Как выглядят гусли музыкальный инструмент. Сообщение о гуслях

– это наиболее распространенный русский народный музыкальный инструмент. Издревле русский люд славился своей игрой на гуслях и нередко покорял ею самые зачерствелые сердца и души. В детстве мы все видели сказку о Садко, вместе с ним путешествовали по разным странам и местам, сопереживали его горю и искренне радовались его победам. Именно играя на гуслях, Садко смог покорить подводного царя и выйти из этой истории победителем.
Гусли тесно связаны с культурой России и с ее традициями. «Жена не гусли, поиграв, на стенку не повесишь»- так говорили на Руси, характеризуя отношения в семье. Таким образом, гусли сопровождали людей не только в минуты отдыха, но и в различных бытовых ситуациях, далеко выходя за рамки обыденности.
История возникновения гуслей интересна и насчитывает не одно тысячелетие. Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. Кроме того, гусли имеют много древних и современных аналогов. Так, всем известная арфа – это не что иное, как разновидность гуслей. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон, иранский сантур, латышский коклес и литовский канклес. Название этого инструмента, по одной из версий, связано со звучанием тетивы лука. В древности упругая струна лука называлась "гусла". Принцип внешнего сходства породил название инструмента.
Гусли нередко упоминаются в исторических эпосах. Так они и дошли до наших дней. В рукописи "Повесть о белоризце-человеке и монашестве" Кирилла Туровского очерчен инициал в виде буквы "Д", внутри которого, возможно, находится изображение в виде гусляра царя Давида. Это, образ души, славящей Бога. Аналогичное изображение инициала использовано при оформлении храма Покрова на Нерли. Есть документальные подтверждения, что еще в IX веке славяне удивляли игрою на гуслях царей Византии.
Всем известна картина Виктора Васнецова «Гусляры», написанная мастером в 1899 году. На этом изображении три исполнителя держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Это и есть основной принцип игры на гуслях. Именно поэтому гусли – это струнный щипковый музыкальный инструмент.
Различают два основных вида гуслей - крыловидные и шлемовидные. Они различаются, во-первых, количеством струн, а, во-вторых, манерой игры. Крыловидные гусли от 5 до 14 струн, шлемовидные - 10-30.На крыловидных гуслях играют, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, если же запись песен в подарок идет в студии, то струны защипывают обеими руками.
Однако гусли не ограничивались только двумя классическими формами. Так, существуют, псалтиревидные гусли, которые были занесены в Россию греками. Именно они дали рождение клавирообразным гуслям, встречающимся до сих пор среди русского духовенства. Конструкция этого инструмента проста - это прямоугольный резонансовый ящик с крышкой, который стоит на столике. На резонансовой доске находится несколько круглых вырезов, и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска. На одном из них находятся железные колки, на которые намотаны металлические струны. Другой брус служит для прикрепления струн.
Известный русский музыкант Дмитрий Фёдорович Кушенов-Дмитревский основал школу клавирообразных гуслей и внес огромный вклад в распространение гуслей в культуру разных народов.
Гусли были неизменным спутником русских народных гуляний. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Однако не все высказывания о гуслях были лестными. Находились и их противники. Нередко устраивались гонения на гуслистов, что сослужило недобрую службу в судьбе инструмента.
Сейчас этот инструмент редкий, но не забытый. Более того, благодаря технологии обработки дерева и декоративной отделке, гусли превратили в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли, что придает мелодиям неповторимый колорит. Для отдельных любителей приобрести инструмент сложно. В России существуют маленькие мастерские, где на заказ изготовят инструмент, но широкого распространения этот инструмент все равно не получил.

Гусли, которые можно купить у нас:

Древние гусли

«Гусельная доска», «досточка гусельная» - под таким названием упоминается в песнях и былинах инструмент и его составные части: «досочка», «шпенечки» (название колков в былинах, служивших для «налаживания» струп, иначе настройки), струны. Корпус гуслей состоял из нескольких дощечек, собранных затем в широкий и плоский ящик, имеющий внутри резонаторную полость. В старину материалом для изготовления служили явор (разновидность клена с белой древесиной), рябина, яблоня, ель. Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн.

Совсем недавно при археологических раскопках, проводившихся в Новгороде (1951-1962 гг.), в культурном слое XI века среди предметов из кожи, кости, тканей и дерева были обнаружены и музыкальные инструменты. В числе находок были детали и самых древних гуслей.

Обломки пятиструнных гуслей с надписью «СЛОВИША», обнаруженные археологами в Троицком раскопе в слое XI века г. Новгорода.

Были также найдены главные детали инструмента - верхняя дека и струнодержатель. На одной из частей гуслей была вырезана надпись «Словиша». По предположениям исследователей, возможно, это имя древнего гусляра и одновременно мастера, сделавшего гусли. Отверстий на верхней резонаторной деке еще не было.

Особую ценность археологических раскопок в Новгороде представляют подлинные гусли первой половины XII века. Корпус инструмента из деревянного бруска выполнен в более изящной форме. Это плоское корытце с пазами для шести колков. Левая сторона инструмента имеет скульптурное оформление в виде головы и части туловища ящера. На тыльной стороне - изображение льва и птицы. Орнаменты на гуслях свидетельствуют о языческих культах древнего Новгорода. Материалом для изготовления служила древесина березы, рябины, ели.

