Тайная встреча да винчи. Что изображено на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи на самом деле

Картина Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» предвосхищает новый этап развития итальянского искусства - Высокое Возрождение.

Иллюзорное пространство зрительно продолжает реальное пространство трапезной. Уходящие в глубину плоскости боковых стен и потолка выступают как иллюзорное продолжение стен и потолка трапезной, однако не до конца совпадают с ними благодаря своему несколько форсированному пространственному ракурсу. Вдобавок стол с сидящими за ним фигурами расположен немного выше уровня пола трапезной, а фигуры показаны не в натуральную величину, а слегка крупнее. Тем самым устраняется впечатление полного оптического единства реального и иллюзорного пространств, их взаимосвязь усложняется, лишаясь однозначности. Сакральное действо не смешивается больше с делом житейским и повседневным и предстает более важным, значимым.

Еще больше поражает впечатление предельной напряженности сюжетной коллизии, которое оставляет фреска Леонардо. Оно достигается благодаря тщательно продуманной композиции живописного рассказа о евангельском событии. Показан момент, когда Иисус только что произнес свои слова: «…один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня», и поэтому все композиционные траектории стягиваются к его фигуре - не только оптическому, но и смысловому центру произведения. Одинокая и обособленная от остальных, дополнительно выделенная изображением окна за спиной Христа, попадающая в фокус схождения перспективных линий, его фигура выступает как знак незыблемого спокойствия и непоколебимой уверенности в правильности избранного пути. Пространственные «паузы» по сторонам от нее зрительно прочитываются как образ наступившей сразу же за его словами поистине «гробовой» тишины, сменившейся разноголосицей недоуменных восклицаний и в унисон звучащего «не я ли?».

Каждая из фигур апостолов представляет собой определенный тип экспрессии, с помощью языка мимики и жестов олицетворяющей недоумение, гнев, испуг. Чтобы свести воедино все это разнообразие душевных движений, Леонардо подчиняет изображение жесткой композиционной дисциплине. Можно заметить, что апостолы объединены в группы, по трое в каждой, отчего в противопоставлении друг другу их фигуры получают дополнительную выразительность. При таком принципе композиционной группировки внутренний ритм действия выявляется с поразительной наглядностью, более того - оно получает возможность развития во времени. По сути, в каждой из групп представлена определенная стадия осмысления услышанных от Учителя слов. Взрыв эмоций, эпицентр которого находится в центре стола, там, где сидит Иисус, в виде ослабевающего эха докатывается до концов стола, откуда, через жесты сидящих на его торцах апостолов, возвращается к своему исходному пункту - фигуре Христа.

Если уж судьба забросила Вас в Северную столицу Италии, то фреску Тайная Вечеря Леонардо да Винчи стоит посмотреть непременно. Не зря же BlogoItaliano поставил ее на вторую строчку ТОП-листа . Другое дело, что достать билеты на посещение Вечери почти невозможно, если не знать, где и когда искать . Но перед тем, как мы расскажем о билетах, уделим немного внимания самому Шедевру.

Из всех работ Леонардо да Винчи, сохранившихся до настоящего времени, фреска Тайная вечеря в Милане одна из наиболее примечательных. И это признают даже те, кто готов неустанно доказывать, что ее сюжет абсолютно не соответствует событиям, описанным в Новом Завете. Дело, впрочем, не в сюжете и не в воззрениях художника, которые он якобы хотел отразить в рисунке, расписывая стену трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие

Леонардо да Винчи: гений незавершенности

Много ли Вы знаете современных художников, которые удостоились бы в 30 лет чести работать на самых высокопоставленных особ? Высокая смертность в Средние века оправданием не является, так как умирали, в основном (если не было эпидемий), младенцы, а в 50-60 лет мужчины вовсе не выглядели такими уж глубокими стариками. Особенно если принадлежали к одному из 2-х высших сословий или выбрали стезю торговли или ремесла.

Художничество в те годы тоже было ремеслом – не лучше и не хуже прочих, и дефицита мастеров не наблюдалось. Молодых, старых, талантливых и не очень. Тем более в Италии, где в каждом мало-мальски крупном городе была своя школа изобразительных искусств.

Самодвижущаяся деревянная повозка Леонардо да Винчи

Леонардо же прославился к 30 годам вовсе не как художник, а как математик и инженер. Эпоха была беспокойной: итальянские герцоги ходили в ближние походы отнюдь не с дружественными визитами. Как следствие, спрос на качественные фортификационные сооружения и бронебойную технику был приличным, и в 1482 году Леонардо пригласили в Милан.

Впрочем, все городские укрепления, равно как и конная статуя отца миланского герцога Лодовико Сфорца, так и не были возведены. Остались незавершенными и почти все живописные полотна, заказанные Леонардо герцогом и его приближенными. Почему?

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: от замысла к созданию

Леонардо заинтересовала новая загадка. Он решил досконально исследовать закономерности воздушной перспективы, согласно которым чем дальше находится предмет, тем неразличимее становится его истинный цвет. Как и прежде, эту загадку Леонардо загадала сама природа. Художник создает серию набросков и несколько картин, на которых впервые появляется сфумато – легкая дымка, нечеткость контуров, мягкая тень, ставшая вскоре характерной чертой его живописных работ.

Волновали Леонардо и вопросы организации пространства на полотне – линейная перспектива, и проблема «золотого сечения». Именно тогда (в 1490 г.) появился знаменитый рисунок «Витрувианский человек», представляющий точные расчеты пропорций тела.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Но возможность перейти от теории к практике по трем направлениям сразу представилась лишь в 1494 году. Именно эту дату большинство исследователей называют в качестве исходной: Тайная вечеря Леонардо да Винчи , существовавшая до той поры лишь в воображении художника, начала обретать свои очертания на монастырской стене. Размер фрески ‒ 460×880 см.

