Как жили арабские племена до появления ислама. Происхождение арабов

Ов, мн. arabes pl. 1. Народ семитской этноязыковой группы. БАС 2. Мы взяли от Арапов науку рифмотворствовать. Ист. ром. 69. Я решился назваться не Европейцем, а Багдадским Арабом. Пант. ин. сл. 2 255. Сие уважение имеют не только к женщинам… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Современная энциклопедия

- (самоназвание аль араб) группа народов (алжирцы, египтяне, марокканцы и др.), основное население арабских стран Зап. Азии и Сев. Африки. Общая численность св. 199 млн. человек (1992). Язык арабский. Большинство мусульмане … Большой Энциклопедический словарь

АРАБЫ, арабов, ед. араб, араба, муж. Народ, населяющий Аравию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АРАБЫ, ов, ед. араб, а, муж. Населяющие Западную Азию и Северную Африку народы, к к рым относятся алжирцы, египтяне, йеменцы, ливанцы, сирийцы, палестинцы и др. | жен. арабка, и. | прил. арабский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… … Толковый словарь Ожегова

Арабы - (самоназвание аль араб) группа народов общей численностью 199000 тыс. чел. Регионы расселения: Африка 125200 тыс. чел., Азия 70000 тыс. чел., Европа 2500 тыс. чел., Америка 1200 тыс. чел., Австралия и Океания 100 тыс. чел. Основные страны… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ов; мн. Обширная группа народов, населяющих страны Юго Западной Азии в районе Персидского залива и Северной Африки; представители этих народов. ◁ Араб, а; м. Арабка, и; мн. род. бок, дат. бкам; ж. * * * арабы (самоназвание аль араб), группа… … Энциклопедический словарь

арабы Этнопсихологический словарь

АРАБЫ - представители двадцати двух государств Ближнего и Среднего Востока, имеющие общие этнические корни и сходную психологию. Арабы бодрые, жизнерадостные и веселые люди, отличающиеся наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

арабы - Африки (самоназвание — аль араб), группа народов. Составляют большинство населения Египта (египетские арабы), Судана (суданские арабы), Ливии (ливийские арабы), Туниса (тунисские арабы), Алжира (алжирские арабы), Марокко (марокканские арабы) … Энциклопедический справочник «Африка»

Книги

  • Арабы , . Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство`издание Книжного магазина П. В. Луковникова`). В…
  • Арабы , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство "издание Книжного…

Арабы - коренное население Аравии - принадлежат к так называемой семитской группе народов. В VI-VII веках они делились на арабов- горожан и бедуинов.
Название «бедуин» обозначает в арабском языке человека, живущего в степи, и происходит от слова «бадийэ», что значит «степь, пустыня».
Бедуины были кочевниками. Они занимались скотоводством. Главным животным в их хозяйстве был верблюд. С верблюдом связана вся жизнь бедуина от рождения до смерти. Верблюд давал ему молоко, молочные продукты, мясо. Верблюжья шерсть шла на изготовление одежды и жилища - шатров и палаток. Из верблюжьих шкур и кож выделывали сандалии, седла, сбрую, бурдюки для хранения воды. Лопатки верблюда нередко служили материалом для записей у арабов- горожан, а высушенный навоз использовали как топливо.
Верблюд же являлся главным средством передвижения, особенно удобным в пустыне, так как он может не пить до двадцати пяти дней зимой и более пяти дней летом. Не случайно еще до сих пор в арабском языке существует около тысячи названий верблюда, которые характеризуют самые тонкие оттенки в цвете шерсти и различия в возрасте и предназначении. Арабы считали верблюда даром аллаха и воспевали его в своих песнях.
Помимо верблюдов, бедуины разводили овец, коз и в небольшом количестве лошадей.
Кроме разведения скота, достойными мужчины занятиями считались набеги на соседние племена ради грабежа и увода скота. Жизнь бедуина, полная лишений и опасностей, требовала постоянной борьбы. Борьбы с жаждой, холодом, голодом, с врагами. Эти условия создавали сильных, смелых и ловких людей, умевших преодолевать трудности, быстро находить правильное решение в случае опасности. И не удивительно, что, живя постоянно как бы в осадном положении, самой большой добродетелью арабы считали храбрость.
Другой бедуинской доблестью было гостеприимство. Того же самого верблюда, которого бедуин воспевал, он был готов великодушно зарезать, чтобы накормить своих голодных товарищей и своего гостя.

