О жанрах живописи в изобразительном искусстве. Живопись виды монументальная станковая Станковая живопись иконы

СТАНК О ВОЕ ИСКУССТВО - термин, которым обозначаются произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер и значение. Идейное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание и зависит от условий экспонирования. Термин "станковое искусство" произошёл от "станка", на котором создаются многие произведения искусства (в живописи, например, им является мольберт). Станковое искусство получило широкое развитие начиная с эпохи Возрождения.

ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ – род искусства включающий архитектурные сооружения, скульптурные монументы, рельеф, стенную роспись, мозаику, витражи и др. Монументальное искусство ориентируется на массовое восприятие и стремится воздействовать на эмоции и мысли множества людей. Монументальная скульптура – это монументы, памятники, скульптурные комплексы, которые дополняют архитектуру. Монументальная живопись – это панно, роспись, мозаика, витражи. Монументальная графика – настенное графическое изображение, участвующее в создании монументального образа. Для монументального искусства характерна определенная постоянная среда бытования. Свойства: лаконизм, броскость, спокойно, уравновешенно, ясно, просто, цельно и величаво. «Биография» монументального искусства восходит к человеческим творениям эпохи каменного века. Росписи Альтамиры и Ласко, камни Стоунхенджа, вертикально врытые в землю высокие камни (до 20м.), имеющие культовое значение («менгиры»). Расцветы монумент. искусства совпадают с эпохами, когда высоко развито коллективное сознание и недостаточно индивидуальное. Не случайно все древние культуры и культура Средневековья тяготели преимущественно к монументальному.

4. Виды изобразительного искусства.

1.Архитектура или зодчество - это одновременно наука и искусство проектирования зданий. В широком смысле слова архитектура - это организация среды обитания человека, начиная с проектирования городов, вопросов организации городской среды, ландшафтной архитектуры и заканчивая дизайном мебели и внутреннего убранства зданий.

2.живопись : монументальная-живопись на арх сооруж и др стационарных основаниях(фреска, мозайка, витраж). станковая жив(пейзаж,портрет,натюрморт, бытовая жив, историч жив)

3.графика -вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи и пятна (цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль).

4.театрально-декоративное искусство

5.ДПИ -область декор искусства:создание худож изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту и худож обработка утилитарных предметов(батик, гобелен, нитяная графика, керамика, вышивка)

6.скульптура -вид изоб искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластичных материалов.

5. Скульптура как вид искусства.

Скульптура [от лат. skulpo – вырезаю, высекаю] – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются их твердых или пластичных материалов. Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре : она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность. Материальность скульптуры обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия. Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который обретая форму, перестает быть объективной реальностью для человека и становиться материальным носителем художественной идеи. Скульптура – это искусство преображения пространства посредством объема. Каждая культура приносит свое понимание соотношения объема и пространства: античность понимает объем тела как расположение в пространстве, средние века – пространство как ирреальный мир, классицизм – равновесие пространства, объема и формы. Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена сюжетности и повествовательности . Легкость восприятия скульптуры - только кажущаяся. Скульптура символична, условна и художественна, а значит сложна и глубинна для восприятия.

"Живопись - едва ли не древнейшее из искусств, известных человечеству. До наших дней дошли изображения животных и людей сделанные еще в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека.

Как и всякая самостоятельная ветвь художественного творчества, живопись обладает целым рядом неповторимых, оригинальных особенностей. Она повествует о жизни, изображает людей, природу, окружающих человека предметный мир посредством зрительных образов . Эти образы создаются при помощи целой системы приемов, разработанных и усовершенствованных многими поколениями художников.

В отличие от писателя художник не может показать цепь событий, происходящих в разных местах, в разное время. Воплощая сюжет, живописец ограничен пределами одного момента и неизменной обстановки. Поэтому он стремится отыскать и рельефно изобразить такую ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются характеры действующих лиц, их взаимоотношения и весь смысл запечатленного события жизни.