Работа продолжалась вплоть до 1498 года. Пытаясь сделать фигуры объемнее, а, значит, естественнее, Леонардо, увлеченный идеей передачи принципов воздушной перспективы на статической поверхности, расписывает трапезную не темперой по сырой штукатурке, как это было принято, а масляными красками по обычной, сухой.

Но это не более чем эксперимент, пусть и щедро оплачиваемый. Сюжет при этом для художника вторичен. Главное – воссоздать гармоничное пространство при помощи точных расчетов. «Поверить алгеброй гармонию», как напишет уже другой гений несколько сот лет спустя.

Миланский монастырь Санта Мария делле Грацие

По легенде, приор монастыря Санта Мария делле Грацие постоянно подгонял Леонардо, который в отместку придал чертам Иуды Искариота сходство с настоятелем. Не исключено, что это всего лишь легенда: доминиканцы (а монастырь был именно доминиканским) славились своими художниками и знали цену этому труду – как в материальном, так и во временном отношении.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: победа и поражение гения

Эксперимент удался Леонардо лишь частично: масляные краски ему вскоре пришлось подправлять той же темперой. Однако палитра оттенков, делающая фигуры Спасителя и его учеников максимально естественными на небольшом отдалении, благодаря гению мастера, осталась неизменной.

Но более всего современников художника поразила иллюзия огромного пространства позади сидящих за столом, которая невольно переносилась на пространство реальное, вбирая в себя его черты и заставляя наблюдателей чувствовать себя буквально внутри фрески.

Тайная Вечеря Леонардо да Винчи

Сила воздействия этой работы на зрителя такова, что до сих пор даже серьезные исследователи, изучая ее, не принимают во внимание то, что лежит буквально на поверхности, и углубляются в символику и сюжетность. Хотя ошеломляющий эффект Тайной вечери – всего лишь результат огромной работы ума и холодного расчета, своеобразное уравнение, основанное, тем не менее, на строгих природных законах, которым Леонардо следовал всю свою жизнь. Всего лишь? Ответ на этот вопрос каждый должен найти для себя сам.

Как увидеть фреску Тайная Вечеря

Ни одна, даже самая качественная репродукция, не сможет передать всю мощь гения Леонардо, решавшего и решившего одну из самых сложных загадок природы посредством создания фрески Тайная вечеря в Милане . Фреска по сей день украшает одну из стен трапезной в Санта Мария делле Грацие по адресу: Piazza Santa Maria delle Grazie 2 | Corso Magenta, 20123 Милан, Италия (Centro Storico).

Церковь открыта для посещений ежедневно с 7:30 до 19:00 (перерыв с 12:00 до 15:00). В предпраздничные и праздничные дни Санта Мария делле Грацие принимает гостей с 11-30 до 18-30.

Доступ в помещение с фреской строго ограничен. И прежде придется купить на осмотр Тайной вечери билеты, позволяющие в течение 15 минут находиться в трапезной.

С ними, кстати, все совсем непросто: будучи одной из главных достопримечательностей Милана, Тайная Вечеря пользуется сумасшедшей популярностью у гостей города. Билеты на нее раскупают за 2 месяца вперед, поэтому шансы посмотреть Вечерю «с наскоку» весьма призрачны. Не продаются билеты и с рук, за чем строго следит служба безопасности.

Таким образом, для тех, кто лишь готовится к поездке в Италию и хочет увидеть Тайную вечерю воочию, остается лишь один приемлемый вариант – онлайн-бронирование.

Где купить билеты на Тайную Вечерю

Тайная Вечеря всегда пользовалась сумасшедшим спросом в Милане, но когда мы впервые написали эту статью [в 2013-м году], то с билетами все равно было немного проще. Сейчас [в 2018], пересматривая доступные способы взять билеты, нужно признать, что все усложнилось еще сильнее.

Ограничение количества билетов в продаже привело к тому, что многие операторы безбожно завышают цены. Нередко доходит до того, что путешественники готовы выложить до $100 за билет, лишь бы увидеть фреску. Тем не менее, несколько способов попасть на осмотр Тайной вечери за адекватные деньги все же есть.

Способ 1: Weekend in Italy

Сайт, на котором можно поискать билеты, не переплачивая за экскурсию, – Weekend in Italy . Здесь билеты можно найти довольно часто, потому что сайт является главным поставщиком для многих зарубежных агентств, но есть свои особенности.

Билеты на Тайную Вечерю здесь доступны только в комплекте с еще одной покупкой. Например, Вы можете объединить посещение Вечери с билетом в Галерею Брера, Атлантическим кодексом Леонардо в библиотеке Амброзиана или взять Milano Card на 24 часа. Если выбрать только Тайную Вечерю, то система просто не пустит Вас к этапу покупки билета .

Поскольку эти достопримечательности являются одними из наиболее знаковых в Милане, это отличный способ составить интересный план сразу на целый день.

Кстати, Тайная Вечеря далеко не единственная достопримечательность Италии, билеты для посещения которой стоит бронировать заблаговременно. Более подробно о таких местах мы уже и рекомендуем статью всем, кто хочет «взять» от отпуска в Италии по максимуму.

Способ 2: Экскурсия с посещением Тайной вечери

Еще один способ посмотреть “Тайную вечерю” – сделать это в рамках англоязычной экскурсии. Так поступают очень многие иностранцы, и не только русскоговорящие. Потому что нередко гораздо проще и дешевле сходить на экскурсию [пусть и на английском языке], чем покупать у перекупщиков билеты по неадекватно завышенным ценам.

