Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе. Открытое внеклассное мероприятие по литературе Разработки внеклассных мероприятий по литературе с презентациями

Внеклассное мероприятие по литературе.

Устный журнал

« Всё живое – рядом!»

Учитель русского языка и литературы

Зарипова Нафиса Мунировна,

2013

Тема Внеклассное чтение. Устный журнал. Всё живое рядом! (для учащихся 6-8-х классов)

Цели:

Заинтересовать детей проблемами экологии своей улицы, поселка, города;

Учить детей быть чуткими, добрыми, внимательными;

- обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся о природе, экологии.

Форма проведения: устный журнал

Оформление: Книга-раскладушка, сделанная из больших листов ватмана, состоящая из страниц, каждая из которых имеет свое название.

1.Поэтическая

2.Творческая

3.Корреспондентская

4. Литературная

5.Вопросительная

Добрый день, дорогие ребята. Всем известно, какой это удивительный мир – леса, реки, моря, небо, солнце, животные, птицы. Все это – природа. Наша жизнь неотделима от нее. Она щедра и бескорыстна, она дает нам для жизни все и требует от нас уважительного отношения к себе. У поэта Якова Акима есть замечательные стихи о нашей планете:

Есть одна планета – сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету!

1-я страница.

« Поэтическая»

Вся наша жизнь связана с природой. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушает пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек и величественной громадой гор!

(учащиеся слушают запись «Голоса птиц»).

. Чтение учащимися стихов.

1." Запах розы и жасмина"

Запах розы и жасмина,
Трепет листьев, блеск луны...
Из открытых окон льется
Песня южной стороны...
И томят и нежат душу
Эта ночь и песня мне;
Что затихло, что заснуло -
Снова будят в ней оне.
И нежданно встрепенулась
Вереница давних грез;
А казалось, что навеки
Эти грезы рок унес;
И что все, чем в молодые
Дни душа была полна,
Поглотила невозвратно
Жизни мутная волна!
Но опять потухший пламень
Загорается в крови,
И опять раскрылось сердце
Для восторга и любви!
Пахнут розы и жасмины,
Серебримые луной...
И поет, поет о счастье
Чей-то голос молодой!..

"Поле"

Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я... И сердцу и думам свобода...
Здесь мать моя, друг и наставник - природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.

"Лес"

Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.
Как я любил, когда порой,
Краса угрюмая природы,
Ты спорил с сильною грозой
В минуты страшной непогоды,
Когда больших твоих дубов
Вершины темные качались
И сотни разных голосов
В твоей глуши перекликались...
Или когда светило дня
На дальнем западе сияло
И ярким пурпуром огня
Твою одежду освещало.
Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.
И вот я снова прихожу
К тебе с тоской моей бесплодной,
Опять на сумрак твой гляжу
И голос слушаю свободный.
И может быть, в твоей глуши,
Как узник, волей оживленный,
Забуду скорбь моей души
И горечь жизни обыденной.

- Стихи о природе – воспевают красоту и неповторимость нашей планеты, ее разнообразие и великолепие. Бескрайние леса и степи, заснеженные вершины, завораживающая игра воды и света и неповторимый рассвет.

2-я страница

« Творческая»

- Ведь для насыщенной жизни человека ему необходимо, как воздух, приобщение к прекрасному и, тихие успокаивающие звуки реки и, воздух, наполненный ароматами утра и, умиротворяющие краски зари, вселяющие в сердце мир и покой. Ничто не может сравниться с состоянием человека, который попадает в этот мир благозвучия и нирваны, при этом мечты и мысли становятся глубже и острее.

Сочинения учащихся.

«Человек и природа»

Я живу в поселке городского типа Нижняя Мактама Альметьевского района Республики Татарстан и часто с родителями приезжала в гости к бабушке в деревню Сугушлы Лениногорского района.

Деревня расположена в ложбине гор. Мы часто поднимались на гору, особенно летом. Вид деревни с высоты красив, чист и много зелени. На вершине поляна. На ней росли ромашки, колокольчики и много других цветов. Часто видели и слушали свист сусликов. Собирали землянику. Текла чистая горная родниковая вода. Вся деревня приходила за целебной водой.

На зеленой траве, ближе к домам, паслись маленькие телята, овцы, гуси. Правда их с каждым годом становилось мало. Пахло приятным чистым деревенским запахом.

Сейчас все выглядит совсем не так, как раньше: поляна исчезла, люди сделали карьер, каменоломни. проложили дорогу через поляны. Водители из машин выкидывают на поляны бутылки, мешки, пакеты и много разного мусора. Встречается много масляных пятен, где трава уже не вырастет, воздух стал не чистый, постоянно пахнет то газом, то бензином. Она пожелтела и на нее больно смотреть. Ягоды теперь не растут, цветов нет. Красивая поляна погибла, почему-то люди забыли о той красоте природы.

Я думаю, что человек должен охранять и беречь природу. Может быть так, что при небрежном отношении человека к природе исчезнут сначала все животные, а потом и мы…

Ученица 8б класса Хайруллина Гузель.

Люди или планета?

Люди используют техническое превосходство над другими организмами. Они используют в своих нуждах разнообразные ресурсы планеты, загрязняют атмосферу, разрушают озоновый слой, вырубают леса, убивают животных. Они уничтожают планету! Можно ли перевоспитать людей? Это слишком сложно!

Вывод: полное уничтожение нашего вида приведёт планету в норму.

Ученица 8б класса Ханипова Алина.

Когда-нибудь…

Мы не бережём тот мир, который у нас есть. Мы знаем о существовании «Красной книги», однако, продолжаем убивать животных и губить растения. Когда отдыхаем на природе, забываем тушить костры, от которых в дальнейшем страдают гектары леса и сотни животных.

Люди не оберегают природу, не умеют наслаждаться её красотой, не понимают её значимости. Если бы мы относились бережнее к природе! Возможно, когда-нибудь человек научится это делать. Ключевое слово «когда-нибудь»…

Тухбатов Артур 8 класс

Друзья наши меньшие.

Как можно не любить животных? Разве есть такой человек, который не умилится при виде мохнатого комочка с любопытным мокрым носом? Любое животное для нас останется навсегда ребенком, полностью зависимым, беззащитным. Домашнее животное становится членом семьи, его любят и балуют. Бездомное - обречено.

В нашем поселке много бездомных собак и кошек - жертв человеческой жестокости, ведь многие выгоняют домашних животных на улицу, выбрасывают, словно ненужную вещь. Оказавшись на улице, они становятся опасны.

Мы конечно их прикармливаем, многие голодны. Но приюта для них нет. Как оказать посильную помощь в решении этой проблемы? Нарисовали рисунки и приклеили на доски объявлений «Ты в ответе за тех, кого приручил!»

У меня есть домашний питомец - собачка Умка, жизнь и счастье которой полностью зависит от меня. Она дарит мне беззаветную любовь, преданность и дружбу. Хочется сказать всем людям: «Не предавайте своих друзей!»

Ученик Харрасов Амир, 6а класс.,

Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а вы, ребята, должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать их от объектов неживой природы. Такие знания в процессе общения с природой обеспечивают вам понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений.

3-я страница

«Корреспондентская»

- По мере развития общества экология все больше приобретает социальное значение. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. От проблемы “организм – среда” экология подошла к проблеме “человек – природа”.

Чтение статей учащихся .

Дорогая редакция газеты « Знамя труда»!