Достижению этой цели помогает художественный «язык» живописи. Ведь автор картин рассказывает, показывая. И в этом «зрительном повествовании» и цвет - яркий или тусклый, спокойный или пламенеющий, и движение линий - стремительное, напряженное или плавное, замедленное, и многие, многие другие особенности живописного решения обладают большой выразительностью, способствуют раскрытию чувств, мыслей, настроений. Поэтому содержание сюжетной картины в полной мере постигает лишь тот зритель, который не только «прочитает» в ней определенный сюжет, но и «увидит» его живописное воплощение.

Если рисунок составляет, так сказать, «скелет» живописного произведения, то его «плотью и кровью» является цвет. Художники используют цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определенного настроения, для целей поэтического воплощения замысла. Вспомните «Девочку с персиками» В.А. Серова: общий голубовато-серый тон, оттененный розовым пятном платья девочки, пронизывающие каждый миллиметр полотна оттенки и отражения трепетного, мерцающего света - ведь это и создает то впечатление свежести, чистоты, юной радости жизни, которое составляет самую сущность картины. А какую огромную смысловую роль имеют многочисленные оттенками красного цвета, встречающиеся в полотне И.Е Репина «Иван Грозный и сын его Иван»! Как важны контрасты черного и белого в трагическом повествовании «Боярыни Морозовой» В.И. Сурикова!

Существует два основных типа живописи : монументальная и станковая. Монументальная живопись всегда связана с архитектурой - это роспись стен и потолков зданий, украшение их изображениями из мозаики и других материалов, витражи - картины и орнаменты из цветных стекол - т.д. Станковая картина не связана с определенным зданием и может быть перенесена из одного помещения в другое.

У станковой живописи есть много разновидностей («жанров»). Важнейшие из них - сюжетная живопись, портрет, пейзаж и натюрморт .

В произведениях тех или иных жанров живописи как бы выделяются отдельные стороны бытия. Так, портрет воспроизводит облик человека. В иных случаях герои портретных полотен показываются в привычной для них житейской обстановке, в других мы не встречаем никаких дополнительных деталей. Главная и конечно, самая трудная задача художника в этом жанре - раскрыть внутренний мир изображаемого человека, основные черты его характера, психологию.

Картины, показывающие жизнь природы, относятся к жанру пейзажа . Подлинные мастера пейзажного искусства не только изображают природу той или иной страны, края, места, но и передают в своих картинах восприятие природы человеком, всегда связанное с мировоззрением и переживаниями художника. Например, в знаменитой «Владимирке» И. Левитана, изображающей дорогу, по которой в царские времена гнали на каторгу арестантов, словно бы сгустились чувства тяжести, скорби, глубокой горечи. В пейзаже А. Саврасова «Грачи прилетели» зрелище ранней русской весны внушает чувство светлой надежды, легкой, задумчивой грусти. Проникновенные образы национальной природы мы встречаем и у советских художников. Так, мастера советского пейзажа : Г. Нисский, М. Сарьян, С. Герасимов и ряд других - замечательно показали в своих картинах те изменения, которые внесли годы советского строя в облик родной земли, воспели поэзию и красоту новых времен.

Французское слово «натюрморт» означает в буквальном переводе «мертвая природа». Мастера этого жанра изображают фрукты, овощи, цветы, предметы обстановки и т.д. Однако подлинно художественные натюрморты отнюдь не являются слепым повторением форм, линий, красок натуры. Так же как и в пейзажах, в натюрмортах своеобразно отражаются представления современников о прекрасном, их думы и настроения.

В советском отделе Третьяковской галереи находятся натюрморты И. Машкова «Снедь московская. Хлеба», «Снедь московская. Мясо, дичь». Художник здесь изображает продукты-богатыри, могучие, сочные, дразнящие в своем торжественном великолепии. Он воспел обилие даров земли, ее плодородие, щедрость. Такой характер изображения красноречиво говорит о жизнеутверждающем взгляде на мир, полнокровном оптимизме, столь свойственном советским людям. Сходные черты, хотя и всякий раз по-своему выраженные, мы можем найти в замечательных натюрмортах советских художников П. Кончаловского, М. Сарьяна и других. Все жанры живописи - каждый по-своему - могут выразить большие идеи и чувства, волнующие людей.

