Салон карла буллы на невском. Питерские открытия - пять смотровых площадок. Воссоздание фотосалона и открытие музея Карла Буллы

Пятница, 03 Июня 2016 г. 00:51 + в цитатник

Мы хотим рассказать об одном из малоизвестных, камерных музеев Петербурга. Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы находится в самом центре города. Однако не все знают, что в этом представительном здании, где теснятся многочисленные магазины и учреждения, есть любопытный музей-галерея, а также уникальная терраса, откуда можно посмотреть сверху на Невский проспект!

Старинная камера в музее-фотосалоне Карла Буллы

Именно в этом здании — по адресу Невский проспект, 54 — до революции располагался фотосалон Карла Буллы , основоположника жанра фоторепортажа в России, знаменитого «светописца», запечатлевшего повседневную жизнь Петербурга и важные исторические события, обычных людей и выдающихся творческих деятелей рубежа XIX-ХХ века. Теперь здесь открыт небольшой музей, где демонстрируется крошечный кусочек богатейшего наследия Буллы, а также работает современный фотосалон и галерея с регулярно меняющимися временными выставками.

О мемориальном фотосалоне имени Карла Буллы на Невском, 54

Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы разместился на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в двух шагах от Гостиного двора, прямо по соседству со знаменитым Елисеевским. Словом, более центрального места не придумаешь.

Дом на Невском, 54

Чтобы оказаться в тихом, приятном уголке с аристократической атмосферой старого Петербурга, достаточно зайти в дверь с вывеской «Фотосалон» и, оставив за спиной шумный Невский, одолеть пеший подъем на четвертый этаж.

Путь наверх скрашивают развешанные по стенам фотографии различных знаменитостей нашего времени.

Наконец, мы у цели. Налево ведет дверь с вывеской «Фотосалон».

Сначала будет небольшой вестибюль с новодельной, стилизованной под старину отделкой и массой цветов, которые тоже как будто специально подобраны в духе Belle Époque .

Всяческих папоротников, фикусов, пальм и прочих зеленых насаждений предостаточно во всем салоне, из-за чего настраиваешься на блаженный, почти курортный лад. Стеклянная крыша лишь добавляет оранжерейного колорита.

Уже в вестибюле нас встречает фотопортрет (автопортрет!) главного героя — Карла Буллы. На шее у него — портативная камера, которая позволяла фотографу свободно выходить на улицу и снимать разнообразные виды Петербурга. Необычайно прогрессивная по тем временам техника, без которой вряд ли была бы возможна такая плодотворная карьера репортажного фотографа.

Карл Булла

Еще одна небольшая лестница — и мы попадаем в собственно мемориальный уголок (музей), продолжающийся выставочной галереей и террасой со смотровой площадкой.

В мемориальном уголке, занимающем всего несколько квадратных метров, воссоздана атмосфера старины: стоит фортепиано с подсвечниками (периодически в салоне звучит живая музыка), на стенах — часы с маятником и многочисленные фотопортреты, сделанные в этом и других салонах.

Некоторые снимки являются подлинными фотографиями начала ХХ века.

Другие были отпечатаны уже в наше время со старинных негативов.

Среди прочих выделяются многочисленные фотопортреты Шаляпина, одного или в окружении друзей и родных.

Иногда в нижнем правом углу коричневатых фотографий можно заметить фирменный вензель Карла Буллы.

Здесь же видим уникальную павильонную фотокамеру эпохи Буллы, которая до сих пор в рабочем состоянии и иногда используется для создания ретрофотографий в стиле мэтра.

По соседству — утопающий в зелени закуток с тремя фотопортретами, изображающими самого фотохудожника и двух его сыновей (старшего Александра и младшего Виктора).

Тут же демонстрируется еще одна старинная камера того времени. Эти два диковинных фотоаппарата размером с хорошую шарманку являются предметом особой гордости создателей музея.

Не секрет, что петербургские немцы оставили огромный след в дореволюционной истории города на Неве. Выходцы из Германии были среди выдающихся архитекторов, скульпторов, инженеров, педагогов, военачальников, банкиров и меценатов. Собственно, до 1917 года немцы составляли самый большой процент петербургского населения после русских. И Карла Буллу можно с полным правом причислить к этой замечательной прослойке. Кстати говоря, он был далеко нее единственным переселенцем из немецких земель, успешно работавшим в жанре фотографии в столичном Петербурге.

Именно его глазами мы теперь видим утраченные интерьеры царских и великокняжеских особняков, архитектуру пострадавших в советское время храмов, быт представителей самых разных сословий и профессий: от аристократов и ученых до извозчиков и молочников. Благодаря его снимкам представляем, как проходили праздничные и печальные события в жизни города, как выглядели жители, дома, вывески, улицы Петербурга в то время, имеем возможность заглянуть в гости к Репину, Шаляпину, Толстому и другим представителям интеллигенции.

В объектив его камеры попадала жизнь во всех ее проявлениях: парадных и будничных. Булла стал настоящим летописцем эпохи — утраченной эпохи. Не удивительно, что теперь его фотографии являются ценнейшим материалом для историков, реставраторов, художников, кинематографистов.

Основная часть светлой протяженной галереи фотосалона отведена под временные экспозиции: в салоне регулярно проходят выставки произведений современных фотохудожников и фотожурналистов. В частности, раз в два года проводится интереснейший Международный фотоконкурс имени Карла Буллы «Эпохи зримые черты», цель которого состоит в создании «исторической фотолетописи России». Последний такой конкурс стартовал в мае 2015 года. Итоговая экспозиция лучших работ по результатам конкурса открылась здесь, на Невском, 54, в ноябре 2015 года.

Двери справа ведут в действующий фотосалон, разместившийся в необычайно светлом помещении с атмосферой тропической теплицы. Это и есть историческая фотомастерская Карла Буллы. Возвышающийся над зданием стеклянный купол хорошо виден даже снизу, с Невского проспекта. Булла очень ценил этот световой плафон, поскольку он позволял фотографу работать с естественным освещением.

Теперешний купол — не подлинный. Он был воссоздан во время кропотливой реставрации фотосалона в 2002-2003 годах.

Современный фотосалон продолжает оказывать различные услуги по профессиональной художественной фотосъемке и реставрации старых снимков. В частности, здесь можно сняться в костюмах, сшитых по моде XIX века, а также заказать реставрацию и печать старых фотографий.

Вернемся теперь в основную выставочную галерею. Через стеклянные двери в дальнем ее конце можно попасть на балкон-террасу с видом на Невский проспект .

