Памятник николаю гоголю на гоголевском бульваре. Памятники Николаю Васильевичу Гоголю. Справка Предложения об очередном переносе памятников

Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

По случаю 100-летия со дня смерти великого писателя в 1952 году поставили статую Николая Васильевича в рост, с офицерской выправкой, жизнерадостного, приветствующих прохожих. Надпись на новом памятнике, исполненном Н. Томским, вызывает недоумение: «Великому русскому художнику слова Н. В. Гоголю от правительства Советского Союза». Все памятники выдающимся людям ставились благородными потомками от имени народа, от имени России, а не переменной составляющей - правительства!

Памятников Гоголю в Москве сейчас сразу два, причем находятся они на расстоянии трех сотен метров друг от друга. Первый отлили в 1909 году и установили на Гоголевском бульваре, но в годы Советской власти он показался партийной верхушке слишком скорбным, и его заменили на новый - с оптимистичной трактовкой образа писателя.

Банальная композиция новоявленного памятника на месте «сосланного» дала повод острословам шутить, что статуя, похоже, облачена в шинель Акакия Башмачкина, и держит этот чиновник в руках том сочинения Сталина. Справедливости ради следует сказать, что сам Томский принародно поведал, что считает самым неудачным памятник Гоголю, выполненный им в чрезвычайной спешке к юбилею писателя. Как бы то ни было, эта творческая неудача Томского высится на бульваре и по сей день.

Как добраться

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю находится в конце Гоголевского бульвара у Арбатской площади (Гоголевский бульвар д. 33/1). Проще всего добраться до него можно приехав на станцию метро Арбатская (Филевской линии). Выходите на улицу к кинотеатру Художественный. У кинотеатра спускаетесь в подземный переход и переходите Арбатскую площадь. На противоположной стороне поворачиваете налево и по Арбатской площади идете до начала Гоголевского бульвара д. 33/1. Здесь на центральной части бульвара и расположен памятник Николаю Васильевичу Гоголю.

Адрес: Москва, ст. м. Арбатская, Арбатская площадь, Гоголевский бульвар.

Н. В. Гоголь - один из самых мистических российских писателей. Его произведения любят взрослые и дети. Интересная творческая личность умеет завораживать не только своими рассказами. Глядя на памятник писателю, невозможно оторваться. А где же его можно увидеть? Памятников Гоголю всего 11 в мире. В этой статье мы расскажем о каждом из них.

Первый памятник в Москве

Николай Андреевич Андреев - один из известных скульпторов XX века. Именно он сделал первый памятник Гоголю в Москве. Эта одна из самых выдающихся скульптур. После открытия (1909 г.) памятник получил много отрицательных отзывов.

Граждане не привыкли видеть сидячие фигуры, тем более изготовленные в стиле реализма. Все ожидали лицезреть фигуру писателя в полный рост, торжественно возвышающуюся над бульваром. Памятник Гоголю не оправдал ожиданий. Н. А. Андреев отошел от стандартного академизма, проявил фантазию и инициативу. В его скульптуре русский писатель изображен в момент душевных мук. Гоголь прилег на камень и раздумывает о чем-то или о чем-то сильно сожалеет. Но, несмотря на жесткую критику, москвичи вскоре привыкли к новому памятнику. И в конце года Н. А. Андреев читал не критические отзывы, а положительные рецензии на свою работу.

Вторая попытка установки монумента

Памятника Гоголю на Арбатской площади скульптора Н. А. Андреева простоял недолго. И. В. Сталину не нравился монумент, он считал его слишком пессимистичным, того же мнения придерживалась и В. Мухина. Поэтому в 1950 г. был объявлен конкурс на изготовление нового памятника. Выиграл в нем скульптор Николай Васильевич Томский. Его видение писателя правительству нравилось больше.

Монумент, открытый в 1951 году, был выполнен в полный рост в торжественной позе. Никакой детальной проработки не было и в помине. Критика горожан опять была жестокой. За 50 лет они так привыкли к скорбящей фигуре писателя, которая поражала всех портретным сходством, что к новому памятнику Гоголю на Арбатской отнеслись плохо. Хотя правительство и вынесло благодарность скульптору, но сам Н. В. Томский считает эту скульптуру одной из самых неудачных своих работ.

В Нежине

В 1881 г. был открыт первый в мире памятник Гоголю. Изготовил его известный скульптор Санкт-Петербурга П. П. Забелло. Почему первый памятник был установлен именно в городе Нежин? Именно здесь свое образование получил русский писатель. Интересным фактом является и то, что скульптор П. П. Забелло вырос в городе Нежин.

Памятник писателю выполнен в виде бюста. Гоголь склонил голову и смотрит на всех проходящих как бы свысока, с полуулыбкой на губах.

Одет писатель в плащ. Именно с этим предметом гардероба была связана интересная задумка скульптора. П. П. Забелло выложил складки плаща в виде своего профиля. Но чтобы найти своеобразный автограф автора придется постараться.

В Санкт-Петербурге

В Северной столице нашей родины памятник Гоголю находится на Малой Конюшенной улице. Скульптура была выполнена М. В. Беловым, молодым дарованием. Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре имеет некоторое сходство со скульптурой писателя в Москве. Но в отличие от работы Томского, Белов проработал фигуру Н. В. Гоголя очень детально. Скульптура представляет собой писателя в полный рост. Он над чем-то задумался, сложил руки на груди и склонил голову.

Удивительно, но инициатива открытия памятника принадлежит не администрации города, а меценатам. Их имена написаны на обратной стороне постамента. Бронзовая фигура писателя хорошо гармонирует с окружающим пространством. Памятник был обнесен железной решеткой, и в таком же стиле были выполнены фонари, которые освещают фигуру писателя ночью.

В Волгограде

Памятник Гоголю в этом городе был открыт в 1910 г. Он до сих пор хорошо сохранился, хотя его и повредили события революции и мировых войн. Памятник Гоголю считается одним из первых, установленных в Волгограде. Его скульптором является И. Ф. Тавбия. Средства на монумент были собраны горожанами, которые хотели таким образом почтить память великого русского писателя. Сегодня бюст Гоголя стоит на современном постаменте, но сам внешний вид памятника оставляет желать лучшего.

