Духовные искания человечества в трагедии И. Фауст Гёте. Расширенный анализ и история произведения. Сочинения по трагедии гете «фауст

Конспект урока Алтуховой А. М.

«Фауст» - вершина философской литературы. Идейный смысл произведения»

Цели: 1. Определить идею произведения И. В. Гёте «Фауст».

2. Воспитать любовь и уважение к зарубежной литературе.

3. Развить логику, внимание, память.

Класс: 9

Тип урока: анализ лиро-эпического произведения.

Методы: репродуктивный, исследовательский, эвристический.

Виды деятельности учащихся: запись основных положений в тетради, ответы на вопросы учителя , анализ эпизодов произведения.

Приёмы: слово учителя, цитирование, вопросы.

Оборудование: текст произведения «Фауст».

План урока: 1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

3. Анализ произведения.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

2. Запишите тему нашего урока и эпиграф:

Но разум суть мне высветил умело –

Так напишу: «В начале было Дело!»

(Фауст, сцена 3)

Фауст - персонаж исторический, живший в протестантской Германии XVI века, - то ли ловкий шарлатан, морочивший народ на ярмарках своими фокусами, то ли действительно выдающийся ученый. Первое упоминание о нем относится к 1507 году. По легенде, Фауст учился в Кракове, где заключил договор с дьяволом, который сопровождал его в скитаниях по всей Германии в виде собаки или лошади. В конце своей разгульной жизни Фауст раскаялся и обратился к Богу, но это не спасло его душу. В первой «народной книге» о Фаусте (1587) он осужден. В следующей, появившейся 12 лет спустя, добавлен ряд новых эпизодов. Первая пьеса о Фаусте была написана выдающимся английским драматургом второй половины XVI века Кристофером Марло, наделившим своего героя великой жаждой знаний. Она стала источником всех последующих театральных обработок, в том числе бесчисленных ярмарочных представлений. Крупнейший деятель немецкого Просвещения Лессинг впервые задумал закончить свою драму спасением Фауста, прославляемого на небесах, но не успел завершить этот замысел.

3. – Вы прочитали «труд всей жизни» И. В. Гёте, какие чувства, мысли оно в вас пробудило?

Когда Гёте писал своё произведение, а писал он его очень долго, он чётко представлял себе идею, образы, языковые средства, которые станут строительным материалом для великого произведения. В полной мере трагедия понятна только автору, только он знает, что кроется за каждым словом, каждым действием. Нам же остаётся лишь надеется на более или менее полное погружение в мир Гёте. Мы как будто с вами археологи, которые по останкам скелета динозавра должны составить полное представление о древнем животном: как оно выглядело, чем питалось, кого опасалось.

Итак, начнём нашу работу с каркаса произведения, его основы. Из каких частей состоит литературное произведение?

Пролог – краткий рассказ о событиях, предшествующих экспозиции.

«Пролог на небесах» - первая завязка.

Экспозиция – исходная ситуация; главная черта – равновесие ( прямая /задержанная)

Часть 1. сцена 1) Ночь, сцена 2)У городских ворот, сцена 3)Кабинет Фауста.

Завязка – нарушение исходного равновесия.

Сцена 4) Кабинет Фауста – заключение договора.

Скажите до встречи с Мефистофелем, что собирался делать Фауст, какой путь он бы себе избрал?

Фауст, обогащённый опытом и разочарованиями, сомнением и познанием, решает жить и бороться во имя истины , ещё не ведая о Мефистофеле , о представляющихся ему возможностях и испытаниях. Это важно: искус Фауста предрешён на небесах, но герой планирует свою жизнь, не имея об этом ни малейшего понятия. Потому и встреча с Мефистофелем только грандиозно расширяет сферу вторжения Фауста в действительность, но не составляет принципиально нового отношения к себе и к миру. Сцена 3. Кабинет Фауста.

Ряд перипетий – переход от хорошего к плохому и наоборот; динамика произведения.

Часть 1. Сцена 5) – Часть 2 Полночь.

Кульминация – одна из перипетий, после которой действие поворачивается к развязке (момент наивысшего напряжения).

Большой двор перед дворцом, последние слова Фауста.

Развязка – восстановление равновесия (мотив развязки симметричен мотиву завязки)

Положение во гроб, вознесение души Фауста к небу.

Эпилог – краткий рассказ о событиях после развязки, передача информации.

Отсутствует.

Литература не существует без конфликта. Что такое конфликт?

Конфликт - воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей. Существует понятие Внутренний конфликт (столкновение противоположностей внутри героя).

В этом произведении мы сталкиваемся, с каким конфликтом?

Фауст

Услад не жду я, - можешь ты понять?

Я брошусь в вихрь мучительной отрады,

Влюблённой злобы, сладостной досады;

Мой дух от жажды знанья исцелён,

Всем горестям откроется, всей боли:

Что людям предназначено судьбою,

Всё испытать, изведать должен он!

Хочу объять в своём духовном взоре

Всю высоту, а также глубину;

Всё счастье человечества, всё горе –

Вобрать сумею в грудь свою одну,

Сколь хватит сил, свой кругозор раздвину

И с тем однажды разобьюсь и сгину! Сцена 4. Кабинет.

Мефистофель

Ответ Мефистофеля.

Он в мир гудящий погрузится;

Его ничтожеством томим,

Он станет рваться, жаждать, биться,

И призрак пищи перед ним,

Не насыщая будет виться;

Ему покоя не видать.

Струхни он душу мне продать, -

И это не спасло б спесивца!

Почему Мефистофель так уверен в своей победе?

1. Он полагает, что Фауст затеял безнадёжное предприятие, так отчего же ему не помочь ему усугубить разочарования героя?!

2. уверенность в низости человеческой природы (Пролог ).

