Судьба в представлении древних греков. Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г.И.)

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов - все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.

Если вам интересна культура кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.

Общие сведения

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.

Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха

Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками - Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!

Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.

Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера

Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.

Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.

Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.

Относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» - единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная культура

В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.

В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.

Классический период

Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.

Философия и наука, живопись и скульптура, и поэзия - все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм

Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.

С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой - Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.

Архитектура

Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.

В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.

Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?

В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись

Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, - период знакомства только с мифами и легендами.

А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, - это чернолаковая керамика - очень красивая и экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.

Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.

В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.

Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология

Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.

В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.

Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.

Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы - во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.

Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, - самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.

Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.

Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.

Культура кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники - все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

Искусство

Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.

Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными данной эпохи были линейка и циркуль.

В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.

В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции - кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.

Философия

Даже происхождение этого термина - греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.

Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит - все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.

Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло - как вещь или событие, причиняющее страдания.

Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.

Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.

Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

Театр

Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?

Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.

Черпая идеи из сокровищницы греческой литературы, можно создать вполне ясную картину происхождения нашего мира. Историки, впрочем, считают, что все эти легенды были выдуманы даже не самими греками, а лишь перешли к ним из совершенно забытых ныне ближневосточных религий, и потому у греческих авторов частенько, в их стройной системе происхождения мира, встречаются довольно радикальные противоречия, на которые они, впрочем, похоже, не обращали никакого внимания. Но тем не менее…

По одной из версий, дошедшей до нашего времени лишь фрагментарно, богиня всего сущего Эвринома совокупилась с мировым змеем Офионом и породила мир. По другой версии, рассказанной Гомером, мир произошел от союза Океана и Тефиды, олицетворявших первобытные воды.

Основная же греческая версия гласит, что вначале был лишь вечный, безграничный и темный Хаос, из которого возникли и мир, и бессмертные боги. В частности, богиня Земля – Гея. Очень далеко под ней появился мрачный Тартар – ужасная бездна, тьма. Так же из Хаоса родилась оживляющая Любовь – Эрос, и начал создаваться мир. Хаос породил вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту, от которых произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера.

Земля породила Небо – Урана, Горы и Море. Родила она их сама, без всякого участия отца. Уран (ее сын) взял себе в жены Землю, и у них появились дети-титаны: шесть сыновей и шесть дочерей. Сын Океан, окружающий землю, и богиня Фетида породили реки и морских богинь-океанид. Титан Гипперион и Тейя произвели Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и Зарю – розовоперстую Эос (Аврору). От Астрея и Эос произошли все звезды и все ветры: северный Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир.

Земля породила также трех великанов-циклопов с одним глазом во лбу и трех громадных пятидесятиголовых и сторуких великанов-гекатонхейров. Даже Уран ужаснулся силе своих детей и заточил их в недра богини Земли, запретив им выходить на свет. Та, не в силах держать такое бремя, убеждала детей восстать против отца, но они боялись. Лишь младший, коварный Крон (хронос – всепоглощающее время), хитростью низверг Урана. Богиня Ночь родила в наказание Крону ужасных существ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кера – уничтожение, Гипноса – тяжелый кошмарный сон и Немесиду – отмщение. Эти существа внесли в мир, подобный прежде раю, раздоры, обман, борьбу и несчастье.

Крон, сам некогда свергнувший отца, опасался своих детей. Он повелел своей жене Рее приносить рождающихся потомков ему и безжалостно их проглатывал. Такая судьба постигла пятерых: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Но Рея, движимая материнской любовью, по совету своих родителей, Урана и Геи, удалилась на остров Крит и там, в пещере, родив Зевса, скрыла его от жестокого отца, дав тому проглотить вместо сына камень, завернутый в пеленки.

Зевс рос на Крите, и нимфы Адрастея и Идея кормили его молоком божественной козы Амалфеи, пчелы носили ему мед со склонов горы Дикты, а охраняющие вход в пещеру юные полубоги-куреты ударяли по своим щитам мечами каждый раз, когда младенец плакал, чтобы Крон не услыхал младенца и того не постигла участь братьев и сестер.

Зевс вырос, восстал против своего отца и заставил того вернуть на свет проглоченных им детей. Те начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. После долгой борьбы они сумели утвердиться на высоком Олимпе. Их сторону приняли некоторые из титанов, а первыми – Океан, его дочь Стикс и дети: Рвение, Мощь и Победа.

На помощь Зевсу пришли также циклопы, выковавшие громы и молнии, которые Зевс метал в титанов. Через десять лет равной борьбы Зевс решился освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров, и они ринулись на титанов, отрывая от гор целые скалы и бросая их во врага. Титаны, уворачиваясь от летящих в них гигантских камней, не могли даже подступиться к Олимпу. Земля стонала, воздух наполнял грохот, и даже Тартар содрогался. Зевс одну за другой метал молнии, всю землю охватил огонь, и было так жарко, что даже моря закипели.

Современный человек увидит в этом описании не столько битву, сколько геологическую катастрофу: то ли извержение вулкана, то ли падение громадного метеорита. А возможно, и войну двух мощных цивилизаций. Впрочем, эту тему мы с вами обсудим немного позже. Пока же продолжим рассказ о древнегреческих легендах.

Титаны были побеждены. Олимпийцы низвергли их в Тартар, а у его врат поставили гекатонхейров. Так закончилась власть титанов на земле.

Но Гея-Земля обиделась, что Зевс так жестоко поступил с ее детьми, и вступила в брак с Тартаром, родив чудовище Тифона, обладателя сотни драконьих голов. Он, поднявшись из земли, взвыл, и в этом ужасном крике смешались лай собак, человеческий плач, рычание льва и другие столь же ужасные или неприятные звуки. Вокруг него полыхало пламя, а земля под ним дрожала.

