Внутренняя сила человека. В чем сила человека - внутренняя, физическая и духовная

РЕФЕРАТ

Тема: «Движущие силы антропогенеза»

Дисциплина: «Биология»

Москва 2003

ПЛАН

I . Человек и обезьяны 3

II . 1. Ископаемые обезьяны – предки человека6

2. Формирование человека 8

3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека.

Продолжается ли биологическая эволюция homo sapiens?12

III . Расы современного человечества14

Библиография 17

Схемы 18


Введение

Человек и обезьяны

Земля – родина человека. Человеческое тело состоит из тех же веществ и элементов, что и наша планета. Человека породил животный мир, в котором до сего времени есть много близкородственных человеку видов. Прежде всего это обезьяны. Одни из них меньше похожи на человека

(американские игрунки и капуцины), у других, обезьян Африки и Азии – мартышек, макак, больше сходства с человеком.

Но, оказывается, можно установить и ещё более тесное родство человека с такими высокоразвитыми обезьянами, как шимпанзе. По очень многим анатомо-физиологическим особенностям шимпанзе больше напоминает человека, чем мартышки, павианы или макаки. И не случайно эту обезьяну называют человекообразной или антропоидом. Рост шимпанзе – 1,4 – 1,5 м, вес – 50-60 кг. У него нет хвоста. Строение мозга тоже приближает шимпанзе к человеку.

Близкородственны человеку так же гориллы, орангутаны и гиббоны.(см.рис. стр.5)

В одной индийской легенде рассказывается, будто люди произошли именно от гиббонов, которые научились возделывать землю, стали лучше питаться, а потом потеряли шерсть, сделались выше и тяжелее. Конечно, это всего лишь миф, но он свидетельствует о том, что люди давно подметили особое сходство между обезьянами и человеком. (см.1 стр.9)

Когда в 1859 году появилась эволюционная теория Чарльза Дарвина, уже накопилось много научно достоверных сведений о строении человекообразных и других обезьян. Дарвин писал, что человек, со всеми своими благородными качествами, включая гуманность, с высокими способностями, в особенности разумом, носит в своём физическом строении неизгладимую печать происхождения из животного мира.

Действительно, у каждого человека во внешнем облике и во внутреннем строении есть много таких органов и особенностей, наличие которых можно объяснить не иначе, как унаследованием от животных предков, включая обезьян.

На голове и теле человека есть волосы, как у млекопитающих. Пусть их мало на теле, но на голове до 100 и даже 150 тыс. Кожные узоры на ладонях и подошвах человека поразительно похожи на обезьяньи. Человек и все названные животные с ногтями объединяются зоологами в одну группу млекопитающих, а именно в отряд приматов (от лат. «примас» - первенствующий).

У человека с крупными антропоидами – гориллой, шимпанзе и орангутаном (см.рис.стр 5) наблюдается много общего и в процессе их жизненного цикла. После 8-9 месяцев внутриутробного развития, у антропоидов рождается детёныш весом, как правило, около 2 кг.

До 5-6 месяцев детёныш беспомощен и ещё долго питается молоком матери.

У него, как и у ребёнка, появляется 20 молочных зубов, которые к 12-15 годам заменяются 32 постоянными.

Ещё одна группа доказательств естественного, а не сверхъестественного, не божественного происхождения человека – рудиментарные, т.е. недоразвитые (остаточные) органы. Их в теле человека несколько десятков. К примеру, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс), форма и размер ушной раковины человека мало отличается от своих ближайших предков, но мышцы ушной раковины утратили способность двигать ушами.

Необходимо сказать и о случаях возврата к предкам, или атавизма («атавус» - отдалённый предок с лат.), в форме и строении различных органов. Самый яркий пример – рождение ребёнка с хвостом.

Таким образом, учение Дарвина о ближайшем родстве человека с антропоидами полностью подтверждается современной наукой.

(Гиббон) (Орангутан)

(Шимпанзе) (Мартышка Диана)

1. Ископаемые обезьяны – предки человека

Свыше 10 миллионов лет назад на материках Азии, Европы и Африки жило много разных человекообразных и низких обезьян. Самые древние из узконосых обезьян, ещё близкие к примитивны приматам лемурам из семейства омомиид, найдены в эоценовых слоях восточного Алжира (около 40 млн. лет назад). По месту находки эту обезьяну назвали Биритией. Уже в следующем периоде – олигоцене на территории современного Египта и на Аравийском полуострове существовали многочисленные узконосые обезьяны – египтопитеки и близкие роды. Это были ещё низшие обезьяны, многие из них широко распространились по Азии. Ещё раньше приматы попали в Новый Свет, вероятно, переплыв на плотах из унесённых бурями деревьев Атлантический океан, в то время узкий, не превышавший по ширине современного Средиземного моря (Американский материк тогда ещё не успел сместиться на запад).

В интервале 20-9 млн. лет. назад найдено много остатков человекообразных обезьян. Ещё в прошлом веке из миоценовых слоёв Европы первым был описан дриопитек ( от греч. слов и «дрис» - дерево, «питекос» - обезьяна). При передвижении по деревьям эти обезьяны цеплялись за ветви, подвешиваясь к ним руками, туловище при этом находилось в отвесном положении, а ноги были поджаты. У дриопитековых были особенности, позволявшие им идти по пути антропогенеза: высокое развитие центральной нервной системы, хорошее цветное бинокулярное зрение и хватательные конечности – не только передние, но и задние. Способность к передвижению на двух ногах, или к прямохождению, очень пригодилась предкам человека, когда на Земле стал сильно меняться климат. Великий русский физиолог И. Павлов выделял обезьян среди др. животных. Благодаря 4 хватательным конечностям у обезьян складываются более разнообразные взаимоотношения с окружающей средой. Это, в свою очередь, развивает мышечное чувство, осязание, зрение: обезьяны видят предметы в объёме и цвете. (см.1, стр.57) Среди более развитых обезьян, вроде южноафриканских или восточноафриканских австралопитеков (от лат. «австралис» - южный и греч. «питекос» - обезьяны) была, очевидно, та порода человекообразных, о которой Ф.Энгельс говорил, что она «далеко превосходила все прочие смышленостью и приспособляемостью». Термин «австралапитек ввёл английский анатом Р.Дарт, нашедший в 1924 г. на территории ЮАР череп шестилетнего детёныша этой полуобезьяны получеловека. После находки Дарта останки австралопитеков в большом количестве были найдены не только в южной, но и Центральной Африке. Австралопитек Дарта жил поздно – около миллиона лет назад и потому не мог рассчитывать на роль нашего предка. Сейчас время становления австралопитеков относят к периоду от 9 до 5 млн. лет назад. Эти обезьяны были прямоходящими. Для чего они высвободили руки? Наиболее подходящее объяснение: австралопитеки уже пользовались орудиями: палками, дубинами, камнями, крупными костями антилоп. Но австралопитеки были предлюдьми, т.к. их орудия ещё не обладали достаточным постоянством формы типа человеческих и поверхность их черепа гладкая, как и у всех человекообразных обезьян. А к виду древнейших людей относятся питекантропы , т.к. они стали регулярно изготовлять орудия, правильно их использовать при добывании пищи и в обороне от врагов.

(Австролопитек)

2. Формирование человека

Древнейшие люди, или иначе архантропы (от греч. «архайос» - древнейший, «антропос» - человек) жили первобытными стадами. Жили архантропы во всём Старом Свете, исключая, возможно лишь самые северные области, в Америку и Австралию проникнуть не могли.

