Современное искусство 20 21 века. Всегда современное. Искусство XX-XXI вв. Трехмерная графика в искусстве XXI века

Изображать не оригинал, а отношение к нему (Пабло Пикассо)

Добро пожаловать на блог!

Направления современного искусства и музеи мира. Всем нам хронически не хватает времени на «поглощение» всей информации во всех интересных для нас областях, поэтому я решила подготовить этот гид по современному арту .

Он будет максимально лаконичным. Мы рассмотрим основные направления современного искусства, а также самые известные музеи мира современного искусства, в которых они представлены. Кстати, это может послужить дополнительным стимулом к новым путешествиям!

В конце статьи вы найдёте видео обзор одного из самых интересных музеев — Театра-Музея Сальвадора Дали в Фигерасе (Испания).

Вы узнаете из статьи:
  • где и как появилось каждое из направлений современного искусства, его идеи
  • кто самые яркие представители направления
  • места, где можно увидеть их работы

Мы рассмотрим 50 самых значимых и ярких направлений 20-21 веков , которые стали революционными и определили ход событий в будущем. Пожалуй, не получится вместить всю информацию в одну статью, поэтому придётся разбить её на 3 части по периодам зарождения каждого из направлений современного искусства.

Гид по современному арту будет включать 3 статьи:
  • Часть 1. Первая половина 20 века ( рассмотрим в этой статье )

Если Вы захотите углубиться в каждое из направлений современного искусства (в каждом есть ответвления) и увидеть множество работ их самых ярких представителей, очень рекомендую Вам воспользоваться проектом Гугла Google Art Project . Также рекомендую Вам эти блоги, чтобы разобраться, что происходит в современном искусстве и дизайне: But Does It Float , Them Thangs , American Suburb X , M U S E O .

Направления современного искусства 1-й половины 20 ВЕКА. Самые известные музеи мира современного искусства.

В этой части мы рассмотрим эти самые яркие направления первой половины XX века:

  1. Модернизм
  2. Постимпрессионизм
  3. Авангардизм
  4. Фовизм
  5. Абстракционизм
  6. Экспрессионизм
  7. Кубизм
  8. Футуризм
  9. Кубофутуризм
  10. Формализм
  11. Натурализм
  12. Новая вещественность
  13. Дадаизм
  14. Сюрреализм

20 век — время самых неожиданных, а иногда даже сумасбродных идей. Но без них искусство скорее всего пошло по другой дороге развития. И осталось бы преимуществом небольшого числа посвященных. Но новые направления в искусстве «приблизили» искусство к жизни и можно сказать «вывели» его на улицы, к обычному прохожему. Сделали этого прохожего соавтором своих работ. Возможность творить и понимать искусство стала доступна не только элите, а многим .

Девизом арта 20 века века стали слова «Искусство — в жизнь»

Искусство жеста, реди-мейд, инсталляции актуальны до сих пор. Нет-арт, и массюрреализм, и суперплоскость — адекватные своему времени направления искусства, потому что обращаются к современному человеку на языке, который ему понятен.

В нашем веке похожая история произошла с профессией фотографа. Благодаря появлению цифрового фото, интернету и соц сетям, доступности фотоаппарата (он просто стал дополнением к телефону), сейчас эта интереснейшая область деятельности стала доступна абсолютно всем. Сейчас каждый второй — это талантливый фотограф, имеющий красивый эккаунт c фотографиями в Instagram, Pinterest, Facebook, др. соцсетях. Детальнее об этом феномене нашего века читайте в статье о технологическом социализме ().

1. МОДЕРНИЗМ. Художники модернисты. Новаторское направление конца 19 — начала 20 века, поставившее под сомнение традицию реалистичности изображения

Модернизм — это все направления в арте, которые появились после 1863-го и до середины 20 века. В 1863-м году в Париже открылась выставка Салон отверженных — альтернатива официального Салона. Целью нового искусства было создание произведений не с реальным изображением, а с учётом видения мира автора.

Художники модернисты — Шагал, Пикассо, Модильяни, Борисов-Мусатов, Климт и другие художники от импрессионистов до сюрреалистов сделали прорыв, революцию в искусстве. Считали: взгляд человека на мир уникален и неповторим. И традиция реалистично изображать в скульптуре и живописи устарела.

Дальше больше — дадаисты вообще поставили под сомнение значимость и сущность искусства. Их сомнения привели к появлению концептуального искусства, которое обсуждало не исполнение произведения, а его идею. Импрессионисты стали устраивать свои выставки, появился арт-рынок и искусство стало одной из форм капиталовложений.

2. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ. Постимпрессионизм в живописи отталкивался от импрессионизма, но передавал не состояние, а отдельный момент

Постимпрессионизм в живописи стал связующим звеном между 19-м и 20-м веками. Это направление не принадлежало ни к импрессионистам, ни к реалистам. Эти художники искали середину, каждый по своему, изобретая новые техники: пуантилизм (Поль Синьяк, Жорж Сёра), символизм (Поль Гоген и группа Наби), линейно-живописный стиль модерн (Анри де Тулуз-Лотрек), конструктивная основа предмета (Поль Сезанн), и предвещающая экспрессионизм живопись Винсента Ван Гога.

