Выразительные средства музыки: Тембр. Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе «Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра Вопросы и задания

Многим певцам в начале вокального пути бывает интересно разобраться в ключевых теоретических терминах этой профессии (среди таких понятий есть и тембр). Тембр голоса определяет, какой по тональности и окраске звук слышится при звуковоспроизведении.

Очень сложно учиться вокалу, не имея специальных теоретических знаний, без них может быть сложно оценить собственные вокальные или просто речевые данные и умело корректировать их.

Чтобы определить эту характеристику голоса у себя, нужно для начала понять в целом, что такое тембр. Под этим термином понимают то, как и насколько окрашен голос в процессе речи или пения, его индивидуальные характеристики, а также теплоту произносимого звука.

Ведущий тон и обертон (конкретный оттенок ведущего тона) определяет звучание голоса в целом. Если обертоны насыщенные (яркие), произносимый звук будет обладать такими же качествами. Взаимодействие тона и соответствующего обертона – исключительно индивидуальная голосовая характеристика, поэтому встретить двух людей с одинаковыми тональностями очень сложно.

  • анатомической формой трахеи;
  • размером трахеи;
  • объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);
  • плотностью смыкания голосовых связок.

Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.

  • осанка человека;
  • скорость произношения слов;
  • усталость.

Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.

Виды тембров

Когда у человека спокойный, размеренный тембр голоса, его речь для окружающих становится благозвучной, «правильной». Не у всех это качество развито с детства. Чистым может стать любой изначальный тембр голоса, если его грамотно натренировать.

На профессиональном уровне певцов для этого учат управлять эмоциональной составляющей речи и частотностью звуков. Чтобы овладеть такими навыками, достаточно обратиться к человеку, разбирающемуся в вокале или постановке классической тональности голоса.

Существуют разные виды тембров. Самая простая классификация учитывает половые и возрастные признаки – то есть тон бывает мужским, женским, детским.

  • меццо-сопрано;
  • сопрано (высокий певческий тон – сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое, драматическое);
  • контральто (певческий низкий женский голос).

  • баритон;
  • бас (мужской низкий голос, подразделяется на центральный, певучий);
  • тенор (высокий певческий тон у мужчин, подразделяется на драматический, лирический).

Детские тональности:

  • альт (по высоте находится выше тенора);
  • дискант (по звучанию похож на сопрано, но характерен для мальчиков).

  • мягкий;
  • мелодический;
  • приятный;
  • металлический;
  • глухой.

Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов):

  • бархатные;
  • золотые;
  • медные;
  • серебряные.
  • холодный;
  • мягкий;
  • тяжелый;
  • слабый;
  • твердый;
  • жесткий.

Все эти характеристики не окончательны – один и тот же певец может менять их произвольно при тренировках.

Что может повлиять на тембр

Существует несколько факторов, которые могут поменять тембр голоса у человека самопроизвольно. К ним относят:

  • пубертатный период (у человека вследствие взросления меняется тон, становясь более сильным, грубым; остановить этот процесс невозможно, звук больше не будет такой, какой бывает он в раннем возрасте);
  • простуда, переохлаждение (так при простуде может заболеть горло и появиться кашель, тон в этот период меняется, становится более хриплым, глухим, преобладают при простуде низкие голоса);
  • хронический недосып, эмоциональное перенапряжение;
  • курение (при длительном курении тембр голоса постепенно становится ниже, грубее);
  • хроническое употребление алкоголя (алкоголь раздражает голосовые связки и трансформирует голос в низкий и осипший).

Почти все факторы можно устранить. Именно поэтому лучше отказаться от вредных привычек, стараться избегать стресса и не курить, чтобы сохранить тон речи таким чистым, каким бывает он изначально.

Можно ли изменить тембр

Голосовой тембр не закладывается генетически, а потому поддается коррекции во время занятий со специалистом по вокалу. Анатомические же качества связок (это складки в области звукообразующего центра) консервативно поменять человек не может, так как они закладываются анатомически с момента формирования генетических качеств. Для этого существуют особые хирургические операции, в ходе которых исправляют возникшие дефекты.