Самое интересное, что у же в начале Мефистофель говорит Фаусту о непостижимости мира и даже указывает ему верный путь: Сцена 6. 102стр. но делает это насмешливо, гримасничая. Фауст отказывается от работы – «я не привычен к плугу и лопате». Это очень важная проблема для человека и всего человечества: праведный путь известен, но чтобы на него вступить мало о нём знать, нужно пройти множество испытаний, встретиться с горем и отчаянием, чтобы душа сама встала на путь истинный. Это внутренний конфликт Фауста, механизм перипетий запущен уже с первых строк, когда мы понимаем, что душа доктора не спокойна, Мефистофель – это только средство.

Почему Гёте так много места в произведении отдал Мефистофелю и так мало упомянул Господа?

    В этом находят отзвуки негативного отношения к церкви – Пролог на небесах.

    Зло привлекательно – молодость Фауста, дорогой ларчик Гретхен.

    Шут, балагур, циник; оттеняет трагическую линию произведения, делает её пёстрой.

Образ народа (традиция Шекспира)

Отношение к юриспруденции, медицине (Мефистофель и ученик), религии, схоластике (Вагнер), политике, науке, природе (Вагнер).

В «Фаусте» выделяется две части: первая – тяга к «личным наслаждениям, которые черпаются извне»: вторая – «наслаждение от деятельности, направленной вовне».

Момент счастья – это не миг исполнения желаний, а момент обретения героем (и автором) уверенности в достижимости и неизбежности всеобщего счастья, в будущем.

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Человеку не может быть доступна цель его жизни. Знать может человек только направление, в котором движется его жизнь. (Марк Твен)

Дело разумного человека - в том, чтобы приложить свои мысли к делу сообразно с законами природы. Держаться истины, отстранять заблуждение и не рассуждать о том, что неизвестно. (Артур Шопенгауэр)

4. Подведём итоги. Фауст произнёс роковые слова, почему его не забрал Мефистофель? Почему над душою Гретхен было провозглашено: «Спасена!»?

5. На дом: найти и записать в тетрадь значения имён Фауст, Гретхен, Маргарита, Мефистофель, Вагнер. Разделить листок на две колонки и записать цитаты в одну отношение к жизни, истине и народу Фауста и отношение к жизни, истине и народу Вагнера.

Иоганн Вольфганг Гете был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии рубежа XVIII–XIX веков. О себе он писал: «У меня громадное преимущество благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события». Свой исторический опыт великий поэт, философ и мыслитель воплотил в гениальной трагедии «Фауст». Поэт создал гениальную притчу о Человеке, его долге, призвании, предназначении на Земле.

Начало трагедии состоит из двух прологов: «Пролог в театре» и «Пролог на небесах». В первом прологе поэт высказывает свои взгляды на искусство, говорит о невозможности для талантливого художника совместить истинное творчество с добыванием денег. Во втором прологе автор пользуется образами христианской мифологии, чтобы дать начало истории своего героя, но вкладывает в них просветительское содержание.

Автор создает предположительную картину событий на небесах, когда решается судьба человека. Перед господом появляется Мефистофель и высказывает свое мнение о человеке, считая его жалким и ничтожным существом. Речь идет о Фаусте, известном ученом, но его стремление отыскать истину представляется дьяволу бессмысленным. Бог, который создал людей, отстаивает способности своих детей к добру и благу. Признавая неразвитость человека, он говорит:

Пока еще во мраке он блуждает,

Но истины лучом он будет озарен…

Между властителями Добра и Зла идет спор о душе Фауста: кому она достанется? Что выберет сам герой? Если пойдет по пути добра, победит Бог, если выберет зло – подтвердит мнение дьявола о людях. Небожители спорят за душу одного из лучших представителей рода человеческого.

Фауст всю жизнь посвятил науке, изучил горы книг, безуспешно пытался найти в них ответы на сложные вопросы бытия. Ученый понимает, что зашел в тупик, тяжело переживает свою беспомощность. Фауст отказывал себе во всем: у него нет семьи и детей, он тратил каждую минуту своей жизни на то, чтобы приблизиться к истине, и вот – все напрасно! Утратив смысл жизни, Фауст решает покончить с собой, намеревается выпить яд, но в последнюю минуту перед ним возникает дьявол, который обещает показать ученому такие миры и чудеса, которых не видел ни один смертный, открыть тайны Вселенной. Мефистофель предлагает ему как раз то, чего обычный человек не может получить в этом мире. Фауст соглашается.

Сначала Мефистофель испытывает человека грубыми соблазнами. Он приводит его в погребок, где все пьют и веселятся. Фауст с негодованием отвергает столь глупое прожигание жизни в пьяном угаре. Тогда дьявол испытывает его, показав ему прелестную чистую девушку Маргариту. Фауст, всю жизнь проведший среди книг, не может удержаться и соблазняет ее.

Гете реалистично изображает немецкий городок, нравы его жителей, суровые патриархальные устои морали. Маргарита – простая, скромная девушка. И она сама, и уклад ее семьи очень нравятся Фаусту, в Маргарите он видит идеал, к которому стремится. Но жениться и навеки остаться в убогом местечке означает для Фауста конец его творческих исканий. Он отказывается от Маргариты, и все жители, еще вчера считавшие девушку самой набожной и порядочной, обрушиваются на нее с обличениями в нарушении моральных устоев.

От Маргариты с презрением отворачиваются все, она убивает своего ребенка, попадает в тюрьму, где ждет казни. Так она расплачивается за свою любовь. В полубезумном состоянии она принимает появившегося Фауста за палача, пришедшего ее казнить. В ужасе она умоляет его о пощаде. Маргарита стала жертвой мира, к которому принадлежала. Фауст винит себя, он теперь понимает степень ответственности каждого человека перед другими людьми.

