Театральное здание и зрительный зал. Греческий театр: описание, история и интересные факты Описать рисунок здание театра и представление комедии

Театры обычно располагаются в городских обществ, центрах, на площадях или городских магистралях и в большинстве случаев главенствуют в архитектурном ансамбле. Для обеспечения свободной эвакуации зрителей и соблюдения противопожарных требований желательно, чтобы здание театра было полностью открыто к обществ, проездам или площади с главного и боковых фасадов (к заднему фасаду допускается примыкание служебного корпуса с устройством хоз. двора). Здание театра со стороны главного входа должно отстоять от др.зданий не менее чем на 40 ж, ас остальных сторон - не менее чем на 20 м. Разгрузочные площади у входов и выходов из театра устраиваются по норме 0,25 м2 на одного зрителя. На участке Т. размещаются площадки для стоянки автомашин из расчета 1 легковая машина на 20 мест в зале. В соответствии с градостроительными нормами, действующими в СССР, сеть театров планируется из расчета ок. 5 мест на 1000 жителей.

Совр. здания театров но назначению (сценическому жанру) подразделяются на здания драматических, музыкально-драматических и oneрно-балетных театров. Помимо этих традиционных Т., в СССР также получили распространение спец. детские театры (театр юного зрителя), кукольные театры и театры теней. В последнее время в практику стр-ва в СССР внедряется новый тип театрального здания, трансформируемого в концертный зал, напр. Т. в гг. Туле и Норильске. Такие трансформируемые здания театра распространены и в нек-рых зарубежных странах.

По эксплуатационным и архитектурно-строит. особенностям различают здания Т. постоянного и сезонного (летние театры) функционирования. Последние бывают открытыми и закрытыми. Вместимость зрительных залов театра зависит от их назначения. В практике стр-ва совр. театральных зданий как в СССР, так и за рубежом вместимость зрительных залов драматических Т. принимается от 500 до 1200 мест, музыкально-драматических - от 800 до 1500 и опер- но-балетных - от 1500 до 2000. В СССР в соответствии с действующими нормами вместимости зрительных залов Т. данного назначения соответственно принимаются от 500 до 900 мест, от 1000 до 1200 мест и от 1400 до 1600 мест, что позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия видимости и слышимости спектаклей. Вместимость детских Т. не должна превышать 800 мест, кукольных - 500, Т. теней - 300.

Состав помещений театральных зданий зависит от назначения, вместимости, условий эксплуатации. Помещения театра подразделяются на след. осн. группы: зрелищную, включающую зрительный зал и обслуживающие его помещения (вестибюль с гардеробом, фойе, буфет, кулуары, сан. узлы); сценическую, включающую сцену и обслуживающие ее помещения (артистические уборные, мастерские, склады, сан. узлы, помещения технич. назначения); адм.-хоз., в состав к-рой входят помещения администрации, а также производственного и хоз. обслуживания.

На участке театрального здания обычно сооружается подсобно-производственный корпус, в к-ром размещаются резервные склады и ряд др. вспомогательных помещений (красильная, прачечная, бутафорская и др.). С целью удешевления стоимости рядом условий.

Наиболее сложной частью театрального здания (по объемно-пространственной композиции и оборудованию) является демонстрационный комплекс, состоящий из зрительного зала п сцены. Его устройство и эксплуатационные качества зависят от многих нормативных и технич. требований (акустических, оптических, эвакуационных, постановочных, технологич. и противопожарных). Размеры демонстрационного комплекса определяются вместимостью зрительного зала, к-рый рассчитывается по норме 0,65-0,7 м2 на 1 зрителя.

Хорошая слышимость в зале зависит от его акустических качеств. Форма и соотношение сторон зрительного зала должны обеспечивать равномерное распределение звука, исключать возможность возникновения акустических эффектов «фокусирования» и «эха». Оптимальное время реверберации определяется с учетом особенностей сценического жанра. Объем зала на 1 зрителя рекомендуется принимать для драматических Т. от 3,8 до 5,0 м3 и для музыкально-драматических и оперно-балетных - от 5,0 до 6,0 м3. Для равномерного распределения звука форма зала должна быть компактной, простой, без большого преобладания одних размеров над др. и без значит.впадин и выступов. Следует обращать особое внимание на формы стен в плане и потолка, в особенности над просцениумом и оркестром. Во избежание появления «глухих» мест отношение выноса балкона к высоте отверстия под ним, открытого в сторону зала, не должно быть более 2. Хорошей акустике зрительного зала и исправлению ее дефектов способствуют обработка стен, потолка n пола зала акустическими отделочными материалами, применение специальных акустических конструкций (экраны, складки, ребра), поглощающих или отражающих звук. Одно из основных требований к акустике залов всех сценических жанров - естественное восприятие звука всеми зрителями.

Планировка зала и обслуживающих его помещений, расположение мест для зрителей и проходов должны обеспечивать удобное заполнение зала, беспрепятственный выход из него в антрактах и быструю эвакуацию зрителей в случае аварии. В соответствии с противопожарными требованиями ширина эвакуационных проходов п выходов принимается из расчета 100 человек на 0,6 ж, при этом миним. ширина прохода-0,9 м и максим.- 2,4 м. Длина непрерывного ряда мест для зрителей в зале при двухсторонней эвакуации принимается не более 40 мест и при односторонней - 20 мест. Расстояние между спинками кресел ряда - от 85 до 90 см в зависимости от количества мест в ряду и от конструкции кресел.

По принципу расположения мест для зрителей и объемно-пространственной композиции залы совр. театры делятся на партерные (до 500 мест), амфитеатральные (до 1000 мест) и залы с балконами или ярусами (от 1000 мест и более). В зависимости от сценического жанра и вместимости залы могут иметь различную форму. Наиболее благоприятны по акустическим соображениям залы прямоугольной и трапециевидной форм. Наиболее вместительны залы овальной или эллиптической формы и залы с балконами или ярусами, однако в акустическом отношении они уступают залам прямоугольной и трапециевидной формы и требуют спец. акустической обработки. Устройство и размеры сцены целиком зависят от сценического жанра театра и вместимости зрительного зала. Размеры обычной глубинной сцены, ее планшета, декорационных карманов и арьерсцены определяются шириной и высотой отверстия игрового портала, связывающего зрительный зал со сценой.