Зарождение звука начинается в гортани, но окончательное формирование и придание ему тембра происходит в резонаторных полостях (ротовая, носовая, горло). Поэтому различная корректировка постановки и напряжения тех или иных мышц может влиять и на тембр.

Как определить и изменить тембр

Ввиду отсутствия специальных знаний определить тембр голоса в домашних условиях может быть сложно, можно только его предположить. Для точного определения следует обратиться к специалисту по вокалу или использовать специальный спектрометр.

Спектрометр определяет тембр голоса наиболее достоверно. Прибор анализирует произносимый человеком звук, одновременно его классифицируя. В аппарате присутствует усилитель звучания и микрофон – спектрометр с помощью фильтров делит звук на элементарные составляющие и определяет высоту их звучания. Чаще прибор реагирует на согласные буквы (достаточно для анализа тех трех согласных букв, какие прозвучали первыми в речи).

Самопроизвольно тон меняется только в подростковый период – при этом человек перестает использовать свой речевой потенциал, так как большая его часть уходит на контроль произносимого звука – интонации или громкости. Иногда тон и тембр меняется и при стрессах, но такое случается реже.

Как услышать свой настоящий голос

Человек не может объективно определить тембр звука у себя ввиду того, что слышит он самого себя не так, как слышат другие. Звуковые волны проходят внутри, а потому искажаются во внутреннем и среднем ухе. Техника фиксирует реальный звук, который слышат окружающие – именно поэтому его иногда бывает сложно узнать на записи.

Можно также взять 2 листа картона (иногда берут стопку листов или папку), а затем приложить к обоим ушам. Бумага экранирует звуковые волны, поэтому при произнесении слов в таком положении человек услышит реальный звук, так как на слышимый тон голоса это экранирование влияет.

Тембр женских и мужских голосов – для певцов важная характеристика голоса и речи. Имеет значение она и для обычных людей. Тембр можно скорректировать специально подобранными упражнениями или гимнастиками, так как зачастую у обычного человека он бывает не совсем правильным.

Это краски, которые мы слышим.

Посмотрите на любую картину или фотографию. Но никакой картины не получилось бы, если бы вся она была написана одной и той же краской, без оттенков.
Всмотритесь, сколько их, этих говорящих оттенков.
Десятки оттенков одного цвета. Есть они и у звука.
Одну и ту же ноту, звук, одинаковый по высоте, могут сыграть разные музыкальные инструменты. И хотя высота звука совершенно одинаковая, мы узнаем то голос скрипки, то голос флейты, то голос трубы, то человеческий голос.
Как это у нас получается?