Смотреть. Художники постимпрессионисты представлены во многих музеях. Картины Жоржа Сёра — в Королевском музее изящных искусств (Брюссель, Бельгия), Эмиля Бернара — в Музее Орсе (Париж, Франция), Винсента Ван Гога — в одноименном музее (Амстердам, Голландия), Анри де Тулуз-Лотрека — в музее его имени (Альби, Франция), Анри Руссо — в Московском музее современного искусства (Россия).

3. АВАНГАРДИЗМ. Самые новаторские направления, которых в 20 веке можно было насчитать 15, от фовизма до поп-арта


Художники авангардисты понимали, что рисовать мир таким, каким он есть, стало бессмысленно. Поразить зрителя, который верил в прогресс и сверхчеловека Ницше, можно было только чем-то экстравагантным. Но не пейзажами.

Поэтому авангардисты отказались абсолютно от всего, что было «классическим» и выглядело «красивым». И теперь, всё, что выглядело эпатажным и требовало ассоциаций и воображения, стало называться авангардом. Авангардисты презирали детали, потому что верили, что мир универсален.

Это авангардистам принадлежит девиз «Искусство — в жизнь!». Ключевые направления авангардизма — инсталляция, реди-мейд, хеппенинг, энвайронмент, а также электронная музыка, фотография, кино.

Смотреть: Авангардизм в живописи представлен работами Марселя Дюшана, Жоржа Брака, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Анри Матисса — в Эрмитаже (Санкт-Петербург, Россия), Центре Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

4. ФОВИЗМ. Направление, к которому принадлежала группа художников «Дикие звери»


Фовизм стал самым 1-м авангардным направлением в искусстве 20 века. От него до абстракционизма оставался 1 шаг.

«Дикими» художники фовисты были в первую очередь в цвете. Анри Матисс, лидер группы, использовал в своих работах модные тогда мотивы цветных японских гравюр. Для усиления эффекта фовисты использовали довольно часто цветной контур. «Дикие» очень повлияли на немецких экспрессионистов.

Смотреть: Фовизм в живописи представлен в Центре Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Музее Орсе (Париж, Франция), Музее современного искусства (Балтимор, США).

5. АБСТРАКЦИОНИЗМ. Первое в истории арта направление живописи, которое отказалось изображать мир реальным

Художники абстракционисты, основоположники направления — Кандинский, Малевич, Мондриан, Делоне. Они назвали абстракцию новым этапом в живописи. Утверждали, что теперь абстракция может создавать формы, которые существуют только в искусстве. Например, Черный квадрат Малевича может вместить в себя всё, что вмещает черный цвет и форма квадрата, например, всю историю искусства.

Различают лирический и геометрический абстракционизм. К геометрическому абстракционизму относятся супрематизм Малевича, орфизм Делоне, неопластицизм Мондриана. К лирическому — работы Кандинского, некоторых экспрессионистов (Поллока, Горки, Мондриана), ташистов (Вольса, Фотри, Саура), информалистов (Тапиеса, Дюбюффе, Шумахера).

Смотреть: Государственный русский музей (Санкт-Петербург, Россия), Третьяковская галерея (Москва, Россия), Национальный художественный музей и Киевский музей русского искусства (Киев, Украина), Музей современного искусства (Нью-Йорк, США).

6. ЭКСПРЕССИОНИЗМ. Художники экспрессионисты изображали яркие картинки с муторными сюжетами.


Эгон Шиле. Валли в красной блузе, с поднятыми коленями, 1913

Экспрессионизм в живописи связан с творчеством 2-х арт объединений. «Мост» — основано в 1905 году Кирхнером, Шмидт-Ротлуфом и Хеккелем и «Синий всадник» — в 1911-м Марком и Кандинским.

«Мост» опирался на африканскую скульптуру, немецкую готику и народное творчество, а «Синий всадник» — на космологию и мистические теории, которые привели их к абстракции. Язык экспрессионистов — это деформации, яркие краски, экзальтированные образы.

Оба объединения имели довольно болезненное мировосприятие, которое было доведено до предела их последователями — Эдвардом Мунком, Максом Бекманом и Джеймсом Энсором.

Смотреть: Музей Эдварда Мунка (Осло, Норвегия), картины Джеймса Энсора — в Королевском музее изобразительных искусств в Антверпене (Бельгия).

7. КУБИЗМ. Французские художники кубисты попробовали изобразить мир с помощью геометрических фигур.

Подобно другим направлениям, кубизм в живописи прошел развитие от грубых массивных форм до мелких, а затем, ушел с головой в коллаж. Опыт показал, что простых геометрических фигур слишком мало и они грубы для того, чтобы отобразить мир. А вот в коллажах кубисты могли использовать яркие, объемные, фактурные предметы и тем самым на некоторое время продлили жизнь этому направлению.

