Описание картины любовь земная и небесная. История одного шедевра: «Любовь земная и любовь небесная» Тициана. "Любовь небесная, Любовь земная"

Описание картины Тициана «Любовь Небесная и Любовь Земная»

Великому и знаменитому художнику Венеции Тициану Веччелио однажды заказали картину как подарок для невесты.
Автор никак не назвал свое полотно, так как и не представлял, что создает один из величайших холстов художественного искусства.
Через несколько лет, когда картина была выкуплена, то ей дали название «Любовь Небесная и Любовь Земная».

На картине у колодца изображены две прекрасные девушки.
Одна очень красиво одета.
На ней шикарное белое платье с красными рукавами.
Золотистые пышные волосы.
Чистая белая кожа.
На противоположной стороне ничуть не уступая в красоте первой девушки, сидит совершенно голая женщина.
Только красивая атласная ткань немного прикрывает самые интимные участки.
Ее формы и тело просто идеальны.
Кожа чистая, волосы золотистого цвета длинные и шелковистые.
По всей видимости, это богиня красоты.
Она спустилась к земной красавице для важного разговора.
Богиня ей что-то рассказывает, а девушка внимательно слушает и размышляет.

На заднем фоне уже видны сумерки.
Солнце скрылось за тучами, и только линия оранжевого цвета украшает небо.
За колодцем играет водой маленький купидончик.
Возможно, он спустился с богиней, а, возможно, сопровождал влюбленную девушку.
Мне кажется, что это невеста, которой и предназначалась картина.
Автор сравнил ее с богиней и показал, что и земные женщины очень красивы и привлекательны.

Эта картина занимает важное место и в прошлом, и в нашем времени и относится к лучшим картинам автора.
Даже критики восхищаются ею.

Сентябрь 22, 2018

Золотоволосые красавицы Венеции

Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века. Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. «Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. «Возьмите» , — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика, и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть, и затем красьте этим свои волосы на солнце» . Волосы приобретали золотисто-белокурый цвет, мода на который пришла из Северной Европы, куда венецианские купцы возили заморские товары. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну . По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. Мыло сюда попало с Ближнего Востока еще в XII веке, а в следующем столетии венецианцы наладили и у себя его успешное производство. Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду.

Размах торговых связей Венеции был огромен. В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. Новые морские пути еще только-только осваивались. Колумб совершил свое первое путешествие к берегам Америки недавно, в 1492 году, а Кортес высадится там почти через тридцать лет. Испанцы и генуэзцы не составляли пока конкуренцию Венецианской республики – торговлю Европы с Востоком она по-прежнему прочно удерживала в своих руках. В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Но для охраны водных путей Венеция создала мощный флот, равного которому не было в Европе того времени. Он насчитывал более трех тысяч судов.

Богатство Республики росло. Золото, пряности, драгоценные камни, благовония, слоновая кость, парча, шелк, фарфор – все виды восточной роскоши приносились к ногам крылатого льва, герба Венеции, символа Св.Марка-евангелиста, ее небесного покровителя. Влияние Востока, особенно Византии, к тому времени попавшей под власть турок, ощущалось во всем. Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Поэтому они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики.

А венецианские женщины! Это им Европа была обязана модой на ажурные кружева, зеркала и драгоценное стекло местного производства, меха и речной жемчуг из заснеженной Московии, персидские ковры и китайский фарфор, серебряные столовые приборы из Византии. Никто не славился такой изысканностью в выборе благовоний и косметики , ни у кого не было столько шелков, парчи и бархата. Нигде не было столь безудержного веселья, пышных обедов и балов, на которых царило бы столько элегантно одетых красавиц. И ни в одном городе Италии не было художника, который воспел бы всю эту роскошь и великолепие женской молодости с такой осязаемой чувственностью. В Венеции был –


ит. Tiziano Vecellio (1488-90 — 1576)

class="hthird"> Уроженец заштатного городка Кадоре в Доломитовых Альпах на самой северной окраине венецианских земель, он был привезен в Венецию в десятилетнем возрасте. Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато . В то время тот работал над мозаиками собора Св. Марка. Маленький Тициано помогал ему и на всю жизнь сохранил страсть к сверканию красок, размаху и масштабности исполнения . Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини . Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни. У них он в полной мере овладел живописным мастерством и стал отдавать предпочтение цвету, как главному выразительному средству живописи.