Ну что же: еще одна географическая катастрофа…

Боги были перепуганы, но Зевс начал метать молнии, и начался бой. Снова загорелась земля, закипели моря, и даже небесный свод задрожал. Зевс сумел сжечь молниями все сто голов Тифона, и тот рухнул на землю. Даже от его обессиленного тела исходил такой жар, что все кругом горело. Зевс взял тело Тифона и бросил его в Тартар. Но и оттуда Тифон доставлял неприятности богам и всему живому. Он вызывал бури, землетрясения и извержения, а вместе с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, породил двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, Лернейскую гидру и Химеру. Но власти богов уже ничто не угрожало: Зевс взял себе небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство мертвых. Землю же боги оставили в общем владении. Зевс стал среди богов первым среди равных.

Вход на Олимп охраняли три прекрасные оры, поднимая и опуская (когда боги нисходят на землю или возвращаются в свою обитель) закрывающее врата обители богов густое облако.

В обители богов нет ни дождя, ни снега и царит вечное лето. Отсюда Зевс руководит миром, и добро со злом находятся в его руках. Сохранять порядок и следить, чтобы законы соблюдались, ему помогает богиня Фемида. Дочь Зевса, богиня Дикэ, также наблюдает за правосудием.

Но судьбы людей определяют богини судьбы – мойры, руководствуясь повелениями Рока, которые знают только они. Мойра Клото определяет срок жизни человека, прядя нить его судьбы. Мойра Лахесис определяет, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. А третья мойра, Атропос, заносит в длинный свиток все то, что человеку назначено.

Под землей властвует брат Зевса Аид. Там протекает священная река Стикс, водами которой клянутся даже боги. Здесь находятся души умерших, которые бесконечно жалуются друг другу на свою безрадостную жизнь без солнца и без желаний.

Аиду, который правит царством мертвых вместе со своей женой Персефоной, служат богини мщения эринии. С бичами и змеями они преследуют преступника, не оставляя его в покое ни на минуту, и терзают его угрызениями совести. У трона Аида стоят судьи царства умерших – Минос и Радамант, а также бог смерти Танат с мечом в руках. В черном плаще, с громадными черными крыльями, он прилетает к ложу умирающего и срезает своим мечом прядь волос с его головы, и исторгает душу. Вместе с ним стоят керы, которые на поле боя припадают губами к ранам воинов, жадно пьют горячую кровь и вырывают из тел души. Также у трона Аида восседает и прекрасный юный бог сна Гипнос.

Греческие боги, как и еще множество ранних богов человечества, о которых я расскажу позже, не отделяли себя от людей неприступной стеной, а наравне с ними, насколько, естественно, такое равенство возможно, принимали участие в земных делах.

Бог или боги стали кем-то недостижимым, возвышенным объектом молитв, гораздо позже, с началом эры христианства или ислама. Даже в библейском Ветхом Завете Бог частенько спускается с небес, чтобы отдать приказания избранным. Столь разительные изменения в божественном поведении, вернее, изменение роли богов в мифах, можно объяснить множеством факторов, но некоторые исследователи приходят к выводу, что богами наши предки считали некую более развитую цивилизацию, с какой-то целью колонизировавшую Землю. Немного ниже в книге мы с вами подробнее обсудим эту версию, пока же вернемся к древнегреческой мифологии.

Боги принимали участие в людских делах, не только «руководя с Олимпа». Например, в Дельфах располагалось святилище Аполлона, где жрица-пифия давала предсказания. Предсказания, которые, по отзывам современников, весьма часто сбывались. Насколько тут возможно говорить о паранормальных способностях – неизвестно, но стоит, пожалуй, сказать о мудрости жрицы: предсказание, данное царю Лидии Крезу во время его войны с Персией, звучало как: «Если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство». Крез, обрадовавшись, отправился губить царство. Но царство, которое погибло в результате войны, оказалось отнюдь не персидским (Крез был побежден, а его страна – разорена). Тем не менее предсказание сбылось.

Но, помимо советов, даваемых через жрецов, были и более конкретные вмешательства: достаточно вспомнить Прометея, укравшего для людей огонь. Образ высшего существа, благоволившего к людям, есть в мифах очень многих народов. Некий бог не только крадет для людей огонь, но предупреждает обреченный на гибель людской род о задуманном остальными богами всемирном потопе.

Но все-таки вернемся к Аполлону. Первоначально он считался богом, охраняющим стада. Вскоре он стал богом света, а позднее и покровителем переселенцев, греческих колоний, а также покровителем искусства. По легенде, он родился на острове Делос. Его мать Латона, преследуемая посланным Герой драконом Пифоном и беременная от Зевса, скиталась по свету, пока не пришла на Делос.

Сын Аполлона Асклепий – бог врачей и врачебного искусства, прославился тем, что даже умерших возвращал к жизни. Вот и еще одно божественное вмешательство в людские дела. Или просто чудеса неизвестной древним грекам высокоразвитой медицины?

Стоит сказать, что боги интересовали древних греков гораздо больше людей и природы, и потому рассказов из их жизни дошло до нас множество. Проводить различные, порою весьма любопытные параллели можно, пожалуй, бесконечно, но остановимся. Расскажем только пару вещей, которые, как нам кажется, имеют прямое отношение к теме нашей книги. Одна из них – легенда о Фаэтоне.

Сын Солнца-Гелиоса от Климены, дочери морской богини Фетиды, Фаэтон беседовал однажды с сыном громовержца Зевса Эпафом. Тот, насмехаясь над ним, заметил:

– Ты – сын простого смертного. Мать твоя обманывает тебя! Я не верю в то, что ты сын бога!

