Кто писал в технике аля прима. Волошин максимилиан александрович. Великие картины и мастера, писавшие в алла прима

В техническом отношении этот метод живописи является наилучшим, так как при нем вся живопись состоит из одного слоя, высыхание которого при умеренной толщине его протекает беспрепятственно и вполне нормально, почему при соответствующем грунте он обеспечен от трещин, равно как сами краски сохраняют свою первоначальную свежесть. Но не всегда этот метод может быть на практике осуществлен и, кроме того, не всегда он входит в задачу живописца.

Грунт для живописи «алла прима» не должен быть слишком тянущим, а также слишком непроницаемым и скользким, почему при пользовании клеевым грунтом принимаются все необходимые меры для предотвращения слишком заметного изменения на нем красок в тоне от потери масла. Масляному грунту, особенно крепко просохшему и потому непроницаемому, придается некоторая проницаемость, что достигается протиркой его спиртом или пемзой; кроме того, выбирают грунт с шероховатой поверхностью. Что касается цвета грунта, то наиболее пригодными в этом случае являются светлые грунты с различными оттенками, сообразно живописной задаче, а также чистый белый грунт. Розоватый, желтоватый и другие оттенки грунта получаются прокраской белого грунта прозрачной краской.

Описываемый метод живописи часто не требует выполнения обычного рисунка, и художник может прямо приступить к краскам и письму в зависимости от живописной задачи и опытности мастера.
Если же рисунок необходим, то он может ограничиться легким углевым наброском. Черного углевого рисунка с его фиксажем следует избегать, так как всякие резкие черные контуры впоследствии будут просвечивать через тонкий слой краски и таким образом портить живопись. Состав фиксатива также не безразличен для прочности ее.

Рисунок может быть исполнен отдельно на бумаге и перенесен затем на холст для лучшего сохранения чистоты и цвета грунта.

Чтобы иметь возможность закончить живопись по-сырому, т. е. до начала высыхания масляных красок, принимаются всевозможные, но безвредные для живописи меры, начиная с подбора красок. Медленно сохнущим краскам здесь отдается предпочтение. Так, цинковые белила здесь более уместны, нежели свинцовые; кроме того, и состав связующего вещества красок также имеет здесь большое значение. Вот почему здесь наиболее применимы краски, тертые на медленно сохнущих маслах: маковом, ореховом и подсолнечном; краски же на льняном масле пригодны лишь для быстрой, непродолжительной работы.

Чтобы задержать как можно дольше высыхание красок, исполняемая живопись ставится в промежутках между работой на холод, в темноту, причем по возможности преграждают к ней свободный доступ воздуха. Выполнение этих последних мер, к сожалению, не всегда может быть использовано, особенно при больших размерах живописного произведения, между тем эти меры являются весьма действительными.

Применяются с той же целью эфирные масла, замедляющие более или менее сильное высыхание масляных красок, о которых говорится выше. Наиболее энергичным в данном случае было бы гвоздичное масло. Имеются, однако, авторитетные указания на вред от применения названных масел для живописи в большом количестве.

Живопись этим методом ведется различно и зависит во многом от индивидуальности художника; вот почему при изложении этого метода можно ограничиться лишь наиболее существенными и важными указаниями.

Под живописью «алла прима», в прямом значении этих слов, нужно подразумевать один из методов, в котором художник ставит себе задачей сразу воспроизводить в красках все то, что он видит в натуре, т. е. цвет, форму, светотень и пр., не прибегая к расчленению этой сложной задачи на отдельные моменты работы. Трудность разрешения этой задачи, разумеется, велика, и становится тем большею, если художник стремится окончить свое произведение «по-сырому», т. е. до засыхания красок.

Живопись ведется различно. Ее можно начинать мазками полугустых красок, наносимых свободно, тон к тону, не перемешивая их долго на палитре, пока не раскроется весь холст. Вначале выгодно выдерживать тени светлее и теплее, чем они должны быть в законченном виде; света же, наоборот, темнее и холоднее. Самые сильные света и тени наносятся в последний момент, когда живопись подходит к концу. Здесь очень уместны решительные и окончательные удары пастозными красками.

