Примеры из литературы: самовоспитание личности. Секреты успеха Льва Толстого: писатель об образовании, науке и смерти

В мире все движется, изменяется, и мы то же. Поэтому необходимо найти свое место в жизни, определиться с моральными ценностями и принципами, развить таланты, самореализоваться, научиться противостоять негативным факторам.

В динамичной жизни лишь тот обретет себя, кто будет постоянно меняться, самосовершенствоваться. А благодаря самовоспитанию можно выработать такие черты характера, как сила воли, целеустремлённость, уверенность в себе, терпение. Именно об этом и поговорим в нашей статье.

Значение термина «самовоспитание»

Это осознанная работа индивида, направленная на совершенствование положительных характеристик и устранение отрицательных черт характера.

Сущность самовоспитания заключается в целенаправленной реализации, заложенного генетически потенциала. Чтобы достать его наружу, необходимо хорошо знать особенности своего нрава. И не только положительные черты характера, но и отрицательные, которые не хотим признавать и не умеем выявлять. Для этого необходимо научиться мыслить критически, анализируя свои поступки.

Случившиеся неприятности, как правило, списываются на что угодно, жизненную ситуацию, на окружающих людей, непогоду и даже плохое самочувствие. Цель самовоспитания и заключается в том, чтобы научиться отыскивать проблему в себе, нести за все ответственность.

Этапы самовоспитания

Мы выяснили, что его целью является избавление от недостатков и приобретение достоинств. Главное, избавиться от лени, которая мешает достижению поставленной задачи. Итак, этапы:

  1. Принятие решения. Это не что иное, как осознание образа жизни, и понимание того, что даст самовоспитание.
  2. Познание себя и оценка уровня саморазвития своих качеств и личности в целом. Обретение навыков самостоятельной работы в той области, в которой человек желает добиться успеха.
  3. Составление плана самовоспитания.
  4. Его реализация. Работа над собой в избранной деятельности. Без нее желание самосовершенствоваться не реализуется.

Необходимо ставить барьер факторам, которые отвлекают от процесса самосовершенствования. Рассмотрим это на примере самовоспитания из жизни. Допустим, ребенок решил делать уроки, открыл учебник, звонит друг и зовет к себе поиграть в компьютер. Первый думает, сделать домашнее задание на перемене или опробовать новую игру с приятелем. Затянувшееся принятие решение - это нерешительность, от которой необходимо избавляться. Как ее преодолеть?

Он предлагал наглядное сопоставление всех «за» и «против» события. Рассмотрим на примере решения вопроса «Играть в компьютер или нет?». Мы сопоставим доводы, оценивая их по трёхбалльной шкале. Наиболее важные аспекты по высшей оценке, менее одним или двумя баллами.

Доводы за игру в компьютер:

  1. Очень увлекательная новая игра - 3.
  2. Крайне неудобно отказать другу - 3.

Доводы против игры:

  1. Не смогу подготовить уроки - 1.
  2. Отхвачу единицу за невыполненное задание - 3.
  3. Придется краснеть перед классом - 3.
  4. Не совестно перед преподавателем - 3.
  5. Плохая отметка разочарует маму с папой - 3.

Итого - 13.

Расставив приоритеты, делаем вывод: необходимо сначала сделать уроки.

Л. Н. Толстой

Приведем примеры самовоспитания из жизни великих людей. Л. Н. Толстой, будучи юнцом, вел дневник, в котором излагал моральные принципы и следовал им, записывал правила для воспитания воли. Поначалу они были простыми, такими как режим дня, а далее усложнялись. Некоторые из них:

  • Сосредоточение на одном предмете.
  • По возможности справляться самостоятельно.
  • Исполнять все написанное.
  • Только при необходимости, начинать новое дело, не окончив старое.
  • Всегда думать о главной цели.

Толстой и другие великие люди понимали, что свободу и нрав можно воспитать в борьбе с самим собой, преодолевая трудности, выполняя ряд упражнений, проходя все препятствия, свершая поступки. Он был счастлив, когда удавалось внести пометку, о проделанной работе. Дневник помог великому писателю избавиться от недостатков.

Его пример самовоспитания из жизни показывает, как он добивался этого. Толстой был крайне самокритичен, серьезен и беспощадно требователен к себе.

Феномен самовоспитания замечательного педагога- просветителя К. Д. Ушинского

Будущий известный преподаватель серьезно трудился над воспитанием своей личности. Он разработал специальный план по самовоспитанию. Ставил перед собой задачи по улучшению характера, укреплению силы воли, развитию настойчивости. Впоследствии в учебном пособии Л. Н. Яковенко на основе его трудов студентам предлагалось составить самостоятельно план самовоспитания и следовать ему. Рассмотрим его требования к себе:

  • Полное умиротворение, пусть и внешнее.
  • Прямолинейность во всем.
  • Бесстрашность.
  • Благоразумность в поступках.
  • Использование времени с выгодой, делать что хочется, а не придется.
  • Не хвастаться.
  • Каждый день подводить итог о проделанной работе и другие.

Его пример самовоспитания из жизни - образец для подражания молодому поколению и педагогам.

Поговорим немного о методах самовоспитания

Намечая собственный план, необходимо определиться с методами:

  1. Самоубеждение. Метод заключается в выявлении недостатков и убеждении себя в их устранении. Причем найденную отрицательную черту характера, над которой ведется работа, нужно проговаривать вслух. Самовнушение. Ученик самостоятельно обязуется воздействовать на свою психику и чувства. Закрепившись в сознании эти установки, будут определять его действия.
  2. Самообязательство. Метод схож с предыдущим. Его суть в том, чтобы взять на себе определенные обязательства в достижении цели по устранению недостатка.
  3. Самокритика. Ученик в работе над собой подвергается самокритике, чтобы активировать целеустремлённость к скорейшему преодолению.
  4. Эмпатия. Это умение сопереживать, ставить себя на место другого человека. Видя, как люди с враждебностью воспринимают бездушность, злобу, чёрствость, сопереживая им, ребенок задумывается над тем, чтобы искоренить их у себя.
  5. Самоприказ. Эффективный метод, позволяющий воспитывать волевые качества, которые помогают, заставляют прорабатывать и выполнять написанные правила.
  6. Самонаказание. Тут все ясно, в случае невыполнения или отступления от намеченных правил поведения, по отношению к себе необходимо подобрать и применить определенное наказание.