По сравнению с австралопитеками архантропы были более развиты. Мозг их составлял 750,900 и даже 1300-1400 см3. Увеличение мозга было связано не только с общим развитием, но и с большим, чем у австралопитеков, ростом. На трудовой основе в первобытных сообществах постепенно формировался звуковой язык. Но разумеется он был самым простым и примитивным. Лишь через сотни тысячелетий он смог превратиться в членораздельную речь. Труд и речь благоприятно влияли на развитие головного мозга. Они были двумя главными причинами того, что животные превращалось в социальное трудящееся существо – в человека. Исследуя влияние природы и общества на человека Ф.Энгельс на основе эволюционной теории Ч.Дарвина и учения К.Маркса в своей работе создал «генезис» - происхождение). В её основе лежит глубокая идея о том, что именно трудовая деятельность сформировала человека. Можно сказать, что труд создал самого человека. 1949 году, благодаря находке близ Пекина, 40 индивидуумов древнейших людей вместе с их каменными орудиями (получивших название синантропов от лат. «синиус» китайский) ученые согласились с тем, что именно древнейшие люди являлись промежуточным “недостающим звеном” в родословной человека. В одной из пещер были найдены черепа и кости этих древнейших людей, которые жили здесь несколько столетий подряд. Рост мужчин достигал 1,63 см, женщин 1,52 см. Их головной мозг был больше, чем у крупных обезьян, но меньше, чем у древних людей: его объём составляет 915-1225 см3. Синантропы уже знали огонь, поддерживали его: может быть, они умели его добывать.

Овладение огнём – огромное достижение древнейших людей. Оно помогло древнейшим людям преодолеть многие трудности существования, особенно в период наступившей в дальнейшем суровой ледниковой эпохи.

К древним людям, или палеантропам (от греч. «палайос» - древний), относят неандертальцев . (см.рис.) Самый близкий родственник человека был открыт в 1856 г. в местечке Неадерталь возле Дюссельдорфа. Рабочие, нашедшие пещеру со странными черепами и большими костями, решили, что это останки пещерного медведя, и даже не предполагали, какие жаркие споры вызовет их находка. Эти кости, а также кости, найденные позже на севере Англии, на востоке Узбекистана и на юге Израиля, были останками предка человека, получившего название неандерталец, – примитивный человек, живший от 200 000 до 27 000 лет назад. Неандерталец делал примитивные орудия, раскрашивал тело узорами, имел религиозные представления и похоронные ритуалы. (см.2, стр.78)

Это были люди среднего и невысокого роста, но с мощными костями и, видимо, невероятно сильные, атлетического строения. Черепа их имели ещё обезьяньи черты – у них не было подбородочного выступа, имелся мощный надглазничный валик и покатый лоб. Но мозг за этим лбом не уступал современному, в среднем был даже больше, хотя лобные и височные его доли были обычно менее развиты.

Палеантропы создали новую индустрию камня и так называемую культуру скребел и наконечников, широко пользовались огнём, были искусными и смелыми охотниками на самых крупных зверей.

Несмотря на звероподобные черты, палеантропы думали не только о том как выжить. Они уже хоронили своих близких, украшая могилы рогами горного козла и даже цветами. Было у них что-то вроде культа пещерного медведя: во многих пещерах Европы нашли сотни черепов и длинных костей, аккуратно сложенных в ниши и «ящики» из каменных плит.

Палеантропы были вытеснены людьми современного типанеоантропы.

38 – 48 тыс. лет назад палеантропов, выделившихся в подвид человек разумный неандертальский, сменил другой подвид – человек разумный. Иногда людей современного типа называют сапиентными или просто сапиенсами.

До недавнего времени считалось, что неоантроп явился Европу, скорее всего, из Азии около 40 тыс. лет назад и стремительно уничтожил людей неандертальского типа. Но действительность оказалась сложнее.

Люди современного типа в середине каменного века широко использовали те же орудия, что и палеантропы, которые, наоборот, в ряде мест применяли более совершенную технику. Скорей всего, палеантропы не только заимствовали новую технику выделок каменных орудий, но и могли совершенствовать свою.

Большинство исследователей считают, что практически все этапы происхождения человека: примитивных обезьян от лемуроподобных предков, высших, человекообразных обезьян, австралопитеков, человека умелого, архантропов и, наконец, человека разумного – и неандертальского, и сапиентного типа – прошли на территории Африки, хотя все стадии, кроме австралопитеков, успевали расширить свой ареал на восток, до берегов Тихого океана. Однако только неоантропы оказались способными проникнуть в Америку и Австрию.

Первой научно исследованной находкой человека современного типа был обезглавленный скелет, найденный в Уэльсе в 1823 г. Это было погребение: покойника украсили раковинами и посыпали красной охрой, впоследствии осевшей а костях. Скелет сочли женским и назвали «Красная леди» (через 100 лет он был признан мужским). Но наиболее известны более поздние находки в гроте Кро-Маньон (Франция), по которым всех древних людей часто не совсем точно называют кроманьонцами.

Это были люди высокого роста, практически не отличающиеся от нас, с крупными, грубовато-красивыми чертами широких лиц.

В древности человечество было не менее разнообразно, чем сейчас. Наряду с кроманьонцами, порой рядом с ними, в Европе и Азии обитали представители иных форм.

Кроманьонцы и жившие в то же время другие люди по развитию высшей нервной деятельности практически ничем не отличались от нас. На этом уровне биологическая эволюция человека завершилась.

Главным фактором антропогенеза считаю естественный отбор на лучшую орудийную деятельность. Именно это и имел ввиду Энгельс, отметивший, что человека создал труд.

3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека. Продолжается ли биологическая эволюция

homo sapiens ?

Строго говоря, эволюция человека продолжается на всём протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что касается же биологической эволюции, то с тех пор как человек выделился из животного мира, по крайней мере, она перестала играть решающую роль. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря усилиям и успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире всё более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Например, снижение в Европе уровня смертности от туберкулёза с 4000 на 1 млн. человек в 1840 г. до 13 человек на тот же миллион в настоящее время свидетельствует о том, что отбор по сопротивляемости данной болезни, по существу, прекратился. Это же можно сказать и о многих других заболеваниях.

Сегодня наблюдается, с одной стороны, очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции homo sapiens .

Естественный отбор у человек происходит главным образом на уровне зародышевых клеток. В основном дети рождаются в генетическом отношении клеток.

Физическое здоровее человека за историю homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем может служить увеличение средней продолжительности жизни населения.

Под влиянием социальных условий она возросла с 20-22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы средняя продолжительность жизни была примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она достигла 75-78 лет, т.е., по данным современной науки, её уровень приближается к средней «нормальной» продолжительности жизни 80 – 90 лет.

Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способностей. Английский психолог и антрополог Гальтон был убеждён в том, что интеллект современного человека снижается, так как представители низших классов, имеющие низкий коэффициент ума, имеют большее число детей. На основании этого Гальтоном и некоторыми другими учёными делался вывод о том, что человеческий вид будет всё более наполняться «худшими породами» людей и, следовательно, уменьшать свой коэффициент ума (IQ). Однако теперь это теория считается ошибочной, так как сегодня нельзя считать доказанным, что IQ у людей обусловлен генетически. (см. 3, стр.71)

Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида прекратился со времени появления homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение данного периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось.