Выполнять живопись следует тюбиковыми красками в том виде, как они есть, без добавки к ним жирных масел. При употреблении черных красок (легких по своему весу) нельзя наносить их толстым слоем, так как тяжелые краски, нанесенные поверх них, тонут в черных, загрязняя живопись.

При нанесении слишком толстого слоя красок, затрудняющего дальнейшую работу, следует снимать их излишек с помощью мастихина, шпателя и ножа, а также наложением на слой красок чистой бумаги, которая прижимается ладонью руки к нему и затем, по удалении, берет на себя весь избыток красок.

Можно, выполняя живопись «алла прима», начинать ее в протирку, разжижая краски скипидаром и нанося их жидко, подобно акварели. Прокладка эта ведется плоскостно, без моделировки форм, имея задачей лишь широкий общий эффект. Для нее лучше пользоваться корпусными красками, вводя в них белила. Затем уже, в дальнейшей работе, вводятся пастозные краски и начинается настоящая живопись.

При работе «алла прима», на слишком тянущем грунте масляные краски дают матовую живопись, которая в цветном отношении уступает темпере и, кроме того, при слишком сильном обезмасливании красок лишена прочности.

Живопись, исполняемая «алла прима» имеет своеобразную красоту, она приятна своей свежестью и непосредственностью, выявляя «мазок» автора и его темперамент. Образцами этого рода живописи могут служить этюды И. Репина к его картине «Государственный совет».

Акварель на сегодняшний день очень популярная и актуальная техника рисования. Порой кажется, что абсолютно все работают с акварелью и, стоит отметить, что все работают по-разному! Существует масса известных техник работы с акварелью, и постоянно появляются новые эффекты и приемы. Часто, начинающие авторы пробуют работать всеми возможными техниками сразу, применяют различные эффекты, экспериментируют в просторах акварельной живописи и, как правило, рано или поздно находят свою комбинацию, которая впоследствии часто перерастает в их неповторимый авторский стиль. Я думаю главное преимущество акварели - это ее многоликость... Мне нравится работать в новых для себя жанрах и оттачивать навыки в старых. Я всегда хочу иметь возможность выбрать технику рисования к определенной задаче, так как считаю скучным и неправильным подходить к портрету или пейзажу одинаково и писать их в одной технике акварели. Сегодня я расскажу о пяти различных способах работы с акварелью на примере ботанической иллюстрации гриба мухомора. Я попробую нарисовать пять одинаковых мотивов, пятью различными способами акварельной живописи: 1. Техника акварели «Лессировка» 2. Техника акварели «А ля прима» 3. Техника акварели - использование маскирующей жидкости 4. Комбинация нескольких техник акварели 5. Техника «Мокрой акварели» или «Акварель по-сырому»

Техника акварели «Лессировка»

Первый нарисованный мною мухомор выполнен в технике акварели «Лессировка» (от нем. Lasierung - глазурь). Эта техника очень подходит новичкам. Ей часто работают в художественных школах. Заключается она в послойном нанесение краски на рисунок. От самых светлых оттенков к самым темным. Каждый слой должен успевать просыхать. Работая в этой технике акварели, мы набираем тональность предмета постепенно, и всегда имеем возможность корректировать цвет на каждом этапе.


Техника акварели «А ля прима»

Второй гриб нарисован техникой «А ля прима» (или "Алла прима", от итал. a la prima - «в один присест»). Это более экспрессивная техника, и очень подходит тем, кто умеет замешивать красивые цвета с первого раза. Рисунок в этой технике делается быстро в один слой, за один сеанс, без дальнейших дополнений и переделок. Мы сразу получаем готовый рисунок. Здесь необходимо быть осторожными, чтобы при смешивании большого количества акварельных цветов не получилась грязь, а цвета были яркими и чистыми. Акварели, выполненные в такой технике, как правило, очень цветные, красочные! Эта техника акварели достаточно быстра в исполнение и любима теми, кто не любит вести работу долго.