Фаэтон сначала отправился к матери, а потом и к отцу, Гелиосу, и попросил того рассеять сомнения. Гелиос обнял Фаэтона и, поклявшись водами Стикса, подтвердил его происхождение и пообещал, видя, что тот расстроен, исполнить любое его желание. Фаэтон же попросил позволить ему поехать по небу вместо самого Гелиоса в его золотой колеснице. Как тот ни пытался отговорить неразумного юношу, объясняя, что даже сам Зевс не может справиться с конями, запряженными в эту колесницу, но в конце концов, не смея нарушить клятву, отступил.

– Не подымайся слишком высоко, – сказал Гелиос сыну, – чтобы не сжечь небо, но и низко не опускайся, не то спалишь землю.

И снова попросил его изменить желание, которое может принести ему гибель. Но Фаэтон уже вскочил на колесницу, схватил вожжи и отправился в путь. Вскоре он заблудился, кони понесли, а когда он глянул на землю, то испугался, и в глазах у него потемнело. Пламя от приблизившейся колесницы охватило землю, и большие, богатые города стали гибнуть один за другим. Реки вскипели, а моря пересохли.

Гея обратилась к Зевсу, призывая того не дать ей погибнуть, и тот молнией разбил колесницу. Кони разбежались в разные стороны, а Фаэтон, с горящими на голове кудрями, упал в волны реки Эридан. Где это, сегодня, к сожалению, установить сложно. Подобные названия имели реки в Аттике и на севере, возможно, это Западная Двина и река По. Гелиос был так расстроен гибелью сына, что не показывался на небе, и земля освещалась только светом пожаров.

Современный человек сразу же понимает, что в легенде говорится о падении большого небесного тела, вызвавшем настолько сильные пожары, что, видимо, поднявшиеся дым и пыль создали такую завесу, что солнечный свет не мог некоторое время проникнуть к земле.

Чтобы завершить эту красивую историю, стоит сказать, что мать Фаэтона, Климена, нашла на берегах Эридана не тело сына, а его гробницу. Сторонники теории высокоразвитой цивилизации тут же скажут, что это была не гробница, а космический корабль, с управлением которого юноша не справился. Но все-таки надо оставить место и легендам, тем более что они очень красивы: вместе с матерью оплакивали погибшего юношу и ее дочери, гелиады. Скорбь их была столь безгранична, что боги превратили их в тополя. А их слезы-смола, падавшие в воду, тут же превращались в янтарь.

Как и в других религиях мира, у древних греков считалось, что человечество начало существовать в раю. Вернее, здесь это называли золотым веком. Но постепенно жизнь на земле ухудшалась, и, например, Гесиод считал, что он живет в самый худший период истории.

Людской род был создан Кроном, если верить греческим мифам, счастливым.

Люди не знали ни забот, ни печали, ни необходимости трудиться. Не было у людей ни болезней, ни старости. И даже сама смерть не заключала в себе ничего ужасного, а была похожа всего лишь на крепкий сон. Сады и поля в изобилии давали им пищу, а на лугах паслись громадные стада. Даже боги приходили к людям за советами. Но золотой век, как и все хорошее, закончился, и все люди первого поколения умерли, превратившись в духов, покровителей и защитников людей новых поколений (ангелы?). Такая награда была дарована им Зевсом: окутанные туманом, они летают по всей земле, защищая правду и карая зло.

Второй людской род, живший в серебряный век, был уже не таким счастливым: ни силой, ни разумом эти люди не могли сравниться с предыдущим поколением. Целых сто лет они росли неразумными в домах своих матерей и, только возмужав, покидали они их, успевая прожить в зрелом возрасте совсем немного. Поскольку большую часть жизни они были неразумны, то видели много горя и несчастий. Они не слушали богов и отказывались приносить им жертвы, и Зевс уничтожил их род, поселив их в подземном царстве, где нет ни радости, ни печали.

После этого Зевс создал третий род, и наступил третий век – медный. Люди этого века, созданные из древка копья, были страшны и могучи. Помимо громадного роста они обладали несокрушимой силой и бесстрашным сердцем. Больше всего они полюбили войну и сражения. Они ничего не сеяли, не ели плодов, что в изобилии приносили сады, а лишь воевали. И их оружие, и их дома были выкованы из меди, работали они также медными орудиями.

Как тут не вспомнить официальную науку и ее медный век? Греческие рассказчики также замечают, что железо узнали лишь последующие поколения. Вскоре люди медного века истребили друг друга, и Зевс создал четвертый век и новый род людской. Эти люди были благородны, справедливы и практически равны богам. Но все они погибли в различных войнах и сражениях: кто у семивратных Фив, кто под Троей, куда явились они за Еленой, и т. п.

После смерти Зевс поселил этих людей на краю земли, на островах в океане, вдали от живых, чтобы они могли насладиться счастливой и беспечальной жизнью. Земля там плодоносит трижды в год, и ее плоды сладки как мед.

После этого громовержцем были созданы последний, пятый век – железный, и род людской, который живет и по сию пору. Людей этого поколения преследуют печали и изнурительный труд. Боги посылают им тяжкие заботы, не забывая, правда, давать и добро, но все же зла и ненастий приходится на их долю больше. Дети не уважают родителей, друзья предают друг друга, нет любви между братьями, а гостеприимство стало редкостью. Клятвы нарушаются, а за добро платят злом. Кругом насилие, и богини Совесть и Правосудие покинули людей, взлетев на Олимп, и у людей нет защиты от зла.

Одна из популярных теорий происхождения человечества утверждает, что до возникновения нашей цивилизацией на Земле существовало еще несколько, и, по некоторым предположениям, более высокоразвитых. Древнегреческие мифы, как видим, это подтверждают.