Очень интересные высказывания о кубизме написаны его современниками, например, русский философ Бердяев назвал кубизм «самой радикальной революцией со времён Ренессанса». Хэмингуэй сказал: «Чтобы понять кубизм, нужно увидеть, как выглядит земля из иллюминатора аэроплана».

Смотреть: Пикассо лучше всего смотреть в музее его имени (Барселона, Испания), Маркуси, Брака и Леже — в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), Александра Архипенко — в Украинском музее искусств (Нью-Йорк, США), Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), Национальном художественном музее (Киев, Украина).

8. ФУТУРИЗМ. «Искусство будущего» начала 20 века, которое повлияло на искусство будущего во всем мире.

Впервые в истории художники официально отреклись от всего, что было создано до них и взялись за изображение мира по-новому. Они считали, что артист должен держать руку на пульсе своего времени.

Художники футуристы рисовали и реалистичные пейзажи, и абстракции с изображением скорости, энергии и движения. Футуризм в живописи отталкивался от предшествующих направлений — фовизма (в плане цвета), кубизма (в плане формы).

Футуристы прославились своими провокационными выступлениями и акциями. Они по сути были первыми перформансами и арт-жестами. Идеи итальянцев подхватили русские и украинские художники и поэты.

Смотреть: Работы Джакомо Баллы, Фортунато Деперо, Умберто Боччони, Джино Северини — в Музее современного искусства Тренто и Роверето (Роверето, Италия), Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), Национальной галерее современного искусства (Рим, Италия). Русских и украинских футуристов можно посмотреть в Музее изобразительного искусства им. Пушкина (Москва, Россия), Национальном художественном музее Украины (Киев, Украина), Днепропетровском художественном музее (Днепр, Украина).

9. КУБОФУТУРИЗМ. Направление, объединившее многих восточноевропейских абстракционистов.


Кубофутуризм в живописи стал смесью идей кубизма, футуризма и народного примитивизма. «Русский кубизм» прожил всего 5 лет, но благодаря ему появились такие яркие направления прошлого века, как супрематизм (Малевич), конструктивизм (Лисицкий, Татлин), аналитический арт (Филонов).

Художники кубофутуристы сотрудничали с поэтами-футуристами (Хлебников, Гуро, Крученых), от них они получали новые идеи.

Смотреть: Малевича — в Муниципальной галерее Амстердама (Голландия), Государственном русском музее (Москва, Россия), Третьяковской галерее (Москва, Россия), Работы Бурлюка, Экстер, Гончаровой — в Национальном художественном музее (Киев, Украина).

10. ФОРМАЛИЗМ. Направление, которое подразумевало преимущество формы перед смыслом

Кубизм, футуризм, фовизм, абстракционизм схожи тем, что изображают мир отличным от реальности. Над теорией формализма работали многие немецкие искусствоведы — Фидлер, Ригль, Вёльфлин, Они обосновали доминанту формы в искусстве, при помощи которой создаётся «идеальная действительность».

На основе этой идеи в 1910-х в России появилась лингвистическая школа формализма. Благодаря ей литературоведение стало наукой мирового значения.

Смотреть: Музей Матисса в Нице (Франция), Музей Пикассо в Барселоне (Испания), Галерея Тейт (Англия).

11. НАТУРАЛИЗМ. Направление в литературе и арте, которое возникло под влиянием идей позитивистов


Американские и европейские художники натуралисты, сторонники модных тогда идей позитивистов Спенсера и Конта, стали подражать науке, изображая мир без прикрас, бесстрастно, объективно. Очень скоро они скатились к социалке и биологизму: стали изображать портреты маргиналов, патологии, сцены насилия.

Смотреть: Картины художников натуралистов Макса Либермана — в картинной галерее Кунстхале (Гамбург, Германия), Люсьена Фрейда — в Музее современного искусства (Лос-Анжелес, США).

Натурализм в живописи повлиял на творчество таких художников, как Дега и Мане. Фотографичность и деэстетизация натурализма в 20 веке проявится в гиперреализме, но тут она несет другой смысл. Художники гиперреалисты не стремятся копировать повседневную реальность. Объекты их живописи очень детализированы и создают иллюзию реальности. Ложную, но убедительную.

12. НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ. Неоклассицизм — представлен творчеством немецких художников 20-30 гг

Директор галереи в Мангейме назвал «новой вещественностью» творчество юных дарований, которые выставлялись у него в галерее в 1925 году. Они отрицали идеи экспрессионизма и пропагандировали возврат к реалистичности передачи действительности.

Они считали, что изображать мир на холсте надо фотографически точно, во всей его неприглядности. Но их реалистичность скорее можно было отнести к гротеску, чем к правде.

Новые вещисты Георг Гросс, Макс Бекман, Отто Диск — мастера статичных композиций и преувеличенных форм.