Как пишется станковая картина ? В прошлые века ее основанием служило дерево различных пород, а на Востоке, кроме того, - шелк, пергамент, рисовая бумага и т.д. Современные мастера, как правило, используют в качестве основания холст. Для того чтобы холст мог впитать и удержать в себе краску, его сначала проклеивают, а потом грунтуют плотным слоем специальной смеси. На загрунтованный холст красками наносится изображение. Современные художники чаще всего используют масляные краски. Значительно реже картины создаются при помощи водяных красок - акварели. Еще реже употребляется пастель - сухие спрессованные краски, смешанные с жидким клеем.

Прежде чем взяться за кисть, художник обычно рисует в предварительных набросках (эскизах), а затем и на полотне облики действующих лиц, формы предметов, контуры обстановки, намечает построение (композицию) будущей картины.

Затем он внимательно изучает в тщательно выполненных работах с натуры (этюдах) нужные ему позы и психологические состояния людей, предметы обстановки, свет и только после этого переходит к созданию самой картины.

В конечном счете идея художника получает полное и законченное выражение, и его картина становится для нас источником большой радости познания жизни."

Всем видам изобразительного искусства свойственно отражать действительность исключительно в зрительных, наглядных образах. В первую, очередь это живопись, графика, скульптура, а также декоративно-прикладное искусство. Все они воссоздают видимые формы в реальном или условном пространстве, но не во времени. Если такие виды искусства как музыка, театр, кино разворачивают сюжет или действие во времени, то в изобразительном искусстве возможна лишь демонстрация одного определенного момента, но от этого сила его воздействия ничуть не меньше. Если вспомнить что зрение для человека является основным каналом получения информации, то художественные зрительные образы служат особыми носителями, позволяющими передать очень и очень многое.



Одним из главных видов изобразительного искусства бесспорно является живопись. Она точно отражает все разнообразие окружающего мира, а еще настроение, впечатление причем в цвете множества красок и оттенков. Живопись по технике исполнения подразделяется на масляную, акварельную, темперную, фресковую, мозаичную, восковую, витражную, пастельную, гуашевую. Ну а по жанрам живопись может быть станковой, монументальной, декоративной, театрально-декоративной, миниатюрной.

Станковая живопись - это картины, которые имеют абсолютно самостоятельный характер и значение. Идея, заложенная в произведении, не изменит своего значения в зависимости от места где оно находится, но художественное звучание, восприятие будут, все же, зависеть от места экспонирования. Поскольку станковая живопись получила свое название от слова станок - приспособления на котором художники пишут большие картины, то понятно, что соразмерность помещения, его дизайн, освещение, важны для экспонирования станкового произведения.

Картина «Каменный мост»

Монументальная живопись - это, как правило, произведения большого масштаба привязанные к архитектурным сооружениям, украшающие потолки, стены, различные фрагменты. Чаще всего это фреска, мозаика, панно.

Монументальная живопись «Зимний вечер»

Виченц Вилл Вальмаран. Фреска, 1757


Императрица Теодора. Фрагмент мозаики в церкви San Vitale

Декоративная живопись так же служит для украшения архитектурных сооружений, но широко применяется и для украшения различных изделий. Выступая в единстве с объемно-пространственной композицией (с интерьером, экстерьером или формой изделия), она акцентирует выразительность всей композиции или даже преобразует ее, внося свои масштабы, ритм, колорит.


Роспись потолка в декоративном стиле

Театрально-декоративная живопись стремится посредством декораций,костюмов, грима, освещения создать зрительный образ для спектакля. Основой всему этому служат эскизы художников, помогающие раскрыть содержание спектакля, характеры действующих лиц, помочь зрителю воспринять то, что происходит на сцене.


