Большой театр в разных архитектурных стилях. Инфографика. Театральные здания — памятники архитектуры Описать рисунок здание театра и представление комедии

Название : Большой театр (ru), Bolshoi Theatre (en)

Другие названия : Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)

Местонахождение : Москва (Россия)

Создание :

  • 1825 г.: открыт театр по проекту О. И. Бове, А. А. Михайлов (площадь 1818-1824 гг., театр - 1821-1824 гг.)
  • 1853 - 1856 гг.: восстановлен по проекту архитектора Альберта Кавоса
  • 1886 -1893 гг. : задняя сторона театра перестроена архитектором Э. К. Гернетом
  • 2005 - 2011 гг.: реконструкция

Стиль : Классицизм

Архитектор(ы) : О. И. Бове, А. А. Михайлов

Архитектура Александрийского театраsit

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Существующий ныне Большой оперный театр в Москве, построенный Кавосом, является одним из крупнейших театров Европы. Строительство этого театра осуществлялось на тех же принципах, что и в Александрийском театре в Петербурге, то есть вся роскошь и все удобства были сосредоточены на помещениях, связанных с царской ложей и с фойе, обслуживающим эту ложу, а также лучшие ложи бенуара и бельэтажа.

Центральный вестибюль за главным портиком и обе прилегающие к нему огромные парадные лестницы были предназначены для того, чтобы лишь в редких случаях служить входом в среднюю главную ложу. Входы для рядовых посетителей запроектированы сбоку через очень скромные боковые вестибюли, откуда по специальным лестницам можно попасть в ярусы. Угловые полукруглые лестницы менее удобны, нежели в Александринском театре. Боковые фойе и буфеты довольно просторны, зрительный зал в плане решен очень хорошо. Кривую зрительного зала Кавос построил как среднюю между французской и итальянской кривой. Вследствие этого зрительный зал очень удачен как в акустическом, так и в оптическом отношении. Портал имеет очень широкое раскрытие (20 м), и по размеру рампы Большой театр еще до недавнего времени занимал первое место в Европе. Зал имеет партер, небольшой амфитеатр в задней части, 6 ярусов лож и вмещает 2 300 зрителей. Архитектурная обработка зала богата, но монотонна, чему способствует плоский и не интересный по живописи плафон. В общем, однако, огромный зрительный зал, благодаря удачному очертанию в плане, ритмично опоясанный барьерами лож, при богатой отделке с обилием золота, живописи и красного бархата, которым декорированы все ложи и обита мебель партера, очень хорош. Зрительный зал Большого театра во время спектакля, залитый морем электричества, с великолепным оркестром из 100 музыкантов, с огромной сценой, раскрывающей феерию оперных и балетных декораций, производит необыкновенно праздничное, нарядное впечатление.

Центральное фойе обработано богато, но тяжеловесно. Сцена очень большая и решена в плане с узкими боковыми помещениями, открытыми на сцену, для размещения в них декораций. Сцена сравнительно невысока (24 м), под один уровень с залом и с неглубоким трюмом (6 м). Планшет сцены значительно приподнят над уровнем земли и имеет сзади открытый довольно крутой пандус для подачи на сцену громоздких предметов. Артистические уборные комфортабельны и расположены удобно по обе стороны сцены.

Что касается внешней архитектуры, то ныне существующий Большой театр значительно ниже по качеству, нежели сгоревший театр Бове. Но в целом, благодаря огромным размерам. хорошим основным массам и исключительно удачной масштабности, Большой театр производит весьма импозантное впечатление. Колонны главного портика Большого театра настолько правильно взяты по своим абсолютным размерам, что служат масштабом при суждении о всякого рода высотных элементах современной архитектуры. Фасады Большого театра удачны и по своим членениям. Недостатком их архитектуры являются обилие, нзмельченность и сухость деталей. Фронтон увенчан великолепной бронзовой квадригой с четверкой лошадей и Аполлоном на колеснице.

    Источники:

  • М.Г. Бархин Архитектура и город. Проблемы развития советского зодчества Наука, М. 1979 г.
  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. - М.: Стройиздат, 1975 - Т.I. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.
  • "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • Е.Б. Новикова "Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)" . - М.: Стройиздат, 1984. - 272 с., ил.

Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать... театральные всякого рода представления". Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х.Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом".

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.

В 1920-х гг. "Большой" становится площадкой Всероссийских съездов Советов, заседаний ВЦИК, конгрессов Коминтерна, однако сохраняет за собой право функционировать по назначению. Осенью 1941 г. в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Зимой 1942 г. начались восстановительные работы, а осенью 1943 г. театр возобновил свою деятельность.