Наш слух в чуткости не уступает зрению. Даже самый маленький ребенок среди многих голосов сразу узнает голос мамы и не спутает его с голосом бабушки. По голосу в телефонной трубке мы узнаем друзей и знакомых. Вы, наверное, сразу узнаёте по первым звукам голоса любимых артистов, певцов. И все вместе мы веселимся, угадывая их голоса в шутливом передразнивании артиста-пародиста. Чтобы добиться похожести, он меняет окраску голоса, тембр.
И разные музыкальные инструменты мы узнаем потому, что у каждого из них есть своя окраска звука. Звук может быть одной высоты, но, то с присвистом, то чуть звенящий, то, как бы гладкий, а то шероховатый. Струна звучит иначе, чем металлическая пластина, а деревянная трубка не так, как медная труба. Ведь у каждого звука есть призвуки. Вот эти оттенки - призвуки и меняют «цвет» звука. Окраска звука - это и есть тембр. И у каждого музыкального инструмента он свой.
ТЕМБР - важное средство художественной выразительности. Одна и та же музыкальная мысль в зависимости от тембрового воплощения может звучать с различной степенью яркости, блеска, мягкости, нежности, решительности, суровости, строгости и т.п. Тем самым тембр усиливает эмоциональное воздействие музыки, помогает осознавать её смысловые оттенки и в конечном итоге содействует более глубокому раскрытию художественного образа.
Изменение тембра, широко применяемое в инструментальных сочинениях, нередко становится важным фактором музыкальной выразительности.
Исходной классификацией тембров оркестровых инструментов является деление их на тембры чистые (простые) и смешанные (сложные).
Тембр чистый (простой) - тембр солирующих инструментов, а также все унисонные сочетания тождественных инструментов. Чистый тембр используется как в одноголосии, так и в многоголосии (например, ансамбли аккордеонов или баянов, домр или балалаек).
Тембр смешанный (сложный) - результат сочетаний различных инструментов. Используется в одноголосии и многоголосии. Такие сочетания применяются в целях изменения фонических качеств голосов и ансамблей и вызываются выразительными или формообразующими факторами.
В различных составах народного оркестра наибольшая слитность обнаруживается в ансамблях тождественных инструментов, а также инструментов - представителей одного семейства. С группой домр наиболее органично сливаются балалайки, потому что исполнительские приемы на домрах, балалайках, а также на ударных инструментах опираются на общие принципы звукоизвлечения: короткие звуки исполняются ударом (щипком), а долгие - посредством тремоло.
С баянами и аккордеонами очень хорошо сливаются духовые инструменты (флейты, гобои). Тембровое многообразие звучания аккордеона (баяна) обусловлено наличием регистров. Некоторые из них получили названия, аналогичные тем или иным инструментам симфонического оркестра: кларнет, фагот, орган, челеста, гобой.
Самая далёкая степень тембрового родства и слитности звучания имеет место при соединении духовых и ударных инструментов.
ТЕМБРОВЫЕ СООТНОШЕНИЯ оркестровых инструментов и ансамблей - понятие, определяющее степень их слитности и контраста при одновременном звучании.

Тембр того или иного музыкального инструмента определяется материалом, формой, конструкцией и условиями колебания его вибратора, различными свойствами его резонатора , а также акустикой того помещения, в котором данный инструмент звучит. В формировании тембра каждого конкретного звука ключевое значение имеют его обертоны и их соотношение по высоте и громкости, шумовые призвуки, параметры атаки (начального импульса звукоизвлечения), форманты, характеристики вибрато и другие факторы.

При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации: тембральную специфику звука сравнивают с органолептическими ощущениями от тех или иных предметов и явлений, например, звуки называют яркими , блестящими , матовыми , тёплыми , холодными , глубокими , полными , резкими , насыщенными , сочными , металлическими , стеклянными ; применяются и собственно слуховые определения (например, звонкие , глухие , шумные ).

Научно-обоснованная типология тембра ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу.

Тембр используется как важное средство музыкальной выразительности: при помощи тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты; изменение тембров - один из элементов музыкальной драматургии.

Весьма обширные банки новых (в основном - искусственно синтезированных) тембров созданы сегодня в области электронной музыки .

См. также

Литература

  • Hазайкинский Е. , Paгс Ю. , Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука, в кн.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964.
  • Гарбузов Н. , Натуральные призвуки и их гармоническое значение, в кн.: Сборник работ комиссии по музыкальной акустике. Труды ГИМНа, вып. 1, М., 1925.
  • Гарбузов Н. , Зонная природа тембрового слуха, М., 1956.
  • Володин А. , Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып 1, M., 1970.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Тембр" в других словарях:

    Тембр, а [тэ] … Русское словесное ударение

    тембр - тембр, а … Русский орфографический словарь

    тембр - тембр/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (фр.). Оттенок звука одного и того же тона на различных голосах или инструментах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМБР оттенок звука одного и того же тона на различных голосах или инструментах.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [тэ], а; м. [франц. timbre] Характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами, призвуками, по которой различаются друг от друга звучания одной и той же высоты. Приятный, низкий т. Различные тембры. Т. голоса, инструмента. ◁ Тембровый, ая, ое.… … Энциклопедический словарь

    - [тэмбр], тембра, муж. (франц. timbre). Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками. Мягкий тембр. Резкий тембр. Виолончельный, скрипичный тембр. Гласные звуки речи отличаются между собой по… … Толковый словарь Ушакова

