Здание театра и представление комедии. Большой театр. по типологии на тему

К онстантин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Но если здание проектировал и строил известный архитектор, особая атмосфера у зрителей появляется у самого входа. Вспоминаем семь российских театров, которые стали памятниками архитектуры .

Большой театр в Москве

При восстановлении Москвы после пожара 1812 года архитекторы старались использовать уцелевшие фрагменты прежних построек. Частью нового храма Мельпомены должна была стать единственная стена Петровского театра. Его построили во второй половине XVIII века инженер Майкл Меддокс и архитектор Христиан Розберг.

В первом этапе конкурса участвовали опытные архитекторы Доменико Жилярди, Пьетро Гонзаго, Алексей Бакарев, однако ни один из проектов не был утвержден. В повторном конкурсе победил Андрей Михайлов. Проект дорогого монументального здания доработал Осип Бове. Он сохранил замысел Михайлова, но изменил пропорции театра и разбил перед ним площадь. Сначала она называлась Петровской, а потом была переименована в Театральную .

В 1853 году здание сильно пострадало от пожара: уцелели только внешние стены и колоннада портика . Современный Большой театр построил в 1850-х годах Альберт Кавос. При восстановлении архитектор сохранил общую планировку и объем здания, но вернулся к оригинальным пропорциям Михайлова и декорировал театр в стиле эклектики. Изменилось и скульптурное оформление здания. Алебастровую колесницу Аполлона на фронтоне сменила медная квадрига лошадей по проекту Петра Клодта . Ее разместили над портиком.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе Ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».

Альберт Кавос

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр Карл Росси построил на современной площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра. Архитектор разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним.

Новаторскую для начала XIX века конструкцию кровли Карл Росси изобрел в соавторстве с инженером Матвеем Кларком. Чиновники опасались согласовывать перекрытие на железных арочных фермах: подобного еще никто не использовал. Тогда Карл Росси пообещал повеситься на одном из стропил театра в случае, если с кровлей что-то случится.

Здание в стиле ампир украшают работы Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского: фриз с театральными масками, скульптурная квадрига Аполлона, статуи муз. Императорский театр получил свое имя в честь супруги Николая I - Александры Федоровны.

Помимо торжественного экстерьера, театр имел и впечатляющее внутреннее оформление. Многоярусная система лож с амфитеатром и партером была на тот момент передовым словом в театральной архитектуре. От роскошного интерьера тех лет сохранились лишь центральная и две боковые ложи около сцены. Утрачен и живописный плафон зала, созданный художником Антоном Виги.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Альберт Кавос стал автором и главной сцены Петербурга. Мариинский театр получил свое название в честь супруги императора Александра II Марии Александровны. Здание, которое Кавос построил в 1848 годах, могло служить площадкой и для театральных постановок, и для цирковых. После пожара в 1859 году Мариинку реконструировали. С тех пор там стали проходить только театральные представления.

Позже здание перестроил главный архитектор Императорских театров Виктор Шретер, помогал ему в этом Николай Бенуа. У театра появился новый корпус для репетиционных залов, служебных помещений и мастерских. Шретер немного изменил и внешний облик здания: с помощью знаменитой башенки на куполе архитектор замаскировал вентиляционную трубу. Были обновлены и интерьеры. Пышный занавес, выполненный по эскизам Александра Головина, и сегодня остается одним из символов Мариинского театра.

Нижегородский театр драмы

Нижегородский театр - один из старейших в России, он существует с конца XVIII века. Однако собственное каменное здание для него построили лишь в конце XIX столетия. Его проект разработал специалист по театральной архитектуре Виктор Шрётер. Но фактически строительством по проекту Шрётера руководили архитекторы Павел Малиновский и Николай Фрелих.

Новый театр открыли в 1896 году, в день коронации Николая II , оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» . Зрители быстро прозвали его «голубым театром» - такого цвета были портьеры на ложах и дверях, плюшевая обивка кресел и барьеров. Актер и режиссер Николай Собольщиков-Самарин позже вспоминал: «Я был первым артистом, который вступил на театральные подмостки нового нижегородского театра в 1896 году. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в театр, меня охватывал какой-то трепет, и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно» .

