Новая реальность от пита мондриана. Дизайн и искусство: Пит Мондриан Пит мондриан дерзкая особа


Пита Мондриана ставят в один ряд с Малевичем и Кандинским, называя основоположником абстрактной живописи. Апогеем его творчества стали «геометрические картины», пространство которых заполнено прямоугольниками и квадратами чистых цветов. И при всей кажущейся простоте работ Пита Мондриана, они таят в себе множество интереснейших фактов.

1. Мондриан считается основателем De Stijl


De Stijl. это голландское движение в искусстве возникло в начале 20-го века, а его название переводится как "стиль". De Stijl - группа художников и архитекторов, которые развивали абстрактное искусство и использовали в основном простые формы, такие как линии и блоки, а картины рисовались только в черных, белых или основных (красный, желтый, синий) цветах. Мондриан, наряду с Тео ван Дусбургом, Вильмосом Хусзаром, Бартом ван дер Лек и некоторыми другими художниками, считается основателем этого движения.

2. Духовная природа объектов


Мондриан стремился передать духовную природу объектов в "ее чистом виде". В 1914 году он объяснил это голландскому искусствоведу Бреммеру в письме следующим образом: "Я выстраиваю линии и цветовые комбинации на плоской поверхности, чтобы выразить красоту самым простым способом. Природа (или, то, что я вижу) вдохновляет меня и побуждает передать ее как можно ближе к истине. Я считаю, что это вполне возможно путем рисования горизонтальных и вертикальных линий, причем это нужно делать не по плану, а руководствуясь интуицией" .

3. От традиционного искусства к абстракции


Хотя общество De Stijl было посвящено "абсолютному низложению традиций", изначально его основатели учились именно традиционному искусству. Мондриана с раннего детства поощряли рисовать родители и его дядя, Фриц Мондриан, известный художник. Далее голландец учился в Королевской Академии искусств в Амстердаме, где увлекался пейзажной живописью.

4. Постимпрессионизм и творчество Мондриана


Творчество художника-новатора, крупнейшего представителя символизма в нидерландской живописи Яна Торопа, так впечатлило Мондриана, что он начал увлекаться постимпрессионизмом. Это влияние прослеживается в пейзажах, созданных Мондрианом в 1930-х годах.

5. Увлечение кубизмом


Когда в 1911 году Мондриан переехал в Париж, он увлекся кубизмом Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Мондриан начал экспериментировать в своем творчестве, отказавшись от ярких красок (которые были присущи ему во время былого увлечения постимпрессионизмом) и начав использовать более приглушенные тона.

6. Хотя его страстью была абстракция, официальная работа художника была прямой ее противоположностью


Люди, которым не нравится абстракция в стиле De Stijl, могут ошибочно предположить, что Мондриан не создавал более сложных картин. На самом же деле, он был весьма талантливым художником не только в абстракции. В различные моменты своей карьеры, он давал уроки рисования, делал наброски для научных исследований, а также рисовал репродукции великих произведений для музеев.

7. Самые известные работы Мондриана были созданы после Первой мировой войны


Мондриан перед войной жил в Париже. Когда началась Первая мировая, он как раз гостил у родственников в Нидерландах и не смог вернуться в Францию. После окончания боевых действий Мондриан вернулся в Париж и создал ряд произведений, которые определили его уникальный стиль, выделявшийся его даже среди единомышленников в De Stijl, а именно - "нео-пластицизм". К 1925 году эти картины были нарасхват среди элитных коллекционеров Европы.

8. Жизнь среди картин


Вместо того, чтобы обзавестись отдельной студией, он объединил свой дом и рабочее пространство, с удовольствием приглашая друзей попить чаю у него в гостиной прямо среди работ. В своих квартирах в Лондоне и Париже, Мондриан "усовершенствовал" эту систему, создав своего рода 3D - версию своих работ, покрасив стены квартир в свойственной ему технике.

