Творческие работы по литературе. Портрет как средство создания образа в художественной литературе

1. Портрет - картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого-нибудь человека.

2. Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна - от лат. persona - «личность; особа») - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет). Портрет в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. В изобразительном искусстве портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет - это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

3. Особенности:

– Копирование – портрет напоминает оригинал только внешне («буквальное» изображение);

– Образ – для портрета используется лицо реального человека, а его образ создает сам художник (человек в образе древнеримского полководца, царя);

– Хороший портрет не только показывает внешность, но и внутренний мир, должен иметь эмоциональную схожесть с моделью (т. е. при присутствии портрета ощущается присутствие самого человека), для этого художник может отступить от немного от внешней схожести;

– «Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Художник вживается в облик модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора. В результате возникает новое единство, подобное тому, которое возникает между актёром и его ролью. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая»

Автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Николай Евреинов отмечает, что у малокультурных народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение; но на самом деле пленённой оказывается душа портретиста в миговом, минутном или часовом её переживании. Благодаря этому «рука» портретиста легко узнается в его работах.

4. Литературный портрет а) Портрет как характеристика героя:

– Внутренний мир. Показывается с помощью диалогов и монологов, внутренних диалогов, поведения, поступков, мыслей, описания снов (внутреннее состояние героя. Напр. Евгений Базаров (И. Тургенев «Отцы и дети»), Илья Обломов (Гончаров «Обломов»))

– Внешность. Используется описание героя, показывая его внешность (художественный портрет).

б) Портрет как деталь художественного произведения:

– Деталь интерьера (украшение помещения);

– «Герой» произведения (имеет важную роль в произведении: «Портрет» Гоголя оказывает сильное влияние на людей, сводит из с ума; «Портрет Дориана Грэя» Уальда влюбляет главного героя в самого себя, является вместилищем его души; в «Фаусте» Тургенева есть говорящий портрет старухи Ельцовой; в «Идиоте» Достоевского фотографический портрет Настасьи Филипповны, обладающий огромной силой воздействия).

5. Выводы о роли портрета в литературе:

– Раскрывает характер героя (портрет ростовщика - Гоголь «Портрет»);

– Изменяет мировоззрение, внутреннее состояние героя (рассказ «Мать» Вересаева).

Роль портрета в литературе

Для того чтобы выяснить роль портрета в произведениях, рассмотрим, что такое портрет и его роль в изобразительном искусстве.

Портрет - картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого-нибудь человека. Портрет во всех жанрах изобразительного искусства: живописи, графики, гравюры, скульптуры и т. д. В изобразительном искусстве портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека».

Портрет может изображать человека буквально, копируя каждую деталь внешности человека, а также художник может создать какой-нибудь образ, например, изобразить модель в образе древнеримского полководца или царя.

Особенностью хорошего портрета является то, что он показывает не только внешность человека, но и внутренний мир, имеет эмоциональную схожесть с моделью (т. е. при присутствии портрета ощущается присутствие самого человека), для этого художник может отступить от немного от внешней схожести.

Еще одна особенность любого портрета – это влияние личности художника на портрет. «Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Художник вживается в облик модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора. В результате возникает новое единство, подобное тому, которое возникает между актёром и его ролью. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит, как если бы она в действительности была живая».

Автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Николай Евреинов отмечает, что у малокультурных народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение; но на самом деле пленённой оказывается душа портретиста в миговом, минутном или часовом её переживании. Благодаря этому «рука» портретиста легко узнается в его работах. Альфонс Доде, глядя на это с другой стороны, остроумно обобщает: «художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет». Именно поэтому портреты, выполненные с одного и того же человека разными художниками могут совершенно различаться по передаче внутреннего мира. Можно привести в пример портреты Амбруаза Воллара, нарисованные разными художниками в разные периоды развития живописи. Так, например (к аспекту о намеренном искажении внешности модели художником и отказа от определённых деталей), известна история с портретом Амбруаза Воллара кисти Пикассо. Воллару портрет не понравился, и картину продали Щукину в Москву. Тем не менее, несмотря на то, что картина выполнена в кубизме, считается, что Пикассо изобразил Воллара более удачно и проницательно, чем его коллеги, писавшие Воллара реалистично.

С развитием технологии и появлении фотоаппаратов исчезла необходимость в рисованных портретах, но некоторые люди предпочитают портрет обычной фотографии. Так почему они готовы позировать несколько часов художнику, чтобы получить рисованный портрет, если можно сделать фотопортрет за несколько секунд?

Я провела опрос, чтобы выяснить, чем же отличается рисованный портрет от постановочной фотографии. 32% опрошенных людей считает, что портрет является более живым и естественным, чем фотография, через портрет можно передать внутренний мир модели. Фотография же является просто копией человека, не передающая никаких эмоций и чувств, застывшая картинка, «секундный кадр».

30% высказывают точку зрения, что портрет – это видение художника, как он видит модель. 38% опрошенных отдают свое предпочтение фотографии, считая, что фотографический портрет более точен и реалистичен.

Рассмотрим сравнения некоторых выдающихся людей. Юрий Лотман пишет: «Бытовое представление склонно отождествлять функцию портрета и фотографии: предметами обоих является отражение человеческого лица, причем отражение это в основе своей механическое Портрет представляется наиболее „естественным“ и не нуждающимся в теоретическом обосновании жанром живописи. Кажется, что если мы скажем нечто вроде: портрет - живопись, которая выполняла функцию фотографии тогда, когда фотография еще не была изобретена, то мы исчерпаем основные вопросы, невольно возникающие у нас, когда мы начинаем размышлять об этом жанре живописи. Слова о „загадочности“ и „непонятности“ функции портрета в культуре кажутся надуманными. Между тем, не убоявшись возражений этого рода, осмелимся утверждать, что портрет вполне подтверждает общую истину: чем понятней, тем непонятней У фотографии нет прошлого и будущего, она всегда в настоящем времени. Время портрета - динамично, его „настоящее“ всегда полно памяти о предшествующем и предсказанием будущего Портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения и мистического отражения реальности». Портретист XVIII века Латур в одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности, умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от колебания мыслей, от чувств души; а ведь каждое изменение создает новый портрет, не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в соответствии с движением солнца и времени». Таким образом, можно сформулировать, что портрет, в отличие от фотокарточки, является «сделанным» произведением искусства, на которое потрачено много времени и умственных усилий автора, благодаря чему по качеству и глубине передачи он будет намного более сложной и многоуровневой работой, гораздо лучше передающей личность.

