Брюллов карл биография. Карл брюллов - биография, информация, личная жизнь

Выдающийся мастер позднего русского романтизма, отличный портретист и монументалист, который ставил высокие человеческие проблемы на первый план своих творений.

Ранние годы

Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге, в семье, на протяжении многих лет связанной с творчеством. С малых лет мальчика обучали различным видам искусства, в том числе и живописи. Отец Карла старался научить сына всему что он знал и вывести его навыки на уровень автоматизма. Ежедневные зарисовки окружающей среды, которые должны были быть одобрены отцом. В то время как его одногодки гуляли на природе в разные детские игры Карлу приходилось, не отрываясь от мольберта, постигать глубины живописи.

В 1809 году Карла приняли в Императорскую Академию художеств, которая находилась в Петербурге. Юноша преподнес себя как одаренного и настойчивого во всех своих начинаниях молодого человека.

Лучший ученик академии

В 1817 году художник начал работу над произведением «Гений искусства», которую после окончания назвали образцом для подражания и выставили в галерею для копирования. Академический стиль и точная передача характера персонажа показывали мастерство Брюллова еще до окончания академии. Следующим полотном, которое вызвало новую волну восхищения у преподавателей стал «Нарцисс, смотрящий в воду». Это произведение настолько поразило руководителя художника А. И. Иванова, что он приобрел ее для своей личной коллекции. Учеба в академии проходила легко для юноши, ведь все то чему его учили преподаватели, он уже давно знал и только оттачивал свое мастерство до новых вершин.

В 1821 году живописец завершил обучение в академии написав работу «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского». Вопреки тому, что, художник собирался в поездку за рубеж, которая полагалась ему как награда за выдающиеся заслуги во время обучения, директор академии уговорил его остаться на несколько лет, чтобы усовершенствовать свои навыки еще больше.

Свобода творчества в Италии

Преподаватель которого назначили Брюллову был менее одарен чем его ученик и не смог заслужить должного уважения. Видя, что великий талант пропадает ОПХ (общество поощрения художеств ) предложило ему свои услуги. Что бы окончательно убедить членов правления в таланте юного Карла, ему предложили написать несколько не сложных полотен на заданные темы.

В 1822 году рисовальщик и его брат получили возможность отправиться в Италию за счет полного спонсирования ОПХ. Его путешествие началось с Риги и протекало через Верону, Берлин, Дрезден и завершилось в Риме. Не успев толком обустроиться на месте, живописец получил задание от своих спонсоров. Заказом стало создание копии «Афинской школы» Рафаэля. Италия вдохновляла художника на исторические и божественные сюжеты помимо привычной для него академической живописи. Полотно «Итальянское утро» поразило петербургских коллег живописца. Свежие взгляды художника на давно устоявшиеся в искусстве темы, показывали историю с другого ракурса.

Императорский заказ

После того как полотно было презентовано императору Николаю I, Брюллов получил заказ на вторую картину в той же тематике, лично от правителя Русской империи. Заказ был выполнен в 1827 году в виде полотна «Итальянский полдень». Но работа не пришлась по душе Николаю I и ОПХ поддержало его недовольство. Оскорбленный таким положением дел, художник ответил обидчикам уходом из ОПХ. После расторжения всех связей с ОПХ, Брюллов увлекся написанием простых эскизных акварелей. Благодаря таким небольшим работам иногда выполнявшихся на заказ, рисовальщик обеспечивал себя первое время жизни без спонсирования ОПХ.

К началу 1830 года живописец начал отдавать предпочтение пейзажной тематике «Итомская долина перед грозой». В его полотнах ярко можно было ощутить любовь к солнечной и яркой Италии. Все персонажи, исполненные им в этот период, напоминали древнегреческих атлантов в живой и пластичной итальянской манере. Настоящее признание в Риме и Италии в целом пришло к Брюллову благодаря его портретам местной элиты.

В 1830 году художник начал работу над творением, которое до сих пор считают венцом его творчества, «Последний день Помпеи». К написанию этого шедевра он подошел со всей серьезностью. Он проводил различные литературные исследования и посетил раскопки на месте самой Помпеи. Сотни зарисовок пейзажей и идей привели его к великолепной и тонко выполненной работе. Примечательно то что все персонажи, которые изображены на картине это люди, окружавшие художника во время его жизненного пути. Всемирная волна успеха пришла к рисовальщику в 1833 году, когда он закончил создание шедевра. Император приказал Брюллову вернуться на родину после того как увидел созданный им шедевр.

В 1836 году совершив небольшое кругосветное путешествие рисовальщик возвратился в родные края. Его встречали как героя, приглашали на различные торжества, устроенные в его честь.