Всем нам хотя бы в общих чертах известно предание о Всемирном потопе. Оказывается, эта легенда существовала уже в древнем Вавилоне. Ну а нам больше известна история из Библии про строившего ковчег Ноя. Греки излагали эту историю так…

Люди медного века не только не повиновались богам-олимпийцам, но и прославились своим нечестием. Как-то Зевс решил посетить в человеческом облике царя города Ликосура в Аркадии. Войдя во дворец, Зевс дал знамение, и все поняли, кто это пришел, и пали ниц. Но царь Ликаон не захотел воздать Зевсу почестей и стал издеваться над теми, кто его приветствовал. И даже решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, а часть его тела сварил, часть изжарил и предложил громовержцу. Тот, страшно рассердившись, ударом молнии разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в волка.

Но даже после этого люди не стали более благочестивы, и Зевс решил уничтожить весь людской род. Он решил устроить Всемирный потоп, и для этого наслал на землю сильнейший ливень, запретил дуть всем ветрам, и лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Сначала реки просто вышли из берегов, но уже вскоре бурные воды накрыли дома, потом крепостные стены, и над водой осталась лишь двуглавая вершина Парнаса.

Из всего человеческого рода спаслись лишь двое: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. Девкалион по совету своего отца построил огромный ящик, положил в него достаточно съестных припасов, и девять дней и ночей ящик носило по водам, пока не прибило к Парнасу. Ливень прекратился, Девкалион и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу. Вода стала отступать, и обнажилась земля, абсолютно опустошенная. Вода смыла с нее не только все постройки, но и сады и поля. Зевс послал к Девкалиону Гермеса и пообещал исполнить любое его желание.

Тот же попросил, чтобы земля была снова заселена людьми. Зевс велел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросать через голову, не оборачиваясь. Те из камней, которые бросал Девкалион, превратились в мужчин, а те, которые бросала Пирра, – в женщин. Новый род людей произошел из камня (хотя очередной век, как вы помните, был назван железным).

Но отнюдь не все греки вели свою родословную от камней. Некоторые племена считали себя автохтонами, то есть возникшими из земли. Фиванцы, например, думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю.

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у того или другого писателя или художника с тем или другим божеством соединяются те или другие общие или мифологические (и мифографические) представления.

Мы знаем, далее, разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ - «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах - Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение - даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс - в Додоне и Олимпии, Аполлон - в Дельфах и на Делосе, Афина - в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий - в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Можно различить, далее, культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.

Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом - посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), - участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; затем, и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было, с нашей точки зрения, наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже - хотя и болезненно - возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно - особенно по мере распространения христианства - теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более близкому изучению.

В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Völker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer, 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.

Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов - с физикальной (например, Форкхаммера, нем. Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Мюллера, нем. К. О. Müller).

Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие - на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но - не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений - оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеapийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по М. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы - преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.

Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм). В последнее время усилилась реакция против индоевропейской мифологии. Превосходное изложение и критику этой сравнительной индогерманской мифологии, равно как и других объяснений возникновения культа и мифа, можно найти в первой главе труда О. Группе «D. griech. Kulte und Mythen in ihr. Bez. zu den orient. Religionen» (нем. О. Gruppe, т. 1, 1887).

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).

Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins, 1890). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.

Твиты о вселенной Чаун Маркус

117. Каким было представление древних греков о Вселенной?

Греки знали гораздо больше. Фалес из Милета предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э., которое прекратило войну между мидянами и лидийцами.

Парменид в ~500 г. до н. э. заключил, что Земля сферична. Причина: тень Земли во время лунного затмения всегда круглая. Только сфера может давать такую тень.

Математика и геометрия Пифагора и Платона заложили основу для греческого мировоззрения. Сфера и круг как идеальные формы; важная роль учения о числах.

Ученику Платона Аристотелю (384–322 до н. э.) пришла в голову идея Земли, окруженной невидимыми хрустальными сферами, несущими небесные тела.

Аристарх Самосский (310–230 до н. э.) определяет, что Солнце в 19 раз дальше от нас, чем Луна. Неправильно, но попытки осмысления заслуживают уважения.

Из наблюдений Солнца в Александрии и Сиене (Асуан) Эратосфен из Кирены (276–194 до н. э.) получил довольно близкое к реальному значение размера Земли.

Гиппарх из Никеи (190–120 до н. э.) открыл медленное изменение ориентации оси Земли и составил первый каталог звезд: ~80 звезд.

Греки считали: Земля окружена семью «планетами» (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн) и внешней сферой неподвижных звезд.

Геоцентрическое (Земля в центре) мировоззрение было дополнено/расширено Клавдием Птолемеем (90–168), который жил/работал в Александрии.

Птолемей использовал эпициклы для объяснения наблюдаемого сложного движения планет: планета движется по эпициклу: пустой центр эпицикла вращается вокруг Земли.

Кроме того, Земля может быть слегка смещена от центра круговой орбиты планеты. В конце концов, Птолемею было необходимо использовать множество эпициклов и другие ухищрения.

Книга Птолемея (также известная под названием Альмагест) содержит каталог из 1022 звезд и список из 48 созвездий, которые все еще используются сегодня.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Эволюция физики автора Эйнштейн Альберт

Из книги Системы мира (от древних до Ньютона) автора Гурев Григорий Абрамович

Из книги История лазера автора Бертолотти Марио

Из книги История эфира автора Терентьев Михаил Васильевич

Из книги Вселенная! Курс выживания [Среди черных дыр. временных парадоксов, квантовой неопределенности] автора Голдберг Дэйв

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Представление о поле Во второй половине XIX столетия в физику были введены новые и революционные идеи; они открыли путь к новому философскому взгляду, отличающемуся от механистического. Результаты работ Фарадея, Максвелла и Герца привели к развитию современной физики, к

Из книги автора

Системы мира (от древних до Ньютона) „Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое, и чутко прислушивается к голосу опыта, практики. Если бы дело обстояло иначе, у нас не было бы вообще науки, не было скажем

