Иван Сергеевич Соколов-Микитов (18921975). Иван Сергеевич Соколов-Микитов прожил долгую, богатую событиями жизнь. Известный своими описаниями русской. Русский советский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов: биография и произведения Проживание на чужбин

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Соколов - Микитов Иван Сергеевич (30.05.1892 - 20.02.1975) - родился вблизи Калуги, но еще в младенческом возрасте был перевезен в Смоленскую губернию, на родину отца, где провел детство, отрочество и юность.

В 1895 г. семья переехала на родину отца в село Кислово Дорогобужского (ныне - Угранского) района Смоленской области. Учился в Смоленском Александровском реальном училище (в настоящее время на здании установлена мемориальная доска). Исключен из 5 класса «по малоуспеваемости и за дурное поведение по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям». Обучение продолжил на Петербургских четырехгодичных сельскохозяйственных курсах Главного управления землеустройства и земледелия. В Петербурге познакомился с писателем А. М. Ремизовым, сыгравшим значительную роль в его литературной судьбе; с В. Я. Шишковым, М. М. Пришвиным, подружился с А. Грином и А. И. Куприным. Убедившись в отсутствии склонности к агрономическим наукам, оставляет курсы, посещает литературные диспуты и общедоступные библиотеки. В 1910 г. написал свое первое произведение - сказку «Соль земли». В 1912 г. переезжает в г. Ревель (ныне - г. Таллинн) на должность секретаря газеты «Ревельский листок». Из Ревеля Соколов-Микитов отправляется матросом в свое первое плавание. Побывал в Турции, Египте, Сирии, Греции, Африке, Нидерландах, Англии, Италии.

Печататься начал в 1915 г. Первые публикации -в петроградских журналах и газетах - «Аргус», «Биржевые ведомости», «Воля народа» и др. В коротких корреспонденциях с фронта Первой мировой войны «С носилками», «Затишье перед бурей» и др. рассказывает суровую правду о войне. В 1918-19 гг. работает в Дорогобуже учителем единой трудовой школы. В книге «Ис­ток-город» развивает идею гармоничного воспитания детей. В 1920 г. вместе с командой парохода «Омск» был интернирован в Англию. В 1921 г. переезжает в Германию. В Берлине сотрудничает с А. Ященко, близок с А. Ремизовым, А. Толстым, переписывается с И. Буниным, встречается с М. Горьким. В эмигрантской прессе публикует ряд очерков, направленных против революционных изменений в русской деревне и своевольства большевизма.

В 1922 г. возвращается в Россию, работает на Смоленщине. В этот период создает лучшие свои произведения-повести «Детство» (1930 г.), «Елень» (1928 г.), «Чижикова лавра» (1926 г.), циклы рассказов «На речке Невестнице» (1925 г.), «По сорочьему царству» (1927 г.) и др. В большинстве из них разрабатывается близкая автору тема русской деревни, судеб русского крестьян­ства. Творчество Соколова-Микитова высоко оценили его современики - И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький. В 1929 г. переезжает с семьей в Гатчину. В 1930-х гг. участвует в экспедициях на Новую Землю, Землю Франца Иосифа. Выходят книги С.-М. «Ленкорань» (1934 г.), «Пути кораблей» (1934 г.), «Белые берега» (1936 г.), «Северные рассказы» (1939 г.); и др. Мастерство С.-М., его худо­жественный мир истоками уходят в фольклор, в народный быт и обычаи, в традиции русской классической прозы. Многолетняя, теплая дружба связывала Соколова-микитова с Твардовским.

Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр - «На камушке», «Заря-зареница» - с народными традициями и фольклором.

В последние годы жизни Соколов-Микитов ослеп. Под диктовку написана последняя книга воспоминаний «Давние встре­чи» (1976г.). Произведения С.-М. переведены на многие языки мира.

Литература:
  • БСЭ.- Изд. 3-е.- Т. 24,- С. 136;
  • Смирнов М. Иван Соколов-Микитов. Очерк жизни и творчества.-Л., 1974;
  • Воспоминания об И. Соколове-Микитове.- М., 1984;
  • Козырь В. В. Иван Сергеевич Соколов-Микитов: К 80-летию со дня рождения. Рекомендательный указатель литературы (библиография).- Смоленск, 1972 .
Информация по данным сайта http://www.smolensklib.ru (1975-02-20 ) (82 года) Место смерти: Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности: Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ива́н Серге́евич Соколо́в-Микито́в (17 (29) мая , урочище Осеки , Калужская губерния - 20 февраля , Москва) - русский советский писатель .

Биография

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в урочище Осеки Калужской губернии (ныне Перемышльский район Калужской области) в семье Сергея Никитича Соколова - управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных .

В 1895 годы семья переехала на родину отца в село Кислово Дорогобужского района (ныне - Угранский район Смоленской области).

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Мемориальная доска Соколову-Микитову на улице Коммунистической в Смоленске.

Когда ему исполнилось десять лет отец отвез его в Смоленск где определил в Смоленское Александровское реальное училище . В училище Соколов-Микитов увлёкся идеями революции. За участие в подпольных революционных кружках Соколов-Микитов был исключён из пятого класса училища.

В 1910 Соколов-Микитов уехал в Санкт-Петербург , где стал посещать сельскохозяйственные курсы. В том же году он написал своё первое произведение - сказку «Соль земли». Вскоре Соколов-Микитов понимает, что не имеет склонности к сельскохозяйственной работе, и всё больше начинает увлекаться литературой. Он посещает литературные кружки, знакомится со многими известными писателями Алексеем Ремизовым , Александром Грином , Вячеславом Шишковым , Михаилом Пришвиным , Александром Куприным .

С 1912 года Соколов-Микитов работал в Ревеле секретарём газеты «Ревельский листок ». Вскоре он устроился работать на торговое судно, побывал во многих портовых городах Европы и Африки.

В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно «Омск». Однако в 1920 году в Англии судно арестовывается и за долги продаётся с аукциона. Для Соколова-Микитова началась вынужденная эмиграция. Год он живёт в Англии, а затем в 1921 году перебирается в Германию. В 1922 Соколов-Микитов встретился в Берлине с Максимом Горьким , который помог ему получить документы, необходимые для возвращения на Родину.

После возвращения в Россию Соколов-Микитов много путешествует, участвует в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов» , возглавляемых Отто Шмидтом . За экспедициями в Северный Ледовитый океан , на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю последовала экспедиция по спасению ледокола «Малыгин» , в которой он участвовал как корреспондент «Известий ».

В 1930-1931 годах выходят циклы «Заморские рассказы», «На Белой Земле» повесть «Детство».

В 1929-1934 годах Соколов-Микитов живёт и работает в Гатчине . К нему в гости часто приезжают известные писатели Евгений Замятин , Вячеслав Шишков , Виталий Бианки , Константин Федин . В его доме долго жил и известный писатель-охотовед Николай Анатольевич Зворыкин (1873-1937).

1 июля 1934 года Соколов-Микитов принят в члены Союза советских писателей .

Во время Второй мировой войны Соколов-Микитов работает в Молотове специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года возвращается в Ленинград.

Начиная с лета 1952 года Соколов-Микитов начинает жить в собственноручно построенном им доме в селе Карачарово Конаковского района. Здесь он пишет бо́льшую часть своих произведений.

Его проза выразительна и наглядна прежде всего в тех случаях, когда он придерживается собственного опыта, она слабее, когда писатель передаёт слышанное.

В гостях в его «карачаровском» домике бывали писатели Александр Твардовский , Виктор Некрасов , Константин Федин , Владимир Солоухин , многие художники, журналисты.

Семья

  • Мать - калужская крестьянка Мария Ивановна Соколова (1870-1939)
  • Отец - приказчик, управляющий лесными угодьями Сергей Никитич Соколов.
  • Жена - Лидия Ивановна Соколова. Познакомились они в московском издательстве «Круг».

После женитьбы у них родились три дочери. Старшая Ирина (Арина), средняя Елена (Алёна), младшая - Лидия. Все они умерли ещё при жизни родителей. Младшая дочь умерла от болезни, через десять лет после этого умерла старшая дочь. Средняя дочь Елена утонула в 1951 году на Карельском перешейке.

  • Внук - министр культуры России (2016-2016), ректор Московской консерватории (2016-2016, затем с 2016), профессор Александр Сергеевич Соколов.