Бедуин (современный снимок).

Пока гость находился под кровлей хозяина, он был в безопасности. Однако, когда гость, распростившись, отъезжал на некоторое расстояние, недавний хозяин мог его ограбить или даже убить.
Основой бедуинского общества была родо-племенная организация. Каждый шатер представлял семью, состоявшую из пяти - восьми человек. Группа шатров составляла «хайй» или лагерь. Все члены хаййа
входили в один род. Несколько родов составляли племя. Главой рода был «шейх», что значит «старец», обычно самый старший член рода. Шейха выбирали, и он властвовал, основываясь на личном опыте, знаниях, авторитете и щедрости.
При шейхе существовало нечто вроде совета из представителей отдельных семей.
Понятно, что в таком обществе самым главным было родство по крови, связь с племенем. В тяжелых природных условиях пустыни человек без рода, без племени был совершенно беспомощен и находился в постоянной опасности. Взаимная связь и поддержка членов племени особенно ярко проявлялись в обычае кровной мести. Если член рода убивал своего сородича, то остальные члены рода отказывали ему в поддержке. В случае бегства он становился отверженным, и его мог убить всякий, не опасаясь мести. Если же убийство было совершено вне рода, то любой член рода мог поплатиться за это жизнью, и весь род защищал каждого своего представителя. А отмщение должно было последовать неминуемо. Смерть бедуина не пугала, но пугало опасение, что его кровь прольется напрасно. Вражда, вызванная обычаем кровной мести, могла длиться десятилетиями.
Иногда одно племя просило покровительства у другого. Племена, связанные такими отношениями, обещали не нападать друг на друга, оказывать друг другу помощь. При этом слабое племя должно было нести больше обязанностей и подчиняться более сильному. Такие же отношения могли существовать и между отдельными людьми.
Но не следует думать, что жизнь бедуинов протекала в патриархальной простоте, без внутренних осложнений и конфликтов.
К VI-VII векам в их среде все более и более резко выделяются богатые и бедные. Вожди родов и племен используют власть в своих собственных интересах. Пастбища, принадлежавшие всему племени, постепенно переходят в руки вождей. Они эксплуатируют своих бедных соплеменников. У них появляются рабы и рабыни, которые пасут скот, ухаживают за ним и выполняют различные домашние работы. Одни роды богатеют, другие беднеют.
Не умея объяснить себе различные явления природы, бедуины наделяли окружающие их предметы сверхъестественными качествами. Они обожествляли деревья, камни, колодцы, источники, пещеры и поклонялись им. Кроме этого, каждое племя имело свое божество.
У одного племени божество было сделано из теста, и, когда случился голодный год, племя съело его без остатка.
Пустыни и ущелья бедуины населяли духами, так называемыми джиннами. Эти джинны, по представлениям арабов, иногда помогали путникам, но могли их погубить, если те их чем-нибудь рассердили.
Многие племена Аравии поклонялись луне, солнцу, звездам. Но для всех арабов священным местом был город Мекка. Там жили представители другой группы населения Аравии - арабы-горожане.


Черный камень.

Арабы-горожане - оседлое население «Острова арабов» - проживали в немногочисленных оазисах, где возникли города. Наиболее крупными и известными были Мекка, Йасриб, получивший впоследствии название Медины, и Таиф.
В Йасрибе и особенно в Таифе жители занимались главным образом земледелием и садоводством. Главным растением, которое возделывали арабы, была финиковая пальма. В жизни араба-горожанина пальма имела такое же большое значение, как верблюд для бедуина.
Плоды финиковой пальмы шли в пищу в свежем виде и сушились про запас. Из них же приготовляли хмельной напиток - набиз. Косточками плодов кормили верблюдов, а из стволов изготовляли различные предметы быта.
Кроме финиковой пальмы, в Аравии произрастали виноград, яблоки, гранаты, абрикосы, миндаль, апельсины, сахарный тростник, арбузы, бананы. В небольших количествах выращивали пшеницу и ячмень.
Мекка значительно отличалась от других городов полуострова. Расположенная в сухой и нездоровой местности, она с самого начала возникла как священный город для всех арабов.
В Мекке находился храм, так называемая Кааба, что по-арабски значит «куб». Такое название храм получил из-за своей кубической формы. В храме помещался священный черный камень, упавший, по преданию, с неба. Там же хранились идолы почти всех племен Аравии. Каждый араб считал своей обязанностью хоть раз в жизни посетить Каабу и поцеловать черный камень. (Вероятно, этот камень метеоритного происхождения.)
Территория вокруг города также считалась священной, и на ней нельзя было вести войну. Там же, в Мекке, находится и священный источник Земзем. Паломники (люди, пришедшие поклониться святыне)

