Весна весна во все концы. «Весенние воды» Ф. Тютчев

Наталия Острогина
«Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят». Знакомство с пейзажем в старшей группе

Интеграция образовательных областей ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, ПОЗНАНИЕ, МУЗЫКА.

Цель :

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж , учить их воспринимать содержание картины пейзажной , понимать красоту природы.

Закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе изобразительными средствами, танцами, чтением стихов, поговорок, отгадыванием загадок.

Повышать роль устного народного творчества в интеллектуально – эстетическом воспитании детей.

Воспитывать любовь к народному творчеству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.

Обогощать словарный запас детей, воспитывать грамотную речь.

Словарь :

Пейзаж , художник – пейзажист , грачевник.

Предварительная работа :

Рассматривание картин художников – пейзажистов : И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж » , А. М. Грицай «Поснежник» , Родин «Март» , И. И. Левитан «Март» , «Весна – большая вода » .

Прослушивание произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года» .

Чтение и разучивание стихов.

Знакомство с пословицами , поговорками, приметами природы, народным творчеством.

Материал :

Репродукции картин художников – пейзажистов . Тонированная бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель начинает занятие чтением стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды » :

Еще в полях белеет снег ,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный берег,

Бегут и блещут и гласят …

Они гласят во все концы :

«Весна идет , весна идет !

Мы молодой весны гонцы ,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет , весна идет ,

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

Вы наверно, ребята, уже догадались, что это стихотворение о весне . А теперь, ребята, отгадайте загадку :

Снег на полях , лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Дети : зимой.

Воспитатель :

Начну я сейчас сказку,

А вы следите, не зевайте,

Каждый из вас мне отвечайте.

«Живет – поживает старик годовик . Пошел по земле – выше туч вырос. Стал он махать рукавом да пускать птиц. Вот махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые птицы. От их крыльев повеяло холодом, да морозом, с перьев белый снег посыпался ».

Вот теперь скажите, ребята, что за птиц старик – годовик выпускал из рукава?

Дети : Это зимние месяца – декабрь, январь, февраль.

Воспитатель : А как в народе называют зимние месяца?

Дети : Декабрь – студеный, январь – просинец, февраль – бокогрей.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А кто из вас вспомнит и прочитает стихотворения о зиме?

Дети читают стихотворения – В. Фетисов «Зима пришла» , Т. Белозеров «Зимняя ночь» , С. Есенин «Пороша» .

Воспитатель : Почему эти произведения называют стихотворениями?

Дети : Они складные, похожие на песню.

Воспитатель : Не только поэты воспевают красоту зимней природы. Почувствовать ее красоту нам помогают произведения композиторов. Послушайте фрагмент музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. Февраль» (прослушивание записи) .

Мы узнали, как выражают свою любовь к русской природе поэты, композиторы. А теперь вспомним, какие художники дарили нам радость, изображая на своих картинах русскую природу, ее просторы, поля , реки.

Дети : И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж » , А. М. Грицай «Поснежник» , Родин «Март» , И. И. Левитан «Март» , «Весна – большая вода » .

Воспитатель : Как можно назвать одним словом то, что изображено на картинах?

Дети : Пейзаж .

Воспитатель : А как называют художника, который нарисовал такую картину?

Дети : Художник – пейзажист .

Воспитатель :

Сегодня мы будем рассматривать картину А. К. Саврасова. Как она называется, я пока не скажу. Попробуем догадаться. Показ картины.

Рассказ воспитателя : «Перед вами картина А. К. Саврасова. Художник в своем произведении изобразил раннюю весну . Выстроились в ряд белоствольные березы. На их ветвях множество грачиных гнезд, вокруг корорых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка» , оглушая окресности неумолкаемым гомоном.

На втром плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается шатровая колокольня старой церкви , а дальше, до самого леса, узкой лентой, раскинулись поля , побуревшие от залежалого снега .

Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно – голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу . Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд, на зернистом снегуясно выделяются следы грачей. Легкий весенний ветерок отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избы. Кое – где меж облаков проглядывает ярко – голубое небо.