Открытие нового круга знакомств

На одном из званых обедов Брюллов завел знакомство с Пушкиным, с которым в последствии у него завязалась крепкая дружба. Знакомство с Тропининым который был при дворе портретистом помогло Брюллову освоиться в светском обществе достаточно быстро. Художник оценил умение коллеги и не редко отказывался от заказа портрета какого-либо придворного деятеля, обосновывая это тем что у них есть гений портрета Тропинин.

В 1838 году художник заключает брак с юной Эмилией Тимм. Однако супружеская жизнь художника была омрачена любовными интригами супруги со своими кровными родственниками и брак вскоре был расторгнут. В это время поддержкой и опорой для него стала его муза и героиня многих женских ролей на его произведениях Юлия Самойлова. Девушка покинула Италию что бы поддержать своего давнего приятеля. В то время из-за лживых слухов, которые пустила его бывшая супруга, его обвиняли в жестоком поведении и избиении юной особы. Однако со временем ситуация утихла, и брак был расторгнут окончательно уже в 1841 году.

Последний крупный заказ и его последствия

Следующим большим произведением в исполнении Брюллова должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году». Тщательные исследования и множество набросков к сожалению, так и не были применены для великого полотна, проект был заброшен. Огромным спросом начали пользоваться портреты Брюллова. Несмотря на его частые отказы иногда он все же прикладывал свою кисть к созданию портрета того или иного придворного деятеля. Для многих было огромной честью быть написанными великим гением, но такое положение дел очень скоро наскучило рисовальщику.

В 1843 году он принял приглашение на роспись Исаакиевского собора. Ему отвели одну из самых заметных частей собора, большой купол. Спустя пять лет подготовки художник приступил к самой росписи, но сырость и холод в помещении собора привели к его болезни, и он оставил проект практически закончив его.

Последние годы жизни

В 1850 году живописец покинул родные края и отправился в так горячо им любимую Италию. Немного поправив свое здоровье, он начал изучать работы Веласкеса и Гойи. Его творения в этот период отличались особым драматизмом и романтической легкостью. После знакомства с Титтони рисовальщик переезжает в его поместье где создает не мало пейзажных акварелей, которые до сих пор находятся в личном хранилище искусства этого рода. Финалом в его творчестве стал портрет его давнего приятеля, археолога и историка Микеланджело Ланчи, с которым он познакомился во время своего путешествия на место раскопок Помпеи. Во время очередного ухудшения состояния здоровья Брюллов отправился в Манциану где поправлял здоровье минеральными водами, 23 июня 1852 года художник скончался из-за припадка удушья. Этому художнику удалось опередить своих современников в раскрытии проблем не одного человека и его изображения в типичных позах, а небольшой группы или целого народа показывая при этом всю гамму эмоций, которые они переживали.

  • Известно, что художник Брюллов принимал непосредственное участие в ходатайстве об освобождении украинского поэта Тараса Шевченко из крепостничества, написав портрет Жуковского, разыгранный в придворной лотерее. Правда, на тот момент Шевченко еще был обычным, никому не известным крепостным.
  • У семьи Брюллова было иностранное происхождение, о чем говорит его настоящая фамилия без буквы «В» в окончании. Брюлловым художник стал после указа императора, целью которого было показать иностранцам, что художник является подданным Российской империи.
  • Разочарование, вызванное жизнью в Петербурге, вынудило художника вернуться в Италию после получения разрешения на выезд. Согласно легенде, добравшись до границы, Брюллов снял с себя одежду и выбросил ее. Как позже объяснил сам художник, что у него не было желания везти с собой даже пыль с этого недружелюбного государства.
  • Между царем и художником были плохие взаимоотношения. Правитель мечтал о своем портрете, написанном кистью Брюллова. Сам же художник не торопился выполнять указание царя. Когда он все же прибыл во дворец, то правитель сильно запоздал, что дало возможность Брюллову уехать, так и не начав работу.

Книги:

Награды:

  • Золотая медаль выставки Парижского Салона (1834 год)
  • Императорский и Царский Орден Святого Станислава
  • Императорский орден Святой Анны
  • Большая серебряная медаль АХ (1817 год)

Художник Карл Брюллов из тех мастеров, который прославился одним, но великим творением - известным многим полотном «Гибель Помпеи».

Родился Карл Павлович Брюллов 23.12.1799 г. в Петербурге, в семье академика. В родословной художника были обрусевшие немцы.

В раннем детстве Карл был тяжело болен, и до 5 лет был прикован к постели. Отец Карла, незаурядный и талантливый человек, Павел Иванович Брюллов - работал в Петербургской Академии художеств мастером резьбы по дереву. Требовательный отец, несмотря на болезненность мальчика, рано стал приучать сына к трудолюбию и учил его профессии художника, в то же время привлекая к помощи и в своей работе. Отец сыграл большую роль в становлении Карла как личности и в дальнейшем.

