Описать рисунок здание театра и представление комедии. Большой театр в разных архитектурных стилях. Инфографика. Нижегородский театр драмы

Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать... театральные всякого рода представления". Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х.Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом".

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.

В 1920-х гг. "Большой" становится площадкой Всероссийских съездов Советов, заседаний ВЦИК, конгрессов Коминтерна, однако сохраняет за собой право функционировать по назначению. Осенью 1941 г. в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Зимой 1942 г. начались восстановительные работы, а осенью 1943 г. театр возобновил свою деятельность.

В конце XX века необходимость в проведении реставрационных работ стала критической, и Правительство страны приняло решение о реконструкции здания. Работы длились на протяжении 6 лет с 2005 по 2011 гг. Специалисты сохранили исторический облик театра и вместе с тем усовершенствовали его техническое состояние.

Сейчас Большой театр является главной культурной доминантой столицы.

Театры обычно располагаются в городских обществ, центрах, на площадях или городских магистралях и в большинстве случаев главенствуют в архитектурном ансамбле. Для обеспечения свободной эвакуации зрителей и соблюдения противопожарных требований желательно, чтобы здание театра было полностью открыто к обществ, проездам или площади с главного и боковых фасадов (к заднему фасаду допускается примыкание служебного корпуса с устройством хоз. двора). Здание театра со стороны главного входа должно отстоять от др.зданий не менее чем на 40 ж, ас остальных сторон - не менее чем на 20 м. Разгрузочные площади у входов и выходов из театра устраиваются по норме 0,25 м2 на одного зрителя. На участке Т. размещаются площадки для стоянки автомашин из расчета 1 легковая машина на 20 мест в зале. В соответствии с градостроительными нормами, действующими в СССР, сеть театров планируется из расчета ок. 5 мест на 1000 жителей.

Совр. здания театров но назначению (сценическому жанру) подразделяются на здания драматических, музыкально-драматических и oneрно-балетных театров. Помимо этих традиционных Т., в СССР также получили распространение спец. детские театры (театр юного зрителя), кукольные театры и театры теней. В последнее время в практику стр-ва в СССР внедряется новый тип театрального здания, трансформируемого в концертный зал, напр. Т. в гг. Туле и Норильске. Такие трансформируемые здания театра распространены и в нек-рых зарубежных странах.

По эксплуатационным и архитектурно-строит. особенностям различают здания Т. постоянного и сезонного (летние театры) функционирования. Последние бывают открытыми и закрытыми. Вместимость зрительных залов театра зависит от их назначения. В практике стр-ва совр. театральных зданий как в СССР, так и за рубежом вместимость зрительных залов драматических Т. принимается от 500 до 1200 мест, музыкально-драматических - от 800 до 1500 и опер- но-балетных - от 1500 до 2000. В СССР в соответствии с действующими нормами вместимости зрительных залов Т. данного назначения соответственно принимаются от 500 до 900 мест, от 1000 до 1200 мест и от 1400 до 1600 мест, что позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия видимости и слышимости спектаклей. Вместимость детских Т. не должна превышать 800 мест, кукольных - 500, Т. теней - 300.

Состав помещений театральных зданий зависит от назначения, вместимости, условий эксплуатации. Помещения театра подразделяются на след. осн. группы: зрелищную, включающую зрительный зал и обслуживающие его помещения (вестибюль с гардеробом, фойе, буфет, кулуары, сан. узлы); сценическую, включающую сцену и обслуживающие ее помещения (артистические уборные, мастерские, склады, сан. узлы, помещения технич. назначения); адм.-хоз., в состав к-рой входят помещения администрации, а также производственного и хоз. обслуживания.

На участке театрального здания обычно сооружается подсобно-производственный корпус, в к-ром размещаются резервные склады и ряд др. вспомогательных помещений (красильная, прачечная, бутафорская и др.). С целью удешевления стоимости рядом условий.