Смотреть: Георг Гросс, Отто Диск — в Новой национальной галерее (Берлин).

13. ДАДАИЗМ. Антикультурное и антивоенное движение, названное французами в честь деревянной лошадки

Единственным смыслом творчества дадаисты считали создание чего-то смешного, поскольку мир безумен. Первые дадаисты — жители Цюриха Гюльзенбек, Балль, Янко, Арп устраивали шумные и веселые вечеринки, издавали журнал, читали лекции.

У них были последователи в Берлине (больше были вовлечены в политику), Кельне (прославились выставкой, на которую можно было попасть только через туалет), Париже (увлеклись провокационными акциями). Главным дадаистом стал Марсель Дюшан, автор концепции «реди-мейд» и первый смельчак, который дорисовал Джоконде усы. А также Пикабиа, выставлявший фантастические конструкции, которые были одновременно и приговором, и гимном индустриальному обществу.

Смотреть: Работы Дюшана и Пикабиа — в Английском музее Виктории и Альберта (Лондон, Англия), Национальном музее искусства Каталонии (Барселона, Испания), Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк, Сша), Арт-Институте Чикаго (США).

14. СЮРРЕАЛИЗМ. Мощное направление 1-й половины 20 века, которое вдохновлялось грезами, снами и галлюцинациями.

Художники сюрреалисты, называвшие себя прямыми последователями дадаистов, провоцировали зрителей, меняли сознание, переворачивали традиции с ног на голову.

Изначально сюрреализм появился в литературе (журнал Литература и Сюрреалистическая революция, автор Андре Бретон). Художники зачитывались Фрейдом и Бергсоном и считали источником творчества подсознательное — сны, галлюцинации.

Представители первого направления сюрреализма в живописи (Эрнст, Миро, Массон) изображали размытые образы. Второго (представители Дали, Дельво, Магритт) — правдоподобные, точные, но нереальные ландшафты, персонажи. Красивый обман моментально покорил мир. Сюрреализм дал толчок появлению поп-арта, хеппенинга и концептуального арта.

Смотреть: Театр-музей Дали в Фигерасе (Испания), Музей-квартира Рене Магритта в Брюсселе (Бельгия), музей Метрополитен и музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Галерея современного искусства Тейт (Лондон, Великобритания).

В этой части мы познакомились с самыми яркими направлениями арта 1-й половины 20-го века. В следующей публикации мы с вами рассмотрим направления середины прошлого века.

Резюме

1) Из статьи вы узнали об основных самых ярких направлениях арта 1-й половины XX века : Модернизм, Постимпрессионизм, Авангардизм, Фовизм, Абстракционизм, Экспрессионизм, Кубизм, Футуризм, Кубофутуризм, Формализм, Натурализм, Новая вещественность, Дадаизм, Сюрреализм.

2) Думаю, у вас появилось желание отправиться в путешествие, чтобы посетить самые известные музеи мира , в которых представлены все направления современного искусства. Даже если у вас сейчас нет такой возможности не огорчайтесь, главное: мечтайте и ваша мечта сбудется! Проверено!

Посмотрите для вдохновения видео обзор необыкновенного, потрясающего Музея-Театра Дали художника-сюрреалиста Сальвадора Дали , расположенный в городе Фигерасе, в Каталонии (Испания). От Барселоны до Фигерас доехать можно всего за 53 минуты. Цена билета начинается от 20 евро. Как спланировать идеальное путешествие в Барселону читайте в этой полезной статье .

От всей души желаю Вам поскорее отправится в путешествие, чтобы увидеть работы Ваших любимых мастеров!

Желаю всем радоваться и мечтать!

P.S .

Пишите свои мысли и вопросы в комментариях, что Вы думаете о современном искусстве?

Подпишитесь на самые интересные статьи — форма подписки под статьей

В недавно реконструированном павильоне № 66 «Культура» на ВДНХ выставкой «Всегда современное. Искусство XX-XXI вв.» открылась Галерея РОСИЗО. Экспозиция познакомит зрителей с наиболее знаковыми произведениями отечественных художников, среди которых имена как признанных классиков начала прошлого века, так и культовых современников наших дней.

Несмотря на то, что представленные картины принадлежат к разным стилистическим направлениям и написаны в разные периоды истории России, организаторы подчеркивают, что работы «не только не противоречат друг другу, но напротив — вступают в диалог». А произведения наших дней продолжают художественные традиции предыдущих поколений.

Экспозиция включает в себя три раздела: искусство первой половины ХХ века, 1960-1980-е годы и творчество наших современников. В центре внимания каждого периода — стилевые поиски и художественные решения, запросы времени и ответы на них художников.

Первый раздел представит зрителям произведения русского авангарда, которые совершили революцию в представлении о задачах искусства. Здесь можно будет увидеть работы в стиле неоимпрессионизма в версии Александры Экстер, сезаннизма («Натюрморт» Ивана Малютина), кубофутуризма («Портрет актера» Михаила Ле-Дантю), кубизма («Городской вид» Алексея Грищенко, «Композиция. Кубизм» Георгия Носкова), супрематизма («Супрематизм» Ивана Клюна) и других направлений.


