Михаил муромов завизжал во время тоста. Ольга Молчанова: "Возродить "Шире круг"? Прекрасная идея!" Биография ольги борисовна молчановой шире круг продюсер

Ольга Борисовна Молчанова – «творческая мама» как называют ее сейчас многие известные артисты, была автором и главным редактором программы на протяжении всей ее истории. В редакции Народного творчества Центрального телевидения в 76 году родилась идея объединить в одной программе не только разные творческие жанры, но и исполнителей разного уровня – и профессионалов, и никому не известных любителей из разных уголков земли. Кастингов тогда не проводили, многочисленные таланты разыскивались другим, уже забытым нам способом.

Ольга Молчанова: «У нас главным источником информации были письма. В то время почта была очень активна, нам приносили их целыми мешками. И мы обязаны были прочитать все, на каждом поставить свою подпись, что письмо прочитано ».

Конечно, были и такие, которые попадали в программу по рекомендациям знакомых Ольги Борисовны. Например, Заслуженная Артистка России Наташа Королева.

Еще один уже не такой молодой, но начинающий артист Александр Серов, которому на тот момент было за 30, тоже попал на запись популярной программы по рекомендации.

***

А вот Народному артисту России Филиппу Киркорову пришлось постараться, чтобы попасть на съемки.

Ольга Молчанова: «В училище Гнесиных работала моя подруга. Она работала концертмейстером. Она звонит мне и говорит «слушай, там у Ланды появился мальчик – поет средненько, но красив как Захаров, даже чем-то на него похож». Ну я уже туда не пошла, раз сказала, что поет средненько, думаю: «что я пойду?». Он мне названивал, названивал, все мне некогда было, и вот он мне дозвонился, и говорю: «приезжайте ».

Юный Филипп показался Молчановой очень музыкальным мальчиком, но особого певческого таланта она в нем не разглядела. Хотя в программу и пригласила. Тем с большим восторгом сейчас Ольга Борисовна отзывается о достижениях своего теперь уже друга.

Ольга Молчанова: «Я поражаюсь тому, как он смог из того небольшого, чем он обладал, развить голос и свои возможности. Это результат потрясающего труда ».

***

В программе Шире круг большие перспективы открывались не только перед вокалистами. Известный юморист Геннадий Ветров этот свой первый телевизионный опыт тоже считает началом большой эстрадной жизни. Еще будучи студентом на одном из конкурсов его заметил знакомый Ольги Молчановой. Конечно, сам Геннадий, такого развития событий не ожидал.

Геннадий Ветров: «Это Ольга Борисовна Молчанова, здравствуйте, я редактор и руководитель программы Шире круг! Я хочу вас пригласить в программу!». Ну я в шоке честно говоря в начале был, думал, розыгрыш. Я говорю: «А что надо делать?» - «Возьмите самый лучший номер свой, приезжайте, и мы сразу снимем ».

***

Если столько популярных артистов начали свой творческий путь именно с подачи Ольги Молчановой, это говорит как минимум о том, что эта женщина была настоящим психологом и обладала тонким чутьем на таланты. Был лишь один в ее жизни эпизод, когда чутье ее обмануло! Это случилось при встрече с Леонидом Агутиным.

Ольга Молчанова: «Он мне что-то так не понравился. Но потом они мне показали пару фонограмм и я одобрила. Но в то же время я не увидела там никакого выдающегося таланта. Вот это моя единственная ошибка всей жизни. Мы поспорили с Игорем Крутым, он мне сказал: «Спорю с вами на то, что Агутин будет звездой», а я говорю: «Никогда! ».

***

Но самая чудесная история, пожалуй, это рождение новых звезд прямо во время съемки программы! Речь о Вячеславе Добрынине, который был композитором и написал огромное количество песен, прозвучавших в программе. Но однажды на сцену пришлось выйти ему самому.

Вячеслав Добрынин: «Мне пришлось войти к микрофону и запеть на фонограмму, которая была подготовлена для Михаила Боярского. Все ждали до последнего, он не мог прилететь из Одессы, там была задержка. И вот мне пришлось выйти и спасти положение ».

***

«Шире круг» – это был настоящий прорыв того времени! Во-первых, впервые появиться на Центральном телевидении мог любой человек, не важно, откуда он и кто по профессии. Главное – талант. Кроме того, создатели программы стали первооткрывателями и в режиссерских решениях.

Есть две программы-долгожители, рожденные в незапамятные времена в недрах Главной редакции народного творчества, «Шире круг!» и «Играй, гармонь!», - получившие активное развитие в наши дни. Одна из них, практически в неизменном виде, и даже с тем же названием - «Играй, гармонь!», другая - несколько видоизмененная, так как концепция «Шире круг!» лежит сейчас в основе целого цикла программ Первого канала. Думаю, было бы несправедливо по отношению к тем, кто их придумывал и делал, остаться лишь с информацией, данной на сайте программы «Играй, гармонь!»: «Цикл передач "Играй, гармонь!" существует на первом канале ТВ с февраля 1986 года. Программа путешествует и показывает разные, неповторимые уголки России, поразительное разнообразие талантов, костюмов, уникальные особенности регионального фольклора. Ее персонажи - гармонисты, плясуны, частушечники - личности яркие, колоритные, с "перчиком" и почти всегда незаурядной судьбы. Автором, ведущим, руководителем и режиссером на протяжении 15-ти лет являлся Народный артист России, Лауреат государственных премий Геннадий Дмитриевич Заволокин. Ныне его дело продолжают дети - Анастасия и Захар. Программа "Играй, гармонь!" - финалист премии "ТЭФИ-2002"».

Об истории этих программ я и хочу рассказать, но сделать это без краткого рассказа о самой редакции, невозможно.

С этого рассказа и начнем.

Часть первая.

Главная редакция народного творчества ЦТ

«Есть милая страна, есть угол на земле,

Куда, где б ни были, средь буйственного стана,...

Всегда уносимся мы думою своей...»

Е. Боратынский

Народное творчество - видеошапка передач Главной редакции народного творчества ЦТ СССР, пытавшейся в самом начале суровой эпохи масс-медиа сохранить оазис аутентичной культуры, чтобы помочь миллионам любителей найти духовную опору на избранном ими пути.

Вспоминаю день 27 мая 1967 года, когда Георгием Александровичем Ивановым, заместителем Председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, я был представлен коллективу редакции. До этого я работал директором Московского Городского Дома художественной самодеятельности МГСПС, который располагался на Большой Бронной, без участия которого не проходило ни одно крупное культурное мероприятие столицы. Отошли в прошлое суровые военные годы. В домах культуры и клубах все большее развитие получали кружки художественной самодеятельности. Среди них - театры драматические, оперы и балета, оркестры духовой, эстрадной и симфонической музыки, любительские киностудии, студии декоративно-прикладного искусства.

Г.А. Иванов, тогда первый секретарь Свердловского райкома КПСС, пригласил меня к себе и спросил, не хотел бы я участвовать в создании телевизионной редакции народного творчества. Он, надо думать, учитывал мой опыт работы и соответствующий круг знакомств. Действительно, работать тогда мне доводилось как раз с теми коллективами и их руководителями, которые впоследствии я приглашал для выступления на ЦТ. Здесь, пожалуй, уместно вспомнить некоторые (к сожалению, далеко не все!) коллективы и имена:

А.В. Прокошина - художественный руководитель хора русской народной песни Дома культуры известного в стране подмосковного совхоза Белая дача, в котором участвовали его работники.

С.Л. Штейн - режиссер театра им. Ленинского комсомола и художественный руководитель Народного театра Дворца культуры завода ЗИЛ, артистами которого были рабочие прославленного завода.

Б.Г.Тевлин - профессор Московской государственной консерватории, а в прошлом, студент дирижерско-хорового факультета, организовавший Московский хор молодежи и студентов.

