Основные виды этнических общностей. Виды этнических общностей
Этнические общности.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Этнические общности. |
Рубрика (тематическая категория) | Социология |
Типы этнических общностей. В экономической, социальной, политической, духовной жизни любого общества важное место занимают этнические общности (этносы). Οʜᴎ бывают представлены различными образованиями: род, племя, народности, нация. Этносоциология - дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии. Главная цель этой дисциплины - анализ этнического многообразия социальных процессов, обусловленности и разнообразия этнических систем и элементов быта͵ культуры и т.п. Этносоциология рассматривает основные виды социальной деятельности людей. Ее предметом выступают: социальная структура этнических обществ, социально значимые явления в их культуре, языке, этнические особенности соционормативной культуры, поведения людей, психики народов, национальное самосознание и национальные отношения.
Этническая общность - это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой: язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов. Он осознает общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов.
К наиболее древним этническим общностям относятся племена , жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Племена - это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли.
С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности - народу . Все народы как этнические общности на стадии цивилизации всегда отличались своими особыми социально-этническими признаками, особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т.д. В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании.
Формирование наций завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все части какой-либо страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера. Французский ученый Ж.Э.Ренан (1823-1892) утверждал, что нации могут складываться в процессе совместной жизни и ʼʼперемешиванияʼʼ представителей разных рас. В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в нее людей, которая обусловливается общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой важный фактор становления и развития нации.
Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. Духовные признаки нации указывал Г.Лебон . Из этого ʼʼдушевного строяʼʼ проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Душа народа - это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Идею ʼʼдуши народаʼʼ как ʼʼдуши нацииʼʼ развивал немецкий философ В.Вундт (1832-1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, нужно знать его историю, этнологию, искусство, науку, религию, язык и обычаи. Эти особенности составляют его национальный характер.
Нация - это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания. Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Любые отношения в обществе приобретают национальный характер тогда, когда их социальное содержание органически соединяется с этническим. Понятие национальность обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех ее представителей, где бы они ни жили, в т.ч. на территориях других народов и государств.
Факторы формирования этноса. Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Внешняя форма выражения этноса - этноним (самоназвание): русские, англичане, немцы и т.д. Важнейшей предпосылкой формирования этноса является общность территории . Она создает условия для тесного общения и объединения людей. Впоследствии данный признак отходит на второй план и может совсем отсутствовать. К примеру, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняет свою идентичность по всему миру, хотя до создания в 1948 ᴦ. государства Израиль он не имел единой территории.
Другое важное условие формирования этноса - общность языка . Но и данный признак нельзя абсолютизировать. В этнической общности наибольшее влияние имеет единство компонентов духовной культуры: ценности, нормы, стереотипы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания людей. Значительную роль в формировании этноса играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т.д. В качестве примера расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Огромное влияние на формирование всех этносов оказывает религия , выступающая как комплексное социокультурное и духовное образование.
Признаком этнической общности служит этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу. В этническом самосознании фиксируется представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей. Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм. Он исторически воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Более сильный этнос ассимилирует слабые. Этнос всегда стремится к созданию своей социально-территориальной организации военного или государственного типа. История знает примеры, когда этнос должна быть разделен государственными границами, но сохраняет идентичность. Элементом любого этноса являются так же мировосприятие , миросознание (мифологические и религиозные представления, в которых объединяются природное и духовно-нравственное начала).
Русский этнос. Мировосприятие русского этноса начало складываться на базе языческих верований. Οʜᴎ нашли свое отражение в мифах, сказаниях, былинах. П.А.Сорокин считал, что русская нация возникла как социально-культурная система в IX в. Основные черты русской нации: ее долгая жизнь, жизнеспособность, стойкость, готовность идти на жертвы, необычайный рост территории, населения, политический, социальный и культурный рост, расовое и этническое разнообразие, единство, сравнительно мирная экспансия, ведение преимущественно оборонительных войн. На формирование русской нации большое влияние оказало принятие в 988ᴦ. православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Основные элементы русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическую и материальную реализацию установок православия.
Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея единения русских земель. Первоначально она рассматривалась как идея преодоления феодальной раздробленности. Наиболее ярко она была отражена в ʼʼСлове о полку Игоревеʼʼ, ʼʼЗадонщинеʼʼ, новгородских летописях. Развитие духовно-нравственных основ русской нации связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, сдерживанием набегов степняков, формированием самостоятельного государства. Начиная с XIV в. русским удалось создать великую православную державу от Карпат до стен Китая. С реформами Петра началось влияние на формирование русской нации западной культуры.
П.А.Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности не дают нации. Только когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком и территорией, она действительно образует нацию. Нация является многообразной (многофункциональной), солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой. Она осознает факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий язык и общую систему культурных ценностей; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки.
Тема 6. Лекция 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (2часа).
План лекции:1. Понятие, признаки организации.
2. Функционирование организаций.
Стили руководства.
3. Типология организаций.
Понятие, признаки организаций. Социальная организация принято понимать как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Социальные организации создаются как: 1) инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, в связи с этим изучаются ее цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала; 2) как человеческая общность, совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности-конфликтности; 3) как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами, как агрегированная целостность, основные проблемы которой - равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость.
Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности в форме производственных, религиозных, национальных, научных организаций, политических партий, профессиональных союзов и т.д. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Социальные организации имеют ряд черт: 1) они создаются для реализации определенных целей; 2) члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам; 3) существует разделение труда, его специализация по вертикали и по горизонтали; 4) наличие управляющих подсистем, средств регулирования и контроля деятельности элементов организации. Эти элементы, по мнению А.И.Пригожина, детерминируют организационный порядок, систему стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения.
Организации различаются в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества. Большинство из них включают в себя несколько подсистем: так, в производственной организации имеются техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, предъявляет к своим членам двоякие требования - как безличный институт и как человеческая общность. Каждый индивид предъявляет к организации свои требования: защита его социального положения, обеспечение профессионального и статусного роста͵ создание условий для развития личности. Реализация этих требований - один из важных источников развития организации, ее социальной эффективности.
Всякая организация как сложная система характеризуется особым кооперативным эффектом, когда общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий ее субъектов, называемым синергетикой (греч - сотрудничество, содружество). Этот прирост образуется в результате того, что организация интегрирует усилия всех своих элементов. Можно выделить несколько стадий возрастания энергии: 1) массовость, одновременность, однонаправленность многих усилий, 2) специализация, когда работник добивается более высоких результатов благодаря совершенствованию одной производственной операции, 3) согласование, координация (конвейер). Тайна организационного эффекта коренится в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий: единство цели, разделение труда, согласование и прочие способы. В организациях это явление можно усиливать, видоизменять.