Наиболее сложной частью театрального здания (по объемно-пространственной композиции и оборудованию) является демонстрационный комплекс, состоящий из зрительного зала п сцены. Его устройство и эксплуатационные качества зависят от многих нормативных и технич. требований (акустических, оптических, эвакуационных, постановочных, технологич. и противопожарных). Размеры демонстрационного комплекса определяются вместимостью зрительного зала, к-рый рассчитывается по норме 0,65-0,7 м2 на 1 зрителя.

Хорошая слышимость в зале зависит от его акустических качеств. Форма и соотношение сторон зрительного зала должны обеспечивать равномерное распределение звука, исключать возможность возникновения акустических эффектов «фокусирования» и «эха». Оптимальное время реверберации определяется с учетом особенностей сценического жанра. Объем зала на 1 зрителя рекомендуется принимать для драматических Т. от 3,8 до 5,0 м3 и для музыкально-драматических и оперно-балетных - от 5,0 до 6,0 м3. Для равномерного распределения звука форма зала должна быть компактной, простой, без большого преобладания одних размеров над др. и без значит.впадин и выступов. Следует обращать особое внимание на формы стен в плане и потолка, в особенности над просцениумом и оркестром. Во избежание появления «глухих» мест отношение выноса балкона к высоте отверстия под ним, открытого в сторону зала, не должно быть более 2. Хорошей акустике зрительного зала и исправлению ее дефектов способствуют обработка стен, потолка n пола зала акустическими отделочными материалами, применение специальных акустических конструкций (экраны, складки, ребра), поглощающих или отражающих звук. Одно из основных требований к акустике залов всех сценических жанров - естественное восприятие звука всеми зрителями.

Планировка зала и обслуживающих его помещений, расположение мест для зрителей и проходов должны обеспечивать удобное заполнение зала, беспрепятственный выход из него в антрактах и быструю эвакуацию зрителей в случае аварии. В соответствии с противопожарными требованиями ширина эвакуационных проходов п выходов принимается из расчета 100 человек на 0,6 ж, при этом миним. ширина прохода-0,9 м и максим.- 2,4 м. Длина непрерывного ряда мест для зрителей в зале при двухсторонней эвакуации принимается не более 40 мест и при односторонней - 20 мест. Расстояние между спинками кресел ряда - от 85 до 90 см в зависимости от количества мест в ряду и от конструкции кресел.

По принципу расположения мест для зрителей и объемно-пространственной композиции залы совр. театры делятся на партерные (до 500 мест), амфитеатральные (до 1000 мест) и залы с балконами или ярусами (от 1000 мест и более). В зависимости от сценического жанра и вместимости залы могут иметь различную форму. Наиболее благоприятны по акустическим соображениям залы прямоугольной и трапециевидной форм. Наиболее вместительны залы овальной или эллиптической формы и залы с балконами или ярусами, однако в акустическом отношении они уступают залам прямоугольной и трапециевидной формы и требуют спец. акустической обработки. Устройство и размеры сцены целиком зависят от сценического жанра театра и вместимости зрительного зала. Размеры обычной глубинной сцены, ее планшета, декорационных карманов и арьерсцены определяются шириной и высотой отверстия игрового портала, связывающего зрительный зал со сценой.

Для быстрой смены декораций верх сцены оборудуется колосниками с блочными устройствами для подъема и спуска софитов с осветительной арматурой и штан- кетов, к к-рым прикрепляются декоративные полотна и занавесы. На боковых стенах сцены устраиваются рабочие галереи с переходными мостиками для управления штанкетнымп подъемами и софитами. Низ сцены оборудуется трюмом, вращающимся кругом для смены декораций и системой подъемно-опускных площадок для постановочных эффектов (провалы, спуски, подъемы) и изменения рельефа планшета. В практике стр-ва Т. применяются бесколосниковые сцены, на планшет к-рых декорации подаются только из карманов и трюма при помощи спец. подъемно-опускных устройств. В оперно-балетных театрах вращающийся круг применяется не всегда. Перед сценой обязательно устраивается просцениум глубиной не менее 1,5 м от границы антрактового занавеса до оркестрового рва; размеры просцениума зависят от жанра театра.

