Внеклассное мероприятие "народ в творчестве художника василия ивановича сурикова". В библиотеке прошла встреча с народным поэтом чеченской республики лечи абдулаевым Суриков название выставки

24.01.2018

К 170-летию со дня рождения Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916) в библиотеке-филиале №9 оформлена выставка-репродукция «Мастер исторической живописи». Знакомство с жизнью художника помогает понять его творчество, становление и развитие его таланта – таланта исторического живописца, сумевшего показать в своих картинах подлинную историю русского народа.
Искусство, которому Суриков отдавался с истиной страстью, стало для него делом всей жизни. Поэтому оно так значительно, огромно.
Огромное значение в творчестве Сурикова играет Сибирь. Сибирской землёй мастер вдохновлялся, черпал в ней образы для своих творений. Сила сибирского характера наполняет знаменитые исторические полотна «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Покорение Сибири Ермаком».
Художник оставил грандиозные полотна, охватывающие целые пласты российской истории, передающие события максимально живо, страстно, реалистично. Суриков не имел учеников, так и оставшись недосягаемым художником для последующих поколений.




Сценарий литературного вечера, посвященного юбилею В.И.Сурикова.

Ведущий. Сибирь… Великая земля! Тайга без конца и без края, полноводный Енисей, чистые и быстрые горные реки, широкие степи и горные перевалы, ковер из цветов летом и белые снега зимой. Можно очень долго перечислять красоты и богатства нашей земли, а все же о чем - то не сказать, что- то упустить. Но вот забывать о великих людях, которые прославили нашу землю, не годится. И одним из них, которым по праву гордятся красноярцы, является наш земляк Василий Иванович Суриков.
Ведущий. Василий Иванович родился в1848 г.12 января по старому стилю, в казачьей семье. «Род мой казачий очень древний.…Со всех сторон я потомственный казак. Итак, мое казачество более чем двухсотлетнее…». Так рассказывал сам Суриков. Он всю жизнь гордился своим казачеством, как дворяне столбовым дворянством. Суриковский род, как со стороны отца, так и со стороны матери являл собой живую историю Сибири.
Ведущий. Почти все ближайшие родственники по мужской линии были казачьими офицерами. «Помню, еще мальчиком как войска идут, сейчас к окну. А внизу все мои сродственники идут командирами: И дед, и дядя Марк Васильевич, и в окно мне грозят рукой. Отец Иван Васильевич не увлекался военной карьерой и находился на гражданской службе. А еще Иван Васильевич очень красиво пел и был одним из лучших певцов в Красноярске.

(показ слайда)
Ведущий. Мать Прасковья Федоровна, считалась женщиной суровой, строго соблюдала обычаи, была потомственной казачкой. «Мать моя из Торгошиных была. А Торгошины были торговыми казаками-извоз держали, чай с китайской границы возили. «Жили там, где сейчас поселок Торгошино. В семье Суриковых было трое детей - старшая дочь Катя, Вася и последний Саша. Почти все дети Суриковых появились на свет в крошечной спальне двухэтажного дома на ул. Благовещенской. И до сих пор этот дом стоит на своем месте, как живая память об ушедшем времени. Но, пожалуй, самое главное, что навсегда осталось для Сурикова самым дорогим, - это люди, сибиряки, близкие и понятные ему. В Сибири никогда не было крепостного права. Кроме того, жизнь в суровых условиях закаляла характеры и воспитывала людей мужественных, свободолюбивых, не терпевших над собой никакого гнета. «В Сибири народ вольный смелый».

(показ слайда)
Ведущий. Да и собственные родственники отвечали его представлению о сильных и красивых людях. Он очень гордился дедом Александром Степановичем и дядей Марком Васильевичем Суриковыми. Дед был полковым атаманом, казаки любили его, а когда он умер, назвали остров на Енисее около Красноярска Атамановским в его честь. Дядя Марк Васильевич, отважный офицер, умер молодым, простудившись на параде в трескучий мороз. Марк Васильевич успел оказать глубокое влияние на племянника: читал ему книги, рассказывал истории. Все родные Василия Ивановича были людьми образованными, много читали, интересовались искусством.
(показ слайда)

Ведущий. Когда Васе исполнилось 8 лет, он поступил учиться в Уездное училище, которое находилось недалеко, тоже на Благовещенской улице, на пересечении с Почтамтским переулком (теперь улица носит имя Сурикова). Учился он успешно, свободное время посвящал рисованию, чтению, играм. Но были и другие жестокие впечатления – публичные казни, уличные бои « стенка на стенку», в которых погибали его друзья, и сам он подвергался смертельной опасности.
Ведущий. Рисовать Суриков начал с самого раннего детства. Его учителями были сибирская природа, резьба поддереву, иконы, иллюстрированные журналы. Первым человеком, открывшим основы изобразительного искусства, был учитель рисования Николай Васильевич Гребнев. Он отдельно занимался с мальчиком, рассказывал об искусстве. Гребнев сразу же распознал талант в своем ученике. Одна из первых акварелей Сурикова была акварель «Плоты на Енисее», а было юному художнику 14 лет. До нас дошла еще одна ранняя работа Сурикова «Синий камень на Енисее».
(показ слайда)
Ведущий. Оторваться глазами не смея,

я гляжу на разлив Енисея.

