Сценарий экскурсии в музей образования. Тематическая экскурсия "русская изба". Тематическая экскурсия "Русская изба"

Цели:

Познакомить с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас;

Развивать сообразительность и образность мышления;

Воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к предметам старины.

Оборудование: Экспозиция школьного музея, мультимедиа

Ход мероприятия

Под музыку «На горе-то калина» в музей входят гости.

Ведущая :
Дорогих гостей встречаем
круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
поклонясь, отведать просим.

Гости, отведав каравай, рассаживаются по местам.

Руководитель музея : Здравствуйте, ребята, гости!
Мы рады вас приветствовать в нашем школьном музее. Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в далекое прошлое нашего села и людей его населяющих, по пути мы с вами заглянем в дом русского крестьянина познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового и интересного.

Руководитель музея: Давным-давно это было, когда на месте сегодняшнего села Кулагино росли густые кустарники, промышляли башкирские племена…

сценка

(3 женщины, 3 мужчины, 1 мальчик выходят с узлами, с предметами)

1-я женщина - Господи! Да куда ж мы приехали? Степи да холмы кругом! Ой, божечки!

2-я женщина - Надо назад вертаться! В Рязанскую губернию

3-я женщина - Ох, матерь Божья, да как же мы жить тут будем?

1-я женщина - (Причитает) Господи! Божечки!

Говорила тебе. Если бы не голод и нищета, никогда бы не поехали в эти дикие неведомые места.

2-й мужчина - А травы, травы! Выше нас с тобой. Какой кругом покой!

1-й мужчина - А небо, небо какое синее…

2-й мужчина - Дымком все пахнет. А какой запах издает полынь.

1-й мужчина - А земли-то сколько - глянь, да какая добротная…

Авось, Господь нам поможет, смилостивится обустроимся на этой земле.

3-й мужчина - А поглядите мужики ведь рядом река широкая да чистая!

И спокойная такая тишина.

1-й мужчина - Ну что, родные, жить будем, строить деревню будем.

(берет за руку сынишку)

1-й мужчина - Глянь, сынок, твои просторы, это твоя земля. Тебе здесь жить. Будь всему хозяином.

(выстраиваются в шеренгу)

1-й мужчина - Рубили избы, дебри корчевали, осваивали земли - даль звала.

1-я женщина - Свое селение Кулагино назвали, по фамилии рязанца-вожака.

Руководитель музея : Среди первых переселенцев были семьи Леденевых, Кулагиных, Соловых. У нас в музее есть фотография потомков первых переселенцев Кулагина Сазона Осиповича с семьей.

Первую зиму первопроходцы зимовали в землянках у подножия горы Святиковой, не успели избы построить. Зато весной 1784 г. начали корчевать дебри да рубить избы и потянулось длиной лентой в одну улицу в лугах у речки под холмом село Кулагино. Избы наши предки ставили добротные деревянные с резными наличниками.

Давайте-ка мы с вами тихонечко заглянем в старинную крестьянскую избу.

(Свет гаснет. Звучит тихая музыка. Горит свеча или лампа )

В низенькой светелке со створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана;

В темноте белеет занавес окна;

Пол оструган гладко, ровен потолок,

Печка развальная стала в уголок,

По стенам - укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы со стулом раздвижным…

И кровать резная с пологом цветным.

Стесненные условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать эпидемией. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела.

Любая крестьянская изба начиналась с красного угла. Это было почетное место. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились священные книги, горела лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые.

В нашем красном углу (показывает ) мы видим икону Иоанна Крестителя, подаренную жительницей села Петиной Верой Сергеевной. Икону украшали вышивкой, вешали лампаду, которую зажигали во время молитвы. Под иконами обычно лежали священные книги-молитвословы, которые очень берегли передавали из поколения в поколение. Этот молитвослов (показывает ) был найден в полуразрушенном доме и передан в музей Кубышкиной Натальей Павловной, кстати весит он почти 3 кг.

Что же касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась.

Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все.

Ближайший угол к двери занимала печь. (показывает)

Рады видеть вас у печки.