«В колорите он не имел себе равных…» —

напишут позже его биографы. Большое влияние оказал на него Джорджоне , его старший товарищ по мастерской. Одно время они работали вместе, и Тициан столь преуспел в подражании мастеру из Кастельфранко, что часто современники путали их работы. Да и сейчас, столетия спустя, специалисты гадают, кто из них двоих автор той или иной картины. Словом, молодой художник быстро впитал в себя самое лучшее, что к тому времени успела выработать венецианская школа.

Творческий путь Тициана

В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания . Созданная императором Священной Римской империи Максимилианом Габсбургским Камбрейская лига католических государств захватила в 1509 году северные венецианские территории. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. С большим трудом венецианцам удалось вернуть свои земли, но победа далась ценою больших потерь . В следующем году город постигло новое несчастье – эпидемия чумы , во время которой умер Джорджоне .

На время уезжал из Венеции, а, вернувшись, в благодарность за избавление от страшной болезни написал алтарный образ для городской церкви Санта Мария делла Салюте . Имя его стало известным. Вскоре он получил свой первый государственный заказ на роспись батальными сценами Зала Совета десяти во Дворце дожей, где заседало правительство Республики. Работа имела большой успех. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари. Пренебрегая сложившимися традициями, он изобразил Богоматерь, стремительно поднимавшуюся в небесах к Божьему престолу в окружении целого сомна ангелов. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. Иллюзия достоверности и торжественности происходящего была полнейшей за счет точно выверенной композиции и оригинального цветового решения. С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии.

Заручившись надежной поддержкой церкви и властей, он стал первым претендентом на должность официального художника Венецианской республики, которую в то время занимал престарелый Джованни Беллини . Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. В то время личным представителем римского папы в Венецию был назначен кардинал Пьетро Бембо. В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского. Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный». Разносторонне образованный, Бембо писал стихи, поэмы, труды по истории и философии, переводил с греческого и латыни. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль.

Кардинал взял Тициана под свое покровительство. Именно он порекомендовал художника аристократу Никколо Аурелио , секретарю Совета десяти Венецианской республики. Тот заказал Тициану к своему бракосочетанию большую аллегорическую композицию,которой впоследствии дали условное название «Любовь земная и небесная».

Любовь земная и Любовь небесная

Любовь земная и небесная. 1514-15 гг Тициан (Тициано Вечеллио)(1488/90 – 1576) Галерея Боргезе, Рим.

…Заказ Аурелио был очень важен для Тициана. Это был шанс обрести «своих» постоянных клиентов среди самых влиятельных людей Венеции. Конечно, работа по заказу Республики была престижна и создавала прочную репутацию, а Тициан был честолюбив. Он хотел преуспеть в жизни, достичь того, чего в Риме, по слухам, достиг . Здесь, в Венеции, жизнь тоже стоила немало денег, надо было только уметь их зарабатывать. Монументальные церковные и правительственные заказы хорошо оплачивались, но отнимали уйму времени. Не лежать же по четыре года под потолком, расписывая его фресками, как это делал флорентиец Микеланджело , пусть даже по приказу самого папы! За сравнительно небольшие картины можно было получать от богатых заказчиков втрое, вчетверо против того, что платило скуповатое государство, как получал, например, покойный Джорджоне. А Никколо Аурелио был не просто богат и знатен. Он занимал видную должность в Совете республики. Его знала вся Венеция. У него были огромные связи. Если бы Тициану удалось угодить Аурелио, то перед ним открылась блестящая перспектива. Тот замолвил бы слово перед Советом, и Тициана назначили бы официальным художником города, минуя всех его конкурентов, даже Беллини, который тогда еще был жив. Аурелио порекомендовал бы Тициана своим друзьям, а стабильная клиентура, принадлежавшая к «сливкам общества», всегда была залогом преуспевания для любого художника.

Сложность, даже некоторая пикантность, ситуации, с которой столкнулся Тициан, получив заказ от Аурелио, состояла вот в чем. Никколо собирался жениться на некой Лауре Багаротто , молодой красавице-вдове, в которую был давно и страстно влюблен. Лаура была дочерью известного падуанского юриста Бертуччо Багаротто, который во время известных событий перешел на сторону воевавшей с Венецией Лиги. За измену Венецианской республики Совет десяти приговорил Бертуччо к смертной казни с конфискацией имущества, в том числе и приданого дочери. Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. Злые языки поговаривали, что инициатором его ареста был секретарь Совета Никколо Аурелио, желавший устранить ненавистного соперника. Через три года стараниями того же Аурелио Лауре было возвращено ее приданое, но отца и мужа было уже не вернуть. Любовь и нежная забота, которыми окружил Аурелио молодую женщину, возымели свое действие: она ответила ему взаимностью. Но благочестивой венецианке было нелегко решиться на брак с человеком, причастным к смерти близких ей людей. Аурелио прямо сказал Тициану, что его судьба во многом зависела от того, какое решение примет Лаура. Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Расходы значения не имели.

