Биография Шопена и его творчество. Какие произведения написал Шопен? Непревзойденный творец мелодий

Представитель искусства романтизма. Он родился в небольшом городке Желязова Воля, расположенном недалеко от Варшавы. Его отец Николя имел французское происхождение, а мать Юстина была местной жительницей.

Музыкальные впечатления детства

Обучаться игре на фортепиано Фридерик начал в шесть лет. Юному музыканту очень повезло с учителем. Пианист Войцех Живный воспитывал с¢в

В раннем детстве Фридерик познакомился с итальянской оперой, очень популярной во всех уголках Европы. В начале 19-го века вокальное искусство не было слишком сложным для восприятия. Широкий круг слушателей привлекали яркие театральные постановки и красивые запоминающиеся мелодии, которые можно было напевать. И хотя творчество Шопена не содержит ни одной оперы, он приобрел и на всю жизнь сохранил вкус к гибким и пластичным мелодиям.

Салонное искусство

Еще одним источником музыки будущего композитора стало так называемое салонное исполнительство. Крупным представителем этого искусства был Михаил Огиньский. Он известен и сегодня благодаря своему знаменитому Полонезу.

Салон - одна из форм проведения досуга представителей обеспеченных слоев европейского общества 19 века. Эта общественная практика была описана во многих литературных произведениях, например у Льва Толстого и Оноре де Бальзака. В салонах люди не только общались, но и слушали музыку. Крупнейшие пианисты и скрипачи тех времен приобретали известность именно благодаря выступлениям на разнообразных светских мероприятиях.

Фридерик Шопен играл на фортепиано в местных салонах с 12 лет. Он любил это скромное домашнее искусство. Творчество Шопена несет яркий отпечаток салонной музыки. От приглашенных на светское мероприятие пианистов часто требовалась бравурная виртуозность и сентиментальная легкость исполнения. Но Шопену чужды излишняя развлекательность и банальность, свойственные данному направлению искусства.

Раннее творчество

Творчество Фредерика Шопена открывают два полонеза, которые он написал в возрасте семи лет, возможно, находясь под влиянием одноименного произведения Михаила Огиньского. Еще один источник сочинений будущего композитора - польский музыкальный фольклор. С ним Фридерика познакомила мать, которая была хорошей пианисткой, а также певицей-аматором.

Юный Шопен учился в Варшавском лицее, параллельно занимаясь музыкой под руководством частных педагогов. Он постигал уже не только игру на фортепиано, но и композицию. Позже Фридерик поступил в Главную школу музыки польской столицы.

В Польше карьера Шопена развивалась успешно благодаря щедрому покровительству меценатов. В частности, о молодом пианисте заботилось знаменитое аристократическое семейство Четвертинских. На волне успеха Шопен был приглашен на гастроли в Австрию, куда он и уехал в 1829 году.

Эмиграция и ее причины

Концерты молодого музыканта пользовались в Европе огромным успехом. Им восхищались знаменитые композиторы того времени Роберт Шуман и Ференц Лист. Творчество Шопена находилось на пике популярности. Во время пребывания композитора на гастролях на его родине произошло восстание.

Свободолюбивые поляки взбунтовались против Российской империи. Масштабные народные волнения, охватившие страну, продолжались около двух лет. В 1831 году, после осады Варшавы, они были подавлены российской армией. После победы действия оккупационных властей стали еще более жесткими.

Шопен был горячим сторонником независимости Польши. После поражения восстания он принял решение не возвращаться на родину. Непосредственным откликом на эти трагические события стал этюд "До Минор", названный «Революционным». Композитор сочинил его в начале сентября 1931 года, сразу после падения осажденной Варшавы.

Печальные события в Польше разделили творчество Шопена на два крупных периода. Молодой музыкант выбирает для постоянного места жительства Париж, в котором и проводит остаток своих дней, периодически выезжая на гастроли. Композитор больше никогда не видел своей родины.

Новая жизнь в Париже

В Париже Шопен вел активную творческую и педагогическую деятельность. В тот исторический период столица Франции была центром политической и культурной жизни Европы. После 1830 года в парижском обществе горячо поддерживали сторонников борьбы за независимость Польши. Крупнейшие деятели искусства того времени бескорыстно помогали композитору в первые годы его эмиграции.

Жизнь и творчество Шопена неразрывно связаны с деятельностью его современников - знаменитых деятелей искусства. Новыми друзьями композитора стали художник Эжен Делакруа, писатели Генрих Гейне и Виктор Гюго, композиторы Ференц Лист и музыковед Франсуа Фетис.

Болезнь и окончание карьеры виртуоза

Спустя несколько лет после обустройства в Париже Шопен выступил с концертами в Англии и Германии, где познакомился с выдающимися композиторами Робертом Шуманом и Феликсом Мендельсоном. Тогда же, в середине 30-х годов, его настигла болезнь - туберкулез легких.

Слабое здоровье молодого музыканта не позволило ему продолжить карьеру пианиста-виртуоза. Он перестал выступать в больших залах. Творчество Ф. Шопена с этого времени сводится к написанию ряда фортепианных произведений, которые и проложили ему путь в

Как пианист он ограничил свои выступления небольшими салонами и камерными концертными залами. Играл он преимущественно для своих друзей, коллег и людей с похожими художественными вкусами и пристрастиями.

Камерные залы и дружественная аудитория обусловили уникальность музыки Шопена. Она очень личная, интимная. Кажется, что композитор обнажает перед слушателями свою страдающую душу. Творчество Ф. Шопена неразрывно связано с фортепиано. Для других инструментов он не писал.