Сложность организации может превышать возможности управления. Сложность систем бывает абсолютной (объективной, заложенной в объекте) и относительной (субъективной, характеризующей способность управления). Организационную сложность отличают: 1) множественность элементов; 2) разнообразие элементов и функций (техническая, биологическая, социотехническая системы); 3) многообразие связей между элементами и противоречия между ними; 4) автономия всех ее уровней, частей, элементов (субъективность, наличие у людей собственных целей, свободы поведения). Применительно к социальным организациям применяется такой метод упрощения, как социальная формализация, стандартизация организационных связей и норм.
Формализация связей и норм . Социальная формализация как способ организованности - это целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах. В социальных организациях формализация охватывает контролируемые связи, статусы и нормы. Благодаря ей снижается абсолютная и относительная организационная сложность. Важнейшим признаком этого способа организованности служит документальное закрепление их в единой системе правовых, технологических, экономических и других норм. Результат формализации проявляется в концентрации организационной деятельности, в ее наиболее оптимальном направлении.
Существуют два пути формализации социальных систем. Первый путь - через оформление естественно сложившегося состояния. Такого рода формализацию можно назвать ʼʼрефлексивнойʼʼ. К примеру, стихийное распределение функций в каком-то подразделении предприятия однажды фиксируется в виде специального административного распорядка, служащего организационной основой функционирования этого подразделения и эталоном для новых. Второй путь формализации - это ʼʼконструированиеʼʼ социальной организации. В данном случае создание программы предшествует актуальному существованию организации. К примеру, создание нового предприятия предполагает предварительную разработку специального проекта͵ плана работы и т.д., в соответствии с которыми организуются его техническая и социальная структуры.
Наряду с формальной частью всегда существует и неформальная, которая представлена социально-психологической организацией как спонтанно складывающейся системой межличностных отношений. Эти отношения направлены на удовлетворение социальных потребностей индивидов (в общении, признании, принадлежности). Социально-психологическая организация проявляется в группообразовании. Социально-психологические группы включают небольшой контингент людей, связи между которыми сложились стихийно, но устойчивы (3-10 человек). Такую группу характеризует социально-психологическая общность, чувство солидарности, взаимного доверия, общей судьбы. Границы ее могут совпадать с формальными или отличаться от них.
Группа стихийно формирует собственные нормы поведения, следовать которым должен каждый ее член. Таким образом вырабатывается социально-психологический механизм внутригруппового контроля. В группе происходит распределение ее членов по шкале престижа. Это распределение часто не совпадает с должностной, ранговой структурой. Структура коллектива раздваивается на формальную и социально-психологическую (подразделение - группа, руководитель - лидер, должность - престиж). Подобное раздвоение может привести к явлениям дезорганизации. По этой причине задача социолога - найти способы совмещения формальной организации и организации социально-психологической (подбор персонала, выборность руководителей и т.п.).
Формальной структуре противостоит не только социально-психологическая, но и внеформальная организованность персонала. Нередко для решения служебных проблем работникам приходится вступать между собой в отношения, не предусмотренные инструкциями. Это возникает, когда работники не могут решать все вопросы через ʼʼверхʼʼ и устанавливают между собой ʼʼгоризонтальныеʼʼ отношения. Внеформальная организация возникает вследствие стремления работников лучше решать свои служебные дела, из-за невозможности охватить официальными стандартами все отношения, ситуации. По этой причине в организации обычно существует ʼʼпараллельнаяʼʼ система связей и норм. Она должна быть очень полезной для организации или вредной.
Цели организации. Ключевой элемент организации – цель. Именно для нее люди сходятся в организации, именно ради ее достижения они выстраиваются в иерархию и вводят управление. Цели организации бывают трех разновидностей: 1) цели-задания: планы, поручения, задаваемые организации по подчинению более широкой организационной системой, и отражающие внешнее назначение организации как социального инструмента͵ 2) цели-ориентации: общие интересы участников соответствуют свойству организации как человеческой общности; 3) цели системы - равновесие, стабильность, целостность.
При определенном единстве целей организаций, между ними возможны и некоторые несовпадения, противоречия. К примеру, нововведения вызывают нарушение равновесия внутренних связей в организациях, что обостряет проблему целей системы и может обернуться сопротивлением организаций новшествам. По этой причине согласование всех компонентов целевой структуры организаций - важнейшая задача управления, а их рассогласование - источник дисфункций и патологии в организационных отношениях. Названные цели являются базовыми, достижение их связано с появлением вторичных, производных целей - повышение качества продукции, улучшение условий труда, укрепление дисциплины и др.
Для организации коллективных действий необходима иерархия. Социальная иерархия - ϶ᴛᴏ универсальная форма построения социальных систем (государство, организация, поселение, семья) на базе соподчинения. В иерархии проявляется централизация управления, единоначалие, лидерство. Иерархия выступает: 1) как функция совместной деятельности в виде координации, разделения труда по ʼʼгоризонталиʼʼ и по ʼʼвертикалиʼʼ; 2) как личный режим в организации, односторонняя личная зависимость одного индивида от другого (в виде статусов); 3) как власть, подчинение членов данной организационной системы правилам и указаниям (принуждение, санкции за отклонение).
Функционирование организаций.
Управление в организациях. Управление состоит их трех компонентов. Первый из них - целенаправленное внешнее управляющее воздействие, или самоуправление, включающее целеполагание и целеосуществление, составляет ядро управления. Второй компонент управления - социальная самоорганизация, ᴛ.ᴇ. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, ʼʼшкала престижаʼʼ, неформальное группообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий - организационный порядок, включающий в себя как продукты ʼʼпрошлогоʼʼ управленческого труда (решения, должностная структура, административный распорядок), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе.
Проблематику управления составляют такие проблемы, как взаимосвязь формальной и неформальной структур, отношения ʼʼруководство - подчинениеʼʼ, участие исполнителей в выработке общих решений, соединение личных, групповых и общеорганизационных целей, оценка руководителей, адаптация персонала и др.
Размещено на реф.рф
В последние годы стали активно разрабатываться также социологические проблемы управления техническими и организационными нововведениями, формированиями гибких организационных структур, управленческого консультирования. Объектами управления являются индивид, группа, организация, другие социальные образования и процессы.