«Аурелио прямо сказал Тициану,
что его судьба во многом зависела от того,
какое решение примет Лаура.
Будущая картина должна была повлиять
на решение красавицы. Расходы значения не имели…»

Тициан долго раздумывал над сюжетом. Он не получил хорошего классического образования, и всю жизнь у него были проблемы с латынью. Но годы общения с Беллини и Джорджоне научили его разбираться в древней и современной литературе. Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо . Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Сам он Платона не читал – не знал древнегреческого, а над рассуждениями о бестелесной любви смеялся. Пусть рафинированные флорентийцы рассуждают о ней, у них, венецианцев, слава Богу, в жилах течет живая кровь, а не водица, разбавленная тосканскими винами. Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». Так утверждали венецианские знатоки. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. Тициан и сам тогда был влюблен.

…Никколо Аурелио долго не мог отвести глаз от почти трехметрового холста, сверкавшего еще не просохшими красками. Две прекрасные молодые женщины сидели по углам небольшого мраморного бассейна, из которого вылавливал плававшие розы маленький Амур. Одна из женщин, по виду венецианка, в пышном свадебном платье, с распущенными по плечам золотистыми волосами, прижимала к себе ларец с украшениями. Другая, совершенно обнаженная, чью роскошную наготу подчеркивал алый шелковый плащ, держала в руке чашу с курившимися благовониями. За спинами красавиц открывался взору очаровательный летний пейзаж: слева — замок и башня на поросшем лесом холме, справа – речная долина и силуэты городка за темневшей полосой деревьев. Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. Мраморный бассейн своими очертаниями напоминал саркофаг Адониса, мифического возлюбленного Венеры, убитого на охоте разъяренным вепрем. На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. Это был прямой намек на то, что в случае отказа, Никколо Аурелио могла бы ожидать столь же печальная учесть. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества , которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия . Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини. Ее несокрушимую добродетель подчеркивали мощные стены замка и веточка чертополоха в руках — знак супружеского постоянства . В то же время она совсем не спешила возвращать ларец со свадебными подарками, и это внушало некоторую надежду.

Все на картине было залито переливами вечернего света, мерцанием шелка, сиянием бело-розовых женских тел. Мягкие «пастельные» краски летнего вечера создавали задумчиво-лирическое настроение. Любовная страсть перетекала в нежность. Пленительная «земная» женственность венецианки смягчала эротизм «небесной» наготы богини:

«Ее улыбка, грация живая,
и золото волос, и нежные уста –
и вся она, прекрасна и чиста,
сошла с небес, как воплощенье рая.
И повторяю я, не уставая,
что все на свете – тлен и суета,
нетленна только эта красота,
хоть смертна эта женщина земная» —

так отзывался о венецианках португальский поэт Антонио Феррейра , побывавший в Венеции в начале XVI века и покоренный их очарованием. Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Те же чувства разделял и Аурелио. Он был очень доволен работой художника. На Лауру Багаротти картина, по-видимому, тоже произвела отрадное впечатление, ибо их свадьба состоялась. Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. Он уже не искал состоятельных клиентов – они сами осаждали его с просьбами написать для них портреты и аллегории.

Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино , блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика, и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. Друзья часто собирались в большом доме художника на Бирри Гранде, куда он переселился сразу после смерти жены. Чечилия умерла после родов дочери Лавинии, прожив с ним в браке всего пять лет и оставив ему троих детей. Второй раз Тициан так и не женился. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. Он любил жить на широкую ногу, предпочитал веселые компании, шумные застолья, общество красивых и беззаботных женщин. Как истинный венецианец, он любил деньги и все блага, которые они давали: комфорт, модную одежду, изысканную еду, дорогие безделушки. Они обеспечивали ему относительную независимость, и он научился их зарабатывать. Его кисть рождала шедевр за шедевром.

Он любил жить на широкую ногу,
предпочитал веселые компании,
шумные застолья,
общество красивых
и беззаботных женщин…

В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад. Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. Это был символ чувственной плотской любви и счастливого супружества в облике реальной земной женщины. Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской» , стала его новой сердечной привязанностью. Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Имя этой женщины осталось неизвестной. При всей открытости своей страстной натуры Тициан был очень деликатен в отношениях со своими возлюбленными. Жизнь его как официального живописца Венецианской республики была у всех на виду, но он ни разу не был замешан ни в одном альковном скандале. Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров.