Ради этой панорамной террасы сюда и приходит большинство фотографов и просто любителей городских пейзажей, желающих полюбоваться центром Петербурга с высоты птичьего полета.

Терраса представляет собой небольшой открытый балкон с металлической лесенкой и непременными кадками цветов.

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, смотровая площадка

Одолев три тонкие жердочки-ступени, оказываешься на самом верху — небольшой, меньше одного квадратного метра, площадке с отличным панорамным видом на перекресток Невского и Садовой: Гостиный двор, здание Городской думы, Александринский театр, Российская национальная библиотека — всё как на ладони. Вдали виднеются купола Казанского и Исаакиевского собора.

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, вид на Садовую

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, вид на Невский

Наслаждаться видом несколько мешает чувство неуверенности: трудно расслабиться, стоя на такой приличной высоте, тем более под натиском ветра, даже если это и совершенно безопасно. А вот более бесстрашные посетители в буквальном смысле идут дальше: перебираются через ограждение и нелегально спускаются по этой самой лесенке, чтобы продолжить приключение. Прогулки по крышам — любимое петербургское развлечение. Да и чего не сделаешь ради удачных снимков!

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, вид снизу на смотровую площадку и стеклянный купол

Перед уходом из музея стоит еще взглянуть на небольшую экспозицию, организованную на лестничной площадке.

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге

Особенно интересны две пятиметровые панорамы Невского проспекта: перед нами старинная, снятая неизвестным фотографом в 1861 году на длинной 5-минутной выдержке (из-за чего на улицах — ни души, лишь одинокая лошадь), и современная круговая панорама, сделанная в 1998 году фотожурналистом Сергеем Компанийченко. Обе панорамы снимались с одной и той же точки: с балкона у основания шпиля башни Адмиралтейства.

Тот же принцип сопоставления лег в основу недавней выставки «Петербург столетие спустя». На этой выставке исторические фотографии Петербурга, снятые Карлом Буллой, соседствовали с современными снимками, сделанными Компанийченко с тех же точек. Данная панорама тоже была показана на выставке. (Подумалось: если бы панорамы снимали сегодня, машин на улицах, наверное, было бы еще больше).

Под панорамами представлена коллекция старинных фотографий, сделанных на рубеже XIX-XX века в разных городах России.

Разумеется, есть здесь и снимки, снятые в фотоателье Санкт-Петербурга, причем самых разных (ателье Карла Буллы было далеко не единственным: фотосалоны встречались тогда чуть ли не на каждом углу, по крайней мере в центре города).

Необычайно любопытно взглянуть на сделанные Карлом Буллой фотопортреты Иоанна Кронштадского и Таисии Леушинской, а также снятое им же фото ныне утраченного Андреевского собора в Кронштадте.

Отсюда по еще одной небольшой лестнице можно подняться на верхний этаж, куда указывает табличка с предостерегающим знаком «18+».

В уютной комнатке под крышей устроена постоянная выставка дореволюционной эротической фотографии.

Здесь демонстрируются эротические ретропортреты и сценки (невинные и не очень) из частного собрания нынешнего владельца фотосалона.

Заглянуть в это помещение стоит и просто ради красивого вида из окон.

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, вид из окна на Елисеевский

Вид открывается из двух окон: с одной стороны видна крыша Елисеевского, с другой — Александринский театр, Российская национальная библиотека, Гостиный двор и уходящие в бесконечность петербургские крыши.

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, вид из окна на Александринский театр

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, вид из окна на крыши

История фотосалона на Невском проспекте, 54

Фотоателье в доме Демидовых на Невском, 54 — одно из самых респектабельных в Петербурге. Более того, это старейшее фотоателье России. Свою историю оно ведет с середины 1850-х годов, то есть практически с момента возникновения первых фотографий в нашей стране.

Первым владельцем фотоателье был Карл Людвигович Кулиш, который начинал дагерротипистом на Гороховой улице. В каком году он открыл ателье на Невском, точно не известно, но, по всей видимости, это было до 1858 года (до перенумерации; тогда этот дом числился под № 55, а не 54). В 1866 году ателье приобрел именитый петербургский фотограф — итальянец Иван (Джованни) Бианки. В отличие от Кулиша, Бианки не ограничивал себя рамками павильонной портретной съемки: это был чуть ли не первый в Петербурге фотограф, который стал выходить на улицу и снимать виды города, работать в жанре фоторепортажа.

В 1872 году фотоателье перешло в собственность купца второй гильдии Рудольфа Федоровича Бейера, а впоследствии салон унаследовал его сын Иоганн. В 1880-х годах владельцем стал Григорий Александрович Борель. Расположение у ателье было самое выгодное: почти в самом центре Невского, рядом с Александринским театром и Публичной библиотекой, у насыщенного торгового перекрестка, близ Гостиного двора и Пассажа. Не удивительно, что оно пользовалось такой популярностью. Вид дома в 1872-1882 годах:

В 1882-1883 годах здание было перестроено для купца А. М. Ушакова по проекту знаменитого архитектора П. Ю. Сюзора. В новом здании, наряду с множеством других заведений, открыли и фотографическое ателье. На этот раз владельцем стал Иван Павлович Чесноков (фирма по имени прежнего хозяина называлась «Борель»). Вид дома после перестройки:

Наконец, около 1906-1908 года (точная дата не известна) фотоателье на Невском, 54 приобрел Карл Карлович Булла — известнейший петербургский фотограф, находившийся тогда в зените славы. В этом же здании поселилось и семейство мэтра. А фирма «Борель» переехала в соседний дом №56, где просуществовала до постройки Елисеевского (1903). Дом по Невскому, 54 на фотографии самого Карла Буллы:

После революции фотосалон продолжал работать, но уже в качестве государственного учреждения. Карл Карлович эмигрировал в 1917 году. Дело продолжили его сыновья, но их судьба сложилась трагически. Старший сын Александр Булла был в 1928 году был отправлен в ссылку, а младший, Виктор Булла, — в 1938 году расстрелян по ложному доносу. Династия фотографов была забыта на десятилетия. Однако ателье продолжало работать и не закрывалось даже в годы блокады. В послевоенное время «Фотография №1» стала центром портретной и семейной фотосъемки. Ленинградцы выстраивались в очередь, чтобы сделать памятное фото в семейный альбом, с удовольствием делали портретные фотографии и снимки на паспорт.

Фотография на Невском, 54 работает уже более 150 лет.

О доме Демидовых (Невский, 54)

Здание, в котором располагается исторические фотоателье, известно как дом Демидовых .