Техника акварели - использование маскирующей жидкости

Третий гриб я нарисовал с помощью резервирующей (маскирующей) жидкости. Чтобы не обходить белые пятнышки на шляпке гриба, я «спрятал их резервом», то есть нанес предварительнона места пятнышек (на сухой лист, до начала работы с красками) резервирующую жидкость. Безусловно, это нельзя назвать техникой акварели, это скорее эффект. Сегодня всевозможные резервы (маскирующие жидкости) получили очень широкое распространение. Если вы не хотите обходить краской каждое пятнышко или боитесь, что в эмоциональном порыве закрасите какие-то блики, то можно применить резерв.


Работа с резервом идет значительно быстрей. Но стоит отметить, что у этого приема есть и минусы. Главный минус - это очень резкий край. На вашей работе всегда останется резкая граница в том месте, где белый лист, на котором была резервирующая жидкость, переходит в закрашенное краской место. Это будет вас «выдавать». Многих художников это не смущает, а иногда даже помогает сделать дополнительные эффекты! Также резерв иногда проблематично снимается с бумаги, а иногда не снимается вовсе. Поэтому, прежде чем применять резерв в своей работе, опробуйте его на небольшом листе из аналогичной бумаги.

Комбинация нескольких техник акварели

Четвертый гриб нарисован с комбинацией эффектов (техник акварели). Перед началом работы в цвете, я «спрятал» весь гриб резервирующей жидкостью. Это позволило мне создать краской плотный многослойный фон. Краску я нанес послойно в 4 слоя. Только послойной лессировкой получается достигнуть достаточно плотного, глухого, но в тоже время не черного фона. Дождавшись высыхания фона, я снял резерв и нарисовал гриб все той же техникой акварели «Лессировка».


Техника «Мокрой акварели» или «Акварель по-сырому»

С пятым грибом я работал самой «акварельной» техникой из всех. Глядя на нее сразу понятно, что мы смотрим на акварель. Это техника «Мокрой акварели» (часто ее называют «Акварель по-сырому», «Акварель по-мокрому»), и она, безусловно, впечатляет. На мой взгляд, это самая сложная сторона акварельной живописи. Тут очень важны навыки художника, исключительно личный опыт. Техника «Мокрой акварели» заключается в том, что перед тем, как начать рисовать, лист бумаги целиком смачивают водой, а затем уже быстро пишут по еще мокрой поверхности. Растекаясь, акварельная краска может передать мягкие переходы одного цвета в другой. Если требуется нарисовать мелкие детали, то необходимо дождаться полного высыхания, и уже тогда внести дополнения.


Мокрая акварель особенно чувствительна к качеству используемых материалов. Бумага, краски, кисти - тут важно все. В этой технике акварели приходится работать быстро и уверенно. Художник должен быть максимально сконцентрирован, и готов ко всему. Мы должны предоставить акварели некую свободу, но в тоже время создать условия, в которых она растечется именно так, как нам нужно. И высохнуть акварель должна тогда, когда это нужно нам. В данной технике акварели наиболее распространенные ошибки - это плохо намоченный лист и непонимание изображаемой формы. И главное, мокрая акварель красива своей легкостью и непринужденностью. Но мы часто боимся «отпустить» краску, излишне пытаемся ей управлять, слишком стараемся, тем самым теряя ту самую легкость и непринужденность. Эта техника требует постоянной практики, и если вы хотите работать в технике мокрой акварели, то советую ее практиковать чаще.

Заключение

В этой статье я описал основные эффекты и техники акварели, с которыми работаю. Безусловно, этот список можно продолжать еще долго, и я уверен, что всегда будет что-то, что я еще не попробовал, что будет вдохновлять меня к новым работам и экспериментам. Желаю вам творческих успехов и вдохновения!

Примерный план-конспект занятия

Урок живописи в 4-м классе

на тему: «Живописная техника a la prima»

Тема урока: «Живописная техника a la prima».

