Система государственного управления. Структура государственной власти рф

Система государственного управления

по Конституции 1918 года.

После революционных событий 1917 года в стране начинается формирование новых органов государственной власти. Новая система государственного управления нашла юридическое оформление в Конституции РСФСР, принятой на V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 года. Это событие имело огромное значение, так как Конституция является важнейшим источником права, ее нормы обладают высшей юридической силой и служат основой правовой системы в любом государстве. Наличие Конституции в государстве означает, что его власть в большей или меньшей степени является ограниченной. Определяющие принципы первой Конституции были положены в основу разработки основных законов Советского государства на пocледующих этапах развития советской государственности.

Первым разделом Конституции 1918 года стала «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Состояла Декларация из 4 разделов. В первом разделе устанавливались политические основы Советского Социалистического государства. Россия провозглашалась Республикой Советов, которым принадлежит вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик.

Во втором разделе определялись основные задачи Советской власти – уничтожение эксплуатации человека человеком; устранение деления общества на классы; подавление сопротивления эксплуататоров и установление социальной организации общества. Подтверждались отмена частной собственности на землю, национализация банков, декреты о рабочем контроле и создании ВСНХ. В стране вводилась всеобщая трудовая повинность. Для защиты завоеваний революции декретировалось вооружение трудящихся, образование Красной Армии и полное разоружение имущих классов.

В третьем разделе закреплялись основные принципы внешней политики Советского государства: борьба за мир между народами; отмена тайных договоров; уважение к национальному суверенитету всех народов; полный разрыв с политикой буржуазных государств.

В четвертом разделе провозглашалось устранение эксплуататорских классов от участия в управлении Советским государством, подчеркивалось, что власть должна принадлежать трудящимся массам и их полномочному представительству – Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Высшими органами власти и управления признавались Всероссийский съезд Советов, созываемый не реже двух раз в год, и избираемый съездом ВЦИК. ВЦИК одновременно становился «Высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР». Для общего управления делами Республики и руководства отдельными отраслями народного хозяйства Конституция предусматривала создание Совета народных комиссаров, при этом и съезд Советов, и ВЦИК могли смещать и назначать как весь состав Совнаркома, так и его отдельных членов. Народный комиссар вправе был единолично принимать решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции наркомата, и доводить их до сведения коллегии.

В Конституции была четко прописана организация власти на местах: в границах своего ведения съезды Советов (областные, губернские, уездные и волостные) были высшей на данной территории властью. В период между съездами такой властью являлся соответствующий исполнительный комитет, всецело ответственный перед избравшим его Советом. Конституция закрепляла основные принципы советской избирательной системы. При этом сохранялось неравенство в предоставлении избирательных прав. В органах власти и управления предпочтение отдавалось рабочему классу.

Создание принципиально новой системы государственной власти – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов – породило и новую систему управления, основанную на обобществлении средств производства, плановом хозяйстве, исключении частной собственности и рыночных отношений.

Особенностью начального этапа развития советской государственности было наличие чрезвычайных органов власти. Их характерной чертой было единство военной, политической и хозяйственной деятельности. Распространенными и массовыми чрезвычайными органами советской власти были ревкомы, комитеты бедноты, Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), Реввоенсовет Республики (РВСР) и Совет рабочей и крестьянской обороны.

Органы государственного управления

по Конституции 1924 года

Принципиальным шагом в развитии советского государственного управления стало образование СССР. На Первом Общесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 года была принята Декларация и Договор об образовании СССР. В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принял Конституцию СССР. На ее основе шло оформление единого советского союзного государства.

Верховным органом власти провозглашался Съезд Советов СССР. В перерывах между съездами полномочия высшей государственной власти принадлежали двухпалатному ЦИК СССР. Первая палата – Союзный Совет – избиралась на Съезде Советов СССР от всего состава делегатов Съезда. Вторая палата – Совет национальностей – образовывалась из представителей республик и национальных областей. Постоянно действующим органом стал Президиум ЦИК, состоявший из 21 чел. Верховным исполнительным и распределительным органом был СНК СССР.

Совнарком состоял из наркоматов. По Конституции СССР 1924 года наркоматы подразделялись на три типа: общесоюзные, объединенные (союзно-республиканские) и республиканские. К первому типу относились наркоматы, которые образовывались только в Союзе. Таких наркоматов в тот период было пять: по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. В союзных и автономных республиках таких наркоматов не было. Общесоюзные наркоматы имели в союзных республиках своих уполномоченных представителей. Сюда же следует отнести и образованный одновременно с этими наркоматами Совет Труда и Обороны (СТО) СССР. Его возглавлял председатель Совнаркома СССР. СТО следил за осуществлением хозяйственных и финансовых планов, координировал деятельность промышленных и оборонных наркоматов.

Ко второму типу относились наркоматы, которые образовывались как в Союзе ССР, так и в каждой союзной республике. Таких наркоматов тоже было пять: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции. Объединенные наркоматы создавались для руководства наиболее важными отраслями народного хозяйства, требовавшими координации деятельности в масштабах всей страны и учета своеобразия каждой республики. Они были призваны обеспечить сочетание интересов Союза в целом с интересами каждой союзной республики. Эти наркоматы, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и совнаркомам союзных республик, осуществляли в своей деятельности директивы, соответствующих наркоматов Союза ССР.