Художник использовал в картине цветовую гамму, сочетавшую серовато – коричневые тона с бело – голубыми. И в этом сочетании цвета, в каждой детали картины проявилась душа страстного почитателя и знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну , что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение обновление и запах весны . Картина очень жизненна и сежа, что кажется написанной непосредственно с натуры, хотя художник написал ее в мастерской, пользуясь этюдами. А. К. Саврасов превосходно знал русскую природу, горячо ее любил. Это и помогло ему создать в картине незабываемый образ русской природы».

Вопросы :

Какое время года изображено на картине?

Почему вы так думаете?

Что изображено в центре картины?

Где сидят грачи?

О чем они заботятся, когда возвращаются к нам из теплых краев?

Почему хорошо видны следы птиц на снегу ?

Где стоят березы?

Опишите их, какие они?

Какими красками написал картину художник?

Что написано голубым цветом? Серым? Коричневым?

Что самое яркое в картине?

Какое настроение передает художник?

Как художнику удалось это показать?

А как художнику удалось передать движение в картине?

О чем эта картина?

Как бы вы назвали эту картину?

Далее проводится физкультминутка – звучит музыка «ENIQMA» : дети оказываются в «лесу» и они превращаются в художников. На последних нотках музыкальной композиции появляется ВЕСНА . Весна прветствует ребят и предлагает вспомнить поговоки о весне , а так же прочитать стихи.

Весна : Каким можно назвать лес и где такие слова можно употребить : в рассказе, стихотворении, сказке?

Весна : Дети :

желтый лес в рассказе про осень

голый лес о зиме

белый лес и в рассказе, и в стихотворении

дремучий лес в сказке

Воспитатель : А знаешь, Весна , девочки приготовили тебе в подарок танец.

Девочки исполняют танец «Веснянка » .

Весна : Спасибо большое ребята. А я хочу вам рассказать о деревце. (Весна рассказывает сказку ) . И предллагает нарисовать лесную полянку .

Пока работы подсыхают, воспитатель проводит дидактическую игру «Найди ошибку» . После того как проведена игра, детские работы помещаются на ширму. Весна радуется работам и совместно с воспитателем проводит анализ работам.

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в семье дворян. Детство он провел в имении под названием Овстуг, которое находилось в Орловской губернии. В скором времени будущий поэт перебрался в Москву вместе с родителями и до юношеских лет обучался в домашних условиях под руководством поэта и переводчика Семена Рабича. Он обучал Федора знаниям латыни и античной лирики. К четырнадцати годам одаренный ребенок становится студентом в Московском университете.

После университета Тютчев решает развивать дипломатическую карьеру и отправляется на работу в Мюнхен, а потом и в Турин. Здесь же он встречает свою первую любовь и очень сильно скучает по своей родине. Несмотря на то что автор весьма далеко от России, он продолжает писать свои изысканные произведения.

Федор Иванович Тютчев относится к той категории поэтов, которые способны по-особенному чувствовать своеобразную связь человеческой сущности и натуральной природы. Автор замечает мельчайшие изменения в окружающей среде и максимально красочно отображает их в строках стихотворений.


Произведения Федора Ивановича переполнены изысканным шумом ветра, постоянным пением птиц, шелестящей листвы с деревьев, в строках переливается родниковая вода, а также завывают вьюги. Великий поэт весьма чуток к изменениям натуральной природы во время смены поры года, он способен без особенного труда отобразить словами то, что происходит вокруг него. Именно это показывает тщательный анализ произведений Ф. И. Тютчева.

Анализ произведения «Весенние воды»

Одно из основных, ключевых мест в лирике автора занимает именно пейзажная тематика. Это совсем неудивительно, так как Федор весьма любил окружающую природу и восхищался ее красотами. Так любить окружающий мир способен не каждый. Ярким представителем стихов на пейзажную тематику является шедевр, получивший название «Весенние воды». При проведении тщательного анализа произведения, сразу же становится понятно, что автор весьма чувственно относится к окружающему мира, в особенности к наступлению весенней поры года.

Во многих произведениях, написанных ранее, Федор Иванович отмечал, что зимний период для него максимально близок и нравится больше всего. Это не помешало автору красочно описать смену поры года, описать изначальное весеннее время. Создано произведение «Весенние воды» во время нахождения поэта на территории Германии. В это время он был под впечатлением от окружающего его мира, но все же смог описать особенности природы именно своей родины. В стихотворении присутствует очаровывающее настроение весны, которое свойственно ассоциациям со всего мира.