Первый известный дом на этом месте был построен в 1740-х годах по проекту архитектора Пьетро Антонио Трезини . В 1750-х он был выкуплен и перестроен (предположительно по проекту С. И. Чевакинского) для государственного деятеля Ивана Ивановича Шувалова . Вокруг здания возник целый дворцовый комплекс, занимавший весь квартал до Итальянской улицы.

В 1770-1790-е годы здесь бывали дипломат граф А. А. Безбородко, математик Д. Бернулли, издатель И. Ф. Богданович, княгиня Е. Р. Дашкова, поэты и государственные деятели Г. Р. Державин и И. И. Дмитриев. Наносила визиты императрица Екатерина II.

В 1825 году дом приобрел представитель знаменитого рода заводчиков Демидовых — промышленник Н. Н. Демидов (сам он, правда, с 1815 года проживал во Флоренции). В 1841 году здание было расширено архитектором А. Х. Пелем. Здесь жили сын Николая Никитича П. Н. Демидов — учредитель Демидовской премии Императорской Академии наук, полковник К. К. Данзас — лицейский товарищ и секундант А. С. Пушкина. В доме находились меблированные комнаты мадам О. Шатильон, и он назывался «Демидовской гостиницей». В 1843 году в гостинице состоялось знакомство писателя И. С. Тургенева с певицей П. Виардо-Гарсиа.

С 1878 года и до революции домом владел купец 1-й гильдии А. М. Ушаков . В 1882-1883 годах здание было перестроено по проекту знаменитого зодчего П. Ю. Сюзора (в числе его творений «Дом Зингера», он же Дом книги, на Невском проспекте).

Дом на Невском, 54

Вместо скромного трехэтажного дома появилось знакомое нам теперь четырехэтажное здание в формах зрелой эклектики: с богатой лепниной на фасаде, двухэтажными эркерами с лучковыми фронтонами и эффектно закругленным углом под небольшим куполом.

Доходный дом А. М. Ушакова в разные времена вмещал многие известные заведения: книжный магазин и библиотеку А. А. Черкесова (на основе которой позднее будет создана Центральная городская библиотека им. В. В. Маяковского), нотное издательство В. Бесселя, парикмахерскую. В первой трети XX века в доме работало ателье фотографа К. К. Буллы и его сыновей.

Во время блокады Ленинграда и в послевоенное время на Невском, 54 продолжало действовать фотоателье, а также парикмахерская .

В 2002 году на стене коридора у входа в парикмахерскую была установлена памятная доска: «Эта парикмахерская работала всю блокаду. В эти годы труд парикмахеров доказал: красота спасет мир ». (Парикмахерская просуществовала до 2006 года).

Еще одну мемориальную доску можно заметить на фасаде дома.

Она гласит, что на этом углу в дни героической обороны Ленинграда 1941-1944 годов находились репродукторы, куда жители блокадного города приходили слушать сообщения о событиях на фронте.

Воссоздание фотосалона и открытие музея Карла Буллы

В 1990-х годах питерский врач Валентин Евгеньевич Эльбек задумал приобрести фотосалон на Невском, 54. Эту идею ему предложил сын. Однако к тому времени фотосалон, по словам самого Эльбека, больше «походил на курятник, содержавшийся в жутком состоянии, с текущими крышами, обваливающимися лестницами. Дышать в помещениях, где проявлялись и печатались фотографии, было невозможно. Все было в таком запустении, что трудно было даже представить, что когда-то здесь можно будет сделать хороший фотосалон, создать музей имени Карла Буллы » .

Валентин Эльбек, президент Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы

Несколько лет фотосалон просуществовал в таком запущенном виде, причем оставался прибыльным предприятием. К концу 1990-х годов новый хозяин, подробнее изучив историю этого места и больше узнав о судьбе знаменитой династии фотографов, убедился в необходимости реставрации салона и создании здесь памятного места. Постепенно началось приобретение подлинных фотографий Карла Буллы и его сыновей, а также фотографий других мастеров дореволюционной России, снимавших в Петербурге и по всей России.

Дом на Невском, 54, вывеска фотосалона

В 2002 году на средства В. Е. Эльбека в фотосалоне была проведена масштабная реконструкция, позволившая сохранить для города мемориальное помещение фотосалона Буллы. Был воссоздан исторический стеклянный плафон фотомастерской. Хотя реконструкцию не удалось завершить, как планировалось, к 300-летию Санкт-Петербурга, торжественное о ткрытие фотосалона им. Карла Буллы состоялось уже в январе 2004 года.

В настоящее время в помещениях воссозданного фотосалона действует небольшой музей с выставочной галереей и Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, зарегистрированный в 2005 году и ставящий своей задачей изучение и популяризацию отечественной фотографии ХIХ - первой половины ХХ века. В исторических павильонах работает современный фотосалон.

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники :

1. Булла, Карл Карлович, статья в Википедии

2. История фотосалона Карла Буллы на официальном сайте

3. Фонд Исторической Фотографии им. Карла Буллы, группа ВК

4. Fotoсфера - журнал о современной фотографии. Фотосалон Карла Буллы

5. Карл Карлович Булла на сайте photographer.ru

6. Классики фотоискусства: Карл Булла

7. Дом И. И. Шувалова - Дом Демидовых - Дом А. М. Ушакова на архитектурном сайте citywalls.ru

8. Карл Булла - Жизнь и творчество

9. Александр Китаев. Немецкий вклад в российскую фотографию XIX века Карл Даутендей, Альфред Лоренс, Альберт Фелиш, Карл Булла

10. Анна Сенникова. Карл Булла. Человек, запечатлевший век

11. Записки скучного человека - Карл Булла. Город и люди

12. Записки скучного человека - Карл Булла. Портреты

13. Карл Булла и сыновья

14. Фотограф Карл Булла и его сыновья. Интервью c В. Е. Эльбеком // История Петербурга. № 1 (29)/2006

15. Неформатный журнал - Невский 54. Фотографии этого участка Невского в разные эпохи

16. Карл Булла и сыновья: династия фоторепортеров

17. Жизнь и судьба Карла Буллы. Семья Карла Буллы

18. Гречук, Н.В. Петербург. Застывшие мгновения: история города в фотографиях Карла Буллы и его современников. - Москва: Центрполиграф; Санкт-Петербург: Русская тройка, 2014

19. Великий Карл. Как провинциал из Пруссии стал королем фоторепортажа в России

20. Музей Российской Фотографии. Русская фотография. XIX век. Булла Карл Карлович

21. Музей Российской Фотографии. Русская фотография. XIX век. Булла Александр и Виктор (братья)

22. Виктор Карлович Булла, статья в Википедии

23. Империя Карла Буллы: История глазами фотографа

24. Карл Булла - отец русского фоторепортажа

25. Булла бросил бизнес ради эстонской фотостудии

26. Булла Карл Карлович. Краткая библиографическая справка

27. Последняя любовь Карла Буллы

28. О потомках Карла Буллы в Петербурге

29. И брандмайор, и император

30. Анна Ковалова, Владимир Никитин. Виктор Карлович Булла — кинооператор. Статья в журнале «Киноведческие записки»

31. Русские богатыри. Фотографии участников чемпионата по французской борьбе 1912

32. Невский проспект.Фото начала XX века

Рубрики:




Хотите увидеть Санкт-Петербург слегка свысока?
Такая возможность есть, если посетить смотровые площадки города.
Для себя я выбрала пять, о которых расскажу и вам.
В этом посте минимум слов. Все больше картинки, адреса и ссылки.