Как вам известно, что наш поселок Нижняя Мактама с 11-ти тысячным населением находится в промышленном районе города Альметьевск. Как не нам, молодым, не беспокоиться о дальнейшей судьбе поселка. Мы её хотим видеть красивой, чистой. Дышать хотим свежим воздухом.

А воздух требует быть лучше. Часто по утрам и вечерам пахнет газом. На улицу выйти невозможно. Недалеко от нас находится газоперерабатывающий завод. Вот и завод делает выбросы газа. Отсюда и болезни.

О бережном отношении к природе

Природа окружает человека с момента рождения до последнего дня жизни. И ныне, при высоком уровне развития цивилизации, жизнь людей по-прежнему подчинена биологическим законам.

Человек находится внутри природы и принадлежит ей. Природа была и остается кормилицей человечества, ее ресурсы служат основным источником его жизненных сил.

Сегодня в некоторых частях планеты катастрофически ухудшаются условия жизни под влиянием загрязнений атмосферы, водоемов и почвы. Постоянно отмечается также увеличение числа различных вредных раздражителей влияющих и на человека, и на окружающий мир.

Прав певец русской природы К. Г. Паустовский, утверждавший, что современному человеку, всем нам нужны корабельные леса, полноводные реки, океаны целебного воздуха, богатые сады и цветущие луга. Нам нужны свежие озера, звонкие родники, птичьи стаи, тянущиеся в туманном небе над золотеющими осенними рощами, пересвист птиц, сияние ночных созвездий в бездымном небе и широкие яркие радуги - предвестники тучных урожаев.

В нашей стране заповедные места известны с XI-XII веков. В современном мире охрана природы - понятие сложное. Это и государственная политика, и общественное движение, и отрасль практики, и новая наука. Помните, что от рождения в человечке заложен огромный потенциал любви к природе...

Так давайте же развивать его в себе, давайте заботиться и любить родительницу всего живого, жить в гармонии и с растениями, и с братьями нашими меньшими!

А как заключение, можно взять замечательное стихотворение А. Усачева:

Беги, жучок,

Сверчи, сверчок,

И бабочка - лети...

Я обижать не буду вас,

Счастливого пути!

4-я страница

«Литературная»

- «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы сокровища эти надо охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»,- писал М.М.Пришвин.

Чтение учащихся отрывков о природе из художественных произведений.

«Серая шейка»

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

"Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом". Мамин-Сибиряк « Серая шейка»

«Лес осенью»

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

«Добрая девочка»

К.В. Лукашевич

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны…

«Здравствуй, зима!»

Шолохов Михаил Александрович

Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

«Утренние лучи»

Ушинский Константин Дмитриевич

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и - зум-зум-зум! - полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

5-я страница

« Вопросительная»

Экология - тема и важная, и сложная. Здоровье, самочувствие, благополучие человека находятся в тесной взаимосвязи с состоянием окружающей среды. Поэтому информация об экологии воспринимается населением обостренно.

Выступления учащихся

Атмосфера

Быстрое и обширное развитие промышленности в советские времена оставило Республике Татарстан тяжелую экологическую ситуацию на большей части своей территории.

нефтяная промышленность, химические и машиностроительные производства, строительный комплекс, сельское хозяйство, увеличение количества автотранспорта являются причиной повышенного уровня загрязнения атмосферного воздуха в республике, причем за последнее десятилетие последний фактор стал доминирующим.

Проблема наиболее выражена в крупных городах, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и Заинск. На сегодняшний день уровень загрязнения в атмосфере столицы республики характеризуется как «высокий», а в Набережных Челнах и Нижнекамске - как «очень высокий».

Водные пространства

Проблема чистой воды актуальна во всем мире. Татарстан – одно из самых социально-экономических развитых регионов страны. Также республика является самым многоводным субъектом в бассейне Волги.

Качество поверхностных вод Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, крупных рек Татарстана характеризуется как «грязные» 4«а» класса.

В Татарстане для питья используется вода из поверхностных и подземных источников. 80 процентов населения Казани пьют воду из Волги. Крупнейшее в Европе Куйбышевское водохранилище на этой реке является главным питьевым резервуаром для столицы.

Из-за предприятий нефтедобычи в Альметьевском, Бавлинском, Октябрьском районах, из-за сахарного завода в Буинске происходит быстрое загрязнение подземных вод на этих территориях.

Не меньшая проблема для республики – загрязнение почвы пестицидами, солями тяжелых металлов, нефтешлаками.

В местах добычи нефти отмечается сильное загрязнение почвы, превышающее фоновое содержание от 10 до 100 раз.

стих. ученицы Хабибуллиной Камиллы на стихи В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

« Что такое хорошо и что такое плохо в экологии?»

Крошка-сын пришел к отцу

И спросила кроха:

«Мусор – это хорошо

Или это плохо?

На колени посадив

Своего сыночка,

Папа здраво рассудил:

« Должен знать и точка!

Если мусор не убрать

Из дворов и скверов,

Негде будет вам играть –

Это будет скверно!

Вот завод большой дымит,

В реку льёт отходы.

Вот вода уже «кипит»-

Это очень плохо.

Если ты в лесу прошёл

Не сломав ветки,

Это очень хорошо

И сове и белке.

Если на трубе порыв,

Нефть течет по полю,

Это, парень, как нарыв,

Хуже всякой боли.

Если сделал ты добро

Людям и животным,

Это, друг мой, хорошо,

Будет мир добротным!

Помни это,каждый сын,

Знай, любой ребенок,

Как природу защитить,

Надо знать с пеленок

Знает каждый гражданин

« Береги природу!».

Это лозунг как один

Мы возьмём в работу.

Экология, сынок,

Важная наука.

Коль усвоил ты урок,

Это очень круто!

Мальчик радостный пошёл

И решила кроха:

« Буду делать хорошо,

И не буду плохо!»

Итог. Вот и кончились странички нашего экологического журнала. Всё, что нас окружает, живое! Я хочу ещё раз напомнить вам: любите природу, берегите её и охраняйте!

МБОУ «Золотухинская СОШ»

Внеклассное мероприятие по литературе

для 6, 7 классов

«Книга – великая вещь …»

подготовила учитель

русского языка и литературы

Кузьмина Валентина Фёдоровна

2013 год

« Книга – великая вещь…»

Цели:

заинтересовать детей чтением книг, расширить кругозор и словарный запас учащихся;

предоставить учащимся возможность раскрыть свои способности; развивать мышление, память, умение использовать полученные ранее знания;

формировать умение работать в команде, нести ответственность перед членами коллектива.

Как из копеек составляются рубли, так и

из крупинок прочитанного составляется знание.

В. И. Даль.

Опережающее домашнее задание:

каждая команда должна подготовить

1)представление литературного героя (костюм + фраза),

2)литературный кроссворд для своих конкурентов.

Условие:

1) в игре принимают участие 2 команды, состоящие из учеников 6 и 7 классов;

2) за каждый правильный ответ жюри (2 ученицы 9 класса) присуждает 1 балл, команда получает жетон – ключ познания; за представление литературного героя — 2 балла.

Ход мероприятия

Учитель: Я рада приветствовать вас здесь, и сегодня мы проведём мероприятие, посвящённое книге. А. Блок говорил: «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Для начала хотелось бы познакомить вас с историей книги.

1 ведущий: Книга – периодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала, средство массовой, научной и технической информации. Одна из древнейших форм книги – свиток (6 – 3 тысячелетие до нашей эры, позднее заменился кодексом). Основной материал для изготовления книг: первоначально – папирус, со 2 века до нашей эры – пергамент и с 13 века (в Европе) – бумага.

