Вечер Романса.doc - Сценарий «Романса трепетные звуки. Сценарий музыкальной гостиной «Романса свежее дыханье…

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Сценарий музыкальной гостиной
«Романса свежее дыханье»

Выполнила: Дедова Анжелика Анатольевна – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, специального фортепиано, концертмейстер

г. Александровск-Сахалинский
2013г.
Цели
Познакомить учащихся и зрителей с историей возникновения и развития жанра романса. Приобщить к национальному и культурному наследию. Расширить формы творческого сотрудничества.
Задачи
Обучающие:Познакомить:
- с историей возникновения и развития жанра классического и бытового романса;
- с творчеством русских композиторов и поэтов;- с русскими национальными традициями;
- с языком современного романса;Развивающие:- развитие представления о жанре романса;- расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии XIX века;- расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой, театром;- развитие культуры поведения и общения;- развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как исполнители;- подготовка к успешной социализации в обществе.Воспитательные:- воспитание любви к русской национальной культуре, традициям;
- влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы XIX века;- развитие организационных навыков и работа в коллективе с разновозрастным составом;
- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
Предварительная работа:

· Разработка сценария.

· Подбор музыкального материала.

· Репетиционно - постановочная работа.

Исполняемый репертуар

М. Яковлев, сл. А. Пушкина «Зимний вечер»
А. Варламов, сл. А. Фета «На заре ты ее не буди»
М. Глинка, сл. А. Баратынского «Не искушай»
А. Даргомыжский, сл. Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»
А. Рубинштейн, сл. М. Лермонтова (из Гете) «Горные вершины»
М. Шишкин «Ночь светла»
«Тихо, так тихо», музыка и слова неизвестного автора
Д. Алигьери «Дождь стучит по крыше»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Снег выпал»
В. Синенко, сл. В. Понуриной «Я положу любовь на ноты»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Не приучай меня к рукам»

Сценарий вечера

Звучит «Романс о романсе» в исполнении Пелагеи (1-2 куплеты), на фоне инструментального проигрыша стихи:
Сегодня я нисколько не боюсьС двадцатым веком временно расстаться,Позвольте, я в любви Вам объяснюсьВысоким слогом русского романса.
Грустит романс тревожно и светло,И к вам непостижимо в слове каждомПриходит откровение само,Как Вы в мою судьбу вошли однажды.

О, русский романс, восхищаюсь тобой.За то, что красив ты и светел.За то, что на все, что случилось с судьбойТы просто и ясно ответил.
2. За то, что умна твоя старая грусть.
И я перед нею немею.
За то, что я знаю тебя наизусть
И лучше сказать не сумею. Я счастлив тем, что встретил Вас,Неповторимый и прекрасный.И, значит, жил я не напрасно...Благодарю, волшебный мой Романс!

Список использованной литературы
Золотая коллекция русского романса. – Москва, «Современная музыка», 2001.
Лирический альбом. Вокальные ансамбли русских композиторов. Автор-составитель Л.И.Чустова. – Москва, Владос, 2004.
Синенко В. «Мне с вами хорошо». Избранные романсы для голоса в сопровождении фортепиано. – Владивосток, 2004.
Интернет-источники: www.romance.ru
ђђЗаголовок 215

Вечер русского романса «Красивое страданье »

Лекция-концерт


Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда,где встретит нас романс.

Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.

Потом неистово и страстно
Достигнет он таких вершин,
Где будет многое подвластно,
И ты не сможешь быть один...

В цыганский табор,вслед за ними
И за кибиткой кочевой,
Петь их романсы удалые,
И слиться в пляске огневой!