Мефистофель показывает Фаусту другие миры. Он переносит героя во дворец императора, чтобы испытать его искушением властью. Но и это не удовлетворило Фауста. Затем они попадают в Древнюю Грецию к прекрасной Елене, что тоже оставляет героя равнодушным. По договоренности с Мефистофелем Фауст, найдя свой идеал, должен воскликнуть: «Остановись, мгновенье! Ты – прекрасно!» – и тогда дьявол может по праву забрать его душу. Пока ни о чем Фауст так сказать не мог. Они продолжают искать, проходят долгий путь. Уже столетним стариком ослепший Фауст обретает истину:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой.

Фауст понял, что истинное счастье – жить для других, приносить пользу народу, стране, постоянно трудиться. Он мечтает на отвоеванном у моря участке суши возвести город для миллионов честных тружеников:

Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной

Дитя, и муж, и старец пусть ведет,

Чтоб я увидел в блеске силы дивной

Свободный край, свободный мой народ!

В своем бессмертном произведении Гете показал трагедию духовных поисков человека, которые могут длиться всю жизнь. Человек, по его мнению, должен быть устремлен в будущее, должен искать, дерзать, не отчаиваться. Только тогда его жизнь будет наполнена смыслом.

    • А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
    • Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет […]
    • После прочтения произведения Льва Толстого «Бедные люди» в голове появляется масса различных вопросов. Тот, который я хочу поднять в этом сочинении, звучит так: что именно означает название рассказа? Что Лев Толстой имел в виду, когда назвал так свое произведение? На каком слове он сделал ударение – на слове «бедные» или на слове «люди»? Возможно, перестановка акцента поменяет смысл всего произведения. На протяжении всего рассказа читатель напряжен. Какой будет развязка, как отреагирует муж Жанны на двух […]
    • Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона - маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]
    • А вы когда-нибудь задумывались о том, насколько удивительна и необыкновенна наша планета? Конечно, среди всей этой бешеной круговерти нашей жизни, под непрекращающимся грузом ежедневных забот и проблем сложно просто остановиться и найти время на то, чтобы просто восхититься таким чудесным и единственным в своем роде миром - планетой Земля. Практически все планеты Солнечной системы носят величественные имена: Марс, Венера, Юпитер - сплошь имена могущественных богов. А наша скромно названная Земля, хоть и […]
    • Литературный талант Н. А. Некрасова прославил его не только как писателя и поэта, но и как редактора, журналиста и критика. В разное время он писал стихи, повести, фельетоны, водевили, сатирические куплеты – острые и злые. Некрасову принадлежит также незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Но основу его творческого наследия составляют, конечно, стихи. Некрасов принадлежал к «натуральной школе». Он считал, что литература должна отражать реальную жизнь, описывать трущобы, язвы и голод […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
    • Умение выражать тончайшие оттенки настроения сопутствовало Исааку Ильичу Левитану на протяжении всего творческого пути. Избегая сцен, эффектных внешне, он стремился выразить душевные волнения, изображая милые русскому сердцу мотивы. Простоватые, на первый взгляд, сюжеты картин несут сильную эмоциональную нагрузку. Это утверждение в полной мере применимо и к его "Одуванчикам". Неспроста Левитан одним летним утром возвратился с прогулки без этюда. В его руках был букет из одуванчиков, который он хотел […]
    • Ещё когда мы были совсем маленькими, родители всегда говорили: "Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе". Мне всегда казалось, что речь о других, незнакомых людях. Рассказ А.Г.Алексина "Раздел имущества" раскрыл мне глаза. Нельзя забывать и о хорошем отношении к своим близким. Если нас всех учили в детстве помогать другим, то неужели мы с возрастом теряем это качество? Неужели личные интересы настолько важнее чистой совести? Именно такие вопросы возникали в голове во время чтения […]
    • В огромном количестве произведений русской литературы 20 века присутствует тема сохранения природы, писатели и поэты задают себе и внимательному читателю вопрос: что для нас природа? Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе. Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели. В рассказах […]
    • Образ «народного заступника». Им является семинарист Гриша Добросклонов - сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши: ...лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже. Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка. Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов - борец за […]
    • Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель. В его произведениях всегда присутствует русский дух, он показывает русского человека в развитии. Имя князя Олега, которому посвящена «Песнь…», запечатлено в истории с давних времен. О нем сложено немало песен, легенд и преданий. Он был мудрым, талантливым, бесстрашным и находчивым военачальником. Пушкин любил и знал историю. В «Песни о вещем Олеге» он отразил тему рока, неизбежности судьбы. Автор восхищается силой и мужеством […]
    • В третью книгу автобиографической трилогии «вочеловечения» Александра Блока входят циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Арфы и скрипки», «О чем поет ветер», «Итальянские стихи», «Кармен», «На поле Куликовом», «Соловьиный сад», «Родина». На данном этапе художественного развития Блок разрабатывает идею и тему пути человеческой души в мире. Конечно, творчество Блока в этот период, как и в предыдущие годы, не сводится к одной теме. Лирика поэта многообразна, широка по тематике, сложна по технике стихосложения. […]
    • Свою знаменитую поэму «Кому на Руси жить хорошо?» Н.А.Некрасов написал через два года после проведения реформы, дарующей крестьянам долгожданную свободу. Казалось бы, вот наступило счастье – пришла долгожданная свобода. Но нет, как был крестьянин бесправным, так и остался. Манифест Александра 11 не давал крепостным крестьянам полного освобождения, они должны были платить бывшему владельцу «выкупные» в течение 49 лет, а кроме того за пользованье помещичьей землей крестьянину также необходимо было вносить арендную […]
    • «Слово о полку Игореве» принято считать памятником древнерусской литературы. Произведение неспроста получило такое высокое звание, ведь роль этой эпической поэмы заключается не только в описании исторических событий, но и в отражении русской культуры. Повествование затрагивает события конца XII-го века, а именно поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. И это историческое достояние характеризуется одной отличительной особенностью: несмотря на то, что эпос, как правило, прославляет подвиги […]
    • В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Н. С. Лесков показывает, что этот тульский […]
    • Пронзительная по степени трагизма поэма Анны Ахматовой «Реквием» была написана с 1935 по 1940 год. До 1950-х годов поэт хранила ее текст в памяти, не решаясь записать на бумагу, чтобы не подвергнуться репрессиям. Только после смерти Сталина поэма была записана, но правда, изложенная в ней, все еще была опасна, а публикация невозможна. Но «рукописи не горят», вечное искусство остается жить. Поэма Ахматовой «Реквием», вместившая в себе боль сердец тысяч русских женщин, была опубликована в 1988 году, когда ее автора […]
    • Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Каждый персонаж в произведении примером собственной жизни и выбора демонстрирует результат этого вечного человеческого поиска и роковых ошибок на этом пути. Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и […]
    • Тема Родины - одна из главных в лирике великого русского поэта Сергея Есенина. От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, «озерной тоски» есенинская мысль прошла долгий и сложный путь до тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови. «Моя лирика, - говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Родиной поэта было село […]
    • Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика – это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, с его глобальными переменами, Цветаева смело экспериментировала в области ритмики и образного строя стиха, была поэтом-новатором. Стихам Цветаевой свойственны резкость переходов, неожиданные паузы, выход за рамки строфы. Однако потоки чувств лирической героини придают стихам пластичность и гибкость, женскую мягкость и […]
  • Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете “Фауст”