Сочинения

  • Кузовок (1922)
  • Былицы. М.: Б-ка "Огонёк", 1925
  • Чижикова лавра (1926)
  • Морской ветер. Рассказы. М.: Б-ка "Огонёк" №307, 1927
  • Елень (1929)
  • Голубые дни (1926–28)
  • На речке Невестнице (1923–28)
  • Ленкорань (1934)
  • Пути кораблей (1934)
  • Летят лебеди (1936)
  • Северные рассказы (1939)
  • На пробужденной земле (1941)
  • Рассказы о Родине (1947)
  • Детство (1953)
  • Первая охота (1953)
  • На теплой земле (1954)
  • Листопадничек (1955)
  • Звуки земли (1962)
  • Карачаровские записи (1968)
  • У святых источников (1969)

Память

В 1981 года в Карачарове в доме, где жил Соколов-Микитов, была установлена мемориальная доска.

В 2007 году в Санкт-Петербурге в доме, где жил Соколов-Микитов, открыта мемориальная доска.

В Смоленске - мемориальная доска на здании картиной галереи (реального училища).

В Москве, по улице Староалексеевская д.118А установлена мемориальная доска, где он жил с 1967 года по 1975 год.

Напишите отзыв о статье ""

Литература

  • Воспоминания об И. С. Соколове-Микитове. М.: Советский писатель, 1984.
  • Андрей Убогий .
  • Виктор Некрасов . // «Новый мир », 1962, № 5.
  • Бойников А. М. Соколов-Микитов и литературная жизнь Твери 1950-х годов // И. С. Соколов-Микитов в русской культуре ХХ века: Материалы Всероссийской научной конференции, посвящённой 115-й годовщине со дня рождения И. С. Соколова-Микитова. Тверь: Издательство «Марина», 2007. С. 162-170.
  • Бойников А. М. История и современность в «Карачаровских записях» И. С. Соколова-Микитова // Русская литература и журналистика: Актуальные проблемы жанра и стиля: Сб. науч. тр. / Под ред. А. М. Бойникова. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. С. 36-49.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Соколов-Микитов, Иван Сергеевич

Настроившись, я снова увидела ту же комнату. Вокруг кровати Эсклармонд собралось около десяти человек. Они стояли по кругу, все одинаково одеты в тёмное, а от их протянутых рук прямо в роженицу мягко втекало золотое сияние. Поток становился всё гуще, будто окружавшие её люди вливали в неё всю свою оставшуюся Жизненную мощь...
– Это Катары, правда ведь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора, это Совершенные. Они помогали ей выстоять, помогали её малышу родиться на свет.
Вдруг Эсклармонд дико закричала... и в тот же миг, в унисон, послышался истошный крик младенца! На окружавших её измождённых лицах появилась светлая радость. Люди смеялись и плакали, словно им вдруг явилось долгожданное чудо! Хотя, наверное, так оно и было?.. Ведь на свет родился потомок Магдалины, их любимой и почитаемой путеводной Звезды!.. Светлый потомок Радомира! Казалось, наполнявшие залу люди начисто забыли, что на восходе солнца все они пойдут на костёр. Их радость была искренней и гордой, как поток свежего воздуха на просторах выжжённой кострами Окситании! По очереди приветствуя новорождённого, они, счастливо улыбаясь, уходили из залы, пока вокруг не остались только родители Эсклармонд и её муж, самый любимый ею на свете человек.
Счастливыми, сверкающими глазами юная мать смотрела на мальчика, не в состоянии произнести ни слова. Она прекрасно понимала, что эти мгновения будут очень короткими, так как, желая уберечь новорождённого сына, его отец должен будет тут же его забрать, чтобы попытаться ещё до утра убежать из крепости. До того, как его несчастная мать взойдёт на костёр вместе с остальными....
– Благодарю тебя!.. Благодарю тебя за сына! – не скрывая катившихся по уставшему лицу слёз, шептал Светозар. – Радость моя ясноглазая... пойдём со мной! Мы все поможем тебе! Я не могу тебя терять! Он ведь не знает ещё тебя!.. Твой сын не знает, как добра и прекрасна его мать! Пойдём со мной, Эсклармонд!..
Он умолял её, заранее зная, каков будет ответ. Он просто не мог оставить её на гибель. Ведь всё было рассчитано так великолепно!.. Монсегюр сдался, но попросил две недели, якобы для подготовки к смерти. По-настоящему же они ждали появления потомка Магдалины и Радомира. И рассчитали, что после его появления у Эсклармонд останется достаточно времени, чтобы окрепнуть. Но, видимо, правильно говорят: «мы предполагаем, а судьба располагает»... Вот она и распорядилась жестоко... разрешив новорождённому лишь в последнюю ночь появиться на свет. У Эсклармонд не оставалось сил, чтобы пойти вместе с ними. И теперь она собиралась закончить свою короткую, совсем ещё не житую жизнь на страшном костре «еретиков»...
Перейлы, обнявшись, рыдали. Им так хотелось спасти их любимую, светлую девочку!.. Так хотелось, чтобы она жила!
У меня перехватило горло – как же эта история была знакома!.. Они должны были увидеть, как в пламени костра будет умирать их дочь. Так же, как мне, видимо, придётся наблюдать смерть моей любимой Анны...
В каменной зале вновь появились Совершенные – пришло время прощаться. Эсклармонд вскрикнула и попыталась встать с кровати. Ноги подкашивались, не желая её держать... Муж подхватил её, не давая упасть, крепко сжав в последнем объятии.
– Видишь, любимый, как же я могу идти с тобой?.. – тихо прошептала Эсклармонд. – Ты иди! Обещай, что спасёшь его. Обещай мне, пожалуйста! Я тебя буду любить и там... И сына.
Эсклармонд разрыдалась... Она так хотела выглядеть мужественной и сильной!.. Но хрупкое и ласковое женское сердце её подвело... Она не хотела, чтобы они уходили!.. Она даже не успела узнать своего маленького Видомира! Это было намного больнее, чем она наивно предполагала. Это была боль, от которой не находилось спасения. Ей было так нечеловечески больно!!!
Наконец, в последний раз поцеловав своего маленького сынишку, она отпустила их в неизвестность... Они уходили, чтобы выжить. А она оставалась, чтобы умереть... Мир был холодным и несправедливым. И не оставалось в нём места даже для Любви...
Закутавшись в тёплые одеяла, четверо суровых мужчин вышли в ночь. Это были её друзья – Совершенные: Хюго (Hugo), Амьель (Amiel), Пуатеван (Poitevin) и Светозар (о котором не упоминается ни в одной оригинальной рукописи, везде просто говорится, что имя четвёртого Совершенного осталось неизвестным). Эсклармонд порывалась выйти за ними... Мать не отпустила её. В этом не было больше смысла – ночь была тёмной, и дочь только помешала бы уходящим.

Такова была их судьба, и встречать её надо было с высоко поднятой головой. Как бы это ни было трудно...
Спуск, по которому ушли четверо Совершенных, был очень опасным. Скала была скользкой и почти вертикальной.
И спускались они на верёвках, привязанных за талию, чтобы, в случае беды, руки каждого оставались свободными. Только Светозар чувствовал себя беззащитно, так как он поддерживал привязанного к нему ребёнка, который, напоенный маковым отваром (чтобы не кричал) и устроенный на широкой папиной груди, сладко спал. Узнал ли когда-либо этот малыш, какой была его первая ночь в этом жестоком мире?.. Думаю, что узнал.

Он прожил долгую и сложную жизнь, этот маленький сын Эсклармонды и Светозара, которого мать, видевшая его лишь мгновение, нарекла Видомиром, зная, что её сын будет видеть будущее. Будет чудесным Видуном...
– Так же оклеветанный церковью, как остальные потомки Магдалины и Радомира, он закончит свою жизнь на костре. Но в отличие от многих, рано ушедших, в момент его смерти ему будет уже ровно семьдесят лет и два дня, и звать его на земле будут Жаком де Молэй (Jacques de Molay)... последним великим Магистром Ордена Тамплиеров. А также последним главою светлого Храма Радомира и Магдалины. Храма Любви и Знания, который так и не сумела уничтожить Римская церковь, ибо всегда оставались люди, свято хранившие его в своих сердцах.
(Тамплиеры умерли оклеветанными и замученными слугами короля и кровожадной католической церкви. Но самым абсурдным было то, что умерли они напрасно, так как на момент своей казни были уже оправданы Папой Клементом!.. Только вот документ этот каким-то образом «затерялся», и никто не видел его до 2002 года, когда он оказался «случайно» вдруг обнаруженным в Архивах Ватикана под номером 217, вместо «правильного» номера 218... И назывался этот документ – Пергамент Шинона (Parchement of Chinon), рукопись из города, в котором провёл последние годы своего заточения и пыток Жак де Молэй).