Наталья Исаева Горецкая


Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на вечере, посвященном русскому романсу.
Как часто в концертах, по телевидению, в домашнем музицировании мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью, яркой мелодикой, образным поэтическим словом,редким слиянием идеи поэтической с музыкальной. Эти произведения часто коротки по объему, голос их негромок и обращен не к массовой аудитории слушателей, а к каждому из сидящих в зале, так просто и задушевно ведется в них повествование о самых сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях.
Эти произведения называются романсами.
Романс - название, которое возникло от испанского слова «romance» , что и значит «романский», то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке. Романсы- пьесы для голоса с инструментальным сопровождением, распространились из Испании по всей Европе. В XVIII веке жанр романса появился и в русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального искусства. В настоящее время под термином «романс» подразумеваются многообразные формы камерно вокальной музыки, включающие такие разновидности, как баллада, элегия, баркарола, серенада, песня-романс, романсы в танцевальных ритмах, монологические романсы, вокальные фантазии.
Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент-скрипка, рояль, или виолончель,-как бы подражающий человеческому голосу. Такие инструментальные романсы есть у Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Глиэра и других композиторов.
К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Как бы масштабно ни развивалось творчество композитора, в его замыслах, как правило, всегда находилось место и для романса. Мы все знаем оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», являющиеся образцом русской классической музыки. Но не менее известны и романсы композитора: « Не искушай меня без нужды» на
стихи Е. Баратынского, «В крови горит огонь желаний» на стихи А. Пушкина, песня-романс «Жаворонок» на слова Н. Кукольника. А всего М. Глинка создал около 80 вокальных произведений, которые звучат, живут, радуют и сегодня, хотя со времени их написания прошло более ста лет.
«Жаворонок»-задушевная, задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью.
Звучит романс «Жаворонок».
В 1825 году М.И. Глинка пишет свой знаменитый романс, пленивший красотой и очарованием дочери Анны Петровны Керн- Екатерины. И если А. Пушкин посвятил свое вдохновенное стихотворение матери, то М. Глинка в музыке не менее гениально выразил свои чувства, адресованные дочери.
Романс «Я помню чудное мгновенье»- жемчужина русской вокальной лирики. Мелодия романса глубоко впечатляет своей плавностью и нежной грацией.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».
Композитор А. Даргомыжский написал на стихи А. С. Пушкина один Романс этот и сегодня звучит в концертах, радуя совершенным слиянием поэзии и музыки, оставаясь понятным и людям нашего века, потому что образы многих романсов вечны.
Звучит романс «Я вас любил».
Классические произведения этого жанра были созданы композиторами XIX века. Тогда же возник и получил широкое распространение бытовой русский романс, среди творцов которого были свои замечательные таланты. Представителями этой ветви были А. Варламов, А. Гурилев, П. Булахов, создававшие романсы в русском народном стиле, на слова народных поэтов и на собственные слова.
Отчего, скажи,
Мой любимый серп,
Почернел ты весь-
Что коса моя?
Иль обрызган ты
В скуке-горести
По милом дружке
Слезой девичьей?
Этот один из известнейших бытовых романсов XIX века принадлежит композитору А. Гурилеву (1803-1858). Крепостной музыкант графа Орлова, он лишь в 28 лет получил вольную.
Звучит романс «Грусть девушки».
Бытовой романс по простоте музыкального языка, ясности аккомпанемента доступен для исполнения как профессионалам, так и любителям. Он чутко отражает вкусы и взгляды той среды, в которой возникает, быстрей и непосредственней откликается на все новое и яркое в поэзии. Бытовой русский романс внес свои краски, часто задушевные, сердечные, полные искренних чувств, в многообразное русское вокальное творчество. Разве не прекрасна мелодия романса А. Варламова «Красный сарафан».
Звучит романс «Красный сарафан».
Романс А. Варламова «На заре ты ее не буди» воссоздает ритм легкого, небыстрого вальса, прост по мелодии, имеет куплетное строение.
Звучит романс «На заре ты ее не буди».
Бытовой романс- это и документальная повесть. Слушая эти произведения, мы многое узнаем о жизни, интересах, мыслях и надеждах людей того поколения.
Среди мастеров бытового романса выделялся Петр Петрович Булахов (1822-1885). Многим знаком его романс «Гори, гори моя звезда». Всю жизнь этот талантливый композитор, отягощенный острой нуждой и болезнями, боролся за утверждение своего искусства. Под конец жизни его из милости приютили Шереметевы в своей графской усадьбе Кусково, где он и скончался.
С тех пор прошло много лет, но мелодии Булахова, его его замечательные песни и романсы живут до сих пор, помогая людям пережить невзгоды, найти утешение, согреться радостью.
Звучит романс «Гори, гори моя звезда».
Имена Алябьева, Варламова, Гурилева, Булахова и других композиторов, создавших яркие образцы русского бытового романса XIX века, живут в истории отечественной музыки. Но их творчество лишь одна грань. Высшая художественная форма русского романса-это классическая. И среди ее творцов такие мастера отечественного музыкального искусства, создавшие основу национальной музыки, как М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Бородин, М. Мусоргский, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов и другие.
В начале XX века появились композиторы, объединившие интонации русской песенности с интонациями и ритмами цыганской песни, образовав еще одно ответвление русского романса с открыто чувственной сферой эмоций, с остро динамичными ритмами, терпкой ладово-гармонической структурой. Открытость, доверительность таких романсов снискали им популярность у широких, музыкально неподготовленных масс слушателей, а также отрицание подобной вокальной продукции у тонких ревнителей жанра романса. Разумеется нельзя представить рядом романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «Хризантемы» композитора начала XX века Николая Харито. Они принадлежат к крайним полюсам художественного творчества. Однако и отрицать бытование и известную популярность таких романсов, как «Хризантемы» и «Я помню вальса звук прелестный» Н. Листова, которые часто звучат в концертах, тоже нельзя. Искреннее чувство, теплота мелодии, ненавязчивость образов, легкость в восприятии-все это и привлекало слушателей в этих романсах.
Звучат романсы «Я помню вальса звук прелестный» и «Хризантемы».
Среди романсов 30-х годов, созданных на стихи А. С. Пушкина, обратил на себя внимание цикл из шести произведений молодого, тогда еще мало известного Юрия Свиридова, так в те годы подписывался ныне всемирно известный композитор Георгий Васильевич Свиридов. Двадцатилетний композитор создал вокальный цикл, который принес автору успех и признание. Романсы « Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер»,» Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры»(на стихи А. Пушкина) звучат и в наши дни. Романс «Зимний вечер» обращен к образу няни поэта-Арине Родионовне Яковлевой, к которой А.С. Пушкин относился с особым теплом. Музыка рисует картину непогоды, которая трактуется намного шире, чем просто зимнее ненастье, вскрывая скорбь и печаль поэта во время михайловской ссылки. Это ярко обозначено композитором в музыкальных образах романса, где, правда, есть место и светлым воспоминаниям детства.
Звучит романс «Зимний вечер».
В 50-х годах XX века вспыхнул интерес к творчеству Сергея Александровича Есенина. Это оживило и музыкальный интерес к его поэзии, композиторы вновь обратились к его поэтическим работам. Появились новые произведения вокальных жанров.Из них можно отметить популярные песни- романсы «Клен ты мой опавший», где удается передать лирическую интонацию есенинской поэзии, ее исповедальность. И песню-романс «Над окошком месяц» композитора Евгения Попова, где в мягкой, неторопливой мелодии, напоминающей образы старинных русских вальсов, раскрывается истинная красота поэзии Есенина, воспевающей Россию.
Звучит песня-романс «Над окошком месяц».
Говоря о произведениях Есенина я упомянула термин «песня-романс». В чем же особенность подобной жанровой разновидности?
Песня-романс-это жанр, близко стоящий и к песне по чередованию куплетов с одной и той же мелодией, и к романсу- по более утонченной трактовке поэтических образов, по близости музыкального языка к профессиональной музыке, по обязательности музыкального сопровождения. Обычно песни-романсы близко стоят не к классическим формам романса, а к бытовым.
Многие современные композиторы с большим интересом развивают романсную интонацию в своих произведениях. В этом отношении типична работа А.Рыбникова «Я тебя никогда не забуду»- песня-романс из музыки к спектаклю «Юнона и Авось», а также песня «А напоследок я скажу» из кинофильма «Жестокий романс» Андрея Петрова.
Звучит романс «Я тебя никогда не забуду» и песня «А напоследок я скажу».
Слушая лучшие произведения русского романса, люди испытывают радость от общения с подлинно высоким искусством.
Наш вечер подошел к концу. Благодарим за внимание. До новых встреч!

