая готовность требует тактильных ощущений, т.е. практического погружения в мир гармонии. Наступает момент, когда необходимо перейти от образно-теоретического освоения гармонии к практическому, иначе гармония окажется лишь теоретическим предметом, а это может затормозить музыкальное развитие ученика. Требуется обратная связь, которая рождается лишь при игре на инструменте: «слышу - осязаю».

Гармонический слух - это проявление слуха к созвучиям: комплексам различной высоты в их одновременном сочетании. Сюда входят: умение отличить консонирующие от диссонирующих созвучий; слуховое «небезразличие» к ладовым функциям аккордов и их тяготениям; разборчивость на части правильных и фальшивых аккомпанементов. Всё это требует работы по формированию таких умений и навыков.

Механизм формирования гармонического слуха:

а) Восприятие ладовых функций аккордов;

б) Восприятие самого характера звучания вертикали. Аккордовая вертикаль. Повторение, освоение ведёт к образованию представлений. Через оседание и закрепление в слуховом сознании аккордовых формул и формируется гармонический слух.

Пристальное «всматривание» в ладогармонические связи, соединенные последования в процессе длительных контактов «просвещают» и окультуривают гармоническое ухо.

«Знание законов тональностей и интервалов, угадывание аккордов и голосоведения – дают музыкальный талант» (Н. Римский-Корсаков).

Приёмы и метода развития:

  1. Проигрывание в медленном темпе с вслушиванием до понимания склада композиции, её модуляционного плана, мелодического и гармонического содержания, выводя из этого фразировку, оттенки, педаль и т.д.
  2. Извлечение их произведений «спрессованных» гармоний и последовательное, «цепочечное» проигрывание их на клавиатуре (Оборин, Нейгауз).
  3. Арпеджированное исполнение новых или сложных аккордовых образований. Метод дробления, упрощения.
  4. Варьирование, видоизменение фактуры при сохранении гармонической основы.
  5. Подбор гармонического сопровождения к мелодиям, игра с листа цифрованного баса.

Так как методик по развитию гармонического слуха мало, каждый продвигается как может. Это и цветные ступени гамм, затем на такого же цвета карточках картинки для интервалов, аккордов.

Придумываются всевозможные игры (слуховые, зрительные, образные), примерно в следующей последовательности:

  1. Интервалы.
  2. Трезвучия (TDT, TST). Играть секвенционно, по диатоническим и хроматическим ступеням гаммы.
  3. Гармонические последовательности, осуществляя соединения по общему звуку.
  4. Разные виды фактурной фигурации в жанрах марша, вальса, польки и

т. д. Аккорды двумя или одной рукой, разбивая их.

  1. D и его обращения с разрешениями на слух, называя ноты, по секундам секвенционно.
  2. Подбор мелодии, с аккомпанементом или с использованием готовых мелодий в песенниках и подбором к ним сопровождений.

Тембро-динамический слух.

Это высшая форма функционирования музыкального слуха. Для тем- бро-динамики имеются значительные возможности в исполнительстве. Этот вид важен во всех видах музыкальной практики, начиная со слушания музыки, но особенно в исполнительстве. Важно, чтобы ученик слышал музыку темброво: звук тёплым - холодным, мягким - острым, светлым - тёмным, ярким - матовым и т. д.

Определить, конкретизировать художественные требования к звуку - главная задача педагога. Метафора, ассоциация образа, меткое сравнение способствуют развитию слухового воображения. Если сталкиваешься со слабо развитым тембро-динамическим слухом ученика - следует проигрывать пьесу с утрированием нюансировки. Больше играть с оттенками, искать тончайшие нюансы, слухом вытягивать желаемое звучание.

Внутренний слух.

Это музыкально-слуховые представления. Развитие этого вида слуха - одна из главных и очень важных задач:

  1. «Способность к мысленному представлению тонов и их отношений без помощи инструмента или голоса». (Римский- Корсаков).
  2. Способность произвольного, не скованного обязательной опорой на внешнее звучание, оперирования слуховыми представлениями.
  3. Исполнительский внутрислуховой образ - это новообразование, а не простая копия звучания. Поэтому важно с первых шагов уделять внимание подбору: вижу-слышу, слышу - представляю движение. Играть мысленно - значит думать. (А.Рубинштейн). Также уместна игра без инструмента.

Приёмы развития:

  1. Подбор по слуху, транспонирование.
  2. Исполнение в замедленном темпе с установкой на предслышание последующего материала.
  3. Проигрывание способом «пунктира»- фраза вслух, фраза « про себя» и при этом сохранять слитность движения.
  4. Беззвучная игра на клавиатуре - пальцы слегка дотрагиваются до клавиш.
  5. Прослушивание малоизвестных сочинений с прочитыванием текста одновременно.
  6. Освоение музыкального материала «про себя».
  7. Выучивание пьесы или его отдельного куска глазами наизусть, а лишь затем его осваивать на клавиатуре.