при посещении Мекки выполняли целый ряд обрядов и приносили жертвы богам.
Большое значение имела Мекка и в качестве торгового пункта. С давних пор она стала станцией на «дороге пряностей», через которую товары шли далее на север. Сами мекканцы ежегодно отправляли богатый караван с товарами в Сирию. Торговля очень обогащала жителей Мекки. В 624 году, например, был снаряжен караван, который состоял из тысячи верблюдов и оценивался в 50 000 динаров, почти 400 000 рублей на наши деньги. Область Мекки считалась священной, и, следовательно, была безопасной. Поэтому Мекка стала также центром и внутриаравийской торговли.
Каждый год во время священных месяцев, когда была запрещена война, в самый город на ярмарку собирались арабы со всего полуострова.
...Вот верхом на верблюде бедуин. На его голове белый платок, углы которого свисают на плечи и спину. Платок укреплен сверху ака- лем - кольцом, которое сделано из веревки, изготовленной из верб-

Караван Хаджиев (паломников) вступает в Мекку. (Снимок XX века.)
133


Мекка. Общий вид. В центре прямоугольное здание мекканской мечети. Во дворе мечети завешенная черным покрывалом Кааба, в которой находится Черный камень. (Рисунок XVIII века.)

люжьей шерсти. На плечах бедуина длинный черный плащ, под которым видна белая (серая от пыли) рубаха. Ноги босы. В руке длинное бамбуковое копье. Позади всадника медленно и степенно вышагивает другой верблюд с навьюченными на него кожами и шкурами, а перед ним с блеянием и шумом пылит небольшое стадо овец. Кругом в беспорядке расставлены шатры. Группами толпится народ. За одним из шатров режут барана. Рядом наблюдает несколько человек: разве можно пропустить такое важное событие! Прямо на земле разложили свои товары купцы. У одного - пестрые йеменские ткани. У другого - индийские мечи. Третий предлагает сушеные финики. Четвертый расставил глиняную посуду и разную мелочь, нужную в хозяйстве кочевника.
В другом конце ярмарки большая толпа слушает поэта. Раздаются восклицания, возгласы удивления и восхищения стихами.
Все шумит, переговаривается, кричит, поет. Ярмарка плещется в неширокой долине, окаймленной серыми утесами.
А яркое аравийское солнце немилосердно обжигает и лишенные растительности скалы, и степь с редкими кустарниками, примыкающую к долине, и людей...

Так приблизительно выглядели эти ежегодные ярмарки, на которых встречались представители всех частей «Острова арабов».
Мекка и ее святыни находились в руках племени Корейшитов. Жители Мекки и других городов, как и бедуины, имели родоплеменную организацию. Однако в их среде имущественное неравенство проявлялось гораздо резче, чем у бедуинов. Мекканские купцы имели гораздо больше рабов, чем бедуины.
Не ограничиваясь эксплуатацией рабов, богатые купцы закабаляли своих сородичей. Обычно это делали путем займов. Желая участвовать в торговле, бедняки занимали деньги у богачей перед отправлением каравана в Сирию. Когда караван возвращался и все сделки были завершены, должник обязан был выплатить сумму, значительно большую взятого в долг.

Древние Арабы

аравия халифат араб общность ислам

Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила. Назывались они Заведеями.

Древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, уже во II тысячелетии до н.э. занимали территорию Аравийского полуострова. Первые арабские государственные образования возникли на северной границе Аравии, а также в Центральной Аравии (Киндитское царство, государства Лахмидов и Гасанидов).

К V--VI векам арабские племена составляли большинство населения Аравийского полуострова. В первой половине VII века с возникновением ислама начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары.

Арабы славились как великолепные врачи и математики.

Арабский халифат 632-750 гг.

В Северной Африке население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, сравнительно быстро арабизировалось, восприняв язык, религию (ислам) и многие элементы культуры завоевателей. Одновременно происходил и обратный процесс усвоения арабами некоторых элементов культуры покорённых народов. Сложившаяся в результате этих процессов своеобразная арабская культура оказала большое влияние на мировую культуру.