Цель урока: изучение техники «а-ля прима» и раскрытие её живописных возможностей на практическом занятии.

Задачи:

Обучающая - изучить приемы работы акварелью в технике «Аля-прима»;

Развивающая - развитие внимания, чёткую организацию мыслительного анализирования последовательности выполнения этапов работы, чувство гармонии, равновесия и умение анализировать увиденное;

Воспитательная - воспитание аккуратности в исполнении работы, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, чувство меры и утонченного вкуса в выборе цветовых сочетаний;

Тип урока: - комбинированный урок;

Оборудование для урока:

Для учителя:

    Презентация к уроку;

    Зрительный ряд: репродукции работ художников: Альбрехт Дюрер «Большой кусок дёрна», Карл Брюллов «Семья итальянца»; Томас Гиртин «Городской пейзаж»; Ричард Паркс Бонингтон «Венеция. Дворец Дожей»; наглядный пример выполнения акварельной работы в технике «Аля-прима»;

    Лучшие работы учащихся;

Для ученика:

    Лист бумаги формат А-3, акварельные краски, кисти №2,6, губка, баночки для воды, салфетка для рук, мольберт.

План урока:

1.Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию нового материала: 1 мин.;

2.Вводная беседа: 2 мин.;

3.Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач. Беседа о истории появления акварельных техник. Демонстрация презентации. Знакомство с инструментами необходимыми для работы в технике Аля-прима: 9 мин.;

4. Проведение мастер-класса: 8 мин.;

5. Практическая работа учащихся: 13 мин.;

6. Выставка работ. Анализ и оценка итогов художественного творчества учащихся: 5 мин.;

7. Рефлексия: 1 мин.

8. Подведение итогов урока: 1 мин.

Ход урока:

I. Оргмомент. Подготовка детей к восприятию нового материала.

Приветствие. Проверка готовности у уроку (наличие необходимого оборудования).

II. Вводная беседа:

Готовясь к серьезным занятиям живописью, надо понять глубокий смысл следующих указаний Константи́на Фёдоровича Юо́н, советского живописца, мастера пейзажа: «В процессе работы чувства художника направляются не только на восприятие внешнего мира, они в то же время касаются и понимания качеств и свойств самих материалов и орудий производства, всех их потенциальных особенностей, для использования в нужный момент». Эти слова как нельзя лучше подходят к нашему уроку. Сегодня занятие живописи будет не обычным, потому что техника, которую мы будем использовать в выполнение работы, ни оставит никого равнодушными. Название этой техники не вызовет у Вас удивления. Вы ею уже пользовались, слышали о ней на занятиях пленэра. Эта техника называется «а-ля прима».

Цель урока: подробнее изучить технику «а-ля прима» и раскрыть её живописные возможности на практическом занятии.

III. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.

Акварель считается едва ли не самой простой и распространенной из живописных техник. И действительно, всё вроде бы незатейливо – бумага, всем доступные водорастворимые краски, кисти… Но это лишь на первый взгляд! Воздушные, тончайшей легкости цветовые переходы, изысканность сочных тонов и полутонов, свет и цвет – использовать всё это по силам лишь профессиональному живописцу, овладевшему богатейшим арсеналом акварели. Арсеналом, накопленным художниками-акварелистами всего мира почти за два тысячелетия…

Техника акварели по-своему непостижима и загадочна. Само слово «акварель» впервые использовал в начале XV века. Итальянский живописец Ченнино Ченнини, описывая искусство растворения красок в воде в «Трактате о живописи». Краски эти уже по рождению своему неразрывно связаны с водой, а вода – одна из четырех природных стихий – непокорна, изменчива и непредсказуема. Поэтому художник, начинающий работать акварелью, вряд ли многого добьется без терпеливого и долгого ее изучения. Но не менее важны смелость и ясность мысли, импровизация, быстрота и уверенность письма.