Второй раздел выставки расскажет о произведениях художников 1960-1980-х годов. В советском искусстве этого времени одновременно с соцреализмом (скульптуры Николая Томского, Льва Кербеля) существовали и его стилистические модификации — например «суровый стиль» («В чулане» Гелия Коржева, «Апшеронский интерьер» Таира Салахова). Посетители здесь смогут увидеть и такие направления живописного искусства, как фотореализм («Смена» Леонида Семейко, «Эксперимент в космосе» Лемминга Нагеля), экспрессионизм («Персонажи, качающиеся на качелях» Натальи Нестеровой), фантастический реализм, сюрреализм («Золотой век» Александра Ситникова, «Семья. Мои современники» Ольги Булгаковой) и другие.

Третий раздел представит работы современных авторов начиная с конца ХХ века и до сегодняшних дней. Экспозиция этого раздела покажет, как в наше время разные стили в живописи стали инструментами художественного языка, а художники, формируя его, цитируют известные работы своих предшественников и используют уже узнаваемые приемы. Искусство XXI века представлено произведениями таких культовых художников, как Эрик Булатов, Игорь Макаревич, Георгий Гурьянов, Ирина Нахова и др.

Гости ВДНХ также познакомятся с картинами из собраний Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Ярославского художественного музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного центрального музея современной истории России, Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», а также из частных коллекций и ряда московских галерей.


Справка о «РОСИЗО»

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» ведет свою историю с 1959 года, когда при Министерстве культуры РСФСР была учреждена Дирекция художественных фондов и проектирования памятников. С 1977 по 1994 год существовал Республиканский центр художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда». Центр устраивал передвижные выставки и распределял произведения искусства по музеям СССР. С 1 января 2010 года ГМВЦ «РОСИЗО» обрел статус музея. Учредителем центра является Министерство культуры Российской Федерации. Это многопрофильная организация, которая занимается разработкой и реализацией выставочных проектов в партнерстве с ведущими мировыми музейными и культурными учреждениями. В настоящее время фонд «РОСИЗО» насчитывает около 40 000 единиц хранения.

Отечественное изобразительное искусство до недавнего времени представляло собой органический сплав национальных художественных культур. Говоря о национальных школах, можно было бы назвать главные качества каждой из них. Например, указать на традиционный психологизм русской школы; эмоциональность и лиризм – украинской; драматический характер и даже, как отмечают исследователи, героическую трагедийность – белорусской; высокое чувство монументализма – грузинской; жизнерадостную декоративность – молдавской или армянской школ; особую близость к народным истокам – литовской, киргизской, узбекской школ; рационально-интеллектуальный дух – эстонской школы и т.д. Но это были бы, конечно, очень ограниченные, однобокие и потому неверные в целом характеристики. Каждая из национальных школ с ее сложной образно-стилистической спецификой в разных формах, техниках, стилистике оставалась верна главным человеческим идеалам.

Необходимо сказать, что при всех сложностях исторического развития нашего общества: от гражданской войны – к Великой Отечественной, от голода конца 1920 – начала 1930-х гг. к разрушенному послевоенному хозяйству, от лжи и фальши политики тоталитарного государства – к "революции" начала 1990-х гг., в рамках строго ограниченных свобод "социалистического реализма", – при всем этом замечательными мастерами было создано, признаем, немало прекрасных художественных произведений (а сколько было бы еще создано теми, кто канул в небытие в годы репрессий или сгорел в огне Великой Отечественной!). И это надо помнить.

Представленная здесь картина художественной жизни отражает состояние искусства до драматического периода распада СССР. Создатель авторского учебника не может не выразить своей позиции по отношению к дальнейшему развитию положения в художественной жизни России на территории ее бывших республик. Мы не можем отрицать, что невероятный подъем всех искусств в национальных республиках СССР, возникновение целых пластов культуры – от письменной до изобразительной – был возможен благодаря "окормляющей", культуртрегерской роли русской культуры, благодаря иногда даже жертвенным усилиям представителей русской интеллигенции. После крушения Советского Союза некоторые национальные элиты новосозданных государств на его бывшей территории в целом проявили эгоизм и неблагодарность, постаравшись вычеркнуть роль русского народа и его культуры в жизни их стран, а в некоторых книгах и учебниках и вовсе назвали русских оккупантами. Приходится признать, что коммунистический проект по созданию единой советской нации успехом не увенчался, фактически только русские воспитывались в идеалах дружбы народов, самопожертвования и абстрактного "интернационального долга". Но будем надеяться, что "мельницы истории" перемелят клевету и фальсификации и со временем роль русской культуры в XX в. будет по достоинству оценена "от финских хладных скал до пламенной Колхиды". Не сказать об этом было бы исказить процесс развития художественной культуры в дальнейшем.