К третьему типу относились наркоматы, которые имелись только в республиках. В Союзных республиках (первоначально РСФРС, Белоруссия, Закавказская Федерация, Украина) формировались свои Съезды Советов, ЦИК и СНК. Республиканские наркоматы ведали вопросами внутренних дел, юриспруденции, народного образования, местной промышленности, культуры. Внешняя политика и внешняя торговля, оборона и охрана границ, связь и финансы, транспорт относились к компетенции союзных органов.

Выборы делегатов Съезда Советов СССР проходили на основе непрямого избирательного права. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских, что должно было обеспечить «руководящую роль рабочего класса» в органах власти. Выборы носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего Совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на Съезд Советов СССР). По Конституции 1924 года избирательного права лишались лица, использовавшие наемный труд или жившие на нетрудовые доходы, монахи и церковнослужители, бывшие полицейские и жандармы, лишенные избирательных прав по суду, душевнобольные.

Сложившаяся в 20-е годы структура управления получила название командно-административной системы. Ее характерными чертами было господство однопартийной системы, превращение Коммунистической партии в государственную структуру, сильная централизация власти и управления, репрессивные методы решения политических и экономических задач, подавление инакомыслия, бюрократизация государственного аппарата и всей системы управления.

Советская система управления предполагала принципиальную неразделенность партийной и советской власти во всех ее ипостасях – законодательной, исполнительной и судебной. Для осуществления властных полномочий партии необходим был аппарат, составлявший советскую номенклатуру. Под номенклатурой понимается «перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийным комитетом – от райкома, горкома до ЦК КПСС». Партия большевиков как основной стержень в системе управления вскоре после прихода к власти поставила под свой контроль работу аппарата. Для этого в ЦК, республиканских и губернских комитетах в 1919 – начале 20-х годов были созданы учетно-распределительные отделы. Они начали свою деятельность с учета и расстановки партийных кадров. Постепенно круг их компетенции расширялся. В поле зрения ЦК партии оказались практически все административно-управленческие кадры – от руководителей центральных ведомств до директоров предприятий и их заместителей.

Высшая номенклатура выделяла из своей среды узкий круг профессиональных управленцев. Они составляли политическую элиту общества, которая непосредственно участвовала в выработке, принятии и организации выполнения политических решений. К ним относились в первую очередь лица, входившие в состав Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК. В 20-30-е годы состав этих органов, особенно Политбюро, менялся мало.

Государственная бюрократия становилась прочной социальной опорой правящего режима, так как с ним было связано ее благополучие, продвижение по служебной лестнице, привилегии. Дефицит образования, культуры, опыта государственного управления, характерные для основной массы советской бюрократии, способствовали культивированию директивно-приказных методов руководства.

Со становлением широкого слоя партийно-государственной бюрократии формировались социальная среда и политическая сила, наиболее заинтересованные в режиме личной власти, ибо культ вождя укреплял и расширял власть тех, кто служит ему в государственных и партийных структурах.

Массовой общественно-политической организацией советской молодежи был комсомол. В 1923 году насчитывалось немногим более 300 тыс. комсомольцев, а в 1926 году их численность уже достигала 1 млн. 750 тыс. чел. Комсомол рассматривался партией как ее молодежный резерв, как школа подготовки к вступлению в коммунистическую партию. Из комсомольских активистов выросли многие партийные и государственные руководители 30-40-х годов.

Структура государственного управления

по Конституции 1936 года.

Преобразование экономики и усиление тенденций к централизации в управлении привели к формированию новой модели общества, к почти полному «огосударствлению» народного хозяйства. Произошедшие изменения в экономическом, социально-политическом и национально-государственном развитии Советского Союза с середины 20-х годов потребовали изменения Основного Закона.

5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Она зафиксировала характерные черты сформировавшейся в стране командно-административной системы. Советский Союз провозглашался социалистическим государством.

В Основном Законе были отражены перемены в национально-государственном устройстве СССР, появление новых союзных и автономных республик и областей. В связи с ликвидацией ЗСФСР возникли самостоятельные республики: Армянская, Азербайджанская и Грузинская ССР. Казахская АССР и Киргизская АССР были преобразованы в союзные республики. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11. Подтверждалась добровольность государственного объединения советских социалистических республик.

Конституция внесла серьезные изменения в структуру органов власти. Упразднялись областные, республиканские и всесоюзные съезды Советов. Их место заняли районные, городские, областные, республиканские Советы, избираемые всем населением путем прямого голосования, что приближало советскую систему к представительным органам традиционного (парламентско-муниципального) типа. Вместо ВЦИК образовался Верховный Совет СССР – высший законодательный орган, избираемый всем населением и состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. В число его задач входило утверждение состава правительства СССР.