Сверху полость закрывалась еловой декой, усиливающей их звучание. В нижней части размещался круглый валик, т. наз. струнодержатель, в верхней - деревянные колки настройки инструмента. Металлические струны (от 4 до 6), установленные на инструменте, усиливали его звучание. Эта простейшая форма гуслей способствовала тому, что играющие могли носить инструмент «под пазухой», «под мышкой».

Музыковеды считают, что пятиструнность гуслей соответствует пятитоновому ладу русской песни. Игрой сопровождали пение медленных песен и плясовых мелодий. Пальцы левой руки играющего ставились между струн так, что во время игры ими свободно и поочередно прижимали струны, а правой рукой бряцали по струнам, извлекая простые последовательные аккорды.

На протяжении многих веков гусли усовершенствовали, изменяя форму, увеличивая количество струн, украшая резьбой и росписью. Существуют гусли шлемовидные, треугольные, трапециевидные, прямоугольные (щипковые).

Разновидности гуслей

Гусли шлемовидные , или «псалтирь », имели шлемовидный клееный корпус из тонких дощечек, обычно еловых Размеры инструмента - длина 900 мм, ширина 475 мм, высота ПО мм. Количество струн от 11 до 36.

Большой популярностью в народе пользовались 20-25-струиные гусли. Звукоряд диатонический. Струны на инструменте устанавливали жильные, поэтому звучание было тихое и мягкое.

Гусли трапециевидные были сконструированы в XVI-XVII веках на основе гуслей звончатых и шлемовидных. По размерам они намного больше - длина 1500 мм, ширина 500 мм, высота 200 мм.

Дека сделана из ели и имеет резонаторное круглое отверстие. С наружной стороны деки укреплены две дугообразные планки. В одной закреплены металлические штифты для крепления струн, в другую ввинчиваются металлические колки. Количество струн от 55 до 66. Строй вначале был диатонический. Позднее хроматический. Широкого распространения в народном музицировании не получили.

Гусли крыловидные (или звончатые ) состоят из долбленого или клееного плоского корпуса крыловидной формы, на деке которого натянуты от 4 до 9 металлических струн. Размеры - длина 600 мм, ширина 250 мм, высота обечайки (боковой части) 45 мм. Некоторые образцы XI-XIV веков имели по 9 струн, в XVIII веке уже от 5 до 14 струн, и диапазон от кварты до двух октав. Строй их был диатонический, обычно мажорного лада, а низкие звуки образовывали квинтовый бурдон по отношению к основному звукоряду.

Со временем на смену музыкальным произведениям былинно-распевного характера приходит песенный фольклор, который вызвал появление новых музыкальных инструментов. Бытование гуслей сохраняется лишь в северных районах России - Новгород, Псков, Вологда, Архангельск, Кострома и др. За последние два столетия фольклорно-этнографическими экспедициями найдено большое количество как самих инструментов, так и гусельных наигрышей, приемов игры на них.

Настройка инструмента

Результаты исследований показали, что во всех разновидностях инструмента основой является корпус-резонатор с натянутыми струнами, предназначенными для извлечения звука только одной высоты. Если на древних гуслях количество струн 4-5, то гусли более позднего периода имели 7-9 струн разной длины, которые натягивались параллельно одна другой.

Для исполнения народной музыки такой звуковой диапазон считался достаточным, так как обычно народные исполнители при игре используют две-три тональности. Гусли имели следующие строи:

  • пятиструнные гусли настраивались по звукам терцового ряда (ля(1), до(2), ми(2), соль(2), ля(2));
  • семиструнные имели диатонический строй, в котором нижняя струна являлась бурдоном и настраивалась в квинту по отношению к диатоническому звукоряду;
  • иногда гусли настраивали в минорный звукоряд.

В начале XX века появились усовершенствованные гусли, корпус которых склеивался из тонких дощечек (деталей), а количество струн увеличилось уже до тринадцати.

Способы извлечения звука

При игре гусли находятся у исполнителя в вертикальном положении, верхний угол инструмента слегка прижимается к груди. Колени - основная опора для гуслей, во время игры они слегка раздвинуты.

Пальцы левой руки находятся на струнах (при игре ими приглушают звучание ненужных струн), пальцами правой руки ударяют по открытым струнам. Пальцы всегда расположены у ре-зонаторного отверстия. Чуть согнутыми, без напряжения подушечками пальцев прикасаются к струнам.

Движение кисти руки при ударе должно направляться в правый угол инструмента.

Играют на гуслях медиатором.

Это небольшая продолговатая пластинка с заостренным утлом, сделанная из кости, пластмассы, пластика. Размеры медиатора: длина не превышает 25 мм, ширина 20 мм, толщина 1 мм, форма овальная. Играют медиатором с двух концов: заостренный край дает резкий звук, заоваленный - более мягкий. Для мягкого звучания медиатор слегка сжимают, ослабляя пальцы правой руки. Левая рука при перестановке пальцев на струнах в различные позиции заглушает те струны, входящие в аккорд, которые не должны звучать.