Из книги автора

Представления о свете древних греков В VI в. до н.э., когда в Греции философия и наука развивались совместно, Пифагор сформулировал теорию света, согласно которой прямолинейные видимые лучи испускаются глазом и ощупывают объект, давая зрительное ощущение.Согласно

Из книги автора

Глава 1 Вакуум у древних Историю многих важнейших понятий приходится начинать с античности, и эфир здесь не является исключением. Фантазия и здравый смысл натурфилософов древней Греции вызывает чувство глубокого удивления. Их фактические сведения о природе были

Из книги автора

IV. Каким образом частицы набирают весь свой вес? Золотой век кварков (t = от 10–12 до 10–6 секунды)Заглядывая все дальше в прошлое, мы наблюдаем общую тенденцию. Вселенная становится все горячее и горячее, частицы – все энергичнее и энергичнее, а это обычно означает, что они

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Тема судьбы не была изначальной в истории развития человечества, она появилась на исходе первобытности. Одними из первых, кто осознал наличие этой неведомой до этого времени силы, были древние греки. Это осознание приходит к грекам на закате первобытности, когда люди начинают выделяться из «мы-бытия» и понимать, что каждый индивид обладает своей собственной только ему принадлежащей долей-участью.

Судьба в античности - сверхразумная и сверхинтеллектуальная сила, которая определяет течение жизни. Но эта судьба не могла определять все человеческие намерения. Эта судьба ни в коей мере не превращала человека в бездушный механизм, безвольный и безынициативный. Из-за того, что античная судьба управляла всем, человек не мог отвергать свободы воли. Иногда человек не мог знать и как ему следует поступать в соответствии с судьбой. Поэтому человек поступал так, как того требовало свободно-волевое намерение человека. Поэтому в античности удивительным образом совмещались вера в сверхразумную судьбу и свободное использование своей воли для реального устроения жизни.

Цель данного реферата - изучить концепцию судьбы в представлении древних греков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

Рассмотреть истоки древнегреческих представлений о судьбе;

Исследовать концепцию судьбы и развитие личностного самосознания греков.

Структура работы включает в себя введение, два основных параграфа, заключение и список литературы. Во введении ставится цель и задачи работы, в основной части работы раскрывается основное содержание, в заключении делаются выводы по всей работе и подводится ее итог.

1. Истоки древнегреческих представлений о судьбе

Представления о судьбе имеют глубокие корни, уходящие в историческое прошлое какого-либо народа. Гносеогенные истоки не являются первым этапом возникновения категории судьбы. Правильнее было бы предположить, что значительно более ранний этап был связан, по-видимому, с магией. Именно эту связь подчеркнул в свое время Дж. Фрезер в своей «теории» магия - религия - наука. Но, отличаясь от религии и науки, магия, по Фрезеру, выступает, как «близкая родственница науки», Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 25. ибо и в магических верованиях, и в науке «последовательность явлений считается вполне правильной и неизбежной, так как определяется неизменными закономи» Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 25. .

Таким образом, зародыш будущего научного понятия закономерности уже существовал в рамках магического мировоззрения.

Вера в магию не только предполагает необходимую связь между логическими действиями и их результатами, но и от самого человека, как субъекта магического действия, тоже зависит производить ли это действие, задействовать ли эту необходимую связь именно в данный момент и задействовать ли ее вообще. В представлениях же о судьбе необходимость мыслится как реализующая совершенно независимо от человека. Человек не может ни отменить, ни отсрочить ее осуществление, ни вообще хоть как-то повлиять на нее.

Отсюда можно сделать вывод, что в представлениях о судьбе, в той мере, в какой осуществление судьбы считается фатально-неизбежным, идея объективной необходимости выражена более отчетливо, чем в рамках веры в магию. Размышляя о причинах, по которым люди разочаровались в магии, Дж.Дж. Фрезер пишет: «Наиболее проницательные умы, вероятно, с течением времени заметили, что магические обряды не производили тех конкретных результатов, которых ожидало более наивное большинство их собратьев. Это великое открытие привело к коренному перевороту в умах тех, кто сделал это открытие. Такой человек уже не находил более в смерти врагов своих или же друзей доказательства непреодолимого могущества заклинаний - теперь он знал, что друзья или враги одинаково подпадали под власть силы более могущественной, чем любая из доступных ему самому, что они повиновались судьбе, которую он бессилен был направить». Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 28.

Гносеогенный подход Фрезера для объяснения формирования представлений о судьбе достаточно очевиден. Нельзя не признать, что в его позиции есть доля правды. В мифологеме судьбы встречаются более развитые представления о необходимости и закономерности явлений окружающего мира, по-видимому, они действительно были подготовлены познавательными успехами человека.

В древнегреческой мифологии сохранились следы перехода от веры в магию к образу судьбы. Одним из ярких примеров этого является легенда о смерти Мелеагра, в которой жизнь героя фатально зависит от головни. Вариант мифа приводится по Аполлодору. «От Ойнея Алфея родила сына Мелеагра… Когда ему исполнилось 7 дней, к его родителям пришли Мойры и сказали: «Мелеагр умрет тогда, когда сжигаемая на жертвеннике головня сгорит дотла». Услышав это, Алфея схватила головню и спрятала ее в ларец». Когда же после знаменитой калидонской охоты на вепря Мелеагр перебил братьев своей матери, она сожгла головню, то Мелеагр умер. Здесь связь между смертью Мелеагра и сжиганием головни имеет явно магический характер, но сжигать или не сжигать головню - целиком в воле человека, то есть матери Мелеагра. Так же здесь уже фигурируют Мойры, как божества судьбы, что говорит о переходе от простых магических представлений к персонификации категории судьбы.