Н.Н.Калинин ~ художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического оркестра русских народных инструментов им. Н. Осипова. Его знал я с 1959 г ., когда утверждал тогда еще студента музыкального училища, руководителем организованного им коллектива музыкантов при хореографическом ансамбле «Школьные годы» Дома культуры автомобилистов.

Трудно перечислить имена всех крупных деятелей культуры и искусства, принимавших участие в проведении организованных Домом семинарах для руководителей коллективов художественной самодеятельности.

Среди них, помимо уже названных, были: Т.А. Устинова,

B . C . Левашов, К.Б. Птица, В.Г. Соколов, А.И. Лютер, А.С.Илюхин, Н.К. Мешко, О.В. Лепешинская, И.П. Яунзем, А.В. Щуров, Б.О. Дунаевский и многие другие.

Из многих ранних событий моей работы в Доме, наиболее яркими для меня стали: участие во Втором городском конкурсе оркестров русских народных инструментов им. В.В. Андреева, на котором оркестр ансамбля «Школьные годы» получил свою первую награду звание Лауреата и Гран-при (1964), и торжественное открытие Первого Московского городского праздника песни у памятника П.И. Чайковскому. Тогда сводным тысячным хором, собранным из профессиональных и любительских хоров, дирижировал А.В. Свешников.

До своего назначения главным редактором Главной редакции Народного творчества я прошел школу телевидения заместителем главного редактора Главной редакции литературно-драматических передач. Ее возглавлял Н.П. Карцов, человек интеллигентный, чуткий, вежливый, высокообразованный, пользующийся большим авторитетом и на телевидении, и в литературных и артистических кругах. Так что первые знания и опыт подготовки телепередач я получил именно в Литдраме. Помню, как ясным солнечным днем начала осени, я пришел в Телетеатр, где размещалась Литдрамредакция. В широко раскрытые окна кабинета Н.П. Карцова доносился аромат цветов и зелени небольшого уютного садика, на посыпанных песком дорожках которого, на скамейках вокруг большой клумбы, беседуя, сидели сотрудники редакции.

Меня особенно тронуло внимательное отношение к моим первым шагам редактора Н.Н. Успенской, работающей с И.Л. Андрониковым,чьим непревзойденныммастерством

рассказчика я восторгался, смотря по телевидению, еще более сильное впечатление от его артистизма, чувства юмора, создающих непринужденную атмосферу беседы, получил при личном знакомстве.

Я с большим интересом присутствовал при встречах с известными телевизионными ведущими С.В.Образцовым, С.С.Смирновым. В их размышлениях при работе над сценариями я нашел для себя много полезного.

Главной же моей заботой было овладение процессами подготовки передач к эфиру. Освоить этот сложный процесс мне помогли М.П. Макаренков, занимающийся финансовыми вопросами, и Б.О. Политковский, ведущий производство, а также работники отдела координации телевидения Е.Г.Попова, Т.В.Чирикова и Ю.Б.Розов, впоследствии вошедшие в созданный производственный отдел редакции народного творчества.

Все они работали не только четко, ритмично, но и с огромной ответственностью -- они были патриотами телевидения, которое любили.

Первый период творческой деятельности редакции народного творчества начался в двух классах арендуемой телевидением школы в Хавско-Шаболовском переулке, вблизи студийных корпусов Шаболовки. На первом этаже располагались мы, на втором этаже, коридор которого был увешан картинами, - художники. Здесь же, в школе готовились молодые кадры помощников режиссеров, ассистентов для редакций. Именно этими кадрами - Зиной Волковой, Леной Зиминой и Тамарой Горячевой пополнилась в скором времени наша редакция.

В одном классе располагались редакторы, в другом -режиссеры с ассистентами и помощниками. В том и другом принимали авторов передач, руководителей художественных коллективов. Шум от возбужденных голосов всех присутствующих был невероятный.

Так называемый кабинет главного редактора располагался в отгороженном двумя шкафами углу комнаты редакторов. Обстановочка была вполне спартанская: стол, стулья, телефон - ничего лишнего.

Телевизионное вещание велось из двух больших студий, двух маленьких и Телевизионного театра на площади им. Журавлева.

Коллектив редакции народного творчества сформировался из работников музыкальной и литературно-драматической редакций. Это были люди, увлеченные любительским искусством.

На должность главного режиссера редакции я пригласил Д.Г.Кознова, знакомого по Театральному училищу им. М.С.Щепкина, где мы вместе учились. Закончив его, он продолжил образование на режиссерском факультете Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского, работая одновременно в студии цветного телевидения на Шаболовке. Я был рад его согласию, т.к. художественное оформление передач, их режиссура требовали большого внимания.

Главным художником редакции был назначен ныне знаменитый В.Н. Балабанов.

А моим заместителем стала Н.А. Зотова, опытный, умный, чуткий, интеллигентный человек. Мы познакомились, когда к нам, в Дом художественной самодеятельности, приходили работники телевидения и мы консультировали их по выбору интересных, талантливых исполнителей.

Были образованы отделы: музыкальный, им заведовал бывший певец В.М. Афанасьев и тематических передач, в который входили немузыкальные жанры, им заведовал журналист Р.Д. Богоявленский.

В скором времени для редакции были выделены комнаты в основном редакционном корпусе и образовано еще два отдела: художников - заведующий уже упомянутый В.Н.Балабанов и сменивший его К.П.Кулешов и производственный-заведующий Ю.Б.Розов.

Стены холла студий «А» и «Б» Шаболовки, вероятно, помнят приглушенные голоса сидящих за журнальными столиками редакторов, режиссеров, их ассистентов и помощников, авторов и дикторов, совместно с операторами и звукорежиссерами, проигрывающими перед эфиром весь ход передачи.

В те первые годы видеозаписи еще не было, и в эфир выходили «живьем». Особенное внимание, при этом обращалось на точное соблюдение текста, вложенного в эфирную папку утвержденного сценария. За этим внимательно следили цензоры, и всякое отступление строго каралось.

Часть вторая

Программы-предшественницы «Шире круг!»

и «Играй, гармонь!»

Мне кажется, что основы «Играй, гармонь!» заложили три программы, которые мы тогда готовили, - «Голоса народных инструментов», «Самоцветы» и «Родник». Программа «Родник» знакомила зрителей с самобытными певцами из глубинных мест России. «Голоса народных инструментов» - пользующийся популярностью цикл передач об истории бытования музыкальных инструментов народов разных республик страны: от первой балалайки «в три струны», да «гармошки-трехрядки» до хроматической гармошки-баяна и аккордеона, на которых стало возможным исполнять самый сложный репертуар, домры, гуслей, духовых и других инструментов; и, конечно же, о музыкальных конкурсах, самобытных и талантливых исполнителях. Передачу готовили и вели художественный руководитель Национального академического оркестра русских народных инструментов Н.Н. Калинин и солист оркестра лауреат Международных конкурсов А.А. Цыганков, профессора И.С. Илюхин, А.И. Лютер, Е.И. Максимов и другие.

Но, конечно, с особенным удовольствием о гармонике и гармонистах рассказывал ныне основатель Музея русской гармоники, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств A . M . Мирек, я бы назвал его основателем этого цикла (редакторы Э.А. Коган, В.М. Свилих, Э.П. Забавских).

A . M . Мирек, прекрасно знающий историю гармоники, в своей авторской программе рассказывал об уникальных мастерах-умельцах создателях этого инструмента и мастерах игра на нем. В эту рубрику органично входили концерты выдающихся балалаечников П.И. Нечепоренко, М.Ф. Рожкова, Б.С. Феоктистова, Е.Г. Авксентьева, баяниста А.В. Тихонова, гусляров В. Городовской и М. Чекановой, гитариста Александра Иванова-Крамского, а также концерты оркестров и ансамблей союзных и автономных областей и республик.