Наличие педагога, который будет следить за правильностью выполнения составленной программы, конечно, облегчит процесс самовоспитания личности. Но самостоятельная работа приносит все же больше плодов, потому что воспитывается сила воли. Итак, мы рассмотрели примеры самовоспитания из жизни великих людей, его методы и этапы.

Поговорим об известных людях, занимающихся самовоспитанием

Гениальный русский путешественник В. К. Арсеньев также занимался самовоспитанием себя и сына. Чтобы развить силу воли он прописал ребенку такие рекомендации:

  • Не откладывать дела на следующий день.
  • Никогда не медлить.
  • Не ждать подходящего времени, действовать.
  • Необходимо постоянно упорно трудиться.
  • Быть смелым в принятии решения.
  • Не тратить силы понапрасну.
  • Избавляться от вредных привычек нужно сегодня, а не завтра.
  • Уважать себя и другие.

Примеры самовоспитания из жизни известных людей - это некая памятка для создания собственной программы самосовершенствования. И только каждодневная упорная работа над собой позволит добиться цели.

Какой можно подобрать пример самовоспитания из жизни для сочинения?

Образцом воспитания воли станет великий русский полководец А. В. Суворов. Будучи маленьким ребенком, был слабым и болезненным. Мечтал о военной карьере, причем пошел против воли родителей. И ему удалось стать примером мужественности, стойкости, упорства. Суворов обрел сильный характер, добился выдающихся достижений в военном деле. Примеров из жизни про самовоспитание великих людей множество, каждая история будет уникальной и интересной.

Если ваш ребёнок не обладает качествами, присущими Суворову?

Когда малыш не в состоянии ставить такие великие цели, да и вообще ему не хочется ничего менять, единственный действенный метод - пример родителей. Ребенок на подсознательном уровне будет впитывать модель вашего поведения: здоровый образ жизни, аккуратность, самообразование и так далее. Вот еще один пример самовоспитания из жизни человека.

Ученик седьмого класса самостоятельно стал вести дневник, в котором делал записи - обязательства, чтобы выработать силу воли и желаемые положительные черты характера. Вот некоторые из них:

  • Когда приходит время для уроков, оставляет все дела.
  • Не пойдет к другу, пока не сделает домашнюю работу.
  • Каждое утро занимается физкультурой.
  • Доводит все до конца.
  • Не хвалится успехами.

Этот список обязательств он закрепил на видном месте. Постепенно менял правила по мере обретения определенных достоинств. До тех пор, пока не выработал привычку следовать им. И еще, запомните: успешность работы над собой будет зависеть напрямую от правильного распорядка дня.

Итак, в нашей статье мы привели примеры из жизни на тему «Самовоспитание», узнали, что обозначает термин и зачем человеку самообразовываться. Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Примеры из жизни показывают, что изменить себя можно в любом возрасте, главное - найти свой подход.

- Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать. © Толстой Л.Н.

Льва Толстого, одного из величайших русских писателей, сложно назвать типичным образцом серьезного и старого помещика и графа, который пишет объемные, нравоучительные и сложные книги. Толстой был знаменит тем, что совершенно не соответствовал своему графскому статусу – был простым, работоспособным и приветливым человеком, любил природу и не имел склонности к роскошной жизни.

Были у него и свои недостатки – ветреный и тщеславный характер, страсть к азартным играм, даже легкомыслие были присущи еще молодому Льву, которого дважды отчисляли из казанского университета.

Но его живой ум вместе с потрясающей силой воли сделали его талантливым писателем и мыслителем, книги которого сегодня знают и любят по всему миру. По-видимому, человеку с таким характером непросто было заставить себя продуктивно и постоянно работать, но нам известны методы развития воли Льва Толстого.

Среди многочисленных книг писателя были найдены его дневники, в которых он для себя записывал правила развития воли и совершенствования умственных способностей. С тех пор эти правила не потеряли актуальности, хотя записаны были полтора века назад. Возможно, в начале своего творческого пути Толстому не хватало силы воли, но с помощью этих установок, которые он поставил для себя, он достиг больших успехов.

Писатель разделял три вида воли: телесную, чувственную и разумную. Самым главным видом считался последний, но развивать их, по мнению Толстого, необходимо одновременно. Когда человек совершенствует все три вида воли, он открывает перед собой огромные возможности и может выбирать любой путь в жизни, какой захочет.

1 ЭТАП – РАЗВИТИЕ ТЕЛЕСНОЙ ВОЛИ
Толстой упоминал, что именно этот вид – телесная воля – лучше всего развит у человека, так как благодаря этому человек отделился от остального животного вида. Поэтому зачатки телесной воли есть у каждого, ведь она составляет существенную часть нашей жизни – нужно и только немного развить. Единственные исключения из этого правила – это люди в младенческий или дряхлый период, когда человек еще или уже не контролирует свое тело.

1 правило. Толстой советует для развития телесной воли заранее записывать задачи на день – с утра или накануне. Просто составьте список дел, которые необходимо выполнить в течение дня, и за этот день обязательно исполните все назначенное. Более того, Лев Толстой указывает, что даже если исполнение какого-либо дела нанесет вред, все равно желательно его исполнить.

Это правило не только отлично тренирует волю, но и развивает ум, который поможет разумнее подходить к составлению списка задач. После прожитого дня человек обычно анализирует свои поступки, и на основе результатов может составить более продуктивный план на следующий день.

2 правило. Необходимо научиться контролировать сон. Рекомендуемая длительность сна около 7-9 часов, но каждый человек индивидуален, одному достаточно семи часов, другой хорошо себя чувствует только после продолжительного сна. Поэтому нужно выяснить, какое количество времени сна оптимально для вас, и с этого момента спать ежедневно именно столько часов, не больше и не меньше.

Помните, что «еще полчасика» по утрам, конечно, приятны, но, во-первых, ослабляют телесную волю, а во-вторых, лишают заряда бодрости по утрам. Толстой считал, что во сне телесная воля человека совершенно не работает, поэтому сам он по минимуму сокращал время сна и всегда вставал еще до восхода.

3 правило. Очень важно часто испытывать физические неприятности и трудности, и при этом не показывать внешне, как они тяжелы. Толстой писал, что необходимо «регулярно делать движения», то есть больше двигаться, делать зарядку, физические упражнения каждый день.

Можно заняться бегом или другим видом спорта – главное, не позволять себе весь день провести в относительном покое. Писатель рекомендовал заниматься движением на воздухе. Он не только регулярно занимался упражнениями, но и выполнял тяжелую работу – например, во время Крымской войны считался выносливым и сильным офицером.

