Картотека по коррекционной педагогике на тему: дидактические игры и коррекционные упражнения в индивидуальной работе с детей с овз. Дидактическая игра как эффективное средство в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста - дидактические пособия -

Цель: Согласование существительного и числительного И.падежа.

Ход игры:

Начать игру со считалки:

Мы сейчас гулять пойдем,

Много нового найдем.

Что увидишь, собери.

Гному Тому подари.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем собирать.

Дети гуляют по ковру, рассматривая картинки, лежащие на нем. После слов считалки берут с ковра выбранную картинку и кладут в корзинку, сопровождая свои действия словами:

Вот тебе, Том, много (один) листьев.

Дидактическая игра «Лево – право»

Цель: Ориентировка относительно себя.

Ход игры:

Дети показывают названные по ходу слов игры части тела.

Это – левая рука.

Это – правая рука.

Это – левая нога.

Это – правая нога.

Ушко левое у нас.

Ушко правое у нас.

А вот это левый глаз.

прикрыть глаза ладошками

А вот это правый глаз.

Ку – ку

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель: Согласование прилагательных и существительных в роде.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям подобрать предметы к признакам.

Про что можно сказать длинный, короткая, большое, высокие…

Дидактическая игра «Наведем порядок»

Цель: Сравнение величины предметов.

Ход игры:

Расположи предметы в порядке убывания (увеличения) величины (предметы различаются по длине, либо ширине, высоте).

Дидактическая игра «Возьми столько же»

Цель: Закрепить счет, отсчет, сравнение количества.

Ход игры:

Возьми столько же предметов, сколько у меня. Сколько предметов ты взял, посчитай.

Дидактическая игра «Какой цифры не стало»

Цель: Закрепить цифры, развивать внимание.

Ход игры:

Выстраивается числовой ряд из знакомых чисел. Одно число убирается, когда дети закрыли глаза (ночь). Затем дети рассматривают числовой ряд и называют недостающее число. Аналогично можно играть с геометрическими фигурами, любыми предметами.

Дидактическая игра «Федорка»

Цель: Учить классифицировать предметы.

Ход игры:

Подбираются пары похожих предметов, отличающихся по какому-либо признаку, один предмет без пары – «федорка». Пример: кубик зеленый и красный кубик, ложка деревянная и металлическая ложка… Предметы лежат на столе. Дети подходят по очереди и составляют пары предметов, объясняя свой выбор.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Цель: Отработка употребления предлогов, геометрических форм.

Оборудование: Для игры потребуется корзиночка, геометрические формы, известные детям.

Ход игры:

Назови фигуры. Где лежит треугольник. «Ночь». Что изменилось, где теперь треугольник? (В корзине, справа от корзины, под корзиной…)

Дидактическая игра «Будь внимателен»

Цель:

Ход игры:

Если я скажу правильно, хлопаем в ладоши, если нет – топаем ногами.

Сначала вечер, а потом - ночь.

Мы завтракаем вечером.

Мы гуляем ночью.

После дня наступит вечер….

Дидактическая игра «Рики – Тики»

Цель: Закрепление понятие количество и цифры.

Ход игры:

Рики – тики, посмотри,

Сколько пальцев говори (Что за цифра говори).

Из-за спины показываются раскрытые пальцы. Показывают карточку с цифрой.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: Упражнять в подборе слов – антонимов.

Игровой материал:

Теплый

Мало

Узкий

Быстро

Тяжелый

Раньше

Высоко

Толстый

День…

Дидактическая игра «Сначала – потом»

Цель: Упражнять в подборе временных и количественных представлениях.

Игровой материал:

Сначала весна, а потом….

Сначала день, а потом….

Сначала маленький, а потом…

Сначала 2, а потом…

Сначала 4, а потом….

Сначала яйцо, а потом….

Сначала гусеница, а потом…

Сначала цветочек, а потом…

Дидактическая игра «Один – много»

Цель: Упражнять детей в соотнесение количества с движениями, развивать внимание.

Краткое описание: Если предмет бывает только один –хлопни один раз. Если предметов много – хлопни много раз

Игровой материал:

Сколько голов у человека?

Сколько рыб в море?

Сколько полосок у зебры?

Сколько хвостов у собаки?

Сколько песчинок на дне реки?

Сколько звездочек на небе?

Сколько листьев на дереве7

Сколько стебельков у цветочка?....

Дидактическая игра «Катится – не катится»

Цель: Упражнять в определении формы предмета. Свойства фигур.

Ход игры:

Хлопни, если названный предмет катится, топни – если не катится:

Арбуз, кубик, книга, колесо, карандаш, банка, морковка, листочек, апельсин, домик, мяч…

Подвижная игра «Найди свой домик»

Цель: Развитие геометрических навыков.

Ход игры:

На ковре лежат геометрические фигуры, это – домики. У детей в руках карточки геометрического лото, это – адреса. Пока звучит музыка, дети двигаются по ковру, по сигналу – находят свой домик. В одном доме может быть один или несколько жильцов.

Подвижная игра «Переправа»

Цель: Закрепление порядковых чисел.

Ход игры:

Пройди по «камушкам» в указанном цифрами порядке, не «промочив» ног (не перепутав цифр).

Подвижная игра «Что мы делали - покажем»

Цель: Закрепление частей суток, развитие внимания.

Ход игры:

Один, два, три – что утром (днем) делал – покажи. Дети выполняют загаданное действие, а воспитатель разгадывает.

Подвижная игра «Сосчитай правильно»

Цель: Упражнять в счете и отсчете движений.

Ход игры:

Один, два, три, четыре, пять –

Начал заинька скакать.

Прыгать (хлопать, топать…) заинька горазд,

Он подпрыгнул … раз.

Подвижная игра «Куда пойдешь и что найдешь»

Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве

Игровой материал:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Прямо пойдешь – куклу найдешь.

Налево пойдешь - ……

Методические указания: Игрушки прячутся в группе заранее так, чтобы ребенок мог их легко найти, идя в заданном направлении.