По большому счету есть два подхода, две техники работы акварелью. Живописец может отдать всего себя водной стихии этих волшебных красок – чтобы изобретательно воплотить на бумаге силу воды и цвета в технике акварели по сырому листу. А может работать по сухому, лессировками и небольшими мазками, не впуская в пространство картины лишнюю воду. И если художник-акварелист талантлив – любая из этих техник живописи послужит созданию эффектного, незабываемого живописного произведения.

Например, в Европе акварельная техника по сухому изначально использовалась на пленэре, когда влагу на бумаге невозможно удержать надолго. Наверное, именно так давным-давно под жарким небом Италии и возникла классическая «итальянская акварель». В этой живописной манере работают по сухой бумаге, кистью нанося контуры рисунка и разрабатывая тени. Отсюда же развилось и мозаичное акварельное письмо в основном непрозрачными, корпусными красками, и техника многослойной живописи, где используется прозрачная лессировка.

Новая техника рисования акварелью – по сырой бумаге – зародилась в Англии в начале XIX века. Акварель по мокрому намного капризней и прихотливей своей «сухой» сестры – и неудивительно, что первыми ее освоили на окруженных океаном Британских островах. Влажный климат Англии естественным образом сообщал живописи мягкость и полупрозрачную легкость. А кроме этого – воздушную перспективу и ощущение живого солнечного света. И, само собой, акварель по сырому была названа «английской акварелью» – в противоположность сухой «итальянской».

Попутно были придуманы разные конструкции так называемых стираторов – специальных рам-планшетов, позволяющих закрепленному на них листу бумаги легко сохранять влагу. Техника по сырому теперь позволяла работать не торопясь, подолгу смешивая, сплавляя краски. При этом бумагу увлажняли либо горячим паром – либо, что проще, мокрыми фланелью или сукном, подложенными под лист. Это оказалось намного легче способов прежних времен, когда быстрое высыхание красок предотвращали, добавляя в воду мёд, глицерин или гуммиарабик – хотя уже в конце XIX столетия живописцы сетовали, что нынешний аравийский гумми уже не тот, что прежде... Добавляли в воду и совершеннейшую экзотику – например, известковое молоко на толченых пчелах и даже слюну улиток, добываемую весьма специфическим способом (в этом смысле любопытно почитать трактат «Ерминия», написанный в XVIII веке иконописцем Дионисием).

Расцвет «мокрой» акварели, особенно на пленэре, пришелся на конец XIX – начало XX столетия. Жизнь и искусство всё более ускорялись, и к середине прошлого века техника по мокрому одержала окончательную победу – причем в своей «быстрой» традиции, методом «а-ля прима». Такая акварель пишется сразу, за один сеанс, без дальнейших капитальных дополнений и переделок. Помимо предпочтений живописца выбор этого метода может определяться и непреодолимыми обстоятельствами – например, непостоянством погоды на пейзажных этюдах. Опытный художник изначально берет все цвета в полную силу, сохраняет на бумаге максимум сочности и свежести цветовых созвучий – и тогда акварель очаровывает непосредственной пластикой «мокрых» эффектов и передачей подлинного настроения натуры.

Учащимся предлагается сравнить две работы учащихся прошлых лет выполненные в технике итальянской акварели и английской акварели.

I V . Проведение мастер-класса:

Нам сегодня предстоит выполнить натюрморт в технике Аля-прима.

Преподаватель демонстрируются основные этапы выполнения работы:

1. Преподаватель раскладывает художественные принадлежности, комментируя, что ему пригодится в работе. Далее следует рассказ о выборе и расположении формата, цвета и качества бумаги. Учащиеся располагаются вокруг преподавателя.

2. Преподаватель начинает работу, смачивает бумагу, крепит к пластиковой основе, подробно рассказывая о своих действиях.

3. Далее ведется работа цветом в акварельной технике a la prima . Живопись по предварительно увлажненному листу выполняется широко, большими цветовыми заливками. Цвет нужно брать сразу по возможности в полную силу искомого оттенка и тона. Борис Владимирович Иогансон - советский художник и педагог, образно сравнил этот процесс с раскладкой сначала крупных камней цветной мозаики, а затем все более и более мелких камешков различных оттенков по всему листу сразу. Живопись этюда целесообразно начинать сверху, постепенно набирая нужное цветовое решение этюда, учитывая свойства акварели течь сверху вниз. Для этого можно использовать небольшой наклон.