Расширялись обязанности общесоюзных наркоматов в области законодательства, народнохозяйственного развития, укрепления обороноспособности страны. Одновременно были неоправданно сужены права некоторых республиканских органов, в частности, в законодательной сфере.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти в стране оставалось правительство – Совет Народных Комиссаров СССР. Совнарком был ответственен перед Верховным Советом СССР, а в период между сессиями – перед его Президиумом, и подотчетен им. Законодательным правом СНК не располагал, но он мог издавать постановления и распоряжения на основе действующих законов. Эти подзаконные акты были обязательны к исполнению распорядительными органами на всей территории СССР и фактически имели статус законов.

Совнарком осуществлял управление отраслями хозяйства через наркоматы, комиссии и комитеты. Наркоматы СССР подразделялись на общесоюзные и союзно-республиканские. К первым относились наркоматы обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности. Союзно-республиканских наркоматов по Конституции 1936 года было 10: пищевой промышленности, легкой, лесной, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения.

Система власти и управления в союзных и автономных республиках в основных чертах копировала общесоюзную схему. Отличие было лишь в том, что ни в одной из союзных республик, несмотря на их многонациональный характер, Верховные Советы не были двухпалатными, и национальные меньшинства могли отстаивать свои интересы лишь через Совет Национальностей Верховного Совета СССР.

Республиканские совнаркомы также имели свои специфические черты и отличались от Союзного СНК. В состав республиканских совнаркомов входили уполномоченные общесоюзных наркоматов; союзно-республиканские наркоматы дублировались и в совнаркомах республик. Кроме того, в них были образованы наркоматы, которых не было в Союзном правительстве (наркоматы местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения, просвещения и др.).

Серьезной реформе подверглась избирательная система. Вводилось всеобщее, прямое, равное и тайное голосование. Избирательными правами наделялись все граждане СССР независимо от их социального происхождения. Упразднялось различие в нормах представительства рабочих и крестьян. Расширились общедемократические права граждан. В Конституции провозглашался целый ряд новых социальных прав – право на труд, на отдых, на получение образования, на материальное обеспечение в старости или в случае потери трудоспособности и др. Эти принципы получили общемировое признание и стали важным компонентом любой современной системы взглядов на гражданское общество.

Конституция 1936 года декларировала и другие демократические права, во многом заимствованные из западноевропейской традиции, такие, как свобода совести, свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий, неприкосновенность личности, жилья, независимость судов и право обвиняемых на защиту.

Социальная основа государства декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата. (На практике это выражалось в диктатуре ВКП(б), ее аппарата). Социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства объявлялись экономической основой СССР. Эта собственность существовала в двух формах: государственной (шахты, заводы и промышленность, совхозы на селе) и колхозно-кооперативной. Труд объявлялся обязанностью каждого способного к нему гражданина по принципу: «Кто не работает, тот не ест».

Конституция закрепила положение о руководящей роли Коммунистической партии в системе государственного управления. Руководство партии носило всеобъемлющий характер. В статье 126 новой Конституции СССР было записано, что Коммунистическая партия составляет «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». В каждодневной практике государственного управления все решения Верховного Совета СССР, указы его Президиума, постановления СНК СССР предварительно рассматривались и санкционировались Политбюро ЦК партии. Такое же положение существовало по всей вертикали власти и управления.

В отличие от предыдущего Основного закона страны в новой Конституции хотя и не прямо, но была декларирована идея разделения властей: Верховный Совет сосредоточил в своих руках законодательную власть, а Совет народных комиссаров – исполнительную. Поскольку суд был объявлен независимым и подчинявшимся только закону, высшая судебная власть принадлежала Верховному Суду СССР.

Особенности советской системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной Войны органы государственной власти претерпели некоторые изменения. Создавались органы, не предусмотренные конституцией. Это делалось для обеспечения жесткого централизма и оперативного выполнения приказов руководства. Управление государством все было сконцентрировано в руках И.В. Сталина.

Война заставила внести изменения в порядок работы органов власти и управления. Предусмотренные Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик сроки очередных выборов в Советы всех уровней не соблюдались. Президиум Верховного Совета СССР и президиумы Верховных Советов республик продлевали полномочия соответствующих советов. Выборы в Верховный Совет СССР во время войны не проводились ни разу, а сессии Верховного Совета СССР проводились лишь три раза – в 1942, 1944, 1945 годах. Нерегулярно созывались сессии Верховных Советов и в союзных республиках. Значительная часть депутатов Советов, особенно местных, была мобилизована на фронт, поэтому полномочными признавались сессии Советов, на которых присутствовало 2/3 наличного состава депутатов (а не избранных, как это требовалось по Конституции). Исполкомы вышестоящих Советов пополняли путем кооптации исполкомы подведомственных Советов. На освободившейся от врага территории практика выборов Советов часто подменялась системой назначения.

В деятельности Советов и их исполкомов на первый план выходили вопросы, связанный с организацией вооруженной защиты Отечества. Мобилизация населения, снабжение Красной Армии вооружением и обмундированием, создание приемлемых условий для жизни и труда оставшихся в тылу людей – все эти проблемы решались партийными и советскими органами. Усилилось влияние их аппаратов. Они совместно решали важнейшие вопросы военной, мобилизационной и хозяйственной жизни.

Наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями. Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. Главным таким органом стал Государственный Комитет Обороны (ГКО). Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации – партийные, советские, хозяйственные, общественные – обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В республиках, краях и областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности уполномоченных ГКО, которые помогали организовывать и контролировали выполнение постановлений ГКО. Государственный Комитет Обороны создавал вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 года на совместном заседании Политбюро и ГКО был образован Транспортный комитет. Его возглавил Сталин, а заместителем стал член Политбюро А. А. Андреев. Этот комитет явился единым органом управления всеми видами транспорта.

Для руководства военными действиями на следующий день после начала Великой Отечественной войны постановлением СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования. 10 июля она была преобразована в Ставку Верховного Командования и ее возглавил Сталин. 24 июня 1941 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был образован Совет по эвакуации. 2 ноября 1942 года Президиум Верховного Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР.

Период Великой Отечественной войны стал временем вершины политической, государственной и личной карьеры Сталина. С 1941 по 1945 годы происходила значительная концентрация власти в центре. Она выразилась в том, что довольно узкий круг одних и тех же лиц входил в состав основных руководящих органов: Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР, ГКО, Ставки ВГК. Этими лицами были Сталин и его ближайшее политическое окружение. По существу одни и те же лица принимали решения, организовывали их выполнение и контролировали результаты работы. Существенно возросла роль органов исполнительной власти. Сессии Верховного Совета СССР созывались нерегулярно, выборы Советов всех уровней неоднократно переносились, решения исполнительных органов воспринимались как законы.

После окончания Великой Отечественной войны все неконституционные органы были ликвидированы, наркоматы переименованы в министерства, а Совет народных комиссаров – в Совет министров.

Организация государственного управления

по Конституции 1977 года.

Конституция 1977 года не изменила политическую организацию общества. Как и раньше Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом государственной власти Советского Союза. Теоретически Верховный Совет олицетворял представительную власть и был законодательным органом. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты собирались дважды в год на сессии Верховного Совета. Остальное время они должны были работать на своей прежней работе.

На Верховный Совет СССР Конституция возлагала избрание Президиума Верховного Совета СССР, образование Правительства СССР, избрание Верховного Суда СССР, назначение Генерального прокурора СССР.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР. По Конституции это был высший исполнительно-распорядительный орган.

Статья 6 Конституции 1977 года провозглашала, что Коммунистическая партия Советского Союза является «ядром политической системы». Это приводило к дублированию всей системы управления партийным аппаратом. По-прежнему сохранялся номенклатурный принцип назначения на должности. Высшие посты в органах власти и управления могли занимать только люди, утвержденные на должности решениями Секретариата или Политбюро ЦК и включенные в номенклатуру ЦК.

ЛЕКЦИЯ № 18

Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР

Денежная реформа в 1922 г. укрепила национальную валю­ту, покончив с инфляцией.

Однако если в социальной и экономической сфере нововведе­ния были существенными, то в политической системе они были незаметны.

Все важнейшие вопросы государственной жизни решала пар­тия, вернее ее аппарат. На X съезде РКП(б) были осуждены «ан­тимарксистские» взгляды «рабочей оппозиции», запрещено соз­дание фракций и групп внутри партии. После X съезда после­довала «чистка» партии. В 1922 г. была полностью свернута деятельность сохранившихся социалистических партий. Состо­ялся первый крупный политический процесс: ГПУ (которое за­менило ВЧК) обвинило 47 арестованных руководителей эсеров­ской партии в контрреволюционной деятельности. Осенью 1922 г. из России были высланы 160 ученых и деятелей куль­туры («философский пароход»).

Господство большевистской идеологии утверждалось воин­ствующей пропагандой атеизма , разрушением храмов. В 1922 г. в рамках кампании по сбору средств для борьбы с голодом были конфискованы многочисленные церковные ценности. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован.

Укрепление единства партии, разгром ее противников уси­ливали однопартийную политическую диктатуру.

Итоги нэпа.

Нэп быстро изменил облик страны. В 1926 г. был достигнут довоенный уровень промышленности. Стремительно поднялось сельское хозяйство. К 1924 г. посевные площади при­близились к довоенному уровню. Развитие крестьянского хозяй­ства способствовало оживлению розничной торговли.

Однако наряду с безусловными достижениями нэп имел и ряд негативных черт. Росли социальное неравенство, безработица . Усилилась коррумпированность чиновников. Экономическое раз­витие страны сопровождалось постоянными кризисными явле­ниями.

В целом развитие Советской страны в 20-е гг. шло недоста­точно высокими темпами.

В этот период передовые страны мира совершили серьез­ный скачок вперед, в то время как Россия лишь восстано­вила свой довоенный уровень.

Перед партийным и государственным руководством встала проблема совершенствования методов экономической поли­тики.

Образование СССР.

После окончания Гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало шесть социалистических, две народные советские республики и Даль­невосточная республика. В составе крупнейшей республики - РСФСР - находилось немало автономных образований с неоп­ределенным государственным статусом. Во главе всех советских республик стояли члены РКП(б). Между республиками устанав­ливались тесные хозяйственные, культурные и иные связи. Все это создавало предпосылки для государственного объединения .