на таежные эти просторы,

на покрытые дымкою горы,

на Столбов заповедные кручи,

на замшелого Деда и Перья.…

Здесь художник с талантом могучим

убедится, что он подмастерье.

Он Сибирью своей околдован,

красотою ее очарован.
Ведущий. Учитель нацеливал Васю Сурикова после окончания училища на поступление в Петербургскую Академию художеств. Но денег на поездку в семье не было, не было их и на дальнейшее обучение даже в Сибири. Поэтому, закончив с похвальным листом уездное училище, Василий был вынужден пойти работать в губернское управление писцом. И там произошло событие, перевернувшее жизнь Сурикова.

(Либо сценка, либо видео).
Ведущий. В Петербурге, поступив. В Академию Художеств, Суриков вскоре выделился среди ее учеников своим талантом. Результаты не замедлили сказаться: уже в первые годы обучения он получил четыре серебряные медали за свои работы. В 1875 Суриков блестяще закончил Академию и получил высшее звание- классного художника Первой степени. Василий Иванович навсегда остался благодарен Петру Ивановичу Кузнецову за неоценимую помощь. Еще во время учебы он подарил своему меценату и другу картину» Милосердный самарянин», за которую получил Малую золотую медаль. Эта картина и еще «Вид памятника Петру 1» сейчас находится в Красноярске благодаря Кузнецову.
(показ слайда)
Ведущий. В 1878 году Суриков женится на Елизавете Августовне Шаре. Затем они окончательно поселяются в Москве. Здесь у Суриковых рождаются дочери Оля и Лена, которых Василий Иванович очень любил и часто рисовал, особенно старшую, Олю.

В апреле 1888 г. у Суриковых случилось большое горе - умерла жена Василия Ивановича Елизавета Августовна. У нее было больное сердце, она прожила всего 30 лет. Смерть близкого человека стала страшным потрясением для художника, он пишет брату: « Я, брат, с ума схожу,… Жизнь моя надломлена, что будет дальше, и представить себе не могу».
(показ слайда)
Ведущий. Только Сибирь могла спасти его в таком состоянии. Понимая это, художник вместе с дочерьми в начале лета 1889 г. приехал в Красноярск и прожил здесь больше года. Любящий и заботливый брат Александр Иванович взял на себя заботы о племянницах и о Василии Ивановиче. Александру очень хотелось, чтобы после смерти жены Василий не бросил свое « художество». Они гуляли по окрестностям Красноярска, ездили к родным и друзьям. И в душе художника наступил перелом: « Встряхнулся. И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел».- Так вспоминал сам Суриков.
Видео «Природа Красноярска» и аудио « Корабль – барочка».
(слайд) «Взятие снежного городка».
Ведущий. В этом ряду радостной начальной нотой стала картина

« Взятие снежного городка» с ее праздничным ликованием и неукротимым весельем. Здесь изображена традиционная масленичная игра в снежный городок. Была такая традиция в Суриковские времена. На Масленицу устраивали гулянья, катались на санях и покоряли снежные крепости. Почти все персонажи, изображенные на этом полотне - современники Сурикова, его знакомые, родные. В санях, покрытых вышитым покрывалом, сидят две девушки. Одна из них- с толстой косой племянница Василия Ивановича Таня Доможилова. А рядом красивая женщина в меховой шапочке и пуховом платке (в профиль) – Екатерина Александровна, жена известного в Красноярске врача Рачковского. Дальше мы видим в санях брата Александра. Вся картина дышит радостью и весельем. Художник любовно изображает русские лица, пестрые народные костюмы, нарядную сбрую лошади, морозный воздух.
Ведущий. Василий Иванович еще знаменит тем, что писал картины на исторические темы. Одна из них – «Утро стрелецкой казни».

(Показ слайда).
Перед зрителями предстают две силы: стрельцы, которые борются за старую патриархальную Русь и Петр 1, со своими полками, строящий новую Русь по европейскому образцу. На Красной площади – стрельцы, ожидающие смерти, их жены, матери, дети. Толпа волнуется, движется, кажется, что она звучит. Пестрые купола храма Василия Блаженного, узорчатые дуги конской упряжи, разноцветные одежды напоминают о яркой древнерусской культуре. Яростно и непримиримо смотрят друг на друга стрелец с рыжей бородой и молодой царь. На пересечении их взглядов возвышается фигура стрельца, который прощается с народом. Победа на стороне самодержца: трепетным огоньком свечей в руках стрельцом противопоставлен свет наступающего утра, многоликой толпе – уверенный и неподвижный Петр на коне и шеренги солдат. Картина, показанная на выставке передвижников, произвела огромное впечатление. Художник впервые передал сущность целой эпохи, бурной и сложной.
Ведущий. Одним из самых знаменитых исторических полотен Сурикова является картина « Боярыня Морозова».

(Показ слайда)
Здесь изображен пролог к трагическим событиям Петровской эпохи, разыгравшейся еще при отце Петра, царе Алексее Михайловиче.