Колоннада Исаакиевского собора

С 10:30 до 18:00 с 1 мая по 31 октября ежедневно
С 1 ноября по 30 апреля выходной день - первая и третья среда месяца

Колоннада в период «белых ночей»
С 18:00 до 4:30
(действует с 1 июня по 20 августа, по средам - с 10:30 до 22:30)

Цена билета по состоянию на июль 2014 года - 150 рублей.
UPD - в вечернее и ночное время - 300 рублей.

Метро "Гостиный двор" или "Невский проспект".

Звонница Смольного собора - самая высокая музейная смотровая площадка города.

Расположена на высоте 50 метров, готовьтесь преодолеть 277 ступеней.

Время работы - с 10:30 до 18:00.
Выходной день - среда.

Работа касс и впуск посетителей прекращается за 30 минут до закрытия музейных объектов.

Цена билета по состоянию на июль 2014 года - 100 рублей.

Фотосалон Карла Буллы

Фотоателье на Невском 54 существует с 1850-х годов. Не прекращало работу даже в годы Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда. В 2002 году в фотосалоне проведена масштабная реконструкция, сохранившая мемориальное помещение фотосалона Карла Буллы. В помещениях действует Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, занимающися изучением и популяризацией отечественной фотографии ХIХ - первой половины ХХ века, работает музей, проводятся экспозиции.

Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 54.
Время работы: ежедневно с 10-00 до 20-00, без выходных.
Метро "Невский проспект" или "Гостиный двор".

Помимо старинных фотографий, салон интересен и наличием смотровой площадки.

Вид на Гостиный двор, при жутко ярком солнце.

И вновь внутрь, прочь от солнца.

Настасья и "отец русского фоторепортажа" - Карл Булла.

Следующая точка - AZIMUT Sky Bar & Lounge на 18 этаже AZIMUT Отель Санкт-Петербург.

Адрес - Лермонтовский проспект, 43/1, метро "Балтийская".

Лофт Проект ЭТАЖИ

С 2007 года центр занимает площадь бывшего хлебозавода на Лиговском проспекте, 74.
На территории находятся галереи современного искусства, выставочные пространства, Кофейня "Зеленая Комната", открытая крыша и Локейшн Хостел.

Метро "Достоевская" или "Владимирская" (ближайшая - "Лиговский проспект", но по состоянию начало июля 2014 года станция была закрыта на ремонт).

Цена билета на крышу - 250 рублей. С 09.00 до 11.00 - бесплатно.

Надпись на билете:
"С правилами комфортного отдыха и инструкцией безопасности нахождения на крыше "Лофт проект ЭТАЖИ" ознакомлен, согласен, обязуюсь исполнять. Понимаю, что нахождение на крыше опасно. Выхожу на крышу на свой страх и риск"...

Кофейня "Зеленая комната".

Сегодня мы хотим рассказать об одном из малоизвестных, камерных музеев Петербурга. Карла Буллы находится в самом центре города. Однако не все знают, что в этом представительном здании, где теснятся многочисленные магазины и учреждения, есть любопытный музей-галерея, а также уникальная терраса, откуда можно посмотреть сверху на Невский проспект !

Отзыв о мемориальном фотосалоне имени Карла Буллы на Невском, 54

Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы разместился на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в двух шагах от Гостиного двора, прямо по соседству со знаменитым Елисеевским. Словом, более центрального места не придумаешь.

Чтобы оказаться в тихом, приятном уголке с аристократической атмосферой старого Петербурга, достаточно зайти в дверь с вывеской «Фотосалон» и, оставив за спиной шумный Невский, одолеть пеший подъем на четвертый этаж.

Путь наверх скрашивают развешанные по стенам фотографии различных знаменитостей нашего времени.

Наконец, мы у цели. Налево ведет дверь с вывеской «Фотосалон».

Сначала будет небольшой вестибюль с новодельной, стилизованной под старину отделкой и массой цветов, которые тоже как будто специально подобраны в духе Belle Époque .

Всяческих папоротников, фикусов, пальм и прочих зеленых насаждений предостаточно во всем салоне, из-за чего настраиваешься на блаженный, почти курортный лад. Стеклянная крыша лишь добавляет оранжерейного колорита.

Еще одна небольшая лестница - и мы попадаем в собственно мемориальный уголок (музей ), продолжающийся выставочной галереей и террасой со смотровой площадкой, куда мы выйдем чуть позже (сладкое - на десерт).

В мемориальном уголке, занимающем всего несколько квадратных метров, воссоздана атмосфера старины: стоит фортепиано с подсвечниками (периодически в салоне звучит живая музыка), на стенах - часы с маятником и многочисленные фотопортреты, сделанные в этом и других салонах.

Некоторые снимки являются подлинными фотографиями начала ХХ века.

Другие были отпечатаны уже в наше время со старинных негативов.

Среди прочих выделяются многочисленные фотопортреты Шаляпина, одного или в окружении друзей и родных.

Иногда в нижнем правом углу коричневатых фотографий можно заметить фирменный вензель Карла Буллы.

Здесь же видим уникальную павильонную фотокамеру эпохи Буллы , которая до сих пор в рабочем состоянии и иногда используется для создания ретрофотографий в стиле мэтра.

По соседству - утопающий в зелени закуток с тремя фотопортретами, изображающими самого фотохудожника и двух его сыновей (старшего Александра и младшего Виктора). Подробно о биографии Карла Буллы и судьбе его сыновей .

Тут же демонстрируется еще одна старинная камера того времени. Эти два диковинных фотоаппарата размером с хорошую шарманку являются предметом особой гордости создателей музея.

