Скрипичный ключ. Скрипичный ключ – символ искусства и сомнительная татуировка Что открывает скрипичный ключ

В современной музыкальной записи – нотации – используется нотный стан, состоящий из пяти линеек. Ноты располагаются и на линейках, и между ними.

Таким способом на нотном стане можно разместить всего лишь одиннадцать нот, не больше. Это меньше двух , а музыканты используют гораздо больше. Как же записать все остальные ноты? Правда, используются еще и добавочные линейки сверху и снизу, но если их больше четырех, музыканту уже становится очень трудно ориентироваться. Вот тут и приходят особые знаки – ключи.

Следом идет размер произведения в виде простой дроби: числитель – количество долей, знаменатель – их длительность. В каждом такте произведения (до соответствующих пометок) будет количество таких длительностей, как указано в размере.

Дальше идут сами ноты. В зависимости от мелодии они располагаются на разной высоте. Другая их – длительность, то есть протяженность во времени. Самые короткие из используемых длительностей – шестьдесят четвертые. Далее по : тридцать вторые, шестнадцатые, восьмые, четверти, половины, целые. Если за единицу времени взять счет «раз», то 1/64-х нот придется шестнадцать, 1/32-х – восемь, 1/16-х – четыре, 1/8-х – две, 1/4-я – одна. На половину приходится два счета, на целую – четыре.

Как только общая сумма длительностей совпадет с размером, ставится вертикальная тактовая черта. Следующий такт заполняется нотами по тому же принципу и отделяется от третьего.

Видео по теме

Источники:

  • писать ноты

С развитием музыкальной культуры способы записи звуков и композиций менялись. Прошло много веков, прежде чем человечество пришло к единой форме их записи, позволяющей фиксировать звуки на бумаге при помощи специальных условных знаков.

Ноты – это графическое изображение музыкальных звуков. В истории их создания заключается вся суть этого понятия. Найти ответ на вопрос, что представляют собой ноты, можно, только опираясь на исторические факты.

Были времена, когда музыка не записывалась. Напевы и песни передавались на слух, из уст в уста. Но наступил момент, когда люди решили начать их фиксировать, чтобы потомки, владеющие нотной и имеющие музыкальный слух, смогли исполнить их любимую музыку и песни даже через несколько столетий. Для этого они придумали ноты – знаки, которые показывают высоту и длительность звука.

Многие поколения на разных континентах создавали свои способы для записи музыкальных произведений. Сравнивать их было трудно, т.к. они сильно различались. В Древнем Вавилоне существовала слоговая запись с помощью клинописи. В Древнем Египте мелодии записывались посредством рисунков. В Древней Греции использовали буквы латинского алфавита. Уже в средние века на Руси люди стали пользоваться графическими , состоящими из точек, черточек и запятых, располагавшихся над словесным текстом и обозначавших движения голоса, которые были необходимы для того, чтобы воспроизвести музыкальное произведение. Эти условные легли в основу крюкового или знаменного письма на Руси, что является разновидностью невменной нотной записи – наглядного изображения мелодической линии произведения.

Позднее в Западной Европе музыку стали записывать, используя одну или две горизонтальные линии. Наряду с буквенным, для нот ввели цветовое обозначение. Красный или желтый цвет определял высоту звуков. Так постепенно зарождалась линейная форма нотной записи, объединяя высоту звуков, и наглядность невм.

В XI веке нотную грамоту существенным образом усовершенствовал Гвидо д"Ареццо. Он предложил записывать ноты на нотной строке, содержащей четыре горизонтальные прямые линии, которые были объединены в единую систему. Впоследствии она стала прообразом современного нотного стана, а буквенная символика высот линий трансформировалась в ключи – условные графические знаки, определяющие высоту расположенных нот. Причем их следовало размещать как на самих линиях, так и между ними. Кроме того, Гвидо д"Ареццо – создатель слоговых названий 6 нот – «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Но в конце XVI века нот стало семь. «Ут» на «до» и добавили нотный слог для звука «си». Эти названия используются и в настоящее время.