Экскурс в историю.

Если слегка углубиться в историю музыкального воспитания, то необходимо отметить, что придворные, служившие при дворах вельмож и королей, были обязаны иметь музыкальное образование, т. к. им постоянно приходилось петь с листа и играть на различных инструментах. В исполнителях же ценилось прежде всего умение импровизировать. В России музыкальное воспитание вводиться как обязательная дисциплина в учебных заведениях с конца XVIII - начала XIX века. Появляются частные учителя. В Петербурге - Рангоф; Гнесины - в Москве; Майкапар - в Твери.

Музыкальная школа старого типа не разграничивала подготовку любителей и будущих профессионалов. Постепенно положение меняется.

Отходят в сторону музыканты умеющие почти всё. Приходит время специалистов узкого профиля. Сейчас мы опять возвращаемся к дифференцированному подходу воспитания детей. Но слуховым навыкам внимание уделяется в разных местах по-разному. Развитие же слуха, по словам Р.Шумана, самое важное.

Развитие навыков с развитием слуха и есть обучение. От слухового воображения зависит все. Творческая работа труднее механической, тренировать ухо труднее, чем тренировать пальцы (Игумнов).

«Ученик окажет себе очень хорошую услугу, если он не устремится к клавиатуре до тех пор, пока не осознает каждой ноты, секвенции, ритма, гармонии и всех указаний, имеющихся в нотах». (И.Гофман).

Литература:

  1. Алексеев А.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978г.
  2. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К., 1982г.
  3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002г.
  4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984г.
  5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К.,2001г.

Преподаватели музыки, вынося вердикт «медведь на ухо наступил», ставят крест на певческой и музыкальной карьере многих людей. Но действительно ли музыкальный слух — удел избранных, или нам чего-то не договаривают? Узнайте ответ здесь, а заодно пройдите тест на наличие музыкальных данных.

Отсутствие музыкального слуха — миф или реальность?

Ученые провели эксперимент по изучению наличия музыкального слуха у собак. Играя на фортепиано одну из нот, они давали псу есть. Через время у собаки выработался рефлекс, и, заслышав нужный звук, она бежала к миске с едой. На другие ноты животное не реагировало. Но если даже у четвероногих братьев наших меньших есть музыкальный слух, то почему в мире так много людей, у которых его нет?

Отсутствие музыкального слуха — миф, в который нас заставили поверить. Ученые утверждают: способность слышать ноты и воспроизводить их есть у каждого, просто не у всех она развита одинаково хорошо. Поэтому музыкальный слух и бывает:

  • абсолютным — такой человек способен определять высоту нот без сравнения с эталоном. Такие уникумы рождаются один на десять тысяч. Обычно этим даром обладают скрипачи и пародисты, имитирующие звуки;

  • внутренним — позволяющим, глядя на ноты, правильно воспроизвести их голосом. Этому учат на уроках сольфеджио в музыкальных школах и консерваториях;
  • относительным — наделяющим своего хозяина способностью точно определять интервалы между звуками и их длительность. Обычно это свойственно трубачам.

Чувство ритма тоже является частью музыкального слуха. Лучше всего оно развито у барабанщиков.

Чтобы определить уровень развития музыкального слуха, обычно обращаются к специалисту. Он предлагает выполнить несколько заданий:

  • повторить мелодию. На инструменте проигрывается музыкальная фраза, которую испытуемый должен воспроизвести голосом, отбивая такт хлопками;

  • отстучать ритм. С помощью карандаша задается ритмический рисунок, который нужно повторить. Таких заданий придется выполнить несколько, и каждый раз ритм будет усложняться;
  • воспроизвести интонирование. Проверяющий напевает мелодию, а тот, которого проверяют, должен ее повторить, сохранив все интонации исполнителя.

Вам могут предложить еще одно задание: угадать ноту. Стоя спиной к музыкальному инструменту, вы должны назвать, какой звук октавы сыграл педагог.

Сразу скажем: такой способ определения уровня музыкальных способностей наиболее точный. Хотя в домашних условиях вы тоже можете попытаться проверить, есть у вас развитый музыкальный слух или нет. В этом вам поможет сайт «Все для детей», где в разделе «Музыкальные тесты» вы найдете далеко не детское задание, выполнив которое, получите объективную оценку своих музыкальных данных, а также узнайте, как быстро выучить ноты на гитаре , оказывается, это совсем не сложно.