Для быстрой смены декораций верх сцены оборудуется колосниками с блочными устройствами для подъема и спуска софитов с осветительной арматурой и штан- кетов, к к-рым прикрепляются декоративные полотна и занавесы. На боковых стенах сцены устраиваются рабочие галереи с переходными мостиками для управления штанкетнымп подъемами и софитами. Низ сцены оборудуется трюмом, вращающимся кругом для смены декораций и системой подъемно-опускных площадок для постановочных эффектов (провалы, спуски, подъемы) и изменения рельефа планшета. В практике стр-ва Т. применяются бесколосниковые сцены, на планшет к-рых декорации подаются только из карманов и трюма при помощи спец. подъемно-опускных устройств. В оперно-балетных театрах вращающийся круг применяется не всегда. Перед сценой обязательно устраивается просцениум глубиной не менее 1,5 м от границы антрактового занавеса до оркестрового рва; размеры просцениума зависят от жанра театра.

Помимо софитов, на сцене для ее освещения устраиваются спец. осветительные ложи и выносные софиты в зале, обычно скрытые в конструкциях потолка.

В целях противопожарной безопасности сцена оборудуется клапанами для вытяжки дыма, системой автоматически действующего противопожарного водопровода (спринклер, дрейчер), а в Т. с залом свыше 600 мест также и огнезащитным противопожарным занавесом, отделяющим зал от сцены.

В театральном зодчестве последних лет глубинная сцена-коробка с колосниками и трюмом - не единственный тип сцены. Наряду с ней устраиваются и комбинированные сцены, сочетающие закрытую сцену-коробку традиционного типа с открытой сценической площадкой, к-рая сильно выступает в зал и окружена с трех сторон зрителями (ТЮЗ в г. Ленинграде, театр в Туле и др.), а также открытые сценические площадки для игры в окружении зрителей (театр в г. Мангейме и др.).

Состав помещений, обслуживающих сцену, принимается в зависимости от вместимости зала и сценич. жанра Т. Театральные здания имеют сложное электротехнич. оборудование - силовое (для механизмов сцены), осветительное (для сцены, зала и др. помещений), слаботочное (для режиссерской и пожарной сигнализации); оборудуются вентиляцией, кондиционированием воздуха (залы от 800 мест) и горячим водоснабжением. В зданиях Т. применяются наиболее совр. и долговечные конструкции из железобетона, металла, а также разнообразные отделочные (пластики, алюминий, стекло, керамика, дерево и др.) и акустические (перфорированные древесноволокнистые плиты, алюминиевые панели, ас- бестоцементные плиты и др.) материалы.

Летние закрытые театры строятся обычно в местах массового отдыха - в парках культуры и отдыха или пригородных зонах отдыха крупных городов. Летние театральные здания, возводимые из облегченных конструкций (дерево, железобетонный каркас с легким заполнением), имеют вместимость залов, аналогичную Т. круглогодичного действия. В отличие от Т. круглогодичного действия, в летних Т. состав помещений, обслуживающих зрителей и сцену, значительно сокращается; в осн. сохраняет свои размеры только демонстрационный комплекс - зрительный зал и сцена. Значительно упрощается механич. оборудование сцены.

Открытые летние театры предназначаются обычно не только для сценических выступлений, но и для концертов, демонстрации кинофильмов. Их вместимость в СССР принята от 600 до 10 000 мест. Эти Т. бывают с открытой сценой-площадкой и с закрытой сценой с порталом. Такие сцены имеют обычно упрощенное колосниковое оборудование для подвески декораций и софитов, карман для хранения и монтажа декораций, а также врезной или накладной поворотный круг.

Римский театр , как и римская драма, имеет своим образцом театр греческий, хотя в некоторых … Лучшие лондонские Т., как напр. "Lyceum-Theatre " Ирвинга, не стесняются обращать в феерию...

Политика европеизации сыграла значительную роль в судьбах японского народа. Падение сёгуната и увлечение всем европейским в первую очередь, сказалось на популярности театра Но.

Самым значимым достижением японкой культуры стало создание театра Но. Впервые высокое драматическое искусство сочетается с большой литературной ценностью театрального репертуара...

Сёгунат Токугава. Литература и театр . Развитие городов определило их роль в развитии культуры как … Театр Ёсэ, избравший в качестве излюбленного жанра что-то наподобие варьете, был самым...

Во время директории, консульства и империи кукольный театр оправился, но никогда уже не играл такой роли, как раньше, служа почти исключительно забавой детей.

История театра Петрушка. Камедь о Петрушке Русский театр и драма · Театр Шекспира. В 1613 году когда Россия.

ТЕАТР И ЖИВОПИСЬ Theatre et peinture. Художники в театре . Античность. и средние века. Стену, окружающую. сцену античного театра иногда укра- шали живописным декором, часто ил

Итальянский театр в Санкт-Петербурге при Анне Иоанновне. (1733-1735) Сиповский В.В. «Итальянский театр при Анне Иоанновне». Журнал Русская Старина.

Буква Т. Театр начинается с вешалки. Приписывается одному из основателей Московского Художественного театра Константину Сергеевичу Станиславскому (1863- 1938).

После смерти Кунста, в 1703 г. его место занимает Отто Фюрст, золотых дел мастер. При нем только что поставленный на ноги театр стал приходить в упадок, и в 1707 г. спектакли прекратились.

ПРОГРАММА-ЗАДАНИЕ

на курсовой проект V курса МАрхИ по одной из тем:

«ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР на 600-800 зрительских мест с Интерьером зала»,

«КОНЦЕРТНЫЙ ДОМ с залами на 1500 и 500 мест с Интерьером основного зала».

Цель - Теоретическая и практическая подготовка студентов с методикой проектирования крупного общественного сооружения в центральной части города.

Задачи :

Знакомство и изучение литературных материалов и специальной литературы по театрально-зрелищной тематике;

Изучение функционально-технологических особенностей построения театральных зданий на натурных объектах города;

Выбор площадки проектирования и объемно-планировочное моделирование объекта в сложившейся градостроительной ситуации города;

Функционально-технологическое моделирование зрелищного сооружения по технологической программе;

Нахождение архитектурно-художественного образа объекта в соответствии его назначению и месторасположению;

Адекватный архитектурному замыслу выбор конструктивного решения;

Акустика и видимость зрительных залов. Методика расчета и построений. Кондиционирование и вентиляция зрительных залов.

Проекционно-графическое представление объектов культурно-зрелищного назначения.

Защита проекта.

Сроки проектирования и форма представления.

Тема "Драматический театр", "Оперная студия" или "Концертный зал" выполняется в течение всего семестра. Параллельно с основным заданием выполняется фрагментно "ИНТЕРЬЕР" зрительного зала с кулуарами фойе, который защищается и оценивается совместно с основным проектом.