В конце XX века необходимость в проведении реставрационных работ стала критической, и Правительство страны приняло решение о реконструкции здания. Работы длились на протяжении 6 лет с 2005 по 2011 гг. Специалисты сохранили исторический облик театра и вместе с тем усовершенствовали его техническое состояние.

Сейчас Большой театр является главной культурной доминантой столицы.

В первый понедельник октября ежегодно отмечается Всемирный день архитектуры. Разобраться во всех этих барокко, рококо и конструктивизме могут лишь профессионалы, которые, впрочем, также могут иногда допускать ошибки. В рамках борьбы за ликвидацию архитектурной безграмотности АиФ.ru подготовил специальную инфографику-памятку, которая позволит вам всего за пару минут разобраться во всём многообразии основных стилей.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — стиль в европейской культуре XVII-XIX вв. Главная особенность — обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Примеры зданий: Большой театр в Москве, Дом Пашкова в Москве, Пантеон в Париже.

Апмир (от фр. empire — имперский) — стиль, возникший во Франции в период правления императора Наполеона . Главная особенность — обязательное наличие колонн, лепных карнизов и других элементов, присущих классицизму, но при этом также мотивов, репродуцирующих такие античные образы, как грифоны, сфинксы, львиные лапы и тому подобные конструкции.

Примеры зданий: Казанский собор в Санкт-Петербурге, Триумфальные ворота в Москве, Арка Каррузель в Париже.

Барокко (от итал. barocco — причудливый, странный) — стиль, возникший в Европе в XVII-XVIII веках, в эпоху Позднего Возрождения. Главная особенность — отсутствие строгости, прямых линий и следования античным канонам. При этом в зданиях этого стиля можно увидеть пышность форм и множество золотых красок.

Примеры зданий: Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны в Риме, замок Версаль в Париже.

Рококо (от фр. rocaille — дробленый камень) — стиль, возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии и личному комфорту.

Примеры зданий: Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга), базилика Фирценхайлиген в Бад-Штаффельштайне (Германия), Китайский домик в Потсдаме (Германия).

Псевдорусский стиль — стиль в русской архитектуре XIX — начала XX веков. Представляет собой стилизацию древних русских построек, но при этом с элементами классицизма или ампира.

Примеры зданий: ГУМ в Москве, Храм Христа Спасителя в Москве, Николо-Александровский храм в Санкт-Петербурге.

Готика — стиль, возникший в западной Европе в конце XIIначале XVI века. Главная особенность — острые формы, шпили, возможны круглые окна и квадратные башни.

Примеры зданий: Реймсский собор во Франции, Собор в Уэллсе, Собор Святого Вита в Праге.

Модерн (от фр. moderne — современный) — стиль, получивший распространение в последней декаде XIX — начале XX века, до начала Первой мировой войны. Модерн отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» очертаний, а также использование «новых» материалов, таких как металл и стекло.

Примеры зданий: Ярославский вокзал в Москве, ЦУМ в Москве, Obecný dum в Праге, дом С. М. Грибушина в Перми.

Модернизм (от итал. modernismo — современное течение) — стиль, получивший своё развитие в архитектуре с начала 1920-х годов и по 1970-е—1980-е годы. Его основные принципы: использование самых современных строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению внутренних пространств, отсутствие тенденций «украшательства» и отказ от исторических образов в облике сооружений.

Примеры зданий: музей современного искусства в бразильском Нитерое, здание Баухауз в Дессау (Германия).

Конструктивизм (от лат. constructio — построение) — стиль, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Примеры зданий: Дом Культуры ЗИЛ в Москве, Белая башня в Екатеринбурге, Здание Центросоюза в Москве.

Деконструктивизм (от лат. deconstructio — антиконструктивный) — стиль, сформировавшийся в конце 1980-х годов. Является прямой противоположностью конструктивизму — в зданиях полностью отсутствует строгость и геометризм, для них характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы.

Примеры зданий: Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто, Танцующий дом в Праге.

Хай-тек (от англ. high technology — высокие технологии) — стиль, зародившийся в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х годах. Его основные черты это: использование высоких технологий в зданиях и сооружениях, широкое применение стекла, пластика и металла, а также наличие лифтов и лестниц, вынесенных наружу здания. Широко используется серебристо-металлический цвет.

Примеры зданий: Башня Федерация в Москве (комплекс Москва-Сити), Башня Мэри-Экс в Лондоне, Центр Помпиду в Париже.

Биотек (от англ. bionic tech — природные технологии) — стиль, возникший в 1980-х годах. Он, в противоположность хай-теку, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам. Пространство организуется в виде форм неживой природы (яйца, гнёзда, пещеры), здания повторяют формы животных, людей или их частей, а также используются материалы, текстура которых подобна природной — в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций.

Примеры зданий: небоскрёб «Огурец» (арх. Норман Фостер ) в Лондоне, художественный музей Милуоки (США), национальный космический центр Великобритании.