надежда пермякова
Роль дидактических игр на внеклассных занятиях I ступени специальных (коррекционных) школ VIII вида

Огромное место в жизни ребенка занимает игра. В процессе игры ребенок живет, развивается, совершенствуется подобно людям, которые его окружают. В игре он может исполнять роль любимого героя сказок или кино, быть врачом, летчиком, космонавтом и т. п. – если захочет. И это доставляет ему огромную радость.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра . Она позволяет приобщить ребёнка к жизни в доступной форме интеллектуальной деятельности.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальными отклонениями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Использование дидактических игр на воспитательных занятиях может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть существенную роль при ознакомлении с предметами окружающего мира. Игра, умело введенная в воспитательный процесс, позволяет ребёнку I ступени испытывать радость умственного напряжения, радость преодоления интеллектуальных трудностей. Использование на внеклассных занятиях игровых методов создает благоприятные условия для формирования у детей положительного отношения к занятиям , желание постоянно расширять свои возможности и способности.

Требование обязательного использования дидактических игр развивающего и коррекционного характера в начальных классах специальной (коррекционной ) школы VIII вида продиктовано необходимостью создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития личности ребёнка. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Одной из острых проблем коррекции и развития на I ступени выступает проблема сдерживания двигательной активности генеративного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей. Важно укреплять психику ученика, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остро-невротические реакции, нейтрализовать эмоционально-отрицательные переживания. Необходимо развивать «комплекс произвольности» - умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.

Дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В игре создаются благоприятные условия, когда все воспитанники получают возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая, таким образом, собственный действенный и чувственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на занятии с использованием разных материалов при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Игровой сюжет развивается как дополнительный в изучении тем воспитательной программы, помогает активизировать занятие , освоить ряд учебных элементов. Воспитатели из своего опыта работы знают, что без хорошо организованной, ярко проведённой игры или нескольких игр любое мероприятие скучно, монотонно, казённо, непривлекательно. Открытые внеклассные воспитательные занятия во многом тем и запоминаются, что в них активность воспитанников возрастает в процессе дидактических игр .

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую , а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая игра обеспечивает зону ближайшего развития, оказывает развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка.

Основные задачи использования дидактических игр на внеклассных занятиях :

1. Формирование желания высказаться, внести свои предложения в обсуждаемую тему; умения соотносить с собственным опытом либо опытом других людей, а также импровизировать (фантазировать, строить предположения.

3. Воспитание умения слушать друг друга и пользоваться фактами, которые получили друг от друга.

4. Развитие навыков выбора собственного решения, опираясь на нравственную оценку.

Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает социальную компетентность, познавательную активность детей и в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его систематического обучения на занятиях , способствует совершенствованию его реальной позиции в среде сверстников и взрослых.

Развивающее значение дидактической игры состоит не только в реализации возможностей разностороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной. Велика и диагностическая роль игры . Она позволяет выявить уровень развития многих личностных качеств ребенка, определить его статус в детском коллективе.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Как уже было сказано выше, игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин :

Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения. Л. С. Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде ». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры , подчеркивал : «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». Для младших школьников познавательные потребности являются ведущими, и школьник будет проявлять максимум активности до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны, интерес к предметному познанию. Интерес - это главная движущая сила познавательной деятельности воспитанников, вызвать которую поможет постоянное использование дидактических игр .

Литература :

1. Андрющенко Т. Ю., Карабекова Н. В. «Коррекционно развивающие игры для детей 6-10 лет» – М.: Издательский центр «Академия» , 2004.

2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом» – СПб.: НОУ «Союз» , 2005.

3. Гуровец Г. В. «Коррекционно -развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике ». Дефектология. – 1996. - №2. – С. 77-83.

4. Степанова О. А. «Коррекционно -развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками » Нач. школа : плюс-минус. – 2001. - №4. – С. 3-7.

5. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей «Дошкольное воспитание » , 1965, №10.

Пособие адресовано учителям-дефектологам, воспитателям, Руководителям специальных дошкольных учреждений, студентам Дефектологических факультетов, а также родителям детей с нарушениями в умственном развитии.

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Основной формой воздействия на ребенка в специальных дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется «Программой воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста».

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основйой вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности дошкольного воспитания. Дидактические игры занимали и занимают особое место, их цель - обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений. Это игры обучающие. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно - образовательной работы с учащимися.

Т.Н. Исаева доказала, что продуктивность образования на уроках где используются дидактические игры выше, чем на традиционном уроке. Дидактическая игра - это вид деятельности, где учитель постепенно передает свои позиции лидера в организации игровой деятельности, становясь косвенным организатором. Таким образом, происходит постепенное развитие самостоятельности учащихся, а учитель постепенно отходит от роли организатора к роли консультанта, участника дидактической игры или даже простого зрителя.
В процессе дидактических игр происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействий детей между собой; они формируют у школьников умение сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений, способствует переходу от непроизвольного к произвольному вниманию. В процессе их использования, обучающиеся учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их по описанию, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.

Важно научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и различное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно - следственные связи между ними. По мнению В.Н. Базилевской, основной формой воздействия на ребенка в специальных коррекционных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия, проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется "Программой восприятия и обучения слабослышащих детей школьного возраста".

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для слабослышащих детей. Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого школьника. Дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремится к тому чтобы учащийся, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Дидактическая игра – это средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях, как учителем - дефектологом (индивидуальных и групповых), так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Обучающимся с нарушением слуха для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребёнку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

При отборе дидактических игр прежде всего надо учитывать особенности развития слабослышащих школьников и прежде всего преследовать коррекционные цели.

При поступлении в специальные учреждения дети с трудом контактируют со взрослыми, не умеют обращаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если нормально развивающиеся школьники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то дети с недостатками слуха надо научить этому. Младший школьный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия зрительного, тактильного двигательного, слухового, формируется представление о предметах и явлениях окружающего мира.

В.Л. Казанская доказала, что не меньшее значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п. У детей с нарушением слуха формирование слухового внимания, наличие неречевых звуков и умение действовать в соответствии со звуковым сигналом, представляет большие трудности. А в дидактических играх эта сторона развития может быть значительно корригирована.

Другая сторона слухового восприятия непосредственно связана с развитием речи, так называемого "речевого" слуха. Трудности здесь связаны в первую очередь с состоянием фонематического слуха, со способностью школьника различать и воспринимать фонемы родного языка, с усвоением системы фонем, которая тоже служит сенсорным эталоном и без чего невозможно овладеть фонетической стороной речи. Поэтому игры на развитие слухового восприятия имеют для обучающихся с нарушенным слухом чрезвычайное значение. Так как развитие речи зависит и от развития слухового восприятия, задачами работы по развитию слухового восприятия школьником с нарушенным слухом являются:

  • развитие их остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятии на слух речи и не речевых звучаний;
  • создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой слухозрительной основы для восприятия устной речи;
  • обогащение представления учащихся о звуках окружающего мира.