2 ведущий:

В античном мире в средние века книги размножали путём переписывания. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведённый ксилографическим путём (изображение получали с плоской деревянной печатной формы) в Корее (704-751 гг.). Книгопечатанье возникло в Китае (11 век), в Европе печатные книги появились в середине 15 века (создатель Иоганн Гуттенберг, 1456).

1 конкурс. «Блиц-интеллект»

Перечислите все известные вам пословицы и поговорки о книгах.

(Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Одна книга тысячу людей учит.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Кто много читает, тот много знает.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

Прочёл новую книгу – встретился с другом (кит.).

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Книга для ума что тёплый дождь для всходов.)

2 конкурс. «Это же элементарно»

    Титульный лист – это…(начало книги).

    Книголюб – это человек…(любит книги).

    Записки, литературные воспоминания о простых событиях, сделанные современником или участником этих событий (мемуары).

    Старинная рукопись в переплёте, заменившая свиток (кодекс).

    Создатель первой библиотеки на Руси (Ярослав Мудрый, 1037г.).

    В 15 веке в Европе появилась первая печатная книга. Кто её создатель? (Иоганн Гуттенберг.)

    В 1564 году Иван Фёдоров издал первую печатную книгу в России. Как она называлась?(«Апостол».)

    Количество экземпляров книги, выпущенное издательством (тираж).

    Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (литература)

    Как называли пахаря в Древней Руси? (оратай)

    Разбойника, убивавшего людей звуком своего голоса, победил человек, едва научившийся ходить. Назовите их имена (Соловей-разбойник и Илья Муромец).

    И. И. Пущин вспоминал: «У моего друга, известного поэта и писателя, было прозвище Француз». Как фамилия этого писателя? (А. Пушкин)

    Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»? (Ф. Тютчев)

    Назовите предмет, который Гекльберри Финн, развлекаясь, с упоением крутил на верёвке над головой? (дохлую кошку)

3 конкурс. «Продолжи»

Выходят представители команд и тянут билеты. Нужно продолжить стихотворение не менее 1 четверостишия. Назовите стихотворение и автора.

1. Пора, красавица, проснись… (А. Пушкин «Зимнее утро».)

2. Под ним струя светлей лазури… (М. Лермонтов «Парус».)

3. Кто же вас гонит: судьбы ли…(М. Лермонтов «Тучи».)

4. Да не робей за отчизну любезную…(Вынес достаточно русский народ,/ Вынес и эту дорогу железную — / Вынесет всё, что Господь ни пошлёт! Н. Некрасов «Железная дорога».)

4 конкурс. «Откуда пословица»

Команды должны определить, из какого источника появилась пословица.

1.Битый небитого везёт (из сказки «Лиса и волк»).

2.У сильного всегда бессильный виноват (из басни «Волк и Ягнёнок»).

3.А Васька слушает да ест (из басни «Кот и Повар»).

4.А воз и ныне там (из басни «Лебедь, Щука и Рак»).

5 конкурс. «Библиотека»

Каждая команда получает список произведений. Необходимо правильно подписать автора.

«Демьянова уха» (И. Крылов.)

«Ночь перед Рождеством» (Н. Гоголь.)

«Лошадиная фамилия» (А. Чехов.)

«Барышня-крестьянка» (А. Пушкин.)

«Три пальмы» (М. Лермонтов.)

«Дедушка» (Н. Некрасов.)

«Чёрная курица, или Подземные жители» (А. Погорельский.)

«Мороз, Красный нос» (Н. Некрасов.)

«Спящая царевна» (В. Жуковский.)

«Заколдованное место» (Н. Гоголь.)

«Уроки французского» (В. Распутин.)

«Хирургия» (А. Чехов.)

6 конкурс

Определите произведение и назовите автора по набору героев:

1)зеркало, мальчик, девочка, тролль; (Х. Андерсен «Снежная королева»)

2)дворник, кастелянша, Татьяна, барыня; (И. Тургенев «Муму»)

3)дед, грамота, ведьмы, карты; (Н. Гоголь «Пропавшая грамота»)

4)разбойник, псарня, Верейский, медведь; (А. Пушкин «Дубровский»)

5)Александр Павлович, граф Кисельвроде, Платов; (Н. Лесков «Левша»)

6)мертвецы, граф Клейнмихель, дорога, голод. (Н. Некрасов «Железная дорога»)

7 конкурс. «Восстанови пословицу по 2 словам» (пословицы написаны на табличках).

Например: дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья).

1)лает – кусает (На смелого собака лает, а трусливого кусает);

2)руки – скуки (Не сиди сложа руки, так и не будет скуки);

3)труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит);

4)Родина – постоять (Родина – мать, умей за неё постоять);

5)копейка – рубль (Копейка рубль бережёт);

6)аукнется – откликнется (Как аукнется, так и откликнется);

7)серебро – золото (Слово – серебро, а молчанье – золото);

8)перо – топор (Что написано пером, того не вырубишь топором).

8 конкурс. «Восстановите строфу по рифмам»:

1)позволит, по ручью, пью, изволит.

(Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью…)

2)в окно, одно, своим, улетим.

(Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно…)

9 конкурс. Игра «Буриме» (слово французское, в переводе «рифмованные концы»). Игра заключается в том, чтобы на заданные рифмы написать стихи:

…дело

…класс

…смело

…раз.

Например: Наш Петруша знает дело.

Хоть спросите целый класс.

Бутербродов двадцать смело

За один съедает раз.

10 конкурс. «Кроссворд»

Команды должны разгадать литературный кроссворд, который им подготовили конкуренты. Время -10 минут.

Для зрителей в это время проводится конкурс «Какого роста…»

1)Какого роста был А. Пушкин, если брат поэта Лев Сергеевич вспоминал: «Ростом он был мал (в нём было с небольшим 5 вершков)…»? (Как само собой разумеющееся, Лев Пушкин не упоминал 2 аршина, потому что в старину было принято обозначать рост количеством вершков сверх 2 аршин; аршин – 71,12 см, вершок – 4,45, т.е. 165 см.)

2) Какого роста был главный герой повести «Муму» — Герасим, если И. Тургенев пишет, что это был «мужчина 12 вершков роста»? (196 см)

11 конкурс. «Узнай героя» (домашнее задание).

Подведение итогов. Награждение победителей.

Список использованной литературы

1.Жиренко О.Е., Савченко Е.В., Лобачёва С.И. Мир праздников, шоу и викторин: 5 – 11 класс. М.: ООО «5 за знания», 2008.

2.Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. М.: Вако, 2009.

3.Творческая работа на уроках русского языка. 5 – 11 классы. Авторы-составители: Сулицкая Н.М. и др. Волгоград: Учитель, 2011.

Единый урок литературы, посвященный году литературы

Внеклассное мероприятие по литературе для 9 класса к году литературы

«Литературная шкатулка»

Цели и задачи:

    развитие творческих способностей, логического мышления детей;

    повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

    повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

    формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

    формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

    воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Форма работы:

    работа в группах.

Организация игры и правила:

Игра состоит из трёх раундов по 25 вопросов в раунде и финального раунда из 1 вопроса. Вопросы первого, второго и третьего раундов сгруппированы в 5 тем по 5 вопросов. Стоимость вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов - в первом раунде; 200, 400, 600, 800, 1000 баллов - во втором; 300, 600, 900, 1200, 1500 - в третьем.