Посмотреть подробное описание экскурсии и оформить заказ на участие можно на этой странице .

Что делать, если билетов на нужную дату нет (дополнение 2017-го г.)

Когда BlogoItaliano узнал о такой критической ситуации с билетами, мы связались со знакомым гидом Оксаной в Милане (отзыв о ней ) и поинтересовались, можно ли что-то сделать, чтобы читатели BlogoItaliano все-таки смогли попасть на просмотр фрекси даже с таким ажиотажем по билетам.

И Оксана обнадежила

Оказывается, она периодически помогает путешественникам, заказывающим у нее экскурсию “По следам Леонардо да Винчи”, попасть на просмотр фрески. Притом, нередко билеты удается достать даже по цене кассы. По словам Оксаны, 100%-ую гарантию посещения фрески она не дает, но за долгие годы практики у нее был лишь один случай, когда туристы не смогли попасть внутрь.

Если Вы были внимательны, то, наверное, заметили, что речь идет только о билетах в дополнение к экскурсии . Но это трехчасовая экскурсия на русском языке с одним из самых востребованных гидов в Милане.

Кстати, помимо Тайной вечери Леонардо да Винчи, в экскурсию также входит посещение еще одного шедевра мастера в замке Сфорцеско и его же картины “Портрет музыканта” в галерее Амброзиана. Ну а для самых стойких почитателей гения Оксана включает в экскурсию и Музей, посвященный изобретениям Леонардо.

Связаться с Оксаной, чтобы уточнить у нее детали экскурсии, можно по e-mail или через форму обратной связи ниже.

Истинно, нет на свете тайного, что когда-нибудь не стало бы явным, ибо рукописи не горят. И мы продолжаем развенчивать один из самых бессовестных исторических мифов, относительно опороченного христианской Церковью имени Марии Магдалины . От недавнего для нас стало иметь принципиально важное значение освещение этой темы, потому как сам Ригдена Джаппо с огромным уважением отзывается о ней и её "великом подвиге", в которому мы обязательно прийдем позднее, чему свидетельствуют изложенные в книге "Сэнсэй 4. Исконный Шамбалы " материалы, описывающие совершенно неизвестную историю этой загадочной и прекрасной женщины. Совсем скоро в разделе "Исконные Знания " мы выложим подробное содержание этого бесценного, на наш взгляд, литературного произведения.

А пока, вслед за статьей "Одна из тайн Марии Магдалины, любимого ученика Иисуса Христа ", мы продолжаем поиск неудобной для официальной Церкви правды, пытаясь разобраться, что и почему от нас - обыкновенных людей - скрывали на протяжении тысячелетий, уж что поделаешь, приходится говорить прямо, так называемые "священнослужители". Получив ключи-Знания, перед любым человеком "открываются двери и глаза", он начинает видеть окружающую реальность под кардинально иным углом зрения, и в первую очередь, ему становится непонятно, почему эти люди называют себя "священнослужители" и скрывают столько тайн? Узнай человек правду, и многое в этом мире могло бы измениться, причем убеждены, в лучшую для людей сторону.

Сегодня мы обратимся к монументальной росписи Леонардо да Винчи "Тайная вечеря ", изображающей сцену последнего ужина Иисуса Христа с учениками. Она написана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Причина нашего обращения в ней? Подобно многим непредвзятым библейским исследователям, нам стало очень интересно, почему ясно видно, рядом с Иисусом находится женщина , тогда как Церковь тысячелетиями настоятельно убеждает поверить в версию - о некоем апостоле Иоанне, из под пера которого вышло четвертое, одно из канонических Евангелий "от Иоанна Богослова", - "возлюбленного ученика" Спасителя.

Итак, рассмотрим сперва оригинал:

Месторасположение


Церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия.

"Тайная вечеря" (официальные сведения, по версии Википедии)

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Техника

Он писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, габса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей ;
Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета) , Петр и Иоанн (?) ;
Фома, Иаков Зеведеев и Филипп ;
Матфей, Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его ("и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня"), и реакция каждого из них. Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа. Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.
Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.
Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене. Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

"Тайная вечеря. Рядом с Христом сидит Мария Магдалина!" ( Линн Пикнетт, Клайв Принс. "Леонардо да Винчи и Братство Сиона")

(книга, заслуживающая внимания, благодаря своему тревому аналитическому взгляду)

Есть в мире одно из самых знаменитых - бессмертных - произведений искусства. Фреска Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» является единственной уцелевшей росписью в трапезной монастыря Санта-Мария дель Грация. Она выполнена на стене, которая осталась стоять после того, как все здание превратилось в груду мусора в результате бомбардировки союзников во время Второй мировой войны. Хотя свои варианты этой библейской сцены представили миру и другие замечательные художники - Никола Пуссен и даже такой вызывающий идиосинкразию автор, как Сальвадор Дали, - именно творение Леонардо по каким-то причинам поражает воображение больше, чем любое другое полотно. Варианты на эту тему можно увидеть повсюду, и они охватывают весь спектр отношений к теме: от преклонения до осмеяния.

Иногда изображение выглядит настолько знакомым, что его практически не рассматривают в деталях, хотя оно открыто взору любого зрителя и требует более тщательного рассмотрения: его истинный глубокий смысл остается закрытой книгой, а зритель скользит взглядом лишь по ее обложке.

Именно это произведение Леонардо да Винчи (1452-1519) - страдающего гения Италии эпохи Возрождения - указало нам дорогу, которая привела к открытиям, столь захватывающим по своим последствиям, что поначалу они казались невероятными. Невозможно понять, почему целые поколения ученых не заметили того, что оказалось доступно нашему изумленному взгляду, почему такая взрывоопасная информация терпеливо ждала все это время писателей, подобных нам, оставалась вне основного русла исторических или религиозных исследований и не была обнаружена.