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

У печи все красно лето,

У печи и сплю, и ем».

Печь была неотъемлемой частью крестьянской избы.

Ребята, а как вы думаете для чего служила печь? (ответы детей)

Правильно ребята, в печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи. И все получалось удивительно вкусно и питательно,

но есть еще две экзотические функции русской печи, о которых вы вряд ли слышали.

В печи крестьяне, не имевшие бани, … парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если требовалось поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях.

Расскажу я вам ещё об одной функции печи - материнской. Из воспоминаний детства Г.Р.Державина. Родился великий поэт слабеньким, недоношенным. И несколько месяцев пролежал младенец в русской печи, завёрнутый в тесто. Температура регулировалась, тесто менялось, и печь выносила в своём чреве младенца до девяти месяцев. С тех пор он прожил долгую и славную жизнь. Вот так печка-матушка!

Незаменима для русского человека печь, своей надежностью может поспорить даже с современной микроволновой. Вот послушайте одну историю.

У нас в селе Кулагино много чего случалось, всего-то и не упомнишь, говорят, был ещё и такой случай!

Жили у нас в селе как-то дед с бабкой. Стояла у них в избе большая русская печка, красавица да помощница! Дед эту печь когда-то сам сложил! Кирпич самолучший для неё выбирал! Хорошая печь получилась, большая да справная, даже спать на ней можно было!

Каждое утро бабка растапливала печь сухими дровишками и ставила в печь чугуны, в одном она грела воду, в другом варила вкусные густые наваристые щи, в третьем готовила рассыпчатую кашу с маслом! А по праздникам бабулька пекла сдобные калачи, пышные пироги с ягодами, шаньги с картошкой, кулебяки с рыбой! В холодную пору дед с бабкой забирались на печку и грели свои старые косточки!

Любили дед с бабкой свою печечку, ухаживали за ней! Дед каждое лето ремонтировал её, чистил от сажи, а бабуля всегда белила её, меняла занавесочки. Печь платила им тем же - исправно топилась и грела избу.

Однажды приехали к деду с бабкой в гости внуки из города. Подарили старикам красивую чудо-печь. Печку эту не надо было дровами топить, только подключи к электричеству, да на кнопочки нажимай. Называлась эта красивая чудо-печь - микроволновка!

Уехали внуки, а бабка нарадоваться никак не может! Страсть, как разохотилась в эдакой чудо-печке щи да кашу варить! Пироги, шаньги, кулебяки в ней печёт! Да так эту печь расхваливает, что микроволновка совсем уж тут загордилась, стоит на столе, да и хвастается перед русской печью: «Вот, я какая красивая, полезная, чистенькая, умная! Дровами меня топить не надо, не копчу, не дымлю, от сажи не надо меня чистить! Как еда приготовится, я сразу хозяйке сигнал подаю! Дверца у меня с окошечком, через неё всё видно, ничего во мне не пригорает! Места мало занимаю, не то, что ты - всю кухню загромоздила!» А русская печь стоит на кухне, да грустно так вздыхает: «Да, что-то совсем про меня бабка с дедом забыли, за мной не ухаживают за мной, как раньше! Дед меня не ремонтирует - кирпичики из меня выпадать начали, бабуля давно уже меня не белила, занавесочки не меняла! А ведь, сколько лет я им служила верой-правдой! Дед в прошлую зиму сильно простудился, я его вылечила своим теплом! Внуки их, когда маленькие были, приезжали зимой к бабке с дедом на каникулы! После прогулок на улице приходили домой, забирались на меня и грелись, а я им сушила одежду, варежки, носки, валенки! Бабуля угощала их пареным, во мне, молоком! Да теперь, видно, не нужна им стала!» Стоит печечка, переживает, а кирпичи из неё от этих переживаний стали ещё больше вываливаться!

Тут старикам ещё и отопление провели, обогревательных батарей наставили в кухне, в комнатах! Обрадовались они, посмотрели на русскую печь, да решили её разобрать! Обиделась на них печка и ушла ночью из дома! Дед с бабкой не стали сильно горевать, а потом и вовсе забыли про свою добрую помощницу! Долго не вспоминали, да потом всё равно вспомнить пришлось!