В первых трёх раундах вместо любого вопроса игрокам может выпасть "кот в мешке" или "аукцион". Если игрокам достался “Кот в мешке” -необходимо передать команде соперников.

Если идёт ва-банк (ставка, при которой игрок ставит на кон все имеющиеся у него очки), то перебить его ставку можно только большим ва-банком. Торги начинают делать игроки, выбравшие “Вопрос-Аукцион” (в случае, если счёт меньше стоимости вопроса, ставка - номинал), затем идёт та из команд, у кого сумма на табло меньше.

Игрокам предлагается 7 возможных тем финального раунда на выбор. Они по очереди (по возрастанию сумм на счёте) убирают по одной теме, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется последняя. Победитель тот, кто набрал большую сумму по итогам игры.

Инструкция по навигации:

    При вопросах “Кот в мешке” и “Аукцион” нажимать на блок-схемы слева направо.

    В финале, после того, как останется одна тема, нажимать рядом с оставшейся фигурой.

    После обычного вопроса через 15 секунд прозвучит сигнал окончания ожидания ответа.

    После вопроса “Кот в мешке” и “Аукцион” через 20 секунд прозвучит сигнал окончания ожидания ответа.

    После финального вопроса звучит мелодия длительностью 35 секунд, после которой поступит звуковой сигнал об окончании размышлений.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Слово ведущего:

Доброе утро, дорогие друзья! 2015 год провозглашен в нашей стране годом литературы. О значении литературы можно говорить много.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: “Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, ... сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие”.

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.

В:-Сегодня состоится необычное состязание:
Для этого вам понадобятся по предметам знания!
Для вас, кто литературу и русский любит,
Главным оружием знания будут!
Победа сильнейшему – вот награда!
Вас ждут серьёзные испытания!

Скрытые таланты, вашу эрудицию, интеллект

Помогут выявить различные задания.

Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Я вам сейчас ее напомню.

Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному он дал пять талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому - три, третьему – один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю... Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им заработанные таланты. А у нерадивого раба отобрал и последние. Так и появилось выражение “зарыть свой талант в землю”.

Сегодня вы будете зарабатывать таланты, приумножать их своими талантами.

II. Конкурсная программа. Игровые задания.

1 раунд “В мире литературы”

Тема 1 Биография поэтов и писателей

100 . Где родился (в каком имении) Лев Николаевич Толстой? (В имении Ясная Поляна Тульской губернии).

200 По мнению А.П.Керн, она была единственной женщиной, которую поэт А.С.Пушкин “истинно любил”. Кто она? (Няня поэта – Арина Родионовна)

300 Назовите любимое дерево Сергея Есенина. (Берёза).

400 Назовите псевдоним писателя второй половины XIX века, который создал сказки “для детей изрядного возраста”. (Салтыков).

500 О каком писателе сентименталисте писал В.Г.Белинский: “К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено - журналистике, критике, повести- роману, повести исторической, публицизму, изучению истории. (Карамзине).

Тема 2 “Рядиться никогда не поздно”

100 Эта героиня: Муза А.С. Пушкина. С ней поэт познакомился в 1819 году – затем встретился через 6 лет. Ей Пушкин посвятил стихотворение – в названии - первая буква фамилии. (Анна Керн)

200 Аукцион. Этот герой:

Появляется как в “оборванных татарских шароварах, так и в красном кафтане на белом коне”;

Получил в подарок “ заячий тулуп совсем новёшенький” и надел его”, распоров по швам”;

Отблагодарил дарителя, пожаловав “ лошадь и шубу с своего плеча”. (Емельян Пугачёв)

300 Этот герой: По силе и мощи его можно сравнить с фольклорным богатырём. Он имел двух сыновей. Для него Запорожье – родной дом. Заканчивает свою жизнь трагически, на костре. (Тарас Бульба).

400 Кот в мешке. Эта героиня: Имя её с греческого означает “мудрость”. Она умна, образованна, много читает. Первая объявляет о сумасшествии героя. (Софья, “Горе от ума”).

500 Этот герой: Любил людей, но взрослые и дети над ним издевались, а он им ничего не делал.

Вырастил сироту, которая стала врачом и помогала людям. Когда он умер, людям без него стало жить хуже. (Юшка, “Юшка” А.А.Платонова).

Тема 3 Всё о литературе

100 Как зовут персонажа романа “Капитанская дочка”, рассказчика? (Пётр Гринёв)

200 Назовите лермонтовскую героиню “Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу”. (Бэла)

300 Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой рассказа А.П.Чехова? (Овсов)

500 На каком языке между собой разговаривали Казбич и Печорин? (Дважды встречаясь друг с другом (на свадьбе сестры Бэлы и в крепости, куда Казбич пригонял на продажу баранов), Печорин и Казбич ни разу не разговаривали; кроме того, в крепости только Максим Максимыч “понимал по-ихнему”, а Казбич не говорил по-русски).

Тема 4 “Всё наоборот”

100 В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Восстановите зашифрованное истинное название “Пёс босиком” (“Кот в сапогах”).

200 Кот в мешке. В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название “Железный замочек” (“Золотой ключик”).
300 В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название “Быль о железной курочке” (“Сказка о золотом петушке”).
400
Известную по смыслу цитату заменили на противоположную. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное значение “Лежит корова неподвижно и лёжа смеётся”. (“Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу”)

Тема 5 Литературные ребусы

100 Первая часть слова - это то, что освещает путь морякам. Прибавьте к ней суффиксы и окончание слова “покровский”. Чья фамилия получилась? (Маяковский.)

200 Возьмите существительное, которое называет время года, когда желтеют листья; замените первую букву на букву, которой оканчивается вторая нота, и прибавьте суффикс притяжательного прилагательного. Получилась фамилия поэта. Какая? (Есенин.)
300 Первый слог фамилии - междометие. Второй - дающая жизнь всему сущему (без последней буквы). Имя Владимир поставьте в разговорную форму и отнимите у этого слова первую букву. Что это за поэтесса? (Ахматова.)

400 К огромному универмагу в Москве прибавьте самый распространенный соединительный союз и животное, которое называют царем зверей. В целом фамилия в переводе с латинского означает “смиренный”. Кто он? (Гумилёв.)

500 К существительному, называющему ту часть света, где всегда холодно, прибавьте личное местоимение, которое на латыни звучит “эго”. К тому, что получилось, добавьте то, что останется от фамилии вождя русской революции, если от нее отнять две первые буквы. Что это за поэт? (Северянин.)

Тема 6 “Пословицы”.

Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.

200 Кто глянется, к тому оно и тянется. И у курицы оно есть. Оно не камень – тает. Ему не прикажешь. (Сердце).

400 Не расти ему на елке. Кто его в день съедает, у врача не бывает. Здоровое оно с ветки не падает. Красному ему червоточинка не в укор. (Яблоко).

600 Её и доверие теряют только один раз. Она на коленях позорнее смерти. Её прожить – не поле перейти. (Жизнь).

800 Если люди объединятся, они смогут связать и его. Не буди спящего его. (Лев).

1000 Её за деньги не купишь. Она не пожар: загорится – не потушишь. (Любовь).

Тема 7 “Переводчик”.

Переведите на современный язык устаревшие слова.

200 Выполните задание. Каково ваше порекло? (прозвище)

400 Выполните задание. Покажите потылицу (затылок).

600 Выполните задание. Покажите длани (ладони).

800 Выполните задание. Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое рамо. (плечо)

1000 Кот в мешке. Выполните задание. Помашите десницей (правая рука).