Лицо и одежда писателя в подтеках от окислившегося металла, а также черты лица немного деформированы от пуль. Сегодня посмотреть на бюст Гоголя можно в Комсомольском саду.

В Киеве

Интересный памятник Гоголю был установлен в столице Украины. Скульптура не совсем стандартна. Она, конечно, не сравнится с первым памятником Гоголю на Арбатской площади в Москве, но все же стоит учесть, что ее воздвигли задолго до столичного монумента. Автором памятника Гоголя в Киеве является Александр Скобликов. Его идея изобразить поясной скульптурный портрет оригинальна тем, что плащ писателя красиво ниспадает с постамента.

Правая рука Гоголя удерживает книгу, а левая - полы плаща. Руки скрещены между собой, а взгляд устремлен вдаль. Складывается впечатление, что писатель кого-то ждет или всматривается в проходящих людей.

В Киеве расположены еще два памятника, которые непосредственно связаны с Гоголем. Один из них - памятник Редкой птице. Это необычное создание возвышается рядом с мостом Патона. В одном из произведений Н. В. Гоголя было сказано, что «редкая птица долетит до середины Днепра». Но скульптор Алексей Владимиров решил, что одна все же долетит, и администрация города согласилась. Также в Киеве расположен памятник Носу. По своей форме он очень напоминает нос Гоголя. Расположена скульптура на улице Десятинной.

В Риме

Памятник Гоголю в Москве на Гоголевском бульваре не может сравниться с той скульптурой, которая воздвигнута в честь писателя в Риме. В 2002 году в столице Италии был открыт новый памятник. Что Н. В. Гоголя связывает с Римом? Русский писатель в совершенстве владел итальянским языком, и именно в столице Италии была написана значительная часть произведения «Мертвые души». По признанию Гоголя, именно вдалеке от родины он мог писать о ней честно и без прикрас. Это неудивительно, ведь ностальгия по России толкает людей на переосмысление своих жизненных ценностей. Сегодня творчество Н. В. Гоголя пользуется большим спросом у итальянцев. Многие произведения русского писателя переведены на итальянский язык.

Скульптором памятника Гоголя в Риме стал Зураб Церетели. Изваяние выполнено в академическом стиле. Писатель изображен без прикрас, он сидит на скамье, а в руках держит собственную голову с улыбающейся гримасой.

В Харькове

Бюст великого писателя был сделан скульптором Б. В. Эдуардсом. Бюст Гоголя установили в 1909 г. В одной руке писатель держит свои заметки, а в другой руке -перо. Он крепко прижимает к груди эти драгоценные для него вещи. Взгляд Гоголя устремлен на зрителя.

Во время Великой Отечественной войны бюст пострадал. Пуля пробила плечо и руку, тем самым деформировав скульптуру. Но в процессе реставрации эти дефекты убирать не стали, так как они являются частью истории города. Полюбоваться скульптурой можно на площади Поэзии.

В Днепропетровске

Памятник Гоголю просто не могли не установить в этом украинском городе. Ведь знаменитый русский писатель родился и вырос именно на Украине. Этот период его жизни находит отражение во многих произведениях. Н. В. Гоголь чтил и помнил украинскую культуру и традиции.

Бюст писателю в Днепропетровске был установлен в 1959 году. Скульптором этого памятника является А. В. Сытник. Памятники Гоголю к середине XX в. украшали уже многие российские и украинские города. Странно, что памятник в Днепропетровске не выделяется ни своим размахом, ни оригинальностью. Н. В. Гоголь изображен в академическом стиле. Лицо писателя и его одежда хорошо детализированы. Посмотреть на бюст великого русского писателя можно на пересечении улицы Гоголя и проспекта Карла-Маркса.

В Калуге

Несмотря на то, что памятник Гоголю в Калуге был открыт совсем недавно, в 2014 году, он пользуется большим интересом как со стороны жителей города, так и туристов. До недавних пор на месте бронзовой скульптуры стоял небольшой обелиск. Современный памятник имеет большой размах - 2,5 м. Автором монумента является московский скульптор Александр Смирнов. Место для установки было выбрано неслучайно. Ведь именно здесь, в парке Циолковского когда-то жил и работал русский писатель. Близкие друзья Гоголя собирались у него дома и слушали отрывки из второго тома произведения «Мертвые души», которые, к сожалению, у нас возможности прочесть нет.

Интересный факт о памятнике: инициатором его установки стал актер местного театра Валерий Золотухин. Он настолько проникся творчеством писателя, когда играл в его пьесе «Ревизор», что уговорил администрацию всерьез заняться вопросом об установке монумента. И он добился своего. Администрация города не только открыла памятник, но и устроила в этот день праздничный концерт. Играл духовой оркестр, гуляли разряженные дамы и кавалеры в костюмах, сшитых по моде XIX в.

Скульптура, установленная в Калуге, изображает писателя за работой. Гоголь стоит в раздумьях рядом с конторкой.

На ней разложены сочинения, а также здесь присутствуют перо и чернильница. Монумент изображает Николая Васильевича в момент раздумий. Писатель стоит, немного сгорбившись, взгляд направлен в землю. Интересно, что А. Смирнов решил изображать Гоголя не в привычном для писателя плаще, а в шлафроке.

В Полтаве

Скульптор Л. Позен создал памятник Гоголю в 1915 году. Но на постамент на улице Гоголя писатель сел только в 1934 году. Почему произошла такая задержка? Первое, что помешало монтажу - это Гражданская война. Потом невозможно было разместить памятник в связи с начавшейся Первой мировой войной. Но даже после ее окончания правительство было против установки скульптуры. Дело в том, что Н. В. Гоголь был дворянином, а большевики считали ненужным воздвижение памятников, любым образом напоминающим людям о царской власти. Несмотря на все неурядицы, монумент был поставлен на свое нынешнее место в 1934 году.

Л. Позен создал скульптуру в сидячей позе. Одна нога писателя выдвинута вперед, а другая подтянута под себя. Поза явно расслабленная. Именно так человек сидит, когда он о чем-то сильно задумался. Писатель, видимо, размышляет о только что прочитанной книге, ведь именно она находится у него в руках.