Феодосия Прокопьевна Морозова была защитницей старообрядничества. В1671 году ее арестовали, лишили состояния, пытали, но она отказалась изменить своей вере и умерла в заточении. Бледное лицо Морозовой со впалыми щеками и фанатичным блеском в глазах прекрасно и страшно одновременно. Во всем облике боярыни. которая левой рукой вцепилась в сани, а правую подняла со сложенным двоеперстием, - и огромная внутренняя сила, и неимоверное напряжение. Как народ встречает неистовую раскольницу? Можно заметить и недоброжелательность и сочувствие: смеется поп. злорадствует купец. Однако в толпе больше тех, кто сочувствует Морозовой – поднимает двоеперстие юродивый, кланяется в желтом платке боярышня, молодая монахиня выглядывает из-за ее спины. нищенка встает на колени. Справа идет сестра Морозовой, а слева бежит мальчишка. Картина очень живая. даже ощущается сырой снег под санями и голубоватая дымка влажного воздуха. Для написания этой картины Суриков использовал образы своих родных. например в типе Морозовой – «Тут тетка моя Авдотья Васильевна»- писал Василий Иванович.

Ведущий. В 90-х Суриков пишет батальные полотна «Покорение Сибири Ермаком» и « Переход Суворова через Альпы».
(показ слайда)
В последнем художник изображает великого полководца, который своим мужеством, отвагой показывает пример солдатам. Уже немолодой Суворов верхом на коне стоит на самом краешке пропасти, а рядом солдаты, зараженные удалью своего полководца, буквально летят вниз со скал. А чуть выше – облака, лежащие на скалах. Картина производит двойственное впечатление- страх высоты и восхищение мужеством русских солдат.

Ведущий. По словам художника Александра Бенуа «Значение Сурикова для русского общества огромно и все еще недостаточно оценено. Лишь очень редкие художники, одаренны почти мистической способностью перенестись в прошлое, разглядеть в тусклых его сумерках минувшую жизнь». Замечательные картины оставил нам Суриков; кроме перечисленных еще: «Меньшиков в Березове», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря», многочисленные рисунки, портреты. (Показ слайдов) Все это вошло в сокровищницу мирового искусства. А еще жив и славен до сих пор Суриковский род. Его знаменитые потомки-внуки, правнуки. Это замечательная детская писательница Наталья Кончаловская - внучка Василия Ивановича. И,конечно, правнуки – режиссер и актер Никита Михалков и режиссер Андрон Кончаловский.(показ слайда)

Ведущий. Наверное, при жизни Василий Иванович не поверил бы, что в Красноярске со временем появится художественное училище, художественный институт и даже Отделение Российской академии художеств с творческими мастерскими, а также улица в Красноярске. Красноярцы свято чтут память своего земляка, сохранили его дом. который стал музеем и в январе ежегодно проводят Суриковские дни.

И будет май. И город зелено

бурлит, обласканный весной.

Лишь дом средь каменных затерянный

притих, истории связной.

Как зачарованный концертом

скворца на утренней заре,

с застывшей кистью и мольбертом

стоит хозяин на дворе.

Он тот же труженик неистовый.

Ему, художнику нельзя

без красок выйти и без кисти,

как на охоту без ружья.

Сейчас в нем вспыхнет вдохновенье--

он передаст весны полет.

И не одно ее движенье от острых глаз не ускользнет.

И на картине чародея,

как с войском некогда Ермак,

предстанет мост над Енисеем -

сибирской удали размах.

Но пусть другой художник завтра

еще смелей дерзает. Пусть!

Всегда талантами богата

была, и есть, и будет Русь!

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • углубить знания о творчестве выдающегося русского художника В.И.Сурикова;
  • совершенствовать навыки работы по картине на историческую тему;
  • воспитывать чувство гордости за свою историю и культуру.

Оборудование:

  • автопортрет В.Сурикова,
  • репродукции картин “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Берёзове”.

При подготовке к мероприятию учащиеся изучают биографию художника, методы работы над картиной, работу экскурсовода. Учащиеся выполняют роли искусствоведов, биографов, экскурсоводов.

Ход мероприятия

I. Слово искусствоведа (учителя).

В год Российской истории мы хотим поговорить о замечательном художнике исторического жанра.

Ему - великому титану, гению русской живописи Василию Ивановичу Сурикову – мы посвящаем наш сегодняшний вечер.

Биография 1 ученица в роли биографа

Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года в городе Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова. Семья принадлежала к старинному казачьему роду. "Предки его пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Род его идет, очевидно, с Дона, где в Верхне-Ягирской и Кундрючинской станицах еще сохранились казаки Суриковы. " Имена Суриковых и Торгошиных (предков художника со стороны матери) упоминаются в списках бунтовщиков, выступивших против сибирского воеводы Дурново в конце XVII века.

Суриков всегда гордился своими предками и своей родиной - Сибирью.

Любимыми развлечениями сибиряков были кулачные бои и охота. С малых лет Суриков ходил с отцом на охоту и прекрасно стрелял, а в юности любил участвовать в кулачных боях.

Огромное влияние на Сурикова оказала его мать Прасковья Федоровна. Она была незаурядным человеком - сильная, смелая, проницательная - "посмотрит на человека и одним словом определит".