Процедура выполнения.

Одновременно с выдачей программы-задания представляются на выбор от 3 до 5 возможных градостроительных площадок центральной части города. В первые дни занятий читаются лекции по архитектурным и конструктивным особенностям проектирования театрально-зрелищных сооружений. Проводятся экскурсии с ознакомлением в натуре с театром и концертным залом, обсуждение реферативных докладов студентов, клаузура и первый разбор вариантного проектирования.

На первом этапе выполнения темы студентам предлагается на выбор одна из научного круга тем по театрально-зрелищным сооружениям. Это небольшой

реферативный доклад , основные положения которого на схемах графического планшета каждый студент докладывает и защищает перед группой.

На стадии «Эскиз-Идея » выполняется рабочий макет по выбору и обоснованию объемно-планировочного замысла в данной градостроительной ситуации города. Данный этап просматривается и оценивается ведущими педагогами группы при обходе заведующего кафедрой.

По выполнению стадии «Эскиза с Оценкой » параллельно проводятся консультации специалистами смежных профессий: архитектурно-строительной физики, конструкциям, вентиляции и кондиционированию. Защита рабочего макета и эскиза проекта, который представляется на 1 планшете 0,5 х 1,4 м, с полностью вычерченными проекциями в 2-а раза уменьшенным к основному проекту или в масштабе основного проекта на 2-х планшетах (пенокартон или гофрокартон) 1 х 2.8 м в карандаше, проводится перед комиссиями кафедры. Выставляется ОЦЕНКА по 10-ти бальной системе.

После эскиза учитываются замечания комиссии и идет проектирование в масштабе основного задания. Интерьер выполняется в общей композиции проекта в форме фрагментного (в масштабе 1: 50) продольного или поперечного (в сторону зрительских мест) разреза зрительного зала с перспективой его и прилегающими к нему кулуарами фойе.

Защита проектов здания и интерьера проводится перед комиссией комплексного проектирования. Студент коротко объясняет замысел, содержание комплексного проекта. Отвечает на вопросы комиссии. После чего выносится оценка по 10-ти бальной системе за проект и смежные разделы.

После защиты в аудиториях организуется общая ВЫСТАВКА проектов курса.

1. СНИП П-Л. 20-96. Театры. Нормы проектирования.

2. АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. Учебник для ВУЗов (под общ. Редакцией И.Е. Рожина, А.И. Урбаха) 2-е изд., перераб. и доп. - М: Стройиздат, 1984 г.

3. ГОРОДСКИЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ЗАЛЫ. Гнедовсий Ю.П., Рябышева И.Д., Обзор ЦНТИ., -М., 1977.

5. СОВРЕМЕННОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ. Пособие по проектированию Под ред. В.М. Виноградова, В.Д. Красильникова Л.Д. Чумакова, -М., Стройиздат, 1986 г.

6. ИНТЕРЬЕР ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ. Е.Б. Новикова., -М., Стройиздат, 1991 г.

7. ЗАМЕТКИ АРХИТЕКТОРА. В. Красильников. –М., Изд. «Жираф», 2002 г.

8. 10 ЗАЛОВ В МОЕЙ ЖИЗНИ. ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА.

В. Красильников. – М., Изд. «Жираф», 2004.

9. GA Contemporary Architecture, 04 THEATER, Edited and Photographed Yukio Futagawa

10. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ издания последних 10 лет (список прилагается в задании).

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР на 600-800 зрительских мест

с ИНТЕРЬЕРОМ зала.

1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Театры, как правило, являются одним из объектов, которые формируют общественные центры городов и должны проектироваться как элементы ансамбля этих центров с учетом конкретной градостроительной ситуации.

Театры должны иметь выразительное архитектурно-художественное решение внешнего облика и отвечать современным функционально-технологическим, конструктивным и инженерным требованиям.

2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕШЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА

В общем организме города жанр и вместимость театрального здания определятся как расчетом городской сети зрелищных предприятий, так и конкретными условиями строительной площадки. Расчетные нормы 5-8 зрительских мест на 1000 жителей. Говорить о размерах отводимого под строительство театра участка, наверное, не целесообразно, так как в одних случаях театр располагается «свободно», в других – пристраивается или встраивается в существующую городскую застройку.

Здание театра часто организует в городе одну из площадей (Театральная площадь и площадь Театра Армии в Москве, площади Мариинского и Александринского театров в Санкт-Петербурге и т.д.), однако, множество театров стоит в рядовой застройке улиц (Театр Станиславского и Немировича-Данченко, МХАТ в Москве и др.), а некоторые даже встроены в другие здания (театр Комедии в Елисеевском магазине и театр Оперетты в Санкт-Петербурге).

Наиболее желательна «свободная» постановка здания театра. Такая постановка позволяет обеспечить удобный подход и подъезд как к зрительскому входу, так и к служебному. Позволяет легко решить загрузку декораций, материалов и товаров для буфета и кухни. При этом длину трейлера с декорациями нужно принять 20 м.

Главный фасад театра целесообразно отодвинуть вглубь участка, создать необходимую аванплощадь для ожидающих начало спектакля зрителей. На аванплощади можно запроектировать сквер с малыми архитектурными формами. Служебный вход целесообразно размещать с противоположной зрительскому входу стороны.

Стоянки автомашин проектируются из расчета одна машина на 20 зрителей. Площадь стоянки – 30,0 м.кв. на одну машину вместе с проездом. Как правило, открытых стоянок для театра в городской среде не хватает, тогда необходимо устраивать крытые (как правило, подземные) стоянки. Вокруг здания театра должен быть предусмотрен пожарный проезд шириной 4 м.

Здание театра является градообразующим элементом и занимает в городской среде заметное место. Архитектура театрального здания должна быть связана с окружающим пространством, соразмерна ему, образуя выразительный и цельный городской ансамбль. Диапазон образов театрального здания может быть достаточно обширен, и построен на основе различных концепций.

  1. Объемно-планировочное решение здания театра.

Здание театра условно можно разделить на зрительскую и закулисную части. На стыке их комплекс: зал – сцена. Деление идет по порталу сцены, по «красной линии»F 1 F.

К зрительской части относятся кассовый вестибюль, входной вестибюль, распределительный вестибюль с гардеробом, санитарные узлы и курительная, фойе с кулуарами и зрительный зал.

К закулисной части – сцена с примыкающими к ней складами и подсобными помещениями, актерские помещения; помещения художественного руководства и репетиционные залы; помещения администрации и технического персонала; закулисный буфет; производственные помещения и резервные склады; служебный вход с помещениями диспетчерской и охраны.