Помимо софитов, на сцене для ее освещения устраиваются спец. осветительные ложи и выносные софиты в зале, обычно скрытые в конструкциях потолка.

В целях противопожарной безопасности сцена оборудуется клапанами для вытяжки дыма, системой автоматически действующего противопожарного водопровода (спринклер, дрейчер), а в Т. с залом свыше 600 мест также и огнезащитным противопожарным занавесом, отделяющим зал от сцены.

В театральном зодчестве последних лет глубинная сцена-коробка с колосниками и трюмом - не единственный тип сцены. Наряду с ней устраиваются и комбинированные сцены, сочетающие закрытую сцену-коробку традиционного типа с открытой сценической площадкой, к-рая сильно выступает в зал и окружена с трех сторон зрителями (ТЮЗ в г. Ленинграде, театр в Туле и др.), а также открытые сценические площадки для игры в окружении зрителей (театр в г. Мангейме и др.).

Состав помещений, обслуживающих сцену, принимается в зависимости от вместимости зала и сценич. жанра Т. Театральные здания имеют сложное электротехнич. оборудование - силовое (для механизмов сцены), осветительное (для сцены, зала и др. помещений), слаботочное (для режиссерской и пожарной сигнализации); оборудуются вентиляцией, кондиционированием воздуха (залы от 800 мест) и горячим водоснабжением. В зданиях Т. применяются наиболее совр. и долговечные конструкции из железобетона, металла, а также разнообразные отделочные (пластики, алюминий, стекло, керамика, дерево и др.) и акустические (перфорированные древесноволокнистые плиты, алюминиевые панели, ас- бестоцементные плиты и др.) материалы.

Летние закрытые театры строятся обычно в местах массового отдыха - в парках культуры и отдыха или пригородных зонах отдыха крупных городов. Летние театральные здания, возводимые из облегченных конструкций (дерево, железобетонный каркас с легким заполнением), имеют вместимость залов, аналогичную Т. круглогодичного действия. В отличие от Т. круглогодичного действия, в летних Т. состав помещений, обслуживающих зрителей и сцену, значительно сокращается; в осн. сохраняет свои размеры только демонстрационный комплекс - зрительный зал и сцена. Значительно упрощается механич. оборудование сцены.

Открытые летние театры предназначаются обычно не только для сценических выступлений, но и для концертов, демонстрации кинофильмов. Их вместимость в СССР принята от 600 до 10 000 мест. Эти Т. бывают с открытой сценой-площадкой и с закрытой сценой с порталом. Такие сцены имеют обычно упрощенное колосниковое оборудование для подвески декораций и софитов, карман для хранения и монтажа декораций, а также врезной или накладной поворотный круг.

Римский театр , как и римская драма, имеет своим образцом театр греческий, хотя в некоторых … Лучшие лондонские Т., как напр. "Lyceum-Theatre " Ирвинга, не стесняются обращать в феерию...

Политика европеизации сыграла значительную роль в судьбах японского народа. Падение сёгуната и увлечение всем европейским в первую очередь, сказалось на популярности театра Но.

Самым значимым достижением японкой культуры стало создание театра Но. Впервые высокое драматическое искусство сочетается с большой литературной ценностью театрального репертуара...

Сёгунат Токугава. Литература и театр . Развитие городов определило их роль в развитии культуры как … Театр Ёсэ, избравший в качестве излюбленного жанра что-то наподобие варьете, был самым...

Во время директории, консульства и империи кукольный театр оправился, но никогда уже не играл такой роли, как раньше, служа почти исключительно забавой детей.

История театра Петрушка. Камедь о Петрушке Русский театр и драма · Театр Шекспира. В 1613 году когда Россия.

ТЕАТР И ЖИВОПИСЬ Theatre et peinture. Художники в театре . Античность. и средние века. Стену, окружающую. сцену античного театра иногда укра- шали живописным декором, часто ил

Итальянский театр в Санкт-Петербурге при Анне Иоанновне. (1733-1735) Сиповский В.В. «Итальянский театр при Анне Иоанновне». Журнал Русская Старина.