Приемы игры

Звук на инструменте извлекается следующими способами:

  • бряцание - поочередные удары медиатором по струнам вниз и вверх;
  • арпеджио - последовательное извлечение звуков, входящих в аккорд, от низких звуков к высоким, то же в обратном движении;
  • глиссандо - быстрое скольжение медиатором по открытым струнам;
  • тремоло - быстрое чередование легких ударов медиатором по струнам, с определенной частотой, попеременно вниз и вверх;
  • пиццикато - воспроизведение отдельных звуков или аккордов щипком подушечек пальцев правой или левой руки;
  • извлечение аккордов - производится ударами медиатора вниз.

Удар по струне делается более резко и сильно, акцентируя.

Устройство и основные детали инструмента

Гусли состоят из трех основных частей (деталей): корпуса, струнодержателя, колков; металлических струн. Встречаются образцы гуслей, на которых вместо деревянных струнодержателей и колков устанавливаются металлические - более прочные, выдерживающие нагрузку при натяжении струн.

Для корпуса гуслей используется высушенная доска березы, рябины, клена, ели. Поверхность древесины должна быть ровной, доска - гладко простроганной с четырех сторон (две пласти и две кромки) и отпиленной по размеру.

1. Дека верхняя и нижняя; 2. Резонаторные отверстия; 3. Колки; 4. Держатель струн; 5. Струны.

Изготовление инструмента ведется в следующей последовательности:

  • древесина (доска) должна быть качественной, без гнили, трещин и выпадающих сучков;
  • с торцевой стороны меньшего размера прямой или полукруглой стамеской (можно ударами деревянного молотка - киянки) делается углубление. Затем эта операция выполняется с другого конца;
  • овальное углубление выдалбливают или выбирают от торцов к середине, а затем этой же стамеской срубается выступающая середина;
  • остающиеся после обработки следы срезов, борозды, шероховатости тщательно зачищаются наждачной бумагой, сначала с крупным зерном, затем с мелким. Идеальное шлифование внутренних емкостей достигается круглыми дисками, состоящими из полосок наждачной бумаги. При работе насадка вставляется в патрон электродрели;
  • в результате такой обработки в заготовке (доске) образуется углубление овальной или прямоугольной формы, которое должно иметь припуск в толщине стенок и дна примерно от 3 до 5 мм.

Таким образом, с боковых и торцевых сторон доски получаются четыре стенки. Торцевые стороны должны быть более широкими.

Далее на торцевые или капковые бруски в верхней части будущего инструмента устанавливают колки, в нижней - струнодержатель (металлический пруток или трубочка из прочной стали), способные выдерживать довольно сильное натяжение струн. Перед установкой колков и струнодержателя на корпус, имеющий прямоугольную полость и четыре стенки, приклеивается важная деталь инструмента - дека.

Дека (от нем. Decke, букв. - крышка) - необходимая часть корпуса струнных инструментов, служащая для усиления и отражения звука. Изготавливается из резонансной древесины, но также применяют и клееную фанеру.

Колебания струн передаются декой через подставку. Верхняя дека инструментов имеет резонаторные отверстия. Чтобы дека не деформировалась при натяжении струн, ее наклеивают на деревянные планки (пружины), проходящие внутри корпуса.

При помощи колков производят натяжение струн. Колки на корпусе гуслей устанавливаются примерно на глубину 30 мм под небольшим углом для более устойчивого и надежного упора.

Колки инструмента

Колок - небольшой металлический цилиндр, в верхней части имеет четырехгранную головку с отверстием для струны, в нижней - очень мелкую насечку или мелкую резьбу. Диаметр колка 7 мм, длина от 50 до 60 мм. Колки устанавливаются на широкой стороне инструмента. Для более прочного крепления колков в прямоугольную полость в место их установки можно вставить, а затем и приклеить брусок из более прочного дерева (бук, клен).

Роль штифта, за который привязываются струны, выполняет металлический пруток (трубочка). Его концы вставляются в отверстия двух т. наз. «щечек», изготовленных из дерева. При помощи шипов они приклеиваются на корпусе сверху деки. Крепление струнодержателя производят на узкой стороне корпуса.

Иногда применяют согнутую стальную трубочку, на концах которой делают насечки для прочного закрепления в корпусе. Диаметр отверстий, рассверливаемых в бруске, должен быть меньше диаметра трубки. Установка струнодержателя в отверстия производится эпоксидным клеем.

От плотности дерева, размеров отверстий, обезжиривания колков зависит сила трения между стенками отверстия и колка и соответственно настройка и чистота строя инструмента. Диаметр отверстий должен быть меньше диаметра колка примерно на 1,5 мм. Благодаря трению сопротивление в гнезде колка превышает силу натяжения. Нужно учесть, что частое вывинчивание колков из корпуса гуслей приводит к ослаблению их прочной посадки.

Струны

Звучание гуслей зависит от качества струн. На современных гуслях струны делаются из проволоки, изготовленной из специальных сортов стали. Различаются струны по длине и имеют сечение - от тонких 0,30 мм до более утолщенных 0,70 мм. В данном примере струны, натянутые на гуслях, не имеют подставки, и их звучание - нежное и звенящее.