    "Поэзия — дар, свойственный всему миру и всем народам,
    а не частное наследственное владение отдельных тонких
    и образованных людей". И.-В. Гете

    29 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне родился Иоганн Вольфганг Гете. Именно этому ребенку суждено было стать лицом немецкой литературы 18 в. К моменту рождения Гете уже 100 лет назад закончилась в Германии Тридцатилетняя война. Мир за собой повлек сначала бурное развитие экономики, а затем ее же резкий спад. По требованию отца повзрослевший Гете изучал юриспруденцию и защитил в 1771 году диссертацию на тему о взаимоотношении между церковью и государством. Но кроме этого Гете занимался геологией, оптикой, морфологией животных и растений, изучал историю искусства, много рисовал, посещал лекции, посвященные творчеству Шекспира, и писал стихи. Кроме Шекспира на молодого Гете оказали сильное влияние В. Скотт, Гизо, Вильмен, Кузен — это все писатели-романтики. Но в немецкой литературе эпоха романизма была отмечена необычным взлетом философской мысли. Отсюда на Гете оказали свое влияние такие мыслители как Фихте, Шеллинг, Гегель.

    В своей жизни Гете много путешествовал. Он трижды побывал в Швейцарии: этот “рай на земле” ко времени Гете был неоднократно воспет. Гете ездил и по городам Германии, где и столкнулся с удивительным явлением — кукольными ярмарочными спектаклями, в которых главными действующими лицами был некий Фауст — доктор и чернокнижник и черт Мефистофель. Именно с национальной традицией связанно то, что для Гете принципы, сформулированные Аристотелем, утрачивают значение вечной нормы.

    Неизгладимым впечатлением для Гете явилась Италия. Она стала исходным рубежом, определившим новое — классическое направление в творчестве Гете. Но она обогатила поэта такими впечатлениями, которые уже подготовили и выходы за рамки системы “веймарского классицизма”. В Венеции Гете знакомится с театром масок. Мне кажется, что именно образ этого театра масок воспроизвел Гете в “Фаусте”, а точнее в Вальпургиевой ночи — в первой части и в бал-маскараде у императора при дворе — во 2-ой части. Кроме того, во второй части произведения место всего действия — это какие-то классически-античные итальянские ландшафты, а во многих сценах Гете, стилизируя, начинает изъясняться в ритме стихов античных авторов. И это не говоря уже о сюжете…

    Как отмечалось раньше, поездки по Германии привели Гете к замыслу “Фауста”. Театр представлял историю о докторе Фаусте и Мефистофеле как веселую, иронически-сатирическую комедию. Но ведь это театр, и он всегда отражает мысли, думы, да и сам стиль жизни народа. И Гете обратился к письменным источникам — хроникам и преданиям. Из хроник узнать удалось немного, а вот легенда рассказала о том, что некогда родился мальчик у вполне благополучных родителей, но с самых ранних лет он проявлял дерзкий нрав. Когда он подрос, его родители и дядя посоветовали учиться ему на богословском факультете. Но молодой Фауст “оставил это богоугодное занятие” и занимался изучением медицины, а также попутно “толкованием халдейских… и греческих знаков и письмен”. Вскоре он стал доктором и при том очень неплохим. Но его интерес к магии привел к тому, что он вызвал духа и заключил с ним договор. Это была чисто религиозная оценка ситуации; здесь окончательно и бесповоротно осуждались Фауст и Мефистофель, а все внемлющие предостерегались и поучались — наставлялись в богобоязненной жизни. Мефистофель на протяжении всей легенды обманывает Фауста, а островной конфликт можно было бы сформулировать так: “конфликт между добром и злом”, без дальнейших разбирательств, что есть добро, а что зло… Мефистофель здесь представляет сторону зла, предлагает знание и вместе с ним могущество, а от Фауста требовалось лишь отречение от христианства. Мефистофель был лишь одним из демонов, но отнюдь не особенным.

    Гете перевел эту легенду на современную ему почву. В “Фаусте” оказались органически слиты самые разные элементы — начало драмы, лирики и эпоса. Именно поэтому многие исследователи называют это произведение драматической поэмой. “Фауст” включает с себя элементы различные и по своей художественной природе. В нем есть сцены реально-бытовые, например, описание весеннего народного гуляния в выходной день; лирические свидания Фауста и Маргариты; трагические — Гретхен в темнице или момент, когда Фауст едва не прекратил жизнь самоубийством; фантастические. Но фантастика Гете, в конечном счете, всегда связана с реальностью, а реальные образы зачастую носят символический характер.