Буква Т. Театр начинается с вешалки. Приписывается одному из основателей Московского Художественного театра Константину Сергеевичу Станиславскому (1863- 1938).

После смерти Кунста, в 1703 г. его место занимает Отто Фюрст, золотых дел мастер. При нем только что поставленный на ноги театр стал приходить в упадок, и в 1707 г. спектакли прекратились.

Зародилось еще в древности. Процветания и наибольшего развития оно достигло тогда в Греции. Функцией его было распространять социально-этические, религиозные понятия, тем самым объединяя различные слои населения. Трагедии и комедии, образы и характеры, создававшиеся в то время поэтами, сегодня являются шедеврами литературной классики. С историей греческого театра, его особенностями познакомимся в данной статье.

История

Само слово «театр» греческого происхождения. В буквальном смысле оно переводится как «место для зрелищ». Эпоху рождения греческого театра (5-4 вв. до н.э.) принято считать образцом эталоном. Характерной чертой ее является гармония пропорций, элементов. Это касается архитектуры, пластики и самого сценического искусства.

Изначально греческий театр был связан с чествованием божества Диониса. Демократическое устройство, утвердившееся к 5 веку до н.э., способствовало быстрому росту популярности театра в Афинах, привлечению к нему мастеров поэтического слова. Нередко здания и площадки для представлений использовались для народных собраний, так как изначально при построении были рассчитаны на большое количество публики и вмещали от 10 тысяч человек. Священным атрибутом греческого театра того периода был алтарь Диониса. Он находился в центральной части здания - орхестре - и был своего рода напоминанием о религиозном начале искусства.

Самый первый театр располагался в Афинах, на юго-восточном склоне Акрополя. Он был назван в честь божества-покровителя, а общество актеров носило название «дионисовских мастеров». Театр находился под открытым небом, места для зрителей были деревянными. В конце 5 века сиденья обрушились. Поэтому жители Афин совместными усилиями соорудили театрон - особые места для публики.

Особенности постановок

Рождение греческого театра ознаменовало новый этап развития искусства, не только литературного и ораторского, но и сценического. В его основе лежали символические игры, культовые обряды. Еще в конце 6 века популярностью пользовались три театральных жанра: комедии, трагедии и сатировские драмы. Постановки проходили не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Они были связаны с празднествами Дионисий и важными государственными событиями. Через хитросплетение характеров и действий персонажей можно было доносить до народа важные политические идеи и смеяться над злободневными проблемами.

В конце 4 века театр в Древней Греции потерял свою связь с религией. Теперь только важные государственные события отмечались драматическими представлениями. При этом авторы пьес и актеры старались так увлечь зрителей, что вся сценическая игра превращалась в единое переживание. И публика будто становилась действующим лицом.

Архитектурные особенности

История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.

Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру - круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров. Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх. Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева. Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.

Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.

При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.

Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах - до 44 тысяч.

Сиракузы

Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах - эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами "сражались" лицедеи. В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра. По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.

После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.

Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.

Таормина

Еще одним памятником античного искусства считается греческий театр в Таормине (восточное побережье о. Сицилии). Его сооружение из известнякового камня относится к 3 веку до н. э. Зрительские места были также обращены к морю и рассчитаны на 10 тысяч человек. В 1 веке римляне перестроили здание театра. Великолепная акустика, которая должна была придавать голосам актеров волшебное звучание, теперь усиливала крики побежденных гладиаторов и взволнованной публики.

В 19 веке были проведены восстановительные работы. Участие в них приняли и русские архитекторы В. А. Косов и М. Е. Месмахер. Им достались реставрационные планы, фасады. Сегодня греческий театр в Таормине является гордостью города. Здесь проводятся культурные мероприятия. Одним из значительных является Международный фестиваль искусств, который проходит ежегодно весной.

Актеры и хор

В греческих театральных постановках музыкальное сопровождение осуществлял хор. Количество актеров по правилам не превышало трех. А персонажей по сценарию часто было больше. Поэтому одному актеру приходилось исполнять несколько ролей. Для этого он менял костюмы и надевал разные маски. Женщины в спектаклях не участвовали. Женские образы изображали мужчины.