Сценарий вечера "Кинопутешествие аккордами романса" Цель: с помощью интеграции 3-х предметов: истории, литературы и музыки показать историю возникновения романса, используя лучшие произведения русской классической литературы и музыки, совершенствовать коммуникативные навыки, речевую компетентность Задачи: показать красоту, многообразие и долговечность романсов, описанного в русской классической литературе; привлечь учащихся старших классов к чтению произведений русской классической литературы; приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими произведениями русской музыкальной культуры; повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом, так и интеллектуальном плане. Оформление: зал оформлен в виде литературного салона - столы с белыми скатертями, свечи в подсвечниках, свет приглушён; участники и зрители рассаживаются за столы, ведущие - сбоку за журнальным столиком; подиум также освещён свечами, перед подиумом несколько кресел. Д. Добрый вечер господа. А. Приветствую Вас, судари и сударыни. Присядем, Лариса Дмитриевна. (садятся) Д. Вы не находите, Сергей Сергеевич, что романс - это удивительное явление. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. А. Русский романс еще наши прадеды в 18 веке пели нашим прабабушкам, дабы покорить их. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют нас своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью. Д. Сегодня я нисколько не боюсь С веком нынешним временно расстаться, Позвольте я в любви вам объяснюсь Высоким слогом русского романса. (1 под лаской плюшевого пледа) Д. А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово? А. Лариса Дмитриевна, история романса богата, а написана она именами великими, небывалыми любовными историями. Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно. (2 песня Теодоро) Д. Какие пылкие слова, какой гордый нрав у этих испанцев! Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно. Даже само слово "песня" казалось им плебейским. Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом "романс". А. Да в романсе есть все: в нем звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине, словом то, что трогает душу каждого человека. Ну а какая же русская душа может зажечься без цыганского романса! І. (Выход цыган:_________________________________________________ - Веселись, ромале! (3 песня рады/танец) - Барин едет! (садятся на ковер) (4 Мохнатый шмель) -______________ (подходит к Андрею) Брилиантовый, позолоти ручку. Всю правду расскажу: что было, что будет, чем сердце успокоится. - _______________Ай, красавица: карты правду говорят: лежит на сердце у тебя чирвовый король, сердце у тебя горячее да душа доверчивая, бойся глаз черных. ІІ. 5_____________песня "Очи черные". А. А вы знаете Лариса Дмитриевна, что стихотворение "Черные очи" было написано украинским поэтом Гребёнкой, когда он гостил в селе Рудка у соседа-помещика, отставного штабс-капитана Растенберга. Его дочери, Марии Васильевне, с которой летом следующего года Гребёнка обвенчался, оно и посвящено. Брак был у них хороший и счастливый. Д. Они уносят дух - властительные звуки! В них упоение мучительных страстей, В них голос плачущей разлуки, В них радость юности моей! Взволнованное сердце замирает, Но я тоски не властна утолить. Душа безумная томится и желает - И петь, и плакать, и любить. А. Дорогая Лариса Дмитриевна, счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо. Д. Я с вами согласна, Сергей Сергеевич. Ведь так были созданы многие романсы, благодаря музам, которые рождали в сердце поэта нежные строки, мелодии. И тому подтверждение поэзия Александра Сергеевича Пушкина. Спросим у него был ли он счастлив. (6 фильм Пушкин) А. Позабыв про горе и страданья, Верю я, что кроме суеты На Земле есть мир очарованья, Чудный мир любви и красоты! Д. Неужто этот мир счастья где-то есть? Вот сегодня за окном холодная зимняя ночь, а перед нами горячий огонь свечи. ІІІ. 7 _______________(свеча горела на столе) А. Романсы и песни сочинялись едва ли не повсюду, они были близки и понятны всем. Д. На рубеже ХХ-Х1Х веков романс словно переживает второе рождение. В кино романс переносит нас в любую эпоху, позволяет понять душу современных героев, ведь любовь правит жизнью во все времена. Я вспоминаю Гейне говорил: "Ангелы зовут это небесной отрадой, черти - адской мукой, люди - любовью". И я с ним соглашусь. А. Но мужская жизнь ничто без поддержки верного друга. IV. 8_________________("Ваше благородие") А. На протяжении всей второй половины XX века композиторы обращаются к романсовым традициям и интонациям в разных музыкальных направлениях: музыка театра и кино, лирическая эстрадная музыка, авторская песня, рок-музыка. 9 __________________(Сплин) Д. Ах уж этот 21 век, мужчины перестали быть столь романтичными, а женщины перестали нуждаться в сильном плече кавалера. V.10__________________(Мне нравится, что вы больны не мной) Д. И все же, Сергей Сергеевич, произошедшее между нами на алгебре заставляет вас поступить благородно. А. Увы, Лариса Дмитриевна, я не могу на вас жениться, меня сковывают цепи. Д. Вы обручены? А. Нет, я еще не сдал лабораторную по химии. Ну а если серьезно, Чем старинней наивность романса Тем живее её соловьи. То ль в расцвете судьбы, То ль на склоне Что я знаю про век и про дни? Отвори мне калитку в былое И былым моё время продли. VI._________________("Соловьи") Д. Не забывайте песен старых, Они о многом расскажут вам, Их пели под гармонь и под гитару, И просто так, и просто так. А. Их разнесло по свету ветром, Но в наши годы, в наши дни Для радости и грусти светлой Друзьями к нам придут они. Д. И все? Ну и какая же любовная история без дуэли? А. Будет дуэль! Мы предлагаем сразиться команде 20 века (учителя и гости) с командой 21 века (сборная учеников) (рассадить команды) Д. (по очереди подходит к столикам для жеребьевки) (поем) № романсов А. Вы согласитесь со мной, Лариса Дмитриевна, что обе команды сильны, поэтому внесите призы. Д. Спасибо за вечер! А. До новых встреч!