В.П. Горан, исследуя этот миф, делает такой вывод: «Не смотря на то, что в рамках этого варианта интерпретации связи жизни Мелеагра с головней эта связь выступает как результат специального решения богинь судьбы, тем не менее, и магический характер этой связи полностью сохраняется. Это позволяет предположить, что мотив магической связи есть рудимент более древних представлений, восходящих к временам доминирования веры в магию, когда образ Мойр, как богинь судьбы, возможно, еще не сформировался. Вероятно, что и мотив фатальной связи между жизнью Мелеагра и головней в дошедшем до нас варианте легенды, в котором фигурирует эта связь, и богини судьбы, был результатом переинтерпретации более древнего варианта легенды, в котором фигурировало только использование магии». Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы / В.П. Горан. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 153.

Но все же, не смотря на изменения, произошедшие с категорией судьбы, вера в магию не исчезает совсем из жизни древних греков. Она проявляется в предсказаниях, вере в оракулы, в гаданиях и жертвоприношениях. В качестве прямого следствия жертвоприношения ожидался какой-то ответ богов, отсутствие же ответа, знака божества, воспринималось крайне негативно. Вера древних греков в оракулы сохранялась на всем протяжении их истории. Связь представлений о судьбе с верой в пророчества и оракулы - один из древнейших истоков формирования греческого понятия судьбы. Способность к знанию будущего воспринималась как божественный дар. Но этот дар придавал особую значимость и знанию, которое дано прорицателю. Вера в знание о будущем была равна вере в судьбу.

Оракул, как и пророчество, претендует на знание предопределенного будущего. Оракулы исходят только от богов. Вера в знание, данное оракулом, сродни вере в богов вообще и их способности вступать в общение с людьми. Предсказания прорицателей и оракулов выражаются в словесной форме. Это указывает на веру в магию слова. Произнесенное вслух слово открывает тайну будущего. Того, что сказано, никак нельзя изменить. Здесь слово равнозначно предопределению судьбы.

В.П. Горан считает, что следы связи древнегреческих представлений о судьбе с магией слова настолько слабы, что их реконструкция возможна лишь на уровне гипотез. В качестве одной из таких гипотез можно назвать предположение В.П. Горана о том, что существует определенная связь между верой в прорицания и верой в силу заклинаний и заклятий.

Еще один след связи представлений о судьбе с магией встречается даже у Гомера. Это образ богинь-прях. Богини судьбы прядут нить жизни человека в момент его рождения. Дж. Томсон Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества / Дж. Томсон. - М.: Иностр. лит., 1958. - 659 с. связывает возникновение образа прях с обычаем прясти ребенку одежду к его рождению. Функции этой одежды первоначально были тесно связаны с магией. Одежде приписывали таинственную связь с человеческой жизнью.

Действительно имеется соответствие между представлением о магической связи одежды с жизнью новорожденного, с представлениями о связи жизни с нитью, которую выпряли ему при рождении богини судьбы Мойры. Вероятно, что предполагаемый Томсоном обычай изготовления одежды для новорожденного стал постепенно терять свою магическую роль. А сам образ «прях» - старейших представительниц рода, трансформировался в образ Прях, как мифологических персонажей.

В новом образе судьбы акцент смещается с темы рождения на тему смерти. Конечно, образ судьбы сохранил свою связь с темой рождения, но одновременно судьба тесно ассоциировалась со смертью. Функция богинь судьбы - заведовать рождением - трансформируется в повелевание смертью. Пряхи определяют момент смерти человека. Таким образом, судьба выступала как весь сугубо индивидуальный жизненный путь человека. В этом понимании судьбы общественное сознание пришло к определенному осмыслению целостности и неповторимости всего жизненного пути каждого человека от его рождения до смертного конца. Т.е. судьба определяет рождение, деяния во время жизни и смерть. Человек начинает осознавать, что его судьба индивидуальна, она принадлежит ему одному и никому больше. Гомеровский Ахилл знает свою судьбу, более того, он волен сам выбрать ее. И он выбирает, выбирает не тихую и спокойную жизнь, а славу и геройскую смерть. Это говорит об усилении внимания общественного сознания к индивиду. Индивид выделяется из своей группы, кроме всего прочего, и своей смертью. Она отличает его от других людей и выступает одним из средств самоутверждения индивида. Однако, «необходимо учитывать и общие особенности эпоса: гиперболизацию, определенные стереотипы в рассказах о героях и их быте, нарочитую архаизацию» Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989. - С. 293-294. .

У Гомера встречаются и другие примеры связи концепции судьбы с магией. Одиссей не открывает киклопу своего имени, так как имя имеет магическое значение. Когда же Полифем узнает имя Одиссея, то он получает возможность влиять на него с помощью своего отца Посейдона.

Таким образом, скорее всего Фрезер прав, утверждая, что магические верования являются одним из источников дальнейшего развития религии и науки. Но нельзя согласиться с ним в том, что магия совершенно исчезает из жизни людей и уступает место науке. Магия продолжает существовать, но, наряду с ней, появляются и другие формы познания мира. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества связано с начавшимся процессом развития личностного самосознания. Если раньше человек совсем не выделял себя из коллективного, первобытного, «мы - бытия», то потом он начинает осознавать себя самостоятельной личностью, которая сама несет ответственность за свои поступки. Человек понимает, что судьба всемогуща, но и он сам кое-что может, кроме того, как слепо повиноваться ее воле.

2. Концепция судьбы и развитие личностного самосознания греков

Судьба - одна из важнейших категорий древнегреческой философии. Вообще судьба не является в античности чем-то случайным и необязательным. Так как вся античная космология основана на непосредственном чувственном восприятии, она по самому своему существу не склонна к исследованию каких-либо точных законов. Само восприятие мира древними греками было скульптурно, что обесценивало те законы природы, которые являются главным предметом изучения современной науки. Управляет этим скульптурным миром нечто не подлежащее ни исследованию, ни изучению, не имеющее имени и превышающее человеческие способности и потребности. Это судьба. Таким образом, судьба связана с очень развитой интуицией, со скульптурной картиной мира и является их неотъемлемой частью. Космос, по представлению греков, телесен, а все, что телесно, управляется судьбой, Следовательно, космос также находится под властью судьбы.