Не секрет, что петербургские немцы оставили огромный след в дореволюционной истории города на Неве. Выходцы из Германии были среди выдающихся архитекторов, скульпторов, инженеров, педагогов, военачальников, банкиров и меценатов. Собственно, до 1917 году немцы составляли самый большой процент петербургского населения после русских. И Карла Буллу можно с полным правом причислить к этой замечательной прослойке. Кстати говоря, он был далеко нее единственным переселенцем из немецких земель, успешно работавшим в жанре фотографии в столичном Петербурге (подробнее читайте в статье ).

В объектив его камеры попадала жизнь во всех ее проявлениях: парадных и будничных. Булла стал настоящим летописцем эпохи - утраченной эпохи. Не удивительно, что теперь его фотографии являются ценнейшим материалом для историков, реставраторов, художников, кинематографистов.

Основная часть светлой протяженной галереи фотосалона отведена под временные экспозиции : в салоне регулярно проходят выставки произведений современных фотохудожников и фотожурналистов. В частности, раз в два года проводится интереснейший Международный фотоконкурс имени Карла Буллы «Эпохи зримые черты », цель которого состоит в создании «исторической фотолетописи России». Последний такой конкурс стартовал в мае 2015 года. Итоговая экспозиция лучших работ по результатам конкурса откроется здесь, на Невском, 54 , в ноябре 2015 года.

Двери справа ведут в действующий фотосалон , разместившийся в необычайно светлом помещении с атмосферой тропической теплицы. Это и есть историческая фотомастерская Карла Буллы . Возвышающийся над зданием стеклянный купол хорошо виден даже снизу , с Невского проспекта. Булла очень ценил этот световой плафон, поскольку он позволял фотографу работать с естественным освещением.

Теперешний купол - не подлинный. Он был воссоздан во время кропотливой реставрации фотосалона в 2002-2003 годах.

Современный фотосалон продолжает оказывать различные услуги по профессиональной художественной фотосъемке и реставрации старых снимков. В частности, здесь можно сняться в костюмах, сшитых по моде XIX века, а также заказать реставрацию и печать старых фотографий.

Вернемся теперь в основную выставочную галерею. Через стеклянные двери в дальнем ее конце можно попасть на балкон-террасу с видом на Невский проспект .

Ради этой панорамной террасы сюда и приходит большинство фотографов и просто любителей городских пейзажей, желающих полюбоваться центром Петербурга с высоты птичьего полета .

Терраса представляет собой небольшой открытый балкон с металлической лесенкой и непременными кадками цветов.

Одолев три тонкие жердочки-ступени, оказываешься на самом верху - небольшой, меньше одного квадратного метра, площадке с отличным панорамным видом на перекресток Невского и Садовой: Гостиный двор, здание Городской думы, Александринский театр, Российская национальная библиотека - всё как на ладони. Вдали виднеются купола Казанского и Исаакиевского собора.


Наслаждаться видом несколько мешает чувство неуверенности: трудно расслабиться, стоя на такой приличной высоте, тем более под натиском ветра, даже если это и совершенно безопасно. А вот более бесстрашные посетители в буквальном смысле идут дальше: перебираются через ограждение и нелегально спускаются по этой самой лесенке, чтобы продолжить приключение. Прогулки по крышам - любимое петербургское развлечение. Да и чего не сделаешь ради удачных снимков!

Перед уходом из музея стоит еще взглянуть на небольшую экспозицию, организованную на лестничной площадке.

Особенно интересны две пятиметровые панорамы Невского проспекта : перед нами старинная, снятая неизвестным фотографом в 1861 году на длинной 5-минутной выдержке (из-за чего на улицах - ни души, лишь одинокая лошадь), и современная круговая панорама, сделанная в 1998 году фотожурналистом Сергеем Компанийченко . Обе панорамы снимались с одной и той же точки: с балкона у основания шпиля башни Адмиралтейства.

Тот же принцип сопоставления лег в основу недавней выставки «Петербург столетие спустя». На этой выставке исторические фотографии Петербурга, снятые Карлом Буллой, соседствовали с современными снимками, сделанными Компанийченко с тех же точек. Данная панорама тоже была показана на выставке. (Подумалось: если бы панорамы снимали сегодня, машин на улицах, наверное, было бы еще больше).

Под панорамами представлена коллекция старинных фотографий, сделанных на рубеже XIX-XX века в разных городах России.


Разумеется, есть здесь и снимки, снятые в фотоателье Санкт-Петербурга, причем самых разных (ателье Карла Буллы было далеко не единственным: фотосалоны встречались тогда чуть ли не на каждом углу, по крайней мере в центре города).


Отсюда по еще одной небольшой лестнице можно подняться на верхний этаж, куда указывает табличка с предостерегающим знаком «18+».

В уютной комнатке под крышей устроена постоянная выставка дореволюционной эротической фотографии .

Здесь демонстрируются эротические ретропортреты и сценки (невинные и не очень) из частного собрания нынешнего владельца фотосалона.


Заглянуть в это помещение стоит и просто ради красивого вида из окон.

Вид открывается из двух окон: с одной стороны видна крыша Елисеевского, с другой - Александринский театр, Российская национальная библиотека, Гостиный двор и уходящие в бесконечность петербургские крыши.

История фотосалона на Невском проспекте, 54

Фотоателье в доме Демидовых на Невском, 54 - одно из самых респектабельных в Петербурге. Более того, это старейшее фотоателье России . Свою историю оно ведет аж с середины 1850-х годов, то есть практически с момента возникновения первых фотографий в нашей стране.

Первым владельцем фотоателье был Карл Людвигович Кулиш, который начинал дагерротипистом на Гороховой улице. В каком году он открыл ателье на Невском, точно не известно, но, по всей видимости, это было до 1858 года (до перенумерации; тогда этот дом числился под № 55, а не 54). В 1866 году ателье приобрел именитый петербургский фотограф - итальянец Иван (Джованни) Бианки. В отличие от Кулиша, Бианки не ограничивал себя рамками павильонной портретной съемки: это был чуть ли не первый в Петербурге фотограф, который стал выходить на улицу и снимать виды города, работать в жанре фоторепортажа.