Тициан никогда не увлекался идеями неоплатонизма как Боттичелли или поисками идеальной красоты как Рафаэль. Он просто наслаждался ею. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. Ему не важно было знать, кто она: герцогиня, натурщица, любимая дочь Лавиния, экономка в доме или цветочница с площади Св.Марка. Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино.


Дорогие друзья!

Предлагаю вам «расследование» картины Тициана «Любовь земная и Любовь небесная».

Это было очень интересно и увлекательно - путешествовать по тициановским лабиринтам.

Здесь необходимо маленькое предисловие. Эту картину Тициана я знала с детских лет. С самого раннего возраста - я ее чувствовала, осязала, впитывала. Еще раньше, чем я начала читать - я листала альбомы по искусству, которые были в нашем доме. И эта картина не могла пройти мимо меня. Две прекрасные молодые женщины - как символ вечной красоты и бессмертия на фоне величественных пейзажей. Так эта картина и хранилась в моей памяти.

Бизнесмен, писатель, сценарист и коллекционер Олег Насобин под ником avvakoum посвятил этой картине серию постов:
http://avvakoum.livejournal.com/410978.html

http://avvakoum.livejournal.com/411595.html

http://avvakoum.livejournal.com/412853.html

http://avvakoum.livejournal.com/950485.html

Прочитав эти посты, я задумалась: возможно, у моей картины есть и свой тайный смысл, невидимый на поверхности, Какой? Я попыталась разгадать его. И свои размыщления по этому поводу предлагаю вам.

Я внимательно прочитала посты Олега Насобина и комментарии к ним. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Спасибо за них. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения.

Отправной точкой моего исследования явлился тот факт, что заказчиком данной картины выступил Никколо Аурелио, секретарь Совета десяти Венецианской республики. Совет десяти - орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. заказчик выступал явно не от себя, а от других сил, которые пожелали остаться неизвестными.
Но для «легенды прикрытия» - картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте - молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания.

Очевидно, что при жизни Тициана картина была безымянной, или ее настоящее название знал только узкий круг лиц.

В чем же состоит загадка картины? Что на самом деле изобразил Тициан? Нужно сразу сказать, что великий художник был посвящен в хитросплетения тайной истории и тайных обществ.

Обратимся к самой картине. Что мы видим на ней?

Две молодые женщины - обнаженная и одетая в пышное платье сидят на краю заполненного водой саркофага, куда запустил свою руку купидон.

На заднем фоне Любви Небесной течет река.

Реку можно трактовать как подземную реку Алфиос, аллегорию тайных «подземных преданий, символ невидимых знаний, передаваемых «посвященными» от поколения к поколению.

А можно трактовать Реку - как небесное учение. Следует отметить, что вода издавна символизирует информацию, Знания.

Можно предположить, что в саркофаге находится вода из этой священной реки. Из саркофага в свою очередь выливается струя воды, питающая куст, изображенный на переднем плане картины. То есть в данном случае саркофаг - Источник.

Какая же вода-Знание концентрируется в саркофаге?

Прибегнем к дешифровке.

Подсказок тут несколько. Это и тамплиерская башня за спиной «земной» женщины, то есть учение тамплиеров и сам саркофаг. Сейчас мы увидим, что это именно саркофаг, а не бассейн или фонтан, как толкуют некоторые комментаторы картины.

Саркофаг - резной каменный гроб. И если это гроб, то чьи же останки лежат там? И здесь мы имеем следующие «намеки». Блюдо и купидон. Некоторые комментаторы указывают на то, что ангелочек вылавливает из воды цветы. Но цветы, как известно, плавают на поверхности воды, а не тонут. Так что же, ищет в воде ребенок? Для ответа достаточно посмотреть на блюдо. Точно такое же блюдо изображено на картине Тициана «Саломея с головой Иоанна Крестителя».

Интересно отметить, что у Тициана есть три картины на эту тему.

Первая из них написана спустя год после создания «Любви небесной и Любви земной». И блюдо там - другое. Но есть «подсказка» в виде правой руки, обмотанной алой накидкой. У Любви земной - тоже правый алый рукав

А вот на картине, написанной уже в 1560 году, изображено «наше» блюдо.

Любопытный факт, что картина «Саломея» оказалась «пророческой» в отношении одного знакового исторического события. С 1649 года «Саломея» Тициана находилась в собрании дворца Хэмптон-корт в Великобритании. И в этом же году был обезглавлен английский монарх Карл I .