В этих передачах Мирек рассказывал о своей коллекции гармоник. А через несколько лет в редакцию приехали братья Заволокины, известные в Сибири гармонисты, и рассказали о своей деятельности, предложив концепцию для более широкой популяризации в стране этого инструмента. Мы приняли их предложение. С той поры начала свое победное шествие программа «Играй, гармонь!». Концепция Заволокиных на популяризацию и массовость, видимо, совпала с общей тенденцией развития ТВ, в отличие от концепции Мирека, ориентированной на профессиональных исполнителей.

Именно так родилась программа «Играй, гармонь!», созданная братьями Геннадием и Александром Заволокинами в 1985 г . Кроме регулярного экрана, это означало тысячи концертов по всей стране, сотни песенных праздников в больших и малых городах, продолжающихся по сей день. Ее готовит новосибирский центр «Играй, гармонь», ныне возглавляемый дочерью Заволокина, Анастасией Геннадьевной.

До ухода Г.Д. Заволокина на другой телевизионный канал с ним работали: редакторами Л.В. Кравец, Е.П. Зимина, режиссерами: Н.С. Тихонов, М.П. Васильев, Г. Расторгуев, М.К. Русских, В.Н. Мельникова. Геннадий Дмитриевич был непростым автором, не слишком любил критику, направленную на то, чтобы сделать его программу более стройной, часто не соглашался с редакторами - поэтому редакторов и режиссеров его программы приходилось менять.

В рамках массовости и популяризации стала развиваться и еще одна программа - получившая впоследствии название «Шире круг!». Программа «Шире круг!» была образована в начале 1983 года. Редактором была О.Б. Молчанова, режиссерами - Г.Д Бичурин и М.М. Рождествин. Программе, конечно же, предшествовал поиск формы передачи - во-первых, для массовой, главным образом, молодежной аудитории, во- вторых, это был поиск талантливых, но пока неизвестных исполнителей и ведущих. Как говорится, «проснулся знаменитым»…

В первой программе участвовал композитор и певец Ю.Антонов. Он исполнил свою песню «Под крышей дома моего», которая оказалась хитом той поры. Телевизионный дом, хозяйкой которого была О.Б. Молчанова, собирал все более широкий круг исполнителей и телезрителей. Команде программы доверяли, к ним исполнители шли с удовольствием. Поначалу в основном это были, так сказать, аутентичные исполнители, но постепенно (и, надо заметить, довольно быстро) все больше стали приглашаться молодые эстрадные певцы-профессионалы. Передачи помогали всем стать более популярными.

В программе начинали свою карьеру Филипп Киркоров, Александр Глызин, Ольга Зарубина, Александр Серов, Юрий Лоза, Леонид Агутин, Дмитрий Маликов, Валерия, Вячеслав Малежик, Екатерина Семенова, Ярослав Евдокимов, Александр Малинин, Николай Королев, Таисия Литвиненко, Екатерина Суржикова и др.

Участвовали известные композиторы Владимир Шаинский, Владимир Добронравов, Раймонд Паулс и другие. Их песни были в ряду самых распространенных и любимых. Впрочем, у каждого поколения свое время и свои песни. Жаль, что все меньше хорошей музыки и хороших, истинно поэтических стихов.

Предшественницами программы «Шире круг!» были «Экран собирает друзей», «Музыкальный турнир городов», «Телетеатр принимает гостей», «Карусель». С ростом технических возможностей телевидения редакция стала готовить более сложные передачи. В студии «А» мы, используя прямые включения местных телестудий, начали проводить «Музыкальный турнир городов».

Для участия было приглашено жюри, которое возглавлял В.Г. Соколов, членами жюри были И.П. Яунзем, О.В. Лепешинская, В.И.Федосеев, К.Б.Птица, М.Гольдина, А.Илюхин, Т.Устинова, В.Левашов, Т.Ткаченко, А.Чижова, Н.Калинин, А.Лютер, Н.Мешко, А.Щуров, Б.Дунаевский.

Две молодые девушки-инженеры ТТЦ сидели за установленными для них пультами связи и подсчитывали голоса телезрителей после окончания выхода в эфир одного из городов, данные передавали председателю жюри для опубликования в эфире.

Еще одна программа схожей тематики - «Телетеатр принимает гостей» (в преддверии празднования 50-летия образования СССР переименована в «Наш адрес - Советский Союз»). Гостями были не только ансамбли и коллективы художественной самодеятельности, ими были государственные ансамбли танца всех союзных и автономных республик, краев и областей.

Был такой случай. Из Львова был приглашен ансамбль бандуристок. Постоянные зрители Телетеатра рабочие Московского электролампового завода, как всегда заполнили зрительный зал. Но самолет с посадкой задерживался. И мы, и зрители очень волновались. Чтобы успокоить собравшихся уговорили ведущего программу Володю Ухина, прекрасного рассказчика о приключениях дикторов во время эфира, развлечь их телевизионными анекдотами. Целый час продолжался его импровизированный концерт, сидящие в зале хватались за животики от откровений Володи. Тем временем, нам удалось уговорить руководителя прилетевшего ансамбля, несмотря на усталость артистов, ехать не в гостиницу, а к нам. Рабочие завода устроили уставшим бандуристкам бурную овацию, отмечая их мужество и верность долгу.

Программа «Карусель» популярная, динамичная, передача, представлявшая в форме традиционного праздничного гуляния народное искусство нашей страны, родилась в студии «А», в которой ее творцами-редакторами А.Ангарской и Л.Яшиной, режиссером А.Гомоном, его ассистентом В.Зарубиным в содружестве с художником Ю.Любимовой было придумано оригинальное оформление, имитирующее подлинную старинную карусель. Потом программу перевели на сцену Телетеатра, где был вращающийся круг. Сюда приезжали коллективы и солисты из разных городов и сел страны. Завершался цикл программ торжественным концертом победителей телевизионного обозрения «Карусель» в день коммунистического субботника 15 апреля 1972 г . в Кремлевском Дворце съездов.

В концерте приняли участие более тысячи человек из Москвы и Ленинграда, Коломны, Пскова, Куйбышева, Воронежа, Горького и Прокопьевска, Литвы и Эстонии, Узбекистана, Казахстана и Туркмении, Белоруссии и Украины, Грузии и Молдавии, Якутии и Тувы.

Концерт вела диктор С.Моргунова, редакторы А.Николаевский, А.Ангарская, Л.Яшина, режиссер Д.Кознов, балетмейстер Г.Гороховников, художники В.Балабанов, В.Погодин, ассистенты режиссера З.Вишневская, И.Потемкин, помощники режиссера З.Колодкина, Е.Подгорненская, Л.Семенова, К.Христовский.

Помню радость, охватившую участников концерта после успешного его окончания, когда поздним вечером шли с шутками и прибаутками, цирковыми атрибутами и музыкальными инструментами через пустынный Кремль, и только стоящие навытяжку безмолвные часовые недоуменно смотрели на шумную ватагу.

Вот так складывались в недрах редакции популярные программы, удачные формы которых, как мне кажется, в настоящее время активно используются современным телевидением. Но хочет ли оно знать об этой истории?

Ведь с разгромом телевидения и соответственно Редакции народного творчества исчез центр, который позволял тысячам любителей не только участвовать, но учиться и приобщаться к аутентичной традиции, создавать соответствующие архивы и т.п. Приведу цитату из понравившейся мне статьи моего коллеги В.Н.Козловского: «На страницах газеты «Правда» от 2 октября 1977 года секретарь ВЦСПС Л.А.Землянникова, председатель оргкомитета фестиваля, отмечала: «Фестиваль стал значительным событием в общественной и культурной жизни страны. Только его лауреатами стали три тысячи хоров, музыкальных, хореографических ансамблей, народных театров, студий, агитбригад, 80 тысяч рабочих, колхозников, студентов, учащихся профтехучилищ, военнослужащих».