    тембр - субъективно воспринимаемая особенность звука в виде его окраски, связанная с одновременным воздействием разночастотных звуковых колебаний, входящих в состав сложного звука. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.… … Большая психологическая энциклопедия

    тембр - Определение, обычно используемое в психоакустике. Тембр это атрибут слухового ощущения, в определениях которого слушающий может судить о том, в какой степени различаются два звука, представленные аналогичным образом и имеющие одинаковую громкость … Справочник технического переводчика

    - (франц. timbre) ..1) в фонетике окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука2)] В музыке качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными … Большой Энциклопедический словарь

    ТЕМБР - ТЕМБР. Качественная характеристика или специфическая окраска звука, в физическом смысле представляющая собой определенное сочетание тонов. Т. характерен для музыкальных звуков, для звуков человеческой речи. Существующие языки отличаются по Т. как … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ТЕМБР - ТЕМБР, качество звука, позволяющее при одной и той же высоте различать звуки отдельных музыкальных инструментов, звуки голоса разных людей и т. д. Тембр обусловлен наличием в составе звука обертонов и определяется относительной интенсивностью… … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Комплект таблиц. Физика. Механические волны. Акустика (8 таблиц) , . Учебный альбом из 8 листов. Артикул - 5-8665-008. Волновой процесс. Продольные волны. Поперечные волны. Периодические волны. Отражение волн. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота звука.…

«Самым сложным субъективно ощущаемым параметром является тембр. С определением этого термина возникают сложности, сопоставимые с определением понятия «жизнь»: все понимают, что это такое, однако над научным определением наука бьется уже несколько столетий».
(И. Алдошина)

В природе мы почти не сталкиваемся с чистыми тонами. Звучание любого музыкального инструмента является сложным и состоит из множества частотных составляющих - обертонов.

Даже при очень сложных звуковых колебаниях слух человека способен распознать высоту звучания. Однако, при одинаковой высоте звучание, например, скрипки отличается на слух от звучания рояля. Это связано с тем, что, помимо высоты звучания, слух способен оценивать также “окраску” звучания, т.е. его тембр.

Тембром звука называется такое качество звука, которое, вне зависимости от частоты и амплитуды, позволяет отличить одно звучание от другого. Тембр звука зависит от общего спектрального состава звука (т.е. от того, какие обертоны в нем присутствуют) и соотношения амплитуд спектральных составляющих (т.е. обертонов):

Обертоны

Понятие тембра тесно связано с понятием высоты звука. Дело в том, что звуковые колебания, как правило, бывают сложными.

Например, если мы взяли на скрипке ноту «ля» первой октавы (частота 440 Гц), то в колебаниях этой струны будут присутствовать также кратные частоты 880, 1320, 1760, 2200 Гц и т.д.

При этом амплитуды этих частот (обертонов) могут быть различными, т.е. обертоны будут иметь различную громкость.

Немецкий физик Георг Ом впервые высказал мысль, что простое слуховое ощущение вызывается простым синусоидальным колебанием (такое колебание также называется гармоническим, важно не путать гармонические колебания, т.е. те, которые описываются функциями y=sin x и т.п., и гармонические обертоны, которые также являются гармоническими колебаниями, но их частоты еще и кратны частоте основного тона ). Как только форма колебания усложняется, появляются обертоны - возникает впечатление окраски звука или его тембра.


Пример возникновения сложного колебания путем сложения двух простых (гармонических) колебаний.
Синим цветом обозначено основное гармоническое колебание, розовым - колебание в два раза большей частоты (обертон или первая гармоника), а зеленым - результирующее сложное (негармоническое) колебание.

Ому удалось установить, что ухо воспринимает отдельные гармонические составляющие звука, и эти составляющие вызывают раздельные ощущения. При определенной тренировке можно даже мысленно разделить сложное периодическое колебание и определить, какие гармоники присутствуют в звуке.

Таким образом, человеческий слух способен воспринимать сложную форму звуковых колебаний как окраску или тембр.

Гармонические обертоны или гармоники

Обертоны бывают гармоническими и негармоническими.