Наступили дни лихие! Стали часто в селе электричество отключать! Очень худо пришлось старикам! Электричества нет, батареи не греют, чудо-печь не работает! В избе стало холодно, старику и старухе голодно! Захворали они, загоревали они! Вот тогда и вспомнили про свою печечку-голубушку! Стали искать они свою кормилицу да помощницу и звать её обратно: «Приди к нам печечка, приди! Худо нам без тебя! Негде погреться, негде щи да кашу нам сварить, негде пирогов испечь! Прости нас, приди к нам, мы тебя обиходим да отремонтируем! Побелим, занавесочки красивые повесим, станешь ты у нас ещё лучше и краше прежнего!»

Пожалела стариков печка, вернулась в избу! Дед русскую печку отремонтировал, кирпичики новые кое-где поставил, бабуля её побелила, занавесочки новые повесила! Стала русская печь лучше прежнего! Бабка нарадоваться не может уже русской печечке, щи да каша ещё вкуснее, пироги ещё пышнее стали получаться, а дед теперь на печи спит, свои старые косточки греет! Истопят старички свою печечку с утра и целый день в избе тепло и уютно! А русская печь стоит на кухне и радуется, что и она бабке с дедом тоже пригодилась!

Микроволновку на комод поставили, салфеткой прикрыли, чтоб не пылилась и не пачкалась, подарок всё-таки! Вещь-то хорошая, да когда не бывает электричества - бесполезная! Еду в ней ни приготовить, ни разогреть! Так и стоит она у бабки с дедом без дела! Народ не зря говорит, что лучше русской печки ничего и придумать нельзя! Ей всё равно - есть в доме электричество или нет, истопишь её дровишками, она тебя и накормит, и напоит, и согреет, и вылечит!

Не один век русская печь людям служила, и ещё не один век послужит!

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь

И рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Старая пара - кочерга и ухват. Но они - самые нужные «припечные» жители.

Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли. (показывает)

Ухватом (показывает) хозяйка ловко цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из печи. В чугунах на стол подавали пищу - она долго не остывала.

У печи стоят так важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

Непростое это дело посадить чугунок в печь. Хотите попробовать, ребята? (1-2 чел. пробуют под музыку)

Рядом с печью обязательно висели рушник (показывает ) и рукомойник - это глиняный или железный сосуд с двумя сливными носиками по сторонам. (показывает).

Умывались ключевой водицей,

Утирались рушником.

Изо льна его соткали,

Украсив вышивкой потом.

Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки и вытирала их рушником.

(Ступа, пест и помело) (показывает)

Баба Яга садится в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает.

А для чего они крестьянину?

В ступе пестом толкли зерно, очищая его от шелухи. Помелом подметали внутри печи, а затем лопатой сажали туда тесто будущего каравая.

Кто из вас хочет приготовить муку для каравая? (выходят 2 человека толкут зерна под музыку)

Отгадайте о каком предмете идет речь?

Был я копан, был я топтан,

Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил,

Сам терпел - ничего не ел.

Сделался стар - пеленаться стал.

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге - кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым, давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.

Чернец - молодец, в красно золото залез.

До смеху хохочет, выскочить хочет.

Угадали, что это такое? Это чугунок, (показывает) он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Одежду наши предки носили домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. А нитки сначала нужно было напрясть. Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными.

Звучит русская народная песня.

Девочка (Соловьева О) в костюме выходит садится и начинает прясть,

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

потом музыка стихает.

Пряха: Позолоченная прялица,

Япряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

Может, кто-то из вас знает, что я делаю?

Дети: Нитку прядете.

Пряха: Правильно. А на чем я ее пряду?

Дети: На прялке.

Пряха: Прялку так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку. Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?

Дети: Веретено.