(Если кого-то интересуют подробности настоящей судьбы Радомира, Магдалины, Катаров и Тамплиеров, прошу смотреть Дополнения после глав Изидоры или отдельную (но ещё только готовящуюся) книгу «Дети Солнца», когда она будет выставлена на сайте www.levashov.info для свободного копирования).

Я стояла совершенно потрясённая, как это было почти всегда после очередного рассказа Севера...
Неужели тот малюсенький, только что родившийся мальчик был знаменитейшим Жаком де Молэй?!. Сколько разных преразных легенд слышала я об этом загадочном человеке!.. Сколько чудес было связано с его жизнью в полюбившихся мне когда-то рассказах!
(К сожалению, до наших дней не дошли чудесные легенды об этом загадочном человеке... Его, как и Радомира, сделали слабым, трусливым и бесхарактерным магистром, «не сумевшим» сберечь свой великий Орден...)
– Сможешь ли рассказать о нём чуть поподробнее, Север? Был ли он столь сильным пророком и чудотворцем, как рассказывал мне когда-то отец?..
Улыбнувшись моей нетерпеливости, Север утвердительно кивнул.
– Да, я расскажу тебе о нём, Изидора... Я знал его много лет. И множество раз говорил с ним. Я очень любил этого человека... И очень по нему тосковал.
Я не спросила, почему же он не помог ему во время казни? В этом не было смысла, так как я заранее знала его ответ.
– Ты – что?!! Ты говорил с ним?!. Пожалуйста, ты ведь расскажешь мне об этом, Север?!. – Воскликнула я.
Знаю, своим восторгом я была похожа на дитя... Но это не имело значения. Север понимал, как важен был для меня его рассказ, и терпеливо помогал мне.

Книги, которым посчастливилось перебраться в деревню, летом непременно находят своего читателя. Сидеть с "Томом Сойером" на качелях, валяться на пляже с "Гарри Поттером", бродить по заброшенной аллее с "Барышней-крестьянкой" или упиваться "Тимуром и его командой" на чердаке - об этом в городе и мечтать не приходится.

Мой папа за компьютером

Проводит целый год.

У мамы заряжаются

Айфон, айпад, айпод.

Сестра сидит с букридером -

Всё тихо, как во сне...

Пускай по скайпу бабушка

Расскажет сказку мне!

Михаил Яснов

А как замирает сердце, когда в июньских сумерках - не по скайпу, а рядышком! - бабушка читает тебе про Робинзона Крузо или капитана Немо.

Как уютно и славно становится на душе, когда мама читает тебе про Муми-тролля или про коротышек в Солнечном городе!

С какой важностью дедушка читает "Детство Никиты" - можно подумать, он провел детство не в пионерских лагерях, а в дворянской усадьбе.

Как смешно папа читает "Денискины рассказы" - прочитает абзац или два, а потом давится от смеха, как будто его щекочут травинкой. Если папу попросить почитать вслух "Пять похищенных монахов" Юрия Коваля, то после первой страницы папа от смеха просто упадет на пол, а потом скажет: "Не давайте мне больше читать таких смешных книжек, а то я умру!"

Кстати, можно устроить целое Ковалиное лето: забрать из городской квартиры все его книжки и читать их друг за дружкой, а потом играть в Недопеска Наполеона Третьего или в Васю Куролесова. Где еще играть в Васю, если не в деревне.

Можно устроить Драгунский июнь, Чуковский июль, Успенский август... Или объявить в какой-нибудь дождливый понедельник Кургузый день, и с утра до вечера читать рассказы Олега Кургузова. Его истории очень полезно читать папам, особенно когда папы нервничают.

А перед отъездом на дачу стоит заехать в книжный магазин и купить новых детских книжек. Не потому, что новые лучше старых, а потому что новые пахнут особенно.

Самая красивая

В. Осеева. Синие листья. Рассказы, стихи, сказки. Санкт-Петербург-Москва, "Речь", 2015.

Книгу со стихами и рассказами Валентины Осеевой интересно читать вместе с бабушкой или прабабушкой - они хорошо помнят и "Динку", и "Волшебное слово"...

"Синие листья" вышли с иллюстрациями Ольги Борисовны Богаевской - выдающейся русской художницы, чьи работы находятся в Русском музее и Третьяковской галерее. В ее рисунках нет ничего эффектного, но каждый будто создан от избытка счастья. Вот бабушка печет пирожки, вот дети бегут под дождем, вот семья сидит за столом и ходики тикают, вот малыш с мамой идут по деревенской улице... И везде - свет, солнце. Все промытое, как после дождя, - лица, облака, деревья...

Ольга Богаевская не считала свои рисунки шедеврами, но для нас они больше чем образцы искусства. Они - глоток детства.

В нынешнем году исполняется сто лет со дня рождения Ольги Борисовны Богаевской. В том же петербургском издательстве "Речь" вышла еще одна замечательная книга с ее иллюстрациями: "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви" Фраермана.

Самая таинственная

Юрий Коваль. Воробьиное озеро. Москва, Издательский Дом Мещерякова, 2015.

В книге - тридцать пять маленьких новелл о чем-то главном в жизни. И пусть вас не смущает, что названия у этих рассказов выглядят не такими уж главными: "Тузик", "Морошка", "Летний кот", "Старая яблоня", "Грач", "Висячий мостик", "Шень-шень-шень", "Пантелеевы лепешки".

Или вот совсем уж простецкое название: "Хрюкалка". Это зарисовка о вальдшнепе; за хриплый голос охотники зовут его иногда "хрюкалкой". Что же может быть важного в такой зарисовке? А важно у Юрия Коваля каждое слово - оно написано с такой деликатностью, с таким чувством уважения к тайнам бытия, что слегка светится. Вот заметьте: прочитаешь несколько страниц Коваля и ходишь потом весь день внутренне слегка освещенный.

Рисунки к "Воробьиному озеру" нарисовала график Галина Макавеева. Она хорошо знала Юрия. И так же, как он, художница любит лес, речку, таинственных ночных налимов и лошадей, которых надо подманивать так: шень-шень-шень...

Юрий Коваль однажды сказал: "Я думаю, что лучшими людьми, которых я встречал, были, конечно, художники".

Самая неожиданная

Елена Литвяк. Под небом Радонежа. Рассказы о Преподобном Сергии для детей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014.

Эта книга родилась на моих глазах. Я помню ее маленькой рукописью - три-четыре листочка с еще робкими рассказами. Елена Литвяк писала их поначалу не для книги, а для своих детей - тогда их было двое, Аня и Макарий (а сейчас к ним прибавились Митя и Федя). Лене очень хотелось рассказать своим малышам о чудотворце и его удивительной жизни. И вот получилось не только познавательное повествование об игумене Радонежском, а книга радостная, увлекательная и свежая.

Автору, конечно, очень помогло то, что первые читатели у нее под боком. О самом почитаемом русском святом Елене Литвяк удалось написать так, что книга понятна и пятилетнему малышу. И что очень важно - в повести нет той приторности, в которой иной раз просто вязнешь, читая детям книжки о православных подвижниках.

Тексту сопутствуют такие же ясные и в то же время канонически точные иллюстрации художницы Екатерины Мацук. В издании много воздуха, узорочья буквиц, той гармонии и изящества, которые всегда отличали монастырские рукописные книги.

Самая пушистая

И.С. Соколов-Микитов. Лето в лесу. Санкт-Петербург-Москва, Издательский дом "Речь", 2015.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (ударение в фамилии на последний слог) хотя и странствовал в юности по морям, но в душе всегда был лесным человеком. Читаешь его рассказы о зайцах и филинах, ежах и медведях, лисятах и лосятах и чувствуешь, как хорошо автору среди них. Течение его прозы напоминает тихую лесную речку.

В старости у Ивана Сергеевича ослабло зрение, он не переносил яркий свет и сравнивал себя с барсуком. Юрию Ковалю сетовал: "Живу на барсучьих правах. Барсуки выходят из нор только ночью. У них слабые глаза, не переносят дневного света... Вот и занавешиваю окно. Так хочется в лес, на волю..."