Перейдем к рассмотрению роли портрета в жизни человека. В древности портреты были связаны с магией: похожее изображение человека являлось заместителем данного человека. В Римской империи портреты императора были обязательным атрибутом судебных процедур, обозначая присутствие собственно правителя на заседании. В домах хранились посмертные маски, снятые с предков, и эти портретные скульптуры обеспечивали покровительство роду. Другие общества также использовали портрет как мемориальное средство (в Древнем Египте, в Японии, в Океании).

Во многих обществах портреты расцениваются, как важный способ обозначить власть и богатство. Во времена Средневековья и Ренессанса портреты дарителей часто включались в произведение искусства, подтверждая патронаж, власть и достоинство донатора, как бы подчеркивая, кто именно заплатил за создание данного витража, алтарного образа или фрески. В предшествующий период - Византия и Тёмные Века - главной чертой портрета являлось не сходство, а идеализированный образ, символ того, кем являлась модель (см. портреты императоров Константина и Феодосия II). В политике портрет главы государства часто используется как символ собственно государства.

Существовали и другие аспекты: «Портреты украшали зальцы помещичьих усадеб, принадлежавших барам, иногда далёким от всякой духовной жизни, но из-за моды или спеси считавшим необходимым иметь у себя „персоны“ свои и своих предков, и не замечавшим при этом комического или даже сатирического эффекта, производимого их напыщенными и корявыми физиономиями.

Рассмотрим портрет в литературе. Без литературного портрета нельзя представить себе ни одно литературное произведение. Во-первых, самая важная роль портрета – это описание героя. Литературный портрет целостно складывается только под конец произведения: это не только описание внешности человека, но и внутренний мир, который раскрывается читателю через диалоги и монологи, внутренние монологи, поведение, поступки, мысли, а также сны героя (например, «Обломов» Гончарова – сон Обломова, «Отцы и дети» Тургенева – сон Базарова, «Преступление и наказание» Достоевского – сны Раскольникова).

Портрет в литературе может быть и деталью интерьера, которая тоже может как-то характеризовать героя, добавлять описание в его литературный портрет.

Также портрет сам может являться «героем» произведения, т. е. иметь важную роль в произведении. Например, «Портрет» Гоголя, где портрет ростовщика оказывает сильное влияние на людей, сводит их с ума; «Портрет Дориана Грэя» Уальда, где портрет влюбляет главного героя в самого себя, является вместилищем его души; в «Фаусте» Тургенева есть говорящий портрет старухи Ельцовой; в «Идиоте» Достоевского фотографический портрет Настасьи Филипповны, обладающий огромной силой воздействия.

Когда автор использует портрет как «героя» произведения, то он показывает какую-нибудь функцию портрета. Во-первых, это отражение внутреннего мира героя, так как хороший портрет, как говорилось ранее, показывает внутренний мир героя. В пример можно привести «Портрет» Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» Уальда, где очень реалистичные портреты героев очень хорошо отражают их внутренний мир, являются как бы вместилищем их душ.

Во-вторых, это влияние самого портрета на внутренний мир человека. Например, это хорошо видно в рассказе Вересаева «Мать», в котором описывается изменение внутреннего мира главного героя и его мировоззрения после того, как он увидел замечательный портрет Рафаэля «Сикстинскую Мадонну».

В-третьих, это влияние портрета на жизнь человека. Например, «Портрет Дориана Грэя» Оскара Уальда. Портрет, нарисованный Бэзилом Холлуордом, влюбил Дориана Грэя в самого себя, в свою красоту, изменив его жизнь. «Портрет» Николая Гоголя. Портрет ростовщика изменил жизнь художника, нарисовавшего его. Он ушел в монастырь, долго не рисовал картины. Портрет также сводил с ума людей, владеющих им. Художник Чартков был очень талантлив, но из-за влияния портрета ростовщика изменил искусству и стал рисовать ради денег.

Рассказ Вересаева «Состязание» доказывает, что внутренний мир человека передается через хороший портрет, который влияет на людей лучше, чем портрет красивой девушки, пустой внутри. Это вечный вопрос о красоте человека, который задавал и Заболоцкий в своем стихотворении «Некрасивая девочка»:

что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Портрет божественно-прекрасной девы поразил тех, кто его увидел. Картина слепила взгляд, и когда отрывались от картины и смотрели по сторонам, то все казалось темным, тусклым, смутным. Видя такую божественную красоту, каждый смотрел на свою возлюбленную и находил ее безобразной, а себя – несчастным.

Портрет обычной девушки Зорьки понравился людям больше, хотя она не была красавицей, но внутри она была прекрасна, и эта красота затмевала некоторое безобразие во внешности Зорьки. Свет, исходящий от картины был мягкий, радостный, греющий. Картина заставляла вспоминать самые лучшие моменты жизни, и каждая девушка светилась тем же светом, что сиял в Зорьке.

Таким образом, я выяснила, что портрет играет важную роль в литературе. Во-первых, он нужен, чтобы лучше понять героя произведения, представить его себе таким, каким представлял его автор (литературный портрет). Когда автор использует портрет в роли «героя» произведения, он использует функции портрета в обычной жизни, приближая произведение к реальности, что не только помогает лучше понять и осмыслить произведение, но и задуматься над вопросами о настоящем искусстве и настоящей красоте, переданной через портрет.