Кроме того, в мирное время Толстой посещал бальные танцы и заставлял себя танцевать, хотя не очень любил это занятие. Но результат такого подхода просто великолепен – Лев Толстой прожил больше восьмидесяти лет, и даже в конце жизни его нельзя было назвать дряхлым, слабым и немощным. Рассказывали, что когда писателю было больше восьмидесяти, он ежедневно катался рысью на лошади по несколько верст.

4 правило. Это правило звучит кратко – будь верен своему слову, в том числе, если ты дал его себе. Казалось бы, ничего сложного, но именно оно часто подводит человека, решившего заняться развитием силы воли.

5 правило. Не бросать начатые дела. Это тренирует не только силу воли, но и осознанность действий. Когда у человека вырабатывается привычка доводить все до конца, он начинает заранее перед любым действием представлять себе результат. Это помогает делать все спокойно, целостно и по порядку, без суеты и суматошности. Это правило Лев Толстой вывел, исходя из собственного опыта – в юности он пытался посвятить себя множеству различных дел.

6 правило. Составить таблицу, которая включает в себя все мелочи повседневной жизни. Толстой вносил в эту таблицу все аспекты жизни: сколько трубок выкуривать в день, сколько есть, что есть, когда заниматься физическими упражнениями, какие упражнения в какой день выполнять и так далее. Такая таблица поможет планировать время, вести учет расходам, успевать выполнять все дела.

Ученые давно доказали пользу установленного распорядка дня: важно вставать в одно и то же время, принимать пищу в определенные часы – при таких привычках организм существует без резких изменений и стрессов, а при переменах становится как будто «дезориентированным». Подобный совет можно встретить не только у Льва Толстого, например, Кант тоже считал, что жизнь должна быть тщательно рассчитана по дням и часам.





Этот немецкий философ жил четко по хронометру: целыми десятилетиями вовремя вставал, делал все в одно и то же время, так что даже жители Кенигсберга часто проверяли по нему часы. У него было расписано все до таких мелочей, как например, в какой день что есть, какого цвета одежду надеть. Конечно, это крайность, и вряд ли кто-нибудь захочет повторить этот опыт. Но ввести в свою жизнь распорядок все же стоит.



2 ЭТАП – РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОЛИ
Эмоциональная воля, как видно из названия, контролирует эмоции человека, подчиняет их его целям. Писатель считал, что все чувства вызываются любовью, которая может принимать различные формы: есть самолюбие, любовь к окружающему миру, страстная любовь. Важно развивать все стороны любви, не отдавая предпочтения какой-либо одной.


Когда Толстой придумал для себя это правило, он находился в неопределенном состоянии: то пытался отрешиться от своих желаний и посвятить себя любви к миру, то пускался в душевные искания и позволял себе любые развлечения. Но уже через некоторое время он нашел равновесие в своих эмоциях. Хотя дальнейшая его жизнь показывает, что самоотрешение проявлялось чаще, чем самолюбие.

Таким образом, общее правило для развития воли эмоций гласит: все чувственные дела не должны идти на поводу у чувств, а быть следствием воли. Кроме того, чувства человека не должны исходить исключительно из любви к себе.

1 правило. Не стараться угодить людям, которых вы не знаете или не любите. Этим правилом будет сложно руководствоваться в жизни, ведь почти каждый человек заботится о том, чтобы его уважали, любили и принимали окружающие. И зачастую это доходит до того, что нас начинает волновать мнение совершенно посторонних людей – мы забываем, что нужно нам самим и начинаем подстраиваться под общественные стандарты. Уходить в другую сторону тоже не стоит – гипертрофированное самолюбие и уход от окружающих ведет к потере контакта с другими людьми и вызывает неспособность к любви.


Нужно просто постоянно помнить, что как и вас, других людей в первую очередь волнуют чужие мысли. Они также волнуются из-за того, как их воспринимают со стороны, как к ним относятся, уважают ли их, а ваши собственные мотивы и побуждения не видны для них. Поэтому не стоит забивать себе голову подобными мыслями. Толстой советовал выполнять такое упражнение: регулярно спрашивать себя «Что бы я сейчас сделал, если бы мне было все равно, что подумают и скажут люди?» и «Что бы я перестал делать, если бы мне было безразлично мнение других людей?». В соответствии с ответами на эти вопросы нужно скорректировать свою жизнь.

2 правило. Заниматься самосовершенствованием для себя, а не для других. Хорошо, когда человек стремится стать лучше и имеет план для достижения цели. Но главное при этом – мотивы должны исходить от себя, а не от других людей. Как показывает практика, это приносит лучшие результаты.

Например, Толстой, который, наряду со многими другими великими людьми, имел трудности в получении стандартного образования, но сумел достичь многого самообучением и саморазвитием. Когда он открыл в Ясной Поляне народную школу, то не вводил никаких обязательных предметов, оценок, учета посещений – тем не менее, дело успешно продвигалось, и немало учеников получило образование.

3 правило. Стараться быть хорошим, но не показывать это остальным. Не стоит, конечно, скрывать от всех, что вы хорошо разбираетесь – но даже если этот так, все ваше мастерство может обесцениться, если кричать об этом на каждом углу.

4 правило. Находить в других людях достоинства и не искать недостатки. Настройка на позитив хороша не только в оценке других людей, но и всей жизни. Толстой призывал всех говорить правду, а самому не оправдываться.

5 правило. Жить хуже, чем можно себе позволить. Это правило как нельзя лучше тренирует силу воли: даже если вы разбогатели и можете позволить себе гораздо больше, не меняйте образа жизни. Как показывает история и практика, лишний комфорт и роскошь на корню убивают стремление к самосовершенствованию.

Даже великая Римская империя развалилась скорее из-за слишком изнеженной, роскошной жизни, а не из-за варваров. Нужно точно знать, какие вещи действительно необходимы в жизни, а какие просто приносят ненужный комфорт, убивают время, вредят телу или характеру.

6 правило. Десятую часть своего имущества жертвовать другим людям. Толстой на протяжении всей своей жизни занимался благотворительностью и призывал окружающих тратить часть своего богатства на полезные для общества дела. Главное, говорил он, не отдавать деньги на абстрактные блага и не подавать милостыню, важно выполнять действительно полезные, конкретные дела.