В 1809 г. Карл поступает в Академию художеств, которую успешно заканчивает с золотой медалью, после этого едет продолжать свое образование в Италию. Во время проживания в Италии создает работы, наполненные античными образами. Вдохновленный итальянской природой, пишет картины «Итальянское утро», и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Картины пронизаны радостным настроением этой солнечной страны.

Портреты художника, созданные им в молодые годы, отличаются точностью и лаконичностью. Среди них «Автопортрет», а также портрет своего брата, и другие. В 1832 г. К. Брюллов пишет свой знаменитый портрет «Всадница», который с восторгом восприняли итальянские критики. Одним из лучших портретов является портрет его друга - графини Ю.П. Самойловой вместе со слугой и ее воспитанницей.

Картина «Гибель Помпеи»

Свою знаменитую работу «Гибель Помпеи» художник воплотил в жизнь после 6 лет подготовки и раздумий. Побывав на раскопках города, художник был поражен. Весь спектр эмоций Брюллову удалось воплотить очень талантливо и своеобразно, выбрав в качестве художественного приема блеск молний. Неровный свет подчеркивает трагизм ситуации и передает чувства и эмоции героев картины. Работая над картиной, художник вкладывал в нее все силы, практически не отдыхая. Как оказалось, не зря было положено столько сил и стараний, на экспозиции в Риме и в Милане картина произвела неизгладимое впечатление.

В Россию К. Брюллов вернулся в 1835 году, и стал работать в Академии художеств. Звание профессора было ему присвоено через год. Художник совмещает преподавательскую деятельность с живописью, и пишет историческую работу «Осада Пскова». Однако работа так и осталась незаконченной. Много времени Карл Брюллов посвящает работе над портретами. Среди них портреты В.А. Жуковского, И.А. Крылова и другие, отличающиеся мастерством художника передавать неповторимость и многогранность личности человека. В связи с ухудшением здоровья в 1849 году Брюллов уезжает на о. Мадейра, а затем в Италию.

Разлука с родиной окончательно сломила художника. Незадолго до смерти Брюллов пишет свой автопортрет, в котором изображает себя полным безмерной усталостью, и в то же время, с блеском в глазах, в ожидании новых творческих свершений. Но им не суждено было сбыться. Брюллов умер в Италии в городке Маршано 23 июня 1852 г.

Автопортрет

Художник Карл Брюллов – один из величайших художников России. И сегодня я решил начать серию публикаций о этом великом художнике, его жизни и его творчестве.

Биография, полотна художника, жизнь, творчество и великая любовь. Невозможно рассказать обо всём в нескольких словах и картинках. Тем более, что и творчество, и жизнь художника, как и любого человека, нельзя описать несколькими словами.

Сегодня я расскажу об основных вехах в жизни художника и о некоторых работах художника: история создания картины, сюжет и замысел художника.

Биография художника Карла Брюллова

Художник Карл Павлович Брюллов родился в 1799 году, 23 декабря в столице Российской Империи – Петербурге. Его отец был достаточно известным в столице художником-декоратором и мастер резьбы по дереву.

В возрасте 10 лет Карл был принят в Академию в класс исторической живописи. Его учителями стали известный мастера-живописцы: Иванов А.И., Шебуев В.К., Егоров А.Е. Юный художник с самых первых дней обучения показал свою одаренность и учителя ожидали от него необыкновенных и талантливых работ.

Ещё будучи учеником Академии, Брюллов создает ряд сложных композиций, которые привлекают внимание публики и специалистов.

Например, в его «Нарциссе» просматривается желание молодого автора соединить господствующий в те времена классицизм и живую природную «обыкновенность» натуры. Романтизм ещё только входит в моду и отображение мира человека и его чувств, совершенно ново для публики.

Нарцисс, любующийся своим отражением

Брат художника архитектор Александр, в 1822 году, отправляется в Италию. «Общество поощрения художников», таким образом, награждает молодого архитектора. И Карл решает ехать в Италию вместе с братом. Он и не подозревал, что вернется в Россию только через 14 лет.
Италия просто поражает молодого художника и дает огромное количество тем для написания картин. В 1823 году – знаменитое и поразившее Петербург «Итальянское утро».

Итальянское утро

В 1824 году – «Эрминия у пастухов», 1827 – «Итальянский полдень». Брюллов изучает жанровые мотивы, ищет необходимую натуру и, самое главное, пытается найти совершенно новый «язык» для своей живописи.