Любовь всей жизни

Будучи в Париже, композитор познакомился со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, публиковавшей свои книги под мужским псевдонимом Жорж Санд. Эта женщина пользовалась в парижском обществе скандальной известностью. Она носила мужскую одежду и демонстративно курила сигары. Местный бомонд периодически будоражили слухи о ее многочисленных связях.

Если характеризовать жизнь и творчество Шопена кратко, то можно утверждать, что без Жорж Санд он не был бы самим собой. Она стала не только любовницей композитора, но и его другом. Писательница была старше Шопена. У нее было уже двое детей - мальчик и девочка.

Великий музыкант часто гостил в фамильном замке, который стал приютом для многочисленных друзей Авроры и ее возлюбленного. Она обожала бурное веселье и вечеринки, продолжавшиеся до рассвета. Больной композитор переносил ее развлечения с огромным трудом. Тем не менее их роман продлился более десяти лет.

Зима на Майорке

Как бы талантлив ни был и творчество его неразрывно связаны с Жорж Санд. Особенно популярна среди любителей романтических историй легенда об их совместном путешествии на Майорку. Испанский остров в Средиземном море сегодня является туристическим раем. Тогда же, в далеком 19 веке, это было заброшенное, пустынное и мрачное место. Великолепие природы сочеталось с угрюмыми нравами местных жителей и плохими бытовыми условиями.

Шопен, биография и творчество которого во многом обусловлены неизлечимой болезнью, пережил на этом острове один из самых трудных периодов. Влюбленные хотели провести на Майорке теплую зиму вдали от парижских сплетен. Но зима выдалась очень дождливая и холодная, а негативное отношение местных жителей к любовникам было откровенно агрессивным. Они не смогли арендовать жилье и вынуждены были поселиться в заброшенном монастыре, где свирепствовал холод. Этой зимой здоровье композитора значительно ухудшилось.

Во время жизни на Майорке Жорж Санд скучала по парижской роскоши. Тосковал и Шопен. Краткая биография и творчество композитора делают эту зиму на острове особенно яркой. Музыкант сочинил здесь несколько прекрасных произведений. После возвращения во Францию писательница опубликовала книгу «Зима на Майорке».

Романтизм и фортепианное творчество

Творчество Шопена кратко можно определить как романтизм во всех его проявлениях. Его многочисленные фортепианные миниатюры - как разные грани одного бриллианта. Композитор написал очень мало крупных произведений. Наиболее известна среди них его вторая соната, а особенно ее третья часть - траурный марш.

Фортепианные миниатюры Шопена объединены в циклы. Польские мазурки и полонезы - это поэтические пьесы, проникнутые тоской по родине. Наиболее лиричные произведения композитора - прелюдии. Они проходят через все творчество Шопена. Кратко эти сочинения можно охарактеризовать как короткие пьесы, охватывающие все 24 тональности. Прелюдии решены в различных жанрах. Например, ля-мажорная пьеса воспроизводит ритмическую основу мазурки. А прелюдия "Си Минор" напоминает элегию.

Жанры в музыке Шопена

Фортепианное творчество Шопена обусловлено многогранным синтезом. Соединение в одной короткой теме интонаций различных, порой контрастных, жанров приводит к высокой концентрации напряжения музыкальной ткани. Спрессованные в восьмитактовой мелодии намеки на марш, ноктюрн и патетическую декламацию как будто бы взрывают тему изнутри. Их потенциал раскрывается на протяжении всей композиции, выстраивая сложную драматургию.

Как отмечают немецкие музыковеды, творчество Фридриха Шопена (так его называют в Германии) испытало влияние Роберта Шумана, особенно его фортепианных циклов. Однако музыка этого великого композитора необычайно самобытна. Подтверждением служат так называемые польские циклы - мазурки и полонезы.

Мазурки и полонезы

Мазурки очень разнообразны. Среди них есть изящные и рафинированные миниатюры, а также пьесы, написанные в народном духе. Встречаются также блестящие бальные мазурки. Большинство этих произведений не являются трудными в плане виртуозности. Технически они просты для исполнения. Сложными для понимания их делает глубокий музыкальный смысл, от слушателя требуется особая тонкость восприятия.

Как и все творчество Шопена, произведения, написанные в жанре полонеза, являются лирическими поэтичными миниатюрами. Но вместе с тем они имеют характер ярких и блестящих танцев. Среди них есть разные по содержанию миниатюры: трагические, торжественные и изысканные. Пианисту, исполняющему полонезы, необходимо иметь сильные пальцы и широкие кисти рук. Это нужно для того, чтобы справиться с многозвучными аккордами, лежащими в основе произведений.

Если попытаться сформулировать в нескольких словах творчество Шопена, краткое содержание его будет таким: величайший гений романтической эпохи, он был музыкальным кумиром Европы. Лишенный родины изгнанник, он умер очень рано, в 39 лет. Большую часть жизни Шопен страдал неизлечимой болезнью, которая ограничивала его карьеру виртуоза. Он в полной мере познал любовь сотен поклонников и той единственной женщины, которая сумела его понять. Она обладала таким же талантом, как и он сам. Его трагическая и одновременно счастливая судьба - в музыке. И она бессмертна.

Шопен родился в Польше, недалеко от Варшавы. Отец его был французом, но женился на польке, красивой и кроткой женщине. Родители любили друг друга, что благотворно подействовало на Фредерика, помогло ему вырасти чутким и мягким человеком. Маленьким мальчиком Шопен плохо переносил любую музыку, начинал плакать при первом её звучании. Но продолжалось это недолго. Уже в шесть лет он бойко играл на фортепиано, а в девять первый раз выступил в концерте. В этот период он начал сочинять музыкальные произведения – вальсы, мазурки, полонезы.