Современный романс


в исполнении Оксаны Поповой

Сценарий мероприятия « Вечер русского романса »

Как часто в концертах, по радио, телевидению мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью: яркой мелодикой, образным поэтическим словом, редким слиянием идеи поэтической и музыкальной. Эти произведения часто коротки по объёму, голос их негромок и обращён не к массовой аудитории слушателей, а к каждому сидящему в зале, так просто и задушевно ведётся в них повествование о самых, казалось бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях. Эти произведения называются романсами.

Родиной романса является Испания. Там в 12-14 веках и зародился новый песенный жар в творчестве странствующих музыкантов, поэтов, певцов. Он соединил в себе приёмы речитатива, мелодических напевов и мимического танца. Певцы - трубадуры исполняли песни на родном романском языке. Отсюда родилось и название - «романс», что определяло не только особый жанр стихотворного произведения, традиции исполнения, но и характерный тип мелодии вокальной пьесы, исполняющейся в сопровождении музыкального инструмента.

В 18 веке жанр романса появился и в русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального искусства. В родословной русского романса сплелись многие корни: красота и распевность русских протяжных песен, стройность и благозвучность петровских кантов, глубина русской хоровой музыки, образность и яркость русской речи. От испанского происхождения в русском романсе остались название да образы и ритмы Испании в некоторых авторских произведениях. Вместе с развитием русской поэзии и русской музыки совершенствовался и русский романс, достигший высот в творчестве А.С.Пушкина и М.И.Глинки.

/Звучит романс: «Я помню чудное мгновенье»/

Это М.И.Глинка в 1825 году пишет свой знаменитый романс, пленившись красотой и очарованием дочери Анны Петровны Керн - Екатерины. И если А.С.Пушкин посвятил своё стихотворение матери, то Глинка в музыке не менее гениально выразил свои чувства, адресованные дочери. Лишь этот один романс напомнил нам исторически подтверждённую поэтическую страницу биографий двух великих людей – поэта и композитора. А сколько прекрасных мгновений запечатлели романсы прошлого и сегодняшнего времени, навеянные импульсом, взрывом чувств, порывом вдохновения! И совсем неважно, сколько с тех пор прошло лет!

Например, композитор А.С.Даргомыжский написал на стихи А.С.Пушкина один из лучших своих романсов « Я Вас любил», а было это почти 150 лет назад. Романс этот и сегодня звучит в концертах, радуя совершенным слиянием поэзии и музыки, оставаясь понятным и людям нашего времени.

/ звучит романс «Я вас любил»/

В 19 веке широкое распространение получил бытовой русский романс, среди творцов которого были свои замечательные таланты. Произведения этой ветви жанра звучат и исполняются с огромным успехом и сегодня.

Отчего, скажи, мой любимый серп,

Почернел ты весь –

Что коса моя?

Иль обрызган ты

В скуке горести

По милом дружке

Слезой девичьей?

Этот один из известнейших бытовых романсов 19 века принадлежит композитору А. Л. Гурилеву(1803-1858). Крепостной музыкант графа Орлова, он лишь в 28 лет получил «вольную». Многие произведения Гурилева написаны на стихи А. В. Кольцова. « На заре туманной юности», «Вьется ласточка сизокрылая», « Не шуми ты, рожь» и др.