Итак, развитие процесса антропогенеза завершается вместе с прекращением видообразования человека, что произошло 30-40 тыс. лет назад. В основе эволюции лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает своё главенствующее значение в его жизнедеятельности. Она заменяется социальной информацией. А развитие последней определяется уже не столько естественным отбором наиболее умелых и одарённых, сколько социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс.

Расы современного человека

Общеизвестны три главные расы: европеоидная, монголоидная и негроидная.

Европеоиды – люди, как правило, с прямыми или волнистыми, часто светлыми волосами, со светлой кожей. Борода и усы у них обычно сильно растут, лицо узкое, с выступающим носом, ширина носа невелика, ноздри параллельны друг другу. Глаза расположены горизонтально, складка верхнего века отсутствует или развита слаба, челюстная часть лица не выступает вперёд, губы обычно тонкие. Сейчас европеоиды обитают на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии.

Монголоиды имеют чаще всего жёсткие, прямые и тёмные волосы. Кожа у них темнее, с желтоватым оттенком, борода и усы растут слабее, чем у европеоидов. Лицо широкое, утолщённое, скулы сильно выступают, нос, наоборот, утолщён, ноздри расположены под углом друг к другу. Очень характерны глаза: они часто узкие, внешний угол глаз чуть выше внутреннего. Верхнее веко закрыто кожной складкой, порой до самых ресниц. Губы средние по ширине. Эта раса преобладает в Азии.

Негроиды – люди с курчавыми волосами, с очень тёмной кожей и карими глазами. Борода и усы растут слабо. Лицо узкое и низкое, нос широкий. Глаза широко открытые, складка верхнего века развита слабо. Губы обычно толстые, нередко вздутые. Классические негроиды живут в Африке. (см.1, стр. 16)

Однако не все группы человечества можно разделить по 3 основным стволам. В первую очередь выпадают индейцы. По традиции их часто относят к монголоидам. Но есть у них и что-то европейское. Поэтому выделяют отдельную расу америндов. То же можно сказать об обитателях Австралии и близлежащих островов. Они темнокожи, но волосы у типичных австралийских аборигенов не курчавые, а волнистые, борода и усы растут обильно, а по строению зубов, составу крови, пальцевым узорам они оказываются ближе к монголоидам.

Таким образом, следует выделить не три, а пять основных рас.

Появление человека – огромный скачок в развитии живой природы. Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых существ.

На первых этапах эволюции естественный отбор имел решающее значение. Однако впоследствии способность человека передавать по наследству негенетические приобретения в виде разнообразной научной, технической и культурной информации по мере возрастания объёма знаний всё более выводила человека из-под жестокого контроля естественного отбора и усиливала зависимость от общества. Поэтому, изучая биологию человека, мы всегда должны помнить о том, что человек занимает совершенно особенное положение в природе и качественно отличается от других организмов. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное. Игнорирование социальной роли и преувеличение биологичекой – серьёзная научная ошибка.

Библиография

1. Энциклопедия. Человек; А.Н. Леонтьев; изд. Педагогика;1975 г.

2. Концепции современного естествознания; В.Н. Лавриненко, изд. ЮНИТИ; 2002 г.

3. Концепции современного естествознания; К.Л.Солодов; изд. М; 1996 г.

4. Учебник «Общая биология»; А.О.Рувинский; изд. М. «Просвещение»; 1993 г.

5. Концепции современного естествознания; М.Р.Захаров; изд. Санкт-Петербург; 1998 г.

6. Учебник «Общая биология»; Д.К.Беляева; изд. «Просвещение»;1992 г.

7. Справочные материалы «Биология»; Д.И.Трайтак; изд. «Просвещение»; 1994 г.

8. Учебник «Биология»; Ю.И.Полянский; изд. «Просвещение»; 1987

Клеточные организмы Ядерные

Животные

Многоклеточные организмы

Хордовые; позвоночные

Черепные

Млекопитающие

Плацентарные

Приматы

Люди

Человек

Человек разумный

Представить сильного человека достаточно легко. Мощное телосложение, большие мышцы, уверенный взгляд. Но всегда ли эти признаки доказывают настоящую силу? И что это за внутренняя сила, о которой можно очень часто услышать? Совпадает ли она с внушительным внешним видом? Может ли физически менее развитый человек быть сильнее превосходящего его противника? В каких случаях проявляется внутренняя сила человека? Можно ли ее развивать, либо это врожденное качество, которое передается по наследству? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Что такое внутренняя сила?

Внутренняя сила - это сила духа, совокупность волевых качеств, позволяющих преодолевать различные жизненные трудности. Соответственно, проявляется она в стрессовых случаях, когда человек, ощущая, что он не может контролировать ситуацию, все-равно продолжает действовать «на характере».

Это качество буквально наделяет людей сверхчеловеческими способностями, позволяя им проходить там, где сломаются даже двухметровые вышибалы. Внутренняя сила не зависит от возраста, пола или других параметров человека.

Проявиться она может у любого, главное не подавлять ее. Основными факторами, подавляющими развитие внутренней силы можно считать вредные привычки, комплексы, негативный настрой, стрессы, страхи, обиды, переживания и усталость.

Как возникает внутренняя сила?

Внутренняя сила человека не зависит от его внешней мощи, но и не исключает ее. Ведь на любую силу, всегда найдется сила больше. И в случае столкновения с ней, как раз, и проявляется внутренняя сила.

Безусловно, проще победить более слабого соперника. Но все мы знаем примеры, когда маленький, но «духовитый» человек выходит победителем из стычки с кем-то, явно превосходящим его размерами. Почему так происходит? Видимо он более уверен в себе и эта уверенность передается противнику, буквально обезоруживая его. По принципу хрестоматийной Моськи, вселяющей ужас во всех местных слонов.

Можно выделить пять основных компонентов, которые составляют внутреннюю силу человека:

  • Сила духа – это стержень личности;
  • Жизненная энергия – все, что необходимо для жизни;
  • Сила воли – внутренний резерв, открывающийся во время трудностей;
  • Самоконтроль – умение контролировать свое тело и мысли;
  • Психическая энергия – эмоциональная и психическая устойчивость.

Их взаимодействие и определяет насколько сильным окажется человек в той или иной ситуации, потому очень важно уделять внимание развитию каждого из этих компонентов.

Сила духа – умение брать ответственность за свою жизнь на самого себя. Она определяет решительность человека, его характер и напористость. Развивается она как посредством физического саморазвития, так и духовного самосовершенствования.

Жизненная энергия подразумевает под собой необходимые ресурсы для активности. Все процессы, происходящие в организме, нуждаются в энергии. Она пополняется за счет питательных веществ, которые мы потребляем. Ведь, мы состоим из того, что едим.

Сила воли – умение двигаться к намеченной цели, несмотря на все препятствия и трудности. Укрепляется она в борьбе со своими слабостями, страхами и стереотипами. Ежедневная работа над самим собой – лучшее закаливание своих волевых качеств.

Самоконтроль позволяет в любой ситуации не терять над собой контроль. Внутренняя сила базируется на внутреннем спокойствии и хладнокровии. Развивать умение самоконтроля необходимо выходя из зоны своего внутреннего комфорта. Ведь проявляется это качество только в непривычных ситуациях.

Психическая энергия – эмоциональная стабильность человека, умение его контролировать свою психику, особенно самые темные ее уголки. Укрепление разума не менее важно, чем упражнения на развитие силы, выносливости или ловкости.