4. После того как набрана основная цветовая гамма этюда, преподаватель рассказывает и показывает, как выделить главное, как ведется работа над деталями, как акцентируется передний план, как исправляются ошибки.

5. Завершение работы.

В итоге будет оцениваться, как вы умеете: создавать неповторимые эффекты переливов, разводов, перетеканий краски, лёгкость, воздушность работы.

V . Практическая работа:

Далее учащимся предлагается выполнить этюд натюрморта, самостоятельно. Во время самостоятельной работы учащихся учитель следит за выполнением задания, проявляет индивидуальный подход к учащимся, комментирует их действия. Преподаватель подходит к каждому и в процессе работы указывает на ошибки, подсказывает возможные пути решения задания. По окончании ученики выставляют готовые работы.

V I. Выставка работ. Анализ и оценка работ:

Учащиеся выставляют свои работы на планшетах вдоль класса.

Работы оцениваются по следующим критериям:

    Композиционное размещение в листе;

    Выполнение работы в технике «Аля – прима»;

    Завершённость работы.

Вопросы для закрепления темы урока:

    Дайте определение слова «композиция»;

    Что в переводе означает термин «Аля – прима»;

    Какая из работ вам больше всего понравилась и почему?

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов:

Работы демонстрируются на мольбертах с обсуждением самих учащихся и комментариев с рекомендацией самого учителя. Оценивание работ.

Судя по вашим работам, большинство из вас не плохо справились с заданием, работы получились с неповторимыми эффектами переливов, разводов, перетеканий краски, которые живут, дышат, и которые невозможно достичь никаким сколь угодно усердным прописыванием.

Уборка рабочих мест.

Прощание с классом.

Урок окончен.

Список литературы:

    Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.: Изобразительное искусство, 1985. – 148 с.: ил.

    Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. М.: Советский художник, 1976.

    Альбом Третьяковская галерея. Рисунок, акварель / Сост. В. Азаркевич, А. Гусарова, Е. Плотникова. М.: Советский художник, 1966.

    Ананьев Б.Г., Дворяшин М.Д., Кудрявцева Н.Л. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968.

    Беда Г.В. Живопись. М.: Искусство, 1971.

    Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политическая литература, 1988.

    Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. Л.; М.: Искусство, 1940.

    Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях, восприятии, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. М.: Искусство, 1990.

    Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968.

    Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Полит. изд-во, 1976.

    Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пос. для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984.

    Михайлов А.М. Искусство акварели. М.: Изобразительное искусство, 1995.

    Претте, Капальдо. Творчество и выражение. М.: Искусство, 1989. Т. 2.

    Яшухин А.П. Техника акварельной живописи в наглядных пособиях // Вопросы теории истории и методики преподавания изобразительного искусства. Карачаевск: Карачаево-Черкесский пед. ин-т, 1970.

Алла прима (аля прима) — это техника живописи акварелью по сырому , подразумевающая законченную за один сеанс работу. Термин применим как для масляной, так и для акварельной живописи. По сути, это работа за раз.

Алла прима маслом

Что касается масла, здесь техника хороша по многим причинам. Обычно для этого материала характерна длительная работа с полотном. Это связано с различным временем высыхания разных слоев. Из-за наложения свежих мазков на уже подсохший в последствии появляются трещины. А работая Алла прима (или а-ля прима), мастер пишет лишь один слой, таким образом избегая сложности с нанесением лессировок. К тому же, из-за отсутствия огромного количества слоев работа остается свежей. Местами можно даже заметить словно подсвеченные участки. Такой эффект даёт просвечивающий через прозрачные слои краски загрунтованный холст. Кроме того, такая живая манера позволяет сделать более динамичные и экспрессивные работы. Эта техника пользовалась особенной популярностью у импрессионистов. Художники любили писать на природе, создавая в поле уже не наброски, а состоявшиеся законченные работы.