В 1856 году Суриков поступил в приходское училище в Красноярске. Там способности мальчика к рисованию были замечены преподавателем Н.В. Гребневым, который стал заниматься с ним отдельно, рассказывал о произведениях классического искусства, водил рисовать с натуры акварельными красками виды Красноярска.

В 1861 году Суриков закончил школу с похвальным листом.

Когда Сурикову было одиннадцать лет, от чахотки умер его отец. Прасковья Федоровна с тремя детьми: Васей, Катей и младшим Сашей - оказалась в трудном материальном положении. Пенсия за отца была маленькой, часть дома приходилось сдавать жильцам. После окончания училища Василий поступил на службу в канцелярию, однако занятий живописью не оставил, напротив, он твердо решил стать художником. К этому времени Суриков уже добился признания в Красноярске: его акварели ценились земляками, он давал уроки в доме губернатора.

Губернатор познакомил Сурикова с золотопромышленником П.И. Кузнецовым, который решил принять участие в судьбе талантливого юноши и предоставил ему стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге.

Суриков блестяще учился в Академии и в 1875 году окончил ее, представив картину “Апостол Павел. Однако золотую медаль он за нее не получил и уехал в Москву, где начал работать над росписями храма Христа Спасителя.

В 1878 году женился. имел двух дочерей: Ольгу и Елену. Его жена Елизавета Августовна Шаре по отцу была француженкой, а по матери приходилась родственницей декабристу Свистунову. Познакомились они еще в Петербурге. И Суриков, и Елизавета Августовна очень любили органную музыку и часто по воскресеньям приходили в костел Святой Екатерины на Невском проспекте слушать хоралы Баха, исполнявшиеся во время мессы. Во время работы над росписями в храме Христа Спасителя Суриков часто наездами бывал в Петербурге, встречался с Елизаветой Августовной, был представлен ее отцу Августу Шаре, который держал небольшое предприятие по торговле бумагой. Суриков мечтал поскорее закончить работу в храме Христа Спасителя, которая не захватила его, стать материально независимым и жениться. Венчание состоялось 25 января 1878 года во Владимирской церкви в Петербурге. Со стороны жениха присутствовали только семья Кузнецовых и Чистяков. Суриков ничего не сообщил родным в Красноярск: он боялся реакции матери на известие, что женится на француженке.

С 1878 по 1888 год Суриков написал три свои самые известные и лучшие картины: Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова.

2 ученица. В роли экскурсовода

Утро стрелецкой казни

На картине – раннее московское утро казни стрельцов после их последнего бунта в 1698 году. Среды толпы, заполнившей Красную площадь, выделяются стрельцы в белых рубахах смертников, с зажжёнными свечами в руках. Последние минуты перед казнью, минуты предельного душевного напряжения. Художник сталкивает в психологическом противоборстве стрельцов и царя. Стрельцы – это Русь уходящая, а царь Пётр I – новая Русь. Центральное место уделено стрельцам и их близким, а царь как бы в стороне не на видном месте.

Особенно выделяется рыжебородый бунтарь, в глазах которого лютая ненависть к царю. Здесь происходит поединок взглядов царя и стрельца. Стрельцы – это сильные люди, мужественные, они не покорились царю до самой смерти. Рядом с ними их родные и близкие. Плач и горе можно увидеть и услышать на этой картине. Но и царь силён, сильны его сподвижники. За его плечами стоят преданные ему преображенцы. Они бережно ведут обессилевшего от пыток стрельца. Народ разорван, разобщён. Пётр I ломает народные судьбы на пути европеизации России.

Художник вкладывает в изображаемое событие общегосударственный, общенародный смысл, поэтому он переносит казнь из Преображенской слободы, где она в действительности происходила, на Красную площадь, на Лобное место (центр государственной жизни Руси). Стрельцов художник пишет на фоне как бы обезглавленного Собора Василия Блаженного. В архитектуре царит порядок. Это оттеняет беспорядочное движение толпы. Чувствуется приближение кровопролития. Много красного цвета в одежде стрельцов. Ещё ярче он загорается в соседстве с белым цветом рубах и жёлтым цветом свечей. Народ – главный герой картины.

Петр I - это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. Рыжебородый стрелец с

ястребиным профилем был написан с могильщика Ваганьковского кладбища Кузьмы, которого нашел Репин. Суриков долго уговаривал недоверчивого упрямого Кузьму позировать. Чернобородого стрельца, сидящего в телеге, Суриков писал со своего дяди Торгошина, девочку с испуганным лицом на переднем плане – со своей дочери Ольги.

3 ученица. В роли экскурсовода

Сразу же после её написания у Сурикова возникает замысел картины “Боярыня Морозова”, но потом, чтобы отдохнуть, начал писать “ Меншикова”.

IV. Работа по картине В.Сурикова “Меншиков в Березове”

Василий Иванович Суриков обращается к подлинному факту истории: сибирской ссылке фаворита Петра I Александра Даниловича Меншикова.