  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com

  • © Globallookpress.com

Технологическая карта

давать словесное описание местоположения объекта; содействовать развитию умений анализировать, характеризовать.

воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работах в группах; воспитание интереса к культуре другого народа

Основные понятия, изучаемые на уроке

театр, орхестра, скене, трагедия, комедия, сатиры

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Актуализация знаний

Познавательные :

Коммуникативные: монологическое высказывание, оценка устного ответа одноклассников

Организует беседу по вопросам:

1)Кто такой педагог? В чем состояли их обязанности.

2)Охарактеризуйте основные этапы обучения в афинской школе.

3) Сравните афинскую школу и современную школу

2. «Этапы обучения в школе»

1.всестороннее развитие личности 2.учили писать, считать, читать, музыка, рисование, учили стихи

3.каникулы 4.праздничные дни, в которые не посещали школу 5.уровни образования (начальное. среднее, высшее)

Различия

Афинская школа

Современная школа

1)платное образование в школе

2)бесплатное школьное образование

2)учились только мальчики

2)учатся и мальчики, и девочки

3)с 7 лет

3) с 6,6 лет

4)педагог –сопровождающий ребенка

4) педагог – обучает ребенка (ЗУН)

5)наказание розгами

6)каникулы весной

6)каникулы осенью, весной, летом

7)материалы письма: дощечки, папирус, стиль, тростниковое перо

7)материал письма: бумага и шариковая ручка

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Назовите современные зрелища, которые вы посещаете?

Некоторые из этих зрелищ пришли к нам из Древней Греции. Известно, что особое место у древних греков занимали Олимпийские игры, однако помимо этого греки очень любили представления в театре.

Задание на урок : что общего между современным и древнегреческим театром. Заполнить сравнительную таблицу (см. ниже)

Определяют тему урока, цели

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение

План урока.

1.Возникновение театра.

2.Здание театра, актеры и хор.

3.Трагедии и комедии.

1. Какие ассоциации у вас возникают при слове «театр»?

Объяснение учителя. У истоков греческого театра лежали праздники в честь бога Диониса (Вакха). Осенью,после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов-сатиров.

Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами - песнями, прославляющими Диониса.

В VI в.до н.э. в эти праздники был введен сценарий. Так появились 1-ые спектакли.

Вскоре праздники были перенесены в специальные места- театры (от греч. «место для зрелищ»)

Театры строились на холме, чтобы с любого места было бы хорошо видно сцену.

Сначала театры строили из дерева. Они часто сгорали, поэтому позднее их стали строить из камня.

2. Работа с текстом учебника на странице 186 – 187. Работа с рабочим листом . Задание: Напишите, из каких частей состоял театр.

Назовите виды представлений:

Трагедия – герои мифов, «песнь козлов» (Софокл)

Комедия – герои мифов и современные зрители, «веселое шествие» (Аристофан)

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

3. Организует работу по рядам с текстом учебника с.187-189

1-й ряд – читает трагедию Софокла «Антигона» (с.189). Задание : в чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

2-й ряд – читает комедию Аристофана «Птицы».Задание: опишите здание театра и представление комедии по рисунку на с.190. Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил художник?

Сравните древнегреческий театр и современный

1. Ассоциации: актеры, костюмы, зрители, представления

З/Т Театр – с греческого «место для зрелищ».

Вакханалии – шествия греков, изображавших богов-сатиров.

Дифирамбы - песни, прославляющие Диониса.

2. Самостоятельная работа с текстом и подписать на плане основные части театра и их предназначение (см. приложение)

1. Скене - постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации, а внутри хранились костюмы.

2. Орхестра – площадка, где выступали актеры и хор.

3.Места для зрителей.

4.Лестницы, разделяющие места для зрителей на клинья.

3. Самостоятельно изучают текст и отвечают на вопросы.

могущество человека – речь, мысль, законы, недуг побеждает, грядущее предвидит.

осуждает в людях – не умеет порою отличить добро от зла, правду и законы попирают, цари насправедливые.

2-й ряд: сцена когда летит вестница богов – Ирида.

Первичное закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Организует выполнение заданий.

1.Театральный жанр представления.

3.Кулисы в древнем театре.

4.Сцена в театре.

5.Жанр театрального представления.

6.Название пьесы.

8.Богиня – вестница богов.

Учащиеся отгадывают кроссворд.

Ответы:

1. Комедия

2. Аристофан

3. Скене

4. Орхестра

5. Трагедия

6. Софокл

7. Птицы

8. Ирида

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Параграф 39 о/в

Домашнее задание записывают в дневник.

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке .

Организует заполнение листа самооценки работы на уроке (см. приложение)

Оценивают свою работу на уроке.