    Идея трагедии о Фаусте возникла у Гете достаточно рано. Изначально у него получилось две трагедии — “трагедия познания” и “трагедия любви”. При этом обе они остались неразрешимыми. Общий тон этого “пра-Фауста” мрачный, что вообще-то и неудивительно, т. к. Гете удалось полностью сохранить колорит средневековой легенды, по крайней мере, в первой части. В “пра-Фаусте” сцены, написанные в стихах, перемежаются с прозаическими. Здесь в личности Фауста сочетались титанизм, дух протеста, порыв к бесконечному.

    13 апреля 1806 г. Гете записал в своем дневнике: “Закончил первую часть “Фауста”. Именно в первой части Гете обрисовывает характеры двух своих главных героев — Фауста и Мефистофеля; во второй части Гете больше внимания уделяет внимания окружающему миру и общественному устройству, а также соотношению идеала и реальности.

    С Мефистофелем мы знакомились уже в “Прологе на небе”. И здесь уже видно, что Мефистофель — черт не будет полностью отрицательным персонажем, т. к. он симпатичен даже Богу:
    Из духов отрицания ты всех менее
    Бывал мне в тягость, плут и весельчак.

    И именно Господь дает поручение Мефистофелю:
    Из лени человек впадает в спячку.
    Ступай, расшевели его застой…

    Гете отражает в Мефистофеле особый тип человека своего времени. Мефистофель становится воплощенным отрицанием. А 18 век особенно изобиловал скептиками. Расцвет рационализма содействовал развитию критического духа. Все, что не соответствовало требованиям разума ставилось под сомнение, а насмешка разила сильнее гневных обличений. Для некоторых отрицание стало всеобъемлющим жизненным принципом, и это отражено в Мефистофеле. Его реплики вызывают улыбку даже над тем, над чем смеяться, в принципе, и не надо:
    Как речь спокойно и легка!
    Мы ладим, отношения с ним не портя.
    Прекрасная черта у старика
    Так человечно думать и о черте.

    Но как уже было замечено, Гете не рисует Мефистофеля исключительно воплощением зла. Он умен и проницателен, он критикует очень обоснованно и критикует все: беспутство и любовь, тягу к знаниям и глупость:
    Приятно то, что отдаляет цель:
    Улыбки, вздохи, встречи у фонтана,
    Печаль томления словом, канитель,
    Которую всегда полны романы.

    Мефистофель — мастер подмечать человеческие слабости и пороки, и нельзя отрицать справедливости многих его язвительных замечаний:
    О, вера — важная статья
    Для девушек властолюбивых:
    Из женихов благочестивых
    Выходит смирные мужья…

    Мефистофель к тому же еще и пессимистически настроенный скептик. Именно он говорит, что жизнь человеческая — маята, сам человек считает себя “божком вселенной”. Именно эти слова черта мне кажутся показателями того, что Гете уже отказывается от рационалистических концепций. Мефистофель говорит, что Господь наделил человека искрой разума, но пользы от этого нет, ибо он — человек, а ведет себя хуже скотов. Речь Мефистофеля содержит резкое отрицание гуманистической философии — философии эпохи Возрождения. Люди сами настолько испорчены, что дьяволу нет необходимости творить зло на земле. Люди отлично обходятся в этом и без него:
    Да, господи, там бессовестный мрак
    И человеку бедному так худо.
    Что даже я щажу его покуда.

    Тем не менее, Мефистофель обманывает Фауста. Ведь на самом деле Фауст не говорит: “Мгновение, повремени!”. Фауст, уносясь в своих мечтах в далекое будущее, употребляет условное наклонение:
    Народ свободный на земле свободной
    Увидеть я б хотел в такие дни.
    Тогда бы мог воскликнуть я: “Мгновенье!
    О, как прекрасно ты, повремени!”

    Фауст в глазах Мефистофеля безумный мечтатель, желающий невозможного. Но Фаусту дана божественная искра поиска. На протяжении всей поэмы он ищет себя. И если вначале он отчаивается, что не может стать богоподобным, то в самом конце произведения он говорит:
    О, если бы с природой наравне,
    Быть человеком, человеком мне…

    На мой взгляд, каждому из нас дана эта искра поиска, искра пути. И каждый из нас умирает, духовно умирает, в тот миг, когда ему уже становится ничего не надо, когда время как поток перестает иметь значение. Спор Бога с Мефистофелем — это решение каждого из нас куда идти . И правы, как ни странно, они оба. И Бог это прекрасно осознает. Поиск искупляет ошибки , и именно поэтому и Фауст, и Маргарита оказываются в раю.

    А закончить я хотела бы словами А. Аникста: “Фауст” Гете принадлежит к числу тех явлений искусства, в которых с огромной художественной силой воплощен ряд коренных противоречий жизни. Прекраснейшая поэзия сочетается здесь с поразительной глубиной мысли”.

    Таганрог 1997



    Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)

    ФАУСТ

    "Фауст" Гёте- одно из выдающихся художественных произведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни.

    Такие произведения превосходят по своему значению книги, которые читают из любопытства, для отдыха и развлечения.

    В произведениях такого рода поражает особенная глубинна постижения жизни и несравненная красота, с какою мир воплощён в живые образы. Каждая их страница таит для нас необыкновенные красоты, озарения о смысле некоторых жизненных явлений, и мы из читателей превращаемся в соучастников великого процесса духовного развития человечества.

    Произведения, отличающиеся такой силой обобщения, становятся высшим воплощением духа народа и времени. Более того, мощь художественной мысли преодолевает географические и государственные рубежи и другие народы также находят в творении поэта мысли и чувства, близкие им. Книга обретает всемирное значение.