В 1872 году фотоателье перешло в собственность купца второй гильдии Рудольфа Федоровича Бейера, а впоследствии салон унаследовал его сын Иоганн. В 1880-х годах владельцем стал Григорий Александрович Борель. Расположение у ателье было самое выгодное: почти в самом центре Невского, рядом с Александринским театром и Публичной библиотекой, у насыщенного торгового перекрестка, близ Гостиного двора и Пассажа. Не удивительно, что оно пользовалось такой популярностью. Вид дома в 1872-1882 годах:

В 1882-1883 годах здание было перестроено для купца А. М. Ушакова по проекту знаменитого архитектора П. Ю. Сюзора. В новом здании, наряду со множеством других заведений, открыли и фотографическое ателье. На этот раз владельцем стал Иван Павлович Чесноков (фирма по имени прежнего хозяина называлась «Борель»). Вид дома после перестройки:

Наконец, около 1906-1908 года (точная дата не известна) фотоателье на Невском, 54 приобрел Карл Карлович Булла - известнейший петербургский фотограф, находившийся тогда в зените славы. В этом же здании поселилось и семейство мэтра. А фирма «Борель» переехала в соседний дом №56, где просуществовала до постройки Елисеевского (1903). Дом по Невскому, 54 на фотографии самого Карла Буллы:

После революции фотосалон продолжал работать, но уже в качестве государственного учреждения. Карл Карлович эмигрировал в 1917 году. Дело продолжили его сыновья, но их судьба сложилась трагически. Старший сын Александр Булла был в 1928 году был отправлен в ссылку, а младший, Виктор Булла, - в 1938 году расстрелян по ложному доносу. Династия фотографов была забыта на десятилетия. Однако ателье продолжало работать и не закрывалось даже в годы блокады. В послевоенное время «Фотография №1» стала центром портретной и семейной фотосъемки. Ленинградцы выстраивались в очередь, чтобы сделать памятное фото в семейный альбом, с удовольствием делали портретные фотографии и снимки на паспорт.

Как видите, фотография на Невском, 54 работает уже более 150 лет.

Подробно о жизни и творчестве Карла Буллы и его сыновей можно прочитать в отдельной заметке .

О доме Демидовых (Невский, 54)

Здание, в котором располагается исторические фотоателье, известно как дом Демидовых .

Первый известный дом на этом месте был построен в 1740-х годах по проекту архитектора Пьетро Антонио Трезини . В 1750-х он был выкуплен и перестроен (предположительно по проекту С. И. Чевакинского) для государственного деятеля Ивана Ивановича Шувалова . Вокруг здания возник целый дворцовый комплекс, занимавший весь квартал до Итальянской улицы.

В 1770-1790-е годы здесь бывали дипломат граф А. А. Безбородко, математик Д. Бернулли, издатель И. Ф. Богданович, княгиня Е. Р. Дашкова, поэты и государственные деятели Г. Р. Державин и И. И. Дмитриев. Наносила визиты императрица Екатерина II.

В 1825 году дом приобрел представитель знаменитого рода заводчиков Демидовых - промышленник Н. Н. Демидов (сам он, правда, с 1815 года проживал во Флоренции). В 1841 году здание было расширено архитектором А. Х. Пелем. Здесь жили сын Николая Никитича П. Н. Демидов - учредитель Демидовской премии Императорской Академии наук, полковник К. К. Данзас - лицейский товарищ и секундант А. С. Пушкина. В доме находились меблированные комнаты мадам О. Шатильон, и он назывался «Демидовской гостиницей». В 1843 году в гостинице состоялось знакомство писателя И. С. Тургенева с певицей П. Виардо-Гарсиа.

С 1878 года и до революции домом владел купец 1-й гильдии А. М. Ушаков . В 1882-1883 годах здание было перестроено по проекту знаменитого зодчего П. Ю. Сюзора (в числе его творений «Дом Зингера», он же Дом книги, на Невском проспекте).

Вместо скромного трехэтажного дома появилось знакомое нам теперь четырехэтажное здание в формах зрелой эклектики: с богатой лепниной на фасаде, двухэтажными эркерами с лучковыми фронтонами и эффектно закругленным углом под небольшим куполом.

Доходный дом А. М. Ушакова в разные времена вмещал многие известные заведения: книжный магазин и библиотеку А. А. Черкесова (на основе которой позднее будет создана Центральная городская библиотека им. В. В. Маяковского), нотное издательство В. Бесселя, парикмахерскую. В первой трети XX века в доме работало ателье фотографа К. К. Буллы и его сыновей.

Во время блокады Ленинграда и в послевоенное время на Невском, 54 продолжало действовать фотоателье , а также парикмахерская .

В 2002 году на стене коридора у входа в парикмахерскую была установлена памятная доска: «Эта парикмахерская работала всю блокаду. В эти годы труд парикмахеров доказал: красота спасет мир ». (Парикмахерская просуществовала до 2006 года).

Еще одну мемориальную доску можно заметить на фасаде дома.

Она гласит, что на этом углу в дни героической обороны Ленинграда 1941-1944 годов находились репродукторы, куда жители блокадного города приходили слушать сообщения о событиях на фронте.

Воссоздание фотосалона и открытие музея Карла Буллы

В 1990-х годах питерский врач Валентин Евгеньевич Эльбек задумал приобрести фотосалон на Невском, 54. Эту идею ему предложил сын. Однако к тому времени фотосалон, по словам самого Эльбека, больше «походил на курятник, содержавшийся в жутком состоянии, с текущими крышами, обваливающимися лестницами. Дышать в помещениях, где проявлялись и печатались фотографии, было невозможно. Все было в таком запустении, что трудно было даже представить, что когда-то здесь можно будет сделать хороший фотосалон, создать музей имени Карла Буллы » .

Несколько лет фотосалон просуществовал в таком запущенном виде, причем оставался прибыльным предприятием. К концу 1990-х годов новый хозяин, подробнее изучив историю этого места и больше узнав о судьбе знаменитой династии фотографов, убедился в необходимости реставрации салона и создании здесь памятного места. Постепенно началось приобретение подлинных фотографий Карла Буллы и его сыновей, а также фотографий других мастеров дореволюционной России, снимавших в Петербурге и по всей России.

В 2002 году на средства В. Е. Эльбека в фотосалоне была проведена масштабная реконструкция, позволившая сохранить для города мемориальное помещение фотосалона Буллы . Был воссоздан исторический стеклянный плафон фотомастерской. Хотя реконструкцию не удалось завершить, как планировалось, к 300-летию Санкт-Петербурга, торжественное открытие фотосалона им. Карла Буллы состоялось уже в январе 2004 года.

В настоящее время в помещениях воссозданного фотосалона действует небольшой музей с выставочной галереей и Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, зарегистрированный в 2005 году и ставящий своей задачей изучение и популяризацию отечественной фотографии ХIХ - первой половины ХХ века. В исторических павильонах работает современный фотосалон .