Театрально-декоративная композиция: Рерих Н.К. «Внутренний двор»

Миниатюрой можно назвать произведения изобразительного искусства, отличающиеся небольшими размерами и конечно же тонкостью художественных приемов. Книжная миниатюра, например, появилась еще в рукописных книгах, а с началом книгопечатания получила развитие и страницы книг были уже немыслимы без подобных украшений. Портретная миниатюра не менее широко распространена. Это, как правило, живописный портрет небольшого формата. Считается, что впервые такие портреты появились в эпоху возрождения. На сегодня известен очень широкий спектр материалов и технических средств для выполнения миниатюр. Пожалуй, многие видели их в технике эмали, но они могут быть выполнены керамическими красками по фарфору, гуашью, акварелью по пергаменту, бумаге, картону, слоновой кости, а еще маслом по металлу. Ко всему сказанному выше можно добавить, что все виды произведений могут объединяться в тот или иной жанр и по признакам сходства тематики. Все знают, что существуют жанры натюрморта, пейзажа, портрета, интерьера, сюжетной картины, а еще бывают жанры: бытовой, исторический, батальный и у каждого из них есть свои поклонники и почитатели.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Станковая жи́вопись - один из родов живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись , созданная на станке мольберте.

Произведение станковой живописи - картина - создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной живописи) и неутилитарной (в отличие от декоративной живописи) основе (холсте , картоне , доске , бумаге , шёлке) и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие .

Основные материалы станковой живописи - масляные , темперные и акварельные краски, гуашь , пастель , акрил . На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью , (в основном - монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию .

Обучение станковой живописи ведется в художественных школах и студиях, в средних художественных училищах и художественных институтах, крупнейшими из которых в России являются в Петербурге , Рязанское художественное училище им. Г.К.Вагнера в Рязани и в Москве .

Напишите отзыв о статье "Станковая живопись"

Отрывок, характеризующий Станковая живопись

И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.

Образы живописи очень наглядны и убедительны. Она способна передавать объемы и пространства, природу, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого и полет фантазии, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характера. Живопись может быть однослойной (выполняется сразу) и мнослойной, включающей подмалевки и пессировки , наносимые на просохший красочный слой прозрачный и полупрозрачный слои краски.
Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета.
Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой , пространственными свойствами теплых и холодных цветов, свето-теневой моделировкой формы, передачей общего цветового фона полотна . Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция . Художник, как правило, начинает работу рад полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем, в многочисленных живописных этюдах с натуры, он прорабатывает необходимые элементы композиции.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ .
Станковыми называются картины, которые имеют самостоятельное значение (пишутся на станке). У станковой живописи много жанров.

Жанр (франц. "манера", "вид", "вкус", "обычай", "род") - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанр может отмечаться в названии картины (прим. "Торговец рыбой").

Жанры станковой живописи :

По тому, что изображено на картине :
1.Портрет
2.Пейзаж
3.Натюрморт
4.Бытовой (жанровый)
5.Исторический
6.Батальный
7.Анималистический
8.Библейский
9.Мифологический
10.Сказка

1.Портрет - изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности.
Виды портрета : поясной, поплечный, погрудный, портрет в рост, портрет на фоне пейзажа, портрет в интерьере (комнаты), портрет с аксессуарами, автопортрет, двойной портрет, групповой портрет, парный портрет, костюмированный портрет, миниатюрный портрет.

По характеру изображения все портреты можно разделить на 3 группы :
а) парадные портреты , как правило предполагают изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), обычно на пейзажном или архитектурном фоне;
б) полупарадные портреты (возможно не совсем во весь рост, нет архитектурного фона);
в) камерные (интимные) портреты, в которых используется поплечное, по грудное, поясное изображение, чаще на нейтральном фоне.

Русские художники-портретисты: Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Брюллов, Кипренский, Тропинин, Перов, Крамской, Репин, Серов, Нестеров

2.Пейзаж (франц. "место", "страна", "родина") - изображает природу, вид местности, ландшафт.
Виды пейзажа : сельский, городской, морской (марина), городской архитектурный (ведута), индустриальный.
Пейзаж может носить лирический, героический, эпический, исторический, фантастический характер .

Русские художники-пейзажисты: Щедрин, Айвазовский, Васильев, Левитан, Шишкин, Поленов, Саврасов, Куинджи, Гробарь и др.

3.Натюрморт (франц. "мертвая природа") - изображает своеобразные портреты вещей, их тихую жизнь. Художники изображают самые обычные вещи, показывают их красоту и поэтичность.

Художники: Серебрякова, Фальк

4.Бытовой жанр (жанровая живопись) - изображает повседневную жизнь человека и знакомит нас жизнью людей давно ушедших времен.

