Он настоящий патриот своей родины. Патриотизм в наше время. Церковь и патриотизм

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время всё чаще и чаще в нашей стране происходят трагические происшествия, связанные с террористическими актами, гибелью огромного количества ни в чем неповинных людей. Молодые люди организуют свои группы для убийства людей другой национальности или расы. Таких молодчиков называют скинхеды («бритоголовые», от англ. skin -кожа, head -голова). Считая себя патриотами (причем совершенно искренне), скинхеды проводят «чистку» в наших, российских, рядах. Как таковых, серьезных организаций в этом движении нет, но зато по всей России широко распространены небольшие группировки, включающие в себя от 4 до 10 человек.

Идеология «бритоголовых» заполняет бесцельное время препровождение и пустоту в головах несознательных подростков и появляется вроде бы цель, и система ценностей и даже «товарищи по борьбе». Они получают удовольствие уже оттого, что заставляют окружающих не просто считаться с собой, а бояться, чувствуя свою безнаказанность. Практика показывает, что к уголовной ответственности привлекаются лишь немногие. Между тем в этих группах сосредоточена именно молодёжь, а во время судебного процесса суд присяжных не усматривает ничего страшного в их деяниях и выносит чаще всего оправдательный вердикт. Мне захотелось разобраться в этой непростой ситуации сегодняшнего положения вещей и ответить на вопрос о том, кого можно считать патриотом. И имеют ли все эти люди отношение к такому понятию, как «патриотизм», действительно ли они всё это совершают из-за своей великой любви к Родине.

Я считаю, что такая тема не только интересна для исследования, но и актуальна. Бернард Шоу знаменитый английский драматург ХХ века писал, что «патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно ты в ней родился».

Родина! Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство любого человека. И как мне думается, особенно россиянина.

Исторически так сложилось, что России почти всегда угрожала опасность, и она нуждалась в сильных и мужественных людях, которые смогли бы её защищать. История России – это история великого воинского подвига. Ни одно государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Многочисленные племена кочевников, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт – все они искали мирового господства. У них всех на пути к нему встала Русь, Россия, наша великая страна. И этим нельзя не гордиться. Я тоже горжусь, что родилась и живу в России. Но разве это дает право кому-нибудь унижать человеческое достоинство других людей, их бить и даже убивать только потому, что они ДРУГИЕ? Другой веры, расы, национальности, происхождения, цвета кожи, места рождения, наконец? Думаю, что нет. И настоящий патриот не может этого не понимать.

Выбрав данную тему, я стремилась понять и осмыслить тему патриотизма, значение которой непреходяще для России. Хотим мы того или нет, но Россия сегодняшняя наследует вчерашний день, она вырастает из него. А день завтрашний может появиться только из дел сегодняшних, и разорвать это единство времен невозможно. Но, оказалось, что существуют прямо противоположные точки зрения на данное явление нашей жизни. Одни считают, что патриотизм – это врожденное чувство, другие, что его надо прививать, а третьи, в том числе, и знаменитый телевизионный ведущий В.Познер, убеждены, что такого понятия вообще не существует. Он писал в газете «Escuiqe »: «И снова: заложена ли в нас патриотическая программа? Сомневаюсь. Любовь к родителям - да, она существует на генетическом уровне, любовь к стране - вряд ли»{7.4}.

Понятие патриотизма

Что же такое «патриотизм»? И какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Развернутое определение находим и в энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…»

Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем каждый человек, как и сотни его соотечественников, тысячами нитей связан с природой. С той природой, которой присуще только ей растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, с его историческим прошлым и родовыми корнями.

Сама сущность патриотизма обогащалась и продолжает обогащаться новым содержанием с развитием цивилизации и самого человека.

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, все это определяет степень патриотизма каждого человека, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем больше каждодневных поступков человек совершает для блага данной земли и ее обитателей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и страна), тем больший патриот, данный человек, тем выше и более истинный его патриотизм.

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает жителей любой другой территории, и не будет вредить ни в чем. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане не патриоты с низким уровнем или дефектами сознания. В этой связи очень легко понять, насколько не патриотичными являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, необоснованные нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных форм не патриотизма в России.

Национализм. Отличие национализма от патриотизма

Патриотизм – это осознанная и подтвержденная на деле любовь к Родине, тогда как национализм – это несознаваемая ненависть к ее предполагаемым врагам. В России под понятием «национализм» чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определённой национальности над всеми остальными. Так написано в современном толковом словаре. Есть ещё одна точка зрения. «Настоящий государственнический подход исходит из единства страны, единства Родины, единства нации, которые сами по себе представляют общую ценность и достояние. При этом он непременно учитывает, что нацию образуют не только отдельные люди («атомарные индивиды»), но и народы. И солидарность на уровне нации достигается, в том числе солидарностью этнической и межэтнической. Таким образом, госпатриотизм и госнационализм в идеале вбирают в себя этнические патриотизмы и национализмы в качестве составных частей, нивелируя противоречия, не допуская сползания к экстремизму. Признав все это, мы признаем, наконец, и то, что настоящий патриот – националист и настоящий националист – патриот». Это точка зрения Виталия Иванова, директора Института политики и государственного права {2}.