Тема 8“ Догадайся”.

Толкование каких слов приводится в “Словаре живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.

200 Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла.)

400 Аукцион. Р оговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих. (Волосы.)

600 Обвертка строения или крыша. (Кровля.)

800 Зеница,зерно,человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок.)

1000 Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст).

Тема 9 “Фразеологизмы”

200 По лексическому значению “вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать” назовите фразеологизм (Водить за нос)

400 По лексическому значению “необоснованно преувеличивать что-либо” назовите фразеологизм (Делать из мухи слона)

600 По лексическому значению “ в двух разных направлениях действовать” назовите фразеологизм. (На два фронта)

800 По лексическому значению “не обращать ни какого внимания, не замечать” назовите фразеологизм (В ус не дуть)

1000 По лексическому значению “не чем не выделяющийся заурядный человек” назовите фразеологизм (Ни рыба ни мясо)

3 раунд “Ассорти”

Тема 10 “Узнайте пословицы и поговорки”

300 В нижних конечностях правды нет. (В ногах правды нет).

600 Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики).

900 Аукцион. Центральный орган кровообращения не подчиняется его распоряжениям. (Сердцу не прикажешь).

1200 Некто неспешно передвигается со скоростью, присущей пресмыкающемуся в костном панцире. (Ползет, как черепаха).

1500 Сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. (Любовь зла – полюбишь и козла).

Тема 11 “ Подумай”

300 Каким словом одинаково названы женский шарф из меха или перьев и крупная южноамериканская змея семейства удавов? (Боа).

600 Глагол в повелительном наклонении, в форме второго лица единственного числа и птица тропических стран с ярким оперением. Назовите их. (Попугай).

900 Из букв, входящих в название птицы дергач, составьте вопросительное наречие. (Где).

1200 С предлога начинается, отрицательной частицей заканчивается. Как это млекопитающее называется? (Пони).

1500 В каком значении употребляются выражения: медвежий угол, медвежья услуга, медвежья болезнь, медвежьи объятия? (захолустье; неловкая помощь; расстройство кишечника при волнении, испуге; тяжелые и неловкие).

Тема 12 “Знаете ли вы?”

300 Аукцион. В первой четверти XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское слово, которым называют бездельников, тунеядцев. Что это за слово? (Лодырь)

600 Имя у него такое же, как у героя русской народной сказки “По щучьему велению”, фамилия – как у примадонны российской эстрады, а в произведении Пушкина ему подарили заячий тулуп, который на нем “разошелся по швам”. (Емельян Пугачёв)

900 Им пришлось встретиться не только на Бородинском поле, но и в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”. (Наполеон и Кутузов).

1200 О какой героине идет речь? На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Молвит слово – соловей поет;
.................................
В семье родилась она купеческой,
Прозывается...

(Алена Дмитревна из поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про... купца Калашникова”)

1500 Кипренский написал портрет этого поэта. Портрет настолько понравился поэту, что он написал следующие строки:

Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

О каком поэте идет речь? (Пушкин).

Тема 13“Всё о литературе”

300 Определите жанры произведений: “Русский язык” Тургенева, “Бедная Лиза” Карамзина, “Слово о полку Игореве”, “Медный всадник” Пушкина, “Море” Жуковского. (Стихотворение в прозе, повесть, слово, поэма, элегия)

600 Определите название произведения и автора по финальным строкам.

“... Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует Вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.” (Н.В.Гоголь “Ревизор”)

900 Узнай произведение по его началу, назовите автора.

Немного лет тому назад
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь... (“Мцыри” М.Ю.Лермонтов)

1200 Кот в мешке. Назовите автора данных произведений: “Людмила”, “Кубок”. (В.Жуковский)

1500 Назовите полные имена литературных героев: капитанская дочка, Чацкий, купец Калашников. (Маша Миронова, Александр Андреич, Степан Парамонович).

Тема 15 “Это интересно”

300 Перу какого писателя принадлежат эти произведения:“Обоз”, “Волк на псарне”? (И.А.Крылов)

600 Кот в мешке. Зачитывают представители команды

Герою какого произведения снится этот сон? “... и теперь как шальной хожу. Ночь всю дрянь така в глаза лезла... То ты матушка, то батюшка... лишь стану засыпать то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль стало... тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку”. (Д.И.Фонвизин “Недоросль” Митрофанушка).

900 (Повесть о Петре и Февронии Муромских).

1200 “Эта книга про бойца без начала и конца”. О каком это произведении?

(“Василий Теркин” Твардовский).

Финал

1. Всякая всячина. Убери горячее – останется холодное: Киайпястобекрг (Кипяток, айсберг).

2. Математика. Сколько племянников было у дядьки Черномора? (Тридцать три богатыря).

3. География. У какой реки происходит действие повести И.С.Тургенева “Ася”? (У реки Рейн).

4. Биология. Из какого растения мужик из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сплел веревку, которой генералы его привязали на ночь к дереву? (Из дикой конопли).

5. История. О каком сражении повествуют эти пушкинские строки: “Ура! мы ломим; гнутся

шведы...”? (О Полтавском, поэма “Полтава”)

Блиц-опрос”

1 . Как правильно назвать того, кто плетёт интриги? (Интриган).

2. Как называется словарь, в котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (Орфоэпический)

3.К какому типу лексических единиц относятся слова клёвый, тусовка, крутой пацан ? (Жаргонизмы)

4. Какого рода существительное зубрила ? (Общего)

5. Слитно, раздельно или через дефис пишется слово пол-литровый ? (Через дефис)

8. Ж а люзи или жалюз И ?

9. Пароним к слову эффективный. (Эффектный)

10. Продолжите: Онегин- Татьяна, Ленский-…., Петр Гринев-…, Февронья-…

11. Любимое дерево Сергея Есенина (Береза)

12. Со школы или из школы? (Из школы)

13. Разносклоняемое существительное м.р.? (Путь).

14. Покажите чело (лоб).

15. Какого цвета у вас ланиты?

16. Правой рукой заденьте выю (шея).

17. Обхватите свое чрево (живот)

18. Поднимите шуйцу (левая рука).

III. Итоги игры.

Заключительное слово учителя.

В:- Дорогие ребята, наша и интеллектуальная игра подошла к концу. Вы молодцы, настоящие эрудиты, знатоки литературы и русского языка. Читайте, развивайтесь, думайте, пишите сами стихи, рассказы, повести. Помните о том, что хорошая книга откроет вам новый, удивительный и мудрый мир! Итак, слово нашему жюри!

Герою какого произведения снится этот сон? “... и теперь как шальной хожу. Ночь всю дрянь така в глаза лезла... То ты матушка, то батюшка... лишь стану засыпать то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль стало... тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку

Определите произведение древнерусской литературы. “Благоверный же князь Петр повелевает: “Везите меня к этой девице”. И привезли его, и послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил о награде за излечение. И сказала девица без обиняков: “Если не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его”. И вернулся человек тот, и передал смиренному, чистосердечному князю ее слова”.

Эта книга про бойца без начала и конца”. О каком это произведении?

Литературный турнир.
Внеклассное мероприятие по литературе для 10 класса.
Проведено в рамках предметной недели русского языка и литературы учителем 1 категории Хорубко Е.А. МКОУ СОШ №4 с. Московского Ставропольского края.
Данное мероприятие предназначено для учителей русского языка и литературы. Можно использовать как внеклассное мероприятие в 9-11 класса в рамках Недели русского языка и литературы, в конце года как повторение и закрепление изученного материала.
Цели и задачи:
- расширить и углубить знания учащихся о литературе 19 века
-развитие творческих способностей, логического мышления детей;
-повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
-повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
-формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
-формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
-воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Формируются две команды по 6-8 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.