Художники: Венецианов, Федотов, Перов, Репин и др.

5.Исторический жанр - изображает значимые исторические события, события прошлого, былинные времена. Этот жанр часто перелеплетается с другими жанрами: бытовым, батальным, портретом, пейзажем .

Художники: Лосенко, Угрюмов, Иванов, Брюллов, Репин, Суриков, Ге и др.
Суриков, выдающийся мастер исторической живописи: "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Меньшиков в Березове", "Переход Суворова через Альпы", "Покорение Сибири Ермаком".

6.Батальный жанр - изображает военные походы, сражения, ратные подвиги, боевые действия.

7.Анималистический жанр - изображает мир животных.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.

Всегда связана с архитектурой. Украшает стены и потолки, полы, проемы окон.

Виды монументальной живописи (различаются в зависимости от техники исполнения):

1.Фреска (итал. "по сырому") - пишется по сырой известковой штукатурке красками (сухой пигмент, краситель в порошке), разведенными водой. Высыхая,известь выделяет тончайшую кальциевую пленку, которая закрепляет находящиеся под ней краски, делает живопись несмываемой и очень прочной.

2.Темпера - краски разведенные на яйце,казеиновом клее или синтетическом связующем веществе. Это самостоятельный и распространенный вид стенной живописи. Иногда темперой пишут по уже сухой фреске. Темпера быстро высыхает и при высыхании меняет цвет.

3.Мозаика (лат. "посвященная музам") - живопись, выложенная из небольших кусочков цветных камней или смальты (специально сваренное непрозрачное цветное стекло)

4. Витраж (франц. "остекление", от лат. "стекло") - живопись, выполненная из кусочков прозрачного цветного стекла, соединенных между собой свинцовыми полосками (спаивание свинцом)

5.Панно (франц. " доска", "щит")
- а) часть стены или потолка (плафон), выделенная лепной рамой или ленточным орнаментом и заполненная живописью;
б) выполнено красками на холсте, а затем прикреплено к стене. Для наружных стен панно может быть выполнено из керамических плиток.

АРХИТЕКТУРА

Архитектура - искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей. От других видов искусства отличается тем, что выполняет не только идейно-художественные, но и практические задачи.

Виды архитектуры :
общественная (дворцовая);
общественная жилая;
градостроительство;
реставрация;
садово-парковая (ландшафтная);
промышленная.

Выразительные средства архитектуры :
композиция здания;
масштаб;
ритм;
светотень;
цвет;
окружающая природа и застройка;
живопись и скульптура.

1. Композиция здания - расположение его основных частей и элементов в определенной последовательности. Композиция здания очень важна, так как от нее зависит впечатление, которое производит здание . Создавая архитектурную композицию архитектор пользуется различными приемами: чередованием и сочетанием различных пространств (открытых и закрытых, освещенных и затемненных, сообщающихся и изолированных и др.); различных объемов (высоких и низких, прямолинейных и криволинейных, тяжелых и легких, простых и сложных); элементов ограждающих поверхностей (плоских и рельефных, глухих и ажурных, однотонных и красочных). Выбор композиции зависит от того, для чего здание предназначается.

Виды композиции :
- Симметричная . Одинаковое расположение элементов здания относительно оси симметрии, которая отмечает центр композиции. Такие здания были характерны для архитектуры эпохи классицизма.
- Асимметричная . Главная часть здания смещается в сторону от центра. Используются различные, контрастные по форме, материалу и цвету объемы, что приводит к динамичному архитектурному образу. Характерно для современного строительства.
Прием симметрии и асимметрии при композиции отдельных элементов, расстановке колонн, окон, лестниц, дверей и т.д.

2. Ритм .Большое организующее значение в архитектурной композиции принадлежит ритму, т.е., четкому распределению повторяющихсч с определенным интервалом объемов и деталей здания (анфилад комнат и залов, последовательных изменений объемов помещений, группировке колонн, окон, скульптур)

Виды ритма :
-Вертикальный ритм . Чередование отдельных элементов в вертикальном направлении. Придает зданию впечатление легкости, устремленности вверх.
- Горизонтальный ритм . Чередование элементов в горизонтальном направлении.Делает здание приземистым, устойчивым.
Собирая, сгущая отдельные детали в одном месте и разряжая их в другом, архитектор может подчеркнуть центр композиции, придать зданию динамичный или статичный характер.