Методы управления - это комплекс целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы. По отношению к отдельному работнику можно выделить разные виды воздействия на его поведение (методы управления): 1) прямое (приказ, задание), 2) через мотивы и потребности (стимулирование), 3) через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.), 4) через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.). Применительно к группе методы социального управления распределяются следующим образом: целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.); сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и т.д.).
В социальной организации предприятия используются методы: 1) согласование формальной и неформальной структуры (преодоление противоречий между запланированными и действительными связями и нормами), 2) демократизация управления (повышение роли общественных организаций, широкое привлечение работников к выработке решений, выборность некоторых руководителей производства, развитие трудовой активности и т.д.), 3) социальное планирование (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и др.).
Отношения ʼʼруководство-подчинениеʼʼ. Понятие ʼʼруководствоʼʼ близко к понятию ʼʼуправлениеʼʼ и используется для обозначения организационных отношений, работы руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач. В первую очередь, руководство - это отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, имеющее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Во-вторых, руководство - это отношение между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: организации и исполнения. В-третьих, руководство - это также отношение между личностями, специфический тип общения. В последнем случае рассматривается его социально-психологическое содержание - взаимное признание, влияние, стиль, интересы.
Перечисленные стороны отношения ʼʼруководство-подчинениеʼʼ не могут существовать в отрыве друг от друга. Воздействие руководства на подчиненных имеет цель побуждать их к определенному трудовому поведению. Возможны два способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный, мотивирующий (через стимулы). В первом случае руководство направлено непосредственно на деятельность подчиненных подкрепляется санкциями за отклонение от соответствующего поведения, в крайней форме выступает как принуждение. Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потребности личности, что выступает как компенсация за трудовой вклад.
Стиль руководства можно обозначить как систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем. Стиль руководства зависит от индивидуальности руководителя, его культуры, установок, характера, опыта͵ знаний, детерминируются психологическими и социокультурными факторами, присущими данному руководителю, коллективу, региону, социальной категории. Различают следующие разновидности стиля руководства: 1) авторитарный - руководитель не считается с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; 2) демократический - подчиненные привлекаются к выработке общих решений; 3) слабый (невмешивающийся) - руководитель самоустраняется от руководства, его влияние в коллективе незначительно.
Стиль руководства проявляется в стимулировании труда. Стимулирование - метод опосредованного воздействия на трудовое поведение работника, его мотивацию через удовлетворение потребностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие. Ориентация на получение удовлетворения сильнее побуждает человека к определенному поведению, чем прямое управленческое воздействие на него. Деление стимулов на ʼʼматериальныеʼʼ и ʼʼморальныеʼʼ условно. Так, премия - не только денежное вознаграждение, но и свидетельство признания, уважения. Стимулами бывают условия труда, гибкая система рабочего времени, отношения в коллективе и т.д., но главным стимулом остается материальная заинтересованность. Стимулирование эффективно в той степени, в какой эти две системы органично сочетаются.
Главный продукт управления - ϶ᴛᴏ производимые им решения. Управленческое решение есть формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого участвуют и другие члены организации. Такое решение есть элемент отношений руководства - подчинения, ᴛ.ᴇ. выступает как фактор власти в организации. Принятие управленческого решения означает определение крайне важно сти и цели предлагаемого изменения, а также включение его в систему организационных отношений; осуществление управленческого решения подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели.
Выделяются следующие разновидности управленческих решений: 1) жестко детерминированные решения, на содержании которых индивидуальные особенности руководителя не сказываются; 2) ʼʼинициативныеʼʼ решения (не жестко детерминированные), содержание которых предполагает индивидуальный вклад субъекта. Для исследования управления именно последние представляют основной интерес, так как они включают в себя организационное проектирование и в наибольшей степени связаны с личным вкладом руководителя. Удельный вес таких решений в общем объёма управленческих решений сравнительно невелик (от 5% до 30%) от общего числа приказов.
В соответствии со степенью участия разных категорий работников в принятии решений можно выделить решения единоличные и решения групповые, между ними существует много разных сочетаний того и другого. В управленческих решениях фокусируются основные цели, интересы, противоречия организации, социальных отношений внутри нее. Анализ управленческих решений чрезвычайно информативен с точки зрения исследования механизмов и эффективности управления предприятием. Для этого используются: анализ документов (приказов, распоряжений, планов, протоколов заседаний), фиксированное наблюдение (фотографии рабочего дня руководителя, совещаний), экспертные оценки (определение эффективности решений и т.д.).
Самоорганизация и самоуправление. Организациям присуще также и самоуправление. С социологической точки зрения, самоуправление выступает как коллективное управление, как участие всех членов организации, населения в работе соответствующего органа управления, включение исполнителей в процессы выработки общих решений. Самоуправление не отрицает отдельного органа управления и профессиональной управленческой деятельности. Технология современного управления требует квалифицированного технического, правового, организационного обоснования решений, рациональных процедур их согласования, контроля исполнения. Самоуправление сочетает демократизм со специализацией, что определяет его производственную и социальную эффективность.
Важный фактор управления - социальная самоорганизация. Она означает проявление спонтанных процессов в обществе, в коллективах, группах, стихийные процессы социального регулирования (рыночные отношения, общественное мнение, традиции, нормы). В трудовых организациях самоорганизация выступает как неформальная организация (лидерство, престиж, сплоченность -конфликтность). Самоорганизация есть продукт социального взаимодействия в массовом, коллективном или групповом масштабах. Использование самоорганизации в управлении существенно повышает эффективность последнего и составляет важный фактор развития в трудовых организациях. Процессы самоорганизации могут играть как конструктивную, так и деструктивную роль.
Завершает управленческий цикл социальное регулирование. Оно означает целенаправленное управляющее воздействие, ориентированное на поддержание равновесия в управляемом объекте посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Социальное регулирование представляет собой ʼʼкосвенноеʼʼ управление. Посредством социального регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления. Использование методов социального регулирования предполагает высокую степень самостоятельности управляемых объектов, развитые самоуправление и самоорганизацию в них.
Интегральной характеристикой эффективности управления в организациях является их управляемость. Управляемость - ϶ᴛᴏ степень контроля организации. Наиболее адекватным критерием степени управляемости является осуществляемость управленческих решений. Повышение управляемости обеспечивается за счёт улучшения качества управляющих воздействий, объединения персонала вокруг общих целей и развития системы мотивации.
Типология социальных организаций.
