Русские народные промыслы. Палехская миниатюра. Палехская роспись: искусство всегда найдет способ Как и из чего делают палехские изделия

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

, CC BY-SA 3.0

Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.

Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

«Снегурочка» авт. Полунина

5 декабря 1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.


«Посёлок Палех». Шкатулка, 1934 год. И. М. Баканов Alex Bakharev , Public Domain

Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

Как отличить от подделок

Каждое изделие выполненные вручную мастером, никогда не повторяются, и несомненно отражают творческую индивидуальность автора.

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества.

vector-images.com , Public Domain

Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый номер полуфабриката, указание места (Палех), фамилия и инициалы автора.

С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись «Made in USSR», которая в 1992 году сменилась на «Made in Russia». Все подписи выполняются творёным золотом.

В конце 80-х годов появился товарный знак на работах Художников Палеха - жар-птица. К каждой работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

Более десяти лет основным призводственным объединением по изготолению миниатюр является ».

Наличие фирменного знака этого предприятия свидетельствует о подлинной Палехской лаковой живописи.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Кратко о технологии

Работа палехского художника начинается с приготовления краски. Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии.

Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой. Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами).

Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску).


Марка «Снегурочка» Mariluna , CC BY-SA 3.0

Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото (одна порция — 10 листов 12×7 см) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой.

После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.

Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.

Фотогалерея














Полезная информация

П́алехская миниат́юра

Родоначальники стиля

Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле.

Первое признание

Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

Обучение палехской миниатюре

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.

Особенности Палехского письма

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок преимущественно на черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. Золото в палехской миниатюре это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно связано с символом света. В христианской символике свет становится прообразом Божественной благодати.

Современные художники

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков,А. М.Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и другие.

Применение лупы

Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому палехским живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы.

Зуб волка

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность. Даже с приходом новых технологий и материалов, ничто не смогло заменить этот экзотический инструмент.

Ручная доводка

Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

Село Палех - старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 64 километрах от областного центра. Население - 6400 человек, из них 500 художников, живущих в рамках своего сообщества.

Палех до 1947 года был селом, затем в 1947 г. был переименован в поселок. Точная дата возникновения Палеха неизвестна, но сохранившиеся в летописях записи свидетельствуют, что он существовал до XV века.

Палех стоит на холме, среди полей и лесов, разделяемых на две части рекой Палешкой, имеется много родников, прудов.

История Палеха уходит в глубокую древность. Палех - название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях - Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении назва

ния Палех.

"… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от "молоньи". Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявили сь ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то - Палихой. И село стали Палехом называть".

Есть и легенда: "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха" - отсюда и пошло название Палех.

В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии "палехскими письмами". Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания 15-16 вв..

("Не рыдай мене, Мати - 1769 г.)

Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое "фряжское" письмо.

Палехскими иконами восхищались Гете, Чехов, Некрасов, Лесков. По всему миру расходятся шкатулки, ларцы, пудреницы, портсигары, сделанные в этом поселке. Некоторые выставляются в залах музеев или являются предметом гордости коллекционеров.


("Акафист Спасителю" - середина 18 века, "Акафист Богородице", "Преображение" - конец 18-го – начало 19 веков).

Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

Палехская иконопись

Современный Палех - один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил.

В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения, создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов. Он получил название Палехской Миниатюры.


Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом пал ехском стиле.


Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже

Особенность палехской миниатюры - это типичные сюжеты, позаимствованные из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Широко за пределами России известны черные шкатулки со сказочными сюжетами - изделия из села Палех, расположенного в Ивановской области. Именно палехские шкатулки (ларцы, броши), наряду с жостовскими подносами и хохломой, уезжают за рубеж в качестве сувенира в багаже иностранного туриста. Однако, в селе Палех есть на что посмотреть и кроме производства шкатулок: здесь есть 19 объектов, которые можно посетить, среди которых: музей иконы, Дом-музей И.И. Голикова, музей палехского искусства, Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами.

Палех - один из центров русского народного промысла, находится в 350 км от Москвы и в 60 км от Иваново. Население Палеха всего 4800 человек (по данным на 2017 год). Посещение Палеха можно совместить с осмотром достопримечательностей Ивановской области, городом Иваново, Плесом, Кинешмой.

Палех - «основной конкурент» подмосковного Федоскино, поскольку здесь тоже занимаются росписью шкатулок из папье-маше. За время очередного отпуска мне удалось побывать в селе Палех с экскурсией, о чем я расскажу читателям сайта.