Секреты внутренней силы

Как и любое другое качество человека, внутренняя сила поддается тренировке и развитию. Следует понимать ее природу и причины проявления. Простые правила закалки характера приведены ниже:

  • Не избегать трудностей, а смело бороться с ними;
  • Научиться контролировать свои эмоции;
  • Побороть страх и не поддаваться панике;
  • Настроиться на позитивный лад, быть оптимистом;
  • Верить в свое «второе дыхание»;
  • Научиться принимать волевые решения;
  • Бороться с ленью во всех ее проявлениях;
  • Избегать общения с «энергетическими вампирами» и манипуляторами;
  • Не принимать «близко к сердцу» стрессовые факторы;
  • Уделять внимание полноценному отдыху и восстановлению сил.

Если неукоснительно следовать этим правилам, то внутренние резервы организма всегда будут в боевой готовности, тем самым повышая способность человека переносить трудности и неудачи.

Основная масса пунктов в пояснении не нуждается, аргументируем только вопрос «второго дыхания» и «энергетических вампиров».

Дело в том, что возможности человеческого тела и разума еще изучены не до конца. Поэтому, оказавшись в сложной ситуации, человек способен демонстрировать умения, которым позавидуют даже олимпийские чемпионы по различным видам спорта. Внутренняя сила проявляется примерно на той стадии, когда закрывается «первое дыхание» и вот-вот должно открыться «второе».

Что же это означает? Внутренние резервы организма, которые включаются, когда все привычные аргументы исчерпаны. Их природа не до конца понятна, но факт существования очевиден. Потому и важно знать, что «второе дыхание» заложено в каждом человеке и в случае определенных условий обязательно придет на помощь.

По поводу «энергетических вампиров» тоже нет однозначной научной точки зрения, что, впрочем, не мешает подобным людям заниматься своими «темными» делами. На самом деле, просто энергетика определенных людей плохо сочетается, что и вызывает некий дискомфорт.

Кроме того, бывают индивидуумы, которые любят провоцировать негатив у других, как бы подпитываясь их эмоциональной энергией. Насколько это правда или вымысел судить сложно, но если в окружении попадается человек, с которым неприятно общаться или даже находиться на одной территории, то лучше и не делать этого. Внутренний голос редко когда обманывает и к его советам стоит прислушаться.

Как было сказано ранее, важным компонентом внутренней силы человека является позитивный настрой и мышление. Психологи рекомендуют отчетливо представить себя победителем.

Например, вообразить себя с кубком в руке, стоящим на пьедестале. Следует запомнить те ощущения, которые появляются в такой момент, и напоминать себе о них в ситуациях, когда начинают опускаться руки. Дело в том, что в организме все взаимосвязано. Мы улыбаемся в ответ на выработку в кровь «гормонов счастья».

Что же мешает запустить процесс в обратную сторону. И если кто-то попробует даже усилием воли «натянуть» улыбку себе на лицо и сохранять ее некоторое время, организм может в ответ начать вырабатывать те же гормоны, повышая настроение. Аналогично и эйфория успеха. Если вспомнить эти ощущения, то можно на время отвлечься от трудностей и мобилизовать свои внутренние резервы.

Внутренняя сила человека не поддается измерению или анализу. Она возникает в результате действия стрессовых факторов и затихает в периоды стабильности и комфорта. Внутренняя сила имеется в каждом из нас, просто у кого-то она развита лучше. Развить в себе это качество можно посредством тренировок и саморазвития. Главное всегда верить в себя и свои силы, а также не забывать, что человек способен на многое, если этого захочет.