Вдумаемся в масштабы, уверен - цифры не лгут. Ведь все эти любители так или иначе становились трансляторами ТРАДИЦИИ. А мы сейчас сетуем, кусаем локти, ищем хоть где-нибудь. Может быть, стоит обратиться к своей же истории?

Главный редактор Главной редакции

народного творчества ЦТ 60-70х годов

Н.С.Изгарышев

Ольга Молчанова появилась на свет в Екатеринбурге 27.03.1949 г. В 1976 году на центральном телеканале вышел музыкальный перформанс «Шире круг». Программа стала небывалым прорывом для того периода - рейтинги нереально зашкаливали. Ольга Молчанова - редактор «Шире круг», была одновременно вдохновителем, душой, творцом и представительным лицом этого проекта.

Награды и заслуги

Благодаря ее участию отечественная сцена получила звезд, чьи имена стали известны в каждом доме. Именно на съемках этой программы впервые засветились такие личности, как М. Задорнов, А. Малинин, Малежик Вячеслав, Наталья Королева, Ф. Киркоров и множество прочих. Для большинства артистов той поры Ольга Молчанова стала второй, творческой, матерью.

Ведущая является Заслуженным деятелем искусств РФ. Кроме того, Ольга Борисовна - лауреат премии национального масштаба «Овация» в номинации «Внесение особого вклада в развитие музыки на телевидении». В 2001 году «Шире круг» транслируется на канале ТВЦ. С падением рейтинга популярности передачи Молчанова активно трудится в других странах, особенно часто она посещала Израиль.

Выдержки из интервью

Ольга Молчанова - редактор «Шире круг», в одном из своих интервью заявила, что юбилейный выпуск программы снимался 11 февраля в концертном зале "Россия". Его ведущими стали пять знаменитых актрис, которые в свое время выступали уже в этой роли. Среди них Екатерина Семенова, Алена Апина, Татьяна Овсиенко, И. Броневицкая и Жасмин. Разбавил сугубо женский коллектив единственный представитель мужского пола в лице актера Геннадия Ветрова.

Ведущая «Аншлага» Р. Дубовицкая сказала, что это именно она дала толчок таланту Гены. По большому счету Ветров впервые появился на экранах телевизоров в 80-е годы с личным уникальным номером - одновременоой игрой на полутора десятках инструментов в проекте "Шире круг". На то время актер был участником театральной группы "Буфф" из Ленинграда. Первые весомые шаги на сцене в этой передаче сделал молодой украинец Олег Жигалкин в жанре пародии. Сейчас удостоен звания Народного артиста Украины.

Как утверждает Ольга Молчанова, Олег проходил службу в армии, когда его товарищи написали в редакцию письмо о том, что их сослуживец прекрасно имитирует популярных артистов и даже подражает тембру Зыкиной. Редколлегия решила пригласить его на съемочную площадку, и Жигалкин, будучи молодым солдатом, взошел на лестницу популярности. Впервые засияла в передаче еще одна звездная персона - известная и очень почитаемая на постсоветском пространстве Нина Шестакова, некоторое время работавшая в коллективе Софии Ротару. Через годы забвения зрители снова смогли лицезреть Нину в юбилейной программе.

Ольга Борисовна Молчанова, биография которой насыщена многочисленными знакомствами (в том числе и на личном фронте) с различными звездами, не стесняется говорить о том, что чувства играли определяющую роль в выборе солиста для участия в передаче. Однако все такие прерогативы оправдали себя на все сто, поскольку люди оказались действительно талантливыми, что подтверждено любовью поклонников и временем.

Трудности и их преодоление

Игорь Матвиенкооднажды принес кассету с набросками группы «Иванушки Интернэшнл» с просьбой прослушать ее и дать шанс ребятам в самой популярной на то время программе «Шире круг». После изучения материала Молчанова просто полюбила эту группу, особенно солиста И. Сорина, который, по ее мнению, обладал невероятным обаянием и талантом.

Ребята выступили в нескольких передачах «Шире круг». Как утверждает сама Ольга Молчанова, биография которой насыщена различными событиями, она рада, что с ее помощью коллектив оказался на пике популярности. Кстати, на площадке выступило уникальное творческое "открытие" - мегаталантливая девочка восьми лет Евгения Алдуховаиз Брянска, которой пророчили большое будущее. Она выступает с сольными концертами и записала более двадцати песен вживую.

Конфликтные моменты с подопечными

На вопрос о конфликтных ситуациях со знаменитостями Ольга Борисовна ответила, что бывало и такое. К примеру, эпизод с Татьяной Марковой, который случился на съемке в Пятигорске. Участников поселили в красивом и фешенебельном санатории, Тане с супругом предоставили полулюксовый номер. В таких же апартаментах проживали Корнелюк, Я. Евдокимов и многие другие. Люксов выделено было всего два. В одном поместили Михаила Муромовасовокупно с музыкантами, а второй заняла непосредственно Молчанова, так как номер одновременно являлся штабным офисом телепрограммы.

Но Марковой было тесновато и неудобно на пару с мужем в своем полулюксе, и она, позиционируя себя непревзойденной звездой, поставила ультиматум, заявив, что если ее не переселят в люкс, она уедет. От ее отсутствия программа вряд ли бы пострадала, но Ольга Молчанова, редактор «Шире круг», биография которой содержит минимум конфликтных споров, решила уступить артистке свой номер.

Любимцы "творческой мамы"

Часто так называемыми "своими" артистами у редакторов становятся те, кто платит. В советское время подобной всеобъемлюющей практики практически не было, но не совсем чистые на руку организаторы и тогда требовали у исполнителей финансовые откупные, зная об их заинтересованности в телеэфире. Ольга Молчанова утверждает, что такие отношения с артистами для нее были неприемлемы, она ставила на тех, кого "открывала" и любила.

Она ценила и развивала талант и перспективное будущее. Это и Дмитрий Маликов, который в 16 лет исполнил композицию "Солнечный город". Однозначно - Филипп Киркоров, увидев которого впервые, редактор «Шире круг» сомневалась в его блестящей карьере. Несмотря на эффектные внешние данные, совмещенные с внутренней культурой и музыкальностью, вокальная часть оставляла желать лучшего. "Творческая мама" даже не предполагала, что человек сделает такой гигантский скачок и станет мегапопулярным эстрадным певцом. Среди любимцев Ольги Борисовны:

  • Серов Александр;
  • Ярослав Евдокимов;
  • гуру аккордеона Валерий Ковтун;
  • Добрынин Вячеслав.

Кстати, последний артист попал в опалу к государственным органам, которые утверждали участников программы. Невзирая на это, Ольга Молчанова, фото которой представлено ниже, продвинула его на большую сцену.

Личные пристрастия

В свое время одним из любимцев Ольги был Михаил Муромов. Контакт у них сложился после рекомендации подруги Риммы Казаковой, когда Миша работал метрдотелем. Определенное время у них был роман с дорогими подарками. После охлаждения в отношениях Муромов и Ольга Борисовна Молчанова, биография которой окружена сплошь и рядом звездами, остались хорошими друзьями. Многие артисты не раз выручали свою «крестную» морально и материально.

Легендарная личность - музыкальный редактор, создатель и вдохновитель передачи «Шире круг» - рассказывает «ТН» о телевидении прошлого, популярной программе и непопулярных когда-то Киркорове и Крутом.

О Лёне Агутине я впервые услышала от его отца - Николая. Коля одно время был директором Славы Малежика, ведущего программы «Шире круг». А со Славой, соответственно, дружила я. Николай однажды сказал мне: «Оля, у меня подрастает такой классный пацан - думаю, тебе понравится. Через несколько лет покажу». Он мечтал вывести сына на эстраду. Но Лёню привел ко мне не он, а Олег Некрасов, который стал Лёниным директором много лет спустя. Это случилось в начале 1990-х.