Только проведя тщательный анализ произведения, можно понять, что в стихотворении «Весенние воды» максимально точно передается атмосфера весеннего периода года. С самых первых строк читателю становится ясно, что описывается первый весенний месяц – март. Здесь сомневаться не приходится – на поле еще лежит снег, в ночное время зима по-прежнему злится и показывает свои проказы, а в дневное время с каждым днем все теплее и теплее греет солнце. Под солнечными лучами снег постепенно тает и превращается в веселые и журчащие ручейки, которые оповещают всех о приходе весенней поры года.

В произведении «Весенние воды» Ф. И. Тютчев максимально удачно использовал приемы аллитерации, поэтому стихотворение получилось максимально живым и по-особенному насыщенным.

Особенности природы в стихотворении «Весенние воды»

Автор прямым текстом указывает, что вот-вот весна возьмет господство. И ему весьма знакома данная пора года, которая отличается капризностью. Он прекрасно понимает, что настоящие теплые дни придут только в мае, именно об этом он и повествует читателю.

Первая часть стихотворения «Весенние воды» имеет большое количество глаголов, которые олицетворяют определенное действие и быструю смену окружающих событий. Во второй части произведения имеется множество прилагательных, которые максимально точно передают читателю особенности весенней поры года и ее смены.

Тщательный анализ произведения дает понять, что автором в сюжете используются специфические отождествления, которые связывают неживые объекты окружающей природы и человеческие особенности. К примеру, весеннее время сравнивается с молодой девушкой, а теплые деньки в мае – это ее дети.

Стихотворение имеет большое количество метафор, которые позволяют создать ассоциацию весны и исключительного человеческого настроения. Федор Иванович дает читателю понять, что постепенно приходит чистая и уже обновленная пора года, после долгой и мучительной спячки просыпается природа. Данные события сравнимы с особенностями жизнедеятельности человека – здесь зарождается надежда, что в скором времени начнется новая жизнь, возникнут счастливые события, радость, а также новые волнующие ощущения.

В стихотворении «Весенние воды» Федор Иванович Тютчев описывает наблюдения за окружающим его миром именно в данную пору года. Он сравнивает это время с уходящей молодостью, которая покинула лирического героя безвозмездно и обратно уже ничего не вернуть. Автору остается только наблюдать за тем, как постепенно обновляется молодая весна, в спешке сменяющая зиму, она желает стать полноправной хозяйкой всего окружающего пространства.

Весеннее время способно практически полностью изменить мир, сделать его максимально красивым и чистым. Именно весна ассоциируется с ранней юностью, простой беспечностью, а также по-особенному чистой заново возникшей жизнью. В качестве гонцов, оповещающих о приходе тепла и уюта, выступают ручейки, которые указывают как на перемены в природе, так и на изменения в душе практически каждого человека.

Особенности структуры написания стиха

Произведение, созданное Федором Ивановичем Тютчевым, состоит из трех отдельных строф, которые имеют четверостишия. Написано стихотворение с помощью четырехстопного ямба, имеющего перекрестную рифмовку.

В стихе присутствует определенная динамика – Тютчев старается передать читателю натуральную природу в виде постоянного и непрерывного движения. Такая своеобразная передача достигается благодаря использованию большого количества повторяющихся слов. Это и весна, и идет, и бежать… Здесь имеются насыщенные зарисовки, полные глаголов – шуметь, бегать, пестрить, блестеть. В произведении также сочетается прямая речь, совместно с изысканными повторениями, к примеру, «весна идет, весна идет». Чтобы одушевить весенние ручьи, используются отождествления природных явлений и сравнение их с человеческой сущностью.


Для создания по-особенному яркого образа весенней поры года, в произведении используется большое количество выразительных средств. Именно необычная художественная зоркость Федора Ивановича Тютчева и его четкость по отношению к природе позволили создать строки, которые понравились критикам того времени и современности.