Размеры основных деталей инструмента

Устройство гуслей, приведенных на рисунке, отличается тем, что на пружине, проходящей по диагонали инструмента и закрепленной на корпусе, устанавливаются колки для струн. Обычные варианты изготовления - колки находятся в верхней части корпуса, а струнодержатель - в нижней.

Мы рассмотрели способ изготовления десятиструнных гуслей из целой деревянной заготовки.

Соединение заготовок на клею

В приведенном выше примере при изготовлении гуслей была использована заготовка из целой доски. Ее размеры, особенно ширина, были достаточны для работы. Но для того чтобы изготовить инструмент большего размера, ширины одной доски бывает недостаточно, поэтому заготовку склеивают в небольшой щиток, состоящий из двух досок. В домашних условиях эту работу производят в простом прессе (т. наз. вайме) следующим образом:

Как показано на рисунке, буковые пластины закрепляются: 1) в нижней части гуслей для крепления струнодержателя; 2) в середине по диагонали для крепления колков; 3) в верхней части гуслей небольшая планка для прочной склейки деки. Диагональная планка 2, в которую вставляются колки, имеет такую форму. Она одновременно служит пружиной деки, приклеиваемой к бруска.

Сжатие досок осуществляется двумя деревянными клиньями, забиваемыми навстречу друг другу. Соприкасающиеся кромки досок смазывают клеем ПВА, столярным, казеиновым, при склеивании под доски подкладывают картон, чтобы они не приклеились к щиту.

При забивании клиньев склеиваемые дощечки могут выгнуться вверх. Чтобы избежать этого, нужно сверху дощечек положить груз. Мастера по деревообработке различают правую и левую сторону досок. Правая сторона расположена ближе к сердцевине ствола, левая - к его коре, поэтому правильное склеивание такое, когда склеиваются правая и левая сторона. Для прочности склейки острием ножа делают царапины на обеих склеиваемых поверхностях. После высыхания (12 ч) заготовку обрабатывают, убирая остатки клея.

В целях более прочного крепления колков отверстия в корпусе на левой боковой стороне рассверливаются на 1,3 мм меньше, чем диаметр самих колков.

Крайние колки находятся на расстоянии 75 мм от края сторон. Расстояние между колками 25 мм. Штифты для крепления струн устанавливаются на расстоянии 15 мм друг от друга, а. крайние расположены на расстоянии 45 мм.

Крепление верхней и нижней деки производится при помощи пружин с верхней и нижней стороны корпуса. Пружины усиливают сопротивление деки и равномерно распределяют по ней звуковые колебания. Они приклеиваются к деке и крепятся также к корпусу инструмента.

Разновидности гуслей, корпус которых изготавливается способом долбления (выборкой) древесины из заготовки:

Размеры корпуса могут быть разньши, например: 1) длина 70 см, верхняя часть по диагонали 20 см, нижняя 12 см, колков 9 шт. 2) длина 50 см, верх по диагонали 30 см, низ 15 см, колков 13 шт; 3) длина 45 см, ширина 15 см, колков 9 шт; 4) длина 60 см, верх 12 см, низ 7 см, колков 6 шт. Ширина также колеблется от 35 до 45 см.

Образец гуслей, изготовленных из дощечек клеевым способом

Для того чтобы не приглушалось звучание струн, на углах двух торцевых сторон устанавливаются металлические пластины в форме уголка, а на деке размещаются две подставки из твердого дерева (бук) для струн, имеющие острый угол. Количество струн 10 штук.

Еще в древности сложился репертуар гусельной игры: это песенные, плясовые и танцеваль¬ные наигрыши, польки и вальсы.

В начале XX века музыкантом-этнографом Н. И. Приваловым и гусляром О. У. Смоленским гусли были усовершенствованы: корпус треугольной формы склеивали из деревянных деталей, количество струн увеличили с 5 до 13, создали ансамблевые разновидности - пикколо, приму, альт и бас. По устройству гусли различаются лишь размерами корпуса и деталей, диаметром струн.

В настоящее время используются преимущественно гусли прима, имеющие 15 струн и диатонический строй.

В концертной деятельности, происходит встреча с соратниками - Валерием Гараниным, Любовью Басурмановой, Максимом Гавриленко, Василием Жданкиным и гитаристом Иваном Смирновым. Принимает активное участие в фестивалях духовной и традиционной музыки. Его культурная миссия в Сербию в начале 2005 года оказалась очень важной для духовного единения русского и сербского народов, результатом которой стал концерт «Русские за детей Косово».

Певец-гусляр Андрей Байкалец . Пришел в Москву пешком из древнего города Иркутск, от священных вод озера Байкал. Гусляр-певец из глубинки, из самой народной гущи. Появление его неожиданное было радостным событием для многих. И облик его открытый, и гуслей звучание звонкое, и сам голос - все это гармонично сливаясь воедино, пробуждает живые картины старины. Духовные песни, былины, исполняемые им, тревожат, согревают душу, надолго остаются в памяти. Удивляет обилие его репертуара, зрелость христианского мировоззрения.Он знает, что нужно делать, куда идти и что ожидает нас впереди. В песнях его звучит тревога, призыв, и в то же время, в них надежда, вера и любовь к ближнему. Наиболее популярен его альбом "Раю мой Раю". Можно посмотреть его практически последний видео урок.