Тема «В афинском театре»

Театр

1.___________________________________________________________ _

2. _________________________________________________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

Виды представлений:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Чем прославились:

Аристофан

Тема «В афинском театре»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Театр - с реческого_____________________________________________

Перед вами план древнегреческого театра. Как назвались эти части? Каково назначение каждой из этих частей?

1._________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

Виды представлений:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Чем прославились:

Эсхил - ______________________________________________________

Софокл –____________________________________________________

Аристофан - _________________________________________________

Найдите ошибки в тексте и подчеркните линией. Сверху напишите правильный вариант.

Представления в древнегреческом театре проходили раз в неделю по вечерам. Все роли исполняли только мужчины. Они надевали различные маски и выступали босиком. Изредка на сцене появлялся хор, он изображал горожан, воинов, не редко животных и птиц. Билеты для бедняков помогало приобретать государство, а остальные граждане покупали бумажные билеты с указанием номера места в определенном ряду.

ПРОГРАММА-ЗАДАНИЕ

на курсовой проект V курса МАрхИ по одной из тем:

«ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР на 600-800 зрительских мест с Интерьером зала»,

«КОНЦЕРТНЫЙ ДОМ с залами на 1500 и 500 мест с Интерьером основного зала».

Цель - Теоретическая и практическая подготовка студентов с методикой проектирования крупного общественного сооружения в центральной части города.

Задачи :

Знакомство и изучение литературных материалов и специальной литературы по театрально-зрелищной тематике;

Изучение функционально-технологических особенностей построения театральных зданий на натурных объектах города;

Выбор площадки проектирования и объемно-планировочное моделирование объекта в сложившейся градостроительной ситуации города;

Функционально-технологическое моделирование зрелищного сооружения по технологической программе;

Нахождение архитектурно-художественного образа объекта в соответствии его назначению и месторасположению;

Адекватный архитектурному замыслу выбор конструктивного решения;

Акустика и видимость зрительных залов. Методика расчета и построений. Кондиционирование и вентиляция зрительных залов.

Проекционно-графическое представление объектов культурно-зрелищного назначения.

Защита проекта.

Сроки проектирования и форма представления.

Тема "Драматический театр", "Оперная студия" или "Концертный зал" выполняется в течение всего семестра. Параллельно с основным заданием выполняется фрагментно "ИНТЕРЬЕР" зрительного зала с кулуарами фойе, который защищается и оценивается совместно с основным проектом.

Процедура выполнения.

Одновременно с выдачей программы-задания представляются на выбор от 3 до 5 возможных градостроительных площадок центральной части города. В первые дни занятий читаются лекции по архитектурным и конструктивным особенностям проектирования театрально-зрелищных сооружений. Проводятся экскурсии с ознакомлением в натуре с театром и концертным залом, обсуждение реферативных докладов студентов, клаузура и первый разбор вариантного проектирования.

На первом этапе выполнения темы студентам предлагается на выбор одна из научного круга тем по театрально-зрелищным сооружениям. Это небольшой

реферативный доклад , основные положения которого на схемах графического планшета каждый студент докладывает и защищает перед группой.

На стадии «Эскиз-Идея » выполняется рабочий макет по выбору и обоснованию объемно-планировочного замысла в данной градостроительной ситуации города. Данный этап просматривается и оценивается ведущими педагогами группы при обходе заведующего кафедрой.

По выполнению стадии «Эскиза с Оценкой » параллельно проводятся консультации специалистами смежных профессий: архитектурно-строительной физики, конструкциям, вентиляции и кондиционированию. Защита рабочего макета и эскиза проекта, который представляется на 1 планшете 0,5 х 1,4 м, с полностью вычерченными проекциями в 2-а раза уменьшенным к основному проекту или в масштабе основного проекта на 2-х планшетах (пенокартон или гофрокартон) 1 х 2.8 м в карандаше, проводится перед комиссиями кафедры. Выставляется ОЦЕНКА по 10-ти бальной системе.

После эскиза учитываются замечания комиссии и идет проектирование в масштабе основного задания. Интерьер выполняется в общей композиции проекта в форме фрагментного (в масштабе 1: 50) продольного или поперечного (в сторону зрительских мест) разреза зрительного зала с перспективой его и прилегающими к нему кулуарами фойе.

Защита проектов здания и интерьера проводится перед комиссией комплексного проектирования. Студент коротко объясняет замысел, содержание комплексного проекта. Отвечает на вопросы комиссии. После чего выносится оценка по 10-ти бальной системе за проект и смежные разделы.

После защиты в аудиториях организуется общая ВЫСТАВКА проектов курса.

1. СНИП П-Л. 20-96. Театры. Нормы проектирования.

2. АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. Учебник для ВУЗов (под общ. Редакцией И.Е. Рожина, А.И. Урбаха) 2-е изд., перераб. и доп. - М: Стройиздат, 1984 г.

3. ГОРОДСКИЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ЗАЛЫ. Гнедовсий Ю.П., Рябышева И.Д., Обзор ЦНТИ., -М., 1977.

5. СОВРЕМЕННОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ. Пособие по проектированию Под ред. В.М. Виноградова, В.Д. Красильникова Л.Д. Чумакова, -М., Стройиздат, 1986 г.

6. ИНТЕРЬЕР ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ. Е.Б. Новикова., -М., Стройиздат, 1991 г.

7. ЗАМЕТКИ АРХИТЕКТОРА. В. Красильников. –М., Изд. «Жираф», 2002 г.

8. 10 ЗАЛОВ В МОЕЙ ЖИЗНИ. ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА.

В. Красильников. – М., Изд. «Жираф», 2004.

9. GA Contemporary Architecture, 04 THEATER, Edited and Photographed Yukio Futagawa

10. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ издания последних 10 лет (список прилагается в задании).

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР на 600-800 зрительских мест

с ИНТЕРЬЕРОМ зала.

1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Театры, как правило, являются одним из объектов, которые формируют общественные центры городов и должны проектироваться как элементы ансамбля этих центров с учетом конкретной градостроительной ситуации.

Театры должны иметь выразительное архитектурно-художественное решение внешнего облика и отвечать современным функционально-технологическим, конструктивным и инженерным требованиям.

2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕШЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА

В общем организме города жанр и вместимость театрального здания определятся как расчетом городской сети зрелищных предприятий, так и конкретными условиями строительной площадки. Расчетные нормы 5-8 зрительских мест на 1000 жителей. Говорить о размерах отводимого под строительство театра участка, наверное, не целесообразно, так как в одних случаях театр располагается «свободно», в других – пристраивается или встраивается в существующую городскую застройку.

Здание театра часто организует в городе одну из площадей (Театральная площадь и площадь Театра Армии в Москве, площади Мариинского и Александринского театров в Санкт-Петербурге и т.д.), однако, множество театров стоит в рядовой застройке улиц (Театр Станиславского и Немировича-Данченко, МХАТ в Москве и др.), а некоторые даже встроены в другие здания (театр Комедии в Елисеевском магазине и театр Оперетты в Санкт-Петербурге).

Наиболее желательна «свободная» постановка здания театра. Такая постановка позволяет обеспечить удобный подход и подъезд как к зрительскому входу, так и к служебному. Позволяет легко решить загрузку декораций, материалов и товаров для буфета и кухни. При этом длину трейлера с декорациями нужно принять 20 м.

Главный фасад театра целесообразно отодвинуть вглубь участка, создать необходимую аванплощадь для ожидающих начало спектакля зрителей. На аванплощади можно запроектировать сквер с малыми архитектурными формами. Служебный вход целесообразно размещать с противоположной зрительскому входу стороны.

Стоянки автомашин проектируются из расчета одна машина на 20 зрителей. Площадь стоянки – 30,0 м.кв. на одну машину вместе с проездом. Как правило, открытых стоянок для театра в городской среде не хватает, тогда необходимо устраивать крытые (как правило, подземные) стоянки. Вокруг здания театра должен быть предусмотрен пожарный проезд шириной 4 м.

Здание театра является градообразующим элементом и занимает в городской среде заметное место. Архитектура театрального здания должна быть связана с окружающим пространством, соразмерна ему, образуя выразительный и цельный городской ансамбль. Диапазон образов театрального здания может быть достаточно обширен, и построен на основе различных концепций.

  1. Объемно-планировочное решение здания театра.

Здание театра условно можно разделить на зрительскую и закулисную части. На стыке их комплекс: зал – сцена. Деление идет по порталу сцены, по «красной линии»F 1 F.

К зрительской части относятся кассовый вестибюль, входной вестибюль, распределительный вестибюль с гардеробом, санитарные узлы и курительная, фойе с кулуарами и зрительный зал.

К закулисной части – сцена с примыкающими к ней складами и подсобными помещениями, актерские помещения; помещения художественного руководства и репетиционные залы; помещения администрации и технического персонала; закулисный буфет; производственные помещения и резервные склады; служебный вход с помещениями диспетчерской и охраны.

В случае если театральное здание проектируется для большого города или на затесненном участке, основная часть производственных помещений в основном здании не предусматривается. Предполагается, что декорации, мебель и реквизит изготавливают или в специальных мастерских города или на отдельно стоящей производственной базе театра. В этом случае в самом здании театра необходимо предусмотреть, так называемую подделочную мастерскую с помещениями для персонала площадью 100 – 130 м.кв. и высотой 4,5 м. Мастерская должна располагаться таким образом, чтобы в нее свободно попадали привезенные извне декорации, а с другой стороны, чтобы из мастерской декорации свободно поставлялись на сцену большого и, если имеется, малого зала.