Формы и типы организаций. Различные организационные образования довольно широко распространены в любом обществе. Наличие таких признаков, как разделение функций, иерархия, принятие решений, фиксированное членство отличают организации от таких социальных общностей, как классы, нации и т.п. Существуют следующие организационные формы:
1. Деловые организации - фирмы и учреждения, которые создаются для решения отдельных задач. Цели наемных работников не всегда связаны с целями владельцев или государства. Членство в них обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, коммерческой целесообразности.
2. Общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются ʼʼизнутриʼʼ и представляют из себяобобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, ᴛ.ᴇ. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей.
3. Промежуточные формы - кооперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие, старательские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют предпринимательские функции. Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций.
4. Ассоциативные организации - семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные нормы и ценности. При этом степень их формализации незначительна.
5. Поселение. Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельность, способности друг друга, подчиняясь при этом целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища, структуру специализации и т.д.), которая каждому в отдельности не нужна. По мере урбанизации фактор целостности возрастает, обезличивается и обособляется еще больше.
Наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальные. Главными критериями их разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм. Формальная организация возникает в результате административного, политического решения, в ее базе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации четко регламентирована юридическими нормами и т.д. Разделение труда выступает как система статусов - должностей, создается иерархия: руководитель - подчиненные. Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая информация. Ее прохождение, принятие верного управленческого решения зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. В корне деятельности такой организации лежит принцип целесообразности.
В обществе также возникают и функционируют неформальные организации. Οʜᴎ появляются стихийно или сознательно для удовлетворения социальных потребностей. В них действуют свои, отличные от формальных структур, нормы межличностного и межгруппового общения. Οʜᴎ возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур.
Размещено на реф.рф
Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.
Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими видами организации, группы. Это взаимодействие в большей степени зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими субъектами не регламентированы приказами, установками руководства, предписаниями. Решения организационных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткого регламента͵ дисциплины, они менее устойчивы, более пластичны и подвержены изменениям. Их структура и отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.
Бюрократия. М.Вебер доказывал, что формальная организация стремится превратиться в бюрократическую систему. Он довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс. Вебер сформулировал основные черты бюрократии идеального типа: 1) управленческая деятельность совершается постоянно; 2) существует сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого субъекта в аппарате управления; 3) вышестоящий руководитель осуществляет контроль нижестоящего чиновника, который отделен от собственности на средства управления; 4) должность отделена от субъекта; 5) управленческая работа становится особой профессией; 6) существует система подготовки чиновников; 7) управленческие функции документируются; 8) в управлении главным является принцип безличности.
Вебер утверждал, что главное достоинство бюрократии - высокая хозяйственная и экономическая эффективность. Ее обеспечивают точность и быстрота в работе, знания и постоянство управленческого процесса, служебная тайна и субординация, единоначалие и экономичность, сведение к минимуму конфликтов и уважение профессионализма коллеᴦ. Таковы главные достоинства бюрократического управления организацией. Но он указал и на опасность, которую несет в себе усиление бюрократии
Этнические общности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этнические общности." 2017, 2018.
Этнической общностью (этносом) принято называть устойчивую совокупность людей, культурно-историческую группу, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической жизни, а со временем и духовно на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов. Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении «мы - группа», призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающим иным культурным слоем и психологией (самосознание). Сегодня в мире насчитывается свыше 3000 различных этносов. Численность разных этносов существенно различается. Численность крупнейших народов превышает 100 млн. человек (китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы). Крошечные вымирающие этносы не насчитывают и 10 человек. Например, в России – ижорцы (Ленинградская область) – 600 чел., юкагиру (Якутия) – 800 чел. и др.
Внешней формой выражения этноса является самоназвание (этноним).
Свойства, которыми обладает этнос:
Самоназвание (этноним). Эндоэтнонимы – это самоназвания, которые группа сама присваивает себе. Экзоэтнонимы – это названия, данные извне. Иногда ранние племенные самоназвания означают на соответствующих языках просто "люди" (например, "ненец", "инуит"). Активисты этнополитических движений иногда выступают за смену названий народов в пользу самоназваний, особенно если этнонимы имеют какое-либо негативное значение (например, "эскимосы" – "те, кто ест сырое мясо").
Исторический миф об общности происхождения.
Единство языка. Должен быть хотя бы один язык, на котором говорят все представители данного этноса. При этом отдельные локальные его группы могут иметь и свои языки и диалекты. Общеэтнический язык может принадлежать не только одному этносу (например, английский).
(Однако, в Швейцарии четыре языка, четыре этнических общности - германо-швейцарцы (65% всего населения), франко-швейцары (18,4%), итало-швейцарцы (9,8%), ретроманцы (0,8%) - но есть единая швейцарская нация. 30% казахов не знают казахского языка, пользуются русским языком.)
Общность культуры (обрядность, фольклор, мифология).
Этническое сознание – идентификация индивида с историческим прошлым, осознание этносом себя как устойчивого целого.
Менталитет – присущее этносу мироощущение, мышление, поведение, система ценностей, духовное творчество.
Основные факторы, определяющие тип менталитета:
формы искусства.
литература, прочитанная в детстве и юности,
биологические факторы (уровень физического и психического здоровья),
менталитет родителей.
Выделяют 4 исторических типа менталитета: варварский (высокий уровень гормонов, повышенные запас здоровья и сексуальная активность, выносливость, стремление к новым впечатлениям и риску); интельский (высокая работоспособность, честность, стремление к абстрагированию, страх смерти и физической боли, чувство зависимости от высшей неодолимой силы (Бог, Природа)); аристократический (стремление к независимости, утонченность, умение противостоять страху, честность); буржуазный (работоспособность, аскетизм, рационализм, стремление к накопительству, низкая выживаемость).
Историческая память – это историческое самосознание народа, то есть не только знание событий и явления прошлого, но и отношение к ним, а также поведение, исходящее из такого знания и отношения.
Свойства, которыми не обязательно обладает этнос:
Наличие государственности.
Компактность проживания (цыгане).
Единая религия.
Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, так как именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать.
Религия также может служить главным системообразующим признаком в формировании особого типа этносов - этноконфессиональных образований. Ярким примером таких этносов являются католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины и т.д.
Виды этноса – племена, нации, народности, этнические и этнографические группы. Эти формы различаются в основном по организации политической власти и по типу социальных и экономических связей, на которых базируются данные общности.
Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связями между людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие примитивные религиозные верования, наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вождей и др.), общая территория проживания.