Будущие памятников

На сегодняшний день памятников Н. В. Гоголю установлено 11 штук. Но это без учета мемориальных досок, которые расположены в различных городах. В память о великом русском писателе было открыто много музеев, которые просто необходимо посетить всем почитателям русской классики.

Ежегодно правительство тратит довольно крупные суммы на строительство дорог. Проводится реставрация муниципальных зданий, но вот памятники на реставрацию почему-то отправляются редко. Администрации городов имеют разное мнение о том, как нужно поддерживать скульптуры в надлежащем виде. Поэтому одни монументы на данный момент выглядят превосходно, а другие, к сожалению, оставляют желать лучшего. Несомненно, радует тот факт, что с каждым годом в России становится все больше меценатов, которые поддерживают искусство. Поэтому будем надеяться, что памятники Гоголю и другим выдающимся деятелям культуры и искусства не будут терять свой презентабельный вид, и их своевременно будут реставрировать.

История создания памятника

В россии, нужно признать с сожалением, всегда было мало порядка. Особенно в отношении к своим святыням. В 1909 г., Когда приближалось столетие со дня рождения Николая Васильевича гоголя, вдруг было замечено, что могила человека, почитаемого во всем мире в качестве одного из величайших гениев всех времен неухожена, а в городе нет памятника, ему посвященного.

Выдержка из газеты начала XX века: Приведение в порядок заброшенной на Даниловском кладбище в Москве могилы Гоголя ко дню празднования столетия со дня его рождения, 20 марта текущего года, взял на себя город, и в настоящее время работа эта выполнена: При производстве этих работ была обнаружена в глубине плотная масса кирпича и известки, которую был залит в свое время дубовый гроб, сохранившийся в целости и до сих пор, о чем свидетельствовали совершенно крепкие углы гроба, обнаружившиеся в тех местах, где известковая масса от времени осыпалась.

К счастью, общество и городские власти приняли это близко к сердцу. При участии различных комитетов была разработана обширная программа действий. В частности, было решено учредить гоголевскую библиотеку и поставить в городе памятник Гоголю.

Выдержка из газеты начала XX века: Московская городская дума наметила программу гоголевских торжеств по поводу предстоящего открытия памятника великому писателю, которое должно состоятся в столетнюю годовщину его рождения. Городское самоуправление постановило назвать именем Н. В. Гоголя одно высшее мужское и одно высшее женское городские училища, предполагаемые к открытию в 1908 г., десять городских школ также назвать Гоголевскими; учредить библиотеку-читальню имени Н. В. Гоголя; издать в возможно большем количестве экземпляров популярную биографию и избранные сочинения Н. В. Гоголя для бесплатного распространения в народе; организовать ряд публичных чтений и народных спектаклей; учредить несколько гоголевских стипендий в Московском университете. Для подробной разработки намеченной программы избрана комиссия из 10 лиц.

Двор дома на Никитском бульваре,
в котором провел свои последние
дни Н.В. Гоголь

Создание памятника и библиотеки с самого начала были увязаны между собой - место для памятника специально было выбрано неподалеку от дома, где провел свои последние дни Н.В. Гоголь, а сам этот дом было решено превратить в мемориальный гоголевский музей-читальню.

Выдержка из газеты начала XX века: Ко дню открытия памятника Н. В. Гоголю Московская городская управа намерена предложить Думе приобрести дом, в котором провел последние дни Н. В. Гоголь, и устроить там музей-читальню имени знаменитого писателя. Дом этот находится на Никитском бульваре и в настоящее время принадлежит граф. Шереметьевой. Всем учащимся в городских школах в день открытия памятника будут розданы бесплатно сочинения Гоголя.

Памятником занималось общество любителей российской словесности. Оно очень серьезно отнеслось к делу. Тщательно были собраны все известные портреты Гоголя.

Было проведено несколько конкурсов на памятник. В итоге работу поручили знаменитому скульптору Н.А. Андрееву.

Средства на сооружение памятника успешно собрали, памятник соорудили в срок, а тщательно запротоколированные расходы на его сооружение были опубликованы.

Выдержка из газеты начала XX века: Московская 5 классическая гимназия, здание которой находится близко к тому дому, где скончался Гоголь (на Никитском бульваре), и к тому месту, где готов к открытию его памятник (на Арбатской площади), благодаря заботам учащихся и некоторых других лиц, собрала довольно большую коллекцию, тесно связанную с именем Гоголя и устроила очень симпатичную Гоголевскую выставку.

Общество с нетерпением ожидало открытия памятника Гоголю. Наконец, при огромном стечении народа памятник был открыт на праздничной церемонии, которая длилась два дня - продолжившись в виде торжественного заседания общества любителей российской словесности. К подножию памятника были возложены многочисленные венки, включая венок от государя императора, было произнесено множество речей, прошли другие дополнительные торжества. Это было славное событие о котором был издан подробнейший отчет. По случаю открытия памятника были созданы различные памятные знаки, включая главную мемориальную медаль, которую сделал сам Андреев и которая была вручена Николаю II.

Выдержка из газеты начала XX века: В библиотеке Исторического музея в Москве окончено размещение венков, возложенных на памятник Гоголя, переданных городом в музей. Размещены только металлические венки.У кафедры библиотекаря помещен лавровый венок от Государя Императора, остальные подвешены на стены. Всех развешанных венков около 60. Кроме того, передано до 200 лент.

Памятник работы Андреева на Гоголевском бульваре

Памятник, созданный Николаем Андреевым, оказался подлинным шедевром, вдохновенным произведением большого мастера. Именно поэтому, оно не могло быть принято и понято всеми - мнения сразу разделились, начались жаркие споры. Но сейчас, по прошествии целого века, стало окончательно ясно - это лучший памятник Москвы. Такую оценку готовы ревностно отстаивать все культурные люди столицы, и, видимо, она уже никогда не изменится.