Во взаимоотношениях человека с космосом можно провести ту же параллель, что и между судьбой и богами. Космос есть первообраз, а человек - подражание, микромир по отношению к макромиру. То, что есть в космосе, есть и в человеке; а то, что имеется в человеке, имеется и в космосе. Макрокосм и микрокосм различаются лишь количественно. Между человеком и космосом нет раскола, нет границы. Просто одно - универсально, а другое индивидуально. Но все же, исходя из характера ранней греческой классики, при высоком развитии чувства личности, сама личность все же оставалась придатком космоса, не всегда обязательным и необходимым.

Термин «душа» можно встретить уже у Гомера, но слово «личность» совершенно отсутствует в классический период. А.Ф. Лосев считает, что это говорит о том, что греки плохо понимали смысл и своеобразие человеческой личности, душа же мыслилась, как нечто вполне материальное. Концепция личности гораздо ярче выступает в противопоставлении судьбы и личности, так как основу древнегреческой трагедии составляла именно судьба личности, а не души. Но, не смотря на это, самого термина «личность» не появилось ни у одного из величайших греческих трагиков: Эсхила, Софокла и Эврипида. А.Ф. Лосев считает, что «это свидетельствует о том, что судьба личности в окружающей ее среде или в космосе, как бы эта судьба ни была ужасна, представлялась здесь чем-то естественным и закономерным» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 538. . Поэтому у древних греков не возникало необходимости в специальном обозначении этого понятия. Вероятно, конкретная судьба, «выпрягаемая» Мойрами, и означала личность в чувственной метафорической форме. Такое определение личности очень логично вписывается в общую чувственную картину мира, созданную древними греками.

А.Ф. Лосев очень осторожен с понятием личности в античности. В своем обширном труде по истории античной эстетики он выдвинул теорию «о связи рабовладельческой формации с идеей судьбы». Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 55. По А.Ф. Лосеву, такие стороны античной культуры как пластика и рабовладение «совпадают в одном: в отсутствии опыта человеческой личности… в понимании человека не как личности, а как вещи» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 52. . А.Ф. Лосев обосновывает это тем, что в период рабовладения в самом человеке отсутствует восприятие себя как человека, а не как вещь. Рабы считают себя вещами рабовладельца, а «свободные сознают себя рабами общего миропорядка, рабами прежде всего судьбы, рока» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 55. .

Другой же исследователь концепта судьбы и ее связи с развитием личностного самосознания В.П. Горан Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В.П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 76. полемизирует с А.Ф. Лосевым. Он считает, что вывод А.Ф. Лосева об отсутствии у античного грека опыта человеческой личности неверен, так как античная идея судьбы развивалась на протяжении большого периода времени, в том числе и тогда, когда рабство еще не было доминирующей характеристикой древнегреческого общества. В.П. Горан пишет, что «для гомеровского времени сведение представлений о судьбе к непосредственному выражению рабского сознания вряд ли можно было бы признать оправданным даже независимо от того, оправдано оно или нет для более развитых этапов рабовладения». Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С.76. Так В.П. Горан опровергает теорию А.Ф. Лосева о зависимости идеи судьбы от рабства.

В.П. Горан считает, что А.Ф. Лосев, говоря о связи судьбы с рабовладельческим строем, не убедителен. Но сама по себе эта идея реально предполагает представление о несамостоятельности и означает радикальное отрицание именно личностного «измерения» человека. «Но как раз это обстоятельство и позволяет утверждать, что возникновение идеи судьбы исторически знаменовало собой зарождение личностного самосознания». Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 77.

В.П. Горан думает, что отрицание чего-либо, пусть даже оно и осуществляется весьма решительно и безусловно, уже тем, что оно существует, показывает наличие определенного представления о том, что отрицается. То есть, если идея судьбы так явно отрицает наличие самостоятельности человека как субъекта своей жизненной доли, а в качестве этого субъекта мыслится некая высшая сила, то уже одно это наводит на мысль о том, что представление о таком субъекте и о жизненной доле человека уже существовали. То, что появляется такое представление, позволяет говорить о зарождении личностного самосознания, даже если человек и мыслит себя еще только в качестве объекта судьбы.

Таким образом, В.П. Горан делает вывод, что не могло быть никакого вопроса об идее несвободы и внешней судьбы, если уже не было идеи свободы и представления о свободной человеческой личности». Горан В. П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 77.

Что же касается не идей и представлений, а соответствующих реалий, то надо не забывать, что несвобода древнего человека, его зависимость от природы и от социальных сил была первичной по отношению к его свободе и самостоятельности. Но в осознании этой зависимости, в формировании идей такой зависимости в общественном сознании определяющая роль должна быть признана за процессом приобретения индивидом самостоятельной значимости и становления личностного самосознания. Несвобода, зависимость могла осознаваться в том числе и в форме идеи судьбы, лишь в той мере, в какой выкристаллизовывалась и идея свободы, пробуждалось личностное самосознание. В свою очередь, и идея свободы тоже осознавалась тем отчетливее, тем яснее и утверждалась тем решительнее и прочнее, чем более отчетливо осознавалась идея зависимости, и чем более резкий контраст составляли эти два ряда идей в сознании и соответствующие им реалии в жизни, например, контраст рабской доли и доли свободного человека.

Таким образом, вопреки А.Ф. Лосеву, античная идея судьбы указывает не на отсутствие «опыта человеческой личности» в рабовладельческом обществе, но, напротив, на пробуждение личностного самосознания. Отсюда понятен тот уже отмеченный А.Ф. Лосевым факт, что для античного человека судьба менее всего заметна на людях мелких, но более всего ощущается в героических фигурах, таких, как Ахилл или Прометей. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А. Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С.57.