Пряха: Правильно веретено. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали - веретено. На него наматываются нитки. По избе пляшу, нитку кружу,

Чем больше кружусь, тем больше толстею. Вот я сколько ниток напряла.(Показывает корзину с разными клубками. Прясть меня научила моя бабушка Соловьева Валентина Михайловна, хотите я вас научу? А вы хотите попробовать? (1чел пробует под народную музыку)


2-й экскурсовод:
Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье. А как это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные как раз для этого. Рубель (плоская палка, шириной 10-12 см с ручкой; валек.) Скалка (от «скать» - тонко раскатывать, вытягивать).

Вот рубель - в названье чуден,

В примененье легок он.

Гладил с легкостью лен,

Из дерева рублен (показывает рубель)

(Предполагается показать детям, как стиралось и гладилось белье.)

Перед вами утюг

Грелся он в то время на углях,

Цель:
ознакомление обучающихся с историей родного края;
стремление хранить и приумножать историю села.

Задачи:
дать знания о том, что историко-краеведческий музей – это подлинный памятник, духовная культура нашего села;
расширить и углубить знания учеников об истории родного села;
развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.

Встреча с экскурсоводом
1 ученик:
Холмы, перелески,
Луга и поля -

Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

Хотелось бы начать нашу экскурсию с истории нашего родного села. Село Петровское основано в 1930 году, названо по фамилии жившего здесь помещика Петрова. Сейчас на территории сельского совета находиться несколько сел: Петровское, Подгорное, Зерновое и Родниковое.


2 ученик: История нашего села тесно связана с переселением греков из Крыма в Приазовье, и их традиции и культура не могли не повлиять на культуру и быт коренного населения. На этом столе вы можете увидеть рецепты национальной кухни греков, узнать немного интересных фактов о греках. Также перед вами стоят макеты старинных поселений греков.


3 ученик: В конце 20х годов 20-того века начинается непосредственно история нашего села. В апреле 1927 года несколько семей греков из села Раздольное переехали на жительство в одну из бригад колхоза «Сталино – Раздольное». Колхоз построил им дома, и они основали село Подгорное. В бригаде сеяли зерновые культуры и выращивали овощи. Но мирный труд был прерван войной. Оккупация хутора Сталинский началась в октябре 1941 года, фашисты создали новый орган управления.


4 ученик: В сентябре 1943 года в хуторе шли ожесточённые бои. Жители села укрывались на разъезде Войково. 9 сентября село было освобождено Третей Гвардейской стрелковой дивизией, в составе которой находились стрелковая рота, 511-тый огнеметно танковый батальон, разведчики, саперы и противотанковая батарея. При освобождении погибло 220 человек, село было полностью сожжено. Наши односельчане сражались на разных фронтах, они освобождали Киев, Москву, Севастополь, Вену, Будапешт и другие города Европы.


5 ученик: После окончания войны началось восстановление хозяйства. Возникла необходимость в перерабатывание сельскохозяйственной продукции, и был построен консервный завод. Также строились новые мастерские, гараж, столовая для рабочих, жилые дома, а в 1975 году была построена Петровская школа. На этом стенде вы можете увидеть фотографии первых учителей Петровской школы.


6 ученик: Создание нашего музея началось в 1998 году, когда ученики и учителя нашей школы начали собирать предметы народной культуры и быта украинцев и греков. В 2001 году музей получил статус «Музей украинского быта». Здесь вы можете увидеть фрагмент интерьера украинского дома. В углу – иконы, украшенные рушниками. Центральное место в доме занимает отбеленная и расписанная печь. Рядом с печью – кровать, а возле кровати – колыбель, которая была атрибутом каждого дома.

Вышивала, мне мама рушник,
Белоснежный, на счастье был вытканный
Вышивала в погожие дни
Разноцветными тонкими нитками.





(номинация «Лучшие экскурсии»)

Работу выполнила:

ученица 11 класса Токарь Елена

E -mail bezimeno @yandex .ru

Тел.(8-261) 4-77-93

309381 Белгородская область

Грайворонский район

с. Безымено, ул. Октябрьская 77-а

Руководитель: Березовская О.Ю.

2012 г

Сценарий музейной экскурсии

К нам гости пришли, дорогие пришли;

Мы не зря квас варили, каравай пекли;

Отведайте наши хлеб, соль.