    Произведение, возникшее в определённых условиях и в определённое время, несущее на себе неизгладимую печать своей эпохи, сохраняет интерес и для последующих поколений, потому что человеческие проблемы: любовь и ненависть, страх и надежда, отчаяние и радость, успех и поражение, рост и упадок- всё это и многое другое не привязано к одному времени. В чужом горе и в чужой радости люди иных поколений узнают своё. Книга приобретает общечеловеческую ценность.

    Создатель "Фауста" Иоганн Вольфганг Гёте (1749 - 1832) прожил на свете восемьдесят два года, наполненных неустанной и разнообразной деятельностью Поэт, драматург, романист, Гёте был также неплохим художником и весьма серьёзным учёным- естествоиспытателем. Широта умственного кругозора Гёте была необыкновенной. Не было такого жизненного явления, которое не привлекло бы его внимания.

    Гёте работал над "Фаустом" почти всю свою творческую жизнь. Первый замысел возник у него когда ему было не многим больше двадцати лет. Закончил он произведение за несколько месяцев до кончины. Таким образом, от начала работы до её окончания прошло около шестидесяти лет.

    Больше тридцати лет заняла работа над первой частью "Фауста", которая была впервые опубликована целиком в 1808 году. К созданию второй части Гёте долго не приступал, занявшись ей вплотную в самые последние годы жизни. В печати она появилась уже после его смерти, в 1833 году.

    "Фауст" - поэтическое произведение особого, черезвычайно редкого стилевого строя. В "Фаусте" есть сцены реально - бытовые, как, например, пирушка студентов в погребке Ауэрбаха, лирические, как свидания героя с Маргаритой, трагические, как финал первой части - Гретхен в темнице.

    В "Фаусте" широко использованы легендарно - сказочные мотивы, мифы и предания, а рядом с ними, причудливо сплетаясь с фантастикой, мы видим реальные человеческие образы и вполне жизненные ситуации.

    Гёте прежде всего - поэт. В немецкой поэзии нет произведения, равного "Фаусту" по всеобъёмлющему характеру его поэтического строя. Интимная лирика, гражданский пафос, философские раздумья, острая сатира, описание природы, народный юмор - всё это наполняет поэтические строки универсального творения Гёте.

    Основу сюжета составляет легенда о средневековом маге и чернокнижнике Иоанне Фаусте. Он был реально существовавшей личностью, однако уже при его жизни о нём стали складывать легенды. В 1587 году в Германии вышла книга "История доктора Фауста, известного волшебника и чернокнижника ", автор которой неизвестен. Он написал свое сочинение в осуждение Фауста как безбожника. Однако при всей враждебности автора в его сочинении проглядывает истинный облик замечательного человека, который порвал со средневековой схоластической наукой и богословием с целью постигнуть законы природы и подчинить её человеку. Церковники обвинили его в том, что он продал душу дьяволу.

    Порыв Фауста к знанию отражает умственное движение целой эпохи духовного развития европейского общества, получившей название эпохи Просвещения или века Разума. В восемнадцатом веке в борьбе против церковных предрассудков и мракобесия развивалось широкое движение за изучение природы, постижение её законов и использование научных открытий на благо человечества. Именно на почве этого освободительного движения и могло возникнуть произведение, подобное "Фаусту" Гёте.Эти идеи имели общеевропейский характер, но были особенно характерны для Германии. В то время как Англия пережила свою буржуазную революцию ещё в семнадцатом веке, а Франция прошла через революционную бурю в конце восемнадцатого века, а в Германии исторические условия сложились так, что из- за раздробленности страны передовые общественные силы не могли объединиться для борьбы против отживших социальных установлений. Стремление лучших людей к новой жизни проявлялось поэтому не в реальной политической борьбе, даже не в практической деятельности, а в деятельности умственной.

    В "Фаусте" Гёте выразил в образной поэтической форме своё понимание жизни. Фауст - несомненно живой человек с страстями и чувствами, присущими другим людям. Но будучи яркой и выдающейся индивидуальностью Фауст отнюдь не является воплощением совершенства. Путь Фауста сложен. Сначала он бросает гордый вызов космическим силам, вызывая духа земли и надеясь помериться с ним силой. Жизнь Фауста, которую развёртывает перед читателем Гёте -, это путь неустанных исканий.

    Отец Фауста был врачом, он привил ему любовь к науке и воспитал в нём стремление служить людям. Но врачевание отца оказалось бессильным против болезней, поражавших людей. Во время эпидемии чумы юный Фауст, увидев, что отцовские средства не могут остановить поток смертей, обратился с горячей мольбой к небесам. Но помощь не пришла и оттуда. Тогда Фауст раз и навсегда решил, что, бесполезно обращаться за помощью к богу. После этого Фауст посвятил себя науке.

    Эту предысторию Фауста мы узнаём по ходу действия. С героем мы встретимся уже тогда, когда он проделал большой жизненный путь и пришёл к выводу о напрасных своих стараниях. Отчаяние Фауста настолько глубоко, что он хочет покончить жизнь самоубийством. Но в этот момент он слышит мольбы людей и решает остаться жить.

    В критический момент на пути Фауста встречается Мефистофель. Здесь надо вернуться к одной из сцен, предваряющих начало действия, - к Прологу на небе. В нём Господь, окружённый ангелами, встречается с Мефистофелем. Обитатель ада Мефистофель воплощает зло. Вся сцена символизирует борьбу добра и зла, происходящую в мире.

    Мефистофель полностью отрицает за человеком какие- либо достоинства. Господь признаёт что человек далёк от совершенства, но всё же в конечном счёте способе выбраться "из мрака". В качестве такого человека Господь называет Фауста. Мефистофель просит разрешения доказать, что и Фауста легко сбить с пути истинного. Спор между Мефистофелем и Богом является спором о природе и ценности человека.