Народность – социально-этническая общность с более или менее одинаковым этническим составом, поэтому наряду с социальными признаками, общими с нациями, она характеризуется и общностью сознания и психологии. Эта форма этносоциальной общности характерна для аграрного, доиндустриального общества и складывается прежде всего на этнотерриториальной основе. Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии. Системообразующим же фактором здесь выступает фактор общности территории. В индустриальном и постиндустриальном обществах понятие народности используется обычно для обозначения аборигенного населения или сравнительно малочисленных этносов (например, народности Севера, Дальнего Востока и т.д.)
Нация – социально-историческая общность людей, совокупность граждан одного государства, характеризуется общностью территории и языка, социально-экономической и политической жизни. Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства. Нации, как правило, не представляют собой единого этнического состава, а потому не могут обладать единством таких этнических признаков, как фольклор, обычаи, традиции.
Этнографическая группа - общность людей, говорящая на одном языке с той или иной нацией, народностью, этнической группой, но имеющая некоторые особенности в быту, традициях или обычаях, живущая, как правило, на издревле принадлежащей ей территории (например, казаки).
Понятие "национальность " не определяет этническую группу, оно служит для обозначения этнической принадлежности.
Этническая общность (этнос) - это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей. Эти общности называют также кровнородственными . Семьи, роды, кланы, племена, народности, нации объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья. Семья - это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных общностью происхождения (родители и дети, дедушка, бабушка).
Несколько семей образуют род или союз семей. Роды составляли кланы. Клан - это группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого родоначальника. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов составляют племя. Племя - это тип этнической общности эпохи первобытного общества. Племя охватывает большое число родов и кланов. Для племени характерны кровнородственные отношения, деление на роды, общность территории, хозяйства, обычаев и культов. Позднему племени свойственно самоуправление - племенной совет, гражданский и военный вожди.
Образование союзов племен, завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных общностей - народностей, а затем наций. Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации. Народности возникают в различные исторические эпохи, начиная с рабовладельческой и вплоть до современной. Мелкие народности могут постепенно сливаться с более крупными и развитыми народностями и нациями. Народность по численности превышает племя, а кровнородственные связи не охватывают всю народность.
Нация - это автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но они обладают общей историей и культурой. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок, единый хозяйственный уклад, собственная культура. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На основе единых территории, языка, экономики формируются национальный характер и национальная психология . Возникает чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты по поводу защиты национального суверенитета являются признаком сформированности нации.
Социология этнических общностей
1. Предмет этнической социологии
Этносоциология - это отрасль социологической науки, исследующая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. В ее предметную область входят специфика социальной структуры у различных народов, влияние этнических особенностей на характер и динамику социальных изменений. Она исследует также этнические традиции в организации семейных отношений, специфику языковой коммуникации в этнических группах, динамику развития этнического самосознания, этносоциокультурные особенности менталитета.
Основным понятием этносоциологии является понятие "этнос". Этот термин относится к особому виду общности людей, в разговорном языке традиционно именуемом народом.
Этнические группы неизбежно вступают друг с другом в отношения, которые могут быть очень разными по своему характеру. Исследователи выделяют несколько типов межэтнических отношений. Согласно взглядам американского социолога Р. Парка, наиболее распространенный тип межэтнических отношений возникает тогда, когда какая-либо этническая группа или ее сегмент интегрируется в уже существующее общество. В таких случаях межгрупповые отношения проходят определенный путь развития, этапами которого являются вначале психологическое неприятие и отторжение чужаков, затем возникновение соперничества в обладании различными благами, далее приспособление этнических групп друг к другу и мирное сосуществование на одной территории, наконец, ассимиляция, т.е. культурное сближение вплоть до полного растворения включенной группы в большом этносе.
Второй тип межэтнических отношений предполагает насильственное покорение одной этнической группы другой и установление отношений господства-подчинения. Таким образом, например, строились отношения между европейскими завоевателями и туземцами-аборигенами на завоеванных ими территориях. Этническое доминирование в наиболее жестких формах связано с феноменом дегуманизации подавляемой этнической группы - представления о ее членах как о низшей расе людей, практически лишенной человеческих способностей и качеств. Такое отношение служит психологическим обоснованием жестокого обращения с членами подчиняемой этнической группы.
К третьему типу отношений между этническими группами относятся отношения, возникающие при установлении колониального порядка, который отличается от господства-подчинения и предполагает наличие конструктивного сотрудничества между колонизаторами и частью колонизируемой этнической группы. В то же время колониальные отношения проявляются в постепенном разложении этнических культур колонизуемых групп, их этнического самосознания и солидарности, а также в периодических вспышках протеста со стороны местного населения и восстаниях.
Четвертый тип - отношения между этносами, возникающие тогда, когда этническая группа с более развитой культурой оказывается в подчинении у менее развитой в культурном отношении группы. В таких случаях фактическое господство второй группы дополняется подспудным культурным влиянием первой.
Социология этнических общностей
В научной литературе под этнической общностью принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на одной территории, имеющих свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса, - Россия, Франция, Индия и т.д.
Интегративным показателем сложившейся общности выступает этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.
Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, территории, традиции, обычаи и т.п., т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.
Вопрос исследования этносов очень важен для социологии, так как именно этносы представляют собой самую стабильную социальную общность.
Наиболее разработанной на сегодня концепцией этносов является концепция этногенеза Л.Н. Гумилева. В своей книге "Этногенез и биосфера земли" исследователь разработал теорию "пассионарности".
Природно-биологический характер этноса Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос есть результат процесса адаптации человека к природногеографическим условиям обитания. Этнос - это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер.
Гумилев в своей теории пытался раскрыть причины гибели одних этносов и зарождения других, которые, по его мнению, культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и развития этнических общностей является присутствие в них "пассионариев" - наиболее энергичных, даровитых и развитых людей и "субпассионариев", обладающих противоположными качествами. Из этой категории людей формируются бродяги, преступники, для которых характерны "безответственность и импульсивность".
Появление пассионариев и субпассионариев есть процесс генетических мутаций в популяции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря деятельности энергических пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ведет к гибели этноса.
Природно-климатические условия играют очень важную роль, так как именно под их действием вырабатывается определенный стереотип поведения, характерный для данного этнического сообщества. В качестве общепринятой классификации этносов в социологии выступает выделение трех их видов: племени, народности и нации, различающихся по уровню развития.
Племя - это тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Племя формируется на основе нескольких родов и кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей в данной общности объединяют общие примитивные религиозные верования (фетишизм, тотемизм), зачатки политической власти (совет старейшин, вожди), наличие общего разговорного диалекта. В ходе развития племена объединяются и создают союзы, которые совместно осуществляют переселения и завоевания, что ведет к образованию народностей.