В начале экскурсии нас высадили из автобуса рядом с плакатом, показывающим, что в Палехе как минимум 19 объектов, достойных внимания туриста: Но в нашей программе, к сожалению, времени было только на беглый осмотр четырёх из них.

Что посмотреть в Палехе

  • Музей палехского искусства (Палех, ул. Баканова, д. 50)
  • Крестовоздвиженский храм (Палех, Базарный пер., д. 1)
  • Музей иконы (Палех пос., ул. Ленина, 6)
  • Музей лаковой миниатюры,
  • Дом-музей художника Н. Голикова (Палех, ул. Ленина, д. 2)
  • Дом-музей скульптура Н. Дыдыкина (Палех, ул. Ленина, д.25а)
  • Дом-музей Н. Зиновьева
  • Дом-музей П. Корина (Палех, ул. Демьяна Бедного, д. 19)
  • Музей иконы в Палехе

Музей икон в Палехе

Наше знакомство с Палехом началось с Музея Иконы. Для меня стало настоящим открытием, что Палех до революции был одним из центров иконописи и к изготовлению шкатулок отношения не имел. У местных иконописцев сложился свой оригинальный и узнаваемый стиль со своими профессиональными секретами.

Музейная коллекция богата и включает в себя не только палехские иконы, но и привозимые в течение долгих лет из других древних городов России. Здесь даже есть деревянные скульптуры из старообрядческих храмов.



К сожалению, я неправильно выстроила настройки и большинство снимков вышло неудачно. Ведь, как оказалось, в палехской иконе самое главное - это цветовая гамма.



Дом-музей И.И.Голикова в Палехе

Далее мы проследовали в дом-музей И.И. Голикова. Это тот человек, который в изменившихся после 1917 года социально-экономических условиях смог «переориентировать» художников на новый вид деятельности. Сменившийся внутриполитический строй грозил уничтожением палехского искусства. И.И.Голиков с группой единомышленников основал декоративно-художественную артель. С иконописью, конечно, пришлось расстаться, но знаменитый стиль смог «прижиться» на декоративных изделиях. В частности, в доме-музее есть экземпляр книги «Слово о полку Игореве», который проиллюстрировал И.И.Голиков.


Дом, ставший музеем, был построен художником самостоятельно в 1928 году для своей семьи. Здесь воссозданы условия его жизни и работы; выставлены принадлежавшие ему вещи. А также здесь представлены документы и фотографии, иллюстрирующие процесс создания нового направления палехского искусства и оформлен стенд, наглядно показывающий процесс создания палехской шкатулки.


Внутри дома я сделала только одну фотографию. Удивительно, но даже придя с группой ты должен оплатить фотосъёмку в размере 150 рублей. В музее Иконы нам про это не говорили. А вот в Музее палехского искусства, в который мы прошли после дома И.И.Голикова, мне даже сделали замечание, когда увидели, что я делаю много снимков. Оплачивать я, правда, ничего не стала, но фотографировать прекратила.


В Музее палехского искусства выставлены уже те предметы, которые делались советскими мастерами, а также современные работы. И это не одни только шкатулки. Здесь есть мебель, настенные панно, канцелярские предметы и ювелирные украшения. Есть витрина с изделиями из фарфора. Одно время пытались применить палехскую роспись для украшения тарелок и других фарфоровых предметов, но не получилось.



Тематикой росписи изделий были былины, русские народные сказки и сказки Пушкина, а также быт советских людей, хотя сюжеты я бы назвала скорее агитационными, чем бытовыми. Не смогла сфотографировать одну замечательную работу под названием «Суд пионеров над Бабой-Ягой».

Мне понравилась шкатулка, посвящённая победе в Великой Отечественной войне.



К сожалению, большинство экспонатов находятся в не очень хорошем состоянии: лак, покрывающий миниатюры, сильно потрескан. Дело в том, что в Палехе не было своего лака. Здесь он был не нужен. За рецептом обратились в Федоскино, но там отказали в его предоставлении. Прошло несколько лет, прежде чем в Палехе создали свой фирменный лак для изделий.



Как отличить настоящие изделия из Палеха от подделок на бытовом уровне

  • Палехские поддельные шкатулки заполонили все сувенирные магазины и рынки, как же отличить настоящие изделия из Палеха от подделок? В музее нам рассказали некоторые секреты:
  • Чаще всего изделия из Палеха снаружи черного цвета (очень редко встречается зеленый и синий), но всегда внутри - красный цвет;
  • Высокое качество полировки как наружной, так и внутренней поверхности. Царапин, пятен и вздутий не должно быть;
  • Крышечки коробочек (ларцов и шкатулок) плотно подогнаны к основанию - кузовку;
  • Специальные отметки: в левом нижнем углу ищите золотом подпись «палех», в правом нижнем - фамилию автора;
  • На днище кузовка ПОД ЛАКОМ ищем фирменный знак Палеха. На подделки этот знак обычно приклеивают сверху;
  • Обращайте внимание на упаковку: готовое изделие при покупке должно быть упаковано в жесткую коробку, которая внутри должна быть проклеена ватой, защищающей лак и изображение;

Палехские изделия - это дорого. Шкатулка не может стоить 100 рублей, так как это ручная практически ювелирная работа.