В случае если театральное здание проектируется для большого города или на затесненном участке, основная часть производственных помещений в основном здании не предусматривается. Предполагается, что декорации, мебель и реквизит изготавливают или в специальных мастерских города или на отдельно стоящей производственной базе театра. В этом случае в самом здании театра необходимо предусмотреть, так называемую подделочную мастерскую с помещениями для персонала площадью 100 – 130 м.кв. и высотой 4,5 м. Мастерская должна располагаться таким образом, чтобы в нее свободно попадали привезенные извне декорации, а с другой стороны, чтобы из мастерской декорации свободно поставлялись на сцену большого и, если имеется, малого зала.

При проектировании театра необходимо учитывать, что большинство помещений как зрительского, так и закулисного комплекса могут быть лишены естественного света (включая артистические, репетиционные залы, живописный зал, вестибюль, фойе и,естественно, зал и сцена) это обстоятельство может сильно повлиять на объемно-планировочное решение проекта здания театра. При затесненном участке может быть принято «вертикальное» решение театрального здания с использованием лифтовых подъемников и эскалаторов, а так же вертикальной транспортировки декораций.

4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ТЕАТРАЛЬНОГО ЗДАНИЯ

UI . Помещения зрительского комплекса

U1. Вестибюльная группа помещений U состоит из кассового вестибюля, к которому примыкают помещения кассы и дежурного администратора, входного и распределительного вестибюля с гардеробом. В холодных климатических зонах кассовый вестибюль объединяют с входным, образуя тамбурную зону, но кассовый вестибюль может располагаться и отдельно от входа в театр.

Распределительный вестибюль с гардеробом должен быть непосредственно связан с помещениями фойе театра или через парадную лестницу. Длина гардеробной стойки (стоек) – не менее одного погонного метра на каждые 30 зрителей, высота не менее 2,2 м. глубина гардероба – от барьера до противоположной стены – 4 м. Ширина помещения перед барьером не менее 3м.

Туалетные комнаты, как правило, размещаются рядом с распределительным вестибюлем, при большом количестве зрительских этажей возможны и поэтажные санитарные узлы. Туалеты проектируются из расчета 1 унитаз на 75 женщин и на 150 мужчин и 1 писсуар на 100 мужчин. Соотношение мужчин и женщин принимается 45% и 55%.

U2. Фойе

Фойе театра должно быть связано непосредственно или через парадные лестницы (возможно открытые) с вестибюлем. Эти лестницы могут дальше вести к фойе балконов зрительного зала. К фойе примыкает помещение буфета (возможно как часть фойе) с подсобными помещениями. К ним желательна удобная доставка продуктов. В некоторых случаях к фойе примыкает музей театра, это помещение специально неоговоренной площади.

U3. Зрительный зал

Построение ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА театра тесно связано со сценой и обусловлено принятой организацией театрального пространства. Зрительный зал должен обеспечивать всем зрителям максимальный комфорт: хорошую видимость и слышимость происходящего на сцене. Форму и размер зала определяет ряд факторов. Удаленность зрителя от красной линии сцены не должна превышать для драмы 27 м , в оперно-балетных - 30 м. Условия горизонтальной видимости принято простраивать в пределах угла, стороны которого касаются краев портала, а вершина находится в глубине по оси сцены на расстоянии 1,5 ширины портала от красной линии. Чаще вершину берут на пересечении оси зала с дальней линией вращающегося круга. Это составляет угол для портальных сцен = 30-35 градусов. Для обеспечения достаточной вертикальной видимости необходимо производить расчеты или графическое построение профиля (гребенки) пола зрительного зала по превышению луча зрения над головами впереди сидящих зрителей. Для драматических театров это превышение составляет 6 см . Для театров малой вместимости (до 600 мест) предпочтителен зал в виде амфитеатра, для театров большей вместимости - зал балконного или ярусного типа, однако решение надо принимать в зависимости от художественного и объемно-планировочного замысла.

Расположение кресел и проходов в зрительном зале зависит во многом от принятой системы эвакуации зрителей с учетом требований норм пожаробезопасности. Уровень пола первого ряда партера проектируется ниже уровня планшета сцены (уровень сцены в проектах всегда принимается за отметку + 0,000 ) на 0,9-1,1 м. Зал оборудуется мягкой мебелью. Ширина ряда от спинки до спинки кресел принимается 0,9-1,0 м. Количество непрерывно установленных мест в ряду зависит от ширины ряда и принимается соответственно пропорционально ширине: при одностороннем выходе из ряда не более 12-24 мест, при двустороннем - 26-50.

В продольных и поперечных рядах зрительного зала допускается устройство пола с уклоном 1:7. При уклоне более крутом в проходах обязательно устройство ступеней, но с подступенками (на балконах), не превышающих высоты более 20 см (45).

Ширина проходов и дверей в зрительном зале определяется требованиями эвакуации и должна быть не менее 1,2 м. Площадь зрительских мест, вместе с проходами (площадь зала), ориентировочно можно принимать около 0,65 м кв. на зрителя.

Залы оборудуются и специальными помещениями и ложами для управления и наблюдения за действием спектакля: звуко и светорегуляторные, помещения теле, радио, иногда, кинопроекционные. Располагаются вышеперечисленные помещения обычно по задней стене зала, выше зрительских мест амфитеатра. Отметка пола их не должна превышать 4 м уровня планшета сцены.

Акустика в зале достигается устройством поверхностей «первого отражения», они располагаются как на потолке, так и на боковых стенах зала. Форма потолка зала определяется акустическим расчетом. Для проекта можно применить графический, так называемый «оптический» метод построения (см. схему стр.30)

8BРАСЧЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА И СЦЕНЫ

(на 600 – 800 мест)

(по существующему на сегодня СНиП)

При разработке интерьера зрительного зала целесообразно применение дерева, так как деревянные панели и детали лучше всего отражают звук. Наукой доказано, что лучшая акустика достигается в залах имеющих множество мелких деталей в отделке стен и балконов. Причем деталей, не повторяющихся форм.