Отец Шопена содержал пансион для детей аристократов. Общение с детьми из знатных семей помогло Фредерику и трём его сёстрам приобрести навыки общения с людьми из высшего общества. Из-за слабого здоровья Шопен не мог участвовать в шумных активных играх, поэтому он с сёстрами часто играл в театр. Сам придумывал содержание пьес, подбирал к ним музыку. Мальчик отличался большими артистическими способностями и богатством мимики, умел прекрасно импровизировать, придумывая на ходу различные истории, которые он рассказывал гостям или ребятам пансиона. Друзья отца прочили ему славу актёра.

Благодаря природным способностям Шопен хорошо учился, сначала дома, а потом в старших классах лицея. Музыкой он занимался с директором Варшавской консерватории. Отношения учителя и ученика переросли в крепкую дружбу, которая продолжалась до самой смерти Шопена.

В шестнадцать лет Шопен второй раз принял участие в концерте, на котором присутствовал Александр первый. Император высоко оценил игру юного музыканта и подарил ему кольцо с бриллиантом.

Окончив варшавский лицей, Шопен решил профессионально заняться музыкой. Поездки в Берлин и Вену утвердили его в этом решении. Многие годы он будет вспоминать маленькую гостиницу по дороге в Варшаву, где он играл на рояле в окружении случайных попутчиков, хозяина гостиницы, его супруги и их детей. Таких восторженных поклонников ему встречать ещё не приходилось.

Через год после поездки в Вену, Шопен решил уехать во Францию. Родители понимали, что только в музыкальном центре, таком, как Париж, могут раскрыться способности сына. Единственно, что тревожило их, состояние его здоровья. Да и самого Фредерика мучило предчувствие, что он никогда не увидит родины, своих друзей и близких.

Париж встретил Шопена шумными улицами и тревожными разговорами о политике, но его интересовал лишь мир искусства.

В Париже он познакомился с Листом. Вместе они часто посещали аристократические салоны, знакомились с князьями и министрами. Это помогло Шопену найти заработок, который больше его удовлетворял. Он стал учителем фортепьянной игры для аристократии. В светском обществе его принимали охотно. Был он прекрасным музыкантом, интересным собеседником, весёлым и остроумным партнёром. Но перед публикой, большим скоплением народа он часто терялся, испытывая робость и смущение. Поэтому чаще он предпочитал общество женщин, с которыми находил общие темы для разговоров. Женщины любили его, были источниками его вдохновения. Но все увлечения были недолгими.

Встреча с Жорж Санд изменила всю жизнь Шопена. Удивительно, как могли сойтись два таких противоположных по характеру человека. Он, с чуткой и нежной душой музыканта, она, любившая постоянный шум, движение, встречи с новыми людьми, прогулки по парижским улицам. Но было то, что объединяло их. Это музыка Шопена. Жорж Санд восемь лет поддерживала композитора, терпела его капризы, выхаживала после каждого приступа болезни. Шопен принимал её заботу, как принимал их от матери и сестёр, не понимая того, что рядом с ним живёт незаурядная женщина и талантливый писатель.

Это непонимание привело их к разрыву. Чтобы как-то забыться, Шопен едет в Англию. Но обстановка, люди, климат не понравились композитору. Болезнь прогрессировала, и Шопен торопится вернуться в Париж, надеясь на то, что здесь он сможет поправить своё здоровье. Через полгода Шопен умер от чахотки. На собранные друзьями деньги ему был поставлен памятник: плачущая муза и разбитая лира у её ног.

Для будущих поколений Шопен оставил большое наследство: сорок одну мазурку и восемь полонезов, этюды, две сонаты, баллады и скерцо и незабываемые вальсы.

Биография Шопена самое важное

Фредерик Франсуа Шопен – пианист, великий композитор, оставивший большое наследие музыкальных фортепианных произведений.

Родился 22 февраля 1810 года в музыкальной семье француза и польки. С детства был окружен игрой отца на скрипке и флейте, пением матери и уже к 6 годам самостоятельно начал заниматься игрой на фортепиано. В семье помимо талантливого и любознательного мальчика воспитывались еще три дочери, однако лишь Фредерик связал свою жизнь с музыкой.

Первым проводником в мир музыки для Шопена стал знаменитый пианист Войцех Живный. Учился в Варшавском лицее, а по его окончании обучался у одного известного композитора. Уже к двенадцатилетнему возрасту мальчик достиг уровня великих пианистов, а в 22 года дал свой первый крупный концерт, который стал судьбоносным – именно там Фредерик познакомился с лучшими деятелями в области музыки.

Всё творчество композитора посвящено фортепиано – им было написано два концерта, сонаты, ноктюрны, баллады, прелюдии, этюды. Шопен известен не только как великий композитор, но и как гениальный педагог – он создал собственную методику, благодаря которой многие пианисты, вышедшие из под крыла Фредерика, стали настоящими профессионалами в своем деле.

Шопен много путешествовал. Так, в 1831 году он переехал в Париж, а в 1837 году совершил путешествие в Англию и Шотландию. В биографии композитора есть и период, во время которого он жил на острове Мальорка. В 1848 году переселился в Лондон, где давал концерты и продолжал преподавательскую деятельность.