Памятник Гоголю работы Андреева
на Гоголевском бульваре

Выдержка из газеты начала XX века: Гоголь Андреева - лицо субъективное и мало говорящее сердцу русского человека: Это не Гоголь, которого мы знаем и любим:

В памятнике, в фигуре и лице есть настроение. Есть от этого внутренняя значительность. Веет от этого Гоголя какой-то жуткой загадкой! А разгадана ли вполне загадка Гоголя?..

Памятник прежде всего должен быть ясен и назидателен, а не сбивать с толку прохожего:

В Москве циркулирует слух, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н. В. Гоголю, намерена открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим.

Выдержка из газеты начала XX века: Во всей позе, в том движении, которым закутал он свою хрупкую фигуру в шинель, что-то скорбное, какая-то великая усталость сердца, с которым так сурово обошлась жизнь:

Такой Гоголь удивительно близок сегодняшнему дню, нашему веку: Можно с жутким чувством смотреть на этого медного человека, резко наклонившегося всем корпусом вниз и точно всматривавшегося в праздную толпу: С удивлением? С равнодушием? С осуждением? С чем угодно - только не с умилением, не с сочувствием, не с ласкою:

Мнение В. Порудоминского: По условиям первых конкурсов пьедестал должен был оставаться чистым. Хотя Андрееву дан был простор, он знал эти условия, понимал, что они выражают желание комитета, и пренебрег ими. "И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями:" - вот что надо было Андрееву и вот что передал он благородно, сдержанно и выразительно ("лента" темной, подернутой зеленоватой патиной бронзы красивым и нерезким "пятном" на фоне пьедестала)

Андреевский Гоголь с удивительной легкостью вписался в городскую среду и ему не мешало соседство со скульптурным аттиком работы витали, на крыше воспитательного дома, и со случайными бронзовыми львами четырех фонарей, стоявших рядом.

Памятник в Донском монастыре

Памятник мирно и благополучно простоял на Гоголевском бульваре больше половины советской эпохи и стоял бы до наших дней. Но, вдруг, лучший памятник Москвы возбудил острую неприязнь самого могущественного человека советского союза. Товарищ Сталин лично захотел уничтожить медную статую Гоголя. Слишком философическая работа Андреева не соответствовала послевоенному оптимизму вождя всех народов. Статую убрали в 1951 г., (через 42 года после всенародных торжеств по случаю ее открытия - ровно столько же прожил сам Гоголь).

От переплавки ее спас Государственный Научно-Исследовательский Музей Архитектуры, который расположился в Донском монастыре. Там памятник оказался в хорошей компании. Рядом спасались скульптуры с триумфальной арки, фрагменты храма Христа спасителя, Иверской часовни, Красных ворот, Сухаревой башни, все тот же Аттик Витали - сосед сосланного памятника. Сотрудники музея под предлогом научных исследований уберегли тысячи шедевров русского искусства, пришедшихся не ко двору советским руководителям. Да и сам монастырь спасли.

Новый памятник. Гоголю от правительства Советского Союза

Выполняя приказ вождя опять провели конкурс на памятник Гоголю. Большой борьбы не было. Участвовали только корифеи сталинского периода - Меркуров, Томский. Задача была поставлена родной коммунистической партией - Гоголь должен взирать на окружающее не с унынием, а с одобрением.

В неосуществленном проекте Меркулова Гоголь-герой больше похож на воина-освободителя Европы. На его лице - воля к победе. Такой Гоголь и под танк может броситься. Шинель на нем явно сшита по военному образцу.


Памятники Меркулова и Томского

В осуществленном памятнике фигура Гоголя излучает физическое здоровье. Это славный и бодрый парубок. На лице писателя - солнечная улыбка, он с явной радостью всматривается в окружающую Москву. На постаменте не короткая надпись "ГОГОЛЬ", как написали в 1909 г., а развернутая дарственная: "Великому русскому художнику слова: от правительства Советского Союза..."

Двор дома №7 по Никитскому бульвару

Нужно сказать, что к столетию со дня смерти великого писателя опять был обнаружен непорядок - на сей раз около его дома, имеющего для русской культуры колоссальное значение. В этом доме Гоголь провел свои последние дни, и здесь до сих пор сохранился камин, в котором писатель сжег вторую часть "Мертвых душ".

Выдержка из газеты середины XX века: В марте 1952 года исполняется сто лет со дня смерти писателя. Будет очень плохо, если дом, в котором жил Гоголь, останется в том же виде, в каком он находится сейчас. Здание не ремонтировалось несколько лет, фасад имеет неряшливый вид. Несколько слов о сквере во дворе этого дома. Он был разбит к празднованию 800-летия Москвы. В нем было много цветов. Дворик приобрел культурный вид, сюда приходили жители, чтобы полюбоваться клумбами, отдохнуть. Но на второй год всю площадь сквера вместо цветов засеяли клевером. Клевер растет плохо, запущены клумбы, нет скамеек". Вечерняя Москва, 23 июля 1951г.

Наконец, при новых, более культурных правителях ссылку памятника сочли очевидным варварством, которое нужно прекратить. Но власть не решилась вернуть памятник на его законное место. Не без остроумия был найден выход из трудного положения. Во время хрущевской "оттепели" памятник перенесли еще ближе к Гоголевскому дому - прямо в его дворовый сквер. В итоге, получилось, может быть, даже неплохо - Гоголю посвящены целых два больших памятника, расположенных очень близко друг от друга.

Памятник Гоголю работы Андреева.
Во дворе дома №7 на Никитском
(Суворовском) бульваре.
Фото М. М. Чуракова, 1967.

Так выглядел сквер в первые годы после установки памятника. Со временем деревья разрослись и скрыли его от взглядов невнимательных прохожих. Теперь только знатоки приходят сюда и приводят приезжих друзей и знакомых, чтобы полюбоваться уникальным шедевром, равного которому в городе Москве нет.

Что касается лже-Гоголя Томского, до которого можно дошагать меньше, чем за пять минут, то арбатская молодежь с иронией называет "его" место - "Площадь де Гоголя". Вообще, представьте себе, например, в Лондоне два памятника Диккенсу или Байрону на одной улице. Так что, факт этот - несомненно, гоголевский. Воистину, "как поссорился Николай Васильевич (Томский) с Николаем Андреевичем (Андреевым).