Актеры греческого театра по уровню мастерства и важности ролей делились на три группы: протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Следили за сценическими играми высшие должностные лица - архонты. По жребию они выбирали актеров для авторов. В обязанность архонтов входил также отбор поэтов для театральных состязаний. Вознаграждение актеров и содержание хоров осуществлялись из государственной казны.

Спектакли проходили как состязания. В них участвовали три поэта. Каждый выступал с группой пьес. Она включала три трагедии и сатировскую драму. Постановки давались под открытым небом в течение трех-четырех дней.

Стоимость билетов

Сначала драматические спектакли в греческом театре имели свободный вход для мужчин и женщин, граждан и метэков (неполноправных жителей). Позднее была введена плата за зрительское место. По современным меркам она составляла примерно 500 рублей. Для того чтобы в театр мог прийти каждый, из государственной казны выдавались деньги. По этому поводу в 4 веке до н. э. даже была организована зрелищная касса. Ее пополняли остатки расходов на нужды государства.

Влияние

Греческий театр античного периода признан основополагающим для европейского театра. До настоящего времени соблюдаются его принципы в архитектуре (наличие партера, амфитеатра, ярусов). Античная драма не раз ставилась на сцене нового театра. Медея и Антигона, Агамемнон и Прометей, Электра и Федра - эти герои получили вторую жизнь в современных трагедиях, операх и балетах. Греческому театру принадлежит то, что сейчас называют сущностью этого вида искусства, - драматический диалог и участие живого актера.

Когда заканчивались показные спектакли-состязания, судьи, отобранные архонтами, определяли победителей и награждали их призами.

В театр разрешалось ходить всем. Только посещение комедий запрещалось замужним женщинам.

В греческом театре не было занавеса.

До Эсхила основой трагедий всегда служил миф. Древнегреческий драматург ввел второго актера, углубил конфликт пьес и расширил действие. Появление развернутых диалогов и декорационной живописи связано с творчеством Софокла.

Курсовая рнабота

по типологии на тему:

«Многоэтажный жилой дом»

Вып. ст. гр. АР-31 Запорожченко Карина

Харьков 2015 г.

Введение

Типология зданий - это научная дисциплина, изучающая развитие и формирование типов зданий в связи с их функциональным назначением, определяемым в свою очередь социальными запросами общества, изменениями демографического состава населения, повышением материального благосостояния народа, достижениями строительной техники.

Типология в переводе означает обучение по образцам. Таким образом, под типологией понимается научный метод, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их последующая группировка с помощью обобщенных моделей или типов. Одним из первичных признаков в типологии зданий является классификация зданий по четырём основным группам, соответствующим основным видам деятельности людей:

Общественные здания и сооружения;

Жилые дома;

Промышленные здания и сооружения;

Здания и сооружения, предназначенные для нужд сельского хозяйства.

Типология зданий и сооружений включает в себя решение следующих задач:

· создание и постепенное уточнение классификации и номенклатуры типов общественных зданий и сооружений в современных условиях;

· требования к типам общественных зданий и сооружений;

· принципы проектирования;

· определение нормативов, расчет площадей и состава помещений.

Целью данного реферата является рассмотрение примеров как жилых, так и общественных зданий, выявление их особенностей, изучение истории формирования и развития, а так же анализ нынешнего положение в системе города.

Общественные здания.

Общие сведения.

Общественные здания предназначаются для временного пребывания людей при осуществлении в этих зданиях определенных функций, процессов связанных с образованием, здравоохранением, зрелищами, спортом. Общественные здания содержат разнородные структурные элементы: очень крупные (зрительные, торговые, спортивные), средних размеров (учебные помещения, больничные палаты), и мелкие (конторские, лечебные кабинеты).

Общественные здания (административные, детские учреждения, учебные, культурно-просветительные, торговые, коммунальные, учреждения здравоохранения и др.) в соответствии с назначением обладают специфическими планировочными, объемно-пространственными и конструктивными особенностями, специальным оборудованием.