UII . Помещения закулисного комплекса

U1. Сцена

Основные габариты портальной сцены для драматических театров вместимостью 600 – 800 мест согласно действующего в настоящее время СНиП-21-20-96:

Портал (портальное зеркало) сцены:

ИГРОВОЙ: - ширина 6 - 8 м

Высота 5,5 м

СТРОИТЕЛЬНЫЙ: - ширина 10 м

Высота 8,5 м

Сцена:

- ширина 21 м

Глубина 15 м

Высота 20 м

Арьерсцена:

Ширина 15 м

Глубина 6 м

Высота 11 м

Проем арьерсцены:

Ширина 13 м

Высота 7,5 м

Карманы сцены:

Ширина 7,5 м

Глубина 12 м

Высота 7,5 м

Высота проема на сцену 7 м

Количество ярусов рабочих галерей: 4 шт

Диаметр вращающегося круга: 12 м (или в ширину портала)

Размеры помещения оркестра (ямы):

Ширина помещения по оси зала не менее 3 м.

Высота пола до уровня просцениума 2,2 – 2,4 м

Нависание просцениума над оркестром не более 1/3 ширины ямы

Планшет сцены, полы карманов, боковых сцен, авансцены и арьерсцены должны быть на одной отметке. Ее в театре принимают за  0,00. на этой же отметке желательно размещение складов объемных декораций, бутафории, мебели, реквизита и артуборных (для «прим»). Если декорации подаются на сцену подъемником, одной из его стоянок должна быть отметка  0,00 (планшет сцены).

Вдоль боковых стен сцены, начиная с высоты на 1 м. выше портала сцены (проем кармана) устраиваются рабочие галереи с шагом по высоте 2,5 м. Они служат для обслуживания тросового хозяйства подъема штанкетовF 2 F и для установки освещения сцены (первая снизу галерея). К нижней галереи подвешиваются специальные конструкции для установки прожекторов бокового освещения, они не доходят до планшета сцены на 2 м. (для удобства ходьбы по сцене). Над сценой располагается колосниковый настил (решетка из деревянного бруса) для обслуживания блочного хозяйства штанкетных подъемов. Высота колосникового пространства около 3 м. Лебедки для управления штанкетами и софитами устанавливаются либо (чаще) на рабочих галереях, либо в специальных помещениях над потолком сцены.

За задней стеной сцены (или арьерсцены) на специальном мостике располагается рирпроекционная (проекция на просвет) на высоте около 4 м. от планшета сцены.

На сцене вдоль задней стены и вдоль передней стены устраиваются переходные мостики. Переходной мостик вдоль передней стены сцены служит для обслуживания портального софита (конструкции для установки прожекторов освещения сцены). С левой и правой стороны портала – осветительные передвижные башни игрового портала, позволяющие уменьшить рабочий портал сцены. При вместимости зрительного зала более 600 мест вверху строительного портала со стороны сцены устанавливается «железный» занавес, позволяющий автоматически отсечь сцену от зала в случае пожара.

U2. Трюм сцены

Под планшетом сцены расположен трюм сцены, который служит для обеспечения работы нижней механизации сцены. К нижней механизации относят поворотный круг, врезной или барабанный. Высота трюма при врезном круге около 3м; при барабанном (круг с возможностью устройства подъемных площадок) – высота около 8 – 9 м. Кроме круга иногда в современных театрах на планшете устраиваются подъемно-опускные площадки. Площадки могут подниматься и опускаться на высоту около 3м. Площадки, как правило, занимают площадь квадрата со стороной равной (или чуть большей) порталу сцены.

Иногда применяются и другие, более сложные системы нижней механизации. Все они служат решению сценографических возможностей театра.

UIII . Помещения примыкающие непосредственно к сцене.

Карманы сцены служат для размещения движущихся площадок (фурок) для подачи 9

декораций на сцену. Заранее смонтированные элементы оформления одной картины на фурах выезжают из одного кармана, после окончания картины они уезжают обратно и на их смену из другого кармана выдвигаются декорации следующей картины.

Помещение склада объемных декораций при театре находятся в непосредственной близости от сцены, их отделяют от сцены двери-ворота высотой около 8м. и шириной 2,5 м. Декорации там хранятся в вертикальном положении, в таком же положении их и доставляют на сцену. Это склады с вертикальным размещением декораций.

При затесненном участке применяют горизонтальное складирование. Иногда даже в совершенно другом месте (в Пражской опере, например, на другой стороне улицы). В горизонтальных складах декорации горизонтально упаковываются на специальные тележки высотой 2 м. (размер элементов декораций 27 м.) и по рельсам разводятся по площади склада. Высота склада 3м. Тележки поднимаются на сцену, загружаются и опускаются на склад при помощи специального подъемника (см. схему).

К сцене примыкают так же склады мебели и бутафории, реквизита и склад электроаппаратуры.

Для актеров перед выходом на сцену необходимо предусмотреть две изолированные (правая и левая) комнаты выхода. Они размещаются или в задней части сцены, или в передней, около занавеса и оборудуются диваном, фонтанчиком питьевой воды и радиосвязью. Возможно устройство небольшого фойе для артистов ожидающих выхода, где-то в районе сцены.

К помещениям обслуживающим сцену относятся и помещения светорегуляторной и звукоаппаратной, они размещаются за задней стеной зрительного зала. На потолке зрительного зала устраивается 1 или 2 ряда выносных софитов – проходное помещение с щелью в потолке для лучей осветительных приборов (в 6 – 10 м. от красной линии). На боковых стенах зала должны быть размещены две осветительские ложи на высоте 3 – 4 м. от планшета и на расстоянии 6 – 9 м. от портала.

UIV . Помещения актерского комплекса и художественного руководства.

Артистические уборные должны быть запроектированы с удобным доступом к сцене. Артуборная представляет собой помещение площадью 15 – 18 м.кв.; естественное освещение не обязательно, так как гримируются артисты обязательно при искусственном освещении (лампы накаливания). При каждой или группе уборных должен быть запроектирован санитарный узел и душевая кабина.

Репетиционные залы располагаются, как правило, вблизи артистических помещений. Большой репетиционный зал (БРЗ) имеет размеры схожие с игровой площадкой сцены примерно 1010 м. (в случае балетных спектаклей 1212 м.). Эти размеры позволяют проводить репетиции в условиях приближенных к сценическим. Иногда в БРЗ предусматриваются места для зрителей и небольшая верхняя механизация, и даже поворотный круг. В этом случае высота его должна равняться 6м. В таком зале можно устраивать студийные спектакли, открытые репетиции или использовать при отдельной входной группе как малый зрительный зал (см. ниже). Репетиционный зал представляет собой обычную комнату, где проводятся читки пьес и начальные репетиции.

Помещения художественного руководства, обязательно с естественным освещением, должны располагаться вблизи артистического комплекса. В состав их входит и макетная мастерская (смежно с помещением главного художника). В этом помещении устанавливаются макет сцены, и ведется работа над сценографическим решением спектакля.