К началу 1922 г. ряд советских республик заключили дого­воры, по которым в ведение РСФСР передавались их вооружен­ные силы, управление промышленностью, финансы, связь, транспорт и международные отношения . Причиной такого ре­шения явилось не только признание ведущего вклада Советской России в победу в Гражданской войне, но и слабость прави­тельств других республик и их зависимость от руководства РСФСР, фактически поставившего их у власти.

В августе 1922 г. в ЦК РКП(б) была создана комиссия по из­учению предложений советских республик об усовершенствова­нии их отношений между собой. Народный комиссар по делам национальностей (Джугашвили), сделавшийся в 1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП(б), выступил с иде­ей придать советским и народным республикам право автоно­мий в рамках РСФСР. Когда в 1922 г. республики Закавказья создали Закавказскую Федерацию в составе Грузии, Армении и Азербайджана, Сталин надеялся, что это государственное обра­зование в будущем станет частью РСФСР. Однако подобные пла­ны вызвали протест руководства Советской Грузии.

Заместитель председателя Каменев по по­ручению Ленина составил иной проект, предусматривавший вхождение республик в состав нового государства на основе до­говоров. Проект этот был поддержан Пленумом ЦК РКП(б).

Несмотря на то что в Договоре и Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР), принятых на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г., указы­валось, что Союз образован по свободному волеизъявлению на­родов с правом свободного вступления и выхода, путей выхода предусмотрено не было. В ведение Союза передавались воору­женные силы, международные дела и торговля, финансы, со­общение и связь. Промышленность, культура и внутренние дела оставались в ведении республик.

Высшим органом нового государства стал Всесоюзный съезд Советов, избиравший на время между своими заседаниями Цен­тральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Председателем ЦИК СССР стал.

Внешняя политика в 20-е гг. XX в.

Первые международные договоры были заключены Советской Россией со странами, бо­ровшимися за свою независимость. В 1921 г. были подписаны договоры с Ираном и Афганистаном, затем с Турцией, которая получила ряд территорий бывшей Российской империи и воен­ную помощь. Тогда же были заключены мирные договоры с го­сударствами, возникшими на окраинах России: Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией.

Поскольку западные державы не спешили признавать Совет­скую Россию, большевики стали заключать с ними торговые со­глашения, рассчитывая через экономические связи добиться установления и политических. В течение 1921 -1922 гг. были подписаны торговые соглашения с Германией, Великобритани­ей, Австрией, Норвегией, Швецией, Италией, Чехословакией.

Советское правительство выступило с идеей проведения меж­дународной конференции для урегулирования всех спорных во­просов между Советской Россией и странами Антанты с целью заключения мирного договора. Это предложение было принято Антантой, которая в 1922 г. пригласила РСФСР на междуна­родную конференцию в Генуе. Советскую делегацию возгла­вил нарком иностранных дел.

Представители ряда европейских держав потребовали от РСФСР возвратить долги царского и Временного правительств, вернуть иностранным владельцам национализированные пред­приятия или оплатить их стоимость, отменить монополию внеш­ней торговли и т. д. Советская сторона не согласилась с этими предложениями и предъявила встречное требование - возме­стить ущерб, причиненный иностранной интервенцией и эконо­мической блокадой. Одновременно советское руководство согла­шалось признать часть довоенных долгов, если европейские пра­вительства отсрочат их выплату на 30 лет и предоставят новые займы. Эти условия были отвергнуты. Казалось, конференция будет безрезультатной для Советской России. Однако Чичерин воспользовался разногласиями между Антантой и Германией. 16 апреля 1922 г. в Рапалло (предместье Генуи) был подписан договор между РСФСР и Германией о восстановлении диплома­тических отношений. Германия отказывалась от претензий по возмещению стоимости национализированных предприятий их бывшим владельцам. В свою очередь, РСФСР предоставляла Гер­мании большие торговые преимущества.

Опасаясь дальнейшего сближения Советского государства с Германией, западные державы приступили к созданию «сани­тарного кордона» против большевиков, используя для этого Польшу, Румынию и прибалтийские страны. В мае 1923 г. ми­нистр иностранных дел Великобритании Джордж Керзон в своей ноте обвинил советскую дипломатию в разжигании анти­британской кампании и потребовал отозвать советских уполно­моченных из Ирана и Афганистана. Однако идея новой войны была непопулярна в британском обществе. Ультиматум был ско­ро взят британским правительством обратно.

Уже в 1924-1925 гг. СССР установил дипломатические от­ношения с Великобританией, Италией, Австралией, Швецией, Грецией, Норвегией, Китаем, Мексикой, Францией, Данией и Японией. Этот процесс вошел в историю под названием «полоса признаний».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об обстановке в Советской России после окончания Гражданской войны.

2. Назовите причины перехода к нэпу. В чем состояла сущность нэпа?

3. Назовите положительные и отрицательные итоги нэпа.

4. Был ли неизбежным отказ советского руководства от нэпа? Ар­гументируйте свой ответ.

5. Почему и как образовался Советский Союз? Какова была струк­тура управления новым государством?