С 1837 года у Шопена начинаются признаки заболевания лёгких. Они дали толчок развитию астматических приступов. Свой последний концерт Фредерик дал в ноябре 1848 года. После него самочувствие композитора ухудшалось с каждым днем.

Закончилась небольшая, но такая насыщенная и плодотворная жизнь Шопена в октябре 1849 года. Причиной смерти стала болезнь лёгких.

4, 5, 6, 7 класс для детей творчество

Интересные факты и даты из жизни

ПОЛЬСКИЙ САМОРОДОК ФРЕДЕРИК ШОПЕН

Гениальный композитор во многом отличался от большинства своих предшественников и даже современников. Он писал произведения только для фортепиано.

Этот уникальный творец не оставил нам ни оперы, ни симфонии, ни увертюры. Вот почему столь поразительным становится его композиторское дарование, ведь Шопен сумел стать новатором фортепианной музыки.

Плач под звуки музыки

Маленький виртуоз Фредерик Шопен

Дебют маленького пианиста состоялся в Варшаве. Тогда ему едва исполнилось семь лет. Первый концерт был успешным, и известие о юном даровании быстро разнеслось по городу. Исполнительский талант Шопена развивался так стремительно, что совсем в юном возрасте Фредерик был на одном уровне с лучшими польскими пианистами.

Учитель Живный даже отказался от уроков с маленьким виртуозом. Он сказал, что уже ничему не может научить Фредерика. Параллельно с занятиями музыкой Шопен получил отличное общее образование. Он свободно общался на французском и немецком языках, изучал историю Польши и поглощал тома художественной литературы. Юноша неплохо рисовал, отличался острым умом, наблюдательностью и удивительным мимическим талантом, который мог бы гарантировать ему театральную карьеру. Но с детства он избрал для себя единственный путь – музыку.

При этом особый интерес у Фредерика Шопена вызывала народная музыка. Во время прогулок по окраинам города он мог остановиться у какого-нибудь дома и с упованием слушать доносящиеся оттуда народные напевы. Фольклор сроднился с существом самого композитора и стал неотделим от его творчества.

Лучший пианист страны

Окончив лицей, Фредерик поступил на обучение в высшую школу музыки. Там его становление продолжалось под руководством опытного педагога и композитора Иосифа Эльснера. Тот быстро понял, что перед ним не просто талант, а настоящий гений. Об этом он даже написал в характеристике, данной юному исполнителю. К этому времени молодого человека уже признали лучшим пианистом страны. В эти годы стал зрелым и его композиторский талант. Это подтверждают два концерта для фортепиано с оркестром, написанные в 1829-1830 годах. Сейчас пианисты разных стран неизменно включают эти произведения в свой репертуар.

Тогда же Шопен впервые влюбился. Нежные чувства он испытал к юной певице Констанции Гладковской из Варшавской консерватории. Именно под влиянием этого Фредерик создал песню «Желание».

Прощание с родиной

Молодой музыкант побывал в Вене, где дал несколько концертов, имевших успех у публики. Его родные поняли, что пианисту-виртуозу можно ехать в настоящее концертное турне. Но Шопен долго не решался на этот шаг. Его одолевали плохие предчувствия. Композитору казалось, что он навсегда покидает родину. После длительных раздумий осенью 1830 года Фредерик выехал из Варшавы, взяв с собой подаренный друзьями кубок с польской землей.

К сожалению, предчувствия его не обманули. Шопен расстался с родными краями навсегда. Помня прекрасный прием, который оказали ему в Вене, Фредерик решил оттуда начать свои гастроли. Но, несмотря на все хлопоты, музыканту так и не удалось организовать самостоятельный концерт, а издатели не торопились покупать его произведения для публикации.

Неожиданно из Польши пришла тревожная новость. Польские патриоты организовали восстание против русского царизма. Фредерик решил приостановить свое турне и вернуться на родину, но близкие настояли на том, чтобы он не приезжал во избежание преследований. Скрепя сердце, Шопен покорился родным и выехал в Париж.

По дороге в столицу Франции Фредерика настигло еще одно известие: восстание жестоко подавили, его руководителей бросили в тюрьмы и сослали в Сибирь. В Париж он приехал уже со своим знаменитым этюдом, который позже назвали «революционным». Там же он провел всю оставшуюся жизнь, хотя Франция не смогла стать для композитора второй родиной. Во всех его привязанностях, а также в творчестве Фредерик оставался истинным поляком.

Шапки долой, перед вами Шопен!

Сначала он покорил Париж исполнительским искусством – слушатели были поражены его необычной манерой игры на фортепиано. На фоне технически совершенного исполнительского мастерства других пианистов его игра была удивительно одухотворенной и поэтичной. До наших дней дошли воспоминания именитого венгерского пианиста-виртуоза и композитора о первом парижском концерте Шопена . Он написал, что нарастающие аплодисменты не могли в полной мере выразить восхищение талантом молодого Фредерика.

Во время выступлений польский гений чаще всего исполнял свои собственные произведения: концерты для фортепиано с оркестром, мазурки, этюды, концертные рондо, ноктюрны и вариации на тему из оперы «Дон Жуан». Это о них написал немецкий композитор восторженную фразу: «Шапки долой, господа, перед вами гений».

Все были очарованы Шопеном, одни только издатели заняли выжидательную позицию. Они соглашались публиковать его произведения, но только бесплатно. Фредерик был вынужден давать ежедневные многочасовые уроки музыки, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Эта работа приносила ему доход, но отнимала много сил и столько драгоценного времени. Даже будучи всемирно известным композитором, не мог оставить эти изнуряющие занятия.