Возможности человеческого тела всегда интересовали людей. Ещё с древних времён люди изыскивали способы усиливать их. Разумеется, это было связано с войной. Далеко за примером ходить не надо. Викинги владели рецептом приготовления особого зелья из определённых пещерных грибов (некоторые разновидности мухоморов). Есть мнение, что зельем мог служить специальный алкогольный напиток. Воин, приняв такое зелье, в разы повышал выносливость и физическую силу. Невероятно обострялись рефлексы. Пропадала чувствительность к боли. Правда, у зелья был один неприятный побочный эффект. Хотя те же викинги, наоборот, считали его главным и самым полезным. После употребления препарата на порядки возрастала агрессия. Возрастала настолько, что человек переставал себя контролировать в приступе ярости. Потеря самоконтроля облегчалась соответствующей психологией скандинавских жителей тех времён. Для викингов в войне заключался смысл жизни. Воин превращался в неостановимую машину для убийства.
Такого бойца стали называть берсерк. Хотя сущность этого понятия более глубокая. Берсерками называли тех воинов, которые полностью посвятили себя богу Одину. Согласно источникам даже другие варяги во время боя держались на расстоянии от берсерка. В 20-ом столетии интерес к возможностям человеческого тела непрерывно возрастал. Это было связано со многими факторами - прорыв в области генетики и биологии, «золотой век» фантастики, концентрация на роли личности в истории с одновременным всплеском массового сознания. Наконец, даже идеология Третьего Рейха сыграла здесь свою роль, поскольку вплотную касалась вопросов достижения физической полноценности (неслучайно в нацистской Германии спартанская культура была весьма популярна). Правда, она же показала необходимость морального и этического воспитания. В противном случае рассуждения о физической полноценности всё больше напоминают идеологию «высшей расы». Причём такая идеология всегда примитивна, поскольку сводится к культу и примату силы. В фантастическом романе братьев Стругацких «Обитаемый остров» главный герой Максим Каммерер обладал физическими возможностями, явно превосходящими возможности человека 20-ого века. В их числе: огромная медвежья физическая сила и практически неиссякаемый запас выносливости, способность развивать на коротких дистанциях скорость мустанга, невероятные рефлексы, многократно перекрывающие восприятие обычного человека, умение почти мгновенно перемещаться в пределах 10-15 метров. Максим мог задерживать дыхание на 15-20 минут. Также для Каммерера были не опасны многие раны, смертельные для других людей (например, огнестрельные ранения в грудь и живот). Он обладал ускоренной регенерацией, мог видеть в кромешной тьме, был очень устойчив к инфекционным заболеваниям и сильной радиации. Почти таким же набором способностей наделил ведьмаков в своих произведениях польский писатель Анджей Сапковский. Согласно писательским мифологиям способности Каммерера обусловлены распространённой на Земле 22-ого века процедурой фукамизации, а способности ведьмаков - чередой магических мутаций. Сегодня вопросы об улучшении человека очень популярны. Как в мировой культуре, так и в научных кругах. Достижения генетики и медицины обнадёживают. Однако во второй части этой статьи хотелось бы обратиться к реально живущим (или жившим) людям, которые уже достигли, по крайней мере, некоторых из вышеперечисленных способностей (или всегда обладали ими). Физическая сила
Первым, кого следует упомянуть, это Иван Поддубный. Он родился 26 сентября (8 октября) 1871 года, а умер 8 августа 1949 года (ему было 77 лет). Поддубный происходил из семьи запорожских казаков. Его родня и его предки испокон веков славились богатырской силой и здоровьем. Поддубный всё это перенял, а от матери - ещё и выдающиеся музыкальные способности. Не останавливаясь подробно на его биографии (в конце концов, статья не об этом), стоит отметить, на что был способен этот человек в плане физической силы. 1) На плечах Ивана Максимовича ломался телеграфный столб, после того как с обоих концов его повисали человек по 10-15. Когда Поддубный работал в цирке, публика этот номер очень любила. 2) Подростком 16-ти лет легко мог прижать корову или даже быка к земле, держась за рога. 3) Когда впервые покинул родную деревню в 20 с небольшим лет, первое время работал портовым грузчиком. Все разевали рты, наблюдая, как молодой Иван играючи поднимает одной рукой и несёт на плече ящик, который еле-еле могли приподнять четверо здоровенных и опытных грузчиков. 4) У Поддубного была трость весом 32 кг (2 пуда). Для силача вес не очень большой, но Иван Максимович часами прогуливался с ней. При этом легко покручивал её в руках. Попробуйте 15 минут не расставаться хотя бы с гантелей весом в 5 кг. 5) И конечно, Поддубный был непревзойдённым борцом, которого, строго говоря, так никто и не положил на лопатки. Ни одному другому силачу России, Европы и Америки этого сделать не удалось. Поддубный говорил, что сильнее его только один человек - его отец. Действительно, крестьянин Поддубный старший по слухам однажды пронёс на вилах через половину поля до телеги огромный стог сена. Целиком. В конце 15-ого века кардинал и аристократ, герцог Валентинуа, Цезарь Борджиа любил демонстрировать публике один трюк. Этот «супермен Ренессанса» выходил на арену, где бесновался разъярённый бык. После чего одним ударом кулака «успокаивал» быка. Бывало, что навсегда. Это, разумеется, можно расценить как жестокое обращение с животными, но всё равно впечатляет. Какую бы боксёрскую карьеру в наши дни мог сделать этот парень! Хотя Борджиа был слишком умён, образован и честолюбив, чтобы удовольствоваться карьерой боксёра, пусть и великого. А другой аристократ, Маркиз Луи-Франсуа де Буффлер (1644-1711 гг.), который был маршалом Франции, тоже любил показывать публике один трюк, но уже не такой живодёрский. Этот господин, прозванный (вот неожиданность!) «сильным», запросто проходил добрую сотню метров, неся на плечах свою собственную боевую лошадь, вес которой был не меньше полтонны. А ещё мог таскать быка за хвост, и у быка не хватало сил сопротивляться. В армии императора Карла Пятого (1515-1555 гг.) был такой солдат по имени Люпон. Он очень быстро бегал. Догнать его не смог ни один другой человек в армии императора. Что само по себе впечатляет. Но в этом же разделе мы разбираем примеры суперсилы, а не скорости. Всё дело в том, что абсолютно все свои забеги Люпон устраивал со стокилограммовым бараном на плечах. Прямо как Каммерер, который тоже мог бегать с человеком на плечах. Способности Люпону очень пригодились. Однажды он поймал вражеского часового, связал, закинул за спину, а затем в буквальном смысле бегом доставил его в свой лагерь. Пётр Первый при встрече с польским королём Августом Вторым повторил все его трюки (сломал подкову, согнул железный прут и т.д.), а ещё одним ударом кортика разрубил штуку сукна (т.е. свёрнутый в трубу кусок сукна длиной примерно 21 метр) пополам. В 20-ом веке жил Джо Роллино. Он был более известен под прозвищем Малыш Данди за свои скромные параметры (рост 165 см и вес 68 кг). Однако такие габариты не помешали ему удерживать одним пальцем три центнера. А в 1920 году поднять полтонны (за что Джо сразу же получил титул самого сильного человека в мире). Кроме того, Роллино оказался блестящим боксёром, выигравшим все легальные и нелегальные бои. В нелегальных боях Джо выходил против стокилограммовых бойцов. И с легкостью их укладывал. Он также оказался долгожителем, отойдя в мир иной в возрасте 104 лет. И не от старческой немощи умер Джо. В свой 104-й день рождения он публично скрутил в трубочку монету. Роллино трагически погиб под колёсами автомобиля, когда отправился за свежей газетой. Не самый сильный из самых сильных силачей, но самый известный - это, конечно же, Арнольд Шварценеггер. Но всё-таки в свои лучшие годы он поднимал веса, которые даются лишь единицам. Недаром его прозвали тогда «Австрийский дуб». Из современных силачей наиболее известен Жидрунас Савицкас, поднявший штангу весом в 525 кг. Скорость
Здесь пальму первенства пока удерживает Усэйн Болт, уроженец Ямайки. Усэйн 1986 года рождения. Этот парень знаменит тем, что в 2009 году пробежал стометровку за 9,58 секунд. На коротком промежутке дистанции он развил скорость почти 38 км/ч. И специалисты говорят, что это не предел. Да и сам Болт так говорит. Убрать рёв трибун, понятное при этом волнение, немного усилить ветер в спину - и Болт наверняка «сделает» стометровку за 9,50 секунд. Годом ранее на Пекинской Олимпиаде Болт продемонстрировал ещё большую скорость - 43,9 км/ч. Правда, на очень коротком отрезке стометровки. Мировой рекорд тогда Болт установить не смог, пробежав 100 метров за 9,69 секунд. За свои невероятные атлетические способности Болт получил прозвище «Молния». Медики и физиологи ломают голову, как почти стокилограммовый мужик ростом под два метра (196 см) способен так быстро бегать. Наиболее верное объяснение - это сочетание хороших генов со спортивным образом жизни, который Болт вёл с детства. Некоторые специалисты полагают, что треть мышечных волокон у Болта представлена супербыстрыми волокнами, отвечающими за взрывную силу. Выносливость
Пожалуй, самым лучшим тестом на выносливость является длительный бег. Именно при беге аэродинамическая нагрузка достигает максимума. Здесь примеров ещё больше, чем в разделе про силу. Множество спортсменов по всему миру (любительского и профессионального уровня) способны пробежать 10 км без остановки в хорошем темпе (12 км/ч). Немало людей, которые покорили полумарафон и марафон (21 км и 42 км соответственно). Но есть такие, которым и этого мало. Они бегают по 100 км. Другие предпочитают суточный бег. Любители особого экстрима пробуют себя в недельном беге и забеге на 1000 км. Вот лишь некоторые представители, чья выносливость находится далеко за гранью обычных показателей: Янис Курос (этот грек преодолел 1000 км за 5,5 суток), Хайле Гебреселассие (эфиоп, установил 25 мировых рекордов на дистанциях от 3 км до 42 км; в детстве его школа находилась в 10 км от дома, и Хайле каждый день бегал туда и обратно). Реальный Максим Каммерер Если сила, скорость и выносливость ещё как-то поддаются точным измерениям, то с ловкостью и рефлексами дело обстоит труднее. Хотя бы в силу того, что нет подходящих единиц измерения, которыми можно было бы измерить ловкость. Поэтому в заключительной части данной статьи стоит сказать о человеке, который был одним из тех, кто максимально близко подошёл к фантастическим персонажам вроде Максима Каммерера или Геральта из Ривии. Это Брюс Ли. По отдельным критериям (сила, выносливость и т.д.) всё-таки находились люди, превосходящие его. Но вряд ли был ещё такой человек, который сумел добиться такого мощного развития всех качеств одновременно. А уж в вопросе рефлексов является эталоном. В 60-е и 70-е годы эпизоды с восточными единоборствами нередко специально снимали методом ускоренной съёмки для пущей эффектности. С Брюсом Ли ситуация была обратная. Обычная камера на 24 кадра просто не могла зафиксировать его сумасшедшие удары. Приходилось снимать специальной камерой на 32 кадра.
И даже после этого движения всё равно были размыты. Неудивительно, учитывая, что прямой удар рукой Брюс производил за 0,05 секунды. К слову, до сих пор точно неизвестны механизмы, отвечающие за скорость реакции и рефлексы. Поскольку данный вопрос заключается не в тренированности мышц и лёгких, а в работе мозга. Многие исследователи ключевую роль здесь отдают циркадным ритмам. Брюс Ли обладал такой реакцией и рефлексами, что мог поймать китайскими палочками подброшенные в воздух зёрна риса. Сила Брюса Ли поражала. Он мог полминуты удерживать на вытянутой руке двухпудовую гирю. Попробуйте удержать на вытянутой руке хотя бы 10 кг. Также мастер мог отжиматься на двух пальцах одной руки. Этими же самыми пальцами он насквозь пробивал банки с Колой, которые в те времена делали не из алюминия, а из железных сплавов. Сочетание силы, ловкости, скоростных качеств, высочайшего мастерства в БИ и контроля мельчайших движений тела позволяло Брюсу наносить удары чудовищной, нечеловеческой силы. Его тренировочные мешки весили не меньше 120 кг. И даже такие снаряды от ударов Брюса подлетали к потолку. Многие люди, в числе которых опытные спортсмены и мастера боевых искусств, вполне серьёзно полагают, что в физическом развитии Брюс Ли достиг сверхчеловеческого уровня.