9. "Белоснежку" Диснея - любимый мультфильм художника


Первый полнометражный анимационный фильм просто очаровал художника-интеллектуала после того, как он увидел "Белоснежку" весной 1938 года вместе со своим братом в Париже. Когда Мондриан переехал в Лондон, он начал посылать своему брату открытки, украшенные вырезками из рекламы фильма и написанные "в манере гномов из Белоснежки".

10. Художник и музыка


Скучный образ художника в раздумье среди абстрактных творений - это вовсе не относится к Мондриану. Хотя Мондриана часто описывают как интроверта, он упивался джазовой сценой Лондона, постоянно посещая танцпол с американской светской львицей и коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм.

Несмотря на весь его энтузиазм, его подруга Мириам Габо, жена русского скульптора Наума Габо, как-то вспоминала: "Мондриан был ужасным танцором. Все просто не переносили танцевать с ним".

11. Гитлер считал, что Мондриан - дегенерат


В 1937 году две картины Мондриана были включены в "Выставку дегенеративногго искусства" Гитлера. Тем самым, Мондриан был включен в нацистский черный список. Художник не стал ждать, чем это закончится, и 7 сентября 1940 года бежал из Лондона в Нью-Йорк.

12. Переезд в Америку стал новым витком в творчестве художника


В Нью – Йорке Мондриан сразу же влился в мир местной творческой элиты. Он оказывал поддержку американским художникам-абстракционистам, а его бывший партнер по танцам Пегги Гуггенхайм стала преданным сторонником и участником выставок работ художника.

В этот период творчества Мондриан начал использовать более сложные элементы в картинах, такие как двойные линии, а также и линии ярко-желтого, а не черного цвета. К сожалению, эта глава его творчества прервалась, когда Мондриан умер от пневмонии в 1944 году в возрасте 71 года.

13. Работы Мондриана вдохновили две школы современного искусства


Дело Мондриан не умерло и после его смерти. Немецкое движение Bauhaus было сфокусировано на функциональности и эффективности дизайна. Архитекторы, как и Мондриан, использовали упрощенные линии и теорию цвета голландского художника. В течении минимализма, которое возникло в 1960-е годы в Нью-Йорке, использовались геометрические формы и ограниченная цветовая палитра, подобно нео-пластицизму.

14. Мондриан стал вдохновением для моды


В 1965 году французский модельер Ив Сен - Лоран разработал шесть коктейльных платьев, которые он назвал коллекцией Мондриана. Каждое из этих платьев имело очень простую форму, а цветовая гамма была белой, с черными линиями и цветными прямоугольниками.

15. Художник вдохновлял даже программистов


Мондриан был настолько известным, что даже программисты относились к нему с огромным уважением. Они считали, что абстрактные картины художника похожи на некий эзотерический язык программирования. Дэвид Морган-Мар хотел назвать свой уникальный язык программирования "Mondrian", но назвал его в итоге "Piet" (именно так звучит имя художника на голландском). Программа на Piet выглядит как постживописная абстракция.


О том, как соотносятся искусство и дизайн написано множество статей и сказано много слов. Считать ли дизайн искусством, или нет? И, таки, большинство теоретиков дизайна сошлись на том, что - да, считать!
Существует даже такое направление, как арт-дизайн. Предметы, к нему относящиеся, мало-функциональны и спорны, но как правило, быстро становятся объектом коллекционирования и стремительно растут в цене.
И, конечно же, великие художники всегда вдохновляли дизайнеров на создание разнообразных объектов дизайна.

Пит Мондриан, безусловно, один из ярчайших художников 20 века, один из основателей абстракционизма и теоретиков нового искусства повлиял на дизайн, как никто другой.
Его совершенные геометрические абстракции идеально ложатся на поверхности любых предметов, которые моментально возносятся от скучного утилитарного предмета - до высот арт-объекта, а также объекта восхищения и вожделения.
Ну, например, девочки.. Как вам такие платьица от Ив Сен Лорана? Коллекция "Mondrian", 1965 г.