Его картины воспевают красоту человека и красоту окружающего мира. Художник хочет показать радость бытия. Это новое видение он переносит и на свою портретную живопись. Я не буду перечислять все работы художника в этом жанре (о некоторых из них я расскажу ниже более подробно), но вспомните «Всадницу»… Это портрет, однако портрет, для своего времени, совершенно необычный. В нем легкость и огонь, в нем скрытое веселье и торжество живой человеческой плоти, и обузданная ярость лошади, и нежность прекрасных дам.

В работах художника того периода нет теней и скорби.

В 1835 году он посещает Грецию и Турцию. В результате этой поездки свет увидела целая серия акварелей: «Храм Аполлона Эпикурейского», «Дельфийская долина» и другие. Невероятные краски и сюжеты восхищают любителей живописи.

Художник изучает творчество старых итальянских мастеров, архитектуру и историю. И в результате возникает «Последний день Помпеи». Эту работу специалисты называют самой значимой в творчестве художника. Работу над картиной Карл Брюллов начал ещё в 1830 году и писал её три года).

В 1836 году художник возвращается на родину и получает должность профессора в Академии художеств. Петербургский период творчества художника – это, в основной массе, портреты. Благородные мужчины и прекрасные дамы. Художник стремиться показать не только естественную красоту человека, но и его внутренний мир, переживания и радости, страсти и внутреннее благородство, которое есть в каждом (так считал художник).

В 1839 году художник начинает работать над картиной «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Эта работа выматывает художника. Тема совершенно не дается, в Петербурге мрачно и сыро. В это же период художник начинает расписывать купол Исаакиевского собора. Художник серьезно заболел. Он не смог закончить картину и роспись собора. Болезнь оказалась действительно очень серьезной и уложила художника в постель на долгих семь месяцев.
В 1849 году Брюллов уезжает за границу на лечение.

В Италии он чувствует себя значительно лучше и снова начинает работать: рисунки, серия акварелей и портретов.

А 23 июня 1852 года художника не стало. Он скончался в предместье Рима в местечке Манциано.

Незадолго до своей смерти он сказал:

«Я не сделал и половины того, что мог и должен был сделать».

Картины художника Карла Брюллова

Бахчисарайский фонтан (1838-1849)

Бахчисарайский фонтан

Карл Брюллов был знаком с Пушкиным. Они часто встречались. После гибели поэта Брюллов изъявил желание участвовать в издание собрания сочинений великого поэта, рисовал эскизы фронтисписа.

В тот же период Брюллов начал работу и над картиной «Бахчисарайский фонтан». Художник выполнил огромное количество эскизов для того, чтобы найти будущую композицию картины, изучал положения тел персонажей, одежды восточных женщин. Брюллов хотел показать не драму чувств Заремы и Марии, а романтическую сторону жизни восточного гарема. Сонная лень, томное однообразие и безмятежность жизни красавиц. Как в пушкинских строках:

Беспечно ожидая хана
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне…

Итальянский полдень (1827)

Итальянский полдень

Эту картину Карл Брюллов написал по заказу петербургского «Общества поощрения художников». Это случилось после огромного успеха «Итальянского утра».

И Карл написал:

Героиня картины не отличается античными пропорциями и совсем не похожа на древнюю статую.

Брюллов показывает красоту реальной итальянской женщины.

И эта простая итальянка возмутила «Общество». Председатель Общества напомнил художнику, что целью искусства является изящное изображение натуры. А дама на полотне Брюллова «более приятных, нежели изящных соразмерностей».

Однако, Брюллов настоял на своем праве показывать красоту реальную, а не условную.
Для того, чтобы получить настоящую игру света и теней, художник писал картину в самом настоящем винограднике.

Согласитесь, что картина просто, и невероятно, прекрасна.

Портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини (1839)

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини

Графиня Юлия Павловна Самойлова – это особенная женщина в судьбе Брюллова. О истории их любви и дружбы отдельный пост - .

Она женщина-звезда, светская львица и «твоя рабыня». Красавица с дурным характером, своенравная, любящая и покорная. Действительно, невероятная женщина.

В 1939 году Самойлова приехала в Петербург в связи с тем, что необходимо было распорядиться огромным наследством, оставшимся от её деда графа Литта. Именно в этот период Брюллов и начал этот портрет. Художник говорил, что он хотел показать маскарад жизни. Там, за спиной Самойловой, за красным занавесом, гремит королевский бал и бьет фонтаном светская жизнь. А перед нами просто женщина, в королевском наряде, но без маски. Она сняла маску, которая нужна для мира лжи, где каждый стремиться отгородится от людей и выдать себя за кого-то, кем на самом деле не является.

И основная тема картины – торжество и красота сильной и независимой личности.

Всадница (1832)

Всадница

На этой известной картине изображены воспитанницы графини Самойловой. Слева – младшая Амация, а на коне – старшая Джованина.