Частоты гармонических обертонов кратны частоте основного тона (гармонические обертоны вместе с основным тоном также называются гармониками):

В реальных физических ситуациях (например, при колебаниях массивной и жесткой струны) частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона - такие обертоны называются негармоническими.

Спектральный состав и тембр

Амплитудно-частотное соотношение всех составных частей сложного колебания называют спектром звука, а звуки, соответствующие каждой частоте, присутствующей в сложном колебании, спектральными составляющими или компонентами.

Набор спектральных составляющих определяет тембр звучания. А поскольку каждая спектральная составляющая - это звук определенной высоты, говорить о тембре как об отдельном свойстве звука не совсем корректно. Однако именно тембр звука (а точнее - спектр) обычно находится в центре внимания, когда речь идет о технологиях обработки звука.

Примеры спектрального состава музыкальных звуков:

Тембр звука, т.е. отношения амплитуд его гармоник, влияет и на воспринимаемую высоту сложного тона.

Фантомные частоты

Иногда человек может слышать звуки в низкочастотной области, хотя в реальности звуков такой частоты не было. Мозг воспринимает высоту тона не только по его основной частоте, но и по периодичности, задаваемой отношением между гармониками. Мы можем воспринять ту же высоту (возможно, с другим тембром) даже если основная частота не слышна (или потеряна) при воспроизведении. (Частотные сигналы сложного спектра без основной частоты (первой гармоники в спектре) называются резидуальными .)

Например, если нота (то есть не чистый тон) имеет высоту 100 Гц, она будет состоять из частотных компонентов, которые являются целыми кратными этому значению (например, 100, 200, 300, 400, 500 .... Гц). Однако, маленькие динамики могут не воспроизводить низкие частоты, поэтому при воспроизведении может отсутствовать компонент 100 Гц. Тем не менее, может быть слышна частота, соответствующая основному тону.

Этот эффект получил название «Феномен пропущенной фундаментальной» - эксперимент 1940 г. продемонстрировал, что ощущение высоты тона спектрально сложного звука не изменится, если удалить его основную частоту, она будет достроена мозгом на основе имеющихся гармоник. Он используется в звуковоспроизводящей аппаратуре, чтобы расширить область воспроизводимых низких частот, если невозможно адекватно воспроизвести такие частоты напрямую, например, в наушниках, мобильных телефонах, малобюджетных динамиках (акустических системах) и т.п.

Урок 28

Тема: Тембры. Тембры – музыкальные краски.

Цели урока:

    Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

    Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

    Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

    Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

    Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

    Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание).

    Н. Римский-Корсаков. Полёт шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане»;

    Музыканты. Немецкая народная песня (пение).

    М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

    Организационный момент.

    Сообщение темы урока.

    Работа по теме урока.

Тембры – музыкальные краски

Цель: познакомить учащихся с многообразием тембров симфонического оркестра.

Задачи:

    формировать художественную культуру учащихся: слушательское внимание, исполнительскую деятельность, как самовыражение переживаний в пении, музыкально-ритмической деятельности (игра на инструментах);

    Развивать музыкальный слух;

    Оптимизировать созидательные качества личности.

СЛАЙД № 1

Учитель:

    Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная. Какая из них более выразительная, яркая, красивая?

    А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты?

    С помощью КРАСОК.

Иногда симфонический оркестр сравнивают с палитрой живописца. А можем ли мы говорить о красках в музыке? И если да, то, что это за краски?..

    Конечно, говорить мы будем об окраске голосов музыкальных инструментов или о тембрах.

В музыке тоже есть свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый голос или как говорят музыканты свой тембр…

Одну и ту же ноту могут сыграть разные инструменты, но…струна звучит иначе, чем металлическая или деревянная пластины, а деревянная трубка будет звучать не так как стеклянная.

Тема нашего урока: «Тембры – музыкальные краски» ( слайд№2 )

А наши задачи … (читаем на слайде№3):

Сегодня мы познакомимся с тембрами духовых и ударных инструментов и постараемся доказать , что голоса этих инструментов не только отличаются друг от друга, но и имеют разнообразную окраску .