Книгу "Лето в лесу" еще в 1956 году проиллюстрировал художник-анималист Георгий Евлампиевич Никольский, биолог по образованию. В Великую Отечественную он добровольцем ушел на фронт, скрыв от врачей свою болезнь сердца. А после Победы он вновь рисовал своих любимых пушистых и косолапых, много работал для "Мурзилки", где "довел свое мастерство до изумительной виртуозности".

Самая веселая

Юнна Мориц. Попрыгать-поиграть! Санкт-Петербург-Москва, Издательский дом "Речь", 2015.

На первой же странице этой книжки я встретил стихотворение, которое полюбил в ту пору, когда купил для маленьких дочек пластинку "Сто фантазий". Там были песни на стихи Юнны Мориц, их пели Татьяна и Сергей Никитины, а сами стихи удивительно читала Татьяна Жукова. "Стоит в лесу тесовый дом, // Дом гнома! // А в нем живет веселый гном, // Гном - дома!// Он кормит белок шишками, // За стол садится с мишками..."

В книжке "Попрыгать-поиграть!" все стихи с той давней пластинки в сопровождении иллюстраций Бориса Калаушина - звонких, праздничных и даже чуть-чуть нахальных, как оркестр уличных музыкантов. Все звенит, бежит, свистит и бьет в барабан!

Отец Бориса Матвеевича был создателем и первым директором Всероссийского музея Пушкина, но начальство считало, что яблоко далеко укатилось от яблони. Бориса прорабатывали как опасного авангардиста. Но вот прошло время, и оказалось, что яблоко никуда не укатилось, висит себе на родовой яблоне. Сегодня работы Бориса Калаушина - классика отечественной иллюстрации.

Самая застенчивая

Екатерина Серова. Наши цветы. Рисунки Наталии Басмановой. Санкт-Петербург, ДЕТГИЗ, 2015.

Автор лучшей в нашей детской литературе поэтической книги о полевых цветах родилась в Вологде, училась на физфаке Ленинградского университета, в 1941-м рыла окопы под Ленинградом. Когда "Наши цветы" вышли первым изданием, Екатерина Васильевна получила из интерната для слепых детей письмо: "Пришлите как можно больше экземпляров "Наших цветов", слепые дети впервые поняли прелесть простых луговых цветов и полюбили их".

На лугу расцвёл кипрей,

Вот Семья богатырей!

Крепки, статны и румяны

Встали братья-великаны.

Славный выбрали наряд -

Куртки пламенем горят.

О книгах, мимо которых нельзя пройти

  • Сивка-Бурка. Русская народная сказка. Пересказ Константина Ушинского. Москва, "РИПОЛ классик", 2015.

Классические иллюстрации выдающегося мастера Бориса Диодорова, полные юмора и театральности.

  • Азбука Пушкиногорья в рисунках Игоря Шаймарданова. Предисловие Валентина Курбатова. Санкт-Петербург. Псков. Пушкинские горы. Издательство "Красный пароход", 2012.

Книжка эта, возможно, разошлась, но если вам она встретится, то возьмите ее непременно. Эта озорная книга поможет детям подружиться с Пушкиным, а вам - побыть с Александром Сергеевичем на дружеской ноге.

  • Виктор Драгунский. Двадцать лет под кроватью. Санкт-Петербург-Москва, Издательский дом "Речь", 2015.

Иллюстрации Виктора Чижикова, и этим все сказано. Драгунский и Чижиков - что еще нужно для счастья?

  • Анастасия Орлова. Речка, речка, где твой дом? Издательский дом "Детское время", Фонд "Дом детской книги", 2014.

Реки России в рисунках Игоря Олейникова и стихах молодой ярославской поэтессы Насти Орловой.

Соколов-Микитов

Соколо́в-Микито́в

(настоящая фамилия Соколов) Иван Сергеевич (1892, урочище Осеки Калужской губ. – 1975, Москва), русский писатель. Родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство» (1931-53). В 1-ю мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий (1915). После Октябрьской революции оказался в эмиграции (1921-22), но в 1923 г. вернулся на родину. Наиболее значительные произведения: сборники рассказов «Где птица гнезда не вьёт» (1923), «На речке Невестнице» (1923-28), «Голубые дни» (1926-28), повести «Чижикова лавра» (1926), «Елень» (1929). Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвящённые природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество и на опыт предшественников – И. А. Бунина, А. М. Ремизова и других.

Многочисленные поездки по стране в 1930–40-е гг. нашли отражение в его очерковых сборниках «Ленкорань», «Пути кораблей» (оба – 1934), «Летят лебеди» (1936), «Северные рассказы» (1939), «На пробуждённой земле» (1941), «Рассказы о родине» (1947) и др.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Соколов-Микитов" в других словарях:

    Соколов Микитов, Иван Сергеевич Иван Сергеевич Соколов Микитов Дата рождения: 19 (30) мая 1892 Место рождения: урочище Осеки Калужской губернии, Российская империя Дата смерти: 20 февраля 1975 Место смерти: Москва, СССР Род деятельности … Википедия

    Иван Сергеевич (1892 1975), русский писатель. В рассказах о деревне (цикл На речке Невестнице, 1923 28), в путевых очерках, книге Северные рассказы (1939), автобиографической повести Детство (1931 1953) поэзия труда, тонкое чувство природы.… … Русская история

    Иван Сергеевич , русский советский писатель. Литературную деятельность начал в 1916. Для прозы С. М. характерны жанры реалистического рассказа и путевого очерка, отмеченных… …

    Соколов-Микитов И. С. - СОКОЛÓВ МИКИТÓВ Иван Сергеевич (1892–1975), рус. писатель. В рассказах о деревне (цикл На речке Невестнице, 1923–28), в путевых очерках, кн. Северные рассказы (1939), автобиогр. пов. Детство (1931–53) – поэзия труда, тонкое… … Биографический словарь

    Русский советский писатель. Литературную деятельность начал в 1916. Для прозы С. М. характерны жанры реалистического рассказа и путевого очерка, отмеченных вниманием к природе, к… … Большая советская энциклопедия

    - (1892 1975) русский писатель. В рассказах о деревне (цикл На речке Невестнице, 1923 1928), путевых очерках, книге Северные рассказы (1939), автобиографической повести Детство (1931 53) поэзия труда, тонкое чувство природы. Мемуары … Большой Энциклопедический словарь

    Иван Сергеевич Соколов Микитов … Википедия

    - (наст. фам. Соколов; 1892–1975) – рус. писатель. Род. в семье приказчика. Учился на с. х. курсах в Петербурге. Печататься начал в 1912. Чтобы его не путали с другими Соколовыми, известный своими описаниями рус. природы С. М. добавил к своей наст … Энциклопедический словарь псевдонимов

    - (1892 1975), русский писатель. В рассказах о деревне (цикл «На речке Невестнице», 1923 28), путевых очерках, книге «Северные рассказы» (1939), автобиографической повести «Детство» (1931 53) поэзия труда, тонкое чувство природы. Мемуары. * * *… … Энциклопедический словарь

    Соколов-Микитов Ив. Сер. - СОКОЛОВ МИКИТОВ Ив. Сер. (1892 1975) прозаик. Род. в урочище Осеки близ Калуги, в семье управляющего лесным имением (добавка к фам.: Микитов от имени деда). Учился в сел. школе, потом в реальном уч ще в Смоленске. В 1910 приехал в Пб., поступил… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • И. Соколов-Микитов. Избранное , Соколов - Микитов И.. Основной темой в творчестве И. С. Соколова-Микитова была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не…












Биография (ГУК «Областная специаль­ная библиотека для слепых им. Н. Ост­ровского», 2008. - 15 с., 1 л. портр. )

Иван Сергеевич Соколов-Микитов - самобытный русский писатель, талантливый художник, график, известный путешественник и охотник. Замечательный мастер слова, безусловно, принадлежащий к группе писателей-природолюбов и краеведов, чье имя неразрыв­но связано с историей Калужского края.

Родился Иван Сергеевич 17(30) мая 1892 года в урочище Осеки близ Калуги в семье Сергея Ники­тича Соколова, управляющего лесным имением мил­лионера Коншина. Мать писателя родилась в крес­тьянской семье в деревне Буда Хвастовичского уез­да. Мария Ивановна по отцу была из калужских староверов, религиозна.