Русская изба.

Слово «изба» у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня». Эта ассоциация верная. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».

Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьёв, озёр, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга, тяготения к одному центру- селу, имевшему церковь, приходскую школу, лавки, административные здания. Крестьянские избы строились в один или два ряда- «порядка»- вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имели чёткой планировки: усадьбы в них располагались заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.

Избы в старой России обычно строились, или, по народной этимологии, рубились из дерева. Кирпичные дома в сельской местности встречались очень редко, в основном в южных безлесных районах европейской части страны, а также в сёлах, располагавшихся около крупных городов.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу- обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде хоронили людей, и где проходила дорога или стояла баня.

Русская печь

А сейчас я хочу загадать вам загадку: «Чего из избы не вытащишь?» Конечно, речь идет о печи.

Жизнь в избе кипела вокруг печи. Она служила источником тепла и света. Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи. Дым выходит устье-отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход.

В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища. По народным поверьям за печью или под ней живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный или даже опасный в других.

Красный угол (УГОЛ БОЛЬШОЙ, УГОЛ ПЕРЕДНИЙ, УГОЛ СВЯТОЙ)

Парадная часть крестьянской избы. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

Наш красный угол располагается не по правилам просто потому, что в нашем музее нет того места, где он должен быть.

Красный угол- пространство, заключённое между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым».

Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей,- две полки полавочника; отсюда название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища) Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол клали более крупную монету. Зачастую под красным углом закладывали ладан, в жерновом углу, что напротив печного устья,- деньги, в заднем углу у входа- шерсть (символ богатства и плодородия), а там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол, по народным представлениям, предназначался для домового.

Во многих местах на территории России красный угол называли ещё «большим» или «передним».

Женские и мужские углы (или «кут») - напротив печного чела.

Особое место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находится ткацкий станок (у нас в музее представлены отдельные части ткацкого станка), прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики. В основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками. У нас несколько рушников начала века. В музее представлены праздничные женские рубахи, расшитые пояса и понева.

В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.

Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для прядения.

Моталки. На них сматывали пряжу, делали полумотки, которые потом мыли и красили.

Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

Был в избе и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки, здесь же хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки. Мужской угол, или «коник» - у входа. Закут - за печью.

Посуда. В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А при помощи вот этого приспособления делали крахмал.

А сейчас, дорогие гости, я загадаю Вам загадку:

Стоит толстячок

Подбочинивши бочек,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит”.

Правильно! Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.

Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.

Особое место в избе занимали жернова, при их помощи мололи муку. А это ступка с пестом.

Все вещи хранились в сундуках. Большие сундуки ставили у печи и использовали вместо кровати.

Далее попрошу обратить ваше внимание на детский уголок. Он в первую очередь представлен зыбкой. Зыбка - крестьянская детская колыбель. Делалась из луба, привязывалась к оцепу и “зыбилась” (отсюда и название).

По народным представлениям, ребенку будут сниться плохие сны, он перестанет расти или его может подменить нечистая сила, если он посмотрится в зеркало.

Здесь же представлена кукла-обережка. Кукла издавна была любимой игрушкой детей русской деревни. Как можно заметить лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что кукла - вещь неживая и в неё не могут вселиться злые духи.

А теперь я прошу пройти в класс где мы с вами сделаем такую куклу –обережку.

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей Алексеевской школы! Перед тем как начать экскурсию, скажите, пожалуйста, был ли кто из вас в музее?

А что означает слово «музей»?

Музей (от греч, - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников и культуры.

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеведение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена.

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Как надо вести себя в музее?

В музее надо вести себя надо тихо, нельзя ничего трогать руками без разрешения экскурсоводов.

Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводам.

1 . Здравствуйте, уважаемые гости нашего музея! Сегодня мы приглашаем вас совершить экскурсию по нашему краеведческому музею. Наш музей занимает очень маленькое помещение, но в нем хранится более 2000 экспонатов. Некоторые экспонаты представлены в экспозициях. В нашем краеведческом музее представлены несколько основных экспозиций «История», «»Культура», «Образование», «Природа», «Нумизматика».