В холодной тёмной избе за чтением Евангелия коротает свои дни когда-то удачливый и всесильный временщик. Его окружают дети: Мария (в прошлом невеста Петра II), сын Александр и младшая дочь Александра. Они отгорожены от мира. Как удалось это показать художнику? Фигуры изображённых людей масштабны по сравнению с низким, тесным пространством избы. Художник объединяет всех членов семьи за стол, за общим, казалось бы, делом. Но если присмотреться внимательнее, то два человека разъединяют этот круг. Отец и старшая дочь Мария смотрят отрешённо куда-то и думают каждый о своём. Они одиноки. Они живут воспоминаниями. У них нет будущего. Меншиков и Мария умрут в Березове. Младшие дети по воле Елизаветы, дочери Петра I , возвратятся в столицу, но судьба их на воле будет несчастной, как и судьбы многих людей послепетровской эпохи.

Трагедия заключается в том, что такой умный, сильный человек вынужден бездельничать, не осуществить свои замыслы. Он большие надежды возлагал на дочь Марию, но его мечтам не суждено было сбыться. В обрисовке этих двух персонажей художник использовал чёрный и серый цвета. Мария сидит в чёрной шубке, которая подчёркивает её хрупкость, бледность её лица. А в глазах – глубокая грусть, печаль.

А вот младшая дочь в цветистом парчовом платье, в нарядной душегрее написана в радостной цветовой гамме. Она золотоволосая. Художник вводит двойное освещение: тёплый свет лампады и холодный свет зимнего дня, льющийся из узкого, покрытого льдом окна.

4 ученица. В роли экскурсовода

В.Суриков много путешествует за границей. Он побывал во Франции, Италии, Испании. Он много рисует акварелью. Его интересует всё: архитектура, природа, люди. Но продолжает думать о “Боярыне Морозовой”.

V. Работа по картине В.Сурикова “Боярыня Морозова”.

В картине “Боярыня Морозова” Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Боярыня Федосия Прокопиевна Морозова, жена боярина Морозова, раскольница,состоявшая в переписке с Аввакумом, оказывавшая ему материальную помощь, вступила в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске.

Исступлённое, иссушенное огнём фанатизма лицо её приковывает внимание зрителя. Глаза горят верой в свою правоту. Рука взметнулась в двуперстном знамении. Рот полуоткрыт. Она, идя на смерть, продолжает убеждать людей в своей вере. Весь её облик полон духовной силы. Её чёрные бархатные одежды разметались, они придают ей значительность. В картине контраст белого и чёрного. На полотне изображён московский люд того времени. Боярыня господствует над толпой. Люди по – разному реагируют на неё.

Сидящий на снегу в жалком рубище юродивый, возможно, из тех, кого она призревала в своём доме, открыто отвечает на призыв боярыни двуперстным знамением.

Полны сострадания и странник со старообрядческим посохом в руках, пожилая горожанка, держащая платок, расшитый жемчугом (жемчуг в народной поэзии – это слёзы). Низко склонилась боярышня в золотом платке и вине- голубой шубке. В боярышне душевная кротость и стойкость. Не случайно художник сопоставляет её с Богоматерью на иконе, видной на стене церкви. Цвет платка и наклон головы соответствуют иконе. Особенно удались Сурикову женские персонажи. Они разные. Но в них раскрыты национальные черты характера русской женщины: доброта, отзывчивость к человеческим страданиям, душевная мягкость и вместе с тем жизненная стойкость, готовность пойти на подвиг. Главное – показать великое множество человеческих чувств и переживаний.

Белый снег. Пасмурное небо. Голубовато –серебристый воздух зимнего дня как бы смягчает пестроту толпы.

Очень долго художник искал образ Морозовой. “Я на картине сперва толпу написал, а её после. И как ни напишу её лицо - толпа бьёт. Ведь сколько времени я его искал. Всё мелко было, терялось в толпе. И вот приехала к нам начётчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с неё написал этюд в садике в два часа. И как вставил её в картину – она всех победила”.

“Боярыня Морозова” - вершина творчества Сурикова. Он вошёл в русское искусство как великий исторический живописец. Его творчество стало школой для многих поколений художников.

5 ученица. В роли искусствоведа

Прожив большую часть жизни в Москве , Суриков считал единственным родным местом на земле - дом в Красноярске . В 1948 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения художника, в его родном доме был открыт мемориально-художественный музей , который в 1983 году получил статус музея-усадьбы В.И. Сурикова .

В создании музея принимали участие дочери В.И. Сурикова - Ольга Васильевна и Елена Васильевна.

Вместе с музеем родилась и его коллекция . Начиналась она с одиннадцати работ - сегодня в коллекции девяносто работ великого художника.

VI. Подведение итогов выступлений экскурсоводов.

Музыкальное произведение – “Нежность” С. Рахманинов.

Я ИСЧЕЗАЮ..." - таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым... А до этого - сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника. Боярыня Морозова , Утро стрелецкой казни , Меньшиков в Березове , Покорение Сибири Ермаком , Переход Суворова через Альпы , Исцеление слепорожденного Иисусом - каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи.

Заключительное слово искусствоведа.