В.П. Горан делает вывод, что «сам факт возникновения идеи судьбы и конкретные особенности ее содержания свидетельствуют о пробуждении внимания общественного сознания к индивиду и зарождении личностного самосознания…» Горан В. П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 83. . Но В.П. Горан делает оговорку, что речь идет лишь о начале этого трудного процесса.

И все же В.П. Горан слишком жестко критикует концепцию А.Ф. Лосева. Да А.Ф. Лосев связывал понимание человека с рабством и восприятием человека как вещи. Но его же исследования поэм Гомера говорят о том, что тот же А.Ф. Лосев уловил некую закономерность соотношения концепции судьбы с понятием человеческой личности.

Таким образом, вероятно, оба исследователя правы в том, что процесс осознания человеком себя как личности, безусловно, имел место в развитии культуры Древней Греции. Но этот процесс шел довольно медленно, его тормозили многие реалии античного мира, в том числе и институт рабства. Становление личностного самосознания нашло свое отражение в представлениях о судьбе. Все изменения, происходящие с восприятием человеком самого себя, находили свое отражение в трансформирующейся концепции судьбы.

судьба вера магия самосознание

Заключение

Судьба - одна из основных мировоззренческих категорий традиционных обществ. Античная цивилизация не была исключением в отношении к этой категории. Хотя судьба не была изначально присуща античной культуре, но все же она появилась достаточно давно. Некоторые зачатки будущих представлений о судьбе мы можем обнаружить в древнейших магических верованиях, и наоборот, в развитых представлениях о судьбе мы находим множество параллелей с магией. По мере развития античной культуры роль магии несколько ослабевает, но она не исчезает совсем, как на этом настаивал Дж. Фрезер. В более поздние периоды магия существует наряду с другими феноменами культуры, просто она уже не является одним из главенствующих элементов в развитии общественного сознания. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества было связано с началом процесса развития личностного самосознания. Человек мало-помалу осознает себя свободной личностью и хотя судьба и всемогуща, но и он сам кое-что может.

Богатейший материал для изучения античной культуры дают поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея», где автор создает великолепную картину жизни древнегреческого общества эпохи разложения общинно-родового строя. Гомеровский эпос дает много примеров отношений между волей судьбы и волей самостоятельной личности. В разные периоды развития общества постепенно трансформируется образ человека, его мировоззрение, понимание собственной значимости и осознание свободы в выборе каких-либо действий и даже возможности выбора своей судьбы.

Процесс осознания человеком себя как личности шел довольно медленно, его тормозили многие реалии античного мира, в том числе и институт рабства. Становление личностного самосознания нашло свое отражение в представлениях о судьбе. Все изменения, происходящие с восприятием человеком самого себя, находили свое отражение в трансформирующейся концепции судьбы.

Список литературы

1. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы В.П. Горан. - Новосибирск: Наука, 1990. - 335 с.

2. Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В.П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С 76-83.

3. Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989 - 479 с.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - 584с.

5. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества / Дж. Томсон. - М.: Иностр. лит., 1958. - 659 с.

6. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - 831 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Религиозные представления древних греков. Пантеон греческих богов, покровительствовавших природным стихиям, ремёслам, земледелию, войне и иным занятиям людей. Влияние повседневной жизни древних греков на их религию и мифологию. Миф о Деметре и Персефоне.

    презентация , добавлен 04.02.2011

    Учение о жизни после смерти: формы загробной субстанции человека, ее связь с местом погребения в представлении древних египтян. Похоронный ритуал, Пять Душ, значение имени, цель бальзамирования: воскресение души, путешествие по Преисподней, суд Осириса.

    реферат , добавлен 30.11.2011

    Зарождение мифологии древних греков от одной из форм первобытной религии - фетишизма. Эволюция мифологических и религиозных представлений эллинов. Древнегреческие мифы и легенды о жизни богов, людей и героев. Религиозные обряды и обязанности жрецов.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2013

    Идеализация и ограниченность в понимании религии древних греков. Источники изучения древнегреческой религии. Религия эгейской эпохи. Следы тотемизма, промысловых культов и тайных союзов. Вредоносная и лечебная магия. Аристократический культ героев.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Религиозное мировоззрение древних греков - вера во всесилие Рока. Древнегреческий культ предсказания судьбы - прорицательство. Элевсинские мистерии, как форма религиозно-культовых действий. Антропоморфизм- человекоподобие богов. Политеизм (многобожие).

    презентация , добавлен 04.02.2017

    Анализ образа героя в ирландской мифологии, его основных характеристик и стиля жизни. Характеристика роли семьи на протяжении всей жизни героя, занятий его повседневной жизни, взаимоотношений с богами. Изучение личностных качеств мифического персонажа.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2010

    Влияние культа Исиды на мировосприятие древних египтян, формирование погребальной обрядности и представлений о загробной жизни. Связь между культом Исиды и магией, его роль в идеологических изменениях и верованиях египтян в период Среднего царства.

    статья , добавлен 10.08.2017

    Мифологические мировоззрения древних греков. Гора Олимп как жилище бессмертных богов. Перун и молния как символы верховного древнегреческого бога Зевса. Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Гефест, Аполлон, Афина и Афродита как главные боги Древней Греции.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Представления о душе у древних славян. Связь души со звездой, с дыханием, паром, дымом. Отождествление образа человека и души. Сравнение души и огня. Загробная жизнь по представлению славян. Материальная основа души. Обряды древних славян на поминках.

    реферат , добавлен 29.01.2011

    Изучение славянского язычества, системы дохристианских представлений о мире и человеке, основанной на мифологии и магии. Одухотворение природы, культа предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей.

error: Content is protected !!