Яркий след в русском романсе оставило самобытное творчество А. В. Кольцова. Многие композиторы – Гурилев, Варламов, Даргомыжский, Балакирев – обращались к стихам народного поэта. А сего было создано свыше 700 произведений на его стихи. Такое его стихотворение как «Соловей» было положено на стихи 10 раз. Можно вспомнить и романс М. А. Балакирева « Обойми, поцелуй», так же написанный на стихи Кольцова.

Обойми, поцелуй. Приголубь, приласкай.

Ещё раз, поскорей, поцелуй горячей.

О романсах П.И. Чайковского академик Асафьев говорил: « В чудовищных условиях российской действительности, в особенности провинциальной…среди людей, страдавших от мелочной и пошлой жизни, нужна была музыка, непосредственного и искреннего чувства, которая давала бы возможность «отвести душу». Музыка Чайковского пришла вовремя и открыла полную возможность такого рода интенсивного эмоционального общения». Романсы Чайковского – это маленькие человеческие драмы, рассказанные с подлинным вдохновением, страстным чувством.

Забыть так скоро, боже мой,

Всё счастье жизни прожитой!

Все наши встречи, разговоры,

Забыть так скоро,

Забыть так скоро!

Музыка романса написана на стихи Алексея Апухтина в 1870 году после перенесённой П.И.Чайковским личной драмы – крушение сердечных отношений с известной французской певицей Дезире Арто.

Бытовой русский романс внёс свои краски, часто задушевные, сердечные, полные искренних чувств, в многообразное русское вокальное творчество. Разве не прекрасен романс Александра Егоровича Варламова «Красный сарафан», созданный в 1800-х годах на слова Н.Цыганова:

Не шей ты мне, матушка, красный сарафан.

Не входи, родимая, попусту в изъян…

Бытовой романс – это и документальная повесть. Слушая эти произведения, мы многое узнаём о жизни, интересах, мыслях и надеждах людей того поколения. Среди мастеров бытового романса выделялся Пётр Петрович Булахов(1822-1885). Многим из вас, да, наверное, всем знаком романс «Гори, гори, моя звезда»

/звучит романс: «Гори, гори, моя звезда»/

Всю жизнь этот талантливый композитор, отягощённый острой нуждой и болезнями, боролся за утверждение своего искусства. Под конец жизни его из милости приютили Шереметьевы в своей графской усадьбе «Кусково», где он и скончался. С тех пор прошло много лет, но мелодии Булахова, его замечательные романсы живут до сих пор.

Предлагаем вам продолжить название романса…

Я…. (вас любил)

Я…..(встретил Вас)

Гори…….(моя звезда)

Весенние….(воды)

Белеет …. (парус одинокий)

Однозвучно ….(гремит колокольчик)

Выхожу…..(один я на дорогу)

Женщине…..(которую люблю)

Обойми…(поцелуй)

Белая …. (акация)

Зимний….(вечер)

Утро…..(туманное)

Отцвели…….(хризантемы)

Темно – вишневая ……………(шаль)

Не отрекаются…………….(любя)

Не шуми………………(ты, рожь)

Я помню…………………(звука вальс прелестный)

Не пой ……….(красавица при мне)

Я тебя ………..(никогда не забуду)

Только раз…………….(бывают в жизни встречи)

Новый прилив творческого интереса к жанру романса был вызван душевным откликом на безвременную кончину одного из лирических поэтов России – Сергея Есенина(1895-1925). Известие потрясло многих. Оказалось, что Есенин – любимый народный поэт и, эта его преждевременная кончина в 30 лет пробудила волну небывалого интереса к его жизни и творчеству. Особенно активно обратились к стихам поэта композиторы, создав за короткий срок много интересных сочинений, в т.ч. и романсов. Вот один из романсов Александрова на стихи Сергея Есенина.

/звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу»/

Композитор Евгений Попов в своей мягкой неторопливой мелодии раскрыл истинную красоту поэзии Есенина, воспевающую Россию.

/звучит романс «Над окошком месяц»/

Это новый музыкальный жанр – песня-романс, близко стоящий и к песне по чередованию куплетов с одной и той же мелодией, и к романсу – по более утончённой трактовке поэтических образов, по близости музыкального языка к профессиональной музыке, по обязательности музыкального сопровождения. Песней-романсом можно назвать и монолог героя фильма «Весёлые ребята» Кости Потехина (в исполнении Леонида Утёсова), созданный Дунаевским в танцевальных ритмах 30-х годов.

/звучит песня-романс «Как много девушек хороших»/

В 30-х годах композитором Мясковским было написано 12 романсов на стихи М.Ю.Лермонтова. Среди них наибольшую известность получили: «Казачья колыбельная»(Спи младенец, мой прекрасный, баюшки-баю»), «Выхожу один я на дорогу».

В годы великой Отечественной войны многие музыканты, оставив мирные занятия, пошли воевать с врагом с оружием в руках, а многие взялись за своё творческое «оружие», страстной и призывной музыкой участвуя в общенародной борьбе. Так появились романсы-баллады, сурового призывного звучания. В такой манере написана и «Священная война» композитором А.В.Александровым на слова Лебедева-Кумача. В годы войны появились также такие песни-романсы, как «Тёмная ночь», «Жди меня», «Соловьи».