Не правда ли, они вполне акутальны и сегодня, цена на немногочисленные оставшиеся оригиналы - зашкаливает!
А это уже творения современных фЭшн-дизайнеров...

В 1926 году Мондриан нарисовал эскиз интерьера комнаты будущего, как он представлял ее. Спустя 25 лет, Нью-Йоркская галерея The Pace воплотила замысел художника, создав эту комнату в оригинальной цветовой гамме художника.
Эскиз...

Воплощение...

Однако, если же начинать от самых истоков, то вначале был стул одним из первых, кто горячо принял идеи неопластицизма (капельку "-измов") и группы "Де Стиль", которую основал М., стал Геррит Ритвельд, который в 1917 году создал знаменитый «красно-синий стул», ставший впоследствии иконой конструктивизма.

Его же авторства Дом Шредера в Утрехте, который можно лицезреть в этом мульте также напоминает трехмерную живопись Мондриана.

Кстати, в Питере, на Мойке (это река) долгое время стоял домик-коробочка, раскрашенный в стиле Мондриана, сейчас его уже снесли.

А это кресло "The Charles" для Moooi моего любимейшего Марселя Вандерса, тоже, кстати, голландца, кресло - старенькое, а вот обивка-посвящение Мондриану - совсем свеженькая, если не ошибаюсь только что было представлено на Миланском салоне.

Будет ли особенным борщ, приготовленный на этой кухне - вот вопрос?

И, если вы эстет, то может быть вам будет приятнее осуществлять водные процедуры в такой ванной комнате? И, работать в таком кабинете?

Если вам остро не хватает искусства в интерьере вашего дома, или офиса - малярная лента и несколько банок краски - и пару часов работы. И вот, вы обладатель стены-в стиле Мондриана. Эффектно и незатратно!
Поп-культура тоже не осталась без влияний художника...
Как вам вино "Мондриан и Симпсоны"? Или - кусочек арт-кексика? Не заинстаграмить - невозможно..) Я нашла даже банку кока-колы "а ля Мондриан".

Мебель, сумки, подушки, плакаты, игры для детей и даже (!!!) маникюр в стиле живописи Мондриана продолжают победно шествовать по миру.
Контрастные основные цвета, которые характерны для стиля М. - это всегда драматично, а значит не может не вызывать эмоции. А все, что провоцирует сильные эмоции, чрезвычайно востребовано сегодня, поскольку мы пресыщены и скучаем.
Так что, дорогие дизайнеры! Если вы чувствуете кризис идей - обращайтесь к вечному - к искусству, и будет вам щАстье и вдохновенье!
Еще порция голландского арт-а - старого и нового

Редакция Buro 24/7 Украина начинает серию публикаций, посвященных связи моды с искусством. В первом материале мы расскажем о влиянии голландского абстракциониста Пита Мондриана на работы модных дизайнеров начиная с 60-х годов прошлого века

Питер Корнелис Мондриан начинал свой творческий путь с манерного импрессионизма, а закончил строгой геометрической абстракцией. Наиболее узнаваемыми работами голландского художника сегодня являются его поздние произведения в авторской художественной системе "неопластицизм". "В будущем осуществление чистого выражения формы заменит искусство", — манифестально заявлял художник в одном из своих теоретических трудов. Присущее многим авангардистам иконоборческое желание похоронить фигуративное искусство не помешало Мондриану создать собственные живописные иконы искусства прошлого века — самой известной работой голландского мастера цветовой композиции считается написанная в 1921 году "Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным".

Пит Мондриан. "Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным", 1921

Полотно 1944 года под названием "Победа буги-вуги" называют кульминацией неопластицизма. Написанная вскоре по приезде художника в Нью-Йорк картина знаменует новый период его творчества, но в ней также можно разглядеть влияние ранних кубистических экспериментов художника. Отличительная особенность картины — ее ромбовидная форма, холст повернут на 45 градусов. Сейчас картина находится в коллекции Музея Гуггенхайма в Гааге. Это последнее произведение художника, над которым он работал перед тем, как попасть в больницу, — Мондриан скончался от воспаления легких 1 февраля 1944 года и был похоронен на бруклинском кладбище Cypress Hill.