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России.

Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями - каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле - этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья.

На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой - плектром, а на вторых - пальцами обеих рук. В конце XVI - начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие.

Сейчас распространены три разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Гусли звончатые - прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке. В начале XX в. музыкант-этнограф, дирижер Н. И. Привалов и гусляр О. У. Смоленский реконструировали этот тип гуслей: придали им треугольную форму, увеличили количество струн - с 5-9 до 13, создали ансамблевые гусли - пикколо, приму, альт и бас. В настоящее время используется преимущественно лишь прима. Советский исполнитель Д. Лок-шин сконструировал хроматические звончатые гусли, намного расширившие художественные возможности инструмента.

Щипковые гусли - усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес. Многочисленные струны помещаются на двух уровнях: на верхнем располагаются струны, настроенные диатонически, на нижнем - струны, дающие недостающие хроматические звуки.

Клавишные гусли сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева - Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей - демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.

В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.

История гуслей

Гусли - музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 г. и др.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских (см. также: марийская музыка).

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, - не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.

От этого слова произошли современные названия: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, guslic - у поляков, housle ("скрипка") y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них - смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.

Русские гусли. История и мифология Базлов Григорий Николаевич

3.1. Гусли через призму русской истории. Древняя поэтическая символика Руси (преимущественно в гусельной традиции)

«Русские гусли принадлежат истории культуры не только как факт музыкального искусства, фольклорных традиций наших дней, но входят в качестве самостоятельного содержательного элемента, «сюжетного мотива», в систему особо значимых явлений, образов, первоначальных представлений, преданий, относящихся к периодам формирования мифологических воззрений народов ранних исторических эпох. Как образ-символ гусли соотносятся с основополагающими понятиями культуры. Знанием жизни, как путь просветления, соединяющий сферы материального и духовного в сознании человека» 125 .

Процитировав слова выдающегося русского этномузыколога, знатока отечественной традиционной культуры, исследователя гусельной традиции Анатолия Михайловича Мехнецова, обращаем внимание читателя на то, что гусли и гусельная традиция несут на себе отпечаток древнейших представлений славян о мироустройстве и в символическом виде выражают архаический взгляд на мир.

Очевидно, что в древности гусляр был чем-то большим, нежели просто музыкантом. Хотя, безусловно, гусли и гусельная игра использовались и в утилитарном, не сакральном качестве. Ряд черт, сохранившихся в сказочном фольклоре, в эпических произведениях, позволяет нам утверждать, что по выполняемым в старинной славянской культуре функциям гусляра можно сравнить с кельтским бардом или скандинавским эрилем 126 .

«Слово о полку Игореве…» рисует нам образ Вещего Баяна - эпического певца, гусляра, который не просто играет и поет, а отправляется в мысленный полет в прошлое, скачет воображаемой белкой по «мыслену древу», серым волком пересекает огромные пространства и орлом под облака взмывает над историческими событиями. Очевидно, что перед нами не простой музыкант, а человек, владеющий неким изотерическим профессиональным знанием.

В сравнительных поэтических образах, используемых автором «Слова…», просматривается устойчивая семиотическая традиция, те образы и символы, которыми древнерусские эпические поэты мыслили и которыми передавали смысловые соответствия между явлениями материального мира и духовными категориями.

«Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебед?й пущаше, нъ своя в?шиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами князем славу рокотаху».

Сюжет нападения на лебедей характерен для славянской песенной традиции, в особенности для лирических и свадебных песен. В них орел, «разбивающий» «лебедь с лебедятами, со малыми со дитятами», - это символ жениха, а лебедь - невесты. Таким образом, в поэтической картине охоты на лебедей (при гусельной игре) очевиден оттенок описания мистического брака разума гусляра, напустившего сокола (персты) на «стадо струн», с эпическими лебедями (струнами).

Продолжая рассматривать эту аналогию, мы неизбежно обратим внимание, что стая лебедей образует в полете упорядоченный строй, что опять же напоминает струны и музыкальный звукоряд. Что при ударе соколов лебеди должны вскрикивать, подобно струнам создавая мелодическую гармонию.

Академик Б.А. Рыбаков указывал на мифологическую связь гуслей со стихией воды и ее повелителем - царем подводного царства.

Из русской мифологии мы знаем, что у Морского царя есть дочери, которые отождествляются с русалками, видимыми человеку в образе рек, морских волн или лебедей. Иначе говоря, для архаичного мифологического сознания реки и морские волны - это и есть дочери водяного царя.

В русских сказках широко распространен сюжет о царевнах-лебедях, дочках Морского царя, которые прилетают искупаться к реке в виде стаи лебедей:

«Прилетели на Онегу лебедушки, сбросили оперение, обернулись девушками и стали купаться. Парень, оказавшийся поблизости, схватил одну из шкурок и её владелица - русалка стала его женой» 127 .

Среди этих сестер-лебедей есть старшая царевна-Лебедь, которую так ярко описал А.С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане». По свидетельству духовного стиха о Голубиной книге и ряда белорусских преданий, этого лебедя зовут Острафиль - мать всех птиц 128 . Острафиль «держит весь мир под своим крылом». «Когда Страфиль птица встрепенутся, все сине море всколыбается. Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными» 129 .