Арабский халифат к X веку в результате сопротивления завоёванных народов и роста феодального сепаратизма распался на отдельные части.

В XVI веке арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Северной Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи.

Начиная с XIX века арабские земли подверглись колониальным захватам и стали колониями и протекторатами Великобритании, Франции, Италии, Испании. К настоящему моменту все они (за исключением Западной Сахары) являются самостоятельными государствами.

Иосиф Флавий многократно упоминает арабов (начиная с эпохи патриархов): «Между тем Иуда, также один из сыновей Иакова, увидел арабских купцов из племени измаильского, которые везли пряности и другие сирийские товары в Египет из Галаада, и дал, ввиду отсутствия Рувила, братьям совет -- вытащить Иосифа и продать его арабам, потому что таким образом Иосиф умрет на чужбине среди иностранцев, а они сами не запятнают рук своих его кровью».

Арабы - группа народов, метаэтническая общность. В Азии Арабы составляют большинство населения Бахрейна (бахрейнцы), Иордании (иорданцы), Ирака (иракцы), Йемена (йеменцы), Катара (катарцы), Кувейта (кувейтцы), Ливана (ливанцы), Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ; арабы Объединённых Арабских Эмиратов), Омана (оманцы), Саудовской Аравии (саудовцы), Сирии (сирийцы); в Африке - Алжира (алжирцы), Западной Сахары (мавры), Египта (египтяне), Ливии (ливийцы), Мавритании (мавры), Марокко (марокканцы), Судана (суданцы), Туниса (тунисцы). В Израиле, Иордании, Ливане, Сирии и других странах живут палестинцы; Арабы живут также в Турции, Иране, Узбекистане, Афганистане, Индонезии и других странах. Арабы-эмигранты есть в Западной Европе (2500 тыс. человек), Северной и Южной Америке (1200 тыс. человек), Западной и Южной Африке, Австралии и др. Общая численность 199 млн. человек, из них в Азии 70 млн. человек; в Африке 125,2 млн. человек.

Язык арабский западно-семитской группы афразийской семьи.

Арабы - самый многочисленный на Земле народ, говорящий на семитском языке. Кроме арабского к семитской (семито-хамитской) группе языков принадлежат еврейский, сабейский (древний язык Южной Аравии), финикийский, аморейский, арамейский, амхарский (эфиопский) и некоторые другие. По одной из существующих теорий, в незапамятные времена предки современных семитов обитали в тех местах, где ныне расстилаются безжизненные пески величайшей в мире пустыни Сахара, а затем, в 5-6 тысячелетии до нашей эры, переселились на Аравийский полуостров.

Слово “арабы” происходит от общесемитского корня [`RB], несущего значение “сухой, засушливый, пустынный”. Стало быть, арабы - это “пустынники, жители пустыни”. Любопытно, что сами арабы стали называть себя так только в VII веке нашей эры, когда в ходе завоевательных походов и создания халифата, обитавшие на Аравийском полуострове племена, столкнувшись с другими народами, столкнулись с необходимостью обретения собственного имени, которое позволило им осознать свою общность и противопоставить себя другим народностям. До этого главным для каждого араба была принадлежность к своему племени и роду, а имя “арабы” использовали, в основном, соседние народы.

Существует у арабов, разумеется, и мифологическая версия их происхождения, согласно которой они являются потомками Исма"ила (библейского Измаила) и Кахтана (Йоктана), сыновей Ибрагима (праотца Авраама). Далее генеалогическая цепочка восходит к Саму (Сим, прародитель всех семитских народов), его отцу Нуху (Ной) и первому человеку Адаму. В средние века у арабов было очень популярно составлять генеалогии, которые отражали как реальные, так и мифические родственные отношения. Кстати, и сегодня многие арабы знают всю “цепочку” своих предков - вплоть до Адама!

Арабы, населявшие Аравийский полуостров, принадлежали к группе семитских народов, также как ассирийцы, финикийцы, евреи. Большинство арабов к началу VII в. оставалась кочевниками, или бедуинами (жителями пустыни), разводившими верблюдов, коз, овец. И лишь некоторая их часть занималась земледелием, в основном на юге Аравийского полуострова.