Художник жил в начале XX века, а писал картины о XVII веке, но ни у кого не возникало сомнений, что автор чего-то не знает о прошлом: настолько мастерски он передал события тех лет, людей, дух того времени. Суриков сам жил в переломное время. Назревала революция 1917 года. Это было смутное время. Чтобы разобраться в нём, художник заглянул в прошлое России. Такие картины современны, потому что человек всегда будет соотносить настоящее с прошлым, чтобы извлекать уроки и не повторять ошибок.

Искусство облагораживает человека, делает его умнее, добрее, обогащает духовно. Знакомство с художником – это прикосновение к его душе, к его чувствам, мыслям. Изучая творчество художников, мы познаём историю и культуру своего народа.

24 января 2018 года отмечается 170 лет со дня рождения известного русского живописца Василия Сурикова. Художник известен прежде всего полотнами на исторические темы: «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова».

В день рождения художника в Национальной библиотеке Чеченской Республики им. А.А. Айдамирова состоялся час искусства «Великий художник-воинствующий реалист», посвящённый творчеству Василия Сурикова.

Работники отдела искусства познакомили гостей с интересными фактами из жизни гениального живописца, чей талант вобрал в себя душу и дух русского народа.

Слушателям были представлены репродукции картин разных жанров - исторического, бытового, пейзажного и портретного, выполненных маслом и акварелью. Особое внимание было обращено на воплощение в живописных работах самобытного русского характера.

В программе мероприятия - экскурсия по русским музеям, в которых хранятся полотна художника, а также для была подготовлена книжно-иллюстрированная выставка. Благодаря представленной литературе, читатели могли познакомиться с творческой деятельностью живописца - масштабными историческими картинами и историей их написания.

Василий Суриков - русский живописец, описавший в своих картинах крупные события, происходившие в России в конце XIX и начала XX вв. В своих работах он мастерски передал дух того времени и самобытность русского народа, отразил непростые этапы в истории страны.

В ходе встречи была обсуждена одна из знаменитых картин автора - «Боярыня Морозова», написанная им в 1887 году.

Наряду с историческими полотнами в творческом наследии художника место занимают и небольшие листы, выполненные в утонченной и изысканной технике акварели. Суриков-акварелист знаком немногим, - отметила ведущая - М.Х. Умарова.

Конспект внеклассного мероприятия «Жизнь и творчество русского художника Василия Ивановича Сурикова» (8 кл.)

Вешникова Елена Валерьевна, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края
Время: 1 учебный час
Тема: Жизнь и творчество русского художника Василия Ивановича Сурикова.
Цель: Систематизация знаний учащихся о жизни, творчестве русского художника-передвижника В. И. Сурикова
Задачи:
1.Образовательная: Систематизировать знания старшеклассников о жизни, творчестве русского художника-передвижника В. И. Сурикова.
2. Развивающая: Развивать критическое мышление; выработка коммуникативных, речевых компетенций старшеклассников.
3. Воспитательная: Воспитывать уважение к труду художника, способствовать воспитанию чувства прекрасного, нравственной культуры старшеклассников.
Учебно-наглядный комплекс: ПК, мультимедиа проектор, экран, дидактические карточки, портрет В. И. Сурикова, репродукции картин В. И. Сурикова.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.

Этапы занятия
1.Оргмомент.
2. Изучение и освоение нового материала.
3. Закрепление изученного материала.
4. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход занятия
1.Оргмомент.
Организация внимания учащихся.
Далее учитель загадывает загадку:
-У меня есть карандаш, разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник, потому что я … (художник).
Учащиеся разгадывают загадку, и учитель предлагает учащимся самостоятельно назвать тему и цель занятия.

2. Изучение и освоение нового материала.
Ученик 1. Читает стихотворение Татьяны Лавровой:
-Словно волшебнику радужной сказки
Бог дал Художнику кисти и краски,
Чудо-палитру, мольберт и холстину,
Чтоб сотворил он такую картину,

Где будут горы, восход и закаты,
Сине море и злые пираты,
Желтый песок, белоснежные льдины…
Все, что душе – то на этой картине.

Молча, Художник стоит у мольберта,
Кисти мелькают, как птицы под ветром.
Лучик от солнца и брызги прибоя,
Горсть янтаря, что прибило волною,

Гроздья рябины, как капельки крови,
Зелень травы, хмурость тучи над морем,
Нежность любимой, улыбку ребенка –
Все написал своей кисточкой тонкой.

В это творенье вложил он всю душу,
Сердце свое беспокойное слушал.
Глянул Всевышний, слегка удивился –
На полотне целый мир уместился!