В результате нарушения и разрыва сложившихся культурных связей между республиками мы не можем судить о тех художественных процессах, которые сейчас там происходят, поэтому речь может идти об искусстве последнего десятилетия XX – начала XXI в. и – уже только России.

Так называемое постсоветское искусство рубежа веков укладывается в слишком малые временные рамки, чтобы можно было отобрать для объективной (по возможности) исторической картины какие-либо имена. Лишь будущее поставит все на свои места и позволит историку искусства сделать правильные выводы и дать верные оценки. Но очертить главные проблемы уже можно.

И одна из этих проблем касается религиозной живописи, которая впервые в новейшей истории нашего государства заявила о себе в 1990-е гг. Именно тогда, в годы быстрого падения морально-нравственного уровня общества старшее поколение уже не только вполне сложившихся, но и находящихся в зените славы художников все чаще обращается к христианским сюжетам в станковой картине (темы Голгофы у Е. Моисеенко и А. Мыльникова," Вечная память..." В. Иванова, "Бла говещение" (см. цветную вклейку) и "Иуда" Г. Коржева, "Тайная вечеря" и "Несение креста" живописца более молодого поколения Н. Нестеровой; даже более ранняя "Северная часовня" В. Попкова может быть упомянута в этом ряду). Но главное слово, оказалось, здесь принадлежало не станковистам, а монументалистам.

Русская православная церковная живопись, пережившая величайший расцвет в Средневековье, продолжавшая свое развитие уже в рамках академического искусства, нашедшая серьезных исследователей на рубеже XIX–XX вв., прекратила свое существование в 1917 г. Государственная политика атеизма, нанеся сокрушительный удар по православию, тем самым прервала и развитие иконописи, и храмовое строительство. Тем не менее крупные русские искусствоведы (Олсуфьев, Грабарь, Лазарев, Алпатов и др.) занимались розысками старых икон (так были найдены, например, в 1922 г. рублевские иконы из иконостаса Владимирского Успенского собора) и их реставрацией.

Последняя четверть XX и первое десятилетие XXI в. – новая страница развития православной живописи в России. В 1989 г. в Москве был учрежден Независимый фонд возрождения церковного искусства. В связи с празднованием Тысячелетия крещения Руси в Москве была организована выставка "Современная икона", в 1997 г. – в связи с 850-летием Москвы – выставка "Русская икона в конце XX века", представлявшая разные направления в развитии иконы, начиная с Византии. Особое внимание привлекла группа икон "народного направления", идущая от народной картинки, лубка. Появились значительные иконописцы со своей школой, имеющие успех за рубежом (например, упоминавшийся ранее архимандрит отец Зинон). В Москве уже к 2000 г. насчитывалось более 30 иконописных мастерских. В Петербурге основными школами являются иконописные мастерские при Духовной академии и семинарии (руководитель игумен Александр) и иконописно-реставрационная мастерская при Александро-Невской лавре (руководитель Д. Мироненко), не считая множества мастерских при монастырях и подворьях. В Северной Столице появилась и первая в России галерея современной иконописи "Русская икона" (2003), собравшая работы художников Москвы, Петербурга, Ярославля, Новгорода, Пскова, Твери и проч. Петербургская школа вообще продемонстрировала многообразие стилистических тенденций. Выставки 1994, 1999, 2000, 2001 гг. объединили художников не только разных поколений и разных стилистических направлений, но и разных видов и жанров искусства: вместе с иконописцами выступали монументалисты, художники самых разных видов прикладного искусства, например эмальеры, и, как правило, всегда высокого профессионального уровня.

В 2002 г. в Музее прикладного искусства СПбГХПА имени барона А. Л. Штиглица впервые были представлены помимо икон Петербурга, Москвы, Северо-Запада и т.д. фрески, мозаики, копии старых мастеров и собственные произведения. Выставка отчетливо продемонстрировала глубокое осмысление художниками иконы, изучение ими ее канона, значения для нее храмового пространства. Но главное, выявила два ведущих направления в религиозном искусстве: одно – от своих истоков, Византии и древней Руси, другое – от искусства так называемого синодального периода. Это направление в церковной живописи отличает обращение к традициям западноевропейского искусства ("болонская школа") и к отечественным академическим традициям (примером может служить иконопись Боровиковского в Могилевском соборе или его иконы в Казанском соборе Петербурга). Особый интерес у художников этого направления нужно отметить к творчеству В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, к таким центрам иконописи, как Палех и Мстера, – именно потому, что они, каждый по-своему, соединяют эти традиции (В. Лебедев. "Иоанн Богослов", икона Мстеры, начало XXI в.; см. цветную вклейку). Какой из путей более правильный? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Иконописцы ищут свое, современное выражение в обоих случаях: и когда они обращаются к древнерусским истокам, и когда ищут почву в академизме. Сам В. М. Васнецов после работы в киевском Владимирском соборе писал, что чувствует неудовлетворение и "далекость" от подлинного, так что у современных иконописцев еще много проблем, требующих решения.