Позднее нотная запись совершенствовалась, претерпевала изменения. Она стала нагляднее, были введены более понятные обозначения для пауз. Ноты из квадратных превратились в круглые, у них появились нотные штили - вертикальные линии, обозначающие длительность звуков. Для этой же цели их либо закрашивали целиком, либо оставляли не закрашенными. Появился нотный стан, состоящий из пяти нотных линий. Наконец нотная запись приобрела современную форму. Но музыка безгранична. С развитием новых музыкальных форм нотная запись меняется и совершенствуется.

Видео по теме

Подбор произведений на слух – одно из многих умений, которыми должен обладать музыкант. Обучение этому навыку происходит на уроках сольфеджио и теории музыки. Благодаря развитию слуха и аналитического мышления на этих занятиях музыкант может легко распознать ноты произведения – отдельные партии или общую гармонию.

Вам понадобится

  • - учебник ЭТМ;
  • - пособия по сольфеджио;
  • - сборники диктантов в 1, 2, 3, 4 голоса;
  • - аудиозаписи нот.

Инструкция

Пойте гаммы в разной последовательности. Изучите весь кварто-квинтовый круг и все разновидности тональностей: натуральные, гармонические, мелодические, народные лады. Каждую гамму пойте в удобной октаве. Называя знаки альтерации.

Научитесь петь интервалы в мелодическом и гармоническом расположении (последовательно или одновременно). Для второго варианта пригласите друга-музыканта, который будет петь второй голос. Особенно полезны для этого хоралы Баха и упражнения, представленные в пособиях по сольфеджио (в частности, пособие Ладухина).

Попросите друга наигрывать вам . Начните с простых одноголосных: мелодия исполняется на фортепиано, а вы пытаетесь ее угадать, повернувшись к инструменту спиной. Не тыкайте пальцем в небо. После нескольких занятий по теории музыки и пении сольфеджио вы уже научились определять ступени гаммы. В мелодии также пытайтесь найти тонику, тяготение к ней, расстояние от нее до исполняемой ноты .

Постепенно усложняйте задачу, увеличивая количество тактов в диктанте от 4 до 12-16. По мере развития слуха усложняйте ритмический рисунок, добавляйте хроматизмы. Дописав диктант и сверив с оригиналом, спойте его.

Развивайте не только мелодический слух (на одноголосных диктантах). Постепенно включайте в занятия двух- и трехголосные диктанты. Маленькая подсказка: в многоголосных упражнениях сначала записывайте не верхний, а нижний голос. Средние и высокие идут следом. После записи также пойте диктанты.

Слушайте любимые песни. Пробуйте записать их таким же образом, как диктанты: много раз повторяйте, затем записывайте бас, а потом аккорд и мелодию. Кстати, в этом деле у вас больше свободы, чем в диктанте: неважно, сколько раз вы проиграете трек. Кроме того, вы можете проверить свои догадки, сыграв ноту на инструменте ( или фортепиано).

Видео по теме

Ноты служат для передачи информации, и подобно буквам алфавита их можно читать. Обозначают они музыкальные звуки. Чтобы определить и прочитать ноты, надо знать, как они располагаются на нотном стане.

Инструкция

Термин «нота» - это символ или графический знак, обозначающий звук, его высоту и длительность. Чтобы уметь распознавать и читать ноты, надо выучить нотную грамоту. Преподается она в музыкальных и общеобразовательных школах на уроках пения. Но можно ей овладеть и самостоятельно.

Прежде всего, запомните названия нот. Их всего семь: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». И располагаются они (подобно буквам в алфавите) в таком порядке.

Пишутся ноты на нотоносце или нотном стане, который представляет собой пять параллельно начерченных линий. Считаются они снизу вверх. Для расширения нотного стана используются дополнительные линии, которые рисуются внизу и вверху нотоносца. Ноты могут располагаться как непосредственно на линейках, так и между ними.