Начнем наше увлекательное путешествие с исторического отдела. Просим Вас подойти поближе к исторической карте нашего села.

2. Более 300 лет тому назад место, где расположено село Алексеевка, было глухое и болотистое, окруженное лесом. Эти края издавна славились чистыми родниками, богатой дичью, плодородными почвами, тем самым привлекая переселенцев из центральных районов России.

Вдоль реки северо-западной части в 1701 году основал поселение Дорофей, а в центральной части Алексей – беглые солдаты Петра Первого. Они скрывались в наших лесах от тяжелой и продолжительной службы. Их имена до сих пор сохранились в названиях частей села – Алексеевка и Дорофеевка.

Богатства нашего края стали привлекать сюда крестьян, скрывавшихся от крепостного гнета. Так часть территории заселили крепостные крестьяне, бежавшие от хозяина – крепостника Чудова монастыря – эта часть до сих пор называется Монастырщина.

3 . Все поселения – Дорофеевка, Алексеевка, Солдатчина, Монастырщина, Ховрищина, Неелова, Дьядковка, Ямочка, Песчанка по началу были разобщены и только гораздо позже соединились в одно село. И по большей части стало называться Алексеевкой. Или по одной из версий имя селу было дано в честь отца Петра Первого – Алексея Михайловича.

Но не только крестьяне заселяли наши земли, сюда тянулись и помещики. Они получали лучшие земли и закрепощали крестьян. Части села - Ховрищина, Нееловая - носят названия от фамилии помещиков. Все они отличались жестокостью по отношению к крепостным. Барин Неелов выменивал крестьян на собак.

1. Самым богатым был князь Львов, его замок «Орлиное гнездо» возвышался в западной части села. Князь владел большой частью земли и лесом. Жителям запрещалось ходить в лес за грибами и ягодами. А тех, кто не слушался, травили собаками. В последствии замок Львова разгромили крестьяне. Сейчас это место носит название «графские развалины», где сохранилось основание здания.

До революции землей владели помещики и кулаки. Малоземелье вынуждало крестьян прибегать к подсобным промыслам. С давних времен в Алексеевке было развито сапожное ремесло.

2. А сейчас мы с вами посмотрим - как же жили крестьяне нашего села. В крестьянской избе было много домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Обратите внимание на экспозицию! (кринки, корчаги и др.) В быту использовали кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А это самовар! Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.

3. Для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься у крестьян было специальное приспособление - ухват.

Сейчас у каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А крестьянкам воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло .

1. А это прялка , на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием . Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какие красивые изделия ручной работы, сейчас такие не купишь в магазине. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти. Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки), короба, головные уборы.

2. Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

3. Сейчас Вашим взорам открывается экспозиция под названием «Никто не забыт, ничто не забыто». Она посвящена героической истории Великой Отечественной войны, и нашим землякам - участникам войны, труженикам тыла, детям войны. Это героические страницы нашей истории, которые мы всегда чтили, и будем чтить. Здесь вы видите предметы военных лет: полевой бинокль, каску, солдатскую шинель и многое другое. Здесь же представлены альбомы, посвященные Великой Отечественной войне.

В экспозиции « Культура» представлены фото – и видеоаппаратура прошлых лет, граммофон, литература соответствующей тематики.

1. В « Образовании» мы можем увидеть школьные принадлежности советского периода, а также фотоальбомы, посвященные истории нашей школы.

Следующий отдел «Природа» знакомит нас с богатством нашего края.

«Нумизматика».

Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея, школы. Многие люди, жители нашего села, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

Сейчас наше село славится своими достопримечательностями:

1.Дом-музей пограничников, который не имеет аналогов в области!

2.Свято-Сергиевский женский монастырь, который своим великолепием поражает каждого!

3.Серебряный родник, знаменитый своей чистейшей водой!

Добро пожаловать на алексеевскую землю!

Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

Разработчик: Путилина Наталья Анатольевна – учитель истории, руководитель музея

Тема занятия: Экскурсия в этнографический музей

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о этнографическом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного края;
развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.
Ход занятия:

    Организационный момент

Россия – это белая береза

И девушка, румяная с мороза,

И в жаркий день веселый звон ручья…

Россия – это ты и я!

Идем навстречу зноям и метелям,

Беду и радость поровну мы делим.

Мы все одна великая семья.

Россия – это ты и я!

У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называется “малой родиной”.

У кого-то малая родинабольшой город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни.

Вот какие пословицы появились о Родине:

Всякому мила родная сторона.

Дома и стены помогают.

Своя земля и в горсти мила.

Сторона – мать, чужая – мачеха.

    Постановка цели и задачи занятия

Ребята, где мы сейчас находимся? На что похож наш музей?

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной , материальной и духовной , а также просветительской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов () по и , затем, с , оно включает в себя также , где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях.

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Как называется наш музей?

Этнографический музей в форме крестьянской избы.

А что такое этнография?(Этногра́фия - часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.)

    Работа по теме занятия

В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. Считается, что название это происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу.

Весь строительный материал для избы – длинные сосновые бревна для стен, тес, бересту, дранку – выбирали и заготавливали заранее. Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором – он будто закупоривал ствол и сохранял от порчи.

Бревна очищали от коры и делали на концах выемки – чаши, чтобы плотнее скрепить бревна, ряд из четырех бревен, связанных концами в прямоугольник, называют венец. Для удобства все венцы пригоняли друг к другу на земле и только потом ставили сруб. Щели затыкали мхом.

В избе ставили печь. Она играла главную роль в пространстве избы. Печь обогревала всех долгими зимами. Наверху спали старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы.

Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Здесь висели образа (иконы) и лампадка, проходили за столом трапезы семьи, сюда во время уборки урожая ставили первый и последний сноп, желая благополучия дому.

На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Поэтому избы - это не только памятники быта, но произведения архитектуры, искусства.

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все гармонично и совершенно. Потолок связывался в народных представлениях с небом, пол – с землей, подпол олицетворял подземный мир, окна – свет.

Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. “Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе”

Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.

Как вы думаете, для чего служили прялки?

Пря́лка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной - донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Прялка и прядение в поговорках

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

Какова пряха, такова на ней и рубаха

Прялка не Бог, а рубаху даёт

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

Не ленись прясть, хорошо оденешься

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь

Обычаи с прялкой

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники.

    Сообщение учащейся о прялке (Малина Анастасия)

Жизнь русской женщины невозможно представить без прялки, с помощью которой она пряла шерсть и обеспечивала всю семью нужными вещами (показываются образцы прялок, представленных в музее).

Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка. Заглянем внутрь.

В низенькой светелке огонёк горит,

Молодая пряха под окном сидит.

Молода, красива, карие глаза.

По плечам развита русая коса.

Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед ней - прялка с куделью, в руке – веретено. Вот они - русские прялки. Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки - свидетельство о стремлении народа к прекрасному.

Прялка - орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца - горизонтального сидения для пряхи.

Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (около 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин такой ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тыс. метров пряжи. Чтобы приготовить, себе приданое, девушка должна 6ыла прясть и ткать с 6-8 лет. В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица – ткачиха в полном уединении становилась перед красным (святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а раннее, до православной веры, богиню Мокош – первородную славянскую музу, покровительницу славянок – помочь ей благополучно завершить работу очень необходимую для ее семьи. Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась радостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Они научились обжигать глиняную посуду. Снаружи керамические изделия покрывали минеральными красками и украшали линейным орнаментом. Это были кувшины разной формы и размеров, кружки, котлы, чаши.

1) Игра

- Давайте поиграем в игру, я вам буду показывать картинку с современным предметом, а вы среди экспонатов найдите аналог этого предмета.

Ткацкий станок

Ткацкий станок - основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

    Сообщение учащейся (Юнаковская Вероника)

История

Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки. В остальном, в наши дни, ткацкий станок, это сложное, высокотехнологичное и высокопроизводительное электронное оборудование.