Народность - это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на крови, а на территориальном единстве. Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, наличием культуры в виде мифов, сказок, устоев. Народность обладает сформировавшимся языком, особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.
Нация - это исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.
Процесс создания нации как наиболее развитой формы этноса происходит в период окончательного складывания государственности, широкого развития экономических связей, общей психологии, особой культуры, языка и т.д.
Ярко выраженной особенностью современной эпохи является тенденция к национально-этническому возрождению многих народов, их стремление самостоятельно решать проблемы собственного существования. Среди основных причин национального возрождения народов и их политической активности следует отметить следующие:
1)стремление народов укрепить все элементы социальной справедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития в рамках бывших колониальных империй и некоторых современных федеративных государств;
2)реакция многих этносов на процессы, связанные с распространением современной технологической цивилизации, урбанизации и так называемой культуры, нивелирующие условия жизни всех народов и ведущие к утрате их национальной самобытности;
3)желание народов самостоятельно использовать природные ресурсы, находящиеся на их территории и играющие роль в удовлетворении их жизненных потребностей.
Для достижения задачи этнического возрождения необходима готовность нации понять свои подлинные интересы, а также интересы других наций и найти точки соприкосновения.
этнический социология пассионарность конфликт
3. Этнические конфликты
Любые социальные отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества являются многочисленные конфликты. Одними из наиболее значимых являются конфликты между этническими общностями. Но этнических конфликтов в "чистом" виде фактически не существует, в реальности мы встречаемся с взаимопроникающими конфликтами, каждый из которых составляет питательную среду для другого. Не случайно, даже специалисты-конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело - с этническим в политическом камуфляже или наоборот. По мнению В.А. Тишкова, к категории этнических можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, ведь: "В силу полиэтничного состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств..., фактически любой внутренний конфликт, социальноэкономический или политический по своей природе, обретает этническую окраску, что, как правило, углубляет и осложняет возникающие противоречия, придавая конфликтам дополнительный эмоциональный фон".
Исследователи предлагают самые разные классификации этнических конфликтов.
При классификации по целям, которые ставят перед, собой вовлеченные в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на:
-социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения);
-культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;
-политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);
-территориальные - на основе требований изменения границ, присоединения к другому - "родственному" с культурно-исторической точки зрения - государству или создания нового независимого государства.
На Земле почти повсюду существуют противоречия между этническими общностями - межэтническая напряженность в широком смысле слова. Без нее, к сожалению, не обходится ни одно полиэтническое общество. Чаще всего напряженность существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством, но она может быть как открытой, проявляющейся в форме конфликтных действий, так и скрытой, тлеющей. В последнем случае напряженность выражается в социальной конкуренции, достигаемой оценочным сравнением своей и чужой групп в пользу собственной. А имеющиеся социальные противоречия, хотя и играют решающую роль среди причин конфликтных действий, не связаны с ними напрямую: конфликтные действия возникают, если противоборствующие стороны осознали несовместимость своих интересов и имеют соответствующую мотивацию поведения. Иными словами, очень важна стадия осознания и эмоционального вызревания конфликта. Пережитые "исторические несправедливости" вызывают у низкостатусных групп этнического меньшинства желание восстановить справедливость, но это не обязательно приводит к возникновению мгновенной реакции. Чаще до начала конфликтного взаимодействия проходят многие годы, на протяжении которых этническая общность сплачивается вокруг идеи отмщения. Прошли многие столетия со времени изгнания евреев из земли обетованной, но именно этот факт явился обоснованием их многолетней борьбы за возвращение.
На стадии конфликтного взаимодействия этнические конфликты имеют тенденцию к саморазрастанию или эскалации, которая означает, что стороны переходят от "легких" к "тяжелым" тактикам: от массовых действий ненасильственного характера (митингов, манифестаций, акций "гражданского неповиновения") к столкновениям, которые рано или поздно приводят к крови (между осетинами и ингушами в Пригородном районе Северной Осетии- Алании или между киргизами и узбеками в Ошской области Киргизии), и даже к военным конфликтам - этнополитическим войнам (армяно-азербайджанской, грузино-абхазской).
После завершения прямого противодействия - на этапе "зализывания ран" - конфликт может сохраняться в форме социальной конкуренции и проявляться в образе врага и предубеждениях. Даже в середине 90-х гг. 24% русских респондентов старше 60 лет, т.е. переживших войну, соглашались с утверждением, что немцы - исконные враги русского народа.
Итак, под этническим конфликтом в широком смысле слова можно понимать любую конкуренцию между группами - от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до конкуренции социальной - во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.
Литература
1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова. 2-е издание. - М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс, 2007 - 572 с.
Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009. - 316 с.
Добреньков В.И. Социология: Краткий курс / Добреньков В.И., Кравченко А.И. М.: Инфра-М., 2008 - 231 с.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009. - 860 с.
Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008. - 269 с.
Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы. Р/нД, 2009. - 319 с.
Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2007. - 479 с.
Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов. / Кравченко А.И., Анурин В.Ф. - СПб и др. Питер, 2008 - 431 с.
Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов - М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010. - 734 с.
Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник / Пер. с англ. - М.: Гранд, 2009. - 602 с.
Социология. Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др. / Под ред. В.Н. Лавриненко - М.ЮНИТИ: 2009 - 447 с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)
Курс лекций по социальной философии Семенов Юрий Иванович
2. Этническая общность, или этнос
Ясно, что в применении к сербам, англичанам, валлонам, белорусам, голландцам и т.п. слово "народ" имеет иной смысл, чем в том случае, когда говорят об индийском или пакистанском народах. Для выражения именно этого, а не какого-либо другого смысла в науке существуют особые термины. Ими являются слово "этнос" (от греч. этнос - народ) и словосочетание "этническая общность".
Было время, когда в нашей науке считалось, что существуют три последовательно сменившиеся в процессе исторического развития формы этнической общности: племя, народность, нация. И даже годы спустя после XX съезда КПСС (1956) многие советские ученые, прежде всего философы и историки, придерживались определения нации, данного И.В. Сталиным (1878-1953) в работе "Марксизм и национальный вопрос" (1912), согласно которому нация характеризовалась четырьмя основными признаками: общностью языка, общностью территории, общностью экономической жизни и общностью психического склада, проявляющейся в общности культуры. Определение это было далеко не оригинальным. Первые три признака И.В. Сталин позаимствовал из работ по национальному вопросу крупного теоретика марксизма К. Каутского (1854-1938), четвертый - из труда другого марксиста О. Бауэра (1882-1938) "Национальный вопрос и социал-демократия" (1907). В нашей науке считалось, что все эти четыре признака в той или иной степени были присущи и другим формам этнической общности: племени и народности.