Что же за стихия, в которой живет этот лебедь? Из Голубиной книги мы узнаем: «Она пьет и ест из синя моря и детей ведет из синя моря».

Море в гусельной символической традиции отождествляется со звуком, с музыкой:

«Стал Бездольный подходить к своему государству и вздумал сыграть шутку: открыл гусли, дернул за одну струну - сине море стало, дернул за другую - корабли под стольный город подступили, дернул за третью - со всех кораблей из пушек пальба началась» 130 .

В приведенном отрывке первый звук игры на гуслях создаёт море. Следующий звук тождествен выплыванию на море кораблей, которые стреляют из всех пушек, то есть тоже издают звук.

Море - это, очевидно, общий фон звучания, характерный для игры на гуслях. Вот как пишет об этом явлении А.М. Мехнецов на стр. 20 в книге «Русские гусли и гусельная игра»:

«К особым способам формирования звуковой среды (своеобразного «звукового поля») относится прием, на основе которого достигается характер и качество «педали» (общее звучание открытых струн полного диапазона инструмента) с одновременным использованием специфического штриха «глиссандо». В качестве педали - «бурдона» - на 7-9-ти струнных инструментах могут также постоянно звучать верхняя и нижняя струны. Такая техника используется повсеместно на территории бытования русских гуслей».

Сказочные корабли, появляющиеся при ударе по струнам гуслей - это, вероятнее всего, руки игрока. А «выстрелы с кораблей» - это кистевые удары правой рукой по струнам, приём гусельной игры - так называемое «выбивание». Руки гусляра скользят над струнами как корабли над морскими волнами, а при столкновении с волнами появляется звук. Интересно, тот «стольный город», под который «подступили» корабли - руки, также в реальности является каким-то приёмом игры, частью инструмента или фрагментом сказочного сюжета, не имеющего прямого отношения к практике гусельной игры?

В былине о Садко, в той ее части, где Морской царь пляшет под гусли и из-за этого танца появляются волны, разбивающие «черные корабли», поэтический параллелизм еще нагляднее. Реальный игрок, громко и долго бьющий по струнам, нередко разбивает себе пальцы, иногда даже в кровь. Каждому человеку, немного знакомому со струнными инструментами, эта аналогия покажется очевидной.

В былине гусляр не может по собственной воле прекратить игру, ведь пляшет-то сам Морской царь! Продолжительность игры Садко на пиру у Морского царя наводит на предположение, что речь в этой части былины может идти и об инициационном испытании героя, которому необходимо продемонстрировать мастерство и терпение, играя непрерывно продолжительное время. Чтобы остановит пляску, приходится, по совету Николы Можайского, рвать струны и ломать колки.

В системе описания гусельной игры из «Слова о полку Игореве…» терминология музыкантов несколько иная: «стреляющие корабли» там - это удары соколов, бьющих лебедей.

Почему так? То сокола, то лебеди? Противоречие… а как же общеславянская гусельная традиция, как же древность этой культуры?

Для славянской мифологии гусельной игры, на мой взгляд, в этом противоречия нет. Наличие в традиции многовариантности, обычно, только подтверждает древность. То, что в одной системе струны названы лебедями, а в другой морскими волнами, - естественно, ведь и те и другие восходят к одной символической системе - это просто разные образы дочерей водяного царя.

Мы уже обратили внимание, что в способе описания гусельной игры из «Слова о полку Игореве…», где струны - это лебеди, а пальцы - сокола, которую можно условно отнести к символической традиции южной Руси 131 , присутствует свадебная символика. В былине о Садко в системе описания «кораблик-море, струны-волны», которую, как новгородскую, можно соотносить с северо-западной славянской традицией, вообще, не иносказательно, а буквально описано бракосочетание гусляра с дочкой Морского царя - речкой Чернавой. В этом устойчивом символе, характерном для юга и севера Руси, прослеживаются отголоски какого-то древнего мистериального славянского обряда, посредством которого гусляр получал инициационное посвящение, вступая в символический брак с дочерью водяного царя и делаясь его родственником - зятем. Вероятно, в мифопоэтической традиции древних славян именно водяной царь был существом, покровительствовавший музыкальную струнную традицию. И не случайно его дочери - русалки-волны - в мифопоэтической традиции соотносились со струнами.

Несколько отвлекаясь от основной темы, по аналогии можно предположить, что прежде исполнительская традиция, связанная с духовыми инструментами, в славянской мифологии также была связана с царем ветров. Ведь в народных суеверных представлениях свист может вызвать ветер, так же как игра на гуслях порождает волны.

Конструкция гуслей как бы воспроизводит, моделирует славянское предание о сотворении мира.

Вкратце его можно пересказать так:

Мир выглядит как бескрайнее море. Посреди воды растут два дуба. Бог посылает в этот мир двух птиц (по некоторым легендам это голуби, но чаще это утки). Усевшись на дубы, птицы советуются о том, как сотворить мир. После совещания они ныряют на дно моря и выносят оттуда в клювах песок. Разбрасывая этот песок в стороны, птицы создают сушу. Причем одна «утица» творит мир ровным, а другая делает на поверхности этого мира овраги и горы. Таким образом, они создают мир.