Ход турнира:
I. Организационный момент. Вступление.

Чтец: I.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Слово ведущего:
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом, литературой. Мы растем, идем в школу, поступаем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Мы можем гордиться русским языком и русской литературой. Нашими соотечественниками созданы замечательные произведения литературы и искусства. Сегодня мы прикоснемся к их красоте и непреходящей ценности.
Давайте вместе приоткроем таинственный занавес - проведем турнир знатоков литературы среди учащихся 10 класса. Команды будут бороться за звание победителя.
В жюри - ученики 11 класса:

II. Турнирная программа.

1 тур «Представление команд».
Название, девиз, состав команд.

2 тур. Литература каждого народа начинается с устного народного творчества. Второй тур называется «Продолжи пословицу». Каждой команде предлагается продолжить пословицу (команды по очереди продолжают пословицы, названные ведущим):

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).
Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).
Кто обжёгся на молоке,(дует на воду).
Баба с возу - (кобыле легче).
Двум смертям не бывать, (а одной не миновать).
Голова завита, (да делом не занята).
Хочешь есть калачи - (не сиди на печи).
Бодливой корове (бог рог не дает).
В чужой монастырь (со своим уставом не лезь).
Ворон ворону(глаз не выклюет).
Всяк сверчок (знай свой шесток).

3 тур. «Шерлок Холмс» (очки засчитываются той команде, которая быстрее даст правильный ответ).
Ведущий: - По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора:
1) Острижен по последней моде, как денди лондонский одет. (Онегин)
2) Красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт. (Ленский).
3) Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива. (Татьяна).
4) «Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени. Умен, хорошо образован. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался. Что он на Кавказе у нас недавно.. Славный был малый, только немного странен.»
Ответ: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
5) «Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке. Герасим И.С.Тургенев «Муму».

6)В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным.
Чичиков Гоголь «Мертвые души»

7) Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.
Штольц Гончаров «Обломов»

8)в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: "теперь я подожму немного губу и задумаюсь -- я так недурна. Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги"...
Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Ольга Ильинская Гончаров «Обломов»

4 тур « Вспомним известные стихотворения»
Ведущий: - Сейчас прозвучат слова из строк известных стихотворений. Задача команд - в течение 1 мин. вспомнить и прочитать строфу этого стихотворения, название автора.
1. Что кинул он в краю родном? (Лермонтов Белеет парус…)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
2. Я не хочу печалить вас ничем. (Пушкин. Я вас любил)
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

5 тур«Чёрный ящик». Вы должны угадать, что лежит в ящике и кому принадлежит.
1. Это предмет, с помощью которого злая мачеха хотела погубить царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (Яблоко).
2. «Он в том покое поселился,\nГде деревенский старожил\nЛет 40 с ключницей бранился,\nВ окно смотрел и мух давил».\nВ черном ящике находится приспособление, с помощью которого дядя Евгения Онегина давил мух. рюмка
1.Этот предмет забыла Ольга Ильинская, когда приходила к Обломову на квартиру. «На другой день Захар, убирая, комнату, нашел на письменном столе этот предмет, долго разглядывал его, усмехнулся, потом подал Обломову.
— Должно быть, Ильинская барышня забыла, — сказал он.»
2. Это предмет, отправленный героиней романа Пушкина своему возлюбленному. Письмо Татьяны к Онегину.
1. В черном ящике находится то, о чем французский писатель Ги де Мопассан сказал: "Так прелестно, это безмолвное биение крыльев, белых, пестрых и черных, которые трепещут, словно попавшие в плен ночные бабочки" ВЕЕР
2. Ч то с досадой бросила Ольга на свидании с Обломовым? «Он опять пошел тихонько по той же аллее и до половины ее дошел тихо, набрел на ….., которую она сорвала и с досадой бросила.» ветку сирени
6 тур Восстановить стихотворные строки по рифмам.
1 команда:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
2 команда
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Ответы: А.С.Пушкин «К Чаадаеву», М.Ю.Лермонтов «Пророк».

7 тур. По отрывку из произведения узнать название литературного произведения и назвать автора. Для ответа на вопрос дается 30 секунд. Правильные ответы оцениваются 1 баллом.
1. . «Многие дамы хорошо были одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как …, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие….Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся, виляют туда и сюда. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно, крепко, так что скорее место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят…».
Гоголь «Мертвые души»
2. «Что, ваше благородие?» - сказал он мне. - «Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось… А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват» , - продолжал он, - «но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда я принужден был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?» Пушкин «Капитанская дочка»
3. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… посмотри в окно…
Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

4. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Лермонтов «Смерть поэта»

8 тур «Узнай меня!»
Командам выдаются карточки, на которых написаны названия литературных произведений, а также имена писателей. Задача команд - соотнести эти карточки с портретами писателей.
1 команде: М.Ю.Лермонтов: Михаил Юрьевич, «Герой нашего времени», «Мцыри».
Н.А.Некрасов: Николай Алексеевич, «Кому на Руси жить хорошо?»,
«Дед Мазай и зайцы».

Л.Н.Толстой: Лев Николаевич, «Война и мир»
«Анна Каренина» «После бала»
2 команде:
А.С.Пушкин: Александр Сергеевич, «Руслан и Людмила» ,«Дубровский»,
А.П.Чехов: Антон Павлович, «Толстый и тонкий» ,«Чайка».

Ф.М.Достоевский: Федор Михайлович, «Преступление и наказание»,
«Братья Карамазовы».

9 тур «Афиша» .
Командам нужно определить по рисунку, к какому произведению нарисована афиша. Необходимо написать на афише автора и название пьесы.
Фонвизин «Недоросль»
Гоголь «Ревизор»
10 тур Конкурс капитанов

Капитанов просим выйти на сцену.

Блиц - турнир.
1. Кличка коня Казбича (Карагёз)
2. Противник Пушкина на дуэли (Дантес)
3. Автор картины «Бурлаки на Волге» (Репин)
4. Как звали жену Пушкина (Наталья Гончарова)
5. Товарищ Жилина (Костылин)
6. Автор рассказа «Хамелеон» (А.П.Чехов)
7. Няня Пушкина (Арина Родионовна)
8. Назвать эпиграф к повести «Капитанская дочка»
9. Автор поэмы «Мороз, Красный нос. (Некрасов)
10. Автор комедии «Горе от ума» (Грибоедов)
11. Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.
(Гипербола.)
12. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)

Вот и закончен наш литературный турнир.
Жюри подсчитывают результаты.
Пока жюри подводит итоги, ребята расскажут стихотворение. Стихи -8 человек.

Спасибо всем участникам турнира, зрителям и жюри. Надеемся, что наше мероприятие вдохновило вас на дальнейшее знакомство с русской литературой.

Ведущий

Как живет в нас, наружу не вырвавшись, стон,
Так давно в нашем сердце болит Краснодон.
Мы не все там бывали, но мучил он нас он,
Как застрявший осколок свинца -
И не в шурф их бросали, а в наши сердца,
В нашу память, что с нами болит до конца.

(Кадр из документального фильма “Дорогами мужества”)
(Стоп-кадр на словах “Смерть за смерть...”)