Художник любил Самойлову, а девочки были частичкой мира, который окружал графиню. И Брюллов, любя графиню, не мог не любить девочек.

По замыслу художника «Всадница» - это большой портрет для украшения парадной залы во дворце Самойловой. Портрет заказала графиня. Она не один раз говорила, что хочет все стены завесить «его чудесами».

Художник показывает свой идеальный мир. И в этом мире бытие прекрасно. Тут и прелесть детства, и гордость юности. Всё это мы видим на лицах маленьких героинь. Столько чувств и эмоций вложил художник в эту работу, что повседневная бытовая сценка предстала перед зрителями преображенной, полной поэзии и феерии красок.

Турчанка (1837-1839)

Турчанка

Вернувшись в хмурый и дождливый Петербург, художник часто обращается к воспоминаниям о своих путешествиях по средиземноморью.

Воспоминания и фантазии. В альбоме художника очень много набросков, на которых изображены женщины в диковинных восточных нарядах. Можно сказать, что его волновала тема «турчанки» - женщины экзотической и загадочной.

В «полувосточные» наряды одеты дамы света на картинах Карла Брюллова. Существует достаточно много акварельных работ, в альбомах художника, на которых просматриваются черты современниц художника.

А эту турчанку художник написал с натурщицы. Дело в том, что кроме «Турчанки» есть ещё и «Одалиска». И главная героиня обеих картин одна и та же дама.

Брюллов очень тщательно писал лицо своей турчанки, которое украшает яркая огромная турецкая чалма.

Специалисты говорят о том, что именно «Турчанка» является особо женственной и близкой к натуре работой художника. У меня нет желания разбирать картину на атомы. Карл Брюллов – мастер. А его «Турчанка» просто прелестна. Без всяких если и высокохудожественных оценок.

Картины художника Карла Павловича Брюллова

Последний день Помпеи

Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя

Портрет А.М. Бек

Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией

Смерть Инессы де Кастро

Вирсавия

Одалиска

Итальянка, ожидающая ребёнка, рассматривает рубашку

Сон молодой девушки перед рассветом

Мать, просыпающаяся от плача ребёнка

Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году

Карл Петрович Брюллов - выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

Биография Карла Брюллова

В семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло все семеро детей обладали художественными талантами. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками. Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев.

Между тем он рос слабым и тщедушным ребенком, семь лет практически не вставал с постели и был истощен золотухой настолько, что «стал предметом отвращения для своих родителей».

Мальчик очень любил рисовать, казалось, карандаш стал продолжением его руки. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств,в стенах которой он провел 12 лет.

Карл закончил академию с «целой пригоршней» золотых и серебряных медалей, но, продемонстрировав свою независимость, отказался остаться в ее стенах на пенсионерский срок для совершенствования мастерства. В1819 г. Карл поселяется в мастерской брата Александра, работающего на строительстве Исаакиевского собора помощником Монферрана. Его дни заполнены рисованием заказных портретов. Так совпало, что заказчикам П.Кикину и А.Дмитриеву-Мамонову понравились портреты, выполненные Брюлло, и что именно они, эти заказчики, потом вошли в совет Общества поощрения художников.
Создав по их просьбе картины «Эдип и Антигона»(Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полиника» (местонахождение неизвестно), Карл заслужил пенсионерскую поездку в Италию (подробнее) на четыре года, для себя и брата. Перед отъездом с Высочайшего повеления братья изменили фамилию предков, добавив букву «въ» - теперь они стали Брюлловы.

С легкой душой уезжал Карл из дома летом 1822 г., но он тогда не мог знать, что вернется в Россию только через 13 лет и не увидит больше ни родителей, ни младших братьев.

В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного. Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством.
Приступы жестокой лихорадки и нервное напряжение валили его с ног, но кипучая и неугомонная натура не знала меры ни в чем. Активная светская жизнь, многочисленные новые знакомства не помешали Брюллову за годы, проведенные в Италии, создать огромное количество разнообразных произведений.

Брюллов честно пытался «отработать» свое пенсионерство, начиная по заказам Общества поощрения художников картины на античные и библейские сюжеты. Но эти темы не были ему близки. На этих полотнах он «нарабатывал» колорит, создавал свои характерные приемы, изучал обнаженную модель и не завершил их. По-настоящему Брюллов работал только над созданием жанровых сцен из итальянской жизни. Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил.
И такую же статную, уверенную и независимую женщину встретил Карл в 1827 г. на одном из приемов.

Графиня Юлия Павловна Самойлова стала для него художественным идеалом, ближайшим другом и единственной любовью. Ее красота была равна идущей из сердца доброте. Брюллов с упоением писал ее портреты.

Вместе с Самойловой Карл отправляется осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным - знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия.

Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие.

Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.

Творчество Карла Павловича Брюллова

«Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», - говорил Карл Павлович Брюллов.

Раннее творчество. Брюллов в Италии

Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву, Брюллов учился в Академии художеств (1809 — 1821) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, жил и работал там в 1823-35. Впечатления «полуденного края», его природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния. Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок и композиция, эмоциональный, теплый колорит. Он выступает и как мастер светского портрета, превращая натурный мотив в образец райски идиллической гармонии.

Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном «Последний день Помпеи». Результатом становится величественная «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Жерико, У. Тернера и др.) - произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным сейсмическим импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы. Трагический пафос картины усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами. Брюллову удалось изобразить охваченную единым порывом толпу граждан в роковой момент ее исторического бытия, создав тем самым первый пример той многофигурной исторической картины-итога, которую вся русская живопись 19 века осознавала в качестве своей сверхзадачи.

«Последний день Помпеи» производит фурор - как на родине мастера, так и за рубежом.

В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы. Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью (1834), назвав ее «полным, всемирным созданием», где «все отразилось», - отразилось в образе «сильных кризисов, чувствуемых целой массой». Политический заряд «Помпеи» чутко ощутил и А. И. Герцен («Новая фаза русской литературы», 1864).

Восточные мотивы

Другие большие исторические замыслы Брюллова, с помощью которых он мечтал повторить успех «Помпеи», остаются неосуществленными или осуществленными лишь частично. В 1835, по пути из Италии на родину, он создает зарисовки Восточного Средиземноморья, сочетающие мечтательный лиризм с тонкой археологической и бытовой наблюдательностью. Позже восточные мотивы оживают в картине «Бахчисарайский фонтан» (на сюжет поэмы А. С. Пушкина, 1849, Музей А. С. Пушкина, г. Пушкин) и примыкающих к ней набросках на гаремную тему.

Брюллов в России

Торжественно встреченный на родине как первый художник России, он, побуждаемый императором Николаем I, обращается к русскому прошлому.

Но картина «Осада Пскова Стефаном Баторием» (1836-37, Третьяковская галерея) не стала новым шедевром, поскольку в ней не удалось достичь убедительного композиционного и идейного единства военной и церковной истории. Художник с увлечением берется за монументально-декоративные проекты; антично-мифологические мотивы обретают полнокровную жизненность в эскизах росписей Пулковской обсерватории, прежде всего, в композиции «Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом» (Третьяковская галерея). Этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора (1843-48) проникнуты внутренней силой и величием, однако и здесь, как в Пулкове, конечные результаты (исполненные при участии П. В. Басина и других) оказываются значительно холоднее исходного замысла. Гораздо задушевнее многие малые вещи Брюллова, например, акварели к произведениям Александра Дюма-отца и других авторов (в том числе к «Арапу Петра Великого» А. С. Пушкина, 1847-49, Третьяковская галерея), - их иронический лад предвосхищает стилистику «Мира искусства».

Осада Пскова Стефаном Баторием Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом

Портреты

Портрет остается той областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно.

Он по-прежнему пишет бравурные светские портреты, впечатляющие своими сильными красочными и композиционными эффектами («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини», около 1842, Русский музей). Иное, созерцательно-спокойное настроение доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей («Поэт Н. В. Кукольник», 1836; «Скульптор И. П. Витали», около 1837, оба - в Третьяковской галерее; «В. А. Жуковский», 1837-38, Киевский музей Т. Г. Шевченко; «И. А. Крылов», 1839, «А. Н. Струговщиков», 1840, оба - в Третьяковской галерее). К данному циклу примыкает и «Автопортрет» (1848, Третьяковская галерея), написанный теплым тоном и легкой кистью, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и нездоровья.

Графиня Ю.П.Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А.Паччини Поэт Н.В.Кукольник Автопортрет

С 1849 Брюллов, слабея от болезни, живет на о. Мадейра, а с 1850 - в Италии. И в последний период своей жизни мастер создает экспрессивные, полные тонкой духовной грации портреты («Археолог М. Ланчи», 1851, Третьяковская галерея; неоконченная картина «Дж. Титтони в образе Жанны д`Арк», 1852, частное собрание, Рим), согретые поэтичным юмором зарисовки народного быта.

Влияние

Будучи профессором Академии художеств в 1836-49, Брюллов оказал большое воздействие на русское изо-искусство и как педагог.

Однако непосредственные представители брюлловской школы (Я. Ф. Капков, П. Н. Орлов, А. В. Тыранов, Ф. А. Моллер и др.), сами по себе интересные мастера жанровой и религиозной картины, а также портрета, в целом лишь продолжали стилистику учителя, ничем существенным последнюю не обогатив. К романтической школе Брюллова примыкал как художник и Т. Г. Шевченко, который тоже был его учеником.