Крестовоздвиженский храм

Последним объектом нашей экскурсии должен был стать Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами. В своё время он был объявлен музеем и это спасло его от уничтожения. Но в шесть часов вечера храм оказался закрыт и мы в него не попали.


Палехские шкатулки до сих пор считаются хорошим подарком. Производство не «умирает» несмотря на то, что изделия довольно дорогие, а вокруг много дешёвых китайских подделок. Работает и училище, выпускающее новых мастеров лаковой миниатюры. Кстати, школу иконописи тоже возрождают.

На сувениры времени нам не дали. Лично я и не собиралась ничего покупать, поскольку заранее представляла цену изделий. Но, просто заглянув в лавку, увидела предмет, доказывающий, что Палех - это не только шкатулки и что мастера стараются идти в ногу со временем.

Как добраться до села Палех из Москвы

На машине. Самый удобный и быстрый способ добраться до Палеха - на автомобиле, ведь расстояние от Москвы до Палеха всего 400 км (трасса М7 через Владимир и Иваново, далее - Р152 через Шую). Дорого займет примерно 6 часов.

На автобусе. С Щелковского вокзала Москвы идет автобус до станции Южа. В пути около 7 часов. Есть также автобусы с пересадкой в городе Иваново - эти автобусы уходят от станции «Новогиреево».

На поезде. Ближайшая ж/д станция от Палеха находится в 75 км (г.Шуя) - это способ будет удобен тем, кто будет ехать из Санкт-Петербурга и Нижнего Новогорода, поэтому добираться до Палеха на поезде не получится.

Из Москвы придется на поезде доехать до Иваново (7 часов пути) - поезд - Москва — Кинешма, а потом от Иваново на автобусе добираться до Палеха.

От Иваново до Палеха автобусы ходят довольно часто - раз в полчаса, время в пути займет 1 ч 30 минут.


История Палеха уходит в глубокую древность. В XV веке село Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова и вдовы Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было пожаловано в вотчинное владение Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение королевичево", то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. По писцовым книгам 1628-1630 годов Владимирского уезда Боголюбского стана Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.

Есть и легенда - "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когла на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса. "была великая Палиха" - отсюда и пошло название Палех.
Описывая лаковую миниатюру Палеха, справедливо употребляют термины: "всемирно известная", "утонченная", "изысканная", "драгоценная", и многие другие.

Создавая малотиражные, а зачастую и уникальные, штучные произведения, мастера Палеха противопоставляют промышленному производству предметов и сувениров массового потребления вещи, созданные вручную, сохраняющие индивидуальные особенности творчества живого мастера и старинных технологий обработки традиционных материалов. Именно такие изделия, будучи самодостаточными и самоценными произведениями прикладного искусства, могут удовлетворить вкусы отдельно взятого человека, украсить его быт и, в то же время полностью выполнять свои утилитарные функции.

Возможности применения палехского искусства не ограничиваются только шкатулками и ларцами, иконами и ювелирными изделиями. К ним относится и полиграфия, и портретная живопись, и оформление интерьеров лаковыми панно и холстами, а так же изготовление значков, оригинальных бизнес-сувениров, и многое другое

Обращаясь к лучшим образцам древнерусского и русского иконописного творчества, палехские мастера привнесли в свои работы декоративность и яркие краски природы, характерные для традиций народного искусства. При сложившейся общности стилистических проявлений, каждый мастер обладает своим персональным, узнаваемым почерком.

Традиционными мотивами палехских художников изначально считались сказочные и литературные сюжеты, исторически события и бытовые сценки, фольклор. Однако уже через короткое время в творчестве миниатюристов появились темы индустриализации и колхозного движения, сражений Великой отечественной войны, полетов в космос.

Каждое время неизбежно предъявляет художнику свои требования, заставляя анализировать пройденное, стимулирует к дальнейшему развитию. Сегодня одновременно с возрождением иконописания, в Палехе появились талантливые художники, творчески осмысливающие искусство модерна, русского авангарда, живописного наследия Востока, других классических и современных направлений

Название промысла происходит от названия села Палех.