Иркутский драматический театр

По проектам Виктора Шрётера к концу XIX века были построены около десяти театральных зданий в Российской империи - Грузинский театр оперы и балета в Тбилиси, Оперный театр в Киеве, не сохранившийся до наших дней театр в Рыбинске и другие. Он же стал автором и драматического театра в Иркутске. В качестве конкурсного проекта Шрётер предложил отработанную им до совершенства схему ярусного театра с партером, ложами и глубинной сценой.

Бюджет для строительства иркутские власти выделили скромный. Шрётер должен был построить небольшое, на 800 человек, но при этом эстетичное и функциональное здание. Были и другие ограничения: например, перед архитектором поставили задачу построить здание из кирпича и известняка без штукатурки и лепных украшений. Строительство началось в 1893 году и длилось всего три года. Хотя не все задумки Виктора Шрётера были реализованы, Иркутский драматический театр поражал современников своим изысканным обликом, элегантной отделкой, техническим оснащением и безупречной акустикой.

Один из основных памятников сталинского ампира - театр Советской армии - стал первым московским театральным зданием, возведенным после революции. Строительство по проекту Каро Алабяна, Василия Симбирцева и Бориса Бархина шло с 1934 по 1940 год, его контролировал лично маршал Климент Ворошилов. По легенде, именно ему принадлежит идея возвести здание в форме пятиконечной звезды.

Высота Театра Советской армии составляет десять наземных этажей и столько же подземных. Залы Большой и Малой сцены в общей сложности могут вместить почти 2000 человек. Главная сцена была рассчитана на постановки с участием более тысячи человек. Авторы проекта предполагали, что в спектаклях смогут участвовать батальон пехоты, танки и кавалерия. Для военной техники даже создали специальный въезд. Правда, ни в одной постановке танки пока не задействовали: выдержать их вес не может сцена.

Оформляли интерьер театра известные художники-монументалисты 1930-х годов. Лев Бруни создал фрески акустического потолка, Владимир Фаворский - эскиз железобетонного занавеса-портала, Илья Фейнберг и Александр Дейнека украсили росписями плафоны. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова разместились на парадных лестницах. Мебель, люстры и многие детали интерьера были созданы по специальным заказам.

Новосибирский театр оперы и балета

Новосибирский театр оперы и балета называют «Сибирским колизеем». Самое крупное театральное здание в России строили в 1931–1941 годах. Однако оно могло выглядеть иначе. Первоначально архитектор Александр Гринберг задумал его как Дом науки и культуры из шести корпусов с огромными театральными, концертными и выставочными залами, библиотекой, музеем и научно-исследовательским институтом.

Сам театр также должен был стать новаторским - «театром техники и реальной обстановки». Планировалось, что играть здесь будут большие труппы, на сцене будут появляться автомобили и тракторы, а специальные механизмы обеспечат быструю смену декораций. Планировалось, что театр будет трансформироваться в бассейн для водных постановок, цирк или планетарий.

В ходе строительства авторы проекта отказались от этих грандиозных задумок. При участии архитекторов Александра Куровского, Виктора Биркенберга и Григория Данкмана вместо Дома науки и культуры был построен традиционный оперный театр. Торжественное открытие состоялось через несколько дней после Победы - 12 мая 1945 года.

В первый понедельник октября ежегодно отмечается Всемирный день архитектуры. Разобраться во всех этих барокко, рококо и конструктивизме могут лишь профессионалы, которые, впрочем, также могут иногда допускать ошибки. В рамках борьбы за ликвидацию архитектурной безграмотности АиФ.ru подготовил специальную инфографику-памятку, которая позволит вам всего за пару минут разобраться во всём многообразии основных стилей.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — стиль в европейской культуре XVII-XIX вв. Главная особенность — обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Примеры зданий: Большой театр в Москве, Дом Пашкова в Москве, Пантеон в Париже.