С Вячеславом Малежиком (1980-е)


Олег ходил по музыкальным редакциям и везде предлагал молодого артиста, но, как я понимаю, безуспешно. Однажды привел его к нам в программу «Шире круг». Признаться, никакого особого впечатления Леонид на меня тогда не произвел. «Это румба» - так, по-моему, называлась песня, которую Лёня впервые исполнил в программе «Шире круг». Потом он начал появляться и в других передачах. Ну а затем спел «Босоногого мальчика» и вмиг стал популярным.

Через пару лет Игорь Крутой спросил меня: «Как тебе Агутин?» Думаю, Игорь помогал Лёне в его продвижении. Отвечаю: «Никак». - «А спорим, он будет звездой?» Я поспорила и, как вы понимаете, проиграла. (Смеется.) Это, пожалуй, единственный случай, когда я не угадала. Зато теперь Агутин - один из моих любимых артистов.

Игорь Крутой тоже ведь не сразу стал известен широкой публике и пробивался на музыкальный Олимп с трудностями.

Игорь обязан всем Александру Серову, его голосу, харизме. Тот стал популярен раньше. Первая песня, которую Саша спел в программе «Шире круг» и вообще на Центральном телевидении, была написана не Крутым, а Женей Мартыновым. Это «Эхо первой любви» на слова Рождественского.

С этой песней Мартынов и Серов появились в нашей редакции на Шаболовке. Женя меня с Сашей и познакомил. Песня понравилась, мы ее сразу записали. А Саша понравился всем нам, редакторам, - еще бы, в молодости он был невероятным красавцем! А голос! А манера! В то время на нашей эстраде не было подобных «западных» артистов. Серов не раз пел у меня в программе и часто заговаривал по поводу песен своего друга - Игоря Крутого. А я уже знала, что Игоря не очень жалуют на телевидении. Шел такой шорох: и фамилия какая-то подозрительная, и главное, не член Союза композиторов. Предпочитали, чтобы только «члены»…

И все-таки когда Саша принес песню Игоря Крутого на стихи Риммы Казаковой «Мадонна», а затем «Ты меня любишь», телевизионщики не смогли устоять. Дали их в эфир, и Крутой проснулся знаменитым.



С Филиппом Киркоровым (начало 1990-х)


- Расскажите о «короле эстрады» Филиппе Киркорове. Ведь он тоже стал известен благодаря участию в передаче «Шире круг».

Филипп - единственный артист, который не устает в любом интервью говорить программе спасибо - необязательно Ольге Борисовне Молчановой. (Смеется.) Он очень благодарный человек. Не скажу, что мы его раскрутили, нет. Но засветился он именно в «Шире круг».

Для Филиппа его внешность - глав­ный ко­зырь. Я увидела его семнадцатилет­­ним и буквально ослепла от красоты. Он тогда учился в училище имени Гнесиных, где работала моя близкая подруга, пианистка Лидия Ляхина. Она аккомпанировала студентам класса Маргариты Иосифовны Ланды. И однажды Лида позвонила мне: «Оля, какой парень появился, с ума сойти! Красив как бог». Она, кстати, когда-то и Сережу Захарова «присмотрела» (тоже воспитанника Ланды) и со мной познакомила. Филипп и Сергей в молодости - одно лицо.

Когда Лида сказала Филиппу, что знает меня, он начал просить ее нас познакомить, ведь в передачу «Шире круг» мечтал попасть каждый исполнитель. Я разрешила дать свой номер, и он принялся обрывать телефон. А я все размышляла - надо, не надо. Лида сказала, что поет не очень… И когда раздавался телефонный звонок, я шептала маме, что меня нет дома. Но Филипп оказался настойчив и со временем нашел подход к маме - ключик к сердцу подобрал: говорил, что у нее молодой красивый голос.

Мама начала уговаривать: «Слушай, Оля, это становится неприличным - подойди к телефону. Такой хороший мальчик, вежливый, деликатный». Наконец я назначила ему встречу в редакции. Он пришел в белом наглаженном костюме. Таращил на меня свои и без того огромные глазищи. И пока мы беседовали, все время стоял.


С Львом Лещенко (1974)

- Неужели из-за присутствующих рядом женщин?

Он потом признался, что надел свой единственный концертный костюм и боялся помять брюки. Присел, лишь когда аккомпанировал себе на фортепиано - пел болгарские песни Тончо Русева, своего любимого композитора. Он поставил нотную тетрадку на пюпитр, а поскольку она была до этого скручена в трубочку, пока Филипп играл, соскакивала и падала. Он страшно смущался. И приходилось повторять снова и снова. На той встрече в профес­сиональном смысле Киркоров не обещал ничего яркого. Но в него сразу же влюбились все женщины «Останкино» и «Шаболовки»! И спрашивали меня: «Когда прекрасный мальчик появится в вашей программе?»

Не дать эфир такому красавцу было невозможно - так же как не помочь найти песенника, который бы сделал русскоязычные подтекстовки на мелодии болгарских композиторов. Села на телефон, начала звонить «великим»: Дербенев болел, Танич сказал, что у него ремонт, Шаферан отказался. Вспомнила о поэтессе Наталье Шемятенковой, жене большого чиновника из ЦК партии. Она согласилась на встречу. Поехали с Филиппом в ее роскошную квартиру на Щусева, соседкой по площадке была Галина Брежнева. Все сложилось. Наташа тут же в него влюбилась, очень старалась, и получились симпатичные песни. Филипп засветился в нескольких программах, стал набирать обороты, расти и крепнуть в профессиональном смысле.

- Вроде и Наташе Королевой вы дали старт? Кто ее к вам привел?

Я дружила с Левой Лещенко, а он - с Наташиной мамой. Вот с Левиной подачи Королева и оказалась в программе «Шире круг» - ей тогда всего 13 лет было. Лева сказал мне, что есть в Киеве девочка, хорошо поет. Лещенко для меня авторитет, поэтому мы сразу вызвали Наташу в Москву, она спела миленькую песенку о школьной любви. Выступала, разумеется, под своей настоящей фамилией - Порывай. Алла Перфилова из Аткарска тоже впервые в передаче «Шире круг» спела, еще студенткой. Теперь вы ее знаете под именем Валерия.

С Юрием Антоновым (2006)

В то время многие артисты, которые ездили на гастроли по всей стране, привозили к нам в редакцию кассеты, говорили: вот хорошо поет парень или девчонка. Видео тогда еще не было. Мы прослушивали все, что нам несли, и, если считали, что молодой исполнитель действительно стоящий, приглашали на съемку. Иногда вызывали просто по рекомендациям корреспондентов. Прочитаем письмо из какого-нибудь дальнего уголка страны, что есть талантливый человек, и шлем телеграмму - пусть выезжает. Какое-то внутреннее чутье и стиль самих писем подсказывали решение. Ошибок практически не было.

- А приезжали за государственные деньги?

Нет, за свой счет. Демократичная была передача, горжусь! Я и сама ездила по стране и, если попадались интересные певцы, тащила в Москву. Как-то была в Таллине на празднике песни. Вечером пошли в знаменитое ночное варьете, и там я увидела Анне Вески. Свободная, по-западному раскованная, улыбчивая… Очень она мне понравилась, и я пригласила Аню в передачу «Шире круг».

Юрий Антонов появился впервые на экране именно в нашей программе. У него к тому времени уже была бешеная популярность, а как он выглядит, никто не знал. Песни распространялись через подпольные кассеты. И никто не решался показать его по телевизору - сверху спустили негласное указание: раз не член Союза композиторов - не пускать. Но передача «Шире круг» была приписана к редакции народного творчества, поэтому все логично: неизвестный молодой исполнитель, как бы из народа, делает первые профессиональные шаги - надо помочь. В 1980 году мы даже сняли его маленький сольный концерт, который имел большой успех.