В соответствии с данными задачами и программой по данному разделу восприятия и обучению школьников с нарушенным слухом предложены дидактические игры и упражнения, направленные на развития слуха детей. В связи с тем, что на фронтальных занятиях в первую очередь осуществляется развитие неречевого слуха, в основном игры, направленные именно на его развитие на начальном этапе обучения.

Дидактические игры могут быть использованы, как в работе дефектолога, воспитателя, так и родителями в домашних условиях. Чтобы эта работа была результативной, нужно придерживаться некоторых общих рекомендаций, выделенных В.Л. Казанской:

  1. Первоначально игровые упражнения проводятся на слухозрительной основе, т.е. ребенок видит лицо педагога и его действия и слушает. По мере того как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. Каждый раз в случае ошибки следует предъявлять школьникам образец звучания, который они воспринимают на слухозрительной основе, а затем по возможности.
  2. В ходе игр следует предъявлять звучания, предлагаемые для различения на слухозрительной или слуховой основе, в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы учащиеся не гадали, а вслушивались в звучания.
  3. При проведении игр следует учитывать возраст детей, степень снижения слуха и уровень психомоторного и речевого развития, их индивидуальные особенности. Это в первую очередь относится к тому, из какого выбора звучаний предлагается выбирать услышанное: из двух, трех и более.
  4. Игры и упражнения проводятся с индивидуальными слуховыми аппаратами. Часть из них, где в качестве источника звука выступают речевые сигналы (словосочетания или слова) и граммофонные или магнитные записи, целесообразно проводить с использованием аппаратуры коллективного пользования. Если все дети, или отдельные школьники могут воспринимать на слух предлагаемые для различения звучания без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии не менее 1,5 -2 м (т.е. на том расстоянии, на котором от них обычно находится педагог), то игры целесообразно проводить без использования звукоусиливающей аппаратуры.
  5. Предлагаемые в играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерный. Он может изменяться и дополняться с учетом уровня психомоторного и слухоречевого развития детей, их индивидуальных особенностей.
  6. При проведении игр обязательно фронтальная работа должна сочетается с индивидуальной: учащимся предлагается выполнить предложенные упражнения. При этом индивидуально в первую очередь опрашиваются те дети, которые при выполнении задания допустили ошибку.

Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении - это соблюдение последовательности в поборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы, выделенные В.Л. Казанской: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение школьников, а с другой - выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. Работая с глухими детьми, можно отметить, что дети самостоятельно пользуются только теми играми, которые не требуют от них ни речи, ни письма, ни чтения.

В тоже время, если кто-нибудь руководит или, они охотно участвуют в речевых играх, в играх с карандашом и играх, связанных с чтением и осмыслением прочитанного:сюда относятся отгадывания загадок, всевозможные викторины, дидактические игры, кроссворды. Следовательно, отказ ребенка от речевой игры вызван непониманием ее, затруднениями, связанными с пользованием речью, и, кроме того, отсутствием лица, которое могло бы оказать ему в нужный момент помощь.

Главная задача - заставить ребенка как можно больше говорить и читать. Для этого нужна постоянная тренировка. Где, как не в игровой форме, легче и доступнее всего запоминаются незнакомые слова, усваивается новые понятия, появляется желание прочитать то, от чего зависит приобретение новых знаний. В результате этого представляется возможность быть лучшим или во всяком случае не отставать от своих товарищей при проведении игры. В каждой игре выигрывает тот, кто даст ясный и правильный ответ на предложенное задания. Следовательно, эти игры являются средством речевого развития детей.

Речевые игры развивают речь обучающихся с нарушенным слухом, сообразительность, находчивость, вырабатывают быстроту реакции заставляет вспомнить пройденное, познавать новое, пополнять словарь, упражняться в чтении с губ. Дидактические игры по развитию речи направлены на решение следующих основных задач:

Формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

Формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;

Развитие связанной речи школьников, прежде всего разговорной, а также описательно - повествовательной.

Дидактические игры не подразделяются на игры или группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и активизации словаря детей, обучения глобальному чтению, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них. В большей степени представлены игры для работы с детьми первых лет обучения, т.к. на этом этапе особенно важно создать игровую мотивацию овладения речевым материалом. При проведении данных игр следует учитывать требования, выделенные Л.А. Головчиц:

  • при подборе игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих или слабослышащих школьников определенного возраста, в частности учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятия;
  • при проведении игр выбор форм речи определяется требованиями программ по развитию речи. При предъявлении речевого материала слабослышащим школьниками используются письменная и устная формы речи. В соответствии с требованиями программ по развитию речи при проведении игр используются и устно - дидактическую речь;
  • при проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которого зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;
  • в процессе проведения игр фронтальная работа должна соблюдаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью;
  • в процессе проведения игр на индивидуальных занятиях необходимо ориентироваться на уровень речевого развития ребенка и его индивидуальные особенности;
  • можно изменять тематику, оборудование, увеличивать или уменьшать объем речевого материала в зависимости от уровня умственного и речевого развития школьников;
  • дидактическая игра представляет собой многоплановое педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества обучающихся, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Можно не сомневаться, что чем чаще учитель будет использовать игру на уроках, чем удачнее и разнообразнее будут его находки, тем эффективнее окажется их влияние на развитие школьников.

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

« Крымский инженерно-педагогический университет »

Психолого-педагогичекский факультет

Кафедра специального (дефектологического) образования

Дидактические игры в обучении детей с нарушениями интеллекта

Курсовая работа по олигофренопедагогике

студентки 3 курса, группы ЗС(Д)О-5-12

Специальное дефектологическое образование

ИВАНОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Научный руководитель:

к.п.н. доцент кафедры С(Д)О,

Петрова И.В.

К защите допускаю:

Заведующий кафедрой С(Д)О

к.п.н., доцент

Сидоров А.Н.