3 ЭТАП – РАЗВИТИЕ РАЗУМНОЙ ВОЛИ
Высшей степени совершенствования человек достигает, когда его воля становится способна контролировать разум. Толстой писал о том, что наши мысли влияют на наши действия, на то, что с нами происходит. Если овладеть разумной волей, объединив ее с эмоциональной и телесной, то можно достичь высоких результатов развития различных способностей человека, в том числе памяти, ума, обдуманности и других.

1 правило. Назначать умственные занятия на каждый день. Утром или с вечера, составляя список задач на день, вы не должны обходить стороной и умственные дела: например, чтение книг, изучение науки, мыслительную деятельность и тому подобное. Для таких дел нужно выделять специальное время, также примерно раз в неделю необходимо отвести время для составления планов и анализа произошедшего.

Толстой, например, занимался этим по субботам. Подчинение умственной деятельности строгому распорядку дисциплинирует ум и заставляет его работать продуктивнее, вследствие чего можно добиться больших результатов. Постепенно можно начать планировать свою жизнь не только по дням, но и большим отрезкам времени. Также Толстой советовал вести письменный самоанализ и сам следовал этому совету.

2 правило. При изучении какого-либо дела или при любой деятельности все умственные силы должны быть направлены на этот предмет. Это значит, что в любом деле очень важно уметь полностью сосредотачиваться, концентрировать свое внимание, не давать разуму отвлекаться. Сложная задача, особенно в неблагоприятной или шумной обстановке, но в этом и состоит контроль воли. Сначала будет трудно не отвлекаться и посвящать весь свой ум одной проблеме, но это быстро входит в привычку.

3 правило. Не мечтайте. Это правило может показаться странным и даже не полезным. Толстой предупреждал о вреде мечтания. Но важно разграничивать два понятия – мечты и цели. Цели – важная и полезная часть жизни человека, они позволяют сосредотачивать свои силы на определенном пути и быстро прокладывать себе путь вперед. Мечты же, наоборот, возвращают человека назад, расслабляют волю, снижают внимание и сосредоточенность. Несбыточные мечты, бесполезные желания не приведут ни к чему хорошему, поэтому важно вдумчиво и сосредоточенно планировать свою жизнь, не мечтая.

4 правило. Нельзя позволять чувствам и эмоциям захватывать разум. Справиться со своими чувствами порой нелегко, сильные эмоции толкают людей на неразумные поступки, вызывают неадекватное поведение. Позже мы начинаем сожалеть об этом, так как в спокойной обстановке имеем возможность обдумать ситуацию и найти лучший выход. Поэтому нужно научиться даже в такие эмоциональные моменты перехватить контроль над разумом и не давать чувствам управлять им.

5 правило. Не бросать любые начатые умственные занятия. Развитие силы воли можно сравнить с укреплением мышечной массы – если регулярно заниматься, она растет, а если забросить, то сходит на нет.

Не стоит кардинально менять свою жизнь и пытаться ввести в нее сразу все правила, иначе еще не развитая сила воли не позволит жить в таком режиме, что принесет только разочарования. Лучше следовать этим правилам постепенно, и главное, не забывать основного совета Льва Толстого: перед тем, как бездумно следовать правилу, нужно его испытать.








Льва Толстого, одного из величайших русских писателей, сложно назвать типичным образцом серьезного и старого помещика и графа, который пишет объемные, нравоучительные и сложные книги. Толстой был знаменит тем, что совершенно не соответствовал своему графскому статусу – был простым, работоспособным и приветливым человеком, любил природу и не имел склонности к роскошной жизни.

Были у него и свои недостатки – ветреный и тщеславный характер, страсть к азартным играм, даже легкомыслие были присущи еще молодому Льву, которого дважды отчисляли из казанского университета.

Но его живой ум вместе с потрясающей силой воли сделали его талантливым писателем и мыслителем, книги которого сегодня знают и любят по всему миру. По-видимому, человеку с таким характером непросто было заставить себя продуктивно и постоянно работать, но нам известны методы развития воли Льва Толстого.

Среди многочисленных книг писателя были найдены его дневники, в которых он для себя записывал правила развития воли и совершенствования умственных способностей. С тех пор эти правила не потеряли актуальности, хотя записаны были полтора века назад. Возможно, в начале своего творческого пути Толстому не хватало силы воли, но с помощью этих установок, которые он поставил для себя, он достиг больших успехов.

Писатель разделял три вида воли: телесную, чувственную и разумную. Самым главным видом считался последний, но развивать их, по мнению Толстого, необходимо одновременно. Когда человек совершенствует все три вида воли, он открывает перед собой огромные возможности и может выбирать любой путь в жизни, какой захочет.

1 ЭТАП – РАЗВИТИЕ ТЕЛЕСНОЙ ВОЛИ

Толстой упоминал, что именно этот вид – телесная воля – лучше всего развит у человека, так как благодаря этому человек отделился от остального животного вида. Поэтому зачатки телесной воли есть у каждого, ведь она составляет существенную часть нашей жизни – нужно и только немного развить. Единственные исключения из этого правила – это люди в младенческий или дряхлый период, когда человек еще или уже не контролирует свое тело.

1 правило. Толстой советует для развития телесной воли заранее записывать задачи на день – с утра или накануне. Просто составьте список дел, которые необходимо выполнить в течение дня, и за этот день обязательно исполните все назначенное. Более того, Лев Толстой указывает, что даже если исполнение какого-либо дела нанесет вред, все равно желательно его исполнить.

Это правило не только отлично тренирует волю, но и развивает ум, который поможет разумнее подходить к составлению списка задач. После прожитого дня человек обычно анализирует свои поступки, и на основе результатов может составить более продуктивный план на следующий день.

2 правило. Необходимо научиться контролировать сон. Рекомендуемая длительность сна около 7-9 часов, но каждый человек индивидуален, одному достаточно семи часов, другой хорошо себя чувствует только после продолжительного сна. Поэтому нужно выяснить, какое количество времени сна оптимально для вас, и с этого момента спать ежедневно именно столько часов, не больше и не меньше.

Помните, что «еще полчасика» по утрам, конечно, приятны, но, во-первых, ослабляют телесную волю, а во-вторых, лишают заряда бодрости по утрам. Толстой считал, что во сне телесная воля человека совершенно не работает, поэтому сам он по минимуму сокращал время сна и всегда вставал еще до восхода.