С мыслями о Польше

Популярность композитора и пианиста помогла расширить круг знакомств. Его друзьями стали Ференц Лист, французский композитор Гектор Берлиоз, художник Эжен Делакруа и немецкий поэт Генрих Гейне. Но как бы ни было ему интересно с новыми товарищами, он никогда не забывал о своих соотечественниках. Например, ради гостя с родины Шопен мог кардинально изменить строгий распорядок своего дня и пойти с ним на экскурсию по Парижу. Фредерик часами слушал рассказы о Польше и поляках. А когда к нему приходил поэт Адам Мицкевич, композитор садился за инструмент и подолгу играл любимые произведения близкого друга. Только музыка Шопена помогала Мицкевичу ослабить боль разлуки с родиной. Благодаря Адаму у Фредерика родилась первая баллада. С образами произведений Мицкевича связана и вторая баллада музыканта.

Любовь – яд

Встречи с друзьями и соотечественниками были очень дороги композитору, ведь своей семьи у него не было. Он хотел жениться на Марии Водзиньской из знатного польского рода, но ее родители категорически были против этого брака. На многие годы Шопен связал свою судьбу с французской писательницей Авророй Дюдеван, которая больше известна под псевдонимом Жорж Санд.

Стоит заметить, что сохранилось не так много достоверной информации об истории их отношений. Например, Ференц Лист в своей книге совершенно недвусмысленно высказался о том, что именно писательница стала причиной ранней кончины композитора. Один из близких друзей Фредерика – Войцех Гжимала – также говорил, что Аврора отравила существование Шопена и была виновна в его скоропостижной смерти. Его ученик Вильгельм Ленц и вовсе назвал ее ядовитым растением. Он был возмущен тем пренебрежительным отношением Жорж Санд, которое она проявляла к композитору даже в присутствии посторонних.

Знаменит, но одинок

С годами все реже давал концерты, он ограничился исполнением музыки в узком кругу близких людей. Это позволило ему всецело отдаться творчеству. Он написал сонаты, экспромты, скерцо, баллады, новую серию этюдов, ноктюрны, прелюдии, любимые полонезы и мазурки. Но наряду с лирическими пьесами из-под пера композитора все чаще выходили драматические и даже трагические произведения. К примеру, Вторая соната с похоронным маршем. Она стала одним из самых значимых достижений Шопена и всей польской музыки.

В Париже личная жизнь Фредерика не сложилась, но этот город благоприятно повлиял на его творчество – оно достигло вершины. Его произведения стали печатать за деньги, брать уроки у маэстро было честью, а услышать игру на фортепиано – редчайшим счастьем.

Безрадостными были и последние годы композитора. Умер его отец, затем последовал разрыв с Авророй. Он стал одиноким и не вынес ударов судьбы. С юности он страдал от болезни легких, а сейчас она только обострилась. За последние два года своей жизни почти ничего не написал. По приглашению друзей он поехал весной 1848 года с концертами в Лондон, но тамошний сырой климат только ухудши его состояние. Он вернулся в Париж и 1849 года умер на руках сестры, которая приехала к нему из Польши.

На похоронах Фредерика звучал «Реквием» его любимого Моцарта в исполнении лучших артистов французской столицы. Его похоронили в Париже, но сердце Шопен завещал отправить в Польшу, где оно и сейчас хранится в варшавском костеле Святого Креста.

ФАКТЫ

С детства у Шопена была привычка играть на фортепиано в темноте. Маленький Фредерик привык садиться за инструмент во мраке. Только в такой обстановке он чувствовал вдохновение. Позже выступая на званых вечерах, он всегда просил приглушить в помещении свет.

Гениальный ум и изобретательность проявлялись у Фредерика в разных ипостасях. В подростковом возрасте он не мог брать сложные аккорды, поскольку его пальцам не хватало растяжки. Это вынудило мальчика придумать приспособление, которое помогало ему растянуть связки. Конструкция причиняла юноше ужасную боль, но он не снимал ее даже ночью.

Обновлено: Ноябрь 20, 2017 автором: Елена

Фредерик Шопен (1810-1849 гг.) - польский пианист и композитор. Он родился в 1810 году, 1 марта (по другим источникам 22 февраля), в деревне Желязова-Воля, расположенной около Варшавы. Биография Шопена будет рассмотрена в этой статье.

Семья

Отцом композитора является Николя Шопен (1771-1844 гг.).

Он женился в 1806 году на Юстыне Кжижановской (1782-1861 годы). По сохранившимся свидетельствам мать композитора получила хорошее образование. Она была очень музыкальной, играла на фортепиано, хорошо пела, владела французским языком. Именно матери Фредерик обязан привитой с юных лет любовью к народным мелодиям, которая нашла затем отражение в его творчестве, а также первым музыкальным впечатлениям. Через некоторое время после рождения мальчика, осенью 1810 года, отец переселился в Варшаву.

Первые достижения в музыке

Фредерик Шопен, биография которого уже в ранние годы отмечена достижениями в музыке, еще в детстве проявлял музыкальные способности. Знаменитая Каталани предугадала в нем, тогда еще десятилетнем мальчике, великую будущность. Фредерик Шопен начал уже в семилетнем возрасте играть на фортепиано, а также сочинять музыку. С девяти лет мальчик стал заниматься с Войцехом Живни, чехом, серьезным преподавателем. Настолько быстро развивался исполнительский талант Шопена, что мальчик не уступал к двенадцати годам лучшим пианистам Польши.