И еще на одной картине, где изображена Саломея - тоже можно видеть уже знакомое нам блюдо.

(В скобках можно отметить, что с этой картиной связана история, подоБная той, что описана Олегом Насобиным в посте: «Сотбис лишил клиента денег и сна» http://avvakoum.livejournal.com/1281815.html

Те, кто хочет ознакомиться с материалом, касающимся картины Тициана - могут пройти по ссылке http://thenews.kz/2010/02/25/267486.html).

Итак, мы установили, что по каким-то причинам спустя годы Тициан решил «расшифровать» блюдо, написанное им ранее и «связать» его с головой Иоанна Крестителя.

Как известно, по легенде Иоанн Креститель был первым Великим Магистром Приората Сиона.

Значит, художник в символичном виде изобразил Приорат Сиона; при этом вода (учение Приората Сиона) в свою очередь становится источником питания (Знания) для куста. Оно как бы «рождает» этот куст. При этом, как я уже упоминала, сзади «любви земной» тамлиерская башня…

Итак, ключ к разгадке картины - КУСТ. Что это за куст?

Это - ПЯТИЛЕПЕСТКОВАЯ РОЗА, нечто среднее (или гибрид) розы и шиповника. Точнее, вид старейшей розы - Шиповника собачьего. Как известно, шиповник - прародитель роз.

Эта пятилепестковая роза являлась магическим растением розенкрейцеров. Если приглядеться, то можно увидеть, что и сам куст «нарисован» в форме креста.

Это растение, листья пятилепестковой розы изображались на символах ордена Розенкрейцеров.

Интересно, что в Чехии, в которой были сильны разные мистические течения, каждый год в Крумлове проводится Праздник Пятилепестковой розы. Эта роза изображена на флаге и гербе Чешского Крумлова.

Но на этом значение пятилепестковой розы не исчерпываются.

Пятилепестковая роза - это и Роза Тюдоров, традиционная геральдическая эмблема Англии и Хэмпшира . Она есть на гербе Великобритании и Канады.

И эта же пятилепестковая роза изображена на карте Таро - старшем Аркане под номером 13. Смерть.

Геральдическая пятилепестковая роза являлась символом мастера-подмастерья в масонском учении.

А учение розенкрецеров, как известно, стало предтечей масонства в том виде в каком оно дошло до нашего времени.

Если провести «расследование» картины дальше, то дерево сзади ангелочка можно классифицировать как вяз. По форме кроны, форме листьев, плотности кроны. Конечно, это всего лишь предположение, но сравнив несколько фото вязов с изображением дерева на тициановской картине, я вполне допускаю этот факт.

Тогда можно предположить, что на картине изображено историческое событие, известное как «рубка вяза», когда произошел разрыв тамплиеров с Приоратом Сиона и место тамплиеров заняли розенкрейцеры. Во всяком случае - многие детали на картине, уже рассмотренные нами, говорят именно об этом.

Но вернемся к нашим дамам.

«Земная» дама держит в руке цветок пятилепестковой розы. Цветок у нее в руке, но рука в перчатке, и она еще не осязает цветок кожей, то есть между ней и Учением розенкрейцеров - преграда. Споры вызвает предмет под рукой Любви земной. Одни говорят, что это - чаша, другие - мандолина. Хотя возможно Тициан нарочно «зашифровал» чашу. Если бы он хотел изобразить мандолину так, чтобы не оставалось «просторов» для иных толкований, он бы это сделал. Но по каким-то причинам однозначная трактовка предмета под рукой Любви земной - затруднительна. Таким образом, Тициан «намекает» нам на чашу.

В этом случае легко проводятся следующие аналогии, во-первых, с Чашей Грааля, во вторых, чаши - использовались в ритуалах розенкрейцеров. Предмет в руке Любви небесной можно определить как курильницу, которая тоже использовалась в ритуальных обрядах розенкрецеров.

Любовь земная смотрит в глаза зрителю, а любовь небесная - на ее красную туфельку (или золотисто-красную), точнее - кончик туфли. Когда-то давно я читала, что красные туфельки - символ богини Изиды, символ посвященного. Если идти дальше, то можно провести аналогию с красными папскими туфлями. Тоже символом «высокого посвящения».