Посещение музея Карла Буллы в Санкт-Петербурге: адрес, часы работы, цена билетов

Фотосалон имени Карла Буллы (Фонд исторической фотографии и музей Кала Буллы) находится по адресу Невский проспект, 54 , около станции метро «Гостиный двор».

Часы работы музея и галереи: с 10:00 до 20:00, ежедневно (у фотосалона воскресенье и понедельник - выходные).

Стоимость входного билета составляет 50 рублей (студентам и пенсионерам - 25 рублей). Любительская фотосъемка музея и панорамы Невского проспекта - 100 рублей, профессиональная съемка - 1000 рублей.

Официальный сайт фонда Карла Буллы: bullafond.ru

Будете на Невском, 54, обязательно загляните в этот салон. Зайти сюда стоит как ради потрясающего вида со смотровой площадки, так и для знакомства с мемориальным музеем, который, несмотря на свои скромные размеры, заставит вас восхититься талантом и работоспособностью знаменитого фотографа и его сыновей и заинтересоваться их жизнью и творчеством.

Фотосалон им. Карла Буллы - одна из "скрытых" достопримечательностей Петербурга. Этот камерный музей, второе название которого - Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, расположился в самом сердце Северной столицы, но далеко не все знают о его существовании. В одном здании с музеем размещены различные заведения и учреждения, кроме того, здесь размещена уникальная смотровая терраса, с которой можно оценить всю красоту города. Желающие посетить музей Карла Буллы в Санкт-Петербурге и узнать его историю найдут всю необходимую информацию в статье.

История фотосалона

Фотосалон Карла Буллы - старейшее ателье на всей территории России. Его история началась еще в далеких 50-х годах XIX века - фактически тогда в России стали появляться дебютные фотокадры.

Первый хозяин фотоателье - Карл Кулиш. Сейчас нельзя достоверно установить, в каком году он породил свое детище на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Предположительно, это случилось до 1858 года. За последующие несколько десятков лет салон поменял нескольких хозяев, пока ориентировочно в 1906-1908 году его владельцем не стал Карл Карлович Булла, пребывавший тогда на пике славы и популярности. Семья мастера также стала проживать в приобретенном доме.

Революция окончательно не "убила" фотосалон - он продолжил жить, но уже в статусе госучреждения. Как свидетельствует биография Карла Буллы, он поспешно эмигрировал из страны в 1917 году, а дело попытались продолжить его сыновья. Увы, почин отца поддержать им не удалось, но лишь по той причине, что один из детей подвергся отправке в ссылку, а второй казнен. Несмотря на все преграды, фотоателье продолжало свою работу даже в зверские годы блокады.

Чем знаменито здание на Невском, 54

Строение, в котором успешно функционирует фотосалон им. Буллы, также прославилось как дом Демидовых. Его история началась в 40-х годах XVIII века. Тогда на этом самом участке земли было построено здание, спроектированное архитектором Трезини. Примерно через 10 лет его выкупили и переделали для известного госдеятеля И. И. Шувалова. В итоге вокруг здания "вырос" настоящий дворцовый комплекс.

В 1825 году право на владение зданием перешло к промышленнику представителю славного и знатного рода. Спустя 16 лет здание расширил архитектор Пель, после чего дом стал носить название "Демидовская гостиница". К слову, именно здесь в 1843 году знаменитый писатель Иван Тургенев познакомился со своей роковой пассией Полиной Виардо.

В начале 80-х годов XIX в. здание на Невском проспекте пережило масштабную перестройку, проект которой создал зодчий Сюзор. Именно после этого не особо примечательный домик из 3 этажей трансформировался в четырехэтажное эклектическое здание, известное и в наши дни.

Возрождение фотосалона и начало работы музея

В 90-х гг. прошлого века доктор В. Эльбек по совету своего сына решил стать владельцем фотосалона на Невском, 54. Сказано - сделано! Эльбек, правда, вспоминает, что дом ему достался в ужаснейшем состоянии и больше напоминал курятник с текущими крышами, в котором вдобавок обваливались лестницы. В комнатах, где проявлялись фото, было нереально дышать. Вся обстановка была такой жалкой и "убитой", что Эльбек, по его признанию, не мог и помечтать об открытии здесь хорошего салона фото или проведении вернисажей.

Фотосалон существовал в таком виде еще несколько лет, оставаясь прибыльным бизнесом. В конце 90-х Эльбек подробно изучил историю здания, узнал все подробности жизни и работы фотографа Карла Буллы и загорелся идеей создать его музей. Однако для этого нужно было провести реставрацию салона.

Готовясь к открытию музея, Эльбек начал покупать оригинальные кадры К. Буллы и его наследников, а также фотографии других мастеров, творивших в России до революции.

Средства на масштабную реконструкцию Эльбек собрал к 2002 году и незамедлительно запустил процесс. В ходе восстановительных работ был воссоздан один из главных элементов фотосалона - стеклянный плафон фотомастерской. В январе 2004 года фотосалон Карла Буллы был готов в торжественной обстановке встречать первых посетителей.

Сфера интересов мастера

Благодаря работам К. Буллы сегодня мы имеем возможность лицезреть различные фотографии прошлых веков. К примеру, Карл Булла часто снимал интерьеры особняков царей и князей, архитектуру храмов, которые серьезно пострадали во времена СССР, а также быт людей прошлого из разных слоев общества: от аристократии и научных деятелей до обычных извозчиков и работяг. Его снимки позволяют представить, в какой обстановке проходили те или иные события в Петербурге, как выглядели дома и вывески старинного города. Современники могут на несколько часов "заглянуть в гости" к легендарному Льву Толстому и другим людям из мира творчества.

Камера маэстро "ловила" и запечатлевала жизнь во всех ее аспектах и направлениях. Он не стремился показать только будни или только праздники. Неудивительно, что на сегодняшний день его работы высоко ценятся специалистами самых разных областей: реставраторами, историками и даже создателями кинокартин.

Первые впечатления при посещении музея

Музей Карла Буллы расположен по адресу: проспект Невский, 54. Это тихий и приятный уголок на 4-м этаже, в котором еще сохранился дух аристократизма старинного Петербурга. По пути наверх можно с интересом рассматривать фотографии различных современных знаменитостей, которыми здесь украшены стены.

В начале самого фотосалона находится вестибюль, в котором висит автопортрет знаменитого мастера — Карла Буллы. Он запечатлен с портативной камерой на шее, которая позволяла ему создавать великолепные фотографии на обычных улицах. Кстати, тогда техника Буллы считалась крайне "навороченной". Когда вы попадаете непосредственно в музей, который продолжается выставочной галереей Карла Буллы, не забудьте также о террасе со знаменитой площадкой, с которой открывается потрясающий вид на город.