Симферополь, 2015

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических игр и приемов в обучении детей с нарушениями интеллекта

1 Дидактические игры, их виды и значение

2 Коррекционно-развивающее значение дидактических игр и упражнений в обучении умственно отсталых учащихся

Выводы по I главе

ГЛАВА II. Общие требования к руководству дидактическими играми

1 Методика организации дидактических игр

2 Значение дидактических игр в обучении детей с нарушениями интеллекта

Выводы по II главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

На современном этапе развития российского общества, его стратегией является доступность молодых людей к качественному и полноценному образованию в соответствии с их предпочтениями и интересами. А главное независимо от материального положения семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Основная цель специального коррекционного образования - обеспечить доступное и качественное образование для детей с ограниченными возможностями, формировать наилучшие пути для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. На сегодня в центре внимания - ученик, его личность, богатый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога - выбрать оптимальные методы и формы организации учебного процесса учащихся, которые будут соответствовать поставленной цели развития и коррекции личности учащихся с ограниченными возможностями в развитии .

Самые большие возможности для развития учащихся дает игровая деятельность. Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, моторика и эмоциональное состояние учащегося. Игра как средство воспитания и обучения учеников широко использовалась и продолжает использоваться как среди здоровых, так и у учащихся с нарушениями в развитии. Однако, именно для учащихся с нарушениями интеллекта игре отводится особое место .

Дидактическая игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков. Термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Фридрих Фребель и Мария Монтессори.

К примеру, К.Д. Ушинский, считал игру свободной деятельностью ребенка, привносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным, но никогда не развлекающим. А известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Особое значение она предавала сенсорному восприятию родного языка .

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, цилиндрами, шнуровками, колечками и т.д.), расположенные строго по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные самим Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр .

Также известна и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада, Монтессори была близка к позиции Ф. Фребеля, который писал, что игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра» не оказывающая влияния на развитие ребенка. Монтессори создала интересные дидактические материалы для развития сенсорного воспитания, что по её мнению составляет основу обучения ребенка .

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева выделила новый подход к играм. По её мнению они являются лишь одним из компонентов в комплексном воспитательно-образовательном процессе с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, лепкой и трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они соприкасаются с интересами ребенка, доставляют ли ему радость, позволяют ли проявить свою активность, самостоятельность и так далее .

На сегодняшний день несомненна актуальность использования дидактических игр в учебном процессе, так как доказательства, характеризующие дидактическую игру как средство в процессе обучения неоспоримы. Этим и многим другим и обусловлен выбор темы.

Таким образом, объект исследования: использование дидактических игр при обучении детей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования - эффективность использования дидактических игр на уроках во вспомогательной школе.

Целью исследования является: изучить особенности использования дидактических игр в обучении детей с нарушениями интеллекта.

Цель исследования достигается решением следующих задач:

определить понятия, термины и проблемы исследования, а также основные подходы к ее решению;

изучить многообразие и классификации дидактической игры в коррекционно-педагогическом процессе.

Глава I. Теоретические основы использования дидактических игр и приемов в обучении детей с нарушениями интеллекта

1Дидактические игры, их виды и значение

дидактический игра умственный отсталый

Овладение учащимися специальных школ глубокими знаниями, необходимыми умениями и навыками - это одна из важнейших проблем в современном образовании. Решение этой проблемы невозможно без усовершенствования технологий обучения а, следовательно, и методов обучения. На сегодня в педагогике активно ищут новые решения. Среди них выделяют игровую деятельность, которая для ребенка является насущной необходимостью, а для педагога - способом реализации различных задач учебно-воспитательного процесса.

Именно дидактическая игра и относится к активному, традиционному и общепризнанному методу обучения и воспитания дошкольников, младших школьников и подростков. Ценность этого метода заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функция действуют в комплексе. Они между собой тесно взаимосвязаны. Игра как метод обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность .

Проблеме игры уделяли значительное внимание мыслители и педагоги, как прошлого, так и современности: Платон, Аристотель, Рабле, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, Кант, К. Ушинский, Макаренко, Л. Выготский, А.И. Запорожец и другие. Во многих работах исследователей отражены различные подходы к определению сущности дидактической игры. Так, ученые определяют сущность игры как форму общения (Н. Гончаров, Т. Ладивир, Н. Лисина, В. Семенов, В. Сушко, Н. Филатова). Как форму деятельности (Л. Выготский, Д. Эльконина). Как условие умственного развития (П. Каптерев, Е. Покровский, С. Рубинштейн, И. Сикорский, А. Смирнов). Но все они считают дидактическую игру эффективным методом реализации учебно-воспитательного процесса .

Игра для ребенка - это жизнь со своими радостями, горестями, переживаниями и достижениями, своеобразная школа жизни, где ребенок учится общению, действиям с предметами, а также нормам поведения. Но при этом требующая от учащихся максимума энергии, ума и самостоятельности. Это настоящая и напряженная умственная работа, которая должна привести учащегося к хорошим результатам. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, способствует решения более сложных задач урока. Но это вовсе не означает, что занятия необходимо проводить только в форме игры. Игра - один из методов, который дает хорошие результаты только в комплексном сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением, исследованием, трудом .

По своей сути, игра - это сложное, многогранное явление, которое невозможно трактовать однозначно. Учебная игра может длиться от нескольких минут до целого урока. Она может использоваться на разных этапах, а также во внеклассной работе.

Любая игра включает три основных этапа: подготовительный (формулируется цель игры, отбирается учебное содержание, разрабатывается сценарий, готовится оборудование, распределяются роли, проводятся инструктирование и т.п.); непосредственное проведение игры; обобщенный анализ результатов. Обучающие игры имеют определенные существенные характеристики и устойчивую структуру .

К основным взаимосвязанным компонентам игры принадлежат (по В. Коваленко, П. Пидкасистому): игровая задумка; правила; игровые действия; дидактические задачи (познавательный смысл) оборудования; результат игры .

Используя на уроках дидактические игры в начальных классах необходимо соблюдение следующих требований:

игровое задание должно по содержанию совпадать с учебным заданием;

правила игры должны быть просто и четко сформулированы;

итог игры обязан быть справедливым.

Дидактические игры, включенные в процесс обучения, помогают учащимся в расширении кругозора и закреплении учебного материала, а также развивают личностные качества и положительно влияют на эмоциональное состояние учащегося .