В наиболее архаичных моделях гуслей не было металлической скобы, на которую надевались струны. Характерное для древности крепление - это две параллельно расположенные фигурные планочки, прикрепленные к гусельной доске дубовыми колышками. Между этими планочками закреплен деревянный стержень - струнодержатель, на который и надеваются струны.

Эти планочки называются «утицы», они «сидят» на дубовых колышках, как упомянутые легендарные птицы. Между гусельной доской и возвышающимися над ней «утицами» натянуты струны - «волны» музыкального моря. Ударяя по струнам, руки гусляра символически воспроизводят воспетое славянскими легендами творение мира.

Вероятно, что известное из средневековых источников гонение на гусляров и уничтожение гуслей было не борьбой с музыкальностью и исполнительской русской традицией, а порождалось религиозными мотивами, столкновением идей, описывающих сотворение вселенной. Через некоторое время гусли вновь становятся священным, даже отчасти религиозным инструментом. Это происходит тогда, когда народное сознание и параллельно с ним христианские богословы начинают воспринимать гусли как инструмент «главного гусляра», освященный авторитетом библейской традиции псалмопевца царя Давида. Правда, гуслями начинают называть несколько отличный инструмент - псалтирь, под который поются духовные стихи и псалмы. Псалтирь получает распространение преимущественно в среде духовенства.

Однако в народе его также именуют гуслями и переносят на него часть древних представлений, связанных с гуслями. Поскольку царь-псалмопевец Давид считается в народе гусляром, то и древние славянские гусли как бы освящаются его духовным авторитетом и перестают восприниматься как пережиток языческой религии.

В это время, вероятно, и происходит, с одной стороны, воцерковление русских гуслей. С другой стороны, тогда же в народной культуре появляются значительно обмирщенные гусли, лишенные прежней мифопоэтической основы; они становятся преимущественно инструментом плясового аккомпанемента и почти в этом качестве (со значительно утраченной и забытой сакральной символикой) доживают до нашего времени. Вывод, конечно, не бесспорный, но наглядно обозначающий некий исторический рубеж в традиции бытования гуслей в качестве мифопоэтического, философского инструмента.

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

6.5. Человек и его свобода в русской философской традиции Интерес к проблемам человека, его свободе, счастью в отечественной культурной и философской традиции всегда был исключительно велик. Но наиболее разноплановые научные концепции человека дала миру русская

Из книги Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) автора Лотман Юрий Михайлович

ИЛЛЮСТРАЦИИ к книге Лотмана Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) Групповой портрет участников русского посольства 1662 г. в Англию Неизвестный английский художник. X., м. 1662.Изображены князь Петр Семенович Прозоровский

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

ГЛАВА III. ГУСЛИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ И МИФОЛОГИИ

Из книги Русская ёлка: История, мифология, литература автора Душечкина Елена Владимировна

3.4. Гусли в русской религиозной традиции При звуках гуслей «рука Господня коснулась Елисея, и он пророчествовал». 4 Цар. 3, 12 В седой древности славянской и, видимо, в протославянской культуре гусли были неразрывно связаны с дохристианской натурфилософией и, что весьма

Из книги Тропинка к Пушкину, или Думы о русском самостоянии автора Бухарин Анатолий

Ёлка в русской народной традиции Являясь, подобно берёзе, одним из самых распространённых деревьев средних и северных широт России, ель издавна широко использовалась в хозяйстве. Её древесина служила топливом, употреблялась в строительстве, хотя и считалась материалом

Из книги Сравнительная культурология. Том 1 автора Борзова Елена Петровна

«Ёлка» Андерсена в русской традиции Сколько вас, милые ёлки, погубится?! П. Кильберг. «Ёлка» Там зимой в мороз крещенский, В ярких блёстках и огнях, Ёлки мёртвые сверкают, Точно звёзды в небесах… К.М. Фофанов. «Сон ёлки» В 1888 году Д.М. Кайгородов писал в газете «Новое

Из книги Традиции русской народной свадьбы автора Соколова Алла Леонидовна

Совесть русской истории История изучения либерализма отечественными исследователями – печальная повесть о том, как под чужой потолок подводят и чужое имя дают. Десятилетиями наводили тень на плетень, пока не пробил звездный час возвращения великих имен: Хомякова, Ивана

Из книги К истокам Руси [Народ и язык] автора Трубачев Олег Николаевич

1.5.Концепция развития культуры человечества как ускоренного движения через призму демографического роста С.П.Каиицы Известный физик и популяризатор науки С.П. Капица предлагает своеобразную концепцию истории мировой культуры, рассматривая развитие человечества как

Из книги Эти странные семидесятые, или Потеря невинности автора Кизевальтер Георгий

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

Из книги Икона и Топор автора Биллингтон Джеймс Х

Из книги Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма автора Морозов Игорь Алексеевич

Из книги Традиция, трансгрессия, компромисc. Миры русской деревенской женщины автора Адоньева Светлана Борисовна

7.1. Формирование русской культуры. Культура допетровской Руси Первый этап в истории русской культуры – это древнерусская культура. «Древняя Русь» – общее название восточно-славянских княжеств IX–XIII веков. Однако часто под древнерусской культурой мыслится совокупность