Костюмерные и гримерно-парикмахерская мастерская должны находится в составе актерских помещений. Костюмерные делятся на мужские и женские и служат для подготовки костюмов к спектаклю (утюжка и т.д.). В гримерных делается особенно сложный грим актерам (Николай II, Ленин и т.д.).

UV . Административные и помещения технического руководства театра.

Эти помещения, обязательно с естественным освещением, могут быть расположены в любом месте здания театра, но желательно недалеко от служебного входа в здание.

Служебный вестибюль желательно размещать вдали от зрительского входа, вне прямой видимости.

UVI . Производственные помещения и резервные склады

Подделочная мастерская с помещениями для персонала и подсобными помещениями проектируются в театральном здании при отсутствии в нем производственных мастерских. Она служит для необходимой доработки и подгонки как декораций изготовленных вне театра, так и для ремонта существующих декораций. Подделочная мастерская оборудуется всеми необходимыми станками и специальной вентиляцией.

Живописно-декорационная мастерская – помещение размером 20,015,0 м (30,010,0 м.) высотой около 6,0 м. По стенам и посередине ее устраиваются ходовые мостики на высоте 3,0 м. от пола для просмотра живописных декораций.

Столярная и слесарная мастерская высотой около 4,5 м., монтировочная объемных декораций высотой не менее 6,0 м. Остальные мастерские – 0,3 м.

Резервный склад декораций – при вертикальном хранении высотой около 8,0 м., при горизонтальном – 3,0 м.

Курсовая рнабота

по типологии на тему:

«Многоэтажный жилой дом»

Вып. ст. гр. АР-31 Запорожченко Карина

Харьков 2015 г.

Введение

Типология зданий - это научная дисциплина, изучающая развитие и формирование типов зданий в связи с их функциональным назначением, определяемым в свою очередь социальными запросами общества, изменениями демографического состава населения, повышением материального благосостояния народа, достижениями строительной техники.

Типология в переводе означает обучение по образцам. Таким образом, под типологией понимается научный метод, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их последующая группировка с помощью обобщенных моделей или типов. Одним из первичных признаков в типологии зданий является классификация зданий по четырём основным группам, соответствующим основным видам деятельности людей:

Общественные здания и сооружения;

Жилые дома;

Промышленные здания и сооружения;

Здания и сооружения, предназначенные для нужд сельского хозяйства.

Типология зданий и сооружений включает в себя решение следующих задач:

· создание и постепенное уточнение классификации и номенклатуры типов общественных зданий и сооружений в современных условиях;

· требования к типам общественных зданий и сооружений;

· принципы проектирования;

· определение нормативов, расчет площадей и состава помещений.

Целью данного реферата является рассмотрение примеров как жилых, так и общественных зданий, выявление их особенностей, изучение истории формирования и развития, а так же анализ нынешнего положение в системе города.

Общественные здания.

Общие сведения.

Общественные здания предназначаются для временного пребывания людей при осуществлении в этих зданиях определенных функций, процессов связанных с образованием, здравоохранением, зрелищами, спортом. Общественные здания содержат разнородные структурные элементы: очень крупные (зрительные, торговые, спортивные), средних размеров (учебные помещения, больничные палаты), и мелкие (конторские, лечебные кабинеты).

Общественные здания (административные, детские учреждения, учебные, культурно-просветительные, торговые, коммунальные, учреждения здравоохранения и др.) в соответствии с назначением обладают специфическими планировочными, объемно-пространственными и конструктивными особенностями, специальным оборудованием.

В соответствии с функциональным назначением общественные здания разделяются на различные виды: учебные, общественного питания, зрелищные, лечебные и др.

Специализированные здания: школа, музей, больница, театр и др.

Универсальные здания предназначены для многофункционального использования - киноконцертные залы, дворцы спорта, здания торговли, проектных организаций.

Общественные здания сооружают в комплексе с жилыми домами. На территории микрорайона создают подъезды к домам, озеленение, площадки для детских игр, спорта и отдыха. Здания культурно-бытового назначения по принципу удобства обслуживания делят на четыре группы:

Первичного обслуживания (детские комнаты, самодеятельные прачечные), их располагают в непосредственной близости от жилого дома или в нем;

Учреждения повседневного обслуживания (детские ясли, сады, школы, продуктовые магазины, кулинарии, приемные пункты прачечных, парикмахерские, мастерские по ремонту обуви и одежды и т.п.) размещают в удалении от жилищ не более 400-500 м, а детские учреждения - не более 250-300 м;

Учреждения периодического пользования (столовые, кафе, гастроном, универмаг, почта, Сбербанк, кинотеатр, клуб, стадион, бассейн) могут находиться вне микрорайона;

Общегородские учреждения (административные учреждения, театры, музеи, большие стадионы и т. п.) располагают еще реже из расчета на определенное число жителей.

Небольшие бытовые и торговые предприятия объединяют в одном здании - общественно-торговом центре микрорайона. Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы - в отдельно стоящих зданиях, строящихся по типовым проектам.

Примером общественного здания является также театральное здание.

Театральное здание.

Театральное здание - сооружение, предназначенное для репетиций и показа театральных представлений. Обычно театральное здание состоит: - из публичных помещений: смотровой зал, фойе, вестибюль; - из блока сцены: сцена, склады декораций и реквизитов; и - из засценных помещений: гардеробы, пробные залы, мастерские. греч.theatron - место для зрелищ.

История появления театрального здания.

Как особый тип строений, театр появляется в Древней Греции. Первоначально театр представлял собой открытое сооружение с возвышением в центре (сценой) и рядами мест для зрителей, которые были расположены секторами так, что каждый следующий ряд находился немного выше предыдущего. Такая особенность расположения зрительских мест необходима для предоставления каждому зрителю возможности видеть происходящее на сцене и сохранилась в большинстве современных театров.



Театральное здание классической Греции - устойчивый тип театрального здания, появившийся в Афинах в VI веке до н. э. и распространившийся в городах античного мира в V-IV веках до н. э. Представляло собой круглую арену (орхестру), к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места.