Дидактические игры - это всесторонняя подготовка ребенка к жизни. Они различаются по содержанию, познавательной деятельности детей, игровыми действиями и правилами, организацией и взаимоотношениями детей, ролью учителя. По соотношению содержания можно выделить следующие типы игр:

игры с сенсорикой в обучении;

словесные игры;

игры - ознакомление с природой;

игры по формированию математических знаний.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности:

игры-поручения;

Игры-предположения;

игры-загадки;

игры-беседы (игры-диалоги).

Игры - путешествия имеют сходство со сказкой, чудесами. Они отражают реальные факты или события, а обычное раскрывают через необычное, через загадочное, интересное. Все это происходит в игре и игровых действиях, что очень близко для ребенка. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, поднять настроение ребенка, добавить в обыденную окружающую действительность немного сказки, а также обратить внимание детей на то, что находится рядом, но остается без внимания. Игры-путешествия развивают наблюдательность, внимание, понимание игровых задач, облегчают преодоление трудностей в процессе обучения. Роль педагога в игре довольно сложная, требует артистических умений и навыков, определенных знаний, а также умения во время игры вести процесс обучения незаметно для ребенка .

Игры-поручения содержат элементы, похожие по структуре, но они более простые по содержанию и менее продолжительны. В основе их лежат различные действия и словесные поручения, а также действия с предметами и игрушками. Игровые действия и задания в них основаны на предложении что-либо сделать. Например: «Помоги, пожалуйста, Незнайке расставить знаки препинания», «Проверь домашнюю работу у Карлсона».

Игры-предположения. Они предлагают ребенку подумать, как он поступит или что сделает в той или иной ситуации. Например: «Что было бы...? или "Что бы я сделал, если б...», «Кем ты хочешь стать и почему?», «Кого бы хотел пригласить на свой День Рожденье?» Дидактический смысл заключается в том, что детям создается ситуация, требующая осмысленных последовательных действий. Эти игры требуют умения применять знания в предлагаемых обстоятельствах и устанавливать следственно-причинные связи .

Игры-загадки. В основе загадки лежит описание чего-либо, которое необходимо расшифровывать. Описание это является четким и кратким. Часто подается в форме вопроса или заканчивается им. Главной и обязательной особенностью загадок является логическая задача. Задачи на логику даются разные, но они все активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки, так как необходимость сравнивать, вспоминать, думать, что приносит радость умственной работы. Отгадывание правильных ответов способствует хорошему настроению у учащихся.

Игры-беседы или диалоги. В основе игры-беседы лежит общение педагога с ребенком, ребенка с педагогом и диалог детей между собой. Такое общение имеет особый характерный колорит игрового обучения и игровой деятельности детей. Учитель в игре-беседе выступает в роли близкого и узнаваемого детям персонажа, друга и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и позитивный настрой, что вызывает у детей желание повторить игру. Огромная ценность игры-беседы заключается в том, что она пробуждает и активизирует эмоционально-мыслительные процессы: мысли и воображения, единства мысли и слова, действия ребенка. Дидактические игры создают у учащихся любого возраста хорошее настроение, вызывают положительные эмоции и повышают самооценку .

Дидактические игры - важное средство умственного, речевого и эмоционального развития детей. В игре дети часто закрепляют изученные материалы, повторяют, усваивают новые. К.Д. Ушинский подчеркивал, что наглядное обучение, обучение с использованием дидактического материала, основывается на законах детской психики. Он считал, ребенок, как бы мыслит формами, красками, звуками, даже чувствами. Поэтому не нужно заставлять ребенка думать иначе, так как детская природа требует наглядности.

1.2 Коррекционно-развивающее значение дидактических игр и упражнений в обучении умственно отсталых учеников

Естественные трудности в усвоении учебного материала учащимися с нарушениями интеллекта часто приводят к снижению их интереса к учебе. Причины этих трудностей разнообразны. Прежде всего, как отмечает ряд исследователей (Т. Власова, Т. Дульнев, В. Лубовский, А. Лурия, М. Певзнер), детям с нарушениями интеллекта свойственна слабость процессов возбуждения и торможения, склонность к частым переменам эмоционального состояния .

Психологи (О. Кудрявцева, И. Соловьева), исследовав особенности восприятия, обнаружили, что замедленный его темп у детей с нарушениями интеллекта сочетается с сужением объема материала, который воспринимается .

Л. Выготский, С. Рубинштейн, Д. Эльконин указывают на недоразвитие речи у детей с нарушениями интеллекта, что обусловлено медленным формированием и неустойчивостью дифференцированности условных связей в области слухового анализатора .

Как отмечают М. Нудельман, В. Петрова, Ж. Шиф, у детей с нарушениями интеллекта наблюдается очень низкий уровень развития мышления, так как формирование его происходит в условиях неполноценного развития органов чувств, речевого аппарата и ограниченной трудовой деятельности. Умственная слабость, мешающая детям с нарушениями интеллекта выделять важное при понимании и запоминании материала, связать между собой его отдельные компоненты, резко снижает и качество их памяти .

Именно поэтому, учитывая все эти особенности познавательных процессов у учащихся с нарушениями интеллекта, в специальной методической литературе и освещают пути оптимизации учебного процесса во вспомогательной школе в основе, которого лежит использование дидактических игр. Все педагоги, психологи и другие исследователи отмечают не только учебную, но и в большей степени коррекционно-развивающую функцию дидактической игры. В специальной методике преподавания отдельных учебных дисциплин и дидактике во вспомогательной школе определили, что использование игры и игровых ситуаций является незаменимым средством развития больного ребенка. Несомненно, корректирует его познавательную, мотивационную и эмоционально-волевую сферы.

Известные дефектологи А. Граборов, Г. Трошин высоко оценивали использование игровой деятельности в воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта. Они относили игру к наиболее точным индикаторам проявления детских способностей и познавательных возможностей.

Данные исследования И. Соловьева доказывают, что определенная коррекционная работа по воспитанию познавательных интересов, модели поведения и различной деятельности у детей с нарушениями интеллекта дает свои положительные результаты .