Чтобы быть последовательными, мы должны вернуться к «Тайной Вечере» и посмотреть на нее свежим, непредвзятым взглядом. Сейчас не время рассматривать ее в свете знакомых представлений об истории и искусстве. Сейчас наступил момент, когда более подходящим будет взгляд человека, которому совсем незнакома эта столь известная сцена - пусть пелена предвзятости падет с наших глаз, позволим себе посмотреть на картину по-новому.

Центральной фигурой, разумеется, является Иисус, которого Леонардо в своих записях, относящихся к этой работе, называет Спасителем. Он задумчиво взирает вниз и чуть влево от себя, руки простерты по столу перед ним, как бы предлагая зрителю дары Тайной Вечери. Поскольку именно тогда, согласно Новому Завету, Иисус ввел таинство Причастия, предложив ученикам хлеб и вино в качестве своей «плоти» и «крови», зритель вправе ожидать, что на столе перед ним должна быть чаша или кубок с вином, чтобы жест выглядел оправданным. В конечном итоге для христиан эта вечеря непосредственно предшествует страстям Христовым в Гефсиманском саду, где он горячо молится «да минует меня чаша сия...» - еще одна ассоциация с образом вино - кровь, - а также святая кровь пролилась перед Распятием во искупление грехов всего человечества. Тем не менее вина перед Иисусом нет (и даже символического его количества на всем столе). Могут ли эти простертые руки означать то, что на лексиконе художников называется пустым жестом?

Учитывая отсутствие вина, возможно, не случайно и то, что из всех хлебов на столе очень немногие «преломлены». Поскольку Иисус сам ассоциировал со своей плотью хлеб, который следует преломить при высшем таинстве, не послан ли нам едва различимый намек на истинный характер страданий Иисуса?

Однако все это лишь верхушка айсберга ереси, отраженной в этой картине. По Евангелию, апостол Иоанн Богослов был физически столь близок к Иисусу во время этой Вечери, что приник «к его груди». Однако у Леонардо этот молодой человек занимает совсем не такое положение, как требуют того «сценические указания» Евангелия, но, напротив, преувеличенно отклонился от Спасителя, склонив голову в правую сторону. Непредвзятого зрителя можно простить, если он заметит только эти любопытные особенности в отношении единственного образа - образа апостола Иоанна. Но, хотя художник в силу собственных пристрастий, конечно, был склонен к идеалу мужской красоты несколько женственного типа, иных толкований быть не может: в данный момент мы смотрим на женщину. Все в нем поразительно женственное. Каким бы старым и поблекшим ни было изображение из-за возраста фрески, нельзя не обратить внимания на крошечные, изящные руки, тонкие черты лица, явно женскую грудь и золотое ожерелье. Это женщина, именно женщина, что отмечено одеянием, особо ее выделяющим . Одежды на ней представляют собой зеркальное отражение одежды Спасителя: если на нем синий хитон и красный плащ, то на ней красный хитон и синий плащ. Ни у кого из сидящих за столом нет одеяний, представляющих собой зеркальное отражение одежд Иисуса. И за столом нет других женщин.

Центральной в композиции является огромная, уширенная буква «М», которую образуют фигуры Иисуса и этой женщины, взятые вместе. Они будто буквально соединены в бедрах, но страдают из-за того, что расходятся или даже растут из одной точки в разные стороны. Насколько нам известно, ни один из академиков никогда не ссылался на этот образ иначе, чем «святой Иоанн», не замечена ими и композиционная форма в виде буквы «М». Леонардо, как мы установили в своих исследованиях, был великолепным психологом, который посмеялся, представив своим патронам, заказавшим ему традиционное библейское изображение, в высшей степени неортодоксальные образы, зная, что люди будут спокойно и невозмутимо смотреть на самую чудовищную ересь, поскольку обычно видят только то, что хотят видеть. Если вас призвали написать христианскую сцену и вы представили публике нечто, на первый взгляд, подобное и отвечающее ее пожеланиям, люди никогда не станут искать двусмысленный символизм.

Вместе с тем Леонардо должен был надеяться, что, возможно, есть другие, разделяющие его необычное толкование Нового Завета, кто распознает в картине тайную символику. Или же кто-то когда-то, некий объективный наблюдатель однажды поймет образ таинственной женщины, связанной с буквой «М», и задаст вопросы, с очевидностью из этого вытекающие. Кто была эта «М» и почему она столь важна? Почему Леонардо рискнул своей репутацией - даже жизнью в те дни, когда еретики повсюду горели на кострах, - чтобы включить ее в основополагающую для христианина сцену? Кто бы она ни была, ее судьба не может не вызывать тревоги, поскольку протянутая рука режет ее изящно выгнутую шею. Угроза, заключенная в этом жесте, сомнений вызвать не может.

Поднятый прямо перед ликом Спасителя указательный палец другой руки с очевидной страстностью угрожает и ему самому. Но и Иисус и «М» выглядят людьми, не замечающими угрозу, каждый из них полностью погружен в мир своих дум, каждый в собственной манере безмятежен и спокоен. Но все вместе выглядит так, будто тайные символы использованы не только для того, чтобы предупредить Иисуса и сидящую рядом женщину (?), но и сообщить (а может быть, напомнить) наблюдателю о некой информации, которую обнародовать другим способом было бы опасно. Не использовал ли Леонардо свое творение для обнародования каких-то особых верований, провозгласить которые обычным способом было бы просто безумием? И не могли бы эти верования быть посланием, адресованным гораздо более широкому кругу, а не только ближнему его окружению? Может быть, они были предназначены и для нас, для людей нашего времени?