С Вячеславом Добрыниным (1989)

Познакомил нас все тот же Лева Лещенко. Много о Юре рассказывал, и в какой-то день тот пришел на Шаболовку. Я удивилась: совсем не так его представляла. Плотный, упитанный… И прямо сказала: у вас замечательные песни, только надо похудеть. Я же не знала Юрин характер, его обидчивость. Он рассердился, вспылил и ушел. Но, видимо, простил мою бестактность. Потом мы с Юрой подружились, все его лучшие песни впервые звучали в программе «Шире круг».

- А как же его характер? Юрий Михайлович славится неуживчивостью.

Со мной он был нежным и ласковым, белым и пушистым. Но вот с другими… Однажды мы решили поставить его ведущим программы. На сцену он выходил вместе с певицей Татьяной Ковалевой. Текст Юра, конечно, не выучил. На замечания партнерши огрызался. Раздражение выражал не совсем цензурно. К середине передачи мы сообразили из кадра ведущих убрать и просто снимать концертные номера - все подряд. А потом распустили публику и отдельно записали текст. Но стоит отметить, что зрители Антонова боготворили и заполнили студию до отказа. Несмотря на то что в то время собрать аудиторию было трудно. Мы ведь не платили за участие, как это делается сегодня. А съемка долгая, утомительная, не все выдерживали. Но на Антонова примчались толпы его поклонников, веселились, наблюдая за ссорой ведущих. (Смеется.)

До сих пор с Юрой дружим, но у него - взрывной характер, и эксцессы иногда случаются.

- Ольга Борисовна, на советское телевидение можно было пробиться без блата, но за деньги?

Стою как-то в курилке на нашем тринадцатом этаже. И слышу разговор этажом ниже: «Слушайте, надо как-то запихиваться в новогоднюю программу. Куда попробуем? В «Огоньке» денег потребуют, нет, не потянем… Давайте пойдем в «Шире круг» - там бесплатно». За участие в том же «Голубом огоньке» или в «Утренней почте» надо было платить. Потом я узнала, что это были ребята из группы «Секрет», которые тоже впервые появились на всесоюзном ТВ в программе «Шире круг».

Про деньги еще история смешная была. Композитор Илья Словесник принес мне свою песню на аудиокассете. Он способный был, хорошую музыку писал, и многие артисты его песни пели, но он захотел сам их исполнять. И вот приходит, передает коробочку, объясняет, что там запись и текст новой песни. Я говорю, что послушаю потом, сейчас некогда. И вот он начинает названивать: «Ольга Борисовна, ну что, послушали? Нет? А текст видели?» Я отвечаю: у меня запарка, что с текстом случится? Короче говоря, однажды открываю коробку, а там деньги. Не помню, какая была сумма, примерно месячная зарплата рядового инженера. Я положила обратно, а композицию послушала. Он позвонил в очередной раз, я говорю: «Илюша, приезжай забирай песню вместе с «текстом».

Я талантливых людей всегда брала охотно и обязательно помогала, хотя можно было и с работы вылететь за некоторые вещи. Не раз шла на подлог.

Однажды Олег Митяев - исполнитель без регалий, не член Союза композиторов, в то время студент Челябинского института физкультуры - пел у нас замечательную песню собственного сочинения. И я, боясь, что опять будут спрашивать, увидев незнакомую фамилию, член или не член Союза, написала в программке, которые перед эфиром просматривало начальство: «Музыка Пахмутовой, стихи Добронравова, поет Олег Митяев». Посмотрели: а, Пахмутова? Это хорошо. И пропустили в эфир. Поскольку программа шла в записи, мы позже написали в титрах, что автор и исполнитель новой песни - Митяев. Песня понравилась.

- Каким вы застали телевидение?

Я пришла работать в 1972 году, 45 лет назад. Развлекательных программ было совсем мало. Большие концерты - лишь по праздникам. Я теперь думаю: может, это и хорошо! Зато был прекрасный КВН. А позже - незабываемые программы Листьева, любимая передача «Вокруг смеха». И на радость интеллектуалам - «Очевидное - невероятное», «Кинопанорама», «В мире животных». В общем, много интересного.

С Александром Серовым (1992)

Тогда Гостелерадио возглавляла, по слухам, одиозная личность - Сергей Георгиевич Лапин. Про его жесткий нрав ходили легенды. Но не все знали, что он образованный человек, великолепно знал поэзию, на память цитировал многих выдающихся поэтов - не только Пушкина, но и запрещенных Бродского и Пастернака. Другое дело, что Лапин был руководителем огромной идеологической структуры. А это ко многому обязывало. Тщательной проверке на предмет «идеологической чистоты» подвергались и эстрадные программы. Например, он постоянно придирался к текстам песен. Как-то из «Песни года» потребовал убрать знаменитый «Снегопад» Алексея Экимяна в исполнении Нани Брегвадзе. Прицепился к строчке «Если женщина просит». Слушайте, говорит, о чем она просит? Не должна женщина так все время настойчиво просить!

Он ввел и систему запретов на отдельных артистов и композиторов. Не в чести были Антонов, Добрынин, Тухманов… Говорил: «Пусть их в ресторанах поют». Даже такая, казалось бы, патриотичная песня Добрынина, как «Родная земля», вызывала негативные эмоции. Дескать, мотив не русский, больше на ближневосточный смахивает, да и слова странные: «Родная, родная…» Кого это мы так настойчиво убеждаем, что наша советская земля нам родная? Пытались заступиться, говорили, что песня настолько популярна, что ее даже пьяные поют. Вот, говорит, пусть пьяные и исполняют, а на телевидении не надо. Долгое время Славе Добрынину никак не удавалось пробиться. Помогла Анна Герман, исполнившая его «Белую черемуху».

С этой знаменитой песней вышла такая история. Лапин просматривал все праздничные программы, и обязательно - «Шире круг». Помогал ему музыкальный консультант - Никита Богословский, который недолюбливал Добрынина. Он-то и сообщил, что некая Молчанова не с кем-нибудь, а с Анной Герман записывает песню Добрынина «Белая черемуха». Лапин в ярости! Его любимая певица, обожаемая Герман вместе с ненавистным Добрыниным и Молчановой, которой все время что-то надо, творят беспредел. Вызвал меня для разноса, а я с порога заявляю: «Сергей Георгиевич, тут такая история. Мы записывали с Аней совсем другую песню для программы «Песня далекая и близкая». И вдруг Анна сказала мне, что Слава Добрынин принес ей чудесную «Черемуху». Уже и фонограмма готова. И попросила дать возможность ее спеть. Сергей Георгиевич, вы же понимаете, я не могла нашей зарубежной артистке сказать, что композитор Добрынин не пользуется вниманием руководителей телевидения, что он у нас фактически запрещенный композитор. Как бы она меня поняла? Поэтому я и согласилась. И мы записали - все равно оставалось немного студийного времени».

На самом деле я открытым текстом попросила: «Давай, Аня, запишем «Черемуху» - этим ты поможешь молодому талантливому композитору».

Слава был достаточно настойчив и даже бесцеремонен, когда хотел понравиться. Красивый, обаятельный, сразу всех покорял. И Аню, и меня. Дело прошлое - у нас с ним даже роман был.

- Выходит, ему не пришлось «текст песни» заносить отдельно?

Я смеялась, потому что Лапин сказал мне тогда: «Я слышал, Добрынин бегает по редакциям с портфелем, набитым деньгами, и всем редакторам деньги раздает. Вам он тоже платит?» Я говорю: «Сергей Георгиевич, я от Добрынина денег не получала. Да и не такой он щедрый, чтобы деньги раздавать. Он даже скуповат. Думаю, что это сплетни про портфель».

Этот эпизод я вспомнила у Малахова в программе «Пусть говорят». Слава на меня очень обиделся. И полночи звонил - спрашивал, зачем я это сказала. Довел меня до истерики. (Смеется.) Но, объективно говоря, он был одним из самых ярких, как сейчас говорят, хитмейкеров. Сейчас он почти ничего не пишет, а тогда хиты у него выходили обоймами. Только с их исполнением на ТВ и по радио были, как я уже говорила, большие проблемы.