Отберите из представленных произведений только те пять, которые подходят под жанровое определение «поэма». Выпишите их номера, укажите авторов.

  1. «Борис Годунов»
  2. «Домик в Коломне»
  3. «Ромео и Джульетта»
  4. «Вольга и Микула Селянинович»
  5. «Снежная королева»
  6. «Василий Тёркин»
  7. «Светлана»
  8. «Песня… про купца Калашникова»
  9. «Майская ночь, или Утопленница»
  10. «Левша»
  11. «Перчатка»
  12. «Медный всадник»
  13. «Моцарт и Сальери»
  14. «Уроки французского»
  15. «Мороз, Красный нос»

Ответ

Поэмы : № 2, 6, 8, 12, 15.

  • «Домик в Коломне» (А.С. Пушкин)
  • «Василий Тёркин» (А.Т. Твардовский)
  • «Медный всадник» (А.С. Пушкин)
  • «Песня… про купца Калашникова» (М.Ю. Лермонтов)
  • «Мороз, Красный нос» (Н.А. Некрасов)

Критерии оценивания

За верно определённые номера – по 0,5 балла (всего 2,5 балла ).

Если произведение не отнесено или неверно отнесено к жанру поэмы, но автор указан верно – 0,5 балла за позицию.

Остальные произведения :

  • «Борис Годунов» (А.С. Пушкин)
  • «Ромео и Джульетта» (В. Шекспир)
  • «Вольга и Микула Селянинович» (народная былина)
  • «Снежная королева» (Г.Х. Андерсен)
  • «Светлана» (В.А. Жуковский)
  • «Моцарт и Сальери» (А.С. Пушкин)
  • «Майская ночь, или Утопленница» (Н.В. Гоголь)
  • «Левша» (Н.С. Лесков)
  • «Перчатка» (Ф. Шиллер, перевод В.А. Жуковского/М.Ю. Лермонтова)
  • «Уроки французского» (В.Г. Распутин)

Задание 2. «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ»

Перед Вами фрагмент художественного произведения, содержащий описание некоего места. Представьте себе людей, населяющих хату. Напишите очерк об обитателях этого места. Опирайтесь на художественные детали в предложенном фрагменте. Дайте героям имена, опишите их внешность и характер. Пишите грамотно, связно, свободно. Рекомендуемый объём – 150–200 слов. Подражать стилю автора не обязательно.

Наконец я перебрался через это болото, взобрался на маленький пригорок и теперь мог хорошо рассмотреть хату. Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Она не касалась полом земли, а была построена на сваях, вероятно, ввиду половодья, затопляющего весною весь Ириновский лес. Но одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид. В окнах недоставало нескольких стёкол; их заменили какие-то грязные ветошки, выпиравшиеся горбом наружу. Я нажал на клямку и отворил дверь. В хате было очень темно, а у меня, после того как я долго глядел на снег, ходили перед глазами фиолетовые круги; поэтому я долго не мог разобрать, есть ли кто-нибудь в хате.

(А.И. Куприн . «Олеся»)

От школьников не требуется узнавать данные фрагменты и восстанавливать имена героев. Важно, чтобы они могли описать возможных персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека.

Задание 3. «РАБОТА С ТЕКСТОМ»

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 250–300 слов.

Владимир Осипович Богомолов (1924–2003)

КРУГОМ ЛЮДИ

Она дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову. Одета бедно, в порыжелое кургузое пальтишко и тёплые не по сезону коты; на голове – серый обтёрханный платок. Неожиданно подхватывается: «Это ещё не Рамень?» – садится и, увидев, что за окном – дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает:

– Вот враг!.. Ну надо же!

– Грибной дождик – чем он вам помешал?

Она смотрит недоумённо и, сообразив, что перед ней – горожане, поясняет:

– Для хлебов он теперь не нужон. Совсем не нужон. – И с мягкой укоризной, весело:

– Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..

Невысокая, загорелая, морщинистая. Старенькая-старенькая – лет восьмидесяти, но ещё довольно живая. И руки заскорузлые, крепкие. Во рту спереди торчат два жёлтых зуба, тонкие и длинные.

Поправляет платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.

Сама из-под Иркутска. Сын погиб, а дочь умерла, и родных – никого.

Ездила в Москву насчет «пензии», причём, как выясняется, и туда и обратно – без билета.

И ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка…

– Как же так, без билета? И не ссадили?.. – удивляются вокруг. – А контроль?.. Контроль-то был?

– Два раза приходил. А что контроль?.. – слабо улыбается она. – Контроль тоже ведь люди. Кругом люди!.. – убеждённо и радостно сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет: – Я ведь не так, я по делу…

В этом её «Кругом люди!» столько веры в человека и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее…

Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться – уму непостижимо. Но ей верят.

Есть в ней что-то очень хорошее, душевное, мудрое; лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, и столь чистосердечна – вся наружу, – ей просто нельзя не верить.

Кто-то из пассажиров угостил её пирожком, она взяла, с достоинством поблагодарив, и охотно сосёт и жамкает, легонько жамкает своими двумя зубами.

Меж тем за окном после дождя проглянуло солнышко и сверкает ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.

И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:

– Батюшки, красота-то какая!.. Нет, вы поглядите…

  1. С помощью каких средств создан портрет героини?
  2. Что можно сказать о внутреннем мире героини? В каких словах он отражён?
  3. Каково авторское отношение к героине?
  4. Можете ли Вы объяснить название рассказа?

Критерии оценивания

Баллы

Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 15
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 10
Обращение к тексту для доказательств. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 5
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 5
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 5
Максимальный балл 40

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.