Итак, с большОй долей вероятности можно сказать, что «при» этой картине происходило посвящение в члены Ордена Розенкрейцеров. Происходил процесс инициации. И также вероятно, что этот процесс включал в себя обряд целования кончика красной туфли. Две дамы похожи друг на друга, они «связаны» саркофагом и приближены к зрителю в равной мере. У них две ноги на двоих, так как нога «небесной любви» спрятана от глаз зрителя, а ногу второй символизирует кончик красной туфли. Можно сказать, что в таком зашифрованном виде заключен главный постулат Герметизма: «что наверху,тоивнизу,чтовнизу,тоинаверху». То есть, небесное отражается в земном, а земное - в небесном.
Эту картину хотел купить один из Ротшильдов. Но его предложение было отклонено. Символ тайных мистерий остается на территории Италии. В Риме. Городе, где находится Ватикан - один центров управления миром.

Вопросы еще есть. Можно ли Любовь земную отождествить с Саломеей, а Любовь небесную - с Марией Магдалиной (хотя ее волосы не распущены, как в канонических изображениях)?

Или здесь идет отсылка к Шестому аркану Таро - Любовники…

Не все загадки Тициана еще разгаданы, а значит, нас ждут новые открытия и находки…

Я буду благодарна за все уточнения, дополнения и комментарии.

5 - "Любовь небесная, Любовь земная"

Сколько мучились комментаторы, чтобы понять настоящее значение картины Тициана, значащейся под названием "Любовь небесная и любовь земная" (галерея Боргезе в Риме). Ныне как будто, благодаря изысканиям Викгофа, энигма разгадана. Нагая женщина - Венера, одетая - Медея, которую богиня уговаривает отдаться любви Язона. Однако все же перед нами не иллюстрация к античной сказке; Тициан воспользовался сюжетом как предлогом и создал нечто совершенно самостоятельное и даже отдаленно не напоминающее темы. Если уже говорить о любви перед этой картиной, то только о любви земной, о любви ко всей природе, ко всей жизни в целом, в которой и эти две прекрасные женщины имеют смысл частей целого, а не "героинь". Сколько было высказано похвал пейзажу, составляющему фон картины, как будто вся она в целом не "пейзаж", не наша прекрасная земля, на которой так прекрасна жизнь, на которой столько наслаждения дают и девственная природа, и произведения людей, и прекрасное нагое тело, и роскошные наряды, и пастбища, озера, рощи, и деревни, города и замки!

Изображенную местность закутывают сумерки сладострастной ночи; - лишь высоко на башне замка да в облаках догорает белый отблеск зари. Таинственный момент затишья, передышки. Отходит к покою людская суета, спешат путники восвояси, и наступает час Венеры, держащей в руке лампаду, чтобы светить во мраке, час Эрота, баламутящего волшебный водоем и превращающий его темные воды в чудесное зелье. Прислушивается царственная девушка ко всем шорохам в траве, к плеску воды, к шелесту сгустившейся в меркнувшем свете листвы, к далеким возгласам и пением, и кажется ей, что ее зовут куда-то, мерещатся ей боги любовных утех, внемлет она обетам будущих объятий и зачатий.

"Любовь земная и любовь небесная" есть картина-тип не только Тициана, но всей Венеции 76 . И Тициан и Джорджоне писали картины еще более сочные, еще более прекрасные по краскам, более свободные по концепции 77 . Но нигде все же столько различных элементов, в которых мы можем видеть проявление "вкуса Тициана", "венецианского вкуса", не соединены в одно целое, как именно в этой картине. И особенно поражает в ней характер какой-то массивности, плотности. Тяжелое платье Медеи должно сдерживать ее порывы, делать ее движения медленными 78 . Нагое тело Венеры также не говорит о быстроте, о страстности, но отражает натуру спокойную, чуждую мятежности. В самой композиции, в этом перевесе одной (левой) части картины над другой сказывается та же склонность к тяжести, к какой-то "материальности", которая уже проглядывала в поздних картинах Джамбеллино и которая, как мы видели, превратилась в апатичную скуку у Пальмы. Ни следа не осталось здесь от падуанского аскетизма, от чисто духовных устремлений, которые еще так ясно выразились в искусстве последнего Виварини.