Теперь судьба лучшего памятника Москвы в руках гоголевской библиотеки. Но забота о бесценном произведении русского искусства - дело всей просвещенной общественности.

Подбор фотографий - В.Л. Нечаев.

Текст и комментарии - Е.М. Грибкова, Г.Д. Ситенко, О.И. Струкова


Памятник Гоголю, созданный Н. А. Андреевым

В небольшом сквере во дворике бывшего дома А. С. Талызина на Никитском бульваре находится памятник русскому писателю Николая Васильевичу Гоголю. Его автор, скульптор Николай Андреевич Андреев, отказавшись от всех условных и идеализирующих приемов, характерных для монументальной городской скульптуры, создал живой и противоречивый образ человека, творчество которого хорошо знал и любил. В жизни этого монумента, имеющего вековую историю (его открытие, приуроченное к 100-летию со дня рождения Гоголя, состоялось 26 апреля 1909 года), было все: и этапы полного забвения и неприятия, и время переосмысления и искреннего восхищения.

ВСЛЕД ЗА ПУШКИНЫМ

Идея создания памятника Н. В. Гоголю в Москве родилась 10 июня 1880 г. сразу после открытия на Тверском бульваре памятника А. С. Пушкину. За два дня до этого в большом зале Благородного собрания проходил последний пушкинский праздник, устроенный Обществом любителей российской словесности, действительным членом которого с 1836 года являлся и Н. В. Гоголь. На церемонии присутствовали лучшие представители русской литературы и ее исследователи: И. С. Аксаков, П. В. Анненков, Я. К. Грот, Ф. М. Достоевский, А. Н. Майков, А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, Я. П. Полонский, М. И. Сухомлинов, Н. С. Тихонравов, И. С. Тургенев. Известный драматический писатель А. А. Потехин, действительный член Общества, заключая свою торжественную речь, сказал: «Почтив Пушкина, мы ничем не утешим столько его великую тень, как положив в эти дни чествования его памяти начало всенародной подписки на памятник Гоголю... И пожелаем, господа, да будет Москва пантеоном русской литературы, да воздвигнется памятник Гоголю в центре России — Москве!»

Идею Потехина дружно поддержали: за короткий срок была создана временная Комиссия, а затем и постоянный Комитет по сооружению монумента во главе с московским генерал-губернатором великим князем Сергеем Александровичем.
Уже 1 августа 1880 года в России открылась повсеместная подписка «на составление капитала» для сооружения памятника Н. В. Гоголю. Гоголевский фонд складывался из разных источников. В его пользу были даны спектакли в обеих столицах и в провинции, сборы от них шли из Чернигова, Уральска, Екатеринбурга, Херсона, Тулы, Торжка. Объявление о сборе средств было опубликовано в прессе, по разным учреждениям России были разосланы подписные листы. П. П. Демидов, крупный уральский заводчик, лично пожертвовал на памятник 5000 рублей и выразил желание выслать «еще всю медь, сколько таковой потребуется для отливки статуи и иных украшений памятника». К концу 1890 года капитал достиг 52 тысяч рублей, и Общество любителей российской словесности постановило образовать Комитет по сооружению в Москве памятника Н. В. Гоголю, первое заседание которого состоялось 6 апреля 1896 года. К этому времени пожертвований и процентов поступило уже более 70 тысяч рублей, и Комитет счел собранную сумму достаточной, чтобы приступить к сооружению памятника.

46 БЕСПОЛЕЗНЫХ ПРОЕКТОВ

На упомянутом заседании был рассмотрен вопрос о выборе места для постановки памятника в Москве. В этом качестве рассматривались Арбатская, Лубянская и Театральная площади, Страстной и Рождественский бульвары. Как памятному месту, связанному с пребыванием писателя в Москве, Комитет отдал предпочтение Арбатской площади — в той ее части, где она примыкает к Пречистенскому бульвару. Через нее Гоголь «часто направлялся то в церковь св. Саввы, то на Девичье поле к своему приятелю Погодину». Неподалеку отсюда, в доме графа А. П. Толстого на Никитском бульваре, 7а, прошли последние годы жизни писателя. После многочисленных обсуждений место для будущего памятника было утверждено.
Вслед за этим была разработана программа конкурса на лучший проект памятника. Вот, что писал в то время журнал «Художественные сокровища России»: «Объявлен конкурс на постановку памятника Гоголю в Москве. Условия следующие. Памятник предполагается из бронзы. Гоголь должен быть изображен в сидячем положении, в костюме своего времени. Пьедестал должен соответствовать обстановке того места (Арбатская площадь, в конце Пречистенского бульвара), где будет стоять памятник. Лицевой стороной он будет обращен на Знаменку. Памятник будет окружен сквером. <...> Форма и размер памятника предоставляются составителю проекта. Аллегорические фигуры не допускаются, равно как и барельефы. Материалы: гранит, порфир, бронза...»
В результате на конкурс было представлено 44 проекта памятника в моделях и два проекта в рисунках. 14 февраля 1902 года на очередном заседании комитета подводились итоги конкурса. Проекты памятника Гоголю были выставлены для всеобщего обозрения в Историческом музее. Для присуждения премий было отобрано четыре проекта (среди авторов-номинантов были академик архитектуры П. П. Забелло, архитектор В. В. Шервуда, скульпторы С. М. Волнухин и Р. Р. Бах). Несмотря на то, что некоторые работы, представленные на конкурс, были премированы, ни одна из них не была рекомендована для сооружения памятника. По словам очевидцев, все они скорее напоминали «каминные часы или кондитерские торты».

С ЛЕГКОЙ РУКИ ОСТРОУХОВА

В 1906 году председателем Комитета по сооружению памятника Гоголю становится вновь избранный московский городской голова Н. И. Гучков, и в деятельности этого органа начинается новый этап.
13 февраля 1906 года на первое заседание Комитета, проходившее под председательством Н. И. Гучкова, был приглашен И. С. Остроухов, который становится одним из главных и активнейших его деятелей. На этом же заседании комитет постановляет: «...нового конкурса не устраивать, а поручить составление проекта скульптору Андрееву, не связывая его никакими условиями, кроме стоимости».