- За что вам еще влетало от Лапина?

Вспоминаю такой случай. На заставку программы мы взяли новую песню Раймонда Паулса на стихи Ильи Резника в исполнении группы «Ариэль», в ней были такие слова: «Шире сердце, шире наш круг». Звонят от Лапина: «Ольга Борисовна, зай­дите!» Хорошо, в тот день я оказалась ненакрашенной и уместно одета. Председатель Гостелерадио был консерватором - никакой косметики, никаких брюк.

И вот о чем он меня спросил: «А вы знаете, что бывает, когда «шире сердце»? Инфаркт! Убрать песню!» Он был непреклонен - пришлось искать другого автора. И тогда Юра Антонов написал для нас другую песню «Шире круг», на стихи Леонида Фадеева, и сам ее первый исполнил.

- Кстати, кто придумал название программе, под которым она существовала четверть века?

Я и придумала. Главная идея - многожанровость! Фольклор, эстрада, цирк, оригинальные жанры, танцевальные номера. И сначала придумалось название «Мы поем и танцуем». Но Лапин сказал: «Понятно… Значит, поем и танцуем. А работать кто будет?» Я говорю: «А давайте «Шире круг»?» Лапин это принял. Оно отражало еще и многонациональный состав участников. Кто и откуда к нам только не приезжал! И какое-то время программа жила с этим именем. И вдруг однажды Лапин заявил, что название ему не нравится. Звучит, дескать, как «изба-читальня». Простовато, по-деревенски.

Через какое-то время «Шире круг» волевым решением переименовали в «Добро пожаловать». Полгода программа шла под этим неказистым названием. А в те годы большую роль играли письма. Пошли протесты: верните старое название. И тогда наш главный редактор Кира Вениаминовна Анненкова отправилась к Лапину и без обиняков сказала: «Если бы вы уснули вчера Сергеем Георгиевичем, а сегодня утром проснулись Иваном Петровичем, как бы вы себя чувствовали?» Он оценил остроумие. И передача - по требованию трудящихся - снова стала называться «Шире круг».

- Ольга Борисовна, смотрите сейчас телевизор? И как вам происходящее на экране?

Редко смотрю и вижу много пошлости. Раздражают скандальные ток-шоу, рассчитанные на невзыскательный вкус. Я не хотела бы возвращаться на телевидение, хотя по нему скучаю. Уровень многих людей, которые там работают, оставляет желать лучшего. Кажется, что у этих «творцов» - я имею в виду редакторов - нет не только музыкального, но вообще какого-либо образования. Про интеллект я и не говорю, но хотя бы кругозор был! Признаюсь, что вынашиваю замысел реанимировать любимый народом «Шире круг». Программа была популярна двадцать лет! И даже когда передача продолжила свою жизнь на ТВЦ, она пользовалась успехом еще лет десять. Меня о ней до сих пор спрашивают люди, когда узнают, что я телевизионный человек.

Когда мне исполнилось пятьдесят, на Центральном телевидении по случаю юбилея мне выписали премию, наградили всякими грамотами - и освободили от работы. В связи с реорганизацией ЦТ нашу редакцию народного творчества просто-напросто ликвидировали.

Все меняется: возможно, и у нашей исторической программы начнется новая, необыкновенная жизнь. Мечтать не вредно!

Ольга Молчанова

Образование: окончила Уральскую консерваторию им. Мусоргского

Семья: сын - Олег, юрист; внуки - Константин (25 лет), Антонина (19 лет); правнук - Артем (4 года)

Карьера: автор идеи и музыкальный редактор популярной в 1980-90-х годах программы «Шире круг». Всего передача просуществовала с 1976 по 1996 год, с 2001-го продолжилась на канале ТВЦ до 2006-го. Заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат премии «Овация»


Алла ЗАНИМОНЕЦ

Создательница телешоу «Шире круг» Ольга Молчанова получила от Филиппа Киркорова в подарок полавтомобиля

40 лет назад на нашем ТВ появилась легендарная программа «Шире круг» - первое отечественное телешоу, которое открывало новые таланты. Именно в этой передаче дебютировали на голубом экране Юрий АНТОНОВ, Вячеслав ДОБРЫНИН, Олег МИТЯЕВ, Дима МАЛИКОВ, Наташа КОРОЛЕВА, ВАЛЕРИЯ и многие другие ныне известные артисты. Мы поинтересовались у создательницы и бессменной руководительницы программы Ольги МОЛЧАНОВОЙ, как музыканты отблагодарили ее за то, что она дала им «путевку в жизнь».

Я никогда не строила отношения с артистами на корыстной основе, - призналась Ольга Борисовна. - Не секрет, что еще в советские времена некоторые сотрудники телевидения брали с артистов за эфиры деньги или дорогие подарки. Но в редакции народного творчества, где я работала, это не было принято. Помню лишь один случай, когда мне хотели «дать на лапу».

Был такой очень хороший музыкант и композитор Илья Словесник . Он пытался сам петь. Но из-за специфической внешности его как певца никуда не брали. И, видимо, кто-то посоветовал ему обратиться ко мне. Мол, я могу пропихнуть его в «Шире круг» под видом самодеятельного артиста. «Оставь мне пленку со своей песней! - сказала я ему. - Мне сейчас некогда. Я ее потом послушаю. И мы определимся, куда ее можно пристроить». «Имейте в виду, что к пленке приложен текст!» - предупредил меня Словесник. Но я не придала этому значения.

Через некоторое время он мне позвонил и поинтересовался, послушала ли я его творение. «Извини, еще не успела», - ответила я. «Как же так? - напрягся Словесник. - Там же текст!»- «Ну и что? - не поняла я. - Когда буду слушать, достану его и посмотрю».

В конце концов у меня дошли руки до его песни. Действительно, в коробке с пленкой лежал листок с текстом. А в него были завернуты то ли 50, то ли 70 рублей. При нашей тогдашней зарплате 200 рублей это были приличные деньги. Но у меня даже мысли не возникло их взять. «Илюша, песня твоя не подходит, - сказала я Словеснику. - И текст у тебя плохой. Забирай его обратно!»

Если я и проявляла особое расположение к кому-то из артистов, то исключительно к тем, в кого я влюблялась. Не буду отрицать, такое периодически случалось. К счастью, мне не приходилось идти ни на какие компромиссы, когда я продвигала своих любимцев в «Шире круг». Так получалось, что влюблялась я всегда только в талантливых людей. И на телеэкран они попадали вполне заслуженно.

Чеченские деньги

В свое время одним из таких любимцев у меня был Миша Муромов , - продолжает Молчанова . - Правда, контакт у нас сложился не сразу. Он тогда работал метрдотелем в ресторане, и о нем ходили жуткие слухи, будто он какая-то темная личность. Поначалу это меня отпугивало.

Обратить на Мишу внимание меня убедила моя подруга - поэтесса Римма Казакова , на стихи которой он написал песню «Ариадна». Увидев, с каким восторгом его принимала публика на советско-польском концерте в Витебске и на фестивале Зелена Гура в Польше, я изменила к нему отношение. И стала постоянно снимать его в «Шире круг» как певца и как ведущего.

Однажды поэтесса Лариса Рубальская принесла мне текст песни «Странная женщина». Она хотела, чтобы эту песню исполнил Александр Серов . Но Саша сказал: «Я это петь не буду. Это не мое». Тогда я предложила отдать «Странную женщину» Муромову. И Миша сочинил прекрасную музыку.

Мне даже довелось присутствовать у него дома во время записи. Некоторое время у нас с Мишей был роман. Могу признаться, что в этот период я получала от него дорогие подарки. В частности золотые украшения с драгоценными камнями. Может быть, я не должна была их принимать. Но я оправдывала себя тем, что Миша тогда уже и без меня был нарасхват во всех телепрограммах и делал мне эти подарки не как работнику ТВ, а как любимой женщине.