В соответствии с функциональным назначением общественные здания разделяются на различные виды: учебные, общественного питания, зрелищные, лечебные и др.

Специализированные здания: школа, музей, больница, театр и др.

Универсальные здания предназначены для многофункционального использования - киноконцертные залы, дворцы спорта, здания торговли, проектных организаций.

Общественные здания сооружают в комплексе с жилыми домами. На территории микрорайона создают подъезды к домам, озеленение, площадки для детских игр, спорта и отдыха. Здания культурно-бытового назначения по принципу удобства обслуживания делят на четыре группы:

Первичного обслуживания (детские комнаты, самодеятельные прачечные), их располагают в непосредственной близости от жилого дома или в нем;

Учреждения повседневного обслуживания (детские ясли, сады, школы, продуктовые магазины, кулинарии, приемные пункты прачечных, парикмахерские, мастерские по ремонту обуви и одежды и т.п.) размещают в удалении от жилищ не более 400-500 м, а детские учреждения - не более 250-300 м;

Учреждения периодического пользования (столовые, кафе, гастроном, универмаг, почта, Сбербанк, кинотеатр, клуб, стадион, бассейн) могут находиться вне микрорайона;

Общегородские учреждения (административные учреждения, театры, музеи, большие стадионы и т. п.) располагают еще реже из расчета на определенное число жителей.

Небольшие бытовые и торговые предприятия объединяют в одном здании - общественно-торговом центре микрорайона. Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы - в отдельно стоящих зданиях, строящихся по типовым проектам.

Примером общественного здания является также театральное здание.

Театральное здание.

Театральное здание - сооружение, предназначенное для репетиций и показа театральных представлений. Обычно театральное здание состоит: - из публичных помещений: смотровой зал, фойе, вестибюль; - из блока сцены: сцена, склады декораций и реквизитов; и - из засценных помещений: гардеробы, пробные залы, мастерские. греч.theatron - место для зрелищ.

История появления театрального здания.

Как особый тип строений, театр появляется в Древней Греции. Первоначально театр представлял собой открытое сооружение с возвышением в центре (сценой) и рядами мест для зрителей, которые были расположены секторами так, что каждый следующий ряд находился немного выше предыдущего. Такая особенность расположения зрительских мест необходима для предоставления каждому зрителю возможности видеть происходящее на сцене и сохранилась в большинстве современных театров.



Театральное здание классической Греции - устойчивый тип театрального здания, появившийся в Афинах в VI веке до н. э. и распространившийся в городах античного мира в V-IV веках до н. э. Представляло собой круглую арену (орхестру), к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места.

· Орхестра

Первая орхестра (букв. «место для плясок») появилась в VI веке до н. э. в Афинах и предназначалась для представления дифирамбов - сценических гимнов в честь бога Диониса. Она располагалась при склоне Акрополя над храмом Диониса (то есть там, где вскоре будет построен Театр Диониса) и представляла собой круглую площадку. Зрители располагались прямо на склонах холма. В середине орхестры возвышалась обязательная фимела - алтарь Дионису (впоследствии - обязательная принадлежность любого театрального здания даже тогда, когда посторонние сюжеты окончательно вытеснили дионисийский репертуар из греческого театра). На ступенях алтаря во время исполнения трагедии стоял авлет (флейстист, игравший на флейте-авлосе - инструменте, который в представлении греков связывался с дионисийским культом), а также - первоначально - актёр-протагонист (исполнитель главной, первоначально - единственной роли в пьесе).