Чем выше на нотном стане написана нота, тем выше ее звучание. За каждой строкой и промежутком нотоносца закреплено порядковое значение ноты. Причем их порядок никогда не меняется.

Завиток находится на 2-й линейке нотного стана, указывая положение ноты соль первой октавы. Во Франции в эпоху барокко использовался еще один вид ключа соль, который писали на первой линейке. Его называли французским ключом.

Ключ фа

Очертания ключа фа происходят от латинской буквы F. Его завиток и две точки указывают положение ноты фа малой октавы – на 4-й линейке нотного стана. В этом ключе пишут ноты для виолончели, фагота и других низких инструментов, а также для басовой партии в хоре, поэтому его называют басовым.

Наряду с басовым ключом существуют еще два вида ключа фа: баритоновый и басо-профундовый. В первом случае фа малой октавы помещается на третьей линейке, во втором – на пятой.

Ключ до

Ключ до представляет собой видоизмененную латинскую букву С и указывает положение ноты до 1-й октавы. Существует 5 вариантов данного ключа. В сопрановом ключе нота до 1-й октавы располагается на 1-й линейке, в меццо-сопрановом – на 2-й, в альтовом – на 3-й, в теноровом – на 4-й, в баритоновом – на 5-й.

Модификации ключей

К любому ключу может быть добавлена маленькая восьмерка сверху или снизу. Это означает, что все ноты следует играть соответственно на октаву выше или ниже, чем они написаны. Такие ключи применяются для того, чтобы избежать большого количества добавочных линеек или частой смены ключей. Например, на октаву выше реального звучания пишут ноты , альтовой домры, контрабаса, на октаву ниже – для флейты-пикколо. Возможно подобное перемещение не на одну, а на две октавы, в этом случае к ключу добавляется число 15.

Для записи партии ударных инструментов, не имеющих определенной высоты, используется нейтральный ключ. Он выглядит как длинный белый прямоугольник или как две параллельные друг другу и перпендикулярные нотному стану линии, проведенные от 2-й линейки до 4-й. Высоту нот этот ключ не указывает, он только обозначает нотный стан, где записывается партия ударных.

Источники:

Как выглядят фортепианные ноты

Ноты для фортепиано состоят из двух строк (в каждой по пять линеек и свой ключ). Ноты, расположенные на верхней строке, исполняет правая рука. А ноты, написанные на нижней – левая. Строки называются нотоносец или нотный стан.

Играем мы одновременно то, что написано на обеих строках по вертикали. Вертикаль читаем снизу вверх: поднимаемся от самого нижнего звука к самому верхнему. Нотные линейки мы тоже считаем снизу вверх. Первая – самая нижняя, пятая – верхняя. Когда вертикаль сыграли, читаем ноты, как и книгу, слева направо.

Кружочки, нарисованные на нижнем примере, это и есть обозначения самих звуков или ноты. Ноты бывают закрашенные и не закрашенные, палочками (штилями) вверх или вниз, объединенные по группам или одиночные. В чем разнице мы рассмотрим позже, когда будем изучать длительности.

Слово, указанное в начале произведения, обозначает темп и характер произведения. В данном примере указан темп «Alegretto». Это производное слово от «Allegro», что переводится с итальянского как «Скоро» или «Весело». Соответственно, Alegretto исполняется чуть медленнее, чем Allegro. Все эти обозначения очень субъективны и указывают скорее на характер исполнения.

Музыкальных терминов не так много и их довольно просто запомнить. Их значение и перевод можно посмотреть в любому словаре музыкальных терминах. В музыкальной школе дети сдают специальный зачет на знание музыкальных терминов.

Что такое музыкальный ключ

В начале каждой строки стоит знак – музыкальный ключ или просто ключ. Можно сказать, что ключ – это система координат, которая определяет расположение нот на нотном стане. В фортепианной музыке встречаются два ключа – скрипичный и басовый. Чаще всего правая рука играет в скрипичном ключе, левая – в басовом ключе.