В дальнейшем, когда мы уже не были так близки, он остался моим хорошим другом и не раз оказывал мне помощь и поддержку. Помню, в 90-е годы у «Шире круг» начались проблемы с финансированием, и однажды деньги на съемки программы мне давали в долг чеченские бизнесмены, с которыми меня свел певец Ярослав Евдокимов . Сумма была по тем временам огромная - 10 тысяч долларов. Узнав об этом, Муромов не разрешил мне ехать одной за этими деньгами. И сам взялся меня сопровождать, чтобы со мной, не дай бог, ничего не случилось.

А позднее, когда «Шире круг» уже выходил на канале ТВЦ и у меня не хватало средств, чтобы заплатить за звуковую и световую аппаратуру, Миша давал на эти расходы деньги из своего кармана и тем самым помогал моей программе существовать. В общем, он оказался очень благодарным человеком.

Друзей не предают

Приятно удивил меня и другой мой любимец - Филипп Киркоров , который тоже впервые появился на телевидении у меня в «Шире круг», - рассказывает создательница телепрограммы. - Он всегда очень трогательно ко мне относился. Приглашал на свои концерты и дни рождения. А в советские времена привозил мне из Болгарии корм для кошек, который в то время у нас не продавался. Но я никогда не рассчитывала на какую-то серьезную помощь с его стороны. Тем более материальную.

С Мишей Муромовым у меня все-таки были более чем дружеские отношения. А с Филиппом - чисто творческие. Лишь три года назад я осмелилась обратиться к Киркорову с просьбой о помощи. Я тогда переехала за город. Мне понадобилась машина, чтобы добираться до Москвы. У меня была только половина денег на ее покупку. И вторую половину я попросила в долг у Филиппа.

Не задумавшись ни на мгновение, он ответил: «Конечно». И прислал мне своего директора с деньгами. Но это было еще не все. Потом мне позвонил его директор и сказал: «Эти деньги - подарок вам от Филиппа». Меня это очень тронуло. Ведь в тот момент Филипп во мне вообще никак не нуждался. А когда я принялась его благодарить, в ответ услышала: «Ты мне сделала в этой жизни гораздо больше».

Помогал мне и композитор Игорь Крутой - то «выбивал» мне машину, на которую я в советское время долго стояла в очереди, то вместе с Мишей Муромовым решал проблемы с моей квартирой.

Самое интересное, что песни Игоря в «Шире круг» я поначалу не брала. Когда они с Серовым только приехали в Москву, Саша мне их постоянно предлагал. Но на телевидении тогда Крутой был под негласным запретом. И мне приходилось снимать Александра с песнями других авторов - Александры Пахмутовой , Владимира Мигули , Евгения Мартынова .

Потом, когда Игорь уже поднялся, он взял «Шире круг» под крыло своей фирмы «АРС». И мы несколько лет делали программу вместе с ним. Однажды ко мне пришли гонцы из конкурировавшей с «АРСом» фирмы Сергея Лисовского - его правая рука Сергей Лотков и певец Игорь Саруханов . И предложили мне перейти к Лисовскому. Обещали платить в три раза больше, чем у Крутого. «Игорь - мой друг, - сказала я. - А друзей, как известно, не предают». По всей видимости, Крутой это оценил. И с тех пор всегда говорил мне: «Если вам что-то нужно, обращайтесь!»

Кошмар и ужас

Но далеко не все артисты помнят добро, которое им когда-то сделали, - вздохнула вдруг Ольга Борисовна. - В начале 90-х мой сын Олег работал в первом в Москве автосалоне «Тойота». У них прямо из салона, разбив витрину, угнали автомобиль. И на нем «повисло» 10 тысяч долларов. Я была в шоке. Требовалось эту сумму срочно собрать. А у меня таких огромных денег, конечно, не было. «Может, ты возьмешь в долг у своих знакомых артистов? - попросил сын. - Через месяц-полтора я им все отдам».

Все, к кому я обратилась - Миша Муромов, Слава Малежик , Андрей Державин , Игорь Крутой, - откликнулись на мою просьбу и одолжили, кто сколько смог. Пообещал мне дать 2 тысячи долларов и Саша Серов. А когда я приехала к нему на съемки какой-то телепрограммы во Дворец молодежи, он неожиданно объявил, что сейчас делает ремонт и денег у него нет.

От отчаяния я расплакалась. На следующий день сын должен был отдать деньги. А у меня не хватало как раз 2 тысяч. Ко мне подошел Витя Марков - муж и продюсер певицы Тани Марковой . «Ольга Борисовна, почему вы плачете?» - спросил он. Я ему объяснила, что произошло. «Какая ерунда! - сказал Витя. - Сейчас я подойду к Тане. По-моему, у нее в сумочке есть 2 тысячи долларов». И через 5 минут принес мне эту сумму. При этом не могу сказать, что с Таней Марковой у меня были какие-то дружеские отношения. Просто я ее иногда снимала, как и многих других артистов. Тем не менее в этой ситуации они с Витей повели себя очень благородно.

Само собой, со всеми артистами я потом рассчиталась. А вот поступок Серова оставил неприятную зарубку в моем сердце. Потом он столь же некрасиво поступил с Риммой Казаковой, песни на стихи которой принесли ему успех.

В 90-х годах поэтам практически перестали выплачивать авторские отчисления. И Римма тогда сильно нуждалась. По ее просьбе я позвонила Серову и попросила для нее 2 тысячи долларов. «Приезжай ко мне! - сказал Саша. - Мы вместе поедем к Римме. Я хочу лично вручить ей эти деньги».

Он купил букет цветов и вложил в него конверт. Я полагала, что в нем находилась оговоренная сумма. И только около дома Казаковой Саша мне признался: «У меня нет двух тысяч. Я ей положил только одну». Хотя в то время он был очень богат, и эти 2 тысячи были для него, как для нас сейчас 200 рублей. Казалось бы, мелочь, но меня она сильно покоробила.

А закончилась моя дружба с Серовым совсем уж неприятной историей. К 60-летию певца канал ТВЦ поручил мне сделать документальный фильм о нем. Целый месяц Саша выносил мне мозги, отказываясь сниматься. Потом вроде бы согласился и передал весь свой видеоархив.

Я уже собиралась приступить к работе. Но Серов вдруг снова пошел в отказ и еще месяц мурыжил меня и всю съемочную группу. Говорил, что фильм о нем должен быть каким-то особенным. Приглашал нас в свой загородный дом и требовал снимать его десятью камерами на фоне танцевальной тусовки. В общем, выдвигал невообразимые идеи.

Закончилось тем, что мы решили не делать новых съемок и вместо этого подобрали куски из старых интервью Серова, которые он частично сам мне дал.

Когда я привезла ему готовый фильм, он, казалось бы, остался очень доволен и поблагодарил меня. Но на следующий день позвонил и заявил: «Все нужно переделывать. Я должен сам присутствовать при монтаже. В противном случае я запрещаю показ фильма». Особенно его возмутило, что в нем принимала участие его бывшая жена Лена. Хотя она рассказывала про Сашу только хорошее - как он красиво за ней ухаживал, какой он был прекрасный муж и отец и как она жалеет, что рассталась с ним. А самое главное - фильм уже был принят каналом. Был назначен день эфира.

Чтобы успокоить Серова, канал предоставил ему две монтажные смены для внесения поправок. Он сделал 2-3 незначительных замечания и уехал. А мне по телефону гневно сообщил, что я сволочь, старая … и больше он со мной никаких дел иметь не будет. Потом канал ТВЦ повторял этот фильм, наверное, раз восемь. И каждый раз - с потрясающим рейтингом. Все, кто его смотрел, остались в диком восторге. И говорили, что ничего лучше про Серова никто никогда не снимал. Но несмотря на это, Саша все равно продолжал фырчать, что это какой-то кошмар и ужас. Похоже, что он просто немного не в себе.

error: Content is protected !!