3. Масштаб . Пропорциональное соотношение здания и его частей. Определяет величину отдельных частей и деталей здания по отношению к величине всего здания в целом, к человеку, окружающему пространству и другим постройкам. Масштаб здания зависит не от размеров здания, а от общего впечатления, которое оно производит на человека.

4. Светотень . Свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков на поверхности формы. Усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы, придает ей более живописный вид. Искусственное освещение объемов зданий используется на уровне уличного, магистрального и подсветки. Отраженный свет в интерьере создает иллюзию легкости форм.

Особенность архитектуры как искусства заключается в создании единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм. Простейшее средство создания единства- придание объему здания простой геометрической формы. В сложном ансамбле здания единство достигается соподчинением: главному объему (композиционному центру) подчиняются второстепенные части здания. Композиционным средством также является тектоника.

Тектоника -художественно выявленное конструктивное строение здания.

5. Цвет . Часто используется в архитектурных сооружениях, особенно во внутренних помещениях (особенно в постройкам в классическом стиле и барокко). Для современного интерьера характерны яркие, светлые тона.

6. Живопись и скульптура .К художественным средствам создания композиционного единства постройки относится монументальное и прикладное искусство, в частности скульптура и живопись, сочетание которых с архитектурой получило название "синтез искусств".

7. Окружающая природа и застройка .Архитектура тяготеет к ансаблевости. Для ее сооружений важна вписанность в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж. Формы архитектуры обусловлены: природно (зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света); социально (зависят от характера общественного строя, эстетических идеалов, утилитарных и художественных потребностей общества).

Архитектура тесно связана с развитием производительных сил и техники. Ни одно искусство не требует такого сосредоточения коллективных усилий и материальных средств , например: Исакиевский собор строили 500 тысяч человек в течение 40 лет.

Триединство архитектуры: польза, прочность, красота. Другими словами, это важнейшие составляющие архитектурного целого: функция, конструкция, форма (Витрувий, I в. н.э. древнеримский архитектурный теоретик). Строительство стало архитектурой тогда, когда целесообразная постройкам обрела эстетический вид.

Архитектура зародилась в глубокой древности. В Древнем Египте грандиозные сооружения создавались во имя духовно-культовых целей (гробницы, храмы, пирамиды). В Древней Греции архитектура обретает демократический облик и культовые сооружения (храмы) уже утверждают красоту, достоинство грека-гражданина. Возникают новые виды общественных построек: театры, стадионы, школы. А зодчие следуют гуманистическому принципу красоты, сформулированному Аристотелем: "Прекрасное должно быть не слишком большим и не слишком маленьким". В Древнем Риме зодчие широко применяют арочные сводчатые конструкции из бетона. Новые типы сооружений, форумы, триумфальные арки и колонны отражают идеи государственности и военной мощи . В Средние века архитектура становится ведущим и самым массовым видом искусства . В устремленных к небу готических соборах выражался религиозный порыв к Богу, и страстная земная мечта народа о счастье. Архитектура Возрождения развивает на новой основе принципы и формы античной классики, вводится новая архитектурная форма - этаж.Классицизм канонизирует композиционные приемы античности.

Единство архитектурной композиции подразумевает единство стиля, которое создается совокупностью признаков, типичных для искусства определенного времени. На стиль каждой эпохи влияли различные факторы: идеологические и эстетические взгляды, материалы и техника строительства, уровень развития производства, бытовые запросы, художественные формы.

Стиль - сумма элементов, которые раскрывают особенности данной эпохи.
Стиль - исторически сложившаяся совокупность художественных средств и приемов, которые характеризует особенности искусства определенного времени.
Стиль присутствует во всех видах искусства, но формируется преимущественно в архитектуре. Архитектурный стиль формируется десятилетиями, а то и веками, например в Древнем Египте стиль сохранился в течение 3 т.л., в связи с чем получил название канонический (канон (норма, правило) - свод правил, сложившийся в процессе художественной практики и закрепленных традицией).