Стоит рассмотреть основные использованные тропы:

В произведении «Весенние воды» присутствуют аллитерации, использованные с помощью согласных букв «ш» и «с». Такая особенность позволяет максимально живо понять и ощутить потоки бегущей весенней воды. Аллитерация с буквой «б» и сочетание ее с иными согласными подчеркивает изысканность наступления весеннего периода года. Скорая победа весеннего времени над зимним периодом года передается с помощью нарастающей интонации, в конце практически каждой строки присутствуют три восклицательных знака, причем во всех двенадцати строках.

Стихотворение обладает скрытым философским подтекстом. Автор старается объяснить читателю, что в душе у каждой человеческой личности есть своеобразная пора весны, где сердце способно ожить. Так, скорая победа весны над зимой, может случиться в душе у каждого, и для этого есть всё предпосылки.

История создания

Стихотворение «Весенние воды» было создано Тютчевым в 1830 г. во время пребывания в Германии. Поэт утверждал, что наступление весны в Европе и в России очень схоже между собой.

Жанр стихотворения - пейзажная лирика.


Главная тема

Весеннее пробуждение природы. Тютчев описывает самые первые признаки наступающей весны. Поля еще покрывает снег, но он уже стремительно тает. Земля покрывается сетью бурных ручьев, которые выступают глашатаями нового времени года. В звонком движении талых вод ощущается ликование. Под эти звуки вся природа выходит из зимней спячки. Ручьи разносят «во все концы» счастливую весть о том, что весна уже близко. Она приближается и ведет за собой «хоровод майских дней», которые окончательно прогонят зиму.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф - законченных четверостиший.

Размер стихотворения - четырехстопный ямб, перекрестная рифма.


Выразительные средства

Произведение обладает очень большой динамикой. Автор достигает этого через описание стремительного бега весенних вод. Он применяет множество глаголов: «шумят», «бегут», «гласят». Ощущение безостановочного движения подкрепляется рефреном «Весна идет!». В центральной строфе расположен главный призыв «гонцов весны», усиленный восклицаниями.

Белеющему в полях снегу и «сонному брегу» противопоставляются яркие эпитеты: «теплых», «румяный», «светлый». Очень выразительны метафоры: «весны гонцы», «хоровод… дней». Также автор использует олицетворение: «воды… бегут и будят», «весна… выслала», «хоровод… толпится».


Главная мысль стихотворения

Главная мысль стихотворения - долгожданное наступление чудесного времени года. Зима еще не отступила, но во всей природе быстро распространяются первые приметы пробуждения. Самой значимой из них для автора являются стремительные весенние воды.

План анализ стихотворения Весенние воды


  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

«Весенние воды» Федор Тютчев

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды»

Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен года. Эта тема была особенно близка автору, который остро чувствовал любые перемены погоды и умел переложить на слова музыку ветра, шелест листьев и шум дождя.

В творческом наследии поэта пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди многочисленных произведений, посвященных всевозможным природным явлениям особое место занимает стихотворение «Весенние воды», созданное в 1830 году. В этот период Тютчев находился за границей, однако отмечал, что весна в Европе почти такая же, как и в России. И первым признаком ее приближения является особый аромат воздуха, наполненный свежестью и первым теплом. Наблюдая за весной в Германии, Тютчев пишет, что «еще в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна. Это можно определить по тому, как воды «весной шумя» и весело спускаются с пригорков. Они «будят сонный берег» и устремляются дальше, подпитывая почву холодной влагой, которая впоследствии даст жизнь новым растениям. Пройдет совсем немного времени, и живописные берега реки, по которым пробежали весенние ручьи, украсят живописные заросли осоки . Но пока весенним ручьям предстоит выполнить очень важную миссию – известить мир о том, что наступает самое важное время года.

«Весна идет, весна идет, мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!», — пишет Тютчев от первого лица, используя весьма распространенный прием отождествления природных явлений и неодушевленных объектов с живыми существами, наделяя вешние воды чувствами, мыслям и способностью говорить. Благодаря этому приему стихотворение «Вешние воды» приобретает особую образность . Создается впечатление, что словно бы сама природа говорит с человеком на доступном и понятном ему языке.