Участники при появлении в кадре музея, выходят и становятся в композицию “Клятва”***

Ведущие выходят к боковым микрофонам.

(Фон “Журавли”на фоне кадров чтецы начинают читать)

  • Кто они были? Какими они были наши краснодонские мальчишки и девчонки из далеких сороковых годов?
  • Почему именно они, ни на миг не сомневаясь в своей правоте, приняли мученическую смерть? Почему они, имея выбор: я или Родина выбрали- Родину...!?
  • Движется время, стирает углы воспоминаний, лечит раны, выравнивает душевные потрясения. И в этом столько же естественного, сколько порой досадного и горького.
  • Но как росток сквозь асфальт пробивается суровая, но справедливая истина:

То, что отмечено печатью бессмертия,

Все вместе: забвению не подлежит.

  • Оно будет жить вечно, всегда волновать умы всех последующих поколений.
  • Давайте сегодня пропустим через себя ток времени, высокое напряжение Памяти, что позволит прикоснуться к их подвигу - сердцем

Чтец: 1942 год, 29 сентября. Запомни, ровесник, эту дату.
Чтец: В городском парке города Краснодона гитлеровцы живьем закопали 32 шахтера, которые саботировали работу шахт.
Чтец: Это страшное событие стало точкой отсчета создания молодежной подпольной организации...
Чтец: . . .которую по предложению Сергея Тюленина назвали “Молодая гвардия”

Ведущий: Трудно переоценить воинский подвиг и мужество краснодонских мальчишек и девчонок тех далеких СОРОКОВЫХ годов. Победа складывалась из больших и малых битв, известных и неизвестных, из мужества и героизма конкретных людей. И слава богу, что история сохранила имена всех, кто сражался в рядах “Молодая гвардия”

Чтец

Война взломала даже демографию,
И в сорок - трижды проклятом году,
В школярские ребячьи биографии,
Сумятицу внесла и чехарду.

Чтец

Измерив жизнь иными величинами,
Во взрослый мир ворвались напрямик,
Став чуть ли не матерыми мужчинами,
О юности не вспомнив не на миг.
Что гибель им? Они и смерти выше.
В могилах все построились в отряд.
Не думайте, что мертвые не слышат,
Когда о них живые говорят.

Ведущий: Всего неполных три месяца просуществовала молодежная организация “Молодая гвардиюя”, действовавшая в Краснодоне в период с октября 1942 по январь 1943 года. Задумаемся на минуту: сколько можно успеть за три месяца? Что можно сделать за три месяца?

Давайте, сегодня восстановим хронологию событий далеких для нас сороковых годов, как восстанавливали её мы, побывавшие в Краснодоне…

(Фон “ Священная война” Кадры из документального фильма)

Ведущий: Краснодон. 20 июля 1942 года. Город сдан врагу. По безлюдным улочкам притихшего городка проносится мотопехота, гремят сапоги оккупантов. Завоеватели принесли с собой новый порядок. Приказ немецкого коменданта гласил:

(Чтецы перестраиваются в клин после своих слов)

Чтец: “За неподчинение новому порядку расстрел”.
Чтец: “За уклонение от сдачи оружия - расстрел”.
Чтец: “За неявку на регистрацию - расстрел”.
Чтец: “За слушание радиоприемника - расстрел”.
Чтец: “За появление на улицах после 18-00 - расстрел”.
Чтец: “За саботаж на шахтах - расстрел”.

Ведущий: Вы только вдумайтесь в смысл объявления, вывешенного возле водопроводной колонки: “ Вода только для немецких солдат. Русские, берущие отсюда воду, будут расстреляны.

Вот так: высшая раса и рабы

(Фон “ Священная война” продолжается)

Чтец

Градом падали с неба бомбы,
На дыбы вставала земля.
Шли фашистские танки ромбом
И терзали броней поля.

Чтец

Пепел сыпался раскаленный,
Пепел смерти и пыль войны,
На окопы, на сад зеленый
Падал блесками тишины.

Чтец

На дома, что руинами стали
Опускался тревожный сон.
Только люди в домах не спали
Как в предгрозье ждал Краснодон

Чтец

Был он бомбой, и был он миной,
Был последним патроном он.
Непокорный, непобедимый
Ставший крепостью, Краснодон.

(Фон “ Безымянная высота”)

Ведущий: Что же такое сделали эти мальчишки и девчонки? Когда слышишь набившие оскомину “ расклеивали листовки”, то с трудом представляешь, что такое для населения оккупированного городка печатное слово, несшее известие о “своих”. Как глоток свежего воздуха, как вода умирающему от жажды были эти небольшие клочки бумаги, приносящие последние новости с фронта, поднимающие боевой дух! Ведь местное радио транслировало только немецкую музыку и объявления коменданта города.

Ведущий: В старых развалинах типографии ребята нашли шрифт, вырезали из резины недостающие буквы, отпечатали удостоверения для членов “Молодой гвардии” и листовки.

Ведущий: Возникшая из небольших разрозненных групп, окрепшая “Молодая гвардия” к концу 1942 года насчитывала 92 человека и представляла собой реальную силу. Немецкому командованию пришлось направить в Краснодон специальные силы гестапо, которые должны были очистить тылы от партизан..

(кадр из фильма “Молодая гвардия” Боевые дела молодогвардейцев)

Ведущий: А теперь представьте себе, что этим партизанам было всего от 14-ти до 20-ти!

(Перед словами чтецы выходят к микрофонам)

Чтец

Весна их только начиналась,
Казалось, жить еще и жить.
Но как же рано оборвалась
Судьбы связующая нить.
От зверских пыток став седыми,
Они в бессмертие ушли,
Оставшись вечно молодыми
Для поколений и земли.

(Песня “Как молоды мы были” На 2-ом припеве песни участники выносят демонстрируются кадры презентации с портретами молодогвардейцев, их много: они заполняют сцену, становясь рядом)

Ведущий: За время существования “Молодой гвардии”, а это недолгих три месяца, подпольщиками было совершено несколько военных и диверсионных операций.

Наверное, не столь важно, что ребята смогли сделать за эти три месяца, главное то, что фашисты не смогли сделать,благодаря деятельности “Молодой гвардии” Среди особо наш умевших операций подпольщиков:

Чтец: Освобождение 70-ти военнопленных из Волченского лагеря;
Чтец: Уничтожение вражеской автоколонны, следовавшей на юг;
Чтец: Подпольщиками было отбито у немцев стадо (около 500 голов), подготовленное к отправке в Германию;
Чтец: А в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской революции над оккупированным Краснодоном, на глазах у обезумевших фашистов, гордо реяли красные флаги!

После каждой такой операции арсенал “Молодой гвардии” пополнялся новым оружием. К началу декабря на складе было 15 автоматов, 80 винтовок, 300 гранат, 10 пистолетов, 65 кг взрывчатых веществ и около 15 тысяч патронов...

С декабря 1942 года клуб имени Горького стал штаб-квартирой подпольщиков. Именно во время концертов, репетиций ребята обсуждал планы боевых операций.

В то время, когда шел концерт, была совершена одна из самых дерзких операций молодогвардейцев

В ночь на 6 декабря 1942 года подпольщики подожгли биржу труда с готовыми списками молодежи для отправки в Германию..

(Кадр из фильма “Молодая гвардия” поджог биржи (Фон “Бери шинель”)

Чтец

Я так решил, и это я исполню.
Всю жизнь отдам за Родину свою,
За наш народ, за нашу дорогую
Прекрасную Советскую страну!