Из исследований таких дефектологов, как А. Катаевой, О. Стребелевой, Н.Соколовой нам стало известно, что развитие игровой деятельности у детей с нарушениями интеллекта зависит от многих факторов. Например, таких, как степень умственной отсталости, но и что немаловажно от игрушек и игр, с которыми они играли в детстве, от условий воспитания в семье, а также от пребывания в дошкольных учреждениях и так далее. Авторы обращают внимание на то, что в процессе игровой деятельности в дошкольном учреждении для детей с нарушениями интеллекта перед ними необходимо ставить познавательную и учебную задачу. И это несмотря на то, что у детей еще не сформировались ни познавательные процессы, ни учебная деятельность .

А. Смирнова отметила, что игра является мощнейшим воспитательным средством, потому что естественным образом тренирует сохранные стороны ребенка и уменьшает его недостатки.

А вот известные ученые-дефектологи Г. Дульнев, В. Лубовский, В. Петрова рекомендовали при коррекционной работе с детьми с нарушениями интеллекта интенсивней искать такие формы задач, которые могли бы самостоятельно наталкивать их строить умственную деятельность и активно вызывать потребность в познавательной деятельности. По их мнению, к таким задачам следует отнести, те которые требуют использования эмоционально-волевой сферы и опоры на трудовую деятельность, но и опыт учащихся .

А. Аксенова и Е. Якубовская считают, что дидактические игры являются одним из самых эффективных и положительных приемов активного усвоения знаний и умений на уроках родного языка. Авторы считают, что недостатком проведения дидактической игры на уроке, может быть только некорректная роль учителя в проведении игры. По мнению А. Аксеновой, игра не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Был разработан целый ряд методических рекомендаций по использованию игр и познавательных задач на таких уроках, как обучение грамоте, чтению, изучению украинского и русского языков. Эти рекомендации были разработаны Л. Вавиной в соавторстве с учителями-практиками Т. Россохацкой, И. Васютинской и А.Смирновым. То, что различные игры положительно влияют на конкретное и осмысленное представление о мире у учеников с нарушениями интеллекта, мы находим в работах Т. Ульяновой .

На эффективность использования дидактического материала, различных игр, наглядной предметно-практической деятельности детей в обучении математике во вспомогательной школе указывают в своих работах С. Забрамная, Б. Мершон, С. Николаева, А. Хилько .

С. Забрамная отлично разработала серию игровых задач, чтобы дети с нарушениями интеллекта могли умело ориентироваться в окружающем пространстве и совершенствовать эти навыки. Однако, среди них крайне мало задач, содержание которых было бы направлено на развитие первичных количественных представлений.

В исследовании С. Николаева игровая деятельность продуктивно используется для формирования одного из важных компонентов познавательной деятельности - планирующей функции.

Г. Мерсиянова в методическом пособии для учителей начальных классов вспомогательной школы представила систематический комплекс дидактических игр для усовершенствования счета и закрепления понятия о числе учащихся 1 класса. Однако она недостаточно уделила внимание использованию игр при формировании у детей числовых представлений, в частности о количественных числительных. Были сделаны даже попытки систематизировать дидактические игры и упражнения для постоянного использования на уроках математики во вспомогательной школе. Было определено их эффективное коррекционное значение, однако эффект от игры специально не рассматривается в повышении качества математических знаний и вычислительных умений у детей с нарушениями интеллекта .

С.П. Миронова считает, что дидактические игры в обучении детей с нарушениями интеллекта являются эффективным средством коррекции недостатков детей с нарушениями интеллекта. Она считала, что с помощью различных видов игр происходит:

стимуляция психической и физической активности учащихся;

развивается организованность;

повышается самочувствие;

развиваются моральные качества;

создаются предпосылки включения в общественную деятельность .

Выводы по I главе

Таким образом, дидактические игры - это не просто времяпрепровождение и заполнение свободного времени детей, не игрушки и не «мультики», а четко спланированный и целенаправленный педагогический прием для закрепления и расширения и применения на практике полученных ими знаний. В процессе дидактической игры ученики вспомогательной школы учатся самостоятельно применять полученные знания в игровых условиях. Несомненно, это положительно сказывается на их умственном и эмоциональном развитии. Свою обучающую роль дидактические игры выполняют успешно, если они применяются в комплексе, и предполагают множество вариантов использования. Плюс дидактических игр еще и в том, что их удобно постепенно усложнять незаметно для учащегося. По содержанию и структуре они хорошо сочетаются с другими методами и приемами в обучении.

В процессе игры ребенок познает все, что недоступно ему в окружающей среде. В запале, не замечает, что учится и при этом запоминает, совершенствует и закрепляет приобретенный ранее опыт, сравнивая запас новых знаний и понятий.

Глава II. Общие требования к руководству дидактическими играми

1 Методика организации дидактических игр

Преимущественно, организация дидактических игр педагогом осуществляется по трем основным направлениям: подготовка к проведению дидактической игры, само ее проведение и анализ с выводами.

Для того, чтобы удачно и с хорошими результатами провести дидактическую игру, нужно:

подобрать игры в соответствии с поставленными задачами педагога и программой обучения (обобщение и углубление знаний, развитие сенсорных способностей, активизация эмоционально-психических процессов);

дидактическая игра должна соответствовать программным требованиям обучения детей определенной возрастной группы;

определить оптимальное время для проведения дидактической игры;

определить оптимальное количество учащихся;

подготовка необходимого дидактического материала для игры (наглядные пособия и т.д.);

самоподготовка к дидактической игре. Педагог должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

предподготовка к игре учащихся: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи .

Проведение дидактических игр включает в себя:

ознакомление учащихся с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;

объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры и на четкое их выполнение;

наглядный показ действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять задания, показывая, что в ином случае игра не приведет к нужному результату;

определение роли педагога в игре - его участие в качестве наблюдателя или непосредственно участника;

заключительный этап - подведение итогов. Это очень важный и ответственный момент, когда учащиеся добиваются положительных результатов.

В конце игры педагог интересуется у детей, понравилась ли им занятие, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру и она будет также интересной .

Анализ проведения дидактической игры направлен на выявление приемов и методов ее подготовки и проведения. Что оказалось эффективным в достижении поставленной цели, а что не сработало и почему. Это помогает усовершенствовать как подготовку, так и сам ход проведения игры. Помогает избежать ошибок в дальнейшем. Очень важно, что анализ позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ребенка, а значит, правильно организовать затем индивидуальную работу с ними. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, действия и игровые правила.

Благодаря, дидактической игре, ребенок приобретает новые знания. В процессе общения с педагогом и со своими сверстниками, наблюдая, играя, высказываясь и отвечая на вопросы.