3 правило. Очень важно часто испытывать физические неприятности и трудности, и при этом не показывать внешне, как они тяжелы. Толстой писал, что необходимо «регулярно делать движения», то есть больше двигаться, делать зарядку, физические упражнения каждый день.

Можно заняться бегом или другим видом спорта – главное, не позволять себе весь день провести в относительном покое. Писатель рекомендовал заниматься движением на воздухе. Он не только регулярно занимался упражнениями, но и выполнял тяжелую работу – например, во время Крымской войны считался выносливым и сильным офицером.

Кроме того, в мирное время Толстой посещал бальные танцы и заставлял себя танцевать, хотя не очень любил это занятие. Но результат такого подхода просто великолепен – Лев Толстой прожил больше восьмидесяти лет, и даже в конце жизни его нельзя было назвать дряхлым, слабым и немощным. Рассказывали, что когда писателю было больше восьмидесяти, он ежедневно катался рысью на лошади по несколько верст.

4 правило. Это правило звучит кратко – будь верен своему слову, в том числе, если ты дал его себе. Казалось бы, ничего сложного, но именно оно часто подводит человека, решившего заняться развитием силы воли.

5 правило. Не бросать начатые дела. Это тренирует не только силу воли, но и осознанность действий. Когда у человека вырабатывается привычка доводить все до конца, он начинает заранее перед любым действием представлять себе результат. Это помогает делать все спокойно, целостно и по порядку, без суеты и суматошности. Это правило Лев Толстой вывел, исходя из собственного опыта – в юности он пытался посвятить себя множеству различных дел.

6 правило. Составить таблицу, которая включает в себя все мелочи повседневной жизни. Толстой вносил в эту таблицу все аспекты жизни: сколько трубок выкуривать в день, сколько есть, что есть, когда заниматься физическими упражнениями, какие упражнения в какой день выполнять и так далее. Такая таблица поможет планировать время, вести учет расходам, успевать выполнять все дела.

Ученые давно доказали пользу установленного распорядка дня: важно вставать в одно и то же время, принимать пищу в определенные часы – при таких привычках организм существует без резких изменений и стрессов, а при переменах становится как будто «дезориентированным». Подобный совет можно встретить не только у Льва Толстого, например, Кант тоже считал, что жизнь должна быть тщательно рассчитана по дням и часам.

Этот немецкий философ жил четко по хронометру: целыми десятилетиями вовремя вставал, делал все в одно и то же время, так что даже жители Кенигсберга часто проверяли по нему часы. У него было расписано все до таких мелочей, как например, в какой день что есть, какого цвета одежду надеть. Конечно, это крайность, и вряд ли кто-нибудь захочет повторить этот опыт. Но ввести в свою жизнь распорядок все же стоит.

2 ЭТАП – РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОЛИ

Эмоциональная воля, как видно из названия, контролирует эмоции человека, подчиняет их его целям. Писатель считал, что все чувства вызываются любовью, которая может принимать различные формы: есть самолюбие, любовь к окружающему миру, страстная любовь. Важно развивать все стороны любви, не отдавая предпочтения какой-либо одной.

Когда Толстой придумал для себя это правило, он находился в неопределенном состоянии: то пытался отрешиться от своих желаний и посвятить себя любви к миру, то пускался в душевные искания и позволял себе любые развлечения. Но уже через некоторое время он нашел равновесие в своих эмоциях. Хотя дальнейшая его жизнь показывает, что самоотрешение проявлялось чаще, чем самолюбие.

Таким образом, общее правило для развития воли эмоций гласит: все чувственные дела не должны идти на поводу у чувств, а быть следствием воли. Кроме того, чувства человека не должны исходить исключительно из любви к себе.

1 правило. Не стараться угодить людям, которых вы не знаете или не любите. Этим правилом будет сложно руководствоваться в жизни, ведь почти каждый человек заботится о том, чтобы его уважали, любили и принимали окружающие. И зачастую это доходит до того, что нас начинает волновать мнение совершенно посторонних людей – мы забываем, что нужно нам самим и начинаем подстраиваться под общественные стандарты. Уходить в другую сторону тоже не стоит – гипертрофированное самолюбие и уход от окружающих ведет к потере контакта с другими людьми и вызывает неспособность к любви.

Нужно просто постоянно помнить, что как и вас, других людей в первую очередь волнуют чужие мысли. Они также волнуются из-за того, как их воспринимают со стороны, как к ним относятся, уважают ли их, а ваши собственные мотивы и побуждения не видны для них. Поэтому не стоит забивать себе голову подобными мыслями. Толстой советовал выполнять такое упражнение: регулярно спрашивать себя «Что бы я сейчас сделал, если бы мне было все равно, что подумают и скажут люди?» и «Что бы я перестал делать, если бы мне было безразлично мнение других людей?». В соответствии с ответами на эти вопросы нужно скорректировать свою жизнь.

2 правило. Заниматься самосовершенствованием для себя, а не для других. Хорошо, когда человек стремится стать лучше и имеет план для достижения цели. Но главное при этом – мотивы должны исходить от себя, а не от других людей. Как показывает практика, это приносит лучшие результаты.

Например, Толстой, который, наряду со многими другими великими людьми, имел трудности в получении стандартного образования, но сумел достичь многого самообучением и саморазвитием. Когда он открыл в Ясной Поляне народную школу, то не вводил никаких обязательных предметов, оценок, учета посещений – тем не менее, дело успешно продвигалось, и немало учеников получило образование.

3 правило. Стараться быть хорошим, но не показывать это остальным. Не стоит, конечно, скрывать от всех, что вы хорошо разбираетесь – но даже если этот так, все ваше мастерство может обесцениться, если кричать об этом на каждом углу.

4 правило. Находить в других людях достоинства и не искать недостатки. Настройка на позитив хороша не только в оценке других людей, но и всей жизни. Толстой призывал всех говорить правду, а самому не оправдываться.

5 правило. Жить хуже, чем можно себе позволить. Это правило как нельзя лучше тренирует силу воли: даже если вы разбогатели и можете позволить себе гораздо больше, не меняйте образа жизни. Как показывает история и практика, лишний комфорт и роскошь на корню убивают стремление к самосовершенствованию.

Даже великая Римская империя развалилась скорее из-за слишком изнеженной, роскошной жизни, а не из-за варваров. Нужно точно знать, какие вещи действительно необходимы в жизни, а какие просто приносят ненужный комфорт, убивают время, вредят телу или характеру.