И Соколов - Микитов рассказывает: когда ма­тушка его в 20 лет надумала выходить замуж, она пошла в Оптину Пустынь советоваться к старцу Ам­вросию. Три жениха сватались: начальник станции, молодой купчик и третий - Сергей, лесник. Послед­ний был не слишком состоятельным человеком, два других жениха позавиднее, да к тому же Сергей старше ее на 14 лет. Амвросий посадил матушку на лавку в скиту, где обычно принимал посетителей, расспросил ее ласково и сказал: «Выходи, Машенька, за Сергия». В первую минуту она изумилась, но дело было решено. Она вышла за Сергея. У них родился мальчик. «Это был я», - объявлял с торжеством Иван Сергеевич. «Благодаря старцу Зосиме из «Братьев Карамазовых» (так Достоевский старца Амвросия назвал) появился я на белый свет».

В 1894-1895 гг. семья Соколовых переезжает на родину отца в село Кислово Дорогобужского уез­да Смоленской губернии. Всего три года прожил на калужской земле Соколов-Микитов. Но эти годы бы­ли очень памятны. Во многих произведениях Иван Сергеевич описывал ее калужскую природу, ее леса и реки. В автобиографической повести «Детство» (1931-1953) писатель красочно описал свое раннее детство, проведенное в Осеках. «Смутно, точно сквозь слой воды, помнится мне дом, в котором я родился...», - рассказывал Соколов-Микитов.

В автобиографических заметках «теплой зем­лей» назвал Соколов-Микитов свою родину и всегда с глубочайшей нежностью вспоминал о ней.

Трогательно сказал он о повестях «Детство» и «Елень»: «Уж очень о далеком это написано, а какое близкое моему сердцу...»

Красоту родных мест, особенно дорогих по вос­поминаниям детства, художник заново открывает, вернувшись туда после юношеских странствий. В июне-июле 1926 г. Соколов-Микитов со своим дру­гом К.А. Фединым предпринимает путешествие по рекам Угре и Оке с намерением проплыть из деревни Кислово по Волге до Астрахани. Небольшая лодка носила несколько комичное имя «Засупоня» (по наз­ванию сказки Соколова-Микитова). В этой экспедиции принимал участие скромный деревенский жи­тель, о котором К. Федин позже скажет, что он был «плотник, охотник, матрос и кок в нашем лодочном плавании».

Не все удалось осуществить из задуманного, но путь от притока Угры Гордоты до Коломны превы­сил 600 км. Путешественники посетили тогда Юхнов, Калугу, Алексин, Тарусу, Каширу, осмотрели достопримечательности этих мест. Не терпелось Соколову-Микитову показать друзьям возвышаю­щие душу леса, благоухающие поля, милые сердцу Осеки, где он провел три года своего детства.

Из Коломны Федин вернулся в Саратов, а Соколов-Микитов - в Кислово. Плавание по Угре и Оке оставило заметный след в творчестве Соколова-Микитова - четыре письма с реки Угры -«У белого камня», «Судьба брыкаловской барыни», «Карла на сухих ножках», «На перекате» (в августе-сентябре 1926 г.).

С письмом из Калуги, датированным 24 июля 1926 года, Соколов-Микитов выслал критику В.П. Полонскому два рассказа «Мертвая зыбь», «Чарши», опубликованные в октябре этого же года.

«Угра и Ока, - отмечает литературовед П.П. Ширмаков, - были как бы преддверием больших путешествий Соколова-Микитова на Север».

В 1933 и 1934 годах Соколов-Микитов провел два лета в Оптиной Пустыни под Калугой, отдыхая и работая в бывшем скиту. Писатель вспоминал, что в сторону монастыря скит был наглухо закрыт, и вы­ход наружу оставался лишь из кельи Амвросия - две каменные ступени вели за ограду. В самом же монастыре размещался тогда дом отдыха: висели кума­човые полотнища, гремели патефоны. Иван Серге­евич не мог привыкнуть, что причастие «отдыха­ющие» стало употребляться как существительное, и однажды приписал в объявлении о вечере танцев к слову «отдыхающие» - «бездельники».

Следуя хронике жизни писателя, в 1950 году после 13 июля - 15 августа Соколов-Микитов посе­тил Смоленск, Кочаны и Кислово, затем Калугу. Из записных книжек: «Был в Калуге, в родном городе. Что-то уцелело от старого. Сквозная, легкая колоко­ленка на зареве неба. Городской сад, где в детстве я испугался фейерверка. Ока. Люди».

29 сентября 1958 года Соколов-Микитов вместе с С.М. Алянским побывал в Тарусе у К.Г. Паустов­ского, с которым он родился в один год и день. В жизни писателя было много общего с судьбой Паус­товского.

Когда болезнь глаз только-только начиналась, Иван Сергеевич все чаще стал вспоминать смолен­ские и калужские места, где прошло его детство и отрочество. Чувствовалось, тянуло туда нестерпимо: «Надо родным могилкам поклониться...». Тогда в 1959 году, до 15 сентября состоялась еще одна поезд­ка писателя в Калугу. Посетил Осеки. Об этом посе­щении писала газета «Знамя».

Иван Сергеевич рассказывал: «Чем больше лет проходит, тем сильнее тянет на малую Родину, где первые годы жил. Ездил я туда, где отец управля­ющим был. Приехал на машине. Красивые места. Искал, где дом стоял, стариков расспрашивал, в лес­ничестве старую карту нашел, определил место усадьбы, проверил. Заметно, что дом был, акация одичалая, остатки аллей. Хожу и думаю: сколько здесь народу к отцу приезжало! Знаменитый лесовод Турский меня на руках держал - нянчил».

Побывав на родине, писатель успокоился, но подробно рассказывать о поездке не любил: видно, родные края колыхнули душу не только радостями, но и горестями прошлых и настоящих лет.

Пережив в жизни ни один жестокий удар, похо­ронив трех дочерей, Иван Сергеевич выстоял. Ска­зался и сильный характер, и сильный организм. Но человек сотворен не из железа. Горе все-таки сделало свое дело. Раньше времени стал стареть, ко всем бедам - слепнуть...

В 1959 году писатель находился в клинике глазных заболеваний Военно-медицинской академии в Ленинграде на обследовании. В 1964 году Соколов-Микитов признан инвалидом III группы (глаукома глаз, варикозное расширение вен).

Мучительный процесс потери зрения протекал очень медленно. Сначала стали необходимыми все более сильные очки, потом он смог читать только с лупой, затем угасло центральное зрение и он хоть плохо, но видел боковым, потом он только слабо ощущал свет, и, наконец, его окружил мрак.

В 1967 году семья Соколова-Микитова пере­езжает из Ленинграда на постоянное жительство в Москву.

И.С. Соколов-Микитов скончался 20 февраля 1975 года в Москве у себя на квартире. Урна с пра­хом захоронена на семейном кладбище в Гатчине.


Презентация переписки К. Федина и И.Соколова-Микитова

С ЛЮБОВЬЮ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (Владимир СОЛОУХИН )

С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов: «любовь к родине». Осознает он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине - то есть что именно и за что он любит - дано уже в зрелом возрасте.

Чувство это действительно сложное. Тут и родная культура, и родная история, все прошлое и все будущее народа, все, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить еще предстоит.

Не вдаваясь в глубокие рассуждения, мы можем сказать, что на одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.

Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. Казалось бы, что любить в тундре? Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стеклышками озер, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет своей тундры ни на какие там южные красоты.

Одним словом, кому мила степь, кому - горы, кому - морское, пропахшее рыбой побережье, а кому - родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с желтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко Рязани... И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник на березе перед крыльцом.

Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовем нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море и горы, любим все же сильнее, чем что-либо иное в целом свете.

Все это так. Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам.

Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. А живопись? Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов - разве они не учили и не учат нас любить родную природу? В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в 1892 году на земле Смоленской, и детство его прошло среди самой что ни на есть русской природы. В то время живы были еще народные обычаи, обряды, праздники, быт и уклад старинной жизни. Незадолго до смерти Иван Сергеевич так писал о том времени и о том мире:

«В коренной крестьянской России начиналась моя жизнь. Эта Россия была моей настоящей родиной. Я слушал крестьянские песни, смотрел, как пекут хлеб в русской печи, запоминал деревенские, крытые соломой избы, баб и мужиков... Помню веселые святки, масленицу, деревенские свадьбы, ярмарки, хороводы, деревенских приятелей, ребят, наши веселые игры, катанье с гор... Вспоминаю веселый сенокос, деревенское поле, засеянное рожью, узкие нивы, синие васильки по межам... Помню, как, переодевшись в праздничные сарафаны, бабы и девки выходили зажинать поспевшую рожь, цветными яркими пятнами рассыпались по золотому чистому полю, как праздновали зажинки. Первый сноп доверяли сжать самой красивой трудолюбивой бабе - хорошей, умной хозяйке... Это был тот мир, в котором я родился и жил, это была Россия, которую знал Пушкин, знал Толстой»*.