1. Портрет - изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера. В литературе существует два вида портрета - развернутый и разорванный. Первый -обстоятельное описание внешности героя (Гоголь. Тургенев, Гончаров и др.), второй - по ходу развития характера выделяются характерные детали портрета (Л. Толстой и др.). Л. Толстой категорически возражал против детального описания, считая его статичным и незапоминаюшимся. Между тем творческая практика подтверждает эффективность и такой формы портретирования. Иногда представление о внешнем облике героя создается без портретных зарисовок, а с помощью глубокого раскрытия внутреннего мира героя, когда читатель как бы дорисовывает его сам. "Гак, в романс Пушкина «Евгений Онегин» ничего не говорится о цвете глаз или полос Онегина и Татьяны, но читатель представляет их как живых.

2. Поступки . Как и в жизни, характер героя раскрывается прежде всего в том, что он делает, в поступках. Сюжет произведения представляет собой цепь событий, в которых раскрываются характеры героев. О человеке судят не потому, что он говорит о себе, а по его поведению.

3. Индивидуализация речи . Это также одно из важнейших средств раскрытия характера героя, так как в речи человек полностью раскрывает себя. В древности бытовал такой афоризм: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Речь дает представление о социальном статусе героя, о его характере, образованности, профессии, темпераменте и многом другом. Талант писателя-прозаика определяется умением раскрыть героя через его речь. Искусством индивидуализации речи персонажей отличаются все русские писатели-классики.

4. Биография героя . В художественном произведении жизнь героя изображается, как правило, на протяжении определенною периода. Дня того, чтобы раскрыть истоки тех или иных черт характера, писатель нередко приводи) биографические сведения, относящиеся к его прошлому. Так, в романе И.Гончарова «Обломов» есть глава «Сон Обломова», в которой рассказывается о детстве героя, и читателю становится ясным, почему Илья Ильич вырос ленивым и совершенно неприспособленным к жизни. Важные для понимания характера Чичикова биографические сведения приводит Н. Гоголь в романе «Мертвые души».

5. Авторская характеристика . Автор произведения выступает в качестве всезнающего комментатора. Он комментирует не только события, но и то, что происходит в душевном мире героев. Этим средством не может воспользоваться автор драматического произведения, поскольку его прямое присутствие не соответствует особенностям драматургии (частично выполняют его ремарки).


6. Характеристика героя другими действующими лицами . Это средство широко используется писателями.

7. Мировоззрение героя . У каждого человека есть свой взгляд на мир, свое отношение к жизни и людям, поэтому писатель для полноты характеристики героя освещает его мировоззрение. Характерный пример -Базаров в романе И.Тургенева «Отцы и дети», выражающий свои нигилистические взгляды.

8. Привычки, манеры . У каждого человека есть свои привычки и манеры, которые проливают свет на его личностные качества. Привычка учителя Беликова из рассказа А.Чехова «Человек в футляре» в любую погоду носить зонт и галоши, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло», характеризует его как заскорузлого консерватора.

9. Отношение героя к природе . По тому, как человек относится к природе, к «братьям нашим меньшим» животным, можно судить о его характере, о его гуманистической сущности. Для Базарова природа- «не храм, а мастерская, а человек в пей работник». Иное отношение к природе у крестьянина Калиныча («Хорь и Калиныч» И.Тургенева).

10. Вещная характеристика . Пещи, окружающие человека, дают представление о его материальном достатке, профессии, эстетическом вкусе и многом другом. Поэтому писатели широко пользуются этим средством, придавая важное значение так называемым художественным деталям. Так, в гостиной помещика Манилова («Мертвые души» Н.Гоголя), мебель стоит несколько лет нераспакованной, а на столе лежит книга, раскрытая столько же лет на 14-ой странице.

11.Средства психологического анализа : сны, письма, дневники, раскрывающие внутренний мир героя. Сон Татьяны, письма Татьяны и Онегина в романе A.С.Пушкина «Евгений Онегин» помогают читателю понять внутреннее состояние героев.

12. Значащая (творящая) фамилия . Нередко для характеристики героев писатели используют фамилии или имена, которые соответствуют сущности их характеров. Большими мастерами создания таких фамилий были в русской литературе Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, А. Чехов. Многие из этих фамилий стали нарицательными: Держиморда, Пришибеев, Дерунов и др.

  1. И.С.Тургенев: жизнь и творчество. «Муму»- из истории создания. Историко-культурная основа произведения.
  2. Герасим и Татьяна: история их взаимоотношений. Духовные качества Герасима.
  3. Герасим и Муму: счастье героя.
  4. Немой протест Герасима. Символ немоты крепостных крестьян.

Урок 2.

Тема: Герасим: характеристика героя. Средства создания образа. Портрет, описание помещения как средства характеристики персонажа.

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 4 частях, часть 2. Авторы-составители В.Я.Коровина и др. М., Просвещение, ОАО Московские учебники, 2006.