Из книги автора

4. ИРОНИЯ РУССКОЙ истории Когда ищешь способ уяснить себе запутанные исторические сложности, весьма притягательной видится идея иронии. Ироническое чутье прокладывает путь где-то посредине между абсолютно исчерпывающими объяснениями исторической науки XIX в. и

Из книги автора

Типология конструктивных особенностей куклы в русской традиции Из сказанного выше нетрудно понять, что в нашу задачу не входит подробный анализ технологий изготовления кукол. Однако прежде чем приступить к рассмотрению конкретных аспектов функционирования куклы

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела (например, сватовства или войны) спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей и пр., а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. Плохо обращаться, а тем более причинять вред или убивать гусляров в принципе возможно, но таковые деяния покрывают позором человека, их совершившего. Волхвы - всеми уважаемая и почитаемая профессия. Это мудрейшие из мудрых. Стать волхвом можно только после многих лет обучения. Волхвы служат посредниками между людьми и богами, совершают обряды, моления и жертвоприношения (в том числе человеческие). Волхвы решали споры между людьми, советовали, кого избрать князем. Колдовали с помощью обрядов, заклинаний, магических снадобий. Умели и лечить (особенно магические болезни типа сглаза). Ведьмы и ведуны жили по большей части в лесу, знали травы и заклинания. Отношение к ним простых людей было настороженное, ведь неизвестно, какими силами те обладают и на что способны, что творят - добро или худо.

Изгнанники - люди по тем или иным причинам изгнанные из племени/рода. Их не кормят, им не помогают, не лечат, не любят. Если они выживают - это большая удача. Изгнать человека можно специальным обрядом в присутствии волхва.

Рабства как такового славяне не знали. Пленник/пленница становились "холопьями" на определенный срок, по истечении которого могли идти на все четыре стороны либо остаться на положении свободных. Кроме того, можно было выкупиться, - за ту же сумму, какая была уплачена при покупке либо по договоренности с пленившим.

3. ОСОБЫЕ ОБРЯДЫ.

3.1 Инициация.

Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в три ступени. Первая - непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.

По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу - т. е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.

В двенадцать - тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак.

3.2 Свадьба.

До сих пор сохранившееся выражение "венчаться вокруг березы" довольно точно передает смысл венчального обряда русичей. Свадьба состояла из поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты. Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода ("не я выдаю, силой ведут"). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невесты. На пиру молодоженам запрещалось пить (считалось, от любви пьяны будут). Первую ночь молодожены проводили на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).

3.3 Похороны.

Погребальных обрядов славяне знали несколько. В период расцвета язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о покойном. Вторым способом хоронили так называемых заложных покойников - умерших подозрительной, нечистой смертью, или же живших не по правде. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками. Делалось это для того, чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом.

Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства.

4. ПРАЗДНИКИ.

В году пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия 24 сентября).

Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось “событием”, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга.

Характер многих языческих празднеств был настолько повсеместным, связанным со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы); что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношении воде, различных “игрищ межю селы” почти невозможно.

Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, “красных горках”, которые очень часто при археологических обследова­ниях дают интересный материал о древних языческих культах.

Почитаемые идолы ставились славянами-язычниками, как правило, на холмах Летописные сведения о Перуне всегда отмечают его положе­ние на холме: князь Игорь, скрепляя клятвой договор с Византией, “приде на холъмы, где стояще Перун”. Владимир поставил идолов на вершине Старокиевской горы над Днепром. После крещения Руси место языческих капищ на таких холмах заняли христианские церкви:

“Красные горки”, “красные холмы”, где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе (которая и называлась “красной горкой”) были, вероятно, около каждого села. В равнинных местах, где не было заметных возвышенностей, крестьяне отмечали на лугах первые весенние проталины, где раньше всего начинал таять снег, и там проводили обряд встречи весны.

Для “соборов” или “событий” большего масштаба, чем жители одного поселка, для населения верфи или тем более племени требовались более отметные горы, которые из году в год служили местом больших языче­ских богослужений.

Интересна долговечность таких религиозных центров: возникнув при­мерно в 1 тысячелетии до н. э. (а может быть, и в бронзовом веке), они донесли свою древнюю языческую сущность вплоть до позднего средневековья XV в.н.э., а на многих из них возникли христианские церкви и монастыри. Медвежьи праздники с точно таким же названием, сохранившим древнюю индоевропейскую форму “комоедицы” - известны и у славян. В Белоруссии комоедицы проводились 24 марта, накануне православного благовещения. Хозяйки пекли специальные “комы” из гороховой муки; устраивались пляски в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весен­него пробуждения медведя. Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом, несовместимым с масленичным разгулом. А так как пост подчинялся подвижному пас­хальному календарю, то языческая масленица, хотя и уцелела после крещения Руси и дожила до наших дней (хотя бы в виде блинов), но сроки ее изменчивы. Первоначальный же срок непотревоженной мас­леницы - весеннее равноденствие. Непременной маской на масленичном карнавале является “медведь”, человек ряженый в медвежью шубу или вывороченный тулуп.

error: Content is protected !!