Современные иконописцы и реставраторы стали приобретать известность за рубежом (например, Е. Большаков, Ю. Бобров работали на Афоне, А. Чашкин, Е. Максимов – в США, Н. Мухин – в Сербии). Художникам, работающим сегодня в области религиозной живописи, свойственно, как уже говорилось, глубокое осмысление религиозного искусства, причем как станковых форм, так и монументального. Большая заслуга современных мастеров в создании новой иконографии Ксении Петербургской (1988); Св. Иоанна Кронштдтского, образа Крещения Руси (иконы отца Зинона, 1988, или Натальи и Николая Богдановых, 2000; см. цветную вклейку), а также новопреставленных на Соборе 2000 года Св. преподобного Серафима Вырицкого, Вениамина Петроградского и др. Большая работа ведется по созданию иконографии "царственных мучеников", она не завершилась и по сей день. Однако и в традиционной, давно устоявшейся иконографии многие живописцы проявляют яркое творческое начало. Достаточно назвать, например, такого художника, как Г. Тонков. В его "Святой Троице" видится печать крепких древнерусских традиций, а экспрессивный живописный почерк мастера сродни новгородским и непосредственно волотовским (церковь Успения на Волотовом поле) стенописям, но написано это современным художником, с современным осмыслением изображаемого.

Восстановление и строительство новых храмов за последние 15–20 лет приобрело широкую масштабность. Соответственно остро встал вопрос и об их декоративном оформлении. В одном только Петербурге с середины 1990-х гг. было восстановлено и построено более 100 храмов и часовен. Пример успешного взаимодействия архитектуры и совершенно новой иконописи, стенописи и мозаики являет нам Петербургский Воскресенский Новодевичий монастырь на Московском проспекте. И в этой связи следует отметить, что именно мозаика стала особенно востребована в новом храмовом строительстве.

Искусство, пришедшее на Русь из Византии, испытавшее новое рождение в XVIII в. усилиями и талантом М. В. Ломоносова и новый взлет в XIX в. прежде всего в стенах Императорской Академии художеств, мозаика не была предана забвению в годы советской власти. Мы уже рассказывали, как в 1930-е гг. в связи со строительством метрополитена и других общественных зданий широко использовались ее декоративные возможности, а главное, ее агитационный характер. В послевоенные годы и позже мозаикой украшали детские сады и санатории, больницы, предприятия, стены школ и т.д. В Петербурге помимо мозаичной мастерской Академии художеств прекрасно работали и работают сейчас выпускники Высшего художественного училища имени В. И. Мухиной (СПбВХПА, которому в наши дни справедливо вернули имя его основателя барона А. Л. Штиглица).

Исследователи верно замечают, что опыт мозаики советского периода при всей ее ангажированности очень помог молодым художникам на новом этапе ее развития, начавшемся в 1990-е гг., как в способе набора, понимании возможностей материала, так и в применении новых технологий. Уже не в московском, а петербургском метрополитене выпускник Академии художеств, ученик А. А. Мыльникова А. Быстров украшает станцию метро "Александр Невский" сценой знаменитой битвы – и это последнее произведение, созданное в Петербурге до распада СССР. Последним же заказом XX в. для мозаичных мастерских Академии художеств и тому же мастеру были мозаичные панно для станции "Спортивная" (1998–1999; см. цветную вклейку) на "олимпийские темы", в которых художник проявил знание и выказал тонкое понимание античной мифологии и античного искусства. Позже А. Быстров (вместе с Е. Быстровым и др.) украсили интерьеры метро "Волковская", "Адмиралтейская" и пр. Другая команда известных петербургских монументалистов: С. Репин, Н. Фомин, И. Уралов, В. Сухов – авторы мозаик станций метро "Озерки", "Достоевская", "Крестовский остров", "Сенная" и пр. Эта же группа прославленных художников исполнила мозаики в церкви Рождества Богородицы в поселке Александровское Ленинградской области (архитекторы А. Шретер, А. Головин, Г. Уралов).

С начала 2000-х гг. происходят заметные изменения в отечественном монументальном искусстве в том смысле, что государство перестает быть единственным его заказчиком, появляется заказчик частный. Что касается станкового искусства последних десятилетий, то развитие его за этот период достаточно многообразно. Продолжают работать многие художники, заявившие о себе еще в 1970–1980-е гг., как тот же А. Кулинич (см. его замечательные цветные литографии, посвященные истории Кирилло-Белозерского и Спасо-Каменного монастырей (Вологодская область), его иллюстрации к Гоголю, еще ждущие своей печати, и его прекрасную красочную живопись, полную народной фантазии и юмора). И это только пример одного художника, заявившего о себе еще в 1970–1980-е гг., из плодотворно работающих сегодня, их ряд можно продолжить. А сколько еще совсем молодых, только вступающих в творческую жизнь, смело и свободно, интересно мыслящих – время, надеемся, по справедливости высветит их имена.