Юный апостол Иоанн или Мария Магдалина?

Вернемся к рассмотрению этого поразительного творения. На фреске справа, с точки зрения наблюдателя, высокий бородатый мужчина согнулся почти вдвое, что-то рассказывая ученику, сидящему у края стола. При этом он практически полностью повернулся спиной к Спасителю. Моделью для изображения этого ученика - Святого Фаддея или Святого Иуды - служил сам Леонардо. Отметим, что изображение художников эпохи Возрождения, как правило, либо случайны либо делались тогда, когда художник был красивой моделью. В данном случае мы имеем дело с примером использования образа приверженцем double entendre (двойного смысла). (Он был озабочен поиском нужной модели для каждого из апостолов, о чем можно судить по его бунтарскому предложению, сделанному самому разгневавшемуся приору монастыря святой Марии, послужить моделью для Иуды.) Так почему Леонардо изобразил себя столь явно отвернувшимся от Иисуса?

Более того. Необычная рука целит кинжалом в живот ученика, сидящего всего через одного человека от «М». Эта рука не может принадлежать никому из тех, кто сидит за столом, поскольку для удержания кинжала в таком положении подобный изгиб физически невозможен для людей, находящихся рядом с изображением руки. Однако действительно поразительным является не сам факт существования не принадлежащей телу руки, но отсутствие в трудах о Леонардо, которые мы прочитали, упоминания об этом: хотя в паре работ эта рука упоминается, ничего необычного авторы в ней не находят. Как и в случае апостола Иоанна, который выглядит как женщина, ничто не может быть более очевидным - и более странным, - стоит лишь обратить на это обстоятельство внимание. Но эта неправильность чаще всего ускользает от внимания наблюдателя просто потому, что факт этот - экстраординарный и возмутительный.

Мы часто слышим, что Леонардо был ревностным христианином, религиозные картины которого отражают глубину его веры. Как мы видим, по меньшей мере в одной из картин присутствуют образы, очень сомнительные, с точки зрения ортодоксального христианина. Нашими дальнейшими исследованиями, как мы покажем, установлено: ничто не может быть столь далеким от правды, как представление, что Леонардо был истинно верующим - подразумевается, верующим по канонам общепринятой или хотя бы приемлемой формы христианства. Уже по любопытным аномальным особенностям одного из его творений мы видим, что он пытался рассказать нам о другом пласте смыслов в знакомой библейской сцене, о другом мире веры, скрытом в общепринятых образах настенной росписи в Милане.

Что бы ни значили эти еретические неправильности - а значение этого факта преувеличить невозможно, - они были абсолютно несовместимыми с ортодоксальными догматами христианства. Само по себе это вряд ли будет новостью для многих современных материалистов/рационалистов, поскольку для них Леонардо был первым настоящим ученым, человеком, у которого не было времени на какие-либо суеверия, человеком, являвшим собой антитезу всякой мистике и оккультизму. Но и они не смогли понять того, что предстало перед их глазами. Изобразить Тайную Вечерю без вина равносильно изображению сцены коронации без короны: получается либо бессмыслица, либо картина наполнена другим содержанием, причем до такой степени, что представляет автора абсолютным еретиком - человеком, который имеет веру, но веру, противоречащую догматам христианства. Может быть, не просто иную, но находящуюся в состоянии борьбы с догматами христианства. И в других работах Леонардо мы обнаружили его собственные особые еретические пристрастия, выраженные в тщательно проработанных соответствующих сценах, которые он вряд ли написал бы именно так, будучи просто атеистом, зарабатывающим себе на жизнь. Этих отклонений и символов слишком много, чтобы их можно было истолковать как насмешку скептика, вынужденного работать по заказу, нельзя их назвать и просто выходками, подобными, например, изображению святого Петра с красным носом. То, что мы видим в Тайной Вечере и других работах, есть тайный код Леонардо да Винчи, который, как мы полагаем, имеет поразительную связь с современным нам миром.

Можно спорить, во что верил или не верил Леонардо, но его действия были не просто причудой человека, несомненно неординарного, вся жизнь которого была полна парадоксов. Он был замкнутым, но вместе с тем душой и жизнью общества; он презирал гадалок, но в его бумагах обозначены большие суммы, заплаченные астрологам; он считался вегетарианцем и нежно любил животных, но его нежность редко простиралась на человечество; он рьяно препарировал трупы и наблюдал за казнями взглядом анатома, был глубоким мыслителем и мастером загадок, трюков и мистификаций.

При столь противоречивом внутреннем мире вполне вероятно, что религиозные и философские воззрения Леонардо были необычными, даже странными. Только по этой причине возникает искушение не обращать внимания на его еретические верования как на нечто, не имеющее значения для нашей современности. Общепризнано, что Леонардо был чрезвычайно одаренным человеком, но современная тенденция оценивать все в терминах «эпохи» ведет к значительной недооценке его достижений. В конце концов, в те времена, когда он пребывал в расцвете творческих сил, даже книгопечатание было новинкой. Что один изобретатель-одиночка, живший в столь примитивные времена, может предложить миру, который купается в океане информации через глобальную сеть, миру, в считаные секунды через телефон и факс обменивающемуся информацией с континентами, в его времена еще не открытыми?