Алла прима акварелью

Если обратиться к акварели, то мы увидим как этот материал раскрывается в руках мастера совершенно в новом обличии. По сути, работая А-ля прима, художник пишет в один присест. Поскольку с акварелью это практически невозможно, картины в этой технике всегда написаны по сырому. Отсюда яркие переливающиеся разливы красок. У художника мало времени прежде, чем красочный слой высохнет, так что ему требуется уверенность и поставленная рука, чтобы рисовать акварелью по мокрому . Кроме того, необходима осторожность, так как при смешивании большого количества акварельных цветов есть риск получить не сочный оттенок, а грязь. Однако, многие мастера используют эту технику как основу для работы, позже накладывая еще несколько четких мазков уже по сухому, чтобы оттенить силуэты и нанести резкость на необходимые области работы.




Короче говоря, Алла прима — это манера живописи для высокоэффективных тунеядцев, которым сложно усидеть на месте, слой за слоем выписывая фотореалистичное полотно

Техника –а-ля прима (алла прима) в настоящее время используется чаще других как в большей степени отвечающая задачам изображения «формы в среде», пленэрной живописи с присущей ей воздушностью и прозрачностью, мягкостью колорита и непосредственностью манеры исполнения.

Суть этой техники заключается в следующем. Художник стремится к передаче в красках всего, что он видит в натуре: цвета, светотени, не расчленяя процесс работы на отдельные этапы. При этом работа, как правило, ведется «по сырому». Уже после первого сеанса художник по невысохшему красочному слою определенным образом освежает появившуюся на ней подсыхающую пленку.

Существует ряд способов поддержания красочного слоя в свежем состоянии. Незаконченный этюд ставят лицом к стене в прохладном, но не сыром помещении. Можно употреблять медленно сохнущие цинковые белила. В другом случае перед началом очередного сеанса пленку на красочном слое (если она все-таки появилась) растворяют лаком для живописи (межслойные лаки) или протирают поверхность красочного слоя срезом дольки чеснока или лука (этот способ употребляли старые мастера).

Такая предварительная подготовка красочного слоя к последующей работе предотвратит жухлость краски, положенной на непросохший слой.

Как правило, живопись в технике «а-ля прима» ведется красками в тюбиках, без употребления разбавителя. Лишь в тех случаях, когда консистенция каких-либо красок значительного гуще остальных, следует для удобства письма уравнять ее разбавителем.

Работая пастозно, художник должен учитывать, что в начале работы слой краски не должен быть слишком толстым, особенно в первом сеансе. Избыток красок удаляется мастихином, а фактурному письму отводятся последующие сеансы, на которых в процессе завершающего обобщения работы наиболее мощные мазки и цвета предельной силы появятся там, где художник определил самые активные цветовые акценты мотива.

Другой способ выполнения живописи «а-ля прима» заключается в следующем.

Первоначально холст широко закрашивается «впритирку» разжиженными разбавителем краскам и и наносится жидким раствором подобно акварели. При этом способе письма объемность формы не моделируется, потому что цель первоначальной широкой и тонкослойной прописки заключается в определении основных цветовых отношений и общих цветовых масс.

Холст очень влияет на цвет тонкого красочного слоя. Учитывая это, используйте качество материала подобно тому, как используют в работе с акварелью белый цвет бумаги.

Работая жидко, следует стараться сразу правильно взять цветовой отношение. Затем вводятся пастозные мазки, освещенные участки предметов прописываются более фактурно (корпусно), тени наносятся тонкослойно.

Таким образом в технике «а-ля прима» возможны различные приемы наложения красок и разнообразные методы моделирования фактуры.

Но не допускайте избыточного наслоения красок, так как в этом случае просыхание красочного слоя замедлится и будет неравномерным, что отрицательно скажется на качестве живописи.

По материалам: Елисеев М.А. «Материалы, оборудование, техника живописи и графики»

error: Content is protected !!