Самым развитым земледельческим районом являлся Йемен (по-арабски счастливый) на юго-западе полуострова, где имелись плодородные земли, богатая тропическая растительность, росли финики, виноград, плодовые деревья. Здесь находилось некогда цветущее Савское царство, правительница которого, согласно Ветхому Завету, была гостьей царя Соломона.

Середина полуострова обширное плоскогорье Неджд не имело рек. Источниками воды служили колодцы или, временами, сухие русла, несущие потоки дождевой воды. Это был мир бедуинов кочевников. Лишь на западном берегу и в середине плоскогорья, где находилась большая часть колодцев, были поселки, пахоты и сады.

Иным был образ жизни населения Хиджаза (границы) западной прибрежной полосы вдоль Аравийского залива. Здесь пролегала дорога из Йемена в Египет, Сирию и к Евфрату, что давало возможность для развития местной, внешней и транзитной торговли. На территории Хиджаза существовало несколько древних торговых городов Мариб, Сана, Неджран, Маин.

Среди них выделялась Мекка центр транзитной торговли на караванном пути из Йемена в Сирию. Впервые Мекка как Макораба упоминается еще у Птолемея (II век). Мекка, однако, была не только крупным торговым центром. Она являлась культовым центром многих арабских племен.

В центре Мекки стоял храм кубической форма Кааба (куб), в стене которого находился священный черный камень, которому поклонялись. В самом храме находились изображения языческих божеств многих арабских племен. Кааба была местом паломничества. Мекка и ее окрестности считались заповедными и священными.

Со временем паломничества совпадала большая зимняя ярмарка. Степные арабы пригоняли скот и обменивали его на сирийские ремесленные изделия. Ежегодно справлялся торжественный праздник весны. На 4 месяца прекращались военные столкновения и набеги. Арабы в большинстве своем были язычниками.

В различных районах Аравии верили в разных богов. Особенно почитались бог Утренней Звезды, бог Луны. Чтились женские астральные божества. И в то же время у многих языческих племен существовало представление о неком верховном божестве, которого называли Аллах (Бог, арабское Алилах, сирийское Алаха).

Так, племя курейшитов, к которому принадлежал и пророк Мухаммед, верило, что их верховное божество, Аллах, воплощен в том священном черном камне, который вделан в стену храма Каабы.

Торговые отношения арабов с соседними странами способствовали проникновению в Аравию христианства и иудаизма двух первых в истории цивилизации монотеистических религий. Иудаизм принесли в Аравию евреи торговцы, переселенцы из Палестины, бежавшие от притеснений римлян. Христианство стало известно арабам от торговцев, монахов, священников из Византии и Эфиопии.

Таким образом, складывались духовные предпосылки для появления новой монотеистической религии, как основанные на верованиях арабов, так и предлагаемые иудаизмом и христианством. Духовной и политической основой сплочения арабов стала новая религия ислам.

К началу VII в. в Аравии, в особенности в Мекке, значительное распространение получил ханифизм духовно-религиозное учение, направленное на поиск нового единого Бога и заимствовавшее некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Одним из ханифов-проповедников стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки.

Вконтакте

Арабы говорят на арабском языке и используют арабское письмо. Численность арабов составляет около 350 млн человек. Более 90% арабов исповедуют ислам, часть - христианство.

История

В библейские времена

В библейские времена арабы назывались заведеями.

«Тогда Ионафан обратился на Арабов, называемых Заведеями, поразил их и взял добычу их»

«Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников. Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение номады Арабы просили Иуду о мире, обещая доставлять им скот и в другом быть полезными им»

- 2 Макк.12:10-11

Braun & Schneider , Public Domain

В Библейской энциклопедии Брокгауза (М., 1999):

«Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила» (с. 47).


Braun & Schneider , Public Domain

Иосиф Флавий многократно упоминает арабов (начиная с эпохи патриархов):

«Между тем Иуда, также один из сыновей Иакова, увидел арабских купцов из племени измаильского, которые везли пряности и другие сирийские товары в Египет из Галаада, и дал, ввиду отсутствия Рувила, братьям совет - вытащить Иосифа и продать его арабам, потому что таким образом Иосиф умрет на чужбине среди иностранцев, а они сами не запятнают рук своих его кровью»

Иудейские древности, кн. 2.3:3

IV-XX вв.

Древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, занимали территорию Аравийского полуострова. Первые арабские государственные образования возникли на северной границе Аравии, а также в Центральной Аравии (Киндитское царство, государства Лахмидов и Гасанидов).