Первое публичное выступление этого музыканта состоялось в Варшаве в 1818 году. Он уже был к этому времени автором нескольких пьес для фортепиано - марша и полонезов. Шопен, биография и творчество которого освещены в нашей статье, в 1823 году поступил в одно из варшавских училищ. Здесь продолжилось его обучение музыке.

Биография Шопена и интересные факты о нем дополняются следующим событием. В 1825 году композитора пригласили выступить перед Александром Первым, российским императором. Он получил награду после концерта - бриллиантовый перстень.

Продолжение обучения

Живни был единственным педагогом Шопена по фортепиано. Через семь лет после обучения у него, в начале 1820-х годов, Фредерик начал заниматься у Ю. Эльснера. К этому времени талант его сильно развился. Биография Шопена пополнилась новыми фактами в 1826 году, когда в июле он окончил обучение в варшавском училище, а осенью поступил с целью продолжения образования в Варшавскую высшую школу музыки. Здесь Фредерик обучался еще около трех лет.

Покровители князья Четверинские и Антон Радзвилл ввели его в высшее общество. Внешностью и обращением Шопен производил приятное впечатление. Это отмечали многие его современники. Лист, например, говорил, что впечатление Фредерик производил "спокойное, гармоничное".

Произведения, созданные во время обучения у Эльснера

Под руководством превосходного педагога и музыканта Эльснера, который сразу заметил гениальную одаренность Шопена, Фредерик сделал большие успехи. Фото Эльснера представлено ниже.

Шопеном было написано за время обучения множество произведений для фортепиано, из которых можно выделить рондо, первую сонату, вариации на тему Моцарта, ноктюрн ми минор, краковяк и другие. Сильнейшее влияние на этого композитора уже тогда оказала народная музыка Польши, а также поэзия и литература этой страны (Витвицкий, Словацкий, Мицкевич и др.). В 1829 году, по окончании обучения, Фредерик отправился в Вену, где исполнил свои произведения. Биография Шопена была отмечена первым самостоятельным концертом, состоявшемся в 1830 году в Варшаве. За ним последовал целый ряд других.

Шопен покидает родину

Шопен в 1830 году, 11 октября, играл в Варшаве в последний раз, после чего навсегда покинул свою родину. Он прожил в Вене с конца 1830-го до 1831 года (первой половины). Посещение театров, музыкальные знакомства, концерты, поездки по окрестностям города отразились благоприятно на развитии дарования такого музыканта, как Шопен. Биография и творчество этого композитора в те годы отмечены следующими событиями.

Шопен летом 1830 года уехал из Вены. Он провел начало сентября в Штутгарте, где узнал о падении Варшавы и неудаче польского восстания. Затем, проехав Мюнхен, Вену, Дрезден, он приехал в Париж в 1831 году. Биография Шопена и его творчество могут быть изучены подробнее, если обратиться к дневнику, который вел писатель в пути ("Штутгартский дневник"). В нем описано душевное состояние композитора во время нахождения в Штутгарте, где Фредерика охватило отчаяние из-за поражения польского восстания. Это событие нашло отражение в его творчестве, о чем мы сейчас вам расскажем.

Новые сочинения композитора

Фредерик Шопен, биография которого нас интересует, под впечатлением от данного известия написал этюд до минор, который называют часто революционным, а также две прелюдии, глубоко трагические: ре минор и ля минор. В числе новых сочинений этого композитора в то время также были полонез ми-бемоль мажор, концерты для фортепьяно с оркестром, ноктюрны, польские песни на произведения Мицкевича и Витвицкого и др. Фредерик подчиняет полностью музыкально-поэтическим образам технические элементы произведений.

Шопен в Париже

Итак, как мы уже говорили, биография Шопена в 1831 году, осенью, была отмечена переездом этого композитора в Париж. Его жизнь с тех пор связана была именно с этим городом. Здесь композитор сблизился с Беллини, Берлиозом, Листом, Мендельсоном, Гиллером, а также познакомился с такими художниками и писателями, как Жорж де Санд, Ламартин, Гюго, Делакруа, Гейне, Мюссе, Бальзак. В 1832 году, 26 февраля, Шопен дал в Париже свой первый концерт, в котором исполнил вариации на тему произведения Моцарта "Дон-Жуан", а также фортепьянный концерт. Присутствовавший на выступлении Лист отмечал, что талант Шопена вместе с его новшествами открыл в развитии искусства новую фазу. Уже тогда было понятно, что большого успеха как композитор добьется Фредерик Шопен. Биография, кратко изложенная в статье, позволяет убедиться в этом.

Жизнь в Париже в 1830-е годы

Фредерик в период с 1833-го по 1835 год исполняет произведения нередко вместе с Гиллером, Листом, братьями Герц. В концертах он выступал редко, однако в салонах французской аристократии и польской колонии слава этого композитора росла очень быстро. Были у него также и противники (Фильд, Калькбреннер), однако это не мешало Фредерику приобрести множество поклонников в обществе, в том числе и среди артистов. Решающими в личной жизни этого композитора были 1836-1837 годы. Тогда была разорвана помолвка с Водзинской Марией, и Шопен сблизился с Жорж Санд. В 1837 году Фредерик почувствовал первый приступ болезни легких. Такова в то время биография Шопена (краткое содержание).