6. Охарактеризуйте советскую внешнюю политику в 20-е гг. XX в.

Абсолютно все мировые державы существуют благодаря власти. Эта сила проявляется в полном контроле высших органов, верхушки или даже личности над обществом страны. Учение власти знакомо человечеству с давних времён. Благодаря власти создавались империи и рушились цивилизации, объединялись народы и вымирали общности. Сегодня этот термин приобрёл совершенно новое значение. Власть перестала быть насильственной, нечеловечной. Гражданин любой правовой державы понятие «власть» представляет как веление высших государственных органов, благодаря которым держава функционирует и представляется на мировой арене. Государственная власть имеет структуру, методы и цели функционирования. Причём в каждой стране эти факторы строятся и взаимодействуют совершенно по-разному. Мы попытаемся понять принципы государственной власти на примере Российской Федерации, потому что именно в этой стране можно увидеть грамотно построенную структуру высших органов державного функционирования. Но прежде всего нужно разобраться с историей и значением термина «власть», который формировался много веков подряд философами и юристами.

Власть, политическая власть – значение понятий

С течением времени понятие «власть» дополнялось и видоизменялось. В классическом понимании власть – это способность навязывать собственную волю посредством рычагов воздействия. Главная особенность власти в том, что субъект воздействия будет подчиняться воле вопреки своим убеждениям и сопротивлению. Греческие учёные считали, что власть является внутренним стремлением общества организовываться вокруг чего-то или кого-то. Таким образом, власть всегда будет сопутствовать человеческому развитию. Когда мир эволюционировал, и люди начали строить государства, появилась политическая власть.

По сути, это та же способность навязывать свою волю, которой владеет социальная группа, класс в определённом государстве. Воздействие нацелено на большие группы людей – общество. Чтобы как-то структурировать процесс управления, были созданы определённые механизмы, которые, по сути, являются государством.

Разделение власти

Структура государственной власти появилась вследствие теории, выдвинутой Джоном Локком. Он утверждал, что власть в государстве должна быть разделена на компоненты, которые будут независимы друг от друга.

Таким образом, появилось учение о том, что структура государственной власти состоит из трёх основных элементов: исполнительной, законодательной и судебной. Способ разделения сферы управления был впервые использован в Древней Персии. Со временем он перекочевал в политическое устройство Древнего Рима. В любом современном правовом государстве принцип деления властей не является новым. Что касается Российской Федерации, то правовой климат в этом государстве развивается в ногу со временем. Структура государственной власти РФ имеет классическое деление на три элемента, каждый из которых будет детальнее рассмотрен далее. Помимо этого, государственная власть в лице определённых органов выполняет ряд функций.

Государственная власть: структура и функции

Конституция РФ детально закрепила принцип разделения властей. Согласно статье 10, государственная власть осуществляется путём деления на законодательную, исполнительную, судебную. В этой же статье указана самостоятельность структурных элементов. Отсюда следует, что государство функционирует на основе права и принципа демократического разделения власти на независимые ветви. В статье 11 Конституции Российской Федерации описываются высшие органы каждого структурного элемента власти: Правительство РФ, Федеральное Собрание, система судов РФ.

Также структура государственной власти содержит ещё один элемент – президента. Этот институт конституционного права не относится ни к одной ветви власти и создан лишь для баланса в системе высших органов. Следует заметить, что каждый из представленных элементов нужно рассматривать отдельно, так как все они имеют внутреннюю структуру и особенности.

Исполнительная власть в России

Структура органов государственной власти РФ – это общее название всех органов, каждый из которых принадлежит той или иной ветви власти. Прежде чем рассматривать исполнительные органы, нужно разобраться, что такое исполнительная власть. Отечественные теоретики права говорят, что это система специальных органов, которые реализуют нормы конституции, федеральных законов, других нормативных актов с целью поддержания правового климата в державе.

Исполнительная власть нужна для реализации и контроля права. Существует мнение, что данная ветка власти полностью зависит от законодательной и находится под её полным контролем, однако этот вопрос спорный, так как органы исполнительной власти самостоятельны во многих вопросах. Структура исполнительных органов государственной власти строится по принципу нерушимой иерархичности, что позволяет максимально оперативно производить реализацию отдельных норм права, законов, конституции, иных нормативных актов.

Структура органов исполнительной власти в России

Как уже говорилось ранее, структура государственной исполнительной власти строится по принципу иерархичности. Всего существует три ступени органов этой ветви. Деление производится в зависимости от субъекта, который координирует и регулирует их деятельность.

  1. Федеральные министерства и службы, координируемые президентом РФ (МВД, Министерство иностранных дел, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, ФСБ).
  2. Федеральные министерства и подведомственные им органы, координируемые Правительством Российской Федерации (Министерство здравоохранения, Министерство промышленности, Министерство спорта и т. п.).
  3. Агентства и службы, которые подчиняются исключительно президенту РФ (Миграционная служба, Таможенная служба, Федеральная служба по делам национальностей, Космическое агентство и др.).

Любая деятельность данных органов производится на основе конституции и федеральных законов, которые выдаются органом, представляющим законодательную власть.