6 правило. Десятую часть своего имущества жертвовать другим людям. Толстой на протяжении всей своей жизни занимался благотворительностью и призывал окружающих тратить часть своего богатства на полезные для общества дела. Главное, говорил он, не отдавать деньги на абстрактные блага и не подавать милостыню, важно выполнять действительно полезные, конкретные дела.

3 ЭТАП – РАЗВИТИЕ РАЗУМНОЙ ВОЛИ

Высшей степени совершенствования человек достигает, когда его воля становится способна контролировать разум. Толстой писал о том, что наши мысли влияют на наши действия, на то, что с нами происходит. Если овладеть разумной волей, объединив ее с эмоциональной и телесной, то можно достичь высоких результатов развития различных способностей человека, в том числе памяти, ума, обдуманности и других.

1 правило. Назначать умственные занятия на каждый день. Утром или с вечера, составляя список задач на день, вы не должны обходить стороной и умственные дела: например, чтение книг, изучение науки, мыслительную деятельность и тому подобное. Для таких дел нужно выделять специальное время, также примерно раз в неделю необходимо отвести время для составления планов и анализа произошедшего.

Толстой, например, занимался этим по субботам. Подчинение умственной деятельности строгому распорядку дисциплинирует ум и заставляет его работать продуктивнее, вследствие чего можно добиться больших результатов. Постепенно можно начать планировать свою жизнь не только по дням, но и большим отрезкам времени. Также Толстой советовал вести письменный самоанализ и сам следовал этому совету.

2 правило. При изучении какого-либо дела или при любой деятельности все умственные силы должны быть направлены на этот предмет. Это значит, что в любом деле очень важно уметь полностью сосредотачиваться, концентрировать свое внимание, не давать разуму отвлекаться. Сложная задача, особенно в неблагоприятной или шумной обстановке, но в этом и состоит контроль воли. Сначала будет трудно не отвлекаться и посвящать весь свой ум одной проблеме, но это быстро входит в привычку.

3 правило. Не мечтайте. Это правило может показаться странным и даже не полезным. Толстой предупреждал о вреде мечтания. Но важно разграничивать два понятия – мечты и цели. Цели – важная и полезная часть жизни человека, они позволяют сосредотачивать свои силы на определенном пути и быстро прокладывать себе путь вперед. Мечты же, наоборот, возвращают человека назад, расслабляют волю, снижают внимание и сосредоточенность. Несбыточные мечты, бесполезные желания не приведут ни к чему хорошему, поэтому важно вдумчиво и сосредоточенно планировать свою жизнь, не мечтая.

4 правило. Нельзя позволять чувствам и эмоциям захватывать разум. Справиться со своими чувствами порой нелегко, сильные эмоции толкают людей на неразумные поступки, вызывают неадекватное поведение. Позже мы начинаем сожалеть об этом, так как в спокойной обстановке имеем возможность обдумать ситуацию и найти лучший выход. Поэтому нужно научиться даже в такие эмоциональные моменты перехватить контроль над разумом и не давать чувствам управлять им.

5 правило. Не бросать любые начатые умственные занятия. Развитие силы воли можно сравнить с укреплением мышечной массы – если регулярно заниматься, она растет, а если забросить, то сходит на нет.

Не стоит кардинально менять свою жизнь и пытаться ввести в нее сразу все правила, иначе еще не развитая сила воли не позволит жить в таком режиме, что принесет только разочарования. Лучше следовать этим правилам постепенно, и главное, не забывать основного совета Льва Толстого: перед тем, как бездумно следовать правилу, нужно его испытать.

Но после трех лет учебы Толстой решил перейти на самообразование - учиться самостоятельно по собственному плану. Он изучал историю и музыку, рисование и медицину, юридические науки и сельское хозяйство. И всю жизнь Толстой пополнял свои знания. (В зрелую пору жизни Толстой свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки). Оставив университет, Толстой уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность, тогда же была начата повесть «Детство». Л. Н. Толстой. 1849 г.

Фото 17 из презентации «Лев Николаевич» к урокам литературы на тему «Толстой»

Размеры: 139 х 190 пикселей, формат: png. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока литературы, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Лев Николаевич» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 4345 КБ.

Скачать презентацию

Толстой

«Лев Толстой» - Семья Болконских – «ум ума». Жизнь высшего света лишена человеческого содержания, жизни; Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски. Из соседней комнаты послышался бег к двери… Принципы старого князя Болконского. Душевно прошу вас от всего семейства… Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.

«Ясная Поляна Толстого» - История усадьбы. Толстой на прогулке. Л.Н Толстой – письмо С.А.Толстой, 3 мая 1897г. Библиотека. Купальня на Верхнем пруду. Верхний пруд. Л.Н.Толстой и Ясная Поляна Художественный мир Л.Н.Толстого. Большой дом был с флигелем. Интерьер зала. Толстой слушал всех одинаково, оделял деньгами. Дом-музей Л.Н.Толстого.

«Писатель Лев Николаевич Толстой» - Мария Николаевна Волконская в детстве, мать Л.Н.Толстого. Особенно сблизился Толстой с писателями, группировавшимися вокруг «Современника». Поездка в Петербургский университет держать экзамены на степень кандидата. 1849. Николай Ильич, отец Л.Н.Толстого. Дом, купленный Толстым, находился в рабочем районе.

«Писатель Толстой Лев» - Л. Н. Толстой с внуками Соней и Илюшей. В.Я.Брюсов. Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т.А.Ергольская. Казанский университет. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне. Л. Н. Толстого у четвёртого бастиона. Народная школа. И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин и А. Н. Островский (1856).

«Алексей Николаевич Толстой» - Скончался 23 февраля 1945 года, в Москве. Во время Отечественной войны. Граф, академик АН СССР (1939). Алексей Николаевич Толстой. Пробовал заниматься живописью. Историческая проза. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Опричники (Малюта Скуратов, Василий Грязной и др.) - воплощенное благородство. Новые и старые темы.

«Литература Толстой» - Кровавое воскресенье. 1861. 1871. Отмена крепостного права. Тест. 1853-1856. Жизненное кредо Л. Толстого. 1877-1878. Военная служба. Русско–турецкая война. Слайд 7. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни. 1851-1855гг. Правила Л. Толстого. Детство, отрочество, юность: истоки личности. 1849-1851гг. Свидетелем каких исторических событий был Толстой?