Цели: добиться понимания учащимися роли портрета, описания помещения в художественном произведении; научить анализировать текст, обращая внимание на роль таких художественно-изобразительных средств, как гипербола, сравнение, уменьшительно-ласкательные суффиксы; воспитывать эстетическое отношение к слову, формировать интерес к нему как к средству создания образа в литературном произведении; воспитывать интерес к изобразтительному искусству через портретные изображения персонажей рассказа.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (иллюстрирование), репродуктивный (анализ текста, подбор синонимов, объяснение лексических значений), работа с учебником (текстом) как самостоятельная и общеклассная.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Работа по теме урока.
  • Вы начали читать рассказ. Каковы Ваши впечатления? Хочется ли дочитать до конца? Почему?
  • Чем понравилось начало произведения? С какими трудностями при чтении столкнулись?
  • Где происходит действие рассказа? С какими героями знакомимся? Что узнаём о них?
  • Комментированное чтение 1 абзаца (стр. 43). Объясните значения слов «скупая и скучающая старость»? В прямом или переносном смысле употребляет Тургенев эти слова по отношению к барыне? Почему её жизнь была таковой? Как вы поняли эти слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? Какие слова употреблены здесь в переносном значении? Когда человек говорит о себе или других, что день нерадостный, ненастный? Почему такие дни проживала барыня? (Старость барыни проходила одиноко, дети покинули её: «сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж..») А как вы думаете, почему дети не были частыми гостями в доме матери?
  • Каким предстаёт Герасим на страницах рассказа? Опишите его. На какие внешние черты героя вы обратили внимание? Чем они привлекли вас? Какие качества Герасима показались самыми важными?
  • Комментированное чтение (стр. 43-44) Подберите синонимы к слову «челядь» (слуги, дворня, крепостные) Чем выделялся Герасим среди неё? Какие ассоциации у вас рождаются при слове «богатырь»? На какие богатырские качества героя указывает сам Тургенев? Прочитайте («двенадцать вершков роста», «работал за четверых», «налегая огромными ладонями на соху», «сокрушительно действовал косой», «продолговатые и твёрдые мышцы его плечей», «безостановочно молотил трёхаршинным цепом») Объясните выражение «неистомная работа». Каким качеством должен обладать человек, который может работать так, без устали? (трудолюбие) Какое сравнение использует Тургенев, описывая Герасима? («как рычаг опускались и поднимались..мышцы его плечей») Подумаем, почему именно такое сравнение выбирает автор? (рычаг-тот инструмент, что заставляет работать механизм слаженно, чётко, так и Герасим «научил» свой организм этому)
  • Давайте подумаем, почему Тургенев, говоря о первом помощнике крестьянина на пахоте- лошади, употребляет слово «лошадёнка»? Какой оттенок приобретает слово и за счёт чего? (роль уменьшительно-ласкательного суффикса, контраст: огромный Герасим и маленькая лошадь.)
  • Есть ли оценка героя самим автором? Ответ подтвердите цитатами. («был…самым замечательным лицом», «славный он был мужик…»)По отношению к каким качествам героя автор высказывает это своё отношение: к внешним или внутренним его характеристикам?
  • Комментированное чтение (стр. 44-45) Как попал Герасим в дом барыни? Прочитайте, как воспринял переселение в Москву? («скучал и недоумевал»)Объясните значение слова «недоумевать»? Отчего «скучал» герой? (сердце его рвалось на поля, «нивы», где прошла вся его жизнь) Откуда же это недоумение? Ведь Герасим понимал, что он крепостной, а значит, барыня вправе поступать с ним так, как пожелает? (с его богатырским телосложением работа дворником была слишком уж проста для него, не вровень той, которой он занимался в деревне все эти годы)
  • Каким словом называл Герасим свою новую работу? («шутка») Попытаемся объяснить это. Но ведь подобная работа- благо по сравнению с предыдущей, тогда почему Герасим так часто хотел остаться один, уходил в поля и «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно…»? (грусть по прежней жизни в деревне, любовь к своему родному краю, понимание, что его мнение как крепостного никто не учтёт, тем более он немой) Какое сравнение подбирает здесь автор, рассказывая о том, как тяжело было Герасиму приспособиться к новой жизни? («лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь») А где держат пойманных зверей? Почему же герой воспринимал себя, будто в клетке? Объясните.
  • В чём заключалась новая работа Герасима? Расскажите. Действительно ли у Герасима было так «немного дел»? Может ли быть, чтобы все эти дела Герасим выполнял «в полчаса»? Как работал герой? Найдём гиперболу в описании Герасима. («не только телегу, самое лошадь спихнет с места», «поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води…») Почему окружающие «очень стали уважать его»? (за сноровку, огромную физическую силу, которую он принимал не для того, чтобы пугать людей, вызывать страх и уважение к себе, а для того, чтобы помогать другим, как в случае с ворами) Какое сравнение использует Тургенев, говоря о работе дворника? («топор звенит у него, как стекло») Объясните, как вы понимаете этот образ?
  • Комментированное чтение (стр. 45) Почему дворня, жившая у барыни, «побаивалась» Герасима? (во-первых, его физическая сила вызывала страх, во-вторых, его немота отпугивала людей, в-третьих, Герасим был «нрава строгого и серьёзного») Какие слова в описании отношения к нему окружающих вызывают улыбку? Прочитайте («даже петухи при нём не смели драться, а то беда!») Почему Герасим из всей домашней птицы особенно уважал гусей? (как пишет Тургенев, Герасим сам был похож на «степенного гусака», поэтому кормил их, ходил за ними)
  • Каким же предстаёт Герасим? Опишите его.
  • Работа по иллюстрациям . Рассмотрите предложенные иллюстрации. На них изображён Герасим. Таким его увидели художники. Вы видите, что портреты героя созданы в разной манере письма, с помощью разных изобразительных средств. Скажите, какой, по-вашему, портрет лучше всего передаёт образ героя? Объясните свою точку зрения. А с каким изображением героя вы вовсе не согласны. Прокомментируйте.
  • Что такое портрет, знает каждый из нас. Это изображение человека. Оно может быть нарисовано акварелью, тушью, масляными красками, сделано из какого-либо материала, это может быть и фотография. Существуют и скульптурные портреты. Но все они, так или иначе, созданы чем-то вещественным. Есть портреты, созданные словом. Мы их с вами создаем чуть ли не каждодневно, рассказывая о друзьях ли, описывая их, о знакомых ли, да просто о разных людях, которых нам надо описать. Мы всегда представляем себе, как выглядят те люди, о которых читаем в произведении, потому что писатель нарисовал их словесно, и мы представляем себе их облик: внешность, походку… Но портрет в литературе- это и мимика, жесты героя,
    Запись в тетради: портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении. Обычно портрет иллюстрирует те стороны личности, которые важны автору.
  • Как вы понимаете слово «каморка»? Объясните значение слова? Почему не в дом, не в комнату, не на чердак, не в помещение.. поселил Тургенев Герасима? Какие ассоциации рождаются у вас при этом слове? (вспоминаем каморку папы Карло, давшему жизнь Буратино) Как обустроил Герасим свою каморку? Читаем. Докажите, что по обстановке мы с вами уже можем многое рассказать о человеке, который тут проживает. О чём говорит кровать Герасима, «истинно богатырская кровать»? (его огромная физическая сила, сам сделал её- умелец, на все руки мастер), «столик прочный и приземистый»? Как понимаете это слово «приземистый»? «Дюжий сундук»- объясните значение прилагательного. Найдите гиперболу в описании каморки Герасима («сто пудов можно было положить на неё /кровать/- не погнулась бы») На какие качества Герасима указывают предметы в каморке? (любовь к прочности, основательности, порядку)
  • Каким же мы увидели Герасима на первых страницах рассказа? Подытожьте.
  • Домашняя работа: читать стр. 45-56, устный рассказ о Татьяне. Обратить внимание на главное- взаимоотношения Герасима и Татьяны, отношение барыни к герою. Заполнить первые 3 пункта таблицы (вторая колонка заполняется цитатами из рассказа) :
  • Характеристика Герасима.