Органы законодательной власти

Структура государственной власти в России включает в себя как один из обязательных элементов полномочие осуществлять исполнительную власть. Этим термином обозначается возможность управления государством в области законодательства. Другими словами, исключительным правом органов этой ветви является законотворчество. Как правило, законодательной властью наделён один из органов, который, по сути, её осуществляет, приводит механизм в действие. Также подобные органы имеют ряд функций, например: принятие государственного бюджета, формирование или контроль правительства, ратификация международных договоров, объявление, прекращение войны. В Российской Федерации ветвь законодательной власти реализуется через двухпалатный парламент, который имеет название Федеральное Собрание.

Федеральное собрание: структура

Федеральное собрание наделено правом издавать законы (законодательной властью) и также является представительным органом, так как депутаты назначаются народным голосованием. Парламент РФ состоит из двух палат – верхней и нижней. Совет Федерации состоит из 170 сенаторов, которые выбираются по двое от каждого федеративного субъекта. В этой палате осуществляется представительство от каждого региона, направление и реализация стратегических целей дальнейшего развития государства. Государственная дума является нижней палатой российского парламента. В неё может избираться каждый гражданин, достигший избирательного возраста.

Полномочия и роль в повседневной жизни государства у Думы намного выше, чем у Собрания Федерации. Именно Государственная Дума может выдвигать обвинения против президента РФ, формировать Счётную палату, выносить недоверие Правительству, объявлять амнистии и т. п.

Судебная власть

Ветвь судебной власти является наиболее самостоятельной отраслью. Судебная система не зависит ни от каких других органов власти. Согласно данному принципу построена структура федеральных органов государственной власти. Это позволяет говорить о справедливом рассмотрении дел в судебных инстанциях, потому что давления со стороны других органов не производится. Органами судебной системы или же судебной власти реализуются следующие функции:

  1. Применение уголовно- или административно-правовых мер к лицам, которые совершили соответствующие нарушения права.
  2. Разрешение споров между гражданами.
  3. Проверка и контроль законов на предмет соответствия с Конституцией России.

Признаки судебной власти РФ

Как мы знаем, структура органов государственной власти в России основана на демократических принципах. То же самое можно сказать и о судебной власти. Она имеет ряд характерных признаков, а именно:

  • судебная власть может быть осуществлена исключительно судами;
  • судебная власть ни от кого не зависит;
  • для судебной власти характерно наличие единой судебной системы, которая функционирует по принципу верховенства права.

Представленные признаки имеют основополагающий характер. Они проявляются в построенной системе судебных инстанций, которые на сегодняшний день функционируют в России.

Судебная система РФ

Сам по себе термин «судебная система» означает совокупность специальных учреждений (судов), которые уполномочены осуществлять правосудие. В каждой стране система судов может быть разной, потому что везде существует основной закон, обычаи и ряд других факторов, влияющих на построение данной системы. Всего существует четыре вида судов: общей юрисдикции, военные, арбитражные и Конституционный суд.

Каждая инстанция уполномочена рассматривать только подведомственные ей дела. Отдельным видом является Конституционный суд. Он уполномочен следить и проверять нормативные акты на соответствие с Конституцией РФ, а также рассматривать конституционно-правовые деликты. Судьями, вне зависимости от инстанции, могут стать граждане, достигшие определённого возраста и имеющие высшее образование в сфере юриспруденции.

Политический режим в России

Структура высших органов государственной власти является индикатором политического режима. Принципы структурирования органов, их взаимосвязь – это все характеризует политический режим государства. Как мы знаем, с распадом СССР Российская Федерация идет по пути построения демократической страны. Отсюда следует, что структура государственной власти, и в частности органов, должна основываться на демократических началах. На сегодняшний день Россия добилась позитивных результатов, так как органы власти функционируют относительно самостоятельно с учётом взаимного регулирования. Вследствие этого царит верховенство права, в конституции закреплены и защищены права, свободы человека и гражданина. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в России демократический режим правления.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет структура государственной власти РФ. Этот сложный и довольно разветвлённый механизм призван регулировать и координировать общественные отношения внутри государства, основываясь в своей деятельности на конституции и федеральных законах. В заключение можно сделать вывод, что абсолютно вся структура органов государственной власти РФ создана путём имплементации демократических институтов в правовую систему страны.

Исторические этапы развития государственного управления в России

Сравнительно-исторические исследования в системе государственного управления предназначены не столько для выявления исторических особенностей функционирования государства в тот или иной период (это больше прерогатива такой учебной дисциплины, как “История государственного управления”), а в первую очередь для решения современных злободневных проблем государственного управления. Последнее вполне возможно на основе изучения и использования богатого исторического опыта государственного управления в России, да и ряда других стран.

Древнерусское государство. Отдельные русские волости – княжения в конце IX века соединились в относительно единое Древнерусское (Киевское) государство. Объединение отдельных русских княжеств в единое Древнерусское государство было весьма непрочным. Оно сложилось в форме раннефеодальной монархии, главой которой был киевский князь. Политику князя направляли феодальная курия и съезды князей-вассалов.