При проектировании театра необходимо учитывать, что большинство помещений как зрительского, так и закулисного комплекса могут быть лишены естественного света (включая артистические, репетиционные залы, живописный зал, вестибюль, фойе и,естественно, зал и сцена) это обстоятельство может сильно повлиять на объемно-планировочное решение проекта здания театра. При затесненном участке может быть принято «вертикальное» решение театрального здания с использованием лифтовых подъемников и эскалаторов, а так же вертикальной транспортировки декораций.

4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ТЕАТРАЛЬНОГО ЗДАНИЯ

UI . Помещения зрительского комплекса

U1. Вестибюльная группа помещений U состоит из кассового вестибюля, к которому примыкают помещения кассы и дежурного администратора, входного и распределительного вестибюля с гардеробом. В холодных климатических зонах кассовый вестибюль объединяют с входным, образуя тамбурную зону, но кассовый вестибюль может располагаться и отдельно от входа в театр.

Распределительный вестибюль с гардеробом должен быть непосредственно связан с помещениями фойе театра или через парадную лестницу. Длина гардеробной стойки (стоек) – не менее одного погонного метра на каждые 30 зрителей, высота не менее 2,2 м. глубина гардероба – от барьера до противоположной стены – 4 м. Ширина помещения перед барьером не менее 3м.

Туалетные комнаты, как правило, размещаются рядом с распределительным вестибюлем, при большом количестве зрительских этажей возможны и поэтажные санитарные узлы. Туалеты проектируются из расчета 1 унитаз на 75 женщин и на 150 мужчин и 1 писсуар на 100 мужчин. Соотношение мужчин и женщин принимается 45% и 55%.

U2. Фойе

Фойе театра должно быть связано непосредственно или через парадные лестницы (возможно открытые) с вестибюлем. Эти лестницы могут дальше вести к фойе балконов зрительного зала. К фойе примыкает помещение буфета (возможно как часть фойе) с подсобными помещениями. К ним желательна удобная доставка продуктов. В некоторых случаях к фойе примыкает музей театра, это помещение специально неоговоренной площади.

U3. Зрительный зал

Построение ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА театра тесно связано со сценой и обусловлено принятой организацией театрального пространства. Зрительный зал должен обеспечивать всем зрителям максимальный комфорт: хорошую видимость и слышимость происходящего на сцене. Форму и размер зала определяет ряд факторов. Удаленность зрителя от красной линии сцены не должна превышать для драмы 27 м , в оперно-балетных - 30 м. Условия горизонтальной видимости принято простраивать в пределах угла, стороны которого касаются краев портала, а вершина находится в глубине по оси сцены на расстоянии 1,5 ширины портала от красной линии. Чаще вершину берут на пересечении оси зала с дальней линией вращающегося круга. Это составляет угол для портальных сцен = 30-35 градусов. Для обеспечения достаточной вертикальной видимости необходимо производить расчеты или графическое построение профиля (гребенки) пола зрительного зала по превышению луча зрения над головами впереди сидящих зрителей. Для драматических театров это превышение составляет 6 см . Для театров малой вместимости (до 600 мест) предпочтителен зал в виде амфитеатра, для театров большей вместимости - зал балконного или ярусного типа, однако решение надо принимать в зависимости от художественного и объемно-планировочного замысла.

Расположение кресел и проходов в зрительном зале зависит во многом от принятой системы эвакуации зрителей с учетом требований норм пожаробезопасности. Уровень пола первого ряда партера проектируется ниже уровня планшета сцены (уровень сцены в проектах всегда принимается за отметку + 0,000 ) на 0,9-1,1 м. Зал оборудуется мягкой мебелью. Ширина ряда от спинки до спинки кресел принимается 0,9-1,0 м. Количество непрерывно установленных мест в ряду зависит от ширины ряда и принимается соответственно пропорционально ширине: при одностороннем выходе из ряда не более 12-24 мест, при двустороннем - 26-50.

В продольных и поперечных рядах зрительного зала допускается устройство пола с уклоном 1:7. При уклоне более крутом в проходах обязательно устройство ступеней, но с подступенками (на балконах), не превышающих высоты более 20 см (45).

Ширина проходов и дверей в зрительном зале определяется требованиями эвакуации и должна быть не менее 1,2 м. Площадь зрительских мест, вместе с проходами (площадь зала), ориентировочно можно принимать около 0,65 м кв. на зрителя.