В этом мне помогут не только ребята, которые подготовили информацию об инструментах, но и все вы.

Слушая голоса инструментов, вам нужно подобрать «цвет», соответствующий тембру инструмента: например, звонкий – яркий цвет, глухой – темный. Можно использовать оттенки цветов, можно и соединять несколько цветов...

Учитель: Итак, познакомимся с группой деревянных духовых инструментов. Само название «духовые» говорит о том, каким образом извлекается звук из этих инструментов…. Правильно, в них дуют. А деревянными их стали называть потому, что делали из дерева…

СЛАЙД №4

Когда-то деревянные инструменты изготавливались из дерева, отсюда и их название «деревянные». Но в наше время они делаются из других материалов, например из пластмассы, металла и даже из стекла.

СЛАЙД № 5 Флейта

Ученик: ФЛЕЙТА – один из древнейших музыкальных инструментов. Её происхождение теряется в глубине веков, но современная флейта далеко ушла от старинной. Она обладает самым высоким голосом среди духовых. Ей нет равных в подражании мира природы: птичьим голосам, в изображении сказочных существ, населяющих леса, реки.

Её звук – легкий, звонкий, светлый и подвижный

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу флейты).

СЛАЙД № 6 Гобой

Ученик: Войдя в состав оркестра в 17 веке, гобой сразу стал кумиром музыкантов и меломанов.

Гобою лучше всего удаётся выразить лирические настроения, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания.

Звук более теплый и густой, чем у флейты, его голос можно узнать как бы по «носовому» оттенку.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу гобоя).

СЛАЙД № 7 Кларнет

Ученик: Появился лишь в 18веке, но ему единственному из всех доступно изменение силы звука от мощного до еле слышного. Кларнету доступно все: он хорош для выражения радости, страсти, драматических чувств.

Звук очень чистый, прозрачный и округлый, отличается благородством.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу кларнета).

СЛАЙД № 8 Фагот

Ученик: Последний участник группы деревянных инструментов – фагот . Появился в 17 веке, как самый низкий по звучанию инструмент. Это бас. Его деревянный ствол настолько велик, что его «складывают» пополам. Этим он напоминает вязанку дров, что и отразилось в его названии: «фагот» от итальянского означает «вязанка».

Его звук точно характеризует писатель Грибоедов в «Горе от ума»: «…Хрипун, удавленник, фагот…». В самом деле, тембр фагота немного сдавлен, ворчлив, словно голос старого человека.

Он может быть ворчливым, насмешливым, может быть и грустным, печальным.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу фагота).

СЛАЙД №9 МЕДНАЯ ДУХОВАЯ ГРУППА

Учитель. Следующая группа духовых инструментов – МЕДНАЯ. Как показывает название, материал из которого изготавливаются инструменты – металл, хотя и не обязательно медь, часто это латунь, жесть и др. сплавы. В оркестре «медь» может без труда заглушить остальные инструменты, поэтому композиторы пользуются их звучанием с осторожностью.

Эта группа появилась позже других оркестровых групп. В неё входят: труба, валторна и туба. Знакомство с медными инструментами начнем с Трубы.

СЛАЙД №10 Труба

Ученик: В средние века труба сопровождала празднества и торжественные обряды, созывала войско на бой, открывала рыцарские турниры. Часто она исполняет воинственные сигналы, которые стали называть «ФАНФАРЫ».

Звук – яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

СЛАЙД № 11 Валторна

Ученик: произошла от старинного охотничьего рога. Название «валторна» от немецкого означает «лесной рог». Длина металлической трубки достигала почти 6 метров, поэтому её изогнули наподобие раковины.Теплый, задушевный голос позволяет исполнять широкие, плавные мелодии. Звук – мягкий, «ленивый», теплый.

СЛАЙД №12 Туба

Ученик: Самый низкий инструмент по звучанию среди медных – туба. Её создали в 19веке.

Звук – густой и глубокий, «неповоротливый».

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу тубы).