Matson service photographer , Public Domain

К V–VI в. арабские племена составляли большинство населения Аравийского полуострова. В первой половине VII в. с возникновением ислама начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары. Арабские учёные славились как великолепные врачи и математики.

В Северной Африке население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, сравнительно быстро арабизировалось, восприняв язык и многие элементы культуры завоевателей.


Al Jazeera English , CC BY-SA 2.0

Одновременно происходил и обратный процесс усвоения арабами некоторых элементов культуры покорённых народов, в частности, в странах Закавказья, таких, как Лазика, Картли и Армения; а также в Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, восточная Туркмения), Испании, Португалии, Сицилии, южной Италии и Пакистанской Индии.


Imperio Reséndiz , Public Domain

Арабский халифат к X в. в результате сопротивления завоёванных народов и роста феодального сепаратизма распался на отдельные части.

В XVI в. арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Северной Африки (за исключением Марокко) вошли в состав .


Matthew Yohe , CC BY-SA 3.0

Начиная с XIX в. арабские земли подверглись колониальным захватам и стали колониями и протекторатами Великобритании, Франции, Италии, Испании.

К настоящему моменту все они (за исключением Западной Сахары и ) являются самостоятельными государствами.

Места проживания

Наибольшее число арабов проживает в Азии и Африке.

В Африке: мавританцы (Мавритания), сахарцы (Западная Сахара), марокканцы (Марокко), алжирцы (Алжир), тунисцы (Тунис), ливийцы (Ливия), суданцы (Судан), египтяне (Египет), шува (Нигерия, Чад, Камерун, ЦАР, Судан).

В Азии: палестинские арабы (живут в Палестине, беженцы в Иордании, Ливане, Сирии и других странах), израильские арабы (Израиль), ливанцы (Ливан), иорданцы (Иордания), сирийцы (Сирия), иракцы (Ирак), ахвази (Иран), кувейтцы (Кувейт), бахрейнцы (Бахрейн), эмиратцы (ОАЭ), йеменцы (Йемен), катарцы (Катар), оманцы (Оман), саудовцы (Саудовская Аравия).

Арабы живут также в Турции (en:Arabs in Turkey), Узбекистане, Афганистане (афганские арабы), Индонезии (en:Arab Indonesians), Индии (en:Arab (Gujarat), чауш) и Пакистане (en:Arabs in Pakistan, en:Iraqi biradri), Сингапуре (en:Arab Singaporean), на Филиппинах (en:Arab settlement in the Philippines) и других странах.


W. Bengough , Public Domain

Арабы-эмигранты есть в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Западной и Южной Африке, Австралии и др.

Этнические арабы Центральной АзииСреднеазиатские арабы расселены небольшими группами среди узбеков, таджиков и туркмен, постепенно ассимилируясь ими; основная масса живёт в Бухарской и Самаркандской области Узбекистана.

Говорят на языке страны проживания, но частично сохранилось таджикизированное месопотамское наречие арабского языка. Считают себя потомками племён, переселённых в Среднюю Азию Тимуром; лингвистические и антропологические данные говорят о том, что они переселились на правобережье Аму-Дарьи из Северного Афганистана.


unknown , Public Domain

Численность неуклонно сокращается: 21 793 чел. в 1939 году, 8 тысяч в 1959, около 4 тысяч в 1970.

Кроме того, выделяют своё родовое происхождение ходжа (перс. хозяин, господин). Ислам распространяли помимо самих арабов также и оседлые тюркоязычные мусульмане, принявшие ислам раньше кочевых тюрков.

Кроме этого, лиц из других тюркских племён приписывали к роду «ходжа» за прекрасные знания ислама, что говорит о происхождении «ходжа» не как родоплеменного образования, а скорее как смешанного родоплеменного и кастового образования, имевшего в качестве одного из многих своих предков также и арабов. Вместе с тем, наряду с ходжа имеется сословие сейид (араб. ‘господин, хозяин’).

Представители данного сословия возводят свою генеалогию к Хазрету Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда. Сейиды ведут свой род от Хусейна, сына Хазрета Али и дочери Мухаммеда Фатимы.

Фотогалерея











Народ - это группа людей, объединенных какими-то определенными признаками, их насчитывается на Земле более 300. Есть многочисленные, например китайский, а есть и малочисленные, например, гинухцы, представительство которых даже не достигает 450 человек.