Примечательно, что малоактивные, неуверенные в себе дети надевают на себя роль «болельщиков». Они наблюдают за более способными товарищами - «футболистами» и перенимают их знания и умения. В то время как «футболистам» нравится быть наставниками и пытаться помочь отстающим сверстникам. Это благотворно сказывается на процессе обучения и тех и других .

2.2 Значение дидактических игр в обучении детей с нарушениями интеллекта

В основе обучения детей с нарушениями интеллекта лежат организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Обучение проводит педагог и учитель-дефектолог. Содержание занятий определяется программой. Каждый педагог должен учитывать возрастные особенности детей, их отклонения в развитии, пассивность и нежелание активно действовать с наглядными пособиями

Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Именно для этой цели и служат дидактические игры. Ведь дидактическая игра - это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. А игра в свою очередь является основным видом деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра несет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели должны дополнять друг друга и обеспечивать усвоение программного материала. Дидактическая игра - очень хорошее средство обучения, поэтому она и используется при усвоении любого программного материала, проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как педагогом, так и учителем-дефектологом .

Кроме того, дидактическая игра применяется на музыкальных занятиях и даже может являться одним из занимательных элементов на прогулке. В дидактической игре должны создаваться такие условия, при которых каждый ребенок получит возможность самостоятельно действовать в той или иной ситуации, приобретая собственный опыт действий и чувств. Это очень важно для детей с нарушениями интеллекта, у которых опыт действий с предметами не обобщен и беден.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна способствовать и делать сам процесс обучения действенным, эмоциональным и позволять ребенку получить собственный опыт .

При поступлении в дошкольные учреждения дети, у которых есть отклонения в развитии, с трудом контактируют с взрослыми. Им тяжело общаться со сверстниками, и они не владеют приемами усвоения жизненного опыта. Большинство детей с нарушениями интеллекта имеют недоразвитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики. Не могут часто выделить ведущую руку, а ее движения неловкие. Дети в основном не в состоянии действовать одновременно обеими руками.

В раннем дошкольном возрасте у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильного - двигательного и слухового формируются представления об окружающих предметах и явлениях. Поэтому ранее корректирование этих видов чувств очень важно, чтоб дальнейшем это не тормозили процессы обучения .

У детей с нарушениями интеллекта познание чувств развивается медленно и вяло без специального коррекционного воздействия. коррекционная задача педагога в основном и состоит в том, чтобы формировать у детей с нарушениями интеллекта способы ориентирования и пути поиска при выполнении различных заданий. На этом этапе необходимо вызывать интерес к предметам, к использованию их в деятельности, чем они могут быть полезны. В упражнениях и дидактических играх, в которых дети с нарушениями интеллекта действуют путем проб и ошибок, развивают у него внимание к предметам, их свойствам и умением учитывать эти свойства при применении в практике. Это тренирует и зрительное восприятие .

У ребенка с нарушениями интеллекта плохо развито восприятие в целом, а дидактические игры способствуют формированию. Чтобы психико-эмоциональное развитие учащегося проходило полноценно следует учить его адекватно и правильно воспринимать окружающую среду. Важно закрепить полученные образы восприятия и формировать на их основе определенные представления. Добиться этого можно применяя дидактические игры с отсрочкой, чтобы повторить тот или иной предмет и его свойства, называть его, определять качество и назначение. Это может вызвать в памяти у учащегося знакомое представление в любое время - ведь у детей с нарушениями интеллекта в большинстве случаев, слова им хорошо знакомые, означающие какой-либо предмет, могут вызвать соответствующий зрительный образ, а вот слова, слова обозначающие часть предмета, его качество, действия не вызывают у них зрительного образа. Это и многое другое составляет важную часть в коррекционном обучении у детей с нарушениями интеллекта .

Зачастую, у таких детей зрительные образы (если они есть) существуют отдельно от слова, а слово не связано со зрительным образом. Это слово не вызывает у учащегося никакого представления, он относит его к «невидимым». Ведь учащимся предлагают словесный материал в таких условиях, в которых свойство или отношение к предмету еще не выделено ими и не стало для них значительным. Поэтому так важно значение правильной организации дидактических игр и упражнений, которые направлены на соединение образа со словом, что влияет в дальнейшем на формирование представлений и становление полноценной речи. Работа над восприятием и развитием речевого аппарата сливается в единый процесс .

Для своевременного включения новых слов в процесс обучения необходимо, на первых порах ознакомления с предметом, узнать его качества, свойства и научить выделять эти свойства из других предметов, воспринимать и узнавать их. Правильное соединение слова с тем, что оно означает, закрепляет в сознании ребенка образ предмета и дает возможность вызвать данный предмет в памяти. Слово, которое вызывает в памяти учащегося нужное представление, может стать в дальнейшем основой понимания и восприятия словесных инструкций, правил, загадок, рассказов, сказок, независимо от ситуации, а в дальнейшем и самостоятельного чтения книг .

У детей с нарушениями интеллекта наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно. Они плохо ориентируются в условиях практической задачи, слабо обобщают общественный опыт, а проблемные задачи вообще решить не в состоянии. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность учащегося, что она будет способствовать формированию у него умений и навыков решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А приобретенный при этом опыт даст возможность понимать и решать уже знакомые задачи, представляя и даже описывая .

Тактильно-двигательное восприятие имеет свою специфику, поэтому в дидактических играх появляются новые задачи и условия. Если зрительное восприятие чаще всего происходит без помощи других органов чувств - осязания, слуха, то тактильно-двигательное восприятие у человека с нормальным зрением, как правило, сопровождается зрительным. Поэтому в игра специально создаются условия, чтобы выделить тактильно-двигательное восприятие. Для этого учащиеся могут закрывать глаза, педагог ставит ширму или использует «чудесный мешочек» и прочее. У детей с нарушениями интеллекта нет желания к тактильному обследованию предмета, поэтому самостоятельно он не овладевает ощупывающими движениями. Дидактические игры на развитие тактильно-двигательного восприятия помогают коррекции указанных дефектов. Не меньший вклад имеет и проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку сориентироваться в окружающем его пространстве, дает возможность совершать действия по звуковому сигналу. У детей с нарушениями интеллекта формирование слухового внимания и умения совершать действия в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. В дидактических же играх эта сторона развития значительно поддается коррекции .