Есть два ответа на этот вопрос. Первый: Леонардо не был, воспользуемся парадоксом, заурядным гением. Большинство образованных людей знает, что он сконструировал летательный аппарат и примитивный танк, но вместе с тем некоторые его изобретения были столь несвойственны времени, в котором он жил, что люди с эксцентричным складом ума могут вообразить, будто ему было дано провидеть будущее. Его конструкция велосипеда, например, стала известна только в конце шестидесятых годов двадцатого века. В отличие от мучительной эволюции методом проб и ошибок, которую претерпел викторианский велосипед, пожиратель дорог Леонардо да Винчи имеет уже в первой редакции два колеса и цепную передачу. Но еще более поражает не конструкция механизма, но вопрос о причинах, которые побудили изобретать велосипед. Человек всегда хотел летать как птица, но мечта о балансировании на двух колесах и нажимании на педали, принимая к тому же во внимание плачевное состоянии дорог, уже отдает мистикой. (Вспомним, кстати, что в отличие от мечты о полетах она не фигурирует ни в одном классическом сюжете.) Среди многих других высказываний о будущем Леонардо предсказал также и появление телефона.

Будь Леонардо даже еще большим гением, чем говорят о том исторические книги, все равно остается без ответа вопрос: какими возможными знаниями он мог обладать, если им предложенное обрело смысл или получило широкое распространение только через пять веков после его времени. Можно, конечно, выдвинуть аргумент, что учение проповедника первого века, казалось бы, должно иметь еще меньшее отношение к нашему времени, но остается непреложным факт: некоторые идеи универсальны и вечны, истина, найденная или сформулированная, по прошествии веков не перестает быть истиной...

(продолжение следует)

"Код да Винчи" (скандальный роман Дэна Брауна)

Особенно острые споры разразились в мире после экранизации скандального романа Дэна Брауна "Код Да Винчи ", где, кроме всего прочего, он утверждает, что Мария Магдалина была не только возлюбленным учеником Иисуса, но и супругой, то есть женой . Книга переведена на 44 языка и издана общим тиражом более чем 81 миллионов экземпляров. «Код да Винчи» возглавляет список бестселлеров журнала «Нью-Йорк Таймс», многие считают роман лучшей книгой десятилетия. Роман, написанный в жанре интеллектуального детективного триллера, смог пробудить широкий интерес к легенде о Святом Граале и месту Марии Магдалины в истории христианства.

Однако христианский мир очень остро отреагировал на выход книги и фильма, версию Дэна Брауна разгромили тысячей критических откликов и замечаний. Наиболее ркасноречиво выразился один из ревностных служителей религии, призвавший даже бойкотирвать фильм: «пронзительно антихристианской, полной клеветы, преступлений и исторических и теологических ошибок относительно Иисуса, Евангелия и враждебную церкви». Впрочем, отбрасывая религиозную зашоренность, одно можно утверждать наверняка, ни один из критиков тогда не жил, и реальной истории знать не может. Её может знать тот, чье имя начертано в заглавии нашего сайта, и мы еще вернемся к его словам.

ЭСКИЗ "ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ"

Ну теперь посмотрим на заготовку Леонардо Да Винчи, сохранившийся эскиз к "Тайной вечере". Вторая фигура слева, в верхнем ряду, отчетливо просматриваются женственные очертания, более плавные и светлые формы. Кто это, как не женщина?

РЕЗЮМЕ

Каждый видит то, что хочет увидеть, таков один из таинственных законов человеческого сознания. И если сознание человека верит в то, что белое - это черное, оно будет с уверенностью доказывать свою правоту. Мы не присутствовали при написании знаменитой монументальной росписи гениального художника, как и не присутствовали при эпохальных событиях жизни Иисуса Христа, и посему справедливей будет закончить данную статью утверждением о том, что мы не можем знать достоверно, Иоанн это или Мария, однако субъективно, на картине Леонардо Да Винчи - женщина, а стало быть никто иной как возлюбленный ученик Иисуса - Мария Магдалина. В такой же степени субъекивности находится и мнение Церкви о том, что на картине апостол Иоанн Богослов. 50 / 50 - не более того!!!

Подготовил Дато Гомартели (Украина-Грузия)

PS: еще одна репродукция, фото мозаики “Тайная вечеря” из Исаакиевского собора Санкт-Петербурга, и снова мы видим женщину:


Само название знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» несет в себе сакральное значение. Действительно, многие полотна Леонардо овеяны ореолом загадочности. В «Тайной вечере», как и во многих других работах художника, прослеживается много символизма и скрытых посланий.

Недавно была завершена реставрация легендарного творения. Благодаря этому удалось узнать немало интересных фактов, связанных с историей картины. Смысл ее до сих пор не вполне ясен. По поводу скрытого посыла «Тайной вечери» рождаются всё новые догадки.

Леонардо да Винчи - одна из самых загадочных личностей в истории изобразительного искусства. Одни практически причисляют художника к лику святых и пишут ему хвалебные оды, другие, напротив, считают его богохульником, продавшим душу дьяволу. Но при этом никто не сомневается в гениальности великого итальянца.

История создания картины

С трудом верится, но монументальная роспись «Тайная вечеря» была сделана в 1495 году по заказу миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своим распутным нравом, у него была очень скромная и благочестивая жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.

Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.

Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Размеры росписи составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метра вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с фреской злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.

Знаменитая фреска расположена на одной из стен трапезной в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такой же стол и посуду, какими пользовались на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (Добро и Зло) находятся гораздо ближе, чем мы думаем.

Интересные факты

1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно становились предметом споров. Судя по надписям на репродукции полотна, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.

2. Многие историки считают, что на росписи изображена евхаристия (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже...

3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи дались образы Иисуса и Иуды. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.

Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнений: вот оно - воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».

Последним персонажем, прототип которого художнику всё не удавалось найти, был Иуда. Да Винчи часами бродил по узким итальянским улочкам в поисках подходящей модели. И вот спустя 3 года художник нашел то, что искал. В канаве валялся пьянчуга, который уже давно находился на краю социума. Художник приказал привести пьяницу в его мастерскую. Мужчина практически не держался на ногах и слабо соображал, куда он вообще попал.