Расцвет творчества

Наивысший расцвет творчества Фредерика приходится на период с 1838-го по 1846 год. Шопеном именно в это время были написаны наиболее значительные и совершенные произведения, в том числе вторая и третья сонаты, полонезы фа-диез минор и ля-бемоль мажор, баллады, баркарола, полонез-фантазия, ноктюрны, скерцо, прелюдии, мазурки и др. Он также продолжал выступать в концертах совместно с Франкомом, Полиной Виардо, Эрнстом, однако намного реже, чем раньше. Обычно зиму Фредерик проводил в Париже, в Ноане, а лето - в имении Жорж Санд. Только одну зиму (1839-1840 годы) он встретил из-за пошатнувшегося здоровья на юге, на острове Майорка в Испании. Именно здесь были завершены его 24 прелюдии.

Смерть отца и разрыв с Жорж Санд - два трагических события, которые пережил Шопен

Биография, кратко описанная, дополняется следующими двумя важными событиями в жизни композитора. Первое - отец Шопена умер в 1844 году, в мае. Крайне тяжело композитор пережил его смерть. Стало внушать опасения его здоровье. Второе событие, произошедшее в 1847 году, - разрыв с Жорж Санд. Оно окончательно подорвало силы композитора. Портрет этой женщины работы художника Делакруа, написанный в 1838 году, представлен ниже.

Желая покинуть город Париж, чтобы избавиться от всего, что напоминало пережитое здесь, Фредерик отправляется в 1848 году, в апреле, в Лондон.

Два последних года жизни Шопена

В мучительных страданиях проходят два последних года жизни Фредерика Шопена. Он практически не сочиняет музыку и не выступает на концертах. В 1848 году, 16 ноября, состоялось его последнее выступление в Лондоне на польском вечере. Климат, нервная жизнь, неожиданный успех - все это подорвало болезненную натуру композитора, и, возвратившись в Париж, великий музыкант слег. Фредерик прекращает заниматься со своими учениками. В его состоянии здоровья зимой 1849 года наступает значительное ухудшение. Ни приезд в Париж Людовики, любимой сестры, ни заботы друзей облегчения не приносят, и он умирает после тяжелой агонии.

Смерть Шопена

Смерть Фредерика Шопена стала ударом для мира музыки, а похороны собрали его многочисленных поклонников. В Париже, на кладбище Пер-Лашез, похоронили Шопена. Прах покоится между Беллини и Керубини. Фредерик ставил Моцарта выше других композиторов. Обожание симфонии "Юпитер" и реквиема доходило у него до культа. На его похоронах в соответствии с желанием покойного известнейшими артистами был исполнен реквием Моцарта. Сердце композитора по его воле было перевезено позднее на родину, в Варшаву, в костел Святого Креста.

Танцевальные жанры в творчестве Шопена

Творчество Шопена одухотворили беспредельная преданность своему народу, своей родине, борьба за национальное освобождение. Он использовал богатства народной музыки Польши. Значительное место в наследии Шопена занимают различные танцевальные жанры. Следует отметить, что танцевальность - это одно из неотъемлемых качеств, присущих музыкальной народной культуре Польши. Вальсы, полонезы, мазурки (представлены в которых были особенности трех народных танцев - оберека, куявяка и мазура) раскрывают связи, существующие между творчеством Фредерика и народной музыкой Польши во всем ее многообразии. Фредерик Шопен, биография которого была нами описана, проявил новаторство в их преобразовании и трактовке. Например, его полонезы заметно расширяют и демократизируют этот жанр, когда-то торжественно-церемониальный. Мазурки поэтизируют и углубляют народный танец. Вальсам присущи черты народно-танцевальной мелодии славян.

Нетанцевальные жанры

Шопен также по-новому трактует различные нетанцевальные жанры. Этюды его представляют собой высокохудожественные творения, где с оригинальными средствами их воплощения сочетается идейно-эмоциональное содержание. Скерцо Шопена - также довольно своеобразные сочинения. Они отличаются от скерцо, которые используются в классической симфонии, а также от сонаты. Баллады - навеянные поэтическими образами драматические сюжетные повествования, полные романтической свободы, контрастов, жизненного разнообразия.

Музыкальный язык Шопена

Органично сочетается жанровое новаторство Шопена с новизной его музыкального языка. Фредериком был создан новый тип мелодии - гибкой, предельно выразительной, развертывающейся непрерывно, сочетающей в себе различные инструментальные и вокальные, танцевальные и песенные черты. Также Фредерик Шопен, биография которого описана выше, раскрыл новые возможности гармонии. Он сплавил воедино различные элементы народной музыки Польши с романтической гармонией. Шопен усилил роль красочных и динамических элементов. Очень интересны его находки в области полифонии (все голоса насыщены мелодической выразительностью) и музыкальной формы (использование приема вариационного развития, характерного для народной музыки Польши). Новаторство этого композитора в полной мере сказалось на его исполнительском искусстве. Он произвел, подобно Листу, настоящий переворот в технике игры на фортепиано.

Влияние творчества Шопена на других композиторов

Творчеству Шопена в целом свойственны ясность мышления и гармоничность. Далека его музыка как от замкнутости, академически холодной, так и от романтических преувеличений. Она чужда неискренности, в своей основе народна, непосредственна, свободолюбива.

Биография Шопена и его произведения вдохновляли многих музыкантов. Творчество Фредерика оказало большое влияние на многие поколения композиторов и исполнителей. Влияние мелодического и гармонического языка Фредерика Шопена прослеживается в произведениях Вагнера, Листа, Дебюсси, Форе, Альбениса, Грига, Скрябина, Чайковского, Шимановского, Рахманинова.

Значение творчества

Биография Шопена и музыка его сегодня вызывают большой интерес, и это не случайно. Этот великий композитор истолковал по-новому многие жанры. Он возродил прелюдию на романтической основе, создал также фортепианную балладу, драматизировал и опоэтизировал танцы: вальс, полонез, мазурку, превратил в самостоятельное произведение скерцо. Шопен обогатил фортепианную фактуру и гармонию, сочетал с фантазией и мелодическим богатством классичность формы.