Другая же сторона слухового восприятия связана непосредственно с развитием речи, так называемого «речевого» слуха. Трудности здесь связаны в первую очередь (при условии сохранности тонального слуха) с состоянием фонематического слуха, со способностью ребенка воспринимать и различать фонемы родного языка, служащая сенсорным эталоном, без которой невозможно овладеть фонетической стороной речи. У детей с нарушениями интеллекта, фонематические нарушения слуха бывают так велики, что их часто принимают за слабослышащих или ошибочно приписывают им алалию (моторную или даже сенсорную). Посему игры на развитие слухового восприятия имеют чрезвычайное значение. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые условия для формирования речи у детей с нарушениями интеллекта .

Роль педагога в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит процессом обучения, организует детей. С другой же - выполняет роль участника игры, друга, наставника и направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости показывает как вести себя в игре. В дидактической игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. Важным условием, дабы добиться хороших результатов в использовании дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Должны, прежде всего, учитываться такие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность и усложняемость выполнения заданий. Этой проблемой занимались такие ученые как: М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичева, A.M. Бородич, В.И. Рождественская, Е.А. Родина, М.Г. Генинг, Н.А. Гарман, А.Н. Гвоздев .

Учеными доказано, что развитие моторики руки тесно связано с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики - это один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Чаще всего учащиеся, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют мыслить, логически рассуждать, у них достаточно развиты память и внимание, а также связная речь. Работа по развитию мелкой моторики должна вестись задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, дидактическим играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения рук, решают сразу две задачи: во-первых, они развивают общее умственное развитие ребенка, а во-вторых, закладывают основу к овладению навыкам письма.

Выводы по II главе

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует умственных усилий, сосредоточенности, внимания, а также умения осмыслить правила, умения последовательно выполнять действия и преодолеть трудности.

Они способствуют развитию у учащихся глубоких ощущений и восприятий, формированию представлений об окружающем пространстве и усвоению знаний. Дидактические игры дают возможность обучать детей различным способом решения тех или иных умственных, логических и практических задач. В этом и состоит их развивающая роль.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра делает процесс обучения эмоциональным и действенным, позволяя ребенку получить собственный опыт. Основная задача коррекционного педагога в том, чтобы сформировать у детей с нарушениями интеллекта способности к поиску и пространственной ориентации при выполнении заданий. Красочное и динамичное проведение дидактической игры - это залог успешного обучения и хорошего настроения детей с нарушениями интеллекта.

Заключение

Проведенное теоретическое исследование, которое мы посвятили проблеме использования дидактических игр в начальных классах вспомогательной школы, позволило с успехом выполнить поставленные задачи и цели.

Изучив состояние исследуемой проблемы в педагогической теории, мы пришли к следующим выводам:

Стремительно развивающееся современное общество требует от специальной школы наиболее результативных методов обучения и воспитания, которое и стоит перед начальным звеном образования;

Мы определили содержание и структуру дидактических игр, а также и целесообразность ее использования на уроках во вспомогательной школе;

Выяснили, что методика проведения дидактических игр должна соответствовать определенным требованиям и стандартам обучения.

Пришли к выводам, что духовная жизнь ребенка полноценна тога, когда он может почувствовать себя в мире сказки, творчества и фантазии.

Игра в учебном процессе подбирается с учетом эмоциональных и психофизических особенностей детей, создает мотивационную среду, близкую к естественной, пробуждает интерес и повышает уровень учебного труда, а также развивает коммуникативные навыки.

Основная задача вспомогательной школы заключается в формировании личности и адаптации ее к жизни в современном обществе, готовности к коммуникации и способности выполнять свою работу в коллективе. А также выработке таких черт, как доброта, сострадание, справедливость, восприятие красоты и терпимости, чувства совести, понимания радости того, кто рядом и чувства собственного достоинства.

В процессе дидактических игр решаются не только учебные задачи, но и коррекционные. Поэтому игра - это не только форма и метод обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, но и критерий оценивания, по которому определяется уровень развития школьника Дидактические игры дают возможность учителю повысить уровень восприятия и понимания учащимися учебного материала, разнообразить его коррекционно, а в учебную деятельность привносят элемент любопытства и ажиотажа.

Список использованной литературы

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

Бабюк А., Колос Т., Сапожко И., Каминская Т. Интеграция учебно-воспитательного и коррекционного процессов в начальной школе // Начальная освита.-2011-№ 25.- С. 6-8.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 368 с.

Высоцкая А., Лапин А. Программа для вспомогательной школы. Ориентировочная тематика воспитательных мероприятий (1-4 классы) // Дефектология. - 2011. - № 2. - С.25 - 31.

Глушко Л. Математические игры для первоклассников // Начальное образование. - 2008. - № 48. - С. 11 - 12.

Гуть Н. Формирование положительного отношения к обучению у детей с особыми потребностями // Дефектолог. - 2011. - № 8. - С. 3 - 9.

Друзь С. В. Познавательные задачи по ознакомлению с окружающим миром в 1-2 классах. - М.: Сов. школа, 1990. - 128 с.

Ефименко Л. Учебные и познавательные игры экологической направленности // Начальное образование. - 2011. - № 22. - С. 13 - 17.

Замский Х. С. История олигофренопедагогики. - М.: Просвещение, 1974. - 392 с.

Коберник Г. М., Синев В. Н. Основы дефектологии. - М.: Высшая школа, 1994. - 143 с.

Коваленко О., Епифанова Т. Подвижные игры с интеллектуальной нагрузкой // Начальное образование. - 2008. - № 48. - С. 5 - 7.

Компанец Н. Готовность к обучению чтению: индивидуальный подход // Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 20 - 24.

Костюченко Т. Дидактические игры на уроках обучения грамоте // Начальное образование. - 2008. - № 47. - С. 13 - 16.

Основы специальной дидактики / Под ред. И. Г. Еременко. - М.: Сов. школа, 1986. - 200 с.

Отрышко Ю. Игры и игровые приемы на занятиях по развитию речи // Дефектолог. - 2011. - № 8. - С. 24 - 28.

Паук Л.А. Компетентный подход к организации учебной и игровой деятельности младших школьников в условиях модернизации образования // Начальное образование. - 2009. - № 5-7. - С. 49 - 51.

error: Content is protected !!