После того как образ Иуды был завершен, пьяница подошел к картине и признался, что где-то уже ее раньше видел. На недоумение автора мужчина ответил, что три года назад он был совсем другим человеком - пел в церковном хоре и вел праведный образ жизни. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.

Так, по предположениям историков, для образов Иисуса и Иуды позировал один и тот же человек в разные периоды своей жизни. Этот факт служит метафорой, показывая, что добро и зло идут рука об руку и между ними очень тонкая грань.

4. Самым спорным считается мнение о том, что по правую руку от Иисуса Христа сидит вовсе не мужчина, а не кто иной, как Мария Магдалина. Ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Иисуса. Из силуэтов Марии Магдалины и Иисуса образуется буква М. Якобы она означает слово matrimonio, которое переводится как «брак».

5. По мнению некоторых ученых, необычное расположение учеников на полотне не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был Козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - Девой.

6. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время Второй мировой войны в результате попадания снаряда в здание церкви было разрушено практически всё, кроме стены, на которой изображена фреска.

А до этого в 1566 году местные монахи проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам фрески. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце ХVII века из трапезной и вовсе сделали конюшню.

7. Не менее интересны размышления людей искусства о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо нарисовал опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.

8. Существует предположение, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - это на самом деле автопортрет самого да Винчи. И, учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более чем вероятна.

Думаю, даже если ты не относишь себя к ценителям высокого искусства, тебя всё равно заинтересовала эта информация. Если это так, делись статьей со своими друзьями.

Если говорить о памятниках искусства и культуры, имеющих мировое значение, нельзя не упомянуть картины Леонардо да Винчи. И, несомненно, одной из наиболее известных является его работа «Тайная вечеря». Кто-то утверждает, что на её написание мастера вдохновила Божья искра, а кто-то твердит, что ради такого мастерства он продал душу дьяволу. Но одно неоспоримо - то умение и тщательность, с которой художник воссоздал все нюансы сцены из Евангелия, до сих пор остаются недостижимой мечтой для большинства живописцев.

Итак, какие же секреты скрывает это изображение? Читайте - и узнаете!

Сцена последнего ужина Христа со своими учениками

История создания картины

Леонардо да Винчи получил заказ на написание «Тайной вечери » от своего покровителя - герцога Милана Людовико Сфорца. Это случилось в 1495 г., а причиной послужила смерть жены правителя, скромной и набожной Беатриче д’Эсте. При её жизни известный ловелас Сфорца пренебрегал общением с женой ради развлечений с друзьями, но всё же по-своему любил её. В летописях отмечено, что после смерти своей дамы он объявил пятнадцатидневный траур, молясь в своих покоях и не покидая их ни на минуту. А после того, как этот срок истёк, он заказал придворному художнику (которым в то время как раз и являлся Леонардо) картину в память об усопшей.

Размещается фреска в доминиканском храме Санта-Мария-делле-Грацие. Её написание продлилось целых три года (тогда как обычно на исполнение такой картины требовалось около трёх месяцев) и было завершено лишь в 1498 г. Причиной для этого послужили и необыкновенно масштабные размеры работы (460×880 см), и новаторская техника, использованная мастером.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Милан

Леонардо да Винчи писал не по влажной штукатурке, а по сухой, чтобы иметь возможность видеть цвета и детали. Кроме того, он использовал не только масляные краски, но и темперу - смесь пигмента и яичного белка - что также стало поводом быстрого ухудшения состояния произведения. Разрушаться картина начала уже через двадцать лет после того, как художник сделал последний мазок. Сейчас для того, чтобы сохранить её для потомков, осуществляется целый комплекс специальных мероприятий. Если этого не делать, фреска полностью исчезнет уже через 60 лет.

Замысел мастера

Картина Леонардо да Винчи Тайная вечеря изображает один из самых известных и трогательных эпизодов в Евангелии. Согласно богословским выкладкам, именно она открыла путь Господа к кресту, как к последнему сражению со злом и смертью. В этот момент любовь Христа к человечеству проявилась явно и зримо - Он пожертвовал божественным светом, чтобы уйти в смерть и тьму. Разделив хлеб с учениками, Господь тем самым приобщился к каждому из нас, оставил Своё завещание. Но в то же время кто-то может и отвергнуть эту возможность - ведь Бог не только любовь, но и свобода, и это демонстрирует нам поступок Иуды.

Чтобы достойно передать в красках эту глубокую и многозначительную сцену, Леонардо совершил значительную подготовительную работу. Как указано в записках современников, он ходил по улицам Милана в поисках натурщиков. Мастер смешил их, огорчал и удивлял, наблюдал за тем, как люди ссорятся и мирятся, признаются в любви и расстаются - чтобы после отразить это в своём произведении. Именно поэтому все участники Тайной вечери на фреске наделена индивидуальностью, своим выражением, позой и настроением.

Первые эскизы Тайной вечери. Находятся в Венецианской Академии

Кроме того, живописец отказался от традиционных иконописных канонов в пользу реалистичного и натурального изображения. По тем временам писать Иисуса и апостолов без привычных венцов, нимбов и мандорл (золотого сияния вокруг всей фигуры) было довольно смелым замыслом , который даже критиковали некоторые священники. Но после завершения работы все единогласно признали - лучше передать божественную трапезу не удавалось ещё никому.

Секреты картины Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Известно, что да Винчи был не только знаменитым художником, но и изобретателем, инженером, анатомом, учёным, а кое-кто даже приписывает ему связь с разнообразными мистическими обществами, которых в Европе XV столетия было довольно много. Поэтому, благодаря мастерству их создателя, произведения Леонардо да Винчи также несут некий налёт таинственности и загадочности. И именно вокруг «Тайной вечери» таких предубеждений и мистификаций существует чрезвычайно много. Итак, какие же секреты зашифровал творец?