СЛАЙД №13 Ударные инструменты

Учитель. Мы подошли к последней группе оркестра – ударным инструментам. Это большая группа, в которую входят литавры, малый и большой барабаны, там-там, треугольник, колокола, колокольчики, ксилофон. Всех их объединяет общий способ извлечения звука – удар. Стихия этих инструментов – ритм. Никакой другой инструмент не может придать музыке такую упругость и динамичность, как это делают ударные.

Постоянным, обязательным участником оркестра является только один инструмент – литавры.

СЛАЙД №14 Литавры

Ученик: Литавры - древний инструмент, представляет собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют небольшой колотушкой с круглым мягким наконечником.

Звук разнообразных оттенков: от еле слышного шороха до мощного грохота. Могут передавать ощущение постепенного накопления ритмической энергии. СЛУШАЕМ

СЛАЙД №15 Ксилофон

Ученик: Ксилофон инструмент, с набором деревянных пластин, по которым ударяют двумя молоточками.

Звук – резкий, щёлкающий, сильный.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу литавр).

Учитель: А теперь, пока помощники разместят на доске ваши работы, мы выразительно прочитаем характеристики тембров всех инструментов

СЛАЙД №16 (Выразительно читаем)

Флейта: легкий, звонкий, светлый и подвижный.

Гобой: теплый и густой с «носовым» оттенком.

Кларнет: чистый, прозрачный и округлый, благородный.

Фагот: сдавлен, ворчлив, «хрипун».

Труба: яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

Валторна : мягкий, «ленивый», теплый.

Туба: густой и глубокий, «неповоротливый».

Литавры: от еле слышного шороха до мощного грохота (руками постукиваем по парте с нарастанием).

СЛАЙД № 17 (Вывод)

Почему музыкальные тембры сравнивают с красками.

Учитель : да, окраска звука инструментов богатая и разнообразная. Их действительно можно сравнить с красками в живописи и ваши рисунки демонстрируют насколько разнообразна гамма цветов, а значит и голоса инструментов, тембры – такие же разнообразные.

БЛОК №2

ИГРА на инструментах СЛАЙД № 18

Учитель. Оркестр – особая страна. Она живет по своим законам. Любой инструмент в руках музыканта имеет свои обязанности и если он их не выполняет, то разрушает целое, нарушает ГАРМОНИЮ.

ЗАДАНИЕ:

Сейчас несколько учеников попробуют придумать своё ритмическое сопровождение на ударных инструментах (бубен, ложки, флейта и маракас).

ВЫЗВАТЬ 2-3 раза и дать оценку исполнению.

Учитель. Ребята очень хорошо исполнили ритм на ударных инструментах, и почувствовали, что это не очень-то легко создать ГАРМОНИЮ В ОРКЕСТРЕ.

Блок №3 СЛАЙД № 19 КРОССВОРД (каждое слово кроссворда открывается по щелчку)

Учитель. А теперь настало время проверить, как вы запомнили инструменты духовой группы, одной из самых разнообразных по окраске голосов.

У вас на партах есть Лист №2 (приложение 2) , в который вы вписываете ответы, а затем все вместе проверяем.

СЛАЙД №20 Древнегреческий театр.

Учитель.

Вокально-хоровая работа.

Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или ворчливый голос фагота - любой из этих звуков входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Музыка настраивает на размышления, будит фантазию… Представим, что мы в Древней Греции и наш класс - это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор. И завершим урок красивой песней «МУЗЫКА ЗВУЧИТ», а ваши работы к этой песне можно посмотреть на экране.

СЛАЙДЫ с 21 – 37 рисунки учащихся к песне «Музыка звучит».

Кроссворд

По горизонтали.

    Он руководит всем оркестром.

    В средние века игра на этом медном инструменте сопровождала рыцарские турниры, военные церемонии.

    В Древней Греции так называли место для хора.

    Этот деревянно-духовой инструмент имеет низкий голос.

    Название этого медного инструмента в переводе с немецкого означает «лесной рог».

    Деревянно-духовой инструмент.

    Предки этого деревянно-духового инструмента – тростниковые дудки и свирели.

    Домашнее задание.

Рисунки учащихся к песне «Музыка звучит».

error: Content is protected !!