    Появление Мефистофеля перед Фаустом не случайно. Мефистофель совсем не похож на чёрта из наивных народных преданий. Образ, созданный Гёте, полон глубокого философского смысла. Гёте однако не изображает Мефистофеля исключительно воплощением зла. Он в самом деле "дьявольски" умён.

    Мефистофель не даёт Фаусту успокоиться. Толкая Фауста на дурное, он, сам того не ожидая, пробуждает лучшие стороны натуры героя.

    Фауст, требуя от Мефистофеля исполнения всех его желаний, ставит условие:

    Едва я миг отдельный возвеличу,

    Вскричав: "Мгновение, повремени!" -

    Всё кончено, и я твоя добыча,

    И мне спасенья нет из западни.

    Первое, что он ему предлагает, - посетить кабачок, где пируют студенты. Он надеется, что Фауст, попросту говоря, предастся пьянству и забудет о своих исканиях. Но Фаусту компания забулдыг противна, и Мефистофель терпит своё первое поражение. Тогда он готовит ему второе испытание. C помощью колдовских чар возвращает ему молодость.

    Мефистофель рассчитывает, что молодой Фауст предастся чувствам.

    Действительно, первая красивая девушка, увиденная Фаустом, возбуждает его желание, и он требует от чёрта чтобы тот ему сразу предоставил красавицу. Мефистофель помогает ему познакомиться с Маргаритой, надеясь что Фауст в её объятиях найдёт то прекрасное мгновенье, которое он захочет продлить до бесконечности. Но и тут чёрт оказывается побит.

    Если поначалу отношение Фауста к Маргарите было только грубо чувственным, то уже очень скоро оно сменяется всё более истинной любовью.

    Гретхен- прекрасное, чистое юное существо. До встречи с Фаустом её жизнь текла мирно и ровно. Любовь к Фаусту перевернула всю её жизнь. Ею овладело чувство, столь же могучее, как и то, что охватило Фауста. Их любовь взаимна, но, как люди, они совершенно различны, и в этом отчасти причина трагического исхода их любви.

    Простая девушка из народа, Гретхен обладает всеми качествами любящей женской души. В отличии от Фауста, Гретхен приемлет жизнь как она есть. Воспитанная в строгих религиозных правилах, она считает естественные склонности своей натуры греховными. Позже она глубоко переживает своё "падение". Изображая героиню так, Гёте наделил её чертами, типичными для женщины в его время. Чтобы понять судьбу Гретхен, надо достаточно ясно представить себе эпоху, когда подобные трагедии действительно имели место.

    Гретхен оказывается грешницей как в собственных глазах, так и в глазах окружающей среды с её мещанскими и ханжескими предрассудками. Гретхен оказывается жертвой, обречённой на гибель.

    Не могли принять как должное последствия её любви окружающие, считавшие позором рождение внебрачного ребёнка. Наконец, в критический момент около Гретхен не оказалось Фауста, который мог бы предотвратить убийство ребёнка, совершённое Гретхен.

    Ради любви к Фаусту она идёт на "грех", на преступление. Но это надорвало её душевные силы, и она лишилась рассудка.

    Своё отношение к героине Гёте выражает в финале. Когда в темнице Мефистофель торопит Фауста бежать, он говорит, что Гретхен всё равно осуждена. Но в это время раздаётся голос свыше: "Спасена!". Если Гретхен осуждена обществом, то с точки зрения небес, она оправдана. До последнего мига она даже в помрачении рассудка полна любви к Фаусту, хотя эта любовь и привела её к гибели.

    Гибель Гретхен- трагедия чистой и прекрасной женщины, из- за своей великой любви оказавшейся вовлечённой в круг страшных событий.

    Гибель Гретхен- трагедия не только для неё, но и для Фауста. Он любил её всеми силами души; женщины прекрасней чем она для него не было. Фауст был сам отчасти виноват в смерти Гретхен.

    Гёте избрал трагический сюжет потому, что хотел поставить своих читателей перед лицом самых тяжёлых фактов жизни. Он видел свою задачу в том, чтобы возбудить внимание к не решённым и трудным вопросам жизни.

    Вторая часть "Фауста" - один из образцов литературы идей. В символической форме Гёте изображает здесь кризис феодальной монархии, бесчеловечность войн, поиски духовной красоты, труд на благо общества.

    Во второй части Гёте больше увлекает задача осветить некоторые мировые проблемы.

    Таков вопрос о главном законе развития жизни.

    Глубоко убеждённый в материальности мира, Гёте вместе с тем считал, что движение жизни определяется духовными силами.

    Глубоко перестрадав гибель Гретхен, Фауст возрождается к новой жизни и продолжает поиски истины. Сначала мы видим его на государственном поприще.

    Разочарованный в государственной деятельности, Фауст ищет новые пути. Вызванный посредством магии образ Елены Прекрасной возбуждает в нём желание увидеть её воочию.

    Елена прекрасная служит Гёте символом его художественного идеала. Но идеал возник не сразу, и поэт создаёт целый акт трагедии, чтобы показать, как в мифах и легендах Древней Греции рождалось понятие о прекрасном.

    Параллельно возникает тема. Книжный учёный Вагнер создаёт в лаборатории искусственного человека Гомункула. Он сопутствует Фаусту в его поисках пути к прекрасному, но разбивается и гибнет, тогда как Фауст достигает цели.

    Фауст и Елена воплощают два начала: она- символ идеальной античной красоты, он- воплощение беспокойного "романтического" духа. От символического брака Фауста и Елены рождается прекрасный юноша Эвфорион, соединяющий черты родителей. Но такому существу не дано жить в нашем мире. Он слишком идеален для него и разбивается насмерть.

    Фаусту важно убеждение, что он нашёл то, что искал.

    Вот мысль, которой весь я предан,

    Итог всего, что ум скопил.

    Лишь тот, с кем бой за жизнь изведан,

    Жизнь и свободу заслужил.