Музыка — универсальный язык человечества. Генри Уодсуорт Лонгфелло

Проверить свои способности в распознавании музыкального звучания можно и с помощью заданий, которые предлагаются в этом видео:

Способы развить музыкальный слух

Почему одни люди рождаются с абсолютным слухом, а у других он далек от совершенства? В этом виноват наш мозг. За развитие музыкального слуха отвечает небольшой отдел правого полушария. Там находится белое вещество, которое контролирует передачу информации, в том числе и звуковой.

От количества этого вещества во многом зависит способность правильно воспроизводить ноты. Увеличить его объем невозможно, но вот ускорить протекающие там процессы вполне реально. Для этого существуют упражнения по развитию музыкального слуха. Мы приведем самые действенные из них.

Гаммы

Проиграйте на инструменте все семь нот по порядку и напойте их. Затем проделайте то же самое без инструмента. Когда результат вас удовлетворит, порядок нот следует поменять на обратный. Упражнение скучное и однообразное, зато эффективное.

Интервалы

Играя на инструменте две ноты (до-ре, до-ми, до-фа и т. д.), пытайтесь потом повторить их голосом. Потом проделайте то же упражнение, но уже двигаясь с «верха» октавы. А затем попробуйте проделать то же самое, но уже без пианино.

Эхо

Такое упражнение используют воспитатели детского сада, но оно отлично подходит и взрослым. Воспроизведите с помощью любого проигрывателя (подойдет и телефонный плеер) несколько музыкальных фраз из любой песни, а затем повторите их сами. Не получилось? Сделайте несколько попыток, пока результат вас не удовлетворит. После чего приступайте к следующему песенному отрезку.

Танцы

Включайте любую музыку и танцуйте — так вы развиваете ритмический музыкальный слух. Этому неплохо способствует и чтение стихов под музыку.

Подбор мелодии

Пытайтесь подобрать знакомую мелодию на инструменте. Получится не сразу, но когда выйдет, вы, во-первых, поверите с свои силы, во-вторых, совершите большой прорыв в обучении.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Музыкальный слух - это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух - это нечто уникальное, дар, данный человеку от рождения. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:

Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном;

Относительный слух - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

Внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес;

Интонационный слух - способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.

Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина - сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному

Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30.000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20.000, а к шестидесяти годам он снижается до 12.000. Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25.000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух

Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково

На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек

Неверно. Это доказали исследователи при Калифорнийском университете, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых, в зависимости от интонации, одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык - не тональный.

У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот. Таким образом, если язык человека музыкален - с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашей памяти всю жизнь

Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки. Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все равно способна извлечь её из своих «архивов» и проиграть в нашем мозгу «по памяти».

Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в «чуланы» долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих «закромов» и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству

Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха

Не совсем так. Они просто слышат музыку иначе. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30.000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50.000 до 100.000 колебаний, то есть улавливают даже ультразвук.

Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух - это дар от рождения и его невозможно развить

Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут.

Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А всему остальному научить можно. В том числе развить музыкальный слух. Было бы желание.

Музыкальный слух - редкость

Ошибается тот, кто так утверждает. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом. Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним?

Высшая стадия развития музыкального слуха - абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха.

Низший уровень развития слуха - внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь.

Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь

Это действительно так, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, голосовыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения.

Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи. Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие. Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты.

На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом. И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности. То есть заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух. Вплоть до абсолютного - нет пределов совершенству. Главное - иметь желание и не сомневаться в своих способностях.

Музыкальный слух

— совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух - это что-то почти уникальное - дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: "мне медведь на ухо наступил".

Действительно ли это такая редкость - музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие - нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?

Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.

Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Виды музыкального слуха

Абсолютный слух

Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т. д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.).

Относительный слух

Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка - звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд.

Мелодический слух

Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития - записывать нотами.

Развивается в процессе обучения музыке.

Гармонический слух

Способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.

На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.

Внутренний слух

Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.

  1. Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень.
    На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.
  2. Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио. Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.

Развивается в процессе обучения музыке.

Предслышание

Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.

Можно ли развить музыкальный слух?

Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.

Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.

Отсутствие музыкального слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота!
Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь - значит "медведь на ухо наступил", "нет музыкального слуха".

Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.

А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке!
И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится.

Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

Развитием музыкального слуха занимается спец. дисциплина — , однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

Один из методов развития интонационного слуха - через движение, дыхательные практики и танец. Различные проявления музыкального слуха изучаются в музыкальной психологии, музыкальной акустике, психофизиологии слуха. Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний.

Если у вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!

error: Content is protected !!