Арабский народ - вторая по численности группа людей в мире, около 400 миллионов человек. Населяют государства Ближнего Востока и Северной Африки, но также в последнее время они активно эмигрируют в Европу из-за войн и политических конфликтов. Так что это за народ, какова его история, и существуют ли страны, где живут арабы?

Откуда пошел арабский народ?

Предшественниками арабов являются дикие племена Африки и Ближнего Востока. Вообще первые упоминания о них были обнаружены в различных вавилонских письменностях. Более конкретные указания записаны в Библии. Именно в ней говорится о том, что в 14 веке до н. э. в Заиордании, а затем и в Палестине появляются первые пастушеские племена из аравийских оазисов. Конечно, это достаточно спорная версия, но в любом случае ученые сходятся во мнении, что именно в Аравии зародился этот народ, и оттуда пошла история арабов.

Подавляющее большинство арабов исповедуют ислам (90%), а оставшаяся часть христианство. В 7-м веке, ранее никому не известный купец Мухаммед начал проповедовать новую религию. По истечению нескольких лет пророк создал общину, а позже и государство - Халифат. Эта страна начала быстро расширять свои границы, и буквально через сто лет она простиралась от Испании через Северную Африку и юго-западную Азии до границ Индии. В связи с тем, что Халифат имел огромную территорию, на подвластных ему землях активно распространялся государственный язык, благодаря чему происходил переход местного населения в культуру и обычаи арабов.

Широкое распространение ислама позволило халифатцам наладить тесный контакт с христианами, евреями и т. д., что посодействовало образованию одной из величайших цивилизаций в мире. В период ее существования было создано множество великих произведений искусства, произошел стремительный подъем науки, в том числе астрономии, медицины, географии и математики. Но в 10-м веке началось падение Халифата (государства арабов) из-за войн с монголами и турками.

К 16-му веку турецкие подданные завоевали весь арабский мир, и так продолжалось вплоть до 19 века, когда уже англичане и французы господствовали на территории Северной Африки. Только после Второй мировой войны весь народ, кроме палестинцев, обрел независимость. Они же получили свободу только к концу 20 века.

Мы рассмотрим позднее, где живут арабы в наши дни, а пока стоит остановиться на языковых и культурных особенностях этого народа.

Язык и культура

Арабский язык, официальный всех странах, в которых живет эта группа людей, относится к афразийской семье. Около 250 миллионов человек говорят на нем, а еще 50 миллионов человек используют его как второй язык. Письменность составлена на основе арабского алфавита, который незначительно изменялся за свою многолетнюю историю. Язык же трансформировался постоянно. Сейчас на арабском пишут справа налево, и в нем нет заглавных букв.

Вместе с развитием народа развивалась и культура. Свой рассвет она приобрела в период Халифата. Примечательно то, что арабы основывали свою культуру на основе римской, египетской, китайской и других, и в целом этот народ сделал большой шаг в развитии общечеловеческой цивилизации. Изучение языка и наследия поможет понять, кто такие арабы, в чем их ценности.

Наука и литература

Арабская наука развивалась на основе древнегреческой, по большей части на военном деле, так как обширные территории невозможно было захватить и защитить только с помощью людских ресурсов. В это же время открываются различные школы. Также возникают и научные центры благодаря развитию естественных наук. Большие успехи были достигнуты в исторических и географических направлениях исследований. Математика, медицина и астрономия получили большой скачок в развитии именно в Халифате.

Главным литературным произведением арабского мира является Коран. Написан он в виде прозы и служит основой религии ислам. Впрочем, еще до появления этой религиозной книги были созданы великие письменные шедевры. В основном арабы сочиняли поэзию. Темы были различны, например самовосхваление, любовь и изображение природы. В Халифате были написаны такие мировые произведения, которые популярны до сегодняшнего дня, это: «Тысяча и одна ночь», «Макамат», «Послании прощения» и «Книга о скупцах».

Арабская архитектура

Множество предметов искусства были созданы арабами. На начальном этапе сказалось влияние римской и византийской традиций, но со временем их архитектура приобретает свой неповторимый вид. К 10-му веку создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным многочисленными залами, галереями с изящными аркадами. К данному типу относятся Мечеть Амира в Каире, где живут арабы уже многие сотни лет.