Фотоэкземпляры музея

Музей раскинулся всего на нескольких квадратных метрах, но на таком компактном пространстве воссоздана неповторимая атмосфера былых лет. В частности, здесь размещено фортепиано, декорированное подсвечниками, а на стенах висят антикварные часы с маятником. Некоторые кадры - подлинники образца начала прошлого века, другие снимки отпечатали в наши дни со старых негативов. Среди прочих фотографий стоит выделить большое количество фотопортретов Шаляпина.

Здесь же можно увидеть уникальную павильонную камеру Буллы. Даже по прошествии многих лет она все еще работоспособна, поэтому иногда ее используют для создания фото в стиле ретро. Рядом есть уголок с тремя фотопортретами, декорированный зеленью. На снимках изображены сам Карл Булла и его сыновья.

Фотосалон

Помещение представляет собой хорошо освещенную протяженную галерею. Ее основная часть занята непостоянными экспозициями, ведь в салоне с регулярной частотой проходят вернисажи, составленные из творений современных мастеров фотографии. Фотомастерская К. Буллы находится в помещении, где царит атмосфера тропической теплицы. Сверху здание украшает стеклянный купол, который можно легко рассмотреть с улицы. Говорят, что Булла очень ценил именно этот купол, так как благодаря ему мог работать в своей мастерской без искусственного света.

Добавим, что купол, который размещен в фотосалоне сегодня, не является подлинным. В 2002-2003 годах его реставрировали и восстановили в результате долгой и кропотливой работы.

Балкон-терраса

Это место пользуется особой популярностью в здании на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Здесь вы не увидите старинные картины или фотографии, но отсюда как на ладони виден современный Петербург, что ценно и для туристов, и для многих местных жителей. Эта панорамная терраса - Мекка для многих фотографов и обычных любителей пейзажей, которые приходят сюда и любуются всеми красотами города с высоты птичьего полета.

На террасе находится открытый балкон небольшого размера, украшенный цветами в кадках. Площадь самой площадки - не более 1 квадратного метра. Отсюда великолепно видно многочисленные достопримечательности исторического города, а вдали можно узреть купола соборов.

Выставки

В фотосалоне Карла Буллы на Невском проспекте регулярно проводятся выставки различных тематических направленностей. Экспозиции сменяются весьма часто, не менее двух раз в месяц. Стоит сказать пару слов о самых известных и актуальных мероприятиях.

Фотоконкурс им. К. Буллы "Эпохи зримые черты"

Данный фотоконкурс "родился" в 2007 году. Мероприятие международного уровня проходит раз в два года по различным номинациям - от спорта до природы и пейзажей города.

Каждый любитель фото сможет найти тематику по душе и принять участие в выставке (при условии соответствующего качества работ). Участниками конкурса становятся не только российские, но и зарубежные мастера кадра.

"Карл Булла: взгляд на мир Толстого"

Это мероприятие организовано не в самом фотосалоне им. Буллы, но при непосредственном его участии. Оно продлится до конца мая в Москве. Его экспонаты появились в далеком 1908 году, летом. Именно тогда Карл Булла прибыл в Ясную Поляну - резиденцию великого писателя Льва Толстого. У Буллы было задание сразу от нескольких редакций Петербурга - сделать серию снимков Толстого.

Великий мастер справился с задачей на все 100 процентов. В итоге на свет появились около сотни фото. Многие из них известны широким массам, однако с некоторыми до недавних пор были знакомы лишь специалисты в области литературы и фотографии. В итоге в московском музее Толстого решили исправить это упущение и организовали выставку фотографий Карла Буллы.

В рамках экспозиции посетители фотосалона могут увидеть подлинные изображения Льва Толстого, его родных и близких, а также целую россыпь знаменитостей начала XX века. В столицу для выставки был доставлен, пожалуй, основной раритет - павильонная фотокамера К. Буллы, а также некоторые уникальные вещи из личного архива и печатные издания прошлых лет с работами маэстро.

Выставка дореволюционной эротической фотографии

Есть в музее Карла Буллы отдельный уголок, обозначенный табличкой "18+". Чтобы попасть в него, нужно подняться на самый верхний этаж, где находится уютная и небольшая комната. В ней обустроена экспозиция дореволюционной эротической фотографии.

В рамках этой необычной выставки посетители могут увидеть эротические ретроспективы и сцены из частной коллекции нынешних хозяев фотосалона. Стоит отметить, что далеко не все демонстрируемые сценки невинны.

Несмотря на то что автором данных фото является не Карл Булла, их очень любопытно изучать. Кстати, по словам историков, сам мастер и его сыновья также занимались эротическими съемками, фотографируя голых спортсменов и спортсменок с накачанными телами.

Еще один плюс данного помещения на Невском проспекте - шикарный вид из окна. Только ради него сюда стоит заглянуть хотя бы на пару минут.

Месторасположение и график работы музея

Фотосалон и музей Карла Буллы находится в Петербурге по адресу: Невский проспект, 54 (ориентир - станция метро "Гостиный двор"). Есть у учреждения и свой официальный сайт, на котором есть вся необходимая информация для желающих его посетить. Правда, нередко с доступом к нему возникают проблемы.

Салон готов принимать своих клиентов каждый день с 10 утра до 20 вечера (в воскресенье и понедельник в фотосалоне выходные). Посетители весьма лестно отзываются о музее. Они отмечают, что здесь есть что посмотреть даже тем, кто не увлекается фотографией. В музее можно просто отдохнуть, насладиться шедеврами искусства. Фотографы могут почерпнуть для себя новые идеи.

Стоимость посещения и услуг

Попасть в музей и фотосалон Карла Буллы можно за вполне приемлемые деньги. Стоимость входа - 50 рублей, для студентов и пенсионеров (при наличии соответствующих документов) - 25 рублей. Внутри можно вести любительскую фотосъемку - это обойдется в 100 рублей. Профессиональная съемка стоит в разы дороже - 1000 рублей.

Также в музее можно купить яркие открытки с фотографиями самого Буллы (поштучно - 12 рублей, есть наборы по 200 и 250 рублей). Здесь же есть ателье, в котором можно арендовать наряды XIX века для фотосессий. Аренда платья или костюма "под старину" обойдется примерно в 200 рублей. За работу профессионального фотографа придется отдать 3 тысячи рублей (за час, не зависит от числа участников).

error: Content is protected !!