Князь возглавлял администрацию и войско, ему принадлежало право суда, который он "оправлял" сам на княжьем дворе или поручал своей администрации - посадникам, тиунам и т.д.

Вече. Большую роль в политической жизни Древнерусского государства играло и народное собрание (вече). Происходя из племенных сходок свободных людей, которые решали все важные вопросы жизни племени, вече превратилось в общие собрания взрослых свободных граждан (глав семейств) в городах (см. схему № 3).

Сословно-представительная монархия. Царская власть. Главою государства с 1547 года считался царь. Принятие этого титула призвано было возвысить положение государя над другими феодалами, бывшими удельными князьями.

Боярская Дума. В период сословно-представительной монархии значение Боярской Думы стало падать. Московские государи "разбавляли" чисто аристократический состав Думы думными дворянами и дьяками. Сильный удар по боярской думе был нанесен в годы опричнины, когда многие видные представители феодальной аристократии были казнены и из ведения Думы были изъяты земли, отошедшие к опричнине. Наиболее важные вопросы начали ставить теперь на обсуждение земских соборов. Однако Дума была постоянно действующим органом, а соборы созывались по мере надобности. Состав Думы возрастал. При Борисе Годунове в ней числилось 30 человек, а в конце XVII в. уже 167.

Земские соборы. В наиболее острые для страны моменты создавались органы сословного представительства – Земские соборы. Первый Земской собор, как мы отмечали, был созван в 1549 году, последний – в 1653 году. Система выборов, и структура, и деятельность Земского собора были пронизаны сословным началом.

Приказы. В этот период приказы окончательно превратились в постоянные учреждения. В приказный системе сохранились остатки дворцово-вотчинного управления в виде приказов большого дворца, конюшенного, сокольничего и др. Но теперь эти приказы стали общегосударственными учреждениями, осуществлявшими ту или иную функцию не только в пределах княжеского домена, но и в масштабе всего государства. По мере возникновения новых государственных функций создавались новые приказы, расширялась компетенция старых, поэтому число приказов непрерывно возрастало и к середине XVII века достигло пятидесяти.

Приказы представляли собой бюрократические учреждения. И судьи, и подчиненные им дьяки, и подьячие назначались царем и отвечали перед ними Боярской думой (см. схему № 5).


Государственное устройство

и аппарат Киевской Руси IX – XII вв.

Рисунок 3

Российская империя. Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. Юридическое и фактическое полновластие царя отнюдь не означало, что лишь он осуществлял свою деятельность по управлению государством. Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления.

Государственный Совет был учрежден царским манифестом в 1810 году и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года. Инициатором создания этого органа является крупный государственный деятель того времени - М.М. Сперанский. Государственный Совет по манифесту мыслился законосовещательным органом, где бы разрабатывались проекты будущих законодательных актов, которые получали юридическую силу лишь после утверждения императором.

Государственный Совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных; дел гражданских и духовных; государственной экономии; науки, промышленности и торговли. Собирались и общие собрания Государственного Совета. Делопроизводство велось канцелярией, возглавлявшейся государственным секретарем.

Сенат. Роль Сената как органа, руководящего деятельностью центральных учреждений управления, продолжала падать. После реформы местного управления 1775 года, когда генерал-губернаторы и губернаторы получили право непосредственного доклада императору, сузилась компетенция сената и как органа контроля за местным управлением. За Сенатом в основном сохранилось право высшего судебного учреждения страны.

В начале XIX в. и в России на смену коллегиям пришли министерства. В соответствии с царским манифестом "Об учреждении министерств" (1802 г.) было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Два из них не имели предшественников - министерство внутренних дел и народного просвещения.

Совет Министров являлся новым органом, он был создан в 1857-1861 годах. В отличие от комитета министров Совет министров координировал деятельность министерств и ведомств. В него входили министры, главно-управляющие, председатели Государственного совета и Комитета министров, а также близкие к царю сановники. Председательствовал в нем сам император.



Что касается административно-территориального деления России на губернии, уезды и волости, то оно сохранилось без существенных изменений с конца XVIII века. Увеличилось только число губерний и были укрупнены волости (см. схему № 5). Например, органы управления губернии и уезда в России конца XVIII в . были следующими:

В губернии правил губернатор - глава губернского правления, назначен царем. Ему принадлежала вся полнота исполнительной власти, контроль за деятельностью всех учреждений и должностных лиц губернии, практическое осуществление указов и распоряжений правительства, обеспечение «тишины и порядка» в губернии. В этих целях губернатору подчинены все воинские части и команды на территории губернии. Вице-губернатор - помощник губернатора, возглавляет Казенную палату, ведающую всеми финансовыми вопросами (сбором податей, таможенных, кабацких и других сборов, налогов и платежей, их расходованием и т.д.). Епископ - возглавляет Духовную консисторию. Предводитель дворянства - возглавляет губернское дворянское собрание. Приказ общественного призрения - ведает школами, больницами, богадельнями, приютами, смирительными домами и тюрьмами. Подчинен губернатору и предводителю дворянства. Существует за счет штрафов и добровольных пожертвований.

error: Content is protected !!