Пит Мондриан. "Буги-вуги на Бродвее", 1942-1943

Шестидесятые годы ознаменовались перемещением столицы моды из высокопарного Парижа в молодежный Лондон, на Карнаби-стрит, средоточие мобов и свингующей молодежи. Конечно, французские дизайнеры не могли сдаться так просто и тоже пошли на поводу у лозунга "умеренность и аккуратность". В первую очередь подобный девиз провозглашал модернизм и минимализм, и для французского кутюрье Ива Сен-Лорана эти понятия пересеклись в работах Пита Мондриана. В 1965 году дизайнер создал коллекцию "Мондриан", которая стала одним из самых громких прецедентов оммажей искусству от моды.

Сейчас, когда Jil Sander выпускают на подиум моделей в свитерах с полотном Пикассо, а Opening Ceremony и Vans посвящают коллекцию Рене Магритту, идея перенести живопись на ткань и создать из нее одежду уже не кажется особо новаторской, но для 60-х годов это была чуть ли не революция. Абсолютная лаконичность, четкость линий и заманчивое соответствие ключевым тенденциям в женской моде 60-х годов (мини-юбка, которую за три года до этого изобрела Мэри Куант, и А-образный силуэт), сделали коллекцию шедевром того времени. Ее наперебой снимали самые авторитетные глянцы того времени, "мондриановским" платьям Сен-Лорана отвели отдельную главу в большинстве модных энциклопедий, а сейчас коллекция представлена в рамках экспозиции в Музее Виктории и Альберта в качестве первой и самой громкой коллаборации мира моды и мира искусства.

Привлекательность работ Мондриана для представителей модного кластера в целом понятна: с одной стороны, это геометричность, которая актуальна для дизайнеров совершенно разного толка, с другой — колористика, состоящая из основных цветов, которые не размениваются на оттенки и полутона. Все дизайнеры, работавшие с наследием абстракциониста, выбирают собственные темы для референсов. Для Дианы фон Фюрстенберг и Эрве Лежера такими стали четкие темные полосы, разграничивающие блоки разных цветов, в то время как Moschino практически дословно процитировали самое известное полотно художника, лишь заменив квадратную вставку красного цвета изображением сердца. Но чем ближе к современности, тем больше дизайнеры стараются отказаться от непосредственного заимствования и приблизиться к более тонким намекам. Например, летняя коллекция сумок Céline — наглядная демонстрация этого принципа: здесь Фиби Файло позаимствовала у Пита Мондриана те самые живые, яркие и чистые цвета; так же поступил и Раф Симонс, создавая платья для своей первой круизной коллекции в качестве креативного директора дома Christian Dior. Alexander McQueen же, в свою очередь, использовали принцип "и вашим, и нашим": балетки из их весенней коллекции практически идентичны мондриановским настроениям, зато платье в стиле трайбал из того же предложения показывает, как легко и непринужденно можно превратить абстракцию в этнику.

Палка, палка, огуречик, получился… самобытный и до абсурда упрощённый стиль Пита Мондриана (Pieter Cornelis Mondriaan) . Он нарочно создавал свои шедевры из элементарных линий и форм. Как известно, всё гениальное просто, и этот приём сделал стиль художника узнаваемым с первого взгляда.

Больше всего Мондриан известен своими работами начала 20-х годов прошлого века, где он упростил все формы до горизонтальных и вертикальных линий. Получившиеся прямоугольники художник заполнил основными цветами палитры. Пит представил своё ощущение мира в виде противоположностей: вертикали и горизонтали, плюса и минуса, динамики и статики, мужского и женского начала.

Асимметрический баланс его фигур символизирует единство и взаимное дополнение вселенских сил. Получилась полная абстракция. Эта серия картин настолько потрясла мир искусства, что попытки подражания гениальности Мондриана встречаются и по сей день - в моде, архитектуре, топографии и дизайне.