* Соколов-Микитов И. С. Давние встречи.

Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. Он в течение нескольких лет плавал матросом по всем морям и океанам, служил в санитарном отряде в первую мировую войну, работал учителем, несколько зим провел на берегах Каспия, путешествовал по Кольскому и Таймырскому полуостровам, Закавказью, горам Тянь-Шаня, бродил по дремучей тайге... Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. Но главное - он был талантливым и ярким писателем. Еще Куприн в свое время так оценил Соколова-Микитова как писателя:

«Я очень ценю Ваш писательский дар за яркую изобразительность, истинное знание народной жизни, за живой и правдивый язык. Более же всего мне нравится, что Вы нашли свой собственный исключительно Ваш стиль и свою форму. И то и другое не позволяет Вас спутать с кем-нибудь, а это самое дорогое».

Соколов-Микитов написал много книг о своих смоленских краях, о простых русских людях, крестьянах, полярниках, охотниках, о всех, с кем сводила его судьба на жизненном пути. А он был длинным, этот путь: более полувека активной писательской работы, а всего ему было уже за восемьдесят.

Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге в Калининской области, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов - все это еще больше сближало писателя с родной природой. Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе, когда человек понимает, что лучше любоваться живой птицей на ветке дерева, чем мертвой птицей в охотничьем ягдташе. В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.

Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное в первую очередь богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.

Биография

Имя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова (1892-1975) кажется сейчас незаслуженно забытым.

Его книги не издаются, а имя фигурирует лишь в школьной программе. Между тем он был крупной фигурой своего времени - прозаиком, публицистом, мемуаристом. Родившись в простой семье (отец - приказчик, мать - из крестьян), мальчик получил хорошее "домашнее" образование (в семье книги почитались особо). Однако начитанность не способствовала учебе. Он плохо учился в смоленском реальном училище и потому смог поступить только в то учебное заведение, где не требовался аттестат о среднем образовании - Петербургские Высшие сельскохозяйственные курсы.

Там начал оформляться его писательский талант. "Соль земли" - первая сказка, опубликованная в журнале "Аргус".

Оставив курсы, Иван пленяется романтикой дальних странствий и становится моряком. Морские путешествия прерывает Первая мировая война. Писатель идет на фронт.

Революция вынудила писателя покинуть родину. Будучи эмигрантом, он публикует несколько обличительных статей о бесчинствах большевиков. Однако долго быть в разлуке со своей страной он не смог. И в начале 20-х годов И. С. Соколов-Микитов прибывает в Советский Союз. Здесь начинается период его интенсивного писательского труда. Он пишет рассказы о деревне, очерки, воспоминания. Будучи по сути своей путешественником, он побывал не только во многих местах в нашей стране и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал.

Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

Биография

Замечательный писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) про­жил большую и богатую событиями жизнь. Детство его прошло в тихой лесной деревеньке на Смоленщине. Отец - охотник, знаток леса - ходил в приказчиках по лесному делу у купцов, мать вела крестьянское хозяйство.

«Первые услышанные мною слова были народные яркие слова, первые сказки, первая музы­ка, которую я услышал,- крестьянские песни, может быть, те самые песни, которыми был некогда вдохновлен великий русский композитор Глинка, родившийся в нашем смоленском краю»,- писал Иван Сергеевич много лет спустя в своей автобиографии.

Тяга к странствиям, зародившаяся во время юношеских охотничьих скитаний, не остав­ляла его потом всю жизнь. Где он только не побывал, устроившись на работу матросом на судах торгового флота, куда не забрасывала его судьба!

Окончательно вернувшись в Россию в 1922 году, Иван Сергеевич уехал на родную Смоленщину и отдался литературной работе. Во второй половине двадцатых годов в издательствах Москвы и Ленинграда вышли одна за другой несколько книг его рассказов о деревне и охоте, о морских странствиях. Но домо­седство не было в характере Ивана Сергеевича. Живя в Кислове, родной своей деревне, он много охотился, бродил по лесным смоленским краям, совершил вместе с другом писателем Фединым и приятелем-односельчанином Бадеевым маленькое, детское путешествие на лод­ке-плоскодонке по рекам Угре и Оке до Коломны и вновь отправился в плавание вокруг Европы.

Человек сильный и мужественный, опытный охотник, Иван Сергеевич был легок на подъем, скор на сборы и смело вверялся дороге, не страшась тягот походной, лишенной удобств жизни.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов может быть по праву назван в числе зачинателей современного очерка как жанра литературы. Его поэтичными очерками с одинаковым интере­сом зачитываются и взрослые, и юные читатели. Различными из­дательствами страны выпущено несколько десятков его книг. Неоднократно переиздавалась его книга «От весны до весны», многие произведения переведены на иностранные языки, книжки «Год в лесу» и «Русский лес» отмечались премиями на международных выставках. А первая детская книжка писателя «Кузовок» вышла еще в 1922 году.

Неправильно считать, что природу должны знать только те, кто ее изучает - биологи, бо­таники или географы. Знание природы любовь и близость к ней обогащают жизнь любого человека независимо от рода его занятий. Человек, знающий и любящий природу, счастливее уже потому, что наделен этим чувством и избавлен от скуки - ведь жизнь природы много­образна, неповторима ото дня ко дню, и достаточно ему выехать за черту города, чтобы найти для себя что-то новое к тому, что он знал раньше.

Иван Сергеевич не был специалистом - биологом или ботаником. Но он знал и чувство­вал природу тонко и безошибочно. Это черта большого писательского таланта. Так знали и чувствовали природу Толстой и Тургенев, Аксаков, Чехов и Бунин.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов считается взрослым писателем.

В последние годы жизни Ивана Сергеевича постигло несчастье: он потерял зрение. Но его память хранила впечатления детства, давних путешествий, рисовала ему картины природы, и он писал о ней с непогрешимой точностью. Только теперь уж, конечно, писать он не мог - он надиктовывал свои рассказы на магнитофон, а Лидия Ивановна, его жена и помощница, перепечатывала потом текст на машинке.

Вспоминая, как бы еще раз переживая то, что видел когда-то, старый писатель испыты­вал радость былого общения с природой - теперь уж, быть может, последнюю радость.

«Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остается любовь к людям, к родной стране, к ее природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно»,- писал Иван Сергеевич незадолго до смерти.

Книги Соколова-Микитова написаны необыкновенно чистым и простым языком. Недаром учебники русского языка и хрестоматии так часто используют выдержки из его произведений.

Книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова зарождают любовь к окружающему нас миру, к родной стране. Они зовут к познанию природы, потому что то, что любишь, всегда хочется знать еще больше и еще лучше. (По В. Чернышову ЮН №6/83 40-41)

Биография

Иван Сергеевич Соколов-Микитов, русский писатель, натуралист и путешественник, родился в урочище Осеки, что в Калужской губернии, 30 (18) мая 1892 года, в семье приказчика, который служил у купца, торговавшего лесом. Детство и ранняя юность Вани прошли на Смоленщине, на просторах Угры. В 1910 году он едет в Петербург, где поступает учиться на курсы сельского хозяйства, а вскоре после этого устраивается в Ревеле (сейчас Таллинн) на торговое судно, благодаря чему за несколько лет побывал во многих странах Европы, Азии и Африки. В 1918 году, после демобилизации, Иван Сергеевич вернулся на Смоленщину, к родителям. Здесь он работал учителем в единой трудовой школе. К этому моменту он уже успел опубликовать свои первые рассказы, которые заметили Бунин и Куприн.

В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно. В следующем, 1920 году, Иван Сергеевич вместе со всей командой был списан на берег с парохода "Омск", который за долги продали с аукциона в Гулле (Англия). Так началась непредвиденная вынужденная длительная эмиграция. Около года он прожил в Англии, а затем, в 1921 году, перебрался в Германию. Наконец, после почти что двухлетнего пребывания за границей, Иван Соколов-Микитов возвращается на Родину, в Россию. Долгие скитания по разным портовым ночлежкам Гулля и Лондона стали основой материала для книги "Чижиковая лавра", написанной в 1926 году.