Апмир (от фр. empire — имперский) — стиль, возникший во Франции в период правления императора Наполеона . Главная особенность — обязательное наличие колонн, лепных карнизов и других элементов, присущих классицизму, но при этом также мотивов, репродуцирующих такие античные образы, как грифоны, сфинксы, львиные лапы и тому подобные конструкции.

Примеры зданий: Казанский собор в Санкт-Петербурге, Триумфальные ворота в Москве, Арка Каррузель в Париже.

Барокко (от итал. barocco — причудливый, странный) — стиль, возникший в Европе в XVII-XVIII веках, в эпоху Позднего Возрождения. Главная особенность — отсутствие строгости, прямых линий и следования античным канонам. При этом в зданиях этого стиля можно увидеть пышность форм и множество золотых красок.

Примеры зданий: Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны в Риме, замок Версаль в Париже.

Рококо (от фр. rocaille — дробленый камень) — стиль, возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии и личному комфорту.

Примеры зданий: Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга), базилика Фирценхайлиген в Бад-Штаффельштайне (Германия), Китайский домик в Потсдаме (Германия).

Псевдорусский стиль — стиль в русской архитектуре XIX — начала XX веков. Представляет собой стилизацию древних русских построек, но при этом с элементами классицизма или ампира.

Примеры зданий: ГУМ в Москве, Храм Христа Спасителя в Москве, Николо-Александровский храм в Санкт-Петербурге.

Готика — стиль, возникший в западной Европе в конце XII — начале XVI века. Главная особенность — острые формы, шпили, возможны круглые окна и квадратные башни.

Примеры зданий: Реймсский собор во Франции, Собор в Уэллсе, Собор Святого Вита в Праге.

Модерн (от фр. moderne — современный) — стиль, получивший распространение в последней декаде XIX — начале XX века, до начала Первой мировой войны. Модерн отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» очертаний, а также использование «новых» материалов, таких как металл и стекло.

Примеры зданий: Ярославский вокзал в Москве, ЦУМ в Москве, Obecný dum в Праге, дом С. М. Грибушина в Перми.

Модернизм (от итал. modernismo — современное течение) — стиль, получивший своё развитие в архитектуре с начала 1920-х годов и по 1970-е—1980-е годы. Его основные принципы: использование самых современных строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению внутренних пространств, отсутствие тенденций «украшательства» и отказ от исторических образов в облике сооружений.

Примеры зданий: музей современного искусства в бразильском Нитерое, здание Баухауз в Дессау (Германия).

Конструктивизм (от лат. constructio — построение) — стиль, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Примеры зданий: Дом Культуры ЗИЛ в Москве, Белая башня в Екатеринбурге, Здание Центросоюза в Москве.

Деконструктивизм (от лат. deconstructio — антиконструктивный) — стиль, сформировавшийся в конце 1980-х годов. Является прямой противоположностью конструктивизму — в зданиях полностью отсутствует строгость и геометризм, для них характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы.

Примеры зданий: Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто, Танцующий дом в Праге.

Хай-тек (от англ. high technology — высокие технологии) — стиль, зародившийся в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х годах. Его основные черты это: использование высоких технологий в зданиях и сооружениях, широкое применение стекла, пластика и металла, а также наличие лифтов и лестниц, вынесенных наружу здания. Широко используется серебристо-металлический цвет.

Примеры зданий: Башня Федерация в Москве (комплекс Москва-Сити), Башня Мэри-Экс в Лондоне, Центр Помпиду в Париже.

Биотек (от англ. bionic tech — природные технологии) — стиль, возникший в 1980-х годах. Он, в противоположность хай-теку, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам. Пространство организуется в виде форм неживой природы (яйца, гнёзда, пещеры), здания повторяют формы животных, людей или их частей, а также используются материалы, текстура которых подобна природной — в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций.

Примеры зданий: небоскрёб «Огурец» (арх. Норман Фостер ) в Лондоне, художественный музей Милуоки (США), национальный космический центр Великобритании.

  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com

  • © Globallookpress.com

Театры обычно располагаются в городских обществ, центрах, на площадях или городских магистралях и в большинстве случаев главенствуют в архитектурном ансамбле. Для обеспечения свободной эвакуации зрителей и соблюдения противопожарных требований желательно, чтобы здание театра было полностью открыто к обществ, проездам или площади с главного и боковых фасадов (к заднему фасаду допускается примыкание служебного корпуса с устройством хоз. двора). Здание театра со стороны главного входа должно отстоять от др.зданий не менее чем на 40 ж, ас остальных сторон - не менее чем на 20 м. Разгрузочные площади у входов и выходов из театра устраиваются по норме 0,25 м2 на одного зрителя. На участке Т. размещаются площадки для стоянки автомашин из расчета 1 легковая машина на 20 мест в зале. В соответствии с градостроительными нормами, действующими в СССР, сеть театров планируется из расчета ок. 5 мест на 1000 жителей.

Совр. здания театров но назначению (сценическому жанру) подразделяются на здания драматических, музыкально-драматических и oneрно-балетных театров. Помимо этих традиционных Т., в СССР также получили распространение спец. детские театры (театр юного зрителя), кукольные театры и театры теней. В последнее время в практику стр-ва в СССР внедряется новый тип театрального здания, трансформируемого в концертный зал, напр. Т. в гг. Туле и Норильске. Такие трансформируемые здания театра распространены и в нек-рых зарубежных странах.

По эксплуатационным и архитектурно-строит. особенностям различают здания Т. постоянного и сезонного (летние театры) функционирования. Последние бывают открытыми и закрытыми. Вместимость зрительных залов театра зависит от их назначения. В практике стр-ва совр. театральных зданий как в СССР, так и за рубежом вместимость зрительных залов драматических Т. принимается от 500 до 1200 мест, музыкально-драматических - от 800 до 1500 и опер- но-балетных - от 1500 до 2000. В СССР в соответствии с действующими нормами вместимости зрительных залов Т. данного назначения соответственно принимаются от 500 до 900 мест, от 1000 до 1200 мест и от 1400 до 1600 мест, что позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия видимости и слышимости спектаклей. Вместимость детских Т. не должна превышать 800 мест, кукольных - 500, Т. теней - 300.

Состав помещений театральных зданий зависит от назначения, вместимости, условий эксплуатации. Помещения театра подразделяются на след. осн. группы: зрелищную, включающую зрительный зал и обслуживающие его помещения (вестибюль с гардеробом, фойе, буфет, кулуары, сан. узлы); сценическую, включающую сцену и обслуживающие ее помещения (артистические уборные, мастерские, склады, сан. узлы, помещения технич. назначения); адм.-хоз., в состав к-рой входят помещения администрации, а также производственного и хоз. обслуживания.

На участке театрального здания обычно сооружается подсобно-производственный корпус, в к-ром размещаются резервные склады и ряд др. вспомогательных помещений (красильная, прачечная, бутафорская и др.). С целью удешевления стоимости рядом условий.

Наиболее сложной частью театрального здания (по объемно-пространственной композиции и оборудованию) является демонстрационный комплекс, состоящий из зрительного зала п сцены. Его устройство и эксплуатационные качества зависят от многих нормативных и технич. требований (акустических, оптических, эвакуационных, постановочных, технологич. и противопожарных). Размеры демонстрационного комплекса определяются вместимостью зрительного зала, к-рый рассчитывается по норме 0,65-0,7 м2 на 1 зрителя.

Хорошая слышимость в зале зависит от его акустических качеств. Форма и соотношение сторон зрительного зала должны обеспечивать равномерное распределение звука, исключать возможность возникновения акустических эффектов «фокусирования» и «эха». Оптимальное время реверберации определяется с учетом особенностей сценического жанра. Объем зала на 1 зрителя рекомендуется принимать для драматических Т. от 3,8 до 5,0 м3 и для музыкально-драматических и оперно-балетных - от 5,0 до 6,0 м3. Для равномерного распределения звука форма зала должна быть компактной, простой, без большого преобладания одних размеров над др. и без значит.впадин и выступов. Следует обращать особое внимание на формы стен в плане и потолка, в особенности над просцениумом и оркестром. Во избежание появления «глухих» мест отношение выноса балкона к высоте отверстия под ним, открытого в сторону зала, не должно быть более 2. Хорошей акустике зрительного зала и исправлению ее дефектов способствуют обработка стен, потолка n пола зала акустическими отделочными материалами, применение специальных акустических конструкций (экраны, складки, ребра), поглощающих или отражающих звук. Одно из основных требований к акустике залов всех сценических жанров - естественное восприятие звука всеми зрителями.

Планировка зала и обслуживающих его помещений, расположение мест для зрителей и проходов должны обеспечивать удобное заполнение зала, беспрепятственный выход из него в антрактах и быструю эвакуацию зрителей в случае аварии. В соответствии с противопожарными требованиями ширина эвакуационных проходов п выходов принимается из расчета 100 человек на 0,6 ж, при этом миним. ширина прохода-0,9 м и максим.- 2,4 м. Длина непрерывного ряда мест для зрителей в зале при двухсторонней эвакуации принимается не более 40 мест и при односторонней - 20 мест. Расстояние между спинками кресел ряда - от 85 до 90 см в зависимости от количества мест в ряду и от конструкции кресел.

По принципу расположения мест для зрителей и объемно-пространственной композиции залы совр. театры делятся на партерные (до 500 мест), амфитеатральные (до 1000 мест) и залы с балконами или ярусами (от 1000 мест и более). В зависимости от сценического жанра и вместимости залы могут иметь различную форму. Наиболее благоприятны по акустическим соображениям залы прямоугольной и трапециевидной форм. Наиболее вместительны залы овальной или эллиптической формы и залы с балконами или ярусами, однако в акустическом отношении они уступают залам прямоугольной и трапециевидной формы и требуют спец. акустической обработки. Устройство и размеры сцены целиком зависят от сценического жанра театра и вместимости зрительного зала. Размеры обычной глубинной сцены, ее планшета, декорационных карманов и арьерсцены определяются шириной и высотой отверстия игрового портала, связывающего зрительный зал со сценой.

Для быстрой смены декораций верх сцены оборудуется колосниками с блочными устройствами для подъема и спуска софитов с осветительной арматурой и штан- кетов, к к-рым прикрепляются декоративные полотна и занавесы. На боковых стенах сцены устраиваются рабочие галереи с переходными мостиками для управления штанкетнымп подъемами и софитами. Низ сцены оборудуется трюмом, вращающимся кругом для смены декораций и системой подъемно-опускных площадок для постановочных эффектов (провалы, спуски, подъемы) и изменения рельефа планшета. В практике стр-ва Т. применяются бесколосниковые сцены, на планшет к-рых декорации подаются только из карманов и трюма при помощи спец. подъемно-опускных устройств. В оперно-балетных театрах вращающийся круг применяется не всегда. Перед сценой обязательно устраивается просцениум глубиной не менее 1,5 м от границы антрактового занавеса до оркестрового рва; размеры просцениума зависят от жанра театра.

Помимо софитов, на сцене для ее освещения устраиваются спец. осветительные ложи и выносные софиты в зале, обычно скрытые в конструкциях потолка.

В целях противопожарной безопасности сцена оборудуется клапанами для вытяжки дыма, системой автоматически действующего противопожарного водопровода (спринклер, дрейчер), а в Т. с залом свыше 600 мест также и огнезащитным противопожарным занавесом, отделяющим зал от сцены.

В театральном зодчестве последних лет глубинная сцена-коробка с колосниками и трюмом - не единственный тип сцены. Наряду с ней устраиваются и комбинированные сцены, сочетающие закрытую сцену-коробку традиционного типа с открытой сценической площадкой, к-рая сильно выступает в зал и окружена с трех сторон зрителями (ТЮЗ в г. Ленинграде, театр в Туле и др.), а также открытые сценические площадки для игры в окружении зрителей (театр в г. Мангейме и др.).

Состав помещений, обслуживающих сцену, принимается в зависимости от вместимости зала и сценич. жанра Т. Театральные здания имеют сложное электротехнич. оборудование - силовое (для механизмов сцены), осветительное (для сцены, зала и др. помещений), слаботочное (для режиссерской и пожарной сигнализации); оборудуются вентиляцией, кондиционированием воздуха (залы от 800 мест) и горячим водоснабжением. В зданиях Т. применяются наиболее совр. и долговечные конструкции из железобетона, металла, а также разнообразные отделочные (пластики, алюминий, стекло, керамика, дерево и др.) и акустические (перфорированные древесноволокнистые плиты, алюминиевые панели, ас- бестоцементные плиты и др.) материалы.

Летние закрытые театры строятся обычно в местах массового отдыха - в парках культуры и отдыха или пригородных зонах отдыха крупных городов. Летние театральные здания, возводимые из облегченных конструкций (дерево, железобетонный каркас с легким заполнением), имеют вместимость залов, аналогичную Т. круглогодичного действия. В отличие от Т. круглогодичного действия, в летних Т. состав помещений, обслуживающих зрителей и сцену, значительно сокращается; в осн. сохраняет свои размеры только демонстрационный комплекс - зрительный зал и сцена. Значительно упрощается механич. оборудование сцены.

Открытые летние театры предназначаются обычно не только для сценических выступлений, но и для концертов, демонстрации кинофильмов. Их вместимость в СССР принята от 600 до 10 000 мест. Эти Т. бывают с открытой сценой-площадкой и с закрытой сценой с порталом. Такие сцены имеют обычно упрощенное колосниковое оборудование для подвески декораций и софитов, карман для хранения и монтажа декораций, а также врезной или накладной поворотный круг.

Римский театр , как и римская драма, имеет своим образцом театр греческий, хотя в некоторых … Лучшие лондонские Т., как напр. "Lyceum-Theatre " Ирвинга, не стесняются обращать в феерию...

Политика европеизации сыграла значительную роль в судьбах японского народа. Падение сёгуната и увлечение всем европейским в первую очередь, сказалось на популярности театра Но.

Самым значимым достижением японкой культуры стало создание театра Но. Впервые высокое драматическое искусство сочетается с большой литературной ценностью театрального репертуара...

Сёгунат Токугава. Литература и театр . Развитие городов определило их роль в развитии культуры как … Театр Ёсэ, избравший в качестве излюбленного жанра что-то наподобие варьете, был самым...

Во время директории, консульства и империи кукольный театр оправился, но никогда уже не играл такой роли, как раньше, служа почти исключительно забавой детей.

История театра Петрушка. Камедь о Петрушке Русский театр и драма · Театр Шекспира. В 1613 году когда Россия.

ТЕАТР И ЖИВОПИСЬ Theatre et peinture. Художники в театре . Античность. и средние века. Стену, окружающую. сцену античного театра иногда укра- шали живописным декором, часто ил

Итальянский театр в Санкт-Петербурге при Анне Иоанновне. (1733-1735) Сиповский В.В. «Итальянский театр при Анне Иоанновне». Журнал Русская Старина.

Буква Т. Театр начинается с вешалки. Приписывается одному из основателей Московского Художественного театра Константину Сергеевичу Станиславскому (1863- 1938).

После смерти Кунста, в 1703 г. его место занимает Отто Фюрст, золотых дел мастер. При нем только что поставленный на ноги театр стал приходить в упадок, и в 1707 г. спектакли прекратились.

Название : Большой театр (ru), Bolshoi Theatre (en)

Другие названия : Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)

Местонахождение : Москва (Россия)

Создание :

  • 1825 г.: открыт театр по проекту О. И. Бове, А. А. Михайлов (площадь 1818-1824 гг., театр - 1821-1824 гг.)
  • 1853 - 1856 гг.: восстановлен по проекту архитектора Альберта Кавоса
  • 1886 -1893 гг. : задняя сторона театра перестроена архитектором Э. К. Гернетом
  • 2005 - 2011 гг.: реконструкция

Стиль : Классицизм

Архитектор(ы) : О. И. Бове, А. А. Михайлов

Архитектура Александрийского театраsit

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Существующий ныне Большой оперный театр в Москве, построенный Кавосом, является одним из крупнейших театров Европы. Строительство этого театра осуществлялось на тех же принципах, что и в Александрийском театре в Петербурге, то есть вся роскошь и все удобства были сосредоточены на помещениях, связанных с царской ложей и с фойе, обслуживающим эту ложу, а также лучшие ложи бенуара и бельэтажа.

Центральный вестибюль за главным портиком и обе прилегающие к нему огромные парадные лестницы были предназначены для того, чтобы лишь в редких случаях служить входом в среднюю главную ложу. Входы для рядовых посетителей запроектированы сбоку через очень скромные боковые вестибюли, откуда по специальным лестницам можно попасть в ярусы. Угловые полукруглые лестницы менее удобны, нежели в Александринском театре. Боковые фойе и буфеты довольно просторны, зрительный зал в плане решен очень хорошо. Кривую зрительного зала Кавос построил как среднюю между французской и итальянской кривой. Вследствие этого зрительный зал очень удачен как в акустическом, так и в оптическом отношении. Портал имеет очень широкое раскрытие (20 м), и по размеру рампы Большой театр еще до недавнего времени занимал первое место в Европе. Зал имеет партер, небольшой амфитеатр в задней части, 6 ярусов лож и вмещает 2 300 зрителей. Архитектурная обработка зала богата, но монотонна, чему способствует плоский и не интересный по живописи плафон. В общем, однако, огромный зрительный зал, благодаря удачному очертанию в плане, ритмично опоясанный барьерами лож, при богатой отделке с обилием золота, живописи и красного бархата, которым декорированы все ложи и обита мебель партера, очень хорош. Зрительный зал Большого театра во время спектакля, залитый морем электричества, с великолепным оркестром из 100 музыкантов, с огромной сценой, раскрывающей феерию оперных и балетных декораций, производит необыкновенно праздничное, нарядное впечатление.

Центральное фойе обработано богато, но тяжеловесно. Сцена очень большая и решена в плане с узкими боковыми помещениями, открытыми на сцену, для размещения в них декораций. Сцена сравнительно невысока (24 м), под один уровень с залом и с неглубоким трюмом (6 м). Планшет сцены значительно приподнят над уровнем земли и имеет сзади открытый довольно крутой пандус для подачи на сцену громоздких предметов. Артистические уборные комфортабельны и расположены удобно по обе стороны сцены.

Что касается внешней архитектуры, то ныне существующий Большой театр значительно ниже по качеству, нежели сгоревший театр Бове. Но в целом, благодаря огромным размерам. хорошим основным массам и исключительно удачной масштабности, Большой театр производит весьма импозантное впечатление. Колонны главного портика Большого театра настолько правильно взяты по своим абсолютным размерам, что служат масштабом при суждении о всякого рода высотных элементах современной архитектуры. Фасады Большого театра удачны и по своим членениям. Недостатком их архитектуры являются обилие, нзмельченность и сухость деталей. Фронтон увенчан великолепной бронзовой квадригой с четверкой лошадей и Аполлоном на колеснице.

    Источники:

  • М.Г. Бархин Архитектура и город. Проблемы развития советского зодчества Наука, М. 1979 г.
  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. - М.: Стройиздат, 1975 - Т.I. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.
  • "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • Е.Б. Новикова "Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)" . - М.: Стройиздат, 1984. - 272 с., ил.

error: Content is protected !!