О «Последнем дне Помпеи»:

1. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.

2. На полотне трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, с которой молодого художника связывали романтические отношения. Именно вместе с нею они путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

3. В России того времени полотно Брюллова воспринималось как совершенно новаторское. Но оно принесло свою долю славу российской живописи. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».

4. Заказчиком и спонсором написания работы был знаменитый меценат Анатолий Демидов, который затем подарил картину Николаю I. Некоторое время она выставлялась как руководство для начинающих живописцев в Академии художеств.

5. Вместе с картиной Брюллова в русскую историческую живопись впервые вошел народ. Раньше простых горожан на картинах не изображали. И хотя этот народ был показан довольно идеализированно, без какой бы то ни было социальной характеристики, значение сделанного Брюлловым начинания нельзя не оценить.

6. В первоначальных набросках к картине встречалась фигура грабителя, снимающего драгоценности с упавшей женщины. Однако в окончательном варианте Брюллов убрал его. Первый план картины заняли несколько групп, каждая из которых стала олицетворением великодушия. Отрицательные персонажи не нарушили возвышенный трагический строй картины. Зло, причиняемое людям, воплотилось лишь в разбушевавшейся стихии.

7. Новизна брюлловского замысла заключалась в том, что он использовал два крайне контрастных источника света: горячие красные лучи в глубине и холодные, зеленовато-голубоватые на переднем плане. Он поставил перед собою трудно выполнимую задачу, однако с удивительной смелостью добивался ее решения. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Оттого так поразила современников скульптурная объемность фигур, непривычная и волнующая иллюзия жизни.

«Мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними, что скульптура эта перешла наконец в живопись, и сверх того проникнулась какой-то тайной музыкой», — писал Н. Гоголь.

Еще факты:

  • До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».
  • Художник был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок.
  • Любимой привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух.
  • Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. С этой целью Брюллов по просьбе Жуковского написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова.
  • Известно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.
  • Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В. А. Тропинина. Этим живописец лишний раз выказывал своё уважение таланту московского портретиста.
  • Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким.
  • «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» — последняя работа Брюллова — стала одной из первых картин, купленных П.М. Третьяковым для своей коллекции.

Библиография

  • Голдовский Григорий, Петрова Евгения. Carl Brullov / На русском и английском языках. - СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 1999. - 198 с. - ISBN 5-93332-011-0, 3-930775-80-8.
  • Карл Павлович Брюллов. - М.: Издательство «Дирек-Медиа», 2010. - Т. 23. - 48 с. - (Великие художники). - ISBN 978-5-87107-196-0.
  • Bryullov Karl (1799-1852) - brief biography // Russian Paintings Gallery (англ.)
  • Бочаров И., Глушакова Ю. Миланские адреса // Итальянская Пушкиниана / Рецензент В. В. Кунин. - М.: Современник, 1991. - С. 54, 69-71. - ISBN 5-270-00630-8.
  • Т. Шевченко. Автобиография
  • Елена Бехтиева. О первом памятнике русскому художнику в Португалии // «Русское искусство», №1, 2014

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: artsait.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Брюллов впитал с ранних лет все лучшие достижения академической школы, всё хорошее, что составляло сущность болонских традиций, стало его достоянием, наполнив их самобытными жизненными образами.

Один из лучших рисовальщиков мировой истории, он преодолел отрицательные стороны ложноклассической школы. Его рисунки - непревзойдённые образцы виртуозной, умной и классически красивой манеры. Великолепная рука, острый и меткий глаз, горячее сердце и ясный разум - таким представляется Брюллов, когда рассматриваешь его работы.

Брюллов - первый из живописцев, у которого пластика достигла верхнего совершенства. Но главный признак, и что выше всего в Брюллове, - так это необыкновенная многосторонность и обширность гения. Он ничем не пренебрегает: всё у него, начиная от общей мысли и главных фигур до последнего камня на мостовой, и живо, и свежо. Он силится обхватить все предметы и на всех разлить могучую печать своего таланта.

Его произведения первые, которые может понимать и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество. Сила жизненной правды уводит Брюллова от холодного академизма к подлинно реалистическому и вечно животворному искусству и делает художника близким, нужным и понятным советскому зрителю, ибо наша жизнь полна тоже оптимистическим мироощущением.

Учителями Карла Брюллова были виднейшие русские мастера того времени А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, А.И. Иванов, которые давали своим ученикам отличную профессиональную подготовку. Брюллов на всю жизнь сохранил признательность своим наставникам, из которых он особенно ценил А.И. Иванова, живописца, писавшего полотна на сюжеты национальной истории, отца великого художника Александра Иванова, создателя "Явление Христа народу".