Н. А. Андреев

В первом конкурсе Андреев не участвовал, тем не менее, именно он получил столь почетный и выгодный заказ. Произошло это благодаря Илье Семеновичу Остроухову. Художник и коллекционер, многолетний попечитель Третьяковской галереи, он был хорошо знаком с Андреевым и высоко ценил его творчество. Именно Остроухов содействовал приобретению произведений Андреева в галерею (в 1905 году Советом галереи были куплены андреевские портреты писателей Петра Боборыкина и Льва Толстого), помогал с частными заказами и даже выдвигал (безуспешно) кандидатуру своего подопечного в академики. К счастью, Остроухову удалось доказать, что конкурсы ни к чему не приведут, и убедить членов Комитета отдать выполнение заказа Николаю Андрееву. Жена скульптора, М. П. Гортынская, позже вспоминала: «...Остроухов даже предложил, что если хоть один из членов комитета будет против эскиза Андреева — Комитет вправе обратиться к другому скульптору». (Надо заметить, что Андреев уже не раз в своем творчестве обращался к образу писателя. В 1904 году он выполнил бюст Гоголя для памятника, установленного на станции Миргород, который был создан на средства Киево-Воронежской железной дороги, а двумя годами ранее, к 50-летию со дня смерти писателя, для так называемых «сред» московских художников скульптор выполнил камерный бюст).
В качестве экспертов для суждения о проекте Андреева собрание наметило художника В. А. Серова, архитектора Ф. О. Шехтеля и артиста Малого театра А. П. Ленского.
Спустя всего два месяца, уже к следующему заседанию Комитета по сооружению в апреле 1906 года, Николай Андреевич Андреев выставил проект памятника Гоголю в саду при доме Остроухова в Трубниковском переулке. Проект был утвержден, а Комитет принял на себя обязательство выплатить скульптору вознаграждение в размере 30 тысяч рублей.
С Орловым, имеющим в Москве большую мраморно-гранильную мастерскую, был заключен контракт на производство всех гранитных работ на памятнике, включая поставку гранита для пьедестала, цоколя, подзора и тумбочек для решетки. Два громадных монолита гранита (около 1000 пудов каждый) для пьедестала привезли из Финляндии.
Для изготовления металлических частей решетки и фонарей заключили контракты с московской фирмой Э. Виллера. Было решено, что отливку бронзовых частей памятника выполнит петербургская фирма «А. Моран, преемник». Бронзу для отливки памятника предоставили наследники П. П. Демидова, которые также пожертвовали комитету 110 пудов штыковой меди.
Работы по сооружению памятника Гоголю велись самым активным образом. Первоначально скульптор работал над моделями в своей мастерской, которую с 1900 года снимал во дворе особняка В. И. Орлова в Большом Афанасьевском переулке (в 1957 году здесь, на доме 27, стр. 3, была установлена мемориальная доска). Андреев все делал сам: лепил из глины огромную фигуру писателя в натуральную величину, выполнял эскизы барельефов. Впоследствии по андреевским эскизам отлили решетку с венками и изящные фонари со стилизованными львиными масками (их прообразом стали львы с пилонов ворот Английского клуба на Тверской).
Летом 1906 года на Пречистенском бульваре начались подготовительные работы по сооружению фундамента памятника, в который были положены золотые и серебряные монеты, а сверху — медная доска с надписью.
Через девять месяцев из мастерской скульптора сюда были перевезены бронзовая фигура, барельефы и камни. Вот как описывает памятник Гоголю один из членов комиссии после его осмотра на месте: «Композиция такая: Гоголь задумчиво сидит, закутавшись в николаевский плащ, который он придерживает правой рукой; вся фигура красиво драпируется широкими складками этого плаща; в лице великого писателя художником великолепно передана тонкая наблюдательность, загадочная замкнутость и сверкающий юмор Гоголя...» Особенно всем нравятся барельефы, которые в виде бронзового пояса делят прямоугольный пьедестал на две неравные части.
Существует версия, что в установке памятника принимал участие член Комиссии Федор Шехтель, который искусно вписал монумент в городской ландшафт. Но скорее Андреев просто принял во внимание советы Шехтеля, который к тому времени был уже очень известным и авторитетным архитектором.

К открытию памятника по гипсовой модели Андреева петербургским медальером А. Жаккаром была вычеканена планета — памятная медаль в количестве 303 экземпляров (из них в бронзе — 300, в серебре — 2, в золоте — 1).
В марте 1908 года, когда встал вопрос о торжествах по случаю открытия памятника, при Московской городской думе была создана исполнительная комиссия в составе десяти человек, а при Обществе любителей российской словесности — Гоголевская комиссия из четырнадцати энтузиастов.

РОЖДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Созданию памятника предшествовал очень важный подготовительный период — период рождения художественного образа. Свою работу Андреев начал с путешествия на Полтавщину, где длительное время прожил в селе Шишаки, стоящем на реке Псел.
На Украине Андреев встретился с сестрой Гоголя Ольгой Васильевной Гоголь-Головней, которая умерла несколько месяцев спустя.

Эта встреча сыграла основополагающее значение в процессе формирования художественного образа писателя. Андреев набросал несколько портретов Ольги Васильевны, оплечных и в рост, но самое главное — он услышал живые воспоминания о «позднем» Гоголе.
В период работы над памятником скульптор перечитал произведения писателя. Из воспоминаний М. П. Гортынской: «...В мастерской у него всюду лежали сочинения Гоголя, его портреты... Память у Николая Андреевича была очень хорошая, и он часто цитировал наизусть целые пассажи из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» или передавал по-украински свои разговоры с жителями Шишаков». Андреев «относился к Гоголю с исключительной любовью и считал его величайшим писателем». Он называл Гоголя скульптором в литературе: «Так рельефны его персонажи, обобщены все их характерные черты, отброшено все лишнее, и вместе с тем они живые, хотя и монументальные».
Для передачи внешнего облика Андреев тщательно изучил иконографию писателя. В мастерской скульптора были собраны известные портреты Гоголя: профильный портрет, выполненный Э. А. Дмитриевым-Мамоновым (один из самых точных портретов писателя, сделанный незадолго до его смерти)

Работы Моллера

И, конечно, портреты Гоголя кисти Александра Иванова, созданные для картины «Явление Христа народу».