Залы оборудуются и специальными помещениями и ложами для управления и наблюдения за действием спектакля: звуко и светорегуляторные, помещения теле, радио, иногда, кинопроекционные. Располагаются вышеперечисленные помещения обычно по задней стене зала, выше зрительских мест амфитеатра. Отметка пола их не должна превышать 4 м уровня планшета сцены.

Акустика в зале достигается устройством поверхностей «первого отражения», они располагаются как на потолке, так и на боковых стенах зала. Форма потолка зала определяется акустическим расчетом. Для проекта можно применить графический, так называемый «оптический» метод построения (см. схему стр.30)

8BРАСЧЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА И СЦЕНЫ

(на 600 – 800 мест)

(по существующему на сегодня СНиП)

При разработке интерьера зрительного зала целесообразно применение дерева, так как деревянные панели и детали лучше всего отражают звук. Наукой доказано, что лучшая акустика достигается в залах имеющих множество мелких деталей в отделке стен и балконов. Причем деталей, не повторяющихся форм.

UII . Помещения закулисного комплекса

U1. Сцена

Основные габариты портальной сцены для драматических театров вместимостью 600 – 800 мест согласно действующего в настоящее время СНиП-21-20-96:

Портал (портальное зеркало) сцены:

ИГРОВОЙ: - ширина 6 - 8 м

Высота 5,5 м

СТРОИТЕЛЬНЫЙ: - ширина 10 м

Высота 8,5 м

Сцена:

- ширина 21 м

Глубина 15 м

Высота 20 м

Арьерсцена:

Ширина 15 м

Глубина 6 м

Высота 11 м

Проем арьерсцены:

Ширина 13 м

Высота 7,5 м

Карманы сцены:

Ширина 7,5 м

Глубина 12 м

Высота 7,5 м

Высота проема на сцену 7 м

Количество ярусов рабочих галерей: 4 шт

Диаметр вращающегося круга: 12 м (или в ширину портала)

Размеры помещения оркестра (ямы):

Ширина помещения по оси зала не менее 3 м.

Высота пола до уровня просцениума 2,2 – 2,4 м

Нависание просцениума над оркестром не более 1/3 ширины ямы

Планшет сцены, полы карманов, боковых сцен, авансцены и арьерсцены должны быть на одной отметке. Ее в театре принимают за  0,00. на этой же отметке желательно размещение складов объемных декораций, бутафории, мебели, реквизита и артуборных (для «прим»). Если декорации подаются на сцену подъемником, одной из его стоянок должна быть отметка  0,00 (планшет сцены).

Вдоль боковых стен сцены, начиная с высоты на 1 м. выше портала сцены (проем кармана) устраиваются рабочие галереи с шагом по высоте 2,5 м. Они служат для обслуживания тросового хозяйства подъема штанкетовF 2 F и для установки освещения сцены (первая снизу галерея). К нижней галереи подвешиваются специальные конструкции для установки прожекторов бокового освещения, они не доходят до планшета сцены на 2 м. (для удобства ходьбы по сцене). Над сценой располагается колосниковый настил (решетка из деревянного бруса) для обслуживания блочного хозяйства штанкетных подъемов. Высота колосникового пространства около 3 м. Лебедки для управления штанкетами и софитами устанавливаются либо (чаще) на рабочих галереях, либо в специальных помещениях над потолком сцены.

За задней стеной сцены (или арьерсцены) на специальном мостике располагается рирпроекционная (проекция на просвет) на высоте около 4 м. от планшета сцены.

На сцене вдоль задней стены и вдоль передней стены устраиваются переходные мостики. Переходной мостик вдоль передней стены сцены служит для обслуживания портального софита (конструкции для установки прожекторов освещения сцены). С левой и правой стороны портала – осветительные передвижные башни игрового портала, позволяющие уменьшить рабочий портал сцены. При вместимости зрительного зала более 600 мест вверху строительного портала со стороны сцены устанавливается «железный» занавес, позволяющий автоматически отсечь сцену от зала в случае пожара.

U2. Трюм сцены

Под планшетом сцены расположен трюм сцены, который служит для обеспечения работы нижней механизации сцены. К нижней механизации относят поворотный круг, врезной или барабанный. Высота трюма при врезном круге около 3м; при барабанном (круг с возможностью устройства подъемных площадок) – высота около 8 – 9 м. Кроме круга иногда в современных театрах на планшете устраиваются подъемно-опускные площадки. Площадки могут подниматься и опускаться на высоту около 3м. Площадки, как правило, занимают площадь квадрата со стороной равной (или чуть большей) порталу сцены.

Иногда применяются и другие, более сложные системы нижней механизации. Все они служат решению сценографических возможностей театра.

UIII . Помещения примыкающие непосредственно к сцене.