Парадоксальная простота линий и образов Мондриана стала основной идеей голландского движения De Stijl. Философия этого объединения состояла из совмещения искусства и реальности. Таким образом родился новый универсальный язык творчества, понятный каждому.

Вот самые известные аллюзии на его творчество: в 30-х годах французский модельер Лола Прусак (Lola Prusac) создала линейку чемоданов и сумок со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи. А в 1965 году Ив Сен-Лоран (Yves Henri Donat Mathieu-Saint-Laurent) представил знаменитые платья «Мондриан» - без воротника и рукавов, из трикотажного полотна, с декором в виде «цитат» из картин художника-абстракциониста.

В поисках комфортного для себя направления Пит пережил стадии луминизма, и кубизма. И вот, наконец, рождается неопластицизм - его собственная отрасль абстрактного искусства. Вместе с другими художниками из De Stijl Мондриан пропагандировал всепоглощающую абстракцию с ограниченной цветовой свободой. Их объединение всячески продвигало в мир идею об утопическом стиле, состоящем из плоских форм и динамического напряжения в работах. Намного позже, в 60-х, эту идею подхватят минималисты, выбрав для себя чёткость линий и ограниченность в выборе цвета.

Семья Мондриана была невообразимо далека от искусства. Отец Пита, директор местной школы, едва сводил концы с концами, пытаясь прокормить будущего великого художника, ещё двух сыновей, дочь и слабую здоровьем жену. Но, несмотря на это, к таланту ребенка в семье отнеслись с пониманием, и в двадцать лет Пит переехал из Амерсфорта в Амстердам, где началось его обучение в Академии художеств.

В двадцать пять лет Мондриану пришлось почти на год вернуться в родительский дом - молодой художник сильно повредил здоровье во время разгульного отпуска и вынужден был сражаться с пневмонией. Пит замкнулся в себе, но уединение принесло плоды: за это время он написал серию натуралистических пейзажей Винтерсвейка. Разумеется, они не имеют ничего общего с абстрактными картинами, которые впоследствии принесут ему известность. Ранний Мондриан придерживался консервативных традиций, но уже тогда в его работах просматривался ярко выраженный личный почерк. Даже людей он писал статичными, часто пользуясь линейкой.

Эта особенность принесла ему немало страданий. Мондриан дважды пытался получить престижную римскую стипендию, но оба раза провалился. Более того - добился лишь разгромной рецензии на своё творчество. Критика обвинила художника в отсутствии таланта и навыка и неумении изображать людей живыми. Отчасти так всё и было - фон и персонажи плохо сочетались друг с другом, безжизненные силуэты словно были приклеены к холсту.

Первым толчком к абстракции стало вступление Мондриана в голландское теософское общество. Мистицизм явно нравился художнику, однако он всегда стремился более реально воспроизводить духовное. Именно поэтому ни в коем случае нельзя относить его к теософам.

А вот эпицентр изменений пришёлся на 1911 год. Именно он стал важнейшим в карьере Мондриана. Художник посетил выставку современного искусства в Амстердаме, где на него произвели глубочайшее впечатление работы кубистов и . Сразу после этого Мордриан переехал во Францию и коренным образом изменил своё отношение к творчеству. Он начал работать в жанре высокого кубизма и превзошёл своих предшественников. Пит отказался от изображения предметов и природных элементов. Его кубизм аскетичен, беспредметен, почти бесцветен. С помощью геометрии Мондриан пытался исследовать законы мироздания и передавать их через живопись.

Самой скандальной работой Пита стала картина под названием «Победа буги-вуги» (Victory Boogie-Woogie), написанная в 1944 году.



Сегодня она считается воплощением неопластицизма и фирменного мондриановского стиля. Во время работы над ней художник заболел воспалением лёгких и умер, так и не завершив начатого. Однако считается, что именно «Победа» передаёт самые сокровенные мечты и стремления автора. Это венец его творения.