Как правильно писать музыкальный ключи

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ показывает, где на нотном стане записывается нота соль первой октавы . Она расположена она на 2й линейке снизу. Таким образом, зная, где располагается нота соль первой октавы, мы можем посчитать, на какой линейке записывается какая нота.

Это знак переноса на октаву вверх. То есть написанная нота играется на октаву выше.

Теперь пойдем от ноты соль первой октавы вниз. Нота фа первой октавы будет располагаться между 1 и 2 линейками. Ми первой октавы – на первой линейке, ре – под первой линейкой, до – на первой добавочной линейке и т.д. Дальше можно записывать много добавочных линеек, но чаще их бывает не больше трех.

И вот тут-то нам приходит на помощь басовый ключ .

Басовый ключ

По аналогии со скрипичным ключом басовый ключ показывает нам, где располагается нота фа малой октавы . Относительно нее можно посчитать, где записываются остальные ноты басового ключа. Идем вверх. Соль малой октавы – между 4 и 5 линейками, ля малой октавы – на 5й линейке, си малой октавы – над 5й линейкой. До первой октавы – на первой верхней добавочной и т.д. Обычно больше трех добавочных линеек не пишут, проще поставить скрипичный ключ и записывать ноты в скрипичном ключе.

Если идти вниз от ноты фа малой октавы, то получается, что ми малой октавы располагается между 3 и 4 линейками, ре малой октавы – на 3 линейке, до малой октавы – между 2 и 3 линейкой, си большой октавы – на 2 линейке, ля большой октавы – между 1 и 2 линейкой, соль большой октавы – на 1 линейке, фа большой октавы – под 1 линейкой, ми большой октавы – на первой добавочной линейке снизу и т.д. Обычно здесь тоже больше трех добавочных линеек не пишут и ставят такой же знак восьмерки:

Он означает, что мы играем звуки на октаву ниже, чем они записаны в нотах. Все это сделано для удобства записи и чтения нот.

Расположение нот на нотном стане

Чтобы подытожить все вышенаписанное, предлагаю изучить вот эту картинку.

Здесь я выписала все ноты, начиная от до большой октавы и заканчивая до третьей октавы. Обратите внимание, как записывается нота до первой октавы. В басовом ключе ее пишут на верхней первой добавочной линейке, а в скрипичном – на нижней первой добавочной линейке.

В каком случае в каком ключе ее писать? Все зависит от контекста. Если у вас все предыдущие ноты записаны в басовом, то и ее пишем в басовом. Опять же, если дальнейшая музыка звучит выше, то можно поставить скрипичный ключ и писать все остальные ноты дальше в скрипичном ключе. И наоборот, если все ноты в скрипичном ключе, то и ноту до логичней писать в скрипичном ключе. Тут четкого правила нет, действуем исходя из логики.

Как лучше запомнить расположение нот на нотном стане?

Сначала напишу, как делать НЕ НАДО. Не надо сравнивать и сопоставлять ноты басового и скрипичного ключей. Иногда делают так: запомнили, что соль первой октавы записывается на 2 линейке в скрипичном ключе. Значит соль большой октавы в басовом – на одну линейке меньше – на первой. Логики в этом нет никакой, только запутаетесь. Не делайте так, пожалуйста! Лучше просто считайте линейки.

Со временем вы зрительно запомните, где какая нотка пишется.

Задание

  1. Потренируйтесь писать скрипичный и басовый ключи на нотном стане (по одной строке на каждый ключ).
  2. Задание на выучивание нот. Берете любые ноты в печатном варианте (можете распечатать, например, вот эти). Садитесь удобно на диванчик и пальцем тыкаете в любые ноты и называете их. Например, си первой октавы, ля большой октавы и т.д. Каждый день по 10 минут будет достаточно.
  3. Еще одно задание на выучивание нот. Напишите на нотном листе следующие ноты:

Ми 1 октавы
соль 2 октавы
фа большой октавы
ре малой октавы
си малой октавы
до 2 октавы
ля 2 октавы
си большой октавы

Вот пример, как надо оформлять.