Учитель: Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Мы рады вас приветствовать в этом зале. Наша встреча сегодня посвящена жизни и творчеству талантливого русского художника, нашего земляка Василия Ивановича Сурикова.
Ученик 1.: Василий Иванович Суриков родился 12 (24 по новому стилю) января 1848 г. в городе Красноярске, происходил он из семьи потомственных казаков, пришедших в Сибирь в середине XVI века с отрядами Ермака Тимофеевича (слайды 1-3).
Ученик 2.: Когда Васе Сурикову исполнилось 8 лет, наступило время учебы. Но в Сухом Бузиме, где жила его семья (ныне с. Сухобузимское Красноярского края), школы не было. Было решено отвезти мальчика в Красноярск к Ольге Матвеевне Дурандиной - крёстной матери. Она с радостью приняла ребенка.
Ученик 1.: Весна 1861 г. Василий Суриков с отличными отметками заканчивает школу.
Ученик 3.: Известно, что мать Сурикова – Прасковья Федоровна была умной, но довольно строгой женщиной. Мастерица и рукодельница с удивительным чувством тонкого, прекрасного, выразительного, Прасковья Федоровна сильно влияла на складывающийся характер подрастающего сына.
Между тем в 11 лет Василий Суриков остается без отца (отец Иван Васильевич умер от туберкулеза), и мать Прасковья Федоровна с 3 детьми оказывается в достаточно трудном материальном положении.
После окончания училища молодой Василий Суриков, чтобы поправить материальное положение поступает на службу в канцелярию, но своих занятий рисованием он не оставляет, т. к. уже тогда твердо решил, что станет художником (слайды 4-5).
Ученик 1.: 22-летним молодым человеком в 1870 г. Василий Суриков поступил в Академию художеств. Заканчивая в 1875 г. Академию художеств и участвуя в академическом конкурсе на золотую медаль, художник Суриков рассчитывал на право поездки в Европу для дальнейшего продолжения образования. Между тем Совет Академии не присудил в этот год золотых медалей никому.
Итогом учебы в Академии стала картина «Апостол Петр объясняет догматы веры».
В 1875 г. Суриков становится «вольным» художником. Для дальнейшей работы весной 1877 г. он переезжает в Москву, и отныне его жизнь будет связана с российской столицей (слайды 6-8).
Ученик 3.: 25 января 1878 г. Василий Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре. У них родились 2 дочери: Ольга и Елена (слайд 10).
Учитель: В 1881 году талантливый художник Василий Иванович Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. В творческом отношении жизнь художника сложилась счастливо.
Тотальный Мир
под диктатурой чувств.
Но в том и суть,
что здесь о разном плачут.

Святое назначение Искусств –

Подбрасывать философам задачи.
(В. Мальчевский)
Ребята, как вы считаете, в чем причина того, что искусство живописца Сурикова всегда было свободно и подчинено только собственным творческим изысканиям и интересам? (учащиеся отвечают на вопрос учителя).
Ученик 1.: Картина «Утро стрелецкой казни» написана художником в 1881 г. Она посвящена казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. На полотне изображена Красная площадь, заполненная народом. Справа верхом на коне предстает сам царь Петр I с группой сподвижников.
Художник обратился к тем событиям эпохи царя Петра Алексеевича, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а приговоренные стрельцы были казнены.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему автор произведения «Утро стрелецкой казни» Василий Суриков не стремится шокировать зрителя изображением самой казни стрельцов, а сосредоточивает внимание зрителя на душевном состоянии приговорённых? (учащиеся выдвигают свои версии).
Ученик 2.: Холст В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящен расколу русской православной церкви в середине XVII века. Против церковных реформ патриарха Никона, начатых в 1655 г., выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, урожденная Соковнина. Эта знатная, сильная женщина выступила ярой сторонницей древнего благочестия и противницей различных нововведений. В 1673 г. боярыня Ф. Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и умерла в 1675 г. Картина «Боярыня Морозова» экспонировалась на Передвижной выставке 1887 года (слайд 13).
Ученик 1.: После завершения полотна «Боярыня Морозова» Василий Иванович Суриков создаёт ещё 4 ярких талантливых произведения – «Взятие снежного городка» (1891), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), а также полотно «Степан Разин» (1907), замысел которого появился у Сурикова ещё в 1887 году. Стоит заметить, что из названных произведений художника полотно «Взятие снежного городка» стоит как будто бы особняком. На нем мы видим людей, играющих в сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде. Известно, что в эту игру люди играли в Прощеное воскресенье - последний день Масленицы. В это время они из снега и льда строили городок с зубчатыми стенами… Позади ворот стоял стол с «угощеньями» – тоже снежный. Играющие люди делились на «защитников» и «всадников». Победителя угощали вином, а того, кто проиграл, купали в снегу.
Написан холст был в Сибири, куда Суриков уехал после смерти жены, намереваясь остаться там навсегда.
Ученик 2.: После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках», Василий Иванович Суриков в 1912 г. пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (демонстрация репродукции). Прототипами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская (слайд 16).
Ученик 1.: В 1915 г. В. И. Суриков уезжает на лечение в Крым. Прожив 68 лет, Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 г. от хронической ишемической болезни сердца.
В честь художника Василия Ивановича Сурикова назван кратер на Меркурии (слайд 17-18).
Учитель (отрывок из произведения М. Бромлей):
-Ромашку сделал белой,
Гвоздику сделал красной.
Но ты такое сделай,
Что нам еще не ясно.
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета вечер,
Какого цвета ветер.
Ответь, какого цвета
Земля моя, земля моя, планета.
А теперь я предлагаю вам блиц-опрос. Готовы? Начинаем.
3. Закрепление изученного материала.
А) Блиц-опрос.
1. К какому сословию принадлежал В. И. Суриков по материнской линии? (торгашинские казаки).
2. На какой картине В. И. Сурикова изображена его жена? («Меньшиков в Берёзове»).
3. В каком музее России есть зал, посвящённый картинам В. И. Сурикова? (в Русском музее).
4. Что, по мнению художников, маслом не испортишь? (картину) .
5. Какая из картин не принадлежит перу В. И. Сурикова:
А) «Утро стрелецкой казни»
Б) «Боярыня Морозова»
Г) «Алёнушка» («Алёнушка», В. И. Васнецов) 6. Лучше всех у нашей Зинки
Акварельные… (краски) .
7. Галерея - это название художественных музеев или экспозиция? (название музеев) .
8. Экспозиция – это размещение экспонатов в определенной системе или вид музея? (размещение экспонатов.)