С 12-го века начинают приобретать популярность различные буквенные и растительные узоры, которыми украшали здания как снаружи, так и внутри. С 13-го века появляются купола. В 15-м веке основу украшения зданий составляет мавританский стиль, примером этого направления является замок Альгамбра в Гранаде. После завоевания турками арабского Халифата архитектура приобретает византийские черты, что сказалось на мечети Мухаммеда в Каире.

Положение женщин и религия в арабском мире

Нельзя ответить на вопрос: кто такие арабы, если не изучить положение женщин в их мире. Вплоть до середины 20-го века девушки были на самом низшем уровне в обществе. Они не имели права голоса, можно сказать, не считались за людей, но что интересно, отношение к матерям всегда было почтительное. Сейчас, особенно в крупных городах, отношение к женщинам изменилось. Теперь они могут посещать школы, высшие учебные заведения и даже занимать высокие политические, государственные должности. Многоженство, которое разрешено в исламе, не быстро, но исчезает. Редко сейчас встретишь мужчину, у которого более двух жен.

Что касаемо религии, то, конечно же, в основном арабы исповедуют ислам, около 90 процентов. Также небольшая часть - приверженцы христианства, в большинстве своем протестанты и небольшая часть православных. В древности этот народ, как и большинство древних племен, поклонялись звездам, солнцу и небу. Почитали и отдавали дань они и наиболее известным и влиятельным предкам. Только в 7-м веке, когда начал проповедовать Мухаммед, арабы активно начали переходить в ислам, и теперь их принято считать мусульманами.

Страны арабского мира

В мире достаточно большое количество государств, где обитает арабский народ. Страны, в которых подавляющее большинство населения - именно эта национальность, можно считать их исконными. Для них место жительства в большинстве своем находится в странах Азии. Набольшее представительство арабов в следующих странах: Алжир, Египет, Ирак, Иран, Саудовская Аравия, Йемен, Ливия, Судан и Тунис. Конечно, еще живут арабы в Африке и европейских странах.

Эмиграция арабов

На протяжении всей истории эта национальность перемещалась по всему миру, по большей части это связано с великой цивилизацией Халифата. Сейчас же идет куда более активная эмиграция из стран Африки и Ближнего Востока арабов в Европу и Америку из-за нестабильной и угрожающей ситуации, которая сложилась в результате военных и политических конфликтов. В настоящее время арабы-иммигранты распространены на таких территориях: Франция, США, Германия, Италия, Австрия и т. д. В России на данный момент проживает около 10 тысяч переселенцев, это одно из самых маленьких представительств.

Объединенные Арабские Эмираты

ОАЭ - известное, влиятельное и успешное арабское государство. Это страна на Ближнем Востоке, которая поделена, в свою очередь, на 7 эмиратов. ОАЭ - одно из самых современных, продвинутых и богатых государств мира, считается лидирующим экспортером нефти. Именно благодаря этому природному запасу, Эмираты так быстро развиваются. Только в 1970-х годах страна получила независимость, и за такое короткое время достигла огромных высот. Самые известные города ОАЭ, это Абу-Даби, столица страны, и Дубай.

Туризм в Дубае

Сейчас Объединенные Арабские Эмираты привлекают туристов со всех уголков света, но, конечно же, центром притяжения является Дубай.

В этом городе есть все: любой отдыхающий сможет удовлетворить свои желания, даже любителям горных лыж здесь найдется место. Лучшие пляжи, магазины и развлекательные центры. Самым известным объектом не только Дубая, но и всего ОАЭ, является Бурдж-Халифа. Это самое высокое сооружение в мире, высота которого достигает 830 метров. Внутри этого массивного сооружения размещены торговые площади, офисы, квартиры, отели и многое другое.

Самый большой аквапарк в мире находится тоже в Дубае. Здесь живут тысячи различных экземпляров животных и рыб. Заходя в аквариум, вы погружаетесь в мир сказки, чувствуете себя обитателем морского мира.

В этом городе всегда все самое крупное и большое. Здесь расположен крупнейший и красивейший искусственный архипелаг «Мир». Очертания острова копируют контуры нашей планеты. Сверху открывается великолепный вид, поэтому стоит отправиться в вертолетную экскурсию.

Таким образом, арабский мир - это захватывающая история, культура и современный образ жизни. Каждому стоит познакомиться с особенностями этого народа, отправиться в государства, где живут арабы, для отдыха и развлечений, ведь это удивительное и неповторимое явление на планете Земля.

error: Content is protected !!