В мраморном городе лагун, жители которого взирали на материк, как на обетованную землю, мечтали о просторе полей, о пьянящих ароматах цветов, о плодовых деревьях, и стадах животных как о самом соблазнительном на свете, должно было расцвесть то искусство, в котором эта "ностальгия по земле" получила выражение полнозвучной, грандиозной поэмы. Мечтой всякого венецианца было скопить достаточно денег, чтобы купить себе имение на terra ferma, и не эта ли мечта выразилась в венецианской живописи в каком-то иногда даже чрезмерном поклонении земной плоти, в каком-то "энтузиастском материализме"? Возможно, что в уроженцах terra ferma, навсегда поселившихся на "корабле Венеции", эта мечта была особенно сильной. Ведь лучше всего, полнее, воодушевленнее других изображали это "наслаждение землей" именно те венецианцы, которые родились среди Альп или на склоне их: Тициан, Пальма, Джорджоне и Бассано.

Примечания

76 Писана эта картина, вероятно, в 1512-1513 г. по заказу Никколо Аурелио, великого канцлера Венецианской республики, герб которого украшает бассейн, занимающий середину композиции.

77 К сожалению, картина пострадала от времени, и, быть может, благодаря этому она лишена той свежести, которая присуща другим однородным и одновременным произведениям мастера.

78 Если это действительно Медея, то поражает костюмный анахронизм, который себе позволил здесь Тициан. Что это - неведение или нечто умышленное? Предположение о неведении исключается просто потому, что, вне всякого сомнения, элементарное и внешнее знакомство с античным миром должно было быть доступно жителю Венеции - в то время одного из главных центров гуманизма. Можно еще предположить, что Тициан относился несколько недружелюбно к возрождению античности. Не это ли отношение выразилось, например, в его карикатуре на группу "Лаокоона с сыновьями", открытую в 1506 г. и изображенную им в виде судорожно корчащихся обезьян (нам известен этот рисунок мастера по деревянной гравюре Больдрини)? Свободой по отношению к формам древнего мира Тициан отличался и в последующие времена, когда он стал все чаще и чаще прибегать к сюжетам из античной мифологии. Во время своего пребывания в Риме, в 1545 г., он пришел в восторг от тех сокровищ искусства, которые он здесь изучал (об этом Тициан сообщает Аретину в своих письмах) и даже заявлял Карлу V, что он "учится на чудесных античных камнях, дабы более достойным образом изображать виктории императора на Востоке". Однако и в последние годы творчества увлечение античностью не помешало ему поместить типичную венецианскую ключницу рядом с Данаей, рядом с Антиопой представить охотников в современных костюмах, рядом с мадридской Венерой изобразить кавалера в коле те, воротничках и при шпаге, под видом Венеры (Эрмитаж) представить тип венецианской куртизанки, дать готический щит с гербом "Священной Империи" в руки солдату у Гроба Господня, дворец Пилата изобразить в виде сооружения Палладия; жителей Иерусалима в виде тех характерных фигур, которых можно было встретить в праздничный день на Пьяцце, учеников в Эмаусе - в самых обывательских костюмах и т. д., и т. д. Впечатления окружающей "живой жизни", очевидно, слишком заслоняли в Тициане впечатления, почерпнутые из книг и бесед с друзьями.

Давным-давно жил-был величайший мастер Возрождения Тициан. Написал он много - и религиозные сюжеты, и мифологические, и портреты. Порой, все было сразу в одной картине. Как, например, в случае с «Любовью земной и любовью небесной». Смешение символов и отсутствие авторского названия обеспечили полотну славу одного из самых загадочных в истории не только самого Тициана, но и мировой живописи.

Тициан. Любовь небесная и Любовь земная. ок. 1514
Холст, масло. 118 × 279 см
Галерея Боргезе, Рим. Викисклад

Кликабельно - 6009px × 2385px

Сюжет

Начнем с того, что в истории с сюжетом и названием этого полотна нет ничего точно определенного. Современное наименование появилось много позже самой картины, а о том, кто и зачем изображен, и вовсе в товарищах-искусствоведах согласия нет. Две основные версии не отменяют одна другой, скорее, напротив, дополняют мозаику смыслов.

Итак, начнем с земного. Считается, что полотно написано по заказу секретаря Совета десяти Николо Аурелио, который собирался жениться на Лауре Багаротто. Картина должна была стать подарком молодой жене. На картине свадебной символики в избытке. Девушка одета в белое платье; на голове у нее — миртовый венок (растение Венеры, символизирующее любовь и верность); рукой она прикрывает чашу (в таких сосудах женихи вручали венецианским невестам свадебные дары); на ней — пояс и перчатки (первое — символ супружеской верности, второе — атрибут свадебного наряда, который женихи дарили на обручение в знак серьезности намерений).