Однако сам автор не остается в стороне от этого удивительного диалога и помогает читателям в полной мере ощутить дуновение свежего ветра, которое уже прогрето первыми лучами весеннего солнца. Для Тютчева весна приобретет особую прелесть лишь в мае, когда «румяный, светлый хоровод» солнечных дней сменит унылый зимний пейзаж. Поэт, обладавший отменной наблюдательностью, из года в год следил за тем, как красавица-весна вступает в свои права и был убежден, что победить суровую зиму окончательно и бесповоротно ей удастся лишь с приходом мая. Поэтому стихотворение «Весенние воды» наполнено предвкушением радости и волнением, которое испытывает автор в ожидании теплых, солнечных дней. И это волнение через строчки передается читателям, которые с таким же нетерпением и трепетом ожидают первых предвестников весны , которыми являются ручьи – сперва робкие и с трудом прокладывающие себе дорогу сквозь слежавшийся снег, а после смелые, настойчивые и открыто заявляющие о переменах не только в природе, но и в душах людей.

Федор Тютчев неоднократно упоминал о том, что его любимым временем года является зима, поэтому он всегда расставался с ней, испытывая некоторое сожаление. Но даже поэт не мог устоять перед красотой окружающего мира, который преображается весной, даря людям чувство обновления и чистоты. Это ощущение поэт особенно ценил, считая, что весна является символом юности и новой жизни. Она беспокойна и непоседлива по своей сути, и это беспокойство всегда вызывало у автора легкую грусть и осознание того, что его молодость осталась в прошлом, и ему остается лишь любоваться весной, которая спешит вступить в свои права.

Ф.И. Тютчев автор многих стихотворений, но больше известен своими произведениями, в которых описывал природу. Один из самых известных сборников лирических стихотворений написан во время его работы в Мюнхене, где он жил и работал, но очень тосковал по Родине.

Федор Иванович Тютчев написал свое стихотворение «Весенние воды» в 1829 году, находясь в Германии. Ранней весной он смотрел за природой, отмечал то, как приходит на землю весна и все свои наблюдения записал в стихотворение. Стиль произведения - пейзажная лирика, именно этим способом написания часто пользовался автор при создании своих стихов. Стихотворение написано четырехстопным ямбом и легко запоминается, поэтому его ввели в школьную программу младших классов. Ведь даже совсем юный человек сможет ощутить всю красоту и гармонию природы.

О чем это произведение, о природе, о пробуждении всего живого от зимнего сна. Снег хотя еще и лежит где-то там на полях, а звонкие ручьи побежали всем сообщать радостную новость о приходе весны на землю. Своими громкими, радостными криками ручейки будят всю спящую округу. Они бегут, плескаются водой, ведут себя как дети, непослушные и вырвавшиеся на волю, Ни что уже не может остановить эти ручейки. И, кажется, что сама красавица весна, в образе молодой девушки вот-вот появится вслед за ручьями. А майские дни, ребята, в расписных ярких рубахах пропустив, девушку-весну вперед, с робким видом стоят и ждут своего череда. Пройдет еще немного времени, и майские дни закружат всех в веселом хороводе. Стихотворение буквально пронизано радостью, веселостью и молодым задором.

Ф.И. Тютчев писал много стихотворений, посвященных природе. И «вешние воды» одно из самых известных и запоминающихся. Автор как бы оживил главных героев своего произведения. Казалось бы, как может вода что-то говорить, а в стихотворении водные потоки кричат, рассказывают о смене сезона, о радости, пришедшей на землю. Автор использует в написании красочные эпитеты и описания. Так, например, только Тютчев смог дать ручьям роль гонцов, весне образ молодой девы, майские дни представляются группой молодежи румяной, веселой. Красота еще сонной после зимы природы, звуки воды, снег и ощущение прихода весны - главная тема стихотворения.

Что чувствует читатель, познакомившись с произведением «Весенние воды». Однозначно это радость, чувство ожидания прихода чего-то нового, веселого. Кажется, еще немного и сам автор сорвется вслед ручьям. После прочтения стихотворения читатель получает заряд положительных эмоций, радости и ощущения полета. Живая сила стихотворения помогает взглянуть на мир по-новому, более позитивно.

В стихотворении автор использовал такие способы выражения, как метафора, олицетворение, повторы. Все это помогла сделать произведение достаточно ярким, динамичным, живым и позитивным. Описание происходящего изменения в природе можно сравнить с пробуждением человеческой души, наступления весны и в сердцах людей.

error: Content is protected !!