(2 чтеца выходят к центральным микрофонам)

Юноша, исполняющий роль Олега Кошевого: Эти строки - из стихотворения Олега Кошевого. Этим не всегда удачно срифмованным строкам суждено жить вечно, ведь они - подлинные документы того периода истории нашей страны...

Ведущий: Читаем строки краснодонского подполья:

“Мешали добыче и отгрузки угля в Германию...”

Что для нас с вами эти строки, если мы не сопоставим факты: на 10-й день после освобождения области и Краснодона наш уголь пошел на- гора - немцам не удалось восстановить добычу в течение полугода.

Ведущий: При подходе регулярных частей Советской Армии молодогвардейцы считали главной своей задачей подготовку восстания.

Ведущий: Они жили..., и каждый прожитый ими день был подвигом! Эти ребята практически легализовали свою организацию. Немцам ни за что не удалось бы рассекретить подпольщиков, если бы не предательство

Ведущий: Штаб подполья дал указание молодогвардейцам небольшими группами пробираться к линии фронта. Но успели немногие.

Ведущие: В ночь с 4 на 5 января 1943 года в городе начались аресты. В тюрьму было брошено большинство молодогвардейцев.

Ведущий: О чем думали ребята в последние дни своей жизни? На освобождение из полиции не надеялся никто. Зная, как долго их искали, сколько немцами было приложено усилий, молодогвардейцы абсолютно трезво оценивали ситуацию. Они знали, что живыми не выйдет никто...

Ведущий:

Как страшно умирать в шестнадцать,
Как хочется чертовски жить
Не слёзы лить, а улыбаться,
Влюбляться и детей растить.
Но солнце клонится к закату,
Не встретить им уже рассвет.
В бессмертие ушли ребята
В рассвете юношеских лет

(Песня “Мгновения”)

Ведущий: Всех арестованных по очереди вызывали на допрос, били, истязали.

Ведущий: Из следственных документов по делу краснодонской полиции: “Во время допросов всех без исключения молодогвардейцев избивали до потери сознания, им ломали руки, ноги, пальцы, затем обливали холодной водой и бросали в карцер, где инсценировали казнь через повешение...

Ведущий: ..Иван Земнухов был ослеплен во время побоев, осколки очков вонзились ему в глаза...”.. нет сил перечислять их муки дальше...

(Кадр фильма “Молодая гвардия” сцена допроса)

Звучит “Метель” г. Свиридова, ведущие выходят на сцену

Чтец

Эта недобрая зима,
Мороз, метель и дикий ветер.
Стонала матушка-земля
Шли на погибель её дети

Чтец

Главное - выстоять!
Слышите? Выстоять!
Сердце, как выстрелы,
Гулкие выстрелы.
Чьи это карие
Слезы наполнили?
Вам эти камеры что-то напомнили?

Чтец

Будьте вы стойкие
Будьте спокойные.
Слышите, слышите,
Бьют бронебойные.
Плюйте в лицо палачам и предателям.
Вы над собой насмехаться не дайте им.
Главное - выстоять!
Слышите? Выстоять!

Чтец

Им, палачам, ваши взгляды не выдержать.
Главное - выстоять!
Главное - выдюжить!
Стены у камеры кровью обрызганы.
Стены, как место прощания с близкими.

(“Адажио” продолжается,)

Ведущий: Страшна не сама казнь. Она - мгновенье. Страшно то, что до этого мгновения человек проживает свою смерть десятки, сотни, тысячи раз. И эти тысячи раз, когда он умирает в своем воображении, нестерпимы

Чтец

Камеры наши, не марши парадные,
Станут для вас, как листочки тетрадные,
Где на прощанье родным и наследникам
Вы начертаете строки последние.

Чтец

Вьюга по городу бродит хозяйкою.
Воет собака бездомная - зябко ей.
Улица смотрит глазами оконными.
Мальчики наши идут непокорные.

(Кадр “Казнь” из фильма “Молодая гвардия”)

Чтец

Мальчики наши уходят в бессмертие...
С темного неба снежинки несметные
Падают, тая на лицах измученных.
Только луна, притаившись за тучами
Видела:
Крепко сцепившись в объятии,
Выплюнув в морды фашистов проклятия,
Непокоренные муками голода
С песней, взлетевшею птицей над городом
Наполовину живые, но твердые
Падали, падали песенно-гордые.
Только холмы, стариканы столетние
Слышали залпы в ночи пистолетные.
Падали в шурф она гордые, больные,
Мальчики, мальчики, больно мне, больно мне

(Кадр “Казнь” продолжается и заканчивается)

Учитель:

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим...
Это нужно - не мертвым,
Это надо - живым

(Выносятся свечи ребята, исполняющие роли молодогвардейцев, и поочерёдно ставятся к портретам)

Олег Кошевой - навеки 16
Любовь Шевцова - навеки 18
Иван Земнухов - навеки 18
Сергей Тюленин - навеки 17
Ульяна Громова - навеки 17
Иван Туркенич - навеки 20

Ведущие:

До вмятинки прочитаны
Стоят они застывшие
Ещё и не мужчинами,
Уже и не мальчишками.
Солдатами бессменными
Стоят и днем и вечером.
В глазах у них бессмертие,
Великое и вечное

(На фоне кадра “Выстрелы” звучит “Песня о далёкой Родине”.После песни)

Учитель:

Разве погибнуть ты им завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты их смерти, Родина?
Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: Вставайте на помощь…” - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: Я или Родина!
Вечная слава героям!
Слава героям, слава!

(фоновая музыка - вокализ)

Но зачем она им, эта слава - мертвым?
Для чего она им, эта слава, - павшим?
Все живое - спасшим.
Себя не спасшим.
Для чего она им, эта слава мертвым?..
Если молнии в тучах заплещутся жарко
И огромное небо от грома оглохнет,
Если крикнут все люди земного шара, -
Ни один из погибших даже не вздрогнет.

Чтец

Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет.
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!

Чтец

Но от имени сердца,
От имени жизнь повторяем:
Все: Вечная слава героям!!!

(Минута молчания - метроном)

Песня “Молитва”

Ведущий: В феврале 1943 года в городе Ровеньки в Гремучем лесу были расстреляны Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Виктор Субботин, Дмитрий Огурцов, Семен Остапенко, которому было всего 15 лет.

А буквально через несколько дней, 14 февраля 1943 года советские войска освободили Ровеньки и Краснодон.

(Кадр “Похороны” на фоне после клятвы Ивана Туркенича - песня “Эхо”)

Ведущий:

Казалось бы все, конец истории...
Но все равно что-то ранит душу, не отпускает память...
Без исторической памяти черствеет сердце, ожесточается душа, теряется Родина.

Чтец:

После казни, пыток и допросов
Не сломили их фашисты, не смогли.
Часто задаю себе вопрос я:
“Мы, сегодняшние, так бы вот смогли?”

Чтец

Мы, поколение ХХI века не имеем права на малодушие потому, что знаем пример Жизни, пример борьбы и несгибаемой воли бессмертных героев молодогвардейцев. Это обязывает нас быть достойными их памяти.

Чтец

Мы рассказали вам историю из страшного прошлого нашей страны, потому что хотели, чтобы вы, как и они, любили жизнь, своих родных и близких, свою Родину. Чтобы вы знали, какой ценой достался нам этот мир, мир без войн и смерти миллионов людей.

Чтобы знали!
Чтобы помнили!

*** Все кадры приложены к сценарию Урока Мужества “Краснодон в камне” и

error: Content is protected !!