Для того чтобы глубже изучить и понять лицо писателя, скульптор сделал с них копии.
Подобно Гоголю, Андреев долго искал «натуру» для своих образов. В Государственной Третьяковской галерее хранится несколько больших и малых альбомов, заполненных рисунками типов украинских крестьян разного возраста, портретными зарисовками и эскизами.
Во время поездки на Украину Андреевым были найдены многие прототипы гоголевских героев для барельефов пьедестала. На рисунках с пометкой «Шишаки» — образы Остапа и Андрия, Чуба, Вакулы, Солохи, Рудыя Панько. Весьма интересны сделанные на Украине пейзажные наброски, которые помогли скульптору в формировании художественных образов, передаче национального колорита. В одном из писем Андреев примечательно говорит, что типы барельефа наконец-то «вывелись» (то есть родились на свет).
Впрочем, скульптор находил свои персонажи и в Москве. Так, на Смоленском рынке был найден худой, длинноносый натурщик, с которого Андреев лепил фигуру Гоголя.

Часто художественные образы скульптора — это собирательные типы, а не портрет одного конкретного человека. Газетный репортер как-то спросил Андреева о прототипе Городничего: «С кого?» Скульптор ответил: «Мало ли их! Тип распространенный весьма...»
Сама жизнь подсказывала образы гоголевских героев. Cо слов Андреева известно, что Коробочку он «подглядел» в провинции, в губернском правлении, куда зашел однажды по делам. В письме к Остроухову, рассказывая о своей поездке на Украину, Андреев написал: «Даже Коробочка нашлась (по секрету — сестрица Николая Васильевича Ольга Васильевна)».
К слову, имена многих прототипов гоголевских персонажей, изображенных на барельефах, не являются секретом. Так, натурой для Земляники послужил актер Константин Рыбаков. Для образа Бобчинского была использована маска, снятая с актера Художественного театра Ивана Москвина, который был занят в постановке «Ревизора» в 1908 году.

Прообразом Добчинского стал актер Федотов, игравший эту роль в Малом театре.
Тараса Бульбу скульптор лепил с «короля репортеров» В. А. Гиляровского — длинноусого, в вечной смушковой папахе и жупане, славившегося атлетическим телосложением и силой.

Образ Марьи Антоновны, дочери Городничего, взят с портрета актрисы Асенковой, перерисованного из книги «Русская портретная галерея. Собрание портретов замечательных русских людей, начиная с XVIII столетия с краткими их биографиями».

Образ Оксаны из «Ночи перед Рождеством» Андреев привез с Украины, но для нее же ему позировали сестра, Капитолина Андреевна и его знакомая Е. А. Кост. Разные люди, внешне несхожие, часто служили прототипами одного и того же героя.
Сохранилось обращение московского городского головы Н. И. Гучкова (март 1907 г.) в контору Московских императорских театров с просьбой оказать содействие художнику Н. А. Андрееву в получении разрешения «брать из костюмерных складов Московских императорских театров к себе на дом костюмы, относящиеся к эпохе Н. В. Гоголя, необходимые ему при его работе по исполнению барельефа, окружающего памятник».
Работа над памятником велась четыре года (1904 — 1909). В результате созданный Андреевым монумент превзошел все, даже самые смелые, ожидания и никого не оставил равнодушным. По словам современников, все в нем было «смело ново»: и неизвестный доселе образ писателя, и художественное решение пьедестала, и трактовка самой сути парадной городской скульптуры в целом. По условиям первых конкурсов, пьедестал должен был оставаться чистым и, хотя Андрееву была дана творческая свобода, скульптор, зная эти условия, отступил от них.
На суд современников Андреев выставил не парадное произведение, а камерный, реалистически переданный психологический образ писателя. Фигура сидящего, согбенного старика, закутанного в плащ, который только что сжег свое последнее произведение и знает, что время его сочтено, сильно отличалась от традиционной трактовки образов монументальной городской скульптуры.

Несмотря на стремление Андреева к крупномасштабным обобщенным формам (ведь перед скульптором была поставлена задача создания городской скульптуры, организующей городскую площадь и бульвар), памятник производит впечатление камерного произведения.
Фигура писателя находится на высоком кубическом гранитном постаменте. На нем — надпись: Г О Г О Л Ь. В нижней части постамент украшает рельефный многофигурный фриз, опоясывающий его с четырех сторон. В бронзе запечатлены герои гоголевских произведений — живые, веселые, динамичные. Какая-либо сюжетность в этих фризах отсутствует, это просто калейдоскоп образов. Они выполнены графически, четко в плоскостной манере — в отличие от самой фигуры, трактованной в реалистическом стиле.
На фасадной композиции изображены персонажи «Ревизора». Хлестаков привстал на цыпочки, самозабвенно врет. Перед ним застыла семья Городничего, за ней — шеренга чиновников с Бобчинским и Добчинским в центре.

На фризе справа от писателя — образы героев «Миргорода» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В центре изображен Тарас Бульба, фигура которого является смысловым акцентом в композиции, и поэтому она крупнее, чем другие персонажи; рядом с ним изображены сыновья Остап и Андрий, а также Чуб, Вакула, Солоха, Оксана, Рудой Панько.

Барельеф, расположенный с тыльной стороны постамента, изображает героев «Петербургских повестей». По художественной трактовке эта часть фриза сильно отличается от трех других частей. Пластика фигур теряет свою графичность, становится более легкой, можно сказать импрессионистичной (вспомним, что на творчество Андреева во многом повлиял скульптор-импрессионист Трубецкой).

Фигуры заднего плана едва намечены рельефом, они как бы растворяются в петербургском тумане, в свете тусклых фонарей проспекта, тогда как моделировка фигур на переднем плане более четкая и объемная. Все персонажи в движении — как и публика на Невском проспекте: Чартков, с картиной под мышкой; Башмачкин, кутающийся в плащ; энергично жестикулирующий, в театральной позе Поприщин; собирательные образы петербуржских жителей — легкомысленная кокетка, щеголь, величественная дама, бесстрастные чиновники и другие. Впереди всех Андреев изобразил юную спешащую куда-то женщину — ускользающий, нежный образ незнакомки.
Созданные Андреевым гоголевские герои на барельефах созвучны слову писателя в «Мертвых душах»: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы».