Искусство росписи Палеха еще совсем молодое, ему всего чуть более 70 лет.

Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в «золотой», как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха — братья Белоусовы.

Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», — еще в 1901 году писал А.П. Чехов.

Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.

Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждет удалого молодца... Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны — и сияет золотое солнце, текут быстрые реки...

Палехская роспись зародилась в деревне Палех Ивановской области, откуда и получила свое название. Этот вид декоративно прикладного творчества поистине уникален, ведь, несмотря на то, что существует он не одно столетие, технологии и приемы создания композиций не меняются – мастер сам от начала и до конца подготавливает предмет, который будет расписывать. Поэтому невозможно отыскать два одинаковых изделия, разрисованных в палехском стиле. Особенностями палехской росписи является изящность фигур, четкость, тонкость и вычерченность рисунков, темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом.

Как правило, палехской миниатюрой расписывают сувениры и предметы, служащие украшением интерьера – шкатулки, ларцы, панно, пепельницы, брошки и подобные изделия.

Художники выполняют не отдельные орнаменты или фигуры, а прорисовывают целые картины, изображающие определенные сюжеты. Все фигуры рисунка у палехского художника вытянутые – и люди, и кони, и звери. Герои картин всегда в движении, о чем свидетельствуют четко прописанные складки одежды и волны волос. Тему для миниатюры мастера брали и берут из повседневного быта, сказок, песен, былин и басен, а благодаря многообразию красок и мелких деталей, создается эффект легкости и праздника.

Особенности палехской живописи связаны с тем, что родилась она из иконописи и основана на ее традициях и приемах, даже в качестве краски мастера до сих пор используют яичную темперу, которой пишут иконы.

Для палехской росписи используется черный или темный фон, что символизирует тьму, из которой в процессе кропотливой и сложной работы рождается жизнь и цвет, к тому же он обладает внутренним объемом, что придает картинам особую глубину.

Техника нанесения, закрепления и обработки рисунка передается с древних времен из поколения в поколения, благодаря чему уникальные вещи, изготовленные в палехской технике, популярны по всему миру и являются частью культуры не только нашей страны, но и всего мира.

Изучаем технологию изготовления палехской росписи в миниатюре

В качестве заготовки для палехской миниатюры используют картон. Мастер раскраивает его на формы и с помощью мучного клейстера склеивает между собой в несколько слоев (в зависимости от толщины изделия). Затем заготовка спрессовывается и тщательно просушивается в течение нескольких дней.

После высушивания полуфабрикат пропитывают льняным маслом – для этого его на сутки погружают в чан с горячим маслом, после чего высушивают в печи в течение 2 суток при температуре 100°. После этого изделие обрабатывают наждачной щеткой, шлифуют и крепят необходимую фурнитуру.

На этом этапе изделие грунтуют специальным составом из смеси масла, сажи и красной глины и покрывают лаком – 2 – 3 слоя черного лака с внешней стороны и масляный лак с киноварью с внутренней стороны. Затем наносят еще семь (!) слоев светлого лака, обязательно просушивая в печи каждый слой. Только после всех этих подготовительных манипуляции, изделие становится годным к росписи – мастер слегка проходится по поверхности изделия пемзой, выводит контуры рисунка и затем расписывает его тонкой кистью из беличьей шерсти. Отдельные рисунки в композиции бывают настолько малы, что мастерам приходится использовать увеличительное стекло.

Примечательно, что все инструменты и материалы мастер изготавливает самостоятельно – и краски, и кисти, и лаки с грунтовками, и прочие составы необходимые для качественного выполнения работы.

На этом этапе расписанное изделие просушивают и закрепляют картинки специальным лаком. После этого мастер приступает к росписи сусальным золотом и серебром, полирует все это агатом или зубом волка (для дополнительного блеска). Затем все изделия снова покрывается несколькими слоями лака, сушится и полируется до зеркального блеска. Из-за большого количества лаковых слоев, которым покрывается изделие в процессе работы, палехскую роспись называют еще лаковой миниатюрой.

Благодаря яркости красок и живости изображений, рисунки в стиле палехской росписи применяются для иллюстрации детских книг со сказками. Для детей эти изображения очень интересны, так как рисунок олицетворяет собой не просто статическую картинку, а целую историю или сюжет произведения. Но фото ниже представлены иллюстрации к некоторым детским сказкам, выполненные в палехском стиле.

Видео по теме статьи

Для того, чтобы получше познакомиться с палехской живописью, предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов, в которых представлены различные варианты лаковой миниатюры и рассказывается подробно о этапах создания этих уникальных и удивительных изображений.

error: Content is protected !!