Иван Соколов-МикитовВ дальнейшем Иван Сергеевич Соколов-Микитов неоднократно участвовал в арктических экспедициях, которые возглавлял знаменитый Отто Юльевич Шмидт. На ледоколе "Георгий Седов" путешественники отправлялись на Северный Ледовитый океан и на Землю Франца-Иосифа, а однажды отправились на выручку ледокола "Малыгин". В этой экспедиции Иван Соколов-Микитов участвовал уже в качестве корреспондента газеты "Известия". Опыт арктических экспедиций подарил ему множество материала для цикла очерков "Белые берега", а также повести "Спасение корабля". О многочисленных и разнообразных путешествиях писателя по родной стране можно прочитать в книгах "Пути кораблей" (1934), "Ленкорань" (1934), "Летят лебеди" (1936), "Северные рассказы" (1939), "На пробужденной земле" (1941), "Рассказы о Родине" (1947) и в других произведениях.

Иван Соколов-МикитовВ течение четверти века Иван Соколов-Микитов часто бывал в селе Карачарово Конаковского района. Побывав здесь у родственников в октябре 1951 года, писатель приобретает сруб и начинает лично строить свой "карачаровский" домик. Начиная с лета 1952 года Иван Сергеевич большую часть года проводит в Карачарове. Здесь он работает над своими ставшими знаменитыми книгами "Детство" (1953), "На теплой земле" (1954), "Звуки земли" (1962), "Карачаровские записи" (1968), "У святых источников" (1969) и другими произведениями.

Иван Соколов-Микитов являлся членом редколлегии литературно-художественного сборника "Родной край". В книжном издательстве области выходили его книги "Первая охота" (1953), "Листопадничек" (1955), "Рассказы о Родине" (1956) и многие другие.

Иван Соколов-МикитовИван Сергеевич часто обращался и к жанру мемуаров, в нем были написаны такие книги, как "Свидания с детством" и "Автобиографические заметки". До последнего дня Иван Соколов-Микитов писал книгу своих воспоминаний "Давние встречи", в которой можно увидеть "очерки-портреты", посвященные многим нашим знаменитым писателям - Максиму Горькому, Ивану Бунину, Александру Куприну, Михаилу Пришвину, Александру Грину, Александру Твардовскому. Также упомянуты в ней полярный исследователь Петр Свирненко, художник и ученый Николай Пинегин и многие другие.

В гостях в "карачаровском" домике у Ивана Сергеевича бывали писатели Александр Твардовский, Виктор Некрасов, Константин Федин, Владимир Солоухин, многие журналисты и художники.

Умер Иван Сергеевич Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года. Урна с его прахом была захоронена на кладбище в Гатчине. В 1981 году на его "карачаровском" домике была установлена мемориальная доска.

Биография

Русский писатель-путешественник Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в урочище Осеки Калужской губернии 30 (18) мая 1892 г. в семье приказчика купца-лесоторговца. Детство и ранняя молодость писателя прошли на Смоленщине. В 1910 г. он поступил на сельскохозяйственные курсы в Петербурге, при всем при том вскоре устроился в Ревеле (в настоящий момент Таллинн) на корабль торгового судна и в течение нескольких лет побывал в европейских, азиатских и африканских портах. В 1918 г. Иван Сергеевич демобилизовался, уехал к родителям на Смоленщину. Работал там учителем единой рабочий школы. К этому времени он уже опубликовал первые рассказы, замеченные Буниным и Куприным.

С 1919 г. Соколов-Микитов – матрос торгового судна. В 1920 г. с парохода “Омск”, проданного в Гулле (Англия) с аукциона, Иван Сергеевич в числе команды был списан на берег. Началась вынужденная эмиграция. В Англии он прожил рядом года, а в 1921 году перебрался в Германию. После без малого двухлетнего пребывания за рубежом Соколов-Микитов возвращается в Россию. Скитания по портовым ночлежкам Гулля и Лондона дали ему материал для “Чижиковой лавры” (1926).

После возвращения на Родину И.С.Соколов-Микитов участвует в арктических экспедициях на ледоколе “Георгий Седов”, возглавляемых О.Ю.Шмидтом. За экспедициями в Северный Ледовитый океан и на Землю Франца-Иосифа последовала экспедиция по спасению ледокола “Малыгин”. В ней Иван Сергеевич участвовал как корреспондент “Известий”. Арктические экспедиции дают ему материал для цикла очерков “Белые берега” и очерковой повести “Спасение корабля”. Многочисленные путешествия писателя по стране описаны в книгах “Ленкорань” (1934), “Пути кораблей” (1934), “Летят лебеди” (1936), “Северные рассказы” (1939), “На пробужденной земле” (1941), “Рассказы о Родине” (1947).

Четверть века бытие И.С.Соколова-Микитова была связана с Карачарово Конаковского района. В октябре 1951 г. сочинитель побывал у родственников, приобрел сруб и начал создавать свой “карачаровский” дом.

С лета 1952 года Соколов-Микитов проводит в Карачарове большую количество года. Здесь Иван Сергеевич работал над книгами “Детство” (1953), “На теплой земле” (1954), “Звуки земли” (1962), “Карачаровские записи” (1968) и другие. В книге “У святых источников” (1969) он пишет: “С охотничьим ружьем за плечами я обошел ближние лесные угодья, путешествовал в лодке по Волге. Мне удалось посетить в глухих местах Оршанского леса, на Петровских озерах, куда не каждый год может пробраться неопытный джентльмен. Я знакомился с молодыми и старыми людьми, слушал их рассказы, любовался природой. Живя в Карачарове, написал немного небольших рассказов, в которых изображена близкая моему сердцу родная природа”.

В областном литературно-художественном сборнике “Родной край” были опубликованы новые главы повести “Детство”. Писатель был членом редколлегии сборника. В областном книжном издательстве выходили его книги “Первая охота” (1953), “Листопадничек” (1955), “Рассказы о Родине” (1956) и др.

В карачаровский отрезок времени Соколов-Микитов нередко обращался к мемуарному жанру. Тогда были написаны “Автобиографические заметки”, “Свидания с детством”. Книга воспоминаний “Давние встречи”, которую автор писал до последнего дня, содержит портретные очерки писателей М.Горького, И.Бунина, А.Куприна, М.Пришвина, К.Федина, А.Грина, А.Твардовского, полярного исследователя П.Свирненко, художника и ученого Н.Пинегина и других.

В “карачаровском” домике бывали писатели А.Твардовский, В.Некрасов, К.Федин, В.Солоухин, журналисты, художники.

Умер И.С.Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года. Урна с его прахом захоронена на кладбище в Гатчине.

В 1981 г. на “карачаровском” домике была установлена мемориальная доска.

Биография

Родился в селе Оселки Калужской губернии, но еще в младенческом возрасте был перевезен в Смоленскую губернию, на родину отца, где провел детство, отрочество и юность.

Учился в Смоленском Александровском реальном училище, но был исключен из 5 класса «по малоуспеваемости и за дурное поведение по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям». Для продолжения учебы Соколов-Микитов в 1910 году уехал в Петербург и поступил на 4-летние сельскохозяйственные курсы Главного управления землеустройства и земледелия. Там начал оформляться его писательский талант.

В Петербурге у Соколова-Микитова образовался широкий круг знакомств, во многом определивший его дальнейшую судьбу. В него входили летчик Г. В. Алехнович, путешественник и натуралист З. Ф. Сватош, писатели А. И. Куприн, М. М. Пришвин, А. М. Ремизов, В. Я. Шишков, А. С. Грин. Юноша убедился в отсутствии у себя склонности к агрономическим наукам, оставил курсы и стал посещать литературные диспуты и общедоступные библиотеки. В 1910 году появилось на свет первое произведение – сказка «Соль земли».

В 1912 году Соколов-Микитов переехал в Ревель (ныне Таллинн), где работал секретарем газеты «Ревельский листок», а оттуда отправился матросом в свое первое плавание, побывав в Турции, Египте, Сирии, Греции, Африке, Нидерландах, Англии, Италии. Морские путешествия прервала Первая мировая война. Демобилизовавшись в 1918 году, Соколов-Микитов уехал к родителям на Смоленщину, работал там учителем единой трудовой школы. К этому времени он уже опубликовал первые рассказы, замеченные Буниным и Куприным.