· Орхестра

Первая орхестра (букв. «место для плясок») появилась в VI веке до н. э. в Афинах и предназначалась для представления дифирамбов - сценических гимнов в честь бога Диониса. Она располагалась при склоне Акрополя над храмом Диониса (то есть там, где вскоре будет построен Театр Диониса) и представляла собой круглую площадку. Зрители располагались прямо на склонах холма. В середине орхестры возвышалась обязательная фимела - алтарь Дионису (впоследствии - обязательная принадлежность любого театрального здания даже тогда, когда посторонние сюжеты окончательно вытеснили дионисийский репертуар из греческого театра). На ступенях алтаря во время исполнения трагедии стоял авлет (флейстист, игравший на флейте-авлосе - инструменте, который в представлении греков связывался с дионисийским культом), а также - первоначально - актёр-протагонист (исполнитель главной, первоначально - единственной роли в пьесе).

· Театрон (места для зрителей)

На склоне холма полукругом располагались места для зрителей, сначала - только для архонтов, различных чиновников и жрецов, потом и для всех остальных. Зрительные места назывались «театрон» (букв. «место для зрелищ»). В V веке в Афинах и других городах строят деревянные сиденья для зрителей, позже сиденья становятся каменными. Они разрезались лучевыми проходами, делящими зрительный зал на секции-клинья. С IV века, начиная с театра в Эпидавре (архитектор - Поликлет Младший), проходом могут разделяться группы передних и задних рядов сидений (то есть зрительный зал разделяется на нечто подобное современному партеру и, собственно, амфитеатр в современном понимании). Обычно в театроне первые - почётные - места со спинками и балдахином (этот ряд именовался проэдрия) предназначались для знати, жрецов, послов других государств и отличившихся своими заслугами перед родным городом (в театре Диониса было 67 мраморных кресел в первом ряду), остальные - без спинок и на открытом солнце - для остальных зрителей. Число мест в 14 тысяч стало каноническим; в театре помещались все жители города.

В V веке сам принцип строительства театрального здания постепенно усложняется. За орхестрой, напротив театрона повсеместно появляется задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию. Первоначально она располагается на расстоянии от орхестры, потом примыкает к ней по касательной, а в самых поздних зданиях срезает передней прямой часть круга. Сооружение первой скены приписывается Эсхилу.

С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.

С конца XIX века ведутся споры о существовании в V-IV веках между орхестрой и скеной специальной низкой сцены (в современном понимании) для актёров, ограниченной с боков теми же параскениями. В современной театроведческой и археологической науке господствует мнение, что такой сцены в классический период не существовало.

· Проскений

Проскений (от греч. proskenion - место перед сценой) - передний фасад скены, служил для крепления декораций, изобретённых, по античным свидетельствам, Софоклом. Декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения; проскений мог и отступать от скены и тогда представлял собой дополнительную сменную стенку перед задней палаткой.

В Классической Греции представлял собой деревянный фасад скены или особую декоративную стенку, сооруженную перед ней. В трагедии действие часто происходило перед дворцом или храмом, поэтому проскений обычно представлял собой их переднюю часть, например крытую колоннаду. В комедии - фасад жилого дома. В театре эпохи эллинизма (4-1 вв. до н. э.) проскений стал каменной пристройкой к скене (в виде колоннады или портика) с плоской деревянной крышей. На эту крышу была перенесена часть представления, поэтому слово «проскений» (или «логейон») стало обозначать не только пристройку, но и саму сценическую площадку.

· Пароды-Между параскениями и боковыми сиденьями театрона располагались проходы-пароды; через них могли проходить зрители, когда в начале

· Представления занимали свои места; во время же представления через эти проходы входили актёры и хор. Если актёры заходили через левый парод, то считалось, что герой прибыл из дальней страны; тот же, кто приходил из ближних мест, входил через парод справа.

Название : Большой театр (ru), Bolshoi Theatre (en)

Другие названия : Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)

Местонахождение : Москва (Россия)

Создание :

  • 1825 г.: открыт театр по проекту О. И. Бове, А. А. Михайлов (площадь 1818-1824 гг., театр - 1821-1824 гг.)
  • 1853 - 1856 гг.: восстановлен по проекту архитектора Альберта Кавоса
  • 1886 -1893 гг. : задняя сторона театра перестроена архитектором Э. К. Гернетом
  • 2005 - 2011 гг.: реконструкция

Стиль : Классицизм

Архитектор(ы) : О. И. Бове, А. А. Михайлов

Архитектура Александрийского театраsit

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Существующий ныне Большой оперный театр в Москве, построенный Кавосом, является одним из крупнейших театров Европы. Строительство этого театра осуществлялось на тех же принципах, что и в Александрийском театре в Петербурге, то есть вся роскошь и все удобства были сосредоточены на помещениях, связанных с царской ложей и с фойе, обслуживающим эту ложу, а также лучшие ложи бенуара и бельэтажа.

Центральный вестибюль за главным портиком и обе прилегающие к нему огромные парадные лестницы были предназначены для того, чтобы лишь в редких случаях служить входом в среднюю главную ложу. Входы для рядовых посетителей запроектированы сбоку через очень скромные боковые вестибюли, откуда по специальным лестницам можно попасть в ярусы. Угловые полукруглые лестницы менее удобны, нежели в Александринском театре. Боковые фойе и буфеты довольно просторны, зрительный зал в плане решен очень хорошо. Кривую зрительного зала Кавос построил как среднюю между французской и итальянской кривой. Вследствие этого зрительный зал очень удачен как в акустическом, так и в оптическом отношении. Портал имеет очень широкое раскрытие (20 м), и по размеру рампы Большой театр еще до недавнего времени занимал первое место в Европе. Зал имеет партер, небольшой амфитеатр в задней части, 6 ярусов лож и вмещает 2 300 зрителей. Архитектурная обработка зала богата, но монотонна, чему способствует плоский и не интересный по живописи плафон. В общем, однако, огромный зрительный зал, благодаря удачному очертанию в плане, ритмично опоясанный барьерами лож, при богатой отделке с обилием золота, живописи и красного бархата, которым декорированы все ложи и обита мебель партера, очень хорош. Зрительный зал Большого театра во время спектакля, залитый морем электричества, с великолепным оркестром из 100 музыкантов, с огромной сценой, раскрывающей феерию оперных и балетных декораций, производит необыкновенно праздничное, нарядное впечатление.

Центральное фойе обработано богато, но тяжеловесно. Сцена очень большая и решена в плане с узкими боковыми помещениями, открытыми на сцену, для размещения в них декораций. Сцена сравнительно невысока (24 м), под один уровень с залом и с неглубоким трюмом (6 м). Планшет сцены значительно приподнят над уровнем земли и имеет сзади открытый довольно крутой пандус для подачи на сцену громоздких предметов. Артистические уборные комфортабельны и расположены удобно по обе стороны сцены.