Б) Работа по карточкам.

Задание группе № 1
1) «Знаете ли вы»:
1. Какая картина В.И. Сурикова посвящена началу эпохи Петра I? («Утро Стрелецкой казни»).
2. Оригинал какой картины В. И. Сурикова хранится в Красноярском государственном художественном музее? («Милосердный самарянин»).
3. Какую знаменитую картину В. И. Суриков написал в Красноярске? («Взятие снежного городка»).
4. Нарисую панораму.
«Натяну» ее на раму,
И матерчат, плотен, толст.
Для картины нужен... (холст).
5. Назовите 3 цвета, которые называют теплыми (красный, оранжевый, желтый) .
6. Как называется изображение художника на бумаге, выполненное им самим? (автопортрет ).
7. Начало – голос птицы.
Конец – на дне пруда.
А целое – в музее
Найдите без труда (картина) .
2) «Подумайте»:
- Представьте себе, что вам сегодня удалось встретиться и пообщаться с В. И. Суриковым, какие 3 вопроса вы бы ему задали при встрече? - 1 мин.

Пока группа № 1 готовится - вопросы болельщикам группы № 1:
1. Ткань на языке живописца - это... что? (холст, полотно) .
2. Мы отличные художницы.
В краски мы макаем… (кисти) .
3. Какая из картин не принадлежит перу В. И. Сурикова?
А) «Утро стрелецкой казни»
Б) «Апостол Петр объясняет догматы веры»
В) «Посещение царевной женского монастыря».
Г) «Девятый вал» («Девятый вал», И. К. Айвазовский) .
4. Как называется предварительный набросок картины, рисунка? (эскиз) .
5. Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
(карандаш) .
6. В каком жанре изобразительного искусства прославился В. И. Суриков:
А) пейзаж Б) анималистика
В) натюрморт В) исторический жанр (исторический жанр) .
7. Долговязый Тимошка бежит по дорожке (карандаш) .

Задание группе № 2
1) «Знаете ли вы?»
1. Какую картину «помогла» В. И.Сурикову написать ворона на снегу? («Боярыня Морозова»).
2. Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет
И большущий пароход!
(карандаш) .
3. Профессиональный позёр художника – … это кто? (натурщик) .
4. Кто пишет слово «тушь» с мягким знаком: художники или музыканты?
(Художники. В этом случае это слово обозначает чёрную краску, служащую для рисования, черчения. А без мягкого знака слово «туш» – небольшая музыкальная пьеса фанфарного склада, которая исполняется в качестве торжественного приветствия).
5. Нарисую для ребят
Вазу, фрукты, шоколад,
А еще букет и торт.
Это будет... (натюрморт) .
6. Назовите имя, отчество жены В. И. Сурикова (Елизавета Августовна) .
7. Каким словом называют и плохого художника, и плохого футболиста?
(мазила)
2) «Подумайте»:
-В свое время немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете писал:
-Увы, земной недолог путь,
И все ж во власти человека –
Творя великое, шагнуть
За рамки собственного века.
Можно ли данные строки отнести к жизни и творчеству В. И. Сурикова? Почему? – 1 мин.

Пока группа № 2 готовится - вопросы болельщикам группы № 2:
1. Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры,
А чтобы краски разводить,
Художникам нужны… (палитры) .
2. Брата я изображу, хоть ему 5 лет.
С акварелью я дружу, делаю... (портрет) .
3. Вы цветным карандашом все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом очень пригодится... (ластик) .
4. Долговязый Тимошка бежит по дорожке (карандаш) .
5. Какая из этих картин не принадлежит перу В. И. Сурикова?
А) «Не ждали» («Не ждали», И. Е. Репин)
В) «Покорение Ермаком Сибири»
Г) «Меньшиков в Березове».
6. Что художник «вгоняет в краску»? (кисть) .
7. Какая из этих картин не принадлежит перу В. И. Сурикова?
А) «Девятый вал» («Девятый вал», И. А. Айвазовский)
Б) «Переход Суворова через Альпы»
В) «Покорение Ермаком Сибири»
Г) «Взятие снежного городка».

4. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Поэт Николай Заболоцкий в одном из своих стихотворений писал:
- Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Эти слова можно отнести не только поэтам, литераторам, но и всем, кому небезразлична судьба и творчество великих русских живописцев, таких, каким был Василий Иванович Суриков.

Литература
1. Ромашкова Е. И. С новым учебным годом! М.: ТЦ Сфера, 2002.

error: Content is protected !!