    1. Портрет
    2. Отношение к работе
    3. Герасим и дворовые:
    А) отношение к нему,
    Б) отношение Герасима к ним.
    4. Отношение барыни к Герасиму.
    5. Герасим и Татьяна.
    6. Герасим и Муму.

    Портрет

    Портрет - составная часть структуры персонажа. Литературный портрет - понятие объемное. В него входят не только внутренние черты героя, составляющие суть характера человека, но и внешние, дополняющие, воплощающие в себе типичное, характерное и индивидуальное. Портрет персонажа - один из важных компонентов произведения, органически слитый с композицией текста и идеей автора.

    У каждого художника слова своя манера создания образа- персонажа, составная его поэтики. Существуют и объективные приемы портретных характеристик. Развитие портретного искусства тесным образом связано со сменой и эволюцией литературно-художественных стилей. Так, портрет в сентиментализме отличается определенной живописностью, он отражает чувственный мир героя. В романтической эстетике доминирует яркая деталь, подчеркивающая ту или иную особенность характера, проявляющую инфернальную или сакральную сущность души. Живописность портретного описания достигается за счет обилия красочных средств и метафор.

    Акцент на какой-то одной детали свойствен любому типу портрета (сентименталистскому, романтическому, реалистическому, импрессионистическому). Например, портрет Сильвио из повести А. С. Пушкина «Выстрел»: «Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола». Или описание революционерки Шустовой в романе Л. Н. Толстого «Воскресение»: «...невысокая полная девушка в полосатой ситцевой кофточке и с вьющимися белокурыми волосами, окаймлявшими ее круглое и очень бледное, похожее на мать лицо». Именно употребление определенных для эстетики эпитетов придает этим портретам различную романтическую или реалистическую интонацию. В обоих портретах названа одна деталь - «бледность». Но в облике Сильвио это «бледность» рокового героя, а у Л. Н. Толстого - болезненная бледность героини, которая томится в мрачной тюрьме. Уточнение - «очень бледное, похожее на мать лицо» (хотя читатель никогда не видел и не увидит в тексте романа портрета матери этой девушки) - усиливает читательское сострадание к революционерке.

    Детализированный портрет. Художники слова дают подробное описание внешности героя: роста, волос, лица, глаз, а также некоторых характерных индивидуальных признаков, рассчитанных на зрительное восприятие. Детализированный портрет обычно охватывает все стороны внешности героя, вплоть до его костюма, движений, жестов. Подобный портрет дается, как правило, при первом представлении персонажа и сопровождается авторским комментарием, а в процессе развития сюжета на него накладываются дополнительные штрихи. Такой тип портрета особенно часто встречается в романах И. С. Тургенева. Читатель сразу получает представление о любимых героях писателя. Особенно яркими деталями изобилуют портретные характеристики женских образов в романе «Рудин». Иногда И. С. Тургенев преднамеренно интригует читателя и представляет портрет героини постепенно или в самых разных обличиях. В повести «Ася» автор подробно описывает фигуру, жесты, но не показывает те детали портрета, которые позволили бы угадать характер героини: ее глаза были скрыты большой соломенной шляпой, поэтому читатель не может еще составить полного представления о девушке. Затем Ася изображается то шаловливым ребенком в костюме юноши, то невинной крестьянкой, то светской барышней. Она долгое время остается загадкой и для господина К, и для читателя.

    Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», прежде чем представить главного героя, вначале дает описание его убогой каморки. Эта детализированная обрисовка жилища предваряет портрет Раскольникова и создает определенное настроение для целостного восприятия образа. Важной деталью является введение самого описания внешности: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». В эпилоге, когда Раскольников обретает надежду, его «прекрасные темные глаза» озаряются светом, «глубокая задумчивость» уже не омрачает лица молодого человека.

    Психологический портрет . В данном портретном описании важны не столько внешние признаки, столько психологические особенности. Здесь отмечаются и социальные детали образа- персонажа. Авторы используют различные художественные приемы для раскрытия внутреннего мира героя. А. С. Пушкин, представляя в романе «Евгений Онегин» главное действующее лицо, не дает подробного описания внешности Онегина и той среды, которая его сформировала, как это было принято в классическом западном романе, и только шутливо замечает в конце VII главы: «Пою приятеля младого и множество его причуд...» Поэт начинает роман с «мыслей молодого повесы», и это уже является важной психологической характеристикой образа и раскрывает смысл эпиграфа ко всему роману, где были названы основные свойства натуры, страдающей «русской хандрой».