Пути формирования патриотизма

В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Ведь любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. «Патриотизм живет лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, и прежде всего святыни своего народа. Именно национальная духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность Родины, та сущность, которую стоит любить больше себя» {3}.

Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий пат­риотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Необходимо учитывать, что люди приходят к понима­нию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм - это бла­городнейшее чувство. Это даже не чувство - это важней­шая сторона и личной, и общественной культуры духа...»{5}. Иными словами, между культурой и патриотизмом есть взаимосвязь: формируя патриота, мы фор­мируем культурного человека.

Нам необходимо постоянно обращаться к образам великих предков и че­рез их нравственный пример постигать дух Рос­сии. Здесь речь идет о выдающихся государственных дея­телях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках, таких, как Сергий Радонежский, адмирал Ушаков, фельдмаршал М.И.Кутузов и других. К при­меру, стоит вспомнить только один призыв Александра Суворова: «… прошу брать мой пример, до издыхания быть верным Отечеству».

Заняться изучением нашей великой истории, в том числе воен­ной. Это важнейшее направление работы. Очень легко запутать людей, если они не знают истории. И опять прислушаемся к авторитету. Н. К. Рерих: «Чтобы полюбить Россию, надо познать ее».

Использовать крупнейшие достижения отечественной культурной, научной и технической мысли. Каждая нация гордится своими успехами отечественного и планетарно­го масштаба. В любой энциклопедии мира можно найти имена наших соотечественников: Менделеева, Глинки и Чайковского, Пушкина и Достоевского, Королева и Ула­новой. Это русский сержант Егоров водрузил Знамя По­беды над рейхстагом, а его земляк Гагарин первым от­крыл человечеству путь в космос. Русский писатель Чехов написал пьесы, кото­рые целый век не сходят со сцен всех театров мира. Со­временное человечество зачитывается Шолоховым и смот­рит на телеэкран, зажженный русским изобретателем Зворыкиным. И это не тщеславие, не честолюбие, а естественное чув­ство достоинства народа, нации, страны, и его нужно всячески развивать.

Заключение

Сегодня многое из прошлого нашей страны подвергается переоценке. Современная эпоха ломает, переворачивает, заставляет по-новому взглянуть, пересмотреть еще недавно казавшиеся нерушимыми взгляды, убеждения. Однако осталось незыблемым уважение к прошлому своей страны, края, города, где живешь.

Небольшое исследование

Мне удалось провести анкетирование среди учащихся микрорайона нашей школы и узнать, что значит патриотизм для современного подростка.

Анкетирование проводилось среди 50 учащихся 9-10 классов. Конечно, я понимаю, что назвать такой опрос социологическим исследованием нельзя.

Но это мнение определенной части почти уже взрослых людей, к мнению которых можно прислушаться.

Итак, ими были даны следующие ответы на поставленные вопросы:

1.Что вы понимаете под словом «патриотизм»? Ответы были такими:

1Любовь к Родине - 35

2.Любовь к природе - 5

3.Защита Отечества - 5

4.Верность Отчизне - 4

5.Почитание законов - 1

Несмотря на разные ответы на данный вопрос, в принципе они похожи и отражают понимание молодежи своего отношения к Родине.

2.Считаете ли вы себя патриотами?

«Да» – ответили 33 человека

Не каждый подросток считает себя патриотом, а впрочем, может они понимают, что ещё ничего не сделали для общества, для своей страны, чтобы считать себя таковыми.

3.Ваше отношение к трудовой деятельности

Труд – это просто привычка – 7

Труд – это тяжкая обязанность – 13

Труда надо избегать – 3

Труд – основа жизни – 26

Труд – это удовольствие – 1

Большинство понимают необходимость и важность трудовой деятельности для развития общества. Но почти треть учащихся не очень хотят обременять себя обязательствами, считая труд тяжкой обязанностью. Наверное, они думают, что все благополучие мира может появиться в результате безделья.

4.Каково ваше отношение к людям другой веры, нации, расе?

Дружелюбное – 18 человек

Равнодушное – 13

Терпимое -15

Отрицательное – нет

Я к ним отношения не имею - 4

Приятно, что особого негатива по отношению к людям разного происхождения никто не испытывает, но при этом есть тенденция некоторого неприятия.

Вот такая картина результатов получилась.

Список используемой литературы:

    Д.А.Алгазин Воспитание юных патриотов. М., 1979 г.

    В.Иванов О патриотизме, национализме и национальном экстремизме «Взгляд»- Деловая газета -18 апреля 2006 г.

    И.Ильин «Наши задачи». Статьи о патриотизме. Электронная библиотека

    Э.Л.Кузьмин Мировое государство: иллюзии или реальность? М.,1969 г

5 Д.С.Лихачев Письма о добром и прекрасном М., 1989 г.

6 И.Соловьев О патриотизме - электронная библиотека

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение «Камышинский педагогический колледж»

Диспут

Заведующая отделом

воспитательной работы и

молодежных инициатив

Давыденко Ольга Викторовна

Камышин

"Что значит быть патриотом сегодня?"

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И.Ожегова

Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

Бернард Шоу

Обоснование значимости и актуальности.

Значимость и актуальность данной темы определяются:

    особой ролью в воспитании молодежи памяти о героизме наших предков;

    необходимостью молодежи иметь идеал, на который можно равняться;

    наличием сложного комплекса проблем в сфере организации патриотического воспитания молодежи, требующих как новых форм работы, так и учета и использования накопленного опыта.

Место в воспитательном процессе :

Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся.

Цель:

Организация ценностно - ориентированной деятельности по принятию личностью нравственно значимых идей; способствовать формированию патриотических идеалов, готовности выполнять конституционный долг, способствовать успешности социализации молодежи.

Задачи:

Способствовать созданию условий для положительной динамики по следующим направлениям:

    проявление мировоззренческих установок на готовность к защите нашей страны;

    вовлечение молодежи в ценностно-ориентированую деятельность;

    создание в среде молодежи благоприятного, дружеского микроклимата.

Вступительное слово.

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Что значит быть патриотом сегодня?”. "Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно - из-за частого упоминания донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл. Не будет преувеличением сказать, что "проблема патриотизма" стала в нашей стране едва ли не самой муссируемой. Ибо все и вся сегодня наперебой толкуют о лжепатриотизме, истинных патриотах, к которым причисляют себя, пытаясь объяснить, в чем именно состоит и выражается их "эксклюзивная" любовь к Родине. Особенно модной становится беспроигрышная патриотическая тематика накануне выборов, что понятно. Однако это обстоятельство, пожалуй, лишь затрудняет поиск ответа на главный вопрос: "Что же все-таки значит быть сегодня патриотом в России?" Разумеется, можно вспомнить известную истину, гласящую, что "патриотизм - это любовь к своему народу, а национализм - ненависть к другим", и тем ограничиться. Но, думается, крылатые слова, сколь бы красивы они ни были, всей глубины проблемы не исчерпывают.

Так давайте разберёмся, что есть патриотизм? И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий?

Попробуем высказать свои соображения на этот счёт.

Уважение к прошлому своей страны.

Два чувства дивно близки к нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

    Кому не известны эти пушкинские строки?

    Но все ли задумываются над их смыслом?

Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы. Провозглашал, ибо понимал, что уважение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны. Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации". Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить.

    Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его?

    Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?

    Как вы думаете, патриотизм сегодня - это реальность или утопия?

    Верите ли вы в возрождение России и что по-вашему нужно для этого делать?

Вывод:

Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее. Слово Родина ни один раз омыто кровью наших дедов и прадедов. И нужно это помнить и ценить. Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей. С точки зрения этики “патриотизм” - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к родине. Любовь к родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства. Не случайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”. Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами.

Так что – всё в ваших руках!

Если вас спросят: "Что значит быть патриотом?", вы, наверное, удивитесь, ведь все мы еще со школьной скамьи помним, что патриот - это человек, который любит свою родину и готов ее всегда защитить. В детстве практически все так и думали, но представляли такие действия как-то абстрактно. Повзрослев, многие из нас понимают понятие «патриотизм» несколько по-разному.

Что значит быть патриотом? Это достаточно сложный вопрос. Вот что нам говорит об этом энциклопедический словарь: "Патриотизм - это любовь к своей стране, родной земле и ее культурной среде".

К сожалению, многие молодые люди часто путают преданность родине с национализмом. Ведь, по сути, национализм - это деятельность определенной части людей, которые борются зачастую с несуществующими врагами. Утверждения о том, что одна национальность имеет превосходство над другой, не имеют ничего общего с понятием «патриотизм». Нацию образуют не отдельные граждане, а народы. Единство на уровне нации зиждется на солидарности как этической, так и межэтнической.

Как воспитать патриотизм?

Некоторые считают, что любовь к народу и родине - чувства инстинктивные. Другие - что врожденного чувства патриотизма не бывает как такового, его лишь можно развить в человеке. Как всегда, истина где-то посередине. Каждый человек не рождается «чистым листом», который только бери и заполняй. В советское время детям еще с пеленок навязывали чувство патриотизма. Любовь к родине в то время считалась важнее, чем любовь к родителям, жене и детям. Пропаганду патриотического духа можно было встретить везде: в кино, на работе и даже на улицах. А все ли, рожденные в Советском Союзе, являлись патриотами? Внешне люди старались походить на преданных граждан страны, а вот патриотами в душе были единицы.

Еще более печальный пример - нацистская Германия. В то время в ней вместо граждан, свято преданных государству, присутствовала лишь податливая биомасса.

Так может, дело именно в том, что чувство полного единства с родиной невозможно навязать? можно пробудить, но никак не создать искусственным путем. Что значит быть патриотом, каждый решает для себя сам. Приходят к этому люди тоже по-разному: одни через искусство, другие - через религию, третьи - через историю, четвертые - после службы в армии. В общем, сколько людей - столько и способов.

Конечно же, ребенка необходимо приобщать к ознакомлению с историей, литературой и культурой его государства. Только так он может определить, что значит быть патриотом именно для него. Потому что большинство людей слово «патриотизм» определяют неоднозначно. Самые популярные ответы граждан такие:

Любовь к родине;

Защита Отечества;

Верность стране;

Соблюдение законов.

Наверное, все они правы. Все перечисленные понятия в комплексе и обрисовывают отчетливый образ патриота. Хотя, прежде всего, любовь к своему краю должна жить в сердце.

Если ваша душа отзывается, когда играет государственный гимн, если вы искреннее болеете за национальную спортивную команду, даже когда в ней играют бездарные игроки, если вы находитесь далеко за пределами своей страны, но поете ребенку колыбельную на родном языке, знайте: вы самый настоящий патриот и достойный житель не только своего государства, но и всей планеты!

Цели: формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»;

Задачи :
- раскрывать значение понятия «патриотизм»;
- развивать стремление быть патриотом своей страны;
- воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю.

Возраст : 6 класс

Предшествующая работа : подготовка индивидуальных сообщений, изготовление наглядного материала, создание электронной презентации, распечатка приложения

Оборудование: ПК, медиапроектор, раздаточный материал.

Педагогические технологии : педагогика сотрудничества, проблемное обучение.

Ход урока

Звучит тихо песня «С чего начинается Родина» на стихи М.Матусовского в исполнении Марка Бернеса

Учитель: С чего для вас начинается Родина?

(ответы учащихся)

Учитель: Ребята, всех присутствующих сегодня в классе: и учителей, и учеников – объединяет одно: мы граждане России.

Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!

Я – гражданин России!

И если б меня спросили,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Русь!

Русь, Россия… Судьба каждого из нас неразрывно связана с этой страной, нашей Родиной. Как вы думаете как называется тема нашего урока? (ответы учащихся )

А кто из вас считает себя патриотом? Если нет, то может быть вы не знаете кто это такой – патриот??

Тема нашего урока: «Что значит быть настоящим патриотом Родины?»

Учитель : Так что же такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?

(ответы учащихся)

Прочитаем определения этих понятий, данные в словарях

  1. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
  2. Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

Словарь С.И.Ожегова

  1. Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Словарь Д.Н. Ушакова

Все ли слова в этих определениях понятны? Запишем в тетрадь.

Что общего вы увидели в этих определениях?

(ответы учащихся)

Учитель: Как видите, в определении патриотизма не только любовь и привязанность к Родине. Давайте поразмышляем о том, что же является главным в понятии патриотизм.

Обратимся к высказываниям мудрых. Подчеркните главную мысль.

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать .

Василий Розанов.

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом.

В.Г. Белинский

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё .

Теодор Рузвельт

(Ответы учащихся)

Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают.

Мы прослушаем сейчас рассказы ребят о важных событиях и людях нашей истории. Обратите внимание, какие качества личности объединяют истинных патриотов Родины.

Перед вами списки качеств, которые помогут составить вам ответ на вопрос.

Личностные качества патриота

  • Бескорыстие – отсутствие заботы о личной выгоде;
  • Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других;
  • Чувство долга – долг – обязанность по отношению к Родине:
  • Активная гражданская позиция – активное стремление направить свои способности на благо других людей, на благо своей Родины.
  • Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • Уважительное отношение к языку своего народа;
  • Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

Выступление подготовленной группы учащихся.

1 ученик : 1812 год. Наполеон Бонапарт, покорив почти всю Европу, начал войну с Россией. Пять с половиной месяцев продолжались военные действия на русской земле, но казалось, что страдания и героизм народа превзошли все мыслимые меры. Неслыханное нашествие было уничтожено «дубиной народной войны», поднятой русским человеком. Имена М.И.Кутузова, П.И.Багратиона, М.Б.Барклая де Толли, Д.Давыдова и других офицеров известны многим. Но был ещё Герасим Курин, собравший крестьянский отряд, который дал французам несколько боёв. Прасковья-кружевница из Смоленской губернии вилами убила французского полковника, а 7 солдат обратила в бегство; позже в полковничьем мундире она участвовала в боях во главе партизанского отряда. Таких примеров можно привести огромное множество. Не зря эту войну мы называем Отечественной. В память обо всех этих людях был воздвигнут храм Христа Спасителя в Москве. Это память народа о настоящих патриотах русской земли. (слайд № 5 )

2 ученик : Великая Отечественная… Страшная, жестокая, героическая война против фашистских захватчиков. Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова. Война проверяла их на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие. Никто из ребят тогда не знал, доживут ли они до завтра, встретят ли рассвет, увидят ли синее небо, услышат ли пение птиц, суждено ли им пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали их. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимость идти в бой, защищая Родину.

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” Родина
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.

Это ли не пример настоящего патриотизма? (слайд № 6 )

3 ученик: Леонид Рошаль-детский хирург, председатель Комитета по оказанию помощи детям мира,пострадавшим в войнах и катастрофах.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями,связанными с захватом террористами заложников театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 года. В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей..Трагические события в Москве показали России её настоящих героев, Это не только бойцы спецназа,но и те,кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осаждённом здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей. Потом доктор Рошаль,побывавший не в одной «горячей точке» и спасший сотни детских жизней,расскажет журналистам «Бандиты разговаривали жёстко,очень жёстко. У человека страшные боли в животе-надо делать операцию,иначе он умрёт» «Ну и что,-говорит один. Я сам его пристрелю,чтобы он быстрее умер».Так они и делали. Душное помещение,всё время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться и спорить. На них нацелены автоматы и женщины-террористки-смертницы в любую минуту готовы нажать на кнопку. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл в театре стал последним.

После Норд –Оста Рошалю была вручена премия «Национальный герой».Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тысяч операций детям.Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. О себе доктор Рошаль говорит «Я не герой, таких как я,сотни» (слайд№7 )

Учитель : Трагичных моментов в истории нашей страны было, к сожалению, много. И каждый раз весь народ вставал на защиту родной земли, показывая чудеса храбрости и героизма. Ребята, я предлагаю вам поразмышлять, какие качества личности отличают настоящего гражданина страны, истинного патриота своего Отечества.

(Ответы учащихся )

Учитель: Возникает вопрос: патриотизм можно проявлять исключительно в трагические, переломные моменты истории страны или патриотизм – это явление, важное и необходимое во все времена? (ответы учащихся )

Не только в экстремальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в повседневной жизни . Как? Я предлагаю вам определить свою позицию в предложенных проблемных ситуациях, выбрав мнение наиболее схожее с вашим. Обоснуйте свой выбор

Ситуация1
Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?

Ситуация2

Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте?

Итак сделаем вывод:
- Кого мы можем назвать патриотом своей страны?
- Давайте попробуем составить портрет патриота

Вам надо в парах на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение (слайд № 9 )
Патриот – человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает________________________________________________________
гордится_________________________________________________________
помогает_________________________________________________________

Расскажите, что у вас получилось….
- Что вы подобрали к слову любит….., хранит…., уважает…., переживает…., гордится….,
помогает….

Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.

Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины. Выберите из приведенных характеристик те, которые не подходят на ваш взгляд к определению ПАТРИОТ.

  • Любит свою родину
  • Знает историю своей страны
  • Гордится своей Родиной
  • Знает свой родной язык
  • Разрушает культурное наследие страны
  • Знает государственную символику
  • Нарушает правила общественного порядка
  • Гордится своими предками
  • Готов стать на защиту Отечества
  • Равнодушен к гибели природы родного края
  • Украшает родину своим трудом
  • Активная гражданская позиция

Домашнее задание. Подготовить рассказ о человеке, которого вы считаете патриотом своей страны. Это может быть исторический деятель, литературный герой или наш современник.

Учитель: Патриотами не рождаются, ими становятся.

Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас.

У каждого заботой

Своей

Глаза полны,

Наша Родина не что-то,

Она сегодня - мы.

У каждого дорога

Своя или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все ее судьба.

Она не позабудет

Ни света и ни тьмы,

Она такою будет,

Какими будем мы.

И ей, одной - единой,

В любые времена

Не спрячешься за спины,

Хоть широка страна.

Наша встреча закончена. Спасибо за работу!

Литература

  1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс – М.: Просвещение, 2010
  2. Иванова Л.Ф. Обществознание: Поурочные разработки. 6 класс – М.: Просвещение, 2010
  3. Кадашникова Н.Ю. Воспитываем патриота и гражданина.- М «Учитель», 2009
  4. Кишенкова О.В.Путешествие юного гражданина – М.: Дрофа, 2005.
  5. http://festival.1september.ru/articles/577154/

И. Кукелева, МОУ "Средняя школа №10", г. Петрозаводск, Республика Карелия

Почему человеку положено любить Родину, есть ли у него надежда на взаимность, и станем ли мы все космополитами - безродными и не очень.

Тест: Матвей Вологжанин

Патриотизм - одно из почти инстинктивных чувств человека. Наличие в нас этого качества, увы, как всегда, весьма пошло объясняется биологическими законами. Вот тигры были бы очень плохими патриотами, коровы - тоже, а из волков, напротив, получились бы прекрасные сыны отечества.

Дело в том, что человек изначально был приспособлен для существования в родственных стайных группах (не очень больших, вероятнее всего - по 6–10 человек: пары родителей с подросшими детьми). Наши способы питания и самозащиты идеально подходили именно для такой конструкции. При этом взаимная привязанность членов одной стаи у нас так велика, что человек готов идти на значительный риск во имя спасения сородичей. И такая стратегия для нас оказалась наиболее выигрышной.

Вот, например, у жвачных, которые пасутся большими стадами (бизоны, антилопы, газели), стратегия «умри, но защищай своих» оказывается проигрышной. Джеймс Гордон Рассел, долго исследовавший поведение антилоп гну в Серенгети, неоднократно отмечал случаи, когда отдельные животные, вместо того чтобы убегать от охотившихся на них львов, шли в лобовую атаку. Две-три антилопы, каждая весом в четверть тонны, вполне могли затоптать острыми копытами хищника и изранить его. Если же к действиям «неправильных» гну присоединилось бы все огромное стадо, от наглых кошек осталось бы разве что темное пятно на пыльной земле саванны. Однако стадо неслось со всех ног прочь от места схватки. И пусть даже смельчаки одерживали верх над львами, платили они за это слишком дорого. Рассел помечал антилоп-бойцов и видел, что полученные раны часто приводили потом к истощению животного, его смерти или, как минимум, к полному фиаско на любовном фронте. Трусливые же и быстроногие особи-эгоисты жили куда дольше и размножались не в пример обильнее. Поэтому патриотизм невыгоден жвачным, как не подходит он и крупным хищникам, которым для прокорма нужен большой участок для охоты в единоличном владении.

У нас же выживали и выигрывали те, кто умел сражаться плечом к плечу с членами своей стаи, готовые к риску и даже самопожертвованию. Группы росли, превращались в племена, в поселения, в первые протогосударства - и в конечном счете навыживались и навыигрывались мы до такой степени, что создали цивилизацию.

Тот, кто не с нями, тот плотив нас!

Дети - самые лучшие патриоты.
Наиболее восприимчивы к идеям пат­риотизма подростки 8–18 лет. В этом возрасте у человека уже появляется инстинкт защиты стаи, но еще нет ни семьи, ни детей, ответственность за которых заставляет родителей быть более осторожными и эгоистичными. Подросток куда сильнее взрослого склонен руководствоваться понятиями «свой» - «чужой». Интересное исследование на эту тему опубликовали американские социологи, изучавшие 10-миллионную аудиторию онлайн-игры World of Warcraft. В этой игре участники могут выбрать одну из двух фракций - «Альянс» или «Орда». Игроки разных фракций не могут общаться друг с другом в игре, зато могут нападать на представителей противоположной фракции. Согласно опросам, большинство игроков в возрасте до 18 лет оценивают тех, кто играет за противоположную фракцию, как «тупых, злобных, подлых, бесчестных и отвратительных», а игроков своей стороны - как «умных, дружелюбных, интересных, порядочных и хороших».
Чем старше были опрашиваемые, тем большую долю в числе их ответов занимали утверждения вроде «за обе фракции играют в общем-то одни и те же люди» и «поведение зависит от человека, а не от фракции».

Греческое начало

«Патриотизм» - слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «оте­чество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств. Почему его не существовало до этого, когда, как мы видели, само явление - штука столь же древняя, как род людской? Потому, что не было необходимости. До греков идею патриотизма тогдашние идеологи привязывали в основном к символам (обычно к символу своего бога или царя) как к официальному воплощению божества либо же при слабом влиянии религии на общественную жизнь, как у северных народов или в Китае, - к идее «крови», то есть к чувству общности с представителями своего племени, людьми, говорящими на том же языке и принадлежащими к тому же народу.

У греков, создавших цивилизацию городов-государств, отчаянно бодавшихся друг с другом, на этом идеологическом фронте был полный швах. Все они - и спартанцы, и афиняне и сибариты, и критяне - были греками. У всех был один и тот же пантеон богов (хотя каждый город выбирал себе одного-двух любимцев, считавшихся его особыми покровителями), и в результате греческая мифология превратилась в описание бесконечных стычек между богами: Аполлоном и Аресом, Афродитой и Герой, Афиной и Посейдоном и т. д. Что касается царей, то в большинстве городов их просто не было, а там, где все-таки были, демократически настроенные греки меньше всего были склонны их обожествлять.

Поэтому им пришлось искать иную идеологическую базу. И они очень быстро ее нашли, провозгласив первейшей доблестью человека патриотизм - готовность жертвовать своими интересами не во имя солнечного Митры, не во славу великого Ашшурбанипала, а просто во имя своих сограждан, своего города, своих ненаглядных солнечных Афин с их сереб­ристыми оливковыми рощами и старенькой мамой, сидящей в скромном хитоне за прялкой и ждущей сына с победой…

Этот вид патриотизма сейчас именуют «полисным патриотизмом». (Кстати, когда греки стали регулярно сражаться с персами, полисный патриотизм у них временно, но очень оперативно заменился патриотизмом национальным, и тогдашние ораторы, все эти Геродоты, Фукидиды и Ктесии, очень быстро выучили словосочетания вроде «великая Эллада», «смрадные персы» и «в единстве - наша сила».)

Величайшие патриоты - римляне

Эллинские античные нормы этики, как мы знаем, принимались римлянами порой более серьезно, чем к ним относились сами греки. С точки зрения грека, патриот - это тот, кто исправно платит налоги, участвует в общественной жизни, не нарушает законы и выставляет от своего дома конников и пеших воинов в армию на случай войны. В эпоху же Римской республики патриотизм был синонимом слова «слава» и почитался выше личной доблести.

Для римлян абсолютным героем были не Геракл или еще какой-нибудь Персей, который развлекался бы, проводя жизнь в разнообразных интересных подвигах, а Курций. Этот полумифологический персонаж был пятнадцатилетним юношей, который, узнав, что от дымящейся бездонной трещины, пересекшей Рим после землетрясения, можно избавиться, лишь бросив туда самое дорогое, что есть в Риме, с криком: «Самое дорогое в Риме - это его сыновья-патриоты!» - сиганул в расщелину вместе с конем (конь, если верить мифу, был патриотом так себе, ибо попытался слабохарактерно перед пропастью отпрянуть, но фокус у него не прошел). Слепое подчинение закону, отказ от собственного «я» и готовность отдать во имя Рима все, включая собственных детей, - вот идеальная программа римского патриотизма. Эта идеология оказалась максимально успешной для нации-агрессора: крошечный Рим подчинил себе всю Италию, а потом три четверти Европы, Средиземноморье и немалую часть Азии с Африкой. (И тут национальный патриотизм римлянам пришлось сменить на имперский, куда более слабенький и ненадежный.)

До сих пор патриотизм эпохи Римской республики считается товаром высочайшего сор­та, и немало идеологов государственности сегодня мечтают в глубине души о том, чтобы капризные, эгоистичные и ленивые идиоты, именуемые их народом, куда-нибудь делись, а взамен в их распоряжение поступили бы миллионы истинных римлян*.

« Наверное, я тоже идеолог государственности. Причем без миллионов римлян я бы вполне обошелся - первый пункт программы уже бы достаточно меня устроил. Хотя я, возможно, просто хандрю: зима, недостаток витаминов… »

Христианство антипатриотично

Поначалу христиане были активными противниками патриотизма в любой его форме. В лучшем случае они соглашались отдавать кесарю кесарево, то есть платить налоги, но все равно были глубоко убеждены в том, что нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, а есть только царство Божие, при наличии которого любые земные государства - прах и тлен. «Любая чужая страна для них отечество, а любое отечество - чужая страна». О том, чтобы христианину идти служить в армию, и речи не было, ибо любое убийство - грех, об этом совершенно ясно и четко сказано в Евангелии. Конечно, Римская империя как могла с христианством боролась, ибо такая зараза способна проточить самые железные основы государства за считанные годы.

Но, как выяснилось, христианство оказалось весьма пластичной штукой. Во-первых, оно распалось на несколько направлений, которым не грех было друг с другом повоевать; во-вторых, превратилось в прекрасное оружие для во­одушевления народов на борьбу с погаными нехристями, коих, слава богу, было еще в избытке во всяких Азиях, Африках и Америках. Что касается «не убий», то и этот вопрос сумели изящно обойти: в конце концов, нельзя же всерьез принимать идеальные, но недостижимые нормы (хотя любого первохристианина и хватил бы родимчик, если бы он увидел современного батюшку, деловито освящающего ракетно-зенитный комплекс). Что касается Православной церкви, изначально сделавшей ставку на близость к светским властям, то тут патриотизм является добродетелью не только не обсуждаемой, но и просто обязательной.

Критики и кокетливое государство

В паре «патриот - страна» последняя ведет себя как отъявленная кокетка. Ты обязан ее любить и быть готов принести себя в жертву во имя нее. Для нее же ты - пустое место. Причем чем более ничтожным винтиком ты себя ощущаешь, тем патриотичнее твоя сущность («Пусть я умру, но моя смерть ничто по сравнению с благоденствием родины»). Ты козявка, ты ноль, ты пустяк, «голос единицы - тоньше писка»*).

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика: « Это Маяковский написал, когда сравнивал личность и партию. Говорят, что, когда он своим громовым басом впервые прогрохотал эти строки на поэтическом вечере, там народ со стульев посползал »

Отечество имеет полное право меланхолически тебя схрумкать, пережевать и переварить, и все остальные патриоты будут лишь приветствовать это, если сочтут, что съеденное пошло на пользу организму в целом. Этот перекос в отношениях очень ярко выразил Джеймс Джойс в своей знаменитой фразе: «Я не буду умирать за Ирландию, пусть Ирландия умрет за меня!» (За эту фразу сторонники ИРА Джеймса Джойса теперь очень не любят.)

Опаснее же всего патриотизм проявляет себя там, где власть в народном представлении является некой квинтэссенцией государства. Римлянам-республиканцам, которые воспринимали свое выборное начальство как нанятых слуг, в этом случае мало что грозило: они бесконечно полемизировали о том, что наиболее выгодно для Рима, и, в общем, держали власть в ежовых рукавицах. А вот там, где власть традиционно была наследственной, деспотичной, где царь-жрец являлся символом страны, там лояльный пат­риотизм большинства населения позволял случаться редким безобразиям, часто опасным не только для обитателей страны, но и для судьбы самой державы.

Поэтому еще со времен Просвещения находились мыслители, которые пытались видоизменить идею патриотизма - несомненно, полезнейшую для выживания общества, но чреватую неприятнейшими осложнениями. Кант, Монтескье, Вольтер, Гоббс, Генри Торо - десятки и сотни умнейших голов пытались разработать нормы нового патриотизма. И все они в результате пришли к выводу, что истинный патриот не только не обязан быть слепым и покорным, но первейшей его обязанностью должен быть поиск пятен на солнце. Для того чтобы привести свое отечество к идеалу, необходимо следить за ним строже, чем за девушкой-подростком, - мгновенно пресекая, пусть и с риском для жизни, любые его попытки вести себя опасно, глупо или ошибочно. Так возникло явление «критического патриотизма», при котором человек не только не восхваляет свою страну, но, напротив, придирчиво рассматривает ее под лупой и громким голосом орет, когда заметит какую-нибудь гадость. Одной из программных работ этого направления стал труд американского писателя Генри Торо «О долге гражданского неповиновения», в котором он называл первейшей обязанностью гражданина и патриота категорический отказ от выполнения «неправильных», «губительных» для страны законов.

Критические патриоты всегда выступают за максимальную свободу прессы. За неусыпный надзор общества над работой чиновников всех уровней. За честное преподавание истории, какой бы гадкой ни выглядела в отдельных случаях роль отечества, ибо только такое знание даст обществу иммунитет от повторения ошибок.

Обычно власти, да и большинство жителей страны, не любят критиков патриотов и называют их врагами народа. Они уверены, что любовь должна быть слепой и нерассуждающей и воспринимают критические замечания как унижение их идеалов, как предательство.

Надеяться, что оба эти вида патриотов когда-нибудь придут к согласию, не приходится.

Не патриот - значит, шизофреник

В СССР, где, как мы знаем, не было политических заключенных, психиатры разработали интереснейшую концепцию о том, что любой человек, критикующий свое государство, - психически больной. Эта теория была признана единственно правильной, и до сих пор остались еще психиатры, которые всячески разделяют эти убеждения. Вот как, например, объясняет ситуацию известный психиатр, представитель «старой школы» Татьяна Крылатова: «Любовь требует больших эмоциональных затрат. А у шизофреника с эмоциональностью большие проблемы. И они начинают отторгать то, что для них наиболее энергетически затратно, - любовь. Этот внутренний конф­ликт вызывает агрессию. То же самое происходит и по отношению к Родине. Тут опять-таки идет отторжение, человек перестает включать свой макросоциум в категорию «мое» и относится к Родине негативно».

Cовременные патриоты

В современном мире отношение к понятию «патриотизм» сильно поменялось со времен римлян. Уж больно близко к нему болтаются такие неприятные слова, как «шовинизм», «нацизм» и «ксенофобия». Тем не менее утверждать, что время патриотов прошло, не приходится: у них по-прежнему очень много дел на этой планете.

«Транснациональные корпорации душат мелких предпринимателей, они уничтожают нашу самобытность, они превращают наши поля и сады в залитые асфальтом площадки унылого прогресса, они лоббируют свои идиотские законы и кормят нас своим тухлым «макдоналдсом»!»

Космополит из бочки

Основные противники патриотов - космополиты, те, кто считает, что все человечество - единый народ, а эта планета целиком является нашей Родиной. Самым первым известным нам космополитом был греческий философ-киник Диоген. Увы, этот замечательный философ изрядно подпортил репутацию космополитизму тем, что, с жаром отрицая государственность, он также отрицал культуру, цивилизацию, семью и комфорт. В идеальном мире, считал Диоген, люди должны жить как животные, на природе, обходясь минимумом удобств, не имея ни жен, ни мужей, быть совершенно свободными и не выдумывать всяких глупостей вроде письма, чтения и прочих ненужных утомительных изобретений.

Национальный патриотизм как отторжение чуждого влияния, несомненно, уместен в мире, который хочет оставаться неизменно разнообразным. Поэтому, как бы ни морщились приличные люди, глядя на Тимошенко в пшеничных косах и на Хайдера в альпийской шляпке, стоит понимать: пока патриотизм такого рода остается в положении «снизу», пока его не поддерживают законы, пока он не призывает к людоедству и погромам - его роль нельзя назвать исключительно отрицательной. Куда опаснее, когда патриотизм национальный начинает шагать рука об руку с патриотизмом государственным.

В мире существует всего несколько стран, в которых государственный патриотизм является одной из обязательных составляющих идеологии, тщательно насаждаемой властями. Таковы, например, США, Россия и Япония.

В США, стране с исключительно разнородным населением, он выполняет роль цемента, удерживающего воедино всю ту разношерстную компанию, которая является американским народом. При этом патриотизм этнический в Штатах, как всем понятно, практически исключен.

В Японии патриотизм национальный и пат­риотизм государственный суть одно и то же. Для японцев он является способом сохранить свой специфический уклад жизни (тем не менее он год от года размывается: современные японцы уже куда ближе психологически к представителям постхристианских культур, чем их дедушки и бабушки). И так как в Японии живут почти исключительно японцы, а иных народов там крайне мало, то и вреда от «Япония для японцев!» немного. Конечно, для японцев! Пожалуйста, никто не против, кушайте свое тофу да будьте здоровы.

Что касается России, то национальный великоросский патриотизм, раздувшийся как гриб под дождем после развала СССР, сейчас идет на смычку с патриотизмом государственным, который усерд­но распространяется официальной идеологией. Тут стоит задача сконцентрировать власть в руках правящей верхушки и удержать страну от воздействия центробежных сил. Историки по этому поводу опять принялись много врать, в телевизорах бесконечно рассказывают о злых буках, сидящих вокруг государственной границы, а молодежь по вечерам ходит резать калмыков и узбеков как осквернителей святой земли русской. О том, что национальный, этнический патриотизм в многоэтнической стране - явление самоубийственное, идеологи, конечно, догадываются, но пока не могут придумать ничего, чтобы и съесть государственно-патриотическую рыбку, и избежать всенародного исполнения «Хорста Весселя» под балалайку.

error: Content is protected !!