За семьдесят лет жизни Мондриан несколько раз менял направления творчества, много переезжал - Голландия, Франция, Англия, Америка - и показал работы на своей единственной выставке в Нью-Йорке незадолго до смерти. Сегодня художник единодушно признан отцом-основателем абстрактного искусства. Труды Пита пользуются огромным уважением исследователей. Но его влияние на мировую культуру выходит далеко за рамки изобразительного искусства и охватывает все виды творческой деятельности современности.

Большой художник всегда оставляет после себя картины, наполненные не только смыслами, но и загадками. Тем более, если это - живописец-абстракционист. В данной статье дается биография художника Пит Мондриан, картины с названием и историей создания самых известных из них.

Художник Мондриан: детство

Родился Пит в Нидерландах, в небольшом провинциальном городке под названием Амерсфорте. Вообще, изначально, мальчика звали Питер Корнелис Мондриан. Это потом уже, для более легкого "усвоения" имени нового художника публикой, Мондриан стал подписываться как Пит.

Его отец был учителем, а потом стал директором небольшой школы. Семья была очень набожна, и именно от отца Пит усвоил такие вещи, как терпение, трудолюбие, старательность и скромность. Несмотря на свою известность, художник и спустя время сохранил в себе эти черты.

После окончания школы Мондриан уезжает в Амстердам.

Первые шаги в творчестве

Поступив в 1892 году в Академию Художеств, которая находится в Амстердаме, Мондриан с головой окунается в занятия художественным творчеством. Одним из его учителей становится Опост Аллебе, к которому Пит относится с глубочайшим уважением и почитанием.

С 1895 года он начинается заниматься вечером, ибо финансовое положение вынуждает днем писать портреты или копии с известных картин для выставок. Очень часто художник Пит Мондриан (окружение его знает уже именно под таким именем), уходит писать этюды куда-нибудь на берег реки, за город. Одна из самых этого периода - "Мельница на берегу реки". Впервые данное полотно было выставлено в музее современного искусства в Нью-Йорке. И впервые было "заявлено" творческой богеме, что появился такой художник Пит Мондриан. Фото мастера подано ниже.

Учителя и влияние

Художник Мондриан стал преподавать в небольшой художественной школе для детей, что приносило ему, пусть и небольшие, зато стабильные деньги. Этот же период отмечен становлением художника, как очень качественного пейзажиста, пишущего в духе импрессионизма.

Еще в конце девятнадцатого века художник Пит Мондриан знакомится с начинающим свое обучение, адептом теософии Албертом Брилем. Под влиянием последнего у художника начинается период увлечения мистикой, эзотерикой и не канонической религией. Спустя десять лет Пит войдет в состав голландского Теософского общества. Безусловно, как и детское религиозное воспитание, новые увлечения очень сильно отразятся на всем последующем творчестве художника.

После того, как он в Амстердаме, в 1911 году посетил выставку "кубистов", сильно заинтересовался "кубизмом" и даже попробовал себя в данной манере. Особо сильно Мондриан увлекся творчество Пикассо. Пит переезжает в Париж, работает в мастерской и старается не пропускать выставок своих коллег. Если говорить о периоде увлечения "кубизмом", то можно назвать картину "Яблоня в цвету".

Становление художника

Пит Мондриан начинает много ездить по Европе - с ознакомительными целями. Побывал в Испании, потом стал путешествовать по Голландии. Селится в маленькой деревушке Уден, в провинции Брабант.

Ниже будут даны некоторые картины с названиями и описанием. Пит Мондриан постепенно набирает силу как экспрессионист, хотя, безусловно, пока ищет тот стиль, в котором желал бы работать. Специалисты отмечают, что в картинах начала двадцатого века очень сильны краски, а сюжетность уходит на второй план.

Например:

  • "Вечерний пейзаж".
  • "Ферма в Нистелроде".
  • "Красное облако".
  • "Лес близ Уле".
  • "Маяк на Весткапелле".
  • "Дюна V".
  • "Серебристое дерево".

