Жизнь и обычаи староверов сибири. Ритуалы староверов Какие обычаи у староверов в быту

Городская открытая научно-практическая конференция школьников и студентов

Тема: Изучение быта и нравов сибирских староверов.


Введение

Глава I. Сибирь и старообрядчество

1.1. Появление старообрядцев в Сибири.

1.2. Толки и согласия староверов.

1.3. Староверы верховьев малого Енисея.

Глава II. Особенности жизни старообрядцев в Сибири

2.1. Населенные пункты.

2.2. Занятия.

2.3. Хозяйственный быт.

2.4. Традиции и обычаи.

Глава IIIВклад старообрядчества в развитие хозяйства и

культуры Сибири.

Заключение

Список литературы


Введение

В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества, поиск национальной идеи.

Во всем мире, во всех странах существуют свои исторически сложившиеся традиции, вероисповедания, жизнь общества строится на определенных моральных нормах. В России в 1917 году после Октябрьской социалистической революции старые нормы и духовные ценности русского народа были заменены на коммунистическую идеологию, которая должна была помочь народу преодолеть разруху после Гражданской войны, выстоять и победить в Великой Отечественной Войне. Во времена перестройки и в 90-е годы произошло разрушение коммунистических идеалов советского общества, однако, не были предложены другие, на которые могло быть только ориентировано общество. Открытие «железного занавеса» принесло в Россию не только положительные стороны демократии, такие как свобода слова, свобода личности, но и все ее отрицательные стороны – получила широкое распространение наркомания, проституция, стала гораздо шире проблема алкоголизма. Прекращена работа с молодежью. Утрачены институты, школы, семьи (закрылись кружки, секции, нет культа родителей, семьи). Образовались социальные, психологические, моральные пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями. Обращение к западной культуре привело к так называемой американизации общества. Появилось много заимствованных иностранных слов, засоряющих русский язык. Изменилось поведение подростков, возросла их агрессивность. Утрата национальных традиций, отказ от семейных укладов привели к утрате связи поколений. Бездуховность общества, психологическая опустошенность порождают высказывания о том, что у русского народа нет будущего. Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. Такими заповедниками русской культуры были поселения старообрядцев. Именно в старообрядчестве сохранились духовные начала: вера в Бога, трудолюбие, почитание старших, отрицательное отношение к аморальным вредным привычкам. В этом можно убедиться, побывав в районах компактного проживания староверов.

Гипотеза : Старообрядчество оказало значительное влияние на духовный мир сибиряков.

Цель моей работы заключается в исследовании быта и нравов старообрядцев Сибири.

Я предполагаю раскрыть цель своей работы, решив следующие задачи :

1. Выяснить условия и обстоятельства появления староверов в Сибири.

2. Изучить быт, занятия, традиции и обычаи старообрядцев.

3. Определить влияние старообрядчества на хозяйство и культуру Сибири.

I. Сибирь и старообрядчество.

Освоение Сибири – важнейший процесс в развитии российской государственности. В этом историческом процессе можно выделить два важнейших явления, которые определили особенность культуры сибирского региона: это становление сибирского казачества и движение старообрядчества в духовно-религиозном мире Сибири.

Казаки атамана Ермака, сделав первые шаги в освоении бескрайних просторов Сибири, остались верны ей на протяжении всей эпопеи освоения. Несмотря на тяжелейшие условия своего похода, казаки решали, что лучше погибнуть от холода и голода, чем отступить. Лучше проявить храбрость и завоевать для отечества могущественную Сибирь, заслужив тем самым вечную славу для себя. Для них Сибирь должна была стать частью России, где они будут ее представлять с полным правом и навсегда.

Из возведенных казаками первых сибирских острогов берут свое начало основные сибирские города. Казаки охраняли границы государства Российского и своей строгой уставной культурой определяли энергетику и ответственность сибиряков.

Особое значение в развитии культуры Сибири имело старообрядчество. Хранители старых церковных обрядов – старообрядцы считали, что церковная реформа патриарха Никона разрушит не только священную природу православия, но и самобытность русской культуры. Защитники старой веры подвергались жесточайшим гонениям со стороны Церкви и государства. И, чтобы спастись, уходили за Урал, в Сибирь. Бегущие от мира подвижники старой веры могли выжить только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Прежде необжитые земли превращались через какое-то время в образцовые поселения. Благодаря старообрядцам, Сибирь сохраняла традиционные аскетические формы жизни.

Потомки старообрядцев в последующем времени внесли большой вклад в развитие российской культуры как целостности (русское купечество, наука, промышленность). Значительная часть российского капитала 19 века находилась в руках старообрядцев. Они создали текстильную промышленность Москвы и Подмосковья. Среди старообрядцев крупные династии промышленников и торговцев. Старообрядцы из Саратовской губернии продавали хлеб за границу в таких крупных масштабах, что от их поставок зависели цены на хлебных рынках Англии, Франции и других европейских государств. Старообрядцы построили сотни больших торговых сел и поселков, где жили общиной.

Благодаря старообрядцам в Сибири устояла разрушенная в 1649г соборным уложением русская община. Здесь с новой силой проявилась сплоченность общин разных сословий, не пропустившая в Сибирь крепостнические отношения и наследственное дворянство. Эта сплоченность, восходящая к древним русским традициям, в сравнительно короткое время позволила сформировать мощные земледельческо-зерновые районы по всему лесостепному поясу Сибири, которые в середине XVIII века превратили Сибирь из ржаной в пшеничную. Русские переселенцы сравнительно быстро нашли мирные формы диалога с коренными народами Сибири. Свобода и воля с начала XVIIIв зарождают в суровой Сибири промышленность и совершенно не свойственные для центральной России товарно-денежные отношения. С приходом русских в Сибирь зернопроизводство и животноводство становятся основными направлениями сельскохозяйственного развития. Освоение Сибири приобретает устойчивый сибирский характер с присущими духовно-ценностными и технологическими качествами.

Таким образом, в истории освоения Сибири сложились две линии: первая – официальная государственная, осуществлявшаяся первоначально силами казачества; вторая, которую можно обозначить как диссидентскую, то есть возникшую в результате борьбы с государственной и церковной властью реформаторов, – старообрядцы.

Обе силы заложили основы сибирской культуры и определили ее специфические черты. Казаки строили остроги и города, укрепляли власть России в регионе. Старообрядцы внесли особую твердость духа, трудолюбие и ответственность.

Сибирь была землей мужественных и свободных людей. Здесь не было крепостного права. Сибирь не была обременена наследным дворянством. Здесь сложилось веротерпимое отношение к разным религиозным формам. Сибирь явила истории пример мирного взаимодействия представителей разных религий и культур.

В зависимости от отношения к проведению обрядов (причащение, миропомазание, крещение, брак) среди староверов сложились разные толки и согласия: поповцы и беспоповцы. Среди беспоповцев много толков, наиболее крупные согласия – поморское, часовенное. К часовенному согласию относятся староверы юга Сибири. Часовенное согласие – старообрядцы первоначально бывшие поповцами, но из-за гонений оставшиеся на длительное время без священства. Вынужденно совершая обряды богослужения без попов, сделались беспоповцами. Важнейшим отличием часовенных от других беспоповцев остается лишь отказ от перекрещивания тех, кто переходит к ним из иных старообрядческих согласий. Крещение совершается мирянами в деревянной купели – «кадушке», тогда как во многих беспоповских согласиях предпочитается совершение крещения в открытой. Старообрядцы часовенного толка ныне проживают на Урале в Западной и Восточной Сибири.

В Сибири проживал большой процент старообрядцев. В журнале «Церковь» за 1908 год приведены данные о том, что 1/3 часть населения Сибири имеет старообрядческие корни. В освоении Сибири старообрядцы играли немаловажную роль. Даже живя скрытно, они своей хозяйственной деятельностью проносили пользу государству. Будучи хорошими хозяевами, староверы строили селения, обосновывались на берегах рек, заводили пашню. На территории Красноярского края проживают старообрядцы разных согласий, есть места компактного проживания на Ангаре, в южных районах края, в районе Обь-Енисейского канала.

В местах компактного проживания старообрядцы сохраняют свою веру, уклад жизни, традиции. Таким регионом является верховье реки Енисея. На берегу Кызыл-Хема и Каа-Хема находятся старообрядческие селения часовенного согласия: Верхний и Нижний Чедралык, Унжей, Ужеп. Выше по течению по притокам рек (ручьям) расселены по несколько старообрядческих семей. Многие страрообрядцы Верхнего Енисея – выходцы из южных районов Красноярского края. Причинами их переселения являются: поиски страны Беловодья (земли обетованной), революционные события, Гражданская война и коллективизация.


II . Особенности жизни старообрядцев в Сибири.

Городская открытая научно-практическая конференция школьников и студентов

Тема: Изучение быта и нравов сибирских староверов.


Введение

Глава I. Сибирь и старообрядчество

1.1. Появление старообрядцев в Сибири.

1.2. Толки и согласия староверов.

1.3. Староверы верховьев малого Енисея.

Глава II. Особенности жизни старообрядцев в Сибири

2.1. Населенные пункты.

2.2. Занятия.

2.3. Хозяйственный быт.

2.4. Традиции и обычаи.

Глава III Вклад старообрядчества в развитие хозяйства и

культуры Сибири.

Заключение

Список литературы


Введение

В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества, поиск национальной идеи.

Во всем мире, во всех странах существуют свои исторически сложившиеся традиции, вероисповедания, жизнь общества строится на определенных моральных нормах. В России в 1917 году после Октябрьской социалистической революции старые нормы и духовные ценности русского народа были заменены на коммунистическую идеологию, которая должна была помочь народу преодолеть разруху после Гражданской войны, выстоять и победить в Великой Отечественной Войне. Во времена перестройки и в 90-е годы произошло разрушение коммунистических идеалов советского общества, однако, не были предложены другие, на которые могло быть только ориентировано общество. Открытие «железного занавеса» принесло в Россию не только положительные стороны демократии, такие как свобода слова, свобода личности, но и все ее отрицательные стороны – получила широкое распространение наркомания, проституция, стала гораздо шире проблема алкоголизма. Прекращена работа с молодежью. Утрачены институты, школы, семьи (закрылись кружки, секции, нет культа родителей, семьи). Образовались социальные, психологические, моральные пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями. Обращение к западной культуре привело к так называемой американизации общества. Появилось много заимствованных иностранных слов, засоряющих русский язык. Изменилось поведение подростков, возросла их агрессивность. Утрата национальных традиций, отказ от семейных укладов привели к утрате связи поколений. Бездуховность общества, психологическая опустошенность порождают высказывания о том, что у русского народа нет будущего. Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. Такими заповедниками русской культуры были поселения старообрядцев. Именно в старообрядчестве сохранились духовные начала: вера в Бога, трудолюбие, почитание старших, отрицательное отношение к аморальным вредным привычкам. В этом можно убедиться, побывав в районах компактного проживания староверов.

Гипотеза: Старообрядчество оказало значительное влияние на духовный мир сибиряков.

Цель моей работы заключается в исследовании быта и нравов старообрядцев Сибири.

Я предполагаю раскрыть цель своей работы, решив следующие задачи:

1. Выяснить условия и обстоятельства появления староверов в Сибири.

2. Изучить быт, занятия, традиции и обычаи старообрядцев.

3. Определить влияние старообрядчества на хозяйство и культуру Сибири.


I. Сибирь и старообрядчество.

Освоение Сибири – важнейший процесс в развитии российской государственности. В этом историческом процессе можно выделить два важнейших явления, которые определили особенность культуры сибирского региона: это становление сибирского казачества и движение старообрядчества в духовно-религиозном мире Сибири.

Казаки атамана Ермака, сделав первые шаги в освоении бескрайних просторов Сибири, остались верны ей на протяжении всей эпопеи освоения. Несмотря на тяжелейшие условия своего похода, казаки решали, что лучше погибнуть от холода и голода, чем отступить. Лучше проявить храбрость и завоевать для отечества могущественную Сибирь, заслужив тем самым вечную славу для себя. Для них Сибирь должна была стать частью России, где они будут ее представлять с полным правом и навсегда.

Из возведенных казаками первых сибирских острогов берут свое начало основные сибирские города. Казаки охраняли границы государства Российского и своей строгой уставной культурой определяли энергетику и ответственность сибиряков.

Особое значение в развитии культуры Сибири имело старообрядчество. Хранители старых церковных обрядов – старообрядцы считали, что церковная реформа патриарха Никона разрушит не только священную природу православия, но и самобытность русской культуры. Защитники старой веры подвергались жесточайшим гонениям со стороны Церкви и государства. И, чтобы спастись, уходили за Урал, в Сибирь. Бегущие от мира подвижники старой веры могли выжить только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Прежде необжитые земли превращались через какое-то время в образцовые поселения. Благодаря старообрядцам, Сибирь сохраняла традиционные аскетические формы жизни.

Потомки старообрядцев в последующем времени внесли большой вклад в развитие российской культуры как целостности (русское купечество, наука, промышленность). Значительная часть российского капитала 19 века находилась в руках старообрядцев. Они создали текстильную промышленность Москвы и Подмосковья. Среди старообрядцев крупные династии промышленников и торговцев. Старообрядцы из Саратовской губернии продавали хлеб за границу в таких крупных масштабах, что от их поставок зависели цены на хлебных рынках Англии, Франции и других европейских государств. Старообрядцы построили сотни больших торговых сел и поселков, где жили общиной.

Благодаря старообрядцам в Сибири устояла разрушенная в 1649г соборным уложением русская община. Здесь с новой силой проявилась сплоченность общин разных сословий, не пропустившая в Сибирь крепостнические отношения и наследственное дворянство. Эта сплоченность, восходящая к древним русским традициям, в сравнительно короткое время позволила сформировать мощные земледельческо-зерновые районы по всему лесостепному поясу Сибири, которые в середине XVIII века превратили Сибирь из ржаной в пшеничную. Русские переселенцы сравнительно быстро нашли мирные формы диалога с коренными народами Сибири. Свобода и воля с начала XVIIIв зарождают в суровой Сибири промышленность и совершенно не свойственные для центральной России товарно-денежные отношения. С приходом русских в Сибирь зернопроизводство и животноводство становятся основными направлениями сельскохозяйственного развития. Освоение Сибири приобретает устойчивый сибирский характер с присущими духовно-ценностными и технологическими качествами.

Таким образом, в истории освоения Сибири сложились две линии: первая – официальная государственная, осуществлявшаяся первоначально силами казачества; вторая, которую можно обозначить как диссидентскую, то есть возникшую в результате борьбы с государственной и церковной властью реформаторов, – старообрядцы.

Обе силы заложили основы сибирской культуры и определили ее специфические черты. Казаки строили остроги и города, укрепляли власть России в регионе. Старообрядцы внесли особую твердость духа, трудолюбие и ответственность.

Сибирь была землей мужественных и свободных людей. Здесь не было крепостного права. Сибирь не была обременена наследным дворянством. Здесь сложилось веротерпимое отношение к разным религиозным формам. Сибирь явила истории пример мирного взаимодействия представителей разных религий и культур.

В зависимости от отношения к проведению обрядов (причащение, миропомазание, крещение, брак) среди староверов сложились разные толки и согласия: поповцы и беспоповцы. Среди беспоповцев много толков, наиболее крупные согласия – поморское, часовенное. К часовенному согласию относятся староверы юга Сибири. Часовенное согласие – старообрядцы первоначально бывшие поповцами, но из-за гонений оставшиеся на длительное время без священства. Вынужденно совершая обряды богослужения без попов, сделались беспоповцами. Важнейшим отличием часовенных от других беспоповцев остается лишь отказ от перекрещивания тех, кто переходит к ним из иных старообрядческих согласий. Крещение совершается мирянами в деревянной купели – «кадушке», тогда как во многих беспоповских согласиях предпочитается совершение крещения в открытой. Старообрядцы часовенного толка ныне проживают на Урале в Западной и Восточной Сибири.

В Сибири проживал большой процент старообрядцев. В журнале «Церковь» за 1908 год приведены данные о том, что 1/3 часть населения Сибири имеет старообрядческие корни. В освоении Сибири старообрядцы играли немаловажную роль. Даже живя скрытно, они своей хозяйственной деятельностью проносили пользу государству. Будучи хорошими хозяевами, староверы строили селения, обосновывались на берегах рек, заводили пашню. На территории Красноярского края проживают старообрядцы разных согласий, есть места компактного проживания на Ангаре, в южных районах края, в районе Обь-Енисейского канала.

В местах компактного проживания старообрядцы сохраняют свою веру, уклад жизни, традиции. Таким регионом является верховье реки Енисея. На берегу Кызыл-Хема и Каа-Хема находятся старообрядческие селения часовенного согласия: Верхний и Нижний Чедралык, Унжей, Ужеп. Выше по течению по притокам рек (ручьям) расселены по несколько старообрядческих семей. Многие страрообрядцы Верхнего Енисея – выходцы из южных районов Красноярского края. Причинами их переселения являются: поиски страны Беловодья (земли обетованной), революционные события, Гражданская война и коллективизация.


II. Особенности жизни старообрядцев в Сибири.

В старообрядческой среде, как ни в какой другой, сохранились исконно русские национальные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархального уклада, обрядов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное – сохранилась вера, мировосприятие, нравственные устои. Трудолюбие воспитывалось с детства. Семейный уклад был направлен на формирование таких черт, как трудолюбие, терпение, уважение старших. Вера в Бога, библейские заповеди учили людей отношениям к людям, природе, к труду. Именно отношение к труду было главным в мировосприятии староверов. Старались делать все основательно: дома, приусадебные постройки. Особое отношение было к орудиям труда. Русское население Тувы проживает в основном на притоках Енисея, в компактных селениях. Любое равнинное место, пригодное для пашни, осваивалось. Селения были как большие, так и в два – три дома. Все постройки крестьян можно разделить на две группы: жилые и хозяйственные строения. Каждый дом был обязательно огорожен, имел свой двор с различными хозяйственными постройками. На дворах находились помещения для скота, здесь же хранили хозяйственный инвентарь и запасы корма для скота. Дворы были как крытые одно - двухэтажные, так и открытые и крытые частично. В больших селениях дворы – закрытые, с глухими воротами. В небольших селениях дворы открытые. Одноэтажный крытый двор имел вид целой постройки с помещением для скота. В отличие от северного двора он был больше вытянут в длину (вдоль боковой стены жилой постройки). Поэтому он делился на задний и передний двор. В таких дворах были утепленные постройки для молодняка, разный хозяйственный инвентарь. Крытый двор мог быть использован также в качестве гаража. Навесы для сена назывались балаганами. Колодцев в селениях было мало, так как жили возле рек, у ручьев. На скалистых берегах есть водокачки – приспособления для подъема воды. Описание жилых построек можно подразделить на три раздела:

1. Строительные материалы.

2. Элементы жилого дома.

3. Виды крестьянского жилища.

В качестве строительных материалов использовали в основном глину и древесину. Поэтому в селениях были в основном рубленые и глиняные избы. Сруб представлял собой деревянную клетку из взаимно пересекающихся бревен, уложенных одно на другое. В зависимости от вышины и способа соединения бревен на углах существовали различные вида соединения. Например, «в угол», «в крюк», «в охряпку», «в лапу», «в охлуп», «в иглу», «в уклон». У глиняных построек была вальковая, саманная, литая техника построек. Вальковая состояла в том, что хорошо размешанную глину с добавлением мякины и соломы скатывали в уплощенные валики цилиндрической формы. Из этих валиков складывали стену. При саманной технике в специальных формах подготавливали кирпич, его еще называли сырцовым кирпичом. Из этих кирпичей выкладывались стены, а щели между ними заливались жидкой глиной, смешанной с мелко изрубленной соломой. При литой технике сначала возводили каркас стены из столбов, а затем с обеих сторон столбов прибивали доски. В промежутки между досками забивали до отказа глину.

В качестве крыши домов использовались различные виды кровли. В поселках староверов преобладала стропильная кровля. Крышу держали две пары бревен – стропил, установленных нижними концами на углах стен сруба, а верхними концами соединенные друг с другом так, что каждая пара образовывала равнобедренный треугольник. Вершины обоих треугольников соединялись поперечным брусом. На наклонные стороны треугольника набивались поперечные жерди – слеги, образуя решетку. При стропильной конструкции покрытие крыши могло быть как двух, так и четырех скатным, в зависимости от того, вертикально или наклонно по отношению к стене дома устанавливались треугольники. Покрывали постройки дранью (дранкой, дором). Дранью назывались отколотые от тесин более мелкие дощечки длиною около двух метров; крыли ими также как и тесом. Для покрытия использовали листву (лиственницу) или корье, что защищало дома от влаги. Деревянные дома часто изнутри мазались глиной. В настоящее время во всех поселках старообрядцев окна застеклены обычным стеклом.

Величайшая заслуга офицеров и всех участников Амурской экспедиции, во главе которой стоял Г.И.Невельской, и имена которых на века вписаны золотыми буквами в русскую историю, в историю Дальнего Востока. Открытие и освоение северо-восточных областей Евразии русским народом и русские географические открытия принадлежат к выдающимся явлениям мировой истории. Составными частями понятия «освоение» ...

ном обеспечении безопасности торговых путей. Служилые люди: дети боярские, дворяне, послужильцы видели в едином государстве власть, способную дать им средства к существованию в обмен на военную и государственную службу. Важнейшей политической предпосылкой являлась необходимость свержения монголо-татарского ига и защиты западных рубежей Руси. Безусловно, что объединение военных сил...

К историческим знаниям. Выдающийся ученый С.М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд "История России с древнейших времен". В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В.О. Ключевский, создавший оригинальную...

Что такое старообрядчество - знает не каждый. Но те, кто более глубоко интересуется историей Русской Церкви, обязательно столкнется со староверами, обычаями и их традициями. Движение это произошло вследствие раскола Церкви в XVII веке, произошедшего из-за реформ патриарха Никона. Реформа предлагала изменить многие обряды и традиции народа, с чем многие были категорически не согласны.

История движения

Староверов также называют старообрядцами, они являются адептами православного течения в России. Движение староверов создалось по вынужденным причинам. Дело в том, что во второй половине XVII века патриархом Никоном был издан указ, согласно которому необходимо было провести церковную реформу. Целью реформы являлось приведение всех обрядов и богослужений к соответствию с византийскими.

В 50-х годах XVII века у патриарха Тихона имелась мощная поддержка царя Алексея Михайловича. Он пытался претворить концепцию: Москва - это третий Рим. В эту концепцию прекрасно должны были вписаться реформы патриарха Никона. Однако в результате произошёл раскол Русской православной церкви.

Это стало настоящей трагедией для верующих. Часть их никак не желала принимать новую реформу, ведь она полностью меняла их уклад и представления о вере. В результате этого и зародилось движение, представители которого стали называться староверами.

Те, кто был несогласен с Никоном, бежали как можно дальше в глушь, горы и леса и, не подчинившись реформам, стали жить по своим канонам. Нередко возникали случаи самосожжения. Порой горели целые деревни. Тему отличий староверов и православных изучали и некоторые учёные.

Староверы и их основные отличия от православных

Те, кто занимается изучением церковной истории и специализируется в этом, могут насчитать немало отличий староверов и православных. Их находят:

  • в толковании библии и вопросах её чтения;
  • в организации и проведении богослужений церкви;
  • иных обрядах;
  • во внешнем виде.

Стоит также заметить, что среди староверов можно выделить разные течения, из-за которых отличий становится ещё больше. Итак, главные отличия:

Старообрядчество в настоящем

В нынешнее время старообрядческие общины распространены не только в России. Они имеются в Польше, Латвии, Литве, Белоруссии, Украине, Канаде, США, в некоторых странах Латинской Америки и др.

Одна из крупнейших старообрядческих религиозных организаций современности в России и за её пределами - это Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, осн. в 1846 году). В ней насчитывается около миллиона прихожан и имеется два центра. Один в Москве, а другой - в Браиле (Румыния).

Имеется и Древнеправославная поморская церковь или ДПЦ. На территории России находится по приблизительным подсчётам около двухсот общин . При этом большая из них не зарегистрирована. Централизованный совещательный и координирующий центр в современной России - это Российский совет ДПЦ. С 2002 года духовный совет располагается в Москве.

По приблизительной оценке численность старообрядцев в РФ составляет более двух миллионов человек. Преобладающее большинство - русские. Однако присутствуют ещё и другие национальности: украинцы, белорусы, карелы, финны и т. п.

Как и у мирских, у старообрядцев самым значимым праздником было Рождество. В традиции федосевцев сохранились отголоски исполнения старинной песни «Виноградья». В северной традиции «Виноградьем» обычно называли поздравительные песни, с которыми совершали обход домов на Рождество. Песня включалась и в святочную, и в свадебную обрядность.

По воспоминаниям В. К. Шихалевой, исполнительницы духовных стихов и песнопений, на Вятке распевали в Рождество особый стих с припевом «Виноградие, красно-зелено мое», который также пели и на свадьбах. Когда же ходили славить, то пели обычно знаменные тропарь «Рождество твое Христе Боже наш», кондак «Девая днесь пресущественного раждает» и ирмосы празднику «Христос раждается» и «Спасе люди чюдодея». На Среднем Урале эти устные песнопения бытуют повсеместно. Наряду с духовными песнопениями в вятской рукописной традиции обнаружены тексты вертепной драмы. Как известно, вертеп пришел на Русь с Украины и Белоруссии, но в XIX в. он уже стал достоянием культуры российской провинции. В одном из рукописных сборников, бытующем на Вятке были обнаружены тексты, приуроченные к исполнению драмы о царе Ироде. Где они созданы, пока не ясно. По первому впечатлению, диалектному произношению, точно передающему фонетическую транскрипцию говора, и художественному оформлению (так называемый «примитив»), можно увидеть крестьянское происхождение. Судя по многочисленным записям владельцев (членов одной семьи Поповых), сборник был написан в XVIII в. Необычность рукописи в том, что она содержит целый цикл, «вертепных» стихов. В традиционных сборниках духовных стихов они не встречаются. Из 25 стихов 12 раскрывают содержание известной рождественской записи о царе Ироде. Помимо них в сборник вошли стихи постного цикла (стих об Адаме «Расплакался Адам пред раем стоя», стих о Якове и Пилате), отражающие символику покаянных настроений постных и страстной недель Великого Поста. Завершают сборник стихи, посвященные Николе и Успению Богородицы. Подбор стихов, художественное оформление раскрывают символику содержания сборника. В примитивных орнаментальных заставках повторяются изображения виноградной грозди - «виноградия», символа плодородия, и креста - символа страдания и спасения. Первый связывает сюжеты с народным восприятием святок, Рождества, с которого и начинали петь «Виноградья» и коляды на Севере (в Архангельской, Вологодской. Псковской областях, на Северном Урале и на Вятке). Второй символ - крест связан с покаянными и постными мотивами. «Виноградья» открывают стих, крест открывает и закрывает: так на л. 32 об. концовка изображает крест на горе Голгофе. Таким образом выражена идея святочного цикла: от Рождества-рождения до спасения на кресте через крещение-покаяние. В этом контексте становятся понятными сюжеты об Адаме и Пилате-мучителе. Адам был низвергнут в ад, совершив грехопадение. Чтобы искупить его вину, Христос совершил снисхождение во ад, чтобы затем пройти путь мучений во искупление Адама и возвыситься на кресте, преодолев страдания.

Завершающие сборник стихи Николе и Успению Богородицы обращены вновь к символике плодородия: успение связывается с жатвой хлеба, а Никола - помощник в земледельческих работах. От Рождества-рождения через покаяние-страдание к воскресению-спасению и успению - таков христианско-философский смысл календаря праздников, выделенных в духовных стихах сборника. И все это подчинено архаически-языческой идее плодородия.

Сборник не имеет нотации, но без сомнения, он пелся, так как подобранные тексты вертепной драмы относятся не к сюжету, а к певческим вставкам. В заголовках есть указания на гласы. Вероятно, как и везде, исполнение пения было устным, а текст записывался для памяти. К этому же Рождественскому циклу правомерно отнести стих, встречающийся во многих рукописных текстах под названием «колыбельная Исусу Христу»: «Здрав буде, о прекрасный сыне» (с припевом: «люли, люли»). Алилешная колыбельная с музыкальной точки зрения может быть соотнесена с соответствующими величальными песнями в фольклорной традиции. Ближе всего, они примыкают к опевальным песням, хотя данный напев несет в себе черты величаний и фольклорных, и знаменных.

Необычно проявление в старообрядческой практике элементов смеховой традиции на Масленицу и другие праздники. В устном репертуаре тех же федосеевцев Вятки мы встречаем, например, пародию на церковное величание, посвященное Масленице. Известны случаи бытования пародий на церковные тексты в мирской среде (об этом позже), но в старообрядческом быту они до сих пор не были зафиксированы. Истоки этой традиции восходят, скорее всего, к XVII веку, известному расцветом демократической сатиры в литературе. Величание Масленице распето по всем канонам смехового жанра. Текст составлен «непотребный», а напев взят из жанра величания, имевшего типовой подобен на праздники древнерусским святым: начинающийся словами «Величаем тя пресвятая Масленица…».

Другой жанр, никак не вписывающийся в старообрядческую традицию - сатира. Так, в устной традиции наиболее радикального согласия кировских старообрядцев - филипповского (поморского), неожиданно обнаружился стих о хмеле. Хмель в фольклоре всегда был олицетворение бражничества и гуляния. Мы знаем, насколько строго старообрядцы относились к питию, и тем не менее именно в их среде воспет сатирический портрет хмеля, разгулявшегося в одном мужичонке: «Как во городе было во Казани».

Было также много людей, утонувших в зеркалах…
Как во городе во Казани,
Середи торгу, на базаре,
Еще хмелюшка по выходам гуляет,
Да, он и сам себя, хмель, выхваляет,
Еще нет меня хмелюшки лучше,
Хмелевой моей головки веселее…

В фольклорной традиции не старообрядцев можно найти немало параллелей этому образу. В частности, во многих местах России, была очень распространена известная плясовая песня «Перевейся хмелько». Стих о хмеле в своих интонационно-ритмических истоках также имеет сходство с плясовыми. В стихе, в отличие от песни более заострен сатирический аспект. Вероятно, старообрядцы, понимая роль смеха как своеобразного разоблачения, использовали этот стих как средство морального воздействия. Здесь их миропонимание совпадало с древнерусским. Характерно, что не только старообрядцы выступают носителями наиболее архаичных традиций смеховой культуры, дошедшей до нас в литературных источниках. Видимо, эта приверженность была обусловлена высокой грамотностью крестьянского населения: книжного, читающего и пишущего, и знающего свою литературу. Названные примеры можно соотнести с памятниками древнерусской книжности, и в первую очередь, со «Службой кабаку», созданной на усольской земле, в вотчинах Строгановых. «Служба кабаку» представляет собой полную пародию на весь суточный цикл богослужения, включающую чтения и пения. В том, что она пелась, сомневаться не приходиться, так как в тексте имеются соответствующие ремарки шутливого характера на исполнение в том или ином гласе, на песнопения, достаточно легко воспроизводимые, несмотря на оксюмороны. Составлялась служба в высокопрофессиональной среде, людьми певчими, прекрасно понимающими пародийный эффект от сопоставления искаженных текстов с официально принятым распевом. По этому же принципу распеты и старообрядческие сатирические тексты.

Итак, календарь старообрядцев составлял мировоззренческую основу в понимании картины мира. Вселенское значение календаря выражалось в его вечно повторяемом принципе рождения - умирания - воскресения; историческое - в духовном проживании судеб людских, в их гражданской, подвижнической, миссионерской, мученической, чудотворной деятельности, в восстановлении и укреплении исторической памяти; природная - в приобщении к известному циклу вращения суток, седмиц, года с нерушимым порядком будней и праздников - трудов и отдыха, где праздник и отдых также воспринимались как род «работы»-творческой деятельности, осуществляемой в рамках традиции по устойчивым канонам.

Строгая регламентация, негласные правила в мировоззренческом осмыслении календаря способствовали и формированию поведенческого комплекса человека. Вселенское и историческое являлось достоянием храмового действа, требовало от человека высокого духовного постижения этого опыта; природный же цикл более считался уделом домашней и мирской жизни, и частично совершался в храме, а частично же дома, в семье, в местах общинных собраний (вне храма), либо в миру. Здесь вступала в силу устная традиция, соприкасающаяся с запретным мирским и вызывающая иное поведение, допускающее включение в мирские обряды. Запреты в этом случае, снимались либо полностью, либо сохранялись частично на бытовом уровне; что же касается песен, движений, зрелищной стороны, то степень участия также допускалась разная, в зависимости от сознания самого старообрядца. Например, федосеевцы Вятки достаточно осведомлены о свадебном мирском обряде, посещали вечорки и хороводы, знакомились с представителями противоположного пола других согласий и свободно общались с ними. Часовенные и австрийцы даже вступали в смешанные конфессиональные браки. Это допускалось только между старообрядцами разных согласий, поскольку воззрения на веру, соблюдение обрядов по книгам древнерусского календаря оставалось общим. Запрещалось вступление в брак с «никонианами» в силу отступления ими от старых книг, а следовательно и того порядка, который был заключен в календаре и вносил свои нюансы в обрядовую сторону. С мирскими-никонианами отношения были довольно официальные, у взрослых даже враждебные. Молодежь общалась более непринужденно. Одна из вятских старушек вспоминала, что девушки-старообрядки часто ходили к «мирским» на супрядки, но только со своим квасом. За это их прозвали «квасницами». По весне водили хороводы: мирские и старообрядцы на одной поляне, но каждые в своем хороводе.

Сохранились буквально фрагментарные музыкальные свидетельства о приобщении к народным обрядам. Несмотря на замкнутость и изолированность от православного населения: старообрядцы сохранили в обиходе народные традиционные обряды и песни. По свидетельствам самих старообрядцев их музыкальные приоритеты зависели от жизненного цикла.

В ранний период жизни до 20 лет музыкальное образование девушек и парней проходило под влиянием взрослых; стариков, которые обучали на ряду с богослужебными напевами пению духовных стихов; и родителей, от которых перенимали народные песни с их локальным диалектным музыкальным языком.

В среднем зрелом возрасте женщины, деятельность которых приобретала активный характер, исполняли, в основном народные песни (реже духовные стихи): круговые, игровые на посиделках преобладали у молодушек 1-2-го годов замужества, песни свадебного обряда у молодых и старших женщин (подруги, родня, своя свадьба). В долгие годы семейной жизни звучали в репертуаре женщин семейно-бытовые, протяжные, трудовые и другие песни.

Мужчины среднего возраста, будучи на военной службе или на войне, на отходных промыслах, осваивали новые пласты песенного творчества: рекрутские, солдатские, исторические. Их репертуар по возвращении домой обогащал местную традицию. В пожилом возрасте и мужчины и женщины отходили от «суеты мира», от повседневных семейных забот, и возвращались к богослужебному пению, которому обучались в детстве. Особенно это важно было для старообрядцев, которые вступали в собор, или в братию. Они могли петь только в службе и духовные стихи. В каждой общине была также особая группа певцов, которые от рождения до смерти являлись хранителями богослужебного пения, обучаясь ему от родителей, грамотных стариков, специальных учителей. Состарившись, они сами становились деятелями и передавали по кругу свое певческое знание. Их культура пения существенно отличалась от общепринятой в общине.

В трудовых буднях пение занимало огромное место. Без песен не обходился ни один трудовой процесс, в огороде, в поле; «на помочах», помогая ставить избу, косить, сгребать, убирать сено или урожай. Пели в лесу, собирая ягоды и грибы, развозя почту по деревням. Без пения не проходил ни один праздник обрядного характера: свадьба, проводы в армию, отдых и досуг. Проводы в последний путь сопровождались пением духовных стихов и служебных песнопений.

Закрепление песен и стихов внутри годового цикла было связано с календарной приуроченностью. Осенью, после окончания земледельческих работ, справляли свадьбы, отличавшиеся у старообрядцев развернутым музыкально-драматическим действием с включением мирских народных песен местной традиции. У женщин осенний сезон начинал череду супрядок, где преимущественно звучали протяжные, на Среднем Урале «проголосные» песни. Молодежь собиралась на «вечерки и посиделки», где звучали игровые, шуточные, плясовые, круговые песни. Хотя это и запрещалось, во время плясок образовывались «шумовые» импровизированные оркестры, сопровождающие частушки и припевки. Играли на ложках, на пиле, печной заслонке, расческах, листке бумаги.

На праздниках популярными были шуточные и плясовые песни. Совершенно не приемлемые считались гармонь и балалайка, как антихристово изобретение. Из духовых инструментов в Прикамье и на Урале прижилась дудка.

Осенью же провожали парней в «рекрута». Гулянье новобранцев растягивались до 10 дней. Ездили верхами по деревне целым «поездом», пели рекрутские, солдатские песни, а также протяжные из «мужской лирики».

В следующий за этим период рождественского поста петь светские песни порицалось, ограничивались духовными стихами.

В ночь под Рождество молодежь ходила «ряжеными» по домам, распевая веселые песни и даже частушки «На святой шутили». Обряжались в шушканов разыгрывали сцены с быком (ряженым). Развлечение с пением заполняли все время святок до Крещенья. В замкнутых поселениях припевки-приговоры «присказульки» припевали даже во время гадания. В Верещагино, например к скорой свадьбе пели «кошовки бежат, на церковь глядят», и дороге - «на колышке два воробышка, куда взлетят, туда полетят», и скорой смерти - «конь прышшет, бежит, домовых ташшит». Гадали и без песен, хотя это запрещалось. В зимних игровых песнях популярными были «Сидит Дрема», «Заюшка, прыгни в сад», также разыгрывались песни «Рождество было крещение», «Ходит царь круг нова города». На Масленицу, во время «катушек», пели песни « каки попало», ездили на конях вокруг сел с протяжными. Женатые ходили на «гостьбу». Угостившись и выйдя из-за стола пели протяжные, шуточные и плясовые (во время еды петь запрещается).

В Великий пост основным жанром оставались духовные стихи. На Пасху устраивали «качули» и пели «веселые, протяжные и другие».

Особое место весной отводилось хороводам. Круги водили, собираясь целыми деревнями в несколько сот человек. На Урале и на Вятке девки-старообрядки ходили отдельным кругом от мирских в том случае, если собиралось все население во время больших праздников. На Урале на Троицу и в Духов день пели «Александровска береза», «Вниз по морю», «Во лузях», «У ворот, ворот».

Летом во время страды на светские песни существовал запрет как и на остальные развлечения. На покосах хороводы уже не водили, пели протяжные песни и духовные стихи. Во время роста злаков песни в ряде мест и вовсе отменялись.

Из обрядовых действий в старообрядческой среде лучше всего сохранялась свадьба. Свадебный обряд включал в большинстве старообрядческих поселений основные этапы, присущие традиционному православному: сговор, смотрины невесты, рукобитье, богомолье, «пропой», дары и благословение. После сватовства у невесты устраивалась вечеринка, на которую приходил жених и угощал девушек сладостями. Перед венчанием невесте устраивали баню. Банный ритуал был сведен до минимума (без причетов). После бани невесту ожидали жених с поезжанами. После угощения невесту везли под венец или в дом к жениху, где их благословляли родители жениха иконой и ковригой хлеба. В доме молодых «заводили за стол», после чего сваха уводила невесту, чтобы совершить обряд расплетания косы. После этого начинался пир, по окончании которого молодых отводили «на подклет».

Все моменты действия были пронизаны песнями и причотами. Причоты в северной и уральской свадьбе занимали центральное место. Исполнение традиционного бытового обряда в старообрядческой традиции компенсировало отсутствие церковного брака с его главным таинством - венчанием, который старообрядцы-беспоповцы не признавали. Венчание заменяли в ряде случаев либо обряд расплетания косы у невесты с причотами, либо символический обвод молодых вокруг стола с хлебом. Совершение дохристианского обряда считалось грехом у старообрядцев, поэтому нередко участники свадьбы несли наказание и отлучались от собора на определенное время.

В северном Приуралье существовали также свадьбы «убегом». Песенный репертуар заимствовался или переносился целиком из традиционного для данной местности свадебного действия. Наиболее интересными в старообрядческом народном репертуаре являются проголосные песни. Лирические песни отличаются редкостной распетостью и ранними формами многогословия.

Промежуточным звеном между песнями и богослужебными песнопениями у старообрядцев являются духовные песни. В ряде мест они замещают целые жанры народно-песенного искусства: В согласиях с жесткими регламентациями (поморцев, беспоповцев, отдельных толков) издревле предписывалось вместо песен петь духовные стихи: на свадебных вечеринках, в семье, на покосе и других бытовых ситуациях.

Духовные стихи существовали в старообрядческой среде в двух формах - устной и письменной. Письменные тексты появились раньше. В XV веке они выделились из богослужебных текстов локального содержания, записывались крюками и пелись по осмогласию. Основные сюжеты призывали к покаянию. Их характеризовали эмоциональный тон, назидательность и лирическое отношение к изображаемому.

Покаянные стихи относят к ритмической поэзии. Покаянная лирика и послужила основой для старообрядческих стихов. Рукописные сборники, в которых выписывались стихи могли быть нотированными и ненотированными. Ранние сборники XVII века как правило нотированы. Практика записи одних словесных текстов прослеживается с середины XVIII века. Но это не значит, что ненотированные тексты не пелись. Просто с этого времени входит в обычай исполнение стихов по напевке. Мелодии текстов в каждой местности имели свои варианты и воспроизводились в устной форме. Так появилась полуустная традиция бытования стихов. Стихи чисто фольклорного происхождения у старообрядцев встречаются крайне редко и представляют собой поздние записи архаичных сюжетов (о Егории храбром, о семиглавом змее и др.).

В числе ранних письменных стихов сохранился сюжет об Адаме.

С XVIII века в старообрядческом центре на Выге складывается самостоятельная поэтическая школа, которая обогащает духовную музыкальную лирику виршевыми сочинениями. Благодаря выговским наставникам Денисовым (Андрею и Семену) в скитах прививается вкус к барочной лексике и силлабическому стихосложению.

Нотированными виршами изложен полный круг больших праздников и ряд сочинений, отражающих историю выговского общежительства. Большинство стихов этого типа было тиражировано в гектографических изданиях начала XX века. Уникальная традиция федосеевцев, которые иллюстрировали стихи эсхатологического содержания и создали свой тип рукописных стиховых сборников.

До того как князь Владимир велел провести крещение на Руси, наши предки поклонялись языческим божествам. Славяне поклонялись большому количеству богов, каждый из которых отвечал за определенную сферу в природе. Существовало огромное количество всевозможных ритуалов и заговоров, которые не дошли до наших времен. Но все же кое-что сохранилось, да и сама мифология, на которой строилась религия Древней Руси, внесла заметный вклад в нашу повседневную жизнь. Карелия - место, где до сих пор поклоняются многим языческим богам и где в некоторых областях сохранился старый уклад жизни.

Обычаи и традиции староверов

Никак нельзя назвать славян неверующими людьми. В дохристианской Руси все традиции имели под собой религиозные корни. Только Бог там был не один, а гораздо больше.

Восточные славяне поклонялись своим богам, которые представляли собой могущественных духов природы. Поэтому все старорусские обряды - это обращение к духам. Верующий славянин должен был молиться и приносить дары тому богу, от которого он хотел получить защиту и благословение.

Второй старославянский обычай - это подстраивание своей жизни под специальный старинный языческий календарь. Этот древнеславянский календарь подстраивал события под определенную дату и менять их было нельзя, поскольку можно было вызвать гнев предков и впасть в немилость к богам. Например, в определенный день принято было поклоняться определенному божеству, и русич не имел права приносить дары кому-то еще.

Этот древнерусский календарь составлялся предками и передавался из поколение в поколение не один век. Постепенно он стал не только духовным мерилом, но и регулятором хозяйственной деятельности, по которому жил русский человек на Руси.

Существовал и свой молитвослов, по которому верующие молились порой несколько раз в день.

Было также множество традиций у старообрядцев, перечислим самые значимые, которым всегда следовали язычники:

Конечно, существует еще огромное количество обычаев и традиций, мы же перечислили самые значимые в жизни старых славян.

Главные языческие боги

Существовало множество богов, которые считались сильными духами и покровителями:

Это далеко не полный список всех божеств древних славян. В каждом регионе дополнительно поклонялись разным духам, а у племен могли быть разные покровители.

Старообрядческие молитвы и заклинания

Несмотря на то что на Древней Руси магия как таковая не признавалась, существовали Ведуны. Ведун - человек который ведает, имеет силу, может общаться с высшими божествами. Этот человек знал не только старообрядческие молитвы, но и древние ведические заклинания. Благодаря им он мог как вылечить, так и наслать беду. В каждой семье существовал свой заговорник, многие молитвы из которого люди знали наизусть.

Старославянский обряд на здоровье

При помощи этого обряда, славяне боролись с недугом. Человек должен был читать сильный заговор в течение 7 дней:

«За далекими далеко виден неведомый остров, на острове том лежит камень белый, как слеза горючий. Около камня того стоит отец всего живого. В ножнах нож острый, булатный, способный всю сухоту изрезать. Пусть же этот нож иссечет всю немощность (имя того, кого лечат). Хвори те пусть запрячет под белый камень, а ключ заберет да в море утопит».

Наговор на счастье

Хорошо справляется с черной полосой.

«Заря-зорюшка, красива как красна девушка, ты же матушка, ты же царицушка. Как светла луна, как ярко горят звезды - заберите у меня всю печаль. Зорюшка, отведи от меня все невзгоды и печали».

Любовный заговор

Это старинный и сильный заговор на любовь. Чтобы провести обряд, нужно найти березняк. Завязать на березе три ленты красного цвета, очень крепко и сказать:

«Береза, матушка, красавица! Услышь мою мольбу, помоги! Любви взаимной, счастья женского мне пошли! Как птички по весне гнезда вдвоем вьют, так и я суженного хочу встретить!»

Уходите не оборачиваясь, а через три дня встретите суженного.

Использовали на Древней Руси и руны. Применяли их не только для гадания, чем обычно занимались волхвы, но и для того, чтобы выбрать и осуществить лечение болезни у человека. Современные руны значительно отличаются от языческих, но рунотерапия имеет место быть и по сей день.

Руны использовали в качестве защиты жилища, наносили татуировки определенного знака на больной орган у человека, делали обереги с руническими символами. Каждый знак в рунах имеет свой смысл, а их сочетания могут многое прояснить как о прошлом, так и о настоящем и будущем человека.

Трактовать славянские руны хорошо умели волхвы, поскольку для этого нужны определенные знания и умения. Боги у славян не были олицетворением зла или добра. Они были духами природы, отвечали за природное начало. Каждый из них отвечал за свой аспект и мог даровать как благодать, так и покарать.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

error: Content is protected !!