Основные виды ткацких станков

Существуют ручные, полумеханические, механические и автоматизированные станки. Высокопроизводительные автоматические станки, гидравлические, пневматические, пневморапирные и др. По конструкции различают плоские станки и круглые (используют только для выработки специальных тканей, например рукавных). Станки могут быть узкими (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкими, предназначаться для лёгких, средних и тяжёлых тканей. Есть станки для тканей простых переплетений (эксцентриковые), для мелкоузорчатых тканей (кареточные) и для тканей с крупным, сложным узором (жаккардовые).

2) Задания в группах

- Выполним задания в группах

1 группа – найдите и опишите предмет – кувшин

2 группа – найдите и опишите предмет – утюг

1 группа – найдите и опишите предмет – корыто

2 группа – найдите и опишите предмет - диван

Самовар

Самова́р - устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров - керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.

    Сообщение учащейся (Жиляева Наталья)

Самовар является, в некотором роде, знаком русской самобытности.

Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра. Первоначально в России самовар начали делать на Урале. О появлении первых документально зафиксированных самоваров в России (в Туле) известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, Федор Лисицын, который в свободное от работы время на оружейном заводе построил собственную мастерскую и упражнялся в ней работами по меди.

Уже в 1803 году на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал её составляет 3000 рублей, доход - до 1500 рублей. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну.

В первой половине XIX века стали производить изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый сбыт и в кругах среднего по достатку городского населения - буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции, и в семьях дворян.

К 1840-м годам в Россию приходит мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Основание, ручки, верх тулова и края оформлены бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов. Самовар имеет двойной поднос, оформленный также очень нарядно.

К концу XIX века формы самоваров становятся более массивными. тяжёлыми, зачастую грубоватыми.

3) Задание в группах

- А сейчас выполним задание в группах, соедини линией в пары современные предметы и «пра-пра-прародителей»

Представьте себе, ребята, русскую избу сто лет назад. Если бы мы вошли в нее, то могли бы вдоволь полюбоваться щедро украшенными предметами обихода и нарядными костюмами. И конечно, на самом видном месте полыхали жарким узорочьем рукотер, рушник, утиральник, утирка - все это название одного из предметов обихода.

О чем же идет речь?

Конечно же, о полотенце

Длина полотенец была от 2 до 4 метров, ширина соответствовала ширине ткацкого станка. Это обычно 36 - 38 см. Полотенцем украшали красный угол, где на полочке-божнице стояли иконы и теплилась лампада. Пышушие жаром полотенца вешали на стены, на фотографии родственников, на зеркала. У рукомойника также висело расшитое цветами, птицами и другими сюжетами полотенце-утирка.

4)Загадки о предметах русского быта.

    Таять может, а не лед

Не фонарь, а свет дает. (свеча)

    У бабушки сейф

Он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной

А дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже.

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком. (сундук)

    Дом стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек.

Днем он спит,

А как проснется-

Ярким пламенем зажжется. (лампа)

    До обеда сгоряча

Поработает с плеча-

И в итоге, будь здоров,

Наломает столько дров.(топор)

    Кто в избе рогат? (ухват)

    Ящик на коленях пляшет-

То поет, то громко плачет.(гармонь)

    Черный конь прыгает в огонь.(кочерга)

    Парень дюжий он и крепкий,

Без труда глотает щепки.

Все семейство вечерком

Угощает он чайком .(самовар)

    Четыре брата

Под одной шляпой стоят. (Стол)

    Есть спина,

А не лежит,

Четыре ноги,

А не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (Стул)

    Идет пароход -

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать. (Утюг)

5) Выполнение задания

- Выполним задание – найти на рисунке самый старый предметы и зачеркни его

6) Музыка из русских сказок

Ребята, а в каких сказках встречаются предметы, которые находятся в нашем музее? (звучит музыка из сказок)

    Итог урока (рефлексия)

Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Что больше всего понравилось? Какой вывод мы можем сделать?

Выполните задание «на какой ступени я?»

Вручение медалей

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

error: Content is protected !!