Всего в теме 30 презентаций

Лев толстой далеко не всегда соответствовал сложившемуся стереотипу сурового старца и писателя - автора объемных книг, графа и помещика, который вел отнюдь не графский образ жизни. Воспитан он был тщеславным и ветреным, унаследовав от родителей страсть к азартным играм вместе с живым умом, который ему трудно было на чем-либо сфокусировать. Он так и не получил высшего образования, будучи дважды отчислен из казанского университета. Благодаря чему он прошел путь до мыслителя с огромной работоспособностью, написавшего столько, сколько не каждый прочел за свою жизнь?

Среди множества книг толстого едва не затерялись его заметки в дневнике - в них автор сам для себя определяет правила по развитию и укреплению силы воли и умственных способностей.

Хотя они и были составлены более полутора века назад, но и по сей день вправе находиться на видном месте среди многочисленной литературы по самосовершенствованию. Толстой определил три подвида воли: Каждый последующий из этих подвидов - главнее предыдущего, но при этом развивать их можно параллельно. Овладев всеми тремя ступенями, человек заменяет руководимые неосознанными инстинктами действия теми, которых желает он сам. А это открывает новые, почти неограниченные человеческие способности и дает возможность выбирать свой путь в жизни .

1. Первая ступень

На самом деле воля телесная в определенной степени развита практически у каждого. Благодаря ей человек, собственно, и отделился от животного мира. Она есть необходимое условие существования индивида.
Хотя и есть исключения: младенчество, дряхлость и болезни - как телесные, так и духовные (апатия, анемия). Многие действия человек все равно совершает инстинктивно и не задумываясь, и, следуя им, мы подчас лишаем себя свободы выбора.
Итак, что советует Толстой для развития телесной воли?

Каждое утро назначай себе все, что ты должен делать в продолжение целого дня , и исполняй все назначенное даже в том случае, ежели исполнение назначенного повлечет за собою какой-нибудь вред.
Кроме развития воли, это правило разовьет и ум, который будет обдуманнее определять деяния воли. То есть, условно говоря, разбор полетов по вечерам позволит в короткое время сделать ежедневные планы продуктивными.

Контролируй свой сон. У каждого человека есть оптимальная длительность сна, и его надо заранее рассчитывать и спать не больше и не меньше, чем это необходимо. Лишние полчаса с подушкой могут быть приятными, однако они лишают не только контроля над своими действиями, но и заряда бодрости на несколько часов. По мнению Толстого, во время сна воля отсутствует вовсе, поэтому сон он считал необходимым сокращать беспощадно, а вставать - до солнца.

Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно. А чтобы развить и укрепить свое здоровье, старайся «делать движение как можно регулярнее». Скажем, возьми на себя обязательство выполнять ежедневно и еженедельно обязательный комплекс физических упражнений. Сам Лев Николаевич советовал «ежедневно делать движение на воздухе». Он никогда не гнушался тяжелой работы, показал себя выносливым офицером во время тягот Крымской войны, а кроме того - как раз в то время, когда составлял для себя эти правила, - посещал бальные танцы, хотя и не хотел, и не любил танцевать. В том числе и благодаря физическим упражнениям Толстой почти до конца своих дней не имел ни дряхлости, ни упадка. Он и в весьма почтенном возрасте (за 80 лет) мог проехать без какой-либо усталости много верст верхом крупной рысью.

Будь верен своему слову. В первую же очередь - слову, данному себе.

Ежели ты начал какое бы то ни было дело, не бросай его, не окончив. Это поможет развить и осознанность действий - прежде чем что-то сделать, ты уже будешь представлять себе ожидаемый результат. Как следствие, ты станешь действовать целостно и завершенно, избавившись от суматошности. Сам Толстой в юности перепробовал множество дел и занятий, и это правило он сформулировал на своем же личном опыте.

Имей всегда таблицу, в которой были бы определены все самые мелочные обстоятельства твоей жизни , даже сколько трубок курить в день. А также сколько есть, пить, заниматься определенными видами умственной и физической деятельности. С подобной таблицей легче планировать время, дела и расходы. К тому же часто можно слышать о благотворности соблюдения распорядка дня - приема пищи, сна в определенные часы и т.д. Имея четкие привычки, организм действует как бы по инерции, а при резких переменах - становится «дезориентированным», не успевает подстроиться под частые изменения.
Тут можно вспомнить как пример другого мыслителя, не менее чем Толстой озабоченного вопросами развития воли. Жизнь Канта была рассчитана и уподоблена точнейшему хронометру. В продолжение целых десятилетий он ни разу не вставал не вовремя. Широко известно, что жители Кенигсберга даже проверяли по нему свои часы. Все в его жизни было продумано до самой мельчайшей подробности - до ежедневной росписи того, что есть, и цвета одежды, которую надевать. Наладив правильную работу своего организма, Кант создал инерцию и, как машина, продолжал жить, стараясь не нарушить чем-либо ранее установленных привычек.
Конечно, это, можно сказать, пример некой крайности. Но нельзя не согласиться с тем, что немалая польза есть в этом совете Толстого.

Ежели ты что-нибудь делаешь, то напрягай все свои телесные способности на тот предмет, которым ты занимаешься. Регулярно задавай себе вопрос: что именно я делаю сейчас? И если этих дел больше одного - выбирай самое важное либо срочное, откладывая остальные.

2. Воля эмоций

Толстой говорил, что при развитой чувственной (эмоциональной) воле ты можешь контролировать свои эмоции, вызывая их сообразно твоим целям. Очень похоже на один из постулатов современных подходов к развитию эмоционального интеллекта, не правда ли?
Источником всех чувств есть любовь, считал писатель. При этом он делил ее на любовь к самому себе, или самолюбие, и любовь ко всему нас окружающему - однако они настолько тесно взаимосвязаны, что являются по сути двумя сторонами одного чувства. И если какая-то из этих сторон недостаточно развита, она не позволяет другой полностью себя проявить. Сам Толстой в то время, когда создавал эти правила, пребывал в душевных исканиях, которые то приводили его к полному самоотречению, то позволяли спокойно кутить и гулять. Но, как видно из его дальнейшей жизни, возобладала у Толстого отраженная в этих правилах самоотреченная сторона.
Итак, общее правило: все чувственные деяния не должны быть бессознательным исполнением потребностей чувства, но - определением воли. Все чувства, имеющие источником любовь ко всему миру, хороши; все чувства, имеющие источником исключительно самолюбие, дурны.

Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь. Это одно из самых сложных правил, поскольку огромную долю наших усилий и затрат занимают те, что направлены на снискание одобрения и уважения со стороны окружающих - часто нам вовсе не знакомых. Будучи гипертрофированным, самолюбие в данном случае ведет к неспособности любить и потере контакта с людьми.
Чтобы преодолеть эту потребность, прежде всего привыкни к мысли, что большинство людей вокруг думают в первую очередь о том, что же о них думают окружающие. О тебе и твоих мотивах они думают очень мало, занятые мыслями о себе. Полезно также регулярно выполнять два упражнения, задавая себе вопросы: «Что б я перестал делать, если бы все вокруг уже относились ко мне так, как я хотел бы?» и «Что бы я сделал сейчас, если бы мнение безразличных мне людей вокруг меня не интересовало?» Исходя из своих же ответов следует удалять из жизни лишнее и наносное.

3анимайся более сам с собою, чем мнением других. Если у человека есть тяга к самосовершенствованию и план такового - хорошо. Однако при составлении и выполнении этого плана Толстой считал нужным рассчитывать прежде всего на себя. Будучи, как и большинство великих людей, неуспешным в получении стандартного образования, он всего достиг самообучаясь, «...старался совершенствовать себя умственно...учился всему, чему мог и на что наталкивала жизнь». Толстой много сделал для народного образования, но при этом обучения ради оценок и признания не уважал. В созданной им Яснополянской школе не было ни обязательной посещаемости, ни каких-либо дисциплинарных требований, однако образование шло успешно.

Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош. Быть мастером в каком-либо деле или совершать много полезного людям - это замечательно! Но все легко обесценивается, если об этом кричать на каждом углу.

Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. Настройка на хорошее позволит и тебе, и тем, с кем ты общаешься, проявить лучшее в себе. Всегда говори правду, и даже когда твои действия могут показаться странными окружающим, не оправдывайся ни перед кем. Проанализируй, где и когда с любой целью тебе приходится искажать правду в разговорах, и найди способ добиваться тех же результатов, не прибегая ко лжи.

Для подчинения воле чувства корыстолюбия живи всегда хуже, чем ты мог бы жить. Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче. Богатейшая и могущественная Римская империя распалась не столько под натиском варваров, сколько развратившись завоеванными богатством и роскошью. А человеку, чтоб разрушить свой характер, надо куда меньше усилий и времени. Разделяй вещи на те, которые тебе необходимы, и те, что служат только излишнему комфорту и помогают убить время. Разберитесь, как именно такие вещи тебе вредят (физически, характеру), чего лишают (чаще всего - времени), и убери из своей жизни хотя бы наиболее вредоносные.

Жертвуй десятую долю всего того, чем ты можешь располагать, для блага других. Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества. При этом трать всегда на конкретные полезные дела - не раздавая деньги на абстрактную благотворительность или в виде милостыни.

Не позволяй желанию угождать противоположному полу руководить твоими действиями - это не только вредно, но и малопродуктивно.

Любя всех равно, не исключай и самого себя из этой любви. Каждого ближнего люби так же как и самого себя, но двух ближних люби более, нежели самого себя.

3. Разум

Высшая степень преобладания воли есть преобладание ее над разумом. То, что с нами происходит, - следствие того, что мы думаем. Разумная воля позволяет объединить качества телесной и эмоциональной воли, определить направление всего нашего развития и добиться последовательного выполнения установленной для себя программы самосовершенствования. Например: помимо системы развития воли, у Толстого в дневнике есть богатый набор правил развития памяти, умственных способностей и пр.

Определяй с начала дня все твои умственные занятия. Сюда относится чтение книг, изучение чего-либо полезного, а главное - время для обдумывания своих действий. Его тоже включай в свой распорядок дня, выделив отдельно время для составления планов, анализа происшедшего (у Толстого было правило - по субботам пересматривать все сделанное в продолжение недели) и определения новых целей. Многие люди не добиваются того, чего хотят, в первую очередь потому, что всяческого рода занятия и непродуктивные мысли не оставляют им времени на анализ и планирование.
Заведи себе блокнот, в котором ты будешь определять свои цели не только на день, но и на все более длительные периоды жизни. Толстой, кроме того что ставил себе цели и составлял правила, еще и занимался довольно глубоким письменным самоанализом.

Когда ты занимаешься, старайся, чтобы все умственные способности были устремлены на этот предмет. Сколь ни пытайся отыскать тихую и уютную обстановку для умственных занятий, все равно всегда найдется то, что тебя может отвлечь, - поэтому радуйся каждой возможности противостоять соблазнам и учись сосредотачиваться - пусть вначале и через силу.

Не мечтай. Не делай воздушных замков. Мечта от цели отличается тем, что тогда как цель служит тебе картой, по которой ты идешь к желаемому, мечта переносит тебя туда мгновенно - и так же быстро возвращает назад, расслабив волю и даже не дав ничего разглядеть по дороге. Поэтому не смешивай мечты и вдумчивое всестороннее планирование.

Чтобы ничто внешнее, телесное или чувственное не имело влияния на направление твоей мысли, но чтобы мысль определяла сама себя. Когда чувства захлестывают и толкают на неадекватные поступки, секундного взгляда на себя со стороны может хватить, чтоб это осознать и действовать разумно. Задачу упрощает то, что каждый человек теряет голову в определенных для него ситуациях, их можно учесть и обдумать в спокойной обстановке.

Какое бы ты ни начал умственное занятие, не бросай его до тех пор, покуда ты его не кончишь. Это правило может привести к большим злоупотреблениям - фантазиям и бесконечной софистике. Поэтому его нужно ограничить следующим правилом: имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшими целями ради высших.

Сила воли во многом похожа на мышечную - она так же растет и укрепляется благодаря регулярным упражнениям, при которых тебе приходится пересиливать себя. И сходит на нет, если пустить ее развитие на самотек.
Приступая к работе над силой воли, браться сразу за все правила не стоит - это не только нелегко, но и может на раннем этапе вызвать разочарование. Поэтому лучше постепенно вводить для себя новые правила. И помнить, что одно из правил Толстого гласит: не следовать безусловно правилу, не испытав его .


По материалам статьи «Рецепты силы воли от Льва Толстого»
опубликованной в журнале «Управление компанией», №4, 2008,
www.management.web-standart.net
Опубликовано: 13.07.2008
Последнее обновление: 21.12.2008

error: Content is protected !!