Свое название картина получила через 150 лет после написания

Пожелание многочисленного потомства — конечно, в образе кроликов. А похожая на невесту богиня Венера благословляет этот союз. Купидон здесь — посредник между богиней и женщиной. Пейзаж также символичен: с одной стороны, дорога в гору — трудный путь благоразумия и верности, с другой, — равнина, означающая телесные утехи.

Если вы вдруг успели подумать, что Лаура Багаротто выглядела так, как женщина на картине, то вы ошиблись. Если бы это был портрет, тогда и обнаженная Венера написана с Лауры, что в те времена повредило бы репутации порядочной женщины. Тициан создал идеализированный образ новобрачной.


Тициан. Венера Урбинская. 1538
Venere di Urbino
Холст, масло. 119 × 165 см
Уффици, Флоренция. Викисклад


«Венера Урбинская» (1538), которая через 300 лет вдохновит Эдгара Мане на скандальную «Олимпию»

А теперь о возвышенном. Обнаженная Венера — небесная, она олицетворяет стремление к истине, богу. Одетая Венера — земная, ее образ говорит, что на человеческом уровне истину можно познать через чувства. В контексте философии Возрождения истина и красота тождественны.

Мы видим, что Венеры равноценны. То есть для человека в равной степени важны и земное, телесное, и небесное, духовное. Ведь и через первое, и через второе можно познать истину. Венера земная держит цветы в подоле, что означает сочетание нескольких типов любви.


Тициана за талант называли Божественным

Указано на полотне и что происходит с человеком, для которого любовь — лишь телесные наслаждения. На мраморном колодце мы видим изображение коня (символ страсти) и сцену наказания. Человека, погрязшего в бренных радостях, ждет кара.

Контекст

Картина получила свое нынешнее название в 1693 году. До этого искусствоведы на основе различных вариантов толкования сюжета и символики именовали полотно «Красота приукрашенная и неприукрашенная». До XX века никто особенно не обращал внимания на свадебную символику. Да и герб венецианской семьи на колодце не замечали. Но вот особенно внимательные исследователи разглядели, что владелец герба — Николо Аурелио. Его женитьба на Лауре Багаротто, молодой вдове из Падуи, была предметом пересудов. Причина тому — непростое прошлое невесты.


Тициан очень любил женщин, особенно опытных и в теле

Первый муж Лауры — падуанский аристократ Франческо Борромео в разгар военного конфликта Венецианской республики со Священной Римской империей выступил на стороне императора. Но Падуя подчинялась Венеции, потому Борромео был арестован и, вероятно, казнен по приговору Совета десяти как изменник. В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. Ее отец Бертуччо Багаротто, профессор университета, был повешен на глазах у жены и детей по тому же обвинению, в его случае несправедливому.

«Аллегория благоразумия» (1565−1570). Портреты Тициана, его сына Орацио и племянника Марко соединены с головами волка, льва и собаки, что олицетворяет собой прошлое, настоящее и будущее

Разрешение на брак высокопоставленного венецианского чиновника со вдовой и дочерью государственных преступников обсуждала комиссия во главе с дожем, и оно было получено. Не исключено, что картина, заказанная у самого престижного художника Венеции, должна была добавить браку респектабельности в глазах сограждан.

По одной из версий, колодец — это мраморный саркофаг. Рельеф на мраморе изображает избиение Адониса ревнивым Марсом — юноша погиб от рук бога войны. Это не только указание на трагически закончившуюся любовь богини Венеры, но и напоминание о печальном прошлом Лауры Багаротто.

Судьба художника

Венецианский титан Возрождения, получивший прозвище Божественный. Тициан воспевал жизнь и чувственную красоту. Во многом благодаря ему колористика стала такой, какой мы ее знаем сегодня. Если бы не его гений, то работы художника назвали бы дерзостью и богохульством. Но никто не мог остаться равнодушным перед силой таланта Тициана. Его картины полны жизни, силы, динамики. Полотна на религиозные сюжеты буквально сияют и прославляют бога. Портреты изображают сложные психологические типажи. А мифологические сюжеты полны неги и чувства покоя и гармонии в слиянии с природой.

Автопортрет, 1567

В 1527 году Рим был захвачен и разграблен. Искусство отреагировало на это механлочисными сюжетами и мрачными красками. Мрак грядет, спасения нет — примерно такие настроения царили в итальянском искусстве. Тициан же продолжал писать человека сильного, борца.

Для своей эпохи он прожил неприлично долгую жизнь. И скончался то ли от чумы, то ли от старости — нет единого мнения. В пользу второй версии говорит тот факт, что похоронен художник не на чумном кладбище, а со всеми полагающимися почестями в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

error: Content is protected !!