Признание и критика современников

Пока шла Первая мировая война, художник Пит Мондриан проводил все время на родине, в Нидерландах. В 1915 году, вместе с художником Тео ван Дусбургом, с которым очень близко сошелся в то время, основал движение художников "Стиль", а заодно и одноименный журнал, в котором он проповедовал свои взгляды на художественное творчество будущего. Критики и исследователи художника Мондриана считают, что именно этот журнал стал своеобразной платформой для развития взглядов неопластицизма. Этот стиль основан на скрупулезной, детальной передаче внутреннего состояния художника или какой-то отдельно взятой эмоции, при очень аскетичном наборе красок или форм, будь то геометрические фигуры, линии и прочее.

Стиль и направление

Мондриан свои картины писал по схеме, которую специалисты называют "плюс-минус". То есть, если рассматривать полотна художника исключительно с точки зрения того, какие формы там изображены, но можно увидеть подавляющее количество горизонтальных и вертикальных пересечений - "плюс-минус". Художник призывал совершенно отказаться от естественных форм, считая, что исключительно абстракция способна передать все, что творится в душе человека.

Так же, многие исследователи творчества художника отмечают, что большой смысл в его картинах имеет "мужское и женское". Закрученные спиралевидные фигуры, округлые формы океана - все это относится к женскому, тогда как вздымающиеся маяки, стены, вертикальные лучи - к мужскому. Например, картина "Мол и океан" - сочетание женской плавности с мужской резкостью.

Несмотря на то, что к концу Первой мировой войны, Мондриан уже завоевал себе "место под солнцем" в мире художественного творчества, он продолжает ставить самые настоящие эксперименты с цветом, формой и содержанием своих картин. В 1918 году была написана целая серия полотен, где главная фигура - ромб. Например: "Композиция. Ромб с серыми линиями" или "Композиция. Планы светлых цветов с серыми линиями".

Спустя два года художник Мондриан излагает свои взгляды на современное искусство в общем и в частности - на художественное творчество, в своей работе под названием "Реальность естественная и реальность абстрактная" (позже эта работа была переиздана под названием "Неопластицизм"). В данном произведении так же художник дал свое деление цветов, форм и прочего, из чего строится любая картина. Цвета он поделил на: "первостепенный" - красный, синий, желтый и "не-цвета" - черный, серый, белый. Также выделил понятия "оппозиция горизонтали и вертикали", "оппозиция измерений". Это был большой теоретический труд художника.

Последующие полтора десятилетия Мондриан усердно работает, создав более семидесяти картин. Сюжеты на картинах передаются с помощью полос, обычно темных. Они ограничивают "поля" на полотнах, которые обозначают эмоцию или состояние. Очень хорошие того периода, это: "Композиция с красным, желтым и синим", "Композиция в белом и черном" или "Композиция 1 с черными линиями". В 1932 году художник изображает на холстах две параллельные линии, которые пересекают весь холст поверх рисунка. Пример этому: "Композиция В с серым и желтым".

В начале тридцатых годов появляется картина, ставшая ключевой в этот период творчества художника Пита Мондриана. Это "Композиция с желтыми линиями". Особенность данной картины - это то, что в ней четыре широкие полосы, разных цветов, не прерываясь, пересекают ромб - ключевую фигуру на полотне. С этих пор Пит Мондриан начинает комбинировать все доступные ему фигуры с линиями разных цветов. Таким комбинированием художник будет заниматься последующие десять лет.

После того, как Мондриан закончил несколько серий картин с квадратами, начинается серия картин с "решетками" - это картины с очень густо пересекающимися линиями, расположенными и по вертикали, и по горизонтали. К примеру, "Композиция II с красным и синим".

Переезд в США и смерть

В 1938 году, в сентябре месяце, художник Пит Мондриан уезжает в Англию, в Лондон. Там он работает над "Трафальгарской площадью" - это очень крупное полотно, с сочетанием фигур, полос и цветов, а так же пишет "Площадь Согласия". С началом бомбардировок Лондона фашистскими самолетами художник уезжает в Америку, где продолжает работать над картинами. Его принимают очень тепло, и он устраивает несколько показов своих работ для ценителей Нью-Йорка. Газетчики окрестили Мондриана "одним из величайших беженцев из Европы". Так же, находясь в Штатах, художник в свои картины вносит изменения - к "решеткам" начинает добавлять цветные линии поверх основного сюжета полотна.