    Трагично, что высшую мудрость Фауст обретает лишь на исходе жизни. Он слышит стук лопат и думает, будто ведётся работа, намеченная им. На самом деле лемуры, подвластные Мефистофелю, роют Фаусту могилу.

    После смерти Фауста, Мефистофель хочет утащить его душу в ад, но вмешиваются божественные силы и уносят её на небо, где ей предстоит встреча с душой Гретхен.

    Если весь путь героя является трагическим, это не означает, что жизнь его была пустой и бесплодной.

    Он мучился, страдал, но жизнь его была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил.

    Невозможно исчерпать всё богатство идей "Фауста" Гёте.

    Общий смысл "Фауста" как прекрасной драматической поэмы едва ли может вызвать сомнения.

    А.Аникст.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии рубежа XVIII–XIX веков. О себе он писал: «У меня громадное преимущество благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события». Свой исторический опыт великий поэт, философ и мыслитель воплотил в гениальной трагедии . Поэт создал гениальную притчу о Человеке, его долге, призвании, предназначении на Земле.
    Содержание трагедии основывалось на немецкой легенде XVI века о колдуне и чернокнижнике Фаусте, который заключил договор с дьяволом, но в свое произведение автор вложил современное содержание. В трагедии перемежаются фантастические и реально-бытовые сцены, которые в равной мере способствуют раскрытию творческого замысла Гете.
    Начало трагедии состоит из двух прологов: «Пролог в театре» и «Пролог на небесах». В первом прологе поэт высказывает свои взгляды на искусство, говорит о невозможности для талантливого художника совместить истинное творчество с добыванием денег. Во втором прологе автор пользуется образами христианской мифологии, чтобы дать начало истории своего героя, но вкладывает в них просветительское содержание.
    Автор создает предположительную картину событий на небесах, когда решается судьба человека. Перед господом появляется Мефистофель и высказывает свое мнение о человеке, считая его жалким и ничтожным существом. Речь идет о Фаусте, известном ученом, но его стремление отыскать истину представляется дьяволу бессмысленным. Бог, который создал людей, отстаивает способности своих детей к добру и благу. Признавая неразвитость человека, он говорит:

    Пока еще во мраке он блуждает,
    Но истины лучом он будет озарен…

    Между властителями Добра и Зла идет спор о душе Фауста: кому она достанется? Что выберет сам герой? Если пойдет по пути добра, победит Бог, если выберет зло – подтвердит мнение дьявола о людях. Небожители спорят за душу одного из лучших представителей рода человеческого.
    Фауст всю жизнь посвятил науке, изучил горы книг, безуспешно пытался найти в них ответы на сложные вопросы бытия. Ученый понимает, что зашел в тупик, тяжело переживает свою беспомощность. Фауст отказывал себе во всем: у него нет семьи и детей, он тратил каждую минуту своей жизни на то, чтобы приблизиться к истине, и вот – все напрасно! Утратив смысл жизни, Фауст решает покончить с собой, намеревается выпить яд, но в последнюю минуту перед ним возникает дьявол, который обещает показать ученому такие миры и чудеса, которых не видел ни один смертный, открыть тайны Вселенной. Мефистофель предлагает ему как раз то, чего обычный человек не может получить в этом мире. Фауст соглашается.
    Сначала Мефистофель испытывает человека грубыми соблазнами. Он приводит его в погребок, где все пьют и веселятся. Фауст с негодованием отвергает столь глупое прожигание жизни в пьяном угаре. Тогда дьявол испытывает его, показав ему прелестную чистую девушку Маргариту. Фауст, всю жизнь проведший среди книг, не может удержаться и соблазняет ее.
    Гете реалистично изображает немецкий городок, нравы его жителей, суровые патриархальные устои морали. Маргарита – простая, скромная девушка. И она сама, и уклад ее семьи очень нравятся Фаусту, в Маргарите он видит идеал, к которому стремится. Но жениться и навеки остаться в убогом местечке означает для Фауста конец его творческих исканий. Он отказывается от Маргариты, и все жители, еще вчера считавшие девушку самой набожной и порядочной, обрушиваются на нее с обличениями в нарушении моральных устоев.
    От Маргариты с презрением отворачиваются все, она убивает своего ребенка, попадает в тюрьму, где ждет казни. Так она расплачивается за свою любовь. В полубезумном состоянии она принимает появившегося Фауста за палача, пришедшего ее казнить. В ужасе она умоляет его о пощаде. Маргарита стала жертвой мира, к которому принадлежала. Фауст винит себя, он теперь понимает степень ответственности каждого человека перед другими людьми.
    Мефистофель показывает Фаусту другие миры. Он переносит героя во дворец императора, чтобы испытать его искушением властью. Но и это не удовлетворило Фауста. Затем они попадают в Древнюю Грецию к прекрасной Елене, что тоже оставляет героя равнодушным. По договоренности с Мефистофелем Фауст, найдя свой идеал, должен воскликнуть: «Остановись, мгновенье! Ты – прекрасно!» – и тогда дьявол может по праву забрать его душу. Пока ни о чем Фауст так сказать не мог. Они продолжают искать, проходят долгий путь. Уже столетним стариком ослепший Фауст обретает истину:

    Лишь тот достоин жизни и свободы,
    Кто каждый день за них идет на бой.

    Фауст понял, что истинное счастье – жить для других, приносить пользу народу, стране, постоянно трудиться. Он мечтает на отвоеванном у моря участке суши возвести город для миллионов честных тружеников:

    Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
    Дитя, и муж, и старец пусть ведет,
    Чтоб я увидел в блеске силы дивной
    Свободный край, свободный мой народ!

    В своем бессмертном произведении Гете показал трагедию духовных поисков человека, которые могут длиться всю жизнь. Человек, по его мнению, должен быть устремлен в будущее, должен искать, дерзать, не отчаиваться. Только тогда его жизнь будет наполнена смыслом.

    error: Content is protected !!