Памятник мирно и благополучно простоял на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре больше половины советской эпохи. Но, как считается, вызвал раздражение у самого Сталина, так как унылый Гоголь не соответствовал общей идеологии оптимизма послевоенной эпохи. Памятник убрали в 1952 году (или в 1951?). Его место занял новый и более жизнерадостный Гоголь работы Томского.

Андреевского Гоголя сослали в Государственный Научно-Исследовательский Музей Архитектуры, который расположился в Донском монастыре. Там памятник оказался в хорошей компании. Рядом спасались скульптуры с триумфальной арки, фрагменты храма Христа спасителя, Иверской часовни, Красных ворот, Сухаревой башни.
Однако андреевский Гоголь в Донском монастыре пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем. Здесь за несколько дней до смерти он сжег черновики второго тома «Мертвых душ».

«Самосожжение» Гоголя. Картина работы И. Репина (1909)

Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одном и тому же лицу. Но памятники совершенно разные.

Оказывается, в районе Арбатской площади можно обнаружить три памятника Н.В. Гоголю. Многие знают о памятнике на Гоголевском бульваре, некоторые - о памятнике во дворе дома №7 по Никитскому бульвару. А кто знает, где находится третий?

1. История первого памятника такова. В 1901 году был объявлен конкурс на составление проекта памятника Н.В. Гоголю. Сначала предполагалось установить памятник к столетию со дня рождения писателя на Арбатской площади. Но ещё до 1905 года место было перенесено на Пречистенский (с 1924 г. Гоголевский) бульвар, конкурс отменили. Памятник был заказан Н. А. Андрееву и открыт на бульваре 26 апреля 1909 года. Отзывы о памятнике были разноречивы: cлишком угрюмой, трагической фигурой смотрелся писатель.
В 1952 году памятник был демонтирован и несколько лет находился в Донском монастыре.

2. Сейчас этот памятник находится во дворе дома №7 по Никитскому бульвару. Справа стоит дом №7а, где жил граф А. Толстой - знакомый Н.В. Гоголя.

3. Это небольшой дворик, окружённый невысокими домами и отделённый оградой от суеты города.

4. Памятник установлен здесь в 1959 году к 150-летию со дня рождения Гоголя. В центре дворика-сквера видим сгорбившуюся, понурую фигуру писателя, кутающегося в крылатку.

5. Бронзовые барельефы опоясывают пьедестал памятника. Среди фигур можно узнать многих бессмертных гоголевских персонажей: Хлестакова, Коробочку, Чичикова и др. Для барельефа Тарасы Бульбы скульптуру позировал известный журналист и писатель В.А.Гиляровский.

6. Трудно представить, что этот памятник предназначался скульптуром Н. Андреевым и архитектором Ф. Шехтелем для установки в другом месте. Очень органично он выглядит здесь во дворе дома, где провёл последние годы (1848-1852) своей жизни Н.В. Гоголь. В этот период он переживал душевный разлад с самим собой и бывшими единомышленниками. Здесь он сжег рукопись второго тома романа Мёртвые души и здесь же скончался 21 февраля 1852 г.

7. За шумной Арбатской площадью с подземным транспортным тоннелем оказываемся на Гоголевском бульваре, где стоит второй памятник Н. В. Гоголю. Его взгляд направлен в сторону дома, в котором он скончался.
(Фото сделано от памятника по направлению взгляда Гоголя.)

8. Это работа скульптора Н.В. Томского. Писатель здесь предстаёт в совершенно другом виде - официозном.

9. Памятник установлен в начале Гоголевского бульвара (вместо памятника работы Н.А. Андреева) в 1952 году к столетию со дня смерти писателя.

10. Сам скульптор считал этот памятник самой неудачной своей работой.

11. Интересно, что на Гоголевском бульваре остались фонари и решетки, выполненные по проекту Н.А. Андреева в 1909 году. Они являлись частью единого художественного ансамбля, задуманного автором. Памятник был окружен четырьмя бронзовыми фонарями, в основании которых три бронзовых льва, поддерживающих громадный шар, украшенный масками.

12. Получается, что по обе стороны Арбатской площади оказались два памятника Н.В. Гоголю, отразившие разные периоды жизни писателя и разное душевное состояние.
А где же находится третий памятник?
Нашёлся он в мемориальном музее Дом Н.В. Гоголя по адресу Никитский бульвар, дом №7а. Этот памятник работы скульптора Н.В. Томского стоял на могиле Н.В. Гоголя на кладбище Новодевичьего монастыря, куда прах Гоголя был перенесён в 1931 году.

13. Изначально писатель был захоронен в Свято-Даниловом монастыре, где на его могиле установили камень-голгофу, увенчанный бронзовым крестом.

14. В 2009-м году, во время празднования 200-летнего юбилея писателя, облик места его упокоения, уже на Новодевичьем кладбище, вернули к первоначальному виду. Памятник работы Томского оказался в музее Гоголя, где он и находится в настоящее время.

15. В своё время по Москве ходили жуткие слухи, связанные с захоронением Н. В. Гоголя. Говорили, что, когда приводили в порядок могилу Гоголя к 100-летию со дня рождения, пропал его череп. Якобы, он был похищен кладбищенскими работниками для одного очень известного коллекционера. Второй слух возник, когда в 1931 году переносили захоронение из Свято-Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. Тогда появились разговоры о том, что, возможно, писатель был похоронен в летаргическом сне, заживо. Якобы, на крышке гроба видели царапины и останки находились в необычном положении.

Многострадальный Николай Васильевич Гоголь... Разговоры о перенесении памятников Гоголю и перезахоронении праха писателя продолжаются до сих пор.
(Иллюстрации 1, 2, 14, 16 сделаны с экспонатов Дома Гоголя .)

error: Content is protected !!