Среди крупных картин этого периода можно назвать: "Бродвейский буги-вуги" и "Победа буги-вуги". Там же, в США, во время войны выходит первая биография: "Художник Мондриан", а так первое собрание эссе художника.

Первого февраля 1944 года художник умирает, подхватив накануне воспаление легких. Похоронен он в Нью-Йорке, на кладбище Cypress Hills.

Последователи

Нидерландский художник повлиял на всю живопись двадцатого века. Вместе с Малевичем и Кандинским он входит в тройку художников, которые положили начало абстракционизму.

Стилистику Мондриана многие считали классикой абстрактной живописи и брали как эталон. Картины Мондриана широко используются и сейчас - в декоре, в элементах интерьера, в оформлении чего-либо. Последователей и почитателей у художника всегда было много, ибо не может не привлекать такой человек, как Пит Мондриан, картины и биография которого стали отражением "перелома веков" и нового, двадцатого, очень яркого века.

Известные картины

"Буги Вуги на Бродвее".

Данная картина была написана в 1943 году, уже в США, совсем незадолго до смерти художника. Она стала одной из самых известных работ заключительного периода творческой деятельности Мондриана. Размеры данной картины - 127 x 127 см, использованный материал - холст, написана маслом и эмалью. Сейчас полотно выставлено в Музее современного искусства, который находится в Нью-Йорке.

"Вид на дюны с пляжем и пирсом" (фото см. ниже).

Картина была создана в 1909 году, когда Мондриан еще только начинал свою блестящую карьеру на поприще художника. Написана она на картоне, с помощью масла и карандашей. На данный момент полотно выставлено в Нью-Йоркском Музее современного искусства.

Память о художнике

Имя Пита Мондриана становится очень известным почти сразу после смерти. Посмертные выставки художника прошли: в 1945 - в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в 1946 - в Городском музее в Амстердаме, в 1947 - в Художественном музее в Базеле и лишь в 1969 в Париже - в музее Оранжери.

На сегодняшний день, большая часть работ художника хранится в Муниципальном музее в Гааге, в Городском музее в Амстердаме, а еще - в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В девяностых годах XX века картины Пита Мондриана привезли в Россию, и в крупнейших городах прошли выставки: "Пит Мондриан. Абстракционизм". Картины с названиями были показаны в 1996 году: в Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств им. Александра Пушкина.

Вот некоторые из них:

  • Один из языков программирования (Piet), назван именно в честь художника Мондриана. Причина этого в том, что программы, написанные на этом языке, напоминают внешне абстракцию.
  • В Санкт-Петербурге одно из зданий было покрашено под стилистику одной из картин Пита Мондриана, а именно - под Composition with Red, Yellow, Blue and Black. В 2013 году здание снесли и больше подобных экспериментов не проводилось.
  • Творчество Мондриана фигурирует в британском сериале под названием «Виртуозы». Там группы воров выкрадывает из художественной галереи одну из картин Мондриана, а затем подменяет ее фальшивкой, выдавая за еще никому не известную картину "раннего Мондриана". В действительности же такой картины, какая представлена в сериале, никогда не существовало.
  • В подмосковных Химках, в «Городе Набережных», все пешеходные переходы сделаны в стиле Мондриана.
  • На станции метро «Румянцево» Московского метрополитена в стилистике Мондриана окрашены стены станции.

В заключение

Герой данной статьи - художник Мондриан, краткая биография которого была представлена выше. Его картины, далекие от канонизированного классицизма, продолжают волновать сознание и поражать воображение. Творивший на стыке двух эпох, мастер показал, что новое время всегда требует нового способа выражаться.

error: Content is protected !!