Подобный подход не только не помогал понять сущность этнической общности, но, наоборот, закрывал дорогу к этому. В самом деле, поставим вопрос, что объединяет, скажем, всех итальянцев независимо от их социального положения, политических взглядов и т.п. и одновременно отличает их всех от всех русских, всех англичан, всех французов? Во всяком случае, не пребывание в составе одного геосоциального организма, а тем самым и не общность территории и экономики. Итальянец, даже навсегда покинувший родину и переселившийся, скажем, в США, долгое еще время, а чаще всего до конца дней своих остается итальянцем. В этой стране к концу 80-х годов проживало 5000 тыс. итальянцев, 5100 тыс. немцев, 3800 тыс. поляков, 1000 тыс. русских и т.п.
Первое, что, казалось бы, роднит всех членов данной этнической общности и одновременно отличает от членов других таких же общностей, - язык. В известной степени это справедливо по отношению к русским, полякам, башкирам и многим другим этносам. В мире существует только одна этническая общность, члены которой говорят на польском языке. Это поляки. То же самое можно сказать о русских, башкирах, финнах и т.п.
Но это не может быть отнесено к англичанам, испанцам, немцам, французам, португальцам, сербам. Язык, отличая англичан от французов, не отделяет их от американцев, англо-канадцев, англо-австралийцев, англо-новозеландцев. Отличая испанцев, скажем, от шведов, язык не отграничивает их от мексиканцев, кубинцев, чилийцев, аргентинцев. На немецком языке говорят не только немцы, но также австрийцы и германо-швейцарцы. На французском языке, кроме французов, говорят валлоны, франко-швейцарцы и франко-канадцы. На одном языке говорят сербы, хорваты, черногорцы и боснийцы.
Однако различие не только между русскими и итальянцами, но и между англичанами и американцами, немцами и австрийцами, сербами и хорватами, испанцами и мексиканцами проявляется в культуре. Нет американского языка, но существует американская культура. Нет аргентинского языка, но существует аргентинская культура. Один язык, но разные культуры у сербов и хорватов.
Общая культура - вот, что роднит всех англичан, пока они остаются англичанами, и отличает их от американцев, ирландцев, шотландцев и других такого же рода общностей людей, говорящих на английском языке. Что же касается языковой общности, то она, как в том случае, когда эта общность в общем и целом совпадает с культурной, так и в том, когда она значительно шире последней, является одновременно и важнейшим условием возникновения и развития культурной общности и существеннейшим компонентом последней.
Конечно, иногда различия в культуре между частями одной этнической общности могут быть не меньшими, чем между разными этносами. Например, различие в традиционной духовной и материальной культуре двух групп русских, которые в этнографии принято именовать северными великорусами и южными великорусами, не меньше, чем их отличие от белорусов и украинцев. И тем не менее эти группы этносами не являются.
Здесь перед нами предстает еще один важный фактор - этническое самосознание, т.е. осознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности. И северные великорусы и южные великорусы в одинаковой степени осознавали себя русскими. Таким образом, этническое самосознание состоит в том, что человек осознает себя русским, англичанином, норвежцем. Тем самым он осознает данную общность как "свою", а остальные как "чужие", данную культуру как "свою", а остальные как "чужие".
Наличие этнического сознания необходимо предполагает существования общего названия этноса - этнонима (от греч. этнос - народ и лат. nomina - название, имя). У этноса может быть несколько названий, одно из них - самоназвание, другие - имена, даваемые данному этносу людьми, принадлежащими к другим народам. Этническое самосознание невозможно без самоназвания. Если члены той или иной культурно-языковой общности не обладают этническим самосознанием, то эта группа не является этносом.
Этнос есть общность социальная и только социальная. Но нередко она понимается не только как социальная, но и как биологическая. И это объяснимо. Члены этноса сосуществуют не только в пространстве, но и во времени. Этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь. Он обладает глубиной во времени, имеет свою историю. Одни поколения членов этноса замещаются другими, одни члены этноса наследуют другим. Существование этноса предполагает наследование.
Но наследование наследованию рознь. Существует два качественно разных вида наследования. Одно из них - наследование биологическое, через посредство генетической программы, заложенной в хромосомах, наследование телесной организации. Другое - наследование социальное, передача культуры от поколения к поколению. В первом случае принято говорить о наследственности, во втором - о преемственности.
Передача этнической принадлежности есть наследование чисто социальное, чисто культурное, есть преемственность. Но в нормальных условиях культурное, социальное воспроизводство человека неотделимо от биологического. Дети наследуют от родителей не только телесную организацию, но и культуру, и этническое самосознание. В результате неизбежно возникает иллюзия полного совпадения социального и биологического воспроизводства, биологического и социального наследования, более того иллюзия производности социального наследования от биологического.
Отсюда вытекает представление, что этническая общность в своей основе есть общность происхождения, что этнос есть совокупность людей, имеющих общую плоть и одну общую кровь, что каждый этнос - особая порода людей. Таким образом, социальная по своему существу общность людей осознается как общность биологическая, что находит свое отражение в языке. Слово "народ", которым в обыденном языке именуют этнос, происходит от слов "род", "рождать", "порождать". И недаром, еще в XVII-XVIII, даже в XIX вв. для обозначения этноса нередко употреблялось слово "раса".
Когда перед человеком, который никогда не занимался теоретическими рассуждениями о природе этноса, встает вопрос о том, почему он принадлежит именно к этому, а не иному этносу, почему, например, он русский, а не татарин, англичанин и т.п., то у него естественно напрашивается ответ: потому что мои родители принадлежали к данному этносу, потому что мои родители - русские, а не татары, не англичане и т.п. Для обычного человека его принадлежность к тому или иному этносу определяется его происхождением, которое понимается как кровное происхождение.
Когда же предки человека принадлежат не к одному. а к разным этносам, то нередко и он сам и иные знающие об этом люди занимаются подсчетами, сколько в нем разных кровей и какова доля каждой из них. Говорят о долях русской, польской, еврейской и прочих кровей.
Поэтому сознание принадлежности к той или иной этнической общности до самого недавнего времени никогда не рассматривалось как что-то чисто субъективное, всецело зависящее от разума и воли человека. У человека именно такие, а не иные родители, именно такое, а не иное происхождение, именно такая, а не иная кровь.