Мы же сейчас можем сделать лишь один вывод. Для всего современного отечественного (фигуративного) искусства второй половины XX – начала XXI в. особенно характерно распространение влияния круга русских традиций – отходя от авангарда через искусство рубежа XX–XIX вв. к искусству древнерусскому, а в зарубежном материале – от экспериментов начала прошлого столетия через постимпрессионизм – импрессионизм – романтизм к великому искусству Возрождения. Другими словами, они продолжают основные традиции, сложившиеся в искусстве XX в.: русский академизм, русский импрессионизм, русский "сезаннизм", а также постмодернистские фантазии на темы Ренессанса и уже чисто салонного академизма рубежа XIX–XX вв. Многочисленные выставки последних лет прекрасно иллюстрируют это.

В то же время нельзя не заметить, что в отсутствии государственных идеологий очевидна тенденция поддержки на самых высоких уровнях меценатства и в организации самих выставок музеев предпочтения отдаются прежде всего различным формам неоавангардизма. С исчезновением внятных государственных ориентиров в сфере культурной политики произошел процесс легализации различных неформальных объединений. "Андерграунд" (термин, заимствованный из кинематографии США начала 1940-х гг.) не только вошел в отечественную художественную жизнь, но стал чуть ли не элитарным искусством, о котором говорят "с придыханием", но которое еще потребует серьезной и объективной оценки, как и деятельность многих открывшихся в последнее время художественных галерей (именуемых ныне почему-то только арт-галереями) и множества разных новых художественных изданий. В наши дни, когда "истаяли прежние точки отсчета и былые кумиры сменяются новыми, когда возникает система решительно новых, во многом мнимых ценностей, по-своему отражающих посттоталитарное мышление", сделать это очень сложно, но необходимо. Несомненно, осмысление процесса развития искусства не застраховано от просчетов, ошибок, противоречий, и дело времени и объективной критики разобраться во всем многообразии и сложности искусства современности, "отделив зерна от плевел".

Одним из сложных вопросов представляется поставангард. За годы советской власти было создано так много "убогих по мысли и примитивных по форме" (В. Власов) произведений соцреализма, что на этом фоне русский авангард 1920-х гг., особенно в глазах молодых художников и зрителей, стал восприниматься (когда, в свою очередь, стал доступен для обозрения) как самое передовое (а для иных и единственно возможное) искусство на свете. Реабилитация имен таких действительно больших мастеров, как Π. Н. Филонов и К. С. Малевич, споспешествовала этому. Талантливые искусствоведы оплакивали его прерванное развитие ("Авангард, остановленный на бегу"). И все как-то забыли, что именно советский авангард 1920-х гг. явился той мощной силой, которая первая стала крушить классические традиции отечественного искусства, и с каким напором! "Как вы смеете называться поэтом // и, серенький, чирикать, как перепел? // Сегодня // надо // кастетом // кроиться миру в черепе!" (В. В. Маяковский. "Облако в штанах"). И "кроились"! Революция предоставила богатейшие возможности насаждать искусство нигилистическое, без истории, родины, без корней. Современный поставангард, с его агрессивностью, тем же знакомым пафосом разрушения, но и какой-то глубинной бескультурностью, к тому же еще вторичен и тавтологичен. Он весь (это относится, впрочем, и ко всему мировому постмодернизму) намеренно построен на цитатах – в литературе ли, в кино, в изобразительном искусстве. Недаром большие художники часто сетуют на то, что мы живем в эпоху лжепророков, лжеидолов, лжекумиров, и сегодня "великим" объявляется один, завтра – другой, послезавтра – третий. И лучшим, что есть в поставангарде, остается насмешка и ирония, а иногда привычная для российской интеллигенции рефлексия.

Вместе с тем для исследователей искусства ясно, что все это "концептуальное искусство", и оп-поп-соц и прочие "арты", включая и арт-дизайн, с их отходом от изобразительности в сторону знаковости, вербальности, ведь, но сути, не менее политизированы и агитационны, чем соцреализм.

В начале III тысячелетия приходится признать, что высокое искусство оказалось побежденным искусством массовым и китчем как его крайним выражением, с его дурновкусием, нарушением чувства меры, пропорций, гармонии: именам – от очень известных до совсем не известных – здесь нет числа. И это не только русское, но и общемировое явление: постмодернизм свидетельствует о конце "эпохи классического искусства"; идеалы прошлого, как верно сказано, осмеяны, а новые не созданы. Вот почему все яснее становится, как ни трагично это звучит, что XX век – это век катастрофы культуры, корни которой просматриваются еще в прошлом столетии, когда начали рушиться религиозное сознание и традиционный уклад жизни, а буржуазность породила протест лишь в форме безбожного бунта и эстетизации порока и зла.

Позволим себе процитировать слова великого музыканта ушедшего столетия Георгия Свиридова (1915–1998): "Искусство нашего }

error: Content is protected !!