О воспитании сильной личности мы вспоминаем лишь тогда, когда замечаем, что из нас самих сильной личности не получилось. Тем не менее, мы полны надежды: а может быть, еще получится? А может быть, получится из наших детей? Ибо стоят перед нашими глазами многочисленные примеры сильных личностей — так, что же нам и нашим детям мешает стать такими же, как они? Существуют ли секреты духовной силы человека? И в чем эта духовная сила состоит?

Сила есть результат усилий

Сила — это не есть то первое, что нам дается, как качество характера или свойство тела, она есть следствие или результат нашей работы, наших собственных усилий. Только благодаря правильным действиям или нас самих, или наших родителей в детстве мы получаем в свое распоряжение, как дар свыше, духовную силу. Сильная личность возникает вследствие 1) правильного воспитания в детском возрасте, 2) усилий, которые мы сознательно предпринимаем в зрелости. Это является распространенным заблуждением, когда полагают, будто человек может быть сильным от природы, и раз у тебя изначально этой силы нет, то значит, это тебе вообще не дано и бесполезно стремиться стать сильным. И есть другое заблуждение, заключающееся в том, что якобы можно убедить себя в том, что ты сильный — такое самовнушение тоже, разумеется, ничего не дает. Напротив, лучше даже думать, что ты слабее всех и не можешь осилить чего-то, что с легкостью могут твои знакомые, например, выучить иностранный язык. Тогда усилия человека, направленные на то, чтобы взять этот легкий уровень и стать таким, как все, действительно помогают ему обрести духовную силу. Таким образом, духовная сила — это результат большого количества маленьких побед над собой и своей слабостью.

Воспитание сильной личности с детства

Первое, что можно сделать — это помочь человеку стать сильным еще в детстве. Очень немногие родители действительно этого хотят, и если их дети и вырастают сильными, то чаще всего не благодаря полученному воспитанию, а вопреки ему. Просто они очень не хотят равняться на своих родителей, и это сопротивление, если они тебя не сломают, иногда помогает развивать собственную силу.

Что же нужно делать, чтобы дети выросли сильными?

Этим вопросом мало кто задается, обычно родители, наоборот, хотят облегчить своему ребенку жизненный путь. Они заранее готовят его к какой-то должности или профессии, которая позволит ему без особого труда занять место, приспособившись к жизни уже с раннего возраста. Например, учат его музыке, чтобы он научился играть на гитаре, или на скрипке, или на виолончели — и таким образом, всегда был бы востребован, как музыкант, который умеет зарабатывать своим мастерством. Или пытаются обучить его любой другой профессии: компьютерному программированию, строительству, моделированию и т.д. Это все хорошо, но такая предписанная родителями подготовка к какой-либо науке или профессиональной отрасли, порой делает молодого человека не то что сильнее, а наоборот — слабее. Большинство этих детей вырастают абсолютно не приспособленными, потому что их родители в свое время забыли про дух.

Почему так важно укреплять в ребенке свободный дух?

Потому что молодому духу важно не найти себя, а попробовать. Попробовать себя в математике, попробовать себя в литературе, попробовать себя в живописи и т.д. Силу личности придает не то, что тебе понравилось что-то делать, а то, что ты пробуешь и чувствуешь получаемую от мира обратную связь в виде своего достижения. Например, попробовал себя в кузнечном деле, и выковал изделие, которым гордишься и любуешься. Или попробовал себя в вышивании, и чувствуешь радость при одном взгляде на вышитый тобой узор. Или попробовал себя в беге на стометровке, и радуешься занятому первому месту. Надо получать как можно больше радости от всех этих попыток и проб! Ты свободен выбирать, и чем больше наук, ремесел, профессий и игр ты попробуешь, тем лучше для тебя, и тем самостоятельнее и сильнее будешь ты потом в зрелом возрасте.

Вальдорфское воспитание.

Именно дает возможность подрастающему человеку попробовать себя в самых различных занятиях и искусствах. Он получает не только представление о предмете, например, о философии, что были такие-то философы, которые постигали истину, но он получает также переживание, что значит быть философом. Он получает от школьных занятий самые разнообразные переживания: как изобретать, как путешествовать, как строить, как готовить, как ухаживать, как воевать, как сочинять музыку, сказки, стихи и т.д. — то есть, он приобретает опыт в каждом жизненно важном деле. Важно не то, что он что-то хорошо выучил или постиг (съел на чем-то собаку), а то, что он через это прошел. И в дальнейшей жизни он будет продолжать проходить через все новые профессии, вплоть до 25 — 30 лет.

Время до 28-ми лет отводится человеку для профессиональных переживаний: он должен испытать разные сферы жизни, разные жизненные роли, а также взлеты и падения, удачи и неудачи, способность или неспособность работать вместе с другими людьми, он должен максимально расширить свой предпринимательский кругозор в разного рода делах. Попробовал одно дело — получил результат. Попробовал другое — получил еще один результат. Жизнь начинается с того, что ты продолжаешь начатое в школе, но уже на более практический лад и теперь без учителя: сам пробуешь работу и сам делаешь выводы. Это время выводов дает человеку необходимую жизненную силу, дает многообразный опыт, а также сотрудников и друзей, с которыми ты будешь работать в будущем, когда на 40-м или 50-м году действительно найдешь свое любимое дело. Вот как далеко смотрит вальдорфская педагогика!

Самовоспитание в зрелом возрасте

Сильная личность не возникает просто так, но только в результате того, что в детстве или юности были заложены соответствующие ростки. Воспитывалась ли она на негативных примерах или на позитивных, не имеет особого значения, но важна та жизненная мудрость или зрелость, которая в тебе начинает проявляться и требует, чтобы какой-нибудь из заложенных в детстве ростков развился в мощное дерево. Это может произойти и в 40, и в 50, и даже в 70 лет, и только тогда сильная личность сможет себя полностью реализовать. Если у нее на протяжении десятилетий что-то не получалось, то это имеет даже положительную ценность, потому что испытанная ранее слабость, неспособность найти себя, временное поражение, всевозможные трудности и болезни они-то являются потом причиной, почему сильная личность начинает себя проявлять.