    Многими исследователями отмечалось, что Андрей Болконский в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» - это художественное продолжение образа Евгения Онегина. Скептическое отношение к миру свойственно обоим героям. Однако для Толстого важно показать не только внутренний мир героя, но и то общество, которое Болконский презирает. Весомые детали портрета сопровождаются авторскими комментариями, позволяющими предположить, что и писатель разделяет взгляды героя: «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно...»

    Л. Н. Толстой очень тщательно отбирал детали для характеристики героев. Он считал необходимым отметить как психологические, так и социальные особенности характера героя. Об этом свидетельствует подготовительная работа писателя. Л. Н. Толстой написал на каждого персонажа «анкеты» по следующим рубрикам: «имущественное, общественное, любовное, поэтическое, умственное, семейное». Например, образ Николая Ростова:

    «Имущественное. Роскошно живет по отцу, но расчетлив.

    Общественное. Такт, веселость, всегдашняя любезность, все таланты понемножку.

    Поэтическое. Все понимает и чувствует понемногу.

    Умственное. Ограничен, отлично говорит пошло. Страстен по моде.

    Любовное. Никого не любит крепко, маленькая интрига, маленькая дружба...»

    Писатель стремился передать характеры людей в их многосторонности, развитии и движении. Этим и достигается удивительная пластичность, рельефность толстовских образов.

    В портретных характеристиках Л. Н. Толстого всегда чувствуется авторское отношение к герою. Сколько бы писатель ни называл Веру Ростову красивой и сколько бы он ни описывал правильных черт ее лица, читатель все равно не верит в ее красоту, потому что она была холодна, расчетлива и чужда «ростовской породе», миру Наташи и Николеньки.

    В романе «Воскресение» Л. Н. Толстой заменяет индивидуально характерные изобразительные детали, когда они относятся к персонажу, принадлежащему к высшему свету, деталями негативными, связанными с принадлежностью героя к определенному сословию, такой герой часто даже не имеет имени. В первом варианте произведения дается подробный портрет купца присяжного заседателя: «...длиннополый, седой, курчавый, с очень маленькими глазами». В окончательном варианте текста портрет купца лишается всего индивидуализированного, остается лишь одна социально определяющая черта: «Высокий толстый купец».

    И. С. Тургенев в создании портрета использует принцип «тайной психологии». Писатель скрывает свое отношение к героям. У него одинаково красивыми могут быть как положительные, так и отрицательные персонажи. Однако целенаправленным подбором лексики Тургенев заставляет читателя почувствовать ложность натуры Паншина или Варвары Павловны из романа «Дворянское гнездо». Жена Лаврецкого «была спокойна и само- уверенно-ласкова, что всякий в ее присутствии тотчас чувствовал себя как бы дома; притом от всего ее пленительного тела, от улыбающихся глаз, от невинно-покатых плеч и бледно-розовых рук, от легкой и в то же время как бы усталой походки, от самого звука ее голоса, замедленного, сладкого, - веяло неуловимой, как тонкий запах, вкрадчивой прелестью, мягкой, пока еще стыдливой, негой...».

    Важную роль в психологическом портрете выполняют предметная деталь и различные литературные реминисценции. Ярким образцом детализированного психологического портрета является описание внешности Печорина. М. Ю. Лермонтов дает несколько описаний его облика, как бы постепенно раскрывая феномен «героя века». В главе «Бэла» Максим Максимыч замечает только странность этого удивительного человека, автор уже настраивает читателя на восприятие исключительности Печорина. В главе «Максим Максимыч» представляется подробный психологический портрет главного героя, отмечаются и «привычки порядочного человека», и «аристократическая рука», «скрытность характера». Особо значимым становится сравнение Печорина с бальзаковской кокеткой. Современникам Лермонтова эта реминисценция говорила о многом. В повести О. Бальзака «Тридцатилетняя женщина» и в еще более известной его «Теории походки» дана психологическая мотивация манеры держать себя, нравиться людям, скрывать презрение к ним. Этим сравнением М. Ю. Лермонтов включил в портрет целый комплекс психологических деталей, позволяющих пояснить внутренний мир героя.

    Сатирический и иронический портрет . В сатирических портретных характеристиках важную роль выполняют психологическая деталь и поэтическая метафора. Средства художественной выразительности основаны на приемах комического. Сила осмеяния и обличения зависит от степени несоответствия между видимостью и сущностью явления, между формой и содержанием образа, поступком и характером. В разных художественных эстетиках используется прием комического в портретной характеристике.

    Пушкин создает тип пародийного портрета в романе «Евгений Онегин», когда представляет читателю Ольгу: «Глаза, как небо, голубые, // Улыбка, локоны льняные, //Движенья, голос, легкий стан, // Все в Ольге... но любой роман // Возьмите и найдете верно // Ее портрет...»

    Онегину кажется странным, что Ленский влюблен в Ольгу: «...Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт...» Она напоминает уже знакомые образы героинь: «Точь-в-точь в Ванди- ковой Мадонне: // Кругла, красна лицом она, // Как эта глупая луна // На этом глупом небосклоне».

    Ироническое сочетание деталей обнаруживается в портрете Ленского. Особенно важно то, что в одном из опубликованных текстов «Евгения Онегина» было уточнение «с душой филистер геттингенский», а не как мы сейчас читаем «с душою прямо гет- тингенской...». Уточняя особенность бюргерской натуры героя, автор подготавливает читателя к тому, что поэта «обыкновенный ждал удел». Его романтическая восторженность - лишь дань моде.

    М. Е. Салтыков-Щедрин в «Губернских очерках» создает галерею сатирических портретов. Автор часто использует прием «действенного фразеологизма», основанный на особых оттенках интонации. В главе «Порфирий Петрович», помимо ярких деталей, важную роль выполняют риторические фигуры, вносящие в образ сатирические тона: «Не высок он ростом, а между тем всякое телодвижение его брызжет нестерпимым величием... Как жаль, что Порфирий Петрович ростом не вышел: отличный был бы губернатор! Нельзя сказать также, чтоб и во всей позе его было много грации; напротив того, весь он как-то кряжем сложен; но зато сколько спокойствия в этой позе! Сколько достоинства в этом взоре, померкающем от избытка величия!»