Потребность в душевной музыке всегда была присуща русскому народу. В 1950-1960-х годах появились произведения Г.В. Свиридова на стихи Есенина, Блока, Маяковского. Первой исполнительницей многих новых сочинений композитора стала Елена Васильевна Образцова. Героями многих романсов Свиридова явились разные персонажи: это и деревенский парень, и поэт, и герой есенинских песен и романсов, олицетворяющий собой образ поэта и отчасти самого композитора, с его думами о России.

Песни-романсы есть и в творчестве А.Пахмутовой: «Нежность», «Мелодия». Есть немало произведений романсного характера и в творчестве Э.С.Колмановского. Известен всем «Вальс о вальсе» на стихи Е.Евтушенко (Вальс устарел, - говорит кое-кто смеясь). Большой нежностью отмечен романс «Женщине, которую люблю», созданный на слова Кайсына Кулиева. Многие молодые композиторы Марк Минков, Давид Тухманов, Алексей Рыбников, Олег Иванов и др. продолжили развитие романсовой интонации в своих произведениях. Например, романс А.Рыбникова из музыки к спектаклю «Юнона и Авось»: «Я тебя никогда не забуду» или «Не отрекаются, любя» композитора М.Минкова на слова Вероники Тушновой.

И в заключение хотелось бы сказать об исполнителях романсов. Вот мастера старших поколений: А.В.Нежданова, Н.А.Обухова, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, М.П.Максакова, Е.К. Катульская, И.С.Козловский, М.Д, Михайлов, С.Я.Лемешев. Позже появились новые имена: И. Архипова, Е. Образцова, Ведерников, Нестеренко, Борис Штоколов, Богачёва, Лисовский, Синявская, Милашкина, Атлантов, Калинина, Сафиулин и мн.др.

С жизнью исполнителей русского романса, их творчеством, вы можете познакомиться на нашей книжной выставке «Романс звучит – светлей дорога, и кои веки не до сна»,

А теперь прозвучит современный русский романс в исполнении Оксаны Поповой, методиста МЦК этнографического центра «Вольница».

Цели

Познакомить современных школьников с историей возникновения и развития жанра романса. Приобщить к национальному и культурному наследию. Расширить формы творческого сотрудничества коллективов Центра.

Задачи

Обучающие.
Познакомить с историей возникновения и развития жанра романса; с творчеством русских композиторов и поэтов;
с цыганским романсом;
с современным романсом в кинематографе;
с русскими национальными традициями;
с проведением досуга русского дворянства 19 века на примере музыкальной гостиной, с культурой поведения и общения;
с историями взаимоотношений великих людей.
Развивающие:
развитие представления о жанре романса;
расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии XIX века;
расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой, театром;
развитие культуры поведения и общения;
развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как исполнители;
подготовка к успешной социализации в обществе.
Воспитательные:
воспитание любви к русской национальной культуре, традициям; влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы XIX века;
воспитание, через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры;
развитие организационных навыков и работа в коллективе с разновозрастным составом; - укрепление связей детей и педагогов; создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Предварительная работа:

  1. Разработка сценария.
  2. Подбор музыкального материала.
  3. Подготовка презентации.
  4. Репетиционно - постановочная работа.
  5. Оформление и распространение пригласительных билетов.
  6. Подготовка костюмов и реквизита 19 века.
  7. Оформление зала.

Используемые материалы и оборудование:

  • видео и аудио аппаратура;
  • фонограмма для презентации;
  • столы;
  • подсвечники;
  • цветы;
  • натюрморты, портреты;
  • мольберты;
  • старинная чернильница с пером;
  • костюмы 19 века и веера;
  • гитара с подставкой.

Репертуар вечера романса:

Муз. А. Обухова, сл.А. Будищева романс «Калитка».
Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского романс «Белой акации гроздья душистые» из к\ф «Белая гвардия».
Муз. П.Булахова, сл. А. Толстого романс «Колокольчики мои, цветики степные».
Муз. П. Чайковского, сл. А. Толстого. романс «Средь шумного бала.» Муз. Б. Фомина, сл. П. Германа романс «Только раз бывает в жизни встреча».
Муз. П.Булахова, сл. Н.Н. романс «Не пробуждай воспоминаний».
Муз. и сл. Н.Листова романс “Я помню вальса звук прелестный».
Муз. Ю. Абазы, сл. И. Тургенева романс “Утро туманное”.
Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева романс «Я встретил вас».
Муз. М.И. Глинки, сл. А.С. Пушкина романс « Я помню чудное мгновенье».
Муз. М.Шишкина, сл.Н. Языкова романс «Ночь светла».
Муз. Д.Шостаковича романс из к/ф «Овод».
Муз. А. Петрова, сл. Б.Ахмадулиной романс « А напоследок я скажу» из к\ф «Жестокий романс».
Муз. Таривердиева, сл. М.Цветаевой романс « Мне нравится, что вы больны не мной»… из к\ф «Ирония судьбы».