Что касается внешней архитектуры, то ныне существующий Большой театр значительно ниже по качеству, нежели сгоревший театр Бове. Но в целом, благодаря огромным размерам. хорошим основным массам и исключительно удачной масштабности, Большой театр производит весьма импозантное впечатление. Колонны главного портика Большого театра настолько правильно взяты по своим абсолютным размерам, что служат масштабом при суждении о всякого рода высотных элементах современной архитектуры. Фасады Большого театра удачны и по своим членениям. Недостатком их архитектуры являются обилие, нзмельченность и сухость деталей. Фронтон увенчан великолепной бронзовой квадригой с четверкой лошадей и Аполлоном на колеснице.

    Источники:

  • М.Г. Бархин Архитектура и город. Проблемы развития советского зодчества Наука, М. 1979 г.
  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. - М.: Стройиздат, 1975 - Т.I. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.
  • "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • Е.Б. Новикова "Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)" . - М.: Стройиздат, 1984. - 272 с., ил.

Технологическая карта

давать словесное описание местоположения объекта; содействовать развитию умений анализировать, характеризовать.

воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работах в группах; воспитание интереса к культуре другого народа

Основные понятия, изучаемые на уроке

театр, орхестра, скене, трагедия, комедия, сатиры

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Актуализация знаний

Познавательные :

Коммуникативные: монологическое высказывание, оценка устного ответа одноклассников

Организует беседу по вопросам:

1)Кто такой педагог? В чем состояли их обязанности.

2)Охарактеризуйте основные этапы обучения в афинской школе.

3) Сравните афинскую школу и современную школу

2. «Этапы обучения в школе»

1.всестороннее развитие личности 2.учили писать, считать, читать, музыка, рисование, учили стихи

3.каникулы 4.праздничные дни, в которые не посещали школу 5.уровни образования (начальное. среднее, высшее)

Различия

Афинская школа

Современная школа

1)платное образование в школе

2)бесплатное школьное образование

2)учились только мальчики

2)учатся и мальчики, и девочки

3)с 7 лет

3) с 6,6 лет

4)педагог –сопровождающий ребенка

4) педагог – обучает ребенка (ЗУН)

5)наказание розгами

6)каникулы весной

6)каникулы осенью, весной, летом

7)материалы письма: дощечки, папирус, стиль, тростниковое перо

7)материал письма: бумага и шариковая ручка

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Назовите современные зрелища, которые вы посещаете?

Некоторые из этих зрелищ пришли к нам из Древней Греции. Известно, что особое место у древних греков занимали Олимпийские игры, однако помимо этого греки очень любили представления в театре.

Задание на урок : что общего между современным и древнегреческим театром. Заполнить сравнительную таблицу (см. ниже)

Определяют тему урока, цели

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение

План урока.

1.Возникновение театра.

2.Здание театра, актеры и хор.

3.Трагедии и комедии.

1. Какие ассоциации у вас возникают при слове «театр»?

Объяснение учителя. У истоков греческого театра лежали праздники в честь бога Диониса (Вакха). Осенью,после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов-сатиров.

Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами - песнями, прославляющими Диониса.

В VI в.до н.э. в эти праздники был введен сценарий. Так появились 1-ые спектакли.

Вскоре праздники были перенесены в специальные места- театры (от греч. «место для зрелищ»)

Театры строились на холме, чтобы с любого места было бы хорошо видно сцену.

Сначала театры строили из дерева. Они часто сгорали, поэтому позднее их стали строить из камня.

2. Работа с текстом учебника на странице 186 – 187. Работа с рабочим листом . Задание: Напишите, из каких частей состоял театр.

Назовите виды представлений:

Трагедия – герои мифов, «песнь козлов» (Софокл)

Комедия – герои мифов и современные зрители, «веселое шествие» (Аристофан)

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

3. Организует работу по рядам с текстом учебника с.187-189

1-й ряд – читает трагедию Софокла «Антигона» (с.189). Задание : в чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

2-й ряд – читает комедию Аристофана «Птицы».Задание: опишите здание театра и представление комедии по рисунку на с.190. Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил художник?

Сравните древнегреческий театр и современный

1. Ассоциации: актеры, костюмы, зрители, представления

З/Т Театр – с греческого «место для зрелищ».

Вакханалии – шествия греков, изображавших богов-сатиров.

Дифирамбы - песни, прославляющие Диониса.

2. Самостоятельная работа с текстом и подписать на плане основные части театра и их предназначение (см. приложение)

1. Скене - постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации, а внутри хранились костюмы.

2. Орхестра – площадка, где выступали актеры и хор.

3.Места для зрителей.

4.Лестницы, разделяющие места для зрителей на клинья.

3. Самостоятельно изучают текст и отвечают на вопросы.

могущество человека – речь, мысль, законы, недуг побеждает, грядущее предвидит.

осуждает в людях – не умеет порою отличить добро от зла, правду и законы попирают, цари насправедливые.

2-й ряд: сцена когда летит вестница богов – Ирида.

Первичное закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Организует выполнение заданий.

1.Театральный жанр представления.

3.Кулисы в древнем театре.

4.Сцена в театре.

5.Жанр театрального представления.

6.Название пьесы.

8.Богиня – вестница богов.

Учащиеся отгадывают кроссворд.

Ответы:

1. Комедия

2. Аристофан

3. Скене

4. Орхестра

5. Трагедия

6. Софокл

7. Птицы

8. Ирида

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Параграф 39 о/в

Домашнее задание записывают в дневник.

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке .

Организует заполнение листа самооценки работы на уроке (см. приложение)

Оценивают свою работу на уроке.


Тема «В афинском театре»

Театр

1.___________________________________________________________ _

2. _________________________________________________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

Виды представлений:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Чем прославились:

Аристофан

Тема «В афинском театре»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Театр - с реческого_____________________________________________

Перед вами план древнегреческого театра. Как назвались эти части? Каково назначение каждой из этих частей?

1._________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

Виды представлений:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Чем прославились:

Эсхил - ______________________________________________________

Софокл –____________________________________________________

Аристофан - _________________________________________________

Найдите ошибки в тексте и подчеркните линией. Сверху напишите правильный вариант.

Представления в древнегреческом театре проходили раз в неделю по вечерам. Все роли исполняли только мужчины. Они надевали различные маски и выступали босиком. Изредка на сцене появлялся хор, он изображал горожан, воинов, не редко животных и птиц. Билеты для бедняков помогало приобретать государство, а остальные граждане покупали бумажные билеты с указанием номера места в определенном ряду.

error: Content is protected !!