Карманы сцены служат для размещения движущихся площадок (фурок) для подачи 9

декораций на сцену. Заранее смонтированные элементы оформления одной картины на фурах выезжают из одного кармана, после окончания картины они уезжают обратно и на их смену из другого кармана выдвигаются декорации следующей картины.

Помещение склада объемных декораций при театре находятся в непосредственной близости от сцены, их отделяют от сцены двери-ворота высотой около 8м. и шириной 2,5 м. Декорации там хранятся в вертикальном положении, в таком же положении их и доставляют на сцену. Это склады с вертикальным размещением декораций.

При затесненном участке применяют горизонтальное складирование. Иногда даже в совершенно другом месте (в Пражской опере, например, на другой стороне улицы). В горизонтальных складах декорации горизонтально упаковываются на специальные тележки высотой 2 м. (размер элементов декораций 27 м.) и по рельсам разводятся по площади склада. Высота склада 3м. Тележки поднимаются на сцену, загружаются и опускаются на склад при помощи специального подъемника (см. схему).

К сцене примыкают так же склады мебели и бутафории, реквизита и склад электроаппаратуры.

Для актеров перед выходом на сцену необходимо предусмотреть две изолированные (правая и левая) комнаты выхода. Они размещаются или в задней части сцены, или в передней, около занавеса и оборудуются диваном, фонтанчиком питьевой воды и радиосвязью. Возможно устройство небольшого фойе для артистов ожидающих выхода, где-то в районе сцены.

К помещениям обслуживающим сцену относятся и помещения светорегуляторной и звукоаппаратной, они размещаются за задней стеной зрительного зала. На потолке зрительного зала устраивается 1 или 2 ряда выносных софитов – проходное помещение с щелью в потолке для лучей осветительных приборов (в 6 – 10 м. от красной линии). На боковых стенах зала должны быть размещены две осветительские ложи на высоте 3 – 4 м. от планшета и на расстоянии 6 – 9 м. от портала.

UIV . Помещения актерского комплекса и художественного руководства.

Артистические уборные должны быть запроектированы с удобным доступом к сцене. Артуборная представляет собой помещение площадью 15 – 18 м.кв.; естественное освещение не обязательно, так как гримируются артисты обязательно при искусственном освещении (лампы накаливания). При каждой или группе уборных должен быть запроектирован санитарный узел и душевая кабина.

Репетиционные залы располагаются, как правило, вблизи артистических помещений. Большой репетиционный зал (БРЗ) имеет размеры схожие с игровой площадкой сцены примерно 1010 м. (в случае балетных спектаклей 1212 м.). Эти размеры позволяют проводить репетиции в условиях приближенных к сценическим. Иногда в БРЗ предусматриваются места для зрителей и небольшая верхняя механизация, и даже поворотный круг. В этом случае высота его должна равняться 6м. В таком зале можно устраивать студийные спектакли, открытые репетиции или использовать при отдельной входной группе как малый зрительный зал (см. ниже). Репетиционный зал представляет собой обычную комнату, где проводятся читки пьес и начальные репетиции.

Помещения художественного руководства, обязательно с естественным освещением, должны располагаться вблизи артистического комплекса. В состав их входит и макетная мастерская (смежно с помещением главного художника). В этом помещении устанавливаются макет сцены, и ведется работа над сценографическим решением спектакля.

Костюмерные и гримерно-парикмахерская мастерская должны находится в составе актерских помещений. Костюмерные делятся на мужские и женские и служат для подготовки костюмов к спектаклю (утюжка и т.д.). В гримерных делается особенно сложный грим актерам (Николай II, Ленин и т.д.).

UV . Административные и помещения технического руководства театра.

Эти помещения, обязательно с естественным освещением, могут быть расположены в любом месте здания театра, но желательно недалеко от служебного входа в здание.

Служебный вестибюль желательно размещать вдали от зрительского входа, вне прямой видимости.

UVI . Производственные помещения и резервные склады

Подделочная мастерская с помещениями для персонала и подсобными помещениями проектируются в театральном здании при отсутствии в нем производственных мастерских. Она служит для необходимой доработки и подгонки как декораций изготовленных вне театра, так и для ремонта существующих декораций. Подделочная мастерская оборудуется всеми необходимыми станками и специальной вентиляцией.

Живописно-декорационная мастерская – помещение размером 20,015,0 м (30,010,0 м.) высотой около 6,0 м. По стенам и посередине ее устраиваются ходовые мостики на высоте 3,0 м. от пола для просмотра живописных декораций.

Столярная и слесарная мастерская высотой около 4,5 м., монтировочная объемных декораций высотой не менее 6,0 м. Остальные мастерские – 0,3 м.

Резервный склад декораций – при вертикальном хранении высотой около 8,0 м., при горизонтальном – 3,0 м.

error: Content is protected !!