Он сочинил около полусотни мазурок, прототипом которых является похожий на вальс польский народный танец с трехдольным ритмом. Это небольшие пьесы. В них гармонические и мелодические обороты звучат по-славянски.

Фредерик Шопен за свою жизнь дал всего около тридцати публичных концертов. Он выступал в основном в домах своих друзей. Весьма своеобразным был его исполнительский стиль. Его отличала, по отзывам современников, ритмическая свобода - продление одних звуков за счет того, что сокращались другие.

Память Фредерика Шопена

Каждые пять лет в Варшаве, начиная с 1927 года, проводятся международные конкурсы имени Шопена, в которых участвуют самые известные пианисты. В 1934 году был также организован Институт Шопена, называемый Обществом им. Ф. Шопена с 1950 года. Подобные общества также имеются в Австрии, Германии, Чехословакии. Они существовали и во Франции до Второй мировой войны. В местечке Желязнова-Воля, где родился композитор, открыт в 1932 году Дом-музей Шопена.

Международная федерация обществ имени этого композитора была основана в 1985 году. В Варшаве в 2010 году, 1 марта, был открыт после модернизации и реконструкции музей Фредерика Шопена. Событие это приурочено к двухсотлетию со дня его рождения. 2010 год, кроме того, был объявлен годом Шопена в Польше. Этого композитора, как вы видите, знают, помнят и любят до сих пор не только на родине, но и по всему миру.

Биография Шопена и все даты событий, произошедших с этим великим композитором, были описаны в нашей статье по возможности полно. В музыкальных школах сегодня творчество этого автора включено в обязательную программу. Однако юными музыкантами изучается биография Шопена кратко. Для детей этого достаточно. Но в зрелом возрасте хочется познакомиться поближе со столь интересным композитором. Тогда биография Шопена, кратко для детей написанная, нас уже не удовлетворяет. Именно поэтому мы решили создать более подробное описание жизни и творчества этого великого человека. Биография Шопена, краткое содержание которой вы можете найти в различных справочниках, была нами дополнена на основании различных источников. Надеемся, представленная информация была вам интересна. Теперь вы знаете, из каких событий состояла биография Шопена и какие произведения он написал. Всего доброго!

Знаменитым музыкантом и интересным человеком является Фредерик Шопен. Краткая биография его изложена в данной статье. Он родился 1-го марта 1810-го неподалеку от Варшавы.

Семья будущего композитора была очень образованная. Его отец имел офицерский чин, служил в армии, а потом занимался преподавательской работой в варшавском лицее. Он также неплохо играл на фортепиано, скрипке и флейте. Мать Фредерика обожала музыку. Поэтому неудивительно, что в такой семье родился великий музыкант и композитор.

Музыкальный дар проявился у него в ранние годы, и первое сочинение было опубликовано уже 1817-м. Первым наставником Фредерика был Фойтех Живный. Именно он научил будущего композитора понимать и любить классическую музыку. У мальчика был серьезный недуг - врожденный туберкулез.

Биография Шопена гласит, что первый публичный концерт у него состоялся в 1818-м. Фредерик играл на фортепиано. В период 1823-1829 гг. он обучался в музыкальном лицее, а потом в главной музыкальной школе, где преподавал его собственный отец. Там Фредерик изучал польскую литературу, историю, эстетику и осваивал другие гуманитарные дисциплины. В то время будущий композитор увлекался рисованием карикатур, писал пьесы и стихи. За годы учебы Фредерик объездил с выступлениями всю территорию Польши, побывал в Вене и Берлине. Первый стиль игры на пианино у него сформировался под влиянием Гуммеля. В польской столице Фредерик участвовал в различных музыкальных кружках.

Повествует, что после завершения обучения (1830 год) он дал три больших концерта в Варшаве, которые стали триумфальными. В том же году Фредерик отправился в заграничную поездку и навсегда расстался со своей родиной. Побывав во многих европейских городах, Шопен наконец осел в Париже. В 1835-м он поехал в Лейпциг, где увиделся с Шуманом.

В 1836-м композитор познакомился с польской девушкой, которую звали Мария Водзиньская. У них начался роман. Однако её родители согласия на свадьбу не дали. Данные отношения продлились лишь год, и молодые люди расстались. Это приводит к тому, что в 1838-м едет на Мальорку Фредерик Шопен. Биография его говорит, что на этом острове он знакомится с Жорж Санд - известной писательницей из Франции. По-настоящему её звали Аврора Дюпен. В поместье писательницы Фредерик нередко проводил лето. Она была для своего времени довольно эксцентричной личностью. Аврора носила мужскую одежду и Однако, несмотря на это, у писательницы было двое детей. Роман известных людей длился около 9 лет.

Шопен постоянно развивал свой талант и реализовывался творчески, однако на его отрицательно сказался разрыв с Жорж Санд, который произошёл в 1848-м. Композитор также испытывал трудности материального плана, а силы его подтачивал туберкулез. Биография Шопена свидетельствует, что в 1848-м он поехал в Британию, однако самочувствие не позволило композитору дать запланированные концерты в Лондоне. Фредерик возвратился в Париж разбитый и измученный.

Биография Шопена повествует, что в 1849-м он скончался от чахотки. Его предали земле во французской столице. Однако сердце, согласно завещанию, отвезли в Варшаву, где захоронили в костеле.

error: Content is protected !!