  1. Самостоятельно напишите для себя расположение нот на нотном стане от ноты до большой октавы до ноты до 3 октавы. Выше я приводила такую картинку, воспользуйтесь ею для самостоятельной проверки. Это задание поможет вам лучше понять логику расположения нот.

Все вопросы пишите в комментариях к этой статье.

) приведём более полный список существующих ключей. Напомним, что ключ указывает место определённой ноты на нотном стане. Именно от этой ноты отсчитываются все остальные ноты.

Группы ключей

Несмотря на обилие возможных ключей, их все можно разделить на 3 группы:

Также есть «нейтральные» ключи. Это ключи для партий барабанов, а также для гитарных партий (так называемая табулатура - см. статью «Табулатура» [читать ]).

Итак, ключи:

Ключи «До» Картинка Пояснение
Сопрановый или Дискантовый ключ Один и тот же ключ имеет два названия: Сопрановый и Дискантовый. Помещает ноту «До» первой октавы на нижнюю линию нотного стана.
Этот ключ располагает ноту «До» первой октавы на одну линию выше, чем Сопрановый ключ.
Указывает ноту «До» первой октавы.
Снова указывает расположение ноты «До» первой октавы.
Баритоновый ключ Располагает ноту «До» первой октавы на верхней линии. Смотрите дальше в ключах «Фа» Баритоновый ключ.
Подробнее про Баритоновый ключ

Различное обозначение Баритонового ключа не меняет расположение нот на нотном стане: Баритоновый ключ группы «Фа» указывает ноту «Фа» малой октавы (она расположена на средней линии нотного стана), а Баритоновый ключ группы «До» - ноту «До» первой октавы (она на верхней линии нотного стана). Т.е. при обоих ключах расположение нот остаётся неизменным. На рисунке ниже приводим звукоряд от ноты «До» малой октавы до ноты «До» первой октавы в обоих ключах. Обозначение нот на схеме соответствует принятому буквенному обозначению нот (), т.е. «Фа» малой октавы обозначена, как «f», а «До» первой октавы обозначена как «c 1 »:

Рисунок 1. Баритоновый ключ группы «Фа» и группы «До»

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

Программа доступна в разделе «Тест: музыкальные ключи »

В данной статье мы показали, какие ключи существуют. Если вы хотите узнать подробное описание по назначению ключей и как ими пользоваться, обратитесь к статье «Ключи» ().

Нота, записанная на пустом нотном стане в любом месте не способна точно указать высоту звука и тем более его название. Для того чтобы определенная нота, обозначенная на нотоносце, показывала абсолютную высоту звука, необходимо использовать специальный символ, который называется нотный ключ. Его нужно указывать в начале любого нотоносца, так как буквально все ноты для классической гитары должны находиться в скрипичном ключе. Также часто встречается его другое название – ключ соль.

В центре, скрипичный ключ, похож на круг, который охватывает определенную линию на нотном стане. Тем самым он показывает, на какой именно линии в нотном стане находится нота “соль” первой октавы. Как правило, центр ключа всегда охватывает вторую линию, тем самым указывая, что нота соль находится на ней.

Чуть ниже на рисунке вы можете увидеть диапазон всех возможных звуков, которые можно извлечь на гитаре, находящиеся в скрипичном ключе.

И конечно же, для того чтобы научиться играть на гитаре произведения любой сложности, данное расположение нот нужно будет выучить на зубок. Легче всего это сделать, начав запоминать расположение и название нот только на пяти основных и трех нижних добавочных линиях (при этом запоминая октавы в которых они находятся).

С помощью этого шага, вам будет намного проще потом определять ноты, которые находятся между линиями. Делается это благодаря обычному счету. Например, если знать, что на второй основной линии находится нота соль первой октавы, а на следующей линии — нота си, то не трудно догадаться, что между ними будет находиться нота ля той же октавы, так как порядок звукоряда всегда постоянный. Обозначения нот, которые записываются над пятой основной линией лучше всего запоминать на практических занятиях, по мере появления композиций, которые будут включать в себя такие высокие звуки.