По утверждениям историков, изучающих творческое наследие эпохи Возрождения, сложнее всего далось мастеру написание Иисуса и Иуды Искариота. Господь должен был предстать перед зрителями как воплощение доброты, любви и благочестия, тогда как Иуда - стать его противоположностью, тёмным антагонистом. Неудивительно, что да Винчи никак не мог отыскать подходящих натурщиков. Но однажды во время богослужения он увидел в церковном хоре молодого певчего - его юное лицо было столь одухотворённым и безукоризненным, что живописец сразу же понял, что именно этот человек может стать прообразом Христа. Но даже после того, как его фигура была написана, художник долго корректировал и исправлял его, пытаясь добиться совершенства.

Прообраз Иуды и Иисуса, Леонардо рисовал с одного натурщика, не зная об этом

Осталось изобразить лишь Искариота - и вновь Леонардо не смог найти нужного человека. Он отправлялся в самые грязные и запущенные районы Милана, часами бродил по низкопробным тавернам и портам, пытаясь найти того, чье лицо послужило бы подходящей моделью. И вот, наконец, ему улыбнулась удача - в придорожной канаве он увидел пьяного человека. Художник приказал отвести его в церковь и, даже не позволив очнуться от опьянения, начал запечатлевать образ. После окончания работы пьяница сказал, что уже видел её однажды, и даже участвовал - только в тот раз с него писали Христа… По мнению современников, это доказывало, как тонка грань между благополучной жизнью и падением - и как легко её преступить!

Также интересно, настоятель церкви, в которой располагалась фреска, часто отвлекал Леонардо да Винчи, указывая, что тот должен усерднее работать, а не стоять часами перед изображением - и уж тем более не бродить по городу в поисках натурщиков! Наконец это так надоело живописцу, что однажды он пообещал аббату, что нарисует Иуду с его лицом, если он немедленно не прекратит командовать и указывать!

Ученик или Мария Магдалина?

До сих пор ведутся дискуссии, кого Леонардо да Винчи изобразил на картине по левую руку от Спасителя. По мнению некоторых искусствоведов, нежное, изящное лицо этого персонажа просто не может принадлежать мужчине, а значит, художник ввёл в сюжет Марию Магдалину - одну из женщин, последовавших за Пастырем. Кое-кто заходит ещё дальше, предполагая, что она была законной женой Иисуса Христа. Подтверждение этому находят в расположении фигур на фреске - склонившись друг к другу, они образуют стилизованную букву «М», означающую «Matrimonio» - брак . Другие исследователи не соглашаются с этим, уверяя, что абрисы тел можно соединить всего лишь в литеру «V» - инициалы да Винчи.

Иисус и Мария Магдалина на фреске Тайная вечеря

Но существуют и другие подтверждения тому, что Магдалина была женой Христа. Так, в Евангелии можно увидеть упоминания о том, как она омывала Его ноги миром и вытирала их волосами (Ин. 12:3), а это могла делать лишь женщина, состоящая с мужчиной в законном браке. Кроме того, некоторые апокрифы утверждают, что на момент распятия Господа на Голгофе Мария была беременной, а рождённая ею дочь Сара стала прародительницей французской королевской династии Меровингов.

Размещение фигур и предметов

Тайная вечеря Леонардо да Винчи отличается не только реалистичностью и живостью человеческих фигур - мастер тщательно проработал и окружающее их пространство, и столовые приборы, и даже пейзаж. Каждая черта произведения содержит в себе закодированное послание.

Например, учёные выяснили, что порядок, в котором на фреске располагаются фигуры апостолов, вовсе неслучаен - он соответствует последовательности зодиакального круга. Так, если придерживаться этой закономерности, то можно увидеть, что Иисус Христос был козерогом - символом движения вперёд, к новым вершинам и достижениям, духовного развития. Этот знак отождествляется с Сатурном - божеством времени, судьбы и гармонии.

А вот загадочная фигура рядом со Спасителем, о которой уже говорилось выше, расположена под знаком Девы. Это ещё одно доказательство в пользу того, что мастер показал на картине именно Марию Магдалину.

Икона из янтаря «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Интересно изучать и расположение предметов на столе. В частности, возле руки Иуды можно увидеть перевёрнутую солонку (что уже в те времена считалось приметой, предвещающей беду), а кроме того, его тарелка пуста. Это знак того, что он не смог воспринять благодать, дарованную пришествием Господа, отвергнул Его дар.

Поводом для диспутов служит даже рыба, поданная трапезующим. Искусствоведы долго спорили, что именно изобразил Леонардо. Одни говорят, что это сельдь - её итальянское название, «aringa», созвучно с «arringare» - учение, проповедь, наставление. А вот по версии других, это угорь - на диалекте Восточной Италии его называют «anguilla», что для итальянцев звучит похоже на «тот, кто отвергает религию».

За время своего существования фреска не раз оказывалась под угрозой уничтожения. Так, во время II Мировой войны артиллерийский снаряд, влетевший в окно церкви, изуродовал и частично разрушил все стены - за исключением той, где было написано произведение!

Знаменитая картина всё ещё существует - и открывает перед нами всё новые и новые тайны, разгадка которых только предстоит. А тем временем вы можете любоваться на многочисленные копии и репродукции , выполненные из самых разных материалов. Например, Тайная вечеря из янтаря , высыпанная из самоцветной крошки и инкрустированная крупными камнями, просто поражает - в ней сочетаются мастерское исполнение и загадочность оригинала!

error: Content is protected !!