Список литературы:

1. Богат Е.М. Что движет солнце и светила.: Любовь в письмах выдающихся людей /Худож. Л. Зусман. – М.: Дет. лит.,1978.–383 с., ил. (Люди. Время. Идеи).
2. Друзья мои. Стихи русских поэтов о дружбе. – Благовещенск, Хабаровск. кн. изд., 1989. – 448 с.
3. Золотая коллекция русского романса. – М.: Соврем. музыка, 2000. – 240с.
4. Кожинов В.В. Тютчев – М.: Мол. гвардия, 1988.– 495 с.: ил. (Жизнь замечательных людей)
5. Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.: Моск. рабочий, 1983. – 207 с.
6. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.: ил. (Биография писателя).
7. Маркасев Л. Серенада на все времена. – Л.: Сов. композитор, 1988. – 220 с.
8. «…Прекрасен наш союз…» – М.: Мол. гвардия, 1979. – 238 с.
9. Соболева Г. Русский романс. - М.: Знание, 1980. – 112 с.
10. Толстой А.К. Стихотворения. – М.: Дет. лит., 1985. – 127 с.
11. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Сов. Россия, 1986. – 286 с.
12. Тыркова – Вильяме А.В. Жизнь Пушкина. В 2-х т. – М.: Три века истории, 2000. – 520 с. (Пушкинская библиотека).
13. Чачин Г.В. Тютчев Ф.И. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. (Биография писателя).
14. Чудное мгновение. Любовная лирика русских поэтов. – М.: Худ. лит., 1988. – 488 с.
15. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. – М.: Худ. лит.1990.–348 с.

Сценарий вечера

Сценарий Ульевой И.Н.
Постановка Ульевой И.Н., Саловой И. В. и Костиной И. Ю.
Вечер романса проводится в музыкальной гостиной. Мягкий свет ламп, рояль, гитара на подставке, вся обстановка гостиной проникнута атмосферой поэзии, музыки. Столики с подсвечниками, цветы, старинная чернильница с пером. На мольбертах пейзажи, натюрморты, портреты. Участники вечера в нарядах 19 века. Перед началом показывается на экране презентация - История романтических встреч в сопровождении фонограммы, где романсы звучат в исполнении народных инструментов.
Появляется ведущая Салова И.В. и руководитель коллектива фортепиано Ульева и.Н.
Звучит вальс А. Грибоедова - исполняет педагог Ульева И.Н.
Входят пары и садятся за столы с подсвечниками и цветами.

Ведущая:
Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.
Отвори потихоньку калитку,
И войди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.
Звучит романс “Калитка.” Муз. А.Обухова, фортепианная обработка Ульевой И.Н Фортепианный ансамбль Исполняют Бронникова Аня и Ульева И.Н.
Ведущая:
Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию. Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу
Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Удивительное это явление – романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.
Сегодня мы поближе познакомимся с историей романса. Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Песни исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романс. Романс исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.
Звучит романс «Белой акаци гроздья душистые» Муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского. Исполняет Салова И.В. – вокал. Аккомпанируют Колесникова Настя - фортепиано, Ульева И.Н. – гитара.
Ведущая:
Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Ведущий: В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Конечно же все слышали замечательные романсы Чайковского, Глинки, Даргомыжского, Булахова,
Звучит романс «Колокольчики мои, цветики степные».
Муз. П.Булахова. Фортепианный ансамбль. Исполняют Бронникова Аня и Ульева И.Н.
Ведущая:
В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви. Алексей Константинович Толстой и Софья Андреевна Миллер. Их романтическая и красивая встреча подарила строки замечательного стихотворения:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
И смех твой и грустный, и звонкий
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь –
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь.
И грустно я так засыпаю
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Поэт, романист, драматург А.К. Толстой писал своей жене Софье из Дрездена:

Сцена письма А.Толстого к Софье.

Читает Качалин Иван (А.Толстой): «Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу и эту комнату, без тебя.» Продолжает читать письмо Айрапетян Сатеник (Софья): Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже двадцать лет, что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, я плачунад этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад…»
Ведущая: Музыку к этому стихотворению написал П.И. Чайковский через три года после смерти А.К. Толстого.

Звучит романс «Средь шумного бала». Муз. П.И. Чайковского.
Исполняет Голиков С.В. - скрипка, аккомпанирует Айрапетян Сатеник – фортепиано.

Сценка бала - театр моды «Стиль».

Ведущая: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов трогает душу каждого человека.

Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить.
Душа безумная томится и желает –
И петь, и плакать, и любить.

Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча». сл. П. Германа, муз. Б. Фомина. Исполняет Ульева И.Н. – вокал, аккомпанирует Машкова Олеся - фортепиано.

Ведущая: С момента появления в России - романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическое направление основывалась на художественной литературе, а бытовое на русской народной и городской песне. Бытовой - значит, связанный с повседневной жизнью. Давайте сейчас заглянем в гостиную русского дворянина начала 19 века и вспомним о вечерах домашнего музицирования.

Сценка в гостиной. Исполняет Качалин Иван

Звучит романс «Не пробуждай воспоминаний». Муз. П.Булахова, сл. Н.Н Исполняют Колесников А.А. и Ульева И.Н. – вокал, аккомпанирует Колесникова Настя - фортепиано.

Ведущая: Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий… О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.

Звучит романс «Я помню вальса звукпрелестный.» Муз. Н.Листова Исполняет Голиков С.В. – скрипка, аккомпанирует Ларина Аня - фортепиано.

Девушки с кадетами танцуют вальс.
Ведущая: Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному - двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Этим замечательным строкам мы обязаны встрече Ивана Тургенева с Полиной Виардо. В 1843 году Тургенев познакомился с Полиной, она выступала в Петербурге с Итальянской оперой. Вспоминая об этом, Виардо говорила: Читает Ларина Аня (П.Виардо): «Мне его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». Ведущая: Письма Тургенева к П.Виардо – потрясающий роман любви, длившийся сорок лет. В повести Тургенева «Ася» мы находим такие строки: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него не день, а мгновенье».
Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной, романтической.