Брюллов яснее многих других ощущал веяния романтизма, пошатнувшего классические каноны и в российской литературе, и в живописи. Его все больше привлекал жанр портрета, позволяющий передать индивидуальные черты личности, отразить живой характер конкретного человека.

В стремлении познавать новое Карл Брюллов освоил самые различные изобразительные техники. Его интересовало все - масло и акварель, сепия и рисунок. В свои произведения художник вложил собственное понимание живописи, значительно расширившееся под влиянием знакомства с лучшими образцами работ старых мастеров, тонкое чувство формы, удивительную пластичность.

В портретной живописи Брюллов создал отдельное направление, названное впоследствии "романтическим портретом", в котором весьма существенную роль играл цвет, помогавший выразительнее и ярче передать настроение и характер персонажей. В своих поздних работах Брюллов достиг глубоко индивидуального подхода, позволившего ему создать широкий ряд уникальных психологических образов, ставших подлинными свидетельствами эпохи.

Смелость и новизна в подходе к написанию многих полотен вызывали обилие критических отзывов. Вот отзыв одного из исследователя творчества художника: "Настоящим гением компромисса между идеалами классической школы и нововведениями романтизма в русском искусстве был, несомненно, К.П.Брюллов. Блестящий рисовальщик, акварелист, портретист, исторический живописец, мастер крупной картинной формы, обладавший большим размахом декоративной фантазии, Брюллов еще учеником петербургской Академии снискал всеобщую славу. Но его ожидала несколько странная участь, сказавшаяся и на позднейшей репутации его в русской критике, - оставаться на вершине расцвета и славы талантливым художником, играющим роль гения".

А ведь Карл Брюллов - первейший из русских живописцев, как Пушкин в литературе первейший.

Так в основе картины "Последний день Помпеи" лежит величественное зрелище гибели античного мира, в основе сюжета не история с бесконечными ужасами войн и преступлений, а природный катаклизм, как в основе сюжета "Илиады" лежит не ход Троянской войны, а гнев Ахилла, то есть сюжет, счастливо найденный и развитый во всеобъемлющее зрелище-символ. Ни романтических, ни классических тезисов здесь нет и в помине, как не было их у Микеланджело или Рафаэля, поскольку они добивались высшего синтеза христианского и античного начал в их миросозерцании и эстетике. Такого же высшего синтеза достиг и русский художник в картине "Последний день Помпеи", что ясно было и критикам, и публике в Италии среди множества шедевров эпохи Возрождения.

Эстетика Брюллова близка к античной, как Пушкина, то есть это возрожденная эстетика Ренессанса в России. Образы "пышнотелых итальянских красавиц в рефлексах солнечного света, отраженного в воде или пропущенного сквозь зелень листвы, - пишет исследователь, - поэтически-условные "дочери прекрасной природы", родственные античным нимфам. Италия в произведениях Брюллова прельстительна, празднична, точно расцвечена радужными отсветами итальянского карнавала". У Брюллова, как и в пейзажах Сильвестра Щедрина, есть свежесть первооткрывателя, ренессансная раскованность. Это эстетика Ренессанса, которую мы находим в лирике Батюшкова и Пушкина, но только на материале итальянской жизни, с погружением чуть ли не в античные времена, самодовлеющая красота природы и женщин.

И та же эстетика обнаруживает себя в другой линии - в картинах, исполненных в Италии, но из русской жизни, поскольку не только художники, но и их модели обретали особенную свободу под полуденным солнцем юга.

Это прежде всего великолепная "Всадница". В ней все чисто русское и вместе с тем блестящее. Тот же исследователь продолжает: "В образе некоего вечного праздника жизни Брюллов обрел свою собственную тему, созвучную и соразмерную природе его таланта и его живописным пристрастиям ко всему пышному, богатому, великолепному. Таков мир его парадных портретов - красивые, оживленные лица, блестящие глаза, развевающиеся драпировки, ленты, бархат, атлас, позолота, мягкие ковры..."

В образе некоего вечного праздника жизни - это не просто молодость гениального русского художника, это не Италия в настоящем, она дает лишь материал, предмет, модели. Это молодые, полные жизни женщины, но речь художник ведет о красоте древнего и вечно юного мира, в чем суть эстетики Ренессанса и именно Ренессанса в России, как она прояснилась для нас в лирике Батюшкова и Пушкина.

Жизнь и искусство в высших своих достижениях - это всегда празднества и театр. Так было в Золотой век в Афинах, в Золотой век во Флоренции, а в 19 веке Золотой век в России. Вот что представляет живопись Кипренского и Брюллова, как русская лирика и проза первой половины XIX века.

error: Content is protected !!