    Сатирические портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина созданы при помощи гротеска, гиперболизации и фантастики. Часто одна деталь обобщается, и метонимический образ достигает уровня типизации. Использование уменьшительно-ласкательных форм лексики позволяет передать авторскую иронию.

    А. П. Чехов использует выразительную деталь портрета, которая может заменить описание внешности. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» нет портретных характеристик. А. П. Чехов акцентирует внимание на запахах. От «тонкого» пахло «ветчиной и кофейной гущей», а от «толстого» - «хересом и флердоранжем». Название этого рассказа - литературная реминисценция, позволяющая читателю сразу же вспомнить подробное гоголевское описание чиновников в одном из лирических отступлений «Мертвых душ», где представлены сатирические обобщающие портреты «толстых» и «тонких».

    С помощью вкусовых ассоциаций А. П. Чехов представляет и женскую натуру в рассказе «Женщина с точки зрения пьяницы»: «Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор еще не догадались обложить акцизным сбором... Женщина до 16 лет - дистиллированная вода... От 20 до 23 - токайское. От 23 до 26 - шампанское. 28 - коньяк с ликером. От 32 до 35 - пиво завода «Вена». От 40 до 100 - сивушное масло...»

    Большое разнообразие портретных характеристик можно наблюдать в эпических текстах. Авторы эпических произведений используют портреты-описания, портреты-сравнения, портре- ты-впечатления, портреты-метафоры. Иные средства художественной выразительности в передачи внешности героя используются в лирике и драме. В лирических жанрах портрет встречается в балладах, поэмах, эпиграммах, песнях, пародиях, а также в «персонажной» лирике.

    Мастером сатирического портрета в лирике был А. С. Пушкин. В одной емкой детали он выражал весь смысл образа, и портрет был настолько узнаваем, что современники без труда угадывали того, на кого написана эпиграмма. Например, шутливое стихотворение «Собрание насекомых»:

    Вот Глинка - Божия коровка, Вот Каченовский - злой паук, Вот и Свиньин - российский жук, Вот Олин - черная мурашка, Вот Раич - мелкая букашка.

    Портрет-сравнение - метафорическая характеристика друзей Пушкина.

    Традиционный романтический портрет можно наблюдать в поэмах, где при помощи развернутых сравнений, устойчивых эпитетов создается поэтический облик героев.

    В жанрах послания и посвящения можно обнаружить портрет адресата, в них, как правило, обозначены основные черты характера или особые свойства души, которые дороги поэту. Иногда встречаются подробные детализированные портретные характеристики. Д. Давыдов создает обобщающий портрет в стихотворении «Поэтическая женщина». Это произведение было очень популярно, его знали наизусть и часто переписывали в альбомы. Основной поэтический прием - развернутая метафора, представленная назывными предложениями.

    Что она? - Порыв, смятенье, И холодность, и восторг, И отпор, и увлеченье, Смех и слезы, черт и бог, Пыл полуденного лета, Урагана красота, Исступленного поэта Беспокойная мечта!..

    Портретные характеристики в лирике создаются с помощью метафор и аллегорий.

    В драме практически отсутствует описание, за исключением новых драматических форм, таких, как эпический театр. Основными средствами портретных характеристик в пьесах можно назвать авторские ремарки, монологи героев и реплики персонажей.

    В классицизме обнаруживается устойчивая типизация героев, деление их на положительных и отрицательных. Поэтому авторы трагедий и комедий в ремарках уточняют детали портрета. К примеру, костюм героя свидетельствует о его социальном положении. Важное место отводится речевому поведению персонажа. Именно речь героя - исчерпывающая характеристика классицистического образа. В комедии Мольера «Скупой» нет описания внешности персонажей и их характеров в представлении действующих лиц или ремарках. Описание «молодых красавчиков», данное 60-летним Гарпагоном: «Я удивляюсь, за что их женщины так любят... петушиные голоса, кошачьи усики, парики из пакли, штаны чуть держатся, живот наружу...» - пример сатирического портрета из реплик персонажей.

    В реалистической драме портрет героя дается и в авторском представлении действующих лиц, как, например, у Гоголя в комедии «Ревизор», и в развернутой ремарке, как у Чехова, а также в монологах героев, в репликах персонажей.

    А. Н. Островский, характеризуя Бориса в пьесе «Гроза», дает помимо указания - «молодой человек, порядочно образованный» - еще и уточнение: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это авторское примечание очень важно для понимания образа персонажа. Его европейское обличие проявляется не только во внешности и не столько в образованности, сколько в отчужденности героя от русской жизни.

    Примером подробной психологической характеристики в реплике героя может служить рассуждение Треплева о своей матери в пьесе «Чайка»: «...Психологический курьез - моя мать. Бесспорно, талантлива, умна, способна рыдать над книжкой, отхватит тебе всего Некрасова наизусть, за больными ухаживает, как ангел; но попробуй похвалить при ней Дузе! Ого-го! Нужно хвалить только ее одну, нужно писать о ней, кричать, восторгаться ее необыкновенною игрой... Затем она суеверна, боится трех свечей, тринадцатого числа. Она скупа. У нее в Одессе в банке семьдесят тысяч -? это я знаю наверное. А попроси у нее взаймы, она станет плакать... Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода. Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три, и за это она меня ненавидит...» Это уже целый психологический этюд, а не реплика, в которой штрихом намечается облик персонажа.

    Художественное исследование человека проделало огромный путь от схематической типизации до сложных образов. Каждый писатель обладает индивидуальным стилем и системой поэтических приемов для создания ярких образов.

    error: Content is protected !!