Но сознание этнической принадлежности нельзя рассматривать как чисто субъективное явления даже в том случае, если понимать этнос в качестве социального и только социального образование, каковым он в действительности является. Оно включает в себя в качестве необходимейшего компонента чувство этнической принадлежности. А чувства человека, как известно, формируются в значительной степени независимо, а иногда и совершенно независимо от его разума, его рассудка. "Любовь зла, полюбишь и козла", - говорит русская пословица.
Сознание и чувство этнической принадлежности формируется под влиянием объективных условий жизни человека и, возникнув, существует уже во многом независимо от его сознания и воли. Это независимости во многом, конечно, способствует осознания этнической принадлежности как принадлежности к особой биологической породе людей. Человек не может произвольно изменить сложившееся у него сознание принадлежности именно к этому, а не иному этносу, хотя, конечно, может скрыть его и объявить о свой принадлежности к другой группе.
Разумеется, сознание принадлежности к одной этнической общности может заместиться сознанием принадлежности к другому этносу, но это происходит не в результате волевого решения человека, а в силу определенных объективных условий.
Если человек навсегда попадает в иноэтничную среду, то он вынужден, чтобы нормально жить в новых условиях, овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Шаг за шагом он начинает впитывать ранее чужую для него культуру и постепенно все больше забывать о той, что была для него родной. Этот длительный процесс, который именуется этнической ассимиляцией, этническим втягиванием или растворением, завершается изменением сознания этнической принадлежности. Но чаще всего это происходит только во втором или даже третьем поколении.
Полному завершению процесса этнической ассимиляции мешает, конечно, осознание этнической общности как общности происхождения. Не только человек, первым оказавшийся в иноэтничной среде, но и его потомки помнят, что хотя по языку и культуре они теперь ничем не отличаются от окружающих их людей, но по происхождению, по крови они иные. Так возникают такие характеристики, как американец ирландского, немецкого и т.п. происхождения. И память американцев о различии их происхождений мешает им стать одним единым этносом. Особенно это наглядно видно на примере афроамериканцев (негроидов), которые действительно по своей телесной природе отличаются от других жителей США, которые в большинстве своем принадлежат к числу европеоидов.
Культурно-языковой или только языковой ассимиляции могут подвергнуться не только отдельные индивиды, но целые группы людей, принадлежащих к тому или иному этносу. И если они при этом они не утратили прежнего этническое самосознания, то продолжают оставаться членами исходного этноса. Но при этом они образуют в его составе особую группу. Таковы тюрехане, которые полностью перешли на русский язык, но при этом сохранили память о своем мордовском происхождении.
Подводя итоги, можно сказать, что этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп, причем эта общность чаще всего осознается как общность происхождения.
Из книги Скелеты в шкафу истории автора Вассерман Анатолий АлександровичЭтническая обстановка Занятие Львовского воеводства ещё можно объяснить ссылками на национальный принцип. Там, правда, уже несколько веков подряд большинство составляли поляки. Но численно второй национальностью были галичане.Галицкое и Волынское княжества
Из книги Королевство вандалов [Взлет и падение] автора Диснер Ганс-ИоахимГлава VII. Вандальское государство как политически-военная и культурная
Из книги Российская нация [Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях] автора Абдулатипов Рамазан§ 3. Этнонациональная самобытность и гражданская общность в свете философии и социологии этногенеза Историко-философский анализ этногенеза социальной сути этносов, их развития в этнонации важен для социологических и политологических исследований. От рода и племен до
Из книги Правда о «еврейском расизме» автора Буровский Андрей МихайловичПолитико-идеологическая общность Ни в коем случае не следует считать, что ВСЕ евреи разделяют эти представления. Более того - эти представление не разделяет ни один успешный, состоявшийся в жизни еврей. Просто потому, что деловой и активный человек для обогащения не
Из книги Сюита «Ландшафт и этнос» автора Гумилев Лев Николаевич автора Седов Валентин ВасильевичДРЕВНЕЕВРОПЕЙСКАЯ ОБЩНОСТЬ
Из книги Славяне. Историко-археологическое исследование [С иллюстрациями] автора Седов Валентин ВасильевичСреднеевропейская историко-культурная общность полей погребальных урн В середине и второй половине II тысячелетия до н. э. в Западной Европе по археологическим данным наблюдается весьма пестрая этнокультурная ситуация (рис. 5). Выявляется множество археологических
Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид СергеевичАфрика и юг Азии как колонии: общность исторических судеб и ее первопричины Возвращаясь теперь к вопросу, поставленному в начале данной главы, обратим внимание на явную общность условий и обстоятельств, сыгравших немаловажную, а порой и решающую роль в том, что именно эти
Из книги Социальная психология и история автора Поршнев Борис Фёдорович Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр НиколаевичКатакомбная культурно-историческая общность В первой половине II тысячелетия до н. э. в степных областях восточной Европы существовала катакомбная культурно-историческая общность, названная так по характерной особенности погребального обряда захоронения покойных в
Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович1.3.2 Этническая общность, или этнос Ясно, что в применении к сербам, англичанам, валлонам, белорусам, голландцам и т.п. слово «народ» имеет иной смысл, чем в том случае, когда говорят об индийском или пакистанском народах. Для выражения именно этого, а не какого-либо другого
Из книги Раджпуты. Рыцари средневековой Индии автора Успенская Елена НиколаевнаЭтническая история раджпутов Слово «раджпут» (в североиндийских языках оно произносится с ударением на первом слоге, а мы привычно говорим с ударением на втором) имеет древнее происхождение. В ведической литературе оно имело форму «раджанья», что означало буквально
Из книги Япония в III-VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир автора Воробьёв Михаил ВасильевичЭтническая история Ямато Этническая история Японии, вступая в «полуисторический» или предписьменный период, тем не менее скрывает в себе много неясного даже по основной проблеме: наличия или отсутствия новых миграций. Согласно наиболее широко распространенному мнению,
Из книги Между страхом и восхищением: «Российский комплекс» в сознании немцев, 1900-1945 автора Кенен ГердОбщность судьбы Германии и России С точки зрения немецких антисемитов, именно революции в конце войны подтверждали экзистенциально углубленную общность германской судьбы с Россией. В архиве Людвига Мюллера фон Хаузена в бывшем московском партийном архиве хранятся
Из книги Этносы и «нации» в Западной Европе в Средние века и раннее Новое время автора Коллектив авторов