Басовый ключ

Помимо скрипичного ключа в нотной записи также применяется басовый ключ или, как его еще называют – ключ фа. В идеале, конечно, было бы неплохо выучить расположение нот на нотоносце не только в скрипичном, но и в басовом ключе, или же, на худой конец, запомнить расположение хотя бы одной ноты в нем, чтобы с помощью отсчета определять положение других нот. Обычно для удобства такой нотой используют ноту “до” первой октавы.

Для чего же нужен этот басовый ключ? Ответ прост – для фортепиано. Все дело в том, что ноты для фортепиано и рояля записываются на целых двух нотоносцах, расположенных и идущих параллельно друг другу. На верхнем нотном стане указываются ноты в скрипичном ключе, а на нижнем – в басовом. Все потому, что на фортепиано физически можно одновременно извлечь намного больше звуков, чем на гитаре, и поэтому, чтобы не возникло путаницы, басовые ноты и ноты мелодии разделили на два нотных стана.

Все это хорошо, скажите вы, но зачем все это знать нам, гитаристам? В принципе, для тех, кто учиться играть только ради удовольствия или же, чтобы просто блеснуть навыками перед друзьями и знакомыми, расположение нот в басовом ключе знать нет никакой необходимости. Но для тех, кто хочет постоянно развиваться в музыкальном направлении и сделать гитару незаменимой частью своей жизни, такие знания, несомненно, пригодятся.

Благодаря умению читать ноты, написанные для фортепиано, всегда можно транспонировать их и переделать в ноты, подходящие для игры на гитаре. Для гитаристов, которые собираются играть в музыкальных группах или оркестрах, такие знания просто бесценны, ведь в нотной записи многих других инструментов применяется все тот же басовый ключ. На нотоносце он записывается на четвертой основной линии.

) приведём более полный список существующих ключей. Напомним, что ключ указывает место определённой ноты на нотном стане. Именно от этой ноты отсчитываются все остальные ноты.

Группы ключей

Несмотря на обилие возможных ключей, их все можно разделить на 3 группы:

Также есть «нейтральные» ключи. Это ключи для партий барабанов, а также для гитарных партий (так называемая табулатура - см. статью «Табулатура» [читать ]).

Итак, ключи:

Ключи «До» Картинка Пояснение
Сопрановый или Дискантовый ключ Один и тот же ключ имеет два названия: Сопрановый и Дискантовый. Помещает ноту «До» первой октавы на нижнюю линию нотного стана.
Этот ключ располагает ноту «До» первой октавы на одну линию выше, чем Сопрановый ключ.
Указывает ноту «До» первой октавы.
Снова указывает расположение ноты «До» первой октавы.
Баритоновый ключ Располагает ноту «До» первой октавы на верхней линии. Смотрите дальше в ключах «Фа» Баритоновый ключ.
Подробнее про Баритоновый ключ

Различное обозначение Баритонового ключа не меняет расположение нот на нотном стане: Баритоновый ключ группы «Фа» указывает ноту «Фа» малой октавы (она расположена на средней линии нотного стана), а Баритоновый ключ группы «До» - ноту «До» первой октавы (она на верхней линии нотного стана). Т.е. при обоих ключах расположение нот остаётся неизменным. На рисунке ниже приводим звукоряд от ноты «До» малой октавы до ноты «До» первой октавы в обоих ключах. Обозначение нот на схеме соответствует принятому буквенному обозначению нот (), т.е. «Фа» малой октавы обозначена, как «f», а «До» первой октавы обозначена как «c 1 »:

Рисунок 1. Баритоновый ключ группы «Фа» и группы «До»

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

Программа доступна в разделе «Тест: музыкальные ключи »

В данной статье мы показали, какие ключи существуют. Если вы хотите узнать подробное описание по назначению ключей и как ими пользоваться, обратитесь к статье «Ключи» ().

error: Content is protected !!