Основные принципы египетского стиля, характерные для всего искусства Древнего Египта :
- единство изображений и иероглифических надписей;
- вертикальное изображение предметов и людей (менее значимое изображается на плоскости выше);
- построчное изображение сложных сцен горизонтальными поясами;
- разномасштабность фигур, величина которых зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них;
- изображение фигуры человека как бы с разных точек зрения (фаснопрофильное) - принцип распластывания фигуры на плоскости (когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза в фас).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА.

Календарно-тематическое планирование зависит от возраста учащихся. Идеальный вариант - наличие уроков в 5(6)-11 классах, на это рассчитана государственная программа Ю. А. Солодовникова и Л. Н. Предчетенской. Необходимо учитывать что специфику работы в среднем и старшем звене различны. Старшеклассники уже способны к восприятию обобщенных представлений, заключенных, например, в понятии стиля, где преобладает явление принципа "от общего к частному". Учащиеся среднего звена, особенно в 5-6 классах, еще не всегда готовы к осознанию стиля, то есть еще не владеют умением видеть общую закономерность во многих конкретных явлениях. Этот навык развивается постепенно, поэтому в среднем звене больший результат дадут уроки "погружения" в какое-либо произведение, событие, явление, жизненный и творческий путь автора, например, "Мифы Древней Греции", "Рождение оперы", "Флорентийская коммерата". Эти занятия могут проходить в виде инсценировок, деловых игр, викторин, диспутов и т.д. При этом ученики получают информацию, связанную с конкретными героями, особенностями выразительных средств конкретного искусства. Умение за этими "частными" моментами увидеть общие закономерности возникает на подсознательном уровне. Зато хорошо, ярко и надолго запоминаются конкретные образы и ситуации.
Позже, ученики, накопившие опыт общения с отдельными произведениями искусства, явлениями культуры, получает способность осознать, сформулировать и выразить обобщение суждение. Этот момент наступает, когда ученик подходит к 9 классу, реже к 8 классу. У учащихся 8 и 9 классов восприятие отличается. 8 класс - этап переходного возрастного периода, который проявляется по разному. В одном случае восьмиклассники уже готовы для более сложного уровня восприятия, в другом - нет. Подобная ситуация решается учителем в каждом конкретном случае.
Если в школе МХК изучается с 5 по 11 класс, то наиболее результативным может быть подход, состоящий из двух ступеней. Уроки в 5-7(8) классах - это увлекательные "погружения" в мир конкретных явлений культуры, искусства и т.д., с использованием активных практических форм работы. Это могут быть инсцинирование, игры, диспуты, использование компьютерных программ, исследования при помощи интернета, работа над проектами, викторины и т.д. При этом принцип историзма сохраняется - в тематическое планирование учитель включает ключевые произведения и явления культуры, отражающие различные этапы ее развития. Очень хорошо, если это будет сочетаться с курсом истории, которую параллельно проходят учащиеся. Возможна связь с уроками ИЗО, литературы, музыки и т. д.
Концепция, избранная учителем в качестве основы может определять различный материал и виды деятельност. Солодовников предлагает в качестве возможного принципа организаций предмета опора на мифологию. Но возможны и другие принципы.
Выйдя на вторую ступень, имея знания о конкретном явлении культуры, учащиеся 9-11 класса могут еще раз пройти этот путь, но уже с точки зрения стилей, особенности художественного образа в ту или иную эпоху. Отдельные представления, полученные ранее, складываются в единую систему взаимосвязей, становятся ясны причины и следствие.

Составляя программу для 6-8 класса учитель может взять за основу содержание факультативного курса МХК Даниловой, где из обширного и разнопластного материала учитель может выбрать то, что ему наиболее близко и отвечает условиям его работы.
Возможен и такой вариант планирования уроков МХК в среднем звене, когда концентрический принцип действует в каждом классе, т.е. в каждом классе ученики последовательно проходят темы касающиеся искусства Древнего Мира, Средневековья, Востока, России, Ренессанса и т.д.

error: Content is protected !!