· Театрон (места для зрителей)

На склоне холма полукругом располагались места для зрителей, сначала - только для архонтов, различных чиновников и жрецов, потом и для всех остальных. Зрительные места назывались «театрон» (букв. «место для зрелищ»). В V веке в Афинах и других городах строят деревянные сиденья для зрителей, позже сиденья становятся каменными. Они разрезались лучевыми проходами, делящими зрительный зал на секции-клинья. С IV века, начиная с театра в Эпидавре (архитектор - Поликлет Младший), проходом могут разделяться группы передних и задних рядов сидений (то есть зрительный зал разделяется на нечто подобное современному партеру и, собственно, амфитеатр в современном понимании). Обычно в театроне первые - почётные - места со спинками и балдахином (этот ряд именовался проэдрия) предназначались для знати, жрецов, послов других государств и отличившихся своими заслугами перед родным городом (в театре Диониса было 67 мраморных кресел в первом ряду), остальные - без спинок и на открытом солнце - для остальных зрителей. Число мест в 14 тысяч стало каноническим; в театре помещались все жители города.

В V веке сам принцип строительства театрального здания постепенно усложняется. За орхестрой, напротив театрона повсеместно появляется задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию. Первоначально она располагается на расстоянии от орхестры, потом примыкает к ней по касательной, а в самых поздних зданиях срезает передней прямой часть круга. Сооружение первой скены приписывается Эсхилу.

С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.

С конца XIX века ведутся споры о существовании в V-IV веках между орхестрой и скеной специальной низкой сцены (в современном понимании) для актёров, ограниченной с боков теми же параскениями. В современной театроведческой и археологической науке господствует мнение, что такой сцены в классический период не существовало.

· Проскений

Проскений (от греч. proskenion - место перед сценой) - передний фасад скены, служил для крепления декораций, изобретённых, по античным свидетельствам, Софоклом. Декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения; проскений мог и отступать от скены и тогда представлял собой дополнительную сменную стенку перед задней палаткой.

В Классической Греции представлял собой деревянный фасад скены или особую декоративную стенку, сооруженную перед ней. В трагедии действие часто происходило перед дворцом или храмом, поэтому проскений обычно представлял собой их переднюю часть, например крытую колоннаду. В комедии - фасад жилого дома. В театре эпохи эллинизма (4-1 вв. до н. э.) проскений стал каменной пристройкой к скене (в виде колоннады или портика) с плоской деревянной крышей. На эту крышу была перенесена часть представления, поэтому слово «проскений» (или «логейон») стало обозначать не только пристройку, но и саму сценическую площадку.

· Пароды-Между параскениями и боковыми сиденьями театрона располагались проходы-пароды; через них могли проходить зрители, когда в начале

· Представления занимали свои места; во время же представления через эти проходы входили актёры и хор. Если актёры заходили через левый парод, то считалось, что герой прибыл из дальней страны; тот же, кто приходил из ближних мест, входил через парод справа.

Технологическая карта

давать словесное описание местоположения объекта; содействовать развитию умений анализировать, характеризовать.

воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работах в группах; воспитание интереса к культуре другого народа

Основные понятия, изучаемые на уроке

театр, орхестра, скене, трагедия, комедия, сатиры

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Актуализация знаний

Познавательные :

Коммуникативные: монологическое высказывание, оценка устного ответа одноклассников

Организует беседу по вопросам:

1)Кто такой педагог? В чем состояли их обязанности.

2)Охарактеризуйте основные этапы обучения в афинской школе.

3) Сравните афинскую школу и современную школу

2. «Этапы обучения в школе»

1.всестороннее развитие личности 2.учили писать, считать, читать, музыка, рисование, учили стихи

3.каникулы 4.праздничные дни, в которые не посещали школу 5.уровни образования (начальное. среднее, высшее)

Различия

Афинская школа

Современная школа

1)платное образование в школе

2)бесплатное школьное образование

2)учились только мальчики

2)учатся и мальчики, и девочки

3)с 7 лет

3) с 6,6 лет

4)педагог –сопровождающий ребенка

4) педагог – обучает ребенка (ЗУН)

5)наказание розгами

6)каникулы весной

6)каникулы осенью, весной, летом

7)материалы письма: дощечки, папирус, стиль, тростниковое перо

7)материал письма: бумага и шариковая ручка

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Назовите современные зрелища, которые вы посещаете?

Некоторые из этих зрелищ пришли к нам из Древней Греции. Известно, что особое место у древних греков занимали Олимпийские игры, однако помимо этого греки очень любили представления в театре.

Задание на урок : что общего между современным и древнегреческим театром. Заполнить сравнительную таблицу (см. ниже)

Определяют тему урока, цели

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение

План урока.

1.Возникновение театра.

2.Здание театра, актеры и хор.

3.Трагедии и комедии.

1. Какие ассоциации у вас возникают при слове «театр»?

Объяснение учителя. У истоков греческого театра лежали праздники в честь бога Диониса (Вакха). Осенью,после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов-сатиров.

Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами - песнями, прославляющими Диониса.

В VI в.до н.э. в эти праздники был введен сценарий. Так появились 1-ые спектакли.

Вскоре праздники были перенесены в специальные места- театры (от греч. «место для зрелищ»)

Театры строились на холме, чтобы с любого места было бы хорошо видно сцену.

Сначала театры строили из дерева. Они часто сгорали, поэтому позднее их стали строить из камня.

2. Работа с текстом учебника на странице 186 – 187. Работа с рабочим листом . Задание: Напишите, из каких частей состоял театр.

Назовите виды представлений:

Трагедия – герои мифов, «песнь козлов» (Софокл)

Комедия – герои мифов и современные зрители, «веселое шествие» (Аристофан)

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

3. Организует работу по рядам с текстом учебника с.187-189

1-й ряд – читает трагедию Софокла «Антигона» (с.189). Задание : в чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

2-й ряд – читает комедию Аристофана «Птицы».Задание: опишите здание театра и представление комедии по рисунку на с.190. Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил художник?

Сравните древнегреческий театр и современный

1. Ассоциации: актеры, костюмы, зрители, представления

З/Т Театр – с греческого «место для зрелищ».

Вакханалии – шествия греков, изображавших богов-сатиров.

Дифирамбы - песни, прославляющие Диониса.

2. Самостоятельная работа с текстом и подписать на плане основные части театра и их предназначение (см. приложение)

1. Скене - постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации, а внутри хранились костюмы.

2. Орхестра – площадка, где выступали актеры и хор.

3.Места для зрителей.

4.Лестницы, разделяющие места для зрителей на клинья.

3. Самостоятельно изучают текст и отвечают на вопросы.

могущество человека – речь, мысль, законы, недуг побеждает, грядущее предвидит.

осуждает в людях – не умеет порою отличить добро от зла, правду и законы попирают, цари насправедливые.

2-й ряд: сцена когда летит вестница богов – Ирида.

Первичное закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Организует выполнение заданий.

1.Театральный жанр представления.

3.Кулисы в древнем театре.

4.Сцена в театре.

5.Жанр театрального представления.

6.Название пьесы.

8.Богиня – вестница богов.

Учащиеся отгадывают кроссворд.

Ответы:

1. Комедия

2. Аристофан

3. Скене

4. Орхестра

5. Трагедия

6. Софокл

7. Птицы

8. Ирида

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Параграф 39 о/в

Домашнее задание записывают в дневник.

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке .

Организует заполнение листа самооценки работы на уроке (см. приложение)

Оценивают свою работу на уроке.


Тема «В афинском театре»

Театр

1.___________________________________________________________ _

2. _________________________________________________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

Виды представлений:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Чем прославились:

Аристофан

Тема «В афинском театре»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Театр - с реческого_____________________________________________

Перед вами план древнегреческого театра. Как назвались эти части? Каково назначение каждой из этих частей?

1._________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

Виды представлений:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Чем прославились:

Эсхил - ______________________________________________________

Софокл –____________________________________________________

Аристофан - _________________________________________________

Найдите ошибки в тексте и подчеркните линией. Сверху напишите правильный вариант.

Представления в древнегреческом театре проходили раз в неделю по вечерам. Все роли исполняли только мужчины. Они надевали различные маски и выступали босиком. Изредка на сцене появлялся хор, он изображал горожан, воинов, не редко животных и птиц. Билеты для бедняков помогало приобретать государство, а остальные граждане покупали бумажные билеты с указанием номера места в определенном ряду.

error: Content is protected !!