Звучит романс “Утро туманное.” Муз. Ю. Абазы, сл. И. Тургенева. Исполняет Салова И.В. – вокал, аккомпанирует Качалин Иван - фортепиано.

Ведущая: А вот ещё одна история любви. 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны. Молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано барону Крюденеру.
Но Амалия и Тютчев пронесли свою привязанность через всю жизнь. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе, где поэт написал свое стихотворение-признание:
Я встретил вас, и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло….
Последняя встреча в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова…
Звучит романс «Я встретил вас». Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева, Исполняет Голиков С.В. вокал, аккомпанирует Качалин Антон - фортепиано.

Ведущая: Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.
Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. В её огромных глазах затаенная грусть. Такой запомнилась поэту Анна Керн.
Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы. Каждый вечер Александр Сергеевич мог слушать её пени.. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Прощаясь, Пушкин подарил ей недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Из книги выпал небольшой листок со стихами, они были посвящены ей:
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты…
А в 1838 г. на семейной вечеринке у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн.
Сцена знакомства. Исполняют Демченко Маша
(Екатерина) и Качалин Антон (М.Глинка).

Ведущая: Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, они зазвучали признанием.

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье». Муз. М.И. Глинки. Исполняет Голиков С.В. – скрипка, аккомпанирует Демченко Маша – фортепиано.

Ведущая: Во второй половине XIX века была известна большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Представителю этой династии Михаилу Шишкину принадлежит романс на стихи Н. Языкова. «Ночь светла».

Настрой же струны на своей гитаре,
Настрой же струны на старинный лад,
В котором все в цветенье и разгаре.
Сияла ночь, луной был полон сад.

Звучит романс «Ночь светла». Муз. М.Шишкина, сл. Н.Языкова. Исполняет Ульева И.Н. – вокал, аккомпанирует Колесникова Настя - фортепиано.

Ведущая: Любовь к романсу непреходяща. Он и сейчас, как много лет назад, волнует души. В XX веке появилось много романсов в кинематографе. Давайте послушаем некоторые из них.
Звучит инструментальный романс Д.Шостаковича из к/ф «Овод». Исполняет Машкова Олеся -фортепиано.

Ведущая: Грустит романс тревожно и светло,
И к вам непостижимо в слове каждом.
Приходит откровение само,
Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Звучит романс « Мне нравится, что вы больны не мной»…
Муз. Таривердиева. Исполняет Демченко Маша - фортепиано.

Ведущая: Жестокий романс, я смеюсь над тобою
За то, что красив ты и светел,
За то, что на все, что случилось с судьбой
Ты просто и ясно ответил.
За то, что умна твоя старая грусть,
И я перед нею немею.

Звучит романс « А напоследок я скажу». Муз. А. Петрова, сл. Б. Ахмадулиной. Исполняет Салова И. В. – вокал, аккомпанирует Айрапетян Сатеник - фортепиано.

Ведущая: Вот и подошел к концу наш вечер. Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями. Для других – погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса. Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.
Звучит романс «Калитка». Муз. А.Обухова в обработке Ульевой И.Н. Исполняет Ульева И.Н. - фортепиано.
На фоне музыки ведущая читает стихи.
Ведущая: Не забывайте песен старых,
Они о многом скажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни,
Для радости и грусти светлой,
Друзьями к нам придут они.
Представление участников.
Коллектив «Фортепиано» руководитель – Ульева И.Н.
Ведущая - Салова И. В. руководитель театрального коллектива.
Коллектив театра моды «Стиль» руководитель Гавриленкова А.А.
Коллектив «Юный моряк» руководитель Гуськова М. А.
Вокальные, скрипичные и гитарная партии исполняются педагогами центра: Салова И. В., Голиков С.В., Ульева И.Н.
Постановка танца Ващишина Н.Д.
Подготовка костюмов: Ульева И.Н., Рогова И. Ю., Гуськова М. А., Гавриленкова А. А., Салова И. В.
Причёски: Ващишина Н. Д., Рогова И. Ю., Салова И. В.
Подготовка зала и техническое оснащение: Костина И. Ю., Рогова И. Ю., Афанасьев А. Ю.
Киносъёмка: Рогова И. Ю.
Фотосъёмка: Гуськова М. А., Ващишина Н. Д.

Участники, их друзья, родители учеников продолжили вечер за чаепитием. Неформальная обстановка, эмоциональный подъём после проведённого вечера вдохновили ребят на дальнейшее творческое общение. Многие выразили желание сыграть на рояле свои любимые произведения, педагоги поддержали - спели ещё несколько романсов, гости также изъявили желание участвовать в импровизированном концерте – читали свои стихи.
Было выражено общее пожелание – проводить такие музыкальные салоны и в дальнейшем. Все присутствующие подтвердили свою готовность помочь в осуществлении нового творческого проекта.
На вечере романса присутствовал классный руководитель 8-го класса школы №1640. Она привела несколько человек из своего класса по приглашению одного из участников концерта. После мероприятия педагог выразила благодарность и предложила в дальнейшем оповещать общеобразовательные школы, т.к., в наше непростое время, необходимо приобщать ребят к национальному и культурному наследию.
Мне, как организатору, также хотелось бы расширять аудиторию слушателей.

error: Content is protected !!