Три принципа развития сильной личности

Человек, как учит нас духовная наука антропософия, состоит из трех систем: 1) система головы или нервная система, 2) система дыхания и кровообращения (так называемая ритмическая система) и 3) система конечностей и обмена веществ. Словом, есть верхний, средний и нижний человек. Организм только тогда является сильным и целостным, когда все эти три системы — голова, грудь и конечности — одинаково хорошо развиты, и этот трехчленный принцип действует не только в организме, но и в социуме. Социальная жизнь такая же трехчленная, как и органическая. И сильная личность будет прорастать в социум сразу в трех направлениях: 1) в духовный мир, 2) в свое ближайшее окружение (семью) и 3) в свое дальнее окружение, то есть, во внешний мир. Вот как можно сформулировать эти 3 принципа успешного развития сильной личности, начиная с дальнего:

  1. Если хочешь много денег — научись создавать исходящий поток от себя во внешний человеческий мир.

  2. Если хочешь много здоровья и силы — научись принимать энергию от своего ближнего окружения.

  3. Если хочешь развить великое желание, волю — научись создавать исходящий поток в духовный мир.

Сильный человек излучает свет в двух направлениях: в остальное человечество и в духовный мир. А силу светить он берет из своего ближайшего окружения, например, мужчина от женщины, а женщина от мужчины. Слабые же люди делают наоборот — они питаются тем, что им достается от дальнего окружения и от духовного мира, и хотят накормить этим свое ближайшее окружение, родных и семью. Все, что они заработали и узнали во внешнем мире, они несут в свой дом. Но истина состоит в том, что сильная личность, находит в себе силу повернуть эти потоки в обратном направлении. Это сперва так же трудно, как заставить повернуть реку вспять, причем не одну реку, а сразу три. Если раньше в тебя втекали два слабеньких ручейка и один вытекал, то теперь ты делаешь так, что два первых вытекают из тебя во внешний мир (человеческий и духовный), а третий втекает из твоего ближайшего окружения, из того, что ты делаешь. Занимаясь своим любимым делом ты как бы открываешь источник в самом себе, и этот внутренний источник настолько сильный, что превращает вытекающие ручейки в два мощных потока. Вот эти три кита, на которых держится мир сильной личности — разберем их по-отдельности:

Исходящий поток во внешний человеческий мир

Важно не надеяться на помощь от внешнего мира, а давать ему из своего источника. На пламя свечи слетаются насекомые, потому что свеча горит. Не имеет значения, как она устроена, из воска она или из парафина, на каком дорогом подсвечнике стоит и т.д., но имеет значение та сила света, которую данный источник излучает во внешний мир. Люди видят этот свет, и они притягиваются им. Это могут быть и сотрудники, и клиенты, и посетители, и таким образом наш исходящий поток создает, в свою очередь, входящий поток, который тем больше приносит предприятию денег, чем сильнее первый исходящий поток. Важно сконцентрироваться на том, что от тебя исходит вовне, а не светить внутрь. Внутренняя реорганизации, всякие усовершенствования и изменения внутри предприятия, если поставлена цель сделать его большим и сильным, не дают столько, сколько дает усиление исходящего потока. В настоящее время вообще не существует замкнутых сообществ, которые богатели бы сами по себе. В современном мире, если хочешь, чтобы у тебя появились деньги, надо светить. Чем сильнее исходящий свет, тем больше будет и прибыль. Суть в том, что внешнему миру надо сначала отдать — свою пользу, свою мудрость, свою экспертность — чтобы взамен получить что-то материальное.

Энергетическое взаимодействие с ближним

Отношения между мужчиной и женщиной в семье — это та тема, которой мы посвятим еще не одну статью. Здесь самый корень развития сильной личности. Мужчина тогда будет сильным, когда он получает много от женщины, и наоборот; речь не идет о сексе, но о сознательной духовной работе друг по отношению к другу. Сильный мужчина и сильная женщина объединяются вместе, чтобы войти в состояние развития, и тогда инвестированная в их отношения сила достигает колоссальной величины. Это можно назвать или вечным двигателем, или тайной магией мужского и женского начал. Но об этом мы поговорим не здесь, и если у вас есть вопрос, то пожалуйста, задайте его через на нашем сайте. Любой ваш вопрос будет очень актуален, и мы постараемся на него как можно быстрее ответить в одной из последующих статей. Как ни парадоксально, но говоря об отношениях между мужем и женой, люди очень редко спрашивают, как эти отношения можно ввести в состояния развития, чтобы и он, и она получали в избытке энергию, необходимую для здоровой жизни души.

Исходящий поток в духовный мир

Это принципиальный момент, без которого ни один руководитель, ни одно общество не сможет достичь больших целей. Вы просто не захотите их поставить, а если и поставите, то будете постоянно откладывать реализацию на потом, потому что у вашей личности недостаточно воли (или хотения), чтобы за них взяться. Желание должно быть страстным и сильным, чтобы вас ничто не могло остановить — а чтобы развить такое желание, надо заниматься духовной работой, светить в духовный мир, поддерживать своих духовных водителей. Это очень важно, и об этом мы также будем говорить в последующих статьях, потому что существует очень много форм духовной работы — в частности, чтение в группе лекций Рудольфа Штайнера — но это должна быть именно работа, а не молитвы и не ожидание, что духовный мир нам поможет. Точно так же, как в случае с исходящим потоком во внешний мир, мы должны сами создавать исходящий поток, чтобы духовный мир нами заинтересовался и вошел в нашу волю. Чем сильнее будет этот исходящий в духовный мир поток, тем сильнее будет воля — а это, пожалуй, самое важное, на чем основана духовная сила личности.

Вот вкратце, что сообщает духовная наука о развитии сильной личности, и эта тема будет продолжена в ближайших публикациях на сайте вальдорфской школы.

Если сила в правде, значит, кто сильнее - тот и прав.

(Народная бандитская мудрость)

В чем заключается психологическая сила человека? Чем она определяется? Вопросом о силе задается любой человек, который заинтересован в управлении этим миром, во влиянии на людей, в том, чтобы что-то изменить вокруг себя и в своей жизни в целом. Вы когда-нибудь задумывались, почему так несправедливо устроено - одни обладают этим даром, другие нет, одним хочется подчиняться, другим не очень, одни могут оказать воздействие, другие так это делать пытаются - что смешно становится. В детстве, если помните, все мальчишки мечтают обладать громадной силой, чтобы побеждать в любой драке, раскидывать любых врагов, никого не бояться, всего добиваться, пользоваться уважением в коллективе. Лично я в юном возрасте завидовал, как ни странно это звучит, девочке, только особенной, очень сильной девочке, по имени Пеппи Длинныйчулок, которая обладала абсолютно невиданными возможностями и при случае демонстрировала чудеса, которые не снились ни одному штангисту в мире. Например, забрасывала злодеев на вершины деревьев, удерживала руками автомобили за бампер, вытаскивала корабли из моря на берег и совершала тому подобные подвиги. С возрастом приходит понимание, что физической силой в этом мире все вопросы уже не решишь - нужна другая сила, внутренняя, личностная.