С 1919 года он снова поступил в торговый флот. В 1920 году с парохода «Омск», проданного в Гуле Англия (с аукциона), его в числе других членов команды списали на берег. Он жил в Англии, Германии, познакомился с А. Н. Толстым, С. А. Есениным и Айседорой Дункан, А. М. Горьким.

В 1922 году Соколов-Микитов возвратился в Россию, поселился на Смоленщине. Здесь он создал лучшие свои произведения: повести «Детство», «Елень», «Чижикова лавра», циклы рассказов «На речке Невестнице», «По сорочьему царству» и другие. В большинстве из них разрабатывается близкая автору тема русской деревни, судеб русского крестьянства. Его творчество высоко ценили И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький.

В 1929 году Соколов-Микитов переехал с семьей в Гатчину. В этот период он, как корреспондент «Известий», участвовал в возглавляемых О. Ю. Шмидтом арктических походах л/п «Г. Седов», экспедиции по спасению л/п «Малыгин». Арктические экспедиции дали ему материал для цикла очерков «Белые берега» и очерковой повести «Спасение корабля». Многочисленные путешествия писателя по стране описаны в книгах «Ленкорань», «Пути кораблей», «Летят лебеди», «Северные рассказы», «На пробужденной земле», «Рассказы о Родине».

Широко известен Соколов-Микитов как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских книг «На камушке», «Заря-зареница» – с народными традициями и фольклором.

В годы войны Соколов-Микитов служил в лесоохране Пермской области. Там встречался с В. В. Бианки, писал рассказы из жизни детей в эвакуации. Летом 1945 года возвратился с семьей в Ленинград.

Четверть века жизнь Соколова-Микитова была связана с Карачарово Конаковского района, где с лета 1952 года он проводил большую часть года. Здесь шла работа над книгами «Детство», «На теплой земле», «Звуки земли», «Карачаровские записи» и другими.

В этот период Соколов-Микитов часто обращался к мемуарному жанру. Тогда были написаны «Автобиографические заметки», «Свидания с детством». Книга воспоминаний «Давние встречи», которую автор писал до последнего дня, содержит портретные очерки писателей М. Горького, И. Бунина, А. Куприна, М. Пришвина, К. Федина, А. Грина, А. Твардовского, полярного исследователя П. Свирненко, художника и ученого Н. Пинегина и других.

Много горя пережил Соколов-Микитов в личной жизни – ему суждено было похоронить трех своих дочерей.

В последние годы жизни писатель ослеп. Последняя книга воспоминаний «Давние встречи» была написана уже под диктовку и вышла в свет после его смерти. Произведения Соколова-Микитова переведены на многие языки мира.

Умер в Москве, где жил последние 11 лет жизни. Урна с прахом похоронена на семейном кладбище в Гатчине.

Бухта (Микитова) северо-восточнее п-ова Савича на западном побережье северного острова Новой Земли. Названа в 1930 году экспедицией на л/п «Г. Седов».

Биография (ru.wikipedia.org )

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в урочище Осеки Калужской губернии (ныне [[Перемышльский район] Калужской области) в семье Сергея Никитича Соколова - управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных.

В 1895 г. семья переехала на родину отца в село Кислово Дорогобужского района (ныне - Угранский район Смоленской области). Когда ему исполнилось десять лет отец отвез его в Смоленск где определил в Смоленское Александровское реальное училище. В училище Соколов-Микитов увлёкся идеями революции. За участие в подпольных революционных кружках Соколов-Микитов был исключён из пятого класса училища. В 1910 Соколов-Микитов уехал в Санкт-Петербург, где стал посещать сельскохозяйственные курсы. В том же году он написал своё первое произведение - сказку «Соль земли». Вскоре Соколов-Микитов понимает, что не имеет склонности к сельскохозяйственной работе, и всё больше начинает увлекаться литературой. Он посещает литературные кружки, знакомится со многими известными писателями Алексеем Ремизовым, Александром Грином, Вячеславом Шишковым, Михаилом Пришвиным, Александром Куприным.

С 1912 года Соколов-Микитов работал в Ревеле секретарём газеты «Ревельский листок». Вскоре он устроился работать на торговое судно, побывал во многих портовых городах Европы и Африки. В 1915 в связи с начавшейся Первой Мировой он вернулся в Россию. Во время войны Соколов-Микитов вместе с известным лётчиком Глебом Алехновичем совершал боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец».

В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно «Омск». Однако в 1920 году в Англии судно арестовывается и за долги продаётся с аукциона. Для Соколова-Микитова началась вынужденная эмиграция. Год он живёт в Англии, а затем в 1921 году перебирается в Германию. В 1922 Соколов-Микитов встретился в Берлине с Максимом Горьким, который помог ему получить документы, необходимые для возвращения на Родину.

После возвращения в Россию Соколов-Микитов много путешествует, участвует в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов», возглавляемых Отто Шмидтом. За экспедициями в Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю последовала экспедиция по спасению ледокола «Малыгин», в которой он участвовал как корреспондент «Известий».

В 1930-1931 годах выходят циклы «Заморские рассказы», «На Белой Земле» повесть «Детство».

В 1929-1934 годах Соколов-Микитов живёт и работает в Гатчине. К нему в гости часто приезжают известные писатели Евгений Замятин, Вячеслав Шишков, Виталий Бианки, Константин Федин. В его доме долго жил и известный писатель-охотовед Николай Анатольевич Зворыкин (1873-1937).

Во время Второй мировой войны Соколов-Микитов работает в Молотове специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года возвращается в Ленинград.

Начиная с лета 1952 года Соколов-Микитов начинает жить в собственноручно построенном им доме в селе Карачарово Конаковского района. Здесь он пишет бо?льшую часть своих произведений.

Его проза выразительна и наглядна прежде всего в тех случаях, когда он придерживается собственного опыта, она слабее, когда писатель передаёт слышанное.

В гостях в его «карачаровском» домике бывали писатели Александр Твардовский, Виктор Некрасов, Константин Федин, Владимир Солоухин, многие художники, журналисты.

Умер Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года в Москве. По завещанию, урна с его прахом была захоронена на Новом кладбище в Гатчине. В 1983 году на захоронении был установлен памятник, инициатором выступало Гатчинское городское отделение ВООПИиК. Рядом с Иваном Сергеевичем похоронены и его близкие - мать Мария Ивановна Соколова (1870-1939) и дочери Елена (1926-1951) и Лидия (1928-1931).

Семья

Мать - калужская крестьянка Мария Ивановна Соколова (1870-1939)
Отец - приказчик, управляющий лесными угодьями Сергей Никитич Соколов.
Жена - Лидия Ивановна Соколова. Познакомились они в московском издательстве «Круг».

После женитьбы у них родились три дочери. Старшая Ирина (Арина), средняя Елена (Алёна), младшая - Лидия. Все они умерли ещё при жизни родителей. Младшая дочь умерла от болезни, через десять лет после этого умерла старшая дочь. Средняя дочь Елена утонула в 1951 году на Карельском перешейке.
Внук - министр культуры России (2004-2008), ректор Московской консерватории (2001-2004, затем с 2009), профессор Александр Сергеевич Соколов.

Сочинения

* Ленкорань (1934)
* Пути кораблей (1934)
* Летят лебеди (1936)
* Северные рассказы (1939)
* На пробужденной земле (1941)
* Рассказы о Родине (1947)
* Детство (1953)
* Первая охота (1953)
* На теплой земле (1954)
* Листопадничек (1955)
* Звуки земли (1962)
* Карачаровские записи (1968)
* У святых источников (1969)

Память

* В 1981 г. в Карачарово в доме, где жил Соколов-Микитов, была установлена мемориальная доска. В 2007 году в Санкт-Петербурге в доме, где жил Соколов-Микитов, открыта мемориальная доска. В 2008 году в с. Полднево, Угранского района, Смоленской области открыт дом-музей Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, перевезенный из деревни Кислово.

Примечания

1. Микитов в соответствии с уточнением внука писателя, бывшего министра культуры РФ Соколова, газета "Звёздный бульвар, № 30 за 2010 г. http://www.zbulvar.ru/newspaper/streaks/articles/detail.php?STID=29827&phrase_id=459851
2. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М.: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8. - С. 393.
3. Бурлаков А. В. Гатчинский некрополь. Исторические кладбища города Гатчины и его окрестностей. - Гатчина: Типография «Латона», 2009. - 186 с. - 750 экз.

error: Content is protected !!