Что происходит в нашем общении в жизни? Встречаясь с человеком, мы интуитивно, подсознательно, оцениваем его и сравниваем нашу личную силу с его силой. И, вследствие этого сравнения, выстраиваем отношения. Если интуиция нам подсказывает, что он сильнее - отношения выстраиваются с так называемой «пристройкой снизу». То есть мы признаем главенство за человеком, позволяем ему нас жизни учить, с уважением и прислушиваемся к его мнению. Если мы ощущаем, что сами сильнее партнера - отношения скорее выстраиваются с так называемой «пристройкой сверху». То есть мы сами подсознательно чувствуем себя главнее, больше высказываем свое мнение, меньше значения придаем его мнению, позволяем себе уже его учить жизни и «руками водить» в его сторону. Ну, и третий возможный вариант, когда силы примерно равны, то отношения выстраиваются «с пристройкой на равных». Непонятно, кто кем руководит, кто кем управляет, то ты мной, то я тобою, отношения как «друг - друг». Понятно, что эта схема из трех вариантов отношений несколько упрощена, в жизни может быть все сложнее, но суть именно такая. Именно психологическая сила заставляет нас подчинять или подчиняться, слушать или слушаться, убеждать или убеждаться. Именно она позволяет выигрывать переговоры, психологические поединки, конфликты, заставляет уважать свое мнение и добиваться успеха в социуме. И эта сила важнее, чем вся остальная физическая, потому что уже именно она позволяет творить чудеса.

Вопросом, что такое психологическая сила и как ее повысить? Когда я задаю участникам этот вопрос - что такое психологическая сила и как это понятие определить одной исчерпывающей фразой, то с ходу умные люди обычно находят целый ряд ответов. Например, это - уверенность, говорят некоторые. Да, уверенность хорошее качество, но это не синоним психологической силы, а скорее, следствие, сопутствующее качество. Знак равенства между понятиями сила и уверенность ставить некорректно. Уверенность скорее является следствием силы. Еще вариант - целеустремленность. Тоже сопутствующее качество, следствие силы, но не одно и то же. Часто называют умение быть счастливым, не сдаваться перед трудностями, «держать удар» - тоже замечательные качества, но тоже не исчерпывают понятие силы и не определяют. Как правило, участникам приходят лишь следствия и ассоциации на внутреннюю силу, но не само определение.

Вы, конечно, помните, что этот сакральный вопрос - в чем сила, брат? - мучил еще Бодрова-младшего в фильмах «Брат-1», «Брат-2». И он ходил и приставал с ним ко всем, даже к иностранцам:

- Вот ты, немец, говоришь, город - это сила, а какая тут сила, тут слабые все…

- Город - это злая сила…

И оттуда пошел такой анекдот.

Сидит Бодров-младший в кабинете американского бизнесмена, рядом валяется убитый американский бизнесмен, пьют они водку, играют в шахматы и Бодров-младший говорит:

-Вот скажи мне, американец, в чем сила? Вот ты думаешь, сила в деньгах? Вот и брат, говорит, в деньгах… А сила-то, она - в ньютонах!!!

И в самом деле, чтобы определить это понятие научн о, если хотите, надо обратиться к истокам - откуда ноги растут. А растут они из классической физики, надеюсь, отличники среди читателей найдутся. Давайте вспомним сначала определение физической силы, а потом перейдем к силе психологической. Как определялось понятие «физической силы» в 7 классе средней школы? Правильно, волшебной и незабываемой формулой «ф равняется м умноженное на а» - сила равняется массе, умноженной на ускорение. Помните, в учебниках физики любили сталкивать кубики, так вот, если один кубик сталкивает другой с места, то по массе и ускорению второго можно было определить физическую силу первого, и измерялась она, действительно, в ньютонах. По-человечески говоря, физическая сила - это способность предмета совершать работу над другим предметом. Под работой понимается перемещение в пространстве. Еще раз повторю, опираемся на это определение: «Физическая сила - это способность предмета совершать работу над другим предметом».

А теперь, основываясь на этом определении, теперь, перенесем его уже на мир людей. Тогда - по аналогии, что такое уже «психологическая сила»? Попробуйте отсюда найти определение самостоятельно и сравнить с правильным ответом. Для ленивых правильный ответ последует уже сейчас. Психологическая сила - это способность человека совершать работу над людьми, в том числе над собой, поскольку ты тоже человек. Только под работой в мире людей понимаются все три вида влияния. Первый вид, влияние на сознание - то есть умение убедить, внушить, поменять ценности человеку, научить, дать понять, «вправить мозги», наконец. Второй вид, влияние на эмоциональный мир человека - способность создать ему новую эмоцию, убрать лишнюю старую, раскачать чувства, оказать воздействие на душевный, эмоционально-чувственный мир личности. И третье, влияние на волю человека - способность побудить к действию, столкнуть с бездействия, умение заставить человека двигаться телом и разумом или, наоборот, остановиться перед пропастью.

И, если все это учесть, получается такое определение.

Психологическая сила - это способность человека оказывать влияние на людей, в том числе на себя.

Что означает, оказать влияние на себя самого? Все три вида влияния, на сознание, на эмоции, на волю, только применительно к себе. Когда-то вправить себе мозги и поменять ценности, когда-то справиться со своими чувствами, когда-то заставить себя сделать то, что не хочется, но надо. Влияние на себя - это частный случай влияния на людей в целом, более того, не умея управлять собой, невозможно адекватно управлять другими людьми. И по тому, как человек управляет собой, вполне можно судить о его силе. Простейший тест на личную силу - как долго вы встаете утром с постели? Управление собой - ближе всего к понятию силы воли, с помощью волевых качеств человек оказывает влияние на свою ленивую натуру.

Основа этой способности оказывать влияние - высокая и независимая самооценка личности. Т.е. степень любви к себе, степень самоуважения, степень принятия себя. Достаточно высокая - позволяющая комфортно жить среди других людей и чувствовать себя достойно, как равный среди равных (а в чем-то и выше). Независимая - означает устойчивая, позволяющая не терять самоуважение при отрицательной оценке окружающих и не падающая при неудачах. Самооценка - это стержень личностной силы, без нее сила, образно говоря, теряет хребет и разваливается.

Еще очень важный момент. Способность оказывать влияние - это некая возможность, качество внутреннее, и его надо уметь предъявить, то есть проявить внешне. Иначе эта сила так и останется в потенциале, непроявленной и незаметной окружению. Всегда есть внутреннее и внешнее, так же и применительно к силе. Сила - это внутренний стержень человека, но сделать так, чтобы эту силу люди почувствовали, это вторая, внешняя задача.

Представьте, что вы чемпион мира по боксу. В вас заключен огромный потенциал и возможности для силового воздействия на хулиганствующих элементов в ночной подворотне. Но то, что вы крутой мастер знаете только вы и ваше окружение. Шпана этого пока еще не знает, и вы вынуждены предъявить им вашу силу и мастерство, проявить эти внутренние возможности во всей красе, и пока вы не откусите главарю шайки ухо, никто в этой банде вас уважать и бояться не станет.

Я соглашусь с утверждением, что люди силу чувствуют неким шестым чувством, но все-таки так бывает далеко не всегда. Можно быть сильным человеком, но новый коллектив это еще не заметит. Или наоборот, быть слабым, но успешно пускать пыль в глаза, производя сильное впечатление. И так тоже часто бывает, история знает такие случаи, вспомним хотя бы Хлестакова. Поэтому, чтобы сила по-настоящему работала в жизни на вашу влиятельность, надо, чтобы внешнее соответствовало внутреннему. Необходимо научиться силу проявлять, когда-то демонстрировать, доказывать и даже при необходимости оказывать активное силовое воздействие. И вот здесь приобретают важнейшее значение уже упоминавшиеся сопутствующие силе качества, через что сила проявляется и с чем ассоциируется. А именно - уверенность, манера держаться, целеустремленность, умение держать удар, смелость, владение голосом, и другие. По сути это уже инструменты психологического воздействия, то, через что личная сила проявляет себя во внешнем мире и через что